38746

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Контрольная

Психология и эзотерика

Причиной в развитии невроза следует считать психическую травматизацию. Так например наличие подвижных установок к меняющимся условиям среды является фактором препятствующим возникновению невроза или способствующим успешному разрешению невротического конфликта. Таким образом можно дать и такое определение невроза. Пятый метод получения невроза в эксперименте основан на перенапряжении нервной деятельности в результате нарушения сложных отношений в стаде животных.

Русский

2013-09-29

137.5 KB

20 чел.

13

PAGE  1

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проявлениями нарушений ВНД человека являются неврозы и психозы.

Понятие о психозах (для студентов фармацевтического факультета).

ПСИХОЗЫ – заболевания, при которых психические реакции резко противоречат реальным отношениям человека и окружающей его среды. Психозы проявляются расстройствами отражения, восприятия реального мира, нарушением поведенческих реакций. При этом больной не осознает свою болезнь, не понимает, что воспринимает окружающий мир и ведет себя неправильно. Заболевшие психозами становятся недееспособными, могут представлять опасность для себя и окружающих.

При психозах появляются симптомы нарушения восприятия внешнего мира. Например, иллюзии – ошибочное, искаженное восприятие реально существующих объектов (миражи, увеличение или уменьшение реальных размеров увиденного предмета).

Галлюцинации – восприятия без наличия реального объекта. Галлюцинации могут быть зрительными, слуховыми, обонятельными, тактильными и т.д.

Появляются и симптомы нарушения мышления, например, бред – идея, не соответствующая действительности, полностью овладевает сознанием больного и абсолютно не корригируется при разубеждении и объяснении. Может быть бред величия, преследования, бред ревности, изобретательства и т.д.

При психозах отмечаются выраженные эмоциональные расстройства. Эйфория - радостное настроение, ощущение абсолютного счастья. Может быть гебефрения (дурашливость) – т.е. на фоне повышенного настроения возникают кривляния, действия, высказывания не соответствующие месту и времени. К нарушениям эмоциональной сферы относят апатию – полное равнодушие, безучастность больного ко всему. Может возникать депрессия – угнетенное настроение с чувством тоски, тревоги, страха.

Проявлениями психозов являются импульсивные действия, влечения, которые осуществляются человеком без контроля сознания. Например, больной может иметь непреодолимое влечение к воровству, поджогам, насилию над другими людьми, животными.

У больных психозами нередки расстройства памяти, сна, снижение интеллекта, могут нарушаться двигательные функции (двигательное возбуждение или, наоборот, двигательное угнетение вплоть до оцепенения).

В этиологии психозов определенную роль играет патологическая наследственность (например, при шизофрении, эпилепсии). В других случаях важную роль играют инфекционные агенты, особенно если они действуют в период внутриутробного развития (например, нейротропные вирусы, возбудитель сифилиса, токсоплазма, менингококк). Этиологическим фактором в развитии психоза может быть интоксикация алкоголем, наркотиками; различные нарушения обмена веществ; черепно-мозговые травмы; сосудистые расстройства, опухоли головного мозга; возрастные изменения (старческое слабоумие, сенильные психозы).

НЕВРОЗЫ

Неврозы - заболевания, в основе которых лежит хроническое нарушение психических и вегетативных функций, вызванное перенапряжением силы процессов возбуждения и торможения, их уравновешенности и подвижности.

Неврозы наиболее частая форма патологии среди нервно-психических болезней, причем, заболеваемость ими постоянно увеличивается. Чаще неврозы отмечаются у жителей городов, чем у населения сельской местности, в структуре заболевших преобладают женщины (до 65-70 %). Наиболее часто невротические расстройства возникают в возрасте 15-30 лет и в инволюционном периоде.

Важное значение в развитии неврозов могут иметь: конституциональные особенности организма, пол, возраст. Способствуют развитию неврозов психотравмы детского возраста, ряд социальных факторов, например, неполные семьи, низкое материальное положение, уровень образования, профессия и другие.

Причиной в развитии невроза следует считать психическую травматизацию. Психотравма – это словесное или безречевое воздействие, внутренне значимое для личности, оказывающее поражение психики. Психотравмы могут быть семейно-бытовыми, производственными, ятрогенными и т.д. Патогенными могут оказаться однократно действующие сверхсильные и, особенно, многократно действующие слабые раздражители. В первом случае говорят об острых, во втором – о хронических психических травмах. Психотравма оказывает патогенное влияние лишь при наличии определенных преморбидных особенностей личности (возраста, условий воспитания и др.).

На фоне взаимодействия психотравмы и особенностей структуры личности формируется ключевое звено патогенеза неврозов – невротический конфликт. Формирование и разрешение конфликта тесно связано с состоянием механизмов психологической защиты личности. Так, например, наличие подвижных установок к меняющимся условиям среды является фактором, препятствующим возникновению невроза или способствующим успешному разрешению невротического конфликта. Противоположное влияние оказывают инертные, ригидные установки человека.

Таким образом, можно дать и такое определение невроза. Это психогенное заболевание, возникающее вследствие действия психотравмы на фоне особенностей личности с недостаточностью механизмов психической защиты с формированием невротического конфликта, проявляющееся функциональными нарушениями в эмоциональной, вегетативной и соматической сферах.
Основоположником научного подхода к познанию сущности неврозов был академик Иван Петрович Павлов.

МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ НЕВРОЗОВ.

Первый метод основан на перенапряжении возбудительного процесса. При этом происходит срыв нервной деятельности в сторону торможения, то есть начинает преобладать тормозной процесс и у животных исчезают ранее выработанные положительные условные рефлексы.

Перенапрячь возбудительный процесс можно одномоментно, в остром опыте. В лаборатории Павлова использовали опыт Рикмана. Собаку в станке ставили на платформу, которая внезапно начинала колебаться, одновременно включалась сильная трещотка, рядом вспыхивал порох. Животное сначала сильно возбуждалось, затем у него развивался опистотонус с преобладанием напряжения мышц разгибателей, после чего собака повисала на лямках в станке. После того, как собака приходила в себя от острых явлений, у нее отмечался хронический срыв возбудительного процесса, то есть исчезали ранее выработанные условные рефлексы.

У человека также возможны срывы при действии чрезвычайных раздражителей. Это, так называемые, острые шоковые неврозы. При этом воздействие происходит одновременно на несколько анализаторов и возникает генерализованное возбуждение. Шоковые неврозы могут возникать в экстремальных условиях, например, в боевой обстановке, являющейся реальной угрозой для жизни человека, или у детей, на которых действуют устрашающие ситуации.

Иногда срыв возбудительного процесса происходит вследствие неудовлетворения, неотреагирования возбуждения, когда не наступает событие, на которое настроен данный человек. Например, если голодный человек видит пищу, недоступную для него, возбуждение пищевых центров нарастает и, если он не поест, возбуждение останется неотреагированным. Если бы человек поел, возникла бы нейрогуморальная афферентация, которая погасила бы возбуждение. А раз оно не гаснет, а нарастает, это может привести к перенапряжению и истощению нервных центров. Истощение нервных клеток сопровождается нарушением функции мембранных насосов, расстройством метаболизма и ослаблением возбудительного процесса. В нервной деятельности начинает преобладать торможение. Легче срываются конституционально-слабые возбудительные процессы или ослабленные травмой, облучением, интоксикацией, какой-то другой предшествующей патологией. Легче перенапрягается возбуждение и в том случае, если оно инертно, то есть недостаточно подвижно. Таким образом, слабость и инертность возбудительного процесса предрасполагают к более легкому его срыву.

Второй метод получения неврозов в эксперименте основан на перенапряжении тормозного процесса. Есть два вида торможения. Первый – безусловное, которое не нужно вырабатывать (организм с ним рождается). Это, например, охранительное или запредельное торможение, которое возникает на пределе работоспособности нервных клеток. Это также два вида индукционного торможения: одновременная отрицательная индукция, когда возбуждение, поступающее в нервные центры, одновременно наводит торможение в других нервных центрах; последовательная отрицательная индукция, – когда вслед за возбуждением нервных центров наступает их торможение.

Есть еще условное или внутреннее торможение, которое вырабатывается на протяжении всей жизни. Известно три типа условного торможения: угасательное, дифференцировочное и запаздывательное. Чтобы перенапрячь тормозной процесс, вызвать его срыв, в эксперименте обращаются к условному торможению. Когда срывается тормозной процесс, в нервной деятельности преобладает возбуждение: животное становится злым, агрессивным, при этом исчезают отрицательные (тормозные) условные рефлексы.

В лаборатории Павлова использовали опыт Шернер-Крестовниковой, в котором перенапрягали дифференцировочное торможение. Для этого у собаки сначала вырабатывали условный пищевой рефлекс на круг. После того как рефлекс закреплялся собаке показали эллипс. Поскольку первичный условный рефлекс был генерализованным, недифференцированным, собака отвечала пищевой реакцией и на эллипс. Чтобы собака могла отличать круг от эллипса, необходимо вмешательство дифференцировочного торможения. Это достигалось тем, что круг подкреплялся пищей, а эллипс – нет. В результате условный рефлекс на круг продолжал укрепляться, а на эллипс пищевая реакция не возникала, так как подавлялась дифференцировочным торможением. Когда дифференцировка стала прочной, эллипс начали приближать по форме к кругу. Дифференцировка становилась все более точной, требующей все большего напряжения условного торможения. И когда соотношение радиусов круга и эллипса приближалось 7:8, наступал срыв процессов торможения.

Проще перенапрячь процесс торможения удается при наличии слабого тормозного процесса, простым включением условного тормоза. Например, включение лампочки плюс звонок – подкрепляются пищей, а один звонок – не подкрепляется, и он становится условным тормозом. Если его длительно включать, можно получить перенапряжение тормозного процесса.

Легко перенапрягается активный тормозной процесс у детей, у которых он филогенетически и онтогенетически более поздний. Неврозы у детей часто возникают вследствие неправильного воспитания, нездоровой обстановки в семье, раннего сиротства. Дело в том, что воспитание – это, прежде всего стимуляция торможения («слушай внимательно, сиди спокойно, не болтай на уроках»). Легче перенапрягается торможение при наличии слабого или ослабленного тормозного процесса, когда по силе преобладает возбудительный процесс.

Третий метод получения неврозов основан на перенапряжении подвижности нервных процессов, то есть нервные процессы сталкиваются друг с другом. При этом слабейший процесс, а иногда и оба могут быть сорваны. Дело в том, что возбуждение и торможение это разные по своей сути процессы. Возбуждение начинается с деполяризации клеточной мембраны и распространяется по нервным проводникам. А в основе торможения лежит гиперполяризация, которая блокирует возникновение и распространение нервных импульсов. Каждый нейрон имеет до 10 тысяч синапсов. Причем, они могут быть и возбудительными, и тормозными. Электрические синапсы вызывают деполяризацию или гиперполяризацию непосредственно через электрический потенциал действия, без выброса химического вещества. А химические синапсы действуют с помощью секреции соответствующих медиаторов. Медиаторами возбуждения являются ацетилхолин, глютамат, аспартат, а торможения – ГАМК, серотонин, таурин, глицин, аденозин. В смешанных синапсах действуют оба механизма: электрический и химический. Подвижность нервных процессов – это скорость смены одного процесса другим. Перенапрячь их подвижность можно быстрой сменой возбудительного и тормозного условных раздражителей, или их одновременным включением. Допустим, что свет – это положительный условный раздражитель, а звонок – отрицательный. Если перед животным одновременно включить лампочку и звонок, то в одни и те же центры будут направлены и возбуждение и торможение. Это может привести к срыву более слабого нервного процесса или обоих. Такая сшибка нервных процессов лежит в основе различных конфликтных ситуаций, когда человеку надо решить какую-то задачу, а он не может придти к однозначному решению. У него в нервных центрах борются процессы возбуждения и торможения.

Такое же столкновение нервных процессов происходит при переделке значений условных раздражителей. Например, когда в эксперименте положительный метроном-60 переделывают в отрицательный (120 ударов в минуту), а отрицательный-120 – в положительный-60. Положительный перестают подкреплять, а отрицательный начинают подкреплять. Положительный метроном сигнализирует наступление пищевой реакции, а пищи не дают. Тормозной (120) затормаживает пищевую реакцию – пищу дают.

У людей механизм сталкивания процессов возбуждения и торможения лежит в основе тягостного чувства разочарования в близком, уважаемом, любимом человеке.

Сшибка возбуждения и торможения происходит и при переделке динамического стереотипа нервных процессов, переделке цепных условных рефлексов, когда конец одного условного рефлекса сигнализирует о начале другого. Динамический стереотип и цепные условные рефлексы лежат в основе привычек человека, стереотипов его поведения. Часто столкновение стереотипов приводит к невротическому конфликту личности, особенно у пожилых людей. Невроз могут вызвать и разные, одновременно происходящие, конкурирующие действия. Например, еда и чтение – это разные, конкурирующие виды деятельности (поэтому говорят: «когда я ем, я глух и нем»). Легче возникает перенапряжение подвижности при наличии инертных и слабых нервных процессов.

Четвертый метод основан на перенапряжении нервной деятельности в результате решения задач непосильной сложности на анализ и синтез. У человека подобного рода неврозы возникают при перенапряжении умственной деятельности, когда приходится выполнять срочную и ответственную интеллектуальную работу (так называемые информационные неврозы). Например, у переводчиков-синхронистов, участвующих в деловых переговорах, нервное напряжение достигает такой степени, что частота сердечных сокращений доходит до 140 в минуту.

Пятый метод получения невроза в эксперименте основан на перенапряжении нервной деятельности в результате нарушения сложных отношений в стаде животных.

Во-первых, это нарушение стадно-иерархических отношений. Так, невроз у обезьяны вожака возникал после изоляции его от стада, за которым он мог только наблюдать.
Во-вторых, это нарушение стадно-половых отношений. Так, невроз с выраженной артериальной гипертензией возникал у обезьяны самца, у которого отбирали его самку и сажали в клетку к другому самцу. Подобные напряжения возникают у людей в виде чувства ревности.
В-третьих, это нарушение среды воспитания. Так, у обезьян, выросших в изоляции от матери и своих сверстников, наблюдается нервно-соматическая астения с депрессией, или, наоборот, с агрессивным поведением, недоразвитием и извращением половых функций, отношением к потомству.
ОБЩИЕ И ЛОКАЛЬНЫЕ НЕВРОЗЫ.
Неврозы могут быть общими, когда они захватывают практически все анализаторы. Локальные неврозы затрагивают поначалу лишь отдельные структурно-динамические комплексы какого-либо одного анализатора. Примером локального невроза может служить тот, который наблюдали в лаборатории Павлова И.П. при переделке значений условных рефлексов на метроном-60 (отрицательный) и метроном 120 (положительный). Метроном 60 стали подкреплять, а метроном 120 – перестали. В результате возник невроз, который заключался в том, что все раздражители собака нормально. И только при включении метронома, установленного на частоту 60 или 120 возникала патологическая реакция.
Характер локального невроза у человека может носить писчий спазм или другая профессиональная дискинезия, например, у машинисток, музыкантов. Писчий спазм возникает при длительном и очень быстром письме. Это болезненное и сильное напряжение мышц руки при попытке взять именно ручку. Характер локального невроза носит заикание, функциональные нарушения сердечно-сосудистой, пищеварительной системы. Следует иметь в виду, что термины общий и локальный невроз ни в коей мере не относятся к тяжести клинического течения невротического расстройства. И при локальных и при общих неврозах страдает вся личность больного.
НАРУШЕНИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ НЕВРОЗОВ.
Первое – это уменьшение силы процессов возбуждения и торможения, что проявляется в раздражительной слабости или взрывчатости. Например, человек на обычный раздражитель дает бурную реакцию (так как торможение у него слабое), причем, эта бурная реакция быстро затухает, истощается, так как возбуждение тоже слабое. Такие люди не могут переносить сильные раздражители, у них имеет место легкая истощаемость, снижена работоспособность.
Второе. В основе невроза может быть нарушение уравновешенности нервных процессов, когда вследствие ослабления (срыва) одного, существенно по силе преобладает другой – или возбуждение, или торможение. На базе локального ослабления торможения или резкого усиления торможения может сформироваться генератор патологически усиленного возбуждения (ГПУВ), который становится патологической детерминантой в новой патологической системе внутринервных отношений. Это может произойти при деафферентации нейронов, при повреждении их гипоксией, ядами, другими факторами, в том числе функциональными. ГПУВ отличается от доминанты Ухтомского тем, что относится к одной функциональной системе, в то время как доминанта Ухтомского характеризует межсистемные отношения.
Патологическая детерминанта может возникать в различных центрах регуляции на базе абсолютного или относительного дефицита торможения. Она может возникать в двигательных, сенсорных, в вегетативных центрах, и в центрах, связанных с эмоциями. Если возникла патологическая детерминанта, нервный центр, в нейронах которого имеет место устойчивая деполяризация, становится источником постоянной импульсации. При неврозах патологической детерминантой можно объяснить некоторые гиперкинезы в форме навязчивых движений, эпилептоидные приступы, головные боли, некоторые вегетативные и эмоциональные расстройства (например, гипертонические кризы).
Третье – в основе невроза может лежать уменьшение подвижности нервных процессов или их патологическая инертность. В качестве примера рассмотрим один из опытов, используемый в лаборатории Павлова И.П. При переделке значений метронома из положительного в отрицательный, когда его престали подкреплять, он приобрел свойства отрицательного, тормозного раздражителя. После этого захотели вернуть ему положительное значение, но так и не добились возврата. Торможение стало инертным, сдвинуть его так и не удалось.
В норме, если условный рефлекс несколько раз не подкрепляется, он теряет свое значение. При наличии инертного возбудительного нервного процесса он перестает угасать. Например, бессонница может быть связана с невозможностью сдвинуть возбуждение, и человек долго не может уснуть. Могут появиться застойные фазовые явления (фазовые состояния или гипнотические фазы). Они возникают при смене сна и бодрствования, являются мимолетными. В условиях патологической инертности они становятся застойными и могут держаться в нервных центрах днями, месяцами.
И.П.Павлов описал 4 фазовых состояния.
Первая – уравнительная фаза, когда сильные и слабые условные раздражители вызывают одинаковый эффект. Например, больные могут отмечать, что крупные и мелкие неприятности переживаются ими одинаково.
Вторая – парадоксальная фаза. Характеризуется тем, что слабые условные раздражители вызывают более сильную реакцию, чем сильные. То есть серьезные неприятности переносятся спокойно, в то время как мелкие буквально выводят из себя.
Третья – ультрапарадоксальная фаза. Характеризуется тем, что отрицательные, тормозные условные раздражители вызывают положительные условные рефлексы, а положительные условные раздражители дают отрицательные условные рефлексы. Больные в этих случаях обычно говорят: «Рассказывают что-то веселое, а у меня слезы на глазах». Ультрапарадоксальная фаза может быть физиологической в детском возрасте, что проявляется в виде детского негативизма. Например, взрослый говорит: «Возьми игрушку!», ребенок отвечает: «Не надо». Тогда взрослый говорит: «Ну, тогда не дам тебе игрушку», а ребенок – «Давай!».
Четвертая - тормозная фаза. Характеризуется тем, что ни на положительные, ни на отрицательные условные раздражители реакции не наступает.
Все эти застойные фазовые состояния нарушают нормальные силовые отношения между действующими раздражителями и ответной реакцией организма.
В условиях инертности нервных процессов достаточно легко могут возникать застойные патологические доминанты. Застойная доминанта может сформироваться в области чувствительной, болевой сферы, может быть связана с эмоциями, тогда любые раздражители будут неадекватно усиливать отрицательные или положительные эмоции человека.
В условиях инертности могут легко возникать прочные патологические условные рефлексы, лишенные приспособительного значения. Так, описан случай, когда к врачу обратилась 16-летняя девушка с жалобами на то, что при ощущении запаха хвои у нее возникает рвота. Выяснилось, что когда ей было 6 лет у нее умер дедушка и она пришла проститься с ним. При входе в комнату, убранную еловыми ветками, она почувствовала запах хвои, а когда наклонилась над гробом ощутила тошнотворный трупный запах, вызвавший рвоту. Связь замкнулась. Девушку вылечили, разорвав патологическую связь с помощью гипноза.
Важно подчеркнуть, что нарушения функции при неврозах являются обратимыми. Установлено, что при неврозах нарушается соотношение между кровообращением и функцией различных органов, причем, это касается и головного мозга, в котором при неврозах обнаружена сосудистая дискинезия. Она значительно снижает скорость локального мозгового кровотока, даже когда необходим высокий кровоток. Возникает циркуляторная гипоксия участков головного мозга. Гипоксией мозга объясняют быструю истощаемость нервные процессов при неврозах, частую смену настроения (эмоциональную лабильность), нарушения сна и т.д. Увеличение проницаемости гематоэнцефалического барьера, имеющееся при неврозах, способствует интоксикации мозговой ткани. При неврозах выявлены характерные электроэнцефалографические отклонения, электронномикроскопические изменения в нейронах и нейроглии. При затяжном течении невроза следует убедиться в том, что, нет ли в этом случае церебральной органической основы для тех или иных симптомов. Дело в том, что органическая патология – это уже не невроз. К органической патологии следует отнести и стойкие биохимические обменные конституциональные и приобретенные дефекты.
ПАТОГЕНЕЗ ВЕГЕТАТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ НЕВРОЗАХ.
Для всех форм неврозов характерны нарушения вегетативных функций, проявляющиеся симптомами изменения функции внутренних органов и систем. Установлено, что каждый второй пациент, обращающийся в поликлинику к терапевту, нуждается в психокоррекции, и около 50% больных с хроническими неврозами приобретают инвалидность по соматическим заболеваниям. Лечение таких больных часто неэффективно, поскольку носит симптоматический характер. Нарушение функции внутренних органов у данной категории больных является следствием невроза, который и остается нераспознанным.
Особенно часты расстройства сердечно-сосудистой системы. Сюда относят нарушения ритма сердца, кардиалгии, артериальную гипер- и гипотензии. Часто выявляются симптомы нарушения функции органов желудочно-кишечного тракта (расстройства аппетита, вплоть до анорексии, психогенная рвота, расстройства стула, боли с локализацией в области желудка, печени, кишечника. Нередко больные неврозами предъявляют жалобы на диуретические расстройства. Примерно в 60 % всех случаев энуреза (ночного недержания мочи) причиной является корковая дисфункция, то есть невроз. Больные неврозами могут быть пациентами дерматологов, поскольку у них часто возникают кожные высыпания, зуд, нарушения чувствительности кожи (гипо-, гиперестезии).
Еще раз подчеркнем, что нарушения функции внутренних органов при неврозах являются обратимыми, то есть при соответствующем лечении невроза они исчезают. Если патология становится необратимой, то это уже выходит за рамки невроза и называется психосоматической патологией. Психосоматические заболевания могут возникать и без предшествующего невроза. Например, сильная психотравма может стать причиной инфаркта миокарда, или спровоцировать резкий подъем артериального давления, который вызовет инсульт в виде кровоизлияния в мозг. Сказанное, в принципе, относится и к другим висцеральным системам. Например, хронический гастрит, язва желудка или 12-перстной кишки относятся к психосоматической патологии, если возникли вследствие психотравмы.
По механизму возникновения нарушения вегетативных функций при неврозах подразделяют на следующие группы:
Первое. Когда вегетативные расстройства возникают по механизму внушения, например, ятрогении, или самовнушения.
Второе. Это вегетативные расстройства, возникающие как проявления общих нарушений нервной деятельности, вызванных психической травматизацией.
Третье. Вегетативные нарушения, вызываемые индифферентным до этого раздражителем по механизму условного рефлекса (ларингоспазм, условно-рефлекторная рвота, приступ стенокардии). Пребывание в психотравмирующей ситуации, совпав по времени с соматическим заболеванием, может в дальнейшем воспроизводить картину этого страдания по условно-рефлекторному механизму каждый раз, как только человек попадает в подобную ситуацию.
Выделим наиболее общие звенья патогенеза вегетативных расстройств.
Неврозы являются следствием психо-эмоциональных стрессов. В процесс невротизации с самого начала вовлекаются мозговые структуры, относящиеся к регуляции поведенческой и эмоциональной сферы. Эмоции связаны, главным образом, с лимбической системой головного мозга (гипоталамус, передние ядра таламуса, другие образования подкорки). Все эти центры тесно связаны с новой корой и с регуляцией функции внутренних органов. Поэтому, наряду с нарушением поведенческих реакций человека, возникают и расстройства функции, а, следовательно, и обратимые поначалу изменения структур внутренних органов. На первичную невротическую дезинтеграцию функций наслаиваются изменения регуляции, связанные с вовлечением в невротический процесс эндокринной системы, прежде всего – это разнонаправленные изменения гипоталамо-надпочечниковой системы. Нарушения эндокринной регуляции вызывают сдвиги в обмене веществ, что замыкает порочный круг.
Почему в одних случаях поражается преимущественно одна система, а в других случаях – другая? При изучении экспериментальных неврозах на животных было выявлено, что преимущественно поражается, вплоть до появления органической патологии, та система при неврозах, естественное возбуждение которой предшествует психоэмоциональному стрессу и повторно им обрывается. Например, когда повторно стрессом обрывается еда, то у животных возникает язва желудка на фоне снижения желудочной секреции. Или, если обрывается половой акт, то у самцов возникает импотенция. Если обрывается оборонительное поведение, то обычно возникает артериальная гипертензия или ишемическая болезнь сердца. Если же стресс возникает во время сахарной нагрузки, то может развиваться диабет.
Кроме этого, необходимо учитывать генетически обусловленную или же приобретенную ранимость определенных органов и систем (хроническое раздражение органа патологическим процессом, перенесенное заболевание). Необходимо считаться и с преморбидными психологическими особенностями личности.
ЗНАЧЕНИЕ ТИПОВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В РАЗВИТИИ НЕВРОЗОВ.
В зависимости от силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов выделяют 4 типа нервной системы. Они аналогичны классификации темперамента по Гиппократу.
Первый. Слабый тип, аналогичный меланхолику (слабые процессы возбуждение и торможение).
Второй. Сильный уравновешенный, подвижный тип, аналогичен сангвинику.
Третий. Сильный, уравновешенный, инертный тип, аналогичен флегматику.
Четвертый. Сильный, неуравновешенный тип (нервные процессы сильные с преобладанием возбуждения), аналогичен холерику.
С учетом второй сигнальной системы выделяют три типа нервной системы:
Художественный тип – характеризуется относительным преобладанием первой сигнальной системы, (то есть системы условных рефлексов) над второй сигнальной системой (системой речи, абстрагированием от действительности) и относительным преобладанием подкорки над корой, и правополушарных процессов над левополушарными.
Мыслительный тип – противоположный: вторая сигнальная система преобладает над первой, кора над подкоркой, левое полушарие над правым.
Средний (или промежуточный тип) характеризуется отсутствием выраженного преобладания этих процессов.
Кроме этого у человека имеет место выраженная асимметрия правого и левого полушарий. Так, у правшей левому полушарию присущи функции абстрагирования, второй сигнальной системы, осознанные акты, положительные эмоции. Привилегией правого полушария является связь с первой сигнальной системой, конкретно-образное отражение действительности и большая связь с чувственной сферой, отрицательные эмоции типа печали и страха. Правым полушарием осуществляются подсознательные функции головного мозга.
Характер возникающего невроза в значительной мере зависит от конституциональных особенностей высшей нервной деятельности человека. Это подтверждается исследованиями близнецов.
Основные поставщики неврозов – представители крайних типов нервной системы. Для возникновения невроза у средних типов обычно необходима астенизация, то есть ослабление нервных процессов, например, при интоксикациях, нарушениях эндокринной регуляции и т.д. Получение невроза у представителей слабого типа иногда бывает затруднительно из-за быстрого наступления охранительного торможения.
От силы нервных процессов зависит дозировка лекарственных препаратов. Чем сильнее нервные процессы у больного неврозом, тем большие дозы препаратов следует применять, и наоборот.
КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И
ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕВРАСТЕНИИ.
Неврастения (или нервная слабость) – самый распространенный невроз у человека. Чаще неврастенией заболевают представители слабого типа со слабыми, инертными процессами, или с сильными, неуравновешенными процессами.
Главный симптом неврастении – раздражительная слабость, то есть повышенная возбудимость – раздражительность и легкая истощаемость центральной нервной системы. Невроз проявляется вспыльчивостью, нетерпеливостью, легкой утомляемостью, неспособностью переносить сильные раздражители (яркий свет, шум, громкую музыку и т.д.). Трудоспособность таких больных снижена. Из-за вспыльчивости они легко вступают в конфликты. Характерна повышенная чувствительность к интеро- и проприоцептивным раздражениям. В результате этого больные предъявляют жалобы на неопределенные неприятные ощущения с кожи головы, суставов, мышц, внутренних органов. Характера повышенная болевая чувствительность, гиперрефлексия. Быстро возникают отрицательные эмоции, которые вовлекают в патологический процесс эндокринные железы. Появляются нарушения вегетативных функций, прежде всего, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем органов.
Различают три формы неврастении. Однако в настоящее время врачи часто отмечают стирание отличий между ними.
Первая – гиперстеническая форма, когда в большей мере ослаблено внутреннее торможение. У больных имеются повышенная раздражительность, возбудимость, нетерпеливость, бессонница.
Вторая – гипостеническая (или астеническая) форма, когда в большей мере ослаблено возбуждение. Поведение таких больных характеризуется легкой тормозимостью вследствие наступления охранительного или запредельного торможения. У них легко возникает чувство усталости, постоянной сонливости.
Третья форма – промежуточная. Ее главный симптом – раздражительная слабость.
Необходимо обязательно учитывать, что симптомы астении могут являться не только проявлением невроза. Астения может сопровождать многие заболевания, в том числе инфекции, травмы, облучение, голодание, интоксикации и т.д.
КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И
ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТЕРИИ.
В международной классификации болезней (МКБ – 10) термин истерия отсутствует. Истерические неврозы теперь называют конверсионные или диссоциативные расстройства.
Эти невротические расстройства занимают второе по распространенности место. Причем женщины болеют в 8-9 раз чаще мужчин. Истерия легче возникает у представителей художественного типа, со слабыми нервными процессами. При истерии выражено преобладание подкорки над корой, первой сигнальной системы над второй, правополушарных процессов над левополушарными. В преморбиде истерии к конституциональным особенностям личности можно отнести: эмоционально насыщенное, яркое конкретно-образное мышление. Для таких людей характерны необдуманные, аффективные поступки. Аффект – это сильная, стремительно возникающая эмоция с утратой волевого контроля поступков. В преморбиде больных истерией отмечаются также лживость, склонность к фантазированию, которые направлены на приукрашивание своей особы. В их поведении прослеживается манерность, оно расчитано на зрителя, на эффект. Больные истерией легко индуцируются, внушаемы и самовнушаемы. Торможение, локализованное в области ретикулярной формации, отдельных центров коры, а также двигательных центров спинного мозга может вызывать выпадение отдельных функций (например, истерические параличи конечностей, глухоту, слепоту и другие). Возможно появление и застойных фазовых явлений, крайним проявлением которых бывает летаргия.
В патогенезе истерии основным механизмом развития является невротический конфликт между завышенным уровнем притязаний и реальных возможностей человека. В основе условно-рефлекторной фиксации болезненных симптомов при истерии лежит то, что они «носят черты условной приятности или желательности». Они дают больным своеобразный выход из тягостной для них ситуации. Это своеобразный уход от действительности, от тревоги, бегство в болезнь от реальной действительности. Например, истерические параличи, слепота, глухота дают шанс юноше-призывнику уклониться от службы в армии; псевдодеменция (ложное слабоумие) у преступника – что его сочтут невменяемым и освободят от уголовной ответственности.
У больных истерией могут возникать любые симптомы болезней, которые им известны из книг, фильмов, рассказов (рвота, мнимая беременность, приступы аппендицита, бронхиальной астмы и т.д.). Все они формируются по механизму условной приятности или желательности. Чтобы стал понятнее этот механизм приведу клинический пример. Пятилетняя девочка пила молоко. Вдруг из-за пенки у нее наступила рвота. Родители бросили все свои занятия, стали утешать ребенка. С тех пор рвота стала появляться всякий раз, когда девочка нуждалась в утешении и общении со своими родителями. Надо иметь ввиду, что все это не притворство, хотя и называют истерию великой симулянткой, а проявление невроза.
Таким образом, с учетом патогенеза истерии, причиной развития невроза следует считать не психотравму, а преморбидное развитие личности, ее конституциональные особенности высшей нервной деятельности.
КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА НЕВРОЗА НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ.
Этот вид невроза встречается реже, чем предыдущие. Конституциональными предпосылками невроза навязчивых состояний являются слабость и инертность нервных процессов, преобладание второй сигнальной системы над первой. В преморбиде – это люди тревожно-мнительные, крайне осторожные в своих действиях, высказываниях, очень рассудительные. Как правило, в детстве они воспитывались в условиях запретов, излишней строгости, постоянным пресечением попыток самостоятельности («Делай уроки в черновик!" «Зачем без спроса включил телевизор?» и т.д.). У  таких детей не развивается ответственность, она перекладывается на взрослых, поэтому формируется тревога сделать что-то неправильно, принижается уровень самооценки. Тревога заставляет человека обдумывать что-то, советоваться с другими людьми. Необходимость принять решение самостоятельно вызывает у них сильное напряжение. Поэтому в развитии невроза навязчивых состояний лежит психологический конфликт между долгом и желанием.
Ведущим звеном в патогенезе данного невроза является образование прочной патологической условно-рефлекторной связи на фоне инертности нервных процессов Инертностью процессов возбуждения объясняется невозможность для больных подавить явление навязчивости усилием воли, мучительное чувство бессилия в борьбе с ним. Невроз часто проявляется навязчивыми сомнениями (запер ли дверь), навязчивым счетом (считают встреченных по дороге на работу прохожих). Навязчивыми бывают определенные воспоминания, мысли, особенно часто возникают навязчивые страхи – фобии. С учетом однотипных механизмов патогенеза фобий и навязчивых состояний, по МКБ – 10 они объединены в одну группу невротических расстройств и называются тревожно-фобическими.
У больных может возникать страх замкнутых или открытых пространств – агорофобия (они не могут находиться в кабине лифта, ванной комнате и т.п.), страх острых, колющих предметов, часто страх заболеть какой-либо болезнью (канцерофобия, кардиофобия и т.д.).
Могут возникать навязчивые движения – компульсии в виде тиков (стереотипических миганий, нахмуривания, характерных движений головой, руками и так далее). Тики в спокойной обстановке или во время сна у человека не проявляются. И, с другой стороны, навязчивые движения усиливаются во время эмоциональных напряжений.
На базе фобий у человека часто возникают защитные ритуалы, например, частое мытье рук, чистка одежды, обуви из-за боязни заражения инфекционным заболеванием. Слабость нервных процессов при этом неврозе проявляется обилием астенических симптомов, что определяет существенные трудности в диагностике тревожно-фобических расстройств.
ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ.
При лечении невроза выбор метода терапии зависит, прежде всего, от особенностей личности пациента. Лечебные мероприятия должны быть комплексными и включать: 1). Психотерапию; 2). Фармакотерапию (антидепрессаны, транквилизаторы, психостимуляторы, другие нейротропные и психотропные препараты); 3). Методы биологического воздействия (отдых в условиях санатория, общеукрепляющие физиотерапевтические процедуры, диета и так далее).
В ряде случаев для лечения невроза необходимо лишь устранить психотравмирующую обстановку. Например, сменить работу, или место жительства, что согласитесь, не всегда возможно в сложившейся в нашей стране социально-экономической ситуации.
Основным, именно патогенетическим методом в лечении невротических расстройств является психотерапия.
ПСИХОТЕРАПИЯ – это лечение словом, информацией, передаваемой через вторую сигнальную систему. В лечении неврозов психотерапия всегда носит этапный характер.
На первом этапе врачу необходимо установить контакт с пациентом, изучить особенности его личности, тип реагирования и отношения к происходящим явлениям. Таким образом врач выявляет причину, устанавливает механизм развития невроза и выбирает метод психотерапии.
На втором этапе лечение направлено на разъяснение больному механизмов невротизации, на устранение основных болезненных симптомов с помощью выбранного метода психокоррекции.
На третьем этапе необходимо изменить отношение больного и его реакции к психотравме, убедить в излечении, то есть в обратимости нарушенных функций. У пациента вырабатывают правильную линию поведения, вовлекают в активную и полноценную трудовую и социальную деятельность.
Возможно, однако, и отклонение от этой схемы лечения неврозов. Например, при истерических моносимптомах (истерическая глухота, двигательных расстройствах) психотерапия может начинаться сразу с немедленного купирования возникшего нарушения функции.
Методы психотерапии.
Психотерапевтические методы могут использоваться в индивидуальной работе с пациентом – индивидуальная психотерапия. И психотерапия может быть групповой, когда врач применяет ее методы в работе с группой пациентов.
Рациональная психотерапия. Заключается в разъяснении больному причин и механизмов развития невротического расстройства. В результате такого разъяснения меняется отношение больного к обстановке или психотравме, вызвавшей невроз. Болезненные переживания утрачивают свою значимость, актуальность, то есть происходит угасание патологической временной связи. Конечная цель врача, использующего метод рациональной психотерапии, заключается в выработке у пациента новой «стратегии поведения», включающей новые полезные для здоровья установки, представления, навыки и рефлексы.
Суггестивные методы психотерапии.
СУГГЕСТИЯ – это внушение. Внушение может быть прямым, то есть врач использует слова, направленные на устранение конкретных симптомов невроза. В содержании прямого внушения обязательно должна заключаться замена болезненного ощущения. Например,: «Головная боль затихает. Голова становится светлой, легкой». Внушение может быть косвенным или опосредованным. В этом случае слова врача опосредуются через какое-либо действие. Например,: «Когда я проведу рукой по голове, то боль исчезнет».
Одним из классических методов суггестивной психотерапии является гипноз. По определению Бехтерева гипноз – это частичный сон, или необычайная форма бодрствования. У пациента во время гипноза внимание сильно суживается, при этом в коре головного мозга возникает сильный очаг возбуждения, а по закону отрицательной индукции – вокруг развивается торможение. В состоянии гипнотического сна лечебное слово оказывается более сильным раздражителем, чем какой-либо другой раздражитель. Под воздействием гипноза происходит угасание патологических условных рефлексов и внушение полезных установок, мыслей, которые должны изменить в лучшую сторону его поведение, повысить социальную адаптацию.
В последние годы среди методов внушения все большая роль отводится аутогенной тренировке или самовнушению. Этот метод психотерапии выгодно отличается от других, например, гипноза, тем, что пациент активно вовлекается в процесс лечения. Во-вторых, показаний для использования аутогенной тренировки много больше, чем у других методов психотерапии. Самовнушение оказывает большое влияние на психические и вегетативные функции в организме, в том числе неподдающиеся произвольной регуляции (например, увеличение или уменьшение частоты сердечных сокращений, регулирование уровня артериального давления, путем произвольного изменения сосудистого тонуса и т.д.). С помощью аутогенной тренировки больной неврозом может самостоятельно устранять многие симптомы нарушения вегетативных функций. Владея навыками самовнушения, человек может длительно концентрировать свое внимание на чем-либо, или произвольно переключать его на другой объект, повышается работоспособность, укрепляется уверенность в своих силах. Поэтому, приемы психической саморегуляции (аутотреннинг) используют не только с лечебной целью, но и широко применяют в процессе обучения, подготовке спортсменов и т.д.
Метод условно-рефлекторной психотерапии (поведенческая или бихевио-терапия). Метод заключается в выработке условного рефлекса при лечении тех или иных симптомов невроза. Например, если у больного с истерическим параличом добиваются условно-рефлекторного движения парализованной конечности, то паралич исчезает. Приемы условно-рефлекторной терапии широко используются в лечении наркомании, токсикоманий, алкоголизма (так называемое кодирование).
Методы психодимнамической терапии или психоанализа (гештальт-психотерапия, трансактный психоанализ). Цель психоанализа – дать возможность осознать пациенту, что его проблемы, стиль поведения сформировались в детстве. Поэтому человек выстраивает не всегда верное поведение на основе заложенной в детстве программы. Например, если родители часто говорили ребенку: « Ты хуже всех, ты глупый, ты ничтожество», то свое поведение человек и выстраивает в соответствие с этим «программированием». В результате формируется зависимая от мнения других, тревожно-мнительная личность. Или, наоборот, ребенку говорят: «Ты способный, сообразительный, мир интересен». Таким образом, психоанализ освобождает человека от сформированных стереотипов, повышает его социальную адаптацию.
Причиной невротического расстройства может являться неудовлетворение, каких либо потребностей человека в детстве, то есть скрытый от самосознания конфликт или гештальт. Например, если ребенка как личность не уважали родители, то может развиться патологическая потребность в уважении и самоуважении на всю жизнь. В поведении такого человека часто отмечаются агрессия, конфликтность, эгоизм. От такого поведения человек страдает сам, страдают окружающие. Постоянные конфликты, выяснение отношений с целью добиться уважения у окружающих приводят к развитию астении, невротического расстройства. Метод гештальт-психотерапии выявляет причину невроза, то есть скрытый от самосознания конфликт. Врач помогает больному вызвать эмоциональную реакцию на неудовлетворенную потребность. Происходит своего рода эмоциональная разрядка и невроз может прекратиться.
Применяют в психотерапии и метод негативного воздействия, когда автоматическое патологическое действие делают осмысленным, волевым, управляемым и таким образом гасят патологический рефлекс. Метод негативного воздействия может быть использован при лечении, например, заикания, когда больного заставляют специально спотыкаться много раз при произношении трудных для него слов.
У детей, больных неврозами, часто используют приемы игровой психотерапии. Например, метод угашения патологической временной связи. Применение угасательного торможения поясню примером. Во время игры во дворе своего дома на шестилетнего мальчика напала огромная овчарка. Причем, хозяйка собаки не только не оттащила взбесившееся животное, а весьма агрессивно поощряла нападение. В результате – мальчик просто панически стал бояться всех собак, даже престал общаться с друзьями у кого были собаки. Психотерапевт предложил ребенку игру, в которой нужно было нарисовать собаку с головой коровы, или раскрасить ее, как зебру, посадить в клетку и так далее. Поскольку игровые рисунки не подкреплялись страхом, патологическая временная связь постепенно угасла, то есть была заторможена угасательным торможением.
ПАТОФИЗИОЛОГИЯ БОЛИ
В процессе эволюции болевая реакция появилась как сигнал о повреждении организма, направленный на то, чтобы избежать повреждения или уменьшить его последствия. Боль закономерно возникает при травматическом повреждении, воспалении, гипоксии, мышечном спазме и так далее. Люди, лишенные от рождения болевой чувствительности, чаще подвергаются различным травмам и умирают раньше, чем их сверстники.
Проблема боли, механизм ее возникновения и подавления сложны и во многом не разгаданы. Есть люди, испытывающие боль при отсутствии болевого раздражения. У некоторых, например мазохистов, болевые раздражения вызывают явное удовольствие, окрашенное эротически. Иногда человеку кажется, что сильно болит отсутствующая (ампутированная конечность). И никакие реконструктивные операции, никакие перерезки нервных проводников, которые делают все выше и выше, обычно, не спасают от мучительного ощущения боли. Часто боль не имеет сигнального значения, причиняя тяжкие страдания человеку. Сюда относят упомянутые фантомные боли (боли в ампутированной конечности), каузальгию – сильную жгучую боль, возникающую, например, после пулевых ранений, а иногда и незначительных повреждений, например укола, и продолжающуюся месяцы, а то и годы. Не имеет сигнального значения и невралгия – боль, возникающая вследствие вирусных, обменных и других повреждений периферических нервных стволов. Вместе с тем, многие болезни начинаются без каких-либо болевых ощущений.
Ощущение боли существенно зависит от психо-эмоционального состояния человека. Например, ощущение боли может подавляться у человека в некоторых экстремальных ситуациях (у солдат при ранении во время боя). Или родовые боли – они очень субъективны, зависят от настроя, установки беременной женщины. Их удается уменьшить или даже совсем предотвратить с помощью психотерапии (предродовой психопрофилактики). Есть народности, где женщины совершенно не бояться родов, и рожают без ощущений боли. В соответствии с обрядом, во время родов стонут, будто бы испытывая сильную боль, их мужья, находящиеся рядом. После родов муж чувствует себя гораздо хуже жены и остается обессиленный лежать с ребенком, а мать отправляется работать. Не менее поразительно подавление боли с помощью иглоукалывания биологически активных точек. Известны случаи проведения обширных полостных хирургических операций пациентам, находящимся в глубоком гипнотическом сне. Правда, настолько выраженный эффект удается получить далеко не у всех больных.
О механизме боли.
В тканях, воздействия на которые могут вызвать боль, есть специализированные рецепторы острой локализованной и тупой разлитой боли, а так же неспециализированные болевые рецепторы. В последних могут зарождаться не только болевые, но и другие ощущения, например, прикосновения, покалывания, зуда. А болевые ощущения возникают при их сильном раздражении. Вместе с тем, болевые нервные окончания могут быть баро- и механорецепторы, которые реагируют на давление и смещение ткани, а также хеморецепторами. Они реагируют на химические вещества – альгетики (брадикинин, гистамин, серотонин, некоторые простагландины, кислоты). Эти вещества усиливают действие друг друга. В механизмах разных видов боли участвуют разные химические вещества. От периферических рецепторов импульсация поступает в задние рога спинного мозга. Важным медиатором болевой чувствительности в спинном мозге является вещество пептидного строения – тахикинин (субстанция П.). Далее болевая импульсация поступает в продолговатый мозг, таламус, гипоталамус, ретикулярную формацию ствола, лимбическую систему, теменную и лобную кору полушарий головного мозга. Другие отделы мозга участвуют в эмоциональном и двигательном проявлениях боли.
Таким образом, в формирование болевой реакции вовлекается весь мозг, вся центральная нервная система. Поэтому болевые реакции не исчерпываются только ощущением боли, а включают в себя и мотивацию, направленную на избавление от боли, и соответствующую двигательную реакцию. Например, быстрое отдергивание руки от раскаленного предмета или защитное обездвиживание больного органа. Болевая реакция включает в себя и сложную эмоциональную окраску, и вегетативный компонент в виде выбросов АКТГ, кортикостероидов, вазопрессина, гормонов щитовидной железы, в виде сужения сосудов, тахикардии, увеличения уровня артериального давления, учащения дыхания и т.д.
Кроме системы воспринимающей, проводящей и формирующей болевые ощущения, так называемой ноцицептивной или альгической системы, организм располагает системой подавления болевой чувствительности – антиноцицептивной или анальгической системой.
Структуры анальгической системы расположены на всех уровнях центральной нервной системы – от спинного мозга до коры больших полушарий, поэтому эффект ее действия может реализоваться как на периферии, так и на уровне спинного или головного мозга. Включение (то есть возбуждение) анальгической системы или отдельных ее компонентов может тормозить или прекращать проведение болевых нервных импульсов. Эта система может блокировать и секрецию медиаторов альгической системы, например, субстанции П. в спинном мозге. Анальгическая система может подавлять боль и через включение тормозных синапсов, а также с помощью секреции в ЦНС особых нейросекретов-олигопептидов, которые называются эндорфинами (включающими от 16 до 30 аминокислот) и энкефалинами (5 аминокислот). Они действуют на так называемые опиатные рецепторы нервной системы. Эндорфины образуются в спинном мозге, продолговатом и среднем мозге, гипоталамусе, накапливаются в гипофизе и надпочечниках. Они влияют непосредственно, или через спинномозговую жидкость и кровь, на все уровни ноцицептивной системы, начиная с периферических рецепторов и заканчивая корой полушарий головного мозга. Энкефалины образуются в ЦНС, преимущественно в местах переключения импульсов альгической системы, где и блокирую их. Кроме эндорфинов и энкефалинов в альгической и анальгической системах работают такие медиаторы, как норадреналин, дофамин, серотонин. К нейромедиатороам антиноцицептивной системы относятся ангиотензин-2, соматостатин, нейротензин, холецистокинин и другие.
Разные виды обезболивания обеспечиваются разными нейрохимическими механизмами. Существование антиноцицептивной системы объясняет, почему в ряде случаев не торможение нервных структур, а именно их возбуждение дает возможность подавить боль. Так, в последнее время с целью подавления длительных, мучительных болей применяют хроническую электростимуляцию подкорковых и стволовых структур, задних столбов спинного мозга. Без учета анальгической системы, недостаточности ее функции, нельзя объяснить механизм развития фантомных болей и каузалгий. Патогенез такого рода болей объясняется таким образом: сначала генератор патологически усиленного возбуждения формируется на периферии вследствие травмы, перерезки нерва, образования невромы. Затем этот генератор образуется в одном из центров альгической системы на основе недостаточности функции анальгической системы. Поэтому для подавления патологической боли необходимо активизировать анальгическую систему, ее нервные центры, секрецию ее медиаторов.
Несмотря на успехи современной медицинской науки, достигнутые в борьбе с болью, дальнейшее изучение механизмов развития и подавления боли являются одним из ключевых вопросов медицины.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18921. Государственная служба как открытая система. «Электронное правительство» 27.5 KB
  Государственная служба как открытая система. Электронное правительство Государственная служба жизнеспособна только в условиях тесного взаимодействия с другими управляемыми системами. Открытость системы управления обеспечивается высокой степенью адапти
18922. Облака тегов для параллельной фильтрации данных 429.5 KB
  В работе рассматривается метафора визуализации и взаимодействия – контекстное облако тегов, предназначенная для эффективной интерпретации результатов поиска в Интернете. Данная метафора построена на основание формальной модели, включающей два основных утверждения...
18923. Психологические механизмы и методы влияния на аудиторию 98.5 KB
  Психологические механизмы и методы влияния на аудиторию 1.Психоаналитические подходы используют бессознательное в целях манипуляции сознанием потребителя. Одним из главных мотивов рекламы стало отождествление товара услуги с подсознательными сексуальными мот
18924. Web –сайт, как технология связей с общественностью 40.5 KB
  Web –сайт как технология связей с общественностью. Несколько лет назад Интернет был новинкой и вызывал повышенные эмоции. В те времена когда только немногие организации действовали в online добиться успеха здесь было намного легче поскольку сайты вызывали интерес новиз
18925. Использование виэуального и вербального ресурсов в подготовке ПР-сообщения 44.5 KB
  Использование виэуального и вербального ресурсов в подготовке ПРсообщения Важный инструмент ПР совершенствование коммуникационных потоков. Необходим тщательный анализ аудитории и ее реакций. С аудиторией следует говорить преимущественно на ее языке постепенно...
18926. ПР-тексты и журналистские материалы: сходства и различия 34 KB
  ПРтексты и журналистские материалы: сходства и различия Предметом отображения PRтекста могут быть событие процесс ситуация отражающие деятельность базисного субъекта PR а также персона. Основные цели PRтекста – информирование и создание а иногад и поддержание о
18927. Взаимодействие ПР-специалиста и журналиста в производстве новостей. Инфотейнмент 135.5 KB
  Взаимодействие ПРспециалиста и журналиста в производстве новостей. Инфотейнмент Переход России к рыночной экономике коммерциализация СМИ способствовали тому что информация развлекательного характера активно завоевывать место на страницах газет и журналов в тел...
18928. Жанры СМИ в арсенале ПР-специалиста 72.5 KB
  Жанры СМИ в арсенале ПРспециалиста Работа специалистов ПР с радио и ТВ предполагает знание аудиторий различных программ выбор жанра времени и продолжительности трансляции. Использование видеокамер диктофонов компьютеров и др. средств записи позволяет готовить м
18929. СМИ как главное звено в системе взаимодействия ПР-специалиста с общественностью 66 KB
  СМИ как главное звено в системе взаимодействия ПРспециалиста с общественностью Механизм отношений служб ПР со СМИ является связующим звеном для всех сфер деятельности т. к. именно через СМИ устанавливается обратная связь отражая состояние общественного мнен