38782

Организация расследования незаконного оборота оружия

Дипломная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Нарушение правил оборота гражданского оружия . Особенности расследования преступлений связанных с незаконным оборотом оружия31 3. Особенности следственных действий по преступлениям связанных с незаконным оборотом оружия.

Русский

2013-09-29

191 KB

79 чел.

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Белгородский юридический институт Министерство внутренних дел Российской Федерации»

Кафедра организации раскрытия и расследования преступлений

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему

Организация расследования незаконного оборота оружия

Выполнил:

студентка 661 взвода факультета заочного обучения, специальность 030501.65 -  Юриспруденция, 2007 год набора.  

Научный руководитель

Рецензент: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

к защите__________________

Начальник кафедры ОРиРП  

_____________ Н.А. Моисеев

Дата защиты: ________Оценка____________

Белгород 2013


План

Введение…………………………………………………………………….…..3

Глава 1. Правовая основа  борьбы с преступлениями, связанными с оружием

§ 1. Проблемы правового регулирования ответственности за преступления, связанные с оружием…………………………………………………………………….7

§ 2. Нарушение правил оборота гражданского оружия …………………….17

Глава 2. Особенности противодействия преступлениям, связанным с оружием

§ 1. Особенности борьбы с преступлениями, связанными с нарушением правил обращения с оружием……………………………………………………...28

§ 2. Особенности расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия………………………………………………………………………31 

§ 3. Особенности следственных действий по преступлениям, связанных с незаконным оборотом оружия………………………………………………………...34

§ 4. Особенности экспертных исследований оружия

и следов его применения……………………………………………………..46

Заключение…………..………………………………………………………...53

Список используемой литературы.….………….............................................57


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы обусловлена тем, что оружие отнесено к ограниченным в гражданском обороте вещам. В первую очередь это обусловлено опасными последствиями его неправомерного применения. Попадая в плохие руки, оружие становится угрозой безопасности личности, общества и государства. Совершение особо тяжких преступлений часто катализируется именно незаконным оборотом оружия. Правовая природа этих преступлений вытекает из понятийного аппарата, основ правового регулирования и мер ответственности.1

Понятийный аппарат и теоретические положения, регулирующие оборот оружия в РФ, утверждены Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии".

Понятие "оружие" раскрывает ст. 1 Закона N 150-ФЗ: "Оружие - это устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов". Данное определение имеет широкий смысл, не конкретизируя отдельные категории.

Анализ действующего законодательства, практики его применения, оперативно-следственной практики, а также иной деятельности органов МВД РФ обнаруживает ряд проблем в решении вопросов о привлечении к уголовной ответственности лиц, участвующих в незаконном обороте.

Раскрываемость данной категории преступлений оставляет желать лучшего. Их предупреждение сталкивается с серьезными трудностями, что обуславливает дальнейшее развитие механизмов, ориентированных на налаживание эффективной системы противодействия незаконному обороту оружия. В первую очередь мероприятий, направленных на получение достоверной информации, которая в последующем может быть использована в противодействии незаконному обороту оружия.

Все это предопределяет необходимость разработки современных методик борьбы с данной категории преступлений, обстоятельного изучения в образовательных учреждениях правоохранительных органов, в том числе МВД России современных методов и средств обнаружения, предварительного и экспертного исследования этих объектов.

Особенно актуальность данной темы проявляется сегодня, в эпоху эры борьбы с терроризмом и экстремизмом, контрабандой оружия, организованной преступностью

Цели и задачи исследования.   Непосредственной целью предпринятого исследования является изучение теории и практики противодействия преступлениям, связанным с  незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, разработка на этой базе предложений по совершенствованию  действующего уголовного и оперативно-розыскного законодательства и разработка практических рекомендаций  по совершенствованию деятельности в данном направлении.   

Для достижения указанной цели были выдвинуты и решались следующие задачи:

определение степени разработанности темы исследования, на основе изучения имеющихся источников;

изучение современного состояния, структуры и динамики преступности, связанной с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;

проведение анализа норм действующего российского законодательства призванного регулировать борьбу с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;

разработка научно обоснованных рекомендаций и предложений по совершенствованию правовой регламентации оперативно-розыскной профилактики незаконного оборота оружия;

изучение особенностей организации борьбы ОВД с незаконным оборотом огнестрельного оружия.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с борьбой ОВД с незаконным оборотом огнестрельного оружия.

Предметом исследования являются закономерности организации деятельности, определяющие осуществление профилактики незаконного оборота оружия, эффективные тактические и методические приёмы предупреждения и пресечения данных преступлений.

Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, общенаучный системный подход, а также такие частнонаучные методы изучения как сравнительный, формально- логический, статистический, метод прогнозирования и другие.

Правовой основой является Конституция РФ, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «Об оружии», «О безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», Указы Президента РФ и иные акты, регулирующие противодействие незаконному обороту оружия.

Теоретическую основу дипломной работы составили труды учёных по науке уголовного права, криминологии, науке оперативно-розыскной деятельности, криминалистике, юридической психологии, судебной психиатрии и другим отраслям знаний.

Эмпирическую основу исследования составляют: материалы судебной практики, в т.ч. опубликованной (постановления Пленума Верховного суда РФ по отдельным категориям преступлений), определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ по отдельным делам. Статистические данные и аналитические материалы  МВД России.

Научная новизна дипломной работы состоит в том, что в дипломной работе сформулированы предложения по решению ряда проблем, не получивших должного освещения в юридической литературе, вносятся предложения по совершенствованию данной деятельности.

Теоретическая значимость данного исследования  заключается в комплексном исследовании вопросов борьбы ОВД с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Результаты работы пополняют потенциал наук уголовного процесса, оперативно-розыскной деятельности и криминалистики.

Практическая значимость данного исследования определяется возможностью применения практическими работниками: оперативными работниками, предложенных в дипломной работе теоретических положений, выводов, рекомендаций в борьбе ОВД с незаконным оборотом огнестрельного оружия.

Теоретические и практические выводы и рекомендации могут быть использованы в  научных исследованиях, направленных на дальнейшее совершенствование методики борьбы ОВД с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, при подготовке учебных и методических пособий, в учебном процессе при подготовке специалистов в юридических вузах.

Структура дипломной работы. Структура дипломной работы определена кругом исследуемых проблем, её целями и задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.


ГЛАВА
1. ПРАВОВАЯ ОСНОВА  БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, СВЯЗАННЫМИ С ОРУЖИЕМ

§ 1. Проблемы правового регулирования ответственности за преступления, связанные с оружием

  

В Уголовном кодексе Российской Федерации установлена ответственность за преступления, связанные с огнестрельным оружием, это: за незаконное приобретение, сбыт, хранение, перевозку или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222); незаконное изготовление оружия (ст. 223); небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 224); ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 225); хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226).

Незаконное обращение с предметами вооружения представляет собой серьезный вызов российскому правопорядку. В.С. Комиссаров и А.С. Подшибякин справедливо отмечают многочисленные недостатки правового регулирования оборота оружия и подобных ему предметов2. Рассмотрим некоторые проблемы уголовной ответственности за такое обращение.

В настоящее время широко распространена практика привлечения к уголовной ответственности за противоправное обращение с патронами к огнестрельному оружию как за незаконные действия с боеприпасами. В научной литературе, однако, ранее указывалось на незаконность отнесения патронов к боеприпасам, для чего имеются определенные основания3. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" в ст. 1 определяет боеприпасы как предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание, а патрон - как устройство, предназначенное для выстрела из оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение4. На первый взгляд патрон входит в объем понятия "боеприпасы" как один из "предметов вооружения" (метаемым снаряжением его нельзя признать, поскольку для метания в нем предназначены только отдельные элементы (пуля, дробины и т.д.)). Однако проведенный анализ нормативной базы выявил следующее.

В преамбуле названного акта подчеркивается: "положения настоящего Федерального закона распространяются также на оборот боеприпасов и патронов к оружию". Получается, что называемые там боеприпасы и патроны к оружию - разные предметы. Кроме того, боеприпасы предназначены для поражения цели, патроны - для выстрела из оружия. Для поражения цели в патроне предназначена лишь пуля, которая сама по себе боеприпасом не является, так как обычно не содержит заряда (за исключением пуль разрывного характера). В патроне метательный заряд находится вне снаряжения (пули), хотя и объединен с ним при помощи гильзы.

Позиция непризнания патронов к огнестрельному оружию боеприпасами прослеживается и в ряде других нормативно-правовых актов, в том числе в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"5, который упоминает указанные предметы раздельно. Этот и другие документы, использующие аналогичный подход к патронам, относятся к административному законодательству6.

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК, УК РФ) ни в одной статье не упоминает термин "патроны". Наверное, законодатель исходил из позиции, что они относятся именно к категории боеприпасов. При этом он, по-видимому, базировался на положениях утратившего с 30 июня 1997 г. юридическую силу Закона РФ от 20 мая 1993 г. N 4992-1 "Об оружии", который в ст. 1 указывал, что "боеприпасы - это устройства или предметы, конструктивно предназначенные для выстрела из оружия соответствующего вида", т.е. признавал патроны боеприпасами7.

Вместе с тем Федеральным законом от 21 июля 2004 г. N 73-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" в ч. 1 ст. 222 УК слова "(за исключением гладкоствольного), его основных частей, боеприпасов" были заменены словами "его основных частей, боеприпасов (за исключением гражданского гладкоствольного, его основных частей и боеприпасов к нему)"8. Мы можем предположить, что законодатель под боеприпасами к гражданскому гладкоствольному оружию подразумевает в числе прочего и патроны к такому виду оружия. Налицо нестыковка положений административного и уголовного законодательства, которая требует устранения.

Но какие еще, кроме патронов, могут быть боеприпасы к гражданскому гладкоствольному огнестрельному оружию? В охотничьей литературе применительно к гладкоствольному оружию к таковым относят пороха, контейнеры и пыжи-контейнеры, гильзы, капсюли, пули (дробь, картечь)9. Самостоятельное снаряжение патронов позволяет варьировать их технические характеристики применительно к нужной ситуации, а также неоднократно использовать составляющие их элементы, такие как, например, гильзы10. Практика указанного снаряжения распространена повсеместно. Так, в литературе подчеркивается, что настоящую страсть к самостоятельному снаряжению патронов имеют американцы11.

Однако если трактовать боеприпасы к гражданскому гладкоствольному оружию именно таким широким образом, то получается, что гильзы, патронные капсюли, дробины и т.д., предназначенные для использования с гражданским гладкоствольным оружием, являются предметами преступлений, предусмотренных ст. ст. 223, 225 и 226 УК РФ (пороха мы относим к взрывчатым веществам). А незаконное обращение с гильзами и другими указанными предметами, являющимися составными частями патронов к гражданскому нарезному огнестрельному оружию, а также любому (и гладкоствольному, и нарезному) служебному или боевому огнестрельному оружию, должно влечь ответственность, кроме того, еще и по ст. 222 УК РФ.

В связи с этим возникает вопрос: настолько ли опасны дробины, гильзы и т.д., чтобы несанкционированное и иное обращение с ними наказывалось уголовным законом? Заслуживает ли обвинительного приговора суда хранение без надлежащего разрешения в качестве сувенира или памятной вещи одной или двух гильз к патрону?

Формально это деяние является преступлением. Но, на наш взгляд, в силу малозначительности оно не представляет общественной опасности и на основании ч. 2 ст. 14 УК РФ совершившее его лицо должно быть освобождено от уголовной ответственности. Соответствующее положение целесообразно следует отразить в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств"12.

Однако в то же время если составляющие элементы патронов не считать боеприпасами, то у отдельных лиц может появиться соблазн незаконно обращаться с ними раздельно: сегодня перевезти или продать гильзы, завтра - капсюли и т.д. Поэтому предлагаем в указанном Постановлении Пленума от 12 марта 2002 г. установить, что незаконное обращение с иными, кроме патронов, боеприпасами к огнестрельному оружию представляет общественную опасность и влечет уголовную ответственность только в случае, если осуществляется в значительном размере. Такой размер в данном случае - понятие оценочное. Предлагаем под ним понимать указанные предметы в количестве не менее 5 одного вида и образца. Данное количество, как представляется, не может быть обосновано коллекционированием, которое предполагает собирание вещей разных образцов, а также сохранением памяти о важных для человека событиях. Считаем, что нашу позицию косвенно подтверждают и положения Федерального закона "Об оружии", устанавливающего обязательность получения лицензии на коллекционирование оружия и патронов, но не иных боеприпасов к оружию.

Бесспорно, если изъято много патронов, то соответствующие деяния виновного должны наказываться уголовным законом. Однако дискуссионным представляется привлечение к уголовной ответственности за незаконное обращение в коллекционных и памятных целях также и нескольких патронов к огнестрельному оружию. На наш взгляд, такое обращение не является достаточно общественно опасным. Считаем, что в законодательстве целесообразно установить минимальное количество незаконно хранимых и иным образом обращаемых патронов, от которого будет зависеть возложение ответственности за противоправное поведение в отношении таких предметов.

Допустимо также в качестве другого варианта совершенствования законодательства обсудить установление уголовной ответственности только за сбыт, изготовление и ремонт патронов к огнестрельному оружию, как это сделано в отношении холодного, в том числе метательного, и газового оружия. Остальные деяния будут в таком случае наказуемы административным законодательством. Тем более что ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему.

УК РФ устанавливает ответственность за незаконное обращение с взрывными устройствами, которые следует отграничивать от боеприпасов. В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 отмечается, что под боеприпасами следует понимать предметы вооружения и метаемое снаряжение как отечественного, так и иностранного производства, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный или вышибной заряды либо их сочетание. Там же указывается, что к категории боеприпасов относятся артиллерийские снаряды и мины, военно-инженерные подрывные заряды и мины, ручные и реактивные противотанковые гранаты, боевые ракеты, авиабомбы и т.п., независимо от наличия или отсутствия у них средств для инициирования взрыва, предназначенные для поражения целей, а также все виды патронов к огнестрельному оружию, независимо от калибра, изготовленные промышленным или самодельным способом, и что сигнальные, осветительные, холостые, строительные, газовые, учебные и иные патроны, не имеющие поражающего элемента (снаряда, пули, дроби, картечи и т.п.) и не предназначенные для поражения цели, не относятся к боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам. Под взрывными устройствами в том же документе предлагается понимать промышленные или самодельные изделия, функционально объединяющие взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т.п.).

Следует подчеркнуть, что судебная практика в отношении признания тех или иных предметов взрывными устройствами или боеприпасами противоречива. Так, например, в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2007 г. N 549-П06 указано, что К.А.В. "в июле-августе 1997 г. незаконно хранил являющиеся боеприпасами две ручные гранаты РГД-5"13. Иногда же суды вразрез с позицией Пленума Верховного Суда РФ, считающего гранаты боеприпасами, признают их взрывными устройствами14.

Проведенное в уголовном законе выделение взрывных устройств в качестве самостоятельного предмета преступления в том виде, как это осуществлено законодателем, представляется неудачным. Во-первых, они фактически подпадают под определение понятия боеприпасов. Во-вторых, хотя они и включают в себя взрывчатые вещества и средства инициирования взрыва, но никакой разницы в размере ответственности за незаконный оборот этих предметов не предусмотрено. Между тем, на наш взгляд, взрывные устройства, безусловно, более общественно опасны, чем взрывчатые вещества и другие предметы вооружения. Они позволяют осуществить взрыв с использованием дистанционного управления, с выбором подходящего времени, снизить риск обнаружения виновного и т.д. Незаконный оборот взрывных устройств должен наказываться строже, чем оборот взрывчатых веществ. Специфика данных устройств такова, что трудно предположить их законное использование частными лицами.

Вроде бы и нет ничего страшного, если боеприпасы признали взрывными устройствами, и, наоборот, все равно действия с ними подлежат равной по размерам ответственности, например по ст. 222 УК РФ. Однако имеются примеры и иного рода. Так, в ч. 1 ст. 212 "Массовые беспорядки" УК РФ орудиями преступления названы огнестрельное оружие, взрывчатые вещества, взрывные устройства, но ничего не говорится о боеприпасах. В ч. 1 ст. 346 "Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества" УК РФ, наоборот, говорится о боеприпасах, но нет упоминания о взрывных устройствах. Поэтому отнесение предмета к той или иной категории может иметь принципиальное значение для квалификации содеянного.

Отграничивать боеприпасы от иных предметов вооружения, как представляется, допустимо по двум основным альтернативным характеристикам. Первой может выступать метаемость, а точнее, конструктивная предназначенность для поражения цели в результате метания предмета. Второй отличительной чертой можно считать взрываемость, т.е. конструктивную предназначенность для взрыва.

Считаем, что боеприпасами следует признавать те предметы вооружения, которые для взрыва не предназначены, в том числе патроны к огнестрельному оружию. Взрывными же устройствами при таком подходе будут все без исключения предметы, объединяющие в единое функциональное целое взрывчатые вещества и средства взрывания (инициирующие взрыв). Такой подход целесообразно отразить в законодательстве, в том числе в тексте Федерального закона "Об оружии".

В настоящее же время уголовный закон использует пересекающиеся термины. Или одно должно быть разновидностью другого (при этом дублирующий термин следует исключить из текста нормативного акта) или указанные объекты нужно четко разграничить на законодательном уровне, что мы и предлагаем.

Применительно к боеприпасам в Кодексе имеется и другая проблема. В п. "к" ч. 1 ст. 63 "Обстоятельства, отягчающие наказание" УК РФ содержится термин "боевые припасы", который не совпадает с термином "боеприпасы". Мы полагаем, что законодатель имел в виду один и тот же предмет, но сформулировал его по-разному в силу элементарной невнимательности. Предположить, что он имел в виду два неодинаковых предмета, на наш взгляд, будет нелогично. Тем более что в литературе эти термины обычно употребляются как синонимы15. Кроме того, филологическая наука рассматривает боеприпасы как сокращение термина "боевые припасы"16. Считаем, что п. "к" ч. 1 ст. 63 УК следует привести в соответствие с понятийным аппаратом большей части российского уголовного закона.

Сложность на практике вызывает квалификация сравнительно широко распространенных деяний, связанных с незаконным обращением с гладкоствольным огнестрельным оружием с обрезанным стволом (обрезами). Судебная практика по этому вопросу противоречива. Так, Уральский окружной военный суд по делу М. отметил, что переделка исправного охотничьего ружья в обрез изготовлением оружия не является. В частности, было указано, что, согласно Федеральному закону "Об оружии", охотничье ружье признается огнестрельным оружием и его видоизменение в обрез, так же являющийся огнестрельным оружием, состава преступления - изготовление огнестрельного оружия - не образует17. В то же время Президиум Верховного Суда РФ в Постановлении N 106п2003 по делу Т. установил, что Т. и Щ., укоротив стволы охотничьего ружья путем их отпиливания, изготовили огнестрельное оружие - обрез, и отметил, что в данном случае ружье утратило свои первоначальные функции и приобрело функции обреза - самодельного гладкоствольного огнестрельного оружия, обладающего другими характеристиками18. Аналогичная позиция содержится в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 18 февраля 2004 г. N 865п0319.

У позиции Уральского окружного военного суда есть определенные основания. Его точка зрения соответствует положениям, содержащимся в абзаце пятом п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5: "Под незаконным изготовлением огнестрельного оружия... влекущим уголовную ответственность, следует понимать их создание без полученной в установленном порядке лицензии или восстановление утраченных поражающих свойств, а также переделку каких-либо предметов... в результате чего они приобретают свойства огнестрельного, газового или холодного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств. При квалификации последующих незаконных действий с изготовленным оружием (боеприпасами) необходимо исходить из тех тактико-технических характеристик, которыми стало реально обладать переделанное виновным оружие, а не те предметы, которые подверглись переделке". В результате обрезания ствола оружие не приобретает свойства огнестрельного, так как они у него уже есть. И тем более здесь нет восстановления утраченных поражающих свойств. Иначе говоря, вещи, уже являющиеся предметами вооружения, при переделке все равно остаются предметами вооружения, так как не создаются заново.

Однако если не рассматривать обрезание ствола как способ изготовления оружия, то возникает вопрос как квалифицировать такое деяние. Как приготовление к хранению и ношению? Однако в соответствии с ч. 2 ст. 30 УК РФ уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлению. А деяния, ответственность за которые предусмотрена в ч. 1 ст. 222 УК РФ, относятся к категории средней тяжести. То есть приготовление к ним уголовной ответственности не влечет.20

В то же время сам факт обрезания ствола мы считаем безусловно заслуживающим уголовно-правовой оценки. Дело в том, что обрез нужен для скрытого ношения. В силу изменения технических параметров он может быть использован для прицельного выстрела только со сравнительно близкого расстояния: до двадцати метров. Криминальные цели лица, осуществляющего обрезание ствола, в этой связи представляются очевидными. Поэтому считаем, что диспозицию ч. 1 ст. 223 УК РФ следует дополнить указанием на незаконную переделку как один из способов совершения данного преступления. Это позволит избежать сомнений при квалификации соответствующих деяний.

Надеемся, что предложенные подходы будут способствовать повышению эффективности уголовно-правовой борьбы с незаконным обращением с предметами вооружения.

§ 2. Нарушение правил оборота гражданского оружия

Обращаясь к вопросу правового регулирования оборота гражданского оружия необходимо иметь точное представление о самом понятии оружия, а также выявить общую систему основных понятий, содержащихся в Федеральном законе "Об оружии"21, и конкретизировать определение оборота оружия.

Следует отметить, что в различных отраслях научного знания: военной науке, криминалистике, судебной баллистике, уголовном праве в зависимости от конкретных задач исследования и прикладного значения - определения термина "оружие" различны. В связи с этим происходит расширение либо сужение указанного понятия, что вполне естественно.

Понятие оружия сформулировано в ст. 1 Федерального закона "Об оружии": "Оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов". Как следует из определения, оно разрабатывалось с учетом широкого круга относящихся к нему предметов и поэтому носит достаточно общий характер. Термин "оружие" используется расширительно, подразумевая под собой лишь оружие в собственном смысле слова, а не его конкретные виды.

Изучая сущностные вопросы, Е.Д. Шелковникова в своем исследовании выделяет следующие признаки, характеризующие оружие: правовой и целевой.

Правовой признак состоит в наличии особого правового режима оружия (отдельных его видов) в зависимости от того, является оно объектом разрешительной системы или нет.

Целевой признак оружия заключается в его специальном назначении (для поражения живой или иной цели, подачи сигналов) и обусловленных им конструктивных особенностях22.

Отмеченные конструктивные особенности оружия отражают, на наш взгляд, основную задачу его создания - поражение цели, т.е. временное либо постоянное нарушение функционирования объекта (одушевленного или неодушевленного) вплоть до его разрушения.

Далее, в статьях Федерального закона "Об оружии" под оружием (применительно к его обороту) понимается любой предмет, определенный данным Законом в качестве оружия, а также основные части огнестрельного оружия.

В российском законодательстве оружие по своему целевому признаку подразделяется на следующие типы:

1. Огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

2. Холодное оружие предназначено для поражения объекта с помощью мускульной силы человека при непосредственном контакте с ним.

3. Метательное оружие предназначено для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства.

4. Газовое оружие предназначено для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ.

5. Пневматическое оружие предназначено для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа.

6. Сигнальное оружие конструктивно предназначено только для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов23.

Законом "Об оружии" данное оружие выделено в самостоятельный тип впервые. Однако обоснованность включения такого "предмета" в объект регулирования оружейного законодательства представляется спорной. Так, например, Е.Д. Шелковникова ставит под сомнение целесообразность такого деления типов оружия в соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об оружии". Согласно Закону, все перечисленные типы оружия, за исключением сигнального, конструктивно предназначены для поражения цели. Сигнальное же оружие имеет совсем иное назначение, и, таким образом, в законодательное определение понятия "оружие" искусственно вносится посторонний элемент, что, по мнению Е.Д. Шелковниковой, является нецелесообразным. По ее мнению, исходя из определения сигнального оружия, оно не может содержать никакого "метаемого снаряжения"24. Следовательно, складывается логически абсурдная ситуация, когда оружие не имеет ни боеприпаса, ни патрона и не может поразить цель.

На наш взгляд, данное суждение требует уточнения, так как среди всех видов изделий, предназначенных для подачи сигналов, существуют два типа сигнальных приспособлений, конструктивно схожих с огнестрельным оружием, которые в криминалистической оценке могут быть отнесены к оружию. В качестве первого примера стоит указать на сигнальные приспособления (пистолеты) для подачи светового сигнала путем отстрела на расстояние, используя пороховой заряд патрона, горящего элемента, способного на незначительном удалении от стреляющего поразить цель (в большинстве случаев причинив ей только повреждение). Во втором случае речь идет о сигнальных пистолетах для подачи звукового сигнала посредством возникающего при взрыве капсуля хлопка и при непосредственном контакте с живыми тканями человека, животного, повреждающие их. Данные, конструктивно схожие с огнестрельным оружием, пистолеты в криминальной среде очень часто приспосабливают для осуществления полноценного выстрела снаряда.

Таким образом, соглашаясь с мнением Е.Д. Шелковниковой, мы полагаем, что избранная законодателем для обозначения этого типа оружия формулировка является некорректной (поскольку данному описанию полностью соответствуют такие, например, предметы, как свисток, фонарик), а потому нуждается в корректировке.

Необходимость включения данных предметов в перечень устройств, оборот которых ограничен лицензионными отношениями, в первую очередь объясняется возможностью использования их с целью причинения вреда человеку. В таком случае, давая определение сигнальному оружию, следует исходить именно из этой позиции.

На наш взгляд, определение сигнального оружия должно быть дополнено конструктивной схожестью с огнестрельными оружием и возможностью причинения вреда живой силе.

Принятый Государственной Думой 13 ноября 1996 г. Федеральный закон "Об оружии" впервые ввел в России оборот гражданского оружия и отнес к категории оружия самообороны электрошоковые устройства (ЭШУ) и искровые разрядники (ст. 3). При этом законодатель, давая в ст. 1 Федерального закона "Об оружии" характеристику его основных понятий, в то же время не раскрывает определения этого нового вида гражданского оружия самообороны. В статье 3 данного Закона содержится лишь указание на его возможные модификации: электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, выходные параметры которого соответствуют Государственным стандартам Российской Федерации и нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации. Таким образом, действующим Федеральным законом "Об оружии" к обороту на территории России разрешены только ЭШУ и ИР отечественного производства.

Эти устройства объединяют в себе, с одной стороны, признаки холодного оружия, поскольку их применение требует непосредственного контакта с объектом поражения, а с другой - признаки газового оружия, так как само поражение не ведет к деструктивным изменениям объекта и поражающее действие носит временный характер.

Дав краткую характеристику основных типов оружия, предусмотренных Федеральным законом "Об оружии", перейдем к определению понятия "оборот оружия".

Оружие, взрывчатые вещества, безусловно, являются вещами, т.е. материальными предметами внешнего по отношению к человеку окружающего мира, способными удовлетворить определенные потребности людей, а значит, обладают полезными качествами, в силу чего могут являться объектами гражданских правоотношений25.

В то же время, поскольку эти вещи имеют весьма специфическое назначение, например, поражение живой или иной цели, они обладают опасными свойствами и при определенных обстоятельствах могут представлять угрозу правоохраняемым интересам.26

Государственное регулирование отношений, складывающихся вокруг предметов, подпадающих под категорию оружия, взрывчатых веществ, обусловлено тем, что социально полезные их свойства при определенных обстоятельствах могут обращаться во вред охраняемым интересам, представлять угрозу безопасности. И поскольку безопасность характеризует общественные отношения, определяющие состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, и является одной из сфер государственного управления, государство, выражая публичный интерес, средствами административного права должно оказать управляющее воздействие на определенный участок социальной деятельности, объектом которой являются оружие, боеприпасы, взрывчатые материалы27.

Проводя исследования в области оборота оружия, Е.Д. Шелковникова и А.А. Долгополов выявили следующие тенденции:

правовое закрепление понятия оборота оружия и его составляющих;

законодательное определение классификации оружия, разрешенного к обороту на территории Российской Федерации;

введение обязательной сертификации всех видов оружия и кадастрирование служебного и гражданского оружия;

значительное расширение круга лиц, имеющих право на владение оружием, в том числе огнестрельным;

установление ограничений и запретов на оборот служебного и гражданского оружия, касающихся его конструкций, размеров, формы, свойств, принципов действия, порядка использования и т.п.;

введение новых видов гражданского и служебного оружия.28

Определяя содержание оборота оружия, Федеральный закон "Об оружии" приводит исчерпывающий перечень действий в отношении данных предметов, включающий его производство, торговлю оружием, его продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации. Однако законодателем раскрывается содержание лишь дефиниции, входящей в определение понятия "оборот оружия" - его производство. Иные понятия, имеющие прямое отношение к обороту оружия (экспорт и импорт (ст. ст. 6, 17); продажа (ст. 6); пересылка (ст. 6); временное пользование (ст. 12); награждение (ст. 20); дарение (ст. 20); наследование (ст. 20)), в Законе только обозначаются. Отсутствие в Законе толкования всего понятийного аппарата оборота оружия на практике приводит к произвольному толкованию Закона. Мнение о необходимости включения в Закон определений данных понятий было высказано Е.Д. Шелковниковой при подготовке Комментария Федерального закона "Об оружии"29.

Федеральный закон гражданское оружие подразделяет на оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия; огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия; газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами; электрошоковые устройства и искровые разрядники), спортивное оружие (огнестрельное с нарезным стволом, огнестрельное гладкоствольное, холодное клинковое, метательное, пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж), охотничье оружие (огнестрельное с нарезным стволом; огнестрельное гладкоствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм; огнестрельное комбинированное - нарезное и гладкоствольное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами; пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж; холодное клинковое), сигнальное и холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов России, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации.30

3. Исчерпывающий Перечень гражданского оружия и боеприпасов к нему, вносимых в Государственный кадастр служебного и гражданского оружия, утвержден распоряжением Правительства России от 3 августа 1996 г. N 1207-р. Согласно разделу 2, к гражданскому оружию отнесено:

газовое оружие самообороны, в частности:

пистолеты и револьверы - пистолет ИЖ-76 кал. 8 мм; пистолет ИЖ-77-8 кал. 8 мм; пистолет ИЖ-78-7,6 кал. 7,6 мм; пистолет ИЖ-79-7,6 кал. 7,62 мм; пистолет ИЖ-79-8 кал. 8 мм; револьвер РГ-31-00 кал. 5,6 мм; револьвер РГ-31-02 кал. 9 мм; револьвер ТОЗ-101 кал. 5,6 мм; револьвер ТОЗ-105-3 кал. 8 мм; револьвер РГ-9 кал. 9 мм; револьвер "Бизон-1" РГ-7,5 кал. 7,5 мм; револьвер "Бизон-1" РГ-8 кал. 8 мм; револьвер РЧК-8 кал. 8 мм; револьвер ГР-92 кал. 9 мм; револьвер ГР 005 кал. 9 мм; револьвер "Айсберг ГР 205" кал. 9 мм; револьвер "Айсберг ГР 207" кал. 9 мм; револьвер МЦРГ-1 кал. 9 мм; револьвер "Форманта-5,7" РГ-01 кал. 5,6 мм;

механические распылители, аэрозольные и другие устройства - средства самообороны в аэрозольной упаковке "Кобра-250", "Кобра-500", "Кобра-501", "Кобра-502", "Кобра-801", "Кобра-802", "Скорпион-1100", "Скорпион-5000", "Скорпион-5001", "СОО-2", "Лакриматор"; устройства дозированного аэрозольного распыления "Удар"; баллон аэрозольный малогабаритный к устройству "Удар" БАМ-1.000-08, БАМ-1.000-09; средство самообороны в аэрозольной упаковке "Контроль", "Черемуха", "Шок", "Скунс-БХ";

спортивное оружие, в частности:

спортивное огнестрельное оружие с нарезным стволом - пистолет произвольный самозарядный ИЖ-34М кал. 5,6 мм; пистолет стандартный самозарядный ИЖ-35М кал. 5,6 мм; пистолет стандартный самозарядный МЦМ кал. 5,6 мм; винтовка "Бегущий кабан" БК-5 кал. 5,6 мм; винтовка "Биатлон-7-2" кал. 5,6 мм; винтовка "Биатлон-7-3", "Биатлон-7-4" кал. 5,6 мм; винтовка стандартная крупнокалиберная "Рекорд-1" кал. 7,62 x 54R; винтовка произвольная крупнокалиберная "Рекорд-2" кал. 7,62 x 54R; винтовка крупнокалиберная "Рекорд-1-308" кал. 7,62 x 51 (308 Win); винтовка "Урал-5-1" кал. 5,6 мм; винтовка "Урал-6-1", "Урал-6-2" кал. 5,6 мм; винтовка стандартная "СМ-2", "СМ-2-1" кал. 5,6 мм;

спортивное огнестрельное оружие гладкоствольное - ружье двуствольное ИЖ-39Е кал. 12/70 и 12/70; ружье двуствольное МЦ 200-0 кал. 12/70 и 12/70; ружье двуствольное МЦ 200-01 кал. 12/70 и 12/70;

спортивное пневматическое оружие - пистолет стандартный ИЖ-46 кал. 4,5 мм; пистолет стандартный ИЖ-53М кал. 4,5 мм; пистолет газобаллонный многозарядный "Корнет" ИЖ-67 кал. 4,5 мм; пистолет газобаллонный многозарядный "Корнет" ИЖ-671 кал. 4,5 мм; винтовка "Бегущий кабан" ИЖ-32БК кал. 4,5 мм; винтовка стандартная ИЖ-38С кал. 4,5 мм; винтовка стандартная ИЖ-60 кал. 4,5 мм; винтовка многозарядная ИЖ-61 кал. 4,5 мм; винтовка стандартная ИЖ-60 кал 4,5 мм; винтовка многозарядная ИЖ-60М кал. 4,5 мм; револьвер РПШ кал. 4,5 мм; пистолет газобаллонный А-101 кал. 4,5 мм;

охотничье оружие, в частности:

охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом - карабин самозарядный "Архар" ТОЗ-97 кал. 7,62 x 39; карабин КО-44 кал. 7,62 x 53; карабин КО-44-1 кал. 7,62 x 53; ружье двуствольное комбинированное "Зубр" ТОЗ-55-2 кал. 9 x 53 и 12/70; карабин малокалиберный ТОЗ-78-01 кал. 5,6 мм; карабин самозарядный ОП СКС кал. 7,62 x 39; карабин ОЦ-18 кал. 7,62 x 54; карабин ОЦ-25 кал. 7,62 x 39; карабин самозарядный КО СКС кал. 7,62 x 39; ружье двуствольное комбинированное МЦ 7-17 кал. 12/70 и 7,62 x 54R; ружье двуствольное комбинированное МЦ 105-01 кал. 5,6 x 39 и 20/70; карабин Baikal-Mannlicher БМ-7,62 кал. 7,62 x 51; ружье одноствольное с нарезным стволом ИЖ-18МН кал. 7,62 x 51; ружье двуствольное комбинированное "Север" кал. 5,6 мм и 20/70, 5,6 мм и 20/76; ружье двуствольное комбинированное ИЖ-94 кал. 7,62 x 51 и 12/70, 7,62 x 51 и 12/76; карабин "Биатлон 7-2-КО" кал. 5,6 мм; карабин "Соболь" кал. 5,6 мм; карабин "Лось-7"; "Лось-7-1" кал. 7,62 x 51; карабин "Барс-4", "Барс-4-1" кал. 7,62 x 39; карабин самозарядный "Сайга" кал. 7,62 x 39; карабин самозарядный "Вепрь" кал. 7,62 x 39, "Вепрь-308" кал. 308 (7,62 x 51); карабин самозарядный ОП СКС кал. 7,62 x 39;

охотничье огнестрельное оружие гладкоствольное - ружье одноствольное магазинное промысловое МЦ 20-01 кал. 20/70, МЦ 20-08 кал. 20/70, МЦ 21-12 кал. 12/70; ружье одноствольное самозарядное ТОЗ-87 кал. 12/70; ружье одноствольное с перезарядкой цевьем ТОЗ-94 кал. 12/70; ружье одноствольное малогабаритное с перезарядкой цевьем ТОЗ-194 кал. 12/70; ружье одноствольное ТОЗ-34-1 кал. 12/70; ружье двуствольное ТОЗ-34 кал. 12/70 и 12/70; ружье двуствольное ТОЗ-34-16 кал. 16/70 и 16/70; ружье двуствольное ТО З-80-12 кал. 12/70 и 12/70; ружье двуствольное ТОЗ-84-10 кал. 12/70 и 12/70; ружье двуствольное ТОЗ-91-12, ТОЗ-91-12-1, ТОЗ-91-12Е кал. 12/70 и 12/70; ружье двуствольное МЦ 109-12 кал. 12/70 и 12/70; ружье двуствольное МЦ 111-12 кал. 12/70 и 12/70; ружье одноствольное многозарядное ТОЗ-106 кал. 20/70; ружье одноствольное многозарядное ИЖ-81 кал. 12/70, 12/76; ружье одноствольное ИЖ-18М-М кал. 12/70; 12/76; 16/70; 20/76; 32/70; 410/76; ИЖ-18ЕМ-М кал. 12/70; 12/76; 16/70; 20/70; 32/70; 410/76; ИЖ-18МК-М кал. 12/76; 16/70; 20/70; 32/70; 410/76; ружье двуствольное ИЖ-27М кал. 12/70 и 12/70; ИЖ-27М-1С кал. 12/70 и 12/70; ИЖ-27ЕМ кал. 12/70 и 12/70; ИЖ-27ЕМ-1С кал. 12/70 и 12/70; ИЖ-27ЕМ-М кал. 12/76 и 12/76; ИЖ-27ЕМ-1С-М кал. 12/76 и 12/76; ИЖ-27М-М кал. 12/76 и 12/76; ИЖ-27М-1С-М кал. 20/76 и 20/76; ИЖ-27ЕМ-1С-М кал. 20/76 и 20/76; ружье двуствольное ИЖ-43 кал. 12/70 и 12/70; ИЖ-43Е кал. 12/70 и 12/70; ИЖ-43К кал. 12/70 и 12/70; ИЖ-43-1С кал. 12/70 и 12/70; ИЖ-43Е-1С-М кал. 12/76 и 12/76; ИЖ-43ЕМ кал. 12/76 и 12/76; карабин гладкоствольный самозарядный "Сайга-410", "Сайга-410С", "Сайга-410К" кал. 410/76; карабин гладкоствольный самозарядный "Сайга-20", "Сайга-20С", "Сайга-20К" кал. 20/70; 20/76; ружье двуствольное МЦ 7-12 кал. 12/70 и 12/70; ружье двуствольное МЦ 105-20 кал. 20/70 и 20/70; ружье двуствольное МЦ 106-12 кал. 12/70 и 12/70; ружье двуствольное МЦ 109-01; МЦ 109-12 кал. 12/70 и 12/70; ружье двуствольное МЦ 110-12 кал. 12/70 и 12/70; ружье двуствольное МЦ 111-01; МЦ 111-12 кал. 12/70 и 12/70; ружье фермерское ОФ-93-01П кал. 12/70; ружье фермерское ОФ-93-01 кал. 12/70; ружье магазинное фермерское "Рысь-Ф" кал. 12/70; ружье магазинное "Рысь" (РМО-93) кал. 12/70; ружье гладкоствольное "Селезень-4" кал. 4.

В Государственном кадастре служебного и гражданского оружия также дан исчерпывающий перечень боеприпасов к гражданскому оружию (см.: раздел 2.4.1. Патроны к газовому оружию самообороны; 2.4.2. Патроны к спортивному и охотничьему огнестрельному оружию с нарезным стволом; 2.4.3. Патроны к спортивному и охотничьему огнестрельному оружию гладкоствольному) и перечень гражданского оружия иностранного производства и боеприпасов к нему (раздел 3.1. Газовое оружие самообороны (пистолеты и револьверы, механические распылители и аэрозольные устройства); раздел 3.2. Спортивное оружие; раздел 3.3. Охотничье оружие (охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом, охотничье огнестрельное оружие гладкоствольное); раздел 3.4. Патроны).

Таким образом, проведенный анализ понятийного аппарата, составляющего содержание оборота оружия, показал, что содержащееся в Федеральном законе "Об оружии" определение оборота оружия нуждается в дополнении и уточнении. Кроме этого, в Закон необходимо включить определения всех действий, составляющих содержание оборота оружия, что позволит правоприменителю избежать ошибок, связанных с применением законодательства.


Список используемых источников

1. Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 52 (1 ч.). - Ст. 4921.

Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный Закон РФ  от 12.08.95 г. // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №33.-  Ст. 3349.

Федеральный закон от 28.12.2010 № 398-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия" // Собрание законодательства РФ. - 03.01.2011. - № 1. - Ст. 10.

Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" // Собрание законодательства РФ. - 14.02.2011. - № 7. - Ст. 900.

Федеральный закон РФ от 13.12.1997 г. «Об оружии». // Российская газета. 18. 12.1997.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. № 5 "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" // Российская газета. 2002. 19 марта; БВС РФ. 2002. № 5.

Научная литература и материалы периодической печати:

  1.  Акимова Н. В.   Исторические аспекты вооруженного насилия // История государства и права. - 2008. - № 20. - С. 9-11.
  2.  Аналитический обзор «Предупреждение органами внутренних дел незаконного оборота оружия (по материалам Центрально-Черноземного региона)» с предложениями. – Воронеж: Филиал по Черноземью (г. Воронеж), НИЦ № 6 ВНИИ МВД России., 2007.
  3.  Аналитический обзор «Состояние борьбы с незаконным оборотом оружия»  с предложениями законодательного и организационного совершенствования этого направления деятельности. – М.: ВНИИ МВД России, 2011.
  4.  Антонченко В. В. Криминологическая характеристика лиц, совершающих хищения оружия и боеприпасов в воинских формированиях // Следователь. - 2008. - № 7 - С. 36-39.
  5.  Антонченко В.В. Криминологическая характеристика лиц, совершающих хищения оружия в воинских формированиях (на примере войск Дальневосточного военного округа) // Военно-юридический журнал. – 2009. - № 3.
  6.  Антонченко В.В. Латентность преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в воинских формированиях  // Военно-юридический журнал. – 2009. - № 4.
  7.  Антонченко В.В. Прогноз влияния современного этапа военной реформы на криминальную ситуацию в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ в войсках // Военно-юридический журнал. – 2009. - № 6.
  8.  Апарышев И. Оружие и преступление // ЭЖ-Юрист. 2012. N 33.
  9.  Ашурилаев С. М.   Личность преступника, классификация преступного поведения и особенности профилактики преступного поведения лиц, совершающих преступные деяния против жизни // Следователь. - 2010. - № 5. - С. 34-39.
  10.  Беженцев А. А.   Административная деятельность органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних  : монография. - М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. - 255 с.
  11.  Белокрылова Е.А. Информация в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия // Журнал российского права. – 2009. - № 4.
  12.  Бикеев И. Проблемы уголовной ответственности за незаконное обращение с предметами вооружения // Уголовное право. - 2008. - № 1. - С. 13-17.
  13.  Боечин, И. Оружие криминального мира // Оружие. - 2008. - № 10 - С. 54-63.
  14.  Бычков В. В.   Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: учебное пособие. - М.: ЦОКР МВД России, 2008. - 248 с.
  15.  Бычков В.В.   Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: учебное пособие. - Челябинск: Челябинский юридический институт, 2006. - 257 с.
  16.  Бязров С.Е. Некоторые вопросы соотношения правовой природы освобождения от уголовной ответственности при причинении вреда при применении оружия военнослужащими внутренних войск МВД России // Общество и право. – 2009. - № 1.
  17.  Васильев Ф. П.   О проекте федерального закона "Об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" // Административное право и процесс. - 2011. - № 2. - С. 24-26.
  18.  Векленко В., Зайцева Е. Спорные вопросы квалификации преступлений, совершенных с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия // Уголовное право. – 2009. - № 2.
  19.  Волянская Р.В. Дистрибьюторский договор и особенности его применения в сфере оборота гражданского оружия // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2009. - № 1.
  20.  Галахов С. С., Горшков А. А., Козлов В. И., Бурлевич О. Ф., Аванесян Р. С. Противодействие незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: Учебно-методическое пособие. – М.: ВНИИ МВД России, 2005.
  21.  Григорьева О. С.    Оружие самообороны: некоторые проблемы правовой регламентации и применения    // Правоохранительные органы: теория и практика. - 2008. - № 1. - С. 46-49 .
  22.  Григорян К.В. Некоторые проблемы оптимизации практики применения уголовно-правовых норм об ответственности за хулиганство // Российский следователь. 2008. № 3. С. 16 - 17.
  23.  Долгополов А. А.   Проблемы внутриорганизационной деятельности ОВД по реализации административно-правовых режимов в обеспечении контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ // Административное право и процесс. - 2008. - № 2. - С. 30-32.
  24.  Долгополов А.А. Оборот оружия и взрывчатых веществ как объект административно-правового регулирования. ВНИИ МВД РФ: Некоторые вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях: Сборник трудов адъюнктов и соискателей. М., 2006.
  25.  Дульцев М. В.   Оружие самообороны: законодательная регламентация, вопросы классификации // Эксперт-криминалист. - 2008. - № 3. - С. 33-34.
  26.  Зажицкий В.И. Результаты оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве. СПб., 2006. С. 9.
  27.  Исаенко В. Отдельные вопросы получения образцов для сравнительного исследования // Уголовное право. 2010. № 5. С. 114.
  28.  Исаенко В.Н. Допустимость доказательств, полученных при исследовании результатов оперативно-розыскной деятельности // Законность. 2011. № 1. С. 30 - 34.
  29.  Казакова В.А. Вооруженная преступность: криминологические и уголовно-правовые проблемы. М.: Логос, 2003.
  30.  Казакова В.А. Уголовно-правовые аспекты предупреждения вооруженной преступности // Уголовное право. 2003. № 2. С. 37.
  31.  Кокин А. В.   Уголовно-правовое и криминалистическое понятие обрезов гладкоствольных ружей // Судебная экспертиза. - 2008. - № 2. - С. 30-39.
  32.  Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.А. Ашин, А.П. Войтович, Б.В. Волженкин и др.; под ред. А.И. Чучаева. 2-е изд., испр., перераб. и доп. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2010. VIII, 1032 с.
  33.  Конин В. Н.   Обеспечение общественной безопасности на федеральном уровне // Административное право и процесс. - 2010. - № 6. - С. 26-28.
  34.  Косенко М. В.   Криминалистическое понятие оружия и его классификация // Судебная экспертиза. - 2010. - № 4. - С. 58-69.
  35.  Костюченко К. Л.   Травматическое оружие // Правоохранительные органы: теория и практика. - 2008. - № 1. - С. 35-45.
  36.  Криминологическая ситуация на рубеже веков / Под ред. А.И. Долговой. М.: Криминологическая ассоциация, 1999.
  37.  Кубов Р.Х. Проблемы квалификации организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем (ст. 208 УК РФ) // Российский следователь. – 2008. - № 7. –С. 41.
  38.  Куликов А.   О профилактике преступлений // Защита и безопасность. - 2011. - № 1. - С. 32-35.
  39.  Лобанова Л.В., Суркова О.Г. Противодействие незаконному обороту оружия и профилактическая роль поощрительных норм уголовного права // Российская юстиция. 2012. N 12. С. 16 – 19.
  40.  Лукашин М. В.   Международное и межгосударственное сотрудничество в сфере оперативно-розыскной деятельности по борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2010. - № 1-2. - С. 71-76.
  41.  Лунев В.В. Преступность XX века (мировые, региональные и российские тенденции). - М., 2005. - С. 454.
  42.  Мальков С. М.   Уголовно-правовое понятие незаконных действий с оружием в статье 222 УК РФ // Адвокатская практика. - 2007. - № 1. - С. 32-34.
  43.  Маракулин Д. А.   Оружие или предмет, используемый в качестве оружия как обязательный элемент уголовно наказуемого хулиганства // Вестник Барнаульского юридического института. - 2008. - № 2 (15). - С. 129-130.
  44.  Матрушева Т. В.   Проблемы правового регулирования использования отдельных видов оружия в Российской Федерации.// Право и политика. - 2008. - № 2. - С. 333-339.
  45.  Мешалкин С. Н.   Некоторые аспекты правового регулирования антитеррористической деятельности оперативных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации // Закон и право. - 2010. - № 2. - С. 14-16.
  46.  Микляева О. В.   Осмотр места происшествия, связанного с применением огнестрельного оружия // Закон и право. - 2010. - № 3. - С. 80-82.
  47.  Миронов О. В.   Профилактика правонарушений в сфере оборота оружия как одно из средств противодействия экстремизму в молодежной среде // Актуальные проблемы предупреждения экстремизма в молодежной среде : материалы межведомств. науч.-практ.конф. (Ульяновск, 22 мая 2009 г.). - Ульяновск, 2009. - С. 183-186.
  48.  Миронов О.В. О некоторых вопросах совершенствования законодательства об административных правонарушениях в сфере оборота оружия в Российской Федерации // Юридический мир. – 2009. - № 6.
  49.  Моисеенко А.Г. Проблема регулирования оборота нарезного спортивного и охотничьего оружия калибра 22 LR // Юрист. 2010. № 8. С. 36 - 39.
  50.  Морозов Н.А., Шевцов А.С. Проблема оборота огнестрельного оружия на Дальнем Востоке // Журнал российского права. 2010. № 1. С. 105 - 113.
  51.  Невский С.А. Незаконное поступление российского оружия и боеприпасов в сопредельные восточные страны (историко-криминологическое исследование) // Международное публичное и частное право. 2010. № 3. С. 25 - 28.
  52.  Невский С.А. Ограничение оборота оружия как средство предупреждения преступлений (зарубежный и международный опыт) // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2009. - № 2.
  53.  Невский С.А. Противодействие незаконному ввозу оружия и боеприпасов в Россию в начале XX в. (проблемы международного сотрудничества) // Международное уголовное право и международная юстиция. 2010. № 2. С. 24 - 28.
  54.  Оружие, боеприпасы и специальные средства: сборник / ред. А. В. Сорокин. - М.: ЦОКР МВД России, 2008. - 32 с.
  55.  Панов А. Б.   Некоторые вопросы разрешительно-лицензионного производства // Законодательство. - 2011. - № 1. - С. 38-44.
  56.  Патрушева Т. В.   Проблемы правового регулирования использования отдельных видов оружия в Российской Федерации // Право и политика. - 2008. - № 6. - С. 1463-1468.
  57.  Прохоров В.В. Некоторые процессуальные аспекты лицензирования органами внутренних дел оборота гражданского и служебного оружия // Административное право и процесс. 2009. № 4. С. 26 - 27.
  58.  Рогулев П.А. Некоторые аспекты правового регулирования оборота гражданского оружия // Общество и право. – 2008. - № 1.
  59.  Сас И. Вооружились все, кто хотел / И. Сас // Независимая газета. 2005. 24 января. N 11.
  60.  Семенюк Р. А.   Профилактическая работа сотрудников ОВД с общественностью // Вестник Барнаул. юрид. ин-та. - 2010. - № 2. - С. 108-112.
  61.  Сердюк Л. Уголовно-правовая оценка рэкета и его отличие от смежных составов // Уголовное право. 2003. № 3. С. 60.
  62.  Состояние преступности в России за январь - декабрь 2010 года. М., 2011.
  63.  Состояние преступности в Российской Федерации за январь - ноябрь 2010 г. Официальная статистика МВД за 2010 г. / МВД России. М., 2011.
  64.  Стасеев Е.Е. Защищать Родину без оружия // Спорт: экономика, право, управление. – 2009. - № 2.
  65.  Сухаренко А.Н. Противодействие транснациональному незаконному обороту оружия: состояние и проблемы // Международное уголовное право и международная юстиция. 2010. № 3. С. 12 - 14.

1 Апарышев И. Оружие и преступление // ЭЖ-Юрист. 2012. N 33. С. 1, 6.

2 Комиссаров В.С. Незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в практике Верховного Суда Российской Федерации // Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия: Сборник научных трудов / Под ред. Н.А. Лопашенко. Саратов (Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции): Сателлит, 2005. С. 307; Подшибякин А.С. О недостатках правового регулирования оборота оружия в России и основах концепции нового Закона об оружии // Там же. С. 304 - 307.

3 См.: Ястребов Б.В., Рыбкин В.М. Новый Закон "Об оружии": требуется коррекция // Журнал российского права. 1997. N 3. С. 75 - 76.

4 СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.

5 СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.

6 См., напр., Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 // СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4790.

7 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 24. Ст. 860.

8 СЗ РФ. 2004. N 30. Ст. 3091.

9 Трофимов В.Н., Трофимов А.В. Современные охотничьи боеприпасы для нарезного оружия. Пули мира и отечественные патроны: Справочник. М.: Издательский дом Рученькиных, 2003. С. 18.

10 Гусев В.Г. Настольная книга охотника. 5-е изд., стереот. М.: Цитадель-трейд, 2003. С. 65.

11 Трофимов В.Н., Трофимов А.В. Указ. соч. С. 17.

12 Российская газета. 19.03.2002. N 48.

13 Текст Постановления официально опубликован не был.

14 См.: Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 29 июня 2006 г. N 88-о06-21 // Текст Определения официально опубликован не был // СПС; Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 9 марта 2005 г. N 41-о05-9 // Текст Определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru) и др.

15 См., напр., Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: Комментарий судебной практики и доктринальное толкование / Под ред. Г.М. Резника. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 570.

16 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997. С. 54.

17 Обзор судебной практики Военной коллегии Верховного Суда РФ (извлечение) // СПС.

18 Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2003 года (по уголовным делам), утв. Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 3 и 24 декабря 2003 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. N 3.

19 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. N 9.

20 Бикеев И. Проблемы уголовной ответственности за незаконное обращение с предметами вооружения // Уголовное право. – 2008. - № 1.

21 См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.

22 См.: Шелковникова Е.Д. Теоретические и правовые основы деятельности органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 1998. С. 6.

23 Сборник законов РФ. М., 2003. С. 678.

24 См.: Шелковникова Е.Д. Указ. соч.

25 См.: Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1998.

26 Комментарий к Федеральному закону "Об оружии" (постатейный) /Т.В. Захарова. – М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2003.

27 См.: Долгополов А.А. Оборот оружия и взрывчатых веществ как объект административно-правового регулирования. ВНИИ МВД РФ: Некоторые вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях: Сборник трудов адъюнктов и соискателей. М., 2006.

28 Рогулев П.А. Некоторые аспекты правового регулирования оборота гражданского оружия // Общество и право. – 2008. - № 1.

29 См.: Скворцов С.М., Шелковникова Е.Д. Федеральный закон "Об оружии": Комментарий / Под ред. В.Я. Кикотя. М.: ВНИИ МВД России, 2001. С. 3 - 21.

30 Комментарий к Федеральному закону "Об оружии" (постатейный) // О.А. Королькова, В.В. Скосарев, М.Д. Черненко. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81258. Форма государственного устройства 39.69 KB
  Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации.Территория федерации состоит из: а Субъектов которые по-разному называются. Субъекты федерации могут принимать свои конституции законы постановления и другие нормативно-правовые акты.
81259. Демократический политический режим 38.4 KB
  Демократическая политическая система – это организация легальной опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. В демократическом государстве народ является источником власти. Профессионализация власти – отличительный признак государства в котором существует демократический политический режим.
81260. Тоталитарный политический режим 36.12 KB
  Высокая концепция власти гипертрофия руководящего аппарата его проникновение во все поры жизни общества. тоталитаризм характеризуется монополией власти на информацию полным контролем за средствами массовой информации. Все силовые структуры находятся в исключительном подчинении центру политической власти.
81262. Внешние функции государства 38.91 KB
  Основные направления деятельности государства называются функциями государства. К внутренним функциям охватывающим сферу внутренней самостоятельной жизни государства непосредственно касающимся каждого члена общества относятся следующие виды функций. Их количество задачи компетенция взаимоотношения и связи между ними определяются функциями государства.
81263. Внутренние функции государства 38.16 KB
  Предназначение государства Проявляющееся в его функциях есть объективная необходимость выполнения общественно полезной социально обусловленной деятельности. Деятельность государства многогранна она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства.
81264. Государственный аппарат: понятие, структура, принципы формирования и деятельности 38.36 KB
  В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем: Механизм государства состоит из людей специально занимающихся управлением законотворчеством исполнением законов их охраной от нарушений. Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами а в необходимых случаях и принудительным воздействием. Вследствие изменений происходящих в общественной жизни...
81265. Политическая система общества: понятие, структура 35.74 KB
  Политическая система включает организацию политической власти отношения между обществом и государством характеризует протекание политических процессов состояние политической деятельности уровень политического творчества в обществе характер политического участия. исторической и национальной традицией уклада политической жизни политически активным или пассивным населением с кровнородственными связями или без них с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т. Структуру политической системы составляют политические...
81266. Государство в политической системе общества 37.11 KB
  Признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства ст. В идеале каждое современное государство стремится к тому чтобы его социальная основа закрепленная конституцией которую составляют все подданные государства превратилась в его реальную основу. Особое место и роль государства в политической системе общества определяется еще и тем что в его руках находятся огромные материальные и финансовые ресурсы.