3879

Маркетинговые исследования конкурентов на примере ООО Делфо-авто

Курсовая

Маркетинг и реклама

Введение Знание рынка и рыночных процессов изначально было заботой предпринимателей. Оно позволяло им обоснованно принимать решения, заранее готовиться к борьбе с конкурентами, снижать степень неизбежного риска, планировать на перспективу. Но разраб...

Русский

2012-11-09

176.5 KB

146 чел.

Введение

Знание рынка и рыночных процессов изначально было заботой предпринимателей. Оно позволяло им обоснованно принимать решения, заранее готовиться к борьбе с конкурентами, снижать степень неизбежного риска, планировать на перспективу. Но разработки и внедрение в практику системы изучения рынка обходится недешево, не говоря уже о том, что требует значительных интеллектуальных усилий. Однако данные расходы необходимы.

Маркетинг и маркетинговые исследования являются категориями рыночной экономики, которые все в большей мере становятся определяющей в нашей жизни. Для разработки грамотной стратегии развития должно быть четкое понимание преимуществ и недостатков своего заведения в сравнении с конкурентами. Предоставить такую информацию могут, в частности, качественные маркетинговые исследования конкуренции и конкурентов заведения питания. Маркетинговые исследования – это систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед компанией целей и задач по удовлетворению спроса потребителей продукта, сбор, анализ и отчет о результатах.

Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.

Конкуренты – это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет за собой необходимость их изучения). Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу. Под фундаментальной рыночной нишей здесь понимается совокупность сегментов рынка, для которых подходят товар и (или) услуга, производимые данной фирмой.

Актуальность темы в том, что наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и (или) услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.

Цель работы – изучить понятие конкурентной борьбы и основных методов изучения фирм–конкурентов.

Для решения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

- изучить понятие конкуренции;

- изучить методы изучения фирм-конкурентов;

- проанализировать конкурентную стратегию ООО «Делфо-авто»;

- дать рекомендации по изучению фирм-конкурентов ООО «Делфо-авто».

Основными теоретическими и методологическими источниками при написании данной работы служили российские и иностранные издания, посвященные маркетингу и организации маркетинговых исследований на предприятии. Практическая часть работы построена на данных маркетинговых исследований и экспертных опросов сотрудников ресторана.


1 Теоретические аспекты конкурентной борьбы и основных методов изучения фирм-конкурентов

Слово конкуренция возникло от латинского «concurrere», что в переводе означает сталкиваться. Ожегов С.И. трактует конкуренцию как соперничество, борьбу за достижение больших выгод, преимуществ.[13,c.272] Рассмотрим наиболее часто встречающиеся определения термина конкуренция (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Определения термина конкуренция

Автор определения 

Определение 

Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. [9, c. 175]

Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. 

Киперман Г.Я.[17, c.147]

Процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта.

Макконнел К.Р.,

Брю С.Л. [7, c.452]

Наличие на рынке большего числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его.

Маршалл А. [10, c.126] 

Состязание одного человека с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо.

Спиридонов И.А. [18, c. 59] 

Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения различных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли.

Перцовский Н.И. [11, c. 14]

Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли.

Фатхутдинов Р.А. [19, c. 41]

Это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от него обеспечения определенной конкурентоспособности или, в противном случае, грозит вытеснением его с данных рынков.

Профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер предположил, что состояние конкуренции в отрасли можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:

1. Соперничество между продавцами внутри отрасли.

2. Попытки компаний из других отраслей завоевать покупателей своими товарами = субститутами.

3. Возможность появления новых конкурентов внутри отрасли.

4. Способность поставщиков сырья и деталей, используемых фирмой, диктовать свои условия.

5. Способность потребителей продукции фирмы диктовать свои условия. [16, c.21]

На рисунке 1.1 представлена модель пяти конкурентных сил, предложенная М. Портером [16, c.18].

Рисунок 1.1 Конкурирующие силы.

Модель пяти сил конкуренции Портера является инструментом при систематической диагностике основных конкурентных сил, влияющих на рынок, и определении степени воздействия каждой из них. Эта модель не только наиболее широко используется, но и достаточно проста в применении.

Существует несколько факторов, которые в любой отрасли влияют на интенсивность конкуренции [2, c.72]:

  1.  Конкуренция усиливается с увеличением числа соперничающих фирм, по мере того как выравниваются их размеры и объёмы производства.
  2.  Обычно конкуренция сильна, когда спрос на продукцию растёт медленно. На быстрорастущем рынке места хватает всем.
  3.  Конкуренция усиливается, когда условия хозяйствования в отрасли толкают фирмы на снижение цен или на применение других средств увеличения объёмов продаж и объёмов производства.
  4.  Конкуренция усиливается, когда затраты покупателей при переходе с потребления одной марки на потребление другой невелики.
  5.  Конкуренция усиливается, когда одна или несколько компаний не удовлетворены своей долей рынка и пытаются её увеличить за счёт доли конкурентов.
  6.  Конкуренция усиливается пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений.
  7.  Конкуренция становится интенсивной, когда затраты на то, чтобы покинуть рынок выше, чем на то, чтобы остаться на нём и принять участие в конкурентной борьбе.
  8.  Ход конкуренции тем менее предсказуем, чем больше различаются приоритеты фирм, их стратегия, ресурсы, личные качества их руководителей и страны, где они зарегистрированы.
  9.  Конкуренция усиливается, когда крупные компании, действующие в других отраслях, приобретают какую-либо разоряющуюся фирму в данной отрасли и приступают к осуществлению решительных и хорошо финансируемых мероприятий по превращению купленной им фирмы в лидера рынка.

Следовательно, принципом конкурентных рынков является использование конкуренции среди соперничающих фирм. Это динамичный, меняющийся процесс, при котором фирмы инициируют новые наступательные и оборонительные действия, постоянно меняя одно конкурентное оружие на другое. Наиболее часто встречающиеся определения термина конкурентоспособность организации приведена в таблице 1.2. 

Таблица 1.2

Определения конкурентоспособности организации

Автор определения

Определение

Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршнев А.Г., Райзберг Б.А.[9, c. 177]

Это способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей.

Киперман Г.Я. [17, c.148]

Способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.

Перцовский Н.И.[11, c. 17]

Возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Это обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы.

Фатхутдинов Р.А. [19, c.46]

Способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами.

В зависимости от масштаба конкурентоспособности фирмы может быть представлен следующий вариант классификации уровней конкурентоспособности (таблица 1.3).

Таблица 1.3

Классификация уровня конкурентоспособности фирмы

(по критерию масштаба)

Способность конкурировать

Уровень конкурентоспособности

Способность конкурировать на мировом рынке

Мировой уровень

Способность конкурировать на уровне отдельной страны

Крупномасштабный уровень

Способность конкурировать на уровне региона отдельной страны

Региональный уровень

Способность конкурировать на уровне отдельной отрасли народного хозяйства

Отраслевой уровень

Способность конкурировать на уровне города

Городской уровень

Способность конкурировать на уровне района

Локальный уровень

Таким образом, в условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует занимаемую предприятием, организацией, фирмой позицию по отношению к конкурентам в конкретной отрасли и позволяет разрабатывать собственную конкурентную стратегию, учитывая профиль деятельности, цели, возможности, навыки и ресурсы.

Исследование фирм-конкурентов, как правило, производится или в целом по отрасли, или по отдельным сегментам рынка [4, c. 114].

Выявление действующих и потенциальных конкурентов производится обычно на основе одного из двух подходов:

- первый связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке основными конкурирующими фирмами;

- второй ориентируется на группировку конкурентов в соответствии с применяемыми ими типами рыночных стратегии.

Подход с точки зрения потребительского спроса имеет целью сгруппировать конкурирующие фирмы в соответствии с типом потребностей, которые удовлетворяет их продукция. Для выявления наиболее важных конкурентов и их роли на рынке сбыта компании используют методы ассоциативного опроса потребителей, выявляя, с какими полезными качествами и условиями потребления покупатель ассоциирует тот или иной товар известного на рынке конкурента.

В основе выявления конкурентов на базе группировок по типу стратегии лежит их группировка в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно-сбытовой деятельности. К таким аспектам относятся:

- стратегия в области экспансии на рынке;

- стратегия в области ценовой политики;

- стратегия в области технологии и др.

При выявлении основных конкурентов в соответствии с типами стратегий необходимо учитывать степень мобильности стратегий конкурентов и проводить всестороннее исследование перспектив эволюции стратегии конкурентов. Такие исследования позволяют выявлять наиболее опасных конкурентов, к которым чаще всего относятся:

- фирмы, склонные к рыночной экспансии, которые действуют на географически сложных рынках;

- фирмы, следующие стратегии диверсификации производства и работающие в данной и смежных отраслях;

- крупные фирмы-покупатели продукции данной компании;

- крупные поставщики материалов, сырья и оборудования для данной компании;

- мелкие фирмы, которые в результате поглощения крупной компанией становятся сильными конкурентами на рынке.

При наличии различий в реализуемых стратегиях уровень конкуренции относительно снижается.

Все перечисленные факторы ставят конкурирующие фирмы в определенные условия функционирования, оказывают существенное влияние на конкурентные стратегии фирм. От условий конкуренции, сложившихся на рынке, будут зависеть предпринимаемые меры и, соответственно, ответная реакция конкурентов на эти меры, осуществляемые фирмами для достижения собственного конкурентного преимущества. Таким образом, при разработке предприятиями собственных конкурентных стратегий важно учитывать возможную реакцию внешней среды на эти акции. Применительно к промышленным рынкам можно выделить два типа возможной реакции по инструментам ответной реакции и два типа - по ее характеру.

Конкуренты – компании, вовлеченные в конкуренцию на определенных товарных и географических рынках.

Исследование конкурентов – выбор путей и возможностей достижения наиболее выгодного положения на рынке относительно конкурентов.

Для исследуемого заведения питания должны быть идентифицированы наиболее опасные (приоритетные) конкуренты. В этом случае конкурентами считаются компании, удовлетворяющие одну и ту же потребность. Очевидно, что для предприятия быстрого питания, не являются конкурентами рестораны класса люкс, а другие заведения питания, удовлетворяющие потребность в быстром и недорогом питании.

В зависимости от типа покупателя и товара различают четыре типа конкурентов.

Таблица 1.4

Виды конкурентов по соотношению товар/потребность

Виды

Характеристика

Прямые конкуренты

Предлагают аналогичные товары тем же группам потребителей

Товарные конкуренты

Продают одинаковую продукцию разным потребителям

Косвенные конкуренты

Продают различные товары одним и тем же покупателям

Неявные конкуренты

Предлагают разные товары разным покупателям

При проведении исследований маркетологи ориентируются на необходимость получения информации обо всех конкурентах (имеющихся и потенциальных) на конкретном рынке, однако на практике невозможно провести всесторонний анализ всех существующих конкурирующих фирм. Тем не менее некоторые из них заслуживают пристального внимания и требуют глубокого изучения. К таким фирмам прежде всего относятся: наиболее активные конкуренты, претендующие на захват рыночной доли вашей компании; конкуренты, чью рыночную долю планирует захватить ваша фирма; основные конкуренты, владеющие наибольшей долей рынка (три-четыре фирмы); фирмы, наиболее динамично развивающиеся на конкретном рынке (две-три фирмы).

Первый шаг в определении приоритетных конкурентов обычно осуществляется исходя из определенных концепций. Так в зависимости от своей роли в конкурентной борьбе все организации могут быть разделены на четыре группы: рыночный лидер, претендент, последователь и организация, нашедшая рыночную нишу.

Рыночный лидер – организация с наибольшей рыночной долей в отрасли. Такие организации обычно бывают также лидерами в области ценовой политики, разработки новых продуктов, использования разнообразных распределительных систем, оптимизации затрат на маркетинг. Для того чтобы остаться рыночным лидером организация должна действовать на трех фронтах. Во-первых, она старается расширить рынок или путем привлечения новых покупателей, или путем нахождения новых сфер применения выпускаемым продуктам, или путем увеличения частоты применения выпускаемых продуктов («Ешьте больше фруктов – это укрепляет здоровье!»). Во-вторых, стараться увеличить свою рыночную долю, хотя это автоматически не приводит к увеличению величины прибыли, так как цена такого расширения может быть чрезмерно высокой. Иногда явно выраженного лидера в отрасли не существует, и в качестве лидеров рассматривается несколько организаций. В-третьих, постоянно предохранять свой бизнес от посягательств конкурентов, для этого используются оборонительные стратегии.

Рыночный претендент – организация в отрасли, которая борется за увеличение своей рыночной доли, за вхождение в число лидеров. Для того чтобы бороться, организация должна обладать определенными преимуществами над рыночным лидером (предлагать лучший продукт, продавать продукт по более низкой цене и т.д.). В зависимости от прочности позиции на рынке рыночного лидера и своих возможностей рыночный претендент может достигать свои цели, используя различные атаковые стратегии. Атаковая стратегия – стратегия конкурентной борьбы, используемая рыночным претендентом в борьбе за рынки сбыта.

Рыночный последователь – организация в отрасли, которая проводит политику следования за отраслевыми лидерами, предпочитает сохранять свою рыночную долю, не принимая рискованных решений. Однако это не говорит о том, что рыночный последователь должен проводить пассивную политику. Он может выбирать и стратегию расширения своей деятельности, но такую, которая не вызывает активного противодействия со стороны конкурентов. Преимущества стратегии рыночного последователя заключаются в том, что он может опираться на опыт рыночных лидеров, копировать или улучшать продукты и маркетинговые действия лидера обычно при меньших уровне инвестиций и риска. Такая стратегия может обеспечить достаточно высокий уровень прибыльности. Рыночные последователи обычно в первую очередь атакуются рыночными претендентами.

Организации, действующие в рыночной нише, обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие организации – конкуренты или не заметили, или не приняли в расчет. Рыночная ниша – это, по сути дела, сегмент в сегменте. Рыночные ниши могут быть достаточно прибыльными за счет высокого уровня удовлетворения специфических потребностей ограниченного круга клиентов по повышенным ценам. Чтобы снизить риск от деятельности в одной нише, стараются найти несколько ниш. Желательно, чтобы рыночная ниша обладала потенциалом роста, не вызывала интереса у сильных конкурентов и чтобы у организации была сильная поддержка со стороны ее клиентов.

Компании необходимо классифицировать себя и конкурентов соответственно ролям на целевом рынке: лидер рынка, претендент на лидерство, последователь, обитатель ниши. Для того чтобы сохранить доминирующее положение, лидер стремится к расширению рынка, к защите завоеванной на нем доли и, возможно, к ее увеличению.

Претендент на лидерство, стремясь к расширению своей доли рынка, агрессивно атакует ведущую компанию и других конкурентов по фронту, с флангов, окружая противника, совершая обходные маневры и ведя партизанские действия. В рамках специальных стратегий претендент может вести ценовую войну, снижать издержки производства, производить престижные товары, расширять ассортимент продукции, разрабатывать новые товары, совершенствовать каналы распределения, повышать уровень обслуживания или разворачивать рекламные кампании. Последователь — компания, которая стремится сохранить свою долю рынка, исполняя роли подражателя, двойника, имитатора или приспособленца. Компания, оперирующая в нише, обслуживает небольшие сегменты рынка, оставшиеся вне сферы внимания крупных фирм. Ключ к пониманию особенностей деятельности в нишах — специализация. Нишевые компании выбирают одну или несколько областей специализации: по конечным пользователям, по вертикали, па особых клиентах, по географическому принципу, по продукту, на индивидуальном обслуживании покупателей, на определенном соотношении качество/цена, на каналах распределения. Несколько рыночных ниш предпочтительнее единственной.

В том случае, когда в отрасли существует много организаций-конкурентов, отслеживание деятельности всех этих организаций может представлять достаточно трудоемкую, а зачастую и ненужную задачу. Поэтому возникает задача сужения круга исследуемых конкурентов или, говоря другими словами, выявления приоритетных конкурентов. Исходя из вышеизложенного, приоритетными конкурентами для лидера являются другие лидеры и некоторые претенденты, для претендентов другие претенденты и некоторые лидеры. Очевидно, что лидеры и претенденты, с одной стороны, и компании, нашедшие нишу, с другой стороны, находятся в разных «весовых категориях» и их интересы сильным образом на рынке не пересекаются.

Дальнейшая конкретизация группы приоритетных конкурентов продолжается по критерию сходства используемых им рыночных стратегий, скажем, по качеству и цене. Обычно в отрасли можно выделить конкурентов, принадлежащих к одной стратегической группе, т.е. придерживающихся одинаковых или схожих стратегий. Очевидно, что сильнее конкурируют компании, выпускающие сходные по качеству продукты, реализуемые по близким ценам. Различные стратегические группы также могут конкурировать друг с другом.

Конкурентная борьба строится на дифференциации ниш, состоящей в том, что фирмы в силу своей неодинаковой приспособленности к деятельности в разных рыночных условиях, стремятся работать только на тех сегментах рынка, где они сильнее конкурентов [1, c. 37].

По терминологии Портера, фирмы ориентирующиеся на одну нишу, называются стратегической группой. Дифференциация ниш ослабляет конкурентную борьбу между различными стратегическими группами и усиливает её внутри таких групп.

Общая характеристика компаний, придерживающихся различных маркетинговых стратегий, представлена в таблице.

Таблица 1.5

Общие характеристики компаний, придерживающихся различных типов маркетинговых стратегий.

Наименование

Коммутанты

Патиенты

Виоленты

Эксплеренты

Профиль производства

универсальный

специализированный

массовое

экспериментальное

Размер компании

крупные

крупные

средние

средние

мелкие

мелкие

мелкие

Устойчивость компании

высокая

высокая

низкая

низкая

Расходы на НЧОКР

высокие

высокие

средние

низкие

Факторы силы в конкурентной борьбе

гибкость, многочисленность

приспособляемость к особому рынку (узкая специализация)

высокая производительность

опережение в нововведениях

Прогноз поведения конкурентов обычно опирается на учет следующих факторов [15, c.21]:

- размера и темпов увеличения прибыльности предприятия-конкурента;

- мотивов и целей производственно-сбытовой политики;

- текущей и предшествующей стратегии сбыта;

- структуры затрат на производство;

- системы организации производства и сбыта;

- уровня управленческой культуры.

Выявление слабых и сильных сторон деятельности конкурентов представляет собой конечный итог исследования конкуренции на рынке.

Выявленные недостатки в деятельности конкурентов используются для разработки собственной маркетинговой стратегии, выявленные сильные стороны используются для их изучения и внедрения в собственной фирме имеющегося положительного опыта работы. Для выявления слабых и сильных сторон предприятий-конкурентов можно воспользоваться методикой анализа закрепления, которая учитывает представление потребителей о продукции компании и её конкурентов. Обычно эта методика используется для проведения анализа на рынках потребительских товаров. На основе анализа закрепления целесообразно проводить внутренний анализ, нацеленный на выявление несоответствия сложившихся представлений в компании о внешней действительности, с тем, чтобы заставить персонал внутри организации понять и принять необходимость изменений.

В результате оценки сильных и слабых сторон каждого конкурента (их стратегий и целей) конкуренты ранжируются по «ключевым факторам успеха» (КФУ), под которыми подразумеваются наиболее существенные характеристики рынка, фирмы, конкурентов. Для этого необходимо уточнить список «ключевых факторов» (например, по методике закрепления). Позиции конкурентов и фирмы ранжируются по каждому из факторов и сводятся в следующую таблицу:

Таблица 1.6

Ключевые факторы успеха фирмы1

Ключевые факторы успеха (примерные)

Продукция

Х4

Х3

Х1

Х2

Технология

Х3

Х4

Х2

Х1

Финансовые возможности

Х3

Х4Х1

Х2

Система сбыта

Х4

Х3

Х2Х1

Имидж

Х4

Х2

Х1

Х3

Шпионаж является недобросовестным методом ведения конкурентной борьбы, однако иногда очень эффективным.Существуют различные способы получения конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как законных, так и незаконных. Конкурирующие фирмы осуществляют сбор конфиденциальной информации следующими путями:

- различного рода вопросы, задаваемые специалистам конкурента;

- приглашение на работу специалистов конкурента;

- ложные предложения работы специалистам из фирм-конкурентов без намерения брать их на работу.

Также могут быть реализованы следующие способы:

- тайное наблюдение за интересующим специалистом, отделом, лаборатории;

- использование профессиональных шпионов для получения информации;

- подкуп сотрудников из основных отделов конкурента;

- внедрение «нужных» лиц в структуру фирмы-конкурента;

- подслушивание разговоров и т.д.;

- похищение чертежей, образцов, документов;

- шантаж и другие способы давления;

- получение информации от источников в государственных структурах;

- сбор информации через зарубежные филиалы и через общих поставщиков.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что основной идей промышленного шпионажа является сохранение своих секретов и получение информации о секретах конкурента.


2. Оценка конкурентного положения ООО «Делфо-авто»

Объектом исследования является ООО «Делфо-авто», которое было образовано в 1996 году, а с 1997 года началось сотрудничество с General Motors - сначала по продаже и обслуживанию автомобилей Шевроле-Блейзер производства корпорации «Елаз-ДМ», а с 1999 года, после подписания дилерского договора с «Дженерал Моторс СНГ», и по автомобилям Opel. В 2003 году к ассортименту реализуемых автомобилей добавляются Шевроле-Нива и Шевроле-Вива, поставляемые с ЗАО «Джи-Эм АВТОВАЗ», а позднее, с 2005 года, автомобили «Chevrolet» корейского, а затем и североамериканского производства. В 2007 году компания становится дилером таких марок, как ISUZU и Alfa Romeo.

В настоящее время ООО «Делфо-авто» предлагает широкий спектр товаров по продаже, обслуживанию и ремонту автомобилей: Opel, Chevrolet, ISUZU, Alfa Romeo.

В автосалоне из перечисленных марок можно приобрести или заказать машины различных моделей и комплектаций. К услугам клиентов - тест-драйв. Покупателям предлагаются удобные программы кредитования и страхования, лизинг, трейд-ин, большой ассортимент дополнительного оборудования.

Также конкурентным преимуществом компании является то, что ООО «Делфо-авто» имеет современный технический центр, оборудованный в соответствии с требованиями производителей, где выполняются все виды технического обслуживания и ремонта.

В настоящее время постоянными клиентами ООО «Делфо-авто» являются ОАО Альфа-банк, ОАО «Газпром», АК Сбербанк РФ, Raiffeisen Group, Hachette Filipacchi Shkulev, Gillette, Beeline, ОАО «Татнефть», ТРК «Новый Век», СТС-Казань, телекомпания «Эфир», ОАО «ВАМИН Татарстан» и многие другие.

Для определения конкурентных преимуществ предприятия используют инструмент стратегического анализ SWOT-анализ. Проведем SWOT-анализ ООО «Делфо-авто», результаты представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Результаты SWOT-анализа ООО «Делфо-авто»

ВОЗМОЖНОСТИ

1. Рост деловой активности,
увеличение клиентов, которое
приведет к увеличению спроса на
рынке.

2. Включение компании в
глобальную сеть резервирования
автомобилей и автомобильной
техники

УГРОЗЫ

1. Сворачивание деловой
активности по причине
глобальных изменений
внешней среды.

2. Вход на рынок
агрессивного сетевого
игрока(ов)

ВОЗМОЖНОСТИ

УГРОЗЫ

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

1. Крайне привлекательное
расположение предприятия

2. Устойчивые связи с
поставщиками  и
покупателями.

3. Наличие достаточных
финансовых ресурсов.

4. Широкая известность.

5. Наличие большого
опыта у высшего
менеджмента предприятия.

6. Возможность
предоставления
комплексного
обслуживания.

1. Возможность расширения сегмента рынка

2. Расширение ассортимента продукции

3. Расширение ассортимента слуг

1. Ведение переговоров с
представителями
глобальных сетей о
различных. формах
сотрудничества (аренда).

2. Лоббирование в мэрии
и прессе с целью
повышения входных
барьеров.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1. Неповоротливая

организация управления,

не оперативность управления, неумение работать с постоянными клиентами.

2. Текучесть кадров, недостаток дипломированных специалистов.

1. Повышение ставок аренды.

2. Наличие средств на изменение
репутации.

3 Возможность проведения
внутренних реформ управления

 

Усиление конкуренции со стороны более оперативно

приспосабливающихся к изменениям потребительских предпочтений конкурентов

По результатам проведенного SWOT-анализа видно, что компания обладает достаточно устойчивыми финансовыми ресурсами, которые позволяют ей проводить как внутренний ремонт и реконструкцию, так и реформу внутреннего управления персоналом. В то же время неповоротливая организация высшего менеджмента не позволяет оперативно реагировать на постоянно изменяющиеся запросы потребителей автомобилей и автомобильной техники и в долгосрочной перспективе это может привести к неблагоприятным последствиям для организации в целом. В данной ситуации проведение исследований, касающихся выяснения потребительских предпочтений и анализа качества автомобилей и автомобильной техники является наиболее актуальным. Индексация степени удовлетворенности потребителя позволяет количественно оценить вклад различных составляющих качества в общее мнение потребителя о качестве автомобилей и автомобильной техники реализуемых ООО «Делфо-авто».

В настоящее время на территории г. Казани действует некоторое число организаций, занимающихся реализацией автомобилей и автомобильной техники. ООО «Делфо-авто» занимает на рынке среднее положение, т.е. оно реализует автомобилей и автомобильной техники по средним ценам и имеет не самый большой и не самый маленький объем реализации автомобилей и автомобильной техники. Основной упор в работе ООО «Делфо-авто» делается на реализацию только качественных автомобилей и автомобильной техники, для этого разработана система контроля качества непосредственно на предприятии.

Для оценки конкурентоспособности использован метод, основанный на применение комплекса маркетинга, а именно, комплекс «4Р». Применение данного метода позволяет оценить уровень конкурентоспособности предприятия, используя показатели финансовой деятельности предприятия на основе маркетингового аспекта. Проведем расчет конкурентоспособности предприятия ООО «Дельфо -авто».

1) Конкурентоспособность по товару:

а) коэффициент рыночной доли:

КРД=381110/785086,6=0,49

б) коэффициент предпродажной подготовки: КПП = 1;

в) коэффициент изменения объема продаж:

КИОП=571665/412664=1,39

2) Конкурентоспособность по цене:

а) Коэффициент уровня цен:

КУЦ= (2,30 руб +1,75руб)/1,75руб*4,05/3,5=1,16

3) Конкурентоспособность по критерию доведения продукта до потребителя:

а) коэффициент доведения товаров до потребителя:

КСб=1,39*373955руб./705892 руб=0,74;

4) Конкурентоспособность по критерию продвижения автомобилей:

а) коэффициент рекламной деятельности:

КрекД=1,39*614683 руб./537193 руб.=1,59

Суммируя вышеперечисленные коэффициенты и находя среднеарифметическую величину, определим итоговый показатель конкурентоспособности деятельности предприятия.

КТМТК= (0,49+1+1,39+1,16+0,73+1,59)/6=0,94, где L = 6.

Таким образом, уровень конкурентоспособности исследуемого предприятия равен КП= 5,6.

Используя данный метод оценки конкурентоспособности предприятия проведена оценка конкурентоспособности предприятия основных игроков рынка: ООО«ТТС», ООО «Акос», ООО «Сапсан», ООО «Барс-авто», ООО «Бош-сервис- левченко», ООО «Автомир», «Автостиль премиум», «Альянс Авто». На основе полученных результатов оценки конкурентоспособности основных конкурентов исследуемого предприятия, составляется матрица групп предприятий.

Таблица 2.2

Матрица групп предприятий, конкурирующих на рынке

Претенденты

Лидеры

+ 9,1- +10,0

ООО «ТТС»

+ 3,1- + 7,0

ООО «Делфо-авто»

+ 7,1 -+9,0

ООО «Акос»

Занявшие рыночную нишу

-2,9-(- 0,99)

ООО «Бош-сервис-левченко»

Последователи

1

ООО «Автомир»

+1,1 - +3,0

ООО «Барс-авто»

Банкроты

Занявшие рыночную нишу

- 6,9 - (-3,0)

ООО «Сапсан»

-10-(-9,1)

ООО «Автостиль премиум»

- 9,0 - (-7,0)

ООО «АльянсАвто»

По результатам матрицы видно, что лидирующие позиции имеет ООО «ТТС», т.к. предприятие имеет максимальную рыночную долю при продажах, являются лидером в ценовой оптимизации затрат, использовании разнообразных распределительных систем.

Исследуемое предприятие и компания ООО «Акос», ООО «Дельфо -авто» относятся к рыночным претендентам. Эти фирмы, как правило, борются за увеличение рыночной доли продаж, проводят ценовой демпинг. Для них характерна стратегия атаки на всех направлениях деятельности.

ООО «Автомир» и ООО «Барс-авто» относят к рыночным последователям. Эта группа фирм проводит политику следования за отраслевым лидером, не рискует, но и не проявляет пассивности. Фирмы этой группы особенно осторожно и взвешенно принимают решения, касающиеся их деятельности на рынке. Они копируют деятельность лидера, но действуют более осмотрительно и рассчитывают на меньшие ресурсы.

ООО «Бош-сервис-левченко» и ООО «Сапсан» - фирмы, действующие в рыночной нише. Фирмы этой группы обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет. Для них характерен высокий уровень специализации. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий уровень цен. В своей деятельности фирмы максимально зависят от клиентов и опираются на них.

«Автостиль премиум», «Альянс Авто» относятся к банкротам. Эти фирмы принимают режим внешнего управления и проводят мероприятия по выходу из банкротства или проводят расчеты с кредиторами и ликвидируются. Таким образом, применение данного метода оценки конкурентоспособности позволят не только оценить результаты финансовой деятельности предприятия, но и оценить позиции на рынке.

Таким образом, для повышения конкурентоспособности ООО «Делфо-авто» использует два варианта стратегии:

  1.  Расширение рынка.
  2.  Позиционирование товара.

Расширение рынка дает ООО «Делфо-авто» новых покупателей или новых применений для автомобилей и автомобильной техники.

Таким образом, выявлены факторы, влияющие на конкурентоспособность исследуемого предприятия с применением SWOT-анализа. Для определения релевантности факторов использован метод взвешенной оценки воздействия факторов. Так, наиболее значимыми и вероятными оказались возможности расширения доли рынка, расширение ассортимента и разработка нового направления по продаже сопутствующих автомобилей и автомобильной техники. К критическому состоянию фирму могут привести либо выход в отрасль большого числа конкурентов и коренное изменение вкусов потребителей. К разрушению компании или ее выходу из отрасли может привести: ограничительная политика государственных органов, например, увеличение обязательных сборов и пошлин, увеличение транспортных тарифов, изменение правил торговли. Для оценки конкурентоспособности использован метод, основанный на применение комплекса маркетинга, а именно, комплекс «4Р». Применение данного метода позволяет оценить уровень конкурентоспособности предприятия, используя показатели финансовой деятельности предприятия на основе маркетингового аспекта. Так, по результатам матрицы групп предприятий, конкурирующих на рынке определено, что ООО «Дельфо-авто» относятся к рыночным претендентам. Эти фирмы, как правило, борются за увеличение рыночной доли продаж, проводят ценовой демпинг. Для них характерна стратегия атаки на всех направлениях деятельности.


Заключение 

Категория «конкурентоспособность» имеет  различные толкования, как среди отечественных, так и среди зарубежных специалистов. Это свидетельствует, с одной стороны, о чрезвычайной важности и сложности проблемы, а с другой стороны -  о незавершенности ее методологической проработки и необходимости дальнейших исследований.

Конкурентоспособность  – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке».

Объектом исследования является предприятие «Дельфо-авто», которое занимается реализацией автомобилей и автомобильной техникой. В настоящее время ООО «Делфо-авто» предлагает широкий спектр товаров по продаже, обслуживанию и ремонту автомобилей: Opel, Chevrolet, ISUZU, Alfa Romeo. В автосалоне из перечисленных марок можно приобрести или заказать машины различных моделей и комплектаций. К услугам клиентов - тест-драйв. Покупателям предлагаются удобные программы кредитования и страхования, лизинг, трейд-ин, большой ассортимент дополнительного оборудования. Также конкурентным преимуществом компании является то, что ООО «Делфо-авто» имеет современный технический центр, оборудованный в соответствии с требованиями производителей, где выполняются все виды технического обслуживания и ремонта. Высококвалифицированный персонал проводит для клиентов компьютерную диагностику, техобслуживание, слесарный, агрегатный и кузовной ремонты любой степени сложности. Специальная бригада устанавливаетт в автомобиль высококачественную аудиоаппаратуру и противоугонную сигнализацию.

Выявлены факторы, влияющие на конкурентоспособность исследуемого предприятия с применением SWOT-анализа.  Для определения релевантности факторов использован  метод взвешенной оценки  воздействия  факторов. Так,  наиболее значимыми и вероятными оказались возможности расширения доли рынка, расширение   ассортимента  и  разработка  нового   направления   по   продаже сопутствующих автомобилей и автомобильной техники. К критическому состоянию фирму могут привести либо выход в отрасль большого числа конкурентов и коренное изменение вкусов потребителей. К разрушению   компании  или   ее   выходу   из   отрасли   может  привести: ограничительная политика государственных органов, например, увеличение обязательных сборов и пошлин, увеличение транспортных тарифов, изменение правил торговли.

Для оценки конкурентоспособности использован метод, основанный на применение комплекса маркетинга, а именно, комплекс «4Р». Применение данного метода позволяет оценить уровень конкурентоспособности предприятия, используя показатели финансовой деятельности предприятия на основе маркетингового аспекта. Так, по результатам матрицы групп предприятий, конкурирующих на рынке определено, что  ООО «Дельфо-авто» относятся  к рыночным     претендентам.  Эти фирмы, как правило, борются за увеличение рыночной доли продаж, проводят ценовой  демпинг.  Для   них   характерна   стратегия   атаки   на   всех   направлениях деятельности.

Таким образом, для повышения конкурентоспособности ООО «Делфо-авто»  использует два варианта стратегии: расширение рынка и позиционирование товара. Расширение рынка дает ООО «Делфо-авто» новых покупателей или новых применений для автомобилей и автомобильной техники. Автомобили и автомобильная техника реализуемые ООО «Делфо-авто» пользуется стабильных спросом, так как предприятие работает по системе менеджмента качества. Для поддержания уровня конкурентоспособности на предприятии с 2007 года началось внедрение системы информационного обеспечения.


Список использованных литературы

  1.  Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 224 с.
  2.  Голубков Е. Маркетинг и его роль в экономике // Маркетинг. - 2007. - N 3. - С.72-85.
  3.  Голубков Е.Г. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2006. - 464с.
  4.  Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2006. - 334с.
  5.  Забелин П.В.,Моисеева Н.К. Основы стратегического управления.: - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007. – 195 с.
  6.  Кныш М.И. Конкурентные стратегии: - Спб, 2007. – 284 с.
  7.  Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. – М.: Республика, 2006. – 799 с.
  8.  Мальцев А.А. Маркетинг: теория и практика: Учеб. пособие / А.А.Мальцев, Л.Г.Ощепкова. - Новосибирск, 2008. - 156с.
  9.  Маркетинг. Словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. – М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2006. – 362 с.
  10.  Маршалл А. Принципы экономической науки, т.1. Пер. с англ. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2006 – 126 с.
  11.  Международный маркетинг: Учеб. пособие / Н.И.Перцовский, И.А.Спиридонов, С.В.Барсукова; Под ред. Н.И.Перцовского - -М.: Высшая школа, 2007 г. – 239 с.
  12.  Моисеева Н. Маркетинговая активность как фактор конкурентоспособности фирмы / Н.Моисеева, М.Конышева // Маркетинг. - 2008. - N 6. - С.22-34.
  13.  Ожегов С.И. и Шведкова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: -М.: Азбуковник, 2006. – 944 стр.
  14.  Печенкин А. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей / А.Печенкин, В.Фомин // Маркетинг. - 2008. - N 2. - С.23-26.
  15.  Попов Е. Актуальные вопросы маркетинга // Маркетинг. - 2008. - N 1. - С.21-34.
  16.  Портер М. Конкуренция / Пер. с англ - М.: Издательский дом «Вильямс». 2006.-526с.
  17.  Рыночная экономика: Словарь. / Под общ. Ред. Г.Я.Кипермана – М.: Республика, 2006. – 524 с.
  18.  Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 170 с.
  19.  Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. – Спб.: Питер, 2006.– 448 с.
  20.  Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка.–М.: Финансы и статистика, 2006. - 528 с.


Фирмы, чьи товары могут быть заменителями

оставщики

Покупатели

Соперничество между существующими конкурирующими системами.Внутриотраслевая конкуренция

Потенциальные конкуренты

  1.  

1 слабость – сила, Х1Х2Х3Х4 - конкуренты


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34065. Сравнение физических свойств и химического состава морской воды 834.27 KB
  Изучение литературных и интернет-источников по данной теме. Освоение методик ведения физических и химических исследований по изучению свойств и химического состава морской воды. Определение физических свойств морской воды: плотности, мутности, электропроводности. Определение химических компонентов воды: гидрокарбонат -ионов, сульфат- ионов, нитрат- ионов, хлорид ионов, бромид-ионов, уровень рН.
34066. Переоформление прав на земельные участки: основания, порядок 101 KB
  Любое из перечисленных прав подлежит государственной регистрации осуществляемой уполномоченным государственным органом в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним . Именно с момента государственной регистрации прав на земельный участок можно считать данные права возникшими. 8 ГК РФ права на имущество подлежащие государственной регистрации возникают с момента регистрации соответствующих прав на него если иное не установлено законом.
34067. Оборотоспособность земельных участков 41 KB
  Земельные участки изъятые из оборота не могут предоставляться в частную собственность а также быть объектами сделок предусмотренных гражданским законодательством. К ним относятся земельные участки занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:1 государственными природными заповедниками и национальными парками;2 зданиями строениями и сооружениями в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации другие войска воинские формирования и органы;3 зданиями строениями и...
34068. Классификация, основания возникновения и прекращения земельных правоотношений 30 KB
  Классификация основания возникновения и прекращения земельных правоотношений. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Существенные различия природных свойств земли и неодинаковость хозяйственного ее использования могут обусловливать самые разнообразные земельные отношения. Это позволяет говорить о классификации земельных отношений по основному хозяйственному назначению земель. Классификацию земельных правоотношений можно строить и по другим признакам в зависимости от того какую особенность земельных правоотношений мы намерены выделить...
34069. Управление в сфере использования и охраны земель 39 KB
  Управление в сфере использования и охраны земель. В основе государственного управления лежит право территориального верховенства государства которое позволяет с одной стороны осуществлять защиту земельных прав и оказывать содействие физическим и юридическим лицам в реализации земельных прав напр. любое лицо может получить выписку из земельного кадастра с другой стороны – это право позволяет привлекать виновных лиц к ответственности и выявлять в целом нарушения земельного законодательства и предпринимать соответствующие меры....
34070. Система и полномочия органов управления земельными ресурсами 24 KB
  Система и полномочия органов управления земельными ресурсами. Каждый вышестоящий уровень координирует действия нижестоящих а каждый иерархический уровень управления содержит все функции организации субъекта управления. Субъект управления на вышестоящем уровне осуществляет координирование организации субъектов управления на нижестоящих уровнях исходя из принятых для конкретного административнотерриториального образования критериев эффективности рационального использования земель. Система органов государственного управления земельными...
34071. Государственный земельный кадастр: понятие, структура, порядок ведения 38 KB
  Государственный кадастр недвижимости. â€œО государственном кадастре недвижимости†вступил в силу с 01. Государственный кадастровый учёт – это действия уполномоченного органа по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе которые подтверждают существование такой недвижимости как индивидуальноопределённой вещи подтверждают прекращение существования такой недвижимости а также иные сведения предусмотренные ФЗ â€œО†государственном кадастре недвижимостиâ€. Государственный кадастр недвижимости –...
34072. Землеустройство: назначение, содержание, организация и порядок ведения 39 KB
  Землеустройство – это мероприятие по изучению состояния земель планированию и организации рационального использования земель и их охраны по описанию местоположения и или установлению на местности границ объектов землеустройства организации рационального использования земельных участков для сельскохозяйственного производства; организации территорий используемых общинами коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока и лицами относящимся к коренным малочисленным народам для обеспечения их традиционного образа жизни....
34073. Возмещение убытков по положениям земельного законодательства 26 KB
  Гражданское законодательство предусматривает при возмещении вреда взыскание убытков которые уже понес потерпевший к моменту предъявления иска в суде. При возмещении вреда причиненного земле речь идет о взыскании в основном будущих расходов на проведение восстановительных работ. определяет размер вреда причиненного окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков в том числе упущенной...