38848

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Книга

Архивоведение и делопроизводство

Оно проводится в целях выполнения квалификационной работы проекта соответствующей государственным требованиям к уровню подготовки инженера систематизации и закрепления знаний по образовательнопрофессиональной программе совершенствования умений их применения для решения задач в области мостостроения. Следует иметь в виду что основную ответственность за правильность принятых в проекте технических решений и всех данных несёт студент автор дипломного проекта. Темы дипломных проектов как правило соответствуют одному из направлений:...

Русский

2013-09-30

231.5 KB

25 чел.

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

                                                                  

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

               ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

( Н И И Ж Т )

ДИПЛОМНОЕ  ПРОЕКТИРОВАНИЕ

по специальности 29.11.00 «Мосты и транспортные тоннели»,
специализация 29.11.01 «Мосты»
   Общая методика

НОВОСИБИРСК 2003


УДК 6.24.2.1

В методических указаниях изложены общие вопросы организации дипломного проектирования, а также примерная тематика, структура, содержание дипломных проектов и рекомендуемые объёмы их разделов. Указания предназначены для студентов специальности 29.11.00 «Мосты и транспортные тоннели» (специализация «Мосты»).

Методические указания рассмотрены и утверждены к печати на заседании кафедры «Мосты».

Составители:  канд. техн. наук,  доц. С.А. Бахтин, канд. техн. наук,  доц. С.А. Бокарев,

канд. техн. наук,  доц. А.Н. Донец,  канд. техн. наук,  доц. Л.Ю. Соловьев,

проф. В.И. Акопов, ст.преп. С.А. Тихомиров

Ответственный редактор канд. техн. наук, доц. Б.А.Рябышев.

Рецензенты:

Заместитель начальника Службы пути Зап.- Сиб. ж.д. по ИССО  И.В.Николаев 

Заведующий группой

НФ ОАО «Институт ГИПРОСТРОЙМОСТ» С.И. Арахтин

© Составители,  2003

© Сибирский государственный университет путей сообщения,  2003

1 ЦЕЛИ  ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Дипломное проектирование – заключительный этап вузовского  процесса подготовки специалиста. Оно проводится в целях выполнения квалификационной работы (проекта), соответствующей государственным требованиям к уровню подготовки инженера, систематизации и закрепления знаний по образовательно-профессиональной программе, совершенствования умений их применения для решения задач в области мостостроения.

В дипломном проекте студент применяет приобретенные теоретические знания, свой профессиональный, производственный опыт и опыт, полученный во время производственных и преддипломной практик; уделяет много внимания вопросам экономики и организации производства; использует передовые достижения науки и техники по расчёту и конструированию несущих элементов искусственного сооружения и специальных вспомогательных сооружений и устройств для строительства мостов.

Основная задача дипломного проектирования — развить у студентов творческую инициативу, самостоятельность в проектной работе, умение широко пользоваться технической литературой.

Главная особенность этого этапа — комплексный характер самостоятельно решаемых студентом инженерных задач, их максимальное приближение к условиям производства.

При разработке дипломных проектов необходимо применять наиболее экономичные основные несущие конструкции, высокопроизводительные машины и механизмы, прогрессивные технологические процессы, предусматривать меры по экономии металла, цемента, лесоматериалов, использовать типовые и унифицированные конструкции и технологические комплексы мостостроительного оборудования; применять поточные методы строительства, основанные на равномерности и непрерывности технологического цикла. Это позволит снизить трудоёмкость и стоимость работ, уменьшить материалоёмкость конструкций и повысить эффективность и качество строительства.

Следует иметь в виду, что основную ответственность за правильность принятых в проекте технических решений и всех данных несёт студент—автор дипломного проекта.  

2 ТЕМАТИКА

Тематика дипломных проектов разрабатывается и утверждается выпускающей кафедрой. Темы дипломных проектов, как правило, соответствуют одному из направлений:

  •  проектирование нового или реконструкция существующего мостового сооружения;
  •  оценка грузоподъёмности мостов на участке железной дороги, разработка проекта усиления или реконструкции сооружений и мер по обеспечению бесперебойного и безопасного движения поездов;
  •  разработка проектов производства работ и организации строительства мостов с применением эффективных способов, методов и оптимальных схем монтажа конструкций, а также с исследованием напряжённого состояния конструкций в процессе монтажа;
  •  исследование напряжённо-деформированного состояния уникальных конструкций (или отдельных элементов) и разработка предложений по обеспечению их эксплуатационной надёжности и долговечности;
  •  разработка программного обеспечения по расчёту мостовых конструкций;
  •  исследование эффективности отдельных методик расчёта мостовых конструкций.

В последних двух случаях, утверждение темы и формы итоговой квалификационной работы производится ректором вуза по отдельному представлению заведующего выпускающей кафедрой.

Темы дипломных проектов должны базироваться на реальных материалах и выполняться преимущественно по заказам мостостроительных, проектных и научно-исследовательских организаций.

Важным этапом завершающей стадии обучения студента является преддипломная практика. С целью повышения качества обучения, место преддипломной практики и тема дипломного проекта студенту, как правило, устанавливаются в соответствии с предполагаемым местом работы его в качестве молодого специалиста. Благодаря этому студент получает возможность заранее осмыслить основные направления работы над дипломным проектом, увязать их с конкретными условиями производства, имеющимися материально-производственными ресурсами, парком машин и механизмов, принятыми технологическими схемами организации и производства работ. По окончанию практики студент и его руководитель дипломного проекта уточняют и конкретизируют тему и определяют содержание итоговой работы. Студенты заочной формы обучения выполняют проекты, как правило, по тематике предприятий, на которых работают, а поиск тем и их согласование с заведующим выпускающей кафедрой проводят за полгода — год до начала проектирования.

3 СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Проект содержит текстовую (пояснительная записка) и графическую части. Пояснительная записка выполняется в виде единого документа и переплетается в общую папку. В пояснительной записке дипломного проекта документы располагают в последовательности: титульный лист, состав проекта, задание на проектирование, аннотация, заглавный лист пояснительной записки, содержание, введение, основной текст пояснительной записки, заключение, список использованных источников, приложения (если они имеются). Дипломный проект оформляется в соответствии с государственными стандартами и стандартом предприятия /1, 2/.

Дипломные проекты условно разделяются на конструкторские, технологические и эксплуатационные. Они имеют одинаковую по наименованиям, но разную по соотношению объёмов разделов структуру (см. таблицу 3.1).

Проект считается конструкторским, если основным его содержанием является разработка конструктивных решений несущих конструкций моста (виадука, путепровода, эстакады…). В технологическом разделе такого проекта рассматриваются лишь принципиальные схемы и способы производства работ и организации строительства, перечисленные в разделе 4.4.

Проект относится к технологическим, если основным его содержанием является детальная разработка проекта производства работ и организации строительства искусственного сооружения. Конструкторский раздел в этом случае содержит, как правило, разработку отдельных несущих элементов конструкций на уровне эскизного проектирования.  

В эксплуатационном проекте основным содержанием является разработка вопросов по обеспечению эксплуатационной надёжности и долговечности эксплуатируемых искусственных сооружений. Конструкторский и технологический разделы такого проекта содержат ограниченное количество разработанных вопросов. В таблице 3.1 приведены рекомендуемые наименования и объёмы разделов пояснительной записки. Общий объём пояснительной записки 100…120 страниц.

Таблица 3.1 – Рекомендуемые объёмы разделов дипломного проекта

Содержание пояснительной записки

Рекомендуемые объёмы разделов проекта, кол-во стр.

конструкторского

технологического

эксплуатационного

Аннотация

1

1

1

Введение

2…3

2…3

2…3

Вариантное проектирование мостового перехода (анализ исходных данных, расчет отверстия, аналитический обзор конструктивных решений осуществлённых мостов, вариантное проектирование и выбор наилучшего решения)

10…20

до 10

до 10

* Конструкторский раздел (расчёты элементов пролётного строения, опорных частей, опор и их конструирование)

40…60

20..30

20..30

* Технологический раздел (вопросы организации и технического обеспечения строительства, строительно-монтажные работы, механизмы и оборудование для монтажных работ. Расчёты различных вспомогательных обустройств, обоснование применения того или иного оборудования…)

20..30

40…60

20..30

* Эксплуатационный раздел (вопросы обеспечения долговечности и эксплуатационной надёжности сооружения, определение грузоподъёмности сооружения и классификация временной подвижной нагрузки, определение условий пропуска подвижного состава, варианты усиления или реконструкции сооружений…)

20…30

20…30

40…60

Сметно-финансовый раздел

5…10

5…10

5…10

Безопасность жизнедеятельности (в т.ч. охрана труда)

5…10

5…10

5…10

Гражданская оборона и меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций на проектируемом объекте

5…10

5…10

5…10

Заключение

1…2

1…2

1…2

Список использованных источников

Приложения

Примечание. Если основной раздел представляет собой оригинальную разработку, выполняемую по заказу предприятия с ориентацией на возможное внедрение, перечень и объёмы разделов, помеченных *, определяет выпускающая кафедра.

Весовые доли того или иного раздела в выше перечисленных типах дипломных проектов определяются студентом и руководителем итоговой квалификационной работы.  

4 СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

4.1 Введение

Во введении отражают задачи проектирования и их актуальность — важность для современного мостостроения, железнодорожной отрасли, развития транспортной сети, производства, необходимость их разрешения. Указывают также ожидаемые при успешном решении задачи эффекты — технические, экономические, экологические, социальные.

4.2 Вариантное проектирование мостового перехода

В задании на дипломный проект указывается назначение сооружения, класс временной нагрузки, класс внутреннего вводного пути, основные расчётные уровни воды, ледохода и ледостава, географическое место расположения моста, состав и объём работы, сроки выполнения. К заданию прилагается план и профиль мостового перехода с геологическим разрезом по оси моста. Для технологического или эксплуатационного проектов выдаётся соответствующее теме задание.

Перед выполнением вариантного проектирования следует выполнить анализ исходных данных на проектирование с целью осмысления возможности применения тех или иных материалов, видов техники и технологий, конструктивных решений в рассматриваемой области. При этом используют различные источники: монографии, журналы, сборники научных трудов, отчёты о НИР и НИОКР, авторские свидетельства и патенты, справочную литературу, учебники, различные нормативные и инструктивные документы. В обязательном порядке следует использовать источники /3-10/ и соответствующие методические разработки.

При проектировании мостовых переходов через реки для обоснованного назначения отверстия моста составляют несколько вариантов размеров и размещения отверстий. В каждом из них производят расчёт отверстия с определением коэффициента общего размыва. На основе сравнения принимают вариант, удовлетворяющий основным требованиям по безопасному пропуску высоких вод, наносов и льда, по соблюдению условий беспрепятственного движения судов и плотов, по обеспечению минимальных затрат средств на сооружение мостового перехода и на его последующую эксплуатацию.

Далее приступают непосредственно к вариантному проектированию моста (в дипломном проекте рассматривается, как правило, не менее  6 вариантов). При этом решают целый ряд задач: разбивают отверстие моста на пролёты; выбирают конструкции фундаментов, тела опор и пролётных строений; определяют размеры, виды и объёмы работ по опорам и пролётным строениям; определяют стоимость моста по каждому варианту; сравнивают варианты и осуществляют выбор наилучшего проектного решения. При этом производится комплексная оценка эффективности, с учётом совокупности технико-экономических показателей, требований охраны окружающей среды, социальных условий и т.п.

Сравнение по отдельным показателям рекомендуется делать в следующей последовательности:

по экономическим показателям (в качестве основной экономической оценки принимается приведенная стоимость);

по расходу основных строительных материалов (металла, бетона и железобетона);

по условиям производства работ (трудоёмкость, срок строительства, наличие в мостостроительных организациях рабочей силы, уровень механизации и т.д.); при строительстве в отдалённых местах,
требующих завоза и обустройства рабочих, этому показателю следует отдавать предпочтение;

по условиям эксплуатации (конструкция проезжей части или
ездового полотна, наличие деформационных швов или их количество,
условия пропуска водотока, льда, судов и т.п.).

В заключение при обосновании выбора варианта необходимо изложить аргументы для принятия решения в целом, а если требуется, то и по частям сооружения. К окончательной разработке может быть принят вариант, в котором используются некоторые конструктивные элементы, примененные в других вариантах.

4.3 Конструкторский раздел

В конструкторских проектах этот раздел содержит:

схемы несущих конструкций, подлежащих проектированию (усилению или реконструкции) и их основных элементов (главные и вспомогательные балки, плита проезжей части,  элементы главных ферм, проезжей части, продольных и поперечных связей, промежуточных или концевых опор, пилона, несущего кабеля или вант и т.д.);

определение внутренних силовых факторов, вызываемых постоянными и временными нагрузками, а также различными другими воздействиями, такими как изменение температуры, усадка и ползучесть бетона, деформации грунта и прочими;

определение соответствия несущей способности конструкций внутренним силовым факторам, обеспечивающего нормальную эксплуатацию без излишних запасов в течении длительного времени;

определение деформативности конструкции (прогибов, углов поворота, периодов и частот колебаний, осадок опор и т.д.) и сопоставление ее с допустимыми значениями по условиям обеспечения нормального пропуска временной нагрузки по сооружению;

определение устойчивости положения конструкции;

обоснование всех принятых конструктивных решений; в частности, можно пояснить, чем определился выбор физико-механических характеристик конструктивных материалов (стали, бетона, арматуры),  формы поперечного сечения элементов, способа их объединения, расположения мест отгибов арматурных пучков, изменения размеров поперечного сечения элементов, конструкции кабеля (пучков, вант), анкеров и т.д.

Здесь целесообразно использовать источники /7, 8, 9-18/.

 Обязательным являются решения, улучшающие конструкцию-прототип и соответствующие современному состоянию техники. Типовая в целом конструкция не может быть объектом защиты.

В технологических и эксплуатационных проектах объектами разработки в конструкторском разделе могут быть специальные вспомогательные сооружения и устройства  (СВСУ) для строительства и усиления (реконструкции) мостов.

4.4 Технологический раздел

В составе конструкторского или эксплуатационного дипломного проекта данный раздел содержит проект производства работ (ППР) и проект организации строительства (ПОС). В их состав входят:

организационно-технологические схемы по сооружению промежуточной опоры с показом фрагмента какого-либо СВСУ (шпунтовое ограждение, направляющий каркас, подмости и т.п.);

организационно-технологические схемы по монтажу или бетонированию (усилению) пролётного строения с показом фрагмента какого-либо СВСУ (опора для полунавесного монтажа, анкер для обеспечения продольной устойчивости, устройство скольжения и т.п.);

расчёт одного из видов СВСУ (по заданию руководителя дипломного проектирования) и проверка пролётного строения на монтажные нагрузки;

генеральный план строительства моста;

сетевой график строительства моста (в отдельных случаях по заданию руководителя дипломного проектирования – линейный график).

В составе технологического дипломного проекта, связанного с процессом строительства моста за счёт сокращения объёмов вариантного проектирования, расчётных и конструкторских разработок постоянных конструкций выполняется более глубокая проработка вопросов организации строительства и производства работ:

подробные технологические схемы по сооружению концевой или промежуточной опоры и пилона;

подробные технологические схемы по монтажу или сооружению пролётного строения;

детальные чертежи СВСУ для сооружения опоры и монтажа пролётного строения;

чертежи усиления пролётного строения на время монтажа;

генеральный план строительства;

сетевой график строительства.

Следует иметь в виду, что при разработке перечисленных вопросов в обязательном порядке необходимо выполнить в достаточном объёме расчёты конструкций моста и временных сооружений на монтажные нагрузки. В их число, как правило, входят расчёты подмостей, промежуточных опор и опорных устройств, опалубки, накаточных путей и устройств для перекатки (скольжения), пирсов, плавучих опор, якорных закреплений, стропов и траверс, водоотлива,  капитальных опор и пролётных строений на стадии монтажа /19-27/.  

 

4.5 Эксплуатационный раздел

В составе конструкторского или технологического дипломного проекта данный раздел содержит, как правило, описание конструкций смотровых приспособлений и эксплуатационных обустройств.

Первые предназначены для обеспечения в процессе эксплуатации моста удобного доступа ко всем частям несущих конструкций для их осмотра, очистки, окраски и ремонта.  В общем случае смотровые приспособления состоят из лестниц с перилами, катучих балок с подвесными люльками, смотровых тележек, откидных платформ, смотровых ходов, настилов, переносных лестниц, специальных устройств, плавучих средств и т.д.

Эксплуатационные обустройства включают: противопожарные обустройства в виде бочек с водой и ящиков с песком, огнетушители, гидропульты, вёдра, противопожарный инвентарь; спасательные  приспособления; убежища; устройства для обеспечения безопасности производства работ на мостах, располагающихся на электрифицированных участках пути; освещение; телефонную связь; оповестительную сигнализацию и заградительные светофоры; судоходную сигнализацию; указатели для снегоочистителей; служебно-бытовые помещения для обслуживания сооружений и для хранения инструмента и материалов; мастерские и компрессорные станции.

В эксплуатационных дипломных проектах данный раздел, помимо упомянутых выше вопросов, содержит отдельные элементы структуры управления техническим состоянием искусственных сооружений, важнейшей составной частью которого является оценка технического состояния сооружений и прогноз его изменения в различных эксплуатационных ситуациях. В зависимости от уровня управления могут использоваться относительные (безопасность, грузоподъёмность, долговечность и ремонтопригодность) или абсолютные показатели надёжности (вероятность безотказной работы, грузоподъёмность, остаточный ресурс и стоимость капитального ремонта). Для решения поставленной задачи, как правило, достаточно определения относительных показателей надёжности. При этом выполняется сбор и анализ информации о конструкции и состоянии искусственного сооружения (или группы сооружений), оценка технического состояния по безопасности и грузоподъёмности, прогноз изменения технического состояния искусственного сооружения, планирование текущего содержания и капитального ремонта (реконструкции). При этом необходимо внимательно проработать соответствующую литературу /28-34/.

   

4.6 Сметно-финансовый раздел

Раздел содержит технико-экономическое обоснование предлагаемых решений, оценку их коммерческой состоятельности.

Нормативными материалами для составления сметно-финансовых расчётов служат сборники единых норм и расценок, прейскуранты, сборники сметных цен на местные материалы. При составлении смет должны быть учтены территориальный район расположения искусственного сооружения, величина накладных расходов и плановых накоплений. Стоимость временных зданий и сооружений и прочих затрат (зимнее удорожание, транспорт привозных материалов, удорожание электроэнергии от использования ЖЭС, аренда речного флота, снегоборьба, затраты на перевозку рабочих, премия за ввод, аккордно-премиальная оплата труда и т.п.) определяется действующими нормами и расчётом на основании исходных данных заказчика.

На основании укрупнённых объёмов работ по сооружению (ремонту, реконструкции) моста составляются локальные сметы на различные виды работ и объектная смета, которые служат основанием для составления сводного сметного расчёта и определения стоимости объекта (или его ремонта, реконструкции).

4.7 Безопасность жизнедеятельности

Включает в себя разработку вопросов охраны труда и гражданской обороны и мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций на проектируемом объекте. Выполняя любой из разделов, необходимо соблюдать требования нормативных документов по охране труда. При выборе технологии, машин, оборудования, инструмента следует учитывать возможные опасные и вредные производственные факторы и принимать типовые или собственные решения по ликвидации или снижению их воздействия на здоровье работающих.

В подразделе, посвящённом охране труда, по заданию консультанта, согласованному с руководителем, выполняют углубленную проработку одного или нескольких вопросов охраны труда: проводят пооперационный анализ действующих опасных и вредных факторов, определяют и рассчитывают систему защиты. Расчётами специальных устройств доводят параметры воздействия на работающих до требуемых государственными стандартами. 

Задание на выполнение подраздела по гражданской обороне выдаёт консультант. Оно должно быть увязано с темой проекта.

4.8 Исследовательский раздел

Элементы научного исследования включают отдельными пунктами в разделы 4.2...4.5 или в самостоятельный раздел. Последней целесообразен при большом объёме исследования, особой значимости полученных результатов, необходимости их представления на смотр студенческих научных работ.

Содержанием этого раздела могут быть:

разработка принципиально новых конструктивных решений;

разработка алгоритмов и программ математического моделирования различных процессов на ЭВМ;

разработка учебно-лабораторных стендов и установок;

планирование, выполнение и обработка результатов эксперимента;

написанная студентом статья, параграф или глава в отчёте по хоздоговорной или госбюджетной кафедральной теме и др.

Приводимые результаты исследования могут быть получены как во время выполнения дипломного проекта, так и в предшествующие семестры при условии соответствия направленности исследования теме проекта.

Если этот раздел имеет большой объём, некоторые другие разделы можно сократить или исключить из задания полностью (это решают руководитель и заведующий кафедрой на стадии разработки и утверждения задания).

4.9 Использование ЭВМ

В каждом проекте обязательно выполнение части расчётов и оформление части чертежей с использованием ЭВМ и систем автоматизированного проектирования. Расчету на ЭВМ подлежат пролётные строения и их элементы, опоры, основания и др. Варианты моста, рабочие чертежей несущих конструкций, некоторые элементы ППР и ПОС, как правило, оформляются с использованием средств машинной графики.

При необходимости руководитель приглашает консультанта по применению ЭВМ.

Результаты применения ЭВМ показывают в тех разделах пояснительной записки, где они были использованы, а также в графической части проекта. Данный раздел оформляют в виде справки о применении ЭВМ, в которой приводят:

наименование и краткую характеристику разработанных студентом алгоритмов и программ;

наименование использованных программных продуктов, имеющихся на кафедрах и в дисплейных классах;

количество машинных часов, затраченных на отладку программ;

то же — на расчёты и моделирование;

перечень основных результатов, полученных с использованием ЭВМ.

4.10 Заключение

Приводят краткий анализ полученных результатов с позиций достижения поставленных целей, дают качественные и количественные технические, экономические и другие характеристики запроектированных вновь или отремонтированных (реконструированных) несущих конструкций, указывают их достоинства и недостатки.

5 Графическая часть проекта

Графическая часть показывает результаты проектирования и конструирования и содержит: чертежи, схемы, графики в количестве, определяемом заданием и достаточном для суждения о запроектированных объектах; иллюстративные материалы, поясняющие основные решения (по необходимости).

Оформление чертежей и схем выполняют по государственным стандартам и стандарту предприятия /1, 2/.

В таблице 5.1 приведены рекомендуемые содержание и объём графической части проекта.

Таблица 5.1 – Рекомендуемые содержание и объёмы графической части дипломного проекта

Направленность проекта

Содержание листов

Количество листов формата АI 

Конструкторский 

Вариантное проектирование

Конструкция пролётного строения

Конструкция опоры

Технология производства работ по сооружению опор                                           

Технология производства работ по сооружению пролётных строений

Сетевой график

План строительной площадки

Гражданская оборона

2…3

2…3

1…2

1

1

1

1

1 

Технологический 

Вариантное проектирование

Конструкция пролетного строения

Конструкция опоры

Технология производства работ по сооружению опор                                           

Технология производства работ по сооружению пролётных строений

Конструкции СВСУ для сооружения опоры и монтажа пролётных строений

Конструкция усиления пролётного строения на время монтажа

Сетевой график

План строительной площадки

Гражданская оборона

1…2

1…2

1

1

1

2

1 

1

1

1

Эксплуатационный 

Вариантное проектирование

Результаты расчётов грузоподъёмности и условия пропуска временных нагрузок

Конструкция усиления пролётного строения

Конструкция усиления опоры

Технология производства работ по сооружению (ремонту, усилению) опор  

Технология производства работ по сооружению (ремонту, усилению)пролётных строений

Сетевой (календарный) график

План строительной площадки

Гражданская оборона

1…2

1

1…2

1

1…2

1…2

1

1

1 

Общее количество листов 10...13

6 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

ЗАЩИТА ПРОЕКТА

К дипломному проектированию допускаются студенты, сдавшие экзамены и зачёты по всем дисциплинам учебного плана. При наличии хотя бы одного несданного экзамена или зачёта за весь период обучения в университете студент не допускается к выполнению дипломного проекта.

Дипломный проект выполняется под руководством выпускающей кафедры. Заведующий кафедрой выдвигает из числа профессоров или доцентов кафедры руководителя проекта, который и выдаёт студенту задание на дипломный проект. В задании указываются: тема, исходные данные к проекту; перечень вопросов, подлежащих разработке в дипломном проекте, перечень графического материала с точным указанием обязательных чертежей; срок сдачи студентом законченного проекта и дата выдачи задания. Руководитель помогает студенту в разработке календарного графика работы на весь период дипломного проектирования  с указанием очерёдности выполнения отдельных этапов проекта.  Последний является весьма важным документом, стимулирующим студента-дипломника к планомерной работе над проектом. По ходу выполнения   проекта   руководитель   рекомендует   студенту необходимую литературу, справочные и архивные материалы, типовые проекты и другие источники по теме проекта; проводит систематические, предусмотренные расписанием  беседы со  студентом и даёт ему консультации по мере надобности; проверяет выполнение работы по частям и в целом весь дипломный проект.

При необходимости руководитель приглашает консультантов (по согласованию с соответствующими кафедрами) по отдельным разделам проекта. Руководителю предоставлено право самому консультировать студента и подписывать проект по всем разделам (кроме гражданской обороны). В любом случае руководитель контролирует выполнение и оформление всех разделов дипломного проекта.

Нормоконтроль проекта осуществляет специально назначенный работник вуза или производства. Нормативными документами при выполнении и оформлении проекта являются государственные стандарты, нормы, правила, а также стандарт предприятия.

Во время проектирования руководитель и консультанты принимают участие в обсуждении предлагаемых студентом вариантов, помогают советами.

Студент во время проектирования обязан соблюдать установленный деканатом и выпускающей кафедрой режим труда, посещать консультации не реже одного раза в две недели (независимо от наличия вопросов к руководителю), представлять руководителю на просмотр законченные разделы, посещать лекции и собрания, проводимые в этот период деканатом и выпускающей кафедрой.

Роль руководителя проекта  и  консультантов  особенно   важна   в  начальный период  проектирования, когда студент ещё не приобрел достаточных навыков в проведении   сложной   самостоятельной   проектной работы. Во  время первой беседы с руководителем проекта студенту необходимо четко выяснить границы своей работы (поставленной проблемы), ее цель и объём.

Пояснительная   записка   к   дипломному   проекту должна в краткой и чёткой форме раскрывать творческий замысел проекта,   содержать методы исследования, принятые методы расчёта и сами расчёты, описание проведенных экспериментов, их анализ и выводы по ним, технико-экономическое сравнение вариантов и при необходимости сопровождаться иллюстрациями, графиками, эскизами, диаграммами и схемами.  Пояснительная записка   может быть отпечатана на пишущей машинке (принтере ПЭВМ), а формулы вписаны от руки. Чертежи по  формату,   условным   обозначениям,   шрифтам и масштабам должны строго соответствовать требованиям действующих  государственных стандартов. Как правило, чертежи выполняются в карандаше и снабжаются спецификациями.  Допускается для их выполнения использование современных средств машинной графики (например, AUTOCAD). Расчётная и графическая части проекта выполняются параллельно. По решению кафедры упомянутые части проекта могут быть представлены к защите в форме презентации с использованием, например, популярного пакета программ Microsoft Office.

За принятые в дипломном проекте решения и за правильность всех данных отвечает студент — автор дипломного проекта.

Дипломный проект, подписанный студентом, передаётся руководителю, который дает на нее письменный отзыв. Отзыв включает характеристику личных качеств студента, указания на проявленные им отношение к работе (например, соблюдение или нарушение графика самостоятельной  работы), уровень теоретической и практической подготовки, умение пользоваться полученными знаниями при решении конкретных задач, кроме этого возможна оценка проделанной студентом работы по всем разделам.

Готовность разделов и всего проекта определяют студент, консультанты и руководитель и удостоверяют это подписями в соответствующих местах чертежей и расчётно-пояснительной записки. Руководитель и консультанты не подписывают завершённый проект, если в нём имеются положения, противоречащие законам природы, нарушающие действующее в России законодательство, нормы, правила, инструкции, если проект по содержанию или объёму не соответствует заданию.

Для реальных проектов желательно приложение акта о внедрении или заключения специалистов о возможности использования.

Проект подписывают в последовательности: студент, консультанты, руководитель, нормоконтролёр. После этого (не позднее 5 дней до защиты) студент сдает проект на выпускающую кафедру. За это время заведующий кафедрой просматривает и подписывает проект к защите, направляет его на рецензирование. Рецензент, который не сможет присутствовать на защите лично, заверяет рецензию в отделе кадров по основному месту работы и  представляет её в комиссию.

Если руководитель или заведующий кафедрой считает невозможным допустить проект к защите, этот вопрос на своем заседании рассматривает кафедра. Протокол заседания представляют на утверждение декану факультета.

До начала работы Государственной аттестационной комиссии (ГАК) представляются следующие документы:

  1.  справка о выполнении студентом учебного плана и оценках, полученных за время обучения; справка зачитывается перед защитой;
  2.  отзыв руководителя дипломного проекта с характеристикой его основного содержания;
  3.  рецензия на дипломный проект;
  4.  могут быть представлены и другие материалы, характеризующие   научную  и   практическую  ценность  выполненного дипломного проекта   (печатные   статьи,  документы,   указывающие значимость практического применения работы и т.п.).

После получения положительной рецензии студент защищает дипломный проект публично на заседаниях ГАК. Председатель комиссии назначается министерством (ведомством), в ведении которого находится высшее учебное заведение, из числа наиболее крупных специалистов производства или учёных, не работающих в данном высшем учебном заведении. В состав ГАК входят заведующие кафедрами, профессора и доценты университета, а также высококвалифицированные специалисты, работающие в соответствующих отраслях народного хозяйства.

В круг деятельности ГАК входит: проверка научно-теоретической и практической подготовки выпускаемых специалистов; решение вопросов о присвоении им соответствующей квалификации и о выдаче диплома (без отличия, с отличием); разработка предложений, направленных на дальнейшее улучшение качества подготовки специалистов в высшем учебном заведении.

Защита дипломных проектов может проводиться как в университете, так и на предприятиях, в учреждениях и организациях, для которых тематика защищаемых проектов представляет научно-теоретический и практический интерес.

Защита студентом дипломного проекта является не менее важным этапом, чем его написание. От качества доклада и ответов на вопросы аудитории во многом зависит итоговая оценка. Перед выступлением студенту необходимо составить план доклада и написать текст речи, а также отрепетировать её накануне защиты (с рассказом по чертежам). Главная задача выступающего — расположить слушателей, настроить их на восприятие сообщаемой информации. Особое внимание следует обратить на оригинальность решения, а также оценку экономической эффективности, соблюдение требований безопасности, экологии и эргономики.

Композиция выступления должна содержать следующие элементы: вступление, определение предмета, изложение, подтверждение, опровержение и заключение.

С точки зрения логики и, особенно, с позиции психологии восприятия очень важными являются первый и последний элементы сообщения, т.е. начало и конец выступления. Для того чтобы главная мысль автора была воспринята без искажений и полно, необходима своеобразная «подготовка» слушателя, т.е. постановка проблемы. Эти задачи решает вступление. Заключение должно закрепить мысль, связать начало и конец речи, подвести итоги сказанному. Речь должна быть стройной и пропорциональной. Отдельные компоненты выступления должны представлять собой целостное сообщение.

Важное качество хорошего выступления — его краткость (точное время оговаривается специально, не превышает 10…15 минут), которая предполагает, что докладчик не только не злоупотребляет временем и терпением слушателей, но и умеет избегать ненужных повторов, излишней детализации, словесного мусора.

В конце выступления докладчик выражает благодарность аудитории, после чего все присутствующие могут задавать вопросы по теме. В заключение слово может быть представлено руководителю и рецензенту, которые также отмечают плюсы и минусы работы, делают замечания, вносят предложения.

При определении оценки проекта, а также знаний, выявленных при сдаче государственного экзамена, принимается во внимание уровень теоретической, научной и практической подготовки студента. После успешной защиты дипломного проекта студенту присваивается решением Государственной аттестационной комиссии квалификация в соответствии с полученной специальностью, вручается диплом государственного образца и нагрудный знак. Дипломный проект после защиты хранится в вузе и может быть использован студентом в дальнейшей научной деятельности или в учебном процессе в качестве методического пособия.

Студенты, защитившие дипломные проекты на «отлично» и получившие за время обучения в институте не менее 75% оценок «отлично» и остальные  «хорошо», получают диплом с отличием.

ГАК может принять решение о рекомендации наиболее способных выпускников в аспирантуру и о внедрении некоторых проектов или их разделов в производство. Обо всем этом ГАК объявляет одновременно с оглашением результатов защиты и решения о присвоении квалификации.

Если защита дипломного проекта признается   неудовлетворительной,   Государственная   аттестационная  комиссия   устанавливает,   может ли студент представить к повторной защите тот же проект с доработкой, определяемой комиссией, или обязан разработать новую тему, которая устанавливается  выпускающей кафедрой.   Студенты,  не защитившие дипломного проекта или  не сдавшие государственного экзамена, допускаются к повторной защите  дипломного   проекта или сдаче государственного экзамена в течение трёх лет после окончания  вуза при представлении положительной характеристики с места работы, отвечающей профилю подготовки в вузе. Студентам, не  защитившим   дипломного   проекта или не   сдавшим   государственного   экзамена   по   уважительной   причине   (документально подтвержденной), ректором   высшего   учебного заведения   может   быть удлинен срок обучения до следующего периода работы Государственной аттестационной комиссии по защите дипломных проектов или сдаче государственного экзамена, но не более одного года.

Приложение А
 Примерное содержание доклада при защите

Доклад продолжительностью 10...15 мин должен содержать:

  •  задачи проекта;
  •  основные исходные данные на выполнение проекта;
  •  название предприятия, для которого проект выполнен;
  •  основные результаты вариантного проектирования (излагаются с учётом анализа исходных данных, результатов расчёта отверстия моста, основных конструктивных решений по каждому варианту,  особенностях работы конструкций с показом по чертежам и перечислением основных качественных и количественных характеристик, способов и методов их определения и обоснованием причин выбора варианта для дальнейшей разработки);
  •  перечисление защищаемых соискателем конструкторских и технологических решений, вопросов организации строительства и производства работ, теоретических положений, результатов проведенных экспериментов и испытаний. Это — центральная часть доклада; по её содержанию аттестационная комиссия судит о результативности и ценности работы соискателя;
  •  перечисление учтённых при разработке объекта требований безопасности жизнедеятельности с указанием количественных характеристик опасных и вредных факторов до и после разработки и сравнением их с допускаемыми;
  •  технико-экономические обоснования принятых в проекте основных решений;
  •  перечисление рассмотренных вопросов ГО.

Приложение Б

Памятка рецензенту дипломного проекта

Желательное содержание рецензии:

  •  актуальность темы;
  •  выполнение проекта по заказу предприятия или на реальном материале;
  •  правильность основных технических решений и технико-экономических обоснований;
  •  соблюдение нормативных и инструктивных документов (стандартов, норм, правил);
  •  качество оформления чертежей, схем и расчётно-пояснительной записки, литературная и техническая грамотность текстовых документов;
  •  целесообразность передачи проекта (или его части) для внедрения;
  •  замечания по чертежам и расчётно-пояснительной записке;
  •  мнение рецензента о соответствии требованиям, предъявляемым к дипломным проектам, и о возможности присвоения дипломнику квалификации инженера.

Должность рецензента                                                     Подпись         Дата       

Печать предприятия

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ. Курсовой и дипломный проекты. Требования к оформлению. СТП СГУПС 01.02. – 2001.

2 Оформление курсовых и дипломных проектов мостов: Методические указания. Изд. второе, перераб. и доп./ Сост. В.М. Круглов, А.Н. Донец. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2002. – 76 с.

3 Железнодорожные и автодорожные мосты : Состояние и основные направления развития отечественного мостостроения / В.В. Алексеев, Л.С. Блинков, О.А. Попов и др. – М., 1994. – 219 с.

4 Проектирование металлических мостов / Под ред. А.А. Петропавловского. – М.: Транспорт, 1982. – 320 с.

5 Мосты и тоннели на железных дорогах: Учебник для вузов / В.О. Осипов, В.Г. Храпов, Б.В. Бобриков и др. Под ред. В.О. Осипова. – М.: Транспорт, 1988. – 367 с.

6 Н.М. Колоколов, Л.Н. Копац, И.С. Файнштейн. Искусственные сооружения. – М.: Транспорт, 1988. – 440 с.

7 Мосты и сооружения на автодорогах / П.М. Саламахин, О.В. Воля, Н.П. Лукин и др.Ч.1. – М.: Транспорт, 1991. – 334 с.

8 Мосты и сооружения на автодорогах / П.М. Саламахин, О.В. Воля, Н.П. Лукин и др. Ч.2. – М.: Транспорт, 1991. – 348 с.

9 В.А. Смирнов. Висячие мосты больших пролётов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1975. – 368 с.

10 Н.М. Кирсанов. Висячие и вантовые конструкции. – М.: Стройиздат, 1981. – 158 с.

11 С.А. Бахтин. Проектирование висячих и вантовых мостов. - Новосибирск, 1995. – 128 с.

12 В.К. Качурин, А.В. Брагин, Б.Г. Ерунов. Проектирование висячих и вантовых мостов. – М.: Транспорт, 1971. – 280 с.

13 М.Е. Гибшман. Проектирование транспортных сооружений. – М.: Транспорт, 1988. – 447 с.

14 Г.М. Власов, В.П. Устинов. Расчёт железобетонных мостов. – М.: Транспорт, 1992. – 256 с.

15 Примеры расчёта железобетонных мостов / Я.Д. Лившиц, М.М. Онищенко, А.А. Шкуратовский. – Киев: Вища шк., 1986. – 263 с.

16 Вантовые мосты / А.А. Петропавловский, Е.И. Крыльцов, Н.Н. Богданов и др.; Под ред. А.А. Петропавловского. – М.: Транспорт, 1985. – 224 с.

17 СНиП 2.05.03-84*. Мосты и трубы / Минстрой России. – М.: ГП ЦПП, 1996.  – 214  с.

18 Указания по устройству и конструкции мостового полотна на железнодорожных мостах. Утв. 28.07.87 г. – М.: Транспорт, 1989. – 119 с.

19 Б.В. Бобриков, К.М. Русаков, А.А. Царьков. Строительство мостов: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Б.В. Бобрикова. – М.: Транспорт, 1987. – 304 с.

20 СНиП 3.06.04-91. Мосты и трубы / Минстрой России. – М.: АПП ЦИТП, 1992.  – 168 с.

21 Инструкция по проектированию вспомогательных сооружений и устройств для строительства мостов. ВСН 136-78 / Минтрансстрой СССР. – Утв. 16.01.78г. – М.: Оргтрансстрой, 1978. – 300 с.

22 СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ. Проектная документация для строительства. Специальные вспомогательные сооружения и устройства для строительства мостов. Нормы и правила проектирования. СТП-136-99 /  М.: ОАО «Институт Гипростроймост», 1999. – 314 с.

23 СНиП 3.06.04-91. Мосты и трубы / Минстрой России. – М.: АПП ЦИТП, 1992.  – 168 с.

24 СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования / Госстрой России. Принят и введён в действие с 01.09.2001 постановлением от 23.07.2001 №80. – 38 с.

25 СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Строительное производство / Госстрой России. Принят и введён в действие постановлением от 19.09.2002 №123. – 24 с.

26 Строительство мостов и труб (Справочник инженера) / Под ред. В.С. Кириллова. – М.: Транспорт, 1975. – 600 с.

27 Б.М. Вейнблат, И.И. Елинсон, В.П. Каменцев. Краны для строительства мостов. Справочник. 3-е изд., перераб. и доп. / М.: Транспорт, 1988. – 240 с.

28 Содержание и реконструкция мостов. / В.О. Осипов, Ю.Г. Козьмин, В.С. Анциперовский, А.А. Кирста. – М.: Транспорт, 1986, – 250 с.

29 С.А. Бокарев. Управление техническим состоянием искусственных сооружений железных дорог России на основе новых информационных технологий. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2002. – 276 с.

30 Инструкция по применению габаритов приближения строений. ГОСТ 9238-83. ЦП 4425. Утв. 18.11.86 г. – М.: Транспорт, 1988.

31 Руководство по определению грузоподъёмности железобетонных пролётных строений железнодорожных мостов. Утв. 30.11.86 г. – М.: Транспорт, 1989. – 127 с.

32 Руководство по определению грузоподъёмности металлических пролётных строений железнодорожных мостов. Утв. 02.08.85 г. – М.: Транспорт, 1987. – 272 с.

33 Указания по определению условий пропуска поездов по железнодорожным мостам. Утв. 29.10.81 г. – М.: Транспорт, 1983. – 264 с.

34 Инструкция по содержанию искусственных сооружений. ЦП 628. Утв. 28.12.98 г. – М.: Транспорт, 1999. – 108 с.

Содержание

  1.  

Цели проектирования

3

  1.  

Тематика

4

  1.  

Структура проекта

5

  1.  

Содержание пояснительной записки

8

  1.  

Графическая часть проекта

16

  1.  

Общие вопросы организации проектирования. Защита проекта

18

Приложение А Примерное содержание доклада при защите

25

Приложение Б Памятка рецензенту

26

Список рекомендуемой литературы

27

ДИПЛОМНОЕ  ПРОЕКТИРОВАНИЕ

по специальности 29.11.00 «Мосты и транспортные тоннели»,
специализация 29.11.01 «Мосты»
Общая методика

Составители:  канд. техн. наук,  доц. С.А. Бахтин,  канд. техн. наук,  доц. С.А. Бокарев,

канд. техн. наук,  доц. А.Н. Донец,  канд. техн. наук,  доц. Л.Ю. Соловьев,

проф. В.И. Акопов, ст.преп. С.А. Тихомиров

Редактор

Компьютерная верстка

Изд.лиц. ЛР № 021277 от 06.04.98

Подписано в печать

печ. л. уч.-изд. л. . Тираж 400 экз.   Заказ №.

Издательство СГУПС         

630049, Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191

тел. (383-2) 287-381   E-mail: press@stu.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56543. ТРУДНО БЫТЬ СОБОЙ 123 KB
  Цель: познакомить учащихся с понятиями личность индивидуальность; показать неповторимость уникальность личности; дать представление о путях формирования личности. Развитие личности довольно медленный процесс.
56544. Застосування розв’язування трикутників у прикладних задачах 1.12 MB
  Мета уроку: Формувати вміння учнів у застосуванні знань розв’язування трикутників до розв’язування прикладних задач. Розвивати у учнів інтерес до математики шляхом розв’язування прикладних задач формувати зацікавленість у результатах спільної роботи.
56545. Треугольники 212.5 KB
  Цель урока. Усвоить определение треугольника, медианы, биссектрисы, высоты треугольника; научить учащихся определять элементы треугольника, выполнять классификацию треугольников по углам...
56546. Розв’язування прямокутних трикутників 74 KB
  Мета уроку. Узагальнення, систематизація та закріплення знань про теорему Піфагора, розв’язування прямокутних трикутників; застосування набутих знань і вмінь у практичній діяльності.
56547. Основні фактори прояву шкільної тривожності 53 KB
  Існує навіть термін шкільна фобія що означає страх перед відвідуванням школи що переслідує деяких дітей. Іноді батьки самі бояться школи і мимоволі вселяють цей страх дітям чи драматизують проблеми початку навчання виконують...
56548. Целеполагание на уроках музыкального воспитания 33.5 KB
  Цель –воспитание музыкального вкуса нравственных и эстетических чувств уважение к истории своей Родины музыкальным традиция своего народа и культур разных стран мира; показ песни.
56549. Профессия. Работа 1.64 MB
  Цели: совершенствовать навыки употребления изученного лексико-грамматического материала, познакомить со строением официально-делового письма, развивать навыки устной и письменной речи, формировать представление об активном образе жизни, развивать навыки делового общения.
56550. Є цінності, які за все дорожчі… Урок розвитку зв’язного мовлення. Твір-роздум на морально-етичну тему 73.5 KB
  Мета: формувати в учнів уміння і навички, які б сприяли вільному використанню засобів мови в будь-яких життєвих ситуаціях під час сприймання, відтворення і створення власних висловлювань...