38999

Светлая седмица. Лукошко сказок: «Глухой колокол»

Конспект урока

Религиоведение и мифология

А Светлая потому что дарит людям радость на душе светло и легко Господь победил смерть – Воскрес Смерти больше нет Зубок: А что вы говорили о загадке Матильда Леонардовна: Слушайте и отгадывайте: язык есть речей нет вести подает и поёт. Что это Шуня: Я не знаю а ты Зубок Зубок: Я тоже. А вы ребята Шуня: А давайте у Енотыча спросим Зубок: Побежали скорее Изучение нового материала. Енот Енотович: Что же это за загадка такая Зубок: Язык есть речей нет вести подает и поёт.

Русский

2013-09-30

54 KB

0 чел.

Занятие № 34

по программе «Доброе слово»

Тема: Совинформ. Светлая седмица. Лукошко сказок: «Глухой колокол».

Цель: Закрепить знания о событиях праздников Пасхи, святых жен-мироносиц, традиции  празднования, познакомить с историей колокольного пасхального звона, традицией звонить на Светлой седмице, орзанизовать посещение колокольни, формировать интерес к духовному богатству нашего народа, желание соблюдать православные традиции  в своей жизни;

развивать кругозор, память, наблюдательность;

воспитывать любовь к Богу и ближним, милосердие.

Оборудование: иконы Воскресения Христова, святых жен-мироносиц, иллюстрации колоколов и колокольчиков, куклы волчонка Зубка, мышки Шуни, совы Матильды Леонардовны, Енота Енотовича.

Ход занятия

  1.  Организация начала занятия.

Приветствие: «Христос воскресе!»

Дети: «Воистину воскресе!»

Молитва перед началом занятия «Христос воскресе из мертвых…»

  1.  Актуализация знаний воспитанников.

Беседа.

- Почему мы так здороваемся с вами? (Потому, что был праздник Пасхи)

- Сколько дней так здороваются? (40 дней после Пасхи)

- Что мы празднуем? (Воскресение Иисуса Христа)

- Что значит слово «воскрес»? (Ожил)

- Что же победил Господь? (Смерть)

- Кто первыми узнали о Воскресении Иисуса Христа? (Святые жены-мироносицы)

- Почему их называют мироносицами?  (Они несли миро – святое масло, чтобы помазать ним Господа)

- Кто сообщил им о Воскресении Христа? (Ангел)

  1.  Мотивация учебной деятельности.

Матильда Леонардовна: Здравствуйте, ребята, я слышу, вы о Воскресении Христовом говорите? Отгадайте мою загадку, а я вам расскажу  о традициях первой недели после Пасхи – Светлой седмицы!

Шуня: А почему она так называется?

Матильда Леонардовна: Седмица, - потому, что семь (седьм) дней недели. А Светлая потому, что дарит людям радость, на душе светло и легко! Господь победил смерть – Воскрес! Смерти больше нет! 

Зубок: А что вы говорили о загадке?

Матильда Леонардовна: Слушайте и отгадывайте: язык есть, речей нет, вести подает и поёт. Что это?

Шуня: Я не знаю, а ты, Зубок?

Зубок: Я тоже. А вы, ребята?

Шуня: А давайте у Енотыча спросим!

Зубок: Побежали скорее!

  1.  Изучение нового материала.

Рассказ Енота Енотовича о колоколах.

Шуня: Енотыч, помоги, пожалуйста! Нам Матильда Леонардовна такую загадку загадала, что мы даже с ребятами отгадать не смогли.

Енот Енотович: Что же это за загадка такая?

Зубок: Язык есть, речей нет, вести подает и поёт. Что это?

Енот Енотович: Я кажется, догадываюсь! И даже в музее Шишкиного леса подготовил фотовыставку этих музыкальных инструментов.

Шуня: Так это музыкальный инструмент?

Енот Енотович: Сейчас я вам все покажу и расскажу. Смотрите…

Зубок: Это же колокольчик!

Енот Енотович: Совершенно верно. Это один из самых удивительных музыкальных инструментов. У колоколов есть язык – это приспособление, которое внутри бьёт по стенкам. Когда колокола звонят, они, словно разговаривают.

Шуня: А о чём они говорят?

Енот Енотович: Обо всём! И о праздниках возвещают, и на работу приглашают, и детей на учебу зовут (показывает фотографии).

Зубок: А я видел колокольчик на шее у коровы.

Енот Енотович: Его вешают для того, чтобы корову было легко найти, если потеряется. И в конских упряжках тоже колокольчики на дугу вешают, как говориться, звону много – веселей дорога! Верхняя часть колокола называется «плечо», а нижний край – «губа».

Шуня: Вот так музыкальный инструмент с губами, плечами и языком!

Енот Енотович: А ещё у колоколов есть имена, и даже фамилии.

Зубок: Интересно, какие?

Енот Енотович: Имена у них необычные: Успенский, Лебедь, Сысой, Игуменский, Святительский.

Шуня: У Лебедя, наверное, звон очень красивый!

Енот Енотович: У всех колоколов звон красивый, а музыканты-звонари могут на колоколах исполнять даже музыкальные произведения.

Зубок: А давайте какой-нибудь звон послушаем.

Енот Енотович: Предлагаю самый радостный – пасхальный.

Слушание колокольного звона.

Шуня: Как хорошо, что люди придумали такие удивительные музыкальные инструменты, они так красиво звучат!

Лукошко сказок: Легенда о «глухом» колоколе.

Енот Енотович: Но не все колокола так хорошо поют. Расскажу вам легенду о «глухом» колоколе.

В далекие, прежние времена жил человек один, именем Власий. Не любил народ этого Власия, - крутого нрава был человек. Большие богатства имел он, а все ему было мало. Так и норовил, как бы лишнюю копейку сорвать с бедного человека. Многих разорил на своем веку, многих пустил по миру.

Время шло, стариться начал Власий, спина колесом согнулась, ноги трясутся, глаза плохо видеть стали.

Повстречал однажды Власий странника, что шел с котомкой за плечами по святым местам. Остановил его Власий и говорит: «Помолился бы за меня, странничек, у святых угодников, чтобы из меня хворь вышла, вот тебе грошик, помолись, батюшка».

Но странник не взял денег. «Помолиться я за тебя помолюсь, а денег мне твоих не надо... Кровь и слезы на них, на деньгах-то этих...».

Рассердился Власий. «Никакой, — говорит, - на них крови нет, деньги, как деньги; а не хочешь брать, не надо, нам больше останется».

- То-то, что больше, - отвечает странник, - видишь, от тяжести их всю спину тебе скрючило, тяжело носить такие богатства, не под силу. С другим бы поделился, глядишь и легче станет.

Сказал это странный человек и ушел, а Власий крепко задумался над его словами.

- Может и в самом деле, — думал он, — полегчает, коли я сделаю доброе дело.

А в это время в селе новая церковь строилась.

- Пожертвую я в эту церковь новый колокол, - решил Власий. - Дело святое, Божье. Глядишь, и легче станет, да и народ спасибо скажет.

Думал, думал Власий: хочет колокол повесить, да денег жаль. А хворь все сильнее развивается в нем.

- Может, полегчает, пожертвую. - И заказал большой колокол, а на нем надпись велел сделать, что пожертвован он во славу Божию таким-то.

Отлили колокол, привезли, повесили. Власий ходит, на народ самодовольно посматривает - смотрите, мол, каков я есть, ваш благодетель!

Как все было готово, пошел на колокольню пономарь, стал язык раскачивать, а народ стоит вокруг колокольни и ждет первого удара. Долго раскачивал пономарь язык, наконец, ударил, а звука не вышло, а так, не то стон, не то хрип какой-то...

Дивится народ, что, мол, за притча такая? Побагровел Власий, сам полез на колокольню.

- Пономарь-то, - говорит, - видно никуда не годится: ни силы у него нет, ни уменья.

Сам начал раскачивать, ударяет, а звука нет... Отыскался в толпе дюжий парень, силища такая, что смотреть страшно, один нагруженный воз из грязи вытаскивал.

- Дайте, православные, я ударю. Авось, у меня силы хватит. Пустили его на колокольню. Живо раскачал язык, ударил, но молчит колокол, только так, хрип один несется.

Стал народ молебны служить, но не хочет звонить колокол.

Призадумался Власий. Опять повстречал того же странника и говорит ему: «Скажи ты мне, странный человек, что за притча такая, сделал я Божье дело, повесил колокол, а не звонит он».

Посмотрел странный человек прямо в глаза Власию и говорит:

  •  И не будет звонить!
  •  Почему?
  •  На неправедные деньги сделан он... Но слушай, Власий, научу я тебя, как заставить зазвонить этот колокол... только дорого это будет стоить.
  •  Ничего не пожалею я, - отвечает Власий, - чтобы зазвонил он, на людей мне смотреть зазорно. Говори, сколько будет стоить. Взял странник Власия за руку и говорит ему:
  •  Много ты горя сделал бедному люду, многих разорил, никого ты не щадил: ни старого, ни малого, ни больного, ни увечного. Много слез пролито по твоей вине... Но ты еще можешь загладить вину свою великую. Раздай свои богатства тем, кого ты обездолил, и хворь твоя пройдет, и колокол зазвонит, и помирать легче будет.

Потупился Власий, стоит, трясется, а странник продолжает:

- Раздай, Власий, пока не поздно, все равно в могилу с собой не возьмешь. Раздай, говорю тебе.

Заплакал Власий, упал на колени перед странником.

- Спасибо тебе, Божий человек, что просветил меня! Пойдем!

Собрал Власий народ возле церкви, перекрестился, поклонился на четыре стороны и говорит:

  •  Простите меня, православные, что столько лет грабил вас; берите все мои богатства, ничего мне не нужно; пойду я в монастырь Божий замаливать свои грехи великие.
  •  Бог тебе простит, - кричит народ.
  •  Служите, православные, молебен, да бейте в колокол! - говорит странник. И случилось чудо великое. Едва коснулся железный язык колокола, вместо прежнего глухого стона пронеслись могучие раскаты благовеста.

Широкой волной разливается благовест... Весь народ, как один человек, опустился на колени и плачет, и крестится. И начал стой поры звонить этот колокол во славу Божью, а Власий ушел в далекий монастырь, где и сложил свои старые кости.

Шуня: Удивительная история, надо же, «глухой» колокол. Ой, мы совсем забыли про Матильду Леонардовну! Она же нам обещала про традиции Светлой седмицы рассказать.

Зубок: Матильда Леонардовна, Матильда Леонардовна, нам Енотыч помог загадку разгадать.

Матильда Леонардовна: Правда, и каков же ваш ответ?

Шуня: Это колокол!

Матильда Леонардовна: Совершенно верно! А что же вам Енотыч рассказал?            

 Зубок: Все-все о колоколах!

  1.  Закрепление изученного материала.

Беседа.

Матильда Леонардовна: Очень интересно, сейчас проверим!

Зубок: А мы с ребятами вам все расскажем.

Шуня: Помогите, ребята, скажите, из каких частей состоит колокол?

Зубок: Для чего звонят колокола?

Шуня: А еще у колоколов есть имена.

Матильда Леонардовна: Интересно, какие? (ответы детей)

Зубок: А Енот Енотович нам о «глухом» колоколе рассказывал.

Матильда Леонардовна: Это что же за колокол такой, он что, ничего не слышал?

Шуня: Да нет же, он «петь» не мог!

Матильда Леонардовна: Это еще почему, ребята?

Заседание клуба «Совинформ».

Матильда Леонардовна: Вот и пришло время вам узнать о традициях Светлой седмицы.

Зубок: Наконец-то!

Матильда Леонардовна: Открываем заседание клуба «Совинформ». На Светлой седмице существует традиция, согласно которой всем желающим позволяют звонить в колокола всю неделю – седмицу.

Шуня: Ой, это и нам можно?

Матильда Леонардовна: Конечно, и вам и ребятам. Только нужно себя вести на колокольне очень чинно. Ведь мы будем в гостях у Божьих вестников. И поднимимся очень высоко, откуда вид откроется необычный.

Зубок: Скорее, скорее на колокольню! Мы с ребятами будем себя хорошо вести, правда?!

Посещение колокольни.

  1.  Подведение итога занятия.

Молитва по окончании занятия «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25988. Основные принципы философии средневековья. Номинализм и реализм 16.6 KB
  Основные принципы философии средневековья. Возникновение средневековой философии очень частосвязывают с падением Западной Римской империи 476 год н. В средневековой философии напротив реальностью определяющей все сущщее есть Бог.э конкурируют между собой философские учения стоиков эпикурейцев неоплатоников и в это же время формируются очаги новой веры и мысли которые в последствии составят основу средневековой философии.
25989. Философия Фомы Аквинского, Наука в жизни общества 32.58 KB
  Платоническое представление Августина о человеческой душе как независимой от тела духовной субстанции обладающей способностью непосредственно усматривать вечные несотворенные истины Идеи в свете Божественного просвещения Фома заменяет восходящим к Аристотелю понятием души как формы тела. Воздействие объектов приводит к образованию в душе их чувственных образовподобий от которых интеллект абстрагирует умопостигаемые формы универсалии следы творения вещей с помощью Божественных Идей. разумная часть человеческой души являются...
25990. Возрождение Основные вопросы философии 24.92 KB
  Соловьёв Владимир Сергеевич [1628. Сын Соловьёв Владимир Сергеевич М. После речи против смертной казни в марте 1881 в связи с убийством Александра II народовольцами Соловьёв Владимир Сергеевич был вынужден оставить преподавательскую работу.Как мыслитель и утопист Соловьёв Владимир Сергеевич оказался на пересечении разных духовных течений.
25991. Основные принципы гуманизма. Э. Роттердамский и др 20.79 KB
  В данной работе мы не будем говорить ни о христианской догматике ни о христианской мистике. Мы будем говорить лишь о христианской морали то есть о том насколько христианство отвечает высоким моральным стремлениям человеческого духа здесь на земле. Уже одно то что из всех евангельских догматов самым главным является догмат о том что Бог именно изза любви к человеку Сам становится человеком терпит все человеческие невзгоды лишения и страдания вплоть до мучительной и позорной смерти и все это повторяем именно изза любви к...
25992. Научные открытия э похи Ренессанса Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей 20.66 KB
  Исходя из этого положения Коперник весьма просто объяснил всю кажущуюся запутанность движений планет но не зная ещё истинных путей планет и считая их окружностями он был ещё вынужден сохранить эпициклы и деференты древних для объяснения неравномерности движений. В первой части говорится о шарообразности мира и Земли а вместо положения о неподвижности Земли помещена иная аксиома Земля и другие планеты вращаются вокруг оси и обращаются вокруг Солнца. С гелиоцентрических позиций он без труда объясняет возвратное движение планет.Во второй...
25993. Социально-утопические учения Томаса Мора 22.4 KB
  Гуманистическое мировоззрение автора Утопии привело его к выводам большой социальной остроты и значимости особенно в первой части этого произведения. Уже эти глубокие констатации подсказали Мору основное направление проектов и мечтаний во второй части Утопии . Многие гуманисты начиная с Эразма видели в Утопии долгожданную соперницу этого величайшего творения политической мысли произведения существовавшего к тому времени почти два тысячелетия. Если ли не самую характерную определяющую черту социальнофилософской доктрины лежащую в...
25994. Социально - политические учения Никколо Макиавелли 16.88 KB
  Монтень Мишель Монтень является французским философом эпохи Возрождения. В историю Монтень вошел как основатель скептицизма как продолжатель античного скептицизма Пиррона.Отвергая религиозное учение о бессмертии души Монтень подходит к пониманию сознания как свойства материи.В отличие от агностиков Монтень не отрицает познаваемости мира.
25995. Философия, ее предмет и функции. Философия и естествознание 16.08 KB
  Философия ее предмет и функции. Философия и естествознание Философия с греч. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир место человека в нем; она исследует познавательные ценности социальнополитическое нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов.
25996. Основной вопрос философии 16.33 KB
  Основной вопрос философии вопрос об отношении сознания к бытию мышления к материи природе рассматриваемый с двух сторон: вопервых что является первичным дух или природа материя или сознание и вовторых как относится знание о мире к самому миру или иначе соответствует ли сознание бытию способно ли оно верно отражать мир. Первичность материи она видит в том что: 1 материя является источником сознания а сознание отражает материи; 2 сознание результат длительного процесса развития материального мира; 3 сознание есть...