39022

Проектирование экономических информационных

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Средства структурного анализа и проектирования Метод функционального моделирования SDT Диаграммы потоков данных. Словари данных и спецификации процессов. Моделирование данных. 1 Система управления совокупность взаимодействующих структурных подразделений экономической системы осуществляющих функции управления: планирование – определение цели функционирования экономической системы на различные периоды времени; учет – отображение состояния объекта управления в результате...

Русский

2013-09-30

505.5 KB

43 чел.

Проектирование  экономических  информационных

систем

СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Основные понятия и определения…………………………...………………………
    1.  Понятие экономической информационной системы………………………...
    2.  Методологические основы проектирования ЭИС……………………………
    3.  Проектирование ЭИС и реинжиниринг бизнес-процессов….………………
  2.  Функционально-ориентированное проектирование ЭИС……………………...…

2.1. Основные подходы, используемые при разработке ЭИС..…………………

  1.  Принципы структурного анализа………..…………………………………../////.
    1.  Средства структурного анализа и проектирования…………………………
    2.  Метод функционального моделирования SADT………………………
    3.  Диаграммы потоков данных………………………………………………….
    4.  Словари данных и спецификации процессов……………………………….
    5.  Моделирование данных. Диаграммы «сущность-связь»…………………..
    6.  Диаграммы переходов состояний……………………………………………
    7.  Использование функциональных моделей на стадии проектирования…...

Библиографический список ………………………………………….………………..


  1.  ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ  И  ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  1.  Понятие экономической информационной системы

Любое промышленное предприятие, торговая организация, банк или государственное учреждение представляют собой экономическую систему, состоящую из отдельных элементов или подсистем. С позиций кибернетики процесс управления системой можно представить в виде информационного процесса, связывающего внешнюю среду, объект и систему управления (рис.1).

Рис. 1

Система управления - совокупность взаимодействующих структурных подразделений экономической системы, осуществляющих функции управления:

  1.  планирование – определение цели функционирования экономической системы на различные периоды времени;
  2.  учет – отображение состояния объекта управления в результате выполнения хозяйственных процессов;
  3.  контроль – определение отклонения учетных данных от плановых целей;
  4.  оперативное управление – регулирование всех хозяйственных процессов с целью исключения возникающих отклонений;
  5.  анализ – определение тенденций в работе экономической системы и резервов, учитываемых при планировании на следующий период.

Экономическая информационная система (ЭИС) - совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных с целью сбора, хранения, обработки и выдачи информации, необходимой для выполнения функций управления.

ЭИС связывает объект и систему управления между собой и с внешней средой через информационные потоки:

  •  ИП1 - информационный поток из внешней среды в систему управления (нормативная информация, создаваемая государственными учреждениями; поток информации о конъюнктуре рынка);
  •  ИП2 - информационный поток из системы управления во внешнюю среду (отчетная информация в государственные органы, инвесторам; маркетинговая информация потенциальным потребителям);
  •  ИПЗ - информационный поток из системы управления на объект управления (плановая, нормативная и распорядительная информация для осуществления хозяйственных процессов);
  •  ИП4 - информационный поток от объекта управления в систему управления (обратная связь - учетная информация о состоянии объекта управления - сырья, материалов, ресурсов, готовой продукции и выполненных услугах).

В зависимости от охвата функций и уровней управления различают:

  •  корпоративные ЭИС;
  •  локальные ЭИС.

Корпоративная (интегрированная) ЭИС автоматизирует все функции управления на всех уровнях управления. Такая ЭИС является многопользовательской и функционирует в распределенной вычислительной сети.

Локальная ЭИС автоматизирует отдельные функции управления на отдельных уровнях управления. Такая ЭИС может быть однопользовательской, функционирующей в отдельных подразделениях системы управления.

В рамках ЭИС выделяют различные по своему назначению компоненты, которые можно рассматривать как самостоятельные подсистемы.

Функциональная подсистема ЭИС - комплекс экономических задач с высокой степенью информационных связей между этими задачами. Состав функциональных подсистем определяется особенностями экономической системы, ее отраслевой принадлежностью, формой собственности, размером, характером деятельности. Задача - упорядоченная совокупность процедур преобразования исходной информации в результатную (начисление сдельной заработной платы, учет прихода материалов, оформление заказа на закупку и т. д.).

Обеспечивающая часть всех ЭИС включает один и тот же набор составных частей, называемых видами обеспечения (организационно-правовое, кадровое, научное, информационное, техническое, математическое, программное и др.).

1.2. Методологические основы проектирования ЭИС

Проект ЭИС – проектно-конструкторская и технологическая документация, в которой представлено описание решений по созданию и эксплуатации ЭИС в конкретной программно-технической среде. Технология проектирования ЭИС - совокупность методологии, инструментальных средств проектирования, а также методов и средств организации проектирования. Основу технологии проектирования ЭИС составляет методология проектирования. Она предполагает наличие некоторой концепции (принципов проектирования), реализуемой набором методов.

Методы проектирования ЭИС можно классифицировать:

  1.  по степени автоматизации:
  •  ручного проектирования, при котором проектирование осуществляется без использования специальных инструментальных программных средств, а программирование - на алгоритмических языках;
  •  компьютерного проектирования, которое производит генерацию или конфигурацию (настройку) проектных решений на основе использования специальных инструментальных программных средств;
    1.  по степени использования типовых проектных решений:
  •  оригинального (индивидуального) проектирования, когда проектные решения разрабатываются «с нуля»;
  •  типового проектирования, предполагающего конфигурацию ЭИС из готовых типовых проектных решений (программных модулей);
    1.  по степени адаптивности проектных решений:
  •  реконструкции, когда адаптация проектных решений выполняется путем переработки компонентов (перепрограммирования модулей);
  •  параметризации, когда проектные решения настраиваются (переконфигурируются) в соответствии с изменяемыми параметрами;
  •  реструктуризации модели, когда изменяется модель проблемной области, на основе которой автоматически перегенерируются проектные решения.

Сочетание различных признаков классификации методов проектирования обусловливает характер используемой технологии проектирования (табл. 1).

Таблица 1

Класс технологии проектирования

Степень автоматизации

Степень типизации

Степень

адаптивности

Каноническое

Ручное

Оригинальное

Реконструкция

Индустриальное автоматизированное

Компьютерное

Оригинальное

Реструктуризация модели (генерация ЭИС)

Индустриальное

типовое

Компьютерное

Типовое сборочное

Параметризация и реструктуризация модели

1.3. Проектирование ЭИС и реинжиниринг бизнес-процессов

Современные предприятия имеют сложную структуру, обусловленную многопрофильностью деятельности, территориальной распределенностью подразделений, большим числом кооперативных связей с партнерами. Происходит смещение акцентов с управления ресурсами (и функциональными подразделениями) на управление сквозными бизнес-процессами, связывающими деятельность подразделений.

Бизнес-процесс - совокупность взаимосвязанных действий, получающая на входе данные различных типов и продуцирующая результат, имеющий ценность для потребителя. Бизнес-процесс объединяет в себе все: поток работ и функций; людей и оборудование, реализующее эти функции; правила, управляющие последовательностью этих функции. Управление бизнес-процессами нацелено на выполнение качественного обслуживания потребителей (клиентов). Все материальные, финансовые и информационные потоки рассматриваются во взаимодействии (рис. 2).

    материальные и финансовые потоки;

    информационные потоки

Рис. 2

Инжиниринг бизнес-процессов – регламентация основных бизнес-процессов с целью оптимизации системы работы аппарата управления. Для современных российских условий характерен массовый бизнес-инжиниринг предприятий.

Реинжиниринг бизнес-процессов (BPR - Business process reengineering) - фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения резкого улучшения основных показателей деятельности предприятия (затраты, качество, сервис и скорость).

Реинжиниринг бизнес-процессов подразумевает перестройку ЭИС. Реорганизация экономической системы и проектирование ЭИС идут параллельно. Канонический подход к автоматизации отдельных функций управления в виде локальных АРМов существующую технологию управления не изменяет.

2. Функционально-ориентированное проектирование ЭИС

2.1. Основные подходы, используемые при разработке ЭИС

Важнейшей стадией жизненного цикла ЭИС является анализ требований к разрабатываемой системе. На этой стадии необходимо понять, что предполагается сделать, и документировать это. Главная проблема, которую приходится решать - проблема сложности. Единственный эффективный подход - иерархическая декомпозиция (divide et impera - «разделяй и властвуй»). Система декомпозируется на подсистемы, каждую из которых можно разрабатывать независимо от других.

Сегодня в программной инженерии существуют два основных подхода к разработке ЭИС. Различие между ними – в разных способах декомпозиции систем.

Первый подход - функционально-модульный (структурный). В его основу положен принцип функциональной декомпозиции, при которой структура системы описывается в терминах иерархии ее функций и передачи информации между отдельными функциональными элементами.

Второй подход - объектно-ориентированный. Использует объектную декомпозицию. Структура системы описывается в терминах объектов и связей между ними, а ее поведение описывается в терминах обмена сообщениями между объектами.

Основными идеями функционально-ориентированной CASE-технологии являются идеи структурного анализа и проектирования ЭИС.

2.2. Принципы структурного анализа

Структурным анализом принято называть метод исследования системы, которое начинается с ее общего обзора и затем детализируется, приобретая иерархическую структуру со все большим числом уровней. Двумя базовыми принципами методологии структурного анализа являются уже упомянутые:

  •  принцип «разделяй и властвуй»;
  •  принцип иерархического упорядочивания.

Выделение двух базовых принципов не означает, что остальные принципы являются второстепенными, игнорирование любого из них может привести к непредсказуемым последствиям. Перечислим эти принципы.

  1.  Принцип абстрагирования - заключается в выделении существенных аспектов системы и отвлечение от несущественных.
  2.  Принцип формализации - заключается в необходимости строгого методического подхода к решению проблемы.
  3.  Принцип упрятывания - заключается в упрятывании несущественной на конкретном этапе информации.
  4.  Принцип концептуальной общности - заключается в следовании единой философии на всех стадиях (структурный анализ - структурное проектирование - структурное программирование - структурное тестирование).
  5.  Принцип полноты - заключается в контроле присутствия лишних элементов.
  6.  Принцип непротиворечивости - заключается в обоснованности и согласованности элементов.
  7.  Принцип логической независимости - заключается в концентрации внимания на логическом проектировании для обеспечения независимости от физического проектирования.
  8.  Принцип независимости данных - заключается в том, что модели данных анализируются и проектируются независимо от процессов их логической обработки, а также от их физической структуры и распределения.
  9.  Принцип структурирования данных - заключается в том, что данные должны быть структурированы и иерархически организованы.
  10.  Принцип доступа конечного пользователя - заключается в том, что пользователь должен иметь средства доступа к базе данных, которые он может использовать непосредственно (без программирования).

Руководствуясь принципами в комплексе, можно понять на ранних стадиях, что будет представлять собой создаваемая система, обнаружить промахи и недоработки, что облегчит работы на последующих стадиях и понизит стоимость разработки.

2.3. Средства структурного анализа и проектирования

При использовании функционально-ориентированного подхода к проектированию ЭИС принято выделять две модели. Модель требований (логическая модель) описывает, что должна делать проектируемая система, без ссылки на то, как это достигается. Строится средствами структурного системного анализа.

Модель реализации (физическая модель) - расширение модели требований. Показывает, как система будет удовлетворять предъявленным к ней требованиям (без технических подробностей). Строится средствами структурного проектирования.

В качестве инструментальных средств структурного анализа и проектирования выступают следующие диаграммы:

  •  BFD (Business Function Diagram) - диаграмма бизнес-функций;
  •  DFD (Data Flow Diagram) - диаграмма потоков данных совместно со словарями данных и спецификациями процессов;
  •  STD (State Transition Diagram) - диаграмма переходов состояний;
  •  ERD (Entity Relationship Diagram) - модель «сущность-связь» данных предметной области (информационно-логическая модель);
  •  SSD (System Structure Diagram) - диаграмма структуры программного приложения.

Компоненты логической модели и их взаимосвязь показаны на рис. 4.

Рис. 4

Логическая DFD показывает внешние источники и стоки данных, идентифицирует процессы и группы элементов данных, связывающие один процесс с другим (потоки), идентифицирует накопители данных, к которым осуществляется доступ.

Структуры потоков данных и определения их компонент хранятся и анализируются в словаре данных. Каждый процесс может быть детализирован с помощью DFD нижнего уровня. Когда дальнейшая детализация перестает быть полезной, переходят к выражению логики функции при помощи спецификации процесса.

Содержимое каждого хранилища также сохраняют в словаре данных, модель данных хранилища раскрывается с помощью ERD. При наличии реального времени модель дополняется средствами описания поведения системы с помощью STD.

Логическая модель может включать диаграммы бизнес-функций (функциональные спецификации). Они позволяют отражать взаимосвязь различных задач в процессе получения требуемых результатов. Основными объектами являются:

  •  функция - некоторое действие ЭИС, необходимое для решения задачи;
  •  декомпозиция функции – разбиение функции на множество подфункций.

Изображение объектов диаграммы иерархии функций может быть представлено в нотациях Йодана, Гейна-Сарсона, SADT, SAG.

2.4. Метод функционального моделирования SADT

Метод SADT (Structured Analysis and Design Technique) разработан в 1973 г. Дугласом Россом. Используется в военных, промышленных и коммерческих организациях США. Поддерживается Министерством обороны США, которое было инициатором разработки стандарта IDEF0 (Icam DEFinition) - подмножества SADT, являющегося основной частью программы ICAM (Integrated Computer Aided Manufacturing). Метод основан на следующих концепциях:

  •  графическое представление блочного моделирования;
  •  строгость и точность;
  •  отделение организации от функции (исключение влияния административной структуры на функциональную модель).

Результатом является функциональная модель объекта, состоящая из диаграмм, фрагментов текстов и глоссария (словаря), имеющих ссылки друг на друга.

Диаграммы - главные компоненты модели, на которых в виде блоков и дуг представлены все функции (работы) организации и интерфейсы (рис. 5).

Рис. 5

Работы – поименованные процессы, функции или задачи, которые происходят в течение определенного времени и имеют распознаваемые результаты. Изображаются в виде прямоугольников. Имя работы выражается отглагольным существительным («Изготовление детали», «Прием заказа»).

Взаимодействие работ с внешним миром и между собой обозначается стрелками. Стрелки именуются существительными. В IDEF0 различают пять типов стрелок:

Вход (Input) - материал или информация, используемые работой для получения результата (выхода). Работа может не иметь входов.

Управление (Control) - правила, стратегии, процедуры или стандарты, которыми руководствуется работа. Работа должна иметь хотя бы одну стрелку управления.

Выход (Output) - материал или информация, которые производятся работой. Каждая работа должна иметь хотя бы одну стрелку выхода. Работа без результата не имеет смысла и не должна моделироваться.

Механизм (Mechanism) - ресурсы, которые выполняют работу (персонал предприятия, станки, устройства и т. д.). Механизм может не изображаться в модели.

Вызов (Call) - специальная стрелка, исходящая из нижней грани работы. Указывает на то, что некоторая работа выполняется за пределами моделируемой системы.

Построение SADT-модели начинается с представления всей системы в виде контекстной диаграммы (рис. 6).

Рис. 6

Затем проводится функциональная декомпозиция, позволяющая выявить полный набор подфункций, каждая из которых показана как блок с интерфейсными стрелками (рис. 7).

Рис. 7

Работы обычно располагаются по диагонали от левого верхнего угла к правому нижнему (порядок доминирования). В левом верхнем углу располагается самая важная работа или работа, выполняемая по времени первой.

Несвязанные граничные стрелки соответствуют входам, управлениям и выходам родительского блока. Для связи работ между собой используются внутренние стрелки. В IDEF0 различают пять типов связей работ.

Связь по входу - выход вышестоящей работы направляется на вход нижестоящей (рис. 8).

Рис. 8

Связь по управлению - выход вышестоящей работы направляется на управление нижестоящей (рис. 9). Объекты выхода не меняются в нижестоящей работе.

Рис. 9

Обратная связь по входу - выход нижестоящей работы направляется на вход вышестоящей (рис. 10). Такая связь используется для описания циклов.

Рис. 10

Обратная связь по управлению - выход нижестоящей работы направляется на управление вышестоящей (рис. 11).

Рис. 11

Связь выход-механизм - выход одной работы направляется на механизм другой (рис. 12). Эта взаимосвязь используется реже, чем другие.

Рис. 12

Все работы модели нумеруются. Номер состоит из префикса и числа. Обычно используют префикс А. Контекстная работа дерева имеет номер А0. Работы декомпозиции А0 имеют номера Al, A2, A3 и т. д. Работы декомпозиции A3 будут иметь номера А31, А32, АЗЗ и т. д. Контекстная диаграмма всегда имеет номер А-0, декомпозиция контекстной диаграммы - номер А0, остальные диаграммы декомпозиции - номера по соответствующему узлу (например, Al, A2, А21, А213 и т. д.).

2.5. Диаграммы потоков данных

Диаграммы потоков данных (DFDData Flow Diagram) представляют собой иерархии функциональных компонентов (процессов), связанных потоками данных. Показывают, как процессы преобразуют свои входные данные в выходные, позволяют выявить отношения между процессами. Для DFD используются нотации Йодана и Гейна – Сарсона. Далее будем использовать нотацию Гейна - Сарсона.

Основными компонентами диаграмм потоков данных являются внешние сущности, процессы, накопители данных, потоки данных.

Внешняя сущность – некоторый объект вне системы, являющийся источником или приемником информации - заказчики, поставщики, клиенты, склад (рис. 13).

Рис. 13

Процесс представляет собой преобразование входных потоков данных в выходные в соответствии с определенным алгоритмом (рис. 14).

Рис. 14

В поле имени вводится наименование процесса в виде предложения с активным глаголом в неопределенной форме (вычислить, рассчитать, проверить, создать, получить). В поле физической реализации указывается подразделение, программа или устройство, выполняющие процесс.

Накопитель данных - абстрактное устройство для хранения информации, которую можно в любой момент поместить в накопитель и извлечь (рис. 15).

Рис. 15

Накопитель данных может быть реализован в виде ящика в картотеке, таблицы в оперативной памяти, файла на магнитном носителе. Является прообразом базы данных. Описание хранимых данных увязывается с информационной моделью.

Поток данных определяет информацию, передаваемую от источника к приемнику. Реальный поток данных может быть информацией, передаваемой по кабелю, пересылаемыми по почте письмами, магнитными лентами или дискетами, переносимыми с одного компьютера на другой. Изображается стрелкой (рис. 16). На диаграмме могут отражаться и материальные потоки.

Рис. 16

Контекстная диаграмма – самый верхний процесс системы, с которым связаны внешние сущности. Контекстная диаграмма декомпозируется на основные процессы. Каждый основной процесс также может быть декомпозирован.

Главная цель построения иерархии DFD - сделать требования к системе ясными и понятными на каждом уровне детализации, а также разбить эти требования на части с точно определенными отношениями между ними. Для этого следует:

  1.  размещать на каждой диаграмме от 3 до 7 процессов;
  2.  не загромождать диаграммы не существенными на данном уровне деталями;
  3.  декомпозицию потоков данных и процессов осуществлять параллельно;
  4.  выбирать ясные, отражающие суть дела, имена процессов и потоков.

Когда дальнейшая детализация перестает быть полезной, переходят к составлению спецификаций процессов. Спецификация процесса должна формулировать его основные функции, чтобы специалист, реализующий проект, смог выполнить их или разработать программу. Спецификация является конечной вершиной иерархии DFD. Решение о завершении детализации процесса и использовании спецификации принимается аналитиком исходя из следующих критериев:

  1.  наличие у процесса относительно небольшого количества входных и выходных потоков данных (2-3 потока);
  2.  возможность описания преобразования данных процессом в виде последовательного алгоритма;
  3.  выполнение процессом единственной логической функции преобразования входной информации в выходную;
  4.  возможность описания логики процесса при помощи спецификации небольшого объема (не более 20 - 30 строк).

После построения законченной модели системы ее необходимо верифицировать (проверить на полноту и согласованность). В согласованной модели для всех потоков данных и накопителей данных должно выполняться правило сохранения информации: все поступающие куда-либо данные должны быть считаны, а все считываемые данные должны быть записаны.

В качестве примера создания модели рассмотрим фрагмент проекта системы, организующей работу банкомата по обслуживанию клиента по его кредитной карте.

На рис. 17 приведена контекстная диаграмма системы с единственным процессом ОБСЛУЖИТЬ КЛИЕНТА, идентифицирующая внешние сущности КЛИЕНТ и КОМПЬЮТЕР БАНКА (хранит информацию о счетах клиентов). Опишем потоки данных, которыми обменивается проектируемая система с внешними объектами.

Рис. 17

Для банковского обслуживания клиенту необходимо предоставить системе свою КРЕДИТНУЮ КАРТУ для автоматического считывания с нее информации (ПАРОЛЬ, ЛИМИТ ДЕНЕГ, ДЕТАЛИ КЛИЕНТА), а также сообщить свои КЛЮЧЕВЫЕ ДАННЫЕ, а именно ПАРОЛЬ и ЗАПРОС НА ОБСЛУЖИВАНИЕ.

Банковское обслуживание с позиций клиента должно обеспечить следующее:

  •  выдать СООБЩЕНИЕ, приглашающее ввести КЛЮЧЕВЫЕ ДАННЫЕ;
  •  выдать клиенту ДЕНЬГИ;
  •  выдать клиенту ВЫПИСКУ по проведенному обслуживанию, включающую выписку о деньгах, выписку по балансу, и выписку по операции, проведенной банком).

Контекстный процесс и компьютер банка должны обмениваться следующей информацией:

  •  ДАННЫЕ ПО СЧЕТУ клиента в банке;
  •  ПРОТОКОЛ ОБСЛУЖИВАНИЯ, включающий информацию по обработанной документации, изымаемой денежной сумме и данные по истории запроса.

Контекстный процесс может быть детализирован DFD первого уровня (рис. 18).

Рис. 18

Процесс 1.1 (ОБРАБОТАТЬ КРЕДИТНУЮ КАРТУ) осуществляет считывание информации с кредитной карты и имеет на входе внешний поток КРЕДИТНАЯ КАРТА, а на выходе поток ДАННЫЕ КРЕДИТНОЙ КАРТЫ. Необходимости в идентификации последнего потока нет, т. к. идентифицирован накопитель.

Процесс 1.2 (ПОЛУЧИТЬ ПАРОЛЬ) осуществляет прием и проверку пароля клиента и имеет на входе/выходе следующие потоки:

  •  внешний выходной поток СООБЩЕНИЕ для информирования клиента о своей готовности принять пароль;
  •  входной поток ВВЕДЕННЫЙ ПАРОЛЬ как элемент внешнего потока КЛЮЧЕВЫЕ ДАННЫЕ;
  •  входной поток ПАРОЛЬ из хранилища ДАННЫЕ КРЕДИТНОЙ КАРТЫ для проверки вводимого клиентом пароля.

Процесс 1.3 (ПОЛУЧИТЬ ЗАПРОС НА ОБСЛУЖИВАНИЕ) осуществляет прием и проверку запроса клиента и имеет на входе/выходе следующие потоки:

  •  входной поток ЗАПРОС НА ОБСЛУЖИВАНИЕ как элемент внешнего потока КЛЮЧЕВЫЕ ДАННЫЕ;
  •  входной поток ЛИМИТ ДЕНЕГ из хранилища ДАННЫЕ КРЕДИТНОЙ КАРТЫ для контроля наличия денег на счете клиента;
  •  внешний выходной поток ДЕНЕЖНАЯ СУММА для выполнения запроса на обслуживание.

Процесс 1.4 (ОБРАБОТАТЬ ЗАПРОС НА ОБСЛУЖИВАНИЕ) имеет входные потоки ДЕНЕЖНАЯ СУММА, ДАННЫЕ ПО СЧЕТУ (из внешней сущности КОМПЬЮТЕР БАНКА), входной поток ДЕТАЛИ КЛИЕНТА (из хранилища), а также выходные потоки ВЫПИСКА, ДЕНЬГИ и ПРОТОКОЛ ОБСЛУЖИВАНИЯ.

Процессы 1.1, 1.2 и 1.3 являются элементарными, поэтому нет необходимости в их детализации с помощью DFD (они раскрываются с помощью спецификаций процессов).

2.6. Словари данных и спецификации процессов

Диаграммы потоков данных не содержат сведений о том, какая информация преобразуется процессами и как именно она преобразуется.

Структуру информации описывают текстовые средства моделирования (словари данных). Функционирование процессов описывают спецификации процессов.

Словарь данных – это определенным образом организованный список всех элементов данных системы с их точными определениями. Дает возможность различным категориям пользователей (от системного аналитика до программиста) иметь общее понимание всех входных и выходных потоков и компонент накопителей.

Для определения данных в словаре используют:

  •  описания потоков и хранилищ, изображенных на DFD;
  •  описания комплексных данных, движущихся вдоль потоков (АДРЕС ПОКУПАТЕЛЯ содержит ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС, ГОРОД, УЛИЦУ и т. д.);
  •  описания композиции групповых данных в хранилищах;
  •  спецификации значений и областей действия элементарных фрагментов информации в потоках данных и хранилищах;

Для каждого потока данных в словаре необходимо хранить имя потока, его тип и атрибуты. Информация по каждому потоку состоит из словарных статей, каждая из которых начинается с ключевого слова, которому предшествует символ “@”.

По типу потока словарь содержит следующую информацию:

  •  простые (элементарные) или групповые (комплексные) потоки;
  •  внутренние (существующие только внутри системы) или внешние (связывающие систему с другими системами) потоки;
  •  потоки данных или потоки управления;
  •  непрерывные (принимающие любые значения в пределах диапазона) или дискретные (принимающие определенные значения) потоки.

Атрибуты потока данных включают:

  •  имена-синонимы потока данных;
  •  единицы измерения потока;
  •  список значений и их смысл для дискретного потока;
  •  диапазон значений для непрерывного потока, типичное его значение и информацию по обработке экстремальных значений;
  •  список номеров диаграмм, в которых встречается поток;
  •  список потоков, в которые данный поток входит;
  •  комментарий (например, информация о цели введения потока).

2.7. Моделирование данных. Диаграммы «сущность-связь»

Цель моделирования данных – обеспечить разработчика ЭИС концептуальной схемой базы данных в форме одной модели или нескольких локальных моделей, которые может быть относительно легко отображены в любую систему баз данных.

Наиболее распространенным средством моделирования данных являются диаграммы «сущность-связь» (ERD), нотация которых введена Питером Ченом в 1976 г. и получила дальнейшее развитие в работах Ричарда Баркера. Различные CASE-средства используют несколько отличающиеся друг от друга нотации ERD. Одна из наиболее распространенных нотаций предложена Баркером (Oracle Designer). CASE-средства ERwin, ER/Studio, Design/IDEF используют методологию IDEF1Х.

Методология IDEF широко используется в государственных учреждениях, финансовых и промышленных корпорациях США. Позволяет построить модель данных, эквивалентную реляционной модели, приведенной к третьей нормальной форме. Диаграммы «сущность-связь» включают сущности, атрибуты, связи.

Сущность (Entity) – любой объект, событие или концепция, имеющие значение для предметной области, и информация о которых должна сохраняться. Каждая сущность является множеством объектов, называемых экземплярами. Например, ЗАКАЗЧИК – сущность, Иванов, Петров, Сидоров - экземпляры сущности.

Атрибут (Attribute) – любая характеристика сущности, значимая для предметной области. Атрибут предназначен для квалификации, идентификации, классификации, количественной характеристики или выражения состояния сущности.

С точки зрения базы данных (физической модели), сущности соответствует таблица, экземпляру сущности – строка в таблице, атрибуту – столбец таблицы. Каждая сущность должна обладать уникальным идентификатором – существительным в единственном числе. Отображение сущности деталь на уровне атрибутов показано на рис. 19.

Рис. 19

Каждая сущность может обладать любым количеством связей с другими сущностями. Связь (Relationship) – поименованное логическое соотношение между двумя сущностями, значимое для рассматриваемой предметной области.

Связи (логические отношения между сущностями) именуются глаголами или глагольными фразами. Имена связей выражают некоторые ограничения или бизнес-правила и облегчают чтение диаграмм (рис. 20).

Рис. 20

На логическом уровне можно установить:

  1.  идентифицирующую связь один-ко-многим (обозначается       ―);
  2.  неидентифицирующую связь один-ко-многим (обозначается   ---);
  3.  связь многие-ко-многим (обозначается    ).

2.8. Диаграммы переходов состояний

Диаграммы переходов состояний (STDState Transition Diagram) моделируют поведение системы во времени в зависимости от происшедших событий (нажатая клавиша, дата отчетного периода и т. д.). Определим основные объекты STD.

Состояние - рассматривается как устойчивое значение некоторого свойства в течение определенного времени. Моделируемая система в текущий момент времени находится только в одном состоянии из всего множества состояний. В течение времени она может перейти в следующее состояние из заданного множества.

Начальное состояние - это узел STD, являющийся стартовой точкой для начального системного перехода. STD имеет только одно начальное состояние, но может иметь множество конечных (завершающих) состояний.

Переход - перемещение моделируемой системы из одного состояния в другое. Переход может быть вызван каким-либо действием (например, нажатием клавиши).

Условие перехода - событие, вызывающее переход. Оно может быть:

  •  информационным (условие появления информации);
  •  временным.

Триггер - логическое выражение, написанное на макроязыке, которое показывает условие перехода в данное состояние.

Действие - это операция, которая может иметь место при выполнении перехода. При изменении состояния система обычно выполняет одно или более действий (производит вывод, выдает сообщение на терминал, выполняет вычисления). Действие – это отклик, посылаемый во внешнее окружение, или вычисление, результаты которого запоминаются в системе (в хранилищах данных на DFD), чтобы обеспечить реакцию на планируемые в будущем события.

На STD состояния представляются узлами, а переходы - дугами. Условия идентифицируются именем перехода и возбуждают выполнение перехода.  Действия привязываются к переходам и записываются под условиями (рис. 21).

Рис. 21

Применяются два способа построения STD. Первый способ заключается в идентификации всех возможных состояний и исследовании всех не бессмысленных связей (переходов) между ними. По второму способу сначала строится начальное состояние, затем следующее состояние и т. д.

Результат - предварительная STD, для которой осуществляется контроль состоятельности, заключающийся в ответе на вопросы:

  •  все ли состояния определены и имеют уникальное имя?
  •  все ли состояния достижимы?
  •  все ли состояния имеют выход?
  •  реагирует ли система соответствующим образом на все возможные условия (особенно на ненормальные)?
  •  все ли входные (выходные) потоки управляющего процесса отражены в условиях (действиях) на STD?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК

  1.  Вендров А. М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000.
  2.  Калянов Г. Н. CASE-технологии. Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. – 3-е изд. – М.: Горячая линия – Телеком, 2002.
  3.  Малков О. Б., Белимова Е. В. Проектирование баз данных с использованием CASE-технологии: Методические указания. Омск, 2003.
  4.  Маклаков С. В. BPwin и ERwin. CASE-средства разработки информационных систем. – М.: Диалог-МИФИ, 2001.
  5.  Маклаков С. В. Моделирование бизнес-процессов с BPwin 4.0.– М.: Диалог-МИФИ, 2002.
  6.  Проектирование    экономических    информационных    систем:   Учебник  / Г. Н. Смирнова, А. А. Сорокин, Ю. Ф. Тельнов; Под ред. Ю. Ф. Тельнова. – М.: Финансы и статистика, 2001.
  7.  Экономическая информатика. Учебник для вузов / Под ред. проф. В. В. Евдо-кимова. – СПб: Питер, 2003.
  8.  Экономическая   информатика:   Учебник  /  Под  ред. П. В. Конюховского и Д. Н. Колесова. – СПб: Питер, 2001.

PAGE  18


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29518. Діагностика сексуальних розладів (тестування) 42 KB
  При психологічній діагностиці сексуальної патології повинен проводитись диференціальний діагноз з порушеннями. При психологічному обстеженні осіб з сексуальними порушеннями виявляється підвищення “невротичноїâ€ частини профілю – “пікиâ€: статева дисфункція без органічної патології – високий підйом за шкалою істерії; розлади сексуальної переваги – психопатії. Келлі – дозволяє виявити основні фактори які затримують досягнення гармонії в статевих відносинах а також індивідуальну систему життєвих цінностей і орієнтацій які...
29519. Конфликт: предотвращение и управление 84 KB
  Моргунов В этой теме вы узнаете: Все о конфликтах о типологии конфликтов а также их предотвращении; О причинах и фазах конфликта; О конфликте и эмоциях; О задачах и основных понятиях конфликтологии; О типичных ошибках конфликтологии и технологии разрешения конфликта; Необходимо сразу оговорить что безконфликтных организаций не существует. Поэтому понимать истоки конфликта и уметь управлять его течением и разрешением неотъемлемое умение руководителя. Если противоречие получает развитие говорят о возникновении конфликта....
29520. Организация как система 44.5 KB
  Общая теория систем это не столько научная теория в традиционном смысле слова сколько комплекс методологических подходов к обширному классу объектов объединенных названием сложные системы Шрейдер Ю. Определения и свойства системы Часть смысловых связей понятия система можно обнаружить в его противопоставлении с несколькими понятиями: система беспорядочное образование; система аморфность; система случайная совокупность; система случайность; система множество из элементов не связанных в целое.Блюменфельду системой...
29521. Управление нововведениями в организации 78.5 KB
  Управление нововведениями в организации Е.Моргунов В этой теме вы узнаете: О том как управлять инновациями в организации; О видах изменений происходящих в жизни организации; О технологиях работы с организационным сопротивлением; Рекомендациях по внедрению изменений. Понятие изменение подразумевает что между двумя последовательными моментами времени имеются заметные различия в ситуации человеке рабочей группе организации или взаимоотношениях. Изменения в организации могут касаться любого аспекта или фактора.
29522. Организационная культура. Компоненты и уровни организационной культуры 83 KB
  Моргунов В этой теме вы узнаете: Об организационной культуре; О компонентах и уровнях организационной культуры; О характеристиках поведения руководителей; Все организации независимо от формы собственности и целей деятельности создаются и живут в определенной среде носящей название культура. Общеупотребимого определения культуры нет хотя интуитивно ясно что это такое. В дополнение к нормам принятым в обществе каждая группа людей в том числе и организация вырабатывает собственные культурные образцы которые получили название...
29523. Коммуникативное поведение в организации 49 KB
  Моргунов В этой теме вы узнаете: Об общении и функциях общения в организации; О возможностях понимания человека человеком; Об эффектах межличностного восприятия; О половых различиях в общении. Источники информации в общении сигналы непосредственно от другого человека сигналы от собственных сенсорноперцептивных систем информация о внешних по отношению к общению условиях информация об итогах деятельности информация от внутреннего опыта информация о вероятном будущем. Теория транзакций Эрик Берн 1902 1970 развивал...
29524. ПОВЕДЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ 68.5 KB
  Школа научного управления 1885 – 1920. Школа научного управления наиболее тесно связана с именами Фредерик Уинслоу Тейлор Фрэнк Банкер Гилбрет с женой Лилиан Генри Лоуренс Гантт.Тейлором 1856 – 1915 который возглавил движение научного управления. Он интересовался эффективностью деятельности не отдельного человека а организации что и положило начало развитию школы научного управления.
29525. Активация, утомление и другие состояния работника 101.5 KB
  Так например для состояния утомления характерны совершенно определенные сдвиги в деятельности сердечнососудистой системы. По мере развития утомления в первую очередь наблюдается снижение силы сердечных сокращений. Поэтому диагностически значимыми для состояния утомления являются не сами по себе симптомы увеличенной частоты сердечных сокращений повышенного артериального давления и изменения минутного объема крови в их непосредственном количественном выражении а направление и величина сдвигов этих показателей и соотношений между ними....
29526. Группа: как управлять коллективом 60.5 KB
  Фрезер в 1978м году предложил список 6ти основных характеристик группы: взаимодействие членов восприятие группы как чегото реального наличие групповых целей формирование норм взаимодействия в группе синергетический эффект от взаимодействия в группе эмоциональные отношения между членами группы относительная закрепленность ролей. Психологической группой можно назвать некоторое число людей которые: взаимодействуют друг с другом знают друг друга воспринимают себя членами одной группы. Свойства группы: размер...