39023

Понятие индустриального проектирования

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Ключевые аспекты технологии индустриального проектирования: Реорганизация реинжиниринг бизнеспроцессов; Моделирование предметной проблемной области; Средства автоматизированного проектирования ИС CSEсредства; Возможность применения типовых решений типовое проектирование. Понятие и виды бизнеспроцессов Определение. Под бизнеспроцессом БП будем понимать совокупность взаимосвязанных операций работ по изготовлению готовой продукции или выполнению услуг на основе потребления ресурсов. Основные черты бизнеспроцессов: Все...

Русский

2013-09-30

231.5 KB

51 чел.

Тема 6. Понятие индустриального проектирования

Вспомним основные особенности канонического проектирования

  •  Отражает особенности ручной технологии проектирования;
  •  Предполагает выполнение индивидуального (оригинального) проектирования;
  •  Не предполагает использования средств интеграции;
  •  Соответствует каскадной модели ЖЦ ИС.

Индустриальное проектирование:

  •  Используется для проектирования ИС, автоматизирующей работу с большими и сложными объектами.
  •  Предполагает широкое применение интегрированных средств автоматизации проектирования;
  •  Может использоваться как при выполнении оригинальных, так и типовых проектов;
  •  Обычно сочетается с использованием итерационной модели ЖЦ ИС;
  •  Обычно связано со значительной реорганизацией процессов производства и/или управления ОА.

Ключевые аспекты технологии индустриального проектирования:

  •  Реорганизация (реинжиниринг) бизнес-процессов;
  •  Моделирование предметной (проблемной) области;
  •  Средства автоматизированного проектирования ИС (CASE-средства);
  •  Возможность применения типовых решений (типовое проектирование).

Понятие и виды бизнес-процессов

Определение. Под бизнес-процессом (БП) будем понимать совокупность взаимосвязанных операций (работ) по изготовлению готовой продукции или выполнению услуг на основе потребления ресурсов.

Основные черты бизнес-процессов:

  •  Все материальные, финансовые и информационные потоки экономической системы рассматриваются во взаимодействии;
  •  Результаты деятельности экономической системы напрямую зависят от того, насколько эффективно организовано управление бизнес-процессами.

Классификация бизнес-процессов (наиболее распространенный подход):

  •  Основные (ориентированы на производство товаров или оказание услуг, являющихся целевыми объектами создания предприятия; эти процессы обеспечивают получение основного дохода).
  •  Сопутствующие (ориентированны на производство товаров или оказание услуг, являющихся результатами сопутствующей основному производству производственной деятельности предприятия; также обеспечивают получение дохода).
  •  Вспомогательные (предназначены для жизнеобеспечения основных и сопутствующих процессов и ориентированы на поддержку их специфических черт).
  •  Обеспечивающие (предназначены для жизнеобеспечения основных и сопутствующих процессов и ориентированы на поддержку их универсальных черт –  процессы финансового обеспечения деятельности, процессы управления кадрами, процессы юридического обеспечения и т. п.).
  •  Процессы управления – охватывают весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и предприятия в целом (например, процессы стратегического, оперативного и текущего планирования, процессы формирования и выполнения управляющих воздействий).
  •  Процессы развития – процессы совершенствования производимого товара или услуги, процессы развития технологий, процессы модификации оборудования, инновационные процессы.

Основная проблема оптимального управления бизнес-процессами:

  •  Постоянно возрастающая динамичность рынка товаров и услуг (непрерывное изменение потребностей потребителя, необходимость учитывать их сиюминутные и/или индивидуальные предпочтения и пожелания);
  •  Совершенствование технических возможностей производителей;
  •  Постоянно возрастающая конкуренция.

Все эти проблемы вызвали необходимость сместить акценты с управления отдельными функциональными подразделениями на управление сквозными бизнес-процессами, обеспечивающими эффективную и взаимосогласованную деятельность подразделений предприятия.

Вопрос: как построить оптимальную стратегию управления БП?

Ответ:

Понятие реинжиниринга бизнес-процессов

Определение. Реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering, BPR) – это «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения коренных улучшений в основных показателях деятельности предприятия, таких как затраты, качество, обслуживание и скорость. (М. Хаммер, Д. Чемпи, 1993).

Содержание РБП: Системная реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков. РБП не ограничивается, но может включать в себя следующие мероприятия:

  •  Упорядочение и оптимизация организационной структуры;
  •  Реструктуризация производства;
  •  Автоматизация процессов производства;
  •  Автоматизация процессов управления;
  •  Реинжиниринг ПО и КИС;

Цель РБП: Упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизация использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания.

Важно: сокращение затрат НЕ является единственной либо основной целью РБП. Понятие РБП часто подвергалось критике в западных источниках как раз за то, что, прикрываясь идеей реорганизации БП, руководство копаний производило массовое увольнение сотрудников либо снижение заработной платы.

Задачи РБП:

  •  Определение оптимальной последовательности выполняемых функций для сокращения длительности цикла производства или продажи товаров и услуг, или обслуживания клиентов. Следствие: ускорение оборачиваемости капитала, рост экономических показателей фирмы.
  •  Оптимизация использования ресурсов для минимизации издержек производства. Следствие: сокращение издержек.
  •  Поиск оптимального сочетания различных видов деятельности. Следствие: сокращение издержек.
  •  Построение адаптивных бизнес-процессов, позволяющих быстро адаптироваться к изменениям потребности конечных потребителей, поведению конкурентов. Следствие: сокращение издержек, повышение качества обслуживания клиентов в условиях динамичности внешней среды.
  •  Определение рациональных схем взаимодействия с партнерами и клиентами. Следствие: оптимизация финансовых потоков, сокращение издержек, рост прибыли.

Исполнители РБП: Реинжиниринг бизнес-процессов выполняется совместными командами специалистов компании и консалтинговой фирмы. Для успешного проведения РБП необходимы: 1) специалисты в области ИТ; 2) специалисты в соответствующих предметных областях; 3) бизнес-аналитики (специалисты по управлению бизнес-процессами).

Реинжиниринг бизнес-процессов – это одноактная операция, которая носит «революционный» характер. Существующие бизнес-процессы анализируются и заменяются на новые, более эффективные. Однако,  из-за описанных выше проблем, через некоторое время возникает потребность повторного выполнения РБП. Поэтому в целом принято говорить о инжиниринге бизнес-процессов, то есть о периодическом (каждые 5-7 лет) реинжиниринге и последующем непрерывном улучшении бизнес-процессов в соответствии с требованиями внешней среды.

«Реинжиниринг бизнес-процессов отражает новый способ мышления – взгляд на построение компании как на инженерную деятельность. Компания или бизнес рассматриваются как нечто, что может быть построено, спроектировано или перепроектировано в соответствии с инжененрными принципами» (Ойхман, Попов).

Более широким понятием, чем РБП, является понятие управления бизнес-процессами.

Определение. Управление бизнес-процессами – это область знаний на пересечении теории менеджмента и информационных технологий, включающая в себя методы, технологии и средства проектирования, реализации, мониторинга и анализа оперативных бизнес-процессов на основе всех доступных источников информации.

Инжиниринг бизнес-процессов и информационные технологии

Концепция РБП невозможна без применения современных информационных технологий. Во-первых, анализ и проектирование новых бизнес-процессов в ходе реинжиниринга можно эффективно провести только с использованием специальных компьютерных средств. Во-вторых, автоматизация сложной системы бизнес-процессов стала возможна только с появлением современных информационных технологий и информационных систем (КИС).

Традиционно выделяют следующие технологии, которые в настоящее время больше всего применяются при построении и управлении БП:

  1.  Распределенные базы данных, доступные из разных точек;
  2.  Экспертные системы, позволяющие специалистам общего профиля решать узкоспециальные задачи;
  3.  Телекоммуникационные сети, обеспечивающие сочетание централизованного и децентрализованного подходов к управлению организацией;
  4.  Системы поддержки принятия решений, обеспечивающие реализацию иерархического принципа принятия решений (каждый сотрудник участвует в принятии решения).
  5.  Беспроводные технологии и портативные ЭВМ, обеспечивающие возможность работы «виртуальных офисов».
  6.  Интерактивные видеоконференции, обеспечивающие эффективный контакт с клиентами даже без личного участия;
  7.  Автоматическая идентификация отслеживание, сокращающие издержки на поиск нужных объектов и информации;
  8.  Высокопроизводительные вычислительные системы, обеспечивающие  возможность оперативного планирования и корректировки планов.

При построении корпоративных информационных систем желательно учитывать, что в будущем бизнес-процессы могут измениться, в том числе путем реинжиниринга (то есть кардинально). По этой причине обычно выдвигаются следующие требования к промышленным КИС:

  •  Модульность построения (ИС проектируется, разрабатывается и внедряется в виде отдельных программных компонентов или комплексов, которые автоматизируют определенные виды деятельности организации);
  •  Интегрируемость модулей ИС между собой и с другими ИС на основе стандартов представления форматов данных и интерфейсов;
  •  Масштабируемость КИС, позволяющая наращивать число автоматизированных рабочих мест, подключенных к информационной системе.
  •  Конфиденциальность, предполагающая настройку прав доступа пользователей к информационной системе в зависимости от уровня компетенции.

Современные производители платформ для построения корпоративных информационных систем (например, SAP) обеспечивают все указанные выше требования и заявляют, что их продукты позволяют эффективно выполнять реорганизацию и улучшение бизнес-процессов.

Принципы реорганизации бизнес-процессов

  1.  Не улучшение существующих, а замена существующих процессов – после проведения РБП деятельность компании начинается «с чистого листа» без учета всего, что было раньше. Это позволяет разом отказаться от всех тех недостатков прежних бизнес-процессов, которые сохранялись в организации только в силу привычки работников.
  2.  Горизонтальное сжатие процесса – несколько процедур объединяются в одну. Постепенно происходит отказ от системы «сборочного конвейера», когда каждый работник выполняет одну единственную функцию. Вместо этого, акцент делается на создание многофункциональных рабочих мест. При этом автоматизация производственных процессов позволяет существенно ускорить выполнение сложной операции, а также передавать ее менее квалифицированному работнику.
  3.  Переход от структурных подразделений к командам бизнес-процессов. Для выполнения важнейших бизнес-процессов  организуются постоянно или временно действующие команды, которые отвечают за выполнение той или иной операции. Это обеспечивает тесное взаимодействие всех работников, от которых зависит выполнение бизнес-процесса, а также позволяет быстро найти того работника, который отвечает за результат (руководителя команды или уполномоченного менеджера).
  4.  Вертикальное сжатие процесса – работники наделяются большей самостоятельностью для принятия решений. Поскольку в настоящее время есть возможность обеспечивать даже рядовых сотрудников всей необходимой производственной информацией в режиме реального времени, то можно исключить часть согласований из иерархической цепочки и ускорить процесс принятия решений.
  5.  Адаптивность (поливариантность) исполняемых бизнес-процессов. Рабочие группы, созданные для выполнения конкретного бизнес-проекта, могут выполнять его, ориентируясь на конкретные потребности клиентов.
  6.  Перенесение места выполнения работ  туда, где ее целесообразно выполнять.
  7.  Уменьшение количества проверок и управляющих воздействий.
  8.  Сочетание централизованного и децентрализованного подхода к управлению компанией. Децентрализация обеспечивает автономность подразделений (филиалов) компании. При этом должна быть возможность пользоваться централизованными данными и правилами, в том числе оперативно получать необходимые сведения из центра и от других подразделений.

Причины неудачного завершения РБП:

  •  Акцент делается только на эффективность и технологию реорганизуемых процессов, при этом совершенно не учитываются мнение и положение сотрудников организации, в которой происходит РБП.
  •  Несоответствие целей, достигаемых путем РБП, реальным целям компании.
  •  Начало процедуры РБП не обеспечено достаточной поддержкой со стороны менеджеров компании, что мешает ее проведению.
  •  Ожидания от РБП завышены по сравнению с реальными возможностями компании, что ведет к тому, что эти ожидания, в конце концов, не оправдываются.
  •  Недооценивается противодействие изменениям со стороны сотрудников компании.
  •  Выполняется реализация тех типовых процессов, которые хотя и признаны наилучшими в своем классе, но не соответствуют специфическим потребностям организации.
  •  Слишком большое доверие оказывается стандартам и технологиям РБП.
  •  Процедура РБП выполняется как одноразовая процедура раз и навсегда без учета перспектив развития и/или стратегических задач компании.
  •  Низкий уровень управления проектом (в данном случае РБП).

Этапы реорганизации (реинжиниринга) бизнес-процессов

  1.  Идентификация бизнес-процессов.
  •  Уточнение (формулировка) миссии предприятия

Миссия компании – это

  1.  Деятельность, осуществляемая предприятием для того, чтобы выполнить функцию, для которой оно было учреждено, – предоставления заказчикам продукта или услуги.
    1.  Механизм, с помощью которого предприятие реализует свои цели и задачи.

Можно сказать, что миссия является своеобразной мерой устремлений компании, в том числе, характеризует ее претензии на конкурентном рынке.

  •  Формирование стратегии предприятия
    •  Формирование стратегической концепции развития, исходя из сформулированной миссии компании.
    •  Построение дерева целей.
    •  Определение оптимальной стратегии (на основе метода анализа иерархий Саати и других методов) или дерева стратегий;
    •  Формулировка и описание стратегических задач экономической системы.
  •  Проведение статического описания компании

Формулируется бизнес-потенциал компании, описываются ее функционал и организационная структура.

Определение. Бизнес-потенциал компании – это набор видов коммерческой деятельности, направленный на удовлетворение некоторых социально-значимых потребностей рынка.

Определение. Функционал – это перечень основных, вспомогательных, обеспечивающих и управленческих функций, требуемых для поддержания тех видов коммерческой деятельности, которые образуют бизнес-потенциал компании.

Выявленные функции (производства, управления и т.д.) распределяются по структурным подразделениям. Содержание бизнес-потенциала, функционала и зон ответственности структурных подразделений компании часто представляется в виде матричных проекций.

Определение. Матрица проекций – это модель, представленная в виде матрицы, задающей систему отношений между двумя иерархическими наборами значений (классификаторами) в любой их комбинации.

Примеры: матрица коммерческой ответственности, матрица функциональной ответственности и т.д.

Вся выработанная информация отражается в основополагающих регламентирующих документах компании: базовое Положение об организационно-функциональной структуре компании, Положения об отдельных структурных подразделениях и видах деятельности, должностные инструкции сотрудников.

  •  Проведение динамического описания компании
    •  Выявление основных бизнес процессов – как существующих, так и перспективных (10-15). Как правило, эту задачу решают путем построения процессных потоковых моделей.

Определение. Процессные потоковые модели – это модели, описывающие процесс последовательного во времени преобразования материальных и информационных потоков компании в ходе реализации какой-либо ее функции. Описание дается на двух уровнях: на верхнем уровне определяется логика взаимодействия участников процесса, а на нижнем – технология работы отдельных специалистов на своих рабочих местах.

  •  Неформальное описание выявленных бизнес-процессов.
    •  Оценка важности бизнес-процессов по степени влияния на совокупные результаты деятельности компании.

Примечание. Совокупность информационных моделей статического и динамического описания компании (миссия + дерево целей + дерево стратегий +  модели статического и динамического описания компании + внутренние регламенты компании + регламенты взаимодействия компании с внешней средой)  представляют собой полную организационную бизнес-модель компании. Ее необходимо строить и использовать не только на начальном этапе процедуры РБП, но и на этапах обратного и прямого  инжиниринга (см. далее), а также при анализе результатов РБП, и при эволюционном улучшении бизнес-процессов в периодах между этими процедурами. Следует помнить, что подходов к построению бизнес-моделей очень много, и рассмотреть все их в данном курсе не представляется возможным.

Рис. 6.1. Трафарет описания миссии компании

Рис. 6.2. Структура матрицы функциональной ответственности

  •  Определение возможностей и ограничений для проведения реорганизации бизнес-процессов, в том числе:
    •  Связанных с достаточной/недостаточной квалификацией персонала;
    •  Связанных с высоким/низким уровнем технической оснащенности;
    •  Связанных с наличием/отсутствием необходимых информационных и иных технологий.
  •  Определение рисков, связанных с проведением РБП (обеспеченность финансовыми ресурсами, надежность партнеров, относительная стабильность конъюнктуры рынка).
  •  Выбор бизнес-процессов, подлежащих реорганизации; формирование целей и задач РБП;
  •  Формирование команды для проведения РБП;
  •  Планирование работ проекта и выделение (планирование выделения) ресурсов.
  1.  Обратный инжиниринг – исследование функционирующих на предприятии бизнес-процессов с целью выявления их «узких мест» и выработки направлений по реорганизации.
  •  Проводится анализ и моделирование существующих бизнес-процессов;
  •  С использованием различных методик проводится оценка эффективности БД, в том числе выясняются наиболее трудоемкие и затратные процессы, процессы, не вносящие вклад в образование прибыли, процессы и функции с низким коэффициентом использования ресурсов и т.п.
  •  Уточняются цели и конкретизируются задачи РБП.
  •  В результате обратного инжиниринга формируется информационная модель предметной области (бизнес-модель компании) «как есть».
  1.  Прямой инжиниринг – разработка моделей для новой организации бизнес-процессов. Проектируемые модели определяют новую организационную бизнес-модель компании, поэтому должны обеспечивать как ее статическое, так и динамическое описание. Кроме того, на этапе прямого инжиниринга формируются основные требования к информационной системе.

Прямой инжиниринг обычно выполняется с использованием различных программных средств моделирования, которые можно разбить на три класса:

  •  CASE-средства (Rational Rose);
  •  Модельно-ориентированные средства компонентного проектирования (SAP, BAAN и др.)
  •  Специализированные средства для проведения РБП и управления БП (ARIS)

На этапе прямой инжиниринга обычно проводится анализ нескольких вариантов моделей бизнес-процессов. С использованием различных математических методов среди множества вариантов проводится анализ каждой из моделей: оптимизация параметров, поиск значимых факторов, прогнозирование результатов выполнения того или иного сценария работы, выбор оптимальной модели для заданных начальных условий и т.п. В последнее время для этих целей с успехом применяют методы динамического имитационного моделирования, которые могут использоваться не только на этапе моделирования, но и во время адаптации  бизнес-процессов (для прогнозирования и обоснования принимаемых решений).

  1.  Реализация проекта РБП – сводится к проектированию и реализации информационной системы и ее обеспечивающих подсистем. Фактически предпроектная стадия ЖЦ ИС заключается в проведении процедуры реинжиниринга и выработке общесистемных требований и решений для информационной системы. Многие работы в этом случае проводятся параллельно. После того, как новая бизнес-модель компании принята к исполнению, начинается работа над всеми подсистемами ИС, в том числе
  •  Для организационного обеспечения:
    •  Разработка новой организационно-штатной структуры предприятия;
    •  Разработка новых должностных инструкций;
    •  Разработка новой системы оплаты труда (включая методы стимулирования работников);
    •  Обучение персонала;
    •  Подготовка иной документации по проекту РБП и ИС.
  •  Для программно-аппаратного обеспечения:
    •  Генерация, настройка, программирование и отладка программных модулей;
    •  Разработка и наполнение информационной базы;
    •  Проектирование информационно-вычислительной сети и установка соответствующего оборудования и систем телекоммуникации.
    •  Разработка систем автоматизированного контроля подготавливаемой проектной документации на соответствие ее разделов друг другу и их своевременное обновление.
  1.  Внедрение проекта РБП. Проводится в соответствие с уже рассмотренными принципами и методиками внедрения. Особенную важность приобретает процедура комплексного тестирования модулей ИС, а также система анализа достижения заданных в начале РБП показателей эффективности функционирования предприятия.

Методологии моделирования предметной области

В основе проектирования ИС лежит моделирование предметной области. Для того чтобы получить адекватный предметной области проект ИС в виде системы правильно работающих программ, необходимо иметь целостное, системное представление модели, которое отражает все аспекты функционирования будущей информационной системы.

Определение. Под моделью предметной области понимается некоторая система, имитирующая структуру и/или функционирование исследуемой предметной области и отвечающая требованию адекватной этой области.

Проблемная область = предметная область + решаемые в ней задачи.

В случае проектирования ЭИС

Проблемная область = предметная область + механизм управления + субъекты управления + используемые средства автоматизации.

Цель моделирования предметной области:

  •  Сократить время и сроки проведения проектировочных работ;
  •  Получить более эффективный и качественный проект (снизить вероятность допущения ошибок);
  •  Снизить риск  затрат на перепроектирование системы.

Требования к моделям предметной области

  •  формализация, обеспечивающая однозначное описание структуры предметной области;
  •  понятность для заказчиков и разработчиков на основе применения графических средств отображения модели;
  •  реализуемость, подразумевающая наличие средств физической реализации модели предметной области в ИС;
  •  обеспечение оценки эффективности построенной модели предметной области на основе определенных методов и вычисляемых показателей.

Для реализации перечисленных требований, как правило, строится система моделей, которая отражает структурный и оценочный аспекты функционирования предметной области.

Структурный аспект предполагает построение:

  •  объектной структуры, отражающей состав взаимодействующих в процессах материальных и информационных объектов предметной области;
  •  функциональной структуры, отражающей взаимосвязь функций (действий) по преобразованию объектов в процессах;
  •  структуры управления, отражающей события и бизнес-правила, которые воздействуют на выполнение процессов;
  •  организационной структуры, отражающей взаимодействие организационных единиц предприятия и персонала в процессах;
  •  технической структуры, описывающей топологию расположения и способы коммуникации комплекса технических средств.

Для отображения структурного аспекта моделей предметных областей в основном используются графические методы, которые должны гарантировать представление информации о компонентах системы. Главное требование к графическим методам документирования — простота. Графические методы должны обеспечивать возможность структурной декомпозиции спецификаций системы с максимальной степенью детализации и согласований описаний на смежных уровнях декомпозиции.

С моделированием непосредственно связана проблема выбора языка представления проектных решений, позволяющего как можно больше привлекать будущих пользователей системы к ее разработке.

Определение. Нотация представляет собой совокупность графических объектов, используемых в модели. Нотация является синтаксисом языка моделирования.

Язык моделирования, с одной стороны, должен делать решения проектировщиков понятными пользователю, с другой стороны, предоставлять проектировщикам средства достаточно формализованного и однозначного определения проектных решений, подлежащих реализации в виде программных комплексов, образующих целостную систему программного обеспечения.

Графическое изображение нередко оказывается наиболее емкой формой представления информации. При этом проектировщики должны учитывать, что графические методы документирования не могут полностью обеспечить декомпозицию проектных решений от постановки задачи проектирования до реализации программ ЭВМ. Трудности возникают при переходе от этапа анализа системы к этапу проектирования и в особенности к программированию.

Главный критерий адекватности структурной модели предметной области заключается в функциональной полноте разрабатываемой ИС.

Оценочные аспекты моделирования предметной области связаны с разрабатываемыми показателями эффективности автоматизируемых процессов, к которым относятся:

  •  время решения задач;
  •  стоимостные затраты на обработку данных;
  •  надежность процессов;
  •  косвенные показатели эффективности, такие, как объемы производства, производительность труда, оборачиваемость капитала, рентабельность и т.д.

Для расчета показателей эффективности, как правило, используются статические методы функционально-стоимостного анализа (ABC) и динамические методы имитационного моделирования.

Обычно модели предметной области строятся на трех уровнях абстракции:

  •  на внешнем уровне (определение требований);
  •  на концептуальном уровне (спецификация требований);
  •  на внутреннем уровне (реализация требований).

Так, на внешнем уровне модель отвечает на вопрос, что должна делать система, то есть определяется состав основных компонентов системы: объектов, функций, событий, организационных единиц, технических средств.

На концептуальном уровне модель отвечает на вопрос, как должна функционировать система? Иначе говоря, определяется характер взаимодействия компонентов системы одного и разных типов.

На внутреннем уровне модель отвечает на вопрос: с помощью каких программно-технических средств реализуются требования к системе?

С позиции жизненного цикла ИС описанные уровни моделей соответственно строятся на этапах анализа требований, логического (технического) и физического (рабочего) проектирования.

Основные элементы моделей предметной области можно охарактеризовать с помощью таблицы:

Элемент модели ПО

Внешний

Концептуальный

Внутренний

Объект – сущность, которая используется при выполнении некоторой функции или операции. Могут быть динамическими или постоянными

Выделяются основные виды материальных и информационных объектов

Проводится классификация объектов, уточняются их атрибуты и взаимосвязи; формируется обобщенная структура ПО

Формируется физическая модель данных, система выходной и выходной документации, а также система справочников и классификаторов ЭИС

Функция – некоторое преобразование входных объектов в выходные. Последовательность взаимосвязанных по входам и выходам функций образует бизнес-процесс.

Выделяется список основных бизнес-процессов (обычно 15-20) и соответствующих им функций

Производится декомпозиция функций на подфункции до тех пор, пока каждая подфункция не будет представлять собой неделимую операцию (или множество операций). Таким образом, строится иерархия взаимосвязанных функций.

Выполняется реализация автоматизируемых функций с учетом их иерархической структуры.

События – изменения во внешней среде или внутри компании, которые влияют на протекание (реализацию) конкретного бизнес-процесса. С информационной точки зрения события представляют собой сообщения, фиксирующие факт некоторого изменения: выполнения очередной функции, изменения состояния объекта, появления нового объекта и т.п.

С процедурной точки зрения, каждой событие должно вызывать некоторую связанную с ним функцию бизнес-процесса. С помощью событий в моделях БП можно реализовывать альтернативные или циклические последовательности бизнес-функций.

1. Определяется список внешних событий (платежи налогов, поставки по договорам, заявления от клиентов и т.п.).

2. Формируется список общих требований к бизнес-процессам.

Формируется список бизнес-правил, определяющих условия вызова функций при возникновении событий и достижении определенных состояний объектов.

Реализация бизнес-правил в виде программных процедур

Организационная единица – это подразделение, представляющее собой объединение персонала для выполнения совокупности общих функций (функционально-ориентированная ОЕ) или бизнес-процессов (процессно-ориентированная ОЕ). Совокупность взаимосвязанных ОЕ образуют организационную структуру компании

Модель предприятия в виде иерархии подчинения ОЕ или списков взаимодействующих подразделений.

Для каждого подразделения строится организационно-штатная структура должностей (ролей) персонала

Формируются и реализуются требования к правам доступа персонала к автоматизируемым функциям ИС.

Топология – территориальное размещение технических средств по структурным подразделениям предприятия. Система коммуникаций – технический способ их взаимодействия.

Определяются типы технических средств обработки данных и их размещение по структурным подразделениям

Определяется способ коммуникаций между техническими комплексами структурных подразделений.

Проектируется и реализуется информационно-вычислительная сеть и распределенная модель ИС

Методики построения бизнес-моделей

  •  Функциональный подход

Предметная область рассматривается как набор функций (работ, действий, и т.п.), преобразующих поступающие входные потоки в выходные. Процесс преобразования потребляет определенные ресурсы и выполняется в соответствии с некоторыми бизнес-правилами и инструкциями. С функциональными моделями обычно связываются объектные модели данных (например, модели «сущность-связь»).

Достоинства: возможность проектирования по принципу «сверху-вниз», наглядность представления, отделение методов обработки объектов от самих объектов.

Недостатки: неясность выполнения процессов с  динамически изменяемыми условиями, опасность дублирования выполнения одних и тех же функций в разных процессах.

Примеры: SADT (IDEF0), DFD

  •  Объектно-ориентированный подход

Организация рассматривается как набор объектов (производственных единиц, предметов, явлений и т.п.) и связей между ними. Взаимодействие между объектами производится путем обмена сообщений между ними.  Цель применения объектной методики заключается в выделении множества объектов, полностью описывающих предметную область, и распределении между ними ответственностей за выполняемые действия. Этапы построения объектной модели включают в себя выделение классов объектов (множества однородных по поведению объектов) и определение методов обработки (функциональные процедуры) для различных состояний объектов.  Объектно-ориентированные модели обычно соответствуют принципам абстрагирования, инкапсуляции, наследования, полиморфизма и т.п.

 Достоинства: возможность точно смоделировать существующую структуру организации, лучше подходит для моделирования динамически изменяющихся бизнес-процессов.

 Недостатки: меньший уровень наглядности моделей.

 Примеры: модели на основе языка моделирования UML.

  •  Комбинированный подход


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42938. Проектирование цифрового фильтра 1.85 MB
  Влияние эффектов квантования на характеристики реального фильтра. Аппаратная реализация полосового фильтра. ЭКГ–анализ выполняется в четыре этапа: ввод ЭКГ; фильтрация ЭКГ устранение шумов; распознавание характерных элементов ЭКГ и измерение соответствующих параметров; интерпретация и классификация ЭКГ.
42939. Топливо и его использование 569.93 KB
  Расчет объемов и энтальпии воздуха и продуктов сгорания рассчитываются на 1 кг твердого и жидкого или 1 м3 сухого газообразного состава топлива при нормальных условиях (0 °С и 101,3 кПа), на что указывает верхний индекс «» в обозначениях величин объемов.
42940. Расчет параметров плоской непрерывной акустической антенны 474.23 KB
  Выбор конструкции антенны. Излучение или прием звука осуществляется при совместной работе антенны с передающим в режиме излучения или приемным в режиме приема трактом. Акустическая антенна обычно состоит из электроакустических преобразователей элементов антенны акустических экранов несущей конструкции акустических развязок амортизаторов и линий электрокоммуникаций.
42941. Привод ленточного конвейера с горизонтальным одноступенчатым цилиндрическим редуктором 599.2 KB
  В данной работе требуется спроектировать горизонтальный одноступенчатый цилиндрический редуктор. Закрытая передача прямозубая. Открытая передача –клиноременная нормального сечения Б. В редукторе находится 2 пары шариковых подшипников на тихоходном и быстроходном валах, установленных по схеме враспор.
42943. Роль допоміжних учасників адміністративної процедури 69.4 KB
  На мою думку ця группа суб’єктів дуже важлива для адміністративного судочинства. При дослідженні ціеї теми я дійшов до висновку що группа субєктів які сприяють здійсненню процедури – спірна группа багато вченихадміністративістів називают цю группу по різному в окремих класифікаціях цієї группи немае як і единої думки по цьому питанню. В своїї роботі я намагався розкрити усі допоміжні суб’єкти їх права обов’язки адміністративноправові статуси та законодавчу базу якими вони регулуются та керуются. Суб’єкти адміністративних процедур...
42944. Разработка технологический процесс для двухлинзового не склеенного объектива работающего в ближней ИК области 327.12 KB
  Схема обработки поверхности 1 Для обработки поверхностей будем использовать растачивание черновое так как таким путем можно получить заданную точность за минимальное количество переходов.2 Схема обработки поверхности 2 Для обработки поверхностей будем использовать точение тонкое.3 Схема обработки поверхности 3 Для обработки поверхности будем использовать точение тонкое так как при нескольких возможных вариантах обработки следует отдавать предпочтение операции однотипной с предыдущей.4 Схема обработки поверхности 4 Для обработки...
42946. Розрахунок витрат води 39.27 KB
  Визначення розрахункових добових витрат води Розрахункову добову витрату води на господарськопитні потреби населення обчислюємо за формулою: Qдоб.1 Розрахункові витрати води на господарськопитні потреби населення за добу найбільшого і найменьшого водоспоживання визначаються: Qдоб. Витрати води на виробничі потреби підприємст визначаємо виходячи з кількості продукції що випускається на кожну зміну роботи та питомої витрати води на технологічні потреби згідно завдання. зміну Qв м3 зміну Хлібозавод...