39025

Типовое проектирование ИС

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Сущность: Является одной из разновидностей индустриального проектирования. Содержание: Процесс проектирования ИС состоит из следующих основных этапов: Разбиение проекта информационной системы на отдельные составляющие компоненты. Основная цель применения ТПР – уменьшение трудоемкости и стоимости проектирования и или разработки ИС.

Русский

2013-09-30

58 KB

69 чел.

Типовое проектирование ИС

Ключевые особенности технологии типового проектирования

  •  Причины применения:
    •  Существенно снижаются затраты на проектирование, разработку и даже на модернизацию ИС;
    •  Больше возможностей обеспечивать должный научно-технический уровень разработки ИС (в отличие от технологии индивидуального проектирования).
  •  Сущность: Является одной из разновидностей индустриального проектирования. Заключается в создании информационной системы из готовых типовых элементов.
  •  Область применения: автоматизация деятельности таких объектов, для которых характерны общие правила функционирования и управления. В первую очередь, сюда относятся экономические системы, для которых характерны:
    •  Схожая структура и правила управления;
    •  Единые стандарты отчетности;
    •  Схожие комплексы используемых технических и программных средств;
    •  Единая цель существования: извлечение прибыли.
  •  Содержание: Процесс проектирования ИС состоит из следующих основных этапов:
    •  Разбиение проекта информационной системы на отдельные составляющие (компоненты).
    •  Выбор и приобретения имеющихся на рынке типовых проектных решений (тиражируемых продуктов) для каждого компонента ИС.
    •  Настройка и доработка приобретенных типовых проектных решений в соответствии с требованиями конкретной предметной области.
  •  Условия применения:

Должна быть принципиальная возможность декомпозиции информационной системы на множество составляющих компонентов (комплексов, подсистем, программных модулей и т.д.). В зависимости от уровня декомпозиции информационной системы различают следующие классы типовых проектных решений: элементные, подсистемные, объектные.

Понятие, виды и особенности типовых проектных решений

Определение. Типовое проектное решение (ТПР) – это представленное в виде комплекта проектной документации и/или набора программных модулей проектное решение, пригодное к многократному использованию.

Основные черты ТПР:

  •  Типовые проектные решения ориентированы на автоматизацию деятельности множества однородных объектов (путем настройки под конкретные особенности каждого из них).
  •  Основная цель применения ТПР – уменьшение трудоемкости и стоимости проектирования и/или разработки ИС.
  •  Создание ТПР возможно только после тщательного и всестороннего изучения предметной области и предполагает обобщение накопленного в частных случаях опыта (путем классификации, типизации, абстрагирования, унификации и т.п.).
  •  Типовые решения бывают простыми или комбинированными. Простые ТПР охватывают только какой-либо один вид обеспечения ИС, комбинированные – два и более. Примеры простых ТПР: Классификаторы (ИО), прикладные программы общего и специального назначения (ПО), инструктирующие руководства по управлению бизнес-процессами (ОО),  рекомендации по составлению ТЗ (МО) и т.п.

Требования, выдвигаемые к типовым проектным решениям:

  •  Возможность использования для создания новой ИС при минимальном участии разработчиков ТПР;
  •  Соответствие требованиям положений и стандартов, распространяемых на информационную системы в целом или ее часть.
  •  Способность удовлетворять максимально возможному числу потребностей в рамках своего функционального назначения.
  •  Возможность адаптации к конкретным условиям проекта путем изменения параметров.

Методы типового проектирования

  •  Элементное проектирование

В качестве типового элемента используются простые ТПР, относящиеся к отдельной задаче ИС. В этом случае ИС комплектуется как множество ТПР по отдельным разрозненным задачам. Дополнительные элементы, для которых отсутствуют ТПР, разрабатываются вручную. Обычно рассматривают три группы ТПР:

  •  Типовые проектные решения, обеспечивающие оптимальный выбор и организацию технических средств;
    •  Типовые проектные решения, относящиеся к основным задачам ИС (алгоритмы решения задач, описание входных и выходных данных, программные модули общего и специального назначения и т.д.);
    •  Типовые проектные решения, описывающие должностные инструкции всех категорий работников, связанных с проектированием и функционированием ИС.

Существенный недостаток метода: между отдельными ТПР, как правило, отсутствует информационная/техническая/программная совместимость (проблема «лоскутной автоматизации»).

  •  Подсистемное проектирование

Типовыми элементами выступают пакеты прикладных программ (ППП), которые применяются для автоматизации отдельных функциональных подсистем ИС. ППП обладают следующими свойствами:

  •  Функциональная полнота;
    •  Минимизация внешних информационных связей;
    •  Параметрическая настраиваемость;
    •  Полная интеграция внутри ППП и более высокий (хотя и не полный) уровень интеграции с другими пакетами и отдельными программными продуктами.

С точки зрения проектировщика ИС ППП представляет собой «черный ящик», который преобразует входные информационный и параметрический потоки в выходной поток результатов. В схеме ППП можно выделить следующие элементы:

Информационный поток – исходные данные в электронном или бумажном виде, предназначенные для обработки пакетом;

Результаты работы – представляются в виде отчетов, графиков или документов (в электронном или бумажном виде);

Блок функционирования – обрабатывает исходные данные.

Параметрический поток – содержит информацию, необходимую для настройки пакета на конкретные условия функционирования. Обычно параметрическая информация предоставляется пользователю в виде справочников и/или конфигурационных таблиц. В зависимости от принципа использования параметрического потока выделяют два способа привязки ППП к конкретным условиям системы:

  •  Принцип интерпретации (поглощается самим ППП);
    •  Принцип генерации (на его основе специальная программа-генератор генерирует ППП, настроенный под конкретные условия).

Блок обработки параметров – интерпретирует значения параметров и переносит их непосредственно в прикладные программы.

Блок адаптации – позволяет пользователю адаптировать существующие типовые решения путем доработки существующих или добавления новых модулей ИС. В блок адаптации обычно включаются такие средства как генераторы отчетов, генераторы форм, встроенные макроязыки и т.п.

Пример ППП: «1С: Предприятие».

Недостаток: недостаточный уровень совместимости различных ППП в рамках единой корпоративной ИС.

  •  Объектный метод

Идея метода заключается в создании и повторном использовании законченного (т.е. с полным набором функциональных и обеспечивающих подсистем) типового проекта для автоматизации управления объектом определенной отрасли. Например, ИС школы, ИС больницы, ИС товарного склада и т.п. Сложность применения объектного метода заключается в огромном разнообразии различных объектов, что требует от разработчиков предусматривать все возможные варианты. Современные типовые проекты должны обладать следующими свойствами:

  •  Ориентированы для применения на объектах с высоким уровнем стабильности;
    •  Открытость архитектуры (возможность использования на различных программно-технических платформах);
    •  Высокий уровень масштабируемости;
    •  Высокий уровень адаптивности (возможность конфигурирования в широких пределах).

Объектный метод по определению обеспечивает полную программную совместимость компонентов системы.

Модельно-ориентированный подход

Одна из реализаций объектного метода проектирования – это модельно-ориентированный подход. Развивается как результат использования знаний о инжиниринге бизнес-процессов, автоматизации проектирования и методах типового проектирования информационных систем. Суть его заключается в следующем. Сначала строится модель предметной области, а затем по ней выполняется моделирование информационной системы, то есть конфигурирование и связывание между собой типовых модулей. Все это проводится с использованием единой системы CASE-средств.

Инструментарий типового проектирования ИС на основе модельно-ориентированной технологии включает в себя следующие элементы:

  •  Репозиторий (база метаинформации) содержит:
    •  Множество типовых моделей, которые поставляются разработчиком системы автоматизированного типового проектирования, и расширяются по мере накопления опыта проектирования информационных систем для различных отраслей и типов производства.
    •  Базовую модель, которая содержит описание всех бизнес-функций, бизнес-процессов, бизнес-объектов, бизнес-правил и элементов организационной структуры, которые поддерживаются программными модулями типовой ИС.
    •  Модель конкретного объекта автоматизации, которая, возможно, создается с использованием типовых моделей и на основе которой осуществляется конфигурирование программного обеспечения. Строится как структурированное подмножество базовой модели.

Модель бизнес-функций представляет собой иерархическую декомпозицию функциональной деятельности предприятия (подробное описание см. в разделе "Анализ и моделирование функциональной области внедрения ИС").

Модель бизнес-процессов отражает выполнение работ для функций самого нижнего уровня модели бизнес-функций. Для проверки семантической целостности бизнес-процессов, а также для автоматизации их управления разрабатывается набор бизнес-правил.

Модель организационной структуры предприятия представляет собой традиционную иерархическую структуру подчинения подразделений и персонала.

  •  CASE-средства для проектирования модели объекта автоматизации (мы их рассматривали ранее). Эти средства обычно интегрированы в систему автоматизированного типового проектирования.
  •  Конфигуратор ИС – программа, которая автоматически генерирует конфигурацию информационной системы по построенной модели предметной области.

Примеры систем автоматизации типового проектирования: SAP, BAAN.

Критерии оценки типовых программных элементов

Самостоятельно

Понятие и особенности IT-консалтинга

Определение. IT-консалтинг – это комплекс услуг, обычно предоставляемый компании сторонними специалистами и нацеленный на наилучшее применение информационных технологий для достижения поставленных целей бизнеса.

Содержание IT-консалтинга:

  1.  Анализ и формализация требований к информационной системе;
  2.  Разработка технического и (в некоторых случаях) рабочего проекта ИС;
  3.  Управление процессом проектирования;
  4.  Внедрение (в том числе обучение сотрудников) и администрирование ИС;
  5.  Анализ и реорганизация бизнес-процессов (спорный вопрос);
  6.  Разработка программного обеспечения для выполненного проекта ИС.

Особенности консалтинговых структур:

  1.  Главный и единственный их продукт – информационные услуги;
  2.  Опыт персонала накапливается постепенно по мере участия в различных проектах;
  3.  Независимость от организации-клиента;
  4.  Объективность.

Основные виды консалтинговых услуг:

  •  Анализ предметной области и построение соответствующих моделей (представление деятельности организации и принятых в нем технологий в виде иерархии диаграмм, обеспечивающих наглядность и полноту их отображения);
  •  Формирование (на основании проведенного анализа) предложений по:
    •  реорганизации организационно-управленческой структуры;
      •  упорядочиванию информационных потоков (в том числе – документооборота) внутри предприятия;
      •  построению рациональных схем работы подразделений предприятия и его взаимодействия с «внешним миром».
  •  Анализ требований и проектирование спецификаций корпоративных информационных систем;
  •  Выработка рекомендаций и предложений по применимости и внедрению существующих систем управления предприятиями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71981. Переставна властивість дії множення. Розв’язування нерівностей. Складені задачі 41.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з переставною властивістю дії множення та розв’язанням нерівностей із зміною способом добору, закріпити вміння розв’язувати складені задачі, розвивати уважність, вміння абстрагувати від конкретного змісту задачі, виховувати інтерес до астрономії.
71982. Нумерація чисел 21-100. Запис чисел під диктовку. Порівняння чисел і знаходження значень виразів 56.5 KB
  Мета: вчити учнів записувати під диктовку числа першої сотні; вправляти в порівнюванні чисел і знаходженні значень виразів; розвивати обчислювальні навички; виховувати інтерес до вивчення математики. Обладнання: геометрічний роздатковий матеріал, таблиця першої сотні чисел...
71983. Нумерация многозначных чисел. Сложение и вычитание многозначных чисел. Повторение 150.5 KB
  Повторить и закрепить знания учащихся по темам «Нумерация многозначных чисел», «Сложение и вычитание многозначных чисел», развивать умение читать, записывать числа в пределах млн., устный счет, логическое мышление, память; совершенствовать умение решать составные задачи, вычислять периметр многоугольника...
71984. Розв’язування прикладів і задач на додавання і віднімання круглих десятків. Задачі на знаходження третього доданка 49.5 KB
  Мета: вправляти учнів у розв’язуванні прикладів і задач на додавання і віднімання круглих десятків; формувати вміння розв’язувати задачі на знаходження третього доданка; виховувати любов до природи. Розвиток математичних умінь. Він пропонує нам розв’язати приклади № 315 самостійно.
71985. Одиниці вимірювання маси. Перетворення одиниць вимірювання маси. Задачі,що розв’язуються за допомогою відношення 44.5 KB
  Мета: систематизувати знання учнів про одиниці вимірювання маси, формувати уміння замінювати одиниці вимірювання маси іншими, вправляти у розв’язуванні задач способом відношення, повторити одиниці вимірювання довжини, дроби.
71986. Додавання двоцифрових чисел без переходу через десяток. Задачі, що містять відношення «на… більше» («на… менше») 43 KB
  Мета: учити учнів додавати двоцифрові числа без переходу через десяток творчо працювати із задачами що містять відношення на більше на менше; розвивати логічне мислення уміння працювати в парах; виховувати любов до природи інтерес до математики.
71989. Число й цифра 7. Утворення числа способом прилічення 1. Порівняння чисел у межах 7. Попереднє і наступне число. Написання цифри 7 88.5 KB
  Тож гаразд часу не гаєм І урок вже починаєм А урок сьогоднішній нехай всім принесе задоволення від дуже потрібної роботи. Сьогодні ми вивчимо цифру 7 яка позначає число сім. Цифра сім як кочерга це її стирчить нога. Сім яскравих кожен знає Кольорів веселка має.