39034

Разработка технического задания на разработку ИС

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Техническое задание ТЗ – это завершающий предпроектную стадию документ который содержит цели и обоснование проектирования а также определяет основные требования к ИС и исходные данные необходимые при разработке. В настоящее время при составлении технического задания обычно руководствуются требованиями следующих ГОСТов: 34.60289 Техническое задание на создание автоматизированной системы – описывает состав и содержание ТЗ которые распространяются на автоматизированную информационную систему в целом в том числе: общесистемные...

Русский

2013-09-30

77.5 KB

243 чел.

Лабораторная работа № 10

Разработка технического задания на разработку ИС

Цель работы: Получение практических навыков составления технического задания на автоматизированную информационную систему.

Указания к выполнению лабораторной работы

Определение. Техническое задание (ТЗ) – это завершающий предпроектную стадию документ, который содержит цели и обоснование проектирования, а также определяет основные требования к ИС и исходные данные необходимые при разработке.

 

Техническое задание составляется по результатам предпроектного обследования объекта автоматизации. В настоящее время при составлении технического задания обычно руководствуются требованиями следующих ГОСТов:

  •  34.602-89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы» –  описывает состав и содержание ТЗ, которые распространяются на автоматизированную (информационную) систему в целом, в том числе:
    •  общесистемные требования к ИС;
    •  требования к компонентному составу ИС;
    •   требования к интеграции компонентов ИС между собой и с другими системами;
    •  требования к составу и содержанию работ по внедрению ИС;
    •  
  •  19.201-78 «Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению» – входит в единую систему программной документации и устанавливает порядок построения и оформления технического задания на программное изделие для ЭВМ.

При проектировании сложных систем обычно разрабатывают общее техническое задание на ИС в целом (в соответствии с требованиями ГОСТа 34.602-89), а также дополнительные технические задания на части системы:

  •  на создание информационно-вычислительной сети,
  •  на отдельные подсистемы ИС,
  •  на элементы программного обеспечения ИС – программные компоненты и/или комплексы (в соответствии с требованиями ГОСТа 19.201-78).

Для сравнительно небольших информационных систем допускается разработка единого технического задания, в котором устанавливаются как общие требования к ИС, так и требования к соответствующим программным средствам.

В соответствии с ГОСТом 19.201-78  техническое задание  должно включать в себя следующие разделы:

  •  Введение;
  •  Основание для разработки;
  •  Назначение и цели разработки;
  •  Требования к программе и программной документации;
  •  Технико-экономические показатели;
  •  Стадии и этапы разработки;
  •  Порядок контроля и приёмки;
  •  Приложение.

При составлении технического задания целесообразно учитывать следующие практические рекомендации:

  1.  Все изменения в структуре ТЗ (по сравнению с ГОСТ) должны быть обязательно согласованы с заказчиком.
    1.  При составлении ТЗ целесообразно использовать методику «дробления и детализации». Это значит, что структура документа (разбиение на разделы и подразделы) должна быть тщательно проработана, так чтобы заинтересованное лицо могло быстро найти необходимые ему сведения относительно ИС по содержанию ТЗ.
    2.  Сведения о функциональном назначении должны давать ответ на вопрос «для чего?», а сведения об эксплуатационном назначении – на вопрос «для кого?». Описание функционального назначения разработки должно содержать  общие сведения без указания отдельных деталей.
    3.  Требования к программе желательно составлять на основе ГОСТов и нормативно-технической документации заказчика.
    4.  При составлении требований к программе целесообразно использовать метод «шаблонного построения фраз», например
  •  При изложении требований к функциональным и иным характеристикам: «Программа должна обеспечивать возможность …» или «Требования к … не предъявляются».
  •  При изложении требований к квалификации персонала: «Каждый пользователь должен обладать практическими навыками работы с графическим пользовательским интерфейсом ОС»;
  •  и. т.п.
    1.  Требования к программным изделиям должны носить императивный характер. Если какие-либо требования (из перечисленных в ГОСТе) не предъявляются, об этом следует указывать специально.
    2.  Требования к пользовательскому интерфейсу рекомендуется оформлять в разделе «Специальные требования».
    3.  Минимальный состав программной документации, который должен упоминаться в соответствующем разделе ТЗ, включает в себя:  
  •  Спецификация программной документации;
  •  Техническое задание;
  •  Программа и методики испытаний;
  •  Руководства администратора и оператора
    1.  В раздел «Технико-экономические показатели» можно включать оценку потребности в программном изделии и приблизительную оценку стоимости и трудоёмкости разработки.
    2.  Стадии и этапы разработки обычно излагаются в форме таблицы:

Содержание

Сроки

Исполнители

Отчёт

   

  1.  В разделе «Порядок контроля и приёмки» рекомендуется указывать:
  •  Какие функции программного изделия подлежат испытанию;
  •  В какие сроки и чьими силами разрабатываются программные испытания;
  •  Срок проведения испытания;
  •  Оформление испытания;
  •  Иные условия (например, на какой технике проводятся испытания)

Задания к лабораторной работе

В соответствии с полученным вариантом задания разработать проект технического задания на программное изделие для ИС. Руководствоваться требованиями Единой системы программной документации (ЕСПД), в частности, ГОСТом 19.201-78.

Контрольные вопросы и задания

  1.  Понятие ТЭО и ТЗ
  2.  ГОСТ 34.602-89.
  3.  ГОСТ 19.201-78.
  4.  Основные разделы ТЗ на программу.
  5.  Методика «дробления и детализации».
  6.  Метод «шаблонного построения фраз».
  7.  Требования к программе.
  8.  Требования к программной документации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70345. Финансовый менеджмент: содержание и механизм функционирования 160.5 KB
  Целью финансового менеджмента являются выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или ее отдельных производственно-хозяйственных звеньев – центров прибыли...
70346. МАРШРУТИЗАЦИЯ В ГОРОДСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ НА БАЗЕ МОБИЛЬНЫХ ИНТЕРФЕЙСОВ 2.63 MB
  Цель работы – расширение электронной туристической карты до «электронного туристического гида» для мобильных устройств на платформе Android. В процессе работы были проведены теоретические исследования средств информационной визуализации для мобильных приложений, изучены возможности практического применения GPS-навигации в информационных системах.
70347. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ 82 KB
  Проанализированы различные теоретические подходы к определению сущности общения и коммуникации; определены группы наиболее значимых для дошкольников коммуникативных умений; обоснованы исходные теоретические предпосылки констатирующего эксперимента.
70348. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН 95.5 KB
  Проблема формирования коммуникативной компетентности студентов не является совершенно новой. Представляется целесообразным целостно на междисциплинарном уровне исследовать проблему формирования коммуникативной компетентности студентов посредством выявления дидактического...
70349. СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК ИСТОЧНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 67 KB
  Статья посвящена актуальной проблеме - системному анализу документальной источниковедческой базы материалов учет которых чрезвычайно важен при изучении процесса развития системы высшего образования в нашей стране.
70350. МАРКЕТИНГ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ФИЛИАЛЕ РГСУ В Г. МИНСКЕ 144.5 KB
  Базируясь на учете специфики образовательных услуг, анализе внешнего, внутреннего и интерактивного маркетинга, автор исследует сущность образовательных услуг, их качество, предлагает модель маркетинга на рынке образовательных услуг, ориентированную на потенциал, процесс, результат.
70351. МАТРИЦА КОНСТРУИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА: ЕДИНСТВО ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТА 79.5 KB
  В статье рассматривается вопрос конструирования учебного диалога с позиций матричного анализа. Данные параметры закладываются в матрицу конструирования учебного диалога как основные факторы по горизонтали и вертикали.
70352. ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 82.5 KB
  В статье с позиций философского психологического педагогического знания проанализирована сущность творчества; обоснована новизна социальная ценность и оригинальность продукта творчества; структура творческой личности рассмотрена как совокупность творческой направленности творческих...
70353. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЗДАНИЯ КРЕАТИВНЫХ ПРОДУКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 64.5 KB
  В статье представлен экспериментально подтвержденный опыт подготовки старшеклассников к созданию креативных продуктов посредством взаимосвязи соответствующих ситуаций и педагогических технологий. Предлагаемый опыт педагогического руководства созданием...