39034

Разработка технического задания на разработку ИС

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Техническое задание ТЗ – это завершающий предпроектную стадию документ который содержит цели и обоснование проектирования а также определяет основные требования к ИС и исходные данные необходимые при разработке. В настоящее время при составлении технического задания обычно руководствуются требованиями следующих ГОСТов: 34.60289 Техническое задание на создание автоматизированной системы – описывает состав и содержание ТЗ которые распространяются на автоматизированную информационную систему в целом в том числе: общесистемные...

Русский

2013-09-30

77.5 KB

251 чел.

Лабораторная работа № 10

Разработка технического задания на разработку ИС

Цель работы: Получение практических навыков составления технического задания на автоматизированную информационную систему.

Указания к выполнению лабораторной работы

Определение. Техническое задание (ТЗ) – это завершающий предпроектную стадию документ, который содержит цели и обоснование проектирования, а также определяет основные требования к ИС и исходные данные необходимые при разработке.

 

Техническое задание составляется по результатам предпроектного обследования объекта автоматизации. В настоящее время при составлении технического задания обычно руководствуются требованиями следующих ГОСТов:

  •  34.602-89 «Техническое задание на создание автоматизированной системы» –  описывает состав и содержание ТЗ, которые распространяются на автоматизированную (информационную) систему в целом, в том числе:
    •  общесистемные требования к ИС;
    •  требования к компонентному составу ИС;
    •   требования к интеграции компонентов ИС между собой и с другими системами;
    •  требования к составу и содержанию работ по внедрению ИС;
    •  
  •  19.201-78 «Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению» – входит в единую систему программной документации и устанавливает порядок построения и оформления технического задания на программное изделие для ЭВМ.

При проектировании сложных систем обычно разрабатывают общее техническое задание на ИС в целом (в соответствии с требованиями ГОСТа 34.602-89), а также дополнительные технические задания на части системы:

  •  на создание информационно-вычислительной сети,
  •  на отдельные подсистемы ИС,
  •  на элементы программного обеспечения ИС – программные компоненты и/или комплексы (в соответствии с требованиями ГОСТа 19.201-78).

Для сравнительно небольших информационных систем допускается разработка единого технического задания, в котором устанавливаются как общие требования к ИС, так и требования к соответствующим программным средствам.

В соответствии с ГОСТом 19.201-78  техническое задание  должно включать в себя следующие разделы:

  •  Введение;
  •  Основание для разработки;
  •  Назначение и цели разработки;
  •  Требования к программе и программной документации;
  •  Технико-экономические показатели;
  •  Стадии и этапы разработки;
  •  Порядок контроля и приёмки;
  •  Приложение.

При составлении технического задания целесообразно учитывать следующие практические рекомендации:

  1.  Все изменения в структуре ТЗ (по сравнению с ГОСТ) должны быть обязательно согласованы с заказчиком.
    1.  При составлении ТЗ целесообразно использовать методику «дробления и детализации». Это значит, что структура документа (разбиение на разделы и подразделы) должна быть тщательно проработана, так чтобы заинтересованное лицо могло быстро найти необходимые ему сведения относительно ИС по содержанию ТЗ.
    2.  Сведения о функциональном назначении должны давать ответ на вопрос «для чего?», а сведения об эксплуатационном назначении – на вопрос «для кого?». Описание функционального назначения разработки должно содержать  общие сведения без указания отдельных деталей.
    3.  Требования к программе желательно составлять на основе ГОСТов и нормативно-технической документации заказчика.
    4.  При составлении требований к программе целесообразно использовать метод «шаблонного построения фраз», например
  •  При изложении требований к функциональным и иным характеристикам: «Программа должна обеспечивать возможность …» или «Требования к … не предъявляются».
  •  При изложении требований к квалификации персонала: «Каждый пользователь должен обладать практическими навыками работы с графическим пользовательским интерфейсом ОС»;
  •  и. т.п.
    1.  Требования к программным изделиям должны носить императивный характер. Если какие-либо требования (из перечисленных в ГОСТе) не предъявляются, об этом следует указывать специально.
    2.  Требования к пользовательскому интерфейсу рекомендуется оформлять в разделе «Специальные требования».
    3.  Минимальный состав программной документации, который должен упоминаться в соответствующем разделе ТЗ, включает в себя:  
  •  Спецификация программной документации;
  •  Техническое задание;
  •  Программа и методики испытаний;
  •  Руководства администратора и оператора
    1.  В раздел «Технико-экономические показатели» можно включать оценку потребности в программном изделии и приблизительную оценку стоимости и трудоёмкости разработки.
    2.  Стадии и этапы разработки обычно излагаются в форме таблицы:

Содержание

Сроки

Исполнители

Отчёт

   

  1.  В разделе «Порядок контроля и приёмки» рекомендуется указывать:
  •  Какие функции программного изделия подлежат испытанию;
  •  В какие сроки и чьими силами разрабатываются программные испытания;
  •  Срок проведения испытания;
  •  Оформление испытания;
  •  Иные условия (например, на какой технике проводятся испытания)

Задания к лабораторной работе

В соответствии с полученным вариантом задания разработать проект технического задания на программное изделие для ИС. Руководствоваться требованиями Единой системы программной документации (ЕСПД), в частности, ГОСТом 19.201-78.

Контрольные вопросы и задания

  1.  Понятие ТЭО и ТЗ
  2.  ГОСТ 34.602-89.
  3.  ГОСТ 19.201-78.
  4.  Основные разделы ТЗ на программу.
  5.  Методика «дробления и детализации».
  6.  Метод «шаблонного построения фраз».
  7.  Требования к программе.
  8.  Требования к программной документации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85533. Рассказ В.А.Сухомлинского «Две матери». Урок внеклассного чтения 5.07 MB
  Развивать представление, воображение. Способствовать формированию собственной позиции ребенка. Воспитывать доброжелательность, чуткость, отзывчивость, стремление своими мыслями и словами выражать чувства любви и уважения к матери, критическое отношение к своим собственным поступкам.
85534. Дружба, товарищество, взаимовыручка. Пословицы по теме урока. Чтение рассказа Петра Федотовича Бондарчука «Горькая малина» 117 KB
  Задачи урока. Познакомить учащихся с творчеством П.Ф.Бондарчука и его рассказом «Горькая малина». Вырабатывать навыки выразительного и осознанного чтения, учить анализировать прочитанный текст, читать в лицах, составлять вопросы к прочитанному, обогащать словарный запас учащихся.
85535. Українське читання. Казка за початком 104.5 KB
  Вчити дітей складати казки закріплювати знання про особливості казки; розвивати зв’язне мовлення творчі здібності учнів уяву логічне мислення вміння точно яскраво повно висловити думку формувати позитивне ставлення до казки виховувати дбайливе ставлення до природи.
85536. Мандрівка містами України 150 KB
  Особливості проведення уроку: урок розроблений з використанням інтерактивних технологій, мультимедійної презентації, фотосюжетів. Обладнання: карта України, мультимедійний проектор, відеозаписи, мікрофон, ілюстрації, іграшковий літак, корабель, потяг, різнокольорові клубочки ниток, етимологічний словник.
85537. Життя тварин моря. Б.Коробейников “Дельфіни” 166 KB
  Мета. Ознайомити учнів з текстом. Поширити знання дітей про тварин моря – дільфінів. Продовжити роботу над формуванням навичок виразного читання, розвивати критичне мислення, збагачувати активний словниковий запас. Вчити працювати в групі.
85538. Закувала та сива зозуля (козацька пісня) 92.5 KB
  Як розумієте вираз сива давнина У які ігри любив гратися в дитинстві письменник Які співав пісні дід письменника Що вони викликали Прочитайте згадки автора про козацькі пісні. Козачі пісні думи. а Читання пісні вчителем. Проблемне питання: Про що мріяли невільники козаки б Словникова робота...
85539. Від усмішки йде до всіх тепло. В.О.Сухомлинський «Усмішка» 66 KB
  Актуалізувати і розширити знання дітей про життя і творчість видатного українського педагога і письменника; розвивати уміння аналізувати і структурувати текст (знаходити описи, міркування, зачин, основну частину, кінцівку).
85540. Підсумок за темою: «З любов’ю до рідної землі» 37 KB
  Мета: викликати інтерес до читання творів, удосконалювати навички свідомого читання, розуміння прочитаного, оволодівати лексикою і фразеологією української мови; розвивати спостережливість; вчити логічно мислити, аналізувати...