39036

Использование Borland C++ Builder в качестве средства быстрой разработки приложений

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Компоненты для изучения: BitBtn StringGrid вкладка dditionl DteTimePicker вкладка Win32. Компоненты для изучения: StringGrid вкладка dditionl PgeControl вкладка Win32 Timer вкладка System. Компоненты для изучения: ColorBox вкладка dditionl RichEdit вкладка Win32 Timer вкладка System. Компоненты для изучения: MskEdit вкладка dditionl PgeControl вкладка Win32 Timer вкладка System.

Русский

2013-09-30

46 KB

34 чел.

Лабораторная работа № 1

Использование Borland C++ Builder в качестве

средства быстрой разработки приложений

Цель работы: Изучение принципов быстрой разработки приложений, закрепление навыков программирования в среде Borland C++ Builder.

Указания к выполнению лабораторной работы

Rapid Application Development (RAD), что переводится на русский язык как «быстрая разработка приложений» – это методология разработки программного обеспечения, нацеленная на минимизацию временных затрат.

Основные принципы RAD-методологии:

  •  Программный продукт создается за минимально возможное количество времени – в среднем не более 60-90 дней;
  •  При разработке ПО достигается разумный компромисс между удобством, функциональностью и быстродействием.
  •  Для выполнения работы по созданию программного обеспечения привлекаются высоко профессиональные, опытные и заинтересованные в результате специалисты.
  •  Обязательное участие заказчика в процессе разработки программного продукта.
  •  Использование средств быстрого и простого создания пользовательского интерфейса для разрабатываемого программного продукта.

Ключевыми аспектами методологии являются создание прототипов и итеративный подход. В начале работы предполагается создание прототипа конечного программного продукта, на котором можно продемонстрировать заказчику выбранную концепцию и уточнить требования к разрабатываемой программе. Полученный прототип постепенно оснащается все большим количеством функций, при этом новая версия программы соответствует новой итерации процесса разработки. Каждая выполненная итерация согласовывается с заказчиком, так же как и план следующей итерации. Процесс считается завершенным, когда все запланированные функции программы реализованы. Рекомендуемый срок выполнения новой итерации – от 1 дня до 3 недель.

Методологию быстрой разработки приложений (RAD) впервые предложил в конце 1980-ых годов Джеймс Мартин (James Martin), которого сегодня нередко называют «гуру информационной эры». В настоящее время RAD-методология широко используется при разработке небольших информационных систем, разрабатываемых для нужд конкретного заказчика.

Среда разработки Borland C++ Builder, безусловно, является мощным инструментом для быстрой разработки приложений. В ней содержатся средства, которые позволяют быстро осуществить визуальное проектирование интерфейса и построить таким образом базовый прототип программного продукта. Для создания интерфейса программист может практически не притрагиваться к клавиатуре, работая только мышью и помещая на форму (окно будущего приложения) те или иные визуальные компоненты. Таким образом, внешний вид своего приложения пользователь видит еще во время создания программы, что позволяет сократить затраты на тестирование и исключить возможные ошибки.

Помимо этого, Borland C++ Builder предоставляет разработчику такие важные возможности как:

  •  Использование объектно-ориентированного языка C++, практически полностью соответствующего современным стандартам ANSI/ISO;
  •  Использование в своих программных приложениях богатого набора визуальных и невизуальных компонентов. Компонентом называется скомпилированный объект, используемый для создания программы. Визуальные компоненты используются для формирования пользовательского интерфейса, невизуальные – для реализации функций программы. Главным визуальным компонентом является форма, соответствующая окну приложения. Пустая форма создается автоматически при создании нового проекта приложения в среде C++ Builder.
  •  Создание обработчиков событий для визуальных и невизуальных компонентов.
  •  Использование типовых форм и приложений при разработке ПО.

Следует отметить, что C++ Builder является не единственной программной средой быстрой разработки приложений. В качестве других примеров можно назвать такие продукты как Delphi, JBuilder, C# Builder фирмы Borland или Visual Basic фирмы Microsoft.

Задания к лабораторной работе

  1.  Вспомнить принципы объектно-ориентированного программирования и визуального программирования. Проверить и выучить значение следующих понятий:
    1.  Класс, экземпляр класса, объект;
    2.  Наследование, инкапсуляция, полиморфизм;
    3.  Свойство, метод, событие, обработчик событий;
    4.  Конструктор и деструктор;
    5.  Форма, компонент, визуальный/невизуальный компонент.
  2.  Познакомится с палитрой компонентов Borland C++ Builder. Изучить визуальные компоненты на вкладке Standard, выяснить их назначение, а также основные свойства, методы и события.
  3.  Изучить визуальные компоненты, указанные в варианте задания. Отразить ход изучения в отчете к лабораторной работе. Для каждого компонента указать его основное назначение, а также 5-7 наиболее важных свойств/методов/событий.
  4.  Для своего варианта задания спроектировать интерфейс программного приложения, используя средства визуального проектирования Borland C++ Builder.
  5.  Разработать план итеративного построения программного приложения на основе подготовленного в предыдущем задании прототипа. Для каждой итерации указать запланированное время исполнения (в минутах, часах, днях).
  6.  Выполнить итерации разработанного плана. Отразить ход выполнения в отчете к лабораторной работе. Для каждой итерации указать ее содержание (реализуемые функции), планируемый срок исполнения (или планируемые временные затраты), фактический срок исполнения (фактические временные затраты), причины задержки выполнения, результаты тестирования программного продукта после завершения итерации.
  7.  Сформулировать выводы по проделанной работе.

Варианты заданий

  1.  Программа «Калькулятор дат». Функции: отображение текущей даты, подсчет дня недели для заданной даты, подсчет количества дней, разделяющих две заданные даты, вывод сообщений с указанием сегодняшней, вчерашней и завтрашней даты. Примечание: при разработке программы целесообразно использовать функции заголовочного файла dateutils.hpp. Компоненты для изучения: BitBtn, StringGrid (вкладка Additional), DateTimePicker (вкладка Win32).
  2.  Программа «Финансовый калькулятор». Функции: Получение заданного процента от заданной суммы, конвертация по заданному курсу, получение для заданной суммы строку «сумма прописью» с указанием рублей и копеек. Компоненты для изучения: StringGrid (вкладка Additional), PageControl (вкладка Win32), Timer (вкладка System).
  3.  Программа «Анализатор текста». Функции: подсчет количества букв в тексте, подсчет количества гласных/согласных букв, подсчет количества вхождений в текст заданного сочетания букв, выделение заданной буквы или цифры в тексте заданным цветом. Компоненты для изучения: ColorBox (вкладка Additional), RichEdit (вкладка Win32), Timer (вкладка System).
  4.  Программа «Секундомер». Функции: Включение секундомера, указание начала следующего отрезка, отображение списка зафиксированных значений, остановка секундомера, вывод сообщения о величине наибольшего отрезка, сброс секундомера. Компоненты для изучения: MaskEdit (вкладка Additional), PageControl (вкладка Win32), Timer (вкладка System).
  5.  Программа «Часы с будильником». Функции: отображение текущего времени, отображение текущей даты, выбор сигнала для будильника вывод информационного сообщения на экран и/или воспроизведение выбранного звукового файла, установка будильника на заданную дату и время. Компоненты для изучения:  SpeedButton (вкладка Additional), Timer, MediaPlayer (вкладка System).

Первый вариант выполняют бригады № 1-2, второй вариант – бригады № 3-4, третий вариант – бригады № 5-6, четвертый вариант – бригады № 7-8, пятый вариант – бригада № 9.

Контрольные вопросы и задания

  1.  Дать определение понятий из п. 1 заданий к лабораторной работе;
  2.  Объясните значение сокращения WYSIWYG;
  3.  Как используется технология «drag-and-drop» при визуальном проектировании программного приложения?
  4.  Методология RAD: понятие и принципы.
  5.  Особенности Borland C++ Builder как среды быстрой разработки приложений.
  6.  Понятие компонентов, палитры компонентов в Borland C++ Builder.
  7.  Достоинства и недостатки методологии быстрой разработки приложений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7736. Особенности составления психокоррекционных программ 69.5 KB
  Особенности составления психокоррекционных программ. Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ Основные принципы составления психокоррекционных программ Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опирать...
7737. Основные направления в зарубежной психокоррекционной практике 185 KB
  Основные направления в зарубежной психокоррекционной практике. Коррекционные воздействия в классическом психоанализе Термин психодинамика был введен в 1918 г. Р. Вудвортсом. Согласно определению в центре психодинамического...
7738. Поведенческое направление 81 KB
  Поведенческое направление Поведенческое направление в психокоррекционной работе берет свое начало от работ Д. Вольпе и А. Лазаруса (середина 50-х - начало 60-х годов), хотя корни его уходят в бихевиоризм Д. Уотсона и Э. Торндайка. В основе дан...
7739. Когнитивное направление психокоррекции 149.5 KB
  Когнитивное направление психокоррекции. Особенности когнитивной психокоррекции Когнитивная психология появилась как ответная реакция на бихевиоризм и гештальтпсихологию. Поэтому в когнитивной психокоррекции основное внимание уделяется познавател...
7740. Трансактный анализ Э. Берна 56.5 KB
  Трансактный анализ Э. Берна Э. Берн создал популярную концепцию, корни которой уходят в психоанализ. Однако концепция Берна вобрала в себя идеи и понятия как психодинамического, так и бихевиористского подхода, сделав акцент на определении...
7741. Гештальттерапия Ф. Перлза 64.5 KB
  Гештальттерапия Ф. Перлза Метод, созданный американским психологом Ф. Перлзом под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа, получил большую практическую популярность. Ф. Перлз перенес закономерности образования фигуры...
7742. Методы практической коррекции 171.5 KB
  Методы практической коррекции § 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что...
7743. Арттерапия как психокоррекционный метод 220 KB
  Арттерапия как психокоррекционный метод. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА Арттерапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арттерапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из...
7744. Методы поведенческой коррекции 157 KB
  Методы поведенческой коррекции. Метод систематической десенсибилизации и сенсибилизации В 1958 г. вышла книга австрийского психотерапевта Д. Вольпе Психотерапия реципрокным торможением. В теории реципрокного торможения Вольпе речь идет о тормо...