39036

Использование Borland C++ Builder в качестве средства быстрой разработки приложений

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Компоненты для изучения: BitBtn StringGrid вкладка dditionl DteTimePicker вкладка Win32. Компоненты для изучения: StringGrid вкладка dditionl PgeControl вкладка Win32 Timer вкладка System. Компоненты для изучения: ColorBox вкладка dditionl RichEdit вкладка Win32 Timer вкладка System. Компоненты для изучения: MskEdit вкладка dditionl PgeControl вкладка Win32 Timer вкладка System.

Русский

2013-09-30

46 KB

35 чел.

Лабораторная работа № 1

Использование Borland C++ Builder в качестве

средства быстрой разработки приложений

Цель работы: Изучение принципов быстрой разработки приложений, закрепление навыков программирования в среде Borland C++ Builder.

Указания к выполнению лабораторной работы

Rapid Application Development (RAD), что переводится на русский язык как «быстрая разработка приложений» – это методология разработки программного обеспечения, нацеленная на минимизацию временных затрат.

Основные принципы RAD-методологии:

  •  Программный продукт создается за минимально возможное количество времени – в среднем не более 60-90 дней;
  •  При разработке ПО достигается разумный компромисс между удобством, функциональностью и быстродействием.
  •  Для выполнения работы по созданию программного обеспечения привлекаются высоко профессиональные, опытные и заинтересованные в результате специалисты.
  •  Обязательное участие заказчика в процессе разработки программного продукта.
  •  Использование средств быстрого и простого создания пользовательского интерфейса для разрабатываемого программного продукта.

Ключевыми аспектами методологии являются создание прототипов и итеративный подход. В начале работы предполагается создание прототипа конечного программного продукта, на котором можно продемонстрировать заказчику выбранную концепцию и уточнить требования к разрабатываемой программе. Полученный прототип постепенно оснащается все большим количеством функций, при этом новая версия программы соответствует новой итерации процесса разработки. Каждая выполненная итерация согласовывается с заказчиком, так же как и план следующей итерации. Процесс считается завершенным, когда все запланированные функции программы реализованы. Рекомендуемый срок выполнения новой итерации – от 1 дня до 3 недель.

Методологию быстрой разработки приложений (RAD) впервые предложил в конце 1980-ых годов Джеймс Мартин (James Martin), которого сегодня нередко называют «гуру информационной эры». В настоящее время RAD-методология широко используется при разработке небольших информационных систем, разрабатываемых для нужд конкретного заказчика.

Среда разработки Borland C++ Builder, безусловно, является мощным инструментом для быстрой разработки приложений. В ней содержатся средства, которые позволяют быстро осуществить визуальное проектирование интерфейса и построить таким образом базовый прототип программного продукта. Для создания интерфейса программист может практически не притрагиваться к клавиатуре, работая только мышью и помещая на форму (окно будущего приложения) те или иные визуальные компоненты. Таким образом, внешний вид своего приложения пользователь видит еще во время создания программы, что позволяет сократить затраты на тестирование и исключить возможные ошибки.

Помимо этого, Borland C++ Builder предоставляет разработчику такие важные возможности как:

  •  Использование объектно-ориентированного языка C++, практически полностью соответствующего современным стандартам ANSI/ISO;
  •  Использование в своих программных приложениях богатого набора визуальных и невизуальных компонентов. Компонентом называется скомпилированный объект, используемый для создания программы. Визуальные компоненты используются для формирования пользовательского интерфейса, невизуальные – для реализации функций программы. Главным визуальным компонентом является форма, соответствующая окну приложения. Пустая форма создается автоматически при создании нового проекта приложения в среде C++ Builder.
  •  Создание обработчиков событий для визуальных и невизуальных компонентов.
  •  Использование типовых форм и приложений при разработке ПО.

Следует отметить, что C++ Builder является не единственной программной средой быстрой разработки приложений. В качестве других примеров можно назвать такие продукты как Delphi, JBuilder, C# Builder фирмы Borland или Visual Basic фирмы Microsoft.

Задания к лабораторной работе

  1.  Вспомнить принципы объектно-ориентированного программирования и визуального программирования. Проверить и выучить значение следующих понятий:
    1.  Класс, экземпляр класса, объект;
    2.  Наследование, инкапсуляция, полиморфизм;
    3.  Свойство, метод, событие, обработчик событий;
    4.  Конструктор и деструктор;
    5.  Форма, компонент, визуальный/невизуальный компонент.
  2.  Познакомится с палитрой компонентов Borland C++ Builder. Изучить визуальные компоненты на вкладке Standard, выяснить их назначение, а также основные свойства, методы и события.
  3.  Изучить визуальные компоненты, указанные в варианте задания. Отразить ход изучения в отчете к лабораторной работе. Для каждого компонента указать его основное назначение, а также 5-7 наиболее важных свойств/методов/событий.
  4.  Для своего варианта задания спроектировать интерфейс программного приложения, используя средства визуального проектирования Borland C++ Builder.
  5.  Разработать план итеративного построения программного приложения на основе подготовленного в предыдущем задании прототипа. Для каждой итерации указать запланированное время исполнения (в минутах, часах, днях).
  6.  Выполнить итерации разработанного плана. Отразить ход выполнения в отчете к лабораторной работе. Для каждой итерации указать ее содержание (реализуемые функции), планируемый срок исполнения (или планируемые временные затраты), фактический срок исполнения (фактические временные затраты), причины задержки выполнения, результаты тестирования программного продукта после завершения итерации.
  7.  Сформулировать выводы по проделанной работе.

Варианты заданий

  1.  Программа «Калькулятор дат». Функции: отображение текущей даты, подсчет дня недели для заданной даты, подсчет количества дней, разделяющих две заданные даты, вывод сообщений с указанием сегодняшней, вчерашней и завтрашней даты. Примечание: при разработке программы целесообразно использовать функции заголовочного файла dateutils.hpp. Компоненты для изучения: BitBtn, StringGrid (вкладка Additional), DateTimePicker (вкладка Win32).
  2.  Программа «Финансовый калькулятор». Функции: Получение заданного процента от заданной суммы, конвертация по заданному курсу, получение для заданной суммы строку «сумма прописью» с указанием рублей и копеек. Компоненты для изучения: StringGrid (вкладка Additional), PageControl (вкладка Win32), Timer (вкладка System).
  3.  Программа «Анализатор текста». Функции: подсчет количества букв в тексте, подсчет количества гласных/согласных букв, подсчет количества вхождений в текст заданного сочетания букв, выделение заданной буквы или цифры в тексте заданным цветом. Компоненты для изучения: ColorBox (вкладка Additional), RichEdit (вкладка Win32), Timer (вкладка System).
  4.  Программа «Секундомер». Функции: Включение секундомера, указание начала следующего отрезка, отображение списка зафиксированных значений, остановка секундомера, вывод сообщения о величине наибольшего отрезка, сброс секундомера. Компоненты для изучения: MaskEdit (вкладка Additional), PageControl (вкладка Win32), Timer (вкладка System).
  5.  Программа «Часы с будильником». Функции: отображение текущего времени, отображение текущей даты, выбор сигнала для будильника вывод информационного сообщения на экран и/или воспроизведение выбранного звукового файла, установка будильника на заданную дату и время. Компоненты для изучения:  SpeedButton (вкладка Additional), Timer, MediaPlayer (вкладка System).

Первый вариант выполняют бригады № 1-2, второй вариант – бригады № 3-4, третий вариант – бригады № 5-6, четвертый вариант – бригады № 7-8, пятый вариант – бригада № 9.

Контрольные вопросы и задания

  1.  Дать определение понятий из п. 1 заданий к лабораторной работе;
  2.  Объясните значение сокращения WYSIWYG;
  3.  Как используется технология «drag-and-drop» при визуальном проектировании программного приложения?
  4.  Методология RAD: понятие и принципы.
  5.  Особенности Borland C++ Builder как среды быстрой разработки приложений.
  6.  Понятие компонентов, палитры компонентов в Borland C++ Builder.
  7.  Достоинства и недостатки методологии быстрой разработки приложений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85008. Эпидемия 31.55 KB
  Сформировать у учащихся цельное представление об инфекционных заболеваниях и путях распространения инфекции. Изучаемые вопросы Инфекционные болезни и пути распространения инфекции. Дать определение понятию инфекционные болезни привести классификацию инфекционных заболеваний в зависимости от способа передачи инфекции и по источнику возбудителя инфекции. Рассмотреть причины возникновения инфекционных болезней и пути распространения инфекции.
85009. Эпизоотии и эпифитотии, противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия 31.43 KB
  Дать краткую информацию об инфекционных заболеваниях растений рассмотреть явления эпифитотии панфитотии. Наиболее опасными болезнями растений являются стеблевая ржавчина пшеницы ржи желтая ржавчина пшеницы фитофтороз картофеля. Для защиты растений от инфекционных болезней важно соблюдение правил агротехники на всех этапах сельскохозяйственных работ связанных с растениеводством. Проводят также следующие мероприятия: выведение устойчивых к болезням сортов сельскохозяйственных растений; уничтожение очагов инфекции; химическую обработку...
85010. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека 31.7 KB
  Общие понятия о здоровье как основной ценности человека Цель урока. Сформировать у учащихся цельное представление о здоровье человека как об индивидуальной и общественной ценности обратив их внимание на основные показатели которые характеризуют уровень здоровья. Привести их к пониманию что здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности. Изучаемые вопросы Здоровье человека и основные показатели характеризующие его уровень.
85011. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность 32.16 KB
  Индивидуальное здоровье человека его физическая духовная и социальная сущность Цель урока. Сформировать у них цельное представление об основных элементах образа жизни человека оказывающих влияние на формирование его духовного физического и социального благополучия а также убеждение в том что каждый человек несет ответственность за свое здоровье и благополучие. Изучаемые вопросы Основные составляющие индивидуального здоровья человека. Некоторые элементы образа жизни человека обеспечивающие его духовное физическое и социальное...
85012. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья 33.02 KB
  Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья Цель урока. Сформировать у учащихся целостное представление о том что здоровый образ жизни это индивидуальная система поведения человека обеспечивающая ему физическое духовное и социальное благополучие что для ее формирования необходимо устойчивое желание и стремление быть здоровым нужны постоянные собственные усилия и немалые. Изучаемые вопросы Здоровый образ жизни индивидуальная система поведения человека способствующая укреплению и сохранению здоровья....
85013. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний 32.71 KB
  Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний Цель урока. Основные причины возникновения неинфекционных заболеваний. Общие меры профилактики неинфекционных заболеваний. При анализе причин смертности населения России прослеживается отчетливая тенденция к увеличению смертности от неинфекционных заболеваний которые составляют 80 случаев в том числе болезни системы кровообращения более 53 а злокачественные образования около 18.
85014. Вредные привычки. Влияние вредных привычек на здоровье 31.25 KB
  Вредные привычки и их влияние на здоровье Цель урока. Сформировать у обучаемых убеждение что так называемые вредные привычки приравниваются к серьезному заболеванию трудно поддающемуся лечению. Эти привычки называют вредными. Контрольные вопросы Что такое вредные привычки Что такое наркомания и наркотическая зависимость Как развивается наркотическая зависимость Почему привыкание к употреблению алкоголя можно считать наркоманией К каким последствиям приводят курение употребление алкоголя и наркотиков Домашнее задание Изучите 7.
85015. Профилактика вредных привычек 32.72 KB
  Познакомить учащихся с нормативноправовой базой по профилактике наркомании в нашей стране. Изучаемые вопросы Нормативноправовая база по профилактике наркомании. Три основополагающие истины для профилактики наркомании. Изложение учебного материала Во вступительной части к уроку необходимо еще раз подчеркнуть что такие привычки как курение употребление спиртных напитков и пива разновидность наркомании а наркомания заболевание которое человек приобретает добровольно начав употреблять наркотики.
85016. Общие правила оказания первой медицинской помощи 30.45 KB
  Общие правила оказания первой медицинской помощи Цель урока. Познакомить учащихся с общими правилами оказания первой медицинской помощи; обсудить ситуации при которых необходимо вызывать скорую помощь. Общий порядок в оказании первой медицинской помощи. Рекомендации по изложению учебного материала Дать определение первой медицинской помощи и определить ситуации в которых она оказывается.