39066

Язык UML

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

На UML диаграмме примечание присоединяется к одному или нескольким элементам диаграммы. Внутри прямоугольникапримечания помещаются комментарии или ограничения относящиеся к элементу или нескольким элементам диаграммы. UML диаграммы С помощью комбинации пиктограмм строятся UML диаграммы. Рассмотрим три из них: диаграммы прецедентов диаграммы классов и диаграммы действий.

Русский

2013-09-30

91 KB

10 чел.

Язык UML имеет сложную иерархическую структуру, показанную на рис 1.1  .

рис 1.1

На рис.1.2 в качестве примеров показаны пять видов пиктограмм – класс, актер, прецедент, пакет и примечание.

рис.1.2

Класс изображается прямоугольником, разделенным на три поля. В первом поле помещается имя класса, однозначно определяющее данный класс среди множества других классов. Во втором поле помещаются атрибуты (общие свойства) класса. В третьем поле располагаются типовые операции, выполняемые объектами, принадлежащими данному классу. На рис.1.3 показаны пиктограммы, изображающие класс "окно" и класс "экранный кадр".

рис.1.3

Левая пиктограмма на рис.1.3 показывает класс с именем "окно" и основные свойства (характеристики) присущие объектам этого класса. Правая пиктограмма показывает класс "кадр (frame)"с его основными характеристиками и подробными характеристиками, детализирующими основные характеристики. Детальная нотация класса дает возможность программистам и аналитикам визуализировать, специфицировать, конструировать и документировать класс на любом желаемом уровне детализации свойств класса, достаточном для поддержки прямого и обратного проектирования моделей и кода.

Актер – это внешний по отношению к компьютерной системе объект, взаимодействующий с ней. Графически актер изображается в виде пиктограммы, представляющей человека, поскольку актер это человек или группа людей, использующих данные, предоставляемые компьютерной системой. Например, в системе регистрации учебных курсов, актером являются студенты, записывающиеся на курсы преподавателей через автоматизированную систему регистрации курсов.

Прецедент - это описание множества последовательных событий, выполняемых компьютерной системой, которые приводят к наблюдаемому актером результату. Графически прецедент изображается в виде ограниченного непрерывной линией эллипса, обычно содержащего только имя прецедента. На UML диаграммах пиктограммы прецедента и актера обычно располагаются рядом.

Пакет - это единственная в языке UML первичная группирующая сущность. В пакет можно поместить структурные и поведенческие сущности и даже другие пакеты. Изображается пакет в виде папки с закладкой.

Примечание изображается в виде прямоугольника с загнутым краем. На UML диаграмме примечание присоединяется к одному или нескольким элементам диаграммы. Внутри прямоугольника-примечания помещаются комментарии или ограничения, относящиеся к элементу (или нескольким элементам) диаграммы. Комментарий может быть текстовым или графическим.

Рассмотрим теперь пиктограммы отношений, используемых в UML диаграммах. Однонаправленные отношения представляются на UML диаграммах стрелками различных видов, а двунаправленное отношение представляется линией (рис.1.4).

рис.1.4

Показанное на рисунке однонаправленное отношение зависимость - это семантическое отношение между двумя сущностями, такое при котором изменение одной (первичной) сущности вызывает изменение семантики другой, зависимой сущности.

Ассоциация – это структурное двунаправленное отношение, описывающее совокупность взаимоотношений между объектами. Пометка единица (1) на левом конце линии ассоциации означает, что в двунаправленном отношении, наряду с многими работниками участвует один работодатель. Единица и звездочка на правом конце линии означает "единица или больше" (1..*). Если один конец линии ассоциации помечен единицей (1), то пометка на другом конце линий называется кратностью ассоциации. Кратность правого конца ассоциации, равна единице или больше. На линии ассоциации можно также задать кратность равную единице (1), можно указать диапазон кратности: ноль или единица (0..1), много (0..*). Разрешается также указывать кратность определенным числом (например 5). С помощью списков можно задавать и более сложные кратности. Например, список 0..1, 3..4, 6..* означает "любое число объектов кроме 2 и 5".Частным случаем ассоциации является отношение типа "часть/целое". Отношение такого типа называется агрегированием. В языке UML оно причислено к отношениям вида "имеет". Агрегирование изображается в виде ассоциации с незакрашенным ромбом со стороны целого, как показано на рис.1.5

рис.1.5

Обобщение - это однонаправленное отношение, называемое "потомок/предок", в котором объект "потомок" может быть подставлен вместо объекта предка. Потомок наследует структуру и поведение своего предка. Стрелка всегда указывает на предка.

Реализация – это семантическое однонаправленное отношение, которое может устанавливаться, во-первых, между интерфейсами и реализующими их классами или компонентами, во-вторых, между прецедентами и реализующими их кооперациями. Интерфейсы, компоненты и кооперации это еще три вида пиктограмм, относящихся к структурным сущностям. Пиктограммы интерфейса, кооперации и компонента показаны на рис.1.6.

рис.1.6.

Интерфейс – это совокупность операций, предоставляемых классом или компонентом. Следовательно, интерфейс описывает поведение класса или компонента, видимое извне. Интерфейс определяет только описание (спецификации) операций класса или компонента, но он никогда не определяет физические реализации операций. Графически интерфейс изображается небольшим кружочком под которым пишется его имя, как показано на Рис.3.7.

Кооперация определяет взаимодействие, например классов. Участвуя в кооперации классы совместно производят некоторый кооперативный результат. Один и тот же класс может принимать участие в нескольких кооперациях. Графически кооперация изображается в виде эллипса, ограниченного пунктирной линией.

Компонент – это физическая часть компьютерной или иной системы. Компонент соответствует некоторому набору интерфейсов и обеспечивает физическую реализацию этого набора. Компоненты могут быть разных видов. Например, одним из видов компонент, используемых для моделирования программного обеспечения компьютерной системы, могут быть файлы исходного кода. Компонент, как правило, представляет собой физическую упаковку логических элементов, таких как классы, интерфейсы и кооперации. Графически компонент изображается в виде прямоугольника с вкладками. Внутри прямоугольника обычно пишется только имя компонента.

UML диаграммы

С помощью комбинации пиктограмм строятся UML диаграммы. Девять основных видов диаграмм перечисленных в третьей ветви структурного дерева языка UML. Рассмотрим три из них: диаграммы прецедентов, диаграммы классов и диаграммы действий.

Диаграмма прецедентов - это графическое представление всех или части актеров, прецедентов и взаимодействий между ними. В каждой системе обычно есть главная диаграмма прецедентов, которая описывает внешнюю границу системы и основные внешние функции (внешнее поведение) системы. В качестве примера диаграммы прецедентов рассмотрим диаграмму, изображающую все прецеденты для одного актера, которым является регистратор учебных курсов:

рис.1.7

Диаграммы классов применяются для моделирования объектно-ориентированных систем. На простых диаграммах показываются классы и отношения между классами. На сложных диаграммах показываются классы, интерфейсы, кооперации и отношения между ними. Диаграммы классов дают статический вид системы. Можно также сказать, что диаграммы классов представляют собой взгляды разработчиков на статические состояния проектируемых систем. С помощью диаграмм классов составляется словарь системы. Диаграммы классов являются основой для создания диаграмм компонентов и развертывания. Следует особо подчеркнуть, что диаграммы классов важны не только для визуализации, специфицирования и документирования структурных моделей, но также для прямого и обратного проектирования исполняемых кодов систем. На рис.1.8. приведен пример простой диаграммы классов, моделирующей объекты системы регистрации курсов и отношения между ними.

рис.1.8

UML диаграммы классов включают в себя как частный случай диаграммы "сущность-связь", которые используются для логического проектирования реляционных, объектно-ориентированных и гибридных объектно-реляционных баз данных.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10539. Политология как наука: объект, предмет, структура 48.78 KB
  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Национальный минерально сырьевой университет горный реферат по политологии на тему:...
10540. Историческое становление образа науки 58 KB
  Историческое становление образа науки. Классическая Ф о науке. Позитивизм и неопозитивизм. Предметом лекции являются учения где есть попытка построить целостный образ науки как самостоятельного явления культуры и особого вида познания. Первое приближ...
10541. Структура деятельности социального педагога 135 KB
  Тема. Структура деятельности социального педагога. План. Общая схема структуры деятельности социального педагога. Понятие педагогическая цель. Примеры социальных целей и задач в педагогической деятельности известных педагогов. Литература ...
10542. Планирование социально-педагогической работы 197.5 KB
  Тема. Планирование социально-педагогической работы План. Проблемы социального педагога. Формы и содержание планов работы социального педагога. Условия и показатели работы социального педагога в образовательном учреждении. Литература. 1. Нага...
10543. Основные принципы социальной педагогики 76.5 KB
  Тема: Основные принципы социальной педагогики. План Понятие и сущность принципов в социальной педагогике. Общая характеристика основных принципов социальной педагогики. Литература Галагузова М.Л. Профессиональная подготовка социальных педаго
10544. Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования 71 KB
  Тема: Социальнопедагогический процесс и пути его совершенствования. План. Понятие сущность и содержание социальнопедагогического процесса. Общая характеристика основных компонентов социальнопедагогического процесса. Литература. Галагузова ...
10545. Педагогика социального становления личности 104.5 KB
  Тема: Педагогика социального становления личности. План. 1. Социализация человека как социальнопедагогическое явление. Особенности возрастной социализации. ЛИТЕРАТУРА Беличева С А. Основы превентивной психологии М. 1993. Громова М.Т. Педагогич...
10546. Механизмы и движущие силы социального развития ребенка 104.5 KB
  Тема: Механизмы и движущие силы социального развития ребенка План. 1. Источники социального развития человека 2. Роль личности ребенка в социальном самосовершенствовании ЛИТЕРАТУРА Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М 1993. Мардахаев Л.В. Психо
10547. Деятельность и ее социально-педагогические возможности 112.5 KB
  Тема. Деятельность и ее социально-педагогические возможности План. 1. Деятельность и ее социально-педагогическая характеристика 2. Виды деятельности их прогрессивное и регрессивное влияние на личность 3. Инстинкты и деятельность. В развитии человека как личности г...