39106

Экологические обязанности граждан и общественных объединений

Реферат

Экология и защита окружающей среды

Ответ напрашивается сам собой – если бы люди реально представляли последствия своих действий а не редко и бездействий если бы был ужесточен контроль за деятельностью предприятий и людей в области предотвращения загрязнения окружающей среды а также применение более жестких санкций за причинение вреда всей экологии в целом тогда возможно экологическая ситуация была бы не столь плачевна. Одно радует – с принятием Конституции РФ в 1993году закрепилось право на благоприятную окружающую среду а так же Федерального закона Об охране окружающей...

Русский

2013-09-30

80 KB

16 чел.

Министерство образования и науки РФ

Российский Государственный Социальный Университет

Факультет охраны труда и окружающей среды

Кафедра социальной экологии и природопользования

Реферат по дисциплине «Устойчивое развитие и эколого-правовой режим охраны природных ресурсов и объектов»:

«Экологические обязанности граждан и общественных объединений»

Выполнил: студент ЭИП-ДМ-1

Куликов С.М.

Проверил:

Доцент кафедры социальной экологии

и природопользования

Кандидат социологических наук, доцент

Кириллов Николай Петрович

Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Теоретический вопрос

1. Развитие института экологических прав и обязанностей

4

2. Экологические права и обязанности граждан

8

3. Экологические права и обязанности общественных экологических организаций и движений

12

Заключение

15

Список литературы

19


Введение

На сегодняшний день проблема экологии – одна из важнейших после банковского кризиса в США, падением доллара и президентских выборов. Дабы получить огромную выгоду, многие (в т.ч. крупные заводы и комбинаты, а так же и сами люди как физические лица) пренебрегают охраной и сохранением экологии.

За последние десятилетия много появилось на свет детей-уродов, продолжительность жизни человека значительно сократилась, погибло много растений и животных (как наземных, так и подводных), в конце концов – изменился и сам климат на Земле.

Нередко в новостных программах мы слышим об очередном экологическом бедствии. Возникает вопрос: «Почему за последнее время так часто произошло и происходит экологических катастроф?». Ответ напрашивается сам собой – если бы люди реально представляли последствия своих действий, а не редко и бездействий, если бы был ужесточен контроль за деятельностью предприятий и людей в области предотвращения загрязнения окружающей среды, а также применение более жестких санкций за причинение вреда всей экологии в целом, тогда, возможно экологическая ситуация была бы не столь плачевна.

Одно радует – с принятием Конституции РФ в 1993году закрепилось право на благоприятную окружающую среду, а так же Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002года №7-ФЗ, в котором указаны права и обязанности граждан и общественных экологических организаций и движений, в последнее время все чаще и чаще стало привлекаться внимание к данной проблеме, виновные в совершение правонарушений в области экологии стали нести наказание, правда, это мало чего дает уже загрязненной окружающей среде.


1. Развитие института экологических прав и обязанностей

Рассматривая эволюцию института экологических прав и обязанностей, необходимо обратить внимание на то, что тема экологических прав и обязанностей не обсуждалась в научных исследованиях 60-х годов двадцатого столетия. В законах об охране природы, принятых в союзных республиках в период 1957 - 1963 гг., в том числе в Законе РСФСР «Об охране природы в РСФСР», принятом 27 октября 1960 года, об экологических правах и обязанностях в сфере «общество-природа» не упоминалось.

Формирование института экологических прав и обязанностей началось с права человека на благоприятное состояние окружающей природной среды.

Впервые в истории правовой науки эта тема на монографическом уровне была затронута О.С. Колбасовым в 1976 г.. Рассматривая право человека на благоприятное состояние окружающей природной среды, О.С. Колбасов указал, что «это право не нашло еще достаточно полного позитивного правового закрепления ни в международных правовых документах, ни в законодательстве отдельных стран».

Первым документом, заложившим основы современного института экологических прав, О.С. Колбасов назвал Декларацию ООН о правах человека (далее - Декларация о правах человека), принятую в декабре 1948 года. Той же точки зрения придерживался В.В. Петров в 1995 г. В этой декларации не нашло отражения право на благоприятное состояние окружающей среды, однако в статье 3 говорилось о смежном с указанным праве человека на жизнь.[1]

Впервые на международном уровне проблема права человека на благоприятную окружающую среду была обсуждена в ходе Стокгольмской конференции ООН 1972 года, результатом проведения которой явилось принятие 16 июня Декларации по окружающей среде (далее - Стокгольмская декларация). О.С. Колбасов назвал Стокгольмскую декларацию вторым по значимости документом для развития института экологических прав

Следующим документом, по мнению Ю.С. Шемшученко, стал одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в 1987 году доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию под названием «Наше общее будущее», в котором было закреплено право человека на жизнь в благоприятных условиях окружающей природной среды.

В.В. Петров и М.М. Бринчук особо отмечают значение для становления института экологических прав Международной конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию 1992 года, которая подтвердила незыблемость права человека на здоровую и благоприятную среду.[2]

В конце 80-х годов ученые единодушны во мнении о необходимости прямого закрепления права, гарантирующего человеку проживание в экологически благоприятных условиях, на законодательном уровне. Ю.С. Шемшученко отметил назревшую необходимость непосредственного закрепления права граждан на благоприятную окружающую среду в Конституции и будущем Законе СССР об охране окружающей среды. А. Тарнавский в 1988 г. предложил закрепить в Общесоюзном акте об охране природы право граждан на охрану и благоприятное состояние природного окружения, позднее (в 1990 г.) - право граждан на благоприятную окружающую среду, а С.А. Боголюбов в 1990 г. указал на обязательность закрепления права граждан на благоприятную окружающую среду в Конституции.

Наряду с преобладающим понятием права на благоприятную окружающую среду в этот период в научных исследованиях появляется понятие права на здоровую окружающую среду.

Г.Н. Шеварнадзе в 1985 г. раскрыла понятие этого права через право человека жить в здоровой окружающей среде, пользоваться чистым воздухом, чистой водой, иметь благоприятное для здоровья и гармоничного развития личности естественное окружение. Особенностью этого права является то, что своим действием оно распространяется на будущие поколения. Причем она рассматривала это право как составную и существенную часть права граждан на охрану здоровья.

В.В. Петров выделил три вида (аспекта) прав человека, связанных с окружающей средой: право человека на благоприятную окружающую среду; право человека на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды; право человека и его обязанность как гражданина участвовать в охране окружающей природной среды; причем ученый отметил, что «все три аспекта экологических прав человека находятся в зачаточном состоянии».

С начала 90-х годов двадцатого столетия под влиянием кардинальных перемен в правовой системе страны происходят изменения в отраслях права, связанные с переосмыслением и изменением их основополагающих принципов, норм, институтов. Одним из ярких примеров может служить рассматриваемый институт экологических прав, содержание которого было подвергнуто большим изменениям.

Например, М.М. Бринчук в 1998 г. говорил об институте экологических прав как об «одной из наиболее существенных новаций развивающегося российского законодательства».[2]

Изменения, произошедшие с начала 90-х годов с указанным институтом, в первую очередь, были связаны с принятием 19 декабря 1991 года Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», во втором разделе которого были закреплены право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду, полномочия граждан и общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды, гарантии экологических прав граждан и общественных объединений (статьи 11 - 14).[1]

Во вторую очередь, произошедшие изменения были связаны с принятием в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации, которая, продолжая идеи международных документов, «провозгласила право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

В 2002 году был принят Федеральный закон от 10.01.2002г. №7-ФЗ.


2. Экологические права и обязанности граждан

Экологические права и обязанности граждан - один из важнейших институтов  экологического права.

Центральное место среди принципов экологического права, занимает приоритет охраны жизни и здоровья человека. В связи с этим важнейшей особенностью современного экологического права является становление и развитие института экологических прав граждан в качестве одного из определяющих в его системе.

Основные права граждан Российской Федерации в сфере экологии закреплены в Конституции РФ. Статья 42 провозглашает одно из неотъемлемых прав человека - право на благоприятную окружающую среду, которое дополняется другими взаимосвязанными с ним экологическими правами: на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением.[1]

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.[1]

Вместе с тем нормы Конституции РФ конкретизируются в действующем экологическом законодательстве. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Это право обеспечивается[3]:

- планированием и нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- социальным и государственным страхованием граждан, организацией медицинского обслуживания населения;

- предоставлением реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей природной среды;

- возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды, последствий аварий и катастроф;

- государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.

Право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды осуществляется через реализацию конкретных полномочий граждан в области охраны окружающей среды, содержание которых раскрывается в Федеральном законе «Об охране окружающей среды»,Основах законодательства об охране здоровья граждан, Федеральных Законах «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О радиационной безопасности населения», «Об экологической экспертизе» и других нормативных актах.

В соответствии с нормами указанных законов граждане РФ имеют право[3]:

- создавать общественные объединения, фонды и иные общественные формирования по охране окружающей природной среды;

- принимать участие в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды, обращаться с письмами, жалобами и заявлениями по этим вопросам в компетентные органы;

- требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах ее охраны;

- требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении и прекращении деятельности таких объектов;

- ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением;

- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и получать информацию о результатах ее проведения;

- осуществлять другие права в сфере охраны окружающей среды, предусмотренные законодательством.

Данным правам соответствуют установленные законодательством обязанности граждан (ст. 58 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»):

- сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

- принимать участие в охране окружающей природной среды;

- соблюдать требования экологического законодательства и нормативы качества окружающей природной среды;

- повышать свою экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.


3. Экологические права и обязанности общественных экологических организаций и движений

Экологические права и обязанности граждане РФ могут осуществлять как в индивидуальном порядке, так и через участие в общественных экологических объединениях.

Хотелось бы немного остановиться на общественных объединениях.

Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, создаваемое по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.[2]

К числу целей создания общественных экологических объединений можно отнести охрану здоровья граждан, защиту их прав и законных интересов, разрешение споров и конфликтов при осуществлении природоохранной деятельности, подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, промышленных аварий и катастроф, оказание помощи пострадавшим в результате таких бедствий и аварий, защиту животных, охрану и должное содержание особо охраняемых природных объектов и территорий и другие.

Общественные экологические объединения могут осуществлять свою деятельность на правах юридического лица с момента государственной регистрации в установленном законом порядке. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется органами юстиции.

Общественное объединение может функционировать и без государственной регистрации, не приобретая прав юридического лица.

Как учредителями, так и членами общественных экологических объединений могут быть физические и юридические лица, которые имеют равные права и обязанности.

Общественным организациям предоставлен ряд полномочий для осуществления их функций в сфере охраны окружающей природной среды. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» они вправе [2]:

- разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности;

- за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству окружающей природной среды, содействовать государственным органам в борьбе с экологическими правонарушениями;

- рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу;

- требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов и ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

- требовать предоставления своевременной, достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды и мерах ее охраны;

- организовывать собрания, митинги, шествия, демонстрации, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов по охране окружающей природной среды;

- ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическим правонарушением.

Государство гарантирует экологическим и иным общественным объединениям, выполняющим экологические функции, и гражданам возможность реализации ими прав в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.

Государственные органы, их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать необходимые меры по выполнению их предложений и требований в организации природоохранительной деятельности.


Заключение

Изучив данный вопрос я пришла к выводу, что – это конечно замечательно, когда за тобой закреплены определенные права и обязанности, но этого не достаточно для изменения подобной ситуации с экологией.

Необходимо наладить механизм работы «граждане – общественные экологические организации и движения – государство».

Если бы наше государство было бы более заинтересовано в улучшении состояния окружающей среды, то оно более жестко следила за соблюдением норм и правил в области экологии.

Еще один не маловажный факт в данной проблеме – это латентность. Многие нарушения и произошедшие не крупные чрезвычайные события остаются не замеченными или тщательно скрытыми.

Когда все человечество поймет, что экология – это важный фактор в будущем нашей страны, семьи, человеке, тогда и начнут относиться к данной проблеме более внимательно.

Все сегодняшние катастрофы – это настоящие и будущие трагедии.

Я считаю, что если гражданам и общественным организациям и движениям даны определенные права и обязанности, то ими непременно нужно пользоваться, чтобы хоть каким-то образом повлиять на будущее – свое будущее!


Список литературы

  1.  «Комментарии к ФЗ «Об охране окружающей среды» http://kommentarii.org/ooc/page15.html (21.10.2011)
  2.  Основы законодательства об охране здоровья граждан: [Электронный ресурс] / Правозащитная сеть.-М, 2008.-Режим доступа: http://www.hro.org/docs/rlex/health/index_2.php  (21.10.2011)
  3.   «Экологическое право» http://94.143.53.100/SUMIK/e-SUMIK-ecolog%20pravo/objects/biblioteka/Ekolo.%20pravo_Danilova/www.distance.ru/files/umk/ecol_pr/ecol_pr09.html (21.10.2011)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45783. Региональные особенности территории Боснии и Герцеговины 701 KB
  Данная проблема является весьма актуальной и требует незамедлительного решения. Безработица в Боснии и Герцеговине составляет 20%, промышленное производство не достигло и 40% от довоенного уровня и развивается низкими темпами
45784. Сущность, цели и функции маркетинга 40.73 KB
  Нужды Исходной идеей лежащей в основе маркетинга является идея человеческих нужд. Потребности Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей. Состояния спроса и задачи маркетинга соответствующие этим состояниям 1.
45785. Маркетинговые исследования: понятие, предмет, объект и направления 17 KB
  Исследование рынка как такового наиболее распространенное направление маркетинговых исследований. Без информации о рынке практически невозможно принять правильные принципиальные решения по таким вопросам как выбор целевого рынка определение объема продаж прогнозирование и программирование рыночной деятельности. Объекты рыночных исследований конъюнктура тенденции и перспективы развития рынка; исследуются емкость рынка ее динамика структура география рынка уровень конкуренции барьеры вхождения на рынок и выхода возможности и риски....
45786. Маркетинговая информация: понятие, виды и методы сбора 24.81 KB
  Маркетинговые исследования – это первичная маркетинговая информация которая собирается под определенную цель. МИ исследования могут быть проведены: Собственными силами компании Путем обращения в исследовательскую компанию к специалистам Частично собственными силами частично при помощи привлеченных специалистов. По соответствию целям исследования: первичная вторичная 7. Виды маркетинговых исследований: кабинетные исследования; полевые исследования.
45787. Поведение покупателей. Модели поведения индивидуальных покупателей и покупателей-организаций 28.15 KB
  На совершаемые конечными потребителями покупки большое влияние оказывает факторы культурного социального личного и психологического порядка. Факторы влияющие на поведение потребителя. потребитель выражая свои симпатии и антипатии покупательские предпочтения может решать судьбу фирмыпроизводителя как продавца фирма стремится в максимальной степени задействовать все свои возможности всестороннего и углубленного изучения потребителя потенциального покупателя включая вопросы мотивации покупательского оповещения потребителей принятие...
45788. Этапы развития маркетинга. Концепции маркетинга. Современная концепция маркетинга 30.78 KB
  Концепции маркетинга. Современная концепция маркетинга. Функции маркетинга: Аналитическая это изучение и оценка внешней и внутренней среды фирмы; Продуктовопроизводственная– это создание новых товаров которые соответствуют требованиям потребителей.
45790. Ценовая политика фирмы. Методы ценообразования. Ценовые стратегии 23.26 KB
  При этом фирма должна учитывать множество факторов при выборе оптимального метода и стратегии ценообразования: издержки производства объемы и характер спроса тип рынка цены конкурентов и др. Именно в этой ситуации актуально звучит маркетинговое определение цены как суммы денег которую готов уплатить потенциальный потребитель. существует определенный алгоритм методика установления исходной цены на товары. При определении цены прежде всего фирме предстоит решить каких именно целей она стремится достичь с помощью конкретного товара.
45791. Сегментация рынка, отбор целевых критериев рынка. Критерии сегментации 17.76 KB
  Сегментирование рынка – представляет собой разбивку рынка на четкие группы покупателей для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и или комплексы маркетинга. Какогото единого метода сегментирования рынка не существует: используются варианты включающие от отсутствия сегментирования до полного сегментирования. Для того чтобы целевой рынок с помощью маркетингового исследования сделать более доступным для продавца остается выяснить: нет ли внутри существующего рынка как целого сегментов со специфическими требованиями к...