39107

Природоохранное управление процессами нормирования качества атмосферного воздуха в Российской Федерации

Курсовая

Экология и защита окружающей среды

Вместе с тем, специальных исследований, посвящённых изучению проблем природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в Российской Федерации не проводилось. Недостаточно изучена специфика деятельности органов государственной власти в России в данной области.

Русский

2013-09-30

406.5 KB

8 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 10

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет охраны труда и окружающей среды

Кафедра социальной экологии и природопользования

КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине:

«Устойчивое развитие и эколого-правовой режим охраны природных ресурсов и объектов»»

ТЕМА: «Природоохранное управление процессами нормирования

качества атмосферного воздуха в Российской Федерации»

Работу выполнила:

Магистрант специальности программы

«Экология и природопользование»

020800.68-15 «Менеджмент и маркетинг экологии»

Соколова Полина Эдуардовна

______________________________

(Подпись)

Работу принял:

доцент кафедры

социальной экологии и природопользования,

кандидат социологических наук

Кириллов Николай Петрович

________________________________

(Подпись)

Оценка _____________

«     » декабря 2011.

Москва 2011


Оглавление

[1] Оглавление

[2] Ведение

[3]
Глава 1: Теоретико-методологические подходы к анализу

[4] природоохранного управления процессами нормирования качества

[5] атмосферного воздуха в Российской Федерации

[5.1] §1 Теоретический анализ природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России

[5.2] §2 Методологический анализ природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России

[6] Выводы по 1 главе:

[7]
Глава 2: Состояние и динамика природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в Российской Федерации

[7.1] §1 Анализ состояния и динамики природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России

[8] Выводы по 2 главе:

[9]
Заключение

[10]
Список литературы

[11] Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ, с изменениями);

[12] Постановление Правительства (от 2 марта 2000 г. №182) «О порядке установления и пересмотра экологических  и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха,  предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух  и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ  и потенциально опасных веществ».

[13] Юридический словарь, раздел «Экологическое право».


Ведение

Современное состояние окружающей среды в Российской Федерации характеризуется крупномасштабным загрязнением, прежде всего атмосферного воздуха. Загрязнение атмосферы земли напрямую связано с антропогенной деятельностью человека. С того момента как появился Человек, началось постепенное воздействие на атмосферу, которое с течением времени возрастало и продолжает расти в геометрической прогрессии.

Исследования проблемы природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в Российской федерации постепенно становятся предметом изучения многих российских учёных.1

Вместе с тем, специальных исследований, посвящённых изучению проблем природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в Российской Федерации не проводилось. Недостаточно изучена специфика деятельности органов государственной власти в России в данной области.

Данная работа посвящена рассмотрению и анализу существующей природоохранной деятельности в области природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха. И так как этот вопрос несет социально-экологическое значение, он является весьма актуальным на сегодняшний день и требует повышенного внимания со стороны органов государственной власти.

Актуальность и значимость проблемы, ее недостаточная освещенность определили выбор темы: Природоохранное управление процессами нормирования качества атмосферного воздуха в Российской Федерации.

Следовательно, нужно отметить объект, предмет и цели исследования. Объектом данного исследования является природоохранное управление процессами нормирования качества атмосферного воздуха в Российской Федерации. Предметом служит сущность, состояние и динамика природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в Российской Федерации, и пути оптимизации данного процесса. Цель работы – анализ природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели работы необходимо решить ряд задач:

  1.  Проанализировать теоретико-методологические подходы к анализу природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в Российской Федерации;
  2.  Осуществить анализ состояния и динамики природоохранного управления процессами нормированием качества атмосферного воздуха в Российской Федерации, и выявить проблемы, препятствующие оптимальному развитию. 
  3.  Определить пути оптимизации природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в Российской Федерации.
  4.  Разработать практические рекомендации органам государственной власти по оптимизации природоохранного управления процессами нормированием качества атмосферного воздуха в Российской Федерации в современных условиях.


Глава 1: Теоретико-методологические подходы к анализу

природоохранного управления процессами нормирования качества

атмосферного воздуха в Российской Федерации

§1 Теоретический анализ природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России

С развитием индустрии, в крупных городах качество воздуха резко начало снижаться. От запыления атмосферы твердыми частицами, поступающими при сжигании топлива, снизилась ее прозрачность. Это привело к тому, что изменился режим поступления солнечной энергии и отдачи тепла Земли в космос. В свою очередь изменился и химический состав атмосферы: появились ядохимикаты и совершенно новые, синтетические компоненты, разрушающие озоновый слой, защищающий планету от ультрафиолетового излучения. К началу ХХ века выяснилось, что загрязнение атмосферы оказывает неблагоприятное воздействие не только на здоровье человека, но и на все живое на планете. Стали говорить о том, что необходимо принимать какие-либо меры для решения проблемы.

Теоретико-методологический анализ природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России очень важен. Говоря о природоохранном управлении процессами нормирования качества атмосферного воздуха, мы говорим, прежде всего, о контроле вредного воздействия на него.

И прежде чем сказать о природоохранном управлении процессами нормирования качества атмосферного воздуха, необходимо разобрать каждое из основных категорий в частности: природоохранное управление, процесс, нормирование, качество, атмосферный воздух.

Понятие «природоохранное управление» включает в себя три составляющих:

  •  Понятие природной среды (или природы);
  •  Понятие охраны окружающей природной среды;
  •  Понятие управления в области охраны окружающей среды;

В Федеральном Законе «Об охране окружающей среды» (гл.1, ст.1) понятие «природная среда» определено как «…совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов».2

В этом же документе определено и понятие «охраны окружающей среды» как «…деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также – природоохранная деятельность)».3

Халиков М. И. в своей книге «Система государственного и муниципального управления» дает определение понятия «управление» как «функция системы, направленная на выживание этой системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой (внутри себя), так и с внешней средой».4

В Большой Советской Энциклопедии это же понятие определено как  «элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности».5

А в экономико-математическом словаре данное понятие трактуется следующим образом: «Управление – выработка и осуществление целенаправленных управляющих воздействий на объект (систему), что включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие и реализацию соответствующих решений».6

В Федеральном Законе «Об охране атмосферного воздуха» (гл.2, ст.3)  приведены основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха:

  •  приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;
  •  обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;
  •  недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды;
  •  обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;
  •  гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;
  •  научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом;
  •  обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.7

Переходя к определению следующего понятия, обращаемся к Большой Советской Энциклопедии, где термин «Процесс» представлен в следующем виде: Процесс (от лат. processus – продвижение) – это последовательная смена состояний стадий развития. Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (например, производственный процесс – последовательная смена трудовых операций).8

Далее необходимо изучить и понятие «нормирование». Но прежде всего, выясним, что такое «норма».

Норма – руководящее начало, правило, образец. Это минимальное или предельное количество чего-либо, допускаемое правилом.9 

Нормирование - способ организационного воздействия, заключающийся в установлении нормативов с границами по верхнему и нижнему пределам, которые служат ориентирами для специалистов той или иной сферы деятельности: нормативы численности обслуживаемых лиц, нормативы времени обслуживания и др.  Нормирование и стандартизация - деятельность, по разработке, опубликовании и применении нормативных документов. 10

Экологическое нормирование – способ охраны окружающей природной среды, выражающийся в установлении нормативов качества ее отдельных объектов и пределов допустимого вмешательства в природу. 11.

Из вышесказанного следует, что всякое нормирование – это, прежде всего установление законом пределов или границ каких-либо процессов или деятельности с целью их регулирования.

Теперь переходим к следующей составляющей: качество. И опять же, обращаемся к словарям, где сказано: « Качество-[quality] — совокупность свойств объекта, обусловливающих его способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением».12

С точки зрения философии определение данного понятия выглядит следующим образом: «Качество – есть философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других».13

Категория качества впервые была проанализирована Аристотелем, определявшим ее как «видовое отличие». Гегель определил качество как логическую категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику бытия объекта.

Остается дать понятие «Атмосферный воздух», и вот как это понятие прописано в Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» (гл.1, ст.1): «атмосферный воздух – жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.»14

В этом же законе дается определение и качества атмосферного воздуха, которое звучит так: «Качество атмосферного воздуха – совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха».15

Таким образом, были обозначены все понятия, отраженные в теме данной курсовой работы. И говоря о природоохранном управлении процессами нормирования качества атмосферного воздуха в  России целесообразно понимать систему мер, осуществляемую органами государственной власти и управления, которая направлена на координацию и упорядочение элементов природной среды. Систему мер с совокупностью последующих действий, направленных на достижение поставленной цели: на установление законом пределов воздействия процессами деятельности человека, с целью регулирования совокупности свойств жизненно важного компонента окружающей среды (атмосферного воздуха).

Методологические подходы к анализу природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России рассмотрены автором на примере Ханты-Мансийского автономного округа, и приведены во втором параграфе данной главы.

§2 Методологический анализ природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России

Таким образом, в систему природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России входят следующие основные компоненты:

  1.  субъект природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха, в качестве которого выступают органы государственной власти и управления, общественные объединения, граждане Российской Федерации;
  2.  механизм обеспечения природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России, включающий в себя, прежде всего экологическое нормирование и оценку воздействия планируемой деятельности человека на данный компонент окружающей среды в частности, экологическую экспертизу, лицензирование, сертификацию, контроль, а также совершенствование юридической ответственности за экологические правонарушения;
  3.  экологически комфортное и безопасное состояние граждан, в результате деятельности по природоохранному управлению процессами нормирования качества атмосферного воздуха.

Кроме указанных компонентов, элементами данной системы являются внутренняя среда с системой внутренних факторов, а также внешняя среда  с системой внешних факторов влияющих на процесс взаимодействия вышеуказанных компонентов, усиливая или ослабляя его.

Далее хочется сказать о нормативных документах, посвященных теме нормирования и регламентирования качества атмосферного воздуха в России, и о службах, занимающихся деятельностью, направленной на регламентирование и контроль качества состояния атмосферного воздуха в России.

На сохранение и улучшение качества атмосферного воздуха в Российской Федерации направлен Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (от 04 мая 1199г. №96–ФЗ). Этот закон является основным законодательным актом и содержит 34 статьи в 10 главах, в которых отражены положения, принципы государственного управления, полномочия органов государственной власти, организация природоохранной деятельности и контроля в данной сфере.

В законе закреплены наиболее принципиальные положения, которые касаются охраны воздушного бассейна от загрязнений искусственного (или антропогенного) происхождения. К таким источникам относятся:

  •  промышленные предприятия
  •  теплоэнергетические предприятия
  •  транспорт
  •  системы отопления жилищ,
  •  сельское хозяйство
  •  бытовые отходы.

Этот закон регулирует отношения в области охраны атмосферного воздуха, с целью улучшения его состояние и обеспечения благоприятной среды для обитания человека. Так же в законе содержатся нормы о запрещении ввода в эксплуатацию любых производственных объектов, если они не оснащены очистными устройствами и сооружениями и в процессе работы могут стать источниками загрязнения воздушной среды, а также о запрещении эксплуатации транспортных средств, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы.

Так же принципы охраны атмосферного воздуха отражены в Федеральном законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 №7-ФЗ), так как атмосферный воздух является объектом охраны окружающей среды. В этом же законе отдельно (гл.7, ст.54), стоит охрана озонового слоя атмосферы.

Охране атмосферного воздуха посвящены и такие документы как:

  1.  Приказ от 12 сентября 2007 г. №625 «Об  утверждении инструкции по порядку осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха»;
  2.  Приказ от 19 февраля 2007 г. №84 «Об утверждении порядка выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух»;
  3.  Приказ от 12 сентября 2007 г. №626 «Об утверждении методических рекомендаций администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух».

Все вышеперечисленные приказы изданы федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, речь о которой пойдет далее.

В Российской Федерации государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется органами государственной власти и управления всех уровней, органами местного самоуправления и специально уполномоченными на то государственными межведомственными органами. Под государственным контролем за охраной атмосферного воздуха понимается система мер, направленных на обеспечение строгого выполнения всеми министерствами, комитетами, службами, предприятиями и другими органами, а также должностными лицами и гражданами требований воздухоохранного законодательства. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее органы в регионах осуществляют наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и учет вредных воздействий на него, т.е. формирование системы мониторинга воздушной среды. Эти органы ежедневно составляют прогноз неблагоприятных метеоусловий, способных обусловить резкое повышение уровня загрязнения воздуха, и соответствующую информацию доводят до предприятий – источников его загрязнения. Последние, в свою очередь, вносят изменения в режим работы соответствующих цехов, участков, агрегатов в целях прекращения или уменьшения выбросов загрязняющих веществ.

Контроль за соблюдением законодательства об охране атмосферного воздуха, в пределах предоставленной компетенции, осуществляют также руководители министерств, комитетов, служб, объединений, фирм, предприятий, учреждений, организаций и других органов. Такой контроль осуществляется как лично, так и через специальные природоохранные структурные подразделения (инспекции, службы, отделы лаборатории, цеха, участки и др.) или должностных лиц, непосредственно отвечающих за вопросы охраны окружающей среды.

В Российской Федерации природоохранным нормированием в области охраны атмосферного воздуха занимается несколько федеральных служб, находящихся в ведомстве Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). Данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Минприроды России на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование. А также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам касающихся охраны окружающей среды, в том числе и охраны атмосферного воздуха. Минприроды России как орган исполнительной власти утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. №404. В постановлении отражены общие положения, полномочия Минприроды России, организация деятельности Минприроды России. В ведомстве Минприроды России находятся пять федеральные служб, из которых только три в той или иной степени касаются природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха:

  •  Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
  •  Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
  •  Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

Росприроднадзор является федеральной службой по надзору в сфере природопользования. И является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования.

Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Росгидромет осуществляет государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции).

Ростехнадзор является федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Данная федеральная служба самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, принимает расчетные инструкции по определению состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.16

Таким образом, исследование проблемы природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России, показало, что в стране сложилась определенная система управления данным сложным социальны явлением, основу которой составляют органы государственной власти и управления. Среди них следует особо выделить подразделения отвечающие за процесс обеспечения природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России, которыми являются Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Выводы по 1 главе:

Проанализировав теоретико-методологические подходы к анализу природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России, можно сделать следующие выводы:

  1.  Под природоохранным управлением процесса нормирования качества атмосферного воздуха в России целесообразно понимать систему мер, осуществляемую органами государственной власти и управления, которая направлена на координацию и упорядочение элементов природной среды. Систему мер с совокупностью последующих действий, направленных на достижение поставленной цели: на установление законом пределов воздействия процессами деятельности человека, с целью регулирования совокупности свойств жизненно важного компонента окружающей среды (атмосферного воздуха).
  2.  Система природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России включает в себя следующие основные компоненты:
    1.  субъект природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха, в качестве которого выступают органы государственной власти и управления, общественные объединения, граждане Российской Федерации;
    2.  механизм обеспечения природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России, включающий в себя, прежде всего экологическое нормирование и оценку воздействия планируемой деятельности человека на данный компонент окружающей среды в частности, экологическую экспертизу, лицензирование, сертификацию, контроль, а также совершенствование юридической ответственности за экологические правонарушения;
    3.  экологическая безопасность личности, общества и государства взаимоотношений, в результате деятельности по природоохранному управлению процессами нормирования качества атмосферного воздуха.
  3.  Основным содержанием системы обеспечения природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России является реализация функций органов государственного управления, в чьем ведении находятся решение данной проблемы. Среди следует особо выделить Министерство природных ресурсов РФ, в структуре которого выделяются: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Именно данные подразделения по своим функциональным задачам обязаны осуществлять постоянную деятельность, направленную на обеспечение природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России.

Проведенное исследование теоретико-методологических подходов к исследованию природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России, позволил определить сущность, структуру и содержание обозначенной проблемы, что закладывает основы для перехода к анализу его состояния и динамики, что и будет осуществлено во второй главе данной работы.


Глава 2: Состояние и динамика природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в Российской Федерации

§1 Анализ состояния и динамики природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России

Анализ состояния и динамики природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в Российской Федерации изучается на примере Ханты-Мансийского автономного округа, и является очень важным для данного исследования. Он позволит выявить проблемы в функциональной деятельности органов управления, определить степень обеспечения природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России, степень влияния внешних и внутренних факторов, а также раскрыть эффективность методов управления данным процессом, что создаст предпосылки для поиска путей оптимизации данного процесса.

В Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» содержатся главы, в которых отражена деятельность природоохранного нормирования в области охраны атмосферного воздуха. Говорится о том, что в целях благоприятной экологической обстановки, устанавливаются нормативы предельно допустимых воздействий на атмосферный воздух, нормативы качества атмосферного воздуха, о государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, о разрешении на их выброс.

Ежегодно в виде отчета предоставляются итоги работы за предыдущий год, где отражены все результаты деятельности службы.

На примере данных мониторинга (таблица 1) атмосферного воздуха Ханты-Мансийского автономного округа, можно проследить динамику природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха на региональном уровне.


Таблица 1

Результаты деятельности органов власти по вопросам

природоохранного управления процессами нормирования качества

атмосферного воздуха (в Ханты-Мансийском автономном округе)

Населенный пункт

Наблюдения за 2008 г.

Наблюдения за 2009г.

Ханты-Мансийск

1ПДК

1ПДК

Радужный

9ПДК

5ПДК

Нефтеюганск

3ПДК

1ПДК

Нижневартовск

1ПДК

2ПДК

Березово

5ПДК

1ПДК

Белоярский

7ПДК

15ПДК

Эти данные были взяты с сайта государственной экологической статистики Ханты-Мансийского автономного округа.17

Из вышеприведенной таблицы видно, становится ясно, в каких населенных пунктах были подняты вопросы по природоохранному управлению процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России, а в каких нет. Это отражается в динамике превышения норм загрязняющих веществ в атмосферном воздухе по величине предельно допустимых концентраций (ПДК).

Например, можно четко сказать, что есть результаты деятельности природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в таких населенных пунктах как Ханты-Мансийск, Радужный, Нефтеюганск и Березово – здесь отмечено снижение превышения загрязняющих веществ по ПДК. В Нижневартовске и Белоярске очевидно данный вопрос не поднимался на уровне регионального управления, так как превышения загрязняющих веществ по ПДК увеличились за год в два раза.

Показатели выбросов загрязняющих веществ в Ханты-Мансийском автономном округе в атмосферу от стационарных источников в 2007 и 2009 годах представлены по данным отчета территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу в таблице 2.

Таблица 2

Показатели выбросов загрязняющих веществ

от стационарных источников

Загрязняющие

вещества

Выброшено

за 2007 год

Выброшено

за 2009 год

Всего

2302,837

3501,945

в том числе: твердые

132,462

216,658

газообразные и жидкие

2170,375

4623,821

диоксид серы

7,361

9,321

оксид углерода

1189,989

1526,213

оксиды азота

(в пересчете на NO2)

121,117

246,7

углеводороды (без ЛОС)

371,102

456,124

летучие органические соединения (ЛОС)

480,292

640,212

прочие газообразные и

жидкие вещества

0,513

0,821

Из представленной таблицы видно, что обстоятельство, когда не во всех населенных пунктах проводятся решения и мероприятия, направленные на улучшение сложившейся ситуации с качеством атмосферного воздуха, дает нам в итоге превышение ПДК на всей территории Ханты-Мансийского автономного округа.

Далее представлен рисунок, отражающий средние значения в фоновых, подфакельных и контрольных пунктах мониторинга атмосферного воздуха в сравнении с ПДК (2007 и 2008гг., соответственно).

Содержание загрязняющих веществ (по средним значениям)

в фоновых, подфакельных и контрольных пунктах мониторинга

атмосферного воздуха в сравнении с ПДК.

Наблюдения за 2007 г.

Наблюдения за 2008 г.

 

В вышеприведенном рисунке также отражаются результаты действия или бездействия органов природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха на региональном уровне. То есть совершенно четко можно сказать в отношении, каких загрязняющих веществ были приняты меры, а какие остались без внимания со стороны органов природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха на региональном уровне.

Проведенный выше анализ состояния и динамики природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России свидетельствует о том, что вскрытые недостатки данного процесса носят системный характер. Далее, во втором параграфе данной главы рассмотрены возможные пути оптимизации природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России.

§2 Пути оптимизации природоохранного управления процессами

нормирования качества атмосферного воздуха в России

На современном этапе в Росси развитие взаимодействия между органами государственной власти в вопросах природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России происходит не так, как задумывалось государственными институтами и как хотелось бы гражданам страны. Это дает право искать пути решения проблем оптимизации системы оптимизации природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России на уровне государства и общества.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха. В рамках государственной функции, Ростехнадзор ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух. Территориальными органами по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выдаются разрешения:

  •  разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
  •  разрешения на трансграничный перенос озоноразрушающих веществ и содержащей их продукцию.

В этих разрешениях устанавливается количество вредных веществ, допускаемых к выбросу (сбросу) на основании установленных предельно допустимых уровней. Для того чтобы получить Разрешение, в территориальный орган Ростехнадзора по месту расположения источника выбросов (сбросов) подается заявление и ряд сопроводительных документов. Структура получения разрешения схематично представлена в приложении данной курсовой работы.

Выдачу разрешений можно рассматривать как один из возможных путей оптимизации природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России, но в современных условиях становления российской экономики такой путь, ни в коем случае не должен оставаться единственным приоритетным для страны, должны активно формироваться и развиваться и другие пути. На рисунке приведены возможные пути оптимизации природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России:

Конечно можно сказать о каждом из вышеуказанных возможных путей, но автором рассмотрены наиболее приоритетные по степени важности:  

  •  верное обращение с отходами производства и потребления, отходами радиационной, ядерной, химической промышленности;
  •  разработка и внедрение системы малоотходного производства;
  •  рациональное использование природных ресурсов.

Первый из рассмотренных путей подразумевает безопасное для здоровья населения и безвредное для окружающей среды сбор, транспортировку, хранение, захоронение, переработку отходов. Такие требования прописываются в технологических регламентах предприятий, на которых образуются отходы производства. Например:

«Все подразделения предприятия, от деятельности которых образуются отходы, обязаны:

  •  принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей природной среды меры при обращении с отходами;
  •  обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов;
  •  складировать оборудование и материалы, отходы производства и потребления, организовывать стоянки автомобилей и техники только в специально отведенных для этого местах;
  •  вести учет образования, хранения и обезвреживания отходов;
  •  предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами».18

Второй путь: разработка и внедрение системы малоотходного производства подразумевает в себе сразу несколько этапов обращения с отходами, и вытекает из предыдущего варианта путей оптимизации природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России. Изначально это сортировка отходов, их обезвреживание с сохранением ценных для вторичного использования свойств, улавливание и обезвреживание отходящих газов, дымов, сточных вод. А этот вариант путей оптимизации природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха неразрывно связан со следующим: рациональное использование природных ресурсов.  

Ведь говоря о рациональном использование природных ресурсов, речь, прежде всего, заходит о сохранении современного состояния природных ресурсов и его возможном улучшении. Сюда относят бережное использование воды, недропользование, землепользование, лесопользование и т.п. Ведь для улучшения качества атмосферного воздуха необходимо восстановление всех компонентов природной среды, но человек берет настолько больше нормы, что окружающая среда не способна к полному самовосстановлению в принципе.

Выводы по 2 главе:

Проанализировав состояние и динамику процесса природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России, хочется обозначить следующие выводы.

  1.  Существующая система природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России характеризовалась нестабильностью, отсутствием четкой, продуманной программы взаимодействия органов управления на разных ее уровнях государственной власти.
  2.  Имеющиеся проблемы в системе природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России повлияли на ее состояние, что повлекло за собой становление того вида природоохранного управления в области нормирования качества атмосферного воздуха, которое мы видим на данный момент.
  3.  Проведенный в данной работе анализ путей оптимизации системы природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России на данном этапе становления ее экономики позволил сделать следующие выводы.
  4.  Основными путями оптимизации системы природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России являются:
  •  рациональное использование природных ресурсов;
  •  верное обращение с отходами производства и потребления (сбор, хранение, транспортировка, переработка, утилизация), отходов радиационной, ядерной, химической промышленности;
  •  разработка и внедрение системы малоотходного производства;
  •  разработка и внедрение системы альтернативных источников энергии;
  •  воспитание экологической культуры населения.


Заключение

Проведенный в данной курсовой работе  анализ совершенствования природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России и путей их оптимизации, позволил ему прийти к следующим выводам.

  1.  Под природоохранным управлением процесса нормирования качества атмосферного воздуха в России целесообразно понимать систему мер, осуществляемую органами государственной власти и управления, которая направлена на координацию и упорядочение элементов природной среды, с целью регулирования совокупности свойств жизненно важного компонента окружающей среды (атмосферного воздуха).
  2.  Система природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России включает в себя следующие основные компоненты:
  3.  субъект природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха, в качестве которого выступают органы государственной власти и управления, общественные объединения, граждане Российской Федерации;
  4.  механизм обеспечения природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России, включающий в себя, прежде всего экологическое нормирование и оценку воздействия планируемой деятельности человека на данный компонент окружающей среды в частности, экологическую экспертизу, лицензирование, сертификацию, контроль, а также совершенствование юридической ответственности за экологические правонарушения;
  5.  экологическая безопасность личности, общества и государства взаимоотношений, в результате деятельности по природоохранному управлению процессами нормирования качества атмосферного воздуха.
  6.  Основным содержанием системы обеспечения природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России является реализация функций органов государственного управления, в чьем ведении находятся решение данной проблемы. Среди следует особо выделить Министерство природных ресурсов РФ, в структуре которого выделяются: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
  7.  Существующая система природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России характеризовалась нестабильностью, отсутствием четкой, продуманной программы взаимодействия органов управления на разных ее уровнях государственной власти.
  8.  Основными путями оптимизации системы природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России являются: рациональное использование природных ресурсов; верное обращение с отходами производства и потребления (сбор, хранение, транспортировка, переработка, утилизация), отходов радиационной, ядерной, химической промышленности; разработка и внедрение системы малоотходного производства; разработка и внедрение системы альтернативных источников энергии; воспитание экологической культуры населения.

Исходя из выводов и результатов исследования, можно выделить ряд практических рекомендаций:

В целях совершенствования системы природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России Президенту РФ подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ законопроект, предусматривающий четкий порядок и определение рода деятельности органов природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха на всех уровнях власти.

В рамках высшего профессионального образования, при подготовке специалистов экономического и управленческого профиля целесообразно проблему природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха выделить в отдельный раздел (дисциплину).

В рамках программ общественных организаций, заявлениях, резолюциях необходимо прививать правильное понимание природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в нынешних условиях экономики России. А также значительно увеличить размер штрафов и санкций, при правонарушениях в сфере качества атмосферного воздуха: превышение лимитов выбросов загрязняющих веществ, нерациональное природопользование.

Рассмотренные проблемы природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России в условиях становления российской экономики и путей их оптимизации не исчерпывают всего комплекса вопросов, касающихся сущности, содержания и механизмов решения данных проблем. Они представляют собой лишь одну из попыток изучения системы обеспечения природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в Российской Федерации.

Даже небольшое продвижение вперед в исследовании обеспечения природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России представляется весьма полезным.

Практика управления системой природоохранного управления процессами нормирования качества атмосферного воздуха в России постоянно выдвигает новые теоретические проблемы, требующие внимательного анализа, решения, выработки практических рекомендаций.


Список литературы

  1.  Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ, с изменениями);
  2.  Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 №7-ФЗ, с изменениями) [http://base.garant.ru/12115550.htm]
  3.  Постановление Правительства (от 2 марта 2000 г. №182) «О порядке установления и пересмотра экологических  и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха,  предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух  и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ  и потенциально опасных веществ».
  4.  Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 372
  5.  Технологический регламент при обращении с отходами [http://eco-profi.info/othod/instr/instr_0000000000002_1.htm]
  6.  Жижимова Г.В. Влияние урбанизированных территорий на внутригородские комплексы (на примере г. Астрахань): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук
  7.  Халиков М. И. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие. М.: Флинта, 2008.– 448 с.
  8.  Хван Т.А. Промышленная экология: Учебное пособие – «Феникс» Ростов-на-Дону, 2003.– с. 221-253.
  9.  Широбоков, А. С. Правовое регулирование нормирования в области охраны окружающей среды: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
  10.  Большая Советская Энциклопедия [http://slovari.yandex.ru/dict/bse/].
  11.  Экономико-математический словарь [http://slovari.yandex.ru/dict/lopatnikov/article/lop/].
  12.  Юридический словарь, раздел «Экологическое право».

Приложение

Взаимосвязь административных процедур

в рамках исполнения государственной функции по выдаче разрешений на вредные физические воздействия на атмосферный воздух

  1.  

  1.  

  1.  

    

  1.  

1 Широбоков, А. С. Правовое регулирование нормирования в области охраны окружающей среды: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.; Жижимова Г.В. Влияние урбанизированных территорий на внутригородские комплексы (на примере г. Астрахань): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук

2 Федеральный закон «Об охране Окружающей среды» (от 10 января 2002г. N7-ФЗ, с изменениями), Гл.1. Общие положения, Ст.1. Основные понятия. [http://base.garant.ru/12115550.htm]

3 Смотри там же.

4 Халиков М. И. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие. М.: Флинта, 2008.– 448 с.

5 Большая Советская Энциклопедия [http://slovari.yandex.ru/dict/bse/].

6 Экономико-математический словарь [http://slovari.yandex.ru/dict/lopatnikov/article/lop/].

7 Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ, с изменениями), Гл.2. Управление в области охраны атмосферного воздуха, Ст.3. Основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха [http://base.garant.ru/11135650.htm].

8 Большая Советская Энциклопедия [http://slovari.yandex.ru/dict/bse/].

9 Смотри там же.

10 Словари по естественным наукам [http://slovari.yandex.ru/dict/gl_natural].

11 Юридический словарь, раздел «Экологическое право» [http://allpravo.ru/dict/].

12 Экономико-математический словарь [http://slovari.yandex.ru/dict/lopatnikov/article/lop/].

13 Большая Советская Энциклопедия [http://slovari.yandex.ru/dict/bse/].

14 Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ, с изменениями), Гл.1.    Общие положения, Ст.1. Основные понятия [http://base.garant.ru/11125550.htm].

15 Смотри там же.

16 Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №401

17 Отчет территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре «Об охране атмосферного воздуха за 2008 год»

18 Технологический регламент при обращении с отходами [http://ecoprofi.info/othod/instr/instr_000002_1.htm]


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59395. Сценарій конкурсу за звання Юна українка. А я просто українка, україночка 28 KB
  Музика стихає на сцену виходить ведучий. Ведучий: Кожен народ має свої звичаї що виробилися протягом багатьох століть. Ведучий: На конкурсі учасницям надається можливість показати знання народних звичаїв окрім того. Ведучий знайомить глядачів з кожною із конкурсанток.
59396. Сценарій тематичного вечора. Без верби та калини немає України 28 KB
  На заднику сцени напис Без верби та калини немає України В глибині сцени ансамбль виконує пісню Біля млину калина або 0й гіллягілля укр. Хлопець: Струмок серед гаю як стрічечкаЧервоніє калина мов свічечка. Дівчина: Червоніє калина квітують поля.
59397. Сценарій: Вінок Тарасу 62.5 KB
  Він побачив світ 9 березня 1614 року в селі Моринцях колишнього Звенигородського повіту на Київщині в родині кріпаків Григорія Івановича і Катерини Якимівни Шевченків. 3 дівчина: Коли Тарасові сповнилося два роки...
59398. Дочка Прометея: До дня народження Лесі Українки 47 KB
  Творчість Лесі Українки є великим надбанням не лише української а й усієї світової культури. Талант Лесі Українки проявився в найрізноманітніших сферах літературної праці вона була поетом драматургом прозаїком літературним критиком...
59399. Сценарій До дня народження М.Грушевського 46 KB
  Грушевського 29 вересня відзначатиметься 140-річчя з дня народження Михайла Грушевського 18661934 видатного українського вченого державного і політичного діяча. До Міжнародного року Михайла Грушевського Львів 1996.
59400. Сценарій: До дня народження Т.Г.Шевченка 108 KB
  Слава Шевченка як поета на довгі роки затьмарила славу Т. Ведучі починають розповідь про життя і творчість Тараса Шевченка як художника в процесі якої демонструвться репродукції його жмвописних та графічних творів.
59401. Cценарій. Знай свої права дитино 41 KB
  Важливим аспектом роботи бібліотеки в даному напрямку є широке ознайомлення дітей і організаторів дитячого читання, батьків зі статтями Конвенції, інформування про її наявність у фонді і надання в користування читачам.
59402. Книга і компютер в інформаційному суспільстві: сучасне і майбутнє 34.5 KB
  Розвиток потенціалу людини, навичок і вмінь у століття інформації, формування інформаційної культури особистості повинно брати свій початок з дитинства. Головними джерелами інформації в XXI столітті є книга і комп’ютер.
59403. Сценарій. Ми всі у відповіді за природу 34.5 KB
  Всі учасники: Рятуймо чисте повітря рятуймо воду В морях в океанах в малих і великих річках. Рятуймо злаки а потім рятуймо квіти. Від кого рятуймо Від себе.