39118

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Лекция

Психология и эзотерика

Строгий естественнонаучный подход к анализу и объяснению психических явлений в психологии поведения. В качестве одного из основателей объективной психологии поведения называют российского физиолога И. Вместе с тем это направление имеет множество научных достижений которые составляют золотой фонд мировой психологии: исследована эффективность различных типов подкрепления поощрения и наказания в процессах научения разработано множество тонких методов позволяющих регистрировать различные формы поведения животных установлено...

Русский

2013-10-01

63.5 KB

0 чел.

PAGE  8

ЛЕКЦИЯ 6. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

План

1. Строгий естественно-научный подход к анализу и объяснению психических явлений в психологии поведения. Классический бихевиоризм

Как образец предельно объективного и строгого естественно-научного подхода к исследованию психических явлений представляют интерес объяснительные принципы, сформулированные в рамках классического бихевиоризма в США. В качестве одного из основателей объективной психологии поведения называют российского физиолога И.П. Павлова.

В настоящее время основные положения бихевиористичеоких теорий разделяет незначительное число психологов, т.к. стремление к максимальной объективности получаемых данных ведет к «исчезновению» предмета психологии. Вместе с тем это направление имеет множество научных достижений, которые составляют «золотой фонд» мировой психологии:

  •  исследована эффективность различных типов подкрепления (поощрения и наказания) в процессах научения,
  •  разработано множество тонких методов, позволяющих регистрировать различные формы поведения животных,
  •  установлено большое количество эмпирических закономерностей, которым подчиняется поведение животных в экспериментальных условиях, а также некоторые формы научения – приобретения новых элементов поведения.

Логика теоретического развития бихевиоризма привела к формированию концепций необихевиоризма, которые допускали предположения (гипотезы) о наличии ненаблюдаемых психических механизмов организации поведения, опосредствующих отношения между воспринимаемыми животным стимулами и ответными двигательными реакциями. В настоящее время в рамках когнитивной американо-европейской психологии такие «промежуточные переменные» приобрели разнообразные формы гипотетических функциональных механизмов и семантических репрезентативных структур, обеспечивающих обработку информации.

2. Джон Бродус Уотсон (1878 – 1958). Бихевиоризм

  1.  Научная психология должна изучать объективные явления. Предметом психологии должно быть только наблюдаемое поведение и объективно регистрируемые двигательные и физиологические реакции организма на разнообразные стимулы из внешней среды.
  2.  Основные задачи психологии:
    •  выявление и описание различных типов реакций на внешние стимулы;
    •  исследование процессов (законов) образования новых реакций и их комбинаций.
  3.  Реакции организма на различные раздражители могут быть:
    •  врожденными и приобретаемыми;
    •  явными – внешними, непосредственно наблюдаемыми;
    •  неявными – происходящими внутри организма, скрытыми от непосредственного наблюдения, но регистрируемые с помощью различных приборов.
  4.  Решающее значение в развитии человека играют процессы научения и воспитания. Развитие человека полностью основано на процессах обусловливания. Формирование поведения человека может быть полностью контролируемо путем организации внешних условий и факторов обусловливания.
  5.  Эмоции человека есть специфические реакции организма на раздражители, которые проявляются в вегетативных изменениях, изменении частоты сердечных сокращений, показателей кровяного давления, кожных и мимических реакций, тонуса мышц. Имеется три врожденные эмоциональные реакции: гнев, страх, удовольствие.
  6.  Мышление человека представляет собой неявные, редуцированные речевые и мышечные (преимущественно мануальные) реакции, а также висцеральные реакции.

3. Б. Ф. Скиннер (1904-1990). Радикальный бихевиоризм

  1.  Психология должна отказаться как от ментализма, таки от физиологизма. Воспринимать предмет или мыслить о нем – значит вести себя по отношению к нему определенным способом. При этом поведение контролируется свойствами предметов –различительными стимулами. Знания представляют собой либо действия, либо правила для выполнения действий.
  2.  Связь «стимул – реакция» в поведении нельзя трактовать только как причинно-следственную; причины формирования поведения могут заключаться и в обратной связи «реакция – стимул». Следует различать респондентное и оперантное поведение. Оперантное поведение: может быть не связанным с каким-либо наблюдаемым раздражителем; осуществляется как активное спонтанное воздействие на среду; подкреплением выступает обнаружение стимула – стимульный контингент подкрепления. Респондентное поведение: всегда запускается определенным стимулом; осуществляется как ответная реакция на стимул; подкреплением выступает «контингент подкрепления реакций».
  3.  Поведение организма в процессе научения преимущественно носит оперантный характер и подчиняется закону подкрепления: сила оперантного поведения возрастает, если поведение сопровождается подкрепляющим стимулом. Поведение организма в значительной степени определяется его прошлым поведением. Сложный акт поведения не сводится к последовательности определенных реакций; одно и то же подкрепление может быть добыто животным за счет последовательности различных реакций, объединенных в разные структуры – паттерны. Паттерны поведения детерминируются условиями среды.
  4.  Существуют разные схемы (режимы) подкрепления:
    •  подкрепление с фиксированным интервалом времени;
    •  подкрепление с фиксированной частотой реакций.
      1.  Для формирования определенных форм поведения наиболее эффективным способом является модификация поведения – использование положительного подкрепления в момент, когда живой организм совершает нужные движения в нужном направлении. Процедура научения обеспечивается рядом факторов:
        •  наличие достаточно сильного для данного животного подкрепляющего стимула;
        •  наличие у животного определенного уровня актуализации потребности (депривации);
        •  время между желательным поведением животного и подкреплением должно быть минимальным;
        •  наиболее эффективно положительное подкрепление;
        •  подкрепляться должно малейшее движение животного, направленное к цели;
        •  нежелательное поведение должно угашаться путем отсутствия подкрепления;
        •  после обусловливания части сложного поведения подкрепляться должно требуемое движение, следующее за обусловленной частью.
  5.  Вербальное поведение (речь) у человека формируется и развивается путем оперантного научения.

4. Информационно-кибернетический подход к анализу и объяснению психических явлений в когнитивной психологии

Современная когнитивная психология как научное направление исследования психики с собственной методологией сложилась в США на основе достижений бихевиоризма, необихевиоризма, развития информационно-кибернетических технологий, а также европейских психологических исследований в гештальтпсихологии и в школе Ж. Пиаже. В основу этого подхода заложено предположение о том, что психические явления можно анализировать и объяснять как систему сложных процессов и механизмов обработки информации, имеющихся у живого организма.

Понятие «когнитивная психология» ввел Ульрик Найссер, который считается одним из основателей данного направления. В настоящее время когнитивная психология становится популярным направлением исследований и в России. Так, Л. М. Веккер (1998) является создателем оригинальной общепсихологической отечественной теории психических явлений как системы организации информационных процессов. Многие отечественные психологи в последнее время начинают объяснять и интерпретировать результаты психологических исследований с теоретических позиций когнитивной психологии.

Информационно-кибернетический подход к анализу психических явлений хорактеризуется следующими положениями.

  1.  Психика выполняет в организме функции управления и регуляции поведения. Психика выступает управляющей системой, а организм и поведение – управляемой системой, объектом управления.
  2.  Процесс управления осуществляется как обмен информацией между управляющей системой и объектом управления. От управляющей системы к объекту управления по каналам прямой связи поступает информация, в соответствии с которой осуществляются действия и операции. От объекта управления к управляющей системе по каналам обратной связи поступает информация о результатах выполнения действий и операций.
  3.  Явление обмена информацией есть отображение множества элементов источника информации во множество состояний носителя информации.
  4.  Обладая психикой, живой организм представляет собой самоактуализирующуюся и саморегулирующуюся систему, которая способна самостоятельно создавать и изменять программы своих действий.

Ульрик Найссер

  1.  Психика человека – это активная система, обеспечивающая процессы познания на основе обработки информации из внешнего мира. Познание представляет собой непрерывный процесс проверки когнитивных гипотез.
  2.  Познание обеспечивается когнитивными схемами, которые:
    •  позволяют ассимилировать информацию об окружающей среде, отделяя известное от неизвестного;
    •  носят амодальный обобщенный характер и поэтому позволяют обрабатывать и ассимилировать информацию, имеющую различную модальность.
  3.  Познавательная активность носит циклический, разворачивающийся во времени характер («познавательный цикл»). Процессы исследования, прогноза и планирования определяют выбор внешних объектов, которые имеют значение для субъекта в данный момент. Внешние объекты через органы чувств модифицируют имеющиеся в памяти субъекта познавательные схемы. Модифицированные познавательные схемы направляют и организуют процессы исследования, прогноза и планирования поведения и т.д.
  4.  Субъект воспринимает целостные сцены жизни, которые хранятся в памяти и используются для регуляции поведения (фреймы).

Дж. Андерсон, Р. Л. Солсо

Предмет изучения когнитивной психологии – приобретение, преобразование, репрезентация, хранение и воспроизведение знаний, а также влияние знаний на внимание, установки, поведение, эмоционально-ценностные и мотивационные отношения. Психические явления можно рассматривать как множество этапов обработки информации, получаемой человеком из внешнего мира. На каждом из этапов выполняется особая функция, которая требует своего выявления и исследования.

Анализировать психические процессы можно в двух взаимодополнительных направлениях:

  1.  Анализ психики по аналогии с этапами переработки информации в устройствах компьютера – «компьютерная метафора».
    •  Человек избирательно извлекает (внимание) информацию из окружающего мира (восприятие), которая помещается в кратковременную память.
    •  Информация трансформируется, перерабатывается, интерпретируется (мышление) в зависимости: а) от имеющихся у субъекта целей (и мотивов); б) от накопленного опыта (долговременная память).
    •  В процессе переработки информация используется для принятия решений и планирования действий.
      1.  Анализ психики по аналогии с особенностями переработки информации в программном обеспечении – «информационная метафора». Реализуется в двух направлениях:
  •  Линейно-последовательный подход. Психика – это система функциональных блоков, которые последовательно, линейно перерабатывают информацию(кодирование, перекодирование, декодирование). На каждом этапе переработки взаимодействуют потоки информации, идущие: а) от органов чувств («входов») к центральным механизмам хранения и переработки информации; б) от центра к «входам» и «выходам» – исполнительным действиям. Каждый блок выполняет определенную систему функций:формирования альтернатив и критериев отбора при обработке информации, принятия решения о действии наоснове имеющихся альтернатив, прогнозирования и планирования действий и т. д.
  •  Структурно-уровневый подход. Каждому следующему этапу переработки информации соответствует новый уровень – новая функциональная структура. Функциональные структуры высших уровней интегрируют в себе структуры нижележащих.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85061. Россия в мировом сообществе 32.75 KB
  Сформировать у учащихся общее представление о роли России в современном мире показать потенциальные возможности страны и основные направления политики государства направленной на обеспечение стабильности и национальных интересов России. Изучаемые вопросы Потенциальные возможности России. Роль России в мировых процессах. Обеспечение стабильности и национальных интересов России в мировом сообществе.
85062. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России 34.01 KB
  Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России Цель урока. Сформировать у учащихся представление о национальных интересах России как совокупности сбалансированных интересов личности общества и государства; убеждение в возрастании в современных условиях роли гражданина России в деле обеспечения национальных интересов России. Дать учащимся общее понятие об угрозе национальным интересам и безопасности России которую несут в себе последствия чрезвычайных ситуаций природного...
85063. Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности 32.12 KB
  Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности Цель урока. Систематизировать представления учащихся об общей культуре населения в области безопасности жизнедеятельности подчеркнув значение уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России. Общая система обеспечения безопасности населения страны. Уровень культуры в области безопасности населения страны и национальная безопасность России.
85064. Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация 31.06 KB
  Сформировать понимание недостижимости абсолютной безопасности населения и возрастания роли каждого человека в обеспечении личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности. Подчеркнуть что человек на протяжении периода своего существования на Земле в первую очередь стремился расширить сферу своей жизнедеятельности и обеспечить свое благополучие и очень мало заботился об обеспечении безопасности своей жизнедеятельности. Не случайно обеспечением безопасности...
85066. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия 30.73 KB
  Чрезвычайные ситуации природного характера их причины и последствия Цель урока. Систематизировать знания учащихся о наиболее характерных опасных природных явлениях и чрезвычайных ситуациях природного происхождения возникающих на территории нашей страны. Повторить основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и их возможные последствия. Напомнить о необходимости знать местные признаки приближения опасного природного явления.
85067. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия 30.7 KB
  Сформировать у учащихся более полное представление о факторах опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны обратив внимание на источники техногенных опасностей основные причины их возникновения. Сформировать убеждение что повышение уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности всего населения страны это приоритетный путь повышения уровня безопасности жизнедеятельности личности общества и государства. Изучаемые вопросы Факторы опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны....
85068. Военная угроза национальной безопасности России. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России 35.59 KB
  Военная угроза национальной безопасности России. Международный терроризм угроза национальной безопасности России Цель урока. Познакомить учащихся с внешними внутренними и трансграничными угрозами национальной безопасности России в современном мире. Обоснованно показать учащимся возрастание роли Вооруженных сил России по обеспечению военной безопасности государства и укрепления Вооруженных сил РФ.
85069. Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма 33.03 KB
  Смертность среди наркоманов за последние 10 лет увеличилась: в Германии почти в 5 раз в Италии в 4 раза во Франции в 3 раза в России в 12 раз по данным Интерпола и ООН. была раскрыта наркоситуация в России на современном этапе. На конгрессе в частности говорилось: Масштабы и темпы распространения наркомании в стране таковы что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье наших граждан стабильность общества затрагивая по существу вопросы национальной безопасности России. В настоящее время по данным специалистов в...