39118

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Лекция

Психология и эзотерика

Строгий естественнонаучный подход к анализу и объяснению психических явлений в психологии поведения. В качестве одного из основателей объективной психологии поведения называют российского физиолога И. Вместе с тем это направление имеет множество научных достижений которые составляют золотой фонд мировой психологии: исследована эффективность различных типов подкрепления поощрения и наказания в процессах научения разработано множество тонких методов позволяющих регистрировать различные формы поведения животных установлено...

Русский

2013-10-01

63.5 KB

0 чел.

PAGE  8

ЛЕКЦИЯ 6. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

План

1. Строгий естественно-научный подход к анализу и объяснению психических явлений в психологии поведения. Классический бихевиоризм

Как образец предельно объективного и строгого естественно-научного подхода к исследованию психических явлений представляют интерес объяснительные принципы, сформулированные в рамках классического бихевиоризма в США. В качестве одного из основателей объективной психологии поведения называют российского физиолога И.П. Павлова.

В настоящее время основные положения бихевиористичеоких теорий разделяет незначительное число психологов, т.к. стремление к максимальной объективности получаемых данных ведет к «исчезновению» предмета психологии. Вместе с тем это направление имеет множество научных достижений, которые составляют «золотой фонд» мировой психологии:

  •  исследована эффективность различных типов подкрепления (поощрения и наказания) в процессах научения,
  •  разработано множество тонких методов, позволяющих регистрировать различные формы поведения животных,
  •  установлено большое количество эмпирических закономерностей, которым подчиняется поведение животных в экспериментальных условиях, а также некоторые формы научения – приобретения новых элементов поведения.

Логика теоретического развития бихевиоризма привела к формированию концепций необихевиоризма, которые допускали предположения (гипотезы) о наличии ненаблюдаемых психических механизмов организации поведения, опосредствующих отношения между воспринимаемыми животным стимулами и ответными двигательными реакциями. В настоящее время в рамках когнитивной американо-европейской психологии такие «промежуточные переменные» приобрели разнообразные формы гипотетических функциональных механизмов и семантических репрезентативных структур, обеспечивающих обработку информации.

2. Джон Бродус Уотсон (1878 – 1958). Бихевиоризм

  1.  Научная психология должна изучать объективные явления. Предметом психологии должно быть только наблюдаемое поведение и объективно регистрируемые двигательные и физиологические реакции организма на разнообразные стимулы из внешней среды.
  2.  Основные задачи психологии:
    •  выявление и описание различных типов реакций на внешние стимулы;
    •  исследование процессов (законов) образования новых реакций и их комбинаций.
  3.  Реакции организма на различные раздражители могут быть:
    •  врожденными и приобретаемыми;
    •  явными – внешними, непосредственно наблюдаемыми;
    •  неявными – происходящими внутри организма, скрытыми от непосредственного наблюдения, но регистрируемые с помощью различных приборов.
  4.  Решающее значение в развитии человека играют процессы научения и воспитания. Развитие человека полностью основано на процессах обусловливания. Формирование поведения человека может быть полностью контролируемо путем организации внешних условий и факторов обусловливания.
  5.  Эмоции человека есть специфические реакции организма на раздражители, которые проявляются в вегетативных изменениях, изменении частоты сердечных сокращений, показателей кровяного давления, кожных и мимических реакций, тонуса мышц. Имеется три врожденные эмоциональные реакции: гнев, страх, удовольствие.
  6.  Мышление человека представляет собой неявные, редуцированные речевые и мышечные (преимущественно мануальные) реакции, а также висцеральные реакции.

3. Б. Ф. Скиннер (1904-1990). Радикальный бихевиоризм

  1.  Психология должна отказаться как от ментализма, таки от физиологизма. Воспринимать предмет или мыслить о нем – значит вести себя по отношению к нему определенным способом. При этом поведение контролируется свойствами предметов –различительными стимулами. Знания представляют собой либо действия, либо правила для выполнения действий.
  2.  Связь «стимул – реакция» в поведении нельзя трактовать только как причинно-следственную; причины формирования поведения могут заключаться и в обратной связи «реакция – стимул». Следует различать респондентное и оперантное поведение. Оперантное поведение: может быть не связанным с каким-либо наблюдаемым раздражителем; осуществляется как активное спонтанное воздействие на среду; подкреплением выступает обнаружение стимула – стимульный контингент подкрепления. Респондентное поведение: всегда запускается определенным стимулом; осуществляется как ответная реакция на стимул; подкреплением выступает «контингент подкрепления реакций».
  3.  Поведение организма в процессе научения преимущественно носит оперантный характер и подчиняется закону подкрепления: сила оперантного поведения возрастает, если поведение сопровождается подкрепляющим стимулом. Поведение организма в значительной степени определяется его прошлым поведением. Сложный акт поведения не сводится к последовательности определенных реакций; одно и то же подкрепление может быть добыто животным за счет последовательности различных реакций, объединенных в разные структуры – паттерны. Паттерны поведения детерминируются условиями среды.
  4.  Существуют разные схемы (режимы) подкрепления:
    •  подкрепление с фиксированным интервалом времени;
    •  подкрепление с фиксированной частотой реакций.
      1.  Для формирования определенных форм поведения наиболее эффективным способом является модификация поведения – использование положительного подкрепления в момент, когда живой организм совершает нужные движения в нужном направлении. Процедура научения обеспечивается рядом факторов:
        •  наличие достаточно сильного для данного животного подкрепляющего стимула;
        •  наличие у животного определенного уровня актуализации потребности (депривации);
        •  время между желательным поведением животного и подкреплением должно быть минимальным;
        •  наиболее эффективно положительное подкрепление;
        •  подкрепляться должно малейшее движение животного, направленное к цели;
        •  нежелательное поведение должно угашаться путем отсутствия подкрепления;
        •  после обусловливания части сложного поведения подкрепляться должно требуемое движение, следующее за обусловленной частью.
  5.  Вербальное поведение (речь) у человека формируется и развивается путем оперантного научения.

4. Информационно-кибернетический подход к анализу и объяснению психических явлений в когнитивной психологии

Современная когнитивная психология как научное направление исследования психики с собственной методологией сложилась в США на основе достижений бихевиоризма, необихевиоризма, развития информационно-кибернетических технологий, а также европейских психологических исследований в гештальтпсихологии и в школе Ж. Пиаже. В основу этого подхода заложено предположение о том, что психические явления можно анализировать и объяснять как систему сложных процессов и механизмов обработки информации, имеющихся у живого организма.

Понятие «когнитивная психология» ввел Ульрик Найссер, который считается одним из основателей данного направления. В настоящее время когнитивная психология становится популярным направлением исследований и в России. Так, Л. М. Веккер (1998) является создателем оригинальной общепсихологической отечественной теории психических явлений как системы организации информационных процессов. Многие отечественные психологи в последнее время начинают объяснять и интерпретировать результаты психологических исследований с теоретических позиций когнитивной психологии.

Информационно-кибернетический подход к анализу психических явлений хорактеризуется следующими положениями.

  1.  Психика выполняет в организме функции управления и регуляции поведения. Психика выступает управляющей системой, а организм и поведение – управляемой системой, объектом управления.
  2.  Процесс управления осуществляется как обмен информацией между управляющей системой и объектом управления. От управляющей системы к объекту управления по каналам прямой связи поступает информация, в соответствии с которой осуществляются действия и операции. От объекта управления к управляющей системе по каналам обратной связи поступает информация о результатах выполнения действий и операций.
  3.  Явление обмена информацией есть отображение множества элементов источника информации во множество состояний носителя информации.
  4.  Обладая психикой, живой организм представляет собой самоактуализирующуюся и саморегулирующуюся систему, которая способна самостоятельно создавать и изменять программы своих действий.

Ульрик Найссер

  1.  Психика человека – это активная система, обеспечивающая процессы познания на основе обработки информации из внешнего мира. Познание представляет собой непрерывный процесс проверки когнитивных гипотез.
  2.  Познание обеспечивается когнитивными схемами, которые:
    •  позволяют ассимилировать информацию об окружающей среде, отделяя известное от неизвестного;
    •  носят амодальный обобщенный характер и поэтому позволяют обрабатывать и ассимилировать информацию, имеющую различную модальность.
  3.  Познавательная активность носит циклический, разворачивающийся во времени характер («познавательный цикл»). Процессы исследования, прогноза и планирования определяют выбор внешних объектов, которые имеют значение для субъекта в данный момент. Внешние объекты через органы чувств модифицируют имеющиеся в памяти субъекта познавательные схемы. Модифицированные познавательные схемы направляют и организуют процессы исследования, прогноза и планирования поведения и т.д.
  4.  Субъект воспринимает целостные сцены жизни, которые хранятся в памяти и используются для регуляции поведения (фреймы).

Дж. Андерсон, Р. Л. Солсо

Предмет изучения когнитивной психологии – приобретение, преобразование, репрезентация, хранение и воспроизведение знаний, а также влияние знаний на внимание, установки, поведение, эмоционально-ценностные и мотивационные отношения. Психические явления можно рассматривать как множество этапов обработки информации, получаемой человеком из внешнего мира. На каждом из этапов выполняется особая функция, которая требует своего выявления и исследования.

Анализировать психические процессы можно в двух взаимодополнительных направлениях:

  1.  Анализ психики по аналогии с этапами переработки информации в устройствах компьютера – «компьютерная метафора».
    •  Человек избирательно извлекает (внимание) информацию из окружающего мира (восприятие), которая помещается в кратковременную память.
    •  Информация трансформируется, перерабатывается, интерпретируется (мышление) в зависимости: а) от имеющихся у субъекта целей (и мотивов); б) от накопленного опыта (долговременная память).
    •  В процессе переработки информация используется для принятия решений и планирования действий.
      1.  Анализ психики по аналогии с особенностями переработки информации в программном обеспечении – «информационная метафора». Реализуется в двух направлениях:
  •  Линейно-последовательный подход. Психика – это система функциональных блоков, которые последовательно, линейно перерабатывают информацию(кодирование, перекодирование, декодирование). На каждом этапе переработки взаимодействуют потоки информации, идущие: а) от органов чувств («входов») к центральным механизмам хранения и переработки информации; б) от центра к «входам» и «выходам» – исполнительным действиям. Каждый блок выполняет определенную систему функций:формирования альтернатив и критериев отбора при обработке информации, принятия решения о действии наоснове имеющихся альтернатив, прогнозирования и планирования действий и т. д.
  •  Структурно-уровневый подход. Каждому следующему этапу переработки информации соответствует новый уровень – новая функциональная структура. Функциональные структуры высших уровней интегрируют в себе структуры нижележащих.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60088. Позакласний захід: Презентація Марійської дружини 84.5 KB
  Мета. Навчати жити за Божими Законами,прославляти Марію та служити її. Підвищувати духовний рівень та формувати потребу ведення здорового способу життя. Виховувати любов до Пречистої Діви Марії, милосердя до ближнього.
60089. Ми створені на добрі діла 52.5 KB
  Ведучий: Ольга Хто вона Якого родуплемені Чи знатного боярського чи дочка перевізника що волею долі стає київською княгинею Може саме так в переддень Купала Ольга познайомилася із князем Ігорем який був в її місцевості на мисливських ловах.
60090. Сценарий литературного праздника по творчеству С. Я. Маршака 97.5 KB
  Цель: в игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака; пробудить интерес к его творчеству; учить воспринимать содержание произведений; прививать интерес к чтению книг; развивать воображение...
60091. Срібна ниточка поміж берегами 77.5 KB
  В народі говорять: Яка мама така і доня. Отже доня це маленька мама яка запам’ятовує всі накази дорослої мами. Під ясними вітрилами любові і добра У подорож далеку запрошую вас я На океанських крилах донести хочем ми Одвічну шану матері заступниці рідні...
60092. Урок – свято «Великодні дзвони» 48 KB
  Найбільшим святом весни є Великдень. Цього дня воскрес Ісус Христос. До цього свята готуються заздалегідь. Неділю перед Великоднем називають Вербною. Перші «котики» верби - символ пробудження природи.
60093. Загальношкільна лінійка «Збережи де живеш, де стоїш…» 53.5 KB
  Учень 1: Кожної весни земля цього благодатного краю вкривається барвистим килимом рослин дає притулок різним живим істотам. Учень 2: З давніх здавен як тільки виникли рослини на землі почали вони змагатися між собою за кращі умови освітленості вологи живлення.
60094. Запобігання торгівлі людьми 31 KB
  Мета: надати учням інформацію про явища торгівлі людьми (дітьми), зовнішні та внутрішні причини виникнення даної проблеми; про те, які права порушуються в ситуації торгівлі людьми.
60095. Внеклассное мероприятие по химии Что? Где? Когда? 53 KB
  Команды придумывают себе название делают эмблему выбирают капитана капитан координирует и направляет игру команды. Ход проведения мероприятия: Ведущий Приветствует команды зрителей представляет жюри. Приветствие команд представляют эмблему комментируют название команды приветствуют команду соперника Разминка Вопросы к...
60096. НА РУШНИКУ ХАЙ ДОЛЯ КВІТНЕ 51.5 KB
  Мета: розширити знання студентів про різновиди українського рушника та народні традиції пов’язані з ним; розвивати творчі здібності студентів; виховувати любов до традицій свого народу заохочувати студентів до вивчення української народної культури.