39119

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ И ОБЪЯСНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Лекция

Психология и эзотерика

Культурное развитие человека представляет собой формирование и развитие в совместной деятельности и общении высших психических функций ВПФ. Источник развития человеческой психики находится во внешней идеальной форме – в фиксированных в человеческой культуре средствах и способах деятельности и общения которыми необходимо овладеть. Формирование ВПФ выделяет человека из животного мира и заключается в присвоении культурноисторического опыта человечества что обеспечивает изменение структуры деятельности и психики человека. При этом...

Русский

2013-10-01

172 KB

15 чел.

PAGE  1

ЛЕКЦИЯ 7. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ И ОБЪЯСНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

План

Данное направление является результатом исследований отечественных психологов и в настоящее время составляет «мощную» методологическую и теоретическую альтернативу современной американской когнитивной психологии. Основоположники – Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и С.Л. Рубинштейн. В русле этого подхода проводились теоретические и экспериментальные исследования множеством выдающихся психологов в СССР, России, Украине.

1. Л.С. Выготский (1896–1934). Культурно-историческая теория развития высших психических функций человека

Вводимые в психологию методологические принципы.

Объяснить психические явления можно только путем исследования закономерностей их формирования и развития. Изучение психики требует использования генетических методов исследования и объяснения.

Для верного объяснения психических явлений требуется их анализ по единицам, а не по элементам. Анализ по единицам предполагает:

  •  выделение такого целостного объекта или процесса, которому, в отличие от элементов, присущи все свойства целого явления;
  •  представление в таком объекте или процессе всех существенных связей и существенных для данного объяснения характеристик объекта;
  •  возможность наблюдения (опытного изучения) такого объекта или процесса (операционализируемость).

Объяснительные принципы

  1.  Между человеком и миром стоит социальная (культурная) среда, через которую преломляются все внешние воздействия на человека и все формы организации его поведения. В онтогенетическом формировании психики человека биологическое созревание и культурное развитие составляют единство. Культурное развитие человека представляет собой формирование и развитие в совместной деятельности и общении высших психических функций (ВПФ). ВПФ формируются по мере овладения субъектом культурно-историческим опытом путем включения в организацию естественных психических функций орудийных и знаково-символических средств. ВПФ обеспечивают произвольные, рефлексивные и осознаваемые формы организации субъектом поведения и психики. Следует условно противопоставлять эволюционно складывающиеся естественные психические функции, развивающиеся на основе наследуемых механизмов их формирования и развития, и высшие психические функции, складывающиеся в процессе исторического развития человечества. Естественные психические функции формируются и развиваются в процессе приспособления животных организмов к естественным условиям обитания. Только такие психические функции развиваются и у человека, если он после рождения выкармливается и воспитывается животными (волками, обезьянами).
    1.  Источник развития человеческой психики находится во внешней «идеальной форме» – в фиксированных в человеческой культуре средствах и способах деятельности и общения, которыми необходимо овладеть. Формирование ВПФ выделяет человека из животного мира и заключается в присвоении культурно-исторического опыта человечества, что обеспечивает изменение структуры деятельности и психики человека. Развитие человеческой психики необходимо предполагает овладение:
  •  способами использования предметов человеческой культуры;
  •  приемами использования и изготовления орудий, которые увеличивают возможности естественных органов и выступают средствами преобразования предметного мира;
  •  способами активного использования языковых (знаково-символических) средств, которые увеличивают возможности естественных психических функций и обеспечивают организацию сознания и произвольное управление психическими процессами;
  •  способами произвольной организации собственного поведения и психических процессов на основе использования орудийных и знаково-символических средств;
  •  средствами и способами реализации межличностных и социальных отношений.

В этой связи полезно подчеркнуть, что личностно-совершенный человек – это человек, который в течение индивидуальной жизни овладел широким спектром умений использовать предметы человеческой культуры, научился ставить самостоятельно цели и произвольно организовывать и регулировать свое поведение, а также реализовывать и утверждать определенный диапазон межличностных и социальных отношений. При этом этической составляющей личностной сферы субъекта выступает внутреннее стремление считаться с интересами других людей и включаться в такие виды деятельности, которые имеют позитивное значение для общества.

Об уровне познавательного развития человека чаще всею судят по диапазону умений выполнять самые разнообразные предметно-практические и умственные действия с опорой на орудийные и знаково-символические средства, которые обеспечивают решение различных по сложности и предметной направленности задач.

Овладение таким широким диапазоном средств и способов организации жизни и деятельности в современном человеческом обществе обеспечивается процессами обучения и воспитания. Поэтому познавательное и личностное развитие субъекта исходно обеспечивается образовательными взаимодействиями с другими людьми – «обучение ведет за собой развитие».

  1.  ВПФ производны от внешних форм общения и деятельности. ВПФ первоначально возникают во внешней, разделенной с другими людьми деятельности и в общении и лишь затем становятся индивидуальными и внутренними – интериоризируются. В развитии ВПФ существуют этапы:
  •  доречевая фаза развития поведения и психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления);
  •  межфункциональное объединение естественных психических функций и речевых функций в единую систему: а) формирование внешнего развернутого речевого планирования поведения и действий; б) формирование внешних форм речевой организации действий над значениями, представлениями, обобщениями (эгоцентрическая речь);
  •  преобразование внешней речи (через эгоцентрическую речь) во внутреннюю речь с ее последующим сокращением и автоматизацией. Формирование умственных форм организации и произвольного выполнения умственных действий над значениями (обобщениями).

Л.С. Выготский специально подчеркивал, что исходно новые психические функции человека формируются во внешнем мире, а не внутри мозга или организма. Поэтому психическое развитие человека определяется внешними условиями взаимодействий с людьми и предметным миром. И чем богаче и насыщеннее разнообразными формами общения, поведения, действий условия развития ребенка, тем более интенсивно и всесторонне будет протекать его индивидуальное психическое развитие.

При этом особое значение в развитии человеческой психики имеет овладение способами и средствами использования знаково-символических средств: сначала это овладение жестами, позднее – способами использования языка, и еще позднее – разнообразными искусственными знаково-символическими системами и способами их применения для решения самых разнообразных задач.

Как показали многочисленные исследования и эксперименты, проведенные психологами в нашей стране, без овладения определенными способами использования языка, знаков, символов формирование ВПФ просто невозможно. Формирование новых психических функций человека из внешних, разделенных с другими людьми действий и форм общения получило название «механизм (процесс) интериоризации». Благодаря включению в организацию ВПФ языковых, а позднее и других знаково-символических средств поведение и психические функции человека приобретают произвольность в организации, рефлексивность и осознаваемость.

  1.  Механизм интериоризации имеет два взаимосвязанных направления формирования и развития произвольных, преднамеренных действий (внешних практических и умственных).

Первое направление развития ВПФ: от разделенного (совместного) действия к действию произвольному и индивидуальному. Это:

  •  Развитие умений подчинять свои действия, поступки, психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление) речевым указаниям другого человека (взрослого).
    •  Развитие умений организовывать с помощью речи протекание психических процессов и поведения у других людей.
      •  Межфункциональное объединение таких умений в одну функцию, которая позволяет на основе использования речи самостоятельно планировать собственные действия и подчинять таким планам собственное поведение (овладение своим поведением и психическими функциями).

Второе направление развития ВПФ: переход от внешних материальных форм действий к внутренним, «идеальным» действиям над значениями. Это:

  •  Доречевая фаза развития психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления) и «доинтеллектуальная» фаза развития звуковой коммуникации.
    •  Межфункциональное объединение естественных психических и речевых функций – формирование внешнего развернутого речевого планирования и организации поведения (эгоцентрическая речь).
      •  Переход от действий с материальными предметами к действиям над значениями (представлениями, обобщениями)с опорой на использование внешних материальных знаков и символов.
      •  Переход от действий над значениями с опорой на внешние материальные знаки и символы к внутренним действиям над значениями с опорой на внутренние способы использования знаков и символов.

У младенца нет готовых форм человеческих психических функций и человеческих форм произвольно-преднамеренно организуемого поведения в обществе. Ими человек должен овладеть путем включения в конкретно-исторические формы взаимодействий с людьми. При этом только такие формы поведения, которые ребенок во внешних предметных взаимодействиях со взрослыми научится обозначать, планировать и организовывать их выполнение с помощью языка, могут стать в последующем предметом осознания и предметом самостоятельной произвольной регуляции. Так, на протяжении жизни ребенок овладевает произвольными способами преобразования предметов, организации собственных действий с предметами, способностями контролировать свои поступки во взаимодействиях с людьми и прогнозировать их возможные последствия, способами регуляции собственных психических функций – внимания, памяти, мышления и т.д.

Отсюда вытекает и знаменитое следствие из теории Л.С. Выготского: обучение и воспитание – это необходимые детерминанты развития ВПФ; «обучение ведет за собой развитие». То, что ребенку доступно в совместных со взрослым предметно-практических действиях («зоны актуального развития»), то в ближайшем времени может преобразоваться в самостоятельные формы организации поведения и деятельности («зоны ближайшего развития»).

  1.  В организацию высших психических функций включаются языковые и другие знаково-символические средства. Знаки языка (а также другие знаки и символы) по мере овладения ими субъектом приобретают две важнейшие характеристики: а) предметную отнесенность – обозначают и замещают объективно существующие предметы и явления; б) значение – актуализируют фиксированные в психике людей сходные представления, обобщения, понятия.
    •  Значение исходно существует вне субъекта – в предметах, вовлеченных человечеством в сферу своей деятельности.
      •  Знак напоминает человеку о необходимости выполнить определенную систему операций, в которых могут в определенном сочетании участвовать все психические функции.
      •  Структура значений (обобщений) развивается и совершенствуется в онтогенезе: сначала преимущественно через непосредственное знакомство с предметами и явлениями, значения которых фиксируются в знаково-символических средствах; позднее – еще и через овладение способами использования языка и других знаково-символических средств, которые позволяют выстраивать новые значения (представления, понятия) в сознании субъекта.
      •  Благодаря знакам компоненты актуальной ситуации включаются в одну структурную систему с символически организованными представлениями из прошлого и предполагаемого будущего.

Верное использование языковых и других знаково-символических средств выступает необходимым условием для формирования и развития познавательных психических функций человека, а также для овладения современными научными знаниями. Именно различные способы использования языка, знаков, символов обеспечивают человеку возможности произвольно и преднамеренно фиксировать в умственном плане различные представления и понятия, выполнять над ними всевозможные преобразования и фиксировать получаемые результаты.

  1.  Сознание формируется по мере активного овладения субъектом способами использования языка, знаков и символов, через замещение внешних практических предметных действий речевыми действиями и их последующей интериоризацией.
  •  Единица сознания есть значение, которое имеет социальное происхождение и представляет собой: а) единство мышления и речи; б) единство общения и обобщения.
  •  Слова (знаки) замещают предметные характеристики явлений и событий, фиксируя и сохраняя их значение, чтопозволяет выполнять действия над значениями во внутреннем умственном плане.
  •  Сознание есть обратимые процессы выражения мыслей всловесных значениях и построения мыслей на основе извлечения значений из слов – это обратимые процессы перехода от смысла значениям и словам и от слов – к значениям и смыслу.
  •  Главная функция значения – смыслообразование, которое обеспечивает индивидуальное смысловое строение сознания.
  •  Сознание субъекта – это динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов.

Таким образом, сознательный уровень организации поведения, действий и психических функций заключается в том, что, опираясь на всевозможные способы использования знаково-символических средств, субъект приобретает ряд возможностей. Во-первых, фиксировать и актуализировать в собственной психике и психике других людей различные значения в форме двигательных и образных представлений, а позднее и в форме понятий. Во-вторых, преобразовывать такие значения, использовать их в целях ориентировки в мире и организации поведения у других людей, а также в целях самостоятельной ориентировки и организации собственного поведения. Такие способности у человека формируются и развиваются на протяжении всей жизни по мере овладения субъектом новыми способами использования языка и разнообразных знаково-символических средств.

Так, Л. С. Выготский реализовал ряд исследований, в которых показал, какие существуют основные этапы в формировании и развитии значений у детей. Овладевая способами использования знаков языка, ребенок постепенно устанавливает их предметную отнесенность и овладевает соответствующими этим знакам значениями. За способами использования знаков скрываются различные типы значений (способы обобщений):

  •  синкреты – объединения предметов с помощью слова без достаточного основания, по случайному впечатлению, эмоционально-оценочному сходству, по внешней близости, яркости;
  •  комплексы – объединения предметов с помощью слова согласно фактическим связям при равенстве всех признаков в своем функциональном значении. Характерно постоянное изменение оснований для объединения и соскальзывание с одного признака на другой в практической ситуации обобщения;
  •  псевдопонятия (житейские понятия) – объединения предметов с помощью слова, которые основаны на житейском опыте действий и опыте непосредственного восприятия, тождественны с истинными понятиями по предметной отнесенности, но различны по интеллектуальным операциям, ведущим к обобщению;
  •  понятия – объединения предметов с помощью слова наоснове абстрактного синтеза, которые формируются в ходе работы над самими понятиями: осознание значений слов и терминов, а также своей собственной мыслительной деятельности; установление зависимостей и связей между системой понятий путем определения одного понятия посредством других понятий; произвольность использования обобщений.

Формирование научных понятий обеспечивается, во-первых, переходом от использования знаков только «для других» (общение) к знакам «для себя» (организация собственного мышления); во-вторых, переходом от накопления опыта внешней речевой организации памяти и мышления во взаимодействиях с другими людьми к активной внутренней организации памяти и мышления с опорой на самостоятельную внутреннюю речь.

  1.  Личность человека как психическое образование: интериоризированные способы и средства организации и реализации межличностных и социальных отношений образуют структуру личности, которая представляет собой иерархически организованную систему ВПФ.

Личностные качества человека представляют собой психические функции, которые формируются и развиваются на протяжении жизни, приобретают относительно устойчивый характер и обеспечивают субъекту организацию и реализацию: а) непосредственных межличностных взаимодействий с людьми; б) всевозможных опосредствованных социальных отношений и связей с другими людьми и общественными институтами. Такие взаимодействия могут подчиняться узкоэгоистичным или широко социально значимым задачам.

  1.  Основные этапы формирования высших психических функций в онтогенезе.

Периодизация психического развития человека зависит от уровня культурно-исторического развития человеческого общества и определяется закономерностями формирования и развития высших психических функций. При этом на каждом этапе психического развития человека наблюдаются:

  1.  появление характерных для каждого возраста психических новообразований в личностной и познавательной сферах;
    1.  изменения «социальной ситуации развития» – условий, которые предоставляет общество для развития ребенка, а также требований и ожиданий, которые предъявляются к ребенку со стороны других людей и общества.

В формировании и развитии ВПФ можно обобщенно указать ряд этапов:

  1.  Этап формирования натуральных форм поведения (младенчество): выделение из единых форм жизнедеятельности «младенец – взрослый» индивидуальных форм познавательной активности, поведения и аффективного отношения к различным явлениям.
  2.  Этап зарождения высших психических функций (1–3 года): функциональное включение знаково-символических средств во взаимодействия между ребенком и взрослым.
  3.  Этап «переходных психологических систем» (3–12 лет): переход от символической деятельности, выполняемой совместно с другими людьми, к индивидуальным формам символической деятельности.
  4.  Этап высших психических функций, опосредствованных внешними знаками (от 6 до 12–14 лет): формирование умений повышать эффективность своей деятельности с помощью внешних вспомогательных знаково-символических средств.
  5.  Этап «вращивания» внешних знаково-символических операций (с 7–8 лет и далее на протяжении всей жизни): преобразования ВПФ из опосредствованных внешними знаками в опосредствованные внутренними знаковыми операциями.
  6.  Зрелая умственная деятельность взрослого человека, протекающая во внутреннем умственном плане сознания.

В свою очередь, развитие ВПФ во многом определяется социальной ситуацией развития, которая изменяется на протяжении индивидуального развития каждого человека. Теоретическая конкретизация и обоснование закономерностей онтогенетического развития психики человека в последующем была реализована в исследованиях А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.

  1.  Психофизиологическая функциональная структура и организация высших психических функций человека.

В процессе развития человека структура психики изменяется по мере установления новых межфункциональных связей и отношений между естественными и высшими психическими функциями путем включения в их организацию знаково-символических средств. При этом:

  •  ВПФ задаются и формируются во внешних формах деятельности и общения с людьми на протяжении индивидуальной жизни;
  •  ВПФ каждого человека имеют сложные формы иерархической функциональной организации (функциональные системы), в которых в зависимости от решаемых задач присутствуют восприятие, память, мышление, мотивы, эмоции;
  •  нейрофизиологические процессы, функции мозга выступают необходимым условием (но не причиной!) формирования ВПФ. Мозговые функции приспосабливаются к реализации новых ВПФ и способов взаимодействий с внешним миром, которые приобретаются человеком.

Позднее идея о том, что психика исходно располагается не в мозге, а между субъектом и миром – выступает продуктом взаимодействий субъекта с предметами объективного мира, развивалась в работах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и многих других отечественных психологов.

Закономерности формирования мозговых, нейропсихологических механизмов, которые формируются вслед за новыми типами взаимодействий субъекта с предметным миром и выступают необходимым условием для реализации все более сложных психических функций, конкретизировались в исследованиях А.Р. Лурии.

2. А.Н. Леонтьев (1903-1979). Деятельностный подход к объяснению психических явлений

Вводимые в психологию методологические принципы

Субъект с самого начала находится «не перед миром», а «внутри мира», развивающегося по объективным материальным законам; субъект составляет часть объективного мира.

Любой психический процесс следует рассматривать в системе (в составе) конкретной практической или умственной деятельности субъекта. Психика формируется в различных формах активности, действий, деятельности.

Психика исходно представляет собой ориентировочно-исследовательские действия живого организма, результатом которых выступает постоянно совершенствующийся образ окружающего мира. На основе образа мира (вторично, производно) организуются все более сложные формы поведения и деятельности.

Психологическая наука охватывается тремя основными взаимосвязанными проблемами:

  •  психология образа: развитие всех когнитивных процессов, включая внимание и сознание;
  •  психология деятельности: формирование и развитие различных видов, форм и уровней;
  •  психология личности, развитие человека от индивида к личности; формирование различных индивидуально-психологических и личностных свойств.

Теория развития и функционирования психики человека в общественной деятельности

  1.  Предмет исследования психологии как самостоятельной науки. Психология – наука о порождении и функционировании в деятельности индивида психического отражения реальности – «образа мира», который обеспечивает ориентировку субъекта в предметном мире и организацию деятельности (поведения). Психику следует изучать «от жизни (деятельности) к мозгу», а не «от мозга к жизни». Психику человека следует изучать в развитии от внешних социальных форм к индивидуальным умственным формам. Психика представляет собой сложную активность, которая обеспечивает живому организму предварительную ориентировку, организацию и регуляцию выполнения разнообразных действий и деятельностей на основе формирующегося «образа мира».
  2.  Деятельность – это единица жизни, опосредствованная психическим отражением, психической ориентировкой, которая представляет системный процесс: а) имеющий сложное функциональное строение, б) развивающийся на основе внутренних и внешних движущих противоречий, в) порождающий психику – «образ мира».

Реальная жизнь людей – это иерархия сменяющих друг друга деятельностей. Анализ человеческой деятельности может иметь:

  •  исполнительно-технологический характер, когда деятельность анализируется на основе внешне наблюдаемых результатов и способов их получения: деятельность – действия – операции;
  •  смысловой (собственно психологический) характер, где любая активность человека: а) по отношению к мотиву субъекта выступает в качестве деятельности, имеющей личностный смысл; б) по отношению к поставленным субъектом целям – в качестве действия или системы действий; в) по отношению к конкретным способам психической ориентировки, планирования и исполнения в конкретных предметных условиях – как операция или система операций.
  1.  Основания для психологического анализа действий и деятельности. В психологическом анализе структуры действий и деятельностей следует выделять:
    •  мотивационную (интенциональную) сторону – то, что побуждает и направляет деятельность и действия – мотивы, цели и их формирование;
    •  операциональную сторону – способы и средства достижения целей, реализации мотивов и удовлетворения потребностей в различных предметных условиях.

С точки зрения фазовой динамики действий и деятельности следует выделять:

  •  фазу ориентировки и планирования действий и деятельности;
  •  фазу исполнения действий и деятельностей в соответствии с планом;
  •  фазу контроля и коррекции получаемых результатов в процессе выполнения действий.
  1.  Психологическая структура деятельности включает ряд составляющих компонентов.

Потребность – внутреннее побуждение организма к активности, в основе которого лежит нужда организма в каких-либо внешних предметах или условиях. Исходно потребности запускают ненаправленное поисковое поведение, которое обеспечивает обнаружение предметов, удовлетворяющих потребности. Предметы, обеспечивающие удовлетворение потребностей, в последующем начинают направлять активность организма, преобразуясь в мотивы.

Мотив – «опредмеченная потребность» – предмет (воспринимаемый или представляемый), который удовлетворяет потребность и на который направляется активность (деятельность). Развитие предметного содержания потребностей и мотивов в процессах реализации деятельности есть процесс развития потребностно-мотивационной сферы человека. В человеческом обществе мотивы формируются и развиваются через производство новых предметов и овладение способами их использования. Человека могут мотивировать к деятельности различные стороны одного предмета. Мотивы в деятельности человека выполняют побудительную, направляющую и смыслообразующую функции. Один и тот же мотив (предмет) может удовлетворять разные потребности; одна и та же потребность может удовлетворяться через разные мотивы (предметы).

Осознаваемые цели, которые достигаются посредством действий, благодаря чему реализуется процесс деятельности. Процесс деятельности реализуется посредством действий, каждое из которых подчиняется промежуточной осознаваемой цели и включает ориентировочную и исполнительную части. По отношению к любому текущему целенаправленному действию человека мотивы выстраиваются в иерархические отношения и связи друг с другом. Всякое действие и всякую цель можно рассматривать: а) в объективных предметных связях и отношениях – как имеющие объективные значения; б) в отношении к потребностям и мотивам субъекта – как приобретающие субъективный личностный смысл.

Автоматизированные, неосознанно реализуемые способы ориентировки, планирования, исполнения, контроля и коррекции в составе целенаправленных действий – операции. Каждое действие складывается из операций, которые представляют собой автоматизированные способы ориентировки, планирования, реализации, контроля и коррекции целенаправленного действия.

Следует условно различать технологические, исполнительные операции и психические операции, обеспечивающие предварительную ориентировку и планирование действий.

Используемые операции зависят: а) от внешних средств и условий, в которых действие реализуется; б) от имеющихся у субъекта автоматизированных способов ориентировки, планирования и автоматизированных способов реализации действий.

  1.  Психический образ предметного мира и его образование. В качестве ориентировочной основы в организацию и осуществление любого действия или деятельности включается образ предметного мира. Образ мира – это психическое образование, производное от реализуемых субъектом действий и операций.
  •  Ориентировочные операции и действия, исходно выполняемые субъектом посредством органов чувств по отношению к объектам, являются средством формирования образа. Образ исходно есть продукт, результат определенных ориентировочных операций и действий.
  •  Внешние (предметные) и внутренние (умственные) операции выступают психологическим механизмом порождения и существования образа: актуализация образа – это процесс сокращенного выполнения тех операций, которые лежат в основе построения образа.
  •  Использование образа в процессе решения различных задач происходит путем включения его в то или иное действие в качестве ориентировочной основы.
  1.  Формирование сознания человека происходит путем интериоризации опосредствованных языком (речью) способов организации и выполнения действий и операций, которые отделяются от исходной внешней предметной формы. Это обеспечивает формирование внутреннего плана умственных действий над представлениями и понятиями, которые организуются сначала внешними, а затем внутренними способами использования языковых и других знаково-символических средств.
  2.  Соотношение внешних и внутренних (умственных) формы человеческих операций, действий и деятельностей.

Исходно внешние ориентировочно-исследовательские и исполнительные, «технологические» составляющие деятельности, по мере овладения ими субъектом, преобразуются в психические образы и представления – умственные операции и действия, образующие внутренние формы психической деятельности.

Психика производна от внешних форм деятельности – это результат интериоризации внешних операций и действий путем их преобразования в сокращенные умственные(психические, идеальные) формы.

Внешние и внутренние составляющие деятельности имеют одинаковый состав (функционально и структурно изоморфны), но различаются по предметному содержанию условий, целей, мотивов. Внешние и внутренние составляющие компоненты деятельности представляют единство и могут переходить друг в друга.

Развитые внутренние умственные формы действий над представлениями и понятиями могут преобразовываться во внешние формы, реализуясь в новых знаковых и вещественно-предметных продуктах человеческой  культуры(экстериоризироваться).

  1.  Психическое развитие человека, формирование его сознания и личности обеспечивается присвоением индивидом общественно-исторического опыта, путем овладения с помощью других людей разнообразными видами операций, действий и деятельностей, которые соответствуют предметам материальной и духовной культуры и фиксированы в орудиях и знаково-символических средствах. При этом наследственная анатомо-физиологическая организация не имеет решающего значения для формирования и развития сознания, личности, способностей человека, а выступает только необходимым условием.
  2.  Личность человека есть формирующееся и развивающееся в течение индивидуальной жизни человека психологическое новообразование. Основой личности является совокупность общественных отношений к миру, в которые включается человек. Такие отношения формируются в реализуемых человеком связях с людьми через различные виды деятельностей.

Действие как теоретический конструкт (объяснительное понятие) и как «неаддитивная единица» анализа психики

  1.  Любое действие направлено на предмет (предметно) и подчинено определенной цели, которая зависит от потребностей организма и его предметного окружения (актуального наличного или представляемого, которое требуется обнаружить или создать в ходе деятельности). Предмет (цель) и мотив действия не совпадают между собой.
  2.  Всякое действие и всякая цель могут рассматриваться в объективных связях и отношениях как объективные значения.
  3.  Смысл действия для человека определяется мотивом деятельности («опредмеченной потребностью»), в состав которой действие входит.
  4.  Действие как составляющая деятельности позволяет реализовать предметные связи «организм – среда», с одной стороны, и познакомиться с реальными свойствами среды – с другой.
  5.  Реализация любого действия включает совокупность ориентировочных (познавательных), исполнительных и контрольных операций. Следует различать: а) приспособительные операции, которые формируются неосознанно, путем приспособления движений к условиям выполнения действия; б) сознательные операции, которые формируются путем автоматизации и объединения действий.
  6.  В действии на основе ориентировочных операций порождается и развивается образ окружающего мира путем активного «уподобления» движений органов чувств предметному окружению. По мере своего формирования образ, в свою очередь, начинает во многом предопределять протекание действий и ориентировать их в процессе реализации.
  7.  Действие по мере своего развития может преобразовываться в нескольких направлениях:
    •  как процесс, исходно зависящий от актуальной естественной потребности и непосредственного предметного окружения, действие может принимать культурные, опосредствованные орудиями и знаками формы, приобретая все более надситуативный характер,
    •  как составляющая деятельности действие может преобразовываться:
      1.  путем автоматизации в операцию – способ выполнения других более сложных действий;
      2.  путем приобретения личностного смысла для субъекта («осознаваемый мотив-цель») – в самостоятельную деятельность (механизм сдвига мотива на цель).
        •  как активный, живой, протекающий в предметной среде процесс внешнее практическое действие может преобразовываться в действие «идеальное», протекающее во внутреннем, умственном плане сознания.

Теория исторического развития психических функций человека в ходе общественно-исторической дифференциации различных видов деятельностей

В работах А.Н. Леонтьева теоретически развивается тезис об общественно-исторических (культурно-исторических) закономерностях формирования и развития психических функций человека. Содержательная конкретизация этого тезиса представляет разработку социально-психологической теории исторического развития психических функций человека по мере дифференциации исходной совместной деятельности, направленной на удовлетворение естественных потребностей во множестве производных типов и видов человеческих действий с их последующим выделением в самостоятельные типы деятельностей.

  1.  Деятельность – это процесс, который развивается в ходе исторического развития человечества и в котором осуществляется жизнь каждого нового поколения людей. Общественно-исторический опыт исходно порождается в процессах развития человеческих действий и деятельностей и фиксируется в форме объективных значений в продуктах материальной человеческой культуры, в орудийных и знаково-символических средствах. В процессах усложнения действий и деятельностей у каждого поколения людей совершенствуется система значений, частичное присвоение которых каждым человеком образует индивидуальный психический образ мира. Психический образ мира вторично выступает ориентировочной основой для организации все более эффективных действий и деятельностей.
  2.  Исторически первична совместная практическая деятельность, где имеется общий мотив для всех участников деятельности и общие цели действий. Общение между субъектами исходно служит непосредственному ситуативному планированию, организации и управлению совместной деятельностью и распределению отдельных действий между членами сообщества. Исходно практическая сторона деятельности и общение составляют единый процесс и являются слитыми. Позднее от деятельности отделяется собственно коммуникативная сторона по мере совершенствования и дифференциации жестовых и речевых средств общения.
  3.  Психологические основания, лежащие в основе общественного разделения труда. Специализация субъектов в выполнении отдельных действий ведет к разделению труда и дифференциации все новых видов человеческой деятельности.

Любое действие включает: а) этап ориентировки и планирования; б) этап исполнения и реализации; в) этап контроля и коррекции (рефлексия). По мере технологического усложнения и фиксирования в языковых и знаково-символических средствах способов организации и выполнения действий отдельные операции в их составе осознаются и преобразуются в новые самостоятельные действия.

Субъекты начинают специализироваться в выполнении различных операций и действий при реализации совместных видов деятельностей: а) операций и действий предварительной ориентировки и организации совместной деятельности; б) исполнительных операций и действий, реализующих деятельность и обеспечивающих получение конкретного продукта; в) действий контроля, оценки, распределения полученных продуктов. По механизму сдвига мотива на цель формируются производные виды деятельности – деятельности планирования, организации, исполнения, контроля.

  1.  Как формируются умственные действия и умственные формы человеческих деятельностей? Компоненты общественной деятельности, связанные с планированием, организацией и контролем, оказываются отделенными во времени и пространстве от деятельности практической, исполнительной. Формируется труд умственный.

Появляется необходимость и возникают условия для того, чтобы речь выделилась из межсубъектного общения и приобрела новые функции – организации индивидуальной умственной деятельности.

Новые функции речи делают необязательной ее внешнюю развернутую форму.

Речевые действия приобретают характер внутренних средств для организации умственных действий над значениями (представлениями и понятиями) – формируется индивидуальный внутренний план умственной деятельности. Субъект становится носителем индивидуального сознания.

  1.  К каким последствиям в формировании и развитии человеческих типов деятельности ведет отделение ориентационно-планирующих компонентов от исполнительных, с одной стороны, и умственных индивидуальных форм организации и реализации действий от исходно внешних совместных действий, с другой стороны?

Внутренние опосредствованные речью действия и операции предварительной ориентировки и планирования практических видов деятельности преобразуются в познавательно-исследовательскую деятельность (механизм сдвига мотива на цель).

Коммуникативно-организационные аспекты речевого общения преобразуются в ряд специализированных видов профессиональной деятельности, заключающихся в речевом воздействии на других людей: учебную, идеологическую, политическую.

3. С.Л. Рубинштейн (1889-1960). Субъектно-деятельностная теория психики

  1.  Человека с его психикой исходно следует рассматривать «внутри бытия», а не противопоставлять окружающему миру.
  2.  Предметом изучения психологии являются психические функции в их отношениях и связях с миром и деятельностью человека в мире. Всякая внешняя активность живого существа содержит в себе психические составляющие, посредством которых осуществляется ее регуляция. Следует различать: а) деятельность, в которой присутствуют психические функции, когда реализуются жизненные отношения человека к окружающему миру; б) собственно психические функции – психические процессы.
  3.  В процессе взаимодействия субъекта с миром внешние факторы всегда действуют через внутренние условия. Такие условия представляют собой внутреннюю психическую активность субъекта, которая имеет врожденный характер. Психика детерминируется одновременно «органическим субстратом» мозга и внешним предметным миром.
  4.  Деятельность всегда есть взаимодействие субъекту и объекта: не может быть бессубъектной деятельности и деятельности без предмета. В деятельности всегда в большей или меньшей мере присутствуют активность, творчество, самостоятельность.
  5.  Субъект в своих деяниях, актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, но созидается и определяется в них. Субъект есть то, что он делает: направления деятельности формируют и изменяют самого субъекта. Каждая новая функция в поведении и психике субъекта перестраивает все остальные функции в новую функциональную структуру. В деятельности человек сам создает условия для своей жизни.
  6.  Сознание человека формируется и развивается в деятельности и по мере развития начинает оказывать влияние на организацию деятельности (принцип единства сознания и деятельности).
  7.  Психика представляет собой непрерывный, континуально-генетический процесс. Прерывны и дискретны только результаты психических процессов.
  8.  Основным механизмом психики выступает анализ через синтез: познаваемый объект включается во все новые межпредметные связи и потому выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых представлениях, понятиях.

Некоторые расхождения в теоретических позициях

В отечественной психологии можно встретить упоминания о «принципиальных» расхождениях во взглядах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина. Такие расхождения обнаруживаются только в том случае, если «вырывать» позиции, которые занимали авторы теорий в разное время, из контекста развития единого общепсихологического теоретического подхода. В настоящее время большая часть таких противоречий преодолена, но их место занимают другие противоречия и трудности. При этом принципиальных методологических расхождений, которые бы требовали радикального пересмотра деятельностного подхода, между указанными авторами теорий нет.

Укажем некоторые из расхождений, ссылки на которые можно обнаружить в психологической литературе.

А.Н. Леонтьев о необходимости изменения единицы анализа психических явлений, используемой в работах Л.С. Выготского (Леонтьев А. Н., 1998)

Л.С. Выготский: внутри «практического» процесса жизни ребенок сталкивается с особым историческим продуктом – с общественным сознанием и мышлением, овеществленными в языке, орудиях, продуктах человеческой культуры.

Единицей сознания выступает значение, которое лежит за словом, а слово выступает носителем значения.

Овладение значением есть результат общения, в ходе которого происходит овладение ребенком значениями и смыслами, имеющимися в общественном сознании и культуре.

А.Н. Леонтьев: положение Л. С. Выготского о том, что сознание есть продукт речевого общения ребенка в условиях его деятельности по отношению к окружающей его вещной действительности, необходимо обернуть: сознание ребенка есть продукт его человеческой деятельности по отношению к объективной действительности, совершающейся в условиях языка, в условиях речевого общения.

Единицей анализа психики становится действие, в котором открываются для субъекта и порождаются значения (и смыслы), которые могут фиксироваться языковыми средствами.

Критические замечания С. Л. Рубинштейнам теории А.Н. Леонтьева

Слишком преувеличена роль внешних причин формирования сознания. Не учитывается роль уже имеющихся психических процессов. «Внешние причины всегда действуют через внутренние условия». Нельзя считать верным, что процесс интериоризации полностью обеспечивает формирование внутреннего плана умственных действий.

Интериоризация ведет не от материальной внешней деятельности, лишенной внутренних психических компонентов, а от одного способа существования психических явлений – в качестве составляющих внешнего практического действия – к другому способу их существования, относительно независимому от внешнего материального действия.

Не следует в качестве предмета психологии рассматривать; действие. Действие может служить только «объяснительным принципом». Деятельность не может входить в предмет психологии. Предметом психологии может быть только психическая сторона деятельности.

Теоретическое уточнение и конкретизация выделенного А.Н. Леонтьевым предмета исследования психологии в работах П.Я. Гальперина

А.Н. Леонтьев: психология должна исследовать скрытые за психической феноменологией реальные предметные и идеальные формы действий. Психология – наука о порождении и функционировании в деятельности индивида психического отражения реальности – «образа мира», обеспечивающего ориентировку субъекта в предметном мире и организацию деятельности.

П.Я. Гальперин: предмет изучения психологии – ориентировочная основа намечаемого и выполняемого поведения, ориентировочные компоненты деятельности, которые и составляют психический образ.

4. П.Я. Гальперин. Психические явления как ориентировочные составляющие действий и деятельности

Необходимо радикальное изменение методологии психологического исследования.

Исследование психического развития человека следует осуществлять от анализа объективно-заданной общественно-историческим опытом конечной формы поведения (результатов действий и способов их получения) к ее становлению у ребенка. От констатации и фиксирования уже сформированных психических явлений следует перейти к выявлению причин и условий, обеспечивающих формирование психического процесса или психического образования с заданными свойствами.

Объяснительные принципы

  1.  Переход живых организмов к жизни в условиях быстро меняющейся окружающей среды не может осуществляться посредством стереотипных наследственно передаваемых форм поведения. Поэтому необходимой жизненной задачей становится адекватная ориентировка: а) в значимых, существенных взаимосвязях элементов меняющейся окружающей среды; б) в процессах планирования и исполнения действий.
  2.  Поведение в сложной меняющейся среде характеризуется тем, что раздражители, вызывающие действия, должны быть обобщенными, а организация и исполнение действия требуют конкретности и точности.
  3.  Точность действий может быть обеспечена только путем их предварительного пробного выполнения, но не в реальных условиях, где нельзя допускать ошибку, а на основе ориентировки в плане образа – в «идеальном» поле возможных действий.
  4.  Предмет изучения психологии – ориентировочная основа намечаемого и выполняемого поведения, ориентировочные компоненты деятельности, которые и составляют психический образ. Психический образ обеспечивает ориентировку в неповторяющихся, изменяющихся, нестандартных ситуациях, открывает субъекту поле возможных действий и служит условием выбора эффективного поведения.
  5.  Задача психологии – изучать строение, законы, особенности формирования и развития ориентировочных операций, действий на разных этапах онтогенеза. Генеральными функциями ориентировочных операций и действий выступают:
    •  построение образа, который включает: а) ориентировку во внутренней среде организма, которая отражается в интерорецепторных и эмоциональных переживаниях,
    •  ориентировку во внешней среде жизнедеятельности на основе чувственных образов, а также понятий (у человека);
    •  уточнение значения взаимосвязанных элементов такого образа с точки зрения актуально доминирующей потребности субъекта;
    •  построение плана решения стоящей проблемы;
    •  контроль над реализацией принятого решения и коррекция хода и плана решения;
    •  оценка результатов.
  6.  Физиологические процессы в человеческом мозге потенциально могут обеспечивать осуществление самых разнообразных ориентировочных и исполнительных операций и действий в составе различных видов деятельности, поведения, но не дают их готовых форм. Конкретные формы психики субъекта исходно задаются совместной с другими людьми ориентировочной активностью и деятельностью во внешнем мире. Каждое новое действие субъекта во внешнем мире детерминирует формирование новой функциональной системы нейрофизиологических процессов, которые обеспечивают эффективное выполнение ориентировочных и исполнительных составляющих действия.
  7.  Коренное отличие психики животных и психики человека:
  •  животное свободно лишь в выборе конкретного пути удовлетворения потребности в конкретной ситуации, способ удовлетворения задан животному биологическими механизмами и условиями обитания;
  •  в процессе онтогенетического развития человек должен: а) освоить человеческие способы удовлетворения своих потребностей; б) овладеть человеческими критериями оценки и определиться в своих отношениях к кругу предметов и средств такого удовлетворения; в) осознать необходимость своей принадлежности к обществу, которая порождает нелинейное отношение не только к предметам потребностей, но и к самим потребностям, условиям их возникновения и удовлетворения;
  •  ориентировочные и исполнительные составляющие человеческих действий опосредствованы орудиями, языком, символами, знаками, в которых сконцентрирован общественный опыт, обеспечивающий решение различных задач.
  1.  Побуждения, переживания, образы и действия в плане представлений составляют психическую деятельность субъекта. Все формы психики человека (душевной жизни) представляют собой ориентировочную деятельность, которая включает:
    •  интеллектуальные функции – от восприятия до мышления – служат ориентировке во внешнем поле жизнедеятельности;
    •  потребности – побуждают к выделению в ситуации объектов и условий (мотивы), которые необходимы для поддержания жизнедеятельности (удовлетворения потребностей);
    •  чувства, эмоции – возникают при решении задач с такими условиями, в состав которых входит сам субъект, а также которые предполагают изменение оценки предмета или ситуации;
    •  воля – представляет особую форму ориентировки субъекта в таких положениях, где ни интеллектуальной, ни аффективной оценки недостаточно; это особый способ решения задач в специфически человеческих ситуациях – в ситуациях моральной ответственности, требующих принятия социально значимых решений.
  2.  Психические феномены, «идеальные» явления и процессы есть совокупность умственных действий и образов, которые являются результатом многоплановых функционально-генетических изменений ориентировочных компонентов внешних предметных действий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2401. Програмування модуля EEPROM пам’яті. 195.57 KB
  Специфіка програмування модуля EEPROM. Рішення задач. Створення проекту в MPLAB. Створення проекту в PROTEUS.
2402. Вступ до політології 23.58 KB
  Предметом даної дисципліни (політика і права людини) є базова цінність політичного суспільства, яка втілює найважливіші принципи спільного людського буття – права людини. Права людини виступають інструментом підтримки гармонії суспільних відносин усіх рівнів.
2403. Теоретические и методологические подходы к планированию и прогнозированию 23.41 KB
  Сущность и основные понятия планирования и прогнозирования. Структура прогноза национальной экономики, классификация прогнозов. Методологические подходы к планированию и прогнозированию, система показателей и методы.
2404. Іграшки. Урок англійської мови 23.06 KB
  Мета: Ознайомити учнів з буквами I i, T t, N n, O o та їніми звуками, закріпити вимову звуків у мовленні, увести та вчити вживати в усному мовленні прийменники місця (in, on, under), вчити описувати іграшки за допомогою структури It is, розвивати пам'ять, увагу, мислення учнів, виховувати бережливе ставлення до іграшок.
2405. Досудовий (претензійний) порядок врегулювання господарських спорів 24.28 KB
  Мета заняття: закріпити і розширити знання по темі. Оволодіти навичками практичного застосування законодавчих актів при розв’язанні ситуаційних завдань.
2406. Теорія та практика страхування 477 KB
  Поняття страхової послуги, її необхідність і сутність. Економічна необхідність і значення медичного страхування. Роль реклами в реалізації страхових послуг. Страхування врожаю сільськогосподарських культур та багаторічних насаджень. Страхові посередники та їх роль в реалізації страхових послуг.
2407. Составление программ, использующих процедуры и функции пользователя 323.99 KB
  Написать программу решения следующей задачи: Даны четыре пары чисел: A, a, B, b, C, c, D, d, - которые являются соответственно наружными и внутренними радиусами колец. Найти общую площадь этих колец.
2408. Исследование нелинейной автономной двухкомпонентной системы с дискретным временем 1.18 MB
  Из проведенного анализа двухкомпонентной нелинейной автономной системы видно, что процессы, наблюдаемые в таких системах могут быть весьма разнообразными. Так в системе возможны периодические и хаотические колебания.
2409. Экономика как наука изучающая отношения в сфере производства 512.57 KB
  Экономика – совокупность отношений между людьми в сфере производства, распределения, обмена и потребления продуктов труда, соответствующая данной степени развития общества. Воспроизводство – неповторимо повторяющиеся процессы производства, а также распределения, обмена и потребления.