39120

ТЕОРИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ. ТЕОРИИ МОТИВАЦИОННОЙ И ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Лекция

Психология и эзотерика

Состояние когнитивного диссонанса возникает тогда: когда человек воспринимает самого себя в качестве причины возникшей когнитивной несогласованности; когда действия субъекта основаны на свободном выборе и разрушают Яконцепцию; когда люди чувствуют личную ответственность за свои неверные действия и поступки; когда такие действия и поступки имеют серьезные последствия. Когда свои действия или поступки которые вызывают когнитивный диссонанс человек не может оправдать и объяснить внешними факторами уменьшение диссонанса...

Русский

2013-10-01

155 KB

0 чел.

PAGE  1

ЛЕКЦИЯ 8. ТЕОРИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ. ТЕОРИИ МОТИВАЦИОННОЙ И ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ

План

1. Мотивы человека и их формирование

В рамках мировой научной психологии существует множество теоретических подходов к объяснению процессов мотивации человека.

В психодинамических теориях присутствуют гипотезы об инстинктивной и врожденной природе потребностей и мотивов. Например, у У. Макдаугалла в основе различных мотивов лежат инстинкты. При этом отмечается, что каждому инстинкту соответствует: а) определенная эмоция, составляющая «ядро инстинкта»; б) определенная предрасположенность к избирательному восприятию различных факторов среды, которое зависит от состояния организма (диспозиция); в) определенный тип двигательной (поведенческой) активности.

У 3. Фрейда в качестве движущей силы поведения выступает две группы инстинктов: а) инстинкты жизни, продолжения рода, связанные с переживанием удовольствия, – либидо; б) инстинкты разрушения, связанные с преодолением препятствий на пути к достижению удовольствий, переживанием гнева и стремлением к энтропии, – танатос. Каждый из инстинктов характеризуется:

а) наличием потребности; б) направленностью поведения и психики на устранение или редукцию потребности; в) возможными объектами, которые потенциально обеспечивают удовлетворение потребности; г) количеством энергии, требующейся для удовлетворения потребности.

У А. Адлера главный врожденный мотив человека – стремление к превосходству и совершенству, которое может приобретать как конструктивный, так и деструктивный характер. При этом предполагается, что:

  •  зависимость в раннем детстве от родителей вызывает чувство неполноценности, которое может перерастать в комплекс неполноценности у взрослого человека; этому способствует неполноценность органов, чрезмерная опека, отвержение со стороны родителей;
  •  в ответ на комплекс неполноценности может появляться: а) гиперкомпенсация – преувеличенное стремление к преодолению неполноценности; б) комплекс превосходства – высокомерие, хвастовство, эгоцентричность.

У К. Юнга полагается, что человек мотивирован интрапсихической, врожденной, диффузной, творческой жизненной силой, которая может проявляться и реализовываться различными путями. При этом центральную роль в способах удовлетворения мотивов и организации поведения играют наследуемые субъектом архетипы – образы, происхождение которых уходит в глубь истории и эволюции человечества.

В гуманистических теориях мотивации присутствуют гипотезы о наличии «основных, базовых, собственно человеческих» мотивов. Например, у К. Роджерса главным мотивом поведения человека является врожденное стремление к самоактуализации. У Б. Франкла (экзистенциальное направление) главным мотивом поведения человека является врожденное стремление к поиску смысла своей жизни, своего существования. У А. Маслоу развитие личности связано с проявлением потребности (мотива) в самоактуализации, которая приобретает относительную самостоятельность и независимость от других потребностей и мотивов (см. выше: теории личности).

2. Поведенческие теории мотивации. Классический бихевиоризм

Внешняя активность организма исходно побуждается внутренним мотивационным состоянием – «драйвом» (drive), которое зависит от нужды, первичной потребности.

Существует совокупность врожденных первичных потребностей: голод, жажда, избегание боли, потребность в продолжении рода и т. д.

Все новые формы направленной предметной активности – вторичные потребности – живые организмы приобретают на основе научения в соответствии с механизмами классического и оперантного обусловливания.

3. Когнитивная психология. Теории когнитивной организации мотивационных процессов человека.

Леон Фестингер. Теория когнитивного диссонанса

  1.  Человек стремится к тому, чтобы его система знаний и представлений о мире и о себе самом была согласованной и непротиворечивой. Человек переживает эмоциональный дискомфорт и напряжение (когнитивный диссонанс), когда две мысли (мнения, убеждения, позиции) осознаются им как противоречивые, несовместимые. При наличии согласованности в имеющейся системе знаний человек избегает событий, порождающих диссонанс, или старается на замечать и игнорировать не согласующиеся между собой когнитивные элементы.
  2.  Состояние когнитивного диссонанса возникает тогда:
    •  когда человек воспринимает самого себя в качестве причины возникшей когнитивной несогласованности;
    •  когда действия субъекта основаны на свободном выборе и разрушают «Я-концепцию»;
    •  когда люди чувствуют личную ответственность за свои «неверные» действия и поступки;
    •  когда такие действия и поступки имеют серьезные последствия.
  3.  При возникновении когнитивного диссонанса человек стремится устранить или уменьшить его. Когнитивный диссонанс устраняется:
  •  путем изменения одного из элементов системы своих знаний (мнений) таким образом, чтобы он не противоречил другому;
  •  путем добавления в противоречивую структуру знаний новых элементов, делающих ее более согласованной;
  •  путем уменьшения значимости для человека не согласующихся между собой знаний.
    1.  Когда свои действия или поступки, которые вызывают когнитивный диссонанс, человек не может оправдать и объяснить внешними факторами, уменьшение диссонанса достигается внутренним оправданием своего поведения путем изменения своих мнений и установок – эффект недостаточного оправдания.
    2.  Существуют различные типы ситуаций, в которых возникает когнитивный диссонанс:
  •  логическое несоответствие: человек осознает, что принял решение в пользу одного варианта, а логика требует другого;
  •  несоответствие культурным образцам: человек, действуя в соответствии со своими установками, осознает, что он вступает в противоречие с общепринятыми нормами;
  •  несоответствие нового знания более обобщенной системе представлений;
  •  несоответствие новых знаний прошлому опыту.

4. Фриц Хайдер, Харольд Келли. Теория каузальной атрибуции

  1.  Как наблюдатель и участник событий каждый человек не просто фиксирует действия других людей или свои собственные действия, но пытается установить и их возможные причины. От характера используемого объяснения зависят особенности эмоционально-оценочного отношения к другим людям, поведение которых объясняется, а также эмоциональное отношение к самому себе.
  2.  Способы приписывания причин зависят от качества и объема информации, которой располагает субъект, и могут быть ошибочными. В ситуации неопределенности люди склонны приписывать такие причины событиям и действиям людей (осуществлять атрибуцию причин), которые соответствуют их убеждениям и предрассудкам.
  3.  Субъект, опираясь на здравый смысл, может приписывать причины явлений и событий: а) самому себе; б) другим людям; в) особенностям ситуации.
  4.  Существует три фактора, которые влияют на то, чему мы припишем поведение – внешним или внутренним причинам (Г. Келли):
    •  фактор нормативности: ведет ли человек себя в определенной ситуации подобно другим людям (да – внешняя причина поведения; нет – внутренняя причина поведения);
    •  фактор постоянства (последовательности): повторяется ли подобное поведение у субъекта часто и в различных ситуациях (да – внутренняя мотивация; нет – внешняя мотивация);
    •  фактор различия (дифференцированности): ведет ли человек себя по-разному в разных ситуациях (да – внешняя причина поведения; нет – внутренняя причина поведения).
  5.  Наиболее типичные ошибки и феномены каузальной атрибуции:
    •  Люди склонны объяснять свои успешные, этически приемлемые, социально одобряемые действия собственными личностными факторами, а неуспешные и социально не одобряемые действия – внеличностными факторами (случайность, обстоятельства, давление ситуации).
    •  Фундаментальная ошибка атрибуции: а) тенденция наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные (внутриличностные) влияния на поведение других людей; б) тенденция наблюдателей переоценивать ситуационные и недооценивать диспозиционные (внутриличностные) влияния на свое поведение.
    •  В случае, когда наблюдатель находится с людьми в отношениях сотрудничества, появляется склонность причинно объяснять их поведение так же, как и свое собственное.
    •  Прогнозируя поведение других людей, человек считает, что большинство людей в аналогичных условиях будут поступать так же, как он сам.
    •  Человек допускает, что если обстоятельства в дальнейшем не изменятся, то и поведение другого человека должно остаться тем же (согласованность поведения).
    •  Объяснение, когда действуем мы, то нашим вниманием управляет окружение; когда мы наблюдаем за действиями другого, то человек попадает в центр нашего внимания, а ситуация становится менее очевидной (фигура – фон).
  6.  Гипотезы В. Вайнера

Существует три «измерения» в приписывании причин действиям и поведению других людей (каузальной атрибуции).

Приписываемый источник причины: а) внутренний – причина поведения в субъекте; б) внешний – причина поведения во внешних обстоятельствах.

Приписываемые возможности контроля, которыми обладает индивид: контролируемая или неконтролируемая ситуация.

Приписываемая степень стабильности причины, устойчивости ее действия: а) стабильная или б) факультативная, временно действовавшая причина.

А. Если результат приписывается стабильной причине, то в будущем он будет антиципироваться с большей уверенностью.

Б. Если результат приписывается нестабильной причине, то в будущем он будет антиципироваться с меньшей уверенностью или будет ожидаться другой результат.

5. Джулиан Роттер. Теория локализации субъективного контроля: локус контроля

  1.  Притязание на успех, стремление субъекта к достижению успеха зависят:
  •  от частоты успехов, испытанных субъектом ранее в сходных ситуациях;
  •  от уверенности в том, что успех находится (не находится) под собственным контролем.
  1.  В процессе индивидуального развития формируется два типа мотивационных установок, в соответствии с которыми люди различаются по характеру объяснения событий, происходящих с ними:
    •  экстернальный тип личности (мотивационных установок): субъекты с внешним локусом (расположением) контроля, склонные объяснять причины событий и собственного поведения внешними факторами: везением, случаем, влиянием других людей;
    •  интерналъный тип личности (мотивационных установок): субъекты с внутренним локусом (расположением) контроля, склонные объяснять причины событий внутренними факторами: собственными навыками, способностями, личностными качествами. Люди с внутренним локусом контроля сильнее изменяют свои ожидания и поведение под влиянием успеха или неудачи.
  2.  Экстернальный тип личности характеризуется установкой на избегание неудач.

Интернальный тип личности характеризуется установкой на достижение успеха.

6. Дерил Бем. Теория самовосприятия и самоатрибуции причин своего поведения

  1.  Повседневное поведение субъекта не всегда является результатом предварительных внутренних рассуждений, которые строятся на осознании собственных мотивов, ценностей, переживаний и установок. Неуверенность в собственных ценностях и установках заставляет нас делать о них выводы посредством «наблюдения за собой» – отслеживая свое поведение в различных ситуациях.
  2.  Субъект часто узнает, каковы его ценности, мотивы и установки (или какими они должны быть), на основе процессов самовосприятия и самоатрибуции, вспоминая свое поведение в прошлом и ситуативные факторы, которые на него в то время воздействовали.
  3.  Процессы самоатрибуции более вероятны, когда собственное поведение субъект не может объяснить влиянием внешних побуждающих факторов. Процессы самоатрибуции и самовосприятия запускаютсяв тех ситуациях, когда внутренние установки не осознаны,не упорядочены или слабы.
  4.  Самоатрибуция выступает одним из механизмов формирования и изменения установок.
  5.  Эффект «сверхоправданности» поведения: если изначально привлекательные для субъекта действия высоко вознаграждаются, то снижается внутренний интерес к таким действиям.

7. Деятельностный подход к объяснению процессов мотивации

В.А. Иванников

  1.  Потребность следует понимать не как внутреннее свойство самого организма, а как характеристику отношений живого существа с условиями жизни в окружающей среде (нужду организма во внешних предметных условиях).
  2.  Естественные врожденные потребности – это результат эволюционного развития живых организмов, приспособления их к меняющимся условиям окружающей среды.
  3.  Человеческие потребности – результат исторического формирования и развития человеческих форм деятельности и человеческих взаимоотношений.
  4.  Определенные условия жизнедеятельности становятся для организма потребностями, когда по мере развития (филогенетического или онтогенетического) живого организма формируется: а) программа сохранения и  поддержания своей целостности б) в новых непостоянных или неопределенных условиях существования.
  5.  Отношения живого существа с условиями окружающей среды складываются на разных уровнях, которые определяют разные уровни существования потребностей.
  6.  Базовые потребности и соответствующие им механизмы поддержания жизнедеятельности:
    •  отношения «организм – биохимическая и биофизическая среда» обеспечиваются базовыми программами физиологического самосохранения и самовосстановления живого существа;
    •  отношения «вид живых организмов – другие виды и экологическая ниша» обеспечиваются базовыми программами поддержания вида.
  7.  На основе базовых потребностей и соответствующих им программ поддержания жизнеспособности формируются производные потребности, мотивы и качественно новые механизмы их удовлетворения:
    •  отношения «природный субъект – природное этологическое (поведенческое) поле его действий»;
    •  отношения «социальный, культурный субъект – другие люди, пространство жизни общества»;
    •  отношения «личность, нравственный субъект – пространство нравственных и ценностных отношений с другими личностями».
  8.  Потребность может иметь сложное «вертикальное» строение и быть представлена одновременно на нескольких уровнях.

А.Н. Леонтьев

  1.  Источником формирования и развития мотивационной сферы человека являются изменения в его деятельности. Формирование нового мотива одновременно есть возникновение новой деятельности.
  2.  Мотив – «опредмеченная потребность» – предмет (воспринимаемый, представляемый), который удовлетворяет потребность и на который направляется деятельность.
  3.  Развитие мотивационной сферы человека подчиняется ряду закономерностей.
    •  Исходно к активности субъекта побуждают естественные потребности, которые запускают врожденные формы ненаправленного поискового поведения.
    •  Обнаружение предметов, удовлетворяющих потребности, ведет к преобразованию потребностей в мотивы, которые в дальнейшем начинают направлять деятельность.
    •  В человеческом обществе новые мотивы формируются и развиваются через овладение с помощью других людей разнообразными видами человеческих действий и деятельностей, через овладение способами производства различных предметов и способами их использования.
  4.  Мотивы выполняют побудительную, направляющую и смыслообразующую функции.
  5.  Процесс деятельности направляется определенным мотивом и реализуется посредством ряда действий, каждое из которых подчиняется промежуточной цели.
  6.  Всякое действие и всякая цель могут рассматриваться: а) в объективных связях и отношениях – как значения; б) по отношению к мотивам (со стороны мотивов) человека – как личностный смысл; в) по отношению к любому текущему действию человека различные мотивы выстраиваются в иерархические отношения и связи друг с другом.
  7.  Мотивационное значение предметов, действий, событий для субъекта (личностный смысл) не всегда осознается, но всегда представлено в форме положительных или отрицательных эмоциональных переживаний.
  8.  По мере овладения субъектом определенными действиями сами действия, их отдельные результаты и цели могут приобретать для человека  самостоятельный  личностный смысл. Такие цели и действия преобразуются в самостоятельный мотив – формируется новая деятельность (механизм сдвига мотива на цель). Формирующиеся мотивы упорядочиваются в иерархическую систему, которая образует основу личности человека и которой подчиняются поведение и деятельность субъекта.

8. Психологические теории эмоциональных явлений

Эмоциональные явления представляют большую сложность для теоретического анализа и объяснения. Это связано с тем, что эмоции носят характер субъективных переживаний и не имеют никакого сходства с объективными явлениями. Если познавательные составляющие психики (образ, понятие) могут верифицироваться путем соотнесения с внешними объектами и явлениями (соответствия между образом и объектом, между понятием, действиями и результатом), то по отношению к эмоциям такой возможности не существует. Поэтому до настоящего времени не существует достаточно ясных ответов на исходные вопросы. Например: эмоция – это исходно физиологическое или психическое явление? Если психическое, то в чем проявляется психологическая сторона эмоциональных процессов и как их регистрировать? Регистрация субъектом собственных эмоциональных переживаний является продуктом развития познавательных психических процессов или существуют самостоятельные механизмы субъективного фиксирования эмоций? Как связаны эмоциональные и познавательные процессы? Перечисление таких вопросов может быть продолжено.

Предположения о значении эмоций и их связях с физиологическими и психическими функциями

Уильям Джеймс, 1884 – Карл Ланге, 1896. Периферическая теория эмоций

Воздействия на организм внешних стимулов вызывают органические (вегетативные), вазомоторные и нервно-мышечные изменения.

Переработка в ЦНС импульсов о всевозможных изменениях в организме, поступающих от внутренних органов и органов движения, ведет к возникновению эмоций и эмоциональных переживаний.

Кеннон, 1927 – Бард, 1934. Таламическая теория

После регистрации различных раздражителей рецепторами нервные импульсы поступают в таламус, откуда одновременно направляются:

  •  в кору больших полушарий, где возникает субъективное переживание эмоции;
  •  в гипоталамус, который вызывает вегетативные изменения в организме.

Стэнли Шехтер, Джером Сингер. Когнитивная теория атрибуции эмоционального возбуждения

Воздействующие на живой организм стимулы приводят к общему возбуждению вегетативной нервной системы – состоянию недифференцированной активации, которое определяет интенсивность эмоционального реагирования, но не его знак и модальность.

Недифференцированная эмоциональная активация приобретает форму специфического эмоционального переживания после осмысления и когнитивной оценки ситуации на основе: а) имеющегося опыта, б) актуальных мотивов и интересов.

Л.М. Веккер. Теория эмоциональных явлений

  1.  Ощущения являются исходным компонентом всех психических процессов. Непосредственному психическому отражению человека открываются:
  •  реальные процессы и явления через экстерорецепцию (собственные образы и мысли открываются субъекту в результате опосредствованного их познания);
  •  состояния собственного тела через органические интерорецептивные ощущения.
  1.  Эмоции представляют собой отношение субъекта к объекту и имеют двухкомпонентный состав, который включает:
  •  когнитивный компонент – непосредственное отражение объектов;
  •  субъективный компонент – непосредственное отражение состояний собственного тела.
    1.  Субъективный компонент включает два основных качественно различных уровня организации: а) исходный – соматический; б) производный – психический.
    2.  Переживание в своих исходных формах есть непосредственное отражение самим субъектом своих собственных органических состояний, состояний своего собственного тела. Переживания могут быть вызваны:
  •  центростремительными (афферентными) механизмами интероцепторной органической чувствительности: реальные органические ощущения, органическая боль и т.д.;
  •  центробежными (эфферентными) механизмами преобразования внутренней среды организма, которые: а) зависят от особенностей взаимодействий живого организма с предметной средой; б) влияют на особенности интероцепторной органической чувствительности.
  1.  Центробежно вызванные интерорецепторные органические ощущения и представляют собой такую форму внутреннего опыта, которая переживается как внутреннее эмоциональное состояние, настроение, чувство.
  2.  Центробежные (эфферентные) механизмы преобразования внутренней среды организма изменяются и совершенствуются на протяжении индивидуальной жизни, связываясь через познавательные процессы с жизненными задачами, которые решает субъект в предметной среде.

Эмоциональные процессы приобретают предметно отнесенный характер – формируются когнитивные компоненты эмоций.

Биологическое и эволюционное значение эмоций

Чарльз Дарвин, 1872. Эмоции как продукт эволюционного процесса

Эмоции возникают в процессе эволюции как жизненно необходимые механизмы, способствующие адаптации животного к условиям обитания.

Эмоции включаются в состав инстинктивных действий, выполняя сигнальную функцию и мобилизуя организм на решение определенных приспособительных задач.

Связанные с эмоциональными состояниями телесные изменения, мимика и движения у человека представляют собой рудименты в прошлом биологически необходимых видотипичных адаптивных реакций организма.


Петр Кузьмич Анохин. Биологическая теория эмоций

  1.  Эмоции возникают в процессе эволюции как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации животного к условиям обитания.
  2.  Эмоции охватывают весь организм и осуществляют быструю интеграцию и согласование всех функций организма с целью достижения биологически полезных результатов и удовлетворения потребностей.
  3.  Положительные эмоциональные состояния возникают в том случае, когда информация о результатах выполненных действий точно совпадает с прогнозируемыми результатами, которые фиксированы в акцепторе действия. В случае несовпадения возникают отрицательные эмоциональные состояния.
  4.  Положительные эмоции фиксируют и закрепляют определенные формы функциональной организации живого организма, обеспечивающие достижение биологически полезных результатов. Отрицательные эмоции фиксируют биологически вредные и опасные факторы и способы функционирования.
  5.  В человеческих, социальных формах поведения эмоции имеют такое же функциональное значение, как и в биологических формах поведения (фиксируют и выражают результаты деятельности и общения, имеющие для субъекта социально-положительные или социально-отрицательные результаты и последствия).

Различные содержательно-психологические подходы к теоретическому анализу и объяснению эмоциональных явлений

Вильгельм Вундт. Теория гедонического пространства

  1.  Имеется два вида далее не разложимых «психических элементов», сочетающихся в более сложные психические образования – ощущения и чувства.
  2.  Чувства необходимо дополняют любое отражаемое содержание, существует постоянное сопровождение любых познавательных процессов (панэмоциональность).
  3.  Множество всевозможных чувств составляют единый непрерывный континуум, в котором различия и переходы от одного переживания к другому связаны с изменениями «эмоциональных качеств», каждое из которых характеризует любое элементарное чувство:
    •  зависимость от характера и значимости воздействий: удовольствие – неудовольствие;
    •  сила мотивационной значимости воздействий: возбуждение – успокоение;
    •  зависимость от апперцепции (ожидания): напряжение – разрешение.
  4.  Чувственный (эмоциональный) процесс совершает в трехмерном пространстве движение по определенному маршруту-форме, который можно графически изобразить в форме модели трехмерного «гедонического пространства» с биполярными осями. Такая «форма течения чувств» есть аффект (радость, печаль, гнев и т.д.). Высшая ступень развития аффектов – волевой процесс.
  5.  Все имеющиеся в любой данный момент в сознании элементы чувств выстраиваются в иерархическую пирамиду более сложных чувственных образований, каждое из которых соответствует другой группе «психических элементов» – ощущениям, из которых складываются образы предметов, мысли, а также их комплексы. Элементарные чувства в каждый момент времени объединяются в целостные равнодействующие сложные чувственные образования.
  6.  В сознании постоянно осуществляется: а) пространственная суммация одновременно переживаемых чувств; б) временная суммация следующих друг за другом или разделенных некоторым промежутком времени переживаний.

Доллард, Дуб, Миллер, Маурер. Теория фрустрации, 1939

  1.  Фрустрация – негативное эмоциональное состояние, возникающее в результате появления неожиданного препятствия и блокирования поведения, которое ведет к достижению ожидаемых целей. Интенсивность фрустрации тем выше, чем ближе субъект к достижению поставленной цели и чем более неожиданно препятствие.
  2.  Фрустрация может аккумулироваться (накапливаться), что ведет к эмоциональному «взрыву» в форме агрессии. При этом такую эмоциональную реакцию может вызвать незначительная причина.
  3.  Сила агрессивного возбуждения прямо зависит от величины фрустрации. Острая фрустрация вызывает агрессию непосредственно на ее источник. Менее сильная фрустрация может ограничиться косвенным проявлением агрессии. Сдерживание агрессии прямо пропорционально силе наказания, ожидаемого за совершение агрессии.
  4.  Сдерживание прямого проявления агрессии есть дополнительная фрустрация. Последняя вызывает агрессию против причины сдерживания (тенденция к перемещению предмета агрессии в состоянии фрустрации).
  5.  Проявление любого вида агрессии ослабляет влечение ко всем другим актам агрессии.

9. Теоретический анализ и объяснение функционального значения эмоциональных явлений в контексте деятельностного подхода

В.К. Вилюнас

  1.  Не физиологические процессы, а субъективные переживания выступают в качестве носителей психических образов, являются онтологической основой (субстанцией) для воплощения образов, мыслей, идей. При этом физиологические процессы обеспечивают возникновение феномена переживания, хотя и неизвестно как.
  2.  Основой образов, представлений и понятий исходно является амодалъная «чувственная ткань» субъективных переживаний-чувств, которые объединяют и связывают впечатления субъекта, получаемые в процессах взаимодействия с предметным миром.
  3.  Чувства-переживания выполняют ряд функций:
    •  слияние чувств-переживаний является механизмом организации познавательного опыта;
    •  чувства-переживания служат связующим звеном между отдельными образами, мыслями, представлениями – объединяют их в «поток сознания»;
    •  на основе свертывания и сокращения переживаний (слияние как сукцессивных, так и симультанных переживаний) складываются чувства более высоких порядков; такие чувства «вооружают» субъекта представлением о возможном чувственном развитии ситуации (пример: желания, представляющие собой «забегающие вперед переживания»);
    •  предметы мотивационных отношений идентифицируются не только на основе познавательных характеристик, но и на основе «мелодий» переживаний.
  4.  Деятельность субъекта не может рассматриваться порождающим началом эмоциональных переживаний в том же смысле, как в отношении познавательных образований. Познавательный образ среды может детерминировать способ реализации отдельных действий, но не выбор целей, на которые действия направляются.
  5.  В процессах филогенетического (эволюционного) и онтогенетического развития психики, а также в процессах ее функционирования эмоциональные переживания обеспечивают деятельность и отражение пристрастностью, избирательностью, целенаправленностью.
  6.  Фиксирование и выделение в «образе мира» целей и возникновение побуждения к ним реализуются эмоциональными переживаниями. Эмоциональные переживания нарушают равнозначность познавательных ориентиров. В результате некоторые из них приобретают для субъекта особый смысл.
  7.  Эмоциональные переживания представляют собой конкретно-субъективную форму существования смысла (биологического и личностного). Смысл воздействий среды определяется не объективным значением (познавательным), когда воздействие выступает в отношении к другому объективному явлению или свойству, а субъективным значением (смысловым), когда воздействие выступает в отношении к потребностям и мотивам субъекта.
  8.  Смысловые образования у человека могут иметь два слоя:
    •  смысл самих мотивов, который существует в субъективной эмоционально-непосредственной форме и не может стать вербализованным;
    •  выраженный в языковых значениях смысл, который: а) представляет собой осознание некоторых отношений между мотивом и предметами, явлениями, событиями; б) получает некоторое причинное объяснение, но далеко не всегда верное и истинное.
  9.  Отражаемые в «образе мира» объективные межпредметные связи и отношения служат основой, схемой для распространения смысловых отношений на предметные обстоятельства, которые способствуют или препятствуют достижению мотивов.
  10.  Смысловые отношения могут выступать:
    •  как эмоциональное переживание отношении между целями различных действий и мотивами;
    •  как постоянное эмоциональное переживание и оценка всех событий и явлений по отношению к текущим потребностям и мотивам субъекта.
  11.  В качестве единицы психического отражения можно рассматривать аффективный след – совокупность образов, связанных между собой эмоциональным переживанием и запечатленных в памяти так, что актуализация одного из них влечет немедленную актуализацию в сознании эмоции, а также представления о породившей ее ситуации.
  12.  В качестве единицы индивидуального сознания можно рассматривать вербализованный личностный смысл.
  13.  В качестве единицы эмоционального процесса полезно рассматривать акт эмоционального переключения с некоторого эмоционально значимого предмета, явления, события на его условия и «причины». При этом основой для эмоционального переключения могут служить связи, весьма отдаленно напоминающие собственно причинные связи.
  14.  По своим функциям в процессе удовлетворения потребностей эмоциональные явления распадаются на две фундаментальные группы. Ведущие эмоциональные переживания или побуждения:
    •  «окрашивают» сами предметы потребностей и превращают их тем самым в мотивы;
    •  возникают при актуализации потребности и мотива;
    •  предшествуют соответствующей деятельности, побуждают к ней, определяют ее направленность;
    •  в значительной мере определяют направленность и особенности эмоциональной сферы личности.

Производные эмоциональные переживания:

  •  возникают в процессе любой деятельности;
    •  выражают отношения субъекта к ситуации, окрашивают значимые для достижения предмета потребности условия, выделяя промежуточные цели;
    •  носят универсальный характер и могут возникать по поводу любой деятельности (например, эмоции успеха-неуспеха, удовольствия-неудовольствия).

9. Произвольная и волевая регуляции деятельности и поведения

Психологические механизмы организации произвольного поведения и волевой регуляции человека, пожалуй, наиболее глубокое теоретическое объяснение получили в контексте культурно-исторического и деятельностного подходов, а также в контексте физиологии активности А.Н. Бернштейна.

Л.С. Выготский. Механизм интериоризации: формирование и развитие способностей к самостоятельной организации произвольных, преднамеренных действий

  1.  Особенность человеческих форм произвольной преднамеренной организации поведения и психических процессов.

Все человеческие формы произвольной организации поведения и психических процессов возникают как результат формирования высших психических функций (ВПФ).

Любая новая ВПФ по мере формирования и развития приобретает характер произвольных преднамеренных форм поведения или произвольной регуляции психических процессов.

При этом центральное значение имеет овладение способами использования языковых и других знаково-символиче-ских средств.

  1.  Как формируются и развиваются произвольные преднамеренные формы поведения и психики у человека?

Любая новая ВПФ исходно формируется во внешних, разделенных с другими людьми действиях, позднее преобразуясь в самостоятельно, произвольно организуемые, внутренние (умственные) способы организации субъектом своего поведения и психических процессов.

Первое направление формирования ВПФ – от разделенного (совместного) действия к действию произвольному и самостоятельному (индивидуальному).

Развитие умений подчинять свои действия, поступки, психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление и др.) речевым указаниям другого человека (взрослого).

Развитие умений с помощью речи направлять протекание психических процессов и организовывать поведение у других людей.

Межфункциональное объединение обоих умений в одну функцию – формирование произвольной преднамеренной саморегуляции (овладение способностью произвольно регулировать свое поведение или психическую функцию).

Второе направление формирования ВПФ – от внешней организации произвольных действий и психических функций к внутренним (умственным) формам их организации.

Доречевая фаза стихийного развития поведения или психической функции (внимания, восприятия, памяти, мышления) и «доинтеллектуальная» фаза развития звуковой коммуникации.

Межфункциональное объединение естественных психических и речевых функций – формирование внешнего развернутого речевого планирования и произвольной организации поведения и психических функций (через «эгоцентрическую» речь).

Преобразование внешней речи (через эгоцентрическую речь) во внутреннюю речь, ее последующее сокращение и автоматизация. Возникновение произвольных форм организации и выполнения умственных действий.


В.А. Иванников. Мотивационный подход к волевой регуляции: волевая регуляция как произвольное изменение/смысла действия (самодетерминация)

  1.  Особенность удовлетворения индивидуальных потребностей и мотивов в человеческом обществе.

Эволюционно сложившаяся необходимость в совместном производстве нужных каждому человеку условий жизни ведет к формированию общественных задач.

В процессе исторического развития человечества личные потребности каждого человека начинают удовлетворяться через результаты совокупной деятельности общества.

Для удовлетворения индивидуальных потребностей люди необходимо вступают в социальные отношения и связи.

В совместной деятельности смысл действий для субъекта определяется: а) индивидуальными мотивами, б) социальной связью между результатами действий разных людей.

  1.  Личностный смысл как психическое образование.

Личностный смысл – психическое образование, которое представляет собой более или менее ясно осознаваемое и эмоционально переживаемое значение предметов, явлений, событий для самого субъекта, возникающее в результате соотнесения:

объективного значения событий, результатов собственных действий, поведения с собственными мотивами и ценностями, с контекстом собственной жизни;

индивидуальных мотивов и результатов собственных действий с общественными мотивами, общественными ценностями и контекстом существования всего человечества.

  1.  Необходимые условия для формирования и развития мотивов трудовой деятельности.

Мотивы трудовой деятельности не даны изначально, а формируются при жизни человека, путем включения его в совместную деятельность.

Побуждение к выполнению действий в совместной деятельности представляет для человека особые задачи – на ходитьи создавать индивидуальные мотивы для целей, которые диктуются общественной необходимостью и социальной деятельностью.

Появляется необходимость в особой форме регуляции действий – волевой регуляции.

  1.  Задачи, для решения которых человеку требуется волевая регуляция.

Необходимость в волевой регуляции действий появляется в тех случаях, когда:

  •  социально необходимое или индивидуально необходимое действие не связано с актуально переживаемой потребностью, не имеет достаточного побуждения;
    •  осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддержание необходимого побуждения к нему (препятствия);
    •  необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью.
      1.  Основные особенности волевого действия в отличие от действий произвольно-преднамеренных.

Произвольно-преднамеренные и волевые действия различаются по ряду существенных особенностей.

  •  За произвольными действиями стоит субъект (индивид, регулирующий свои действия в предметной среде на основе психического отражения), который имеет возможность выбора способа осуществления действия. За волевыми действиями стоит личность, овладевающая собственным мотивационным процессом, что обеспечивает способность выбирать и планировать такие действия, которые имеют социальное значение и требуют дополнить тельного побуждения.
  •  В структуре деятельности произвольное действие предполагает осознание отношений цели к средствам ее достижения. В структуре деятельности волевое действие предполагает осознание отношений цели к мотивам деятельности.
  •  Произвольность предполагает осознанность ориентировочных и исполнительных компонентов собственных действий. Волевое действие предполагает осознанную организацию побуждения к действию, организацию мотивации к осуществлению действия.
  •  Развитие произвольности заключается в овладении средствами организации и планирования своих действий, своего поведения. Развитие воли заключается в формировании, организации и сохранении устойчивой мотивации.
  •  Становление произвольной регуляции действия можно представить как процесс означивания (объективации) собственных действий. Становление волевой регуляции заключается в осмыслении личностного значения цели и последствий действия, отношений действия к интересам других людей.
    1.  Основной психологический механизм волевой регуляции человеческих действий.

Механизмом волевой регуляции выступает намеренное, произвольное изменение или создание дополнительного смысла действия путем связывания его с другими мотивами, что позволяет усилить или ослабить побудительную силу исходного мотива.

Дополнительный смысл действию может сообщаться:

  •  с помощью другого человека, в разделенных действиях смыслообразования;
  •  на основе самостоятельных действий смыслообразования;
  •  через реальное изменение предметной ситуации;
  •  через привлечение воображаемой ситуации.

«Формирование побуждения к волевому действию достигается через изменение и создание дополнительного смысла действия, когда действие выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию» (Иванников, 1991, 1998).

  1.  Как формируются и развиваются механизмы волевой регуляции у человека?

Развитие приемов и средств волевой саморегуляции подчиняется общей закономерности развития высших психических функций человека: от совместных разделенных, внешних, развернутых форм действий к действиям самостоятельным, индивидуальным, внутренним, свернутым.

Развитие волевой саморегуляции заключается в интериоризации субъектом различных приемов и средств, которые обеспечивают изменение смысла различных действий.

Исходно изменение смысла действия для субъекта осуществляется другими людьми путем связывания его с дополнительными мотивами, вводимыми в реальную ситуацию.

Овладение приемами самостоятельного изменения реальных ситуаций в совместных с другими людьми действиях с целью изменения смысла действий для других и для себя.

Овладение приемами самостоятельного изменения смысла действия путем представления и изменения воображаемых ситуаций.

  1.  Приемы и средства для целенаправленного изменения смысла действий.

Существует множество способов целенаправленного изменения смысла действий как другими людьми, так и самим субъектом:

через намеренное уменьшение привлекательности одной стороны действия при увеличении другой;

через предвидение и переживание последствий выполнения или отказа от осуществления действия;

через обращение к людям, к внешним символам, к ритуалам, укрепляющим значимость совершаемых действий, а также к божеству за поддержкой;

путем связывания действия с обещаниями и клятвами другим людям;

через изменение социальной роли, позиции человека;

путем соединения заданного и принятого к исполнению действия с новыми мотивами или с новыми целями (переосмысление действия);

через включение заданного действия в более широкое и значимое для человека действие;

через связывание заданного действия с возможностью затем осуществить другое, желаемое человеком действие;

через речевую самостимуляцию (самоприказ, клятва себе);

путем сравнения себя с другими людьми;

через привлечение целей и мотивов из воображаемой ситуации.

  1.  Как могут формироваться новые мотивы на основе произвольного изменения или создания дополнительного смысла действия?

Волевое поведение может обеспечивать формирование новых индивидуальных мотивов путем автоматизации произвольных форм поиска дополнительного смысла для выбора и организации выполнения определенных действий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18523. Алгоритмы решения математической модели БИС по постоянному току 301.5 KB
  Лекция 3 Алгоритмы решения математической модели БИС по постоянному току Существует несколько способов решения задачи анализа по постоянному току: Первый способ заключается в решении систем уравнений вида: F x = 0
18524. Методы решения ММ БИС во временной области. (динамический анализ) 122.5 KB
  Лекция 4 Методы решения ММ БИС во временной области. динамический анализ Задача Коши Пусть t = ft 1 при условии xa=x0 при . Основное предположение относит...
18525. Анализ многошаговой формулы интегрирования Метод простых итераций. Метод ускоренных итераций Итерации Ньютона-Рафсона 108.5 KB
  Лекция 5 Анализ многошаговой формулы интегрирования Метод простых итераций. Метод ускоренных итераций Итерации НьютонаРафсона. Обратные итерации При неявных методах интегрирования ОДУ возникают нелинейные алгебраические уравнения. Возвратимся к общему виду лине...
18526. Анализ чувствительности 146 KB
  Лекция 6 Анализ чувствительности. Задача расчёта коэффициентов чувствительности выходных параметров схемы логических уровней статической помехозащищённости времени задержки сигнала и т.д. к изменению её входных параметров т.е. параметров компонентов – сопротив...
18527. Оптимизация. Классификация методов оптимизации 329 KB
  Лекция 7 Оптимизация Сформулируем задачу оптимизации как задачу поиска экстремума целевой функции ФР. Классификация методов оптимизации 1. По числу параметров: одномерная оптимизация; многомерная оптимизация. 2. По использованию производных:
18528. Способы хранения разреженных матриц 79.5 KB
  Способы хранения разреженных матриц Разреженные матрицы целесообразно хранить таким образом чтобы обеспечить экономию памяти и числа операций необходимы для преобразования матрицы в процессе решения линейной системы а также простоту доступа к любому элементу ма
18529. Меры погрешности решения 359 KB
  Меры погрешности решения Пусть x вычисленное решение СЛАУ Ax=b. Существуют две общеупотребительные меры погрешности в х: вектор ошибки е = х х 1 и невязка r = b Ax = Ax x = Ae
18530. Основні прийоми роботи та підготовки документів в системі MATHCAD 411.5 KB
  Мат. моделювання в САПР. Основні прийоми роботи та підготовки документів в системі MATHCAD. Основні прийоми роботи та підготовки документів в системі MATHCAD. Методичні матеріали до лабораторної роботи № 1 з курсу: €œМатематичне моделювання в САПР€ для студенті
18531. Розв’язування звичайних диференціальних рівнянь в системі MATHCAD 391.5 KB
  Розв’язування звичайних диференціальних рівнянь в системі MATHCAD Розв’язування звичайних диференціальних рівнянь в системі MATHCAD. Методичні матеріали до лабораторної роботи № 2 з курсу: €œМатематичне моделювання в САПР€ для студенті