39121

СТРУКТУРНЫЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ (ИНТЕЛЛЕКТА) ЧЕЛОВЕКА

Лекция

Психология и эзотерика

Такие возможности реализуются на основе эмпирического опыта и воздействий социального окружения; эмпирическим опытом который включает: формирование двигательных навыков путем упражнения извлечение информации из опыта взаимодействия с физическим миром логикоматематический опыт организации и координации познавательных действий; воздействием социального окружения. Взаимодействие субъекта и объекта – это источник любого знания который складывается из двух типов опыта: координации действий и операций которые строятся...

Русский

2013-10-01

163.5 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 23

ЛЕКЦИЯ 9. СТРУКТУРНЫЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ (ИНТЕЛЛЕКТА) ЧЕЛОВЕКА

План

1. Некоторые подходы к теоретическому анализу и объяснению процессов мышления в исторической перспективе

Гоббс, Гартли, Спенсер, Бэн, Гербарт Ассоциативная теория мышления

  1.  Мышление представляет собой процессы установления связей (ассоциаций) между элементарными психическими явлениями – ощущениями, представлениями, понятиями.
  2.  Существует несколько основных типов ассоциаций:
    •  ассоциации по пространственно-временной смежности;
    •  ассоциации по сходству и ассоциации по контрасту;
    •  ассоциации по отношению (атрибутивные, причинно-следственные и др.).
  3.  Механизмами мышления выступают:
    •  ассоциативная тенденция, когда в мыслительном процессе: а) воспроизводятся разнообразные связи (ассоциации) между представлениями, организованные на основе прошлого опыта и сохраняемые в памяти; б) устанавливаются и накапливаются новые ассоциации;
    •  персеверативная тенденция, связанная с возвратом отдельных психических структур (ассоциаций) в протекание мыслительных процессов.

Нарцисс Ах, Кюльпе, Мессер, Отто Зельц Вюрцбургская психологическая школа

  1.  Мышление есть акт усмотрения субъектом отношений: а) сначала между материальными элементами чувственного опыта; б) позднее между представлениями и мыслями.
  2.  Мышление нельзя сводить к простой ассоциации представлений. Мышление всегда имеет направление, которое задается определенной целью (интенциональность мышления). Существует особая психическая способность «детерминирующая тенденция» – целевая структура, направляющая динамику мыслительного процесса.
  3.  Протекание некоторых мыслительных операций возможно без включения образных представлений – существуют особые формы «безобразного» мышления.
  4.  Мышление представляет собой систему моторных интеллектуальных операций, которые направлены на решение задачи – достижение цели в определенных условиях.

Отто Зельц: Теория антиципирующей схемы в процессах решения задач

  1.  Решение задачи требует выделения: а) отношений между характеристиками известного; б) места неизвестного (искомого) в системе выделенных отношений; в) отношений между данным и искомым – и детерминируется двумя встречными процессами:
    •  формированием и уточнением антиципирующей схемы – неосознаваемой организацией отношений между условиями задачи и искомым, которые уточняются и конкретизируются по мере неудачных попыток найти решение и требуют своей завершенности;
    •  необходимой для завершения схемы внешней подсказки, в качестве которой могут выступать самые разные события и фрагменты текущего повседневного опыта.
  2.  Существует три основных типа интеллектуальных операций, комбинации из которых образуют методы решения задач:
    •  операция дополнения антиципирующей схемы каким-либо элементом;
    •  абстракция – выделение различных характеристик предметов и связей между ними;
    •  репродукция сходства – расчленение предмета или понятия в соответствии с определенными известными основаниями.
  3.  Актуализация операций восполнения антиципирующей схемы может иметь:
  4.  репродуктивный характер – путем рутинной актуализации известных средств решения;
  5.  продуктивный характер а) путем репродуктивной абстракции средств решения; б) путем случайно обусловленной абстракции средств решения.

Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Коффка, КарлДункер: Гештальтпсихология: мышление как акт переструктурирования проблемных ситуаций

  1.  Психические явления подчинены принципу целостных форм, принципу структурной неаддитивности (гештальт) – несводимости сложных психических явлений к простой сумме составляющих их элементов и единиц.
  2.  Мыслительный процесс есть последовательная смена разных типов целостного видения проблемной ситуации – смена гештальтов. Мышление – это процессы переструктурирования проблемной ситуации в сознании (феноменальном поле) субъекта, ведущие к непосредственному усмотрению (инсайту) искомого решения.
  3.  Основной механизм мышления – установление новых отношений между данными, составляющими проблемную ситуацию, путем их переструктурирования.
  4.  Существует несколько основных законов переструктурирования, которые ведут к структурной завершенности гештальта при разрешении проблемной ситуации: а) изменяются отношения между «фигурой и фоном»; б) формируются наиболее симметричные, простые, упорядоченные гештальты и т.п.

Торндайк, Уотсон Бихевиоризм

  1.  Мышление есть совокупность навыков – двигательных реакций организма в ответ на внешние раздражители (связи «стимул – реакция»), которые представляют собой:
    •  преимущественно скрытые речевые реакции, у которых исчезает внешняя звуковая форма (вербальные реакции«речь минус звук»);
    •  скрытые, сокращенные реакции рук (мануальные реакции);
    •  скрытые висцеральные, вегетативные реакции.
      1.  Мышление формируется путем научения на основе:
    •  классического обусловливания, когда ситуационные стимулы приобретают характер сигналов, которые свидетельствуют о вероятном (возможном) получении подкрепления или удовлетворения определенной потребности и вызывают определенную реакцию;
    •  оперантного обусловливания, когда следствия собственного поискового поведения случайно приводят к биологически полезному результату и действуют как подкрепляющие стимулы, повышая частоту такого поведения в будущем.

2. Теории мышления в современной зарубежной психологии

Дж. Гилфорд: Структурная теория интеллекта и интеллектуальных способностей

  1.  Интеллект – это совокупность множества относительно самостоятельных способностей.
  2.  Любой мыслительный акт может быть представлен в системе отношений между тремя составляющими: а) содержание – то, о чем мыслит субъект; б) операции – как субъект мыслит; в) что субъект получает в качестве результата.
  3.  Содержание материала интеллектуальной деятельности:
    •  конкретный – реальные предметы или их изображения;
    •  символический – буквы, знаки, цифры;
    •  семантический – значения слов;
    •  поведенческий – поступки другого человека и свои собственные.
  4.  Тип выполняемой умственной операции:
    •  опознание и понимание определенного материала, узнать предмет по неопределенному силуэту;
    •  память – запоминание и воспроизведение информации: запомнить и назвать ряд цифр;
    •  конвергентная продуктивность – поиск решения в одном направлении с целью получения единственного правильного ответа: обобщить одним словом несколько понятий;
    •  дивергентная продуктивность – поиск в разных направлениях при получении нескольких в равной мере правильных ответов: назвать возможные способы использования знакомого предмета;
    •  контроль и оценка – суждение о правильности, логичности заданной ситуации: найти фактическое или логическое несоответствие на изображении.
  5.  Разновидности конечного продукта:
    •  единицы объектов: вписать недостающие буквы в слова;
    •  классы объектов: разложить предметы на группы;
    •  отношения: установить связи между объектами;
    •  системы: выявить правило организации множества объектов;
    •  трансформации: изменить и преобразовать заданный материал;
    •  импликации: прогноз результата в рамках ситуации «что произойдет, если...».

Жан Пиаже Генетическая теория развития интеллектуальных функций человека

  1.  Живой организм (субъект) наделен функциональной активностью, направленной на приспособление к внешним условиям. Приспособление обеспечивается двумя процессами.
    •  Организация – это структуры организма, на которые опираются биологические функции. Структуры складываются при жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях индивидуального развития.
    •  Адаптация – наследственно закрепленные динамические аспекты реализации функций приспособления. Адаптация включает процессы ассимиляции и аккомодации.
      1.  Основными факторами развития выступают координация и уравновешивание между:
        •  биологическим созреванием, которое заключается в появлении новых органических структурно-функциональных возможностей для развития. Такие возможности реализуются на основе эмпирического опыта и воздействий социального окружения;
        •  эмпирическим опытом, который включает: формирование двигательных навыков путем упражнения, извлечение информации из опыта взаимодействия с физическим миром, логико-математический опыт организации и координации познавательных действий;
        •  воздействием социального окружения.
  2.  Поведение есть функциональный обмен (в противоположность физиологическому материальному обмену) между организмом и средой. Такой обмен реализуется на больших расстояниях в пространстве и во времени по весьма сложным траекториям. Функциональный обмен организма со средой имеет два аспекта:
    •  энергетический – аффективный, побуждающий, мотивационный;
    •  интеллектуальный – пространственно-временной, определяющий пути, по которым реализуются связи субъекта с объектом.
  3.  Взаимодействие субъекта и объекта – это источник любого знания, который складывается из двух типов опыта:
    •  координации действий и операций, которые строятся, конструируются субъектом в процессах взаимодействия с физическим миром. Абстрагируются отношения (логико-математические) между действиями и операциями;
    •  установления качественных особенностей физических объектов, а также отношений между ними (путем организованных и координированных действий и операций). Абстрагируются свойства самих предметов и явлений.
  4.  Интеллект – это одна из составляющих биологического функционирования организма, позволяющая адаптироваться к условиям окружающего мира; это уровень функциональной организации, обеспечивающий гибкое и устойчивое структурное равновесие и приспособление поведения к изменяющейся окружающей среде. Критерием интеллекта выступает дифференциация цели и средства ее достижения. Природа интеллекта двойственная: одновременно логическая и биологическая. При этом логика является способом описания и способом организации интеллекта.
  5.  Интеллектуальная активность производна от практических материальных действий. Интеллектуальные операции – это интериоризированные практические действия. Производные от действий интеллектуальные операции координируются между собой и образуют обратимые, устойчивые, целостные структуры. Интеллектуальное развитие человека заключается в формировании и прогрессивной дифференциации познавательных операций путем объединения их в схемы. Схема – это обобщенная познавательная структура, обеспечивающая реализацию класса сходных действий (перцептивных, двигательных, речевых) в разнообразных ситуациях. Интеллектуальные схемы возникают на основе предметно-практических и перцептивных действий и образуют функциональную иерархию.
  6.  Интеллектуальная адаптация обеспечивается равновесием между двумя процессами:
    •  аккомодацией – формированием качественно новых схем в онтогенезе, в результате чего меняется организация интеллекта и, следовательно, способы адаптации индивида к окружающему миру;
    •  ассимиляцией – функционированием схем в ходе индивидуальной жизни путем наполнения их содержанием. Ассимиляция позволяет адаптироваться в окружающем мире на основе уже имеющихся познавательных схем, без изменений организации интеллекта.
  7.  В зависимости от качественных особенностей развития интеллектуальных схем могут быть выделены периоды и стадии интеллектуального развития.

Период сенсомоторного интеллекта: на основе координации самых ранних перцептивных и двигательных форм поведения появляются сенсомоторные схемы. Позволяют выполнять прямые и обратные внешние действия с предметами и частично выходить за пределы «перцептивного поля».

а) Стадия центрации ребенка на своем собственном теле (до 7–9 месяцев)

0–1 мес. – упражнение рефлексов.

1–4,5 мес. – простые навыки и первые круговые реакции.

4,5–8-9 мес. – координация зрения и хватания; вторичные круговые реакции.

б) Стадия объективации схем практического интеллекта во внешнем пространстве.

8-9 – 11-12 мес. – дифференциация средств и целей; появление практического интеллекта.

11-12 – 18 мес. – дифференциации схем действий, появление третичных круговых реакций.

18-24 мес. – начало интериоризации схем решения некоторых проблем путем дедукции.

Период репрезентативного интеллекта, в ходе которого формируются конкретные операции, соотносимые с предметами.

а) Стадия неоперационального интеллекта

Формирующиеся после двух лет «интуитивные» (образные) схемы с одновременным развитием знаково-символических функций позволяют обращаться к отсутствующим объектам в плане представлений.

Формируются символические функции, позволяющие отличать обозначаемое от обозначающего и на этой основе использовать средства обозначения для мысленного воспроизведения обозначаемого.

Образная репрезентация в этот период не имеет координации, которые позволяли бы произвольно регулировать протекание представлений (отсутствует обратимость операций; речевые действия ребенка в этот период следуют за образными представлениями).

2–4 года – появление символической функции, начало интериоризации схем действий.

4–6 лет – интуитивное мышление, опирающееся на восприятие.

6–8 лет – интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные представления.

б) Стадия конкретных операций. Постепенное развитие знаково-символических функций ведет к разделению обозначаемого и обозначающего и к их логической упорядоченности. Это обеспечивает развитие конкретных операционных схем. Последние позволяют группировать образные схемы в обратимые операции, переходить от одной «точки мыслительного пространства» к другой в плане представлений. Группировка – закрытая обратимая целостная система операций, которая подчиняется пяти формальным законам: комбинативность, обратимость, ассоциативность, общая и специальная идентичность.

8–10 лет – простые операции: классификация, сериация, установление взаимно-однозначного соответствия.

9– 12 лет – система операций: система координат, проективные понятия.

Период пропозициональных или формальных операций

С 11–13 лет появляются формальные операционные схемы, которые обеспечивают организацию оперирования над конкретными группировками. Открывается возможность теоретических построений, относительно свободных по отношению к реальному миру.

12–14 лет – становление формальных операций: гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика.

От 13–14 лет – достижение формальных операций: структура «решетки» и группа четырех трансформаций (INRC).

  1.  Группировки из операций и схем формируются в трех основных сферах:
    •  в области операции с дискретными элементами – логические операции;
    •  в области операций с непрерывными величинами – инфралогические операции;
    •  в области отношений целей и средств, что приводит к мышлению о ценностях.
  2.  Следует различать два аспекта познания, которые развиваются из одного общего источника – сенсомоторных действий, но имеют разные линии развития и дают разные знания о действительности: фигуративный и операторный.
    •  Фигуративные структуры позволяют воспринимать, опознавать и представлять явления: а) восприятие; б) подражание, имитацию (в широком значении, включая графическую имитацию – рисование); б) репрезентации в форме умственных образов.
    •  Операторные структуры обеспечивают знания о преобразовании одного явления в другое, одной конфигурации в другую: а) совокупность и организация действий с предметами; б) совокупность и организация умственных операций.

11. Фигуративным и операторным структурам интеллекта соответствуют два типа абстракции:

  •  эмпирическая абстракция, когда информация извлекается из объектов (фигуративные структуры). От объекта абстрагируются его пространственно-временные и физические характеристики;
    •  рефлексивная абстракция, когда информация извлекается субъектом из своих действий (операциональные структуры). От объекта абстрагируются характеристики, относящиеся к самим действиям, которые этот объект преобразуют.
  1.  Обобщения в форме понятий нельзя рассматривать как абстракции из восприятий. В понятии следует различать содержание и форму.

Содержание понятий определяется процессами восприятия. Воспринимаемые и репрезентируемые образы выступают опорой для мышления, на которой фиксируются и воспроизводятся операциональные схемы.

Форма понятий конструируется на основе активной координации действий в операциональные схемы, которые выступают фундаментальными элементами мышления.

При этом овладение речью нельзя рассматривать в качестве источника формирования интеллекта и логики. Речевое развитие и логика обеспечиваются развитием операциональных схем.

  1.  Существует взаимное пересечение семиотических функций и фигуративных функций в интеллектуальном развитии человека. Имитация, умственный образ и изобразительная деятельность являются одновременно семиотическими и фигуративными.

Следует различать три основных типа семиотических функций (вслед за Ф. Соссюром):

  •  индексы – обозначающие, неотделимые материально, пространственно, во времени от того, что они обозначают;
    •  символы – обозначающие, которые отличаются от того, что они обозначают, но имеют определенное сходство с обозначаемым;
    •  знаки – обозначающие, которые отличаются от того, что они обозначают, носят условный характер и могут вводиться произвольно.
  1.  В процессах восприятия следует различать а) зрительно-двигательную центрацию на элементах поля восприятия, организуемую внешними объектами; б) перцептивно-исследовательскую деятельность, организуемую интеллектуальными схемами.

До 7 лет у детей актуализируются преимущественно статичные репродуктивные образы.

После 7–8 лет появляются антиципирующие образы и действия по их трансформации.

3. Модели мышления в когнитивной психологии

В современной когнитивной американо-европейской психологии мышление рассматривается как процесс, с помощью которого формируются новые репрезентации на основе сложных умственных механизмов преобразования информации. При этом отмечается, что мышление:

  •  предполагает использование имеющейся информации(знаний) и ее преобразование: а) в форме образных и пространственных репрезентаций; б) в вербальной форме и логически организованной форме;
  •  может приводить к конструированию новых репрезентаций (образов, понятий, межпонятийных схем) путем преобразования исходных репрезентаций;
  •  носит направленный характер: а) на выбор, планирование и принятие решений при наличии множества альтернатив; б) на решение проблем, обеспечивающих достижение определенного результата.

При этом существует многообразие как альтернативных, так и взаимодополнительных моделей, которые направлены на объяснение самых различных аспектов мышления человека (Халперн, 2000; Андерсон, 2002; Ришар, 1998 и др.). Между такими моделями не всегда возможно установить какие-либо логические и теоретические связи. Множество моделей организации мышления основывается на структурных моделях организации долговременной памяти.

В качестве примеров приведем только две модели, в которых представлены разные аспекты организации мышления.

Greeno, 1973. Модель решения задач

  1.  Между структурами семантической долговременней памяти и решением задач существует непосредственна^связь.
  2.  Решение задач осуществляется путем образования Новых связей между элементами информации, которые penpeзентируются в рабочей (оперативной) памяти. Объем рабочей памяти ограничен. Репрезентация выстраивается на основе информации, поступающей: а) извне через органы чувств; б) из долговременной памяти.
  3.  Решение задач включает два основных этапа:
    •  построение когнитивной сети отношений, репрезентирующей задачу, в рабочей памяти;
    •  построение набора отношений, соединяющего сеть задачи с сетью решения на основе информации, хранящейся в семантической памяти.

4. Построение новых отношений в репрезентированной семантической сети осуществляется путем воспроизведения из долговременной памяти информации о возможных связях и информации о правилах установления новых связей.

N. J. Roese 1994. Теория контрфактов в процессах мышления

  1.  Вслед за уже реально произошедшими событиями(фактами) человек часто конструирует альтернативные по своим результатам воображаемые сценарии развития событий (контрфакты).
  2.  Мысленные сценарии контрфактов могут конструироваться в двух противоположных направлениях:
    •  рассматривать реальные события, свое поведение и свои действия как худшие по сравнению с тем, что могло бы быть («идущий вниз контрфакт»);
    •  рассматривать реальные события, свое поведение и свои действия как лучшие по сравнению с тем, что могло бы быть («идущий вверх контрфакт»).
  3.  Стиль (направление) контрфактического мышления оказывает влияние на последующую деятельность и эмоциональное состояние.

«Идущие вниз контрфакты» ухудшают эмоциональное состояние, но позитивно влияют на будущую деятельность.

«Идущие вверх контрфакты» улучшают эмоциональное состояние, но могут негативно влиять на будущую деятельность.

4. Теории мышления в отечественной психологии. Структурная организация процессов мышления

Основная функция процессов мышления – ориентировка субъекта в окружающем мире посредством установления межпредметных связей и отношений на основе использования различных средств и способов: путем воздействияпредметов друг на друга, путем использования орудийныхсредств и средств измерения, путем включения в организацию мышления знаков и символов.

Процессы установления межпредметных связей и отношений могут протекать на нескольких взаимосвязанныхуровнях. Это мыслительные операции на уровнях наглядно-действенного, наглядно-образного (конкретно-образного), отвлеченно-образного, понятийного (словесно-логического) мышления.

Каждый новый уровень установления межпредметныхсвязей и отношений развивается на основе нижележащихуровней.

Развитие идет в направлении от наглядно-действенных кпонятийным формам мышления.

На каждом уровне мышления установление межпредметных связей и отношений реализуется посредством рядауниверсальных обратимых операций: анализ и синтез; абстрагирование – обобщение и конкретизация и др.

На словесно-логическом уровне в качестве средств организации мышления выступают знаки и символы, которыепозволяют: а) фиксировать результаты мыслительной деятельности человека в логических формах понятий, суждений,умозаключений; б) организовывать и осуществлять предварительную ориентировку в реальности на основе выполнения умственных операций и действий.

Функциональные теории мышления. Психологические механизмы мышления

С. Л. Рубинштейн Механизм анализа через синтез

Познаваемые явления и предметы включаются в новые связи, отношения, взаимодействия с другими явлениями и предметами (синтез).

Благодаря этому обнаруживаются, абстрагируются и устанавливаются новые свойства исследуемых предметов и явлений (анализ).

Новые свойства и способы их выявления могут фиксироваться с помощью знаково-символических средств в качестве новых обобщений и понятий.

Л. С. Выготский Механизм абстрактного синтеза

В процессах эмпирического анализа (анализа через синтез)устанавливаются, абстрагируются и фиксируются существенные признаки предметов и явлений.

Выявленные признаки абстрагируются и объединяются по различным основаниям (синтез), что обеспечивает формирование не только эмпирических обобщений, но и теоретических понятий, направленных на объяснение предметов и явлений.

Полученные путем мыслительного конструирования понятия фиксируются в знаково-символических средствах.

Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин Механизм интериоризации

Существует два взаимосвязанных направления формирования и развития произвольных, преднамеренных ориентировочно-исследовательских действий, направленных на установление межпредметных связей и отношений.

1. Первое направление развития, от разделенного (совместного) действия к действию произвольному и индивидуальному.

Развитие умений подчинять свои действия, направленные на установление межпредметных связей и отношений, речевым указаниям другого человека (взрослого).

Развитие у субъекта умений организовывать с помощью речи процессы установления межпредметных связей и отношений с другими людьми.

Межфункциональное объединение обоих умений в одну функцию – формирование произвольности в процесса установления межпредметных связей и отношений. Овладение собственными процессами мышления.

2. Второе направление развития: от внешних произвольных действий с предметами к внутренним умственным формам выполнения действий.

Доречевое развитие мышления в процессах практического установления межпредметных связей и отношений.

Межфункциональное объединение доречевых форм мышления и речевых функций. Овладение внешними развернутыми формами речевой организации процессов установления межпредметных связей и отношений – процессов мышления.

Преобразование внешних форм речевой организации мышления (через эгоцентрическую речь) во внутренние формы речевой организации.

Последующее сокращение и автоматизация внутренних речевых форм организации и произвольного выполнения умственных (мыслительных) действий.

А. Н. Леонтьев Теория мышления человека

1. Каковы эволюционные источники формирования процессов мышления у живых организмов ?

Исходной основой формирования и развития мышления как особой психической функции выступают формирующиеся в процессе эволюции у высших животных способы ориентировки и организации поведения в окружающем мире на основе установления межпредметных связей и отношений в конкретных ситуациях.

2. Какие факторы обеспечивают переход от эволюционных законов развития психики животных к культурно-историческим законам развития психики человека, а также законам развития человеческих форм мышления?

Прямые предки человечества эволюционировали в направлении объединения в сообщества, которые характеризовались:

  1.  совместным выполнением общей деятельности при распределении действий между членами сообщества – специализации в выполнении отдельных действий;
  2.  развитием и совершенствованием способов использования и изготовления орудийных и знаково-символических средств, которые обеспечивают более высокую эффективность в распределении, организации и выполнении совместных действий.

Все это принципиально меняет характер психической ориентировки, организации и реализации человеческой деятельности и поведения, а также служит основой для совершенствования механизмов мышления.

3. В чем заключается основная отличительная особенность мышления человека от мышления животных?

Особенностью мыслительных действий является неполнота условий, в которых они реализуются. Способ достижения в определенных условиях цели, которую следует обнаружить или построить, составляет основу любой мыслительной задачи.

Мыслительные задачи реализуются в два этапа: а) открытие новых межпредметных отношений и связей в определенных условиях (подготовительный этап); б) включение их в процесс решения (исполнительный этап).

У животных подготовительный и исполнительный этапы никогда полностью не отделяются друг от друга.

У человека подготовительный этап – собственно познавательный, ориентировочный – отделяется от исполнительного этапа и начинает существовать самостоятельно и фиксироваться как продукт познавательной деятельности в форме значений с помощью языка и знаково-символических средств.

Опосредствованные языком мыслительные формы ориентировочных операций и действий человека отделяются от предметно-практических исполнительных составляющих деятельности и могут приобретать характер самостоятельного вида познавательной деятельности, которая образуется по механизму сдвига мотива на цель.

4. Как фиксируются и транслируются способы и результаты человеческого мышления?

Изготовление, использование и совершенствование орудий позволяет объективно фиксировать способы выполнения действий и операций, а также диапазон возможных результатов, которые получаются благодаря использованию орудий. Орудия выступают первыми материальными средствами обобщения объективных свойств окружающего мира и средствами фиксирования таких обобщений. В последующем эту функцию наиболее эффективно начинают выполнять язык и различные знаково-символические средства.

Фиксирование способов установления все новых межпредметных отношений и связей с помощью языка и других знаково-символических средств в процессе общественно-исторического развития обеспечивает формирование собственно человеческих, имеющих общественно-историческую природу, психологических механизмов мышления.

Человеческие способы мышления формируются в процессах включения ребенка в совместные формы деятельности и опосредствованные языком формы общения с другими людьми, в которых задаются образцы ориентировки в способах решения различных задач на основе установления разнообразных межпредметных отношений и связей.

5. Как процессы мышления включаются в состав человеческой деятельности?

Процессы мышления включаются в состав любого человеческого действия или любой человеческой деятельности в форме внешних и умственных действий и операций. При этом обобщенные цели мыслительных действий по механизму «сдвига мотива на цель» могут приобретать характер мотивов-целей. В результате формируется самостоятельная мыслительная деятельность. В этой связи следует разводить:

  1.  мыслительные операции – не осознаются; служат автоматизированными способами установления межпредметных связей, отношений и выполнения разнообразных мыслительных действий;
  2.  мыслительные действия – обеспечивают процессы осознанного и целенаправленного установления межпредметных связей и отношений;
  3.  мыслительную деятельность – подчинена познавательному мотиву, который направляет активность субъекта на решение определенного диапазона проблем и задач.

Мыслительный процесс как система операций и действий в составе человеческой деятельности характеризуется: а) наличием мотива; б) целями, которые формулируются и достигаются в определенных предметных условиях в процессах реализации действий; в) наличием средств; г) способами достижения целей – операциями; д) результатами.

6. Как преодолеваются границы непосредственно-чувственного познания в процессах установления межпредметныхотношений и связей путем использования орудийных средств?

Границы непосредственной перцептивной ориентировки человека постепенно перестают выступать границами его познания. Они расширяются за счет опосредствованного познания предметов и явлений в процессе использования человеком  разнообразных орудийных, а позднее и знаковых средств.

То, что непосредственно не регистрируется органами чувств человека, познается путем воздействий с помощью одних предметов на другие предметы.

Результаты взаимодействий между предметами сохраняются на предметах и регистрируются органами чувств как свойства предметов.

Это позволяет по ощущаемым и воспринимаемым результатам действий заключать о явлениях и свойствах, недоступных непосредственному восприятию.

7. В чем заключается основной критерий, позволяющий выделять процессы мышления в качестве особого психического процесса?

Мышление – это особый способ психической ориентировки, обеспечивающий выделение и фиксацию субъектом разнообразных межпредметных отношений и связей в процессе планирования и реализации иерархически организованных взаимно подчиненных операций и действий (А.Н. Леонтьев, Запорожец, Гальперин).

Основным критерием появления мышления является установление межпредметных связей и отношений путем функционального использования одного действия (операции) в качестве средства достижения цели другого действия.

Целью первого действия выступает такое преобразование предметных условий, которое делает возможным реализацию другого действия, которое необходимо для достижения следующей цели.

Мышление осуществляется в процессах ориентировочно-исследовательского поиска и обнаружения таких отношений и связей между действиями в определенных предметных условиях (задача), которые обеспечивают достижение определенной конечной цели.

Цель, способ достижения которой необходимо обнаружить и построить в определенных предметных условиях, составляет мыслительную задачу (задача – цель, данная в определенных предметных условиях).

8. Как формируются умственные сокращенные формы установления межпредметных отношений и связей – умственные формы мышления человека?

Установление межпредметных отношений и связей с опорой на язык и знаково-символические средства ведет к относительному отделению значений (представлений, понятий) от ситуативной, конкретно-предметной отнесенности слов и знаков. В результате формируются особые умственные действия над значениями.

Значения фиксируются в языке, знаках, символах и исходно представляют собой обобщенную ориентировочную основу практических предметных действий.

Такие обобщенные способы ориентировочных операций и действий (представления и понятия) начинают актуализироваться в психике субъекта не только под воздействием предметных условий в конкретных ситуациях (как у

высших животных), но и надситуативно – в результате использования соответствующих языковых и других знаково-символических средств.

Преобразование сукцессивных форм внешних, разделенных с другими людьми ориентировочных компонентов действий, направленных на установление межпредметных отношений и связей, в симультанные формы умственных операций и действий является одним из фундаментальных законов развития мышления и мыслительных способностей человека.

9. Какова роль грамматической и логической организации языковых и знаково-символических средств в мышлении человека?

По мере развития человеческого общества и совершенствования познавательной деятельности развиваются все более сложные последовательности ориентировочных действий, которые направлены на установление межпредметных отношений и связей. Такие способы ориентировки начинают фиксироваться в языковых средствах путем развития грамматических и логических способов их организации; позднее для этих целей начинают создаваться специальные искусственные знаково-символические средства.

Увеличивающееся пространственно-временное отделение в человеческой деятельности умственных ориентировочных компонентов выполняемых действий от практических внешне исполнительных компонентов ведет к развитию различных видов умственных ориентировочно-познавательных и исследовательских действий и деятельностей.

При этом фиксируемые и устанавливаемые с опорой на знаково-символические средства межпредметные связи и отношения могут приобретать сколь угодно большую протяженность.

По мере увеличения протяженности таких последовательностей мыслительных операций и действий, а также их постоянного   повторного   воспроизведения выделяются, обобщаются и фиксируются закономерные способы установления определенных типов межпредметных отношений и связей с помощью языковых грамматических и логических операций.

Позднее для целей строгого фиксирования определенных способов установления межпредметных отношений и связей начинают разрабатываться искусственные логически организованные знаково-символические системы.

10. В каких формах фиксируются результаты мыслительных действий человека?

Результаты формирования и развития процессов мышления представляют собой обобщенные способы организации ориентировочно-исследовательских операций и действий, которые актуализируются и используются субъектом для установления различных межпредметных связей и отношений. Они фиксируются в разных допонятийных и в понятийных обобщениях с опорой на языковые и знаково-символи-ческие средства.

• Формирование обобщений есть процесс переноса операций и действий в новые ситуации. Процесс речевого общения есть частный случай переноса и обобщения – переноса и обобщения значений слов.

• Субъективно обобщения могут воспроизводиться и рефлексивно анализироваться в форме феноменов различной

степени ясности, сложности, абстрактности.

П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Н. Г. Салмина и др. Закономерности формирования внутреннего плана умственных действий, обеспечивающего организацию мышления, поведения и деятельности человека

1. Что исходно заложено в основу психического развития человека, его сознания и личности? Каков состав человеческих действий?

Психическое развитие человека исходно обеспечивается овладением внешними предметно-практическими действиями в соответствии с теми образцами, которые задаются другими людьми в совместных взаимодействиях. Любое действие включает:

• ориентировочную, исходно психологическую составляющую. Ориентировочные составляющие действия включают операции ориентировки, планирования, контроля;

• исполнительную   (мышечно-двигательную)   составляющую. Исполнительная часть действия включает исполнительные операции и операции коррекции действия по ходу исполнения.

2. Какие основные функции реализуются разными типами операций, входящих в состав действий?

Каждый тип операций в составе действия обеспечивает свои специфические функции.

Функции ориентировки исходно обеспечиваются ориентировочно-исследовательскими операциями органов чувств, которые ведут к построению перцептивного образа ситуации.

Операции планирования предстоящих действий предполагают установление межпредметных связей и отношений в процессе ориентировки (мышление).

Исполнительные операции обеспечивают реализацию действия в соответствии с планом.

Операции контроля обеспечивают сопоставление реально получаемого результата с предполагаемым (запланированным) результатом.

Операции коррекции обеспечивают исправления действия по ходу его выполнения.

По мере сокращения и автоматизации такие операции превращаются в образы, представления, понятия, а также в способы их умственных преобразований.

3. Что выступает в качестве единицы анализа процессов мышления?

Процессы мышления человека исходно представляют собой действия практического установления межпредметных связей и отношений, переносимые во внутренний умственный план. В качестве единицы мышления выступает отдельное действие, направленное на установление межпредметных отношений или связей.

4. В чем заключаются основные особенности формирования и развития человеческих форм мышления?

Мыслительные действия формируются на основе разделенных с другими людьми внешних практических действий установления межпредметных связей и отношений к действиям индивидуальным и умственным. Превращение исходно внешнего совместного предметного действия в самостоятельное и умственное действие включает несколько этапов:

• прослеживание действия, выполняемого другим человеком, в плане восприятия;

• включение в выполнение разделенного с другими людьмии действия, которое может представлять собой: а) предмет-е но-практическое материальное действие с реальными объектами;  б)  «материализованное» действие,  выполняемое с изображениями или знаково-символическими объектами; в) самостоятельное выполнение предметно-практического или материализованного действия с опорой на внешнюю громкую речь, а затем с опорой на внутреннюю развернутую речь «про себя»; г) уровень самостоятельных действий над представляемыми предметами, изображениями, схемами, моделями с опорой на развернутую речь «про себя»; д) уровень сокращенных и автоматизированных умственных действий во внутреннем умственном плане.

5. Какова роль языка в развитии познавательных возможностей человека?

По мере овладения субъектом действиями и операциями обозначения и замещения языковыми знаками ориентировочных и исполнительных составляющих действий обеспечивается их фиксирование в форме значений.

Языковые средства начинают обеспечивать процессы актуализации в психике человека определенных значений, а также организацию действий по их преобразованию. Формируется внутренний план умственных действий.

По мере овладения разнообразными знаково-символическими системами и способами их использования человек совершенствует способы произвольной организации и расширяет функциональные возможности собственного внутреннего плана умственных действий (сознания).

6. Что выступает в качестве результата ориентировочно-исследовательской активности субъекта, который интегрирует все познавательные психические функции?

По мере непосредственно-чувственного знакомства с предметами окружающего мира и овладения способами их преобразования на основе интериоризации ориентировочных и исполнительных компонентов разнообразных предметных действий формируется, уточняется и совершенствуется на протяжении жизни субъекта образ мира, который фиксируется в памяти субъекта и выступает ориентировочной основой для организации разнообразных действий.

7. Каковы основные направления развития и особенности организации внутреннего плана умственных действий?

Внутренний план умственных действий включает преобразования представлений и понятий, которые в различной степени организованы знаково-символическими средствами.

Для организации умственных действий над представлениями и понятиями могут использоваться: а) внешние материальные (например, графические или речевые) знако-во-символические   средства;   б)   интериоризированныесубъектом внутренние способы использования знаков исимволов (внутренняя речь, а также представляемые зна-ково-символические схемы, модели различной степениобобщенности и абстрактности).

Интериоризированные  знаково-символические  изображения, схемы, модели, в свою очередь, могут становитьсяпредметом преобразования в умственном плане с использованием других знаково-символических средств (внешних и внутренних). Возникают иерархические и гетерархи-ческие отношения между различными уровнями организации умственных действий.

Любые виды исходно развернутых во времени (сукцес-сивных) умственных действий по мере овладения имисубъектом сокращаются, автоматизируются, приобретают симультанный характер и преобразуются в умственные операции, которые обеспечивают условия для выполнения других, все более сложных умственных действий. Так формируются сложные иерархические отношения между умственными действиями и умственными операциями.

Исследования, проводимые в русле поэтапного формирования умственных действий и умственных операций в контексте теории интериоризации, позволили установить некоторые механизмы, лежащие в основе интуитивного и творческого мышления.

П.Я. Гальперин. Механизмы, лежащие в основе интуитивного

и творческого мышления

1. Основную роль в процессах интуитивного и творческого решения разнообразных задач выполняют два фактора:

  •  осознаваемые ориентировочно-исследовательские действия, направленные на выделение основных условий задачи, а также на установление межпредметных связей и отношений между условиями;
  •  неосознаваемые автоматизированные умственные операции, которые ранее в процессах формирования могли представлять сложнейшие системы умственных действий.

2. Если решение получено преимущественно на основе автоматизированных приемов мыслительной деятельности – умственных операций, то сам способ решения будет требовать своего развертывания и осознания.

Процесс осознания способа решения необходимо предполагает фиксирование (выражение) в знаково-символической форме тех операций, которые обеспечили решение.

Процесс осознания способов и приемов решения может преобразовываться для субъекта в самостоятельную задачу.

Еще один психологический механизм организации интуитивных форм мышления в контексте деятельностного подхода исследован Я.А. Пономаревым.

Я.А. Пономарев. Механизмы включения «побочного» неосознаваемого опыта в решение творческих задач

При выполнении разнообразных предметных действий в памяти субъекта фиксируется два вида опыта:

  •  осознаваемый, который: а) формируется в результате опосредствованных знаково-символическими средствами, целенаправленно реализуемых действий; б) может быть произвольно актуализирован при необходимости;
  •  интуитивный, неосознаваемый, который: а) не фиксирован в знаково-символических средствах; б) образуется стихийно вне поля произвольного внимания субъекта; в) в последующем не может быть произвольно актуализирован.

Интуитивный, неосознаваемый опыт постоянно накапливается в качестве «побочного» продукта целенаправленно реализуемых действий.

Решение творческих задач складывается из трех основных фаз:

  •  фаза произвольного, осознаваемого логического поиска способа решения;
  •  фаза интуитивного поиска и обнаружения в «неосознаваемом опыте» способа решения;
  •  фаза вербализации интуитивного решения, а также его формализации.

Интуитивное творческое решение новых задач становится возможным при ряде условий:

  •  наличии побочного продукта ранее выполняемых действий в неосознаваемом опыте;
  •  высоком уровне познавательно-поисковой мотивации;
  •  ясной и четкой формулировке задачи;
  •  отсутствии доминирования чрезмерно автоматизированных осознаваемых способов действия.

Ряд функциональных особенностей мыслительных операций в составе интуитивных и творческих мыслительных действий, а также связь умственных операций с эмоциональными и мотивационными процессами – операциональное значение и операциональный смысл – выявлены в исследованиях О. К. Тихомирова.

О.К. Тихомиров. Психологический механизм эмоционального предвосхищения в процессах решения мыслительных задач

Выполнение творческого мыслительного действия, подчиненного определенной цели, реализуется посредством умственных операций – автоматизированных, неосознаваемых приемов и способов решения.

Каждая операция в зависимости от функциональной необходимости в процессе решения по отношению к цели действия приобретает операциональное значение.

Эффективность используемых операций (их операциональное значение) определяется: а) достижением цели и решением задачи; б) наиболее простым способом решения, основанным на выборе определенных операций из диапазона возможных и необходимых.

В процессе решения задач операциональное значение отбираемых и реализуемых операций не осознается, но эмоционально переживается субъектом как операциональный смысл.

Операциональный  смысл через  осознаваемую  цель  и смысл действия связан с мотивом реализуемой деятельности. Смысл операции, используемой в ходе решения задачи, может быть зарегистрирован: а) объективно – по сдвигам физиологических показателей (ЧСС, КГР и др.); б) субъективно, в самоотчете испытуемого – как переживание эмоционального состояния (например, в форме «озарения», инсайта). Новый способ установления межпредметных связей и отношений в определенной ситуации при решении задачи эмоционально фиксируется. В последующем эмоциональные переживания определяют направления поиска решения задач в аналогичных ситуациях. Регулирующая функция эмоций в процессах решения задач, как правило, не осознается субъектом. Переживаемые эмоции могут (в лаборатории) регистрироваться по вегетативным изменениям, опережающим выполнение успешного действия (механизм эмоционального предвосхищения).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37520. Сравнительный анализ истоков философского мышления Запада и Востока 51.65 KB
  Существует также трактат Нань Цзин - один из древнейших в Китае медицинских трактатов, в основу которого положена девятка : - он описывает 81 трудность классической медицины И-Цзин по своей сути является трактатом, описывающим всеохватно-круговые перемены. Это учение о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций, структуре постоянно и циклически изменяющегося мира.
37521. Наука 20.83 KB
  Проблема начала науки ее возникновения имеет важное методологическое значение для формирования теоретических подходов к определению природы науки ее статуса этапов развития. Античная наука Страна происхождения науки в европейском понимании Древняя Греция. Для этой науки характерна органичная связь с философией.
37522. Сравнительный анализ философских школ 119.35 KB
  Бытие первоначально имеет огонь и является равновесием двух потоков. Все появляется через отдельные промежутки времени. Отношение к рабовладению и роль рабов в государстве В государстве Платона рабство сохраняется в частности одной из задач сословия стражей является ведение завоевательных войн с целью добычи рабов. Если целью правящих является не благо государства а собственный корыстный интерес единолично правящего то монархия вырождается в тиранию.
37525. Основные концепции теории познания и истории философии (эмпиризм, рационализм, иррационализм) 17.74 KB
  Такая философия – это методологическая ориентация познания которая признает основным по источникам и критериям чувственный опыт интегрируемый в материалистический эмпиризм как результат воздействия связей и предметов внешнего мира на человеческие чувства в результате чего они выступают образами этого мира. Иррационализм – это направление философской мысли которое признает основой процесса познания и преобразования мира – внерациональные аспекты духовной жизни человека: интуиция вера воля ограничивая или отрицая возможности разума в этом...
37526. Экзаменационные вопросы по философии с ответами для поступающих в аспирантуру 654.18 KB
  Специфика философского рассмотрения человека. Религиозные учения о сотворении человека. Проблема смысла жизни человека в истории религиозных и философских учений. Свобода и ответственность человека в современном мире.
37527. Философия. Шпаргалки 52.56 KB
  Роль философии определяется прежде всего тем что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения а также тем что она решает проблему познаваемости мира наконец вопросы ориентации человека в мире культуры в мире духовных ценностей. Функции: 1 мировоззренческая с помощью философии у человека формируется мировоззрение. Структура философии: 1Онтология сердцевина онто бытие логосучение фил. Основной вопрос философии метафилософская и историкофилософская концепция согласно которой основной проблемой философии на...
37528. Сравнение человека и животного 23.32 KB
  Отличается ли сознание и мышление животных от сознания и мышления человека Человек обладает абстрактным мышлением у животных предметное мышлениездесь и сейчас У животных нет самозознания. Шеллер утверждал: человек может посмотреть на себя со стороны животное же не выделяет себя из окружающей среды они привязаны к природе Шеллер: точто делает человека человеком есть причины противоположные жизнидух У человека между системой рецепторов и системой эффекторов есть третье звено. Животное на внешний стимул дает прямой непосредственный...