39121

СТРУКТУРНЫЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ (ИНТЕЛЛЕКТА) ЧЕЛОВЕКА

Лекция

Психология и эзотерика

Такие возможности реализуются на основе эмпирического опыта и воздействий социального окружения; эмпирическим опытом который включает: формирование двигательных навыков путем упражнения извлечение информации из опыта взаимодействия с физическим миром логикоматематический опыт организации и координации познавательных действий; воздействием социального окружения. Взаимодействие субъекта и объекта – это источник любого знания который складывается из двух типов опыта: координации действий и операций которые строятся...

Русский

2013-10-01

163.5 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 23

ЛЕКЦИЯ 9. СТРУКТУРНЫЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МЫШЛЕНИЯ (ИНТЕЛЛЕКТА) ЧЕЛОВЕКА

План

1. Некоторые подходы к теоретическому анализу и объяснению процессов мышления в исторической перспективе

Гоббс, Гартли, Спенсер, Бэн, Гербарт Ассоциативная теория мышления

  1.  Мышление представляет собой процессы установления связей (ассоциаций) между элементарными психическими явлениями – ощущениями, представлениями, понятиями.
  2.  Существует несколько основных типов ассоциаций:
    •  ассоциации по пространственно-временной смежности;
    •  ассоциации по сходству и ассоциации по контрасту;
    •  ассоциации по отношению (атрибутивные, причинно-следственные и др.).
  3.  Механизмами мышления выступают:
    •  ассоциативная тенденция, когда в мыслительном процессе: а) воспроизводятся разнообразные связи (ассоциации) между представлениями, организованные на основе прошлого опыта и сохраняемые в памяти; б) устанавливаются и накапливаются новые ассоциации;
    •  персеверативная тенденция, связанная с возвратом отдельных психических структур (ассоциаций) в протекание мыслительных процессов.

Нарцисс Ах, Кюльпе, Мессер, Отто Зельц Вюрцбургская психологическая школа

  1.  Мышление есть акт усмотрения субъектом отношений: а) сначала между материальными элементами чувственного опыта; б) позднее между представлениями и мыслями.
  2.  Мышление нельзя сводить к простой ассоциации представлений. Мышление всегда имеет направление, которое задается определенной целью (интенциональность мышления). Существует особая психическая способность «детерминирующая тенденция» – целевая структура, направляющая динамику мыслительного процесса.
  3.  Протекание некоторых мыслительных операций возможно без включения образных представлений – существуют особые формы «безобразного» мышления.
  4.  Мышление представляет собой систему моторных интеллектуальных операций, которые направлены на решение задачи – достижение цели в определенных условиях.

Отто Зельц: Теория антиципирующей схемы в процессах решения задач

  1.  Решение задачи требует выделения: а) отношений между характеристиками известного; б) места неизвестного (искомого) в системе выделенных отношений; в) отношений между данным и искомым – и детерминируется двумя встречными процессами:
    •  формированием и уточнением антиципирующей схемы – неосознаваемой организацией отношений между условиями задачи и искомым, которые уточняются и конкретизируются по мере неудачных попыток найти решение и требуют своей завершенности;
    •  необходимой для завершения схемы внешней подсказки, в качестве которой могут выступать самые разные события и фрагменты текущего повседневного опыта.
  2.  Существует три основных типа интеллектуальных операций, комбинации из которых образуют методы решения задач:
    •  операция дополнения антиципирующей схемы каким-либо элементом;
    •  абстракция – выделение различных характеристик предметов и связей между ними;
    •  репродукция сходства – расчленение предмета или понятия в соответствии с определенными известными основаниями.
  3.  Актуализация операций восполнения антиципирующей схемы может иметь:
  4.  репродуктивный характер – путем рутинной актуализации известных средств решения;
  5.  продуктивный характер а) путем репродуктивной абстракции средств решения; б) путем случайно обусловленной абстракции средств решения.

Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Коффка, КарлДункер: Гештальтпсихология: мышление как акт переструктурирования проблемных ситуаций

  1.  Психические явления подчинены принципу целостных форм, принципу структурной неаддитивности (гештальт) – несводимости сложных психических явлений к простой сумме составляющих их элементов и единиц.
  2.  Мыслительный процесс есть последовательная смена разных типов целостного видения проблемной ситуации – смена гештальтов. Мышление – это процессы переструктурирования проблемной ситуации в сознании (феноменальном поле) субъекта, ведущие к непосредственному усмотрению (инсайту) искомого решения.
  3.  Основной механизм мышления – установление новых отношений между данными, составляющими проблемную ситуацию, путем их переструктурирования.
  4.  Существует несколько основных законов переструктурирования, которые ведут к структурной завершенности гештальта при разрешении проблемной ситуации: а) изменяются отношения между «фигурой и фоном»; б) формируются наиболее симметричные, простые, упорядоченные гештальты и т.п.

Торндайк, Уотсон Бихевиоризм

  1.  Мышление есть совокупность навыков – двигательных реакций организма в ответ на внешние раздражители (связи «стимул – реакция»), которые представляют собой:
    •  преимущественно скрытые речевые реакции, у которых исчезает внешняя звуковая форма (вербальные реакции«речь минус звук»);
    •  скрытые, сокращенные реакции рук (мануальные реакции);
    •  скрытые висцеральные, вегетативные реакции.
      1.  Мышление формируется путем научения на основе:
    •  классического обусловливания, когда ситуационные стимулы приобретают характер сигналов, которые свидетельствуют о вероятном (возможном) получении подкрепления или удовлетворения определенной потребности и вызывают определенную реакцию;
    •  оперантного обусловливания, когда следствия собственного поискового поведения случайно приводят к биологически полезному результату и действуют как подкрепляющие стимулы, повышая частоту такого поведения в будущем.

2. Теории мышления в современной зарубежной психологии

Дж. Гилфорд: Структурная теория интеллекта и интеллектуальных способностей

  1.  Интеллект – это совокупность множества относительно самостоятельных способностей.
  2.  Любой мыслительный акт может быть представлен в системе отношений между тремя составляющими: а) содержание – то, о чем мыслит субъект; б) операции – как субъект мыслит; в) что субъект получает в качестве результата.
  3.  Содержание материала интеллектуальной деятельности:
    •  конкретный – реальные предметы или их изображения;
    •  символический – буквы, знаки, цифры;
    •  семантический – значения слов;
    •  поведенческий – поступки другого человека и свои собственные.
  4.  Тип выполняемой умственной операции:
    •  опознание и понимание определенного материала, узнать предмет по неопределенному силуэту;
    •  память – запоминание и воспроизведение информации: запомнить и назвать ряд цифр;
    •  конвергентная продуктивность – поиск решения в одном направлении с целью получения единственного правильного ответа: обобщить одним словом несколько понятий;
    •  дивергентная продуктивность – поиск в разных направлениях при получении нескольких в равной мере правильных ответов: назвать возможные способы использования знакомого предмета;
    •  контроль и оценка – суждение о правильности, логичности заданной ситуации: найти фактическое или логическое несоответствие на изображении.
  5.  Разновидности конечного продукта:
    •  единицы объектов: вписать недостающие буквы в слова;
    •  классы объектов: разложить предметы на группы;
    •  отношения: установить связи между объектами;
    •  системы: выявить правило организации множества объектов;
    •  трансформации: изменить и преобразовать заданный материал;
    •  импликации: прогноз результата в рамках ситуации «что произойдет, если...».

Жан Пиаже Генетическая теория развития интеллектуальных функций человека

  1.  Живой организм (субъект) наделен функциональной активностью, направленной на приспособление к внешним условиям. Приспособление обеспечивается двумя процессами.
    •  Организация – это структуры организма, на которые опираются биологические функции. Структуры складываются при жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях индивидуального развития.
    •  Адаптация – наследственно закрепленные динамические аспекты реализации функций приспособления. Адаптация включает процессы ассимиляции и аккомодации.
      1.  Основными факторами развития выступают координация и уравновешивание между:
        •  биологическим созреванием, которое заключается в появлении новых органических структурно-функциональных возможностей для развития. Такие возможности реализуются на основе эмпирического опыта и воздействий социального окружения;
        •  эмпирическим опытом, который включает: формирование двигательных навыков путем упражнения, извлечение информации из опыта взаимодействия с физическим миром, логико-математический опыт организации и координации познавательных действий;
        •  воздействием социального окружения.
  2.  Поведение есть функциональный обмен (в противоположность физиологическому материальному обмену) между организмом и средой. Такой обмен реализуется на больших расстояниях в пространстве и во времени по весьма сложным траекториям. Функциональный обмен организма со средой имеет два аспекта:
    •  энергетический – аффективный, побуждающий, мотивационный;
    •  интеллектуальный – пространственно-временной, определяющий пути, по которым реализуются связи субъекта с объектом.
  3.  Взаимодействие субъекта и объекта – это источник любого знания, который складывается из двух типов опыта:
    •  координации действий и операций, которые строятся, конструируются субъектом в процессах взаимодействия с физическим миром. Абстрагируются отношения (логико-математические) между действиями и операциями;
    •  установления качественных особенностей физических объектов, а также отношений между ними (путем организованных и координированных действий и операций). Абстрагируются свойства самих предметов и явлений.
  4.  Интеллект – это одна из составляющих биологического функционирования организма, позволяющая адаптироваться к условиям окружающего мира; это уровень функциональной организации, обеспечивающий гибкое и устойчивое структурное равновесие и приспособление поведения к изменяющейся окружающей среде. Критерием интеллекта выступает дифференциация цели и средства ее достижения. Природа интеллекта двойственная: одновременно логическая и биологическая. При этом логика является способом описания и способом организации интеллекта.
  5.  Интеллектуальная активность производна от практических материальных действий. Интеллектуальные операции – это интериоризированные практические действия. Производные от действий интеллектуальные операции координируются между собой и образуют обратимые, устойчивые, целостные структуры. Интеллектуальное развитие человека заключается в формировании и прогрессивной дифференциации познавательных операций путем объединения их в схемы. Схема – это обобщенная познавательная структура, обеспечивающая реализацию класса сходных действий (перцептивных, двигательных, речевых) в разнообразных ситуациях. Интеллектуальные схемы возникают на основе предметно-практических и перцептивных действий и образуют функциональную иерархию.
  6.  Интеллектуальная адаптация обеспечивается равновесием между двумя процессами:
    •  аккомодацией – формированием качественно новых схем в онтогенезе, в результате чего меняется организация интеллекта и, следовательно, способы адаптации индивида к окружающему миру;
    •  ассимиляцией – функционированием схем в ходе индивидуальной жизни путем наполнения их содержанием. Ассимиляция позволяет адаптироваться в окружающем мире на основе уже имеющихся познавательных схем, без изменений организации интеллекта.
  7.  В зависимости от качественных особенностей развития интеллектуальных схем могут быть выделены периоды и стадии интеллектуального развития.

Период сенсомоторного интеллекта: на основе координации самых ранних перцептивных и двигательных форм поведения появляются сенсомоторные схемы. Позволяют выполнять прямые и обратные внешние действия с предметами и частично выходить за пределы «перцептивного поля».

а) Стадия центрации ребенка на своем собственном теле (до 7–9 месяцев)

0–1 мес. – упражнение рефлексов.

1–4,5 мес. – простые навыки и первые круговые реакции.

4,5–8-9 мес. – координация зрения и хватания; вторичные круговые реакции.

б) Стадия объективации схем практического интеллекта во внешнем пространстве.

8-9 – 11-12 мес. – дифференциация средств и целей; появление практического интеллекта.

11-12 – 18 мес. – дифференциации схем действий, появление третичных круговых реакций.

18-24 мес. – начало интериоризации схем решения некоторых проблем путем дедукции.

Период репрезентативного интеллекта, в ходе которого формируются конкретные операции, соотносимые с предметами.

а) Стадия неоперационального интеллекта

Формирующиеся после двух лет «интуитивные» (образные) схемы с одновременным развитием знаково-символических функций позволяют обращаться к отсутствующим объектам в плане представлений.

Формируются символические функции, позволяющие отличать обозначаемое от обозначающего и на этой основе использовать средства обозначения для мысленного воспроизведения обозначаемого.

Образная репрезентация в этот период не имеет координации, которые позволяли бы произвольно регулировать протекание представлений (отсутствует обратимость операций; речевые действия ребенка в этот период следуют за образными представлениями).

2–4 года – появление символической функции, начало интериоризации схем действий.

4–6 лет – интуитивное мышление, опирающееся на восприятие.

6–8 лет – интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные представления.

б) Стадия конкретных операций. Постепенное развитие знаково-символических функций ведет к разделению обозначаемого и обозначающего и к их логической упорядоченности. Это обеспечивает развитие конкретных операционных схем. Последние позволяют группировать образные схемы в обратимые операции, переходить от одной «точки мыслительного пространства» к другой в плане представлений. Группировка – закрытая обратимая целостная система операций, которая подчиняется пяти формальным законам: комбинативность, обратимость, ассоциативность, общая и специальная идентичность.

8–10 лет – простые операции: классификация, сериация, установление взаимно-однозначного соответствия.

9– 12 лет – система операций: система координат, проективные понятия.

Период пропозициональных или формальных операций

С 11–13 лет появляются формальные операционные схемы, которые обеспечивают организацию оперирования над конкретными группировками. Открывается возможность теоретических построений, относительно свободных по отношению к реальному миру.

12–14 лет – становление формальных операций: гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика.

От 13–14 лет – достижение формальных операций: структура «решетки» и группа четырех трансформаций (INRC).

  1.  Группировки из операций и схем формируются в трех основных сферах:
    •  в области операции с дискретными элементами – логические операции;
    •  в области операций с непрерывными величинами – инфралогические операции;
    •  в области отношений целей и средств, что приводит к мышлению о ценностях.
  2.  Следует различать два аспекта познания, которые развиваются из одного общего источника – сенсомоторных действий, но имеют разные линии развития и дают разные знания о действительности: фигуративный и операторный.
    •  Фигуративные структуры позволяют воспринимать, опознавать и представлять явления: а) восприятие; б) подражание, имитацию (в широком значении, включая графическую имитацию – рисование); б) репрезентации в форме умственных образов.
    •  Операторные структуры обеспечивают знания о преобразовании одного явления в другое, одной конфигурации в другую: а) совокупность и организация действий с предметами; б) совокупность и организация умственных операций.

11. Фигуративным и операторным структурам интеллекта соответствуют два типа абстракции:

  •  эмпирическая абстракция, когда информация извлекается из объектов (фигуративные структуры). От объекта абстрагируются его пространственно-временные и физические характеристики;
    •  рефлексивная абстракция, когда информация извлекается субъектом из своих действий (операциональные структуры). От объекта абстрагируются характеристики, относящиеся к самим действиям, которые этот объект преобразуют.
  1.  Обобщения в форме понятий нельзя рассматривать как абстракции из восприятий. В понятии следует различать содержание и форму.

Содержание понятий определяется процессами восприятия. Воспринимаемые и репрезентируемые образы выступают опорой для мышления, на которой фиксируются и воспроизводятся операциональные схемы.

Форма понятий конструируется на основе активной координации действий в операциональные схемы, которые выступают фундаментальными элементами мышления.

При этом овладение речью нельзя рассматривать в качестве источника формирования интеллекта и логики. Речевое развитие и логика обеспечиваются развитием операциональных схем.

  1.  Существует взаимное пересечение семиотических функций и фигуративных функций в интеллектуальном развитии человека. Имитация, умственный образ и изобразительная деятельность являются одновременно семиотическими и фигуративными.

Следует различать три основных типа семиотических функций (вслед за Ф. Соссюром):

  •  индексы – обозначающие, неотделимые материально, пространственно, во времени от того, что они обозначают;
    •  символы – обозначающие, которые отличаются от того, что они обозначают, но имеют определенное сходство с обозначаемым;
    •  знаки – обозначающие, которые отличаются от того, что они обозначают, носят условный характер и могут вводиться произвольно.
  1.  В процессах восприятия следует различать а) зрительно-двигательную центрацию на элементах поля восприятия, организуемую внешними объектами; б) перцептивно-исследовательскую деятельность, организуемую интеллектуальными схемами.

До 7 лет у детей актуализируются преимущественно статичные репродуктивные образы.

После 7–8 лет появляются антиципирующие образы и действия по их трансформации.

3. Модели мышления в когнитивной психологии

В современной когнитивной американо-европейской психологии мышление рассматривается как процесс, с помощью которого формируются новые репрезентации на основе сложных умственных механизмов преобразования информации. При этом отмечается, что мышление:

  •  предполагает использование имеющейся информации(знаний) и ее преобразование: а) в форме образных и пространственных репрезентаций; б) в вербальной форме и логически организованной форме;
  •  может приводить к конструированию новых репрезентаций (образов, понятий, межпонятийных схем) путем преобразования исходных репрезентаций;
  •  носит направленный характер: а) на выбор, планирование и принятие решений при наличии множества альтернатив; б) на решение проблем, обеспечивающих достижение определенного результата.

При этом существует многообразие как альтернативных, так и взаимодополнительных моделей, которые направлены на объяснение самых различных аспектов мышления человека (Халперн, 2000; Андерсон, 2002; Ришар, 1998 и др.). Между такими моделями не всегда возможно установить какие-либо логические и теоретические связи. Множество моделей организации мышления основывается на структурных моделях организации долговременной памяти.

В качестве примеров приведем только две модели, в которых представлены разные аспекты организации мышления.

Greeno, 1973. Модель решения задач

  1.  Между структурами семантической долговременней памяти и решением задач существует непосредственна^связь.
  2.  Решение задач осуществляется путем образования Новых связей между элементами информации, которые penpeзентируются в рабочей (оперативной) памяти. Объем рабочей памяти ограничен. Репрезентация выстраивается на основе информации, поступающей: а) извне через органы чувств; б) из долговременной памяти.
  3.  Решение задач включает два основных этапа:
    •  построение когнитивной сети отношений, репрезентирующей задачу, в рабочей памяти;
    •  построение набора отношений, соединяющего сеть задачи с сетью решения на основе информации, хранящейся в семантической памяти.

4. Построение новых отношений в репрезентированной семантической сети осуществляется путем воспроизведения из долговременной памяти информации о возможных связях и информации о правилах установления новых связей.

N. J. Roese 1994. Теория контрфактов в процессах мышления

  1.  Вслед за уже реально произошедшими событиями(фактами) человек часто конструирует альтернативные по своим результатам воображаемые сценарии развития событий (контрфакты).
  2.  Мысленные сценарии контрфактов могут конструироваться в двух противоположных направлениях:
    •  рассматривать реальные события, свое поведение и свои действия как худшие по сравнению с тем, что могло бы быть («идущий вниз контрфакт»);
    •  рассматривать реальные события, свое поведение и свои действия как лучшие по сравнению с тем, что могло бы быть («идущий вверх контрфакт»).
  3.  Стиль (направление) контрфактического мышления оказывает влияние на последующую деятельность и эмоциональное состояние.

«Идущие вниз контрфакты» ухудшают эмоциональное состояние, но позитивно влияют на будущую деятельность.

«Идущие вверх контрфакты» улучшают эмоциональное состояние, но могут негативно влиять на будущую деятельность.

4. Теории мышления в отечественной психологии. Структурная организация процессов мышления

Основная функция процессов мышления – ориентировка субъекта в окружающем мире посредством установления межпредметных связей и отношений на основе использования различных средств и способов: путем воздействияпредметов друг на друга, путем использования орудийныхсредств и средств измерения, путем включения в организацию мышления знаков и символов.

Процессы установления межпредметных связей и отношений могут протекать на нескольких взаимосвязанныхуровнях. Это мыслительные операции на уровнях наглядно-действенного, наглядно-образного (конкретно-образного), отвлеченно-образного, понятийного (словесно-логического) мышления.

Каждый новый уровень установления межпредметныхсвязей и отношений развивается на основе нижележащихуровней.

Развитие идет в направлении от наглядно-действенных кпонятийным формам мышления.

На каждом уровне мышления установление межпредметных связей и отношений реализуется посредством рядауниверсальных обратимых операций: анализ и синтез; абстрагирование – обобщение и конкретизация и др.

На словесно-логическом уровне в качестве средств организации мышления выступают знаки и символы, которыепозволяют: а) фиксировать результаты мыслительной деятельности человека в логических формах понятий, суждений,умозаключений; б) организовывать и осуществлять предварительную ориентировку в реальности на основе выполнения умственных операций и действий.

Функциональные теории мышления. Психологические механизмы мышления

С. Л. Рубинштейн Механизм анализа через синтез

Познаваемые явления и предметы включаются в новые связи, отношения, взаимодействия с другими явлениями и предметами (синтез).

Благодаря этому обнаруживаются, абстрагируются и устанавливаются новые свойства исследуемых предметов и явлений (анализ).

Новые свойства и способы их выявления могут фиксироваться с помощью знаково-символических средств в качестве новых обобщений и понятий.

Л. С. Выготский Механизм абстрактного синтеза

В процессах эмпирического анализа (анализа через синтез)устанавливаются, абстрагируются и фиксируются существенные признаки предметов и явлений.

Выявленные признаки абстрагируются и объединяются по различным основаниям (синтез), что обеспечивает формирование не только эмпирических обобщений, но и теоретических понятий, направленных на объяснение предметов и явлений.

Полученные путем мыслительного конструирования понятия фиксируются в знаково-символических средствах.

Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин Механизм интериоризации

Существует два взаимосвязанных направления формирования и развития произвольных, преднамеренных ориентировочно-исследовательских действий, направленных на установление межпредметных связей и отношений.

1. Первое направление развития, от разделенного (совместного) действия к действию произвольному и индивидуальному.

Развитие умений подчинять свои действия, направленные на установление межпредметных связей и отношений, речевым указаниям другого человека (взрослого).

Развитие у субъекта умений организовывать с помощью речи процессы установления межпредметных связей и отношений с другими людьми.

Межфункциональное объединение обоих умений в одну функцию – формирование произвольности в процесса установления межпредметных связей и отношений. Овладение собственными процессами мышления.

2. Второе направление развития: от внешних произвольных действий с предметами к внутренним умственным формам выполнения действий.

Доречевое развитие мышления в процессах практического установления межпредметных связей и отношений.

Межфункциональное объединение доречевых форм мышления и речевых функций. Овладение внешними развернутыми формами речевой организации процессов установления межпредметных связей и отношений – процессов мышления.

Преобразование внешних форм речевой организации мышления (через эгоцентрическую речь) во внутренние формы речевой организации.

Последующее сокращение и автоматизация внутренних речевых форм организации и произвольного выполнения умственных (мыслительных) действий.

А. Н. Леонтьев Теория мышления человека

1. Каковы эволюционные источники формирования процессов мышления у живых организмов ?

Исходной основой формирования и развития мышления как особой психической функции выступают формирующиеся в процессе эволюции у высших животных способы ориентировки и организации поведения в окружающем мире на основе установления межпредметных связей и отношений в конкретных ситуациях.

2. Какие факторы обеспечивают переход от эволюционных законов развития психики животных к культурно-историческим законам развития психики человека, а также законам развития человеческих форм мышления?

Прямые предки человечества эволюционировали в направлении объединения в сообщества, которые характеризовались:

  1.  совместным выполнением общей деятельности при распределении действий между членами сообщества – специализации в выполнении отдельных действий;
  2.  развитием и совершенствованием способов использования и изготовления орудийных и знаково-символических средств, которые обеспечивают более высокую эффективность в распределении, организации и выполнении совместных действий.

Все это принципиально меняет характер психической ориентировки, организации и реализации человеческой деятельности и поведения, а также служит основой для совершенствования механизмов мышления.

3. В чем заключается основная отличительная особенность мышления человека от мышления животных?

Особенностью мыслительных действий является неполнота условий, в которых они реализуются. Способ достижения в определенных условиях цели, которую следует обнаружить или построить, составляет основу любой мыслительной задачи.

Мыслительные задачи реализуются в два этапа: а) открытие новых межпредметных отношений и связей в определенных условиях (подготовительный этап); б) включение их в процесс решения (исполнительный этап).

У животных подготовительный и исполнительный этапы никогда полностью не отделяются друг от друга.

У человека подготовительный этап – собственно познавательный, ориентировочный – отделяется от исполнительного этапа и начинает существовать самостоятельно и фиксироваться как продукт познавательной деятельности в форме значений с помощью языка и знаково-символических средств.

Опосредствованные языком мыслительные формы ориентировочных операций и действий человека отделяются от предметно-практических исполнительных составляющих деятельности и могут приобретать характер самостоятельного вида познавательной деятельности, которая образуется по механизму сдвига мотива на цель.

4. Как фиксируются и транслируются способы и результаты человеческого мышления?

Изготовление, использование и совершенствование орудий позволяет объективно фиксировать способы выполнения действий и операций, а также диапазон возможных результатов, которые получаются благодаря использованию орудий. Орудия выступают первыми материальными средствами обобщения объективных свойств окружающего мира и средствами фиксирования таких обобщений. В последующем эту функцию наиболее эффективно начинают выполнять язык и различные знаково-символические средства.

Фиксирование способов установления все новых межпредметных отношений и связей с помощью языка и других знаково-символических средств в процессе общественно-исторического развития обеспечивает формирование собственно человеческих, имеющих общественно-историческую природу, психологических механизмов мышления.

Человеческие способы мышления формируются в процессах включения ребенка в совместные формы деятельности и опосредствованные языком формы общения с другими людьми, в которых задаются образцы ориентировки в способах решения различных задач на основе установления разнообразных межпредметных отношений и связей.

5. Как процессы мышления включаются в состав человеческой деятельности?

Процессы мышления включаются в состав любого человеческого действия или любой человеческой деятельности в форме внешних и умственных действий и операций. При этом обобщенные цели мыслительных действий по механизму «сдвига мотива на цель» могут приобретать характер мотивов-целей. В результате формируется самостоятельная мыслительная деятельность. В этой связи следует разводить:

  1.  мыслительные операции – не осознаются; служат автоматизированными способами установления межпредметных связей, отношений и выполнения разнообразных мыслительных действий;
  2.  мыслительные действия – обеспечивают процессы осознанного и целенаправленного установления межпредметных связей и отношений;
  3.  мыслительную деятельность – подчинена познавательному мотиву, который направляет активность субъекта на решение определенного диапазона проблем и задач.

Мыслительный процесс как система операций и действий в составе человеческой деятельности характеризуется: а) наличием мотива; б) целями, которые формулируются и достигаются в определенных предметных условиях в процессах реализации действий; в) наличием средств; г) способами достижения целей – операциями; д) результатами.

6. Как преодолеваются границы непосредственно-чувственного познания в процессах установления межпредметныхотношений и связей путем использования орудийных средств?

Границы непосредственной перцептивной ориентировки человека постепенно перестают выступать границами его познания. Они расширяются за счет опосредствованного познания предметов и явлений в процессе использования человеком  разнообразных орудийных, а позднее и знаковых средств.

То, что непосредственно не регистрируется органами чувств человека, познается путем воздействий с помощью одних предметов на другие предметы.

Результаты взаимодействий между предметами сохраняются на предметах и регистрируются органами чувств как свойства предметов.

Это позволяет по ощущаемым и воспринимаемым результатам действий заключать о явлениях и свойствах, недоступных непосредственному восприятию.

7. В чем заключается основной критерий, позволяющий выделять процессы мышления в качестве особого психического процесса?

Мышление – это особый способ психической ориентировки, обеспечивающий выделение и фиксацию субъектом разнообразных межпредметных отношений и связей в процессе планирования и реализации иерархически организованных взаимно подчиненных операций и действий (А.Н. Леонтьев, Запорожец, Гальперин).

Основным критерием появления мышления является установление межпредметных связей и отношений путем функционального использования одного действия (операции) в качестве средства достижения цели другого действия.

Целью первого действия выступает такое преобразование предметных условий, которое делает возможным реализацию другого действия, которое необходимо для достижения следующей цели.

Мышление осуществляется в процессах ориентировочно-исследовательского поиска и обнаружения таких отношений и связей между действиями в определенных предметных условиях (задача), которые обеспечивают достижение определенной конечной цели.

Цель, способ достижения которой необходимо обнаружить и построить в определенных предметных условиях, составляет мыслительную задачу (задача – цель, данная в определенных предметных условиях).

8. Как формируются умственные сокращенные формы установления межпредметных отношений и связей – умственные формы мышления человека?

Установление межпредметных отношений и связей с опорой на язык и знаково-символические средства ведет к относительному отделению значений (представлений, понятий) от ситуативной, конкретно-предметной отнесенности слов и знаков. В результате формируются особые умственные действия над значениями.

Значения фиксируются в языке, знаках, символах и исходно представляют собой обобщенную ориентировочную основу практических предметных действий.

Такие обобщенные способы ориентировочных операций и действий (представления и понятия) начинают актуализироваться в психике субъекта не только под воздействием предметных условий в конкретных ситуациях (как у

высших животных), но и надситуативно – в результате использования соответствующих языковых и других знаково-символических средств.

Преобразование сукцессивных форм внешних, разделенных с другими людьми ориентировочных компонентов действий, направленных на установление межпредметных отношений и связей, в симультанные формы умственных операций и действий является одним из фундаментальных законов развития мышления и мыслительных способностей человека.

9. Какова роль грамматической и логической организации языковых и знаково-символических средств в мышлении человека?

По мере развития человеческого общества и совершенствования познавательной деятельности развиваются все более сложные последовательности ориентировочных действий, которые направлены на установление межпредметных отношений и связей. Такие способы ориентировки начинают фиксироваться в языковых средствах путем развития грамматических и логических способов их организации; позднее для этих целей начинают создаваться специальные искусственные знаково-символические средства.

Увеличивающееся пространственно-временное отделение в человеческой деятельности умственных ориентировочных компонентов выполняемых действий от практических внешне исполнительных компонентов ведет к развитию различных видов умственных ориентировочно-познавательных и исследовательских действий и деятельностей.

При этом фиксируемые и устанавливаемые с опорой на знаково-символические средства межпредметные связи и отношения могут приобретать сколь угодно большую протяженность.

По мере увеличения протяженности таких последовательностей мыслительных операций и действий, а также их постоянного   повторного   воспроизведения выделяются, обобщаются и фиксируются закономерные способы установления определенных типов межпредметных отношений и связей с помощью языковых грамматических и логических операций.

Позднее для целей строгого фиксирования определенных способов установления межпредметных отношений и связей начинают разрабатываться искусственные логически организованные знаково-символические системы.

10. В каких формах фиксируются результаты мыслительных действий человека?

Результаты формирования и развития процессов мышления представляют собой обобщенные способы организации ориентировочно-исследовательских операций и действий, которые актуализируются и используются субъектом для установления различных межпредметных связей и отношений. Они фиксируются в разных допонятийных и в понятийных обобщениях с опорой на языковые и знаково-символи-ческие средства.

• Формирование обобщений есть процесс переноса операций и действий в новые ситуации. Процесс речевого общения есть частный случай переноса и обобщения – переноса и обобщения значений слов.

• Субъективно обобщения могут воспроизводиться и рефлексивно анализироваться в форме феноменов различной

степени ясности, сложности, абстрактности.

П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Н. Г. Салмина и др. Закономерности формирования внутреннего плана умственных действий, обеспечивающего организацию мышления, поведения и деятельности человека

1. Что исходно заложено в основу психического развития человека, его сознания и личности? Каков состав человеческих действий?

Психическое развитие человека исходно обеспечивается овладением внешними предметно-практическими действиями в соответствии с теми образцами, которые задаются другими людьми в совместных взаимодействиях. Любое действие включает:

• ориентировочную, исходно психологическую составляющую. Ориентировочные составляющие действия включают операции ориентировки, планирования, контроля;

• исполнительную   (мышечно-двигательную)   составляющую. Исполнительная часть действия включает исполнительные операции и операции коррекции действия по ходу исполнения.

2. Какие основные функции реализуются разными типами операций, входящих в состав действий?

Каждый тип операций в составе действия обеспечивает свои специфические функции.

Функции ориентировки исходно обеспечиваются ориентировочно-исследовательскими операциями органов чувств, которые ведут к построению перцептивного образа ситуации.

Операции планирования предстоящих действий предполагают установление межпредметных связей и отношений в процессе ориентировки (мышление).

Исполнительные операции обеспечивают реализацию действия в соответствии с планом.

Операции контроля обеспечивают сопоставление реально получаемого результата с предполагаемым (запланированным) результатом.

Операции коррекции обеспечивают исправления действия по ходу его выполнения.

По мере сокращения и автоматизации такие операции превращаются в образы, представления, понятия, а также в способы их умственных преобразований.

3. Что выступает в качестве единицы анализа процессов мышления?

Процессы мышления человека исходно представляют собой действия практического установления межпредметных связей и отношений, переносимые во внутренний умственный план. В качестве единицы мышления выступает отдельное действие, направленное на установление межпредметных отношений или связей.

4. В чем заключаются основные особенности формирования и развития человеческих форм мышления?

Мыслительные действия формируются на основе разделенных с другими людьми внешних практических действий установления межпредметных связей и отношений к действиям индивидуальным и умственным. Превращение исходно внешнего совместного предметного действия в самостоятельное и умственное действие включает несколько этапов:

• прослеживание действия, выполняемого другим человеком, в плане восприятия;

• включение в выполнение разделенного с другими людьмии действия, которое может представлять собой: а) предмет-е но-практическое материальное действие с реальными объектами;  б)  «материализованное» действие,  выполняемое с изображениями или знаково-символическими объектами; в) самостоятельное выполнение предметно-практического или материализованного действия с опорой на внешнюю громкую речь, а затем с опорой на внутреннюю развернутую речь «про себя»; г) уровень самостоятельных действий над представляемыми предметами, изображениями, схемами, моделями с опорой на развернутую речь «про себя»; д) уровень сокращенных и автоматизированных умственных действий во внутреннем умственном плане.

5. Какова роль языка в развитии познавательных возможностей человека?

По мере овладения субъектом действиями и операциями обозначения и замещения языковыми знаками ориентировочных и исполнительных составляющих действий обеспечивается их фиксирование в форме значений.

Языковые средства начинают обеспечивать процессы актуализации в психике человека определенных значений, а также организацию действий по их преобразованию. Формируется внутренний план умственных действий.

По мере овладения разнообразными знаково-символическими системами и способами их использования человек совершенствует способы произвольной организации и расширяет функциональные возможности собственного внутреннего плана умственных действий (сознания).

6. Что выступает в качестве результата ориентировочно-исследовательской активности субъекта, который интегрирует все познавательные психические функции?

По мере непосредственно-чувственного знакомства с предметами окружающего мира и овладения способами их преобразования на основе интериоризации ориентировочных и исполнительных компонентов разнообразных предметных действий формируется, уточняется и совершенствуется на протяжении жизни субъекта образ мира, который фиксируется в памяти субъекта и выступает ориентировочной основой для организации разнообразных действий.

7. Каковы основные направления развития и особенности организации внутреннего плана умственных действий?

Внутренний план умственных действий включает преобразования представлений и понятий, которые в различной степени организованы знаково-символическими средствами.

Для организации умственных действий над представлениями и понятиями могут использоваться: а) внешние материальные (например, графические или речевые) знако-во-символические   средства;   б)   интериоризированныесубъектом внутренние способы использования знаков исимволов (внутренняя речь, а также представляемые зна-ково-символические схемы, модели различной степениобобщенности и абстрактности).

Интериоризированные  знаково-символические  изображения, схемы, модели, в свою очередь, могут становитьсяпредметом преобразования в умственном плане с использованием других знаково-символических средств (внешних и внутренних). Возникают иерархические и гетерархи-ческие отношения между различными уровнями организации умственных действий.

Любые виды исходно развернутых во времени (сукцес-сивных) умственных действий по мере овладения имисубъектом сокращаются, автоматизируются, приобретают симультанный характер и преобразуются в умственные операции, которые обеспечивают условия для выполнения других, все более сложных умственных действий. Так формируются сложные иерархические отношения между умственными действиями и умственными операциями.

Исследования, проводимые в русле поэтапного формирования умственных действий и умственных операций в контексте теории интериоризации, позволили установить некоторые механизмы, лежащие в основе интуитивного и творческого мышления.

П.Я. Гальперин. Механизмы, лежащие в основе интуитивного

и творческого мышления

1. Основную роль в процессах интуитивного и творческого решения разнообразных задач выполняют два фактора:

  •  осознаваемые ориентировочно-исследовательские действия, направленные на выделение основных условий задачи, а также на установление межпредметных связей и отношений между условиями;
  •  неосознаваемые автоматизированные умственные операции, которые ранее в процессах формирования могли представлять сложнейшие системы умственных действий.

2. Если решение получено преимущественно на основе автоматизированных приемов мыслительной деятельности – умственных операций, то сам способ решения будет требовать своего развертывания и осознания.

Процесс осознания способа решения необходимо предполагает фиксирование (выражение) в знаково-символической форме тех операций, которые обеспечили решение.

Процесс осознания способов и приемов решения может преобразовываться для субъекта в самостоятельную задачу.

Еще один психологический механизм организации интуитивных форм мышления в контексте деятельностного подхода исследован Я.А. Пономаревым.

Я.А. Пономарев. Механизмы включения «побочного» неосознаваемого опыта в решение творческих задач

При выполнении разнообразных предметных действий в памяти субъекта фиксируется два вида опыта:

  •  осознаваемый, который: а) формируется в результате опосредствованных знаково-символическими средствами, целенаправленно реализуемых действий; б) может быть произвольно актуализирован при необходимости;
  •  интуитивный, неосознаваемый, который: а) не фиксирован в знаково-символических средствах; б) образуется стихийно вне поля произвольного внимания субъекта; в) в последующем не может быть произвольно актуализирован.

Интуитивный, неосознаваемый опыт постоянно накапливается в качестве «побочного» продукта целенаправленно реализуемых действий.

Решение творческих задач складывается из трех основных фаз:

  •  фаза произвольного, осознаваемого логического поиска способа решения;
  •  фаза интуитивного поиска и обнаружения в «неосознаваемом опыте» способа решения;
  •  фаза вербализации интуитивного решения, а также его формализации.

Интуитивное творческое решение новых задач становится возможным при ряде условий:

  •  наличии побочного продукта ранее выполняемых действий в неосознаваемом опыте;
  •  высоком уровне познавательно-поисковой мотивации;
  •  ясной и четкой формулировке задачи;
  •  отсутствии доминирования чрезмерно автоматизированных осознаваемых способов действия.

Ряд функциональных особенностей мыслительных операций в составе интуитивных и творческих мыслительных действий, а также связь умственных операций с эмоциональными и мотивационными процессами – операциональное значение и операциональный смысл – выявлены в исследованиях О. К. Тихомирова.

О.К. Тихомиров. Психологический механизм эмоционального предвосхищения в процессах решения мыслительных задач

Выполнение творческого мыслительного действия, подчиненного определенной цели, реализуется посредством умственных операций – автоматизированных, неосознаваемых приемов и способов решения.

Каждая операция в зависимости от функциональной необходимости в процессе решения по отношению к цели действия приобретает операциональное значение.

Эффективность используемых операций (их операциональное значение) определяется: а) достижением цели и решением задачи; б) наиболее простым способом решения, основанным на выборе определенных операций из диапазона возможных и необходимых.

В процессе решения задач операциональное значение отбираемых и реализуемых операций не осознается, но эмоционально переживается субъектом как операциональный смысл.

Операциональный  смысл через  осознаваемую  цель  и смысл действия связан с мотивом реализуемой деятельности. Смысл операции, используемой в ходе решения задачи, может быть зарегистрирован: а) объективно – по сдвигам физиологических показателей (ЧСС, КГР и др.); б) субъективно, в самоотчете испытуемого – как переживание эмоционального состояния (например, в форме «озарения», инсайта). Новый способ установления межпредметных связей и отношений в определенной ситуации при решении задачи эмоционально фиксируется. В последующем эмоциональные переживания определяют направления поиска решения задач в аналогичных ситуациях. Регулирующая функция эмоций в процессах решения задач, как правило, не осознается субъектом. Переживаемые эмоции могут (в лаборатории) регистрироваться по вегетативным изменениям, опережающим выполнение успешного действия (механизм эмоционального предвосхищения).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21909. История развития ГИС 77.5 KB
  Одна из наиболее интересных черт раннего развития ГИС особенно в шестидесятые годы заключается в том что первые инициативные проекты и исследования сами были ГЕОГРАФИЧЕСКИ РАСПРЕДЕЛЕНЫ по многим точкам причем эти работы осуществлялись независимо часто без упоминания и даже с игнорированием себе подобных. Возникновение и бурное развитие ГИС было предопределено богатейшим опытом топографического и особенно тематического картографирования успешными попытками автоматизировать картосоставительский процесс а также революционным достижениями...
21910. Классификация ГИС технологий 96.5 KB
  Множество задач решаемых современными ГИС научных прикладных образовательных наконец бытовых не поддается исчислению складываясь из необозримого числа достойных внимания и описания объектов реальности помноженных на разнообразие мотивов и целей человеческой деятельности. При всем многообразии типов ГИС возможна их классификация по нескольким основаниям: пространственному охвату объекту и предметной области информационного моделирования проблемной ориентации функциональным возможностям уровню управления и некоторым другим...
21911. Ввод данных в ГИС. Базовые структуры данных в ГИС. Представление пространственных данных. Структура геоинформационных систем 73 KB
  Базовые структуры данных в ГИС. Представление пространственных данных. Ввод данных в ГИС.
21912. Определение положения точек на поверхности Земли. Координатные данные. Взаимосвязи между координатными моделями. Определение положения точек на поверхности Земли 71 KB
  Определение положения точек на поверхности Земли Координатные данные составляющие один из основных классов геоинформационных данных используют для указания местоположения на земной поверхности Поверхность Земли имеет сложную форму. Эта информация образует класс координатных данных ГИС являющийся обязательной характеристикой геообъектов. Будучи частью классом общей модели данных в ГИС координатные данные определяют класс координатных моделей Основные типы координатных моделей Класс координатных моделей можно разбить на типы. При этом...
21913. Антенны с круговой диаграммой направленности 224 KB
  Наиболее широкое применение в этой группе получили антенны типа Ground Plane GP – рис.1 – Конструкция антенны GP Штыревая конструкция антенны удобна для размещения как на крыше здания так и на автомобиле.6 – Длина элементов антенны GP Диаметр трубки мм 2 6 20 40 Длина штыря l мм 2690 2670 2650 2620 Для нормальной работы антенны она снабжается тремя противовесами которые можно выполнить из трубки или антенного канатика.
21914. Направленные антенны. Полуволновой вибратор 375.5 KB
  Для обеспечения связи между двумя неподвижными станциями расстояние между которыми превышает дальнобойность антенн типа GP с успехом используют направленные антенны Волновой канал – рис. Эти антенны концентрируют максимум излучения в нужном направлении обеспечивая выигрыш как при передаче так и при приеме.1 – Антенны Волновой канал Описанные здесь антенны при горизонтальном расположении вибратора имеют горизонтальную поляризацию.
21915. Антенные решетки 122.5 KB
  Размещение излучателей в самой решетки может быть эквидистантное у которого шаг расстояние между излучателями величина постоянная и неэквидистантное у которого шаг меняется по определенному закону или случайным образом. По способу возбуждения питания излучателей различают решетки с последовательным и параллельным питанием. В больших антенных решетках применяют комбинации последовательнопараллельного питания излучателей особенно в случае разделения всей антенной решетки на подрешетки модули меньших размеров.
21916. Классификация антенных решеток 120.5 KB
  Для увеличения направленности действия на первых этапах развития антенной техники стали применять систему вибраторов – антенные решетки АР. Антенные решетки наиболее распространенный класс современных антенн элементами которых могут быть как слабонаправленные излучатели металлические и щелевые вибраторы волноводы диэлектрические стержни спирали и т. С помощью решетки удается поднять электрическую прочность антенны и увеличить уровень излучаемой принимаемой мощности путем размещения в каналах решетки независимых усилителей...
21917. Характеристики ФАР 299.5 KB
  Прямые численные методы суммирования полей элементов ФАР малопригодны для выявлений основных закономерностей. Поэтому в теории ФАР развиты приближенные но достаточно точные методы анализа и расчета позволяющие установить последовательно влияние дискретности размещения и управления полосы частот и сектора сканирования на основные характеристики. Сектор сканирования и число управляющих элементов ФАР Пространственный сектор сканирования ФАР может быть задан предельным отклонением луча по азимуту и месту или телесным углом обзора в стерадианах.