39122

СТРУКТУРНЫЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА

Лекция

Психология и эзотерика

СТРУКТУРНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА План 1. Теории и модели памяти в когнитивной психологии 1. Модели организации процессов памяти в когнитивной психологии Кратковременная память Ограниченность объема: в среднем 5–7 единиц информации. На самых глубоких уровнях: а происходит когнитивная семантическая обработка путем установления различных связей с информацией в долговременной памяти; б устанавливается смысл и содержание информации осуществляется ее субъективная оценка.

Русский

2013-10-01

104.5 KB

4 чел.

PAGE  1

ЛЕКЦИЯ 10. СТРУКТУРНЫЕ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА

План

1. Теории и модели памяти в когнитивной психологии

1.1. Модели организации процессов памяти в когнитивной психологии

Кратковременная память

Ограниченность объема: в среднем 5–7 единиц информации. При этом сложность единиц запоминаемого материала может увеличиваться.

Существуют различные способы кодирования и сохранения информации: зрительное, слуховое, семантическое.

Долговременная память

Неограниченность объема и длительности хранения информации.

Долговременная память включает два типа содержания опыта:

  •  категориальная (семантическая) память: внутрипонятийная и межпонятийная;
  •  эпизодическая (событийная, схемная) память на датированные по времени эпизоды и события: схемы «сцен», ситуаций (фреймы) и схемы событий (скрипты).

В зависимости от осознаваемости запоминаемого материала:

  •  имплицитная память – обеспечивает узнавание предметов и явлений при повторной встрече с ними, а также воспроизведение определенных действий в контексте ситуации;
  •  эксплицитная память – осознаваемое вербальное воспроизведение разнообразных сведений.

В зависимости от содержания информации:

  •  декларативная память – сохранение знаний о предметах, явлениях, событиях; знаний о том, «что есть...»;
  •  процедурная память – сохранение моторных навыков и знаний о том, «как делать что-то...».

Р. Аткинсон, Р. Шифрин. Модель последовательных этапов продвижения и переработки поступающей информации

  1.  Информация последовательно проходит обработку в сенсорных регистрах (иконическая, эхоическая память), в кратковременном хранилище и поступает в долговременное хранилище.
  2.  Обработка информации в кратковременном хранилище: а) осуществляется на основе информации, поступающей с сенсорных регистров (рецепторных аппаратов) и из долговременного хранилища; б) частично поддается произвольному контролю.
  3.  Перцептивная информация поступает в сенсорные регистры различной модальности. Через несколько миллисекунд информация, на которую обращено внимание, передается в кратковременное хранилище (КВХ), где информация: а) обрабатывается путем повторения с опорой на вербально-слуховую систему; б) частично вытесняется по мере поступления новой информации. Объем кратковременного хранилища ограничен (около 7 единиц информации), объем долговременного хранилища неограничен.
  4.  Из КВХ информация поступает в долговременное хранилище (ДВХ) в результате перекодировки в концептуальный код. Из ДВХ может поступать информация, требующаяся для выполнения текущих задач. Извлечение информации изДВХ может опираться на различные стратегии.

Ф. Крэйк, Р. Локхарт. Модель последовательно-уровневой обработки поступающей информации, имеющей разную глубину

  1.  Существуют различные способы и разная глубина обработки поступающей информации, последовательность которых может изменяться в зависимости от текущих задач.
  2.  Характер, длительность и прочность запоминаемого содержания являются результатом глубины обработки информации. На поверхностном уровне информация подвергается сенсорному и подетальному анализу. На более глубоких уровнях информация обрабатывается посредством распознавания паттернов (организованных конфигураций стимулов) и выделения их значений. На самых глубоких уровнях: а) происходит когнитивная семантическая обработка путем установления различных связей с информацией в долговременной памяти; б) устанавливается смысл и содержание информации (осуществляется ее субъективная оценка).

1.2. Теории (модели) структурной организации знаний (информации) в долговременной памяти и репрезентации знаний

  1.  Знания – это обладающие постоянством когнитивные (информационные) образования, не зависящие от актуально выполняемой задачи и хранящиеся в долговременной памяти: вербальные, образные, понятийные, семантические структуры. Из долговременной памяти знания извлекаются в форме различных репрезентаций: вербальных, образных, понятийных, семантических и других структур.
  2.  Типы репрезентаций. (Репрезентации – когнитивные конструкции, выстраиваются субъектом в конкретном контексте специфических целей в зависимости от обстоятельств). Образные репрезентации (основанные на восприятии) фиксируют и отражают модальные и пространственные характеристики – формы, размеры, расположения, ориентации объектов и процессов. Концептуальные (категориальные) репрезентации (основанные на значении) фиксируют и выражают наши знания о мире при помощи предикативных структур языка. Репрезентации действий – неосознаваемые и осознаваемые знания о действиях, которые включают два аспекта: 1) семантический – значение действия, которое потенциально может быть выражено посредством языка (что?); 2) способы, средства и последовательность исполнения действия, которые могут потенциально быть выражены посредством языка (как?).
  3.  Существует множество гипотез и модели организации и кодирования информации в долговременной памяти.

Гипотеза двойного кодирования (А.Пэвио, 1965): существуют две независимые кодирующие системы и два способа представления информации в памяти: а) невербальные, образные процессы кодирования; б) вербальные, символьные процессы кодирования.

Гипотеза организующих связей (Г. Бауэр, 1970): любой стимул из внешней среды кодируется в мозге на основе скрытой иерархии различных взаимосвязанных кодов, среди которых имеются и образные коды.

Концептуально-пропозициональная гипотеза кодирования (Д. Андерсон, Г. Бауэр, 1973): различие между внутренними репрезентациями лингвистической информации и образных представлений заключается только в степени их детальности.  В памяти фиксируются только интерпретации событий – вербальные и визуальные, но не образные («картинные»)изображения.

Гипотеза функциональной эквивалентности внешних стимулов и процессов кодирования в мозге (Р. Шепард, 1977): мысленные представления (воспроизведенные или конструируемые) функционально эквивалентны непосредственным перцептивным образам. Нервные процессы в мозге, обеспечивающие представления объекта, могут не походить на внешний объект, представленный в образе. Между объектом и нервным процессом в мозге существует изоморфизм второго порядка, который представляет собой не структурное соответствие между объектом и образом, представлением и процессами в мозге, а функциональное соответствие (объект выступает «ключом»для актуализации соответствующих объекту функций в мозге).

Д. Грин, А. Пуроит. Модель многомерного кодирования перцептивных признаков объектов

  1.  Каждый параметр воспринимаемого образа можно представить в виде точки в многомерном пространстве перцептивных категорий.
  2.  Чем сложнее перцептивный материал, тем по большему количеству признаков он будет кодироваться.
  3.  Чем больше расстояние между признаками объектов в многомерном пространстве перцептивных признаков, тем легче их различить и опознать.

А. Пэвио. Теория (модель) двойного кодирования информации в долговременной памяти

  1.  Существуют две независимые кодирующие системы и два способа представления информации в памяти: а) невербальные, образные процессы кодирования; б) вербальные, символьные процессы кодирования. Единицы невербальной (образной) репрезентации – имагены, в которых кодируется модально-специфическая информация. Единицы вербальной репрезентации – логогены, в которых кодируется модально-неспецифическая информация.
  2.  Единицы организованы таким образом, что для каждого имагена имеется один или несколько логогенов и наоборот.
  3.  Образный код лучше подходит к конкретной, чем к абстрактной информации. Образный код обеспечивает параллельную обработку информации, символический – последовательную.
  4.  Логогены и имагены функционируют на четырех уровнях:
    •  уровень иконической памяти;
    •  репрезентационный уровень (уровень узнавания): происходит контакт новой поступившей информации с соответствующей системой долговременной памяти, активируются процессы репрезентации соответствующими объектами или словами (репрезентация образов или репрезентация слов);
    •  уровень референции: логогены и имагены взаимно активируют друг друга;
    •  ассоциативный уровень – система репрезентации сложных абстрактных понятий и пространственных образов, а также их преобразования.
  5.  Продуктивность запоминания повышается, когда информация имеет двойную форму кодирования.

1.3. Теории (модели) объединения семантических признаков в концепты, схемы, пропозициональные и семантические сети

Понятия организованы в группы, которые различаются: а) по категориальным и атрибутивным признакам и основаниям; б) по определяющим (существенным для отнесения слова к определенной категории) и характерным (несущественным) признакам.

Концепт – базовая когнитивная структура, позволяющая связывать значения и смысл со словом (знаком).

Концепт выполняет функцию категоризации и позволяет говорить об одном и том же на разных уровнях общности.

Категоризация совершается двумя группами операций: а) разграничение классов; б) определение связи между данным классом и другими классами.

А. Коллинз, М. Квиллиан. Теория (модель) определения концептов через совокупность свойств в организации семантических связей

  1.  Концепт фиксирует совокупность свойств, характеризующих определенное множество предметов, и задается дефиницией (определением).
  2.  Между концептами устанавливаются отношения. Одни концепты характеризуются по отношению к другим через иерархические связи вхождения классов друг в друга.
  3.  Концепты, находящиеся на вершине иерархии (родовые концепты), обладают небольшим числом свойств, но большой протяженностью.
  4.  Концепты, находящиеся в основании иерархии (видовые концепты), имеют самое большое число свойств, но имеют наименьшую протяженность.

Организация знаний может быть выражена семантической сетью, в узлах которой располагаются концепты, а дуги образуют «горизонтальные» и «вертикальные» связи между концептами.

В каждом узле хранятся специфические свойства концептов форме набора признаков.

Свойства и признаки, которыми обладает данный концепт вместе с другими концептами, хранятся в верхнем узле сети.

Чтобы иметь полный перечень свойств, достаточно подняться вверх по концептуальному дереву (что существенно разгружает память).

Элеонора Рош. Теория (модель) концептуальных прототипов в организации семантических связей

  1.  Для каждой категории (класса) предметов существуют наиболее репрезентативные по сравнению с другими концепты. Они быстрее и легче воспроизводятся субъектом и выступают в качестве прототипа этого класса. Прототипы служат для размежевания классов друг от друга.
  2.  Существуют предпочтительные уровни категоризации – базовые уровни, которые позволяют сохранить максимум признаков, необходимых для того, чтобы дифференцировать объекты друг от друга.
  3.  Особенности категорий базового уровня: а) являются наиболее абстрактными из допускающих образную репрезентацию; б) являются предпочтительными для называния; в) при переходе с нижестоящего на базовый концептуальный уровень теряется совсем немного атрибутов; при переходе с базового на вышестоящий концептуальный уровень теряется очень много атрибутов.

Прототипы часто служат смысловым ядром предложений.

Категории усваиваются людьми значительно быстрее с помощью прототипов.

Д. Андерсон, Г. Бауэр. Модель организации понятий в форме пропозициональных сетей. «Ассоциативная память человека»

  1.  Базовой когнитивной единицей, которая входит в семантическую переработку, является пропозиция (высказывание), образованная из субъекта, предиката и их аргументов.
  2.  Опыт человека фиксируется в долговременной памяти в форме семантических единиц, которые можно представить как пропозиции – наименьшие единицы знания, которые могут быть выражены в отдельном высказывании.
  3.  Пропозиции могут иметь различные по сложности и разветвленности структуры. Структурно пропозиции могут складываться из ряда универсальных составляющих.
  4.  Пропозиция может включать: а) содержание факта или события; б) контекст, в котором происходит событие или существует факт.
  5.  Факт (событие) может включать: а) субъект; б) предикат; в) объект; г) различные отношения.
  6.  Контекст может включать: а) информацию о месте; б) информацию о времени.

П. Линдсей, Д. Норман, Д. Румельхарт. Модель организации семантических сетей «ELINOR»

  1.  Память человека представляет собой сложную сеть семантических единиц (узлов) и семантических отношений между такими единицами. Знания (понятия) хранятся в памяти в форме независимых единиц, которые объединяются разнообразными семантическими связями. Понятие представляет собой «узел», где сходятся определенные семантические отношения.
  2.  В долговременной памяти человека существует три основных типа семантической организации информации. Это:
    •  Понятия – семантические структуры, которые обычно фиксируются существительными и определяются тремя типами отношений: а) отношение «быть» (человек есть животное); б) отношение «иметь» (человек имеет глаза); в) отношение «обратное быть» (человек «обратное быть» мужчина).
    •  События – семантические структуры ситуаций, центром которых выступают действия, которые обычно фиксируются глаголами и определяются двумя основными типами отношений: а) отношение «действующее лицо»; б) отношения с объектами.
    •  Эпизоды – события, которые объединены пропозициональными связями, которые могут быть трех типов: а) отношение «затем», ведущее к новому событию; отношение «в то же время», позволяющее объединять два одновременно происходящих события; в) отношение «время», позволяющее соединить события с неопределенным временным порядком следования.

Пуатрено, Ришар, Тижюс. Модели организации знаний о действиях. Процедурные знания. Теория (модель) семантической организации процедурных знаний

  1.  Основная, исходная гипотеза: в семантических сетях, фиксирующих процедурные знания, основным способом, связывающим семантические элементы, выступает отношение «цель – иерархия подцелей» («результат – способы реализации действий и достижения результата»).  
  2.  Познание начинается с приобретения умений, которые в последующем позволяют категоризировать объекты.
  3.  Основу категоризации объектов образуют процедуры, которые представляют собой (фиксируют) свойства объектов. Любая процедура (действие) включает:
    •  декларативную составную часть, описывающую результат каких-либо изменений;
    •  процедурную составную часть – процесс развертывания действия и способ достижения результата. Знания о действиях, организованные исходя из целей путем последовательной организации достижения подцелей – процедур;
    •  априорные (предварительные) требования к исходным условиям реализации действия, которые могут имплицитно предполагать предварительное выполнение подчиненных действий (процедур);
    •  апостериорные требования (не для каждого действия) – предполагаемые процедуры завершения действия после достижения основной цели.
      1.  Отношения между действиями (процедурами) можно выразить в семантической сети действий, которая является такой же иерархически структурированной, как и семантическая сеть концептов.
    •  Один и тот же результат действия, представляемый декларативно, при выполнении действий может быть получен с помощью альтернативных процедур.
    •  Большинство действий может быть разложено на последовательность элементарных действий, которые представляют собой уже не декларативные, а процедурные знания.
      1.  Основные семантические связи в таких сетях определяются отношением «результат – способы реализации»(«цель – иерархия подцелей»).
      2.  Наиболее доступной в иерархии семантической переработки информации является информация о результатах действий; осознание действия происходит от результата к средствам, которые применяются для ее достижения.

Модели схемной организации когнитивных семантических структур. Знания о ситуациях и событиях; их схемная организация (фреймы и скрипты)

  1.  Элементы семантических сетей могут организовываться в устойчивые когнитивные образования, которые представляют собой схемы выполнения определенного множества аналогичных когнитивных операций.
  2.  Схемы – это обобщенные абстрактные когнитивные структуры, приложимые к некоторому числу ситуаций или событий. Схемы содержат некоторое число переменных, или «свободных мест», предназначенных для того, чтобы заполняться специфическими элементами тех ситуаций или событий, которые репрезентируются схемой. Схемы выражают декларативные знания, связанные не с частным, отдельным знанием, а такие, которые могут быть использованы в самых различных целях (понимать, исполнять, делать умозаключение и т.д.).
  3.  Схемы являются блоками организации знаний, образуя единицы, которые: а) неделимы и восстановимы в памяти, б) автономны относительно других знаний.
  4.  Схемы конструируются из элементарных (конкретных) представлений, концептов, действий, связей и являются обобщенными представлениями каких-либо событий или ситуаций.
  5.  В схемах кодируются как перцептивные (образные), так и пропозициональные признаки. Организация схем может иметь: а) последовательный и б) иерархический характер.
  6.  Существует два основных типа схем.

Скрипты – схемы событий, которые включают «сцены», представляющие собой макродействия и подчиненные определенной промежуточной цели. Сцены, в свою очередь, состоят из некоторого числа действий, представляющих собой конкретные способы достижения целей (процедуры).

Фреймы – схемы ситуаций или пространственно структурированных отношений и схемы квазипространственных связей между концептами.

Схемы могут объединяться в системы (фреймовая система), которые позволяют анализировать объекты или ситуации сразу с нескольких позиций.

2. Теории организации человеческой памяти в культурно-историческом и деятельностном подходе к анализу и объяснению психических явлений

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. Культурно-историческая теория памяти

  1.  Память современного человека – это продукт его культурно-исторического развития. Естественная биологическая память по мере развития человеческого общества и человеческой культуры замещается социально организованными опосредствованными формами.
  2.  В человеческом обществе операции запоминания и воспроизведения исходно формируются в разделенной с другими людьми деятельности и выполняются с помощью искусственно создаваемых орудийных и знаково-символических средств («стимулов-средств»).
  3.  Сначала такими средствами выступают предметы, естественный язык и вещественные символы и знаки. Позднее в качестве таких средств начинают использоваться искусственно создаваемые знаково-символические системы (письменность, математические и другие знаки).
  4.  Сначала субъект в разделенных с другими людьми действиях овладевает внешними способами использования знаков и символов: а) для организации запоминаемого содержания; б) для организации мнемических действий.
  5.  По мере приобретения умений и навыков самостоятельного внешнего использования знаково-символических средств с целью запоминания такие умения интериоризируются, переходят в умственный план сознания.
  6.  Внешние способы использования знаково-символических средств замещаются внутренними способами их использования и обеспечивают произвольную внутреннюю самоорганизацию памяти субъектом.
  7.  Умственные формы произвольной организации мнемических действий могут автоматизироваться, сокращаться и приобретать форму мнемических операций.

А.Н. Леонтьев (1903-1979). Деятельностный подход к процессам памяти. П.И. Зинченко (1903–1969), А.А. Смирнов, В.Я. Ляудис

Закономерности процессов запоминания

  1.  Процессы памяти (запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания) зависят от целей и особенностей деятельности субъекта.
  2.  В развитой форме процессы запоминания преобразуются в особый род произвольно организуемых человеческих действий – мнемические действия. В человеческом обществе мнемические действия передаются как способы организации специальных операций и действий, направленных на организацию процессов запоминания и воспроизведения различного содержания жизненного опыта. Овладение различными способами работы над материалом для достижения познавательных и мнемических целей обеспечивает изменения в отношениях между непроизвольным и произвольным запоминанием.
  3.  Непроизвольное запоминание может быть как продуктом текущей деятельности, так и результатом отвлечения от нее – случайным запоминанием. Непроизвольное запоминание, выступающее продуктом текущей деятельности, занимает в жизни животных и человека основное место. С появлением произвольной памяти непроизвольная память не только не утрачивает своего значения, но и продолжает совершенствоваться.
  4.  В человеческих действиях имеются факторы, способствующие непроизвольному запоминанию.
    •  Лучше запоминается материал, который придумывается самим испытуемым или служит продуктом его деятельности, чем материал, который предоставляется в готовом виде.
    •  То, что является объектом целенаправленных действий, запоминается значительно лучше по сравнению с тем, что служит объектом уже достаточно автоматизированных операций.
    •  Запоминается то, что выступает в качестве препятствия, затруднения в деятельности.
    •  Глубина понимания и связанная с ней интеллектуальная активность являются важнейшим условием продуктивности непроизвольного запоминания.
    •  Высокая активность деятельности обеспечивает продуктивное непроизвольное запоминание, превосходящее по результатам произвольное запоминание в условиях менее активной деятельности субъекта.
  5.  Эффективность произвольного запоминания зависит: а) от мотивов деятельности; б) от целей и направленности мнемических действий: на глубину понимания заучиваемого, точность и полноту воспроизведения, последовательность и т. д.
  6.  В человеческих действиях существует ряд факторов, обеспечивающих произвольность запоминания.
    •  Сочетание направленности на запоминание с активной мыслительной деятельностью над материалом обеспечивает максимально успешное заучивание.
    •  Ясность и конкретность целей, в соответствии с которыми производится запоминание.
    •  Использование специальных мыслительных действий, направленных на смысловую группировку материала, выделение смысловых опорных пунктов, смысловое соотнесение; особо важную роль может играть процесс составления плана.
    •  Преобразование каждого повторения в решение новой задачи: а) повторение всегда должно заключать в себе что-то новое; б) запоминаемое должно служить средством решения новых мыслительных задач.
  7.  В состав мнемического действия входит ряд операций (В.Я. Ляудис):
    •  ориентировка в запоминаемом материале, категоризация и установление его состава и структуры;
    •  поиск и выделение соответствующих материалу оснований для способа группировки;
    •  группировка и перестройка материала по тем основаниям, которые определены предшествующими операциями;
    •  установление межгрупповых связей и построение мнемосхемы материала.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10705. Сом - Вишня Остап 15.88 KB
  Сом Вишня Остап За славним містом Енськом на Харківщині тече річка Оскіл що впадає у Північний Донець. її заплава розбивається на кілька рукавів зарослих густими очеретами верболозом соковитою травою. І скрізь силасиленна озеречок вкритих густою зеленою ряскою..
10706. Мина Мазайло - Куліш Микола - Комедія 17.74 KB
  Мина Мазайло Куліш Микола Комедія Перша дія 1 Розмова Рини Мазайло з її подругою Улею з якої з’ясовується що у родині Мазайла відбуваються сварки через сторичне питання. Мокій Мазайло дуже захоплюється українською мовою і хоче переробити своє прізвище на МазайлоКв...
10707. Лісова пісня - Українка Леся - Драма-феєрія в 3-х діях 16.09 KB
  Лісова пісня Українка Леся Драмафеєрія в 3х діях Пролог Старий ліс на Волині дика і таємнича місцина. Початок весни. З лісу вибігає Той що греблі рве. Вік перемовляється з потерчатами та Русалкою яка нагадує йому про своє кохання дорікає зрадою. Водяник сварить Рус...
10708. Камінний господар - Леся Українка 14.25 KB
  Камінний господар Леся Українка Камінний господар поетична драма обробка Лесі Українки в якій уперше в українській літературі зображається образ чоловікаспокусника. Імпульсом до написання твору стала пушкінська драма Камінний гість. У творі було вкладено відм
10709. Микола Джеря - Нечуй-Левицький Іван 16.56 KB
  Микола Джеря Нечуй-Левицький Іван Понад самим берегом в’ється в траві стежка через усе село. Підеш тією стежкою глянеш кругом себе і скрізь бачиш зеленезелене море верб садків конопель соняшників кукурудзи та густої осоки. От стеляться розложисті як скатерть зел
10710. Маруся Чурай - Костенко Ліна 20.11 KB
  Маруся Чурай Костенко Ліна РОЗДІЛ І Якби знайшлась неопалима книга Під час пожежі у Полтаві 1658 року згоріли всі документи міських судових справ. А можливо серед них могла б знайтися справа Марусі Чурай. Справа ця розглядалася на одному з судів з приводу вбивства козака...
10711. Fata morgana - Коцюбинський Михайло - (З сільських настроїв) - Повість 19.4 KB
  Fata morgana Коцюбинський Михайло З сільських настроїв Повість ЧАСТИНА ПЕРША Проходячи біля зруйнованої сахарні Андрій Волик згадує своє колишнє життя. Він працював на фабриці та отримував кожного місяця 13 карбованців. Тепер сахарня стоїть пусткою але Андрій сподіває...
10712. Три зозулі з поклоном - Тютюнник Григір – Новела - Любові всевишній присвячується 14 KB
  Три зозулі з поклоном Тютюнник Григір – Новела Любові всевишній присвячується Повертаючись додому хлопець помічає що сусідка Марфа Яркова щось дуже пильно його розглядає. Мати пояснює що Марфа любила його батька а він на нього схожий. Потім мати згадує що Марфа за
10713. Місто - Підмогильний Валерян 21.33 KB
  Місто Підмогильний Валерян Частина перша Степан стояв на палубі корабля що плив до Києва по Дніпру оглядав береги прощався подумки з рідним селом селами що виднілися на березі. Він їде до великого міста щоб учитись і жити щоб здійсни ти свою давню мрію. Разом із ним...