39123

Структурные, функциональные и генетические теории внимания человека

Лекция

Психология и эзотерика

Теории и модели внимания в когнитивной психологии Д. Модель внимания на основе избирательного ослабления сигналов Существует перцептивный фильтр расположенный между входными сенсорными сигналами и вербальным семантическим анализом сообщения. Стадия предвнимания: происходит быстрое извлечение и обработка информации полученной рецепторами позволяющие выделить простые и наиболее заметные признаки объектов; обработка информации производится автоматически быстро параллельно; обработка информации происходит без сознательных усилий и...

Русский

2013-10-01

63.5 KB

1 чел.

Лекция 11 Структурные, функциональные и генетические теории внимания человека

План

1. Теории и модели внимания в когнитивной психологии 

Д. Бродбент. Модель ранней селекции. Модель ограниченной

пропускной способности канала передачи информации

ЦНС представляет собой канал передачи информации с ограниченной пропускной способностью от органов чувств к высшим механизмам обработки.

Селекция информации происходит на ранних стадиях сенсорного анализа стимуляции.

Информация отбирается на основе определенных сенсорных признаков фильтром по принципу «все или ничего».

Этапы переработки информации на ранних стадиях:

  •  воздействие физических стимулов на органы чувств;
  •  сенсорная регистрация и хранение всей поступившей информации в иконической памяти;
  •  фильтр, обеспечивающий отбор значимой информации;
  •  опознавание и перцептивный анализ отобранной информации.

Д. Норман Модель поздней селекции

Вся поступающая информация параллельно обрабатывается, опознается, репрезентируется в кратковременной памяти и подвергается предварительному анализу.

Наиболее важная в текущий момент информация отбирается для последующей переработки из двух потоков: а) информация, извлекаемая из памяти; б) информация, получаемая со стороны восприятия.

Отбор информации осуществляется на основе ожиданий, знакомства, правил и т. д.

Отобранная наиболее существенная информация сохраняется и подвергается последующей обработке; неактуальная и несущественная информация забывается.

А.М. Трейсман. Модель внимания на основе избирательного ослабления сигналов

Существует перцептивный фильтр, расположенный между входными сенсорными сигналами и вербальным (семантическим) анализом сообщения.

Фильтр тщательно просматривает входную сенсорную информацию и регулирует «мощность» разных сигналов.

После прохождения фильтра информационные потоки имеют различные пороги активации, обеспечивая преимущество для обработки одного наиболее важного текущего сообщения.

Существуют две основные стадии обработки информации.

Стадия предвнимания:

происходит быстрое извлечение и обработка информации, полученной рецепторами, позволяющие выделить простые и наиболее заметные признаки объектов;

обработка информации производится автоматически, быстро, параллельно;

обработка информации происходит без сознательных усилий и сосредоточения.

У. Найссер. Внимание как процесс предвосхищения

Внимание есть активное предвосхищение результатов восприятия, ведущее к синтезу сенсорных данных на основе внутренних когнитивных схем.

Существуют процессы предвнимательной, грубой, быстрой, параллельной обработки информации и процессы фокального внимания – детальные, медленные, последовательные.

При этом познавательная активность носит циклический, разворачивающийся во времени характер (познавательный цикл).

Познавательные схемы направляют и организуют процессы исследования, прогноза и планирования поведения.

Процессы исследования и прогноза определяют выбор внешних объектов.

Внешние объекты через органы чувств модифицируют имеющиеся в памяти субъекта познавательные схемы (далее цикл может повторяться).

Информация, которая не поддается текущему прогнозу, воспринимается путем автоматического запуска ориентировочных реакций, дающих начало новым познавательным циклам.

2. Культурно-исторический и деятельностный подход к объяснению процессов внимания

Л. С. Выготский Произвольное внимание человека как высшая психическая функция

1. Произвольное внимание формируется у ребенка как высшая психическая функция на основе естественных психических функций.

2. Исходно произвольное внимание формируется от внешних, разделенных с другими людьми действий к действиям самостоятельным и внутренним – умственным.

Первоначально взрослый направляет внимание ребенка на предметы и действия с предметами, используя жесты и язык.

Овладевая способами использования жестов и языка, ребенок учится управлять вниманием других людей.

Овладев способами использования знаков для организации внимания других, ребенок начинает использовать их для произвольной организации своего собственного внимания.

3. Сначала опосредствованные знаками способы организации внимания носят внешний, развернутый характер, а затем приобретают внутренние формы и сокращаются (интериоризируются).

П. Я. Гальперин Внимание как интериоризированная и автоматизированная форма умственного контроля над выполнением ориентировочных действий

Два факта лежат в основе затруднений при построении психологической теории внимания:

внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс; оно открывается как направленность, последовательность, сосредоточенность любой формы деятельности;

внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта.

1. Формирование умственных действий представляет собой двойное образование: а) мыслимое предметное содержание; б) собственно процессы мышления как психические действия, направленные на определенное предметное содержание.

2. Внутреннее внимание формируется из контроля над психическим (умственным) действием, обращенным  на предметное содержание.

3. Любое действие включает ориентировочную, исполнительную и контрольную части. Когда действие становится умственным и сокращенным, то:

ориентировочная часть действия превращается в построение предметного поля возможных действий (понимание);

исполнительная часть действия преобразуется в ассоциативное выполнение операций в умственном плане сознания над мыслимым содержанием предмета действия;

контрольная часть действия преобразуется в акт обращения «Я» на мыслимый предмет действия и его умственные преобразования.

4. Контрольная часть действия, становясь умственной, автоматизированной и сокращенной, образует внимание.

На первых этапах своего формирования действия контроля сами требуют внимания.

Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание означает особую форму контроля.

5. В зависимости от того, как осуществлялось сокращение контрольной части действия – стихийно или путем планомерного усвоения, будут автоматизироваться различные механизмы внимания.

Автоматизация стихийно складывающегося контроля над выполняемым действием образует непроизвольные формы внимания.

Автоматизация произвольно организованного контроля над выполняемым действием, исходно опирающегося на осознаваемые критерии, образует произвольные формы внимания.

6. При планомерном усвоении (по мере преобразования в умственную форму и сокращения) контрольная часть действия осуществляется с помощью мерки, критерия, образца, плана и преобразуется в предваряющий образ. Этим объясняются два основных свойства внимания – избирательность и положительное влияние на деятельность, с которой оно связано.

7. Организация произвольного контроля предполагает два взаимосвязанных типа операций:

установление порядка операций и действий контроля;

выделение четких критериев, на которые ориентируются контрольные операции и действия (объекты, предметы, их свойства, которые требуется контролировать).

8. Для формирования нового приема произвольного внимания необходимо наряду с основной деятельностью сформировать умственный автоматизированный план контроля и проверки хода ее выполнения и верности получаемых результатов.

Произвольный контроль может вести к разрушению автоматизированных действий, т. к. действия произвольного контроля приостанавливают выполнение контролируемых действий или разрушают сложившиеся автоматизированные формы их организации.

• Контроль, направленный на физиологические процессы, может приводить к психогенным нарушениям и заболеваниям – неврозам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46403. Составление программ циклической структуры 64 KB
  Изучить основные операторы для организации циклов. Разработать алгоритм решения задачи. Составить программу решения задачи. Вычислить на ЭВМ значение интеграла на отрезке. Число разбиений отрезка интегрирования равен 100, метод интегрирования – метод трапеций.
46404. Психологічні умови попередження та врегулювання конфліктів у військовому колективі 158.5 KB
  Життєвий цикл конфлікту. Найважливіші з них: предмет конфлікту його обєкт субєкти конфліктна ситуація інцидент структура. Виникнення спірної ситуації Сприйняття ситуації як конфліктної хоч би однією із сторін ні так Наявність конфліктної ситуації Виникнення інциденту ні так Розгортання конфлікту Відсутність конфлікту Рис. Конфліктна ситуація це основна умова виникнення конфлікту на підставі порушення балансу інтересів учасників взаємодії.
46405. Психологічні особливості консультування 146 KB
  Впливати на ситуацію він може тільки через клієнта використовуючи можливості доступні клієнтові в його становищі. Ефективність психологічної допомоги виявляється в готовності клієнта витрачати час гроші душевні сили на розвязання його проблеми. Психологконсультант у консультативному процесі виступає в ролі...
46406. Педагогічні особливості культури офіцера 184 KB
  Обговорення другого питання: Педагогічні техніки військового педагога 30 хв. 30 Педагогічні техніки військового педагога 30 Психологічні особливості педагогічної майстерності 20 3. Обговорення другого питання: Педагогічні техніки військового педагога 30 хв. Педагогічну культуру вони розглядають як оволодіння військовим педагогом педагогічним досвідом людства ступінь його досконалості в педагогічній діяльності досягнутий рівень розвитку його особистості як педагога.
46408. Характеристика військового колективу 138.5 KB
  Хоча психічний склад колективу є соціально обумовленим, але він у багато чому визначається характером і умовами колективної діяльності, віковим і національним складом членів колективу. Тому при аналізі психічного складу колективів можливий і професійний, і віковий, і національний підходи...
46409. Доказательство и доказывание в гражданском процессе 118.5 KB
  Представители по гражданскому делу, или защитники по уголовному делу, делу об административном правонарушении, или медиаторы - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя, защитника или медиатора...
46410. Розмір речення та ідіостиль 36.21 KB
  Підготувала студентка 2го курсу ФІФ Група 2338 н Бреніч Наталія Розмір речення та ідіостиль Ця доповідь присвячена висвітленню теми Розмір речення та ідіостиль Поліни Ігорівни Климової. Обьектом статті є речення в свою чергу предметом є розмір речення та поняття іліостиль. Адмоні даючи детальну характеристику особливостям побудови речення в творах цього письменника наголошував на тому що у фразі Томаса Манна наявний процес пошуку істини це проявляється. Цією статтею робимо спробу дослідити недостатньо вивчений аспект ідіостиля...
46411. Аналіз умов та факторів виходу на зовнішній ринок українських літакобудівних підприємств 1.41 MB
  Цю стратегію переважно використовують невеликі авіакомпанії які мають невеликий парк літаків або взагалі орендують літаки. Але частка нових літаків в повітряному парку світу залишилась нижче рекордних показників зафіксованих в 1991 та 1999 роках. Прогноз оновлення парку літаків у світі Підтримка промисловості здійснюється урядами в різних формах: від істотної суттєвої частки долі у фінансуванні наукових досліджень до прямого субсидування виробництва і державного страхування експорту. На сьогоднішній день Boeing та irbus постачають на...