39123

Структурные, функциональные и генетические теории внимания человека

Лекция

Психология и эзотерика

Теории и модели внимания в когнитивной психологии Д. Модель внимания на основе избирательного ослабления сигналов Существует перцептивный фильтр расположенный между входными сенсорными сигналами и вербальным семантическим анализом сообщения. Стадия предвнимания: происходит быстрое извлечение и обработка информации полученной рецепторами позволяющие выделить простые и наиболее заметные признаки объектов; обработка информации производится автоматически быстро параллельно; обработка информации происходит без сознательных усилий и...

Русский

2013-10-01

63.5 KB

0 чел.

Лекция 11 Структурные, функциональные и генетические теории внимания человека

План

1. Теории и модели внимания в когнитивной психологии 

Д. Бродбент. Модель ранней селекции. Модель ограниченной

пропускной способности канала передачи информации

ЦНС представляет собой канал передачи информации с ограниченной пропускной способностью от органов чувств к высшим механизмам обработки.

Селекция информации происходит на ранних стадиях сенсорного анализа стимуляции.

Информация отбирается на основе определенных сенсорных признаков фильтром по принципу «все или ничего».

Этапы переработки информации на ранних стадиях:

  •  воздействие физических стимулов на органы чувств;
  •  сенсорная регистрация и хранение всей поступившей информации в иконической памяти;
  •  фильтр, обеспечивающий отбор значимой информации;
  •  опознавание и перцептивный анализ отобранной информации.

Д. Норман Модель поздней селекции

Вся поступающая информация параллельно обрабатывается, опознается, репрезентируется в кратковременной памяти и подвергается предварительному анализу.

Наиболее важная в текущий момент информация отбирается для последующей переработки из двух потоков: а) информация, извлекаемая из памяти; б) информация, получаемая со стороны восприятия.

Отбор информации осуществляется на основе ожиданий, знакомства, правил и т. д.

Отобранная наиболее существенная информация сохраняется и подвергается последующей обработке; неактуальная и несущественная информация забывается.

А.М. Трейсман. Модель внимания на основе избирательного ослабления сигналов

Существует перцептивный фильтр, расположенный между входными сенсорными сигналами и вербальным (семантическим) анализом сообщения.

Фильтр тщательно просматривает входную сенсорную информацию и регулирует «мощность» разных сигналов.

После прохождения фильтра информационные потоки имеют различные пороги активации, обеспечивая преимущество для обработки одного наиболее важного текущего сообщения.

Существуют две основные стадии обработки информации.

Стадия предвнимания:

происходит быстрое извлечение и обработка информации, полученной рецепторами, позволяющие выделить простые и наиболее заметные признаки объектов;

обработка информации производится автоматически, быстро, параллельно;

обработка информации происходит без сознательных усилий и сосредоточения.

У. Найссер. Внимание как процесс предвосхищения

Внимание есть активное предвосхищение результатов восприятия, ведущее к синтезу сенсорных данных на основе внутренних когнитивных схем.

Существуют процессы предвнимательной, грубой, быстрой, параллельной обработки информации и процессы фокального внимания – детальные, медленные, последовательные.

При этом познавательная активность носит циклический, разворачивающийся во времени характер (познавательный цикл).

Познавательные схемы направляют и организуют процессы исследования, прогноза и планирования поведения.

Процессы исследования и прогноза определяют выбор внешних объектов.

Внешние объекты через органы чувств модифицируют имеющиеся в памяти субъекта познавательные схемы (далее цикл может повторяться).

Информация, которая не поддается текущему прогнозу, воспринимается путем автоматического запуска ориентировочных реакций, дающих начало новым познавательным циклам.

2. Культурно-исторический и деятельностный подход к объяснению процессов внимания

Л. С. Выготский Произвольное внимание человека как высшая психическая функция

1. Произвольное внимание формируется у ребенка как высшая психическая функция на основе естественных психических функций.

2. Исходно произвольное внимание формируется от внешних, разделенных с другими людьми действий к действиям самостоятельным и внутренним – умственным.

Первоначально взрослый направляет внимание ребенка на предметы и действия с предметами, используя жесты и язык.

Овладевая способами использования жестов и языка, ребенок учится управлять вниманием других людей.

Овладев способами использования знаков для организации внимания других, ребенок начинает использовать их для произвольной организации своего собственного внимания.

3. Сначала опосредствованные знаками способы организации внимания носят внешний, развернутый характер, а затем приобретают внутренние формы и сокращаются (интериоризируются).

П. Я. Гальперин Внимание как интериоризированная и автоматизированная форма умственного контроля над выполнением ориентировочных действий

Два факта лежат в основе затруднений при построении психологической теории внимания:

внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс; оно открывается как направленность, последовательность, сосредоточенность любой формы деятельности;

внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта.

1. Формирование умственных действий представляет собой двойное образование: а) мыслимое предметное содержание; б) собственно процессы мышления как психические действия, направленные на определенное предметное содержание.

2. Внутреннее внимание формируется из контроля над психическим (умственным) действием, обращенным  на предметное содержание.

3. Любое действие включает ориентировочную, исполнительную и контрольную части. Когда действие становится умственным и сокращенным, то:

ориентировочная часть действия превращается в построение предметного поля возможных действий (понимание);

исполнительная часть действия преобразуется в ассоциативное выполнение операций в умственном плане сознания над мыслимым содержанием предмета действия;

контрольная часть действия преобразуется в акт обращения «Я» на мыслимый предмет действия и его умственные преобразования.

4. Контрольная часть действия, становясь умственной, автоматизированной и сокращенной, образует внимание.

На первых этапах своего формирования действия контроля сами требуют внимания.

Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание означает особую форму контроля.

5. В зависимости от того, как осуществлялось сокращение контрольной части действия – стихийно или путем планомерного усвоения, будут автоматизироваться различные механизмы внимания.

Автоматизация стихийно складывающегося контроля над выполняемым действием образует непроизвольные формы внимания.

Автоматизация произвольно организованного контроля над выполняемым действием, исходно опирающегося на осознаваемые критерии, образует произвольные формы внимания.

6. При планомерном усвоении (по мере преобразования в умственную форму и сокращения) контрольная часть действия осуществляется с помощью мерки, критерия, образца, плана и преобразуется в предваряющий образ. Этим объясняются два основных свойства внимания – избирательность и положительное влияние на деятельность, с которой оно связано.

7. Организация произвольного контроля предполагает два взаимосвязанных типа операций:

установление порядка операций и действий контроля;

выделение четких критериев, на которые ориентируются контрольные операции и действия (объекты, предметы, их свойства, которые требуется контролировать).

8. Для формирования нового приема произвольного внимания необходимо наряду с основной деятельностью сформировать умственный автоматизированный план контроля и проверки хода ее выполнения и верности получаемых результатов.

Произвольный контроль может вести к разрушению автоматизированных действий, т. к. действия произвольного контроля приостанавливают выполнение контролируемых действий или разрушают сложившиеся автоматизированные формы их организации.

• Контроль, направленный на физиологические процессы, может приводить к психогенным нарушениям и заболеваниям – неврозам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8062. Формы организации обучения и их характеристика 25.25 KB
  Формы организации обучения и их характеристика Форма организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, упаковка для содержания обучения. Они возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактичес...
8063. Классно-урочная система обучения и её признаки 24 KB
  Классно-урочная система обучения и её признаки Классно-урочная система обучения, возникшая еще в XVII веке, образовалась и развивалась благодаря деятельности великих деятелей педагогической науки И. Лойолы, И. Штурма, Я. А. Коменского. Классно-урочн...
8064. Понятие урок. Типология и структура урока 25.14 KB
  Понятие урок. Типология и структура урока Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. На каждом уроке решается триединая цель: обучить, воспитать, развить. Урок явл...
8065. Контроль и оценка знаний учащихся 25.97 KB
  Контроль и оценка знаний учащихся. Одним из важнейших звеньев процесса обучения является контроль усвоения знаний. Он показывает, насколько полно и глубоко усвоены знания как на уроке, так и в системе уроков, а также вносит коррективы в организацию ...
8066. Подготовка учителя к уроку. Анализ и самооценка урока 21.66 KB
  Подготовка учителя к уроку. Анализ и самооценка урока. Подготовку учителя к уроку можно разделить на два больших этапа. Планирование урока. Составляется тематический план - отражение единства и взаимосвязи всех форм организации по данному пр...
8067. Дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся в социокультурной сфере 26.32 KB
  Дифференцированный подход к обучению и воспитанию учащихся в социокультурной сфере. Едва ли не с самых давних времен, говоря об образовании, стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения разнопрофильно, на разну...
8068. Характеристика воспитания как педагогического явления 24.6 KB
  Характеристика воспитания как педагогического явления В общем педагогическом процессе развивается и процесс воспитания. Традиционно он рассматривается отдельно, потому что имеет свои особенности и его нельзя свести ни к процессу обучения, ни к проце...
8069. Цель воспитания и задача воспитания. Реализация целей воспитания в деятельности работника в сфере культуры 25.24 KB
  Цель воспитания и задача воспитания. Реализация целей воспитания в деятельности работника в сфере культуры Одной из фундаментальных проблем в педагогической науке является проблема целеполагания. Существуют разные подходы к определению цели воспитан...
8070. Понятие и характеристика общих закономерностей воспитательного процесса 27.11 KB
  Понятие и характеристика общих закономерностей воспитательного процесса Эффективность воспитания зависит от следующих факторов: От сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на ребенка осуществляется через его отношение к окружающему, в...