39124

ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Лекция

Психология и эзотерика

ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА План Структурное и функциональное определение и объяснение сознания сохраняет свою актуальность в психологии до настоящего времени. Попытки объяснить сознание человека в истории психологии были связаны: с анализом организации процессов внимания с анализом осознаваемых и неосознаваемых мотивов человека с описанием сознания как сцены на которой представлен феноменологический опыт субъекта ассоциативная психология гештальтпсихология с трактовкой сознания как активного начала организующего в единство...

Русский

2013-10-01

86.5 KB

13 чел.

PAGE  1

ЛЕКЦИЯ 12. ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

План

Структурное и функциональное определение и объяснение сознания сохраняет свою актуальность в психологии до настоящего времени. Попытки объяснить сознание человека в истории психологии были связаны:

  1.  с анализом организации процессов внимания,
  2.  с анализом осознаваемых и неосознаваемых мотивов человека,
  3.  с описанием сознания как «сцены», на которой представлен феноменологический опыт субъекта (ассоциативная психология, гештальтпсихология),
  4.  с трактовкой сознания как активного начала, организующего в единство все психические функции.

В настоящее время в рамках американо-европейской когнитивной психологии существуют попытки структурно и функционально определить сознание через организацию репрезентативного опыта человека в долговременной памяти. Такой является концепция Тульвинга, которую можно сформулировать в форме ряда объяснительных принципов

1. Тульвинг. Когнитивная теория сознания

  1.  В зависимости от содержания опыта долговременная память человека включает:
    •  процедурную память, обеспечивающую автоматизированные и неосознанные формы репрезентации (воспроизведения) разнообразных действий;
    •  категориальную (семантическую) память, обеспечивающую знаково-символическую репрезентацию универсальных внутрипонятийных и межпонятийных структур, составляющих опыт человека и человечества;
    •  эпизодическую (событийную, схемную) память, обеспечивающую репрезентацию датированных по времени эпизодов и событий индивидуального жизненного опыта: схемысцен и ситуаций (фреймы) и схемы событий (скрипты).
  2.  В соответствии с таким делением у человека можно выделить три разновидности сознания, каждой из которых соответствует три основных типа репрезентаций:
    •  аноэтичное сознание, которому соответствует процедурная память: не выходит за пределы текущей ситуации, позволяет фиксировать признаки окружения и реагировать своим поведением на конкретную обстановку («незнающее» сознание);
    •  неэтичное сознание, которому соответствует семантическая память: символический тип сознания, опираясь на который человек может осознавать объекты и события, а также их взаимосвязи при отсутствии этих объектов и событий («знающее» сознание);
    •  автоноэтичное сознание, которому соответствует эпизодическая память: обеспечивает запоминание лично переживаемых событий («знающее о себе» сознание).

2. Сознание в концепции Л.С. Выготского

В отечественной психологии существует два взаимосвязанных и взаимодополнительных теоретических подхода, которые позволяют дать более конкретную и развернутую интерпретацию формирования и развития функционально-структурной организации сознания у человека – это культурно-исторический подход Л.С. Выготского и деятельностный подход А.Н. Леонтьева к объяснению психических явлений.

Оба подхода центральную роль в развитии сознания отводят включению в деятельность человека языка и других знаково-символических средств. При этом используемый в речевой деятельности язык рассматривается как особая система внешних средств, способами использования которых человек должен овладеть в течение жизни.

  1.  В онтогенезе человека биологическое созревание и культурное развитие составляют единство. Культурное развитие человека заключается в формировании в совместной деятельности и общении высших психических функций(ВПФ).
  2.  Формирование ВПФ необходимо предполагает овладение орудийными и знаковыми средствами, которые обеспечивают изменение структуры деятельности и психики человека.
  3.  ВПФ производны от внешних форм общения и деятельности. ВПФ первоначально возникают во внешней, разделенной с другими людьми деятельности и общении и лишь затем становятся индивидуальными и внутренними – интериоризируются.
  4.  Процесс интериоризации включает:
    •  переход от совместных с другими людьми действий к самостоятельным, индивидуальным способам их реализации;
    •  переход от внешних, материальных, форм действий к внутренним, идеальным, действиям над значениями, которые фиксируются в знаково-символических средствах: а) от действий с предметами к действиям над значениями (представлениями, обобщениями) с опорой на внешние материальные знаки и символы; б) от действий над значениями с опорой на внешние материальные знаки и символы к внутренним действиям над значениями с опорой на внутренние способы использования знаков и символов.
  5.  Знак имеет две важнейшие характеристики: а) обозначает объективно существующие предметы и явления – это предметная отнесенность знака; б) актуализирует фиксированные в сознании людей сходные представления, обобщения, понятия – это значение.

Знак напоминает человеку о необходимости выполнить определенную систему операций, в которых может участвовать множество психических функций. Благодаря знакам компоненты актуальной ситуации включаются в одну структурную систему с символически представленными элементами будущего.

Структура значений (обобщений), опосредствованных знаково-символическими средствами, развиваясь и совершенствуясь в онтогенезе, обеспечивает формирование и совершенствование сознательного уровня психической ориентировки человека.

  1.  Сознание формируется по мере активного овладения субъектом способами использования знаков и символов, через замещение внешних практических предметных действий речевыми действиями с их последующей интериоризацией.
  2.  Слова (знаки) замещают предметные характеристики явлений и событий, фиксируя и сохраняя их значение, что позволяет выполнять действия над значениями во внутреннем плане сознания.
  3.  Сознание – это динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов.

Л.С. Выготский уже в 30-х гг. XX в. сформулировал психолингвистическую функционально-генетическую теорию сознания человека, которая, в силу политических и идеологических обстоятельств на протяжении 40 лет оставалась за пределами широких дискуссий и теоретического анализа в отечественной и мировой психологии.

Еще один шаг к конкретизации функционально-структурных составляющих сознания человека был сделан в 40-х гг. XX в. А.Н. Леонтьевым. Выдвинутая им система объяснительных принципов, развивающая и дополняющая теорию Л.С. Выготского, кратко может быть сформулирована как «теория формирования сознания в человеческой деятельности».

3. А.Н. Леонтьев. Деятельностный подход к объяснению сознания человека

  1.  Переход предков человека к жизни в обществе, основанном на совместной трудовой деятельности, опосредствованной: а) орудиями труда, б) языком (речью), детерминирует зарождение и формирование сознания человека как высшей формы психической ориентировки на основе формирующегося образа мира.
  2.  Исторически (и онтогенетически) сознание развивается от общественных форм к формам индивидуальным и представляет рефлексию субъектами: а) совместной деятельности; б) самих себя в совместной деятельности; в) формирующихся в ходе деятельности представлений и знаний об окружающем мире.
  3.  Рефлексия становится возможной благодаря отделению языковой (знаково-символической) формы выполнения действий от первоначальной совместной внешне предметной формы выполнения познавательных действий. Сначала возникают общественные формы сознания как совместные действия и деятельности во внешнем речевом(знаково-символическом) плане общения. Позднее возникают индивидуальные формы сознания как опосредствованные речью (языком) действия и деятельности во внутреннем индивидуальном умственном плане (процесс интериоризации).
  4.  Формирование и развитие функций сознания обеспечивается путем преобразования совместных, предметно направленных форм внешних действий в формы умственные, «идеальные». Исходные представления о предполагаемых результатах совместной деятельности начинают соотноситься с условиями и результатами, получаемыми в ходе деятельности. Такое соотнесение осуществляется актами означивания –посредством жестов и речи. Формируется предметная отнесенность речи, выделяющаяся из экспрессивной сигнализации. Формируется язык, который служит: а) средством организации предметно направленных действий; б) средством предметно отнесенных форм общения; в) средством фиксирования выработанных в совместной деятельности значений; г) средством мышления.
  5.  Вещественные свойства предметов и продуктов совместной деятельности посредством функционирования языка трансформируются в предметное содержание значений а (сходных представлений и понятий, воспроизводимых в психике разных людей), освобождаясь тем самым от своей вещественности.
  6.  Овладение субъектом способами использования знаков языка обеспечивает: а) актуализацию (репрезентацию) в психике других людей соответствующих значений в процессах общения; б) произвольные формы актуализации значений субъектом в собственной психике.
  7.  Индивидуальное сознание в развитом виде имеет сложную функциональную структуру, которая складывается из отношений между «чувственной тканью», объективными значениями и личностными смыслами. Такие функционально-структурные отношения формируются по мере вхождения человека в новые виды социальных связей и отношений, по мере включения в новые деятельности и овладения ими.
  8.  «Чувственная ткань» – образы воспринимаемой (позднее) представляемой реальности: а) различаются по модальности, устойчивости, яркости, эмоциональному тону; б) порождаются в процессе деятельности; в) ориентируют субъекта в объективном предметном мире.

Объективные значения – фиксированные в языке исторически выработанные способы выполнения различных форм деятельности и действий, которые: а) существуют объективно, выражают результаты познания объективного мира, производны от общественной практики; б) не зависят от индивидуальных, субъективных предпочтении; в) усваиваются человеком в ходе «распредмечивания» человеческой культуры; г) характеризуют предмет через его отношения к другим предметам (П.Я. Гальперин).

Личностные смыслы – пристрастные, эмоционально-ценностные отношения субъекта к объективным обстоятельствам жизни и деятельности (к значениям), определяемые индивидуальными мотивами. Они: а) не имеют надындивидуального существования (частично могут быть выражены субъектом посредством языка); б) выступают для субъекта в виде непосредственных эмоциональных переживаний, но при этом сам личностный смысл может и не осознаваться; в) производны от реальных жизненных отношений субъекта, от его индивидуальной практики; г) характеризуют предмет через его отношения к индивидуальным мотивам (П.Я. Гальперин).

  1.  Исходная чувственно-практическая, деятельностная основа общественного и индивидуального сознания обычно остается скрытой от субъектов; сознание при этом субъективно может казаться основой и причиной деятельности.
  2.  Сознание выполняет множество функций:
    •  иерархически объединяет и служит планированию, воспроизведению, реализации и развитию различных видов действий и деятельностей;
    •  обеспечивает функциональную организацию внутренних умственных форм деятельностей;
    •  обеспечивает надситуативные, произвольные, преднамеренные формы организации поведения и деятельности.

Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым сознание рассматривается как результат включения человека с момента рождения в человеческие виды деятельностей и в человеческие формы общения, которые опосредствованы человеческими способами использования орудий и языка. Сознание рассматривается как особый уровень функциональной организации психики человека, который возникает на основе овладения субъектом разнообразными способами использования языка, а позднее и других знаково-символических средств. При этом знаково-символические средства в человеческих формах их функционального применения, с одной стороны, имеют четкую предметную отнесенность и, с другой стороны, выступают средствами произвольной актуализации (репрезентации) сходных значений в сознании у разных людей.

Между тем в теоретическом подходе А.Н. Леонтьева понятие «сознание» приобретает широкую и обобщенную содержательную наполненность. Это обеспечивает возможность объяснения исторического генезиса сознания, его состава и структуры, но при этом теряется психологическая конкретность его функциональной организации в поведении и деятельности человека.

4. Сознание и Образ Мира

В 70-х гг. А.Н. Леонтьев начал разрабатывать функциональную теорию чувственного познания на основе формирования Образа Мира. Теория Образа Мира и функциональной организации перцептивных процессов человека в последующем была конкретизирована в работах С.Д. Смирнова.

Так как понятия «сознание» и «Образ Мира» используются в одних и тех же понятийных контекстах, то возникает необходимость теоретического разведения понятий «сознание» и «Образ Мира».

Такое разведение можно обнаружить в работах В.К. Вилюнаса..

  1.  Главной детерминантой, определяющей содержание психически регулируемой активности у человека, является не столько текущая ситуация, сколько опыт и знания субъекта в отношении воспринимаемой ситуации.
  2.  Такой опыт и знания большей своей частью выступают результатом присвоения общественно-исторического опыта через вовлечение человека в специально направленную деятельность, воспроизводящую различные способы преобразования предметного мира, а также способы использования знаково-символических средств.
  3.  Использование языка предельно расширяет границы усваиваемого опыта, делая их независимыми от параметров реально воспринимаемой ситуации. Внешние по своей форме процессы деятельности с внешними же вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания. При этом они подвергаются специфической трансформации, обобщаются, вербализуются, сокращаются (интериоризируются) и становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы внешней деятельности.
  4.  Система присваиваемых человеком на протяжении всей жизни представлений и понятий, в которой неизбежно локализуется и содержательно обогащается все отражаемое, составляет Образ Мира. Сознание есть свернутая форма когда-то освоенных действий, которые обеспечивают произвольную локализацию и идентификацию отражаемых явлений в образе мира.
  5.  Конкретно-психологическую основу осознанного характера психического отражения у человека составляет локализация отражаемых явлений в Образе Мира, обеспечивающая автоматизированную рефлексию человеком того, что, где, когда и зачем он делает.
  6.  Вооружение человеческой психики Образом Мира и способностью к произвольной актуализации отражаемого в нем содержания на основе использования языка (сознание) способствовало развитию особого внутреннего структурного образования – субъекта умственной деятельности. Если животное пытается учесть все возможности конкретной ситуации для того, чтобы обеспечить удовлетворение актуализировавшейся потребности, то человек при наличии Образа Мира и сознания имеет возможность ориентироваться в неограниченных пространственных и временных масштабах, далеко выходя за пределы своей индивидуальной жизни. Если различные формы жизненного опыта у животных (включая и особенности поведения приматов) актуализируются (репрезентируются в психике) всякий раз воздействием конкретной предметной ситуации извне, то у человека характер репрезентаций определяется еще и знаково-символическими средствами, которые порождаются либо другими людьми, либо самим субъектом. Поэтому поведение животных всегда привязано к текущей ситуации и носит ситуативный характер, а поведение человека по мере формирования и развития сознания приобретает все большую отвлеченность от текущей ситуации – надситуативность.

Разведение Образа Мира и сознания имплицитно присутствует в работах А.А. Леонтьева: «Образ Мира – это отображение в психике человека предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии» (Леонтьев А.А., 2001. С. 115).

В отличие от Образа Мира, сознание – это особый уровень функциональной организации психики человека, обеспечивающий произвольность в организации поведения и умственной деятельности человека на основе овладения субъектом разнообразными способами использования знаково-символических средств. При этом различные формы рефлексии являются функциями, производными от степени развития сознания.

Сознательные формы психической ориентировки и организации психики возникают с того момента, когда между субъектом и объективной реальностью «помещаются» различные знаки и символы. В первом приближении можно выделить три основных аспекта, связанных с применением субъектом языка, знаков, символов. Знаково-символические средства (исходно жестовые и языковые) в процессах установления разнообразных отношений и связей могут функционально «располагаться»:

а) между субъектом и другими людьми;

б) между субъектом и предметным миром;

в) между субъектом и его собственными функциями (поведением, целями, психическими процессами, состояниями и т. д.). Последний из выделенных аспектов использования языка лежит в основе развития самосознания.

Аналогичное деление в психологической литературе существует при характеристике основных функций языка и речи:

а) коммуникация и организация совместных взаимодействий;

б) организация познавательно-ориентировочной деятельности в предметном мире;

в) самоорганизация на основе рефлексивного самоконтроля.

В соответствии с указанными позициями знаково-символических средств, а также способами их использования субъектом могут наблюдаться различные формы рефлексии (сознательной, рефлексивной ориентировки субъекта в мире). Через использование знаков рефлексивными могут становиться:

а) отношения субъекта с другими людьми;

б) отношения субъекта с предметами и явлениями объективного мира;

в) отношения субъекта с самим собой, с различными особенностями своего поведения и психики.

И по своей организации это формы сознательной ориентировки субъекта, опирающиеся на разные способы функционального включения в жизнедеятельность человека знаково-символических средств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37908. Определение постоянной Планка методом задерживающего потенциала 120 KB
  Михайлов Определение постоянной Планка методом задерживающего потенциала: Методические указания к лабораторной работе № 80 по курсу общей физики Уфимск. Методические указания знакомят студентов с уравнением Эйнштейна для фотоэффекта и с методом задерживающего потенциала позволяющего определять постоянную Планка. Студентам предлагается экспериментально получить график зависимости задерживающего потенциала от частоты падающего на фотокатод света и вычислить постоянную Планка и работу выхода.
37909. ДИФРАКЦИЯ ЭЛЕКТРОНОВ 951 KB
  Гипотеза деБройля 4 2. Контрольные вопросы 11 Список литературы 11 ЭЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 85 ДИФРАКЦИЯ ЭЛЕКТРОНОВ Цель работы Изучение гипотезы деБройля о волновых свойствах микрочастиц. Определение длины волны деБройля электронов дифрагированных на образцах с кубической кристаллической решеткой. Теоретическая часть Гипотеза деБройля В 1924 г.
37910. Исследование зависимости теплового излучения абсолютно черного тела от температуры 104 KB
  Лабораторная работа № 86 Исследование зависимости теплового излучения абсолютно черного тела от температуры 1. Цель работы Исследование зависимости интегральной излучательной способности абсолютно черного тела от температуры и проверка выполнения закона СтефанаБольцмана. зависит от температуры тела. Для спектральной характеристики теплового излучения вводится понятие излучательной способности тела или спектральной плотности излучательности 2.
37911. Изучение поляризованного света и внутренних напряжений в твердых телах оптическим методом 338.5 KB
  16 Лабораторная работа № 66 Изучение поляризованного света и внутренних напряжений в твердых телах оптическим методом 1. Закон Малюса Из электромагнитной теории света вытекает что световые волны поперечны. Естественные источники света излучают волны неполяризованные. При взаимодействии света с веществом основное действие оказывает электрическая составляющая электромагнитного поля световой волны электрические взаимодействия сильнее магнитных.
37912. ИЗУЧЕНИЕ ДИСПЕРСИИ СВЕТА 641.5 KB
  2 угол при вершине которой т. преломляющий угол равен P падает световая волна частоты ω угол падения равен i1. Угол наименьшего отклонения δ преломляющий угол P и показатель преломления связаны между собой соотношением .2 Угол отклонения лучей призмой тем больше чем больше преломляющий угол призмы.
37913. ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ ПОГЛОЩЕНИЯ СВЕТА ВЕЩЕСТВОМ 1.85 MB
  13 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 68 ИЗУЧЕНИЕ Явления ПОГЛОЩЕНИЯ СВЕТА ВЕЩЕСТВОМ 1. Определение коэффициентов поглощения исследуемых растворов в зависимости от длины волны поглощаемого света. Явление поглощения света веществом можно объяснить как с точки зрения волновых представлений так и с точки зрения квантовых представлений. С точки зрения квантовых представлений удается вычислить собственные частоты колебаний атомов и молекул на основе спектров поглощения.
37914. ИЗУЧЕНИЕ ДИФРАКЦИИ СВЕТА НА ДВУМЕРНОЙ ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЕТКЕ 148 KB
  Теория одномерной дифракционной решетки достаточно подробно рассматривается в курсе общей физики. Положение главных максимумов в дифракционной картине такой решетки в случае нормального падения лучей определяется выражением
37915. Изучение вращения плоскости поляризации в растворах оптически активных веществ 181 KB
  4 Вращение плоскости поляризации в кристаллах.4 Вращение плоскости поляризации в аморфных веществах и растворах.7 Теория вращения плоскости поляризации8 Экспериментальная часть.18 Лабораторная работа № 70 Изучение вращения плоскости поляризации в растворах оптически активных веществ Цель работы 1.
37916. Изучение интерференции света в клиньях 2.01 MB
  Интерференция - одно из проявления волновых свойств света. Интерференция - частный случай сложения волн, при котором наблюдается устойчивая во времени картина перераспределения в пространстве энергии световых волн. Зрительно это проявляется в том, что возникают геометрические места (точки, линии, области)