39124

ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Лекция

Психология и эзотерика

ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА План Структурное и функциональное определение и объяснение сознания сохраняет свою актуальность в психологии до настоящего времени. Попытки объяснить сознание человека в истории психологии были связаны: с анализом организации процессов внимания с анализом осознаваемых и неосознаваемых мотивов человека с описанием сознания как сцены на которой представлен феноменологический опыт субъекта ассоциативная психология гештальтпсихология с трактовкой сознания как активного начала организующего в единство...

Русский

2013-10-01

86.5 KB

16 чел.

PAGE  1

ЛЕКЦИЯ 12. ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

План

Структурное и функциональное определение и объяснение сознания сохраняет свою актуальность в психологии до настоящего времени. Попытки объяснить сознание человека в истории психологии были связаны:

  1.  с анализом организации процессов внимания,
  2.  с анализом осознаваемых и неосознаваемых мотивов человека,
  3.  с описанием сознания как «сцены», на которой представлен феноменологический опыт субъекта (ассоциативная психология, гештальтпсихология),
  4.  с трактовкой сознания как активного начала, организующего в единство все психические функции.

В настоящее время в рамках американо-европейской когнитивной психологии существуют попытки структурно и функционально определить сознание через организацию репрезентативного опыта человека в долговременной памяти. Такой является концепция Тульвинга, которую можно сформулировать в форме ряда объяснительных принципов

1. Тульвинг. Когнитивная теория сознания

  1.  В зависимости от содержания опыта долговременная память человека включает:
    •  процедурную память, обеспечивающую автоматизированные и неосознанные формы репрезентации (воспроизведения) разнообразных действий;
    •  категориальную (семантическую) память, обеспечивающую знаково-символическую репрезентацию универсальных внутрипонятийных и межпонятийных структур, составляющих опыт человека и человечества;
    •  эпизодическую (событийную, схемную) память, обеспечивающую репрезентацию датированных по времени эпизодов и событий индивидуального жизненного опыта: схемысцен и ситуаций (фреймы) и схемы событий (скрипты).
  2.  В соответствии с таким делением у человека можно выделить три разновидности сознания, каждой из которых соответствует три основных типа репрезентаций:
    •  аноэтичное сознание, которому соответствует процедурная память: не выходит за пределы текущей ситуации, позволяет фиксировать признаки окружения и реагировать своим поведением на конкретную обстановку («незнающее» сознание);
    •  неэтичное сознание, которому соответствует семантическая память: символический тип сознания, опираясь на который человек может осознавать объекты и события, а также их взаимосвязи при отсутствии этих объектов и событий («знающее» сознание);
    •  автоноэтичное сознание, которому соответствует эпизодическая память: обеспечивает запоминание лично переживаемых событий («знающее о себе» сознание).

2. Сознание в концепции Л.С. Выготского

В отечественной психологии существует два взаимосвязанных и взаимодополнительных теоретических подхода, которые позволяют дать более конкретную и развернутую интерпретацию формирования и развития функционально-структурной организации сознания у человека – это культурно-исторический подход Л.С. Выготского и деятельностный подход А.Н. Леонтьева к объяснению психических явлений.

Оба подхода центральную роль в развитии сознания отводят включению в деятельность человека языка и других знаково-символических средств. При этом используемый в речевой деятельности язык рассматривается как особая система внешних средств, способами использования которых человек должен овладеть в течение жизни.

  1.  В онтогенезе человека биологическое созревание и культурное развитие составляют единство. Культурное развитие человека заключается в формировании в совместной деятельности и общении высших психических функций(ВПФ).
  2.  Формирование ВПФ необходимо предполагает овладение орудийными и знаковыми средствами, которые обеспечивают изменение структуры деятельности и психики человека.
  3.  ВПФ производны от внешних форм общения и деятельности. ВПФ первоначально возникают во внешней, разделенной с другими людьми деятельности и общении и лишь затем становятся индивидуальными и внутренними – интериоризируются.
  4.  Процесс интериоризации включает:
    •  переход от совместных с другими людьми действий к самостоятельным, индивидуальным способам их реализации;
    •  переход от внешних, материальных, форм действий к внутренним, идеальным, действиям над значениями, которые фиксируются в знаково-символических средствах: а) от действий с предметами к действиям над значениями (представлениями, обобщениями) с опорой на внешние материальные знаки и символы; б) от действий над значениями с опорой на внешние материальные знаки и символы к внутренним действиям над значениями с опорой на внутренние способы использования знаков и символов.
  5.  Знак имеет две важнейшие характеристики: а) обозначает объективно существующие предметы и явления – это предметная отнесенность знака; б) актуализирует фиксированные в сознании людей сходные представления, обобщения, понятия – это значение.

Знак напоминает человеку о необходимости выполнить определенную систему операций, в которых может участвовать множество психических функций. Благодаря знакам компоненты актуальной ситуации включаются в одну структурную систему с символически представленными элементами будущего.

Структура значений (обобщений), опосредствованных знаково-символическими средствами, развиваясь и совершенствуясь в онтогенезе, обеспечивает формирование и совершенствование сознательного уровня психической ориентировки человека.

  1.  Сознание формируется по мере активного овладения субъектом способами использования знаков и символов, через замещение внешних практических предметных действий речевыми действиями с их последующей интериоризацией.
  2.  Слова (знаки) замещают предметные характеристики явлений и событий, фиксируя и сохраняя их значение, что позволяет выполнять действия над значениями во внутреннем плане сознания.
  3.  Сознание – это динамическая смысловая система, представляющая собой единство аффективных и интеллектуальных процессов.

Л.С. Выготский уже в 30-х гг. XX в. сформулировал психолингвистическую функционально-генетическую теорию сознания человека, которая, в силу политических и идеологических обстоятельств на протяжении 40 лет оставалась за пределами широких дискуссий и теоретического анализа в отечественной и мировой психологии.

Еще один шаг к конкретизации функционально-структурных составляющих сознания человека был сделан в 40-х гг. XX в. А.Н. Леонтьевым. Выдвинутая им система объяснительных принципов, развивающая и дополняющая теорию Л.С. Выготского, кратко может быть сформулирована как «теория формирования сознания в человеческой деятельности».

3. А.Н. Леонтьев. Деятельностный подход к объяснению сознания человека

  1.  Переход предков человека к жизни в обществе, основанном на совместной трудовой деятельности, опосредствованной: а) орудиями труда, б) языком (речью), детерминирует зарождение и формирование сознания человека как высшей формы психической ориентировки на основе формирующегося образа мира.
  2.  Исторически (и онтогенетически) сознание развивается от общественных форм к формам индивидуальным и представляет рефлексию субъектами: а) совместной деятельности; б) самих себя в совместной деятельности; в) формирующихся в ходе деятельности представлений и знаний об окружающем мире.
  3.  Рефлексия становится возможной благодаря отделению языковой (знаково-символической) формы выполнения действий от первоначальной совместной внешне предметной формы выполнения познавательных действий. Сначала возникают общественные формы сознания как совместные действия и деятельности во внешнем речевом(знаково-символическом) плане общения. Позднее возникают индивидуальные формы сознания как опосредствованные речью (языком) действия и деятельности во внутреннем индивидуальном умственном плане (процесс интериоризации).
  4.  Формирование и развитие функций сознания обеспечивается путем преобразования совместных, предметно направленных форм внешних действий в формы умственные, «идеальные». Исходные представления о предполагаемых результатах совместной деятельности начинают соотноситься с условиями и результатами, получаемыми в ходе деятельности. Такое соотнесение осуществляется актами означивания –посредством жестов и речи. Формируется предметная отнесенность речи, выделяющаяся из экспрессивной сигнализации. Формируется язык, который служит: а) средством организации предметно направленных действий; б) средством предметно отнесенных форм общения; в) средством фиксирования выработанных в совместной деятельности значений; г) средством мышления.
  5.  Вещественные свойства предметов и продуктов совместной деятельности посредством функционирования языка трансформируются в предметное содержание значений а (сходных представлений и понятий, воспроизводимых в психике разных людей), освобождаясь тем самым от своей вещественности.
  6.  Овладение субъектом способами использования знаков языка обеспечивает: а) актуализацию (репрезентацию) в психике других людей соответствующих значений в процессах общения; б) произвольные формы актуализации значений субъектом в собственной психике.
  7.  Индивидуальное сознание в развитом виде имеет сложную функциональную структуру, которая складывается из отношений между «чувственной тканью», объективными значениями и личностными смыслами. Такие функционально-структурные отношения формируются по мере вхождения человека в новые виды социальных связей и отношений, по мере включения в новые деятельности и овладения ими.
  8.  «Чувственная ткань» – образы воспринимаемой (позднее) представляемой реальности: а) различаются по модальности, устойчивости, яркости, эмоциональному тону; б) порождаются в процессе деятельности; в) ориентируют субъекта в объективном предметном мире.

Объективные значения – фиксированные в языке исторически выработанные способы выполнения различных форм деятельности и действий, которые: а) существуют объективно, выражают результаты познания объективного мира, производны от общественной практики; б) не зависят от индивидуальных, субъективных предпочтении; в) усваиваются человеком в ходе «распредмечивания» человеческой культуры; г) характеризуют предмет через его отношения к другим предметам (П.Я. Гальперин).

Личностные смыслы – пристрастные, эмоционально-ценностные отношения субъекта к объективным обстоятельствам жизни и деятельности (к значениям), определяемые индивидуальными мотивами. Они: а) не имеют надындивидуального существования (частично могут быть выражены субъектом посредством языка); б) выступают для субъекта в виде непосредственных эмоциональных переживаний, но при этом сам личностный смысл может и не осознаваться; в) производны от реальных жизненных отношений субъекта, от его индивидуальной практики; г) характеризуют предмет через его отношения к индивидуальным мотивам (П.Я. Гальперин).

  1.  Исходная чувственно-практическая, деятельностная основа общественного и индивидуального сознания обычно остается скрытой от субъектов; сознание при этом субъективно может казаться основой и причиной деятельности.
  2.  Сознание выполняет множество функций:
    •  иерархически объединяет и служит планированию, воспроизведению, реализации и развитию различных видов действий и деятельностей;
    •  обеспечивает функциональную организацию внутренних умственных форм деятельностей;
    •  обеспечивает надситуативные, произвольные, преднамеренные формы организации поведения и деятельности.

Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым сознание рассматривается как результат включения человека с момента рождения в человеческие виды деятельностей и в человеческие формы общения, которые опосредствованы человеческими способами использования орудий и языка. Сознание рассматривается как особый уровень функциональной организации психики человека, который возникает на основе овладения субъектом разнообразными способами использования языка, а позднее и других знаково-символических средств. При этом знаково-символические средства в человеческих формах их функционального применения, с одной стороны, имеют четкую предметную отнесенность и, с другой стороны, выступают средствами произвольной актуализации (репрезентации) сходных значений в сознании у разных людей.

Между тем в теоретическом подходе А.Н. Леонтьева понятие «сознание» приобретает широкую и обобщенную содержательную наполненность. Это обеспечивает возможность объяснения исторического генезиса сознания, его состава и структуры, но при этом теряется психологическая конкретность его функциональной организации в поведении и деятельности человека.

4. Сознание и Образ Мира

В 70-х гг. А.Н. Леонтьев начал разрабатывать функциональную теорию чувственного познания на основе формирования Образа Мира. Теория Образа Мира и функциональной организации перцептивных процессов человека в последующем была конкретизирована в работах С.Д. Смирнова.

Так как понятия «сознание» и «Образ Мира» используются в одних и тех же понятийных контекстах, то возникает необходимость теоретического разведения понятий «сознание» и «Образ Мира».

Такое разведение можно обнаружить в работах В.К. Вилюнаса..

  1.  Главной детерминантой, определяющей содержание психически регулируемой активности у человека, является не столько текущая ситуация, сколько опыт и знания субъекта в отношении воспринимаемой ситуации.
  2.  Такой опыт и знания большей своей частью выступают результатом присвоения общественно-исторического опыта через вовлечение человека в специально направленную деятельность, воспроизводящую различные способы преобразования предметного мира, а также способы использования знаково-символических средств.
  3.  Использование языка предельно расширяет границы усваиваемого опыта, делая их независимыми от параметров реально воспринимаемой ситуации. Внешние по своей форме процессы деятельности с внешними же вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания. При этом они подвергаются специфической трансформации, обобщаются, вербализуются, сокращаются (интериоризируются) и становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы внешней деятельности.
  4.  Система присваиваемых человеком на протяжении всей жизни представлений и понятий, в которой неизбежно локализуется и содержательно обогащается все отражаемое, составляет Образ Мира. Сознание есть свернутая форма когда-то освоенных действий, которые обеспечивают произвольную локализацию и идентификацию отражаемых явлений в образе мира.
  5.  Конкретно-психологическую основу осознанного характера психического отражения у человека составляет локализация отражаемых явлений в Образе Мира, обеспечивающая автоматизированную рефлексию человеком того, что, где, когда и зачем он делает.
  6.  Вооружение человеческой психики Образом Мира и способностью к произвольной актуализации отражаемого в нем содержания на основе использования языка (сознание) способствовало развитию особого внутреннего структурного образования – субъекта умственной деятельности. Если животное пытается учесть все возможности конкретной ситуации для того, чтобы обеспечить удовлетворение актуализировавшейся потребности, то человек при наличии Образа Мира и сознания имеет возможность ориентироваться в неограниченных пространственных и временных масштабах, далеко выходя за пределы своей индивидуальной жизни. Если различные формы жизненного опыта у животных (включая и особенности поведения приматов) актуализируются (репрезентируются в психике) всякий раз воздействием конкретной предметной ситуации извне, то у человека характер репрезентаций определяется еще и знаково-символическими средствами, которые порождаются либо другими людьми, либо самим субъектом. Поэтому поведение животных всегда привязано к текущей ситуации и носит ситуативный характер, а поведение человека по мере формирования и развития сознания приобретает все большую отвлеченность от текущей ситуации – надситуативность.

Разведение Образа Мира и сознания имплицитно присутствует в работах А.А. Леонтьева: «Образ Мира – это отображение в психике человека предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии» (Леонтьев А.А., 2001. С. 115).

В отличие от Образа Мира, сознание – это особый уровень функциональной организации психики человека, обеспечивающий произвольность в организации поведения и умственной деятельности человека на основе овладения субъектом разнообразными способами использования знаково-символических средств. При этом различные формы рефлексии являются функциями, производными от степени развития сознания.

Сознательные формы психической ориентировки и организации психики возникают с того момента, когда между субъектом и объективной реальностью «помещаются» различные знаки и символы. В первом приближении можно выделить три основных аспекта, связанных с применением субъектом языка, знаков, символов. Знаково-символические средства (исходно жестовые и языковые) в процессах установления разнообразных отношений и связей могут функционально «располагаться»:

а) между субъектом и другими людьми;

б) между субъектом и предметным миром;

в) между субъектом и его собственными функциями (поведением, целями, психическими процессами, состояниями и т. д.). Последний из выделенных аспектов использования языка лежит в основе развития самосознания.

Аналогичное деление в психологической литературе существует при характеристике основных функций языка и речи:

а) коммуникация и организация совместных взаимодействий;

б) организация познавательно-ориентировочной деятельности в предметном мире;

в) самоорганизация на основе рефлексивного самоконтроля.

В соответствии с указанными позициями знаково-символических средств, а также способами их использования субъектом могут наблюдаться различные формы рефлексии (сознательной, рефлексивной ориентировки субъекта в мире). Через использование знаков рефлексивными могут становиться:

а) отношения субъекта с другими людьми;

б) отношения субъекта с предметами и явлениями объективного мира;

в) отношения субъекта с самим собой, с различными особенностями своего поведения и психики.

И по своей организации это формы сознательной ориентировки субъекта, опирающиеся на разные способы функционального включения в жизнедеятельность человека знаково-символических средств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80701. Synonymy 32.44 KB
  Synonyms are the words of the same part of speech different in their sound-form but similar in their meaning and interchangeable at least in one context. There are very few perfect synonyms. They usually differ in some aspect of their meaning — according to this they can be ideographic
80702. Antonymy (semantic opposition). Antonyms are words which express opposite or contrasting meanings 32.49 KB
  Antonyms are subdivided into. Gradable — represent the extremes of the quality. There are often adjectives that can be placed on the scale between them (hot-cold). Contradictory-complimentary — cannot exist without each other (dead-alive; leave-stay)3. Conversive — describe opposite attributes of the same situation (to buy-to sell — when one buys another sells)
80704. THE MORPHEMIC STRUCTURE OF THE WORD. TYPES OF MORPHEMES. ALLOMORPHS nd mening: they don’t possessed grmmticl mening. 30.83 KB
  The morpheme is the smallest meaningful unit of form. A form in these cases a recurring discrete unit of speech. Morphemes occur in speech only as constituent parts of words, not independently, although a word may consist of single morpheme. Even a cursory examination of the morphemic structure of English words reveals that they are composed of morphemes of different types: root-morphemes and affixational morphemes. Words that consist of a root and an affix are called derived words or derivatives and are produced by the process of word building known as affixation (or derivation).
80705. MORPHEMIC LEVEL OF ANALYSYS OF WORD-STRUCTURE 33.59 KB
  There are two levels of approach to the study of word- structure: the level of morphemic analysis and the level of derivational or word-formation analysis. Principles of morphemic analysis. In most cases the morphemic structure of words is transparent enough and individual morphemes clearly stand out within the word. The segmentation of words is generally carried out according to the method of Immediate and Ultimate Constituents.
80706. Lexicology as a branch of linguistics. Parts /branches of lexicology. The connection of lexicology with other branches of linguistics 32.51 KB
  Special lexicology – the lexicology of a particular language, i.e. the study and description of its vocabulary and vocabulary units, primarily words as the main units of language.; special lexicology is based on the principles worked out and laid down by general lexicology, a general theory of vocabulary. Special lexicology employs synchronic (q.v.) and diachronic (q.v.) approaches
80708. The word as an arbitrary and motivated sign. Naming. Types of motivation 34.58 KB
  The process of motivation depends on the inner form of the word. The inner form is central point in the lexical meaning which helps to get inside in to the features chosen as the basis of nomination. In linguistics the term MOTIVATION is used to denote the relationship
80709. Бухгалтерская отчетность 121.5 KB
  Бухгалтерская отчетность Адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности Состав бухгалтерской отчетности Статистическая отчетность Срок хранения первичных документов Исправление бухгалтерских ошибок. Адреса и сроки представления отчетности Все организации за исключением бюджетных представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям участникам организации или собственникам ее имущества а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации...