39125

МЕТОДОЛОГИЯ В НАУКЕ

Лекция

Психология и эзотерика

Методология в составе научного знания Современная психология – это система знаний состоящая из большого многообразия достоверных и сомнительных фактов феноменологических описаний психических явлений а также их всевозможных интерпретаций и объяснений. Методология науки – это: система знаний о принципах построения формах и способах организации научного познания о способах установления степени достаточной обоснованности и верифицированности знаний получаемых в процессе научного исследования естественных природных и социальных...

Русский

2013-10-01

177 KB

4 чел.

PAGE  4

Лекция 1 МЕТОДОЛОГИЯ В НАУКЕ

План:

1. Методология в составе научного знания

Современная психология – это система знаний, состоящая из большого многообразия достоверных и сомнительных фактов, феноменологических описаний психических явлений, а также их всевозможных интерпретаций и объяснений. При этом многие психологические знания не обязательно носят научный характер. Психические явления часто выступают основой для построения наивных, мистических или спекулятивно-умозрительных представлений и концепций.

Для того чтобы ориентироваться в «океане» современных психологических знаний, необходимо научиться занимать рефлексивную позицию «над знаниями о психических явлениях». Это достаточно сложная задача, решение которой возможно только при знакомстве с методологией современного научного исследования и с методологическими основами психологии.

Методология науки – это:

  •  система знаний о принципах построения, формах и способах организации научного познания,
  •  о способах установления степени достаточной обоснованности и верифицированности знаний, получаемых в процессе научного исследования естественных (природных) и социальных явлений.

Собственно методологические проблемы психологии часто смешиваются с проблемами теоретическими, с одной стороны, и с проблемами методическими, с другой стороны.

Эти две группы проблем полезно разводить по таким основаниям:

Методологические проблемы психологии, как правило, связываются с поиском ответов на два центральных для психологии вопроса:

а) что выступает предметом исследования в психологии? что такое психика?

б) как добиться научной достоверности и объективности знаний, получаемых в процессе исследования психических явлений?

Теоретические проблемы психологии, как и любой другой науки, возникают в связи с построением конкретных психологических теорий, направленных на объяснение определенной группы психических явлений, и с ответами на вопросы:

а) как объяснить особенности состава, структуры, функции, происхождения, формирования и развития различных психических явлений?

б) какие закономерные, причинно-следственные связи лежат в основе формирования, развития психических явлений?

Методические проблемы связаны с планированием, организацией и анализом конкретных способов получения новых научных результатов, с ответами на вопросы:

а) какие существуют конкретные способы (методы) получения новых научных данных?

б) как могут быть организованы конкретные условия и какие средства могут быть использованы для получения новых научных данных?

Три уровня методологического анализа научных исследований и получаемых результатов – научных знаний:

  1.  общефилософский,
  2.  общенаучный, и
  3.  конкретно-научный.

Общефилософский уровень методологической ориентировки определяется теми философскими позициями, которые занимает ученый по отношению к изучаемым явлениям. Диапазон возможных стихийных или осознаваемых философских позиций достаточно широк, и их последовательный анализ или обоснование требует от исследователя высокой философской культуры.

Общенаучный уровень методологической ориентировки обеспечивает обоснование тех критериев, в соответствии с которыми организация исследований и получаемые результаты признаются научными и относительно верными для данного уровня развития познавательной деятельности.

Конкретно-научный уровень методологии обеспечивает ориентировку в организации научной деятельности и в анализе научных знаний в рамках каждой конкретной науки.,

2. Общефилософский уровень методологии

Общефилософский уровень методологических представлений определяет основы мировоззрения субъекта, познающего мир.

Существуют следующие философские позиции, определяющие место и роль психических явлений в мире:

Панпсихизм:

  •  в основе всего существующего заложена единая субстанция, являющаяся первоосновой всего существующего
  •  психические характеристики так же, как и материальные характеристики, представляют собой свойства (атрибуты) любого явления,
  •  существует градация степеней одушевленности всех явлений в мире: все явления имеют большую или меньшую степень одушевленности.

Идеализм:

  •  первоосновой всего существующего выступает духовная субстанция – всеобщий разум или персонифицированный Бог,
  •  такой разум либо творит материю, либо материальные свойства явлений являются продуктами его восприятия и мышления,
  •  если в качестве первоосновы, причины всего материального в мире признается творческий акт всеобщего разума или Бога, то это позиция объективного идеализма,
  •  если же в качестве первоосновы, причины всего в мире субъект признает самого себя – деятельность своих органов чувств и своего мышления, то это позиция субъективного идеализма (позиция солипсизма).

Материализм:

  •  первоосновой всего признается одна субстанция – материя, существование которой подчиняется объективным естественным законам развития,
  •  по мере эволюционирования, материальные явления приобретают особые свойства – быть живыми и передавать жизнеспособность другим организмам,
  •  у некоторых живых организмов формируются и развиваются особые функциональные способности и органы, которые обеспечивают ориентировку организма во внешней среде, построение на основе такой ориентировки собственной двигательной активности, а также переживание организмом внутренних состояний и отношений к событиям во внешнем мире,
  •  совокупность таких способностей (функций) живого организма относят к области психических явлений.

При этом следует разводить позиции:

  •  вульгарного материализма, утверждающую, что психика есть особый вид тонкой материи, и
  •  научного материализма, утверждающую, что психика есть особая, присущая живым организмам функция, формирующаяся и развивающаяся в процессах взаимодействия с окружающим миром.

Дуализм:

  •  первоосновами всего существующего предполагаются две субстанции: материя (вещество) и психика (мышление, дух),
  •  обе субстанции либо признаются сосуществующими параллельно, либо сосуществующими в постоянном взаимодействии.

Позицию дуализма явно или интуитивно (неосознанно) занимают сторонники психофизического параллелизма и некоторые представители концепций психофизического взаимодействия.

Между такими крайними философскими позициями могут наблюдаться смешанные, иногда противоречивые формы, которые не всегда осознаются авторами. Указанные позиции обычно не формулируются учеными при проведении исследований, но обязательно сказываются на интерпретации и характере объяснения результатов, получаемых в процессах исследования.

К философскому уровню методологии относятся и вопросы:

  •  о вере и атеизме,
  •  о возможности и невозможности (агностицизм) объективного познания окружающего мира.

Общенаучные методологические проблемы традиционно исследуются в рамках таких систем знаний, как «гносеология», «эпистемология», «теория и логик анаучного познания».

3. Общенаучный уровень методологии

3.1. Особенности ненаучного и научного познания

Наука – сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание об объективно существующей действительности, отвечающее критериям относительной истинности, которые совершенствуются и конкретизируются по мере развития методов научного познания. Знание не может являться абсолютным. Научные представления о различных явлениях постоянно дополняются, уточняются, а иногда – в периоды «научных революций» – радикально преобразовываются.

Наряду с научно обоснованными знаниями, каждый человек является носителем и ненаучных знаний.

Человек (и человечество) в познании окружающего мира опирается на различные формы познавательной деятельности. Можно выделить четыре основных источника знаний, на которые в разной степени опирается человек, ориентируясь в окружающем мире и познавая его.

Обыденное, наивное познание:

  1.  приобретается в повседневных формах взаимодействий с предметным миром и другими людьми
  2.  приобретается преимущественно индуктивным путем,
  3.  часто опирается на единичные, необобщенные факты, получаемые в индивидуальном жизненном опыте;
  4.  основывается на субъективной статистике совпадений или на ограниченном количестве наблюдаемых событий;
  5.  знания неполны и не систематизированы, недостаточно рефлексивны и осознаны;
  6.  знания некритично заимствуются на основе непосредственных прагматических или эмоционально-ценностных предпочтений.

Религиозно-мистическое познание:

  1.  часто имеет гипотетико-дедуктивный характер,
  2.  может строиться на системе взаимосвязанных постулатов,
  3.  может иметь видимость достаточной обоснованности и систематизированности;
  4.  опирается на веру, апеллирует к вере;
  5.  основывается на «откровении» – непосредственной данности отдельным «избранным» личностям;
  6.  принципиально не подлежит эмпирической верификации.

Эмоционально-ценностное познание:

  1.  опирается на опыт эмоциональных переживаний субъекта и эмоционально-оценочных отношений к окружающей действительности;
  2.  результаты субъективны и не могут быть зафиксированы однозначно;
  3.  результаты могут выражаться в объективных произведениях искусства;
  4.  предполагает многозначность интерпретации событий и явлений с позиций эмоциональных обобщений и ценностных отношений.

Научное познание:

  1.  опирается на тщательно организованные и спланированные методы получения знаний,
  2.  предполагает постоянную верификацию получаемых знаний общечеловеческой практикой и экспериментом,
  3.  его цель – описание, объяснение и предсказание событий и явлений в окружающем мире на основе открываемых законов,
  4.  его результаты могут максимально однозначно транслироваться,
  5.  при их использовании обеспечивают получение одинаковых результатов разными людьми.

3.2. Особенности мировоззрения «идеального» ученого

Ряд положений, на которые опирается общенаучный уровень методологии (общенаучные принципы «классического» естественно-научного исследования):

  1.  Мир реален и объективен. События в мире происходят независимо от нашего знания о них, независимо от нашего присутствия и наблюдения (исключая некоторые явления в микромире: в области биологии, социологии и психологии).
  2.  Пространство, в котором происходят события, по своим фундаментальным свойствам однородно (изотропно): в любой области пространства явления, объекты и процессы подчиняются одним и тем же природным законам.
  3.  Время непрерывно и направлено от прошлого в будущее.События необратимы; следствия не могут быть раньше причин.
  4.  Явления в объективном мире взаимосвязаны, подчиняются причинно-следственным связям и не могут протекать абсолютно изолированно друг от друга.
  5.  Законы (причинно-следственные связи), которым подчиняются все явления и события в мире, объективны и познаваемы.

На указанной системе предположений стихийно или сознательно базируется мировоззрение современных ученых, которые выступают представителями естествознания.

Из указанных мировоззренческих позиций вытекают и требования к получаемым в ходе научной деятельности знаниям. Научный результат должен быть инвариантным относительно пространства, времени, типа объектов и типа субъектов исследования.

3.3. Дифференциация научных знаний

По различиям в объекте и предмете разграничивают:

  1.  естественные науки, изучающие природные (естественные) явления;
  2.  гуманитарные и общественные науки, изучающие человека и общество;
  3.  технические науки, направленные на «конструирование» искусственных объектов человеческой культуры из природного вещества на основе известных законов природы;
  4.  точные науки, направленные на «конструирование» знаково-символических средств, а также правил их преобразования и использования, которые обеспечивают логическую и количественную точность, а также выступают средствами моделирования в процессах фиксирования результатов разнообразных исследований. Опираясь на знаково-символические системы, разработанные в точных науках, ученые получают возможность кратко, точно и относительно однозначно описывать, объяснять и прогнозировать различные свойства и особенности явлений.

По общему характеру целей научные исследования условно разделяют на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные научные исследования направлены на глубокое познание реальности без учета практического эффекта от последующего применения знаний, на анализ новых природных явлений и поиск новых объяснений (теорий).

Прикладные научные исследования направлены на использование имеющихся научных знаний с целью построения технических объектов и решения разнообразных практических проблем, встающих перед человечеством.

3.4. Общенаучные методы познания явлений окружающего мира, на которые опираются ученые в своей деятельности

В зависимости от того, на что направлена познавательная деятельность ученого – на анализ единичных, уникальных явлений или на обобщение явлений на основе установления законов, выделяют два подхода в научном познании явлений:

  1.  направленность познания на наблюдение и описание уникальных, неповторяющихся событий и явлений, а также на регистрацию их особенностей. Это идеографический подход, на который опираются, например, историографические науки. Такой подход может использоваться и в психологии для описания уникальных явлений или результатов неповторяющихся клинических наблюдений;
  2.  направленность познания на обобщение и поиск закономерностей, которым подчиняется множество событий и явлений в мире. Это номотетический подход, который наиболее характерен для естественных наук (например, современная физика).

При реализации номотетического подхода в исследовании явлений полезно различать ряд общенаучных логико-гносеологических методов научного познания6

  •  индуктивный метод естественно-научного познания был разработан и сформулирован Ф. Бэконом. Суть метода – последовательное максимально широкое получение опытных данных с их последующим обобщением. Этот метод получения научных знаний позволяет зафиксировать и описать результаты наблюдений, измерений, экспериментов, но не позволяет указать внутренние, скрытые от непосредственного наблюдения причины событий и явлений;
    •  гипотетико-дедуктивный метод; с того момента, когда ученые в определенной области знаний начинают ставить вопросы, направленные на объяснение наблюдаемых событий и явлений, требуется другой метод познания – гипотетико-дедуктивное познание. Этот метод и его эффективность были продемонстрированы научному сообществу Галилео Галилеем и Исааком Ньютоном. Метод опирается на ряд процедур:
      1.  выдвижение гипотез (и построение моделей), позволяющих объяснять и прогнозировать наблюдаемые события и явления;
      2.  планирование и проведение экспериментальных исследований, позволяющих проверять прогнозы, которые вытекают из сформулированных гипотез;
      3.  интерпретация полученных данных, на основе которых делается вывод о подтверждении или опровержении гипотез. Подтвердившиеся гипотезы приобретают статус научных теорий.
  •  аксиоматический метод; используется в точных науках (математика, геометрия, логика), основан на умозрительном конструировании (постулировании) символических объектов с последующим приписыванием им определенных свойств и на разработке правил их преобразования.

В современных исследованиях ученые могут в той или иной степени опираться на все методы получения научного знания, использование которых зависит от поставленных задач.

4. Структура современного научного знания; научный факт; научная теория

Типы знаний, которые имеются внутри каждой научной области.

  1.  непосредственно-чувственные данные восприятия событий и явлений в мире, получаемые на основе индивидуальных наблюдений;
  2.  рациональные формы (способы) фиксирования чувственных данных них последующее объяснение. Рациональные знания фиксируются посредством языка и различных знаково-символических средств и, в силу этого, приобретают обобществленный, обобщенный и конвенциональный (совместно верифицируемый и согласуемый) характер.

В качестве результатов научного познания выступают:

  1.  факты – результаты эмпирического (опытного) научного познания;
  2.  теории – результаты построения научных объяснений известных фактов.

Научные теории и факты фиксируются:

  1.  в исследовательских процедурах;
  2.  в знаково-символических средствах.

4.1. Научный факт

Научные факты представляют собой область описательных научных знаний. Это фиксированные в знаково-символических средствах (зарегистрированные и описанные) непосредственно наблюдаемые или регистрируемые с помощью приборов события и явления. Явления и события могут выступать перед наблюдателем как объекты и процессы. В свою очередь, и у объектов, и у процессов могут быть выделены6

  •  состав и структура,
  •  свойства,
  •  связи,
  •  отношения,
  •  зависимости.

Следует различать научные, достоверно установленные, и ненаучные факты.

Научные факты обычно регистрируются с помощью измерительных средств или приборов и подвергаются тщательной проверке по критериям надежности, валидности, статистической значимости и т.д. Современные научные факты часто зависят от методов их получения. Научный факт есть функция (т.е. зависит) от свойств объекта и операций с ним.

Ненаучные факты выступают результатом случайных или неорганизованных наблюдений.

4.2. Научная теория

В качестве наиболее обобщенной формы научного знания выступает теориявнутренне непротиворечивая система знаний о части реальности.

Основные функции теории в научном познании:

  •  объяснение и предсказание явлений и событий,
  •  производная функция – теоретическое обобщение фактов и явлений.

В этой связи следует различать разные типы научных обобщений. Эмпирическое обобщение – объединение предметов и явлений по эмпирическим, наблюдаемым или измеряемым основаниям. Теоретическое обобщение – объединение предметов и явлений с позиций единого способа объяснения их структурных, функциональных или генетических особенностей.

В состав научной теории включаются логически взаимосвязанные компоненты:

  •  исходная эмпирическая основа: факты и эмпирические закономерности. Такое эмпирическое основание есть предметная отнесенность теории;
  •  множество исходных условных допущений в форме гипотез, предположений, законов, аксиом, постулатов, а также моделей, которые фиксируют идеализированный объект (предмет) теории. Указанные компоненты входят в состав современных научных теорий и выступают в качестве оснований для объяснения эмпирических фактов и закономерностей. Это объяснительные принципы теории. При этом особо следует отметить, что законы, формулируемые в теории, описывают не реальность, а идеализированный теоретический объект;
  •  логика теории, которая представляет собой правила вывода следствий и построения объяснений. В логически не строгих теориях (биология, психология) задаются образцы способов объяснения, которые допустимы в рамках теории. В зависимости от логической строгости следует различать неформализованные (качественные) и формализованные теории.

Исходно научные теории строятся на основе выдвижения гипотез – научных предположений, которые в последующем либо подтверждаются, либо опровергаются в процессе эмпирических исследований. При этом теоретическая гипотеза направлена на объяснение каких-либо предметов или явлений. В связи с этим следует различать:

  •  теоретические предположения, которые входят в структуру теории в качестве объяснительных принципов и подлежат опосредствованному (косвенному) подтверждениюили опровержению;
  •  эмпирические предположения, которые подлежат эмпирической, опытной проверке.

Для объяснения любого события или явления потенциально может быть предложено множество различных объяснений на основе разнообразных гипотез. Различают:

  1.  научные и
    1.  ненаучные гипотезы и объяснения.

Гипотеза признается научной, если существует принципиальная возможность ее подтвердить или опровергнуть в процессе организации научных исследований. В случае не соблюдения этого условия гипотеза становится недостаточно обоснованным предметом веры. Такие гипотезы не рассматриваются в качестве научных.

По содержанию гипотезы можно разделить на предположения:

  1.  о наличии явления и его свойств;
  2.  о составе и структуре явлений;
  3.  о разнообразных связях между явлениями и их свойствами: пространственно-временных, функциональных, генетических связях; связях корреляционных или причинно-следственных и т. д.

4.3. Теории (способы построения объяснений), на которые может опираться исследователь, объясняя различные события и явления

Наивные теории и концепции. Такие объяснения:

  1.  опираются на каждодневный опыт,
  2.  не осознаются,
  3.  могут приобретать большую устойчивость (обыденные теории).
  4.  в последующем могут затруднять освоение и использование научных теоретических объяснений,
  5.  передаются с культурой обыденной жизни,
  6.  связаны внутренней логикой,
  7.  воплощаются в интуитивной модели-представлении, которая является продуктом согласования наивных предположений, постоянно подтверждаемых каждодневным опытом,
  8.  наиболее явно такое спонтанное формирование теорий наблюдается по отношению к трем областям явлений, которые являются центрами отношений между человеком и миром: физической, психической и биологической.

Научные теории, в зависимости от сложности изучаемого объекта и предсказательных возможностей объяснения, часто условно разделяют на:

  1.  «сильные»
    1.  «слабые».

Сильные представлены в развитых науках, преимущественно изучающих неживую природу (физика, химия и др.). Для «сильных» объяснений характерны:

  •  терминологическая точность,
  •  высокая однозначность интерпретации,
  •  математизация объяснительных оснований,
  •  высокая эмпирическая подтверждаемость следствий, вытекающих из объяснений,
  •  статистическая значимость эмпирических фактов.

Слабые теории характерны для наук, изучающих явления живой природы и социальные процессы (биология, психология, социология). Такие объяснения:

  •  не математизированы,
  •  основаны на эмпирических подтверждениях, опирающихся на вероятностную статистику,
  •  общие законы в таких объяснениях формулируются на естественном языке с привлечением специальной терминологии и носят обычно качественный характер.

Особый характер объяснений – в гуманитарных науках, изучающих наиболее сложные объекты (биология, психология, социология и др.):

  •  особенности объяснений обусловлены сложностью изучаемых объектов, а также изменениями объектов и субъектов в момент познания и вследствие познания,
  •  имеется множество альтернативных объяснений (теорий) часто с их ценностным отстаиванием и обоснованием,
  •  сильна тенденция сводить (редуцировать) неясное к ясному,
  •  прогресс в объяснении таких явлений часто обеспечивается «коммуникацией» различных теоретических подходов.

Такие способы объяснений часто представляют собой «обобщенные интерпретации», или «квазитеории» (Поппер, 1992).

4.4. Способы построения и подтверждения научных теорий

Требования к теории:

Существует ряд требований к научным теориям, которые определяют степень их научности:

  •  определение и четкое указание диапазона объясняемых теорией предметов и явлений – предметную отнесенность теории;
  •  четкая формулировка объяснительных принципов теории;
  •  «объяснительная сила теории – диапазон объясняемых предметов и явлений, а также диапазон предсказываемых и эмпирически подтверждаемых следствий (прогнозов), логически выводимых из теории.

Современные научные теории различают по степени обобщения:

  1.  теории «нижнего уровня» – основу образуют эмпирические обобщения, в которых понятия имеют непосредственную, опытно данную предметную отнесенность;
  2.  теории «среднего уровня» – основу образуют понятия, которые: а) фиксируют гипотетические характеристики или модели определенного диапазона предметов и явлений; б) требуют эмпирической верификации – подтверждения следствий, вытекающих из гипотез и предположений, в специально организованных эмпирических исследованиях;
  3.  теории «верхнего уровня» – основу образуют понятия, которые: а) фиксируют гипотетические характеристики предметов и явлений; б) имеют максимальную степень обобщенности, составляют структуру научных категорий; в) определяют научные представления в образе мира ученого.

4.5. Способы построения научных теорий

Четыре основных типа гипотетико-дедуктивного построения теоретических объяснений:

  1.  атрибутивные – объяснения одного свойства объекта через другое свойство этого же объекта (анализ путем выделения свойств),
  2.  составно-структурные – объяснения предметов и явлений путем выделения их состава, элементов и отношений между такими элементами (разложение целого на составляющие – анализ путем выделения элементов, компонентов, состава);
  3.  функциональные – объяснения какого-либо предмета или явления через его роль, функцию в более сложной системе предметов или объектов (анализ путем выделения связей и взаимных влияний, вызывающих изменения и преобразования предметов и явлений);
  4.  генетические – объяснения, основывающиеся на выделении исходной «единицы-клеточки» – единицы анализа, потенциально содержащей все основные исходные свойства, которые определяют последующее развитие-усложнение явления (анализ «путем выделения исходных единиц» с последующим выявлением законов и условий их развития).

Каждый из указанных типов объяснений можно представить в операциональной форме, которая обобщенно отражает их способ построения.

Атрибутивные объяснения предполагают:

  •  выделение эмпирических или гипотетических признаков и свойств объекта, предмета, явления;
  •  последующее установление эмпирических или гипотетических связей между выделенными признаками и свойствами, которые позволяют объяснить и предсказать появление одних свойств через связи с другими свойствами одного и того же объекта, предмета, явления,
  •  такие объяснения достаточно часто представляют собой простые эмпирические зависимости, а также на теоретическом уровне могут образовывать «логический круг в объяснениях».

Составно-структурные объяснения предполагают:

  •  эмпирическое или гипотетическое разделение предмета, определенные особенности которого подлежат объяснению, на составляющие части, элементы, компоненты;
  •  установление свойств и признаков составляющих предмет частей, элементов, компонентов;
  •  эмпирическое или гипотетическое установление отношений и связей между выделенными частями, элементами, компонентами;
  •  объяснение определенных свойств предмета путем их выведения в качестве следствий из ранее установленных особенностей состава и структуры предмета.

Функциональные объяснения предполагают:

  •  установление эмпирических или гипотетических связей предмета или явления, определенные особенности которого подлежат объяснению, с другими предметами, явлениями или объектами;
  •  установление взаимных воздействий и влияний выделенных предметов, объектов, явлений друг на друга;
  •  объяснение определенных особенностей предметов, объектов и явлений через их место, роль и функцию во внешней, объемлющей их системе, в которую они входят как компоненты,
  •  механические причинно-следственные связи являются частным случаем таких объяснений;
  •  в таких объяснениях обычно указывается функциональная причинная связь между двумя взаимодействующими явлениями.

Генетические объяснения предполагают:

  •  объяснение процесса возникновения, формирования и развития каких либо объектов, предметов, явлений; несмотря на то что процессы развития интуитивно выделяются обычно без особого труда, теоретически определить их достаточно сложно;
  •  ответы на вопросы, почему и как происходит развитие –направленное усложняющееся изменение структуры и функций объекта, предмета или явления.

Примерами генетических объяснений являются: теория эволюции Ч. Дарвина, теория эволюционного развития психики А.Н. Леонтьева, теория развития интеллекта Ж. Пиаже, теория формирования и развития высших психических функций человека Л.С. Выготского, теория формирования умственных действий человека П.Я. Гальперина.

Генетические объяснения в психологии имеют наибольшую объяснительную силу, т.к. психические явления существуют в формах постоянно воспроизводимых и совершенствующихся процессов.

4.6. Критерии относительной истинности научных теорий

Вопрос об истинности знаний, получаемых в научных исследованиях, один из центральных для методологии науки. Это:

Принцип верификации (Огюст Конт): теория считается относительно истинной, если ее положения и предсказания подтверждаются, согласуются с фактами. Последующее развитие научного знания и накопление научных теорий, которые альтернативно объясняли одни и те же факты и явления, показало, что этот принцип недостаточно надежен.

Альтернативный принцип был выдвинут Карлом Поппером.

Принцип фальсификации: научным признается только такое теоретическое знание, которое потенциально может быть отвергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. При этом следует считать, что для опровержения теории достаточно одного опровергающего факта. Научной не признается теория, содержание которой невозможно эмпирически проверить.

Принцип «взаимного прояснения» (Лоренц, 1998): научная теория – это система тщательно проверенных гипотез, поддерживающих друг друга по принципу «взаимного прояснения». Гипотезы могут опровергаться только другими гипотезами, которым подчиняется большее число фактов, а не единичными не согласующимися с ней фактами.


4.7. Обобщенная логика смены научных теорий

С того момента, когда в область наблюдений и описаний (область эмпирических исследований) начинают включаться попытки объяснить явления через недоступные непосредственному наблюдению причинные основания – через внутренние структурно-функциональные или генетические особенности явлений, – можно говорить об элементах теоретического исследования. В основе процедуры теоретического объяснения эмпирических фактов и зависимостей лежит введение гипотез (предполагаемых связей, отношений, абстрактных теоретических предметов – конструктов), выступающих в роли объяснительных оснований, принципов, объяснительных моделей. После этого эмпирические зависимости начинают пониматься (и представляться) через скрытые от непосредственного наблюдения «связи» за счет мыслительной конструкции (Щедровицкий, 1995). Таким образом, абстрактные теоретические объекты, которые конструируются для объяснения явлений в научном познании, характеризуются гипотетичностью, условностью допущений.

По мере развития науки ее теории принимают все более абстрактный характер, что ведет к возрастанию роли знаков и символов, с опорой на которые создаются и фиксируются научные абстракции и теоретические предметы.

Анализируя процессы развития направлений научных исследований в различных предметных областях, Т. Кун (1977) в книге «Структура научных революций» подчеркнул, что в основе смены организационных форм современного научного исследования и научной методологии лежат не столько процессы переосмысления теоретических представлений о мире и явлениях, сколько изменения в организации всей системы научного познания:

  1.  Эволюция научного знания протекает как формирование, конкуренция и смена парадигм.
  2.  Парадигма (образец, модель, пример) в науке – тип организации научного исследования, принятый определенной группой авторитетных ученых за образец.
  3.  Парадигма определяется:
    •  обобщенными целями исследований, которые формулируются по отношению к законам, закономерностям, фактам, которые должны быть установлены, исследованы и объяснены;
    •  способами достижения таких целей, которые зависят от приоритетных гипотез и объяснений (теорий), методов получения эмпирических данных, изобретения новых средств(аппаратуры) и приемов обработки данных;
    •  системой определенных требований к методам получения научных знаний и критериев для их обоснования и оценки.

5. Законы в составе научного знания. Причинно-следственная (каузальная, закономерная) связь

Закон – объективно существующая причинно-следственная связь между явлениями, которая в определенных условиях необходимо воспроизводится. Выявляемые в научном исследовании законы могут носить эмпирический (опытный) и теоретический (гипотетико-дедуктивный) характер.

Эмпирические законы часто называют закономерными связями (закономерностями), которые наиболее строго устанавливаются и регистрируются в экспериментальных исследованиях.

Теоретические законы исходно формулируются как теоретические гипотезы и косвенно верифицируются путем экспериментального  подтверждения следствий. При этом следствия – это прогнозируемые явления и опытно регистрируемые эффекты, которые дедуктивно выводятся из теоретических гипотез.

Теоретический закон – предполагаемая связь между гипотетическими предметами («сущностями») и явлениями, наличие которой можно эмпирически проверить, регистрируя следствия, которые дедуктивно выводятся из такой связи. В настоящее время в естествознание, наряду с причинно-следственными законами, начинают вводиться законы телеологические.

Причинно-следственная (каузальная) связь между предметами и явлениями устанавливается при наличии ряда условий.

  1.  Действие одного строго определенного предмета или явления (которое рассматривается как причина) предшествует изменениям в другом предмете или явлении (которое рассматривается как следствие).
  2.  Такая связь между предметами или явлениями носит неслучайный характер и постоянно воспроизводится в одних и тех же условиях.
  3.  При установлении такой связи отсутствуют влияния других предметов и явлений, которые могут быть другой возможной причиной предмета или явления, которые выступают следствием.

В основе установления эмпирических причинно-следственных связей лежит индуктивный метод научного познания. Этот метод опирается на два правила, которые были сформулированы Дж. Миллем. Эти правила лежат в основе организации научного эксперимента.

  1.  «Правило согласия»: если два различных комплекса факторов (причин) вызывают один и тот же эффект (следствие), то он обусловлен факторами, общими для этих комплексов.
    1.  «Правило различия»: если группа факторов при наличии фактора X вызывает эффект У, а та же группа факторов без фактора X приводит к исчезновению эффекта У, то, следовательно, У обусловлен фактором X.

Типы каузальных связей:

  1.  физическая, физиологическая причинность – наличие материальной причинно-следственной связи между явлениями в рамках объективного пространства-времени;
  2.  экономическая, социологическая, информационная причинность – наличие статистических причинно-следственных функциональных и конвенциональных (вводимые людьми правила и ограничения) связей, которые устанавливаются по мере развития человеческого общества и человеческих отношений;
  3.  психологическая причинность предполагает установление ненаблюдаемых причин, которые лежат в основе формирования и развития психических функций, которые, в свою очередь, закономерно определяют особенности организации поведения (см. ниже).

6. Этапы в современной научной деятельности

Относительно завершенное и целенаправленное научное исследование включает ряд этапов, которые формально могут быть описаны в следующей последовательности:

Возникновение проблемы. При этом источники проблем могут иметь как эмпирический, так и теоретический характер.

Выдвижение гипотез и обозначение конкретной области исследования для получения новых фактов.

Выделение и фиксирование объекта и предмета исследования, постановка целей и формулирование задач исследования.

Гипотезы – это предположения о возможных результатах, которые будут получены в ходе исследования. Гипотезы могут иметь теоретический (объяснительный) и эмпирический характер.

Объект исследования – это существующий объективно, имеющий бесконечное количество свойств, связей, отношений фрагмент окружающего мира, который интересует исследователя.

Предмет исследования – четко определенная сторона (свойство, связь, отношение) объекта, которую предполагается исследовать.

Цели исследования – то, что предполагается получить (или получено) в качестве основных и обобщенных результатов исследования.

Задачи исследования – формулировка того, как, какими способами могут быть получены (или были получены) намеченные результаты.

Планирование исследования и выбор конкретных методов.

Реализация исследования.

Обработка полученных результатов: качественная и количественная (статистическая).

Интерпретация и обобщение полученных результатов: опровержение или подтверждение гипотез; формулирование законов и зависимостей; построение научных теорий.

Реализация исследовательской деятельности может отличаться от формальной последовательности описания ее этапов. При этом, как правило, сохраняются следующие закономерные этапы функциональной организации научного исследования:

Выдвижение проверяемой гипотезы: а) в рамках имеющейся научной теории; б) выходящей за рамки имеющихся научных теорий.

Сбор и анализ теоретических обоснований и опровержений выдвинутой гипотезы.

Сбор данных с целью эмпирического подтверждения или опровержения гипотезы: а) поиск и использование имеющихся эмпирических данных; б) организация деятельности, направленной на получение новых эмпирических данных.

Подтверждение выдвинутой гипотезы дает основания:

а) к подтверждению уже имеющейся научной теории;

б) к формулировке новой научной теории.

Опровержение выдвинутой гипотезы дает основания: а) к опровержению научной теории, в рамках которой формулировалась гипотеза; б) к опровержению гипотезы и к принятию или выдвижению других альтернативных гипотез.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32423. Понятие Key Recovery 16.75 KB
  Key Recovery – технология восстановления ключей. Требование восстановления ключей является одним из важных для случая корпоративных сетей. В её качестве может служить центр перераспределения ключей который генерирует сеансовые ключи. Копии этих ключей могут сохраняться.
32424. Понятие ассиметричной криптографии, схемы её практического использования 103.05 KB
  2 При использовании АК каждый пользователь обладает парой ключей дополняющих друг друга ключей – открытым и личным. Каждый из входящих в пару ключей подходит для расшифровки сообщений зашифрованных с помощью другого ключа из пары.
32425. Алгоритм Диффи-Хэлмана, RSA 17.9 KB
  Основан на односторонней криптографической функции: P – простое число – тоже простое число. Пользователь А выбирает число Х B число Y. Число N опубликовывается P и Q держатся в тайне. Число целых чисел меньших N и взаимно простых по отношению к N.
32426. Контроль целостности, хэш-функции, российский стандарт хэш-функции 18.11 KB
  Поэтому на практике для контроля используется хэшфункция. Хэшфункция делится на 2 класса: с ключом и без ключа. Значение хэшфункции с ключом может вычислить лишь тот кто знает ключ.
32427. Понятие, стандарты, реализация электронной подписи 965.58 KB
  В симметричной криптографии существует проблема электронной подписи – необходимо чтобы получатель а в случае разбирательств и третья сторона могли убедиться в авторстве сообщения и его неизменности. Электронная подпись вводится так как необходимо: Предотвратить отказ от посланного сообщения Защититься от модификации присланного сообщения Предотвратить подделку сообщения Предотвратить отправку сообщения от чужого имени Предотвратить перехват сообщения с целью его модификации Предотвратить повтор сообщений Подпись создается с...
32428. Сертификаты, СА, SSL, аутентификация с помощью сертификатов 397.63 KB
  Структура сертификата: Оговаривается стандартом Х509 последняя3я версия которого появилась в 1996 году. Стандарт оговаривает следующие компоненты сертификата: Номер версии Уникальный порядковый номер Стандарты ЭЦП и хэшфункция используемые для подписи сертификата Имя субъекта и его организация. Для аннулирования сертификата необходимы следующие причины: потеря ЛК изменение места работы Внешнее коммерческое СА используется: Когда действительность ключа должна быть подтверждена доверенной 3й стороной Не хватает...
32429. Стеганография(СГ). Цифровые водяные знаки 18.79 KB
  форматы либо избыточность аудио графической информации. В первом случаем можно использовать для упрятывания информации зарезервированные поля компьютерного формата данных. : небольшое количество информации низкая степень скрытности. Виды стеганографии: Суррогатная – данные информации обычно шумят и необходимо заменять шумящие биты скрываемой информацией.
32430. Направления в области ЗИ от НСД , Показатели защищенности СВТ, порядок оценки класса защищенности СВТ, понятие и подсистемы АС , Классификация СВТ и АС по уровню защищенности от НСД 1.07 MB
  Первое связано с СВТ второе – с АС. СВТ – средства вычислительной техники. СВТ совокупность программ и технических элементов систем обработки данных способная функционировать как самостоятельно так и в составе других систем.
32431. Классификация СЗИ по уровню контроля отсутствия недекларируемых воздействий 20.5 KB
  Классификация распространяется на ПО предназначенное для защиты информации ограниченного доступа. Для ПО используемого при защите информации отнесенной к государственной тайне должен быть обеспечен уровень контроля не ниже третьего. Самый высокий уровень контроля первый достаточен для ПО используемого при защите информации с грифом ОВ. Второй уровень контроля достаточен для ПО используемого при защите информации с грифом CC.