39126

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ

Лекция

Психология и эзотерика

Феноменологические признаки психических явлений и ошибки возникающие при восприятии субъектом собственной психики Предмет психологии чрезвычайно сложен и до настоящего времени не существует полного согласия между научными направлениями исследования психических явлений даже в том что такое психика. Существует большое разнообразие психических явлений которые может наблюдать каждый человек с достаточно развитым самосознанием. По поводу основных фиксируемых при непосредственном наблюдении признаков психических явлений не существует единой...

Русский

2013-10-01

98.5 KB

40 чел.

PAGE  2

ЛЕКЦИЯ 2. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ

План:

1. Феноменологические признаки психических явлений и ошибки, возникающие при восприятии субъектом собственной психики

Предмет психологии чрезвычайно сложен и до настоящего времени не существует полного согласия между научными направлениями исследования психических явлений даже в том, что такое психика.

Существует большое разнообразие психических явлений, которые может наблюдать каждый человек с достаточно развитым самосознанием. По поводу основных фиксируемых при непосредственном наблюдении признаков психических явлений не существует единой точки зрения. Чаще всего указывается, что:

  •  психические явления могут существовать только в форме процессов, которые даны субъекту непосредственно – в самонаблюдении,
  •  психические явления не имеют физических характеристик, которые присущи материальным явлениям,
  •  объективно могут быть измерены только некоторые временные параметры психических процессов: например, время решения определенной задачи, время, затрачиваемое на подготовку и выполнение определенного действия и т. д.

Феноменологические признаки психических явлений, данных субъекту в самонаблюдении по Л.М. Веккеру:

  1.  предметность: психический процесс объективно протекает в своем органе-носителе – нервной и мышечной системах организма, – а в своих конечных, результативных параметрах строится субъективно и только в терминах (образах, понятиях) свойств и отношений внешних объектов;
    1.  неявность нейрофизиологического субстрата, необходимогого для реализации психических процессов: носителю психики не представлена внутренняя динамика изменений состояний собственных органов, которые обеспечивают реализацию психического процесса;
    2.  чувственная недоступность: психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению; человеку непосредственно открываются лишь результаты их реализации – образы предметного мира, понятия, цели, а также связанные с ними переживания;
    3.  спонтанная активность психики, которая не всегда подчинена контролю со стороны субъекта и прямо не вытекает из физических, физиологических, биологических, социологических и других законов.

Этот список возможных отличительных признаков психических явлений может быть продолжен:

  1.  Л.С. Выготский: психика человека исходно формируется во внешних формах общения и деятельности с другими людьми.
    1.  А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин: исходно все формы психики либо в эволюционном плане, либо в онтогенезе формируются между субъектом и объективным предметным миром как результат ориентировочных составляющих выполняемых действий. Основной признак психики – ее функциональная направленность на обеспечение активной ориентировки субъекта во внешней среде обитания или внутренней среде собственного организма.

Все эти особенности психики предопределяют ряд гносеологических (познавательных) иллюзий, которые могут возникать в процессах рефлексивной ориентировки субъекта в особенностях собственных психических функций. Субъективные затруднения и ошибки, которые могут возникать при анализе субъектом собственных психических особенностей и возможностей:

  1.  Иллюзия бессубстратности психического процесса: психика рассматривается субъектом как не имеющая материальных причин активность души.
  2.  Иллюзия непосредственной данности психических явлений их носителю: у человека возникает ощущение, что психику он наблюдает в себе самом такой, какая она и есть «на самом деле».
  3.  Иллюзия спонтанной активности: у человека возникает ощущение полной свободы воли – убеждение субъекта, что его действия и поведение полностью могут определяться его собственными целями, желаниями и мотивами.

«Прозрачность», невоспринимаемость образа, сквозь который человеку дан объект, в различных ситуациях может вести к двум формам искажений ориентировки субъекта в мире:

  1.  иллюзия отождествления образа с объектом: то, что представляется («кажется»), принимается за реальность;
  2.  иллюзия отождествления объекта с его образом: реальность принимается за то, что только «кажется», представляется.

2. Разные способы определения психических явлений в контексте различных подходов к объяснению психики

Психология – молодая наука, которой нет еще и 150 лет. Но у нее уже есть определенная научно-историческая логика становления.

  1.  Первые психологические исследования были направлены на выделение и фиксирование эмпирических и феноменологических признаков психических явлений, а также на раскрытие их специфических характеристик. Отсюда – множественность психологических концепций, каждая из которых соответствует выделенному аспекту реальности.
  2.  Этап теоретических обобщений и объяснений, осуществляемых преимущественно средствами той системы психологических понятий, на языке которой получают свое первичное описание психические явления. Теоретический поиск объяснений и общих закономерностей ведется в терминах и понятиях того же языка, на котором производится эмпирическое и феноменологическое описание психических явлений.
  3.  Построение общих теоретических принципов организации психики, выходящих за пределы психологии и относящихся к физиологическим, биологическим, социальным, физическим, информационным и другим закономерностям действительности и человеческой деятельности.

По мере своего развития научные представления о сущности психических явлений неоднократно изменялись. Некоторые из основных этапов изменения представлений о психике могут быть представлены в форме определений психики, которые давались (или подразумевались) в различных донаучных направлениях и научных «школах» психологии.

Способ определения психики

Автор

1

Душа, не имеющая материальных оснований.

Донаучный период

2

Сознание человека, о котором возможно получить представления на основе рефлексии, самонаблюдения.

Р. Декарт

3

Система ассоциаций (связей), формирующихся в сознании человека: в сознании человека устанавливаются связи между собственным поведением и воспринимаемыми (и представляемыми) объектами, а также их свойствами по сходству, контрасту, пространственно-временной смежности.

Ассоциативная психология.

4

Систему ассоциативных связей и отношений между структурными элементами сознания: существуют некоторые исходные элементы психических явлений (элементарные ощущения и переживания),на основе которых в течение жизни строятся все более сложные формы психических явлений

Структурная психология В. Вундта и Э. Титченера.

5

Совокупность функций, сложившихся в процессе эволюции, которые обеспечивают важнейшие формы приспособления организма к условиям внешней среды

Прагматизм и функционализм Д. Дьюи и У. Джемса.

6

Система формирующихся путем научения отношений и связей между внешней стимуляцией и поведением.

Бихевиоризм

7

Особое структурно организующееся и подчиняющееся собственным законам переструктурирования феноменальное поле, изоморфное реальным ситуациям жизни в физическом поле и динамике нейрофизиологических процессов в мозге.

Гештальтпсихология

8

Система процессов и механизмов в центральной нервной системе, которые обеспечивают переработку информации, поступающей из внешней среды, а также из внутренней среды организма

Когнитивная психология

3. Особенности и недостатки различных научных направлений исследования психических явлений.

Нейрофизиологические концепции психики:

  •  имеют своим предметом не самый психический акт и его результаты (представления, понятия), а соответствующие им динамические и структурные изменения в мозговом субстрате,
  •  исследование собственно психических явлений подменяется исследованием явлений нейрофизиологических.

Ассоциативная психология:

  •  за ассоциативной концепцией стоит самая универсальная форма взаимосвязи – пространственно-временная смежность психических явлений,
  •  способ связи, механизм психических явлений (ассоциация) оказывается оторванным: а) от структуры, в которую они объединяются (целое имеет свойства, которые несводимы к простому ассоциативному объединению частей); б) от характера исходного «материала» (субстрата), на основе которого формируется психика.

Структурализм (В. Вундт – Э. Титченер):

  •  первичный материал – интроспективно открывающаяся субъекту психическая ткань чувственного опыта, которая должна быть полностью обособлена от своего внешнего объекта,
  •  психические структуры складываются из элементов по законам ассоциации,
  •  основной принцип организации психических явлений – ассоциативная связь,
  •  психические структуры определяются материалом психической «ткани чувственного образа», которая дана субъекту интроспективно.

Гештальтпсихология:

  •  структура (гештальт) выступает не как ассоциативное объединение психических элементов, а как предметная целостность, детерминированная объектом и обладающая своими собственными субъективными феноменологическими характеристиками и закономерностями,
  •  психические (феноменальные), нейрофизиологические и физические явления изоморфны друг другу (взаимно-однозначно соответствуют одно другому),
  •  структура психических явлений оторвана от любых форм возможного материального субстрата, составляющего исходный материал психики,
  •  будучи обособленной от материала, структура вместе с тем обособляется и от физиологического механизма, и от физического объекта (психофизический и психофизиологический параллелизм),
  •  детерминистическое объяснение психики, которое предполагает выведение структуры психического явления в качестве следствия, вытекающего из общих законов природы, исключено.

Функциональная психология (в Европе – К. Штумпф, в США – У. Джемс и Д. Дьюи):

  •  в европейском варианте психическая функция соотносится с материалом психической ткани чувственного образа, которая дана субъекту интроспективно; в американском функционализме психическая функция трактовалась не только как собственно психический акт, но как психофизическая деятельность, реализующая процесс адаптации организма к внешней среде,
  •  функция психического процесса обособлена, оторвана от реального исходного внепсихологического материала, на основе которого строятся психический процесс и психический образ,
  •  в исходный материал психики превращаются врожденные психические функции и создаются логические предпосылки для утверждения, что психические акты конструируют объекты: объект произведен от акта и функции.

Бихевиоризм:

  •  отождествление психических функций только со сферой наблюдаемых телесных поведенческих и регистрируемых физиологических реакций при полном отрыве их от возможных «внутренних» объективно не измеряемых психических структур,
  •  отказ от факторов внутреннего структурирования поведенческого акта путем введения вероятностного принципа организации поведения,
  •  как следствие – введение в психологию статистических количественных мер; количественные аспекты поведения и психики становятся представимы как частные случаи информационных процессов,
  •  позднее вводимые «промежуточные переменные» в необихевиоризме связывают фактор случайности и его вероятностную меру с такими аспектами организации поведения и психики, как мотив, «когнитивная карта», значение,
  •  все направления бихевиоризма и необихевиоризма характеризуются двумя общими признаками: а) наличием объективно измеряемых форм поведения и вероятностной меры его организации, общих для поведения и психики; б) полной абстрагированностью от специфики исходного материала, из которого синтезируются психические структуры.

Психодинамическое направление (фрейдизм, психоанализ, психологический энергетизм):

  •  в психологию вводится мотивационный аспект поведения в качестве самостоятельного объекта исследования,
  •  мотивам приписывается энергия, которая содержится в организме,
  •  мотивационное начало психической деятельности противопоставляется материалу и структуре,
  •  ставится вопрос о том, что выступает специфической формой психической энергии и психоэнергетических превращений.

Отечественная психология:

  •  психика – особая система функций организма, которая заключается в ориентировке и организации поведения, действий и деятельности на основе субъективного (активного и пристрастного) образа объективного мира (деятельностный подход),
  •  психика обеспечивает живому организму: а) ориентировку в окружающем мире и в состояниях собственного организма, б) организацию и регуляцию выполнения разнообразных действий и деятельностей на основе предварительной ориентировки, в) накопление на протяжении индивидуальной жизни наиболее эффективных способов ориентировки (знания) и способов планирования, организации и исполнения разнообразных действий (умения и навыки).

4. Психофизиологическая (психофизическая) проблема

Психофизиологическая (психофизическая) проблема возникает, когда ставится вопрос о сущности психических явлений. Первоначально эта проблема рассматривалась как проблема отношений между двумя субстанциями: душой, психикой и физическим, материальным миром. Проблема носила название психофизической.

Развитие естественно-научных направлений исследования живых явлений: анатомии и физиологии, эволюционной биологии, этологии – постепенно вело к тому, что психика стала рассматриваться как результат эволюционного развития у животных организмов ряда особых функций, обеспечивающих ориентировку в окружающей среде, построение сложных форм поведения на основе такой ориентировки, а также приобретение жизненного опыта – научение. Научение заключается в приобретении новых форм и способов ориентировки и организации поведения, деятельности, общения. Эволюционное и онтогенетическое развитие таких функций у животных обеспечивается:

  •  усложнением двигательной активности,
  •  формированием сенсомоторных и перцептивно-двигательных возможностей животных, которые зависят от строения нервно-мышечной системы и органов чувств.

Поэтому в настоящее время психофизическая проблема в научной психологии рассматривается как психофизиологическая проблема.

Направления исследования психофизиологической проблемы

По мере формирования и развития ориентировочных операций и действий у живых организмов складывается особое психическое образование – субъективный образ объективного мира, который и представляет собой центральное психическое образование. В настоящее время существует несколько взаимосвязанных направлений исследования психофизиологической проблемы:

  1.  Исследование отношений между психическим образом мира и объектом, между отражением, субъективным образом мира и реальным объективным миром. Центральный вопрос – насколько знания и представления о реальности достоверны, истинны. Насколько результаты непосредственно чувственного и рационального познания верно отражают свойства объектов? Этот вопрос традиционен и гносеологии (эпистемологии, теории и логики научного познания).
  2.  Исследование отношений между психическим образом мира и его носителем – субъектом. Психический образ мира рассматривается: а) в отношениях к мозгу и нейрофизиологическим процессам; б) в отношениях к предметной перцептивно-двигательной и ориентировочно-исследовательской активности живого организма в среде.
  3.  Отношение между образом и мозгом, нервной системой, нейрофизиологическими процессами. В истории психологии существовало две гипотезы о характере этого отношения: а) каждый отдел мозга детерминирует протекание строго определенного психического процесса (узкий локализационизм); б) все отделы мозга одинаково предопределяют протекание каждого психического процесса (эквипотенциализм). В настоящее время – концепция системной локализации психических функций: психические процессы, психическое отражение (образ мира) обеспечиваются сложной функциональной организацией нейродинамических процессов, которые складываются в процессах индивидуального созревания и развития мозга в конкретных условиях жизнедеятельности организма (А.Р. Лурия). При этом:
  •  складывающиеся нейрофизиологические процессы и функции выступают только одним из необходимых условий формирования образа мира; другим необходимым условием и основной причиной формирования психического образа мира выступает активная ориентировочно-исследовательская деятельность живого организма во внешнем мире (А.Н. Леонтьев),
  •  физиологические процессы в человеческом мозге потенциально могут обеспечивать осуществление самых разнообразных ориентировочных и исполнительных операций и действий в составе различных видов деятельности, поведения, но не дают их готовых форм. Конкретные формы психики субъекта исходно задаются совместной с другими людьми ориентировочной активностью и деятельностью во внешнем мире. Каждое новое действие субъекта во внешнем мире детерминирует формирование новой функциональной системы нейрофизиологических процессов, которые обеспечивают эффективное выполнение ориентировочных и исполнительных составляющих действия (П.Я. Гальперин).
    1.  Отношение между образом и ориентировочно-исследовательским поведением и деятельностью субъекта. В настоящее время находится все больше подтверждений тому, что психическое отражение детерминируется способом активного взаимодействия субъекта со средой – ориентировочно-исследовательскими действиями. Содержание психического образа зависит, прежде всего, от того, какие предметно-практические и ориентировочно-исследовательские воздействия со стороны животного, его двигательных органов и органов чувств, будут оказаны на объект. При этом нервная система и способ организации нейродинамики служат не первопричинами, а выступают необходимыми условиями и результатом формирования образа в процессе ориентировочно-исследовательской активности живого организма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76749. Индивидуальная изменчивость органов 186.7 KB
  При этом индивидуальный соматотип и характер реактивности окончательно складываются в пубертатном периоде что по В. Возрастная периодизация человека Внутриутробное антенатальное развитие. Зародышевый эмбриональный период 0–2 месяца: период оплодотворения дробления и образования бластоцисты имплантация в стенку матки первая неделя 6–7 дней; период гаструляции и формирования трех первичных зародышевых листков: экто энто и мезодермы 2–4–я недели; период обособления тела зародыша с развитием органов и тканей и образованием...
76750. Кость как орган: ее развитие, строение, рост 186.52 KB
  Как орган кость обеспечена сосудами и нервами находящимися в надкостнице а вглубь кости проникающими через питательные отверстия. На 6–8 неделе эмбрионального развития из соединительной ткани начинает формироваться костная например в костях свода черепа такие кости называют первичными покровными. При хрящевом остеогенезе в соединительной ткани появляется хрящ а потом в нем развивается костная ткань что характерно для большинства костей скелета – и такие кости называют вторичными. Разрастание костной ткани в хряще осуществляется...
76751. Позвонки: их строение в различных отделах 191.33 KB
  Отростки processi: поперечные: правый и левый processus trnsversus – для прикрепления мышц и связок; суставные верхние и суставные нижние – processus rticulre superiores et inferiores – для образования межпозвоночных суставов; остистый – processus spinlis – для прикрепления связок и мышц. Атлант tls – первыйшейный позвонок отличительные признаки передняя и задняя дуга – rcus nterior et rcus posterior – для прикрепления мембран и связок; борозды позвоночной артерии – на задней дуге сверху – sulci . vertebrle; передний и задний...
76752. Позвоночный столб в целом 188.39 KB
  Грудной отдел – 12 позвонков – наличие реберных ямок на телах для суставов головки ребра и суставных поверхностей на поперечных отростках для ребернопоперечных суставов Поясничный отдел – 5 позвонков – массивность тела специфическое положение отростков сосцевидные бугорки на верхних суставных отростках. Величина изгибов меняется в зависимости от массы тела и его отдельных частей физической нагрузки мышечного напряжения возраста пола наконец от положения тела при вертикальном она увеличивается горизонтальном уменьшается. С...
76753. Ребра и грудина. Грудная клетка в целом 184.3 KB
  На позвоночном конце ребра находятся: головка с гребнем у IIX ребер и верхней нижней суставными поверхностями покрытыми гиалиновым хрящом у I XI и XII ребер гребень отсутствует; шейка переходящая углом в тело; на переходе – бугорок на 10 верхних ребрах с двумя возвышениями: медиальнонижнее имеет суставную ямку для сочленения с поперечным отростком позвонка к другому возвышению прикрепляется связка; последние два ребра бугорка не имеют у первого ребра бугорок совпадает с вершиной угла. Тело ребра изогнутое у позвоночного конца...
76754. Развитие черепа в онтогенезе 191.91 KB
  Кости лицевого черепа развиваются на основе висцеральных дуг которых закладывается 5 пар а между ними – 5 пар висцеральных карманов старое название жаберные дуги и жаберные карманы. Висцеральные дуги для лицевого черепа. Ядра точки окостенения подразделяются на: первичные 4150 появляющиеся во внутриутробном периоде в костях мозгового черепа их больше всего начало появления 78 недели к рождению они образуют 20 крупных очагов оссификации; вторичные появляющиеся после рождения; в больших костях черепа их мало но между костями в...
76755. Варианты и аномалии костей черепа 181.64 KB
  Теменные кости выраженность теменных бугров особенно у женщин; появление межтеменной кости. Затылочная кость наличие поперечного шва отделяющего верхнюю часть чешуи и образование вставочной дополнительной кости; присутствие более мелких добавочных костей часто расположенных в швах кости швов; значительная выраженность затылочных выступов; уплощение чешуи слабая выраженность борозд или наоборот увеличение изогнутости чешуи и углубление борозд; разнообразные формы большого отверстия костных валиков вокруг внутреннего его края;...
76756. Первая и вторая висцеральные дуги 187.99 KB
  Развитие лицевого (висцерального) черепа определяется мозгом и краниальным (глоточным) отделом первичной кишки, в котором на боковых стенках между висцеральными (жаберными) карманами появляются хрящевые висцеральные (жаберные) дуги, но особое значение для черепа имеют первые две.
76757. Кости лицевого черепа. Глазница 192.12 KB
  Подвисочная поверхность находится сзади тела образуя стенку подвисочной и крылонебной ямок состоит: из бугра верхней челюсти с задними альвеолярными отверстиями для одноименных нервов и сосудов. Глазничная поверхность занимает на теле кости верхнее положение участвуя в образовании нижней стенки глазницы. Носовая поверхность образует латеральную стенку полости носа. Небный отросток носовой гребень по медиальному краю; передняя носовая ость: окончание носового гребня впереди; верхняя носовая поверхность; нижняя небная поверхность...