39126

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ

Лекция

Психология и эзотерика

Феноменологические признаки психических явлений и ошибки возникающие при восприятии субъектом собственной психики Предмет психологии чрезвычайно сложен и до настоящего времени не существует полного согласия между научными направлениями исследования психических явлений даже в том что такое психика. Существует большое разнообразие психических явлений которые может наблюдать каждый человек с достаточно развитым самосознанием. По поводу основных фиксируемых при непосредственном наблюдении признаков психических явлений не существует единой...

Русский

2013-10-01

98.5 KB

41 чел.

PAGE  2

ЛЕКЦИЯ 2. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ

План:

1. Феноменологические признаки психических явлений и ошибки, возникающие при восприятии субъектом собственной психики

Предмет психологии чрезвычайно сложен и до настоящего времени не существует полного согласия между научными направлениями исследования психических явлений даже в том, что такое психика.

Существует большое разнообразие психических явлений, которые может наблюдать каждый человек с достаточно развитым самосознанием. По поводу основных фиксируемых при непосредственном наблюдении признаков психических явлений не существует единой точки зрения. Чаще всего указывается, что:

  •  психические явления могут существовать только в форме процессов, которые даны субъекту непосредственно – в самонаблюдении,
  •  психические явления не имеют физических характеристик, которые присущи материальным явлениям,
  •  объективно могут быть измерены только некоторые временные параметры психических процессов: например, время решения определенной задачи, время, затрачиваемое на подготовку и выполнение определенного действия и т. д.

Феноменологические признаки психических явлений, данных субъекту в самонаблюдении по Л.М. Веккеру:

  1.  предметность: психический процесс объективно протекает в своем органе-носителе – нервной и мышечной системах организма, – а в своих конечных, результативных параметрах строится субъективно и только в терминах (образах, понятиях) свойств и отношений внешних объектов;
    1.  неявность нейрофизиологического субстрата, необходимогого для реализации психических процессов: носителю психики не представлена внутренняя динамика изменений состояний собственных органов, которые обеспечивают реализацию психического процесса;
    2.  чувственная недоступность: психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению; человеку непосредственно открываются лишь результаты их реализации – образы предметного мира, понятия, цели, а также связанные с ними переживания;
    3.  спонтанная активность психики, которая не всегда подчинена контролю со стороны субъекта и прямо не вытекает из физических, физиологических, биологических, социологических и других законов.

Этот список возможных отличительных признаков психических явлений может быть продолжен:

  1.  Л.С. Выготский: психика человека исходно формируется во внешних формах общения и деятельности с другими людьми.
    1.  А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин: исходно все формы психики либо в эволюционном плане, либо в онтогенезе формируются между субъектом и объективным предметным миром как результат ориентировочных составляющих выполняемых действий. Основной признак психики – ее функциональная направленность на обеспечение активной ориентировки субъекта во внешней среде обитания или внутренней среде собственного организма.

Все эти особенности психики предопределяют ряд гносеологических (познавательных) иллюзий, которые могут возникать в процессах рефлексивной ориентировки субъекта в особенностях собственных психических функций. Субъективные затруднения и ошибки, которые могут возникать при анализе субъектом собственных психических особенностей и возможностей:

  1.  Иллюзия бессубстратности психического процесса: психика рассматривается субъектом как не имеющая материальных причин активность души.
  2.  Иллюзия непосредственной данности психических явлений их носителю: у человека возникает ощущение, что психику он наблюдает в себе самом такой, какая она и есть «на самом деле».
  3.  Иллюзия спонтанной активности: у человека возникает ощущение полной свободы воли – убеждение субъекта, что его действия и поведение полностью могут определяться его собственными целями, желаниями и мотивами.

«Прозрачность», невоспринимаемость образа, сквозь который человеку дан объект, в различных ситуациях может вести к двум формам искажений ориентировки субъекта в мире:

  1.  иллюзия отождествления образа с объектом: то, что представляется («кажется»), принимается за реальность;
  2.  иллюзия отождествления объекта с его образом: реальность принимается за то, что только «кажется», представляется.

2. Разные способы определения психических явлений в контексте различных подходов к объяснению психики

Психология – молодая наука, которой нет еще и 150 лет. Но у нее уже есть определенная научно-историческая логика становления.

  1.  Первые психологические исследования были направлены на выделение и фиксирование эмпирических и феноменологических признаков психических явлений, а также на раскрытие их специфических характеристик. Отсюда – множественность психологических концепций, каждая из которых соответствует выделенному аспекту реальности.
  2.  Этап теоретических обобщений и объяснений, осуществляемых преимущественно средствами той системы психологических понятий, на языке которой получают свое первичное описание психические явления. Теоретический поиск объяснений и общих закономерностей ведется в терминах и понятиях того же языка, на котором производится эмпирическое и феноменологическое описание психических явлений.
  3.  Построение общих теоретических принципов организации психики, выходящих за пределы психологии и относящихся к физиологическим, биологическим, социальным, физическим, информационным и другим закономерностям действительности и человеческой деятельности.

По мере своего развития научные представления о сущности психических явлений неоднократно изменялись. Некоторые из основных этапов изменения представлений о психике могут быть представлены в форме определений психики, которые давались (или подразумевались) в различных донаучных направлениях и научных «школах» психологии.

Способ определения психики

Автор

1

Душа, не имеющая материальных оснований.

Донаучный период

2

Сознание человека, о котором возможно получить представления на основе рефлексии, самонаблюдения.

Р. Декарт

3

Система ассоциаций (связей), формирующихся в сознании человека: в сознании человека устанавливаются связи между собственным поведением и воспринимаемыми (и представляемыми) объектами, а также их свойствами по сходству, контрасту, пространственно-временной смежности.

Ассоциативная психология.

4

Систему ассоциативных связей и отношений между структурными элементами сознания: существуют некоторые исходные элементы психических явлений (элементарные ощущения и переживания),на основе которых в течение жизни строятся все более сложные формы психических явлений

Структурная психология В. Вундта и Э. Титченера.

5

Совокупность функций, сложившихся в процессе эволюции, которые обеспечивают важнейшие формы приспособления организма к условиям внешней среды

Прагматизм и функционализм Д. Дьюи и У. Джемса.

6

Система формирующихся путем научения отношений и связей между внешней стимуляцией и поведением.

Бихевиоризм

7

Особое структурно организующееся и подчиняющееся собственным законам переструктурирования феноменальное поле, изоморфное реальным ситуациям жизни в физическом поле и динамике нейрофизиологических процессов в мозге.

Гештальтпсихология

8

Система процессов и механизмов в центральной нервной системе, которые обеспечивают переработку информации, поступающей из внешней среды, а также из внутренней среды организма

Когнитивная психология

3. Особенности и недостатки различных научных направлений исследования психических явлений.

Нейрофизиологические концепции психики:

  •  имеют своим предметом не самый психический акт и его результаты (представления, понятия), а соответствующие им динамические и структурные изменения в мозговом субстрате,
  •  исследование собственно психических явлений подменяется исследованием явлений нейрофизиологических.

Ассоциативная психология:

  •  за ассоциативной концепцией стоит самая универсальная форма взаимосвязи – пространственно-временная смежность психических явлений,
  •  способ связи, механизм психических явлений (ассоциация) оказывается оторванным: а) от структуры, в которую они объединяются (целое имеет свойства, которые несводимы к простому ассоциативному объединению частей); б) от характера исходного «материала» (субстрата), на основе которого формируется психика.

Структурализм (В. Вундт – Э. Титченер):

  •  первичный материал – интроспективно открывающаяся субъекту психическая ткань чувственного опыта, которая должна быть полностью обособлена от своего внешнего объекта,
  •  психические структуры складываются из элементов по законам ассоциации,
  •  основной принцип организации психических явлений – ассоциативная связь,
  •  психические структуры определяются материалом психической «ткани чувственного образа», которая дана субъекту интроспективно.

Гештальтпсихология:

  •  структура (гештальт) выступает не как ассоциативное объединение психических элементов, а как предметная целостность, детерминированная объектом и обладающая своими собственными субъективными феноменологическими характеристиками и закономерностями,
  •  психические (феноменальные), нейрофизиологические и физические явления изоморфны друг другу (взаимно-однозначно соответствуют одно другому),
  •  структура психических явлений оторвана от любых форм возможного материального субстрата, составляющего исходный материал психики,
  •  будучи обособленной от материала, структура вместе с тем обособляется и от физиологического механизма, и от физического объекта (психофизический и психофизиологический параллелизм),
  •  детерминистическое объяснение психики, которое предполагает выведение структуры психического явления в качестве следствия, вытекающего из общих законов природы, исключено.

Функциональная психология (в Европе – К. Штумпф, в США – У. Джемс и Д. Дьюи):

  •  в европейском варианте психическая функция соотносится с материалом психической ткани чувственного образа, которая дана субъекту интроспективно; в американском функционализме психическая функция трактовалась не только как собственно психический акт, но как психофизическая деятельность, реализующая процесс адаптации организма к внешней среде,
  •  функция психического процесса обособлена, оторвана от реального исходного внепсихологического материала, на основе которого строятся психический процесс и психический образ,
  •  в исходный материал психики превращаются врожденные психические функции и создаются логические предпосылки для утверждения, что психические акты конструируют объекты: объект произведен от акта и функции.

Бихевиоризм:

  •  отождествление психических функций только со сферой наблюдаемых телесных поведенческих и регистрируемых физиологических реакций при полном отрыве их от возможных «внутренних» объективно не измеряемых психических структур,
  •  отказ от факторов внутреннего структурирования поведенческого акта путем введения вероятностного принципа организации поведения,
  •  как следствие – введение в психологию статистических количественных мер; количественные аспекты поведения и психики становятся представимы как частные случаи информационных процессов,
  •  позднее вводимые «промежуточные переменные» в необихевиоризме связывают фактор случайности и его вероятностную меру с такими аспектами организации поведения и психики, как мотив, «когнитивная карта», значение,
  •  все направления бихевиоризма и необихевиоризма характеризуются двумя общими признаками: а) наличием объективно измеряемых форм поведения и вероятностной меры его организации, общих для поведения и психики; б) полной абстрагированностью от специфики исходного материала, из которого синтезируются психические структуры.

Психодинамическое направление (фрейдизм, психоанализ, психологический энергетизм):

  •  в психологию вводится мотивационный аспект поведения в качестве самостоятельного объекта исследования,
  •  мотивам приписывается энергия, которая содержится в организме,
  •  мотивационное начало психической деятельности противопоставляется материалу и структуре,
  •  ставится вопрос о том, что выступает специфической формой психической энергии и психоэнергетических превращений.

Отечественная психология:

  •  психика – особая система функций организма, которая заключается в ориентировке и организации поведения, действий и деятельности на основе субъективного (активного и пристрастного) образа объективного мира (деятельностный подход),
  •  психика обеспечивает живому организму: а) ориентировку в окружающем мире и в состояниях собственного организма, б) организацию и регуляцию выполнения разнообразных действий и деятельностей на основе предварительной ориентировки, в) накопление на протяжении индивидуальной жизни наиболее эффективных способов ориентировки (знания) и способов планирования, организации и исполнения разнообразных действий (умения и навыки).

4. Психофизиологическая (психофизическая) проблема

Психофизиологическая (психофизическая) проблема возникает, когда ставится вопрос о сущности психических явлений. Первоначально эта проблема рассматривалась как проблема отношений между двумя субстанциями: душой, психикой и физическим, материальным миром. Проблема носила название психофизической.

Развитие естественно-научных направлений исследования живых явлений: анатомии и физиологии, эволюционной биологии, этологии – постепенно вело к тому, что психика стала рассматриваться как результат эволюционного развития у животных организмов ряда особых функций, обеспечивающих ориентировку в окружающей среде, построение сложных форм поведения на основе такой ориентировки, а также приобретение жизненного опыта – научение. Научение заключается в приобретении новых форм и способов ориентировки и организации поведения, деятельности, общения. Эволюционное и онтогенетическое развитие таких функций у животных обеспечивается:

  •  усложнением двигательной активности,
  •  формированием сенсомоторных и перцептивно-двигательных возможностей животных, которые зависят от строения нервно-мышечной системы и органов чувств.

Поэтому в настоящее время психофизическая проблема в научной психологии рассматривается как психофизиологическая проблема.

Направления исследования психофизиологической проблемы

По мере формирования и развития ориентировочных операций и действий у живых организмов складывается особое психическое образование – субъективный образ объективного мира, который и представляет собой центральное психическое образование. В настоящее время существует несколько взаимосвязанных направлений исследования психофизиологической проблемы:

  1.  Исследование отношений между психическим образом мира и объектом, между отражением, субъективным образом мира и реальным объективным миром. Центральный вопрос – насколько знания и представления о реальности достоверны, истинны. Насколько результаты непосредственно чувственного и рационального познания верно отражают свойства объектов? Этот вопрос традиционен и гносеологии (эпистемологии, теории и логики научного познания).
  2.  Исследование отношений между психическим образом мира и его носителем – субъектом. Психический образ мира рассматривается: а) в отношениях к мозгу и нейрофизиологическим процессам; б) в отношениях к предметной перцептивно-двигательной и ориентировочно-исследовательской активности живого организма в среде.
  3.  Отношение между образом и мозгом, нервной системой, нейрофизиологическими процессами. В истории психологии существовало две гипотезы о характере этого отношения: а) каждый отдел мозга детерминирует протекание строго определенного психического процесса (узкий локализационизм); б) все отделы мозга одинаково предопределяют протекание каждого психического процесса (эквипотенциализм). В настоящее время – концепция системной локализации психических функций: психические процессы, психическое отражение (образ мира) обеспечиваются сложной функциональной организацией нейродинамических процессов, которые складываются в процессах индивидуального созревания и развития мозга в конкретных условиях жизнедеятельности организма (А.Р. Лурия). При этом:
  •  складывающиеся нейрофизиологические процессы и функции выступают только одним из необходимых условий формирования образа мира; другим необходимым условием и основной причиной формирования психического образа мира выступает активная ориентировочно-исследовательская деятельность живого организма во внешнем мире (А.Н. Леонтьев),
  •  физиологические процессы в человеческом мозге потенциально могут обеспечивать осуществление самых разнообразных ориентировочных и исполнительных операций и действий в составе различных видов деятельности, поведения, но не дают их готовых форм. Конкретные формы психики субъекта исходно задаются совместной с другими людьми ориентировочной активностью и деятельностью во внешнем мире. Каждое новое действие субъекта во внешнем мире детерминирует формирование новой функциональной системы нейрофизиологических процессов, которые обеспечивают эффективное выполнение ориентировочных и исполнительных составляющих действия (П.Я. Гальперин).
    1.  Отношение между образом и ориентировочно-исследовательским поведением и деятельностью субъекта. В настоящее время находится все больше подтверждений тому, что психическое отражение детерминируется способом активного взаимодействия субъекта со средой – ориентировочно-исследовательскими действиями. Содержание психического образа зависит, прежде всего, от того, какие предметно-практические и ориентировочно-исследовательские воздействия со стороны животного, его двигательных органов и органов чувств, будут оказаны на объект. При этом нервная система и способ организации нейродинамики служат не первопричинами, а выступают необходимыми условиями и результатом формирования образа в процессе ориентировочно-исследовательской активности живого организма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31600. ПОРУШЕННЯ ЕНЕРГЕТИЧНОГО ОБМІНУ. ГОЛОДУВАННЯ 71.5 KB
  Енергетичний обмін – це складний біохімічний процес обміну речовин, в якому задіяний каскад біохімічних реакцій, в результаті яких енергія, закладена в структурі вуглеводів, білків, жирів, які надходять в організм, акумулюється в макроергічних зв‘язках особливих хімічних сполук, зокрема, АТФ.
31601. ПОРУШЕННЯ ЛІПІДНОГО ОБМІНУ 80.5 KB
  Характерні: а високий рівень холестерину і ТГ у плазмі; б ксантелазми ліктьові і колінні ксантоми жовтуватокоричневі відкладення ліпідів у шкірі долонних ліній і в місцях тиску кілець; в атеросклероз коронарних артерій периферичних судин і судин мозку; в ожиріння цукровий діабет гіпотиреоз. Клінічно проявляються: а загальним ожирінням б ожирінням печінки в цукровим діабетом г хронічними захворювання нирок д органними ангіопатіями є жировими відкладеннями в сітківці. 4 Гормональні порушення хвороби обміну...
31602. ПАТОЛОГІЧНА ФІЗІОЛОГІЯ НЕРВОВОЇ СИСТЕМИ. ПОРУШЕННЯ СЕНСОРНОЇ ФУНКЦІЇ НЕРВОВОЇ СИСТЕМИ 93.5 KB
  Екстралемнісковий шлях проводить больову чутливість пізня глибока і вісцеральна біль. На відміну від двох попередніх є багатонейронним і філогенетично більш давній. Біль неприємне сенсорне і емоційне відчуття пов’язане із загрозою або самим ушкодженням тканин. Особливості болю як виду чутливості: 1 Біль дає мало інформації про навколишній світ проте інформує про небезпеку яка може виникнути або уже виникла внаслідок дії ушкоджуючих факторів захисна функція болю.
31603. ПОРУШЕННЯ СИСТЕМИ ЛЕЙКОЦИТІВ 84 KB
  Периферична кров містить: 1 пул циркулюючих лейкоцитів близько 50; 2 пристінковий маргінальний пул близько 50. Для характеристики стану лейкоцитів використовують наступні показники: 1 Вміст лейкоцитів в одиниці об’єму крові. Збільшення вмісту лейкоцитів у крові одержало назву лейкоцитозу зменшення лейкопенії.
31604. ПОРУШЕННЯ СИСТЕМНОГО РІВНЯ АРТЕРІАЛЬНОГО ТИСКУ 96.5 KB
  Відповідно до цього виділяють 3и гемодинамічних варіанти артеріальної гіпертензії: 1. Виникнення артеріальної гіпертензії може обумовлюватися змінами функції регуляторних систем організму які забезпечують сталість артеріального тиску. При первинній артеріальній гіпертензії підвищення артеріального тиску не пов'язане із конкретним захворюванням чи патологічним процесом у тих чи інших органах і системах організму: причина підвищення артеріального тиску залишається неясною. Таку форму гіпертензії у різних країнах називають...
31605. ПОРУШЕННЯ ТРАВЛЕННЯ У КИШЕЧНИКУ. (МАЛЬДІГЕСТІЯ) 76 KB
  Він виникає внаслідок: 1 недостатності секреторної функції шлунка; 2 недостатності секреції соку підшлункової залози; 3 недостатньої секреції жовчі; 4 недостатньої секреції кишкового соку 12палої та порожньої кишок. П р и ч и н а м и такого явища можуть бути: а нейрогенне гальмування зовнішньосекреторної функції підшлункової залози при зменшенні тонусу блукаючого нерва чи отруєнні атропіном і ін. Такі фактори ведуть до порушення надходження у 12палу кишку ферментів підшлункової залози які відіграють вирішальну роль в травленні...
31606. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧІ І МЕТОДИ ПАТОЛОГІЧНОЇ ФІЗІОЛОГІЇ 78 KB
  Патологічна фізіологія це наука яка вивчає загальні закономірності виникнення розвитку і завершення хвороби. Особливість предмету патологічної фізіології полягає в тому що вона вивчає найбільш загальні закономірності виникнення і розвитку хвороби у той час як інші науки вивчають особливе спеціальне кожної хвороби. При цьому патологічна фізіологія як наука вирішує наступні задачі: 1 Встановлення сутності хвороби що таке хвороба. 2 Вивчення причин і умов виникнення хвороби чому виникає хвороба чи патологічний процес.
31607. ПУХЛИНИ 85.5 KB
  Доброякісні пухлини складаються із добре диференційованих клітин і зберігають типову структуру тієї тканини з якої виростають. Злоякісні пухлини характеризуються втратою диференціювання клітин спрощенням і атиповістю будови. Певна частина пухлин походить із клітин крові тобто є гемобластозами або із клітин сполучної тканини і є саркомами. Ендогенними називають канцерогени які утворюються в організмі з його нормальних компонентів: а канцерогенні поліциклічні ароматичні вуглеводні метилхолантрен які синтезуються із холестерину...
31608. РЕАКТИВНІСТЬ і АЛЕРГІЯ 138.5 KB
  4 За патогенезом: а алергійні реакції гуморального типу I II III і V типи реакцій; 2 алергійні реакції клітинного типу IV тип реакцій за Кумбсом і Джеллом. У патогенезі алергійних реакцій виділяють наступні стадії: 1 імунологічну 2 патохімічну 3 патофізіологічну стадію клінічних проявів. 2 Патохімічна стадія це період часу від початку взаємодії алергену з ефекторами імунної системи антитілами чи Тлімфоцитами до появи біологічно активних речовин медіаторів алергійних реакцій. 3 Патофізіологічна стадія це період...