39126

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ

Лекция

Психология и эзотерика

Феноменологические признаки психических явлений и ошибки возникающие при восприятии субъектом собственной психики Предмет психологии чрезвычайно сложен и до настоящего времени не существует полного согласия между научными направлениями исследования психических явлений даже в том что такое психика. Существует большое разнообразие психических явлений которые может наблюдать каждый человек с достаточно развитым самосознанием. По поводу основных фиксируемых при непосредственном наблюдении признаков психических явлений не существует единой...

Русский

2013-10-01

98.5 KB

41 чел.

PAGE  2

ЛЕКЦИЯ 2. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ

План:

1. Феноменологические признаки психических явлений и ошибки, возникающие при восприятии субъектом собственной психики

Предмет психологии чрезвычайно сложен и до настоящего времени не существует полного согласия между научными направлениями исследования психических явлений даже в том, что такое психика.

Существует большое разнообразие психических явлений, которые может наблюдать каждый человек с достаточно развитым самосознанием. По поводу основных фиксируемых при непосредственном наблюдении признаков психических явлений не существует единой точки зрения. Чаще всего указывается, что:

  •  психические явления могут существовать только в форме процессов, которые даны субъекту непосредственно – в самонаблюдении,
  •  психические явления не имеют физических характеристик, которые присущи материальным явлениям,
  •  объективно могут быть измерены только некоторые временные параметры психических процессов: например, время решения определенной задачи, время, затрачиваемое на подготовку и выполнение определенного действия и т. д.

Феноменологические признаки психических явлений, данных субъекту в самонаблюдении по Л.М. Веккеру:

  1.  предметность: психический процесс объективно протекает в своем органе-носителе – нервной и мышечной системах организма, – а в своих конечных, результативных параметрах строится субъективно и только в терминах (образах, понятиях) свойств и отношений внешних объектов;
    1.  неявность нейрофизиологического субстрата, необходимогого для реализации психических процессов: носителю психики не представлена внутренняя динамика изменений состояний собственных органов, которые обеспечивают реализацию психического процесса;
    2.  чувственная недоступность: психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению; человеку непосредственно открываются лишь результаты их реализации – образы предметного мира, понятия, цели, а также связанные с ними переживания;
    3.  спонтанная активность психики, которая не всегда подчинена контролю со стороны субъекта и прямо не вытекает из физических, физиологических, биологических, социологических и других законов.

Этот список возможных отличительных признаков психических явлений может быть продолжен:

  1.  Л.С. Выготский: психика человека исходно формируется во внешних формах общения и деятельности с другими людьми.
    1.  А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин: исходно все формы психики либо в эволюционном плане, либо в онтогенезе формируются между субъектом и объективным предметным миром как результат ориентировочных составляющих выполняемых действий. Основной признак психики – ее функциональная направленность на обеспечение активной ориентировки субъекта во внешней среде обитания или внутренней среде собственного организма.

Все эти особенности психики предопределяют ряд гносеологических (познавательных) иллюзий, которые могут возникать в процессах рефлексивной ориентировки субъекта в особенностях собственных психических функций. Субъективные затруднения и ошибки, которые могут возникать при анализе субъектом собственных психических особенностей и возможностей:

  1.  Иллюзия бессубстратности психического процесса: психика рассматривается субъектом как не имеющая материальных причин активность души.
  2.  Иллюзия непосредственной данности психических явлений их носителю: у человека возникает ощущение, что психику он наблюдает в себе самом такой, какая она и есть «на самом деле».
  3.  Иллюзия спонтанной активности: у человека возникает ощущение полной свободы воли – убеждение субъекта, что его действия и поведение полностью могут определяться его собственными целями, желаниями и мотивами.

«Прозрачность», невоспринимаемость образа, сквозь который человеку дан объект, в различных ситуациях может вести к двум формам искажений ориентировки субъекта в мире:

  1.  иллюзия отождествления образа с объектом: то, что представляется («кажется»), принимается за реальность;
  2.  иллюзия отождествления объекта с его образом: реальность принимается за то, что только «кажется», представляется.

2. Разные способы определения психических явлений в контексте различных подходов к объяснению психики

Психология – молодая наука, которой нет еще и 150 лет. Но у нее уже есть определенная научно-историческая логика становления.

  1.  Первые психологические исследования были направлены на выделение и фиксирование эмпирических и феноменологических признаков психических явлений, а также на раскрытие их специфических характеристик. Отсюда – множественность психологических концепций, каждая из которых соответствует выделенному аспекту реальности.
  2.  Этап теоретических обобщений и объяснений, осуществляемых преимущественно средствами той системы психологических понятий, на языке которой получают свое первичное описание психические явления. Теоретический поиск объяснений и общих закономерностей ведется в терминах и понятиях того же языка, на котором производится эмпирическое и феноменологическое описание психических явлений.
  3.  Построение общих теоретических принципов организации психики, выходящих за пределы психологии и относящихся к физиологическим, биологическим, социальным, физическим, информационным и другим закономерностям действительности и человеческой деятельности.

По мере своего развития научные представления о сущности психических явлений неоднократно изменялись. Некоторые из основных этапов изменения представлений о психике могут быть представлены в форме определений психики, которые давались (или подразумевались) в различных донаучных направлениях и научных «школах» психологии.

Способ определения психики

Автор

1

Душа, не имеющая материальных оснований.

Донаучный период

2

Сознание человека, о котором возможно получить представления на основе рефлексии, самонаблюдения.

Р. Декарт

3

Система ассоциаций (связей), формирующихся в сознании человека: в сознании человека устанавливаются связи между собственным поведением и воспринимаемыми (и представляемыми) объектами, а также их свойствами по сходству, контрасту, пространственно-временной смежности.

Ассоциативная психология.

4

Систему ассоциативных связей и отношений между структурными элементами сознания: существуют некоторые исходные элементы психических явлений (элементарные ощущения и переживания),на основе которых в течение жизни строятся все более сложные формы психических явлений

Структурная психология В. Вундта и Э. Титченера.

5

Совокупность функций, сложившихся в процессе эволюции, которые обеспечивают важнейшие формы приспособления организма к условиям внешней среды

Прагматизм и функционализм Д. Дьюи и У. Джемса.

6

Система формирующихся путем научения отношений и связей между внешней стимуляцией и поведением.

Бихевиоризм

7

Особое структурно организующееся и подчиняющееся собственным законам переструктурирования феноменальное поле, изоморфное реальным ситуациям жизни в физическом поле и динамике нейрофизиологических процессов в мозге.

Гештальтпсихология

8

Система процессов и механизмов в центральной нервной системе, которые обеспечивают переработку информации, поступающей из внешней среды, а также из внутренней среды организма

Когнитивная психология

3. Особенности и недостатки различных научных направлений исследования психических явлений.

Нейрофизиологические концепции психики:

  •  имеют своим предметом не самый психический акт и его результаты (представления, понятия), а соответствующие им динамические и структурные изменения в мозговом субстрате,
  •  исследование собственно психических явлений подменяется исследованием явлений нейрофизиологических.

Ассоциативная психология:

  •  за ассоциативной концепцией стоит самая универсальная форма взаимосвязи – пространственно-временная смежность психических явлений,
  •  способ связи, механизм психических явлений (ассоциация) оказывается оторванным: а) от структуры, в которую они объединяются (целое имеет свойства, которые несводимы к простому ассоциативному объединению частей); б) от характера исходного «материала» (субстрата), на основе которого формируется психика.

Структурализм (В. Вундт – Э. Титченер):

  •  первичный материал – интроспективно открывающаяся субъекту психическая ткань чувственного опыта, которая должна быть полностью обособлена от своего внешнего объекта,
  •  психические структуры складываются из элементов по законам ассоциации,
  •  основной принцип организации психических явлений – ассоциативная связь,
  •  психические структуры определяются материалом психической «ткани чувственного образа», которая дана субъекту интроспективно.

Гештальтпсихология:

  •  структура (гештальт) выступает не как ассоциативное объединение психических элементов, а как предметная целостность, детерминированная объектом и обладающая своими собственными субъективными феноменологическими характеристиками и закономерностями,
  •  психические (феноменальные), нейрофизиологические и физические явления изоморфны друг другу (взаимно-однозначно соответствуют одно другому),
  •  структура психических явлений оторвана от любых форм возможного материального субстрата, составляющего исходный материал психики,
  •  будучи обособленной от материала, структура вместе с тем обособляется и от физиологического механизма, и от физического объекта (психофизический и психофизиологический параллелизм),
  •  детерминистическое объяснение психики, которое предполагает выведение структуры психического явления в качестве следствия, вытекающего из общих законов природы, исключено.

Функциональная психология (в Европе – К. Штумпф, в США – У. Джемс и Д. Дьюи):

  •  в европейском варианте психическая функция соотносится с материалом психической ткани чувственного образа, которая дана субъекту интроспективно; в американском функционализме психическая функция трактовалась не только как собственно психический акт, но как психофизическая деятельность, реализующая процесс адаптации организма к внешней среде,
  •  функция психического процесса обособлена, оторвана от реального исходного внепсихологического материала, на основе которого строятся психический процесс и психический образ,
  •  в исходный материал психики превращаются врожденные психические функции и создаются логические предпосылки для утверждения, что психические акты конструируют объекты: объект произведен от акта и функции.

Бихевиоризм:

  •  отождествление психических функций только со сферой наблюдаемых телесных поведенческих и регистрируемых физиологических реакций при полном отрыве их от возможных «внутренних» объективно не измеряемых психических структур,
  •  отказ от факторов внутреннего структурирования поведенческого акта путем введения вероятностного принципа организации поведения,
  •  как следствие – введение в психологию статистических количественных мер; количественные аспекты поведения и психики становятся представимы как частные случаи информационных процессов,
  •  позднее вводимые «промежуточные переменные» в необихевиоризме связывают фактор случайности и его вероятностную меру с такими аспектами организации поведения и психики, как мотив, «когнитивная карта», значение,
  •  все направления бихевиоризма и необихевиоризма характеризуются двумя общими признаками: а) наличием объективно измеряемых форм поведения и вероятностной меры его организации, общих для поведения и психики; б) полной абстрагированностью от специфики исходного материала, из которого синтезируются психические структуры.

Психодинамическое направление (фрейдизм, психоанализ, психологический энергетизм):

  •  в психологию вводится мотивационный аспект поведения в качестве самостоятельного объекта исследования,
  •  мотивам приписывается энергия, которая содержится в организме,
  •  мотивационное начало психической деятельности противопоставляется материалу и структуре,
  •  ставится вопрос о том, что выступает специфической формой психической энергии и психоэнергетических превращений.

Отечественная психология:

  •  психика – особая система функций организма, которая заключается в ориентировке и организации поведения, действий и деятельности на основе субъективного (активного и пристрастного) образа объективного мира (деятельностный подход),
  •  психика обеспечивает живому организму: а) ориентировку в окружающем мире и в состояниях собственного организма, б) организацию и регуляцию выполнения разнообразных действий и деятельностей на основе предварительной ориентировки, в) накопление на протяжении индивидуальной жизни наиболее эффективных способов ориентировки (знания) и способов планирования, организации и исполнения разнообразных действий (умения и навыки).

4. Психофизиологическая (психофизическая) проблема

Психофизиологическая (психофизическая) проблема возникает, когда ставится вопрос о сущности психических явлений. Первоначально эта проблема рассматривалась как проблема отношений между двумя субстанциями: душой, психикой и физическим, материальным миром. Проблема носила название психофизической.

Развитие естественно-научных направлений исследования живых явлений: анатомии и физиологии, эволюционной биологии, этологии – постепенно вело к тому, что психика стала рассматриваться как результат эволюционного развития у животных организмов ряда особых функций, обеспечивающих ориентировку в окружающей среде, построение сложных форм поведения на основе такой ориентировки, а также приобретение жизненного опыта – научение. Научение заключается в приобретении новых форм и способов ориентировки и организации поведения, деятельности, общения. Эволюционное и онтогенетическое развитие таких функций у животных обеспечивается:

  •  усложнением двигательной активности,
  •  формированием сенсомоторных и перцептивно-двигательных возможностей животных, которые зависят от строения нервно-мышечной системы и органов чувств.

Поэтому в настоящее время психофизическая проблема в научной психологии рассматривается как психофизиологическая проблема.

Направления исследования психофизиологической проблемы

По мере формирования и развития ориентировочных операций и действий у живых организмов складывается особое психическое образование – субъективный образ объективного мира, который и представляет собой центральное психическое образование. В настоящее время существует несколько взаимосвязанных направлений исследования психофизиологической проблемы:

  1.  Исследование отношений между психическим образом мира и объектом, между отражением, субъективным образом мира и реальным объективным миром. Центральный вопрос – насколько знания и представления о реальности достоверны, истинны. Насколько результаты непосредственно чувственного и рационального познания верно отражают свойства объектов? Этот вопрос традиционен и гносеологии (эпистемологии, теории и логики научного познания).
  2.  Исследование отношений между психическим образом мира и его носителем – субъектом. Психический образ мира рассматривается: а) в отношениях к мозгу и нейрофизиологическим процессам; б) в отношениях к предметной перцептивно-двигательной и ориентировочно-исследовательской активности живого организма в среде.
  3.  Отношение между образом и мозгом, нервной системой, нейрофизиологическими процессами. В истории психологии существовало две гипотезы о характере этого отношения: а) каждый отдел мозга детерминирует протекание строго определенного психического процесса (узкий локализационизм); б) все отделы мозга одинаково предопределяют протекание каждого психического процесса (эквипотенциализм). В настоящее время – концепция системной локализации психических функций: психические процессы, психическое отражение (образ мира) обеспечиваются сложной функциональной организацией нейродинамических процессов, которые складываются в процессах индивидуального созревания и развития мозга в конкретных условиях жизнедеятельности организма (А.Р. Лурия). При этом:
  •  складывающиеся нейрофизиологические процессы и функции выступают только одним из необходимых условий формирования образа мира; другим необходимым условием и основной причиной формирования психического образа мира выступает активная ориентировочно-исследовательская деятельность живого организма во внешнем мире (А.Н. Леонтьев),
  •  физиологические процессы в человеческом мозге потенциально могут обеспечивать осуществление самых разнообразных ориентировочных и исполнительных операций и действий в составе различных видов деятельности, поведения, но не дают их готовых форм. Конкретные формы психики субъекта исходно задаются совместной с другими людьми ориентировочной активностью и деятельностью во внешнем мире. Каждое новое действие субъекта во внешнем мире детерминирует формирование новой функциональной системы нейрофизиологических процессов, которые обеспечивают эффективное выполнение ориентировочных и исполнительных составляющих действия (П.Я. Гальперин).
    1.  Отношение между образом и ориентировочно-исследовательским поведением и деятельностью субъекта. В настоящее время находится все больше подтверждений тому, что психическое отражение детерминируется способом активного взаимодействия субъекта со средой – ориентировочно-исследовательскими действиями. Содержание психического образа зависит, прежде всего, от того, какие предметно-практические и ориентировочно-исследовательские воздействия со стороны животного, его двигательных органов и органов чувств, будут оказаны на объект. При этом нервная система и способ организации нейродинамики служат не первопричинами, а выступают необходимыми условиями и результатом формирования образа в процессе ориентировочно-исследовательской активности живого организма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12646. Компютерна математика і математичні пакети. Ознайомитися з інтерфейсом пакету Mathcad 1.53 MB
  Лабораторна робота №1 Компютерна математика і математичні пакети Мета роботи: ознайомитися з інтерфейсом пакету Mathcad Встановити пакет на ПЕОМ виконати завдання №1 скласти звіт. При використанні обчислювальної техніки встала проблема реалізації алгоритмі
12647. Масиви в Mathcad 1.55 MB
  Лабораторна робота №2 Масиви в Mathcad. Мета роботи: навчитися працювати з масивами в пакеті Mathcad. Завдання: Опрацювати приведені приклади. Вирішити приведені завдання. Скласти звіт. Стовпець чисел називається вектором а прямокутна таблиця чисел матрицею. Зага...
12648. Символьні обчислення в документі Mathcad 1.29 MB
  Лабораторна робота №3 Символьні обчислення в документі Mathcad. Мета роботи: навчитися працювати з символьним процесором системи Mathcad. Завдання : опрацювати наведені приклади скласти звіт. Символьні обчислення в документі Mathcad. Команди що відносяться до робо
12649. Вирішення систем рівнянь за допомогою блоку Given-Find 67 KB
  Лабораторна робота №4 Вирішення систем рівнянь за допомогою блоку GivenFind. Мета роботи: навчитись вирішувати системи рівнянь в аналітичному вигляді. Завдання: вирішити за допомогою наведені MATHCAD приклади. Вирішення систем рівнянь MATHCAD здійснює чисельними методам
12650. Вирішення оптимізаційних завдань в пакеті MATHCAD 127 KB
  Лабораторна робота №5 Вирішення оптимізаційних завдань в пакеті MATHCAD Мета роботи: навчитись вирішувати оптимізаційні завдання в пакеті MATHCAD Завдання: опрацювати наведені приклади скласти звіт. Оптимізаційні завдання можна розділити на два класи: завдання без...
12651. Чисельне вирішення одного диференціального рівняння 37.5 KB
  Лабораторна робота №6 Чисельне вирішення одного диференціального рівняння. Мета роботи: Навчитися вирішувати диференційні рівняння в пакеті MATHCAD. Завдання: відтворити наведені приклади скласти звіт. MATHCAD 2000 дозволяє без додаткових перетворень чисельно вирішити д
12652. Чисельне рішення систем диференціальних рівнянь 79 KB
  Лабораторна робота №7 Чисельне рішення систем диференціальних рівнянь. Мета роботи: навчитися вирішувати системи диференціальних рівнянь за допомогою пакету С. Завдання: відтворити в пакеті MATHCAD вирішення наведених прикладів. Диференціальні рівняння що входять...
12653. Странный аттрактор 105.5 KB
  Лабораторна робота № Странный аттрактор Одна из самых знаменитых динамических систем предложена в 1963 г. Лоренцом в качестве упрощенной модели конвективных турбулентных движений жидкости в нагреваемом сосуде тороидальной формы. Система состоит из трех ОДУ и имеет тр...
12654. Модели динамики биологических популяций 73.5 KB
  Лабораторная работа №9 Модели динамики биологических популяций Модель взаимодействия хищник жертва независимо предложили в 1925-1927 гг. Лотка и Вольтерра. Два дифференциальных уравнения листинг 9 моделируют временную динамику численности двух биологических популяц