39127

ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Лекция

Психология и эзотерика

ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ План 1. Научное познание психических явлений и его результаты Если обыденное познание психических явлений исходно опирается на непосредственночувственные данные и эмоциональные переживания возникающие в повседневном опыте субъекта то научное познание психики предполагает соблюдение ряда строгих процедур и требований которых придерживаются в любой сфере научной деятельности. Поиск объективных методов исследования и обоснование способов анализа и объяснения психических явлений – это...

Русский

2013-10-01

126 KB

19 чел.

PAGE  1


Способы объяснения в психологии

мпирические

Обыденные

Теоретические

Умозрительно-мистические и религиозно-мистические

Научные объяснения и теории

  •  

ЛЕКЦИЯ 3. ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

План

1. Научное познание психических явлений и его результаты

Если обыденное познание психических явлений исходно опирается на непосредственно-чувственные данные и эмоциональные переживания, возникающие в повседневном опыте субъекта, то научное познание психики предполагает соблюдение ряда строгих процедур и требований, которых придерживаются в любой сфере научной деятельности.

Поиск объективных методов исследования и обоснование способов анализа и объяснения психических явлений – это проблемы, сохраняющие свою актуальность с момента появления научной психологии. При изучении психических явлений возникает необходимость в построении конкретно-научной методологии.

Современная психология располагает широким диапазоном описательных и объяснительных знаний разной степени верифицированности – от религиозно-мистических, основанных на вере, умозрительных предположений и интерпретаций до тщательно проверенных экспериментально научных знаний.

Два источника получения описательных знаний о психических явлениях:

  1.  регистрация психических явлений, которые субъект фиксирует и описывает на основе самонаблюдения, интроспекции, рефлексии; результаты такого познания носят субъективно-описательный (феноменологический) характер и называются феноменами,
  2.  эмпирические объективно-описательные знания, получаемые путем регистрации, измерения и фиксирования различных параметров поведения, действий, способов общения; когда такие результаты фиксируются с помощью приборов и методов измерения, они получают статус научных фактов.

Объяснительные, теоретические знания направлены на установление причин, лежащих в основе фактов и феноменов; они необходимы для построения объяснений с целью предсказания определенного круга явлений.

По степени обоснованности и способам использования различают:

  1.  объяснения эмпирические (основанные на знании эмпирических закономерностей) и
  2.  объяснения теоретические (опирающиеся на гипотезы, гипотетические предметы, модели, связи).

Теоретические объяснения можно разделить на:

а) обыденные (основанные на допущениях и предположениях «здравого смысла» и феноменологии субъекта);

б) умозрительно-мистические и религиозно-мистические объяснения (ссылающиеся на недостаточно обоснованные или недоступные познанию, трансцендентальные основания;

в) научные объяснения и теории.

Таким образом, результаты научного познания фиксируются с помощью знаково-символических средств и включают:

  1.  описательные знания о психических явлениях, которые складываются из двух источников: 1) эмпирические знания (объективно-описательные): регистрация и фиксирование результатов, получаемых путем непосредственного чувственного восприятия различных параметров поведения, действий, способов общения людей. Когда такие результаты фиксируются с помощью методов измерения и приборов, они получают статус научных фактов; 2) феноменологические знания (субъективно-описательные): субъективная регистрация и описание психических явлений (феноменов), которые субъект наблюдает и познает путем «заглядывания внутрь себя» – на основе самонаблюдения и интроспекции. Результаты такого познания называют феноменами;
  2.  знания объяснительные, которые направлены на установление причин (объяснение) фактов и феноменов. При этом есть: а) эмпирические объяснения: в таких объяснениях причины явлений наблюдаемы и представляют собой другие явления. Такие наблюдаемые причинно-следственные отношения и связи между явлениями называют эмпирическими закономерностями; 2) теоретические объяснения (психологические теории): объяснение фактов и феноменов строится на основе предположений (гипотез) о неявных, ненаблюдаемых причинах, основаниях, сущностях.

2. Требования, предъявляющиеся к современным научно-психологическим теориям. Способы объяснения психических явлений

Требования:

  1.  Четкая формулировка объяснительных принципов теории: гипотез, постулатов, моделей. При этом учитывается обоснованность, убедительность и степень экспериментальной подтверждаемости теоретических объяснительных принципов.
  2.  Указание предметной отнесенности: диапазон психологических фактов и явлений, которые можно объяснить, опираясь на теорию (в сравнении с другими альтернативными психологическими теориями).
  3.  Возможность осуществлять прогноз на основе теории: предсказание новых явлений и фактов, которые выводятся из системы теоретических предположений и обнаруживаются в ходе наблюдений и экспериментов.

В качестве постулатов и объяснительных принципов в психологии используются теоретические предположения (гиротезы), в которых фиксируются предполагаемые причины в форме составно-структурных, функциональных и генетических особенностей протекания и формирования психических явлений.

Способы объяснения.

В классических естественных науках достоверными признаются знания, которые получили свое объяснение и воспроизводимы в практике или эксперименте на основе предсказаний, которые дает теория. В психологии, помимо классических форм построения научных объяснений, часто опираются на «методы квазиобъяснений». Таких методов трудно избежать в исследовании психических явлений, но опора только на них ведет к противоречиям, исчезновению объективности в получаемых знаниях и даже мистицизму. Так, в истории психологии существовали и существуют направления «описательной» «понимающей» психологии, которые отвергают классические объяснительные методы исследования. В настоящее время на «методах понимания» (истолкования) основаны многие направления гуманистической психологии.

Квазиобъяснение – способ познания путем интерпретации, истолкования явлений и событий, опирающийся на необоснованные и неподтвержденные объяснительные основания, в которые верит объясняющий явления субъект. Можно выделить два основных типа квазиобъяснений.

Квазиобъяснение путем идентификации и эмпатии (рациональное и эмоциональное отождествление, психологическое понимание). Субъект, строящий объяснение, мысленно «уподобляется» состояниям, мнениям, переживаниям другого субъекта и на этой основе по аналогии со своим жизненным опытом дает объяснение его психическим или поведенческим особенностям.

Квазиобъяснение путем интерпретации, истолкования фактов, событий, процессов без опоры на достоверные объективные законы и верифицированные объяснительные основания (опора на мнения, герменевтический метод познания). Чаще всего интерпретации подвергаются события индивидуальной духовной жизни, а также поступки людей.

Наиболее достоверными в рамках любой науки являются теории, которые опираются на причинно-следственные связи. Вместе с тем, когда исследуются живые объекты, а также социальные или психические явления, причинно-следственные объяснения не всегда оказываются достаточными.

Объяснение – способ познания явлений и событий путем их подведения под общий закон, теорию, концепцию, которые верифицированы научными методами, а также процессы выведения (объяснения) явлений, фактов из общих законов или теорий. В зависимости от расположения связей между событиями во времени научные теории могут опираться на два типа объяснений:

  1.  причинно-следственные (каузальные) объяснения: строятся путем указания на причины явлений в прошлом к явлениям в настоящем (следствиям) и, далее, от явлений в настоящем к их возможным изменениям в будущем. При этом различают: а) лапласовский (классический), детерминизм (в основе лежат законы, следствия которых могут быть четко предсказаны и действие которых имеет жесткий, необходимый характер) и б) вероятностный детерминизм (опирается на статистические законы, предсказывающие только степень вероятности наступления определенных событий);
  2.  телеологические, финалистские, объяснения: строятся от указания на цели и достижение возможных событий и явлений в будущем к указанию способов организации необходимых для этого условий в настоящем (от цели, отнесенной к будущему, к организации и подчинению событий такой цели).

Каузальные объяснения строятся путем предположений о возможных причинах, которые вызывают, определяют явления, служат их источником. Явления выступают как следствия предполагаемых причин.

Телеологические объяснения предполагают постулирование предположений о таком состоянии явлений или событий в будущем (представление о цели или возможном результате), которое определяет организацию субъектом событий и явлений, происходящих в настоящем. В таких объяснениях и теориях заложены предположения, что явления, происходящие в настоящем, определяются будущим. Это могут быть положения о врожденно заложенных в живом организме механизмах целеполагания-целедостижения, а также положения о наличии у субъекта представлений о целях и результатах их достижения в будущем. Объяснение строится по схеме: явление или событие происходит для того, чтобы в будущем был получен или обеспечен определенный результат; явление или событие происходило в прошлом для того, чтобы обеспечить определенный результат в настоящем.

Телеологические объяснения широко используются в психологии и осуществляются путем раскрытия целей, намерений, мотивов поведения и деятельности субъекта. Механизмы целеполагания постулируются. Авторы таких моделей обычно уходят от ответа на вопрос о том, как у данного организма возникли, сформировались механизмы целеполагания и механизмы подчинения собственной активности таким целям, отнесенным в будущее. Ответ на этот вопрос требует уже использования классических причинно-следственных объяснений. Например, причинно-следственные объяснения формирования у человека психологических механизмов целеполагания и произвольных форм поведения заложены Л.С. Выготским в основу культурно-исторической психологии. Опираясь на культурно-исторический и деятельностный подход к анализу и объяснению психических явлений, В.А. Иванников дает причинно-следственное объяснение формированию у человека механизмов волевой регуляции.

3. Особенности психологических законов

Существуют различные точки зрения на законы в психологии:

  1.  Психология может только описывать то, что дано субъекту в непосредственном опыте (феноменология), и должна ограничиться этим.
  2.  Психология должна регистрировать и классифицировать психические явления; объяснять же психические явления следует на основе законов биологии, физиологии, социологии.
  3.  Психические явления реально существуют и подчиняются специфическим психологическим законам, которые можно изучать объективными методами.
  4.  Психология выявляет и изучает не только объективные природно-предустановленные законы, но и активно устанавливаемые законы, которые выступают продуктом культурно-исторического развития человеческой деятельности и способов организации социальных отношений и носят нормативно-конвенциональный характер.

В современной мировой научной психологии преобладает третья из указанных позиций. В отечественной психологии широко распространена последняя позиция, которая во многом зарождалась в контексте культурно-исторического подхода к анализу и объяснению психических явлений Л.С. Выготского.

Законы в психологии представляет собой выявление и обобщенное определение причинно-следственных отношений, которые устанавливаются как:

  •  эмпирически измеряемые и регистрируемые причины (факторы, условия, взаимодействия с другими субъектами, особенности предметно-практических воздействий субъекта на предметный мир), которые предопределяют формирование различных психических функций у живых организмов в процессах взаимодействия с окружающим миром;
  •  ненаблюдаемые психические функции, механизмы ориентировки в мире и организации поведения, которые в определенных условиях необходимо вызывают: а) наблюдаемые объективно особенности поведения; б) субъективно фиксируемые в форме феноменов психические явления (у человека).

В зависимости от способов построения объяснений в психологии выделяют четыре типа законов (причинно-следственных связей и зависимостей):

  1.  наблюдаемые и регистрируемые эмпирические и феноменологические закономерности (причинно-следственные зависимости и связи);
    1.  эмпирические и теоретические законы, раскрывающие функциональную динамику психических процессов во времени (функциональные и функционально-структурные «психологические механизмы»);
    2.  эмпирические и теоретические законы формирования, структурирования и развития психических образований и различных уровней психической ориентировки и организации поведения: способностей, психических свойств и т.д. (генетические «психологические механизмы»);
    3.  закономерные отношения между разными структурными уровнями организации психических функций (психологические функциональные системы).

4. Специфика психологической причинности

Психологическая причинность предполагает установление скрытых, непосредственно не наблюдаемых причин, в силу которых формируются, развиваются и которым закономерно подчиняются психические явления. При этом следует различать:

  1.  причины, которые закономерно определяют особенности формирования, развития, структурной организации психических функций, и
  2.  причины, которые определяют закономерности функционирования сложившихся психических функций в разных предметных условиях и ситуациях.

Полезно условно противопоставлять: а) законы, которым подчиняется формирование и развитие психических функций у живых организмов в процессах взаимодействия с окружающим миром; б) законы, определяющие особенности поведения живых организмов в объективном мире в зависимости от особенностей реализации сложившихся психических функций.

По отношению к проблеме формирования психологических механизмов организации и регуляции поведения может существовать два типа вопросов.

  1.  Какие причины лежат в основе формирования и развития психологических механизмов организации и регуляции поведения и деятельности? Как формируются такие механизмы?
  2.  Как сформировавшиеся и имеющиеся у субъекта психологические механизмы детерминируют и направляют поведение и деятельность на достижение различных целей и мотивов?

Теоретические ответы на первый тип вопросов будут предполагать разработку преимущественно причинно-следственных объяснений; ответы на второй тип вопросов требуют разработки преимущественно телеологических объяснений.

5. Проблема редукционизма в психологии.

В научной психологии с целью объяснения сложных психических явлений существуют попытки сведения их к более простым. Построение таких способов объяснения носит название научного редукционизма. В психологию часто привлекаются объяснения и теоретические объекты (единицы анализа) из других наук. К редукционизму чаще всего приводят попытки строить объяснения психических явлений средствами какой-либо одной науки без учета онтологической специфики психических явлений. Различают:

  1.  физиологический редукционизм – попытка объяснить психические явления путем сведения их к физиологическим явлениям и процессам, к структурным связям между нейронами, нервными центрами, отделами мозга;
  2.  социологический редукционизм – попытка объяснить психические явления путем сведения их к определенным способам общения и взаимодействия между людьми (например, сведение личностных особенностей к интеракциям);
  3.  логицистский редукционизм – попытка объяснить психические явления путем сведения их к созреванию и развитию различных форм структурной организации действий в логически организованные системы операций (например, в теории Ж. Пиаже);
  4.  информационный (кибернетический) редукционизм – сведение психики к процессам и механизмам переработки информации мозгом человека. При этом анализ психических явлений как информационных процессов чаще всего ограничивается построением возможных моделей преобразования информации о внешнем мире, а также способов ее организации и хранения безотносительно к анализу онтологической специфики психики. Особенно ярко эта тенденция выступает в американской когнитивной психологии.

Существуют мнения, что любая теория необходимо предполагает редукционизм – сведение какой-либо группы явлений или объектов к элементам, единицам и т.п., лежащим в их основе («идеальная точка», атом, ген, интеракция, ассоциация, действие и т. п.). Как правило, объяснения не ограничиваются таким сведением, а предполагают построение, выведение, «конструирование» из исходных единиц или элементов «идеальных» моделей. Такие модели служат объяснению определенных аспектов наблюдаемого (изучаемого) явления. В связи с этим можно достаточно условно разделять объяснения на:

а) редукционистские – преимущественно сводящие сложные явления к более простым;

б) конструктивистские – преимущественно строящие сложные предметы и явления путем их теоретического конструирования (выведения) из простых предметов и явлений.

Альтернатива редукционизма – такое выделение единицы анализа, в которой потенциально (имплицитно) представлены все свойства и особенности определенной, требующей объяснения стороны какой-либо группы явлений (Выготский, 1982; Давыдов, 1996; Щедровицкий, 1995). Предполагается, что такой альтернативой в психологии выступают генетические объяснения.

В отечественной психологии первый методологический подход, заключающийся в выделении «единицы анализа» психических явлений с целью построения «генетических» объяснений, был сформулирован и введен в систему психологических знаний Л.С. Выготским (1982). Введение такой единицы предполагает соблюдение ряда принципов:

  •  Единицей анализа психики может быть только такое целое, которое: а) обладает в простейшей («зачаточной») форме всеми свойствами психики; б) не теряя своих свойств, не раскладывается путем последующего анализа на элементы.
  •  Из такой единицы должно путем построения генетических объяснений выводиться все разнообразие психических явлений.
  •  Такая единица должна представлять исходную основу для развития всех высших форм психических образований.

В последующем эти принципы, с целью избежать редукционизма в исследовании психических явлений, пытались дополнить разные авторы (Зинченко, 1983; Холодная, 1983; Агафонов, 2000; Морозов, 2002).

  •  Единица анализа психики не может быть сведена к непсихическим образованиям;
  •  Единица анализа психики должна существовать на определенном субстрате, из которого строятся психические явления.
  •  Единица анализа психики должна одновременно представлять собой материал (субстрат), структуру, функцию.
  •  Единица анализа психики должна быть эмпирически регистрируемой.
  •  Единица анализа психики должна служить объяснительным принципом и представлять собой модель предмета исследования, позволяющую выявить его основные свойства.

С целью конкретизации и дополнения методологии, заложенной Л.С. Выготским, в последующем была использована методология системного подхода к анализу психических явлений. В отечественной психологии этот подход имплицитно был заложен в рамках деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, а эксплицитно – в разных терминологических модификациях реализован в исследованиях Б.Ф. Ломова, Г.П. Щедровицкого, М.А. Холодной и др.

В работах Б.Ф. Ломова – принципы системного подхода к объяснению психических явлений:

  1.  Человек представляет собой систему разнопорядковых свойств, которые имеют сложную иерархию и динамическую организацию. Развитие и функционирование психических свойств человека может: а) детерминироваться непсихическими свойствами; б) детерминировать проявление непсихических свойств.
  2.  Система психических явлений имеет вертикальное (уровневое) строение и организацию. При этом количество функциональных уровней каждого психического явления может увеличиваться по мере развития психики.
  3.  Психические явления многомерны и могут получить описание и объяснение только на основе анализа, опирающегося на множество взаимно дополнительных оснований. Исследование психических явлений требует системного анализа, который предполагает:
    •  установление взаимосвязей психических явлений с непсихическими явлениями того же уровня (класса): а) психика в отношениях к другим формам отражения – абиотического, биологического, социального; б) психика как один из регуляторов активности; в) психика как структура личностных образований;
    •  анализ совокупности психических явлений как системы относительно самостоятельных функциональных образований, как самостоятельной целостности (когнитивные, регулятивные, коммуникативные функции);
    •  анализ психических явлений в рамках систем более высокого уровня организации: а) в рамках биологических отношений организма со средой; б) в рамках системы межличностных и социальных отношений;
    •  анализ психики как явлений, производных от процессов, протекающих на «микроуровне» нейронной организации психофизиологических и физиологических процессов.
  4.  Психические явления имеют нелинейную системно-динамическую детерминированность. Существуют постоянные изменения в соотношениях между причинами, факторами и условиями, которые детерминируют психические функции:
    •  детерминация психических функций изменяется по мере индивидуального развития;
    •  сходные психические феномены, факты могут определяться разными закономерностями; различные факты могут быть вызваны одной и той же психологической закономерностью;
    •  в качестве причин действий или поступков человека выступает не отдельное событие, а система событий – ситуация. При этом ситуация, в которой осуществляется поведение, постоянно изменяется в результате поведения, активности субъекта;
    •  человеку присуща самодетерминация поведения в форме активного целеполагания;
    •  причины и следствия поведения человека могут быть сильно разведены во времени индивидуальной жизни;
    •  поведенческий акт может быть результатом накопления эффектов предшествующих событий (кумулятивный эффект накопления причинно-следственных связей).

6. Эмпирические и теоретические трудности в исследовании психических явлений

При планировании и реализации различных психологических исследований возникает большое количество методологических проблем и трудностей, которые обусловлены специфическими особенностями предмета психологии.

Проблемы выделения и определения предмета психологического исследования.

Существование многообразия научных и ненаучных подходов к определению психических явлений.

Многообразие объяснений одних и тех же психических явлений и психологических фактов с различных теоретических позиций.

Затруднения при разведении объясняемого и объяснений друг от друга.

Приходится постоянно учитывать феноменологические данные, которые не всегда удается эмпирически верифицировать.

Нечеткость терминологии, которая часто ведет к смешению научно-психологических терминов и обыденных понятий.

Проблемы субъективности: а) методов психологического исследования; б) результатов получаемых в психологических исследованиях; в) интерпретации результатов исследования.

Сталкновение с объективной ненаблюдаемостью развитых форм психических процессов и явлений, а также с их непосредственно-субъективным характером. С начала XX в. в психологии активно ведется поиск объективных методов исследования и регистрации психических явлений. Благодаря теоретическим исследованиям Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина в отечественной психологии принимаются два важнейших положения. (1) Психика формируется и развивается во внешних функциональных связях организма с предметным миром по мере активного осуществления различных ориентировочно-исследовательских и исполнительных операций и действий. При этом исходно психика имеет форму объективно регистрируемых развернутых ориентировочно-исследовательских операций и действий, реализуемых посредством органов чувств. (2) Человеческие психические функции формируются на основе овладения ребенком различными видами человеческих действий и деятельностей путем включения во взаимодействия с другими людьми, опосредствованные использованием языковых и орудийных средств.

Проблемы, связанные с отсутствием линейного детерминизма при установлении психологических закономерностей.

Постоянное изменение соотношений причин, факторов и условий, определяющих протекание психических функций.

Сходные психологические факты и феномены могут определяться разными психологическими закономерностями.

Различные психологические факты и феномены могут быть вызваны одной и той же психологической закономерностью.

В качестве причин действий или поступков человека выступают, как правило, не отдельные события, а система событий и ситуаций. При этом ситуация, в которой осуществляется поведение, постоянно изменяется в результате поведения и действий субъекта.

Человека характеризует самодетерминация поведения в формах активного целеполагания, спонтанности в поведении, надситуативной активности.

При исследовании поведения человека причины и следствия могут быть весьма сильно разведены во времени: часто ошибочно за причину поведения принимается то, что произошло непосредственно перед наблюдаемыми формами поведения субъекта.

Поведенческий акт может быть результатом накопления эффектов предшествующих событий (кумулятивный эффект накопления причинно-следственных связей).

Детерминанты развития психики человека изменяются по мере его индивидуального развития.

7. Основные методологические принципы отечественной психологии

Принцип детерминизма: все явления объективного мира (включая и психические) взаимосвязаны и подчиняются причинно-следственным законам, которые могут быть выявлены. Выявление таких законов – основная цель науки. Это общенаучный принцип, отказ от которого ведет к тому, что научное познание полностью теряет свое значение. Любой закон природы, выявленный в процессе научного исследования, представляет собой причинно-следственную связь.

Принцип системности: для объяснения психических явлений необходимо установление разноуровневых и разнонаправленных причинно-следственных связей,

  •  которые обеспечивают единство функционального состава и структуры явления;
  •  которые обеспечивают функциональные связи изучаемого явления с другими явлениями;
  •  на основе которых изучаемое явление включается в состав более сложных явлений.

Принцип формирования и развития психики в деятельности (принцип единства сознания и деятельности): психика представляет собой ориентировочно-исследовательские компоненты (составляющие) действий живого организма, результатом которых выступает постоянно совершенствующийся образ окружающего мира. По мере развития образ мира, в свою очередь, выступает ориентировочной основой для планирования и организации все более сложных форм поведения и деятельности.

Принцип активности: психическая ориентировка живых организмов носит активный ориентировочно-исследовательский характер, направленный на исследование окружающей среды и на прогнозирование ее возможных изменений.

Принцип развития, объяснение психических явлений и процессов возможно только при изучении закономерностей их формирования и развития:

  •  в филогенезе и антропогенезе (эволюционное развитие и антропогенез);
  •  в процессах социогенеза, в процессах исторического развития человечества;
  •  в онтогенезе, в процессах индивидуального развития психики.

Принцип историзма: объяснение особенностей и закономерностей развития психики человека возможно только при учете конкретно-исторических условий его индивидуального развития. Каждая эпоха развития человечества и специфика конкретных социальных условий существенным образом определяют качественные особенности формирующейся в онтогенезе психики каждого человека.

Наряду с научными общепсихологическими принципами некоторые авторы формулируют также методологические принципы, которые фиксируют специфические особенности отечественного культурно-исторического, систем-но-деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений.

А.Г. Асмолов

Принципы психологического анализа в деятельностном подходе к объяснению психических явлений (Асмолов, 1996):

  •  принцип предметности как оппозиция принципу стимульности;
  •  принцип активности как оппозиция принципу реактивности;
  •  принцип неадаптивной природы предметной деятельности человека как оппозиция принципу адаптивности;
  •  принцип опосредствования как оппозиция принципу непосредственных ассоциативных связей;
  •  принцип интериоризации – экстериоризации деятельности как оппозиция принципу социализации;
  •  принцип психологического анализа по единицам как оппозиция принципу анализа по элементам;
  •  принцип зависимости психического отражения от места отображаемого объекта в структуре деятельности.

А.А. Леонтьев

Обобщенные постулаты, на которые опирается деятельностный подход к анализу и объяснению психических явлений (Леонтьев А. А., 2001):

  •  человеческие отношения к окружающему миру опосредствованы активной деятельностью (преодоление постулата непосредственности);
  •  деятельность есть исходный источник и (вторично) результат единства процессов преобразования и отражения действительности;
  •  «внешняя» деятельность есть исходный источник и (вторично) результат «внутренних», умственных, форм деятельности (процесс интериоризации);
  •  деятельность есть исходный источник и (вторично) результат единства субъективного и объективного, индивидуального и социального.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72336. Курение и его влияние на здоровье человека 13.39 KB
  Одна из самых опасных болезней химической зависимости относимая к вредным привычкам – табакокурение. Курение особо опасно в определенные возрастные периоды –- юность старческий возраст. Курение в интенсивном режиме вызывает переутомление и явления острого отравления: головную боль бледность...
72337. Криминогенная опасность 30.55 KB
  Очевидно что несмотря на несовпадение угла зрения той или иной науки на преступника должен быть общий методологический подход к решению проблемы о сущности и понятии его личности. Традиционно в структуре личности выделяют следующие элементы: 1 социальный статус включающий в себя...
72338. Классификация вредных веществ по степени воздействия на организм человека 15.18 KB
  Эффект токсического воздействия зависит от количества попавшего в организм АХОВ аварийные химически опасные вещества их физико-химических свойств длительности и интенсивности поступления взаимодействия с биологическими средами кровью ферментами.
72339. Защита от вредных веществ и обеспечение параметров микроклимата 79.25 KB
  По мере увеличения величины тока организм человека отвечает соответствующими реакциями. Можно выделить 3 основные реакции: Ощущение тока. В электроустановках за смертельный порог берется значения фибрилляционного тока.
72340. Вредные привычки и их социальные последствия 13.03 KB
  Преступность агрессивность поведения пагубное влияние на потомство - вот социальные последствия алкоголизма наркомании токсикомании. Алкоголизм –- серьезное заболевание обусловленное пристрастием к употреблению алкоголя. В социальном аспекте алкоголизм является причиной разводов в семье.
72341. Влияние на человека электромагнитных полей и (неионизирующих) излучений 20.7 KB
  Действие ЭМП радиочастот на центральную нервную систему при плотности потока энергии ППЭ более 1 м Вт см2 свидетельствует о ее высокой чувствительности к электромагнитным излучениям. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна разности потенциалов т.
72342. 2 вида эффекта облучения: пороговые и беспороговые 16.14 KB
  Пороговый эффект облучения это биологические эффекты облучения в отношении которых предполагается существование порога выше которого тяжесть эффекта зависит от дозы. Пороговые эффекты облучения радиационные поражения: 1 острые поражения острая лучевая болезнь ОЛБ наступает при облучении...
72343. Защитные сооружения гражданской обороны 85 KB
  По защитным свойствам: убежища; противорадиационные укрытия далее ПРУ; простейшие укрытия. Под убежища и противорадиационные укрытия далее –- ПРУ можно приспосабливать естественные и искусственные подземные горные выработки.
72344. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля 356.5 KB
  Для измерения величин характеризующих синтезирующие излучения используют следующие внесистемные единицы: Рентген единица экспозиционной дозы рентгеновского или гамма-излучения под воздействием которого в 1 см3 сухого воздуха при t=00С и давлении 760 мм рт.