39127

ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Лекция

Психология и эзотерика

ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ План 1. Научное познание психических явлений и его результаты Если обыденное познание психических явлений исходно опирается на непосредственночувственные данные и эмоциональные переживания возникающие в повседневном опыте субъекта то научное познание психики предполагает соблюдение ряда строгих процедур и требований которых придерживаются в любой сфере научной деятельности. Поиск объективных методов исследования и обоснование способов анализа и объяснения психических явлений это...

Русский

2013-10-01

126 KB

22 чел.

PAGE  1


Способы объяснения в психологии

мпирические

Обыденные

Теоретические

Умозрительно-мистические и религиозно-мистические

Научные объяснения и теории

  •  

ЛЕКЦИЯ 3. ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

План

1. Научное познание психических явлений и его результаты

Если обыденное познание психических явлений исходно опирается на непосредственно-чувственные данные и эмоциональные переживания, возникающие в повседневном опыте субъекта, то научное познание психики предполагает соблюдение ряда строгих процедур и требований, которых придерживаются в любой сфере научной деятельности.

Поиск объективных методов исследования и обоснование способов анализа и объяснения психических явлений – это проблемы, сохраняющие свою актуальность с момента появления научной психологии. При изучении психических явлений возникает необходимость в построении конкретно-научной методологии.

Современная психология располагает широким диапазоном описательных и объяснительных знаний разной степени верифицированности – от религиозно-мистических, основанных на вере, умозрительных предположений и интерпретаций до тщательно проверенных экспериментально научных знаний.

Два источника получения описательных знаний о психических явлениях:

  1.  регистрация психических явлений, которые субъект фиксирует и описывает на основе самонаблюдения, интроспекции, рефлексии; результаты такого познания носят субъективно-описательный (феноменологический) характер и называются феноменами,
  2.  эмпирические объективно-описательные знания, получаемые путем регистрации, измерения и фиксирования различных параметров поведения, действий, способов общения; когда такие результаты фиксируются с помощью приборов и методов измерения, они получают статус научных фактов.

Объяснительные, теоретические знания направлены на установление причин, лежащих в основе фактов и феноменов; они необходимы для построения объяснений с целью предсказания определенного круга явлений.

По степени обоснованности и способам использования различают:

  1.  объяснения эмпирические (основанные на знании эмпирических закономерностей) и
  2.  объяснения теоретические (опирающиеся на гипотезы, гипотетические предметы, модели, связи).

Теоретические объяснения можно разделить на:

а) обыденные (основанные на допущениях и предположениях «здравого смысла» и феноменологии субъекта);

б) умозрительно-мистические и религиозно-мистические объяснения (ссылающиеся на недостаточно обоснованные или недоступные познанию, трансцендентальные основания;

в) научные объяснения и теории.

Таким образом, результаты научного познания фиксируются с помощью знаково-символических средств и включают:

  1.  описательные знания о психических явлениях, которые складываются из двух источников: 1) эмпирические знания (объективно-описательные): регистрация и фиксирование результатов, получаемых путем непосредственного чувственного восприятия различных параметров поведения, действий, способов общения людей. Когда такие результаты фиксируются с помощью методов измерения и приборов, они получают статус научных фактов; 2) феноменологические знания (субъективно-описательные): субъективная регистрация и описание психических явлений (феноменов), которые субъект наблюдает и познает путем «заглядывания внутрь себя» – на основе самонаблюдения и интроспекции. Результаты такого познания называют феноменами;
  2.  знания объяснительные, которые направлены на установление причин (объяснение) фактов и феноменов. При этом есть: а) эмпирические объяснения: в таких объяснениях причины явлений наблюдаемы и представляют собой другие явления. Такие наблюдаемые причинно-следственные отношения и связи между явлениями называют эмпирическими закономерностями; 2) теоретические объяснения (психологические теории): объяснение фактов и феноменов строится на основе предположений (гипотез) о неявных, ненаблюдаемых причинах, основаниях, сущностях.

2. Требования, предъявляющиеся к современным научно-психологическим теориям. Способы объяснения психических явлений

Требования:

  1.  Четкая формулировка объяснительных принципов теории: гипотез, постулатов, моделей. При этом учитывается обоснованность, убедительность и степень экспериментальной подтверждаемости теоретических объяснительных принципов.
  2.  Указание предметной отнесенности: диапазон психологических фактов и явлений, которые можно объяснить, опираясь на теорию (в сравнении с другими альтернативными психологическими теориями).
  3.  Возможность осуществлять прогноз на основе теории: предсказание новых явлений и фактов, которые выводятся из системы теоретических предположений и обнаруживаются в ходе наблюдений и экспериментов.

В качестве постулатов и объяснительных принципов в психологии используются теоретические предположения (гиротезы), в которых фиксируются предполагаемые причины в форме составно-структурных, функциональных и генетических особенностей протекания и формирования психических явлений.

Способы объяснения.

В классических естественных науках достоверными признаются знания, которые получили свое объяснение и воспроизводимы в практике или эксперименте на основе предсказаний, которые дает теория. В психологии, помимо классических форм построения научных объяснений, часто опираются на «методы квазиобъяснений». Таких методов трудно избежать в исследовании психических явлений, но опора только на них ведет к противоречиям, исчезновению объективности в получаемых знаниях и даже мистицизму. Так, в истории психологии существовали и существуют направления «описательной» «понимающей» психологии, которые отвергают классические объяснительные методы исследования. В настоящее время на «методах понимания» (истолкования) основаны многие направления гуманистической психологии.

Квазиобъяснение – способ познания путем интерпретации, истолкования явлений и событий, опирающийся на необоснованные и неподтвержденные объяснительные основания, в которые верит объясняющий явления субъект. Можно выделить два основных типа квазиобъяснений.

Квазиобъяснение путем идентификации и эмпатии (рациональное и эмоциональное отождествление, психологическое понимание). Субъект, строящий объяснение, мысленно «уподобляется» состояниям, мнениям, переживаниям другого субъекта и на этой основе по аналогии со своим жизненным опытом дает объяснение его психическим или поведенческим особенностям.

Квазиобъяснение путем интерпретации, истолкования фактов, событий, процессов без опоры на достоверные объективные законы и верифицированные объяснительные основания (опора на мнения, герменевтический метод познания). Чаще всего интерпретации подвергаются события индивидуальной духовной жизни, а также поступки людей.

Наиболее достоверными в рамках любой науки являются теории, которые опираются на причинно-следственные связи. Вместе с тем, когда исследуются живые объекты, а также социальные или психические явления, причинно-следственные объяснения не всегда оказываются достаточными.

Объяснение – способ познания явлений и событий путем их подведения под общий закон, теорию, концепцию, которые верифицированы научными методами, а также процессы выведения (объяснения) явлений, фактов из общих законов или теорий. В зависимости от расположения связей между событиями во времени научные теории могут опираться на два типа объяснений:

  1.  причинно-следственные (каузальные) объяснения: строятся путем указания на причины явлений в прошлом к явлениям в настоящем (следствиям) и, далее, от явлений в настоящем к их возможным изменениям в будущем. При этом различают: а) лапласовский (классический), детерминизм (в основе лежат законы, следствия которых могут быть четко предсказаны и действие которых имеет жесткий, необходимый характер) и б) вероятностный детерминизм (опирается на статистические законы, предсказывающие только степень вероятности наступления определенных событий);
  2.  телеологические, финалистские, объяснения: строятся от указания на цели и достижение возможных событий и явлений в будущем к указанию способов организации необходимых для этого условий в настоящем (от цели, отнесенной к будущему, к организации и подчинению событий такой цели).

Каузальные объяснения строятся путем предположений о возможных причинах, которые вызывают, определяют явления, служат их источником. Явления выступают как следствия предполагаемых причин.

Телеологические объяснения предполагают постулирование предположений о таком состоянии явлений или событий в будущем (представление о цели или возможном результате), которое определяет организацию субъектом событий и явлений, происходящих в настоящем. В таких объяснениях и теориях заложены предположения, что явления, происходящие в настоящем, определяются будущим. Это могут быть положения о врожденно заложенных в живом организме механизмах целеполагания-целедостижения, а также положения о наличии у субъекта представлений о целях и результатах их достижения в будущем. Объяснение строится по схеме: явление или событие происходит для того, чтобы в будущем был получен или обеспечен определенный результат; явление или событие происходило в прошлом для того, чтобы обеспечить определенный результат в настоящем.

Телеологические объяснения широко используются в психологии и осуществляются путем раскрытия целей, намерений, мотивов поведения и деятельности субъекта. Механизмы целеполагания постулируются. Авторы таких моделей обычно уходят от ответа на вопрос о том, как у данного организма возникли, сформировались механизмы целеполагания и механизмы подчинения собственной активности таким целям, отнесенным в будущее. Ответ на этот вопрос требует уже использования классических причинно-следственных объяснений. Например, причинно-следственные объяснения формирования у человека психологических механизмов целеполагания и произвольных форм поведения заложены Л.С. Выготским в основу культурно-исторической психологии. Опираясь на культурно-исторический и деятельностный подход к анализу и объяснению психических явлений, В.А. Иванников дает причинно-следственное объяснение формированию у человека механизмов волевой регуляции.

3. Особенности психологических законов

Существуют различные точки зрения на законы в психологии:

  1.  Психология может только описывать то, что дано субъекту в непосредственном опыте (феноменология), и должна ограничиться этим.
  2.  Психология должна регистрировать и классифицировать психические явления; объяснять же психические явления следует на основе законов биологии, физиологии, социологии.
  3.  Психические явления реально существуют и подчиняются специфическим психологическим законам, которые можно изучать объективными методами.
  4.  Психология выявляет и изучает не только объективные природно-предустановленные законы, но и активно устанавливаемые законы, которые выступают продуктом культурно-исторического развития человеческой деятельности и способов организации социальных отношений и носят нормативно-конвенциональный характер.

В современной мировой научной психологии преобладает третья из указанных позиций. В отечественной психологии широко распространена последняя позиция, которая во многом зарождалась в контексте культурно-исторического подхода к анализу и объяснению психических явлений Л.С. Выготского.

Законы в психологии представляет собой выявление и обобщенное определение причинно-следственных отношений, которые устанавливаются как:

  •  эмпирически измеряемые и регистрируемые причины (факторы, условия, взаимодействия с другими субъектами, особенности предметно-практических воздействий субъекта на предметный мир), которые предопределяют формирование различных психических функций у живых организмов в процессах взаимодействия с окружающим миром;
  •  ненаблюдаемые психические функции, механизмы ориентировки в мире и организации поведения, которые в определенных условиях необходимо вызывают: а) наблюдаемые объективно особенности поведения; б) субъективно фиксируемые в форме феноменов психические явления (у человека).

В зависимости от способов построения объяснений в психологии выделяют четыре типа законов (причинно-следственных связей и зависимостей):

  1.  наблюдаемые и регистрируемые эмпирические и феноменологические закономерности (причинно-следственные зависимости и связи);
    1.  эмпирические и теоретические законы, раскрывающие функциональную динамику психических процессов во времени (функциональные и функционально-структурные «психологические механизмы»);
    2.  эмпирические и теоретические законы формирования, структурирования и развития психических образований и различных уровней психической ориентировки и организации поведения: способностей, психических свойств и т.д. (генетические «психологические механизмы»);
    3.  закономерные отношения между разными структурными уровнями организации психических функций (психологические функциональные системы).

4. Специфика психологической причинности

Психологическая причинность предполагает установление скрытых, непосредственно не наблюдаемых причин, в силу которых формируются, развиваются и которым закономерно подчиняются психические явления. При этом следует различать:

  1.  причины, которые закономерно определяют особенности формирования, развития, структурной организации психических функций, и
  2.  причины, которые определяют закономерности функционирования сложившихся психических функций в разных предметных условиях и ситуациях.

Полезно условно противопоставлять: а) законы, которым подчиняется формирование и развитие психических функций у живых организмов в процессах взаимодействия с окружающим миром; б) законы, определяющие особенности поведения живых организмов в объективном мире в зависимости от особенностей реализации сложившихся психических функций.

По отношению к проблеме формирования психологических механизмов организации и регуляции поведения может существовать два типа вопросов.

  1.  Какие причины лежат в основе формирования и развития психологических механизмов организации и регуляции поведения и деятельности? Как формируются такие механизмы?
  2.  Как сформировавшиеся и имеющиеся у субъекта психологические механизмы детерминируют и направляют поведение и деятельность на достижение различных целей и мотивов?

Теоретические ответы на первый тип вопросов будут предполагать разработку преимущественно причинно-следственных объяснений; ответы на второй тип вопросов требуют разработки преимущественно телеологических объяснений.

5. Проблема редукционизма в психологии.

В научной психологии с целью объяснения сложных психических явлений существуют попытки сведения их к более простым. Построение таких способов объяснения носит название научного редукционизма. В психологию часто привлекаются объяснения и теоретические объекты (единицы анализа) из других наук. К редукционизму чаще всего приводят попытки строить объяснения психических явлений средствами какой-либо одной науки без учета онтологической специфики психических явлений. Различают:

  1.  физиологический редукционизм – попытка объяснить психические явления путем сведения их к физиологическим явлениям и процессам, к структурным связям между нейронами, нервными центрами, отделами мозга;
  2.  социологический редукционизм – попытка объяснить психические явления путем сведения их к определенным способам общения и взаимодействия между людьми (например, сведение личностных особенностей к интеракциям);
  3.  логицистский редукционизм – попытка объяснить психические явления путем сведения их к созреванию и развитию различных форм структурной организации действий в логически организованные системы операций (например, в теории Ж. Пиаже);
  4.  информационный (кибернетический) редукционизм – сведение психики к процессам и механизмам переработки информации мозгом человека. При этом анализ психических явлений как информационных процессов чаще всего ограничивается построением возможных моделей преобразования информации о внешнем мире, а также способов ее организации и хранения безотносительно к анализу онтологической специфики психики. Особенно ярко эта тенденция выступает в американской когнитивной психологии.

Существуют мнения, что любая теория необходимо предполагает редукционизм – сведение какой-либо группы явлений или объектов к элементам, единицам и т.п., лежащим в их основе («идеальная точка», атом, ген, интеракция, ассоциация, действие и т. п.). Как правило, объяснения не ограничиваются таким сведением, а предполагают построение, выведение, «конструирование» из исходных единиц или элементов «идеальных» моделей. Такие модели служат объяснению определенных аспектов наблюдаемого (изучаемого) явления. В связи с этим можно достаточно условно разделять объяснения на:

а) редукционистские – преимущественно сводящие сложные явления к более простым;

б) конструктивистские – преимущественно строящие сложные предметы и явления путем их теоретического конструирования (выведения) из простых предметов и явлений.

Альтернатива редукционизма – такое выделение единицы анализа, в которой потенциально (имплицитно) представлены все свойства и особенности определенной, требующей объяснения стороны какой-либо группы явлений (Выготский, 1982; Давыдов, 1996; Щедровицкий, 1995). Предполагается, что такой альтернативой в психологии выступают генетические объяснения.

В отечественной психологии первый методологический подход, заключающийся в выделении «единицы анализа» психических явлений с целью построения «генетических» объяснений, был сформулирован и введен в систему психологических знаний Л.С. Выготским (1982). Введение такой единицы предполагает соблюдение ряда принципов:

  •  Единицей анализа психики может быть только такое целое, которое: а) обладает в простейшей («зачаточной») форме всеми свойствами психики; б) не теряя своих свойств, не раскладывается путем последующего анализа на элементы.
  •  Из такой единицы должно путем построения генетических объяснений выводиться все разнообразие психических явлений.
  •  Такая единица должна представлять исходную основу для развития всех высших форм психических образований.

В последующем эти принципы, с целью избежать редукционизма в исследовании психических явлений, пытались дополнить разные авторы (Зинченко, 1983; Холодная, 1983; Агафонов, 2000; Морозов, 2002).

  •  Единица анализа психики не может быть сведена к непсихическим образованиям;
  •  Единица анализа психики должна существовать на определенном субстрате, из которого строятся психические явления.
  •  Единица анализа психики должна одновременно представлять собой материал (субстрат), структуру, функцию.
  •  Единица анализа психики должна быть эмпирически регистрируемой.
  •  Единица анализа психики должна служить объяснительным принципом и представлять собой модель предмета исследования, позволяющую выявить его основные свойства.

С целью конкретизации и дополнения методологии, заложенной Л.С. Выготским, в последующем была использована методология системного подхода к анализу психических явлений. В отечественной психологии этот подход имплицитно был заложен в рамках деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, а эксплицитно – в разных терминологических модификациях реализован в исследованиях Б.Ф. Ломова, Г.П. Щедровицкого, М.А. Холодной и др.

В работах Б.Ф. Ломова – принципы системного подхода к объяснению психических явлений:

  1.  Человек представляет собой систему разнопорядковых свойств, которые имеют сложную иерархию и динамическую организацию. Развитие и функционирование психических свойств человека может: а) детерминироваться непсихическими свойствами; б) детерминировать проявление непсихических свойств.
  2.  Система психических явлений имеет вертикальное (уровневое) строение и организацию. При этом количество функциональных уровней каждого психического явления может увеличиваться по мере развития психики.
  3.  Психические явления многомерны и могут получить описание и объяснение только на основе анализа, опирающегося на множество взаимно дополнительных оснований. Исследование психических явлений требует системного анализа, который предполагает:
    •  установление взаимосвязей психических явлений с непсихическими явлениями того же уровня (класса): а) психика в отношениях к другим формам отражения – абиотического, биологического, социального; б) психика как один из регуляторов активности; в) психика как структура личностных образований;
    •  анализ совокупности психических явлений как системы относительно самостоятельных функциональных образований, как самостоятельной целостности (когнитивные, регулятивные, коммуникативные функции);
    •  анализ психических явлений в рамках систем более высокого уровня организации: а) в рамках биологических отношений организма со средой; б) в рамках системы межличностных и социальных отношений;
    •  анализ психики как явлений, производных от процессов, протекающих на «микроуровне» нейронной организации психофизиологических и физиологических процессов.
  4.  Психические явления имеют нелинейную системно-динамическую детерминированность. Существуют постоянные изменения в соотношениях между причинами, факторами и условиями, которые детерминируют психические функции:
    •  детерминация психических функций изменяется по мере индивидуального развития;
    •  сходные психические феномены, факты могут определяться разными закономерностями; различные факты могут быть вызваны одной и той же психологической закономерностью;
    •  в качестве причин действий или поступков человека выступает не отдельное событие, а система событий – ситуация. При этом ситуация, в которой осуществляется поведение, постоянно изменяется в результате поведения, активности субъекта;
    •  человеку присуща самодетерминация поведения в форме активного целеполагания;
    •  причины и следствия поведения человека могут быть сильно разведены во времени индивидуальной жизни;
    •  поведенческий акт может быть результатом накопления эффектов предшествующих событий (кумулятивный эффект накопления причинно-следственных связей).

6. Эмпирические и теоретические трудности в исследовании психических явлений

При планировании и реализации различных психологических исследований возникает большое количество методологических проблем и трудностей, которые обусловлены специфическими особенностями предмета психологии.

Проблемы выделения и определения предмета психологического исследования.

Существование многообразия научных и ненаучных подходов к определению психических явлений.

Многообразие объяснений одних и тех же психических явлений и психологических фактов с различных теоретических позиций.

Затруднения при разведении объясняемого и объяснений друг от друга.

Приходится постоянно учитывать феноменологические данные, которые не всегда удается эмпирически верифицировать.

Нечеткость терминологии, которая часто ведет к смешению научно-психологических терминов и обыденных понятий.

Проблемы субъективности: а) методов психологического исследования; б) результатов получаемых в психологических исследованиях; в) интерпретации результатов исследования.

Сталкновение с объективной ненаблюдаемостью развитых форм психических процессов и явлений, а также с их непосредственно-субъективным характером. С начала XX в. в психологии активно ведется поиск объективных методов исследования и регистрации психических явлений. Благодаря теоретическим исследованиям Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина в отечественной психологии принимаются два важнейших положения. (1) Психика формируется и развивается во внешних функциональных связях организма с предметным миром по мере активного осуществления различных ориентировочно-исследовательских и исполнительных операций и действий. При этом исходно психика имеет форму объективно регистрируемых развернутых ориентировочно-исследовательских операций и действий, реализуемых посредством органов чувств. (2) Человеческие психические функции формируются на основе овладения ребенком различными видами человеческих действий и деятельностей путем включения во взаимодействия с другими людьми, опосредствованные использованием языковых и орудийных средств.

Проблемы, связанные с отсутствием линейного детерминизма при установлении психологических закономерностей.

Постоянное изменение соотношений причин, факторов и условий, определяющих протекание психических функций.

Сходные психологические факты и феномены могут определяться разными психологическими закономерностями.

Различные психологические факты и феномены могут быть вызваны одной и той же психологической закономерностью.

В качестве причин действий или поступков человека выступают, как правило, не отдельные события, а система событий и ситуаций. При этом ситуация, в которой осуществляется поведение, постоянно изменяется в результате поведения и действий субъекта.

Человека характеризует самодетерминация поведения в формах активного целеполагания, спонтанности в поведении, надситуативной активности.

При исследовании поведения человека причины и следствия могут быть весьма сильно разведены во времени: часто ошибочно за причину поведения принимается то, что произошло непосредственно перед наблюдаемыми формами поведения субъекта.

Поведенческий акт может быть результатом накопления эффектов предшествующих событий (кумулятивный эффект накопления причинно-следственных связей).

Детерминанты развития психики человека изменяются по мере его индивидуального развития.

7. Основные методологические принципы отечественной психологии

Принцип детерминизма: все явления объективного мира (включая и психические) взаимосвязаны и подчиняются причинно-следственным законам, которые могут быть выявлены. Выявление таких законов – основная цель науки. Это общенаучный принцип, отказ от которого ведет к тому, что научное познание полностью теряет свое значение. Любой закон природы, выявленный в процессе научного исследования, представляет собой причинно-следственную связь.

Принцип системности: для объяснения психических явлений необходимо установление разноуровневых и разнонаправленных причинно-следственных связей,

  •  которые обеспечивают единство функционального состава и структуры явления;
  •  которые обеспечивают функциональные связи изучаемого явления с другими явлениями;
  •  на основе которых изучаемое явление включается в состав более сложных явлений.

Принцип формирования и развития психики в деятельности (принцип единства сознания и деятельности): психика представляет собой ориентировочно-исследовательские компоненты (составляющие) действий живого организма, результатом которых выступает постоянно совершенствующийся образ окружающего мира. По мере развития образ мира, в свою очередь, выступает ориентировочной основой для планирования и организации все более сложных форм поведения и деятельности.

Принцип активности: психическая ориентировка живых организмов носит активный ориентировочно-исследовательский характер, направленный на исследование окружающей среды и на прогнозирование ее возможных изменений.

Принцип развития, объяснение психических явлений и процессов возможно только при изучении закономерностей их формирования и развития:

  •  в филогенезе и антропогенезе (эволюционное развитие и антропогенез);
  •  в процессах социогенеза, в процессах исторического развития человечества;
  •  в онтогенезе, в процессах индивидуального развития психики.

Принцип историзма: объяснение особенностей и закономерностей развития психики человека возможно только при учете конкретно-исторических условий его индивидуального развития. Каждая эпоха развития человечества и специфика конкретных социальных условий существенным образом определяют качественные особенности формирующейся в онтогенезе психики каждого человека.

Наряду с научными общепсихологическими принципами некоторые авторы формулируют также методологические принципы, которые фиксируют специфические особенности отечественного культурно-исторического, систем-но-деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений.

А.Г. Асмолов

Принципы психологического анализа в деятельностном подходе к объяснению психических явлений (Асмолов, 1996):

  •  принцип предметности как оппозиция принципу стимульности;
  •  принцип активности как оппозиция принципу реактивности;
  •  принцип неадаптивной природы предметной деятельности человека как оппозиция принципу адаптивности;
  •  принцип опосредствования как оппозиция принципу непосредственных ассоциативных связей;
  •  принцип интериоризации – экстериоризации деятельности как оппозиция принципу социализации;
  •  принцип психологического анализа по единицам как оппозиция принципу анализа по элементам;
  •  принцип зависимости психического отражения от места отображаемого объекта в структуре деятельности.

А.А. Леонтьев

Обобщенные постулаты, на которые опирается деятельностный подход к анализу и объяснению психических явлений (Леонтьев А. А., 2001):

  •  человеческие отношения к окружающему миру опосредствованы активной деятельностью (преодоление постулата непосредственности);
  •  деятельность есть исходный источник и (вторично) результат единства процессов преобразования и отражения действительности;
  •  «внешняя» деятельность есть исходный источник и (вторично) результат «внутренних», умственных, форм деятельности (процесс интериоризации);
  •  деятельность есть исходный источник и (вторично) результат единства субъективного и объективного, индивидуального и социального.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54327. Методичні рекомендації щодо формування комунікативно-мовленнєвих умінь в учнів початкових класів на уроках української мови в російськомовних класах 367.5 KB
  Діти що приходять у 1 клас особливо російськомовні мають обмежений словниковий запас для спілкування українською мовою. Наприклад: ТВАРИНИ Ведмідь медведь Лисиця лисица Вовк волк Заєць заяц Білка белка Їжак ежик Мавпа обезьяна Пташка птичка Жаба лягушка Ящірка ящерица Бобер бобёр Кажан летучая мышь Паралельно з цією карткою діти працюють з карткою з малюнками на якій намальовані ті предмети які були записані в картці словами. Скажіть діти кого із названих членів сім'ї ви вдома називаєте не так Пропоную з...
54328. Метод проектів як основа творчого розвитку особистості 170.5 KB
  Практична теоретична пізнавальна значимість передбачуваних результатів наприклад доповідь у відповідні служби про демографічний стан даного регіону фактори що впливають на цей стан тенденції що просліджуються в розвитку даної проблеми; спільний з партнером по проекту випуск газети альманаху з репортажами з місця подій; охорона лісу в різних місцевостях план заходів і т. Структурування змістовної частини проекту із указівкою поетапних результатів. Але незалежно від типу проекту всі вони в означеній мірі неповторні та унікальні;...
54329. Групування, формули, адресація, імена комірок, авто заповнення в Microsoft Excel (MICROSOFT OFFICE 2010) 429 KB
  Мета: Навчитися обєднувати дані за природними групами, користуватися документом, в якому є групування, створювати в комірках формули для обчислення нових даних, копіювати дані та формули, призначати імена коміркам, користуватися автозаповненням.
54330. ПРОЕКТНА ДІЯЛЬНІСТЬ НА УРОКАХ ІНФОРМАТИКИ 239.5 KB
  Це з одного боку сукупність прийомів операцій оволодіння певною областю практичного або теоретичного знання тієї чи іншої діяльності. Цей результат можна побачити осмислити застосувати в реальній практичній діяльності. Саме тому на уроках інформатики корисно вводити елементи проектної діяльності. Провідні принципи такої діяльності: Основні вимоги до проекту Необхідно наявність соціально значущої задачі проблеми дослідної інформаційної практичної.
54331. Застосування методу проектів на уроках світової літератури 797.5 KB
  У сучасній школі можна виділити чотири основні напрями при яких ефективно застосовувати методи проектів: 1 проект як метод навчання на уроці; 2 проектні технології дистанційного навчання; 3 для формування дослідницьких навичок школярів у позаурочній роботі;4 як метод організації дослідницької діяльності вчителів. Метод проектів знаходить все більше поширення у системі освіти різних країн світу. Із історії виникнення методу проектів Метод проектів не є принципово новим у світовій педагогіці. Метод проектів ефективна технологія навчання...
54332. Використання прийомів і методів розвивального навчання в традиційній початковій школі 246 KB
  Створення ситуації розриву СР пропонується завдання зовні схоже на попереднє але в корені ні. Аналіз умов аналіз того що було в попередньому способі що дозволяло нам виконувати завдання а зараз ні. І по тому які завдання учень вибрав для самостійної роботи можна встановити на якому етапі осмислення поняття він знаходиться. Це завдання які уже виконані кимось а дитині потрібно їх оцінити.
54334. Формування логічного мовлення школярів у період навчання грамоти засобами словниково-логічних вправ 192 KB
  Важливе місце у цьому процесі належить збагаченню словника дитини словаминазвами предметів їхніми якостями діями. Як свідчить практика головна увага вчителя у цей час спрямована на вивчення звукового комплексу слова тим часом його лексичне значення нерідко залишається поза увагою. Досвід підказує що шестирічна дитина здатна розрізняти і фонетичну і семантичну сторони слова усвідомлювати його як мовну одиницю. В основі методики формування лексичних понять необхідна робота над лексичним значенням слова.
54335. ВІДЛУННЯ ЕПОХ У МУЗИЧНОМУ МИСТЕЦТВІ 43.5 KB
  Без музики важко переконати людину яка вступає в світ у тому що людина прекрасна а це переконання по суті є основою емоційної естетичної моральної культури В. Загальна...