39128

ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. ЭВОЛЮЦИЯ И ПСИХИКА

Лекция

Психология и эзотерика

ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. Теории эволюционирования живых организмов Общебиологические теории Ж. Обе направлены на объяснение многообразия различий в формах живых организмов а также способов их приспособления к среде обитания путем формулирования и указания предполагаемых причин и законов. Движущая сила развития органического мира – врожденное стремление живых организмов к прогрессивному развитию различных функций.

Русский

2013-10-01

89 KB

2 чел.

PAGE  1

ЛЕКЦИЯ 4. ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. ЭВОЛЮЦИЯ И ПСИХИКА

План

1. Теории эволюционирования живых организмов

Общебиологические теории Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина альтернативные. Обе направлены на объяснение многообразия различий в формах живых организмов, а также способов их приспособления к среде обитания путем формулирования и указания предполагаемых причин и законов.

В биологии теория эволюции Дарвина пришла на смену теории Ламарка. В последующем теория эволюции постоянно конкретизировалась. До настоящего времени не существует достаточно обоснованной научной альтернативы теории эволюции, которая обеспечивала бы объяснение того же диапазона биологических явлений. При этом в рамках теории сохраняются вопросы, по отношению к которым у ученых существуют разные позиции:

  •  протекает ли процесс эволюции медленно или возможны скачкообразные формы видообразования (саль-тационизм)?
  •  носит ли эволюционный процесс случайный, или же направленный характер (телеологизм)?
  •  возможно ли обратное влияние особенностей фенотипа на генотип или невозможно?

На основе законов биологической эволюции строился и современные научные теории формирования и функционирования психики.

Ж.Б. Ламарк (1744–1829).

  •  Движущая сила развития органического мира – врожденное стремление живых организмов к прогрессивному развитию различных функций.
  •  Новые признаки у живых организмов формируются прижизненно, в процессах приспособления к меняющимся условиям среды.
  •  Сформированные в онтогенезе у родительских организмов морфологические, физиологические, поведенческие признаки закрепляются и передаются по наследству потомкам.
  •  Приобретая различные признаки, разные особи одного итого же вида животных постепенно дифференцируются в новые виды.

Ч. Дарвин (1809-1882)

  •  Принцип наследственности: существуют высокие корреляции в степени сходства по различным признакам у родительских организмов и их потомства.
  •  Принцип изменчивости: в любой популяции организмов существует межиндивидуальная изменчивость по анатомическим особенностям, физиологии и поведению.
  •  Принцип отбора: каждое поколение живых организмов оставляет потомство, по численности превосходящее популяцию родительских организмов. При этом только некоторые вариантные формы организмов в каждом поколении выживают и оставляют потомство чаще, чем другие формы.
  •  Принцип борьбы за существование: причина того, что некоторые формы организмов в любой популяции выживают и имеют возможность оставить потомство, заключается в том, что ресурсов для выживания в среде обитания недостаточно и некоторые формы животных в популяции превосходят другие в средствах и возможностях их получения.

Современная «синтетическая теория эволюции»

  •  Сложилась на основе классического дарвинизма, дополненного данными теоретической генетики, биохимии, биологической экологии и других наук.
  •  Эволюция протекает на уровне популяций, а не на уровне одной особи и может обеспечиваться: а) процессами преадаптации (накопления мутаций); б) дрейфом генов.
  •  Эволюция протекает с разной скоростью: а) в различные геохронологические периоды, б) у разных видов (таксономических групп) животных.
  •  В процессе эволюции виды живых организмов: а) чаще возникают на основе относительно мало специализированных групп животных; б) чаще вымирают в силу высокой (узкой) специализированности.
  •  Эволюция может протекать в направлении: а) морфологического и функционального усложнения, б) морфологического и функционального упрощения животных.

С. Райт, Дж.Б.С. Холдейн, Ф. Добжанский и др. «Генетический эволюционизм»

  •  Все многообразие генов, которые могут быть унаследованы следующим поколением, составляет генофонд популяции.
  •  Половое размножение обеспечивает случайное распределение генов в каждом поколении (принцип рекомбинации).
  •  Каждый ген является адаптивным только в конкретных условиях внешней среды.
  •  Процесс эволюции реализуется, когда в генофонде популяции частота определенных генов в течение длительного времени изменяется в направлении отбора адаптивных генов в процессах приспособления живых организмов к меняющимся условиям окружающей среды:
    1.  адаптация живого организма к условиям окружающей среды обеспечивается через фенотипические характеристики, которые повторяются из поколения в поколение у особей данного вида;
    2.  адаптация живого организма к условиям окружающей среды есть результат взаимодействия специфических генов с последовательно повторяющимися характеристиками окружающей среды.

2. Теории эволюционного формирования и развития психики

Психические функции являются одним из самых мощных факторов эволюции высших живых организмов. В отечественной психологии существует ряд теорий, которые позволяют определить роль психических функций в процессах эволюции.

А.Н. Северцов (1866-1936)

Формы приспособления животных к среде обитания

  •  Приспособленность обеспечивается соответствием строения и функций органов животного той среде, где оно обитает.
  •  Скорость изменения организма должна быть не ниже скорости изменения окружающей среды (экологической ниши).
  •  Изменения признаков у организмов в процессе приспособления могут быть наследственными и ненаследственными (приобретенными).
  •  Способы адаптации организмов зависят от скорости изменения различных факторов окружающей среды:
    1.  приспособление к медленным изменениям среды обеспечивается: а) наследственным изменением морфологии(анатомического строения) живого организма; б) наследственным изменением поведения (двигательные функциональные возможности животного, рефлексы, инстинкты);
    2.  приспособление к быстрым (ситуативным) изменениям среды обеспечивается: а) функциональным (прижизненным) изменением строения путем упражнения органов; б) функциональными изменениями поведения (научение).
  •  Чем выше организация вида, тем больше изменчивость реализуется не за счет морфологических, а за счет функциональных изменений.
  •  Для существования живого организма в быстро меняющихся условиях окружающей среды необходимо эволюционное возникновение предпосылок для прижизненного формирования индивидуальных особенностей поведения – научения.

Деятельностный подход к анализу и объяснению психических явлений

А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец – теория эволюционного формирования и развития психики в зависимости от двигательной активности живых организмов. Они ответили своей теорией на ряд вопросов.

1. Что такое психика? Каковы самые простые формы, психических функций ?

Альтернативные гипотезы о появлении психики, которые выдвигались в истории развития взглядов на психические явления:

  •  религиозно-мистическое происхождение психики. Психика есть особая нематериальная субстанция;
  •  появление психики связано с появлением человека и человеческого сознания. Психика – это внутренний мир, это присущая только человеку способность к сознательному рефлексивному самоанализу и самоотчету (Р. Декарт);
  •  существует всеобщая одухотворенность природных явлений, которая в различной степени выраженности присутствует у любого явления. Психика – это особое свойство (атрибут) всех материальных явлений (Б. Спиноза);
  •  психика есть атрибут только живой материи;
  •  психика присуща только организмам, имеющим нервную систему.

А.Н. Леонтьев и А.В. Запорожец утверждали, что все гипотезы о первичных формах психических явлений не могут быть признаны удовлетворительными с позиций современных естественно-научных теорий и имеющихся фактических данных.

2 Что выступает единицей жизнедеятельности организма в контексте психологического анализа?

Единицей жизненного процесса выступает деятельность – целенаправленная активность, в которой реализуется то или иное жизненное отношение субъекта к действительности, которая обеспечивает взаимодействие организма с предметной средой и служит удовлетворению какой-либо потребности организма.

При этом под исходными формами деятельности понимаются всевозможные жизненно необходимые или жизненно важные отношения и связи живого организма с окружающим миром (внешней средой), которые активно воспроизводятся в форме взаимодействий с определенным диапазоном предметов и объектов и обеспечивают удовлетворение какой-либо потребности.

Позднее в процессе эволюции животных организмов, антропогенеза, а также исторического развития человечества формируются и развиваются все более сложные производные типы и виды деятельностей.

3. В чем заключаются простейшие формы жизнедеятельности?

Наиболее простая форма жизни представляет собой процессы внутренней активности организма, которые: а) запускаются при непосредственном воздействии биологически значимых раздражителей (раздражимость); б) поддерживают жизнедеятельность. Например, такая форма жизнеобеспечения и жизнедеятельности характеризует растительные организмы, которые не имеют внешних форм активности и не имеют возможности самостоятельно выбирать среду обитания. Растительный организм приспособлен к росту в определенной среде обитания, которая обладает набором биологически значимых параметров и может рассматриваться как относительно однородная. Расселение и обнаружение благоприятных условий для произрастания обеспечивается не активным поиском, а случайными факторами.

3. Каковы первичные условия, детерминирующие эволюционирование животных организмов и их функциональное совершенствование ?

Переход организмов от жизни в простой однородной среде к жизни в меняющейся предметной неоднородной среде необходимо предопределяет формирование ряда новых функций.

Раздвоение изначально единого процесса жизнедеятельности на функции отправления (физиологическая активность, направленная на поддержание постоянства внутренней среды, – гомеостаза) и функции поведения.

Функции поведения: а) заключаются в активном приспособлении живого организма к меняющимся условиям среды на основе перемещения от неблагоприятных условий в направлении к более благоприятным условиям обитания; б) необходимо предполагают ориентировочную и исполнительную части.

Функции поведения обеспечиваются эволюционным развитием: а) специализированных органов передвижения; б) органов чувств, которые обеспечивают ориентировку, организацию и регуляцию двигательной активности.

Выделение функций поведения в жизнедеятельности живого организма – необходимое условие для формирования психических функций. Реализация любой формы поведения необходимо предполагает две системы взаимосвязанных функций: а) функций, обеспечивающих перемещение в среде обитания; б) функций, обеспечивающих предварительную ориентировку в среде обитания.

4. К каким изменениям в функциональных возможностях у живых организмов приводит формирование органов передвижения и развитие органов чувств?

Эволюционное формирование простейших органов передвижения и органов чувств обеспечивает переход от раздражимости – реакций, возникающих только при непосредственном контакте организма с биологически значимым раздражителем, к чувствительности – ориентировке организма в направлении к жизненно важным объектам (которые имеют биологический смысл) посредством стимулов жизненно не значимых, имеющих только сигнальный характер.

Такие формы поведения и ориентировки во внешней среде (чувствительность) наблюдаются уже у простейших одноклеточных животных организмов, которые реализуются в форме таксисов.

5. Что выступает исходной формой психических явлений (психических функций) ?

Чувствительность выступает исходной формой психических явлений. Чувствительность дифференцируется: а) на переживания внутренних состояний (аффективная чувствительность); б) на способность к ориентировке во внешней среде (экстероцептивная чувствительность). Этим обеспечивается регуляция взаимосвязей между внутренней средой организма и организацией поведения во внешней среде.

Наличие чувствительности у живого организма выступает критерием, по которому можно судить о наличии элементарных форм психики.

Дифференциация внутренней и внешней чувствительности эволюционно необходима для согласования: а) направления внешней поведенческой активности животного в среде обитания б) с текущим внутренним органическим состоянием, которое может «требовать» изменения различных внутренних параметров. В зависимости от текущего недостатка тех или иных веществ, температуры, освещенности для подержания внутренней среды организм должен соответствующим образом изменять направленность своего поведения и ориентироваться на различные объекты. Это значит, что для животного организма поддержание гомеостаза обеспечивается динамическими отношениями между: а) изменением внутренне переживаемых потребностных состояний нужды; б) изменением поведенческой активности в среде, направленной на строго определенные объекты (мотивы), достижение которых ведет к устранению периодически возникающих потребностных состояний.

6. Какие факторы детерминируют эволюционное формирование и развитие психических функций?

Приспособление животных к сложным, предметным, динамическим условиям окружающей среды в процессе эволюции обусловливает усложнение функционально-структурного строения деятельности (поведения) животных, что ведет к необходимости прогрессивного развития психического отражения (психической ориентировки) и совершенствованию органов чувств.

А.Н. Леонтьев обосновывал и подчеркнуто настаивал на том, что генетический ряд причинно-следственных связей, лежащих в основе эволюции психических функций, имеет следующую направленность: изменение окружающей среды → необходимые для выживания и приспособления изменения в поведении (деятельности) животных организмов → необходимость в изменении способов ориентировки, функционально обеспечивающих организацию новых форм поведения (деятельности) → формирование и развитие новых структурных особенностей организма, органов чувств, органов передвижения, нервной системы и мозга.

7. В каких направлениях дифференцируются различные виды деятельностей у животных организмов в процессе эволюции?

Изменение деятельности (поведения) животных в филогенезе (и в онтогенезе) происходит в двух основных, тесно взаимосвязанных направлениях:

  •  изменение и расширение биологического значения различных предметов и объектов, на которые направляется деятельность (развитие потребностей, мотивов);
  •  изменение состава действий, операций (поведения, двигательной активности) в зависимости от условий, в которых животному дан предмет деятельности.

Первое направление дифференцирования типов и видов деятельностей связано с эволюционным развитием морфологических структур (тканей и органов) у животных, для поддержания и сохранения которых требуется расширение диапазона биологически значимых природных объектов, на которые начинает направляться внешняя поведенческая активность.

Второе направление дифференцирования типов и видов деятельностей связано с усложнением условий окружающей среды, в которых животному приходится реализовывать все более сложные формы поведения, которые требуют более сложных двигательных приемов и способов их организации.

8. Каким законам подчиняется формирование новых психических функций в процессе эволюции?

Изменение строения деятельности в филогенезе и в онтогенезе (усложнение и развитие поведения) ведет к порождению, развитию и усложнению обеспечивающих ее психических функций.

Уровень психического отражения (особенности образа и, психической ориентировки) у животных зависит от того, в какой мере они способны оказывать поведенческие воздействия на компоненты среды.

В процессе эволюции формы психического отражения (психической ориентировки) отстают в своем развитии от изменений в строении деятельности животного. Связанные с эволюцией психики анатомо-морфологические изменения в строении органов чувств, мозга, опорно-двигательной системы первично обусловливаются функциональными изменениями в поведенческой и ориентировочно-исследовательской активности животного в природной среде.

Чем разнообразнее активные поведенческие воздействия животного на объекты окружающей среды, тем большее количество свойств таких объектов может быть выявлено, зафиксировано и может включиться в состав психического образа при реализации ориентировочно-исследовательских операций с помощью органов чувств.

Поэтому в процессах эволюционного развития и формирования новых способов ориентировки исходным является новый тип поведенческих взаимодействий животных с объектом, а в качестве производных результатов выступают новые компоненты психического образа, полученные на основе новых взаимодействий с объектом.

Совершенствование функциональных возможностей животных в организации поведения и способов ориентировки в среде обитания вызывают эволюционное изменение и преобразование анатомо-морфологических особенностей организма.

9. Какие существуют стадии (уровни) эволюционного развития психических функций у животных организмов?

В зависимости от строения деятельности, характера психического отражения (психической ориентировки) и способности к научению выделяются три основные стадии в филогенетическом развитии психики у животных организмов:

  1.  стадия элементарной сенсорной психики – организация врожденного, видотипичного поведения животного на основе ориентировки в отдельных свойствах предметов и явлений при отсутствии способности к научению;
  2.  стадия перцептивной психики – организация поведения животного на основе: а) ориентировки в целостных предметах и явлениях и б) ориентировки в условиях, определяющих способ выполнения действий. Приобретение разнообразных навыков;
  3.  стадия интеллекта – организация поведения животного на основе ориентировки в межпредметных связях и отношениях, что обеспечивает решение нестандартных ситуативных задач: операции (способы действий) отделяются от исходной деятельности и переносятся в другие ситуации, в другие деятельности и на другие предметы;
  4.  высший уровень развития психической ориентировки – сознание человека.

Стадия элементарной сенсорной психики чаще всего наблюдается у животных, имеющих сетевидную и ганглионарную анатомо-морфологическую организацию нервной системы.

Ориентировка поведения реализуется на основе отражения отдельных свойств внешнего мира.

Поведение ориентируется на раздражители определенной модальности, которые находятся в связи с биологически значимыми для животного компонентами среды.

Значительно преобладают врожденные формы поведения.

Научение проявляется: а) в угасании реакции на повторяющийся внешний раздражитель; б) во временном распространении врожденных двигательных реакций на ограниченный диапазон новых внешних раздражителей (привыкание, сенсибилизации).

При этом можно выделить: а) низший уровень сенсорной психики: простейшие, губки, кишечно-полостные, в поведении которых наблюдаются лишь изменения скорости и направления передвижения с целью избежать неблагоприятных условий существования; б) высший уровень: черви, многие членистоногие, брюхоногие моллюски, иглокожие, в поведении которых появляется поиск благоприятных условий существования на основе сложных таксисов.

Стадия перцептивной психики наблюдается у животных, имеющих более сложную структурную организацию нервной системы: дифференцированные и усложненные головные ганглии (у членистоногих) или отделы переднего мозга (у позвоночных).

Ориентировка поведения реализуется на основе не отдельных внешних раздражителей, а на основе комплекса одновременно воздействующих раздражителей различной модальности, которые синтезируются в целостный образ объекта (перцепция).

Ориентировка начинает распространяться не только на предметы потребности, но и на условия, в которых такие предметы располагаются. Поэтому поведение разделяется на операции, которые обеспечивают: а) взаимодействия с предметными условиями среды (например, обход или перемещение предмета); б) взаимодействия с предметом потребности. Наблюдается разнообразие навыков, которые приобретаются на протяжении жизни путем упражнения.

В поведении становится возможным классическое и оперантное обусловливание, что проявляется в форме научения на основе развития функций памяти как в двигательной (навыки), так и в перцептивной сферах (опознавание объектов и ситуаций).

При этом можно выделить: а) низший уровень перцептивной психики: высшие членистоногие, головоногие моллюски, часть позвоночных (земноводные, пресмыкающиеся); б) высший уровень перцептивной психики (птицы, млекопитающие).

Стадия интеллектуальной психики характеризует животных, которые имеют относительно высокое развитие коры головного мозга.

Ориентировка поведения осуществляется на основе активного отражения и исследования межпредметных связей и отношений в непосредственно воспринимаемом поле жизнедеятельности.

Благодаря таким формам ориентировочно-исследовательских операций становится возможным: а) решение задач без «проб и ошибок» («инсайт»), путем ситуативного «одномоментного» установления («усмотрения») межпредметных отношений и связей; б) решение многофазных задач (у некоторых видов животных инструментальных задач) на основе разделения действий животного во времени на подготовительную фазу и исполнительную фазу.

Наблюдается широкий перенос навыков, способов выполнения действий (операций) в новые ситуации.

При решении задачи животные начинают пользоваться не одним стереотипным способом, а используют разные способы из ранее накопленного опыта.

10. Каковы основные отличия психики человека от психики животных?

Формирование и развитие человеческой психики и сознания подчиняются не биологическим законам эволюции, а законам общественно-исторического развития.

У животных предмет деятельности и биологический мотив всегда совпадают; у человека, в силу социальной организации совместной деятельности, мотив и предмет деятельности разделяются.

Развитие потребностей (и мотивов) у животных происходит через расширение круга используемых предметов, имеющих биологическое значение в природной среде обитания; у человека – через производство новых предметов в социальной деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4978. Общие допуски размеров, формы и расположения поверхностей 908 KB
  Общие допуски размеров, формы и расположения поверхностей Ограничение всех геометрических параметров деталей на чертеже должно быть полным и пониматься однозначно: не должно быть разночтений и произвольного истолкования требований при изготовлении и...
4979. Проблематика осмысления прошлого в совместных исследованиях ученых России и Германии 1.02 MB
  Одна из актуальных тем, волнующих российское и германское общество – осмысление недавнего прошлого. Примечательная особенность этого процесса – данную тематику рассматривали на многочисленных конференциях, круглых столах, в совместных изда...
4980. Стилистика. Современный английский язык 1.85 MB
  Основная задача книги - научить сознательно подходить к художественному тексту как целому, рассматривая его в единстве формы и идейного содержания. Все аспекты стилистики, изучаемые современными учеными, нашли свое отражение в данной книге. Функцион...
4981. Оптимальное проектирование процессов транспортировки 118.5 KB
  По картографическому материалу составить: а) граф сложного перекрестка с фиктивными дугами б) модель транспортной сети (ст. метро Курская - ст. метро Чистые пруды) Определить кратчайшее расстояние для модели трансп...
4982. Источниковедение новой и новейшей истории. Курс лекций 218.51 KB
  Источниковедческое исследование является основой любого серьезного исторического исследования С середины XX в наблюдалось возрастание интереса к теоретическому источниковедению, стало больше уделяться внимания проблемам оптимизации научного исследов...
4983. Экономика нефтяной и газовой промышленности. Конспект лекций 706.5 KB
  В данном учебном пособии излагаются методические подходы к выделению отраслевого товарного рынка, его границ, а также методы определения концентрации и рыночной власти продавцов-производителей нефтегазовой промышленности на товарном рынке. ...
4984. Прогнозирование производства продукции скотоводства в племенном репродукторе ОНО Архангельская опытно-мелиоративная станция 488.5 KB
  Товарное хозяйство на 200 голов крупного рогатого скота черно-пестрой породы. Валовой надой на корову – 4500 кг с жирностью 3.8 %. Средняя живая масса коров – 500 кг. Выход телят на 100 коров составляет 80 %. Применяется стойлово-пастбищна...
4985. Логіка. Навчальний посібник 580 KB
  Навчальна дисципліна Логіка навчає основам формальної логіки, яка досліджує основні форми мислення: поняття, судження, умовивід. Вона має на меті навчити студентів правильно мислити, запобігати помилковим судженням і умовиводам забезпечувати...
4986. Атомная физика. Физика твердого тела. Квантовая физика 689 KB
  Атомная физика. Физика твердого тела. Квантовая физика. В этом разделе мы рассмотрим явления, связанные с взаимодействием света с веществом: тепловое излучение, фотоэффект и эффект Комптона. Закономерности этих явлений хорошо объясняются только на о...