39128

ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. ЭВОЛЮЦИЯ И ПСИХИКА

Лекция

Психология и эзотерика

ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. Теории эволюционирования живых организмов Общебиологические теории Ж. Обе направлены на объяснение многообразия различий в формах живых организмов а также способов их приспособления к среде обитания путем формулирования и указания предполагаемых причин и законов. Движущая сила развития органического мира – врожденное стремление живых организмов к прогрессивному развитию различных функций.

Русский

2013-10-01

89 KB

2 чел.

PAGE  1

ЛЕКЦИЯ 4. ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. ЭВОЛЮЦИЯ И ПСИХИКА

План

1. Теории эволюционирования живых организмов

Общебиологические теории Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина альтернативные. Обе направлены на объяснение многообразия различий в формах живых организмов, а также способов их приспособления к среде обитания путем формулирования и указания предполагаемых причин и законов.

В биологии теория эволюции Дарвина пришла на смену теории Ламарка. В последующем теория эволюции постоянно конкретизировалась. До настоящего времени не существует достаточно обоснованной научной альтернативы теории эволюции, которая обеспечивала бы объяснение того же диапазона биологических явлений. При этом в рамках теории сохраняются вопросы, по отношению к которым у ученых существуют разные позиции:

  •  протекает ли процесс эволюции медленно или возможны скачкообразные формы видообразования (саль-тационизм)?
  •  носит ли эволюционный процесс случайный, или же направленный характер (телеологизм)?
  •  возможно ли обратное влияние особенностей фенотипа на генотип или невозможно?

На основе законов биологической эволюции строился и современные научные теории формирования и функционирования психики.

Ж.Б. Ламарк (1744–1829).

  •  Движущая сила развития органического мира – врожденное стремление живых организмов к прогрессивному развитию различных функций.
  •  Новые признаки у живых организмов формируются прижизненно, в процессах приспособления к меняющимся условиям среды.
  •  Сформированные в онтогенезе у родительских организмов морфологические, физиологические, поведенческие признаки закрепляются и передаются по наследству потомкам.
  •  Приобретая различные признаки, разные особи одного итого же вида животных постепенно дифференцируются в новые виды.

Ч. Дарвин (1809-1882)

  •  Принцип наследственности: существуют высокие корреляции в степени сходства по различным признакам у родительских организмов и их потомства.
  •  Принцип изменчивости: в любой популяции организмов существует межиндивидуальная изменчивость по анатомическим особенностям, физиологии и поведению.
  •  Принцип отбора: каждое поколение живых организмов оставляет потомство, по численности превосходящее популяцию родительских организмов. При этом только некоторые вариантные формы организмов в каждом поколении выживают и оставляют потомство чаще, чем другие формы.
  •  Принцип борьбы за существование: причина того, что некоторые формы организмов в любой популяции выживают и имеют возможность оставить потомство, заключается в том, что ресурсов для выживания в среде обитания недостаточно и некоторые формы животных в популяции превосходят другие в средствах и возможностях их получения.

Современная «синтетическая теория эволюции»

  •  Сложилась на основе классического дарвинизма, дополненного данными теоретической генетики, биохимии, биологической экологии и других наук.
  •  Эволюция протекает на уровне популяций, а не на уровне одной особи и может обеспечиваться: а) процессами преадаптации (накопления мутаций); б) дрейфом генов.
  •  Эволюция протекает с разной скоростью: а) в различные геохронологические периоды, б) у разных видов (таксономических групп) животных.
  •  В процессе эволюции виды живых организмов: а) чаще возникают на основе относительно мало специализированных групп животных; б) чаще вымирают в силу высокой (узкой) специализированности.
  •  Эволюция может протекать в направлении: а) морфологического и функционального усложнения, б) морфологического и функционального упрощения животных.

С. Райт, Дж.Б.С. Холдейн, Ф. Добжанский и др. «Генетический эволюционизм»

  •  Все многообразие генов, которые могут быть унаследованы следующим поколением, составляет генофонд популяции.
  •  Половое размножение обеспечивает случайное распределение генов в каждом поколении (принцип рекомбинации).
  •  Каждый ген является адаптивным только в конкретных условиях внешней среды.
  •  Процесс эволюции реализуется, когда в генофонде популяции частота определенных генов в течение длительного времени изменяется в направлении отбора адаптивных генов в процессах приспособления живых организмов к меняющимся условиям окружающей среды:
    1.  адаптация живого организма к условиям окружающей среды обеспечивается через фенотипические характеристики, которые повторяются из поколения в поколение у особей данного вида;
    2.  адаптация живого организма к условиям окружающей среды есть результат взаимодействия специфических генов с последовательно повторяющимися характеристиками окружающей среды.

2. Теории эволюционного формирования и развития психики

Психические функции являются одним из самых мощных факторов эволюции высших живых организмов. В отечественной психологии существует ряд теорий, которые позволяют определить роль психических функций в процессах эволюции.

А.Н. Северцов (1866-1936)

Формы приспособления животных к среде обитания

  •  Приспособленность обеспечивается соответствием строения и функций органов животного той среде, где оно обитает.
  •  Скорость изменения организма должна быть не ниже скорости изменения окружающей среды (экологической ниши).
  •  Изменения признаков у организмов в процессе приспособления могут быть наследственными и ненаследственными (приобретенными).
  •  Способы адаптации организмов зависят от скорости изменения различных факторов окружающей среды:
    1.  приспособление к медленным изменениям среды обеспечивается: а) наследственным изменением морфологии(анатомического строения) живого организма; б) наследственным изменением поведения (двигательные функциональные возможности животного, рефлексы, инстинкты);
    2.  приспособление к быстрым (ситуативным) изменениям среды обеспечивается: а) функциональным (прижизненным) изменением строения путем упражнения органов; б) функциональными изменениями поведения (научение).
  •  Чем выше организация вида, тем больше изменчивость реализуется не за счет морфологических, а за счет функциональных изменений.
  •  Для существования живого организма в быстро меняющихся условиях окружающей среды необходимо эволюционное возникновение предпосылок для прижизненного формирования индивидуальных особенностей поведения – научения.

Деятельностный подход к анализу и объяснению психических явлений

А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец – теория эволюционного формирования и развития психики в зависимости от двигательной активности живых организмов. Они ответили своей теорией на ряд вопросов.

1. Что такое психика? Каковы самые простые формы, психических функций ?

Альтернативные гипотезы о появлении психики, которые выдвигались в истории развития взглядов на психические явления:

  •  религиозно-мистическое происхождение психики. Психика есть особая нематериальная субстанция;
  •  появление психики связано с появлением человека и человеческого сознания. Психика – это внутренний мир, это присущая только человеку способность к сознательному рефлексивному самоанализу и самоотчету (Р. Декарт);
  •  существует всеобщая одухотворенность природных явлений, которая в различной степени выраженности присутствует у любого явления. Психика – это особое свойство (атрибут) всех материальных явлений (Б. Спиноза);
  •  психика есть атрибут только живой материи;
  •  психика присуща только организмам, имеющим нервную систему.

А.Н. Леонтьев и А.В. Запорожец утверждали, что все гипотезы о первичных формах психических явлений не могут быть признаны удовлетворительными с позиций современных естественно-научных теорий и имеющихся фактических данных.

2 Что выступает единицей жизнедеятельности организма в контексте психологического анализа?

Единицей жизненного процесса выступает деятельность – целенаправленная активность, в которой реализуется то или иное жизненное отношение субъекта к действительности, которая обеспечивает взаимодействие организма с предметной средой и служит удовлетворению какой-либо потребности организма.

При этом под исходными формами деятельности понимаются всевозможные жизненно необходимые или жизненно важные отношения и связи живого организма с окружающим миром (внешней средой), которые активно воспроизводятся в форме взаимодействий с определенным диапазоном предметов и объектов и обеспечивают удовлетворение какой-либо потребности.

Позднее в процессе эволюции животных организмов, антропогенеза, а также исторического развития человечества формируются и развиваются все более сложные производные типы и виды деятельностей.

3. В чем заключаются простейшие формы жизнедеятельности?

Наиболее простая форма жизни представляет собой процессы внутренней активности организма, которые: а) запускаются при непосредственном воздействии биологически значимых раздражителей (раздражимость); б) поддерживают жизнедеятельность. Например, такая форма жизнеобеспечения и жизнедеятельности характеризует растительные организмы, которые не имеют внешних форм активности и не имеют возможности самостоятельно выбирать среду обитания. Растительный организм приспособлен к росту в определенной среде обитания, которая обладает набором биологически значимых параметров и может рассматриваться как относительно однородная. Расселение и обнаружение благоприятных условий для произрастания обеспечивается не активным поиском, а случайными факторами.

3. Каковы первичные условия, детерминирующие эволюционирование животных организмов и их функциональное совершенствование ?

Переход организмов от жизни в простой однородной среде к жизни в меняющейся предметной неоднородной среде необходимо предопределяет формирование ряда новых функций.

Раздвоение изначально единого процесса жизнедеятельности на функции отправления (физиологическая активность, направленная на поддержание постоянства внутренней среды, – гомеостаза) и функции поведения.

Функции поведения: а) заключаются в активном приспособлении живого организма к меняющимся условиям среды на основе перемещения от неблагоприятных условий в направлении к более благоприятным условиям обитания; б) необходимо предполагают ориентировочную и исполнительную части.

Функции поведения обеспечиваются эволюционным развитием: а) специализированных органов передвижения; б) органов чувств, которые обеспечивают ориентировку, организацию и регуляцию двигательной активности.

Выделение функций поведения в жизнедеятельности живого организма – необходимое условие для формирования психических функций. Реализация любой формы поведения необходимо предполагает две системы взаимосвязанных функций: а) функций, обеспечивающих перемещение в среде обитания; б) функций, обеспечивающих предварительную ориентировку в среде обитания.

4. К каким изменениям в функциональных возможностях у живых организмов приводит формирование органов передвижения и развитие органов чувств?

Эволюционное формирование простейших органов передвижения и органов чувств обеспечивает переход от раздражимости – реакций, возникающих только при непосредственном контакте организма с биологически значимым раздражителем, к чувствительности – ориентировке организма в направлении к жизненно важным объектам (которые имеют биологический смысл) посредством стимулов жизненно не значимых, имеющих только сигнальный характер.

Такие формы поведения и ориентировки во внешней среде (чувствительность) наблюдаются уже у простейших одноклеточных животных организмов, которые реализуются в форме таксисов.

5. Что выступает исходной формой психических явлений (психических функций) ?

Чувствительность выступает исходной формой психических явлений. Чувствительность дифференцируется: а) на переживания внутренних состояний (аффективная чувствительность); б) на способность к ориентировке во внешней среде (экстероцептивная чувствительность). Этим обеспечивается регуляция взаимосвязей между внутренней средой организма и организацией поведения во внешней среде.

Наличие чувствительности у живого организма выступает критерием, по которому можно судить о наличии элементарных форм психики.

Дифференциация внутренней и внешней чувствительности эволюционно необходима для согласования: а) направления внешней поведенческой активности животного в среде обитания б) с текущим внутренним органическим состоянием, которое может «требовать» изменения различных внутренних параметров. В зависимости от текущего недостатка тех или иных веществ, температуры, освещенности для подержания внутренней среды организм должен соответствующим образом изменять направленность своего поведения и ориентироваться на различные объекты. Это значит, что для животного организма поддержание гомеостаза обеспечивается динамическими отношениями между: а) изменением внутренне переживаемых потребностных состояний нужды; б) изменением поведенческой активности в среде, направленной на строго определенные объекты (мотивы), достижение которых ведет к устранению периодически возникающих потребностных состояний.

6. Какие факторы детерминируют эволюционное формирование и развитие психических функций?

Приспособление животных к сложным, предметным, динамическим условиям окружающей среды в процессе эволюции обусловливает усложнение функционально-структурного строения деятельности (поведения) животных, что ведет к необходимости прогрессивного развития психического отражения (психической ориентировки) и совершенствованию органов чувств.

А.Н. Леонтьев обосновывал и подчеркнуто настаивал на том, что генетический ряд причинно-следственных связей, лежащих в основе эволюции психических функций, имеет следующую направленность: изменение окружающей среды → необходимые для выживания и приспособления изменения в поведении (деятельности) животных организмов → необходимость в изменении способов ориентировки, функционально обеспечивающих организацию новых форм поведения (деятельности) → формирование и развитие новых структурных особенностей организма, органов чувств, органов передвижения, нервной системы и мозга.

7. В каких направлениях дифференцируются различные виды деятельностей у животных организмов в процессе эволюции?

Изменение деятельности (поведения) животных в филогенезе (и в онтогенезе) происходит в двух основных, тесно взаимосвязанных направлениях:

  •  изменение и расширение биологического значения различных предметов и объектов, на которые направляется деятельность (развитие потребностей, мотивов);
  •  изменение состава действий, операций (поведения, двигательной активности) в зависимости от условий, в которых животному дан предмет деятельности.

Первое направление дифференцирования типов и видов деятельностей связано с эволюционным развитием морфологических структур (тканей и органов) у животных, для поддержания и сохранения которых требуется расширение диапазона биологически значимых природных объектов, на которые начинает направляться внешняя поведенческая активность.

Второе направление дифференцирования типов и видов деятельностей связано с усложнением условий окружающей среды, в которых животному приходится реализовывать все более сложные формы поведения, которые требуют более сложных двигательных приемов и способов их организации.

8. Каким законам подчиняется формирование новых психических функций в процессе эволюции?

Изменение строения деятельности в филогенезе и в онтогенезе (усложнение и развитие поведения) ведет к порождению, развитию и усложнению обеспечивающих ее психических функций.

Уровень психического отражения (особенности образа и, психической ориентировки) у животных зависит от того, в какой мере они способны оказывать поведенческие воздействия на компоненты среды.

В процессе эволюции формы психического отражения (психической ориентировки) отстают в своем развитии от изменений в строении деятельности животного. Связанные с эволюцией психики анатомо-морфологические изменения в строении органов чувств, мозга, опорно-двигательной системы первично обусловливаются функциональными изменениями в поведенческой и ориентировочно-исследовательской активности животного в природной среде.

Чем разнообразнее активные поведенческие воздействия животного на объекты окружающей среды, тем большее количество свойств таких объектов может быть выявлено, зафиксировано и может включиться в состав психического образа при реализации ориентировочно-исследовательских операций с помощью органов чувств.

Поэтому в процессах эволюционного развития и формирования новых способов ориентировки исходным является новый тип поведенческих взаимодействий животных с объектом, а в качестве производных результатов выступают новые компоненты психического образа, полученные на основе новых взаимодействий с объектом.

Совершенствование функциональных возможностей животных в организации поведения и способов ориентировки в среде обитания вызывают эволюционное изменение и преобразование анатомо-морфологических особенностей организма.

9. Какие существуют стадии (уровни) эволюционного развития психических функций у животных организмов?

В зависимости от строения деятельности, характера психического отражения (психической ориентировки) и способности к научению выделяются три основные стадии в филогенетическом развитии психики у животных организмов:

  1.  стадия элементарной сенсорной психики – организация врожденного, видотипичного поведения животного на основе ориентировки в отдельных свойствах предметов и явлений при отсутствии способности к научению;
  2.  стадия перцептивной психики – организация поведения животного на основе: а) ориентировки в целостных предметах и явлениях и б) ориентировки в условиях, определяющих способ выполнения действий. Приобретение разнообразных навыков;
  3.  стадия интеллекта – организация поведения животного на основе ориентировки в межпредметных связях и отношениях, что обеспечивает решение нестандартных ситуативных задач: операции (способы действий) отделяются от исходной деятельности и переносятся в другие ситуации, в другие деятельности и на другие предметы;
  4.  высший уровень развития психической ориентировки – сознание человека.

Стадия элементарной сенсорной психики чаще всего наблюдается у животных, имеющих сетевидную и ганглионарную анатомо-морфологическую организацию нервной системы.

Ориентировка поведения реализуется на основе отражения отдельных свойств внешнего мира.

Поведение ориентируется на раздражители определенной модальности, которые находятся в связи с биологически значимыми для животного компонентами среды.

Значительно преобладают врожденные формы поведения.

Научение проявляется: а) в угасании реакции на повторяющийся внешний раздражитель; б) во временном распространении врожденных двигательных реакций на ограниченный диапазон новых внешних раздражителей (привыкание, сенсибилизации).

При этом можно выделить: а) низший уровень сенсорной психики: простейшие, губки, кишечно-полостные, в поведении которых наблюдаются лишь изменения скорости и направления передвижения с целью избежать неблагоприятных условий существования; б) высший уровень: черви, многие членистоногие, брюхоногие моллюски, иглокожие, в поведении которых появляется поиск благоприятных условий существования на основе сложных таксисов.

Стадия перцептивной психики наблюдается у животных, имеющих более сложную структурную организацию нервной системы: дифференцированные и усложненные головные ганглии (у членистоногих) или отделы переднего мозга (у позвоночных).

Ориентировка поведения реализуется на основе не отдельных внешних раздражителей, а на основе комплекса одновременно воздействующих раздражителей различной модальности, которые синтезируются в целостный образ объекта (перцепция).

Ориентировка начинает распространяться не только на предметы потребности, но и на условия, в которых такие предметы располагаются. Поэтому поведение разделяется на операции, которые обеспечивают: а) взаимодействия с предметными условиями среды (например, обход или перемещение предмета); б) взаимодействия с предметом потребности. Наблюдается разнообразие навыков, которые приобретаются на протяжении жизни путем упражнения.

В поведении становится возможным классическое и оперантное обусловливание, что проявляется в форме научения на основе развития функций памяти как в двигательной (навыки), так и в перцептивной сферах (опознавание объектов и ситуаций).

При этом можно выделить: а) низший уровень перцептивной психики: высшие членистоногие, головоногие моллюски, часть позвоночных (земноводные, пресмыкающиеся); б) высший уровень перцептивной психики (птицы, млекопитающие).

Стадия интеллектуальной психики характеризует животных, которые имеют относительно высокое развитие коры головного мозга.

Ориентировка поведения осуществляется на основе активного отражения и исследования межпредметных связей и отношений в непосредственно воспринимаемом поле жизнедеятельности.

Благодаря таким формам ориентировочно-исследовательских операций становится возможным: а) решение задач без «проб и ошибок» («инсайт»), путем ситуативного «одномоментного» установления («усмотрения») межпредметных отношений и связей; б) решение многофазных задач (у некоторых видов животных инструментальных задач) на основе разделения действий животного во времени на подготовительную фазу и исполнительную фазу.

Наблюдается широкий перенос навыков, способов выполнения действий (операций) в новые ситуации.

При решении задачи животные начинают пользоваться не одним стереотипным способом, а используют разные способы из ранее накопленного опыта.

10. Каковы основные отличия психики человека от психики животных?

Формирование и развитие человеческой психики и сознания подчиняются не биологическим законам эволюции, а законам общественно-исторического развития.

У животных предмет деятельности и биологический мотив всегда совпадают; у человека, в силу социальной организации совместной деятельности, мотив и предмет деятельности разделяются.

Развитие потребностей (и мотивов) у животных происходит через расширение круга используемых предметов, имеющих биологическое значение в природной среде обитания; у человека – через производство новых предметов в социальной деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28698. Октябрьское вооруженное восстание 1917 г. и установление диктатуры пролетариата в России 13.87 KB
  Комитет состоял из представителей армии профсоюзов фабричнозаводских комитетов военных секций Советов и др. Важная роль в становлении Советского государства и государственного аппарата принадлежала Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов. Ленин выдвинул идею – диктатуры пролетариата в виде республики Советов. Новый госный строй России – диктатуру пролетариата в виде республики Советов окончательно утвердила принятая 10 июля 1918 г.
28699. II-ой Всероссийский съезд Советов, его состав. Исторические декреты съезда о мире и земле 12.38 KB
  IIой Всероссийский съезд Советов его состав. Исторические декреты съезда о мире и земле. Важная роль в становлении Советского гос0ва и государственного аппарата принадлежала Всероссийскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов. Съезд больш.
28700. Слом старого государственного аппарата после Октябрьского вооруженного восстания1917г Упразднение органов буржуазного самоуправления. Роспуск Учредительного собрания 12.77 KB
  Руководство этим процессом осуществляли Всероссийские съезды Советов Петроградский ВРК ВЦИК НКВД и другие органы. когда Декретом ВЦИК и СНН упразднялись все сословия и сословные организации и учреждения. Председатель ВЦИК Я. Свердлов от имени ВЦИК и ЦК партии большевиков зачитал и предложил принять Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
28701. Военно-революционный комитет Петрограда и его роль в переходе власти к Советам. Создание милиции, судебных органов, ВЧК и Красной Армии, их компетенции и борьба против контрреволюции 14.26 KB
  Создание милиции судебных органов ВЧК и Красной Армии их компетенции и борьба против контрреволюции.10 вводится в действие приказ По рабочей милиции. НКВД и Наркомюст утвердили совместную инструкцию Об организации советской рабочекрестьянской милиции. Руководство органами милиции осуществляло Главное управление рабочекрестьянской милиции НКВД РСФСР.
28702. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», ее содержание и значение 12.2 KB
  Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа ее содержание и значение. Декларация Прав Трудящегося И Эксплуатируемого Народа важнейший конституционный акт Советской республики законодательно закрепивший завоевания Октябрьской революции и провозгласивший основные принципы и задачи социалистического государства. Декларация была утверждена III Всероссийским съездом рабочих солдатских и крестьянских депутатов. Декларация состояла из четырех разделов.
28703. «Декларация прав народов России», ее содержание и значение 15 ноября 1917 г. 11.56 KB
  Декларация прав народов России ее содержание и значение 15 ноября 1917 г. Исполняя волю съездов Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деяти по вопросу о национальностях России следующие начала: 1 Равенство и суверенноcть народов России. 2 Право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. 4 Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп населяющих территорию России.
28704. Мероприятия Советского государства по созданию новой экономики. Национализация банков связи, транспорта, внешней торговли, крупной промышленности 13.92 KB
  ВСНХ принял постановление согласно котму все частные предпря с числом рабочих свыше 5 при наличии механического двигателя на предприятии или 10 без двигателя человек объявлялись национализированными. органа по рукву эккой страны учреждался Высший совет народного хозва ВСНХ. ВСНХ действовал в качестве органа при правве. ВСНХ д.
28705. Основные направления в развитии гражданского, уголовного, колхозного и трудового права с конца 50-х и до середины 80-х гг. XX в. 13.31 KB
  СССР 1977 г. СССР регулировала также личную собствсть граждан. Закрепляя право на труд Конституция СССР 1977 г. Одновременно в Конституции содержались положения об обязанности каждого гражданина СССР добросовестно трудиться в избранной им области строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.
28706. Разработка и принятие Конституции СССР 1977 г. Ее основные положения. Закрепление однопартийной системы в стране 12.86 KB
  Политическую основу СССР составляют Советы народных депутатов, Основой эк-кой системы признана социалистическая собст-ть на средства пр-ва. В Конст. констатировались построение развитого социалистического общества и создание общенародного гос.ва. В ней закреплялись «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии и новые формы