39129

Методические рекомендации по подготовке и защите магистерских диссертаций по магистерским программам «Инновационный менеджмент» «Проектный менеджмент»

Книга

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Методические рекомендации по подготовке и защите магистерских диссертаций по магистерским программам Инновационный менеджмент Проектный менеджмент Москва 2012 [1] 1 Общие положения [2] 2 Подготовка к написанию магистерской диссертации [3] 3 Требования предъявляемые к оформлению и содержанию магистерской диссертации [3.1 Общие требования к оформлению магистерской диссертации [3.2 Особенности оформления отдельных структурных частей магистерской диссертации [3.5 Основная часть диссертации [3.

Русский

2013-10-01

316.5 KB

34 чел.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Факультет инновационно-технологического бизнеса

Магистерская программа «Инновационный менеджмент»

«УТВЕРЖДАЮ»
_______________

Декан ФИТБ ГОУ АНХ

д.э.н., проф.  Зинов В.Г.

Методические рекомендации
по подготовке и защите магистерских диссертаций по магистерским программам

«Инновационный менеджмент»

«Проектный менеджмент»

Москва

2012


[1] 1 Общие положения

[2] 2 Подготовка к написанию магистерской диссертации

[3] 3 Требования, предъявляемые к оформлению и содержанию магистерской диссертации

[3.1] 3.1 Общие требования к оформлению магистерской диссертации

[3.2] 3.2 Особенности оформления отдельных структурных частей магистерской диссертации

[3.2.1] 3.2.1 Титульный лист

[3.2.2] 3.2.2 Аннотация

[3.2.3] 3.2.3 Оглавление

[3.2.4] 3.2.4 Введение

[3.2.5] 3.2.5 Основная часть диссертации

[3.2.6] 3.2.6 Заключение

[3.2.7] 3.2.7 Библиографический список

[3.2.8] 3.2.8 Приложения

[4]
4 Общие требования к содержанию магистерской диссертации

[5] 5. Выполнение магистерской диссертации

[5.1] 5.1 Взаимодействие с научным руководителем

[5.2] 5.2 Консультации в процессе работы

[6] 6 Защита магистерской диссертации

[6.1] 6.1 Процедура и сроки представления магистерской диссертации

[6.2] 6.2 Допуск магистерской диссертации к защите

[6.3] 6.3 Требования к презентации

[6.4] 6.4 Процедура защиты магистерских диссертаций

[6.5] 6.5 Использование результатов магистерской диссертации

[7]
Приложение А - Образец заявления слушателя о закреплении темы магистерской диссертации

[8]
Приложение Б - Пример оформления титульного листа

[9]
Приложение В - Рекомендации по написанию научным руководителем отзыва о магистерской диссертации

[10]
Приложение Г - Рекомендации по написанию рецензии на магистерскую диссертацию

[11]
Приложение Д - Форма сопроводительного листа магистерской диссертации

[12]
Приложение Е - Рекомендации по структуре и содержанию магистерских диссертаций по вопросам анализа возможности коммерциализации технологий (разработок)

[13] Приложение Ж- Рекомендации по структуре и содержанию магистерских диссертаций по вопросам разработки стратегии развития фирмы


Настоящие рекомендации ободрены Ученым Советом
факультета  инновационно-технологического бизнеса ГОУ АНХ.

Протокол  №_____ от «___»_______2012 

1 Общие положения

Целью государственной аттестации является установление соответствия уровня подготовки выпускника магистерской программы «Инновационный менеджмент» Факультета инновационно-технологического бизнеса (далее Факультет) ГОУ АНХ (далее Академия) требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее ГОС).

К итоговой государственной аттестации допускаются слушатели, не имеющие академических задолженностей по учебным курсам, предусмотренным учебным планом Магистерской программы «Инновационный менеджмент» (далее Программа).

Итоговая государственная аттестация выпускника Программы включает в себя сдачу Государственного междисциплинарного экзамена по направлению 08050068 «Менеджмент» (далее Госэкзамен) и защиту магистерской диссертации.

При условии успешного прохождения итоговой аттестации выпускнику присваивается степень «Магистр менеджмента» и выдается соответствующий диплом государственного образца.

Для проведения итоговой аттестации выпускников Программы приказом ректора Академии назначается Государственная аттестационная комиссия (далее ГАК).

2 Подготовка к написанию магистерской диссертации

Подготовка и защита магистерской диссертации – обязательная составная часть процесса обучения по Программе.

Выбор темы магистерской диссертации осуществляется слушателем самостоятельно в начале обучения на Программе, но не позднее, чем за 6 месяцев до срока защиты.

При необходимости помощь в выборе темы могут оказать преподаватели Программы, начальник научно-консультационного отдела Факультета, а также декан или его заместитель.

Темы магистерских диссертаций закрепляются за слушателями на основе их личных заявлений представленной в Приложении А. Заявление рассматривается начальником научно - консультационного отдела Факультета. Основанием для рассмотрения темы магистерской диссертации являются представленные слушателем обоснование актуальности темы и структура диссертации, представленные в заявлении.

Завизированное заместителем заявление является основанием для назначения научного руководителя магистерской диссертации из числа преподавателей Программы или специалистов народного хозяйства, имеющих ученые степени или звания. В порядке исключения допускается назначение в качестве научного руководителя специалиста, имеющего большой опыт в предметной области работы, но не обладающего ученой степенью/званием.

Слушатель самостоятельно предлагает кандидатуру руководителя магистерской диссертации. Не допускается предлагать руководителя выпускной работы без предварительного согласования  с ним структуры и темы работы.  В случае возникновения затруднений с выбором руководителя, последнего предлагает декан Факультета.

Темы магистерских диссертаций и научные руководители в соответствии с внутренним регламентом Академии утверждаются приказом ректора Академии за шесть месяцев до защиты работы.

3 Требования, предъявляемые к оформлению и содержанию магистерской диссертации

3.1 Общие требования к оформлению магистерской диссертации

Объем текста магистерской диссертации должен быть от 80 до 110 страниц машинописного текста с полуторным интервалом, напечатанного на листах формата А4 с одной стороны. Шрифт – Times New Roman. Размер шрифта – 12, размер полей: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху - 2 см, снизу – 2 см. Текст необходимо выравнивать по ширине. Приложения не входят в объем работы.

Все сноски и подстрочные примечания печатают с одинарным межстрочным интервалом на той же странице, к которой они относятся, размер шрифта – 10.

Страницы учитываются, начиная с титульного листа. Нумеруются страницы, начиная с оглавления. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы, размер шрифта – 12.

Необходимо придерживаться определенной композиционной структуры работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

  1.  титульный лист;
  2.  аннотация;
  3.  оглавление;
  4.  введение;
  5.  основная часть диссертации (разбивается на разделы или главы);
  6.  заключение;
  7.  библиографический список;
  8.  приложения.

Все перечисленные структурные части работы, а также  разделы,  должны начинаться с новой страницы. Наименования структурных частей работы не нумеруются.

Работа состоит из структурных элементов. Основная часть работы состоит разделов, подразделов, пунктов и подпунктов. Слова Основная часть работы, Раздел, Подраздел, Пункт, Подпункт не пишутся. Иллюстрации приводятся только в основной части работы и в Приложениях.

Разделы отчета должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера раздела, подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. А пункты из подпунктов. Подпункт может не иметь заголовка.

Структурные элементы, разделы и подразделы выделяются полужирным шрифтом. Структурные элементы и разделы начинаются с новой страницы. Подразделы, пункты и подпункты следует начинать на текущей странице.

Допускается выделение пунктов и подпунктов курсивом или шрифтами отличной от основной  гарнитуры. В этом случае необходимо, чтобы все пункты (или подпункты) работы имели шрифт одной и той же гарнитуры.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания применяя шрифты разной гарнитуры.

Подчеркивание заголовка и перенос слов в заголовке не допускается.

Включение в работу литературных обзоров, информации из Интернет или информации с электронных ресурсов не допускается.

Итоговые расчетные таблицы (отчеты о движении денежных средств, отчеты о прибылях-убытках и т.п.), большие массивы исходных данных для проведения различных видов анализа, не включаются в основную часть работы, а выносятся в приложения.

3.2 Особенности оформления отдельных структурных частей магистерской диссертации

3.2.1 Титульный лист

Титульный лист является первой страницей диссертации и выполняется по форме, представленной в Приложении Б.

Заглавие магистерской диссертации приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается.

Титульный лист должен быть подписан слушателем, научным руководителем магистерской диссертации, рецензентом, деканом Факультета. Если какая-то подпись отсутствует, то работа к защите не допускается.

Титульный лист учитывается при нумерации страниц, однако номер на титульном листе не ставится (нумерация начинается со следующей страницы, с номера 2).

3.2.2 Аннотация

Аннотация - краткое изложение содержания магистерской диссертации. В ней указывается цель диссертации, ее краткое содержание, особенности ее изложения, а также сведения об общем количестве страниц, примеров, литературных источников и приложений. Аннотация  не должна превышать по объему ½ страницы.

3.2.3 Оглавление

В оглавлении приводятся заголовки структурных частей диссертации, начиная с введения, и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности или соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Все заголовки начинают с заглавной буквы без точки в конце.

3.2.4 Введение

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель предпринимаемого исследования, задачи исследования, определяется объект исследования, указываются методы и инструменты исследования, а также практическая ценность исследования.

3.2.5 Основная часть диссертации

3.2.5.1 В основной части диссертации подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты.

Содержание разделов (глав) основной части должно соответствовать теме магистерской диссертации и полностью ее раскрывать. Количество разделов (глав) основной части диссертации определяется ее содержанием.

3.2.5.2 Диссертация должна иметь не менее двух разделов (глав).

Если цифровой или иной материал в диссертации нужно представить в компактном виде, то его оформляют в виде таблиц или рисунков, которые нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Нумерация рисунков и таблиц производится раздельно. Не допускается помещать в текст работы без ссылки на источник те таблицы, которые уже были опубликованы. Таблицы и рисунки в обязательном порядке должны сопровождаться заголовками и подписями.

3.2.5.3 Итоговые расчетные таблицы (отчеты о движении денежных средств, отчеты о прибылях-убытках и т.п.), большие массивы исходных данных для проведения различных видов анализа, не включаются в основную часть работы, а выносятся в приложения.  Допускается включать аналитические таблицы в основную часть работы, если в основной части приведен анализ, результаты которого без включения в основную часть этих таблиц воспринять затруднительно. Настоятельно рекомендуется заменять в основной части работы таблицы более наглядными для восприятия и анализа графиками и диаграммами, к которым приведено текстовое описание их анализа и выводов, которые должен сделать читатель.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы,  диаграммы, фотоснимки) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

Общий объем иллюстративного материала (рисунки, графики, таблицы) не должен превышать 30% всего объема работы.

Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в отчете, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1 – Диаграмма Гантта.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3 – Структура управления персоналом.

При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 2», «как видно из рисунка 2» и т.п. при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела или как видно из графика представленного на рисунке А.1. Приложения А.

Подписи рисунка следуют сразу за рисунком. Подписи располагают по центру с выделением меньшим кеглем (размер шрифта 10 или 11) и полужирным шрифтом.

3.2.5.4 Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не приводят.

Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Рисунок 1.2 – Диаграмма распределения ответов на вопрос «Совпали ли Ваши ожидания результатов обучения с реальностью?» (осреднение по количеству исследуемых компаний)

Рисунок 1 – Пример оформления рисунка

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае - боковик.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее - кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

В случае, если таблицу или рисунок необходимо расположить с поворотом на 90º, руководствуются следующим правилом: текст должен читаться либо при нормальном положении страницы, либо при ее повороте по часовой стрелке.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Таблица 1 - Курсы основных валют

Единиц

Валюта

Курс, руб.

1

2

3

1

Австралийский доллар

20,032

1000

Белорусский рубль

12,553

Рисунок 2 – Пример оформления таблицы

Продолжение таблицы 1

1

2

3

1

Сингапурский доллар

16,933

10

Украинская гривна

53,153

1

Фунт стерлингов Соединенного королевства

50,21

10

Шведская крона

36,334

Рисунок 3 – Пример оформления таблицы при  переносе её части на следующую страницу

3.2.5.5 Подстрочные ссылки (сноски) печатают с абзацного отступа и от основного текста отделяют сплошной чертой.

В качестве знака ссылки рекомендуется применять арабские цифры. Если примечание относится к отдельному слову, то знак ссылки должен стоять непосредственно у этого слова, если же оно относится к предложению (или группе предложений), то в конце предложения.

Ссылки нумеруют в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают сначала.

В тексте выпускной аттестационной работы иногда приходится ссылаться на факты, установленные другими авторами или включать в текст заимствованный у них материал для подтверждения собственных выводов или для критического разбора того или иного высказывания. В этом случае цитаты обязательно заключаются в кавычки и сопровождаются ссылками с указанием источников, с указанием страницы, откуда взята цитата.

Например:

Можно констатировать, что «современное техническое развитие мира таково, что для решения сложных вопросов требуется привлечение целых коллективов специалистов, причем разных направлений»1.

______________

 1Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. Пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева.—2-е изд., перераб., доп.— М.: Дело, 2006. С.73.

Если на одной странице даются подряд несколько ссылок на один и тот же источник, то при повторных ссылках пишут: «Там же. – С. 28». Это обозначение повторяется на странице до тех пор, пока не встретится ссылка на другой источник. Общие правила оформления ссылок на источники приведено ниже в разделе «Библиографический список».

3.2.6 Заключение 

Завершается диссертация заключительной частью, которая называется «Заключение». Эта часть представляет собой наиболее важные, четкие и продуманные выводы, к которым приходит автор, основываясь на проведенном исследовании и анализе рассмотренных примеров.

Необходимо, чтобы по каждой задаче, поставленной автором во введении, был приведен конкретный результат, полученный в результате предпринимательского исследования. Должен также быть приведен экономический эффект (эффекты) от реализации предлагаемых и обоснованных в основной части работы управленческих решений.

Заключение может включать в себя практические предложения и рекомендации.

Описание результата по задаче рекомендуется проводить в следующей последовательности:

А) повторение условия задачи;

Б) краткое описание процесса решения задачи;

В) результат, полученный при решении задачи;

Г) выводы для последующих задач или работы в целом, которые следуют из результата.

Краткое описание процесса решения может содержать информацию о применяемом управленческом инструментарии, о субъектах и объектах исследования, об алгоритме решения, о привлекаемых для решения задачи ресурсах.

3.2.7 Библиографический список

После заключения должен быть помещен библиографический список (список литературы).

Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в тексте диссертации. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет прямых ссылок в тексте. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте диссертации.

Если в тексте диссертации есть ссылки на описания изобретений, то их список приводится как дополнительный список.

Список использованной литературы оформляется алфавитным способом группировки, который предполагает размещение литературных источников по алфавиту фамилий авторов и заглавий (если автор не указан). При этом работы, опубликованные на иностранном языке, обычно размещают после перечня всех источников на языке аттестационной работы. Список источников должен быть пронумерован.

Необходимо соблюдать следующие основные правила составления библиографического списка:

  1.  Если источник имеет автора, то сначала пишется его фамилия, затем инициалы. Если авторов два или три, то указываются все фамилии авторов с инициалами в той же последовательности, как и в источнике.
  2.  Если авторов более трех, указывается только фамилия первого автора с добавление слов: и др.
  3.  В случае, если ссылка дается на какую-либо статью, изданную среди других произведений того же автора и объединенных в одном издании, то после фамилии с инициалами дается название статьи, затем ставятся две косые линии (//) и даются все библиографические данные источника.
  4.  Библиографическое описание источников, взятых из газет и журналов: дается фамилия и инициалы автора, название статьи, затем две косые линии (//), название журнала или газеты, точка, тире, год, точка, тире, номер журнала (если источник взят из газеты, вместо номера указывается дата выпуска), точка.

Ниже приведены примеры библиографических описаний различных видов публикаций.

Нормативные акты

  1.  Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//Российская газета, 25 декабря 1993 г.
  2.  Федеральный конституционный Закон РФ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 28 апреля 1995 г.//СЗ РФ. 1995. - № 18.
  3.  Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ//СЗ РФ. 1996. - № 5.
  4.  Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615-1 //Ведомости СНД РФ. 1992. - № 45.

Специальная литература

Алемасов В.Е., Дрегалин А.В., Тишин А.П. Теория ракетный двигателей/Под ред. В.П. Глушко. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1989. – 551 с1. [книга с тремя авторами]

История правовых и политических учений: Учебник для вузов/П.С. Грецианский, В.Д. Зорькин, Л.С. Мамут и др./Под общ. ред. В.С. Несесянца. – М.: Юридическая литература, 1998. – 320 с. [книга со многими авторами]

Непрерывное образование как педагогическая система: Сборник научных трудов/Научно-исследовательский институт высшего образованиия/Отв. Ред. Н.Н. Нечаев. – М.: ЮНИКС, 1987. – 156 с. [сборники]

  1.  Орлов П.Л. История русской литературы: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1990. – 320 с. [книга с одним автором]

Попов В.Н. Реконструкция предприятий полиграфии//Проблемы реконструкции зданий и сооружений. – Саратов, 1988. – С. 17-38. [статья из книги]

Проблемы образования: Тезисы доклада/3-я всесоюзная научная конференция. – М.: МИСИ, 1988. – 277 с. [материалы конференций]

Рубан В.  Опять кадры решают все//Московские новости. – 1999. – 15 сентября. – С.4. [статья из газеты]

Сумароков Л.Н., Тимофеева О.В. Если нет компьютера. – М.: Изд-во стандартов, 1990. – 119 с. [книга с двумя авторами]

Чичелев М.Е. О роли Счетных палат в бюджетном процессе//Финансы. – 1999. - № 8. – С. 48-50. [статья из журнала]

Шубин Л.Ф. Архитектура гражданских и промышленных зданий: В 5 т. – Т. V. Промышленные здания/Под ред. В.М. Предтеченского. – М.: Стройиздат, 1983. – 764 с. [многотомные издания и отдельные тома многотомных изданий]

3.2.8 Приложения

Объемные вспомогательные или дополнительные материалы, размещение которых в основной части работы не обязательно, помещают в приложениях. Как правило, в приложения рекомендуется помещать громоздкие таблицы, различного рода поясняющие иллюстрации, копии документов и т.п. Основными положениями, которыми необходимо руководствоваться при компоновке приложений, являются следующие:

  •  основной документ должен сохранять свою логичность и целостность и без приложений;
  •  не допускается помещать в приложения важные материалы, составляющие смысловое наполнение основной части работы. Если материал является существенным для помещения в основных разделах работы, но при этом громоздким и объемным, следует разместить в основной части работы структурное содержание материалов – укрупненную таблицу, рисунок без деталировки и т.п., а в приложении – соответственно, полный вариант материала;
  •  приложения помещаются в конце работы после списка литературы.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в выпускной аттестационной работе более одного приложения они нумеруются буквами, например: Приложение А.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложением осуществляется через ссылки в аттестационной работе, которые заключаются в скобки, например: (см. Приложение А).

В оглавлении работы приложения отражаются в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

В вопросах оформления ВАР, не определенных настоящими методическими рекомендациями следует руководствоваться разделом 6 ГОСТ 7.32-2001.


4 Общие требования к содержанию магистерской диссертации

Магистерская диссертация должна соответствовать предъявляемым  требованиям не только по оформлению, но и в первую очередь по содержанию. Автор диссертации должен показать, какую актуальную для себя (или для предприятия) управленческую задачу он решил, какими практическими инструментами воспользовался, из числа тех навыков, которые были получены в процессе обучения на Программе. Диссертация может иметь в своей основе как анализ прошлой ситуации, так и обоснование вариантов принятия управленческих решений на будущее. В первом случае рекомендуется проводить анализ с точки зрения «а как бы стоило поступить в аналогичной ситуации сегодня, используя багаж полученных в процессе обучения знаний и умений». Диссертации, содержащие лишь описание успешной или не успешной ситуации без должного анализа и практических выводов, до защиты, в подавляющем большинстве случаев, не допускаются. В случае разработки обоснований тех или иных управленческих решений на будущее следует придерживаться принципа «практической реализуемости» результатов диссертационной работы. В любом случае, автору необходимо показать в диссертации, насколько актуальными являются для него или для его предприятия выводы, полученные в процессе работы, насколько они помогут решить поставленную в теме диссертации практическую задачу.

Основная часть работы (см. Раздел 3 настоящих рекомендаций) должна состоять как минимум из 2-3 глав, акценты в которые следует расставить следующим образом.

Во-первых, необходимо подробно описать текущее состояние решаемой проблемы. Это может быть описание текущей стадии проекта, анализ ситуации на предприятии, общая характеристика бизнеса, в котором занят автор.

Во-вторых, обязательно должна быть обоснована актуальность поставленной задачи для предприятия. Основное внимание здесь необходимо уделить обоснованию практической значимости анализируемой ситуации для развития бизнеса предприятия.

В третьих, в обязательном порядке должны быть показаны как минимум два возможных пути решения поставленной задачи, проведено сравнение их эффективности и целесообразности. Анализ и сравнение возможных вариантов следует проводить с использованием методик и инструментария, освоенного в процессе обучения на Программе. Выводы, сделанные в этом разделе, должны основываться на объективных, количественных показателях, таких, как экономическая эффективность, степень риска, сроки завершения и т.п.

В четвертых, должен быть осуществлен обоснованный выбор конкретного варианта решения поставленной задачи. Выбранный сценарий необходимо описать более подробно, с уточнением основных управленческих решений, которые будут приняты для реализации данного сценария на практике.

Данная структура является примерной, однако все перечисленные выше элементы должны присутствовать в диссертации. В зависимости от выбранной темы, содержание разделов может различаться по объему и глубине проработки.

Примерные структуры диссертационных работ для некоторых типовых задач, решаемых слушателями, приведены в Приложении Е,Ж,З.

5. Выполнение магистерской диссертации

5.1 Взаимодействие с научным руководителем

Работа над магистерской диссертацией начинается с процедуры согласования её темы (с уточнением её актуальности, структуры и рабочего плана по ее написанию) с научно-консультационным отделом Факультета.

После утверждения темы магистерской диссертации основную консультационную работу проводит научный руководитель диссертации. Если в процессе работы с научным руководителем меняется формулировка темы (даже незначительно), то необходимо согласовать изменения с начальником научно-консультационного отдела Факультета и деканом Факультета и сообщить менеджеру группы о необходимости внесения изменения в приказ ректора Академии «Об утверждении тем выпускных аттестационных работ».

Если формулировка темы в диссертации отличается от формулировки в приказе, то диссертационная работа не будет допущена к защите.

По окончании работы над диссертацией научный руководитель должен написать отзыв о работе слушателя. Рекомендации по написанию отзыва приведены в Приложении В.

5.2 Консультации в процессе работы

В процессе работы над магистерской диссертацией слушатель обращается за консультациями к научному руководителю в рабочем порядке, по мере надобности.

При необходимости получения консультации по специфическим проблемам магистерской диссертации, по рекомендации научного руководителя может быть привлечен научный консультант, который также подписывает титульный лист диссертации после ее завершения.

Консультации по общим вопросам, связанным с подготовкой и представлением магистерской диссертации к защите, оказывают начальник научно-консультационного отдела и заведующий кафедрой управления инновационными проектами Факультета в соответствии с графиком консультаций.

Слушатель работает над магистерской диссертацией самостоятельно в соответствии с  согласованным рабочим планом. Научный руководитель, привлекаемые консультанты, научно-консультационный отдел Факультета оказывают консультации по диссертации лишь на основании собранных и подготовленных слушателем материалов.

Спорные вопросы, связанные с содержанием магистерской диссертации, решаются при участии декана Факультета или его заместителя.

6 Защита магистерской диссертации

Успешная защита магистерской диссертации является обязательным условием получения государственного диплома о присвоении степени «магистр менеджмента».

6.1 Процедура и сроки представления магистерской диссертации

Этап 1

После завершения процесса написания магистерской диссертации научный руководитель подписывает титульный лист диссертации и предоставляет отзыв научного руководителя. Отзыв должен отражать как содержание диссертации, так и личное мнение руководителя относительно эффективности работы слушателя в процессе написания диссертации и соответствия магистерской диссертации требованиям ГОС. Рекомендации по написанию отзыва приведены в Приложении В.

Окончательный вариант магистерской диссертации в бумажном или электронном виде должен быть представлен научному руководителю не позднее, чем за три недели до намеченной даты защиты.

После изучения диссертации научный руководитель подписывает титульный лист магистерской диссертации, а также ставит дату и подпись на сопроводительном листе диссертации (далее – Сопроводительный лист), образец которого приведен в Приложении Д. Сопроводительный лист является документом, с помощью которого контролируется процесс подготовки магистерской диссертации к защите.

Магистерские диссертации, выполненные по завершении Программы, подлежат обязательному рецензированию. Рецензент назначается  из числа специалистов с учёной степенью/званием в предметной области, которой посвящена диссертация. Допускается в качестве рецензента назначение топ-менеджеров или известных специалистов, имеющих большой опыт в предметной области диссертации, но не обладающих ученой степенью.

Рецензентом не может быть преподаватель, работающий в Программе, штатный сотрудник Факультета, слушатель, обучающийся на Факультете или член ГАК.

По итогам рассмотрения диссертации рецензент представляет письменную рецензию2 не позднее, чем за 3 дня до защиты. В противном случае магистерская диссертация до защиты не допускается.

Рекомендации по написанию рецензии приведены в Приложении Г. После изучения диссертации и составления рецензии рецензент ставит свою подпись на титульном листе магистерской диссертации.

Рецензия представляется автору диссертаци для ознакомления.

Необходимыми условиями для перехода к следующему этапу являются:

Переплетенная и подписанная автором магистерская диссертация

Подпись научного руководителя на титульном листе диссертации

Наличие отзыва научного руководителя с подписью

Подпись рецензента на титульном листе диссертации

Наличие рецензии с подписью (хотя бы факсимильный экземпляр)

Подпись научного руководителя на Сопроводительном листе диссертации

Этап 2

В любое время после получения подписей научного руководителя и рецензента, но не позднее, чем за два дня до утвержденной даты предзащиты3 слушатель представляет  магистерскую диссертацию в бумажном виде и на электронном носителе (формат файла Microsoft Word) менеджеру группы для проведения формальной экспертизы. Диссертация должна быть переплетена. Допускается использование любого типа переплета (предпочтительно – пластиковыми пружинами). Вместе с диссертацией слушатель должен предоставить также Сопроводительный лист диссертации, отзыв руководителя и рецензию4.

В рамках формальной экспертизы менеджером проводится контроль по следующим пунктам:

  •  соответствие темы магистерской диссертации теме, утвержденной приказом ректора Академии;
  •  соответствие объема и оформления диссертации требованиям, указанным в разделе 2 настоящих методических рекомендаций;
  •  наличие отзыва руководителя и рецензии;
  •  отсутствие у слушателя академических задолженностей;
  •  отсутствие у слушателя задолженности по оплате за обучение.

При условии выполнения всех вышеуказанных требований менеджер группы делает соответствующую запись в Сопроводительном листе, и магистерская диссертация направляется на Предзащиту.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не выполнено слушатель по решению менеджера группы может быть не допущен к Предзащите.

В случае, если отзыв или рецензия имеют явно выраженное отрицательное заключение, слушатель по решению декана или его заместителя может быть также не допущен к Предзащите.

Этап 3

За две недели5 до утвержденной даты защиты магистерских диссертаций проводится их Предзащита. Предзащита предполагает презентацию диссертации перед одним или несколькими консультантами (далее – Комиссия).

К Предзащите допускаются только диссертации, прошедшие формальную экспертизу, свидетельством чего является подпись менеджера группы на Сопроводительном листе диссертации.

Целью Предзащиты является предварительное рассмотрение диссертации и консультирование слушателей по вопросам, касающихся содержательной части диссертации и формы ее представления на заседании ГАК. Комиссия формулирует замечания к диссертации или к презентации. Соответствующие записи делаются в Сопроводительном листе.

6.2 Допуск магистерской диссертации к защите

Не позднее, чем за два дня6 до намеченной даты защиты магистерских диссертаций, слушатель должен лично подойти к декану Факультета, предъявить магистерскую диссертация и Сопроводительный лист и указать исправления, внесенные в диссертацию по результатам высказанных на Предзащите замечаний. Декан Факультета допускает диссертацию к защите только при условии внесения соответствующих исправлений.

Основанием для допуска магистерской диссертации до защиты на заседании ГАК является подпись декана. В своем решении о допуске магистерской диссертации декан Факультета руководствуется мнением о диссертации, отраженном в отзыве научного руководителя, мнением о работе рецензента, замечаниями консультантов, проводивших Предзащиту и качеством внесенных в диссертацию исправлений по результатам Предзащиты.

6.3 Требования к презентации

Презентация должна раскрывать содержание магистерской диссертации. Согласно регламенту заседания ГАК (см. ниже) время, отведенное на презентацию, не может превышать 10 минут. Настоятельно рекомендуется при подготовке ориентироваться на 67 минут презентации с тем, чтобы больше времени оставить на обсуждение диссертации и ответы на вопросы. В презентации должны найти отражение:

  •  цели и задачи магистерской диссертации,
  •  ее актуальность и практическая ценность,
  •  основная идея,  выбранный способ решения поставленной в диссертации задачи,
  •  наиболее важные выводы с кратким обоснованием.

Для презентации необходимо подготовить демонстрационные материалы, которые могут быть выполнены в форме презентации в Power Point, слайдов, раздаточных материалов и т.п. образом.

Факультет обеспечивает слушателей всей необходимой презентационной техникой  (LCD проектором, ноутбуком, доской, маркерами и пр.)

6.4 Процедура защиты магистерских диссертаций

Защита магистерской диссертации проводится на открытом заседании ГАК с участием не менее двух третей ее состава и включает в себя презентацию слушателем своей магистерской диссертации (до 10 мин.), ответы слушателя на вопросы членов ГАК, дискуссию, в которой принимают участие все, присутствующие на защите.

Регламент заседания ГАК в обязательном порядке оглашается в начале каждого заседания. За соблюдением регламента следит Председатель ГАК или его заместитель.

Решения ГАК принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. По результатам закрытого совещания членов ГАК выносится обобщенная оценка магистерской диссертации. Результат защиты магистерской диссертации определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день.

В случае положительной оценки магистерской диссертации и при условии успешной сдачи Госэкзамена ГАК принимает решение  о присвоении выпускнику степени «магистр менеджмента» и выдаче Государственного диплома.

В случае неудовлетворительной оценки на основании решения ГАК приказом по Факультету (не ранее, чем через полгода), назначается повторная магистерской диссертации. Повторная защита магистерской диссертации не может назначаться более двух раз.

Все решения ГАК оформляются протоколами, являются окончательными и обжалованию не подлежат.

6.5 Использование результатов магистерской диссертации

Наиболее интересные, с методической точки зрения, диссертации с обязательного согласия авторов могут быть рекомендованы для опубликования в учебно-методических пособиях, издаваемых Факультетом, а также для использования в учебном процессе.


Приложение А - Образец заявления слушателя о закреплении темы магистерской диссертации

Декану Факультета

инновационно-технологического бизнеса

Зинову В.Г.

от слушателя ________________________

_________________________________

                                                                                                           (Ф.И.О. полностью)

Заявление

Прошу утвердить мне следующую тему магистерской диссертации:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Обоснование актуальности __________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Структура работы

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  

Научным руководителем прошу назначить _____________________________________

Дата         Подпись_______________


Приложение Б - Пример оформления титульного листа

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Факультет инновационно-технологического бизнеса

Магистерская программа «Инновационный менеджмент»

МАГИСТЕРСКАЯ   ДИССЕРТАЦИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ВЫХОДА КОМПАНИИ «ТОСОЛ-СИНТЕЗ» НА РЫНОК БЫТОВЫХ ТЕПЛОНОСИТЕЛЕЙ

Научный руководитель

профессор, д.э.н. Петров И.С., заведующий кафедрой менеджмента ГОУ АНХ

Рецензент

д.т.н. Михайлов В.П., директор Института общей и неорганической химии РАН

Слушатель

Иванов И.И.

«ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ»

Декан Факультета

инновационно-технологического бизнеса, профессор, д.э.н. Зинов В.Г

Москва

2012


Приложение В - Рекомендации по написанию научным руководителем отзыва о магистерской диссертации

Научный руководитель, изучив окончательный вариант магистерской диссертации, пишет отзыв.

Отзыв пишется в произвольной форме, однако в нем можно выделить некоторые общие положения.

В отзыве руководитель дает характеристику проделанной слушателем работы, отмечает актуальность магистерской диссертации, уровень теоретической проработки и практическую значимость, полноту, глубину и оригинальность решения поставленной перед слушателем задачи, а также дает оценку готовности диссертации к защите.

Отзыв должен также содержать мнение научного руководителя относительно эффективности и результативности самостоятельной работы слушателя.

Заканчивается отзыв научного руководителя указанием на степень соответствия ее требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям: «Данная магистерская диссертация удовлетворяет (не удовлетворяет) требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям, и может (не может) быть представлена к защите».

Объем отзыва примерно 1 страница машинописного текста с полуторным интервалом. Размер шрифта – 12.

Руководитель подписывает отзыв, титульный лист магистерской диссертации, а также Сопроводительный лист диссертации с указанием даты подписания.


Приложение Г - Рекомендации по написанию рецензии на магистерскую диссертацию

Рецензия представляет собой документ, содержащий аргументированный критический разбор достоинств и недостатков магистерской диссертации, поэтому, прежде всего, рецензент обязан провести квалифицированный анализ существа и основных положений рецензируемой диссертации.

Кроме этого, автор рецензии должен оценить актуальность выбранной темы диссертации, самостоятельность подхода к ее раскрытию, умение пользоваться методами научного исследования, степень обоснованности выводов и рекомендаций, достоверность полученных результатов, их новизну и практическую значимость.

Наряду с положительными сторонами диссертации отмечаются и ее недостатки, в частности, указываются отступления от логичности и грамотности в изложении материала, выявляются фактические ошибки и т.д.

В конце рецензии дается конкретная оценка диссертации: «Данная магистерская диссертация заслуживает (не заслуживает) отличной (хорошей, удовлетворительной) оценки».

Объем рецензии составляет от одной до пяти страниц текста с полуторным интервалом. Размер шрифта – 12.

Рецензент подписывает рецензию с указанием даты подписания и титульный лист магистерской диссертации.


Приложение Д - Форма сопроводительного листа магистерской диссертации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Факультет инновационно-технологического бизнеса

Магистерская программа «Инновационный менеджмент»

СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ

МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

__________________(вписать название диссертации)_________________

________________________________________________________________

Слушатель:___(вписатьФИО)___________ Группа:_(вписать)_

Объем соответствует

Оформление соответствует требованиям

Отзыв руководителя имеется

Академической задолженности нет

Рецензия имеется

Задолженности по оплате нет

«Формальная экспертиза пройдена»  Дата __________ Подпись____________

(менеджер группы)  

Вопросы по результатам предзащиты:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

«Предзащита пройдена» Дата_________Подпись 1__________Подпись 2_________

(консультанты, проводившие предзащиту)


Приложение Е - Рекомендации по структуре и содержанию магистерских диссертаций по вопросам анализа возможности коммерциализации технологий (разработок)

Магистерские диссертации по проблемам возможности коммерциализации технологий (разработок) занимают заметное место среди диссертаций, защищенных  на Факультете инновационно-технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Структура диссертации может быть различной и отражать индивидуальные особенности проблемы, однако в ней должны найти отражение следующие аспекты:

1. Описание научной разработки, которая лежит в основе бизнес-идеи коммерциализации

Описание должно быть сделано на языке и в терминах доступных непрофессионалу в этой области (инициаторы проекта, история проблемы, участники процесса разработки, преимущества по сравнению с существующими технологиями, готовность рынка к восприятию новшества, возможность встраивания в существующие технологические процессы, возможные сферы применения, стадия разработки и т.п.)

Обязательно должно быть дано описание интеллектуальной собственности, лежащей в основе бизнес-идеи: какие результаты уже закреплены (т.е. у инициаторов проекта имеются правовые основания использовать результаты исследований и разработок), каким образом, кто является владельцем, могут ли быть претензии на эту интеллектуальную собственность со стороны третьих лиц. Кроме того, необходимо описать (не вдаваясь в технические подробности) какие результаты еще не закреплены.

Необходимо сформулировать концепцию нового товара (технологии).

2. Сравнительный анализ возможных сфер применения, выявление наиболее перспективных рынков или ниш

Анализ рынка товаров (технологий, услуг), на которых может использоваться разработка. Обязательно описать аналоги и продукты заменители, которые могут быть построены на других технологиях, но решают аналогичные проблемы и удовлетворяют аналогичные потребности.

Необходимо оценить размер рынков или ниш в денежном  и натуральном выражении, их динамику, стадию жизненного цикла, уровень и характер конкуренции, основные барьеры входа и выхода.

Определив критерии отбора и проведя сравнительный анализ, необходимо выбрать наиболее перспективные и привлекательные рынки или ниши

3. Оценка ресурсов

Необходимо провести оценку ресурсов, которые потребуются для реализации проекта коммерциализации и ресурсов, имеющихся в распоряжении инициаторов проекта. В том числе: технические возможности реализации производства товара в необходимом количестве, возможности привлечения внешних ресурсов для разработки, тестирования, производства, организации продвижения продукта на рынок, организации продаж, организации сервиса продукта, потенциальные партнеры, поставщики, возможные источники финансирования.

4. Анализ перспектив коммерциализации технологий (разработок)

Формулировка целей коммерциализации. Описание различных вариантов достижения этих целей, в том числе: обязательно мероприятия по защите интеллектуальной собственности и продвижению товара на рынок, при необходимости, мероприятия по обеспечению  юридической чистоты владения интеллектуальной собственностью и т.п., анализ возможных рисков и разработка мер противодействия им, оценка финансовых показателей разработанной стратегии.

Определив критерии отбора и проведя сравнительный анализ, необходимо выбрать возможные варианты коммерциализации.


Приложение Ж- Рекомендации по структуре и содержанию магистерских диссертаций по вопросам разработки стратегии развития фирмы

Структура диссертации может быть различной и отражать индивидуальные особенности проблемы, однако в ней должны найти отражение следующие аспекты:

Описание предприятия и бизнеса

Примерное содержание: общие сведения о предприятии, каким бизнесом занимаемся, в каких бизнес-сегментах работаем, динамика нашего положения (какими мы были 3-5 лет назад), формулировка проблемы (почему не можем оставить все как есть).

Инструментарий: критерии выявления бизнес-сегментов, финансовый анализ деятельности предприятия (анализ бухгалтерской отчетности, коэффициентный анализ: анализ показателей платежеспособности и ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности, оборачиваемости),

Анализ ситуации на рынке

Примерное содержание: маркетинговый анализ, анализ конкурентов, технологий, этапа жизненного цикла товара, товаров конкурентов и заменителей, барьеров входа-выхода, привлекательности рынка, поставщиков, потребителей и т.п.,

Инструментарий: маркетинговые исследования, силы Портера, PEST-анализ.

Анализ положения нашей фирмы и постановка цели

Примерное содержание: определение позиций нашего бизнеса, определение сильных и слабых сторон нашего бизнеса, формулировка стратегической цели, определение возможностей и угроз.

Инструментарий: матричные модели (БКГ, Дженерал Электрик, Хофер-Шендель и т.п.), SWOT-анализ, PEST-анализ.

Разработка стратегических альтернатив и выбор стратегии

Примерное содержание: формулировка критериев выбора стратегии, описание альтернативных вариантов достижения цели, выбор стратегии.

Инструментарий: Gap-анализ, инвестиционный анализ, анализ затраты/выгоды, формализованные методы выбора, риск-анализ.

Описание основных этапов стратегии

Примерное содержание: описание стратегии на функциональных уровнях, потребности в ресурсах, план реализации стратегии, мероприятия по преодолению сопротивления изменениям.

Инструментарий: управление проектами, управление изменениями.
Приложение З -Рекомендации по структуре и содержанию магистерских диссертаций по управлению проектами

Общие положения

Слушатель  в своей диссертации должен продемонстрировать знания и навыки управления проектами в приложении к конкретной задаче.

Работа над магистерской диссертацией начинается с формирования ее структуры и согласования рабочего плана по ее написанию с научным руководителем.

Магистерская диссертация, в структуре которой предусматривается использование инструмента управления  проектами, может быть посвящена практически любой предметной области.

Например, управление проектами может быть инструментом реализации стратегических или иных целей компании, может использоваться для повышения эффективности функционирования компании, для разработки нового продукта и т.п.

Примеры некоторых проектов:

  •  реализация инвестиционного проекта в химической отрасли;
  •  разработка нового типа электронного устройства;
  •  организация экспортных поставок промышленной продукции;
  •  организация участия группы российских предприятий в зарубежной технологической выставке;
  •  реструктуризация промышленного предприятия;
  •  организация нового бизнеса строительной компании;
  •  организация маркетингового исследования;
  •  формирование службы маркетинга промышленного предприятия;
  •  создание нового предприятия;
  •  развитие региональной сети филиалов;
  •  разработка стратегии развития дистрибьюторской компании на российском рынке;
  •  улучшение логистического сервиса дистрибьюторской компании;
  •  организация строительства коттеджного поселка;
  •  разработка Корпоративного Стандарта управления проектами.

Общие требования к содержанию магистерской диссертации:

  •  Диссертация должна быть посвящена решению конкретной управленческой задачи;
  •  Название диссертации должно в конкретной форме отражать суть решаемой задачи;
  •  Структура магистерской диссертации должна включать описание текущего состояния, формулировку задачи, анализ возможных путей решения задачи, конкретный вариант решения задачи;
  •  Итоговые расчетные таблицы (отчеты о движении денежных средств, отчеты о прибылях и убытках);

Структура сообщения на защите магистерской диссертации:

  •  Цели и задачи магистерской диссертации;
  •  Актуальность и практическая ценность диссертации;
  •  Основная идея и наиболее важные выводы с кратким обоснованием.

В магистерских диссертациях по управлению проектами главным результатом может быть детально разработанный план реализации проекта. При разработке плана проекта необходимо следовать Стандарту PMI. План проекта должен быть результатом четких последовательных действий.

Таким образом, в диссертации необходимо описать последовательные действия, в результате которых будет сформирован План реализации проекта.

Выделение этапов проекта

Если известно, что проект разбивается на этапы, то каждый этап рассматривается как самостоятельный подпроект, к которому применяются все подходы управления проектами. Это делается для упрощения проекта и выделения промежуточных результатов. Количество и содержание этапов зависит от типа проекта.

В качестве примера приведены примеры разбиения на этапы для проектов различного типа.

Пример 1. Реорганизация предприятия.

Этапы: «Диагностика», «Выработка предложений», «Реализация предложений».

Пример 2. Создание технического устройства могут быть выделены следующие этапы.  

1. Предпроектные исследования.

2. Техническое задание. Осуществляется разработка, согласование и утверждение. Выполняется совместно Исполнителем и Заказчиком.

3. Техническое предложение. Осуществляется выбор и обоснование оптимального варианта, происходит согласование и утверждение технического предложения.

4. Эскизный проект. Разрабатываются принципиальные решения по созданию системы, происходит согласование и утверждение эскизного проекта.

5. Технический проект. Разрабатываются окончательные решения по созданию системы, происходит согласование и утверждение технического проекта.

6.  Рабочий проект. Разрабатывается рабочая документация.

7. Изготовление, отладка, испытания. Изготавливаются и отлаживаются компоненты системы, осуществляется подготовка к вводу в действие.

8. Ввод в действие. Производится опытное функционирование и приемочные испытания системы.

 Пример 3. Инвестиционный проект.

Прединвестиционные исследования.

1.1.  Исследование  возможностей  осуществления   проекта.

1.2.  Подготовительные  или  предпроектные   исследования.

1.3. Оценка осуществимости или технико-экономические исследования.

1.4. Организационная стадия.

2. Инвестиционная фаза.

2.1. Формирование постоянных активов предприятия;

2.2. Определение сопутствующих затрат  (обучение  персонала,  рекламные мероприятия, пуско-наладка).

3. Эксплуатационная фаза.

Разработка плана реализации проекта

Инициация

Инициация означает поручение начать проект или его отдельную фазу. Инициация осуществляется для каждого этапа проекта. Необходимо выполнить следующие действия:

  •  принять и закрепить решение о начале работ по проекту в целом и его первому этапу;
  •   создать «Описание продукта» (результата) проекта и этапа;
  •  разработать Стратегический план и план по вехам проекта.

«Описание продукта» определяет наиболее значимые для дальнейшего потребления СВОЙСТВА и ХАРАКТЕРИСТИКИ продукта проекта. Именно ориентация на совокупность необходимых свойств продукта проекта проявляет те работы, которые необходимо выполнить, чтобы создать именно такой продукт в результате проекта и именно с такими свойствами и заданными параметрами его характеристик.

«Ограничения», по сути, определяют, что и когда невозможно или не нужно. Этот документ отсекает излишества в свойствах и характеристиках продукта проекта, документирует время и другие ресурсы по их доступности. Проще говоря, документ регламентирует то, что остается за рамками проекта и что (кто) может быть или должен быть использован (привлечен).

«Стратегический план» регламентирует замысел реализации проекта. Для разработки ИСР его значение в том, что План уже объединяет в себе что, в какой последовательности, с использованием и применением каких технологий и ресурсов и как сделать, чтобы создать продукт? Последовательность выполнения работ по проекту показывается укрупненно.

Стратегический план - документ, содержащий перечень значительных событий, которые будут достигнуты при реализации проекта, которые находятся в поле стратегических интересов компании, реализующей проект. Не исключено, что на начальных этапах нет полной ясности относительно того, каким образом этапы и вехи, которые декларируются в стратегическом плане проекта, будут достигнуты.

Как правило, внимание должно быть сконцентрировано на следующем:

Основные события и вехи, которые должны быть достигнуты;

Достижения и выгоды, которые должны быть получены

Мероприятия, необходимые для соблюдения стратегии проекта

Расходы на ресурсы

При разработке стратегического плана внимание фокусируется не на проекте, а на стратегии достижения главной цели. В процессе создания стратегического плана целесообразно постоянно отвечать на вопрос – что, в какой последовательности, с использованием и применением каких технологий и ресурсов и как сделать, чтобы создать продукт. В случае, если проект реализуются в рамках более крупного проекта, цели нашего проекта должны в первую очередь соответствовать стратегическим целям крупного проекта. Стратегический план предназначен, в первую очередь, для топ-менеджеров компании.

Знание и проработка этих документов уже позволяет выстроить последовательность или, другими словами, создать структуру работ для получения продукта проекта. Уровень детализации может быть самым различным.

Планирование

План проекта — это формальный и утвержденный документ, который может быть использован для управления исполнением проекта.

Разработка плана проекта - представление  результатов других процессов планирования в едином последовательном и  согласованном документе. Интеграция результатов остальных подпроцессов для составления полного документа. Процесс “Разработка плана проекта” использует выходы других процессов планирования для создания согласованного связного документа, который может быть использован как для исполнения проекта, так и для контроля проекта. Эти процессы почти всегда повторяются несколько раз. Например, начальный  набросок плана может включать общие ресурсы и  недатированные продолжительности, в то время,  как окончательный план отражает конкретные ресурсы и точные (конкретные) даты. План проекта используется для:

  •  управления исполнением плана проекта;
  •  документирование предположений и допущений при планировании проекта;
  •  документирования альтернатив проектного планирования;
  •  содействие взаимодействию участников проекта;
  •  документирования требований к отчетам по содержанию, объемам,  срокам.

План проекта должен быть распространен среди участников проекта согласно плану взаимодействия. В отличие от базового плана план проекта — документ или набор документов, который изменяется по мере поступления дополнительной информации.

План проекта обычно включает разделы:

  •  основание для выполнения проекта;
  •  описание подхода к управлению проектом;
  •  констатация целей;
  •  иерархические структуры работ до уровня учета и контроля;
  •  оценки стоимости, плановые даты начала и завершения работ и распределение ответственности до уровня ИСР, на котором осуществляется контроль;
  •  распределение стоимости проекта во времени;
  •  методы оценки исполнения по срокам и стоимостям работ;
  •  основные контрольные события и их плановые даты;
  •  ключевой и необходимый персонал;
  •  основные риски и плановая реакция на наступления каждого из событий риска;
  •  планы управления составляющими проекта (целями, ресурсами, контрактами, рисками, взаимодействием, персоналом);
  •  открытые вопросы и отложенные решения.

Дополнительная информация Плана проекта:

  •  выходы процессов планирования, не включенные в план проекта;
  •  ограничения и допущения, сделанные в процессе разработки плана проекта;
  •  техническая документация (требования, спецификации, проектная документация);
  •  используемые стандарты и нормативы.

Планирование заключается в реализации процессов по определению целей, решаемых задач, работ и операций, критериев успеха и ограничений, оценки стоимости, подготовки расписания, организации взаимодействия, планирования рисков и т.п.

Планирование начинается со следующих шагов.

1. Описываются критерии успеха проекта.

2. Проводится декомпозиция исходной задачи на работы и операции. Формируется ИСР как минимум двух уровней. Правила построения ИСР приведены в ниже.

3. Определяются взаимосвязи операций и формируется последовательность их выполнения. Используется метод построения сетевой диаграммы.

4. Назначаются ресурсы проекта.

5. Оцениваются длительности операций.

6. Формируется расписание операций проекта.

7. Разрабатывается бюджет проекта.

8. Описывается организационная структура проекта. Используется матрица ответственности.

9. Описывается порядок назначения персонала.

10. Разрабатывается план управления взаимодействием. Приводится структура сбора, распределения информации, предполагаемые формы. Приводится пример временной матрицы или иной формы, обеспечивающей организацию взаимодействия.

11. Анализируются риски проекта. Приводится пример контрольной формы, на основе которой осуществляется идентификация рисков. Риски оцениваются и разрабатывается реагирование для нескольких рисковых событий.

12. Описываются подрядчики, принципы и порядок их поиска и отбора.

Детализация процессов планирования

Планирование целей 

Планирование целей — разработка и постановка задачи (проектное обоснование, основные этапы и цели проекта). Это процесс разработки документа, в котором формируются цели проекта, которые служат базой для последующих проектных решений, включая критерии успешности исполнения проекта..

Результатом является документ «Констатация целей». Служит документированной основой для последующих проектных решений и единого понимания целей проекта его участниками. Включает в себя:

основания для выполнения проекта (потребности, для удовлетворения которых проект предпринимается;

результаты проекта — перечень продукции, выпуск которой означает выполнение проекта;

критерии проекта — измеримые критерии успешности проекта (сроки, стоимость, качество и т.п.).

Декомпозиция целей и формирование иерархической структуры работ (ИСР)

ИСР разрабатывается для каждого этапа проекта.

Должны быть перечислены и проранжированы все работы и операции, необходимые для достижения результата фазы проекта или конкретной ее работы. Каждое понижение уровня работ означает следующую степень детализации (декомпозиции) планируемых работ. Все работы состоят из элементарных операций, представляющих самый нижний уровень ИСР. Операция представляет собой минимальный уровень описания набора действий ее исполнителя, не требующий дополнительного пояснения, поскольку соответствует его профессиональной квалификации. Исполнитель должен быть в состоянии выполнить операцию самостоятельно.

При разработке ИСР необходимо принимать во внимание следующие основные Правила разработки ИСР (WBS):

Каждый элемент ИСР должен обеспечивать достижение ощутимого результата.

Каждый элемент ИСР должен являться агрегатом всех подчиненных элементов, перечисленных непосредственно под ним.

Результаты должны логически декомпозироваться до уровня, на котором можно определить, как они будут достигаться (проектирование, поставки, заключение договоров, производство). Декомпозиция результатов, начиная от верхнего уровня ИСР (проекта) до нижнего уровня должно быть логически связано.

Результаты пакетов работ должны быть уникальными и отличаться от результатов других пакетов работ того же уровня. Они должны декомпозироваться до уровня детализации, обеспечивающей успешное планирование, координацию и контроль работ, связанных с достижением поставленных целей.

Процесс разработки ИСР должен представлять собой гибкий механизм, позволяющий корректировать ИСР, особенно когда объем работ по проекту может изменяться. Однако, для успешного управления проектом, необходимо тщательно обеспечить процесс контроля изменений для документирования и управления изменениями содержания проекта. При изменении содержания проекта ИСР должна быть откорректирована.

Каждый элемент ИСР (пакет работ), представляющий собой объем работ подрядчика или других внешних организаций, должен быть согласован непосредственно с ИСР соответствующими элементами ИСР подрядчика.

Все результаты в явном виде должны быть включены в ИСР.

Для всех важных событий, связанных с отчетностью (например, Штабы, ежемесячные отчеты, отчеты о проведении испытаний и т.д.) должны быть включены и определены соответствующие пакеты работ.

Все пакеты работ должны быть совместимы с организационной структурой и структурой затрат.

Результаты должны быть четко определены так, чтобы исключить дублирование объемов работ внутри элементов ИСР, в целом по организации или отдельными ответственными за выполнение работ.

Результаты должны иметь размер, достаточный для эффективного управления, но не настолько малый, чтобы сделать затраты на контроль чрезмерными.

Основой для составления ИСР является «Описание продукта» фазы проекта или проекта в целом, «Ограничения», «Стратегический план».

Могут быть различные уровни детализации ИСР. Наименее подробная – для топ-менеджера. Средний уровень - это уровень, при котором уже определены все основные работы для каждого этапа, в том числе, перечень промежуточных результатов. Наиболее детализированный перечень ИСР требует учета всех действий и всех участников. Является наиболее затратным.

Разработка ИСР имеет важное значение для реализации проекта, т.к. в структурированной форме описывает предметную часть реализации проекта и является основой для всех последующих действия для управления проектом в целом (операции, ресурсы, взаимодействие, риски и т.д.).

Планирование ресурсов

Ресурсы - обеспечивающие компоненты деятельности, включающие исполнителей, энергию, материалы, оборудование и т.д. Соответственно, с каждой работой можно связать функцию потребности в pесуpсах.

Методики назначения и выравнивания ресурсов позволяют руководителю проекта проанализировать сетевой план, построенный с помощью метода критического пути с тем, чтобы обеспечить доступность и использование определенных ресурсов на протяжении всего времени выполнения проекта. Назначение ресурсов состоит в определении потребности каждой работы в различных типах ресурсов. Методики выравнивания ресурсов представляют собой, как правило, программно-реализованные эвристические алгоритмы планирования при ограниченных ресурсах. Эти средства помогают руководителю проекта создать реальное расписание проекта, с учетом потребности проекта в ресурсах и фактически доступных в данный момент времени ресурсов.

Определение взаимосвязей операций — составление и документирование технологических взаимосвязей между операциями. Суть — составление и документирование технологических взаимосвязей между операциями проекта.

Необходимо иметь следующую информацию:

1. Технологические взаимосвязи, отражающие ограничения, определяемые спецификой выполняемых работ (например, стены возводятся после фундамента). Отображают природу зависимостей между работами. Большинство связей в проектах относятся к типу "конец-начало", когда последующая работа может начаться только по завершении предшествующей работы. Связи предшествования образуют структуру сети. Комплекс взаимосвязей между работами часто также называют логической структурой проекта, поскольку он определяет последовательность выполнения работ.

2. Директивные взаимосвязи, устанавливаемые командой проекта и отражающие организационные ограничения на порядок исполнения операций или опыт выполнения предыдущих проектов.

3. Внешние взаимосвязи, отражающие зависимости между операциями проекта и операциями, которые в проект не входят.

Для  определения взаимосвязей операций используются следующие методы:

1. Диаграммы “операции в узлах” – это метод построения сетевых диаграмм, отображает операции в вершинах (узлах), а взаимосвязи — в виде анправленных дуг, соединяющих соответствующие вершины.

2. Диаграммы “операции на дугах” – это метод построения сетевых диаграмм, отображает операции на направленных дугах, а в узлах отражаются события (начало, завершение операции).

3. Условные диаграммы – это методы построения сетевых диаграмм GERT, модели системной динамики, которые  допускают циклические взаимосвязи (например, тестирование) и условные ветви.

4. Типовые сети.

Оценка длительностей операций

Оценка длительностей операций или объемов работ — оценка количества рабочих временных интервалов или объемов работ, необходимых для завершения отдельных операций.

Методы и средства оценки длительности операций

1. Экспертные оценки. На длительность операций влияет множество факторов, которые не всегда можно формализовать.

2. Оценки по аналогам. Используются при недостатке информации о проекте.

3. Нормативы. Позволяют оценить плановую длительность операций исходя из предположения, что исходные условия их выполнения соответствуют нормативным условиям.

4. Моделирование.

Оценка длительностей операций должна включать способы их определения и диапазоны отклонений. Диапазоны отклонений в длительности операций оцениваются:

(+  3) - как потенциальную возможность увеличения продолжительности операции на три временных единицы (часа, дня, месяца и т.д.);

(- 2)  - как желаемую необходимость сокращения продолжительности  операции на две временные единицы (часа, дня, месяца и т.д.);

нет – отсутствие возможности изменить длительность операции.

 

Оценка стоимости

Заключается в определении составляющих стоимостей операций проекта и оценке этих составляющих для каждой операции, ресурса и назначения.

Для оценки стоимости операций используются следующие методы и средства:

1. Оценка по аналогам (оценка сверху вниз).

2. Параметрическое моделирование.

3. Оценка снизу вверх — оценка стоимостей операций проекта и их суммирование.

4. Программы управления проектами.

После  приложения оценок стоимости к отдельным компонентам проекта получается бюджет проекта.

Составление расписания исполнения проекта

Составление расписания проекта — определение последовательности выполнения работ проекта, длительностей операций и распределения во времени потребностей в ресурсах  и затрат, исходя и с учетом наложенных ограничений и взаимосвязей. Составление расписания осуществляется с учетом последовательности операций, продолжительности операций и потребности операций в ресурсах.

Планирование организации

Включает в себя определение, документирование и назначение ролей, ответственности и взаимоотношений отчетности в организации. Могут использоваться различные документы – матрица ответственности, отчетности, должностные инструкции.

Планирование персонала.

Заключается в определении необходимого персонала с учетом количественного и квалификационного состава.

Планирование взаимодействия

Планирование взаимодействия — определение потоков информации и способов взаимодействия, необходимых для участников проекта. Включает определение информационных и коммуникационных потребностей участников проекта:

кому и какая информация нужна;

когда эта информация необходима;

каким образом информация будет представляться.

Планирование взаимодействия тесно связано с планированием организации. Осуществляется как часть начальных этапов проекта и регулярно пересматривается.

На большинстве предприятий происходит стихийный обмен информацией. Задача заключается в организации этого процесса. Компания, которая не в состоянии убедить своих сотрудников эффективно работать совместно, вряд ли сможет лучше работать со своей клиентурой. Управление сотрудничеством требует особых навыков: меньше внимания индивидуальным результатам, больше — коллективной работе. Сотрудничество подразумевает существование схем оплаты труда, направленных на поощрение коллективной работы, а не одиночек. Однако может существовать и нематериальное стимулирование.

Взаимодействие по проекту осуществляется на основе плана управления взаимодействием, который содержит:

структуру сбора информации — детализацию того, кто и какую информацию получает, от кого и какими методами;

структуру распределения информации — детализацию того, кому информация (отчеты, данные, расписания, техническая документация) направляется и какие методы будут использоваться для распространения информации различных типов (отчеты, заседания);

детальное описание всех типов информации, которая должна распределяться, включая форму, содержание, степень детализации, условные обозначения;

порядок предоставления информации, включающий сроки предоставления информации, процедуры обновления, методы сбора;

условия корректировки плана управления взаимодействием по мере развития проекта.

Планирование рисков проекта

Управление рисками — это искусство и формальные методы определения, анализа, оценки, предупреждения возникновения, принятия мер по снижению степени риска на протяжении жизни проекта и распределения возможного ущерба от риска между участниками проекта.

Планирование рисков проекта включает процессы, связанные с идентификацией, оценкой и анализом рисков и выработкой плановых мер по максимизации положительных и минимизации негативных последствий наступления рисковых событий.

Идентификация рисков — определение и документирование событий риска, которые могут повлиять на проект. Касается как внешних, так и внутренних рисков. Внешние риски не зависят от команды проекта. Осуществляется с использованием контрольных форм, отражающих возможные события риска.  Выходом процесса являются потенциальные события рисков, признаки рисков, источники рисков.

Оценка рисков — оценка вероятностей наступления событий риска, их характеристик и влияния на проект. В основном, касается определения того, какие из событий риска требуют реагирования. Как правило, выделяются две группы рисков: риски, требующие реагирования и не требующие.

Разработка реагирования — определение необходимых действий для предупреждения рисков и реакции на угрожающие события. Реагирование на угрожающие события попадает в одну из категорий:

устранение конкретной угрозы через устранение ее потенциальной причины;

уменьшение ожидаемого денежного выражения события риска через уменьшение вероятности события риска или через уменьшение потенциальных потерь (например, через страхование);

принятие последствий. Может быть активным (через разработку мероприятий на случай наступления события риска) или пассивным (в план закладывается меньшая прибыль).

Результатом процесса является план действия в рисковых ситуациях.

Планирование закупок

Планирование закупок – это процесс определения  того, какие потребности проекта могут быть наилучшим образом удовлетворены посредством приобретения продуктов или услуг у внешних организаций. Включает планирование поставок — определение того, что, как и когда должно быть поставлено и подготовку условий — выработку требований к поставкам и определение потенциальных поставщиков. Включает процессы, необходимые для планирования получения продуктов и услуг вне исполняющей организации.  

Рассматриваются вопросы:

приобретать ли продукты и услуги;

как это сделать;

что именно приобрести;

сколько приобрести;

когда приобрести.

Формирование системы управления проектами

Система управления проектами представляет собой организационно-технологический комплекс методических, технических, программных и информационных средств, направленный на поддержку и повышение эффективности процессов планирования и управления проектом, в основе которого лежит программное обеспечение календарного планирования.

Типичные ошибки

Наиболее часто называемые причины неудач реализации проектов: недостаток ресурсов,  нереальные сроки, ошибки формулирования целей, несплоченность команды проекта, недостаточно детальное планирование, неэффективное взаимодействие внутри проекта, изменение целей в ходе проекта, конфликты между целями проекта и интересами подразделений организации.

Система управления, ориентированная на управление неизменными технологическими процессами, не обеспечивает менеджера необходимой информацией, когда требуется планирование и управление проектами.

1) Недостаточный анализ существующего состояния, слабое обоснование требований к проекту. Не позволяют вскрыть все проблемы, четко определить потребности в изменении состояния системы и подготовить необходимую информацию для принятия решения.

2) Нечетко определены цели проекта. Необходимо проверить: на каких данных базируется определение целей? Какую пользу принесет достижение цели? Какие сроки и затраты следует задать?

3) Вместо объективного поиска альтернатив предпочтение отдается излюбленному варианту.

4) Ответственность в проекте распределена недостаточно четко и согласованно:

какие специалисты подчиняются руководителю проекта и каким образом;

кто дает задания и кто передает их на дальнейшее исполнение;

кто решает вопрос затрат, сроков и расходов;

кто  и в какой форме отчитывается перед руководством.

5) В команде проекта недостаточно  квалифицированного персонала.

6) Игнорирование проблемы или попытка решить их “сидением на месте”.

7) Руководитель проекта недооценивает риск и смиряется с судьбой.

8) Импровизация котируется выше, чем систематическая организация.

9) Повторение ошибок из старых проектов и отсутствие готовности учиться.

Итогом магистерской диссертации по управлению проектами, как правило, является план реализации проекта.

1 Если указывается общее количество страниц в книге, то слово «страница» обозначается  маленькой буквой «с.» и располагается после цифр, обозначающих кол-во страниц. Когда указывается точная страница цитаты или страницы, на которых расположена статья,  то слово «страница» обозначается  большой  буквой «С.» и располагается перед цифрой (-ами), обозначающей номер страницы.

2 См. след. раздел Методических рекомендаций в части сроков предоставления рецензии на Этапе 2.

3 В первый день последней сессии – для слушателей заочного отделения.

4 На данном этапе допускается факсимильная копия подписанной рецензии, при условии, что не позднее, чем за три дня до защиты менеджеру группы будет сдан оригинал рецензии. При отсутствии к этому сроку оригинала рецензии выпускная работа может быть не допущена до защиты.

5 За 5-6 дней до даты защиты  – для слушателей заочного отделения.

6 Не позднее, чем за один день – для слушателей заочного отделения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43980. Исследование вопросов оформления и учета операций в иностранной валюте банками Республики Беларусь и разработка путей их развития 403 KB
  Понятие и сущность операций в иностранной валюте. Внебиржевой порядок Основные направления развития операций в иностранной валюте в Республике Беларусь. Целью работы является исследование вопросов оформления и учета операций в иностранной валюте банками Республики Беларусь и разработка путей их развития. Исходя из поставленной цели предметом работы является порядок оформления и учета операций в иностранной валюте банками Республики Беларусь.
43981. Правила складання і оформлення актів 240.5 KB
  Сукупність взаємоповязаних документів, які застосовуються у певній сфері діяльності, становить систему документації. Нині діють уніфіковані системи. Однією з найпоширеніших є організаційно - розпорядча документація (ОРД), використовувана в оформленні управлінських рішень.
43982. Цифровая система видеонаблюдения 2.38 MB
  С развитием цифровых технологий эта задача может быть решена внедрением системы видеонаблюдения английская аббревиатура CCTV Closed Circuit TeleVision Системы замкнутого телевидения. В зависимости от типа используемого оборудования системы видеонаблюдения делят на аналоговые и цифровые. Аналоговые системы видеонаблюдения используют там где необходимо организовать видеонаблюдение в небольшом числе помещений и информацию с видеокамер записывать на видеомагнитофон. Для обеспечения безопасности особо ответственных или...
43983. Организация автоматизированного учета и контроля деятельности религиозных организаций с использованием ПЭВМ (на примере администрации Октябрьского р-на г. Минска) 12.1 MB
  Данная активизация устанавливает определенные проблемы по традиционному учету деятельности религиозных организаций. Целью данной дипломной работы является организация автоматизированного учета и контроля деятельности религиозных организаций с использованием ПЭВМ на примере администрации Октябрьского рна г. Целью данной дипломной работы является организация автоматизированного учета и контроля за деятельностью религиозных организаций на примере администрации Октябрьского рна г. В связи с поставленной целью были намечены следующие задачи: ...
43984. Кредитование во внешнеторговой деятельности 288.5 KB
  Средства для международного кредита мобилизуются на международном рынке ссудных капиталов, на национальных рынках ссудного капитала, а также за счет использования ресурсов государственных, региональных и международных организаций. Размер кредита и условия его представления фиксируются в кредитном соглашении (договоре) между кредитором и заемщиком
43985. Банковская система. Банковские риски и методы их регулировани 701 KB
  В первом случае речь идет о шансах получения прибыли а во втором о рисках. Предоставляя ссуды коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности риска и ликвидности. Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Именно такая неопределенность и повышенный уровень риска это плата за полученную экономическую свободу хотя имеющаяся экономическая свобода еще...
43986. Разработка методику проведения контроля с использованием заданий нестандартной формы по теме «Логарифмическая функция» 1.82 MB
  Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу что вынуждает некоторых психологов впадать в излишний пессимизм и говорить о практической неразрешимости проблемы. Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации
43987. Основы обеспечения нравственного становления личности старшеклассников средствами литературы 237.5 KB
  Теоретические основы становления и современного состояния теории нравственного воспитания. Становление теории нравственного воспитания в истории педагогики Анализ современного состояния теории нравственного воспитания. Факторы или условия совершенствования нравственного воспитания в школе
43988. Выбор и обоснование структуры данных для алгоритма построения красно-черного дерева 15.01 KB
  Красно-черные деревья - один из способов балансировки деревьев. Название происходит от стандартной раскраски узлов таких деревьев в красный и черный цвета. Цвета узлов используются при балансировке дерева