39150

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ «УЧЕТ СОЦИАЛЬНЫХ ДАННЫХ СТУДЕНТОВ» НА ПРИМЕРЕ ФКОУ СПО «КАЛАЧЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ-ИНТЕРНАТ»

Дипломная

Информатика, кибернетика и программирование

Цель данной работы – создание программного модуля учета социальных данных студентов для ФКОУ СПО «Калачевский техникум-интернат». Заказчиком данного программного модуля является социально-педагогическая служба техникума, которой требуется полный и точный контроль над социальными данными всех студентов техникума. Лучшее решение этой задачи – внедрение программного модуля, который автоматизирует данный процесс учета данных.

Русский

2013-10-01

70.8 KB

31 чел.

Федеральное казенное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Калачевский техникум-интернат»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Допущен к защите «__»______2013г.   Защищена с оценкой _______________

Руководитель ПЦК      Председатель ГАК

_____________________     к.т.н., доцент кафедры

(Логачёва Е.Г.)      автоматизированного проектирования

и поискового конструирования ВолГТУ

__________________________________

(Ф.И.О.)      

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ «УЧЕТ СОЦИАЛЬНЫХ ДАННЫХ СТУДЕНТОВ» НА ПРИМЕРЕ ФКОУ СПО «КАЛАЧЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ-ИНТЕРНАТ»

Специальность 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем

Исполнитель:

Студент группы Т – 43

Чебаков Владимир Александрович

«__»_____________________2013г.

Научный руководитель:

преподаватель специальных дисциплин

Лобачева Людмила Юрьевна

«__»_____________________2013г.

Рецензент:

звание, должность

______________________________

«__»_____________________2013г.

г. Калач-на-Дону

2013г.

Согласовано «__»______2013г.

Консультант по нормоконтролю_________________

Должность, Ф.И.О. ____________________________

_____________________________________________

Содержание

Введение 4

Глава 1. Изучение предметной области автоматизации. 5

1.1 Описание проблемы изучаемой области 5

1.1.1 Процессы 6

1.1.2 Рынок программных продуктов, разработанных для автоматизации процесса ведения социальных данных студентов 6

Глава 2. Изучение области автоматизации 7

2.1 Изучение деятельности службы социальных педагогов Калачевского техникума-интерната. 7

2.2 Структура организации Калачевского техникума-интерната 8

2.3 Анализ процесса учета социальных данных студентов «как есть» с помощью функциональных диаграмм. 9

2.3.1 Функциональная диаграмма IDEF0 «as is(как есть)» 9

2.3.2 Дерево процессов 10

2.3.3 Декомпозиция диаграммы IDEF0 «as is(как есть)» 11

2.4 Анализ программного обеспечения, используемого в службе социальных педагогов Калачевского техникума-интерната. 12

2.5 Обоснование необходимости разработки программного модуля учета социальных данных студентов. 12

Глава 3. Проектирование и разработка ПМ «Учет социальных данных студентов» на примере ФКОУ СПО «Калачёвский техникум-интернат» 13

3.1 Техническое задание на разработку системы 13

3.2 Анализ процесса учета социальных данных студентов в Калачёвском техникуме с помощью функциональных диаграмм "to be" 14

3.3. Разработка физической структуры базы данных с помощью диаграммы сущностей (ER-Диаграмма) 18

3.4 Обоснование выбора средств для проектирования и реализации проекта 19

3.5 Разработка пользовательского интерфейса 23

Заключение 23


Введение

Актуальность задачи создания собственного ПМ для учета социальных данных состоит в социально-педагогической потребности. Разработка программного модуля для образовательного учреждения – сложная задача, для ее решения недостаточно знаний и умений, связанных только с информационными технологиями и разработкой ПО. Для создания такого модуля требуются понимание вида деятельности социально-педагогической службы, навыки системного мышления, способность  анализировать потребности пользователей и представлять их в виде формальных технических требований, умение организовать процесс разработки, начиная от первой встречи с заказчиком и заканчивая поддержкой готового продукта, и другие аналогичные навыки и умения.

Цель данной работы – создание программного модуля учета социальных данных студентов для ФКОУ СПО «Калачевский техникум-интернат». Заказчиком данного программного модуля является социально-педагогическая служба техникума, которой требуется полный и точный контроль над социальными данными всех студентов техникума. Лучшее решение этой задачи – внедрение программного модуля, который автоматизирует данный процесс учета данных.

Задачи, поставленные в данной работе:

  1.  Изучить предметную область автоматизации
  2.  Изучить деятельность службы социальных педагогов
  3.  Изучить структуру организации
  4.  Разработать программный модуль «Учет социальных данных» на примере ФКОУ СПО «Калачевский техникум-интернат»

Объектом исследования данной работы является ФКОУ СПО «Калачевский техникум-интернат» Министерства социальной защиты Российской Федерации.

Предметом исследования данной работы является социальный паспорт техникума.

Решение задачи проектирования ПМ, которому посвящен данный документ, можно разбить на несколько этапов:

  1.  Введение
  2.  Изучение предметной области автоматизации
  3.  Изучение области автоматизации
  4.  Проектирование и разработка ПМ «Учет социальных данных студентов» на примере ФКОУ СПО «Калачёвский техникум-интернат»
  5.  Заключение

Каждому этапу соответствует одна из глав документа.


Глава 1. Изучение предметной области автоматизации.

Описание проблемы изучаемой области

Техникум-интернат является федеральным государственным казенным образовательным учреждением среднего профессионального образования, осуществляющим образовательную и реабилитационную деятельность в сфере среднего профессионального образования в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности.

Официальное наименование Техникума-интерната:

полное: Федеральное казенное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Калачёвский техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

сокращенное: ФКОУ СПО «КТИ» Минздравсоцразвития России.

Техникум-интернат в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, Министерства и настоящим Уставом. В техникуме обучается 281 студентов. Студенты обучаются на разных специальностях. Одним из структурных подразделений техникума является социально-педагогическая служба, которая ведет учет социальных данных всех студентов техникума. На данный момент учёт студентов ведётся  в картотеке, которая физически хранится на компьютере в формате MS Word.


Процессы

Для автоматизации ведения учета данных, ведение необходимо разбить на процессы:

  1.  поступив в техникум, студент должен заполнить свой личный социальный паспорт, представленный в форме анкеты, который передается куратору группы.
  2.  куратор группы собирает все социальные паспорта студентов своей группы и по ним формирует социальный паспорт группы, который передается социальным педагогам.
  3.  социальные педагоги собирают социальные паспорта всех групп и по ним формируют социальный паспорт курса и социальный паспорт техникума, которые в дальнейшем хранятся у социальных педагогов.

Рынок программных продуктов, разработанных для автоматизации процесса ведения социальных данных студентов

В ходе исследования рынка программного обеспечения не было найдено программных средств, которые позволили бы обеспечить автоматизацию данных процессов.


Глава 2. Изучение области автоматизации

Объектом автоматизации является ФКОУ СПО «Калачевский техникум-интернат», деятельностью которого является обучение.

2.1 Изучение деятельности службы социальных педагогов Калачевского техникума-интерната.

Согласно штатному расписанию в ФКОУ СПО «КТИ» Минздравсоцразвития России работает служба социальных педагогов. В состав службы входят три социальных педагога. Возглавляет службу заместитель директора по воспитательной работе.

Цель деятельности службы:

- создание оптимальных условий для развития творческой социально и профессионально мобильной личности, способной к самостоятельному осознанному выбору своей стратегии поведения, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, а также способной к самовыражению, самоопределению и  самоутверждению.

Основные задачи службы:

  1.  Выявление дезадаптированных подростков и обеспечение социально педагогической поддержки этой группы студентов.
  2.  Координация усилий педколлектива для восстановления социального статуса студентов, преодолению комплекса неполноценности.
  3.  Защита и охрана прав студентов во взаимодействии с представителями различных социальных институтов.
  4.  Учет социальных данных студентов, а именно ведение социального паспорта техникума.
  5.  Оказание системно-консультационной или иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в микросреде студентов КТИ.


Административно-управленческий центр (директор)

Учебно-производственная служба (зам.директора по УР)

Реабилитационно-воспитательная служба (зам.директора по ВР)

Хозяйственная служба (зам.директора по АХЧ)

Бухгалтерия (гл.бухгалтер)

Отдел производственной практики

(зав.производственной практикой)

Методический отдел

(зав.пед.кабинетом)

Воспитательная часть

(воспитатели)

Отдел предметно-цикловых комиссий (председатели)

Учебная часть (преподаватели)

Медицинская служба (врач-терапевт)

Печатно-копировальный отдел

(лаборанты)

Библиотека

Психологический отедел

(педагог-психолог)

Отдел творческой реабилитации (кружки)

Отдел спортивной реабилитации (секции)

Медпункт (фельдшер)

Отдел диагностики

Процедурный отдел

Отдел физиотрапии

Отдел питания (шеф-повар)

Социально-бытовой отдел (комендант)

Санитарно-бытовой отдел (сестра-хозяйка)

Отдел материального обеспечения (зав.складом)

Транспортный отдел (водители)

Санитарная часть (уборщики помещений)

Общехозяйственный отдел (электрик, плотник)

Расчетный отдел (бухгалтер-расчетчик)

Касса (кассир)

Столовая (повара, кухонные рабочие)

Общежитие (дежурные по общежитию)

Прачечная (операторы машинной стирки)

Материальный отдел (бухгалтер материалист)

Совет техникума

2.2 Структура организации Калачевского техникума-интерната


2.3 Анализ процесса учета социальных данных студентов «как есть» с помощью функциональных диаграмм.

Анализ процесса учета социальных данных студентов был проведен по методологии IDEF0.

2.3.1 Функциональная диаграмма IDEF0 «as is(как есть)»

В данной схеме входными данными служат социальные данные студентов, управляющими данными служат правила формирования социальных паспортов и устав, управляющим механизмом являются кураторы групп и социальные педагоги, выходными данными является социальный паспорт техникума. (См. Приложение 1)


2.3.2 Дерево процессов «as is(как есть)»

Для того чтобы учитывать социальные данные студентов необходимо: собирать социальные паспорта студентов, из них формировать социальный паспорт группы, собирать социальные паспорта всех групп, на их основе формировать социальный паспорт техникума. (См. Приложение 2)

2.3.3 Декомпозиция диаграммы IDEF0 «as is(как есть)»

Блок А1 - куратор группы руководствуясь уставом собирает социальные данные о студентах своей группы. На выходе блока - социальные паспорта группы - основная социальная информация по студентам группы. Блок А2 - Куратор на основе социальных паспортов студентов, руководствуясь уставом, формирует социальный паспорт группы. На выходе блока – социальный паспорт группы. А3 - Социальные педагоги собирают социальные паспорта всех групп. На выходе блока – совокупность социальных паспортов. А4 -  На основе выходной информации блока А3 социальные педагоги формируют социальный паспорт техникума. На выходе - социальный паспорт группы и отчет о социальных данных в бумажном виде. (См. Приложение 3)


2.4 Анализ программного обеспечения, используемого в службе социальных педагогов Калачевского техникума-интерната.

В ходе исследования программного обеспечения, используемого социальными педагогами для ведения социального паспорта и учета социальных данных студентов, был выявлен только один программный продукт от компании Microsoft. Полное название продукта: Microsoft Office 2007 Word - предназначенный для создания, просмотра и редактирования текстовых документов, с локальным применением простейших форм таблично-матричных алгоритмов.

2.5 Обоснование необходимости разработки программного модуля учета социальных данных студентов.

В ходе прохождения преддипломной практики в Калачёвском техникуме, выяснилось, что процесс учета социальных данных студентов совсем не автоматизирован и большая часть информации используемой в процессе хранится на бумажных носителях и заполняется вручную. Составления отчета так же выполняется вручную, на основе информации из социального паспорта, что занимает определенное время и требует некоторых трудозатрат. Среднее время составления подобного отчета – несколько рабочих часов. Так же следует отметить, что в бумажной версии журнала социальные данные студентов можно заполнить единожды. Недостатки ручного подхода к выполнению процесса могут быть устранены внедрением программного модуля. Из этого следует, что проектирование собственного программного модуля учета социальных данных  в данном случае  актуально.


Глава 3. Проектирование и разработка ПМ «Учет социальных данных студентов» на примере ФКОУ СПО «Калачёвский техникум-интернат»

3.1 Техническое задание на разработку системы

Техническое задание является исходным материалом для создания программного модуля. Поэтому техническое задание (сокращенно ТЗ) в первую очередь должно содержать основные технические требования к продукту и отвечать на вопрос, что данная система должна делать, как работать и при каких условиях.

Как правило, этапу составления технического задания предшествует проведение обследования предметной области, которое завершается созданием аналитического отчета. Именно аналитический отчет (или аналитическая записка) ложится в основу документа Техническое задание.

Таким образом, техническое задание является документом, который позволяет как разработчику, так и заказчику представить конечный продукт и впоследствии выполнить проверку на соответствие предъявленным требованиям.

Техническое задание (См. Приложение 4).


3.2 Анализ процесса учета социальных данных студентов в Калачёвском техникуме с помощью функциональных диаграмм "to be"

Анализ процесса учета социальных данных студентов был проведен по методологии IDEF0.

3.2.1 Функциональная диаграмма IDEF0 «to be»

Входными данными служат социальные данные студентов, управляющими данными служат правила формирования социальных паспортов и устав, управляющим механизмом являются кураторы групп и социальные педагоги, выходными данными является отчетность о социальных данных. (См. Приложение 5)


3.2.2 Дерево процессов «to be»

Дерево процессов представляет собой блок А0 – «Учитывать социальные данные студентов», разбитый на блоки А1 – «Собирать социальные паспорта студентов», А2 – «Вносить в БД социальные данные по студентам групп», А3 – «Формировать отчеты». (См. Приложение 6)

3.2.3 Декомпозиция функциональной диаграммы «to be»

Блок А1 - куратор группы руководствуясь уставом собирает социальные данные о студентах своей группы. На выходе блока - социальные паспорта группы - основная социальная информация по студентам группы. Блок А2 - куратор отталкиваясь от руководства пользователя вносит информацию из социальных паспортов в БД. На выходе блока - Запись в бд о социальных данных студентов группы. А3 - Социальный педагог формирует необходимый ему отчет о социальных данных, управляющий механизм в блоке - Руководство пользователя. Выходной информацией является отчет о социальных данных. (См. Приложение 7)

3.2.4 Декомпозиция функционального блока A2 «to be»

После введения в эксплуатацию ПМ учета социальных данных студентов будет автоматизирован только один процесс составления отчета. (См. Приложение 8)

3.3. Разработка физической структуры базы данных с помощью диаграммы сущностей (ER-Диаграмма)

Данная диаграмма содержит восемь сущностей (obshiy_spisok, roditely, siroty, maloob, gruppa_riska, sots_gruppa_maloob, sots_gruppa_riska, sots_gruppa_siroty). В каждой сущности содержится определенное количество атрибутов. Все сущности имеют между собой связи – один ко многим. Подробнее (См. Приложение 9).


3.4 Обоснование выбора средств для проектирования и реализации проекта

Обоснование выбора хранилища данных

База данных для программного модуля «Учет социальных данных студентов» будет располагаться на сервере Калачевского техникума-интерната, на котором должен быть установлен MS SQL Server 2008.

Обоснование выбора СУБД

В данном случае Microsoft SQL Server 2008 является наиболее приспособленным для применения среди бесплатных СУБД (систем управления базами данных) и конкурирует на равных с такими СУБД таких производителей, как Oracle, IBM, и Sybase.

Основные преимущества Microsoft SQL Server 2008:

Масштабируемость

  1.  Алгоритмы использования дискового пространства 
    SQL Server масштабируется в диапазоне от портативных компьютеров с Windows до мультипроцессорных кластеров, работающих под управлением Windows Server Enterprise Edition.
  2.  Усовершенствованный процессор запросов 
    SQL Server содержит заново спроектированный процессор запросов, который обеспечивает поддержку баз данных очень большого объема и обработку сложных запросов. Среди его новых особенностей - использование составных индексов, новые алгоритмы хеширования и слияния, множественные триггеры, а также обработка гетерогенных, распределенных и параллельных запросов.


Превосходная производительность

  1.  Увеличенный размер страниц 
    Увеличенный до 8 КБ размер страниц способствует быстрому извлечению данных, позволяет использовать строки и столбцы большего размера, что открывает возможность эффективного хранения сложных, подробных данных.
  2.  Динамическое блокирование на уровне строк 
    Менеджер блокировок динамически адаптирует алгоритм использования ресурсов в больших базах данных, что делает продукт наиболее пригодным для интерактивной обработки транзакций (online transaction processing - OLTP) и создания хранилищ данных.

Простота использования

  1.  Динамическое самоадминистрирование 
    Выполнение многих рутинных задач администрирования теперь автоматизировано. Алгоритмы управления памятью и блокированием адаптируются динамически, размер файлов автоматически увеличивается и сокращается. Кроме того, средства автоматической настройки динамически настраивают алгоритмы использования ресурсов в зависимости от рабочей нагрузки.
  2.  Средства профилирования и настройки 
    Эти средства упрощают поиск и решение возникающих при работе с базами данных проблем, позволяя регистрировать и воспроизводить работу сервера. Кроме того, новый анализатор запросов с графическим интерфейсом позволит вам с большей легкостью отлаживать и настраивать запросы.


Готовность к использованию в Интернете, интрасетях и для электронной коммерции

  1.  Полнотекстовый поиск 
    SQL Server поддерживает лингвистический поиск, позволяя создавать специальные индексы ключевых слов или фраз для выбранных столбцов или таблиц.
  2.  Web-ассистент 
    Эта программа-мастер и различные варианты форматирования расширяют возможности новой версии SQL Server Web Assistant, поэтому вы сможете с еще большей легкостью формировать HTML-файлы из данных SQL Server.
  3.  Репликация через Интернет 
    SQL Server предлагает широкий спектр возможностей репликации, обеспечивающих автоматическую синхронизацию изменений, в том числе и произведенных в автономном режиме. SQL Server поддерживает программы, использующие технологию активных серверных страниц (Active Server Pages - ASP).

Хранилища данных

  1.  Интегрированный сервер OLAP 
    Используя службы интерактивного анализа (OLAP), вы можете создавать разнообразные корпоративные решения, в частности, для подготовки отчетов и анализа данных, а также моделирования и поддержки принятия решений.
  2.  Службы преобразования данных (DTS) 
    DTS облегчают импорт, экспорт и преобразование данных из различных источников, использующих OLE DB, ODBC, или обычных текстовых файлов.
  3.  Microsoft English Query 
    Благодаря технологии English Query, можно формулировать запросы на естественном английском языке, не прибегая к сложному программированию на SQL.

Интеграция с другими продуктами Microsoft

  1.  Access 
    Access может напрямую обращаться к SQL Server, позволяя организовать прозрачное взаимодействие клиент-сервер.
  2.  Excel
    Электронные таблицы, диаграммы и сводные таблицы могут быть напрямую связаны с SQL Server или службами, что предоставляет пользователям возможности просмотра и анализа данных с помощью обозревателя.
  3.  MicrosoftBackOffice® 
    Тесная интеграция с Windows обеспечивает безопасность, организацию среды для работы Web-приложений и поддержку Microsoft Transaction Server. Отличная интегрируемость с Site Server и Site Server Commerce Edition позволяет создавать мощные решения для информационных узлов Интернета и электронной коммерции. Интеграция с Proxy Server обеспечивает защиту при работе с Интернетом, а интеграция с Exchange Server позволяет организовать надежное и масштабируемое взаимодействие и обмен сообщениями в Интернете и интрасетях.


Обоснование выбора средства для работы с базой данных.

Опираясь   на   мощный фундамент, который составляют  унаследованные  характеристики,  C#  содержит ряд  важных  новшеств,  поднимающих  искусство  программирования  на   новую ступень. Например, в состав элементов языка C# включены такие  понятия,  как делегаты (представители), индексаторы,  добавлен  синтаксис,  поддерживающий атрибуты;  упрощено  создание  компонентов  за  счёт   исключения   проблем, связанных с COM;  язык  C#  предлагает  средства  динамического  обнаружения ошибок, обеспечения безопасности и управляемого выполнения  программ. C#  является  компонентно - ориентированным языком.

3.5 Разработка пользовательского интерфейса

 Разработка интерфейса программного модуля «Учет социальных данных» показался самым трудоемким процессом, который занял не мало времени. Тем не менее интерфейс модуля был разработан следующим образом:

На форме расположены вкладки:

  1.  Выбор таблицы для вывода
  2.  Поиск

В первой вкладке расположен элемент для выбора таблицы. Во второй вкладке содержатся элементы ввода данных для поиска информации, а так же кнопка для печати отчета.

Посередине формы отображается таблица данных, снизу которой расположены элементы управления таблицей. Рядом с элементами управления расположена кнопка «Вывод таблицы данных», при нажатии на которую, по умолчанию отображается таблица «Общий список». (См.Приложение 10).


Заключение

В данной дипломной работе мною были решены следующие задачи:

  1.  Изучение предметной области автоматизации
  2.  Изучение деятельность службы социальных педагогов
  3.  Изучение структуры организации
  4.  Разработка и введение в эксплуатацию программного модуля «Учет социальных данных» на примере ФКОУ СПО «Калачевский техникум-интернат»

Программный модуль «Учет социальных данных студентов» готов к использованию, так как основной функционал модуля был реализован.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2166. Математическое моделирование тепловых процессов 31.78 KB
  Задание. Разработать математическую модель: процесса теплообмена, позволяющую находить один из параметров процесса в соответствии с вариантом задания.
2167. Виховна система 18.85 KB
  Педагогічний процес здійснюється в рамках певної виховної системи. Виховна система - це сукупність взаємопов'язаних цілей і принципів організації виховного процесу, методів і прийомів їх поетапної реалізації в межах певної соціальної структури.
2168. План воспитательной работы в группе 18.81 KB
  Психолого-педагогическая характеристика группы. Цель воспитательной работы. Содержание воспитательной работы. Индивидуальная работа с учащимися.
2169. Микроклимат семьи и его влияние на социализацию подростка 23.65 KB
  Семья выступает в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие состоит в том, что никто кроме самых близких, не относится к ребёнку лучше, и вместе с тем никто не может потенциально нанести столько вреда в воспитании, сколько семья.
2170. Локальні та глобальні мережі 49.5 KB
  Комп’ютерні мережі та їх будова. Локальні комп’ютерні мережі. Глобальні комп’ютерні мережі.
2171. Системи підтримки прийняття рішень 47.61 KB
  Концепції побудови та сфери застосування систем підтримки прийняття рішень (СППР). Архітектура СППР.
2172. Експертні системи 60.89 KB
  Проблеми створення систем із штучним інтелектом. Експертні системи (ЕС) та їх характеристики. Поняття знань та відмінності їх від даних. Структура ЕС.
2173. Лексика русского языка и иноязычные заимствования 56.32 KB
  Исконная лексика русского языка. Заимствованные слова в русском языке. Заимствованные слова в общественно - политической жизни страны. Заимствования из родственных славянских языков. Заимствования из неславянских языков. Характеристики и функции заимствований.
2174. Молодежь на рынке труда: особенность государственного регулирования безработицы и трудоустройства 57.84 KB
  Теоретико-методологические основы исследования государственного регулирования молодежной безработицы. Молодежная безработица в современной России, в Агинском Бурятском Округе и в Республике Бурятия. Нормативно-правовые и организационно-управленческие механизмы государственного регулирования молодежной безработицы.