39195

Промышленность в хозяйственном комплексе РБ

Лекция

Производство и промышленные технологии

Цели задачи и направления структурной перестройки промышленности республики на современном этапе. Среди отраслей сферы материального производства промышленности отводится ведущее место так как: значительная доля ВВП и национального дохода создается промышленностью; значительное число активного населения занято в промышленности; промышленность производит орудия труда используемые в других отраслях материального производства и непроизводственной сферы; уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках также в значительной...

Русский

2013-10-01

54 KB

22 чел.

Тема 1.1          Промышленность в хозяйственном комплексе РБ.

  1.  Промышленность как ведущая отрасль экономики Беларуси.
  2.  Цели, задачи и направления структурной перестройки промышленности республики на современном этапе.

  1.  Хозяйственный комплекс состоит из отраслей экономики, которые образуют
  •  сферу материального производства (промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт грузовой, строительство, оптовая торговля, общественное питание и т.д.), в которой создаются необходимые для жизни и развития общества средства и предметы потребления,
  •  непроизводственную сферу (жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт пассажирский, связь, бытовое обслуживание),
  •   сферу социального обслуживания населения (наука и научное обслуживание, здравоохранение, образование, культура и искусство, отрасли управления и обороны и т.д.).

Среди отраслей сферы материального производства промышленности отводится ведущее место, так как:

  •  значительная доля ВВП и национального дохода создается промышленностью;
  •  значительное число активного населения занято в промышленности;
  •  промышленность производит орудия труда, используемые в других отраслях материального производства и непроизводственной сферы;
  •  уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках также в значительной степени определяется развитием промышленности;
  •  состояние экологии во многом зависит от применяемых технологий, использования безотходных технологий;
  •  социальная среда, условия труда, качество жизни определяются в зависимости от уровня развития промышленности.

    Таким образом, в настоящее время промышленность является важнейшей отраслью национальной экономики Беларуси, так как она определяет экономическое, научно-техническое, социально-экономическое развитие страны.

В состав промышленности Республики Беларусь включаются отрасли, состоящие в свою очередь из определенной совокупности организаций.

 

 Совокупность организаций, объединенных по определенным признакам :единством экономического назначения выпускаемой продукции, общностью технологического процесса и производственно-технической базы, однородностью перерабатываемого сырья в единую группу, образуют отрасль промышленности.

Все отрасли промышленности объединяются исходя из функционального назначения продукции в семь укрупненных групп — межотраслевых комплексов:

  1.  Топливно-энергетический - объединяет отрасли по добыче и производству всех видов топлива и энергии, нефтепродуктов.
    1.  металлургический  включает отрасли по добыче, обогащению рудного сырья и производству черных и цветных металлов.
      1.  Машиностроительный - объединяет отрасли по изготовлению машин, оборудования, электротехнических изделий, приборов и вычислительной техники, металлоизделий.
      2.  Лесопромышленный и химический комплекс - включает отрасли лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической промышленности.
      3.  Промышленность строительного комплекса (промышленность строительных материалов) - включает отрасли цементной промышленности и промышленности строительных материалов.
      4.  Легкая промышленность - объединяет швейную, трикотажную, текстильную, кожевенно-обувную, меховую и др. отрасли.
      5.  Перерабатывающие отрасли, входящие в агропромышленный комплекс, объединяют отрасли пищевой, рыбной, мясной и молочной промышленности.

    Образование отраслевых комплексов создает предпосылки для усиления и обеспечения сбалансированности и пропорциональности развития промышленности.

Основные признаки классификации отраслей промышленности

Признак классификации

Виды отраслей промышленности

По экономическому назначению продукции

Отрасли, изготавливающие средства производства (группа "А")

Отрасли, изготавливающие предметы потребления (группа "Б")

По характеру воздействия на предмет труда

Добывающие (угольная, торфяная и др.)

Обрабатывающие (осуществляющие дальнейшую переработку сырых материалов)

По функциональному назначению (межотраслевые комплексы)

Топливно-энергетический (добыча и производство всех видов топлива и энергии)

Металлургический (добыча, обогащение рудного сырья)

Машиностроительный (приборостроительный)

Химико-лесной

Строительный (цементная)

Легкая (швейная и др.)

Агропромышленный комплекс (мясная, молочная)

2. Промышленная политика – это совокупность действий (система мер) государства, направленная на обеспечение роста производства и конкурентоспособности, как всей промышленности, так и отдельных отраслей.

 

К основным задачам промышленной политики можно отнести:

повышение конкурентоспособности промышленности;

укрепление национальной безопасности (продовольственной, энергетической, финансовой, экологической, оборонной);

создание специфических отраслей и др.

    Структурная политика предусматривает приоритетное развитие отраслей и производств, определяющих инновационный, ресурсосберегающий, эколого-защитный и социально-ориентированный характер экономики.

Приоритетными целями структурной перестройки промышленности являются:

  •  снижение доли и масштабов энерго- и материалоемких производств;
  •  замена неэффективных производств новыми, основанными на высоких технологиях и новых материалах;
  •  информатизация и программное обеспечение производства и его управления;
  •  модернизация организаций промышленности.

 

В процессе структурной перестройки промышленности необходимо исходить из того, что к числу приоритетных отраслей промышленности и производств в РБ относятся:

  •  освоение и расширение производств в электронике, точном машиностроении, приборостроении, энергетике;
  •  информационные технологии;
  •  микроэлектроника и оборудование для ее производства;
  •  приборостроение;
  •  точное машиностроение;
  •  производство материалов различного назначения;
  •  техника для быта и здравоохранения;
  •  машины, оборудование для сельского хозяйства;
  •  высокоточная техника и оборонные технологии.

Осуществление намеченных мер должно перевести экономику республики в новое качественное состояние, характеризуемое более эффективными экономическими структурами, приближенными к аналогам экономически развитых


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80668. Комплексный анализ и прогнозирование товарных рынков методами маркетинга 953 KB
  Цели и задачи исследования рынка методами маркетинга. Методы изучения рынка. Цели и задачи исследования рынка методами маркетинга Первый шаг менеджера отвечающего за разработку стратегии маркетинга получить информацию о рынке основном инструменте жизни общества который человечество знает со времен первоначальных прямых обменов. РЫНОК место где встречаются продавец и покупатель отличающиеся следующими свойствами: Для развития рынка необходимо: Четкое полное своевременное изучение рынка обеспечивает: ясность целей знание...
80669. Цены и ценовая политика в маркетинге 84 KB
  Именно цены определяют структуру производства оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков распределение товарной массы уровень благосостояния населения. Для успешной работы на рынке очень важно правильно учесть многочисленные факторы влияющие на уровень цены. Цены конкурентов-экспортеров в данную страну.
80670. Коммуникационная политика в маркетинге 76.5 KB
  Планирование и контроль мероприятий ФОССТИС. Цель задачи и правила ФОССТИС Воздействие на покупателя заключающееся в убеждении последнего в том что приобретение именно данного товара выгодно и целесообразно осуществляется различными методами: рекламными посланиями проспекты объявления телевизионные фильмы и т. Все эти средства называются КОММУНИКАЦИОННОЙ ПОЛИТИКОЙ и известны в специальной литературе как средства ФОССТИС формирования спроса и стимулирования сбыта.
80671. Организация сбытовой сети и системы товародвижения в маркетинге 53 KB
  В понятие сбыта включаются факторы: транспортировка складирование хранение доработка продвижение к розничным и оптовым торговым звеньям предпродажная подготовка собственно продажа.Проблемы эффективности рыночного поведения и развития предприятия Наиболее тесно предприятие соприкасается с потребителем в системе сбыта. Руководить предприятием эффективно быть постоянно ориентированным на нужды потребителя СИСТЕМА СБЫТА комплекс состоящий из сбытовой сети предприятия и тех каналов сбыта которые ею пользуются для продажи товаров....
80675. Планирование культуры экономической организации 186.5 KB
  Планирование организационной культуры - вид планирования, в определенном смысле противоположный процессу и результатам финансового планирования. Если финансовое планирование имеет дело с предельно точными, конкретными величинами, то планирование культуры связано с наименее определенным, слабо контролируемым элементом внутрифирменной среды. Основу культуры составляют человек, его поведение