39213

Музыкальное самообразование: содержание и способы

Научная статья

Музыка

Эти формы музыкального воспитания обязательным компонентом включают в себя элементы обучения регламентируемые дидактическими основаниями. Важнейшее направление школьной музыкальной работы подготовка учащихся к самостоятельному знакомству с высокой музыкой к музыкальному самообразованию на что в первую очередь должна быть направлена деятельность учителя музыки и музыкального руководителя внеклассного коллектива. Направленность на самообразование урочной и внеурочной системы музыкального воспитания учеников может послужить достаточным...

Русский

2013-10-01

47.5 KB

108 чел.

«Музыкальное самообразование: содержание и способы»

Аскарова Д.Ж.

Учитель музыки СОШ № 22

г. Павлодар, Республика Казахстан

Музыка – могучее средство всестороннего развития ребенка, формирования его духовного мира. Она расширяет его кругозор, знакомит с разнообразными явлениями, обогащает чувствами, вызывает радостные переживания, способствует воспитанию правильного отношения к окружающему миру. Привлечение к музыке активизирует восприятие, мышление и язык, воспитывает высокий эстетический вкус, развивает музыкальные способности, воображение, творческую инициативу, всесторонне влияет на ее развитие.

Ввести ребенка в волшебный мир музыки, развивая его музыкальные и творческие способности, призванные учителя музыки в общеобразовательной школе. Музыкальное образование в общеобразовательной школе, как известно, включает в себя уроки музыки, внеклассную работу, деятельность исполнительских коллективов, дискотек и т.п. Эти формы музыкального воспитания обязательным компонентом включают в себя элементы обучения, регламентируемые дидактическими основаниями. Согласно современным дидактическим концепциям (И.Я. Лернер, Л.Я. Зорина, И.К. Журавлев), процесс обучения базируется на единстве образовательной, воспитательной и развивающей функций.

Важнейшее направление школьной музыкальной работы - подготовка учащихся к самостоятельному знакомству с высокой музыкой, к музыкальному самообразованию, на что в первую очередь должна быть направлена деятельность учителя музыки и музыкального руководителя внеклассного коллектива. Направленность на самообразование урочной и внеурочной системы музыкального воспитания учеников может послужить достаточным дидактическим основанием дальнейшей самообразовательной деятельности выпускников школы. Говоря по существу, если сегодняшнее музыкальное образование школьников не становится «стартовой площадкой» для развития умений музыкального самообразования, не нацелено специально на решение этой задачи, то подобное образование во многом таковым уже и не является. Помогая ученику изменять обстоятельства, при которых происходит его приобщение к музыке, делать эти обстоятельства более «человечными», гуманизированными, без чего музыкальное воспитание просто не состоится, учитель музыки, руководитель внеклассного музыкального коллектива способствуют и становлению благотворных внутренних изменений духовной культуры учеников, приобретающих в условиях приобщения к музыке опыт действенного, «практического»  гуманизма.

В ходе обучения музыкально развить учеников, приобщить их к музыкальному самообразованию и самовоспитанию, необходимо решить следующие основные задачи:

  •  раскрыть позитивные представления о связи музыкального искусства с жизнью человека и общества и всеми доступными художественно-воспитательными средствами развивать у учеников готовность к самостоятельному участию в музыкальной жизни сверстников и взрослых;
  •  вооружить учеников эстетически необходимыми, прочувствованными и актуальными для самообразовательной деятельности музыкальными знаниями и умениями;
  •  сформировать их оценочные суждения о месте, значении и возможностях музыкального искусства в развитии духовной культуры, в проектировании гуманных отношений между людьми;
  •  вызывать у учеников эмоциональный положительный отклик на высокохудожественные образцы музыки, развивать их стремление к эстетическому анализу музыкальных произведений, вдумчивому, эмоционально насыщенному, многократному и разностороннему их восприятию;
  •  пробудить их стремление к музыкальному самообразованию и самовоспитанию на основе понимания важности процесса саморазвития в духовной жизни человека, содействовать их стремлению овладеть тем необходимым и достаточным кругом знаний и умений, совокупность которых составила бы необходимую основу для самостоятельного и полноценного знакомства с широким спектром явлений музыкального искусства.

Основными критериями, характеризующими степень овладения учащимися музыкальной культурой общества, тем социально-художественным опытом, который обусловливает становление художественного вкуса и музыкальных потребностей, являются, с одной стороны, результативность целостной музыкально-учебной деятельности школьников, а с другой - уровень их основополагающих музыкальных потребностей и интересов.

Учебная музыкальная деятельность ученика, ведущая его к самообразованию, может и не стать для него значимой. Чаще всего это случается, если не сложились его человеческие отношения с преподавателем, невысоки его музыкальные успехи или эмоциональное самочувствие подростка на музыкальных занятиях не носит ярко положительной окрашенности. Возможно при таком положении развитие музыкальной самообразовательной деятельности. Однако в этом случае попытки учителя предложить ученику свое понимание необходимости музыкального самообразования чаще всего приводят к отрицательным результатам, ибо спонтанное музыкальное развитие подростка, не направляемое педагогом, как правило, нацелено лишь на то, что «рядом лежит»: модную, развлекательную музыку невысоких художественных достоинств.

Справедлива мысль, высказанная кем-то из великих педагогов-музыкантов, что у ребенка, обучающегося игре на фортепиано, понимание музыки заложено в кончиках пальцев: собственными руками он «прощупывает» образное отражение жизни в музыкальном искусстве. Действительно, активное участие в творческом процессе - лучший путь овладения основами музыкального искусства.

Содержание музыкального образования не может быть сведено лишь к изучению музыкальных произведений, приобретению знаний, умений и навыков, хотя без всего этого, конечно же, не обойтись. Главное заключается в том, что оно должно включать элементы положительного социально-художественного опыта. А он концентрируется в песнях и хоровых произведениях. В этих сочинениях художественный опыт заложен в стихотворных строчках и обогащен организующим влиянием мелодии, коллективной формой исполнения.

Наряду с традиционными музыкальными знаниями, включенными в состав типовых программ по музыке, уместно использование  «самообразовательного минимума»:

  •  музыкальный стиль;
  •  индивидуальный стиль композитора-мастера;
  •  взаимосвязь "серьезной" и "легкой" музыки;
  •  место и значение музыки в театре и кино;
  •  музыка и средства массовой информации;
  •  лад, размер, фактура как базисные средства музыкальной выразительности;
  •  литература о музыке, музыкальные справочники и энциклопедии;
  •  домашняя фоно- и видеотека.

Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций музыкального обучения является определяющим условием полноценного развития музыкальной культуры школьника, как индивидуально приобретенного художественного опыта, необходимого для последующего музыкального самообразования. Школьная практика показывает, что, как уже говорилось, музыкальное образование, не направляемое в конечном итоге к самообразованию, теряет всякий смысл и собственно образованием по существу не является, так как не обеспечивает длительного и целенаправленного последействия.

К определяющим факторам, детерминирующим становление потребности учащихся к музыкальному самообразованию, относятся:

  •  постановка этой части музыкально формирующих действий педагога в качестве самостоятельной учебной задачи;
  •  приобщение учеников к музыкальному самообразованию и самовоспитанию в условиях взаимовлияния классно-урочной и внеурочной деятельности;
  •  развитие потребности к самому процессу самообразования как способу организации музыкальной самодеятельности учеников, полноценного проведения досуга;
  •  организация самообразования учеников (с учетом наличного уровня музыкальных интересов) посредством постепенной переориентации с модных образцов поп-искусства на художественно значимые музыкально-эстетические ценности, отбираемые детьми самостоятельно на базе личных вкусовых пристрастий; формирование у учеников собственной индивидуальной системы музыкального самообразования.

Как говорилось выше, музыкальное образование в общеобразовательной школе включает в себя уроки музыки, внеклассную работу, деятельность исполнительских коллективов, дискотек и т.п.

Так как я работаю учителем музыки в начальных классах, хотелось бы остановиться на уроках музыки.

В начальных классах основными методами, которые я использую в работе, являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой.

При объяснительно-иллюстративном методе у нас с учениками проходит следующая работа: рассказ, беседа, самостоятельная работа над учебным материалом. В данном методе отражают моя деятельность как учителя и деятельность моих учеников, состоящую в том, что я сообщаю готовую информация разными способами, а именно: с использованием демонстраций, показа; учащиеся же воспринимают, осмысливают и дополняют ее, а при необходимости воспроизводят полученные знания.

Репродуктивный метод  способствуют формированию знаний на основе заучивания, умений и навыков (через систему упражнений). При этом я подбираю необходимые инструкций, алгоритмы и другие задания, обеспечивающие многократное воспроизведение знаний или умений по образцу.

В сюжет учебных занятий включаю игры и упражнения, способствующие музыкально-творческому саморазвитию учащихся: “Ищем рифмы”, сочиняем синквейн, “Поём вопросы и ответы”, “Продолжи сказку” и другие.

Так же при работе я стараюсь придерживаться следующих принципов: не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать и  размышлять о музыке. Чтобы ученики занимались своим самообразованием:

  •  пользовались источниками музыкальной информации (книгами по музыке, Интернетом);
  •  обучались способами и приемами применения звуковоспроизводящей и звукозаписывающей аппаратуры (магнитофон, диктофон, синтезатор);
  •  посещали музыкальные театры, концертные залы, музеи и памятники, ходили на флэш-мобы для детей и подростков, имеющих отношение к музыкальной культуре;
  •  и т.д.

Практика свидетельствует, что формирование умений в области музыкального самообразования по отношению к этой «само» - деятельности, становится эффективным, если учитель музыки направляет свои усилия на осознание учащимися большой значимости художественного самообразования для всей жизни молодого человека - настоящей и будущей.

Литература:

  1.  Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1983 г.;
  2.  Ю.Б. Алиев «Настольная книга школьного учителя-музыканта». - М.: Манускрипт, 2000 г.;
  3.  Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в школе. – М., 1985 г.;
  4.  Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада – к начальной школе). – Воронеж, 1998 г.;
  5.  Сапрыкин Д. Л. Значение и смысл понятия «образование» // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. — 2008. — № 1.
  6.  Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников/М.С. Осеннева. – М.: Академия, 2001. – 368 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36025. Отношения. Переменные отношения. Значение переменных отношения. Базовые переменные отношения и их представления. Предикаты и высказывания 32 KB
  Отношения. Переменные отношения. Значение переменных отношения. Базовые переменные отношения и их представления.
36026. Английский либерализм 19 века, его методологические принципы 36 KB
  Либерализм от лат свободный: идеология индивидуальных прав и свобод; свобода смысл чел жизни а не средство; начало 17в Локк. Идейное содержание: индивидуальная свобода цель общественного прогресса. Милль: индивидуальная свобода независимость чела в сфере действий кас его самого; границы: свобода мысли и мнения выражаемого вовне свобода действовать сообща с другими индивидами свобода выбора целей; угроза свободе не только от гва но и от обществен мнения взглядов большинства = уловил опасность массовой демократии ...
36027. Философия Платона, основные идеи Платона 34.5 KB
  Платон кличка широкий родился в Афинах в 428 или 427 г. Платон отправился в Египет и эта древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление. Платон вернулся в Афины в возрасте сорока лет он основал Академию в которой преподавал до конца своих дней.
36028. Слово как основная единица лексики. Лексика русского языка как система 34.5 KB
  Лексика русского языка как система. Слово основная значимая единица языка. Оно принадлежит лексикосемантическому уровню языка и состоит из единиц низших уровней фонем и морфем: фонемы образуют морфемы а морфемы складываются в слово. Хотя синтаксическая конструкция абстрактное понятие отвлеченное от выражения ее в виде реальных словосочетаний или предложений на это указывает и само слово конструкция многообразные синтаксические конструкции языка воплощаются всегда в конкретных сочетаниях слов и в предложениях.
36029. Художественное образование как феномен культуры 34 KB
  Содержание художественного образования включает: формирование культурноисторической компетентности подразумевающей изучение теории и истории искусства разных эпох и народов; формирование художественнопрактической компетентности подразумевающей овладение средствами художественной выразительности различных видов искусств; формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовнонравственных и эстетических идеалов. Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях: формирование отношения...
36030. Формы взаимодействия организмов 34 KB
  Ряд исследователей относят к симбиозу любое сожительство в том числе комменсализм паразитизм а к мутуализму взаимовыгодное сожительство. Подобно паразитизму и симбиозу комменсализм обычно связан с добыванием пищи или поиском необходимого укрытия. Паразитизм форма взаимоотношений между организмами растениями животными микроорганизмами относящимися к разным видам из которых один паразит использует другого хозяина в качестве среды обитания и источника пищи возлагая при всём этом частично или полностью на хозяина регуляцию...
36031. Классификация видов экономического анализа. Особенности в содержании, информационной базе и организации отдельных видов экономического анализа 34 KB
  Классификация видов экономического анализа. Особенности в содержании информационной базе и организации отдельных видов экономического анализа По времени: 1. Ретроспективный исторический посмертный анализ; 2. Оперативный ситуационный анализ; 3.
36032. Происхождение РЯ и основные этапы его становления 31 KB
  В своем историческом развитии русский язык прошел несколько этапов: 1 выделение восточнославянских племен предков русских украинцев и белорусов из общеславянского единства и образование древнерусского языка VI XIV вв. 2 распад древнерусского языка и возникновение языка русской народности XIV XVII вв. и 3 формирование и развитие национального русского языка 2я половина XVII XX в. Первый этап формирования будущего русского языка связан с Киевской Русью феодальным государством восточнославянских племен диалекты которых...
36033. Предмет изучения стилистики 33.5 KB
  Существуют стилистика языка и стилистика речи лингвостилистика и литературоведческая стилистика стилистика от автора и стилистика восприятия стилистика декодирования и др. Стилистика языка исследует с одной стороны специфику языковых подсистем называемых функциональными стилями и подъязыками и характеризующихся своеобразием словаря фразеологии и синтаксиса и с другой стороны экспрессивные эмоциональные и оценочные свойства различных языковых средств. Стилистика речи изучает отдельные реальные тексты рассматривая каким образом...