39213

Музыкальное самообразование: содержание и способы

Научная статья

Музыка

Эти формы музыкального воспитания обязательным компонентом включают в себя элементы обучения регламентируемые дидактическими основаниями. Важнейшее направление школьной музыкальной работы подготовка учащихся к самостоятельному знакомству с высокой музыкой к музыкальному самообразованию на что в первую очередь должна быть направлена деятельность учителя музыки и музыкального руководителя внеклассного коллектива. Направленность на самообразование урочной и внеурочной системы музыкального воспитания учеников может послужить достаточным...

Русский

2013-10-01

47.5 KB

108 чел.

«Музыкальное самообразование: содержание и способы»

Аскарова Д.Ж.

Учитель музыки СОШ № 22

г. Павлодар, Республика Казахстан

Музыка – могучее средство всестороннего развития ребенка, формирования его духовного мира. Она расширяет его кругозор, знакомит с разнообразными явлениями, обогащает чувствами, вызывает радостные переживания, способствует воспитанию правильного отношения к окружающему миру. Привлечение к музыке активизирует восприятие, мышление и язык, воспитывает высокий эстетический вкус, развивает музыкальные способности, воображение, творческую инициативу, всесторонне влияет на ее развитие.

Ввести ребенка в волшебный мир музыки, развивая его музыкальные и творческие способности, призванные учителя музыки в общеобразовательной школе. Музыкальное образование в общеобразовательной школе, как известно, включает в себя уроки музыки, внеклассную работу, деятельность исполнительских коллективов, дискотек и т.п. Эти формы музыкального воспитания обязательным компонентом включают в себя элементы обучения, регламентируемые дидактическими основаниями. Согласно современным дидактическим концепциям (И.Я. Лернер, Л.Я. Зорина, И.К. Журавлев), процесс обучения базируется на единстве образовательной, воспитательной и развивающей функций.

Важнейшее направление школьной музыкальной работы - подготовка учащихся к самостоятельному знакомству с высокой музыкой, к музыкальному самообразованию, на что в первую очередь должна быть направлена деятельность учителя музыки и музыкального руководителя внеклассного коллектива. Направленность на самообразование урочной и внеурочной системы музыкального воспитания учеников может послужить достаточным дидактическим основанием дальнейшей самообразовательной деятельности выпускников школы. Говоря по существу, если сегодняшнее музыкальное образование школьников не становится «стартовой площадкой» для развития умений музыкального самообразования, не нацелено специально на решение этой задачи, то подобное образование во многом таковым уже и не является. Помогая ученику изменять обстоятельства, при которых происходит его приобщение к музыке, делать эти обстоятельства более «человечными», гуманизированными, без чего музыкальное воспитание просто не состоится, учитель музыки, руководитель внеклассного музыкального коллектива способствуют и становлению благотворных внутренних изменений духовной культуры учеников, приобретающих в условиях приобщения к музыке опыт действенного, «практического»  гуманизма.

В ходе обучения музыкально развить учеников, приобщить их к музыкальному самообразованию и самовоспитанию, необходимо решить следующие основные задачи:

  •  раскрыть позитивные представления о связи музыкального искусства с жизнью человека и общества и всеми доступными художественно-воспитательными средствами развивать у учеников готовность к самостоятельному участию в музыкальной жизни сверстников и взрослых;
  •  вооружить учеников эстетически необходимыми, прочувствованными и актуальными для самообразовательной деятельности музыкальными знаниями и умениями;
  •  сформировать их оценочные суждения о месте, значении и возможностях музыкального искусства в развитии духовной культуры, в проектировании гуманных отношений между людьми;
  •  вызывать у учеников эмоциональный положительный отклик на высокохудожественные образцы музыки, развивать их стремление к эстетическому анализу музыкальных произведений, вдумчивому, эмоционально насыщенному, многократному и разностороннему их восприятию;
  •  пробудить их стремление к музыкальному самообразованию и самовоспитанию на основе понимания важности процесса саморазвития в духовной жизни человека, содействовать их стремлению овладеть тем необходимым и достаточным кругом знаний и умений, совокупность которых составила бы необходимую основу для самостоятельного и полноценного знакомства с широким спектром явлений музыкального искусства.

Основными критериями, характеризующими степень овладения учащимися музыкальной культурой общества, тем социально-художественным опытом, который обусловливает становление художественного вкуса и музыкальных потребностей, являются, с одной стороны, результативность целостной музыкально-учебной деятельности школьников, а с другой - уровень их основополагающих музыкальных потребностей и интересов.

Учебная музыкальная деятельность ученика, ведущая его к самообразованию, может и не стать для него значимой. Чаще всего это случается, если не сложились его человеческие отношения с преподавателем, невысоки его музыкальные успехи или эмоциональное самочувствие подростка на музыкальных занятиях не носит ярко положительной окрашенности. Возможно при таком положении развитие музыкальной самообразовательной деятельности. Однако в этом случае попытки учителя предложить ученику свое понимание необходимости музыкального самообразования чаще всего приводят к отрицательным результатам, ибо спонтанное музыкальное развитие подростка, не направляемое педагогом, как правило, нацелено лишь на то, что «рядом лежит»: модную, развлекательную музыку невысоких художественных достоинств.

Справедлива мысль, высказанная кем-то из великих педагогов-музыкантов, что у ребенка, обучающегося игре на фортепиано, понимание музыки заложено в кончиках пальцев: собственными руками он «прощупывает» образное отражение жизни в музыкальном искусстве. Действительно, активное участие в творческом процессе - лучший путь овладения основами музыкального искусства.

Содержание музыкального образования не может быть сведено лишь к изучению музыкальных произведений, приобретению знаний, умений и навыков, хотя без всего этого, конечно же, не обойтись. Главное заключается в том, что оно должно включать элементы положительного социально-художественного опыта. А он концентрируется в песнях и хоровых произведениях. В этих сочинениях художественный опыт заложен в стихотворных строчках и обогащен организующим влиянием мелодии, коллективной формой исполнения.

Наряду с традиционными музыкальными знаниями, включенными в состав типовых программ по музыке, уместно использование  «самообразовательного минимума»:

  •  музыкальный стиль;
  •  индивидуальный стиль композитора-мастера;
  •  взаимосвязь "серьезной" и "легкой" музыки;
  •  место и значение музыки в театре и кино;
  •  музыка и средства массовой информации;
  •  лад, размер, фактура как базисные средства музыкальной выразительности;
  •  литература о музыке, музыкальные справочники и энциклопедии;
  •  домашняя фоно- и видеотека.

Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций музыкального обучения является определяющим условием полноценного развития музыкальной культуры школьника, как индивидуально приобретенного художественного опыта, необходимого для последующего музыкального самообразования. Школьная практика показывает, что, как уже говорилось, музыкальное образование, не направляемое в конечном итоге к самообразованию, теряет всякий смысл и собственно образованием по существу не является, так как не обеспечивает длительного и целенаправленного последействия.

К определяющим факторам, детерминирующим становление потребности учащихся к музыкальному самообразованию, относятся:

  •  постановка этой части музыкально формирующих действий педагога в качестве самостоятельной учебной задачи;
  •  приобщение учеников к музыкальному самообразованию и самовоспитанию в условиях взаимовлияния классно-урочной и внеурочной деятельности;
  •  развитие потребности к самому процессу самообразования как способу организации музыкальной самодеятельности учеников, полноценного проведения досуга;
  •  организация самообразования учеников (с учетом наличного уровня музыкальных интересов) посредством постепенной переориентации с модных образцов поп-искусства на художественно значимые музыкально-эстетические ценности, отбираемые детьми самостоятельно на базе личных вкусовых пристрастий; формирование у учеников собственной индивидуальной системы музыкального самообразования.

Как говорилось выше, музыкальное образование в общеобразовательной школе включает в себя уроки музыки, внеклассную работу, деятельность исполнительских коллективов, дискотек и т.п.

Так как я работаю учителем музыки в начальных классах, хотелось бы остановиться на уроках музыки.

В начальных классах основными методами, которые я использую в работе, являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой.

При объяснительно-иллюстративном методе у нас с учениками проходит следующая работа: рассказ, беседа, самостоятельная работа над учебным материалом. В данном методе отражают моя деятельность как учителя и деятельность моих учеников, состоящую в том, что я сообщаю готовую информация разными способами, а именно: с использованием демонстраций, показа; учащиеся же воспринимают, осмысливают и дополняют ее, а при необходимости воспроизводят полученные знания.

Репродуктивный метод  способствуют формированию знаний на основе заучивания, умений и навыков (через систему упражнений). При этом я подбираю необходимые инструкций, алгоритмы и другие задания, обеспечивающие многократное воспроизведение знаний или умений по образцу.

В сюжет учебных занятий включаю игры и упражнения, способствующие музыкально-творческому саморазвитию учащихся: “Ищем рифмы”, сочиняем синквейн, “Поём вопросы и ответы”, “Продолжи сказку” и другие.

Так же при работе я стараюсь придерживаться следующих принципов: не навязывать музыку, а убеждать ею, не развлекать, а радовать и  размышлять о музыке. Чтобы ученики занимались своим самообразованием:

  •  пользовались источниками музыкальной информации (книгами по музыке, Интернетом);
  •  обучались способами и приемами применения звуковоспроизводящей и звукозаписывающей аппаратуры (магнитофон, диктофон, синтезатор);
  •  посещали музыкальные театры, концертные залы, музеи и памятники, ходили на флэш-мобы для детей и подростков, имеющих отношение к музыкальной культуре;
  •  и т.д.

Практика свидетельствует, что формирование умений в области музыкального самообразования по отношению к этой «само» - деятельности, становится эффективным, если учитель музыки направляет свои усилия на осознание учащимися большой значимости художественного самообразования для всей жизни молодого человека - настоящей и будущей.

Литература:

  1.  Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1983 г.;
  2.  Ю.Б. Алиев «Настольная книга школьного учителя-музыканта». - М.: Манускрипт, 2000 г.;
  3.  Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в школе. – М., 1985 г.;
  4.  Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада – к начальной школе). – Воронеж, 1998 г.;
  5.  Сапрыкин Д. Л. Значение и смысл понятия «образование» // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. — 2008. — № 1.
  6.  Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников/М.С. Осеннева. – М.: Академия, 2001. – 368 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29556. Моделирование динамики щитовидной железы у детей школьного возраста 859.5 KB
  В результате проведенных исследований разработали математическую модель динамики объёма щитовидной железы и проследили за её зависимостью от различных морфо-антропометрических характеристик у детей школьного возраста. Для этого использовались разные показатели. В качестве таких показателей выступили: пол ребёнка, возраст, рост, масса тела.
29557. Проектування потокової лінії механічної обробки деталі і розрахунок її техніко-економічних показників 683 KB
  Потокове виробництво в Україні було деякий час одним з найбільш високорозвинених. Але в нинішніх нестабільних умовах як сам верстатний парк так і способи виробництва починають морально застарівати. Це спричинено нестачею коштів на оновлення обладнання, розривом економічних зв’язків, станом економіки та іншими причинами, пов’язаними із цими.
29558. Основи теорії масового обслуговування. Системи массового обслуговування 140.84 KB
  Мета курсового проекту - застосування теоретичних та практичних знань основ теорії ігор та статистичних рішень і теорії масового обслуговування (ТМО) для вибору і обгрунтування управлінських рішень в умовах невизначеності.
29560. Синтез комбінаційної схеми на логічних елементах 173.83 KB
  4 Основні принципи логічного опису електричних схем Для логічного синтезу комбінаційної схеми необхідно визначити базис перемикальної функції на основі якої будуватиметься схема. Розглянемо методи логічного опису електричної схеми далі ЕС. В залежності від вихідного сигналу ЕС діляться на два види: Схеми “першого родуâ€. Це комбінаційні схеми вихідний сигнал в яких залежить тільки від стану входів в кожний проміжок часу.
29561. РОЗРОБКА МОДЕЛІ РОЛЬОВОЇ ПОЛІТИКИ БЕЗПЕКИ НА ОСНОВІ ІНДИВІДУАЛЬНО–ГРУПОВОГО РОЗМЕЖУВАННЯ ПРАВ ДОСТУПУ 84.48 KB
  2 Базова модель рольового розмежування прав доступу 19 РОЗДІЛ II. Побудова моделі на основі рольової політики розмежування прав доступу 22 2.1 Використання моделей розмежування прав доступу в операційних системах.
29562. Отдача от масштаба. Графические решения. Кривая путь развития фирмы 76.5 KB
  Отдача от масштаба. Графические решения Кривая путь развития фирмы Путь развития и экономия от масштаба производства. Кривая путь развития Если расстояния между изоквантами уменьшаются это свидетельствует о том что существует возрастающая экономия от масштаба т. Возрастающая экономия от масштаба Если расстояния между изоквантами увеличиваются это свидетельствует об убывающей экономии от масштаба рис.
29563. Экономическая и бухгалтерская прибыль. В общем виде прибыль (profit) определяется как разность между совокупной выручкой (total revenue) 130 KB
  1 где TR totl revenue совокупная выручка доход; ТС totl cost совокупные издержки; Pr profit прибыль. Однако сами издержки бывают внешними явными и внутренними неявными. Вычтя из совокупной выручки дохода внешние издержки мы получаем бухгалтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль однако не учитывает внутренние или скрытые издержки.
29564. Правило наименьших издержек 138.5 KB
  Правило наименьших издержек.5 Правило наименьших издержек это условие согласно которому издержки минимизируются в том случае когда последний доллар марка рубль и так далее затраченный на каждый ресурс дает одинаковую отдачу одинаковый предельный продукт. Правило наименьших издержек обеспечивает равновесие положения производителя. В этом положении достигается оптимальная комбинация факторов производства обеспечивающая максимизацию издержек.