39280

Научение путем наблюдения: научение с помощью имитации других или наблюдения

Доклад

Педагогика и дидактика

Это пример типа научения известного как научение путем наблюдения или подражание41. Научение путем наблюдения форма научения при которой люди приобретают новые знания путем систематического наблюдения за чужим опытом вознаграждений и наказаний. научение путем наблюдения Оно имеет место в тех случаях когда человек приобретает новые знания действуя вместо другого то есть посредством наблюдения за тем что происходит с другими людьми.

Русский

2013-10-01

22.13 KB

2 чел.

Научение путем наблюдения: научение с помощью имитации других или наблюдения

Несмотря на то что оперантное обусловливание основывается на идее о том, что мы подвержены поведению, к которому нас стимулируют, многие вещи, которым мы обучаемся на работе, не стимулируются напрямую. Например, предположим, что на вашей новой работе вы наблюдаете за одним из своих коллег - торговым представителем, который развивает потенциально ценный канал сбыта, вступив в местную гражданскую организацию. Вскоре после этого в разговоре с сотрудниками офиса вы обнаруживаете, что еще один ваш коллега освоил высокодоходный канал сбыта в гражданской организации, членом которой он сам и является. Есть вероятность, что после наблюдений за несколькими подобными случаями и вы в конечном итоге сделаете выводы о наличии взаимосвязи между присоединением к таким группам и успехом в продажах. Хотя сами вы можете и не иметь полезных контактов в подобных группах, но, наблюдая за другими людьми, вы, возможно, станете ожидать, что тоже преуспеете в своей деятельности на этой основе. Это пример типа научения, известного как научение путем наблюдения, или подражание41.

Научение путем наблюдения — форма научения, при которой люди приобретают новые знания путем систематического наблюдения за чужим опытом вознаграждений и наказаний.

Имитация - См. научение путем наблюдения

Оно имеет место в тех случаях, когда человек приобретает новые знания, действуя вместо другого, то есть посредством наблюдения за тем, что происходит с другими людьми. Личность, чье поведение имитируется, относят к модели имитации.

Этапы процесса научения путем наблюдения. При научении посредством наблюдения за моделями имитации протекает несколько процессов (схематическое изображение смотрите на илл. 2.10).

  1.  Научающийся должен в высшей степени внимательно относиться к модели имитации; чем больше внимания он ей уделяет, тем более эффективен процесс научения. Иногда для содействия процессу научения модели сами привлекают к себе внимание. Именно это происходит в ситуации, когда руководители убеждают своих подчиненных «уделять пристальное внимание» тому, что они делают.
  2.  Человек должен обладать хорошей способностью к сохранению в памяти поведения модели. Это помогает создать словесное описание, или ментальный образ чьих-либо действий с целью их запоминания. В конце концов мы не можем научиться поведению, которое не способны запомнить.
  3.  Также должно иметь место воспроизведение поведения модели. До тех пор пока человек не способен сделать в точности то же, что делает модель, он не сможет научиться, наблюдая за ней.
  4.  Наконец, люди должны иметь некоторую мотивацию к научению от моделей. Разумеется, мы не подражаем всем поступкам, которые видим. Напротив, мы концентрируемся на тех из них, для соответствия которым имеются какие-либо причины или побудительные стимулы — такие, как действия, за которые другие люди вознаграждаются.

   Примеры научения путем наблюдения в организациях.

Огромную часть из того, чему научаются в способах поведения в организации, можно представить как результат процесса научения посредством наблюдения42. Например, научение путем наблюдения является ключевой составляющей многих формальных инструкций обучающих программ для работников43. Как покажет объяснение в последующем разделе, если обучаемым предоставляется возможность наблюдать за экспертами во время выполнения ими своей работы и пробовать применить на практике целевые навыки, отслеживая результат их применения на работе, то они весьма восприимчивы к приобретению новых знаний.

    К тому же научение путем наблюдения происходит в большей степени непринужденно и неосознанно. Например, люди, которые воплощают в жизнь нормы и традиции организации и которые последовательно внедряют их в собственное поведение, могут признать, что научились этому посредством наблюдения. В самом деле, люди стремятся научиться культуре своей организации в процессе наблюдения (эту тему мы обсудим в главе 14).

       Необходимо отметить, что посредством наблюдения за другими люди учатся не только тому, что необходимо делать, но также и тому, чего делать не следует. В частности, исследование показало, что люди, наблюдающие за своими коллегами по работе, получившими наказание за неприемлемое поведение на рабочем месте, сами склонны воздерживаться от совершения подобных поступков44. Как можно себе представить, научение образу поведения без повторения чужих ошибок для людей является весьма эффективным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9192. Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе 23.94 KB
  Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе Воспитание - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культу...
9193. Сущность, структура и функции процесса обучения 26.41 KB
  Сущность, структура и функции процесса обучения Содержанием обучения как процесса, на что справедливо обращает наше внимание В.К. Дьяченко в своих работах, является какая-то деятельность, которой в той или другой степени владеет обучающий и не владе...
9194. Структура педагогической деятельности 26.3 KB
  Структура педагогической деятельности Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (пл...
9195. Цели, содержание и структура непрерывного образования 16.62 KB
  Цели, содержание и структура непрерывного образования Образование - процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, определенный уровень интеллектуального и эмоционального развития формирование мировоззрения...
9196. Эмоционально-волевая сфера личности 27.6 KB
  Эмоционально-волевая сфера личности Структура конспекта: Понятие чувства и эмоции. Их физиологические основы Формы эмоций и высших чувства Понятие воля. Его физиологические основы и основные характеристики Структура вол...
9197. Усі уроки української літератури 5 клас 3.75 MB
  ПЕРЕДМОВА Чи люблять, чи хочуть діти вчитися? Чи цікаво їм на уроках? Яких уроків вони чекають? Якими задоволені? Звичайно, на ці та аналогіч­ ні питання однозначно відповісти важко. Проте зрозуміло: сірі, одно­ манітні, нецікаві уроки викличуть не ...
9198. Усі уроки української мови 8 клас 7.98 MB
  Усі уроки української мови у 8 класі розроблено відповідно до програми для загальноосвітніх навчальних закладів Українська мова. 5—12 класи (Г. Т. Шелехова, В. І. Тихоша, А. М. Корольчук, В. І. Но- восьолова, Я. І. Остаф; за ред Л. В. Скуратівського).
9199. ТЕОРІЯ ЙМОВІРНОСТЕЙ 325.36 KB
  ТЕМА 19. ТЕОРІЯ ЙМОВІРНОСТЕЙ Теорія ймовірностей - математична наука, яка вивчає закономірності випадкових явищ. Фундаментальними поняттями теорії ймовірностей є випадкова подія та випадковий експеримент (випробування). Випробування (випадковий...
9200. Урок географии в 8 классе Реки России 46.5 KB
  Урок географии в 8 классе Реки России География России. Природа и население. Книга первая. Под редакцией А. И. Алексеева. Учитель географии МОБУ Иссадская основная общеобразовательная школа Волховского муниципального района Румянцева Любовь Вас...