39280

Научение путем наблюдения: научение с помощью имитации других или наблюдения

Доклад

Педагогика и дидактика

Это пример типа научения известного как научение путем наблюдения или подражание41. Научение путем наблюдения форма научения при которой люди приобретают новые знания путем систематического наблюдения за чужим опытом вознаграждений и наказаний. научение путем наблюдения Оно имеет место в тех случаях когда человек приобретает новые знания действуя вместо другого то есть посредством наблюдения за тем что происходит с другими людьми.

Русский

2013-10-01

22.13 KB

2 чел.

Научение путем наблюдения: научение с помощью имитации других или наблюдения

Несмотря на то что оперантное обусловливание основывается на идее о том, что мы подвержены поведению, к которому нас стимулируют, многие вещи, которым мы обучаемся на работе, не стимулируются напрямую. Например, предположим, что на вашей новой работе вы наблюдаете за одним из своих коллег - торговым представителем, который развивает потенциально ценный канал сбыта, вступив в местную гражданскую организацию. Вскоре после этого в разговоре с сотрудниками офиса вы обнаруживаете, что еще один ваш коллега освоил высокодоходный канал сбыта в гражданской организации, членом которой он сам и является. Есть вероятность, что после наблюдений за несколькими подобными случаями и вы в конечном итоге сделаете выводы о наличии взаимосвязи между присоединением к таким группам и успехом в продажах. Хотя сами вы можете и не иметь полезных контактов в подобных группах, но, наблюдая за другими людьми, вы, возможно, станете ожидать, что тоже преуспеете в своей деятельности на этой основе. Это пример типа научения, известного как научение путем наблюдения, или подражание41.

Научение путем наблюдения — форма научения, при которой люди приобретают новые знания путем систематического наблюдения за чужим опытом вознаграждений и наказаний.

Имитация - См. научение путем наблюдения

Оно имеет место в тех случаях, когда человек приобретает новые знания, действуя вместо другого, то есть посредством наблюдения за тем, что происходит с другими людьми. Личность, чье поведение имитируется, относят к модели имитации.

Этапы процесса научения путем наблюдения. При научении посредством наблюдения за моделями имитации протекает несколько процессов (схематическое изображение смотрите на илл. 2.10).

  1.  Научающийся должен в высшей степени внимательно относиться к модели имитации; чем больше внимания он ей уделяет, тем более эффективен процесс научения. Иногда для содействия процессу научения модели сами привлекают к себе внимание. Именно это происходит в ситуации, когда руководители убеждают своих подчиненных «уделять пристальное внимание» тому, что они делают.
  2.  Человек должен обладать хорошей способностью к сохранению в памяти поведения модели. Это помогает создать словесное описание, или ментальный образ чьих-либо действий с целью их запоминания. В конце концов мы не можем научиться поведению, которое не способны запомнить.
  3.  Также должно иметь место воспроизведение поведения модели. До тех пор пока человек не способен сделать в точности то же, что делает модель, он не сможет научиться, наблюдая за ней.
  4.  Наконец, люди должны иметь некоторую мотивацию к научению от моделей. Разумеется, мы не подражаем всем поступкам, которые видим. Напротив, мы концентрируемся на тех из них, для соответствия которым имеются какие-либо причины или побудительные стимулы — такие, как действия, за которые другие люди вознаграждаются.

   Примеры научения путем наблюдения в организациях.

Огромную часть из того, чему научаются в способах поведения в организации, можно представить как результат процесса научения посредством наблюдения42. Например, научение путем наблюдения является ключевой составляющей многих формальных инструкций обучающих программ для работников43. Как покажет объяснение в последующем разделе, если обучаемым предоставляется возможность наблюдать за экспертами во время выполнения ими своей работы и пробовать применить на практике целевые навыки, отслеживая результат их применения на работе, то они весьма восприимчивы к приобретению новых знаний.

    К тому же научение путем наблюдения происходит в большей степени непринужденно и неосознанно. Например, люди, которые воплощают в жизнь нормы и традиции организации и которые последовательно внедряют их в собственное поведение, могут признать, что научились этому посредством наблюдения. В самом деле, люди стремятся научиться культуре своей организации в процессе наблюдения (эту тему мы обсудим в главе 14).

       Необходимо отметить, что посредством наблюдения за другими люди учатся не только тому, что необходимо делать, но также и тому, чего делать не следует. В частности, исследование показало, что люди, наблюдающие за своими коллегами по работе, получившими наказание за неприемлемое поведение на рабочем месте, сами склонны воздерживаться от совершения подобных поступков44. Как можно себе представить, научение образу поведения без повторения чужих ошибок для людей является весьма эффективным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4473. Основи трудового права України 281 KB
  Основи трудового права України Мета заняття.Ознайомити студентів із трудовим правом, його джерелами та відносинами, що ним регулюються, колективним та трудовим договорами, робочим часом та часом відпочинку, підставами та порядком звільнення з ...
4474. Основи фінансового та банківського права 129.5 KB
  Основи фінансового та банківського права. Ознайомити студентів із основами фінансового та банківського права, їх джерелами та відносинами, що ними регулюються, суб'єктами та об'єктами цивільно-правових відносин, суттю пра...
4475. Основи адміністративного права України 103.5 KB
  Основи адміністративного права України Мета заняття.Ознайомити студентів із особливостями адміністративного права, адміністративними правопорушеннями та адміністративною відповідальністю. Дати загальну характеристику Кримінального кодексу Укра...
4476. Основи кримінального права України 143.5 KB
  Основи кримінального права України Мета заняття.Ознайомити студентів із особливостями кримінального права, адміністративними правопорушеннями та адміністративною відповідальністю. Дати загальну характеристику Кримінального кодексу України. Оха...
4477. Основи сімейного права України 131 KB
  Основи сімейного права України Мета заняття. Ознайомити студентів із основами сімейного законодавства, порядком укладання та розірвання шлюбу, особистими та майновими правами подружжя, взаємними правами та обов’язками батьків і дітей. Дати...
4478. Правоохоронна і правозахисна діяльність 180 KB
  Правоохоронна і правозахисна діяльність Мета заняття.Ознайомити студентів із завданнями та структурою судової влади. Дати характеристику судоустрою та судочинства. Охарактеризувати правоохоронну діяльність, правоохоронні та правозахисні органи...
4479. Загальні положення про математичне моделювання у гідрологічних прогнозах 154 KB
  Загальні положення про математичне моделювання у гідрологічних прогнозах Комплексне раціональне використання водних ресурсів в значній мірі спирається на наукове дослідження водного та льодового режиму річок, озер та водосховищ, що веде до зростання...
4480. Загальні відомості про розвиток довгострокових гідрологічних прогнозів 85 KB
  Загальні відомості про розвиток довгострокових гідрологічних прогнозів. Аналіз сучасного стану в області довгострокового прогнозування гідрологічного режиму річок Розвиток довгострокових гідрологічних прогнозів на різних етапах історії пов’я...
4481. Загальні принципи оцінки точності методик довгострокового прогнозування та справджуваності прогнозів 177 KB
  Загальні принципи оцінки точності методик довгострокового прогнозування та справджуваності прогнозів Похибка довгострокового прогнозу. Визначення допустимої похибки гідрологічного прогнозу Згідно Настанові по службі прогнозів оцінка прогнозу...