39318

Язва. Пептическая язва желудка. Язва двенадцатиперстной кишки

Реферат

Медицина и ветеринария

Пептическая язва желудка и/или двенадцатиперстной кишки — хроническое заболевание, в основе которого лежит образование изъязвления со стороны слизистого слоя стенки органа. Часто для определения заболевания пользуются также устаревшим термином «язвенная болезнь желудка и/или двенадцатиперстной кишки».

Русский

2014-10-19

28.7 KB

3 чел.

5

1. Вступление

Пептическая язва желудка и/или двенадцатиперстной кишки хроническое заболевание, в основе которого лежит образование изъязвления со стороны слизистого слоя стенки органа. Часто для определения заболевания пользуются также устаревшим термином «язвенная болезнь желудка и/или двенадцатиперстной кишки».

Причиной образования язвы является множество факторов, однако основными на данный момент признаны повышенная кислотность и инфицирование микроорганизмом, называемым Helicobacterpylori. Болевой синдром характеризуется разной интенсивностью (от дискомфорта или ноющей боли до острейших форм), поэтому объем физических нагрузок зависит от фазы заболевания: обострение, неполная или полная клиническая ремиссия язвенной болезни.

В норме импульсы от рецепторов внутренних органов поступают в центральную нервную систему, сигнализируя об интенсивности функционирования и состоянии органов. При заболевании происходит нарушение рефлекторной регуляции, возникают патологические рефлексы, нарушающие течение нормальных процессов в организме человека.

Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность — непременное условие нормального формирования и функционирования любого живого организма. Поэтому физическая культура (ее неотъемлемая часть — лечебная физкультура (ЛФК)) является очень важным элементом лечения язвенных процессов.

2. Лечебная физкультура при язвенной болезни

Физическая культура является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение физических качеств и снижение адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности, неизбежных в процессе инволюции.

Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций. В любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности и уровень выносливости — показатели биологического возраста организма и его жизнеспособности.

Лечебная физкультура является составной частью общей физкультуры и одним из важнейших методов комплексного лечения больных язвенной болезнью, а также эффективным средством предупреждения обострений при правильном построении занятий и всего комплекса.

Физические упражнения, вызывают усиление кровообращения обеспечивают наилучшее кровоснабжение головного мозга. Усиленное кровоснабжение головного мозга способствует улучшению питания нервных клеток, их укреплению и полноценному функционированию. Это приводит к улучшению корригирующего влияния коры головного мозга на подкорковые центры, в результате чего нормализуется вегетативная регуляция органов пищеварительного тракта.

Большую роль в повышении нервного тонуса играют положительные эмоции, возникающие в процессе выполнения физических упражнений. Такие эмоции ликвидируют угнетенность нервно-психической сферы, обеспечивают лучшие условия деятельности больших полушарий и усиление корригирующего влияния на подкорковые центры, а через них и на органы желудочно-кишечного тракта.

Лечебное действие физических упражнений обусловлено прежде всего их укрепляющим и нормализирующим влиянием на нервную систему.

Под влиянием курса лечебной гимнастики улучшается общее самочувствие, нормализуется сон, повышается настроение, уменьшается реактивность.

Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность — непременное условие нормального формирования и функционирование любого живого организма. Поэтому ЛФК является очень важным элементом лечения язвенных процессов.

Умеренные физические нагрузки содействуют нормализации желудочной секреции, повышению моторной деятельности желудка.

При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе физической тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы, увеличивается образование буферных соединений, происходит обогащение организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция. Это приводит к активизации окислительно-восстановительных процессов и к повышению устойчивости кислотно-щелочного равновесия, что в свою очередь благоприятно отражается на рубцевании язвенного дефекта (влияние на трофические и регенеративные потенции тканей желудочно-кишечного тракта (ЖКТ)).

Оказывая общее тонизирующее действие на организм и улучшая состояние центральной нервной системы и кровообращения, физические упражнения способствуют перистальтики кишечника и оттоку желчи укрепляют мышцы брюшного пресса, которые имеют огромное значение в фиксации брюшных органов.

Лечебное действие физических упражнений выражается также в улучшении кровообращения в брюшных органах. Таким образом, физическая деятельность сопровождается усилением оттока крови из депо, из которых основными являются органы брюшной полости. Усилению оттока депонированной крови содействует и глубокое дыхание, возникающее при выполнении физических упражнений. Улучшение венозного кровообращения и усиление кровотока в артериальных сосудах обеспечивают лучшее кровоснабжение органов желудочно-кишечного тракта, а это улучшает питание стенок желудка, кишечника, повышает их функциональную способность, сопротивляемость слизистой кишечника к воздействию фекальных масс и инфекциям; содействует более быстрому заживлению язв и трещин, а также ликвидации воспалительного процесса.

Уже известно, что выполнение дозированных физических упражнений, сопровождающиеся положительными сдвигами в функциональном состоянии центров подбугорной области и повышение уровня основных жизненных процессов, вызывает положительные эмоции (т.н. психогенное и условно-рефлекторное влияние). Особенно это применимо при язвенной болезни, когда нервно-психическое состояние пациентов оставляет желать лучшего (нормализация выраженных у больных явлений дистонии со стороны нервной системы. Следует отметить воздействие физических нагрузок на нервную регуляцию пищеварительного аппарата.

При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе физической тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы, увеличивается образование буферных соединений, происходит обогащение организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция. Это приводит к активизации окислительно-восстановительных процессов и к повышению устойчивости кислотно-щелочного равновесия, что в свою очередь благоприятно отражается на рубцевании язвенного дефекта (влияние на трофические и регенеративные потенции тканей желудочно-кишечного тракта (ЖКТ)).

Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем применения. Небольшие и умеренные мышечные напряжения стимулируют основные функции желудочно-кишечного тракта, когда как интенсивные — угнетают.

Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что также расширяет функциональные возможности организма и повышают его реактивность.

В зависимости от клинической направленности заболевания и функциональных возможностей больного применяются различные формы и средства. Обычно в учебных заведениях применяют по возможности общеразвивающий оздоровительный комплекс упражнений.

К противопоказаниям к занятиям относят: свежая язва в остром периоде; — язва, осложненная кровотечением; преперфоративное состояние; язва, осложненная стенозом в стадии декомпенсации.

Оздоровительное влияние ЛФК для больных, страдающих язвенной болезнью, осуществляется в следующих направлениях:

— Урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга; улучшение согласованного функционирования систем кровообращения, дыхания и пищеварения.

— Влияние на урегулирование нервно-психической сферы, путем правильной организации режима движений, физических упражнений и пассивного отдыха.

— Улучшение окислительно-восстановительных процессов во всех органах.

— Противодействие нарушениям функций пищеварительного аппарата, имеющимся при язвенной болезни (запоры, потеря аппетита, застойные явления и др.).

ЛФК эффективна только при условии длительного, систематического проведения занятий с постепенным увеличением нагрузки на протяжении всего курса. При относительном щадящих нагрузок для области живота проводят тренировку силы и выносливости. Постепенно расширяется амплитуда движений в крупных суставах и углубляется дыхание до максимально возможного в каждом случае. Исключаются резкие движения. Это должен знать и тренер и учащийся для достижения подобающих результатов.

При выполнении физических упражнений щадят область желудка и двенадцатиперстной кишки. В остром периоде заболевания при наличии болей ЛФК не показана. При прекращении острых явлений физическую нагрузку постепенно увеличивают, однако с учетом реакции на нагрузку. Используются упражнения для всех мышечных групп с ограничением нагрузки на мышцы брюшной стенки, упражнения со снарядами. Плотность занятий средняя, продолжительность до 30 минут. Широко используются лечебная, дозированная ходьба, прогулки, игра в волейбол, катание на лыжах и коньках, плавание в свободном режиме (без соревнований). Рекомендуется общетонизирущий тренирующий режим упражнений:

— лечебная и утренняя гигиенические гимнастики;

— пешеходные прогулки и экскурсии;

— ближний пешеходный туризм;

— прогулки на велосипеде;

— оздоровительное плавание;

— дозированная гребля;

— лыжные прогулки;

— оздоровительное катание на коньках;

— дозированные малоподвижные и подвижные игры.

Строгая последовательность в увеличении нагрузки и ее индивидуализация являются основными условиями при проведении всех занятий. При этом должно учитываться состояние, реакция занимающихся, особенности клинического течения, сопутствующие заболевания и физическая подготовленность учащихся. Важно и другое: занимаясь физическими упражнениями, учащийся активно участвует в лечебно-оздоровительном процессе, что благотворно воздействует на его психоэмоциональную сферу.

При заболеваниях язвенной болезнью применяют все основные исходные положения: лежа, сидя, стоя и стоя на четвереньках. При этом в занятия включают упражнения для верхних конечностей, туловища, ног, мышц тазового дна, упражнения на расслабление скелетной мускулатуры, дыхательные упражнения и упражнения со снарядами и на снарядах.

Из упражнений для верхних конечностей наиболее полезны упражнения с участием средних и особенно крупных мышечных групп. Эти упражнения, сопровождающиеся работой значительных мышечных масс, оказывают воздействие на нервную систему и кровообращение. Применяют простые или комбинированные упражнения верхних конечностей.

Из упражнений для туловища особенно полезны упражнения с участием мышц брюшного пресса и специальные упражнения для мышц живота. Эти упражнения, в осуществлении которых участвуют крупные мышечные группы, оказывают воздействие на нервную систему, улучшая ее деятельность, активизируют кровообращение в области живота, укрепляют мышцы брюшного пресса, нормализируют деятельность желудочно-кишечного тракта и повышают обменные процессы в тканях.

Ценность упражнений для нижних конечностей заключается в том, что, воздействуя на нижние конечности, обладающие большой мышечной массой, упражнения содействуют нормализации функций центральной нервной, улучшают кровоснабжение всех органов, в частности и желудочно-кишечного тракта, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы и значительно активизируют обменные процессы в тканях. В случаях, когда воздействие на брюшной пресс и органы живота противопоказано, полезно применять изолированные упражнения для нижних конечностей.

Упражнения для мышц тазового дна содействуют улучшению кровообращения в органах таза и повышению тонуса мышц.

Из упражнений на четвереньках при лечении больных язвой находят применение варианты, щадящие органы живота.

Упражнения на расслабление, содействующие активному отдыху мышц после работы осуществляются в положении сидя и стоя.

Дыхательные упражнения очень полезны и необходимы для больных, страдающих болезнями желудочно-кишечного тракта. Целесообразность их применения обусловливается прежде всего тем, что они оказывают местное воздействие на органы живота за счет изменения положения диафрагмы при вдохе и выдохе, вызывающе периодическое повышение и понижение внутрибрюшного давления, что содействует улучшению кровообращения в системе пищеварения и улучшает эвакуаторную деятельность желудочно-кишечного тракта. Дыхательные упражнения обогащают кровь кислородом, что улучшает окислительно-восстановительные процессы в тканях и в органах системы пищеварения, улучшая ее деятельность и способствуя быстрейшему заживлению эрозий и язв.

Дыхательные упражнения являются также эффективным средством урегулирования повышенной деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания, возникающей в результате применения нагрузочных гимнастических упражнений.

Из различных форм дыхательных упражнений для больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, имеющих полноценное внешнее дыхание, наиболее показаны динамические дыхательные упражнения в виде диафрагмального (брюшного) дыхания, при которых максимально функционирует диафрагма и брюшной пресс.

Упражнения со снарядами (гантели в 0,5-2 кг, надувной мяч, набивной мяч в 1-2 кг) и на снарядах (гимнастическая скамейка или стул и стенка) можно применять в стадии ремиссии. Данные упражнения оказывают сильное воздействие на брюшной пресс и органы живота, а также значительно активизируют обмен веществ. Упражнения со снарядами и на снарядах эмоциональны, что имеет существенное значение для урегулирования функций центральной нервной системы.

Указания к построению комплекса лечебной гимнастики:

физические нагрузки должны постепенно увеличиваться к середине основного раздела и снижаться к его концу;

после нагрузочных упражнений должны применяться дыхательные упражнения, успокаивающе действующие на кровообращение и дыхание;

упражнения общего воздействия для отдельных мышечных групп (рук, ног, туловища) должны чередоваться между собой и со специальными упражнениями, воздействующими на брюшной пресс и органы живота;

между упражнениями необходимы паузы пассивного отдыха.

В заключительном разделе занятия с целью постепенного перехода организма к состоянию покоя применяют упражнения с небольшой нагрузкой, а также медленную ходьбу с дыхательными упражнениями.

Выводы

Лечебная физкультура является составной частью общей физкультуры и одним из важнейших методов комплексного лечения больных язвенной болезнью, а также эффективным средством предупреждения обострений при правильном построении занятий и всего комплекса.

Занятия ЛФК при язвенной болезни способствуют восстановлению адаптации больного к нагрузкам расширенного режима, возрастающей стимуляции обменных процессов, воздействию на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, воздействию на нормализацию вегетативных функций, борьбе с застойными явлениями в брюшной полости, а также содействует регенеративным процессам в желудочно-кишечном тракте.

Кроме того ЛФК имеет и воспитательное значение: учащиеся привыкают систематически выполнять физические упражнения, это становится их повседневной привычкой, переходят в занятия общей физкультурой, становятся потребностью человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57580. Сучасний урок – цікавий урок 75 KB
  Метою сучасного заняття стає вже не нагромадження знань а пошукова діяльність спрямована на формування вмінь і навичок щодо орієнтації в інформаційному просторі.
57581. "Любовь – это жизнь, это главное…" Тема кохання в ліриці В. В. Маяковського 114.5 KB
  Маяковський під час футуристичного турне приїжджає до Одеси. Маяковський просить благає дати йому ковток води в жаркій пустелі: Мария Имя твоё я боюсь забытькак поэт боится забытькакоето в муках ночейрождённое слововеличием равное Богу.
57582. ЗАСТОСУВАННЯ ДИФЕРЕНЦІАЛЬНОГО ЧИСЛЕННЯ В ЕКОНОМІЦІ 148.5 KB
  Традиційно практичне застосування похідної використовується при дослідженні функції розв’язуванні задач фізичного чи геометричного змісту. Яким же буде оптимальний обсяг випуску для фірми...
57583. Пісня - душа народу 63 KB
  Взагалі хто і навіщо придумав пісню Чому люди співають радіють і сумують разом з нею Чому старовинні пісні що прийшли до нас із глибини віків і досі живуть у народі Чи уявляєте ви хоча б один свій день без пісні що звучить на вулиці вдома...
57584. Сучасність в музиці 40 KB
  Мета: на прикладі нової музики покращувати вміння аналізувати її; розвивати вокальнохорові навички плавне звуковедення мяке наспівне звучання. Вчити вдумливо ставитися до всякого музичного матеріалу...
57585. Пейзаж – жанр живопису. Створення етюду-малюнку «Дощова хмара» 64 KB
  Мета. Продовжувати ознайомлювати учнів з пейзажним жанром живопису, монохромним живописом; технікою малювання по вологому папері. Вчити виявляти задум в композиції...
57586. Зображення на площині Чарівний світ метеликів 726.5 KB
  МЕТА. Дати певний обєм знань про життя метеликів про характерні особливості будови комах; закріплювати під час виконання роботи поняття про виражальні можливості теплих та холодних кольорів...
57587. У поході друзі 49 KB
  Мета: познайомити з правилами поведінки на природі; виявити знання про вміння орієнтуватися на місцевості; скласти плакат-памятку «Ми із друзями в поході» направляти на виховане, ввічливе ставлення до всього живого;
57588. В лесу родилась ёлочка 91.5 KB
  Ни для кого не новость Ведь знает весь народ Что праздник наступает Весёлый Новый год Ждут смешливые девчонки Ждут проказники мальчишки Чтоб из лесу принесли мы Ёлочку Золотые шишки Ищут елку.