39354

Модели макроэкономического равновесия

Лекция

Макроэкономика

Совокупный спрос – это все реальные объемы внутреннего производства, которые все потребители в национальной экономике (домохозяйства, фирмы, государство и внешний мир) готовы и могут приобрести при каждом из возможных уровней цен в определенный период времени.

Русский

2014-10-19

85.5 KB

1 чел.

ТЕМА 10. МОДЕЛИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

10.1. Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение»

10.2. Модель «Совокупные расходы – совокупный продукт».

10.1. Модель «Совокупный спрос – совокупное предложение».

Совокупный спрос – это все реальные объемы внутреннего производства, которые все потребители в национальной экономике (домохозяйства, фирмы, государство и внешний мир) готовы и могут приобрести при каждом из возможных уровней цен в определенный период времени.

Кривая совокупного спроса имеет нисходящий характер, что отражает обратную взаимосвязь между уровнем цен и величиной совокупного спроса. Обратная взаимосвязь между уровнем цен и величиной совокупного спроса объясняется в свою очередь эффектом богатства, эффектом процентной ставки и эффектом импортных закупок.

Эффект богатства заключатся в том, что при повышении общего уровня цен обесценивается такой элемент богатства семьи,  как финансовые активы (наличность, вклады, облигации), в результате домохозяйства больше сберегают, меньше тратят, и, как следствие, величина совокупного спроса сокращается.

Эффект процентной ставки заключается в том, что при повышении общего уровня цен возрастает спрос на деньги, что при неизменном денежной массе ведет к увеличению процентной ставки, что вызывает сокращение инвестиционных расходов и потребительских расходов, основанных на использовании кредитных средств.

Эффект импортных закупок состоит в том, что при повышении общего уровня цен отечественные товары становятся дороже относительно импортных, поэтому величина совокупного спроса сокращается.

Факторы, влияющие на совокупный спрос (сдвигающие кривую совокупного спроса):

1) изменения в потребительских расходах (благосостояние домохозяйств, задолженность, индивидуальные налоги, ожидания потребителей по поводу цен и доходов);

2) изменения в инвестиционных расходах (изменение процентной ставки, ожидаемая норма прибыли, налоги, технологии и т.д.);

3) изменение в государственных расходах;

4) изменения в чистом экспорте (изменение национального дохода в других странах, курс национальной валюты). Сдвиг кривой совокупного спроса вправо означает увеличение совокупного спроса, влево – его уменьшение.

Совокупное предложение – это все возможные реальные объемы внутреннего производства, которые все производители в национальной экономике могут и готовы предложить при каждом из возможных уровней цен в определенный период времени. В современной экономической теории выделяется три отрезка кривой AS. На горизонтальном отрезке ab (кейнсианском) изменение в объеме реального внутреннего производства осуществляется при неизменном уровне цен. На промежуточном отрезке bc увеличение реального ВВП сопровождается ростом уровня цен. На вертикальном (классическом) отрезке cd  повышается только уровень цен, а реальный ВВП остается неизменным. Реальный объем производства, соответствующий вертикальному отрезку, характеризует полную занятость ресурсов .

Совокупное предложение, так же как и совокупный спрос, испытывает на себе влияние неценовых факторов, что графически иллюстрируется сдвигом кривой AS. К таким факторам относятся: а) уровень цен на производственные ресурсы; б) степень монополизации экономики; в) производительность ресурсов; г) правовые нормы.

Увеличение совокупного предложения характеризуется сдвигом кривой AS вправо от AS0 к AS1, сокращение совокупного предложения – сдвигом кривой AS влево от AS0 к AS2 (рис.11-4). 

Макроэкономическое равновесие устанавливается, когда объем совокупного спроса равен объему совокупного предложения при определенном уровне цен; на графике макроэкономическое равновесие соответствует точке пересечения кривых AD и AS (рис.11-5).

10.2. Модель «Совокупные расходы – совокупный продукт».

В экономической литературе существуют различные представления относительно общей модели макроэкономического равновесия. Классическая теория занятости основывается на законе Сэя: предложение рождает спрос, то есть при производстве и продаже любого товара автоматически создается и распределяется доход, в точности достаточный для его покупки. По мнению классиков, рыночной экономике присущи следующие черты:

  1.  сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения на уровне полной занятости производственных ресурсов (макроэкономическое равновесие на вертикальной кривой AS);
  2.  равенство сбережений и инвестиций;
  3.  абсолютная эластичность заработной платы и цен.

Согласно кейнсианской теории занятости

  1.  макроэкономическое равновесие может существовать в условиях неполной занятости ресурсов, отсюда необходимость государственного вмешательства (равновесие на горизонтальном отрезке кривой AS);
  2.  экономический рост определяется эффективным спросом: прирост совокупных расходов приводит к кратному увеличению совокупных производства и доходов;
  3.  сбережения не равны инвестициям;
  4.  заработная плата и цены являются неэластичными в краткосрочном периоде в сторону понижения (эффект храповика).

Рассмотрим модель совокупные расходы – совокупный продукт».

Совокупные расходы (АЕ) –  это расходы всех макроэкономических субъектов в экономике на покупку ВВП страны, в том числе:

1) потребительские расходы домохозяйств (С);

2) валовые внутренние инвестиции (Ig);

3) государственные  закупки  товаров и услуг (G);

4) чистый экспорт (NX).

 AE = C + Ig + G + NX.

Для потребительских расходов степень зависимости от величины личного располагаемого дохода (DI) как части ВВП наиболее высока. Потребление задается функцией

C = C0 + k  DI ,

где C0 - автономное потребление, существующее  даже при нулевом доходе (например, за счет займов);

k - числовой коэффициент, равный предельной склонности к потреблению (МРС).

МРС показывает, какая доля прироста дохода будет  использоваться на покупку товаров и услуг.

MPC = ∆С / ∆DI , при этом MPC + MPS = 1,

где MPS- предельная склонность к сбережениям.

Средняя склонность к потреблению рассчитывается следующим образом:

АPC = С / DI , при этом АPC + АPS = 1,

где АPS- предельная склонность к сбережениям.

Уравнение равновесия в этой модели выглядит следующим образом:

ВВП= C + Ig + G + NX.

Полученное уравнение макроэкономического равновесия иллюстрируется графиком, который называют  кейнсианским  крестом  (рис.11-6).

В соответствии с моделью для увеличения увеличить ВВП и занятости ресурсов, правительство должно: 1) стимулировать инвестиции (Ig); 2) увеличивать государственные расходы (G); 3) увеличивать чистый экспорт (NХ).  В результате равновесный уровень ВВП будет расти от ВВП1 до ВВП4.

Рассматриваемая модель иллюстрирует также явление, которое называют эффектом мультипликатора.

Эффект мультипликатора заключается в том, что рост автономных (не зависящих от ВВП) расходов приводит к кратному увеличению равновесного ВВП, кратность равна величине мультипликатора:

Таким образом, чем меньше доля дохода, идущая на сбережения, тем больше расходы в каждом цикле и тем выше мультипликатор. Существование мультипликатора логически обосновывается двумя факторами: 1) потоки доходов и расходов в экономике непрерывны: деньги, потраченные одним субъектом экономической деятельности, другой получает в виде дохода; 2) любое изменение дохода вызывает изменение как в потреблении, так и в сбережениях.

Парадокс бережливости состоит в том, что увеличение сбережений на макроуровне (повышение MPS) может препятствовать экономическому росту. Действительно, кейнсианский крест показывает, что увеличение cбережений и соответственно сокращение потребительских расходов уменьшает равновесный уровень ВВП. Механизм этого явления прост: сокращение потребления вызовет затоваривание складов непроданными товарами, сокращение доходов предпринимателей приведет к свертыванию инвестиций и сокращению производства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54448. Гра-подорож у царство рідної мови 156 KB
  Українська мова Вчитель. Ця мова наче пташка свiтанкова IЦо гордо лине в свiй стрiмкий політ. Велична щедра і прекрасна мова Прозора й чиста як гірська вода. Це Українська мова барвінкова Така багата й вiчно молода.
54449. Journée Européenne des langues 494.5 KB
  Sensibiliser le public à limportance de lapprentissage des langues et de la diversification des diverses langues apprises afin de favoriser le plurilinguisme et la compréhension interculturelle; Promouvoir la riche diversité culturelle et linguistique de l'Europe, qui doit être maintenue et cultivée;
54450. Лунай, прекрасна наша мово! 582 KB
  Тип уроку: урок-свято Обладнання: вислови про мову фонограми пісень рушники верба речі з українського побуту тин штучна зелень квіти українські костюми збірки віршів українських письменників словники. На дошці та партах вислови про мову рушники квіти. Сьогодні ми зібрались щоб сказати теплі та ніжні слова про нашу рідну українську мову торкнутися сторінок її минулого сучасного...
54451. Виховання пошани й любові до рідної мови 73.5 KB
  Мирний У процесі вивчення української мови учнями початкових класів найважливіше місце посідає процес формування пошани й любові до рідного слова. Глибоке вивчення української мови можливе тільки тодіколи учень усвідомлює її як найдорожчий скарб в якому втілені національна самосвідомість характер історія народу. Так що сам педагог не повинен бути байдужий до мови або запобігливо уникати українського слова у вільному спілкуванні.
54452. Настроювання часових параметрів аудіо- та відеоряду. Додавання до відеокліпу відеоефектів та настроювання переходів між його фрагментами 190.5 KB
  Мета уроку: Навчальна: сформувати теоретичні знання про основні поняття мультимедійних даних принципи настроювання у часі відеокліпів. Тип уроку: комбінований Обладнання: Прилади – відеокамера цифрова фотоапарат цифровий програмне забезпечення навчальні диски мультимедійний проектор мультимедійні навушники динаміки мікрофон електронні засоби: флешка. Таблиці– Інтерфейс програми Movie Mker†Область монтажу†До уроку виготовлено: тематичні папки тема план урокупро що учні повинні дізнатися опорні конспекти;...
54453. ЗАГАЛЬНИЙ НЕДОРОЗВИТОК МОВЛЕННЯ 79 KB
  Проте не у всіх випадках ці процеси проходять благополучно: у деяких дітей навіть при нормальному слуху та інтелекті різко затримується формування кожного із компонентів мови: фонетики лексики граматики. У всіх дітей із ЗНМ завжди спостерігається порушення звуковимови недорозвиток фонематичного слуху помітне відставання в формуванні словникового запасу і граматичної будови. У дітей із нормальним інтелектом на відміну від дітей олігофренів пасивний словник значно перевищує активний. Характерним для дітей цього рівня є використання...
54454. Ліс. Дерева. Кущі. Ягоди 38.5 KB
  Мета: Збагачувати активний словник дітей на основі знань і уявлень про навколишнє середовище: закріплювати узагальнювальні слова: ліс дерева кущі; учити добирати визначення до цих слів. Розглядання малюнків із зображення дерев кущів розширення словникового запасу “Поглянь на малюнки та скажи що там зображено†Іменники: береза горобина гущавина дерево дуб запах кущі ліс ліщина осика підлісок повітря сосна тополя хаща ялинка. Прикметники: березовий великий густий запашне змішаний листяний лісове сирий сосновий...
54455. 26 вересня - Європе́йський де́нь мо́в 5.69 MB
  Мета: ознайомити дітей зі святом Європейський День мов. Формувати в учнів інтерес до вивчення рідної та іноземної мов. Розвивати мислення, пам’ять, увагу та активізувати словниковий запас. Виховувати людяність, гуманність, пізнавальний інтерес, любов до слова та народних традицій, бажання самостійно вивчати мови.
54456. КУЛЬТУРА МОВЛЕННЯ. СПІЛЬНЕ ТА ВІДМІННЕ В УКРАЇНСЬКІЙ І РОСІЙСЬКІЙ МОВАХ 259.5 KB
  Учитель української мови. Доброго дня дорогі діти Учитель російської мови. Учитель української мови. А Олесь Гончар писав: Запашна співуча гнучка милозвучна сповнена музики і квіткових пахощів скількома епітетами супроводяться визначення української мови.