39361

Распределение доходов. Заработная плата. Бюджет семьи

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Доходы – это распределенный продукт, который субъекты экономических отношений получают для личного и производственного потребления. Доходы бывают натуральные (материальные блага и услуги) и денежные.

Русский

2014-10-19

80.5 KB

2 чел.

Тема 6.      РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА.

БЮДЖЕТ СЕМЬИ.

6.1. Понятие и функции доходов. Распределение доходов в различных экономических системах.

6.2. Заработная плата: сущность, формы и системы. Уровень зарплаты.

6.3. Бюджет семьи. Государственное регулирование доходов.

6.1. Понятие и функции доходов. Распределение доходов в различных экономических системах.

Доходы – это распределенный продукт, который субъекты экономических отношений получают для личного и производственного потребления. Доходы бывают натуральные (материальные блага и услуги) и денежные.

Функции доходов:

1) воспроизводственная:  предпринимателю, фирме валовой доход должен обеспечить возмещение всех издержек и дать, возможно, экономическую прибыль. Воспроизводство семьи, отдельного человека предполагает обеспечение определенного стандарта благосостояния (потребности в пище, одежде, жилье,  образовании, личной безопасности, работе, семье, досуге и т.д.).

Для определения жизненных средств, необходимых для восстановления и развития человека и семьи, используются следующие показатели:

- минимальный, средний и высокий прожиточный минимум, которые рассчитываются на основе потребительской корзины.

Минимальный прожиточный минимум представляет собой потребительскую корзину товаров и услуг, которая обеспечивает скромное, но достаточно приличное существование.  (В высокоразвитых странах этот показатель является чертой бедности).

Средний прожиточный минимум характеризует средний уровень благосостояния, т.е. средний уровень доходов и потребления семей.

Высокий прожиточный минимум показывает уровень благосостояния, доходов и потребления так называемого высшего класса.

2) стимулирующая: для работника – побуждать его к качественному, эффективному труду.

3) социальная: обеспечить каждому минимальный стандарт благосостояния.

Основные формы доходов наемных работников в высокоразвитых странах:

  1.  заработная плата;
    1.  бонусы – премии, увязанные как с индивидуальными результатами работы работника, так и с результатами работы фирмы в целом;
    2.  трансферты – социальные выплаты и льготы;
    3.  акции и дивиденды на них.     

6.2. Заработная плата: сущность, формы и системы. Уровень зарплаты.

В экономической теории существуют следующие концепции заработной платы:

1) теория «железного» закона заработной платы (з\п) . Она была  распространена в период чистого капитализма в 18 –н.19 вв.   Ее основные положения:

- з\п является оплатой всего труда наемного работника, т.е. платой за использованный трудовой ресурс. Это означает, что капиталист и наемный работник осуществляют взаимовыгодную сделку: работодатель оплачивает полностью рабочую силу наемного работника, а наемный  работник получает эквивалент своей рабочей силы – з\п. ( такая же сделка как и на любом рынке).

- считалось, что максимум з\п – это минимум физических средств для существования наемного работника (з\п должна только  восстанавливать рабочую силу, не больше).

Логическая схема «железного» закона з\п:

З\П браков  среди наемн.раб.  рождаемости   безработицы З\П

2) теория з\п  К.Маркса

По Марксу з\п наемного работника – это только часть того чистого продукта, который он создает.

ЧП= з\п + прибыль + % + рента –по  теории 3-х факторов производства

Всю оставшуюся часть чистого продукта в форме прибыли, %, ренты безвозмездно присваивают капиталисты, эксплуатируя тем самым наемных работников.

3) теория трех факторов производства (Ж.Б.Сэй)

В этой теории также как и в 1 теории, з\п рассматривается как плата за труд наемного работника. Эта теория полностью отрицает участие наемного работника в создании экономической прибыли.

4) теория «человеческого капитала» (Г.Беккер)

Он в своей работе «Человеческий капитал» в определенной мере пытается примерить теорию Маркса с другими ториями, вводя специальный термин – «человеческий капитал», и тем самым подчеркивая, что наемный работник участвует в создании экономической прибыли.

Т.о., эволюция теорий з\п выражает:

  1.  изменение роли человеческого фактора в производстве, его приоритетную роль в к.20 века;
  2.  развитие самого человеческого ресурса, рост его благосостояния, в т.ч. образования, квалификации, изменения трудовой мотивации.

Для определения уровня з\п используются понятия:

Номинальная з\п – з\п, выраженная в деньгах.

Реальная з\п – выражается в потребительских товарах и услугах, показывая сколько жизненных средств может приобрести наемный работник на свою полученную номинальную з\п.

Для измерения динамики реальной з\п используется индекс реальной з\п:

                                               Индекс номин. З\п

Индекс реал. З\п  =  --------------------------------------------------

                                   Индекс цен на потребит. тов. и услуги

Пример. Если номин.з\п выросла на 5%. Уровень цен на потреб.тов. и услуги тоже вырос на 5%. То

Индекс реал. З\п  =  105% ( было 100% +5%) / 105%   =  1

Т.е. изменений нет.

Кроме динамики индекса реал.з\п , уровень з\п необходимо сравнивать с минимальным и средним прожиточным минимумом; отслеживать соотношения минимальной и средней з\п.

Считается, что мин.з\п : сред.з\п = 1 : 3 (в России около 1 : 10)

Факторы, влияющие на уровень з\п:

  1.  качество рабочей силы.

2) эффективность труда работника: производительность труда, дисциплина, инициатива, ответственность. Если до 70-х гг. преобладали штрафные санкции (по дисциплине), то теперь – премирование. Например, в балльной системе з\п до 25% размера з\п составляет такой пункт как склонность к сотрудничеству, определяемый управленческим персоналом.

3) конкретная модель рынка труда.

Рынков труда чистой конкуренции почти нет, т.к. государство регулирует трудовые отношения с участием профсоюзов, определяя продолжительность рабочего времени и продолжительность отпусков, условия оплаты и т.п.

Формы з\п:

  1.  повременная  (в основе лежит время работы и норма работы)
    1.  сдельная (в основе лежит норма работы с учетом времени работы)

Например, установлена часовая тарифная ставка 64$ в день , 8$ в час

Норма выработки за рабочий день – 8 деталей. Это повременная з\п

Сдельная : за 8 деталей заплатят 8$ в час.

Основные формы з\п тесно взаимосвязаны , и применение той или иной формы з\п или их разновидностей зависит от конкретных условий производства. При преобладании физического труда, необходимости увеличения объемов производства используется сдельная з\п и ее разновидности.  Повременная з\п и ее разновидности используются там, где преобладает умственная работа, и важно качество, а не количество. Общая тенденция такова , что повременная з\п вытесняет сдельную.

Система з\п – это разновидность повременной или сдельной з\п, в основу которой положены ряд факторов, определяющих уровень з\п.

Эти факторы выражают конкретные задачи, которые ставит работодатель, а также уровень благосостояния наемного работника и степень развития его трудовой мотивации.

  1.  Система Тейлора. Была популярна в н.20 века. Ее суть: выбирался самый сильный работник и устанавливалась высокая норма выработки. Для тех, кто выполнял и перевыполнял норму устанавливались высокие премии, кто не выполнял – штрафы. Для работодателя система Тейлора показала высокую экономическую эффективность, поскольку темпы роста производительности труда опережали темпы роста з\п. Для работников эта система приводила к преждевременному износу рабочей силы.
  2.  Повременно-премиальная система. Она предполагала норму работы, время работы + премия за качественные результаты.
  3.  Балльная система (говорилось раннее).
  4.  Общегосударственная тарифная система (ОТС). Она впервые была разработана в СССР и включала 3 основных элемента:
  5.  тарифно-квалификационный справочник: все профессии и специальности относятся к определенному разряду, определяется, что должен знать и уметь работник соответствующей квалификации;
  6.  тарифная сетка: определяет соотношения в оплате труда работников различных разрядов. В России в бюджетной сфере выделяют 18 разрядов и соответственно устанавливаются тарифные коэффициенты в оплате труда

    Тарифная сетка показывает во сколько раз тарифная ставка соответствующего разряда должна превышать тарифную ставку работников 1 разряда

  1.  тарифная ставка (часовая ставка) – тарифный оклад (в месяц) работника 1 разряда.

Эффективность тарифной системы в значительной степени определяется размером часовой тарифной ставки или тарифного оклада, которые должны быть увязаны с минимальным прожиточным минимумом В РФ в целом в настоящее время преобладает тенденция, особенно на крупных предприятиях, несоответствия уровня з\п минимальному и среднему прожиточному минимуму. В этих условиях премии носят компенсирующий характер. Другая особенность – глубокие межотраслевые различия в уровне з\п.   

6.3. Бюджет семьи. Государственное регулирование доходов.

Бюджет семьи – это баланс, соотношение доходов и расходов.

Расходы              текущее потребление

                            сбережения (отложенное потребление)      

Существует показатель, определяющий долю сбережений в совокупный расходах семьи – это норма сбережений.

Норма сбережений = (Сбережения/ Расходы ) * 100%

Для характеристики уровня жизни был сформулирован закон Энгеля, показывающий обратную зависимость между ростом доходов семьи и долей расходов на питание. Согласно закону, с увеличением доходов семьи доля расходов на питание падает и наоборот.

Богатство семей – это все то, что является собственностью семьи, домохозяйства:

1. недвижимость (квартира, гараж, дача);

         2. предметы длительного пользования (автомобиль, холодильник);

         3. финансовые активы (наличность, вклады в банки, акции, облигации и др. ц.б.).

Доходы и богатство семей лежат в основе  классового деления общества в развитом рыночном хозяйстве.

Неравенство доходов в современном рыночном хозяйстве измеряется двумя методами: 1) кривая Лоренца и 2) коэффициент Джини.

По методике кривой Лоренца все семьи (F - family) в изучаемой совокупности (страна, социальная или профессиональная группа) разбиваются на пять равных (по 20 % семей) доходных групп F1,F2,F3,F4,F5 от самых низких доходов к самым высоким. Далее определяются доля каждой группы в совокупном доходе и доля в совокупном доходе нарастающим итогом первых 40, 60, 80 % семей. По оси абсцисс графика располагаются группы семей (F1,F2,F3,F4,F5), а на оси ординат - их доли в совокупном доходе. Точка a на графике показывает долю в совокупном доходе первых 20 % семей с самыми низкими доходами (F1), точка b- 40 % (F1+F2),точка c - 60 % (F1+F2+F3) и т.д. Соединив точки oabcde, получаем кривую Лоренца. Биссектриса на этом графике будет показывать абсолютно равное распределение дохода, когда первые 20 % семей получают 20 % совокупного дохода, 40 % семей - 40 % и т.д. Область между биссектрисой и кривой Лоренца (обозначим ее М) показывает степень неравенства в доходах: чем больше эта область, тем больше степень неравенства.

Коэффициент Джини рассчитывается на основе методики кривой Лоренца как отношение области М к площади треугольника OeF5. Его значение находится в пределах от 0 до 1. Чем больше значение коэффициента, тем больше степень неравенства.

Для расчета кривой Лоренца и коэффициента Джини по стране необходима общенациональная система учета доходов всех семей. В России такая система только создается, поэтому семейные доходы пока что оцениваются на основе выборочного анализа бюджетов семей. В табл. 6.1.  приведены экспертные оценки распределения денежных доходов населения в РФ в 1991 и 2001 годах.

Таблица 6.1.

 Распределение общего объема денежных доходов населения Российской Федерации в 1991 - 2001 гг.

Группы населения (по 20% от общего числа)

Доля в общем объеме доходов населения, %

1991 г.

2001 г.

Низшая

11,9

5,9

Вторая

15,8

10,4

Третья

18,8

15,0

Четвертая

22,8

21,7

Высшая

30,7

47,0

Коэффициент Джини

0,260

0,396

Кривые Лоренца для России, построенные на основе этих данных (рис. 6-1), и коэффициенты Джини свидетельствуют об усилении неравенства населения в доходах.

.

Государство в целях поддержания социальной стабильности и стимулирования экономического роста проводит политику регулирования доходов и потребления. К основным направлениям и методам государственного регулирования доходов и потребления относятся: минимальные государственные социальные стандарты, индексация доходов, налогообложение, социальные трансферты, социальные программы, политика социального партнерства.

Минимальные государственные социальные стандарты можно определить как государственные услуги, предоставление которых гражданам гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне. К минимальным государственным социальным стандартам относятся минимальная потребительская корзина, прожиточный минимум (черта бедности), минимальная часовая ставка заработной платы или минимальный размер оплаты труда.

Минимальная потребительская корзина в развитых странах представляет собой минимальный набор продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающих скромное, но достаточно приличное существование семьи. Минимальный прожиточный минимум (ПМ) – это стоимостная оценка минимальной потребительской корзины. ПМ используется для определения черты бедности. Его величина зависит от уровня экономического развития страны, сложившегося уровня потребления товаров и услуг, традиций. Так, признанная Международной Организацией Труда (МОТ) черта бедности в 2001 г. составила на одного человека 80 долл. в месяц, в США она составляет на семью 16,2 тыс. долл. в год.

Установление минимальной часовой ставки оплаты труда или минимального размера оплаты труда (МРОТ) призваны обеспечить минимальные гарантии восстановления рабочей силы. В развитых странах минимум заработной платы превышает минимальный прожиточный минимум не менее чем на 10 - 15% и составляет 40 - 50% от средней заработной платы.

Индексация доходов представляет собой прирост зарплаты и социальных трансфертов в зависимости от темпов инфляции для поддержания покупательной способности получаемых доходов.

Используя прогрессивное налогообложение, государство осуществляет перераспределение доходов с целью смягчения неравенства доходов. Так, например, ставка прогрессивного подоходного налога в Швеции колеблется в пределах ″вилки″ 16 – 65 %, в Канаде – 14,4 – 51,3 %, в США – 15 – 50 %.

Социальные программы нацелены на решение определенных проблем (например, программа ИСОП – на установление социального партнерства в сфере трудовых отношений с целью роста эффективности производства). В большинстве высокоразвитых стран действуют программы социального страхования и программы государственной помощи. Первые финансируются за счет специальных налогов на заработки наемных рабочих и доходы работодателей, а вторые – за счет части общих налоговых поступлений.

Под социальным партнерством понимается согласование действий в сфере трудовых отношений государства, работодателей и профсоюзов, представляющих интересы наемных работников. Например, государство регулирует межотраслевую дифференциацию оплату труда, рекомендуя работодателям устанавливать устойчивое соотношение межу различными секторами экономики (1,5 – 2 раза), или участвует в этом направлении регулирования совместно с профсоюзами и объединениями работодателей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13808. Эссе. Я не хочу обносить стенами свой дом или заколачивать свои окна. Я хочу, чтобы дух культуры различных стран как можно свободнее веял повсюду: не надо лишь, чтобы он сбил меня с ног 15.04 KB
  Я не хочу обносить стенами свой дом или заколачивать свои окна. Я хочу чтобы дух культуры различных стран как можно свободнее веял повсюду: не надо лишь чтобы он сбил меня с ног. Р. Тагор Выбранное мною высказывание посвящено проблеме взаимосвязи взаимозависимости м...
13809. Анализ бязевого двуспального набивного комплекта постельного белья «Куба» торговой марки «Хлопковый Рай» с точки зрения потребителя и производителя 2.24 MB
  Эссэ по микроэкономике на тему: Анализ бязевого двуспального набивного комплекта постельного белья Куба торговой марки Хлопковый Рай с точки зрения потребителя и производителя. Оглавление Продукт:3 О компании.3 О товаре.4 Потребители.7 Производство.8 Р
13810. Анализ товара Печенье Юбилейное с шоколадной глазурью 232.82 KB
  Эссе по предмету Микроэкономика на тему Анализ товара Печенье Юбилейное с шоколадной глазурью Оглавление Введение Краткая справка о компании Характеристики товара Субституты и комплементы Целевая группа потребитель8 Производственный процесс9 За...
13811. Анализ товара: Red Bull Energy Drink 250 ml 72.51 KB
  Эссе по предмету Микроэкономикана тему:Анализ товара: Red Bull Energy Drink 250 ml Оглавление Введение Анализ выбора потребителя Товар Описание товара Свойства товара Недостатки и противопоказания Потребитель Субституты и комплементы Су
13812. Анализ выбранного товара - книга «Интервью с вампиром» Энн Райс В твердом переплете, издательство «Эксмо», «Домино», 2007 г 1.95 MB
  Эссе по предмету Микроэкономика на тему: Анализ выбранного товара книга Интервью с вампиром Энн Райс В твердом переплете издательство Эксмо Домино 2007 г. Оглавление ВВЕДЕНИЕ ОПИСАНИЕ ТОВАРА ПОТРЕБИТЕЛЬ КОМПЛЕМЕНТЫ И СУБСТИТУТЫ Субституты ...
13813. Анализ услуг авиакомпании «S7 Airlines»: Авиаперевозки 232 KB
  Эссе по предмету Микроэкономика на тему: Анализ услуг авиакомпании S7 Airlines: Авиаперевозки. Содержание [1] Производитель. [1.1] История создания и развития компании S7 Airlines. [1.2] Авиакомпания S7 Airlines к началу 2011 года. [1.3] Ф
13814. Анализ планшетного компьютера Ipad 91.21 KB
  Анализ планшетного компьютера Ipad эссе Содержание. Технические характеристики Субституты для IPad Комплименты для Ipad Одежда или Ipad Издержки производства Техническая характеристика. В современном мире люди уже давно не представляют свою жизнь без
13815. Mercedes-Benz S500 L и его положение на рынке 579.5 KB
  Эссе по дисциплине микроэкономика на тему: MercedesBenz S500 L и его положение на рынке Содержание Введение 2 История Марки MercedesBenz 3 История появления MercedesBenz в России 4 MercedesBenz S500 Long: анализ товара 5 Технические характеристики MercedesBenz S500 Long 9 Товарыкомплементы ...
13816. Маркетинговое исследование лифтов кампании ОТИС в России 33.43 KB
  Эссе по микроэкономике: Маркетинговое исследование лифтов кампании ОТИС в России. Оглавление Введение3 История лифтов.3 Определение продукта3 Классификация лифтов по назначению:4 История ОТИС5 ОТИС в России.5 Субституты7 Комплименты8 Особенности