39369

Россия в начале XX века: революция или реформы

Лекция

История и СИД

Россия не являлась одним из промышленных или финансовых гигантов, противоречия между которыми привели к войне Россия была в целом заинтересована в сохранении территориально-политического раздела мира Россия обладала огромным военным потенциалом, значительными сырьевыми ресурсами и пользовалась большим авторитетом на международной арене

Русский

2014-08-21

78 KB

19 чел.

Тема 6: Россия в начале XX века: революция или реформы?

ВОПРОСЫ:

  1.  Место XX века во всемирно-историческом процессе.
  2.  Российская революция 1905-1907 гг.
  3.  Третьеиюньская монархия. Реформы П. А. Столыпина.
  4.  Россия в Первой мировой войне. Февральская и Октябрьская революции 1917 г.

1.  Место XX века во всемирно-историческом процессе.

Кризис западной цивилизации:

  •  Первая мировая война (1914-1918 гг.)
  •  Возникновение фашизма (1919 г.)
  •  Революция в России (1917 г.)
  •  Мировой экономический кризис (1929-1933 гг.)

Модели выхода из мирового кризиса:

  •  Либеральное реформирование
    •  Усиление государственного регулирования производства
    •  Внедрение элементов планирования в экономику
    •  Создание системы социальной защиты населения
  •  Социальное реформирование
    •  Усиление регулирующей роли государства
    •  Национализация ряда предприятий и отраслей хозяйства
    •  Сильная социальная политика
  •  Фашизация ряда европейских режимов и складывание тоталитарных систем
    •  Ликвидация рыночных отношений
    •  Подчинение всей экономики планово-государственному контролю
    •  Установление тотального контроля государства над обществом и личностью

Обновление западной цивилизации:

  •  Изменение форм частной собственности
  •  Уменьшение количества людей, не имеющих никакой собственности. Рост средних слоев, заинтересованных в стабильности
  •  Сокращение индустриального сектора и промышленного пролетариата как основы классового противоречия (следствие НТР)
  •  Высокий уровень социальной защиты личности и высокий уровень потребления как результат роста национального богатства
  •  Новый уровень демократии
  •  Торжество принципов «модернити»
  •  Осуществление идеи единой Европы

3 варианта модернизации стран восточной модели развития в XX веке:

I

II

III

Организационно-технологические элементы индустриального общества

Организационно-технологические элементы индустриального общества

Организационно-технологические элементы индустриального общества

Рынок как форма организации экономики

Рынок как форма организации экономики

Демократия, правовое государство

2. Российская революция 1905-1907 гг.

Особенности революции:

  •  Поздняя буржуазная революция
  •  Уровень развития капитализма, острота классовых антагонизмов, степень зрелости пролетариата были выше, чем в странах Запада в период первых революций XVIII-XIX вв.
  •  Главная действующая сила – пролетариат и крестьянство

3 политических лагеря в революции:

  •  Правительственный лагерь (царь, бюрократия, военные, придворные)
    •  Его опора: крупное помещичье землевладение, государственный сектор в экономике, полиция, армия, церковь
    •  Его интересы выражали помещичье-монархические партии. Наиболее значительная партия – «Союз русского народа»

Фотографии на слайде: Дубровин А.И., Пуришкевич В.М.

  •  Либерально-монархический лагерь
    •  Кадеты – средние городские слои, либеральные помещики, средняя городская буржуазия, интеллигенция
    •  Октябристы – крупная торгово-промышленная буржуазия, чиновники

Фотографии на слайде: Милюков П.Н., Гучков А.И.


  •  Революционно-демократический лагерь
    •  Эсеры
    •  Социал-демократы:
      •  Большевики
      •  Меньшевики

Социальная основа: рабочие, крестьяне, солдаты, студенты-разночинцы, демократическая интеллигенция

Фотографии на слайде: Чернов В.М. (эсеры), Ленин В.И. (большевики), Мартов Ю.О. и Плеханов Г.В. (оба меньшевики)

Итоги революции:

  •  Отмена выкупных платежей
  •  Повышение заработной платы рабочим и появление рабочего законодательства
  •  Создание Государственной Думы
  •  Возможность для политических партий легальной работы в профсоюзах и кооперации, выпуск легальной литературы
  •  Реализация программы модернизации страны, разработанной П.А.Столыпиным

3. Третьеиюньская монархия.

Третьеиюньский государственный переворот 1907 г.:

  •  Роспуск II Государственной Думы
  •  Принятие нового избирательного закона → 2 большинства в Думе:
    •  Право-октябристское
    •  Октябристское-кадетское

Политический бонапартизм (в Думе):

Лавирование власти между помещиками и буржуазией.

Аграрный бонапартизм (аграрная реформа П.А.Столыпина):

Лавирование власти между помещиками и крупными крестьянами.

Аграрная реформа П.А. Столыпина:

  •  Крестьяне получили право выхода из общины и получения земли в собственное владение (отруб, хутор)
  •  Активизировалась переселенческая политика – переселение крестьян на окраины
  •  Были отменены многие правовые ограничения крестьян

Итоги: выделение из общины к 1916 г. 26% домохозяев


4. Россия в Первой мировой войне.

Обратить внимание на вопросы:

  •  Факторы, определившие происхождение Первой мировой войны
  •  Система блокового противостояния стран
  •  Характер и итоги Первой мировой войны
  •  Война как проявление кризиса западной цивилизации
  •  Общие черты стран, потерпевших поражение в войне

Роль России в происхождении мировой войны:

  •  Россия не являлась одним из промышленных или финансовых гигантов, противоречия между которыми привели к войне
  •  Россия была в целом заинтересована в сохранении территориально-политического раздела мира
  •  Россия обладала огромным военным потенциалом, значительными сырьевыми ресурсами и пользовалась большим авторитетом на международной арене, поэтому ее стремились заполучить в союзники и Атланта, и Тройственный союз
  •  Россия стремилась упрочить свои позиции на Балканах и в черноморских проливах

Общественно-политический кризис в России во время Первой мировой войны

  •  Хозяйственная разруха:

Нехватка топлива, металла, продовольствия, неудовлетворительная работа транспорта, невыполнение промышленностью военных заказов

  •  Нестабильная внутриполитическая ситуация:

«Министерская чехарда», распутинщина, активизация революционного движения, создание «Прогрессивного блока» в IV Государственной Думе

Следовательно → Революционная ситуация

Февральская революция 1917 года

Характер революции – буржуазно-демократический

Главные движущие силы – рабочие и крестьяне, одетые в солдатские шинели

Особенность революции – установление двоевластия

Двоевластие

Временное правительство (власть буржуазии)

Совет рабочих депутатов (власть революционной демократии)


Причины прихода большевиков к власти:

  •  Глубинный социально-экономический и политический кризис
  •  Слабость и ошибки Временного правительства
  •  Авантюризм правых сил
  •  Радикализм низов
  •  Замешательство меньшевиков и эсеров
  •  Энергия большевиков
  •  Политическая воля и политическое искусство большевистских лидеров

Имперская модель модернизации

Это ускоренное обновление во имя сохранения империи и укрепления положения правящей верхушки.

3 российские революции: 1905-1907 гг., Февральская и Октябрьская 1917 года

Октябрьская революция положила начало важным тенденциями XX века:

  1.  Выступление общества против «вестернизации», не соответствующей социокультурному развитию и историческим традициям:
  •  Октябрьская революция 1917 года
  •  Революция в Китае (1949 год)
  •  Революция на Кубе (1959 год)
  •  Революция в Камбодже (1975 год)
  •  Революция в Иране (1979 год)

  1.  Осуществление ускоренного развития на основе соединения модернизации и традиционной культуры, то есть на основе фундаментализма
  •  Нерелигиозного
    •  Большевизм в России
    •  Модернизация в Японии
    •  Модернизация в новых индустриальных странах Азии
  •  Религиозного
    •  Модернизация в Пакистане, Саудовской Аравии, Арабских эмиратах, в Иране

На этом пара заканчивается…

Заметки автора

Спасибо Виктору Кочеткову и Артему Гемеге за то, что не дали мне заскучать на той лекции. Спасибо Вам за скачивание и за поддержку. Надеюсь это реально кому-то понадобиться. Thank you. ありがとう。


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35446. ПСИХИАТР, ПСИХОТЕРАПЕВТ, ПСИХОЛОГ – WHO ЕСТЬ КТО 35.5 KB
  В тот день я подумал идя домой что одна из главных проблем всех заинтересованных в этом споре сторон – определиться в терминах к примеру понятие параноидный для психиатра – это не совсем то что вкладывает в него психолог и нет числа этим трудностям перевода. При этом все – и психиатры и психологи – занимаются психотерапией на вполне законных основаниях и порой небезуспешно Еще одна проблема – илиили: двух мнений быть не может существует только единственно правильное учение и психотерапевт который его исповедует а все...
35447. СТРОЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ОТДЕЛОВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 15.49 KB
  В центре спинного мозга расположено серое вещество скопление нервных клеток нейронов окруженное белым веществом образованным нервными волокнами. Рефлексы мочеиспускания и дефекации рефлекторного набухания полового члена л иззержснчс семени у мужчины эрекция и ЭЯКУЛЯЦИЯ также связаны с функцией спинного мозга.Спинной мозг осуществляет и проводниковую функцию нервные волокна составляющие основную массу белого вещества образуют проводящее SjTH сииндаго мозга.Деятельность спинного мозга у человека в значительной подчинена координирующим...
35448. My Favourite Film Romeo and Juliet 14.76 KB
  And Ill try to tell you about this film. In the town of Verona there were two rich families, the Capulets and the Montagues. There was an old quarrel between those two families. One day Capulet made a great supper. At that supper Romeo saw Juliet and fell in love with her at ones.
35449. Gone with the wind. My Favourite Film 17.43 KB
  I don't like horror films nd I find them quite disgusting. Sometimes I my wtch police drm or historicl film but I'm not very keen on these types of films. Now let me tell you bout one of my fvourite films Gone with the wind by the novel by Mrgret Mitchell.
35450. Высшая нервная деятельность детей на протяжении первых 3 лет жизни 13.23 KB
  Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В поведении детей много широко разлитых иррадиированных реакций. Поэтому нельзя требовать от детей быстрого прекращения начатого ими действия или выполнения какоголибо движения и быстрого переключения с одного действия на другое.
35451. Условные и безусловные рефлексы 10.8 KB
  Безусловные рефлексы природный запас готовых стереотипных реакций организма. Безусловные рефлексы одинаковы у всех особей одного вида. Условные рефлексы Но поведение высших животных и человека характеризуется не только врожденными т.
35452. Мотивация и емоции 10.94 KB
  На основании мотиваций формируется поведения ведущее к удовлетворению исходной потребности. Под эмоциями следует понимать определенное состояние организма человека и высших животных которое формируется под влиянием внешней или внутренней потребности или мысленного представления и сопровождается комплексом соматических и вегетативных сдвигов имеющих адаптационное значение. Таким образом эмоции следует рассматривать в качестве своеобразной приспособительной реакции которая формируется в процессе эволюции.
35453. Рост и развитие косной ткани 13.28 KB
  Можно выделить две различающиеся по происхождению группы костей. Большая часть костей нашего тела развивается на месте хряща. После этого продольный рост костей возможен в ограниченных пределах за счет суставного хряща покрывающего эпифизы на поверхности обращенной в полость сустава.Рост костей в толщину происходит по их поверхности.
35454. Двигательный режим учащихся и вред гиподинамии 14.08 KB
  Суточная двигательная активность детей может быть выражена в объеме естественных локомоций. Например у мальчиков 1415 лет по сравнению со школьниками 89 лет суточная двигательная активность увеличивается более чем на 35 а объем выполненной при этом работы на 160. Естественная суточная активность девочек ниже чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.