39369

Россия в начале XX века: революция или реформы

Лекция

История и СИД

Россия не являлась одним из промышленных или финансовых гигантов, противоречия между которыми привели к войне Россия была в целом заинтересована в сохранении территориально-политического раздела мира Россия обладала огромным военным потенциалом, значительными сырьевыми ресурсами и пользовалась большим авторитетом на международной арене

Русский

2014-08-21

78 KB

18 чел.

Тема 6: Россия в начале XX века: революция или реформы?

ВОПРОСЫ:

  1.  Место XX века во всемирно-историческом процессе.
  2.  Российская революция 1905-1907 гг.
  3.  Третьеиюньская монархия. Реформы П. А. Столыпина.
  4.  Россия в Первой мировой войне. Февральская и Октябрьская революции 1917 г.

1.  Место XX века во всемирно-историческом процессе.

Кризис западной цивилизации:

  •  Первая мировая война (1914-1918 гг.)
  •  Возникновение фашизма (1919 г.)
  •  Революция в России (1917 г.)
  •  Мировой экономический кризис (1929-1933 гг.)

Модели выхода из мирового кризиса:

  •  Либеральное реформирование
    •  Усиление государственного регулирования производства
    •  Внедрение элементов планирования в экономику
    •  Создание системы социальной защиты населения
  •  Социальное реформирование
    •  Усиление регулирующей роли государства
    •  Национализация ряда предприятий и отраслей хозяйства
    •  Сильная социальная политика
  •  Фашизация ряда европейских режимов и складывание тоталитарных систем
    •  Ликвидация рыночных отношений
    •  Подчинение всей экономики планово-государственному контролю
    •  Установление тотального контроля государства над обществом и личностью

Обновление западной цивилизации:

  •  Изменение форм частной собственности
  •  Уменьшение количества людей, не имеющих никакой собственности. Рост средних слоев, заинтересованных в стабильности
  •  Сокращение индустриального сектора и промышленного пролетариата как основы классового противоречия (следствие НТР)
  •  Высокий уровень социальной защиты личности и высокий уровень потребления как результат роста национального богатства
  •  Новый уровень демократии
  •  Торжество принципов «модернити»
  •  Осуществление идеи единой Европы

3 варианта модернизации стран восточной модели развития в XX веке:

I

II

III

Организационно-технологические элементы индустриального общества

Организационно-технологические элементы индустриального общества

Организационно-технологические элементы индустриального общества

Рынок как форма организации экономики

Рынок как форма организации экономики

Демократия, правовое государство

2. Российская революция 1905-1907 гг.

Особенности революции:

  •  Поздняя буржуазная революция
  •  Уровень развития капитализма, острота классовых антагонизмов, степень зрелости пролетариата были выше, чем в странах Запада в период первых революций XVIII-XIX вв.
  •  Главная действующая сила – пролетариат и крестьянство

3 политических лагеря в революции:

  •  Правительственный лагерь (царь, бюрократия, военные, придворные)
    •  Его опора: крупное помещичье землевладение, государственный сектор в экономике, полиция, армия, церковь
    •  Его интересы выражали помещичье-монархические партии. Наиболее значительная партия – «Союз русского народа»

Фотографии на слайде: Дубровин А.И., Пуришкевич В.М.

  •  Либерально-монархический лагерь
    •  Кадеты – средние городские слои, либеральные помещики, средняя городская буржуазия, интеллигенция
    •  Октябристы – крупная торгово-промышленная буржуазия, чиновники

Фотографии на слайде: Милюков П.Н., Гучков А.И.


  •  Революционно-демократический лагерь
    •  Эсеры
    •  Социал-демократы:
      •  Большевики
      •  Меньшевики

Социальная основа: рабочие, крестьяне, солдаты, студенты-разночинцы, демократическая интеллигенция

Фотографии на слайде: Чернов В.М. (эсеры), Ленин В.И. (большевики), Мартов Ю.О. и Плеханов Г.В. (оба меньшевики)

Итоги революции:

  •  Отмена выкупных платежей
  •  Повышение заработной платы рабочим и появление рабочего законодательства
  •  Создание Государственной Думы
  •  Возможность для политических партий легальной работы в профсоюзах и кооперации, выпуск легальной литературы
  •  Реализация программы модернизации страны, разработанной П.А.Столыпиным

3. Третьеиюньская монархия.

Третьеиюньский государственный переворот 1907 г.:

  •  Роспуск II Государственной Думы
  •  Принятие нового избирательного закона → 2 большинства в Думе:
    •  Право-октябристское
    •  Октябристское-кадетское

Политический бонапартизм (в Думе):

Лавирование власти между помещиками и буржуазией.

Аграрный бонапартизм (аграрная реформа П.А.Столыпина):

Лавирование власти между помещиками и крупными крестьянами.

Аграрная реформа П.А. Столыпина:

  •  Крестьяне получили право выхода из общины и получения земли в собственное владение (отруб, хутор)
  •  Активизировалась переселенческая политика – переселение крестьян на окраины
  •  Были отменены многие правовые ограничения крестьян

Итоги: выделение из общины к 1916 г. 26% домохозяев


4. Россия в Первой мировой войне.

Обратить внимание на вопросы:

  •  Факторы, определившие происхождение Первой мировой войны
  •  Система блокового противостояния стран
  •  Характер и итоги Первой мировой войны
  •  Война как проявление кризиса западной цивилизации
  •  Общие черты стран, потерпевших поражение в войне

Роль России в происхождении мировой войны:

  •  Россия не являлась одним из промышленных или финансовых гигантов, противоречия между которыми привели к войне
  •  Россия была в целом заинтересована в сохранении территориально-политического раздела мира
  •  Россия обладала огромным военным потенциалом, значительными сырьевыми ресурсами и пользовалась большим авторитетом на международной арене, поэтому ее стремились заполучить в союзники и Атланта, и Тройственный союз
  •  Россия стремилась упрочить свои позиции на Балканах и в черноморских проливах

Общественно-политический кризис в России во время Первой мировой войны

  •  Хозяйственная разруха:

Нехватка топлива, металла, продовольствия, неудовлетворительная работа транспорта, невыполнение промышленностью военных заказов

  •  Нестабильная внутриполитическая ситуация:

«Министерская чехарда», распутинщина, активизация революционного движения, создание «Прогрессивного блока» в IV Государственной Думе

Следовательно → Революционная ситуация

Февральская революция 1917 года

Характер революции – буржуазно-демократический

Главные движущие силы – рабочие и крестьяне, одетые в солдатские шинели

Особенность революции – установление двоевластия

Двоевластие

Временное правительство (власть буржуазии)

Совет рабочих депутатов (власть революционной демократии)


Причины прихода большевиков к власти:

  •  Глубинный социально-экономический и политический кризис
  •  Слабость и ошибки Временного правительства
  •  Авантюризм правых сил
  •  Радикализм низов
  •  Замешательство меньшевиков и эсеров
  •  Энергия большевиков
  •  Политическая воля и политическое искусство большевистских лидеров

Имперская модель модернизации

Это ускоренное обновление во имя сохранения империи и укрепления положения правящей верхушки.

3 российские революции: 1905-1907 гг., Февральская и Октябрьская 1917 года

Октябрьская революция положила начало важным тенденциями XX века:

  1.  Выступление общества против «вестернизации», не соответствующей социокультурному развитию и историческим традициям:
  •  Октябрьская революция 1917 года
  •  Революция в Китае (1949 год)
  •  Революция на Кубе (1959 год)
  •  Революция в Камбодже (1975 год)
  •  Революция в Иране (1979 год)

  1.  Осуществление ускоренного развития на основе соединения модернизации и традиционной культуры, то есть на основе фундаментализма
  •  Нерелигиозного
    •  Большевизм в России
    •  Модернизация в Японии
    •  Модернизация в новых индустриальных странах Азии
  •  Религиозного
    •  Модернизация в Пакистане, Саудовской Аравии, Арабских эмиратах, в Иране

На этом пара заканчивается…

Заметки автора

Спасибо Виктору Кочеткову и Артему Гемеге за то, что не дали мне заскучать на той лекции. Спасибо Вам за скачивание и за поддержку. Надеюсь это реально кому-то понадобиться. Thank you. ありがとう。


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60015. Time is money. Время деньги 456 KB
  These are our things. These are our books, textbooks, and dictionaries. And those are his things. Those are his pens and notebooks.
60017. Women’s rights 2.14 MB
  Talk about women’s rights discuss the situations according to the topic give the advice use the expression to agree or disagree read the text in order to identify and extract information from read the text to obtain general and specific information...
60019. Текстовий редактор Word. Використання засобів форматування тексту 214.5 KB
  Викладено методику проведення лабораторної роботи спрямованої на закріплення практичних навичок щодо форматування тексту засобами текстового редактора Word. Заняття з дисципліни Обчислювальна техніка і програмування готують...
60020. Тестовий редактор Word 174.5 KB
  Обладнання: Комп’ютери класу програма для роботи та картки з завданнями. Завдання уроку: Закріпити свої навики та уміння в роботі з текстовим редактором. Завдання 1. Яка команда закінчила завдання піднімає флажок синій яка потребує допомоги червоний...
60021. Робота в текстовому редакторі Wordpad 89.5 KB
  Обладнання: вирізані букви алфавіту інтерактивна дошка по можливості. Розминка: а Взявши з наведених нижче слів тільки остання склади складіть нові слова: Соломка пора трамвай; Молоко реле ласо б Гра Складання слів...
60022. Independent Work of Pupils in Teaching Speaking 87.5 KB
  Today English is the language of globalization, international communication, commerce and trade, the media and pop culture, and this affects motivations for learning it. With the development of science and technology...