39369

Россия в начале XX века: революция или реформы

Лекция

История и СИД

Россия не являлась одним из промышленных или финансовых гигантов, противоречия между которыми привели к войне Россия была в целом заинтересована в сохранении территориально-политического раздела мира Россия обладала огромным военным потенциалом, значительными сырьевыми ресурсами и пользовалась большим авторитетом на международной арене

Русский

2014-08-21

78 KB

19 чел.

Тема 6: Россия в начале XX века: революция или реформы?

ВОПРОСЫ:

  1.  Место XX века во всемирно-историческом процессе.
  2.  Российская революция 1905-1907 гг.
  3.  Третьеиюньская монархия. Реформы П. А. Столыпина.
  4.  Россия в Первой мировой войне. Февральская и Октябрьская революции 1917 г.

1.  Место XX века во всемирно-историческом процессе.

Кризис западной цивилизации:

  •  Первая мировая война (1914-1918 гг.)
  •  Возникновение фашизма (1919 г.)
  •  Революция в России (1917 г.)
  •  Мировой экономический кризис (1929-1933 гг.)

Модели выхода из мирового кризиса:

  •  Либеральное реформирование
    •  Усиление государственного регулирования производства
    •  Внедрение элементов планирования в экономику
    •  Создание системы социальной защиты населения
  •  Социальное реформирование
    •  Усиление регулирующей роли государства
    •  Национализация ряда предприятий и отраслей хозяйства
    •  Сильная социальная политика
  •  Фашизация ряда европейских режимов и складывание тоталитарных систем
    •  Ликвидация рыночных отношений
    •  Подчинение всей экономики планово-государственному контролю
    •  Установление тотального контроля государства над обществом и личностью

Обновление западной цивилизации:

  •  Изменение форм частной собственности
  •  Уменьшение количества людей, не имеющих никакой собственности. Рост средних слоев, заинтересованных в стабильности
  •  Сокращение индустриального сектора и промышленного пролетариата как основы классового противоречия (следствие НТР)
  •  Высокий уровень социальной защиты личности и высокий уровень потребления как результат роста национального богатства
  •  Новый уровень демократии
  •  Торжество принципов «модернити»
  •  Осуществление идеи единой Европы

3 варианта модернизации стран восточной модели развития в XX веке:

I

II

III

Организационно-технологические элементы индустриального общества

Организационно-технологические элементы индустриального общества

Организационно-технологические элементы индустриального общества

Рынок как форма организации экономики

Рынок как форма организации экономики

Демократия, правовое государство

2. Российская революция 1905-1907 гг.

Особенности революции:

  •  Поздняя буржуазная революция
  •  Уровень развития капитализма, острота классовых антагонизмов, степень зрелости пролетариата были выше, чем в странах Запада в период первых революций XVIII-XIX вв.
  •  Главная действующая сила – пролетариат и крестьянство

3 политических лагеря в революции:

  •  Правительственный лагерь (царь, бюрократия, военные, придворные)
    •  Его опора: крупное помещичье землевладение, государственный сектор в экономике, полиция, армия, церковь
    •  Его интересы выражали помещичье-монархические партии. Наиболее значительная партия – «Союз русского народа»

Фотографии на слайде: Дубровин А.И., Пуришкевич В.М.

  •  Либерально-монархический лагерь
    •  Кадеты – средние городские слои, либеральные помещики, средняя городская буржуазия, интеллигенция
    •  Октябристы – крупная торгово-промышленная буржуазия, чиновники

Фотографии на слайде: Милюков П.Н., Гучков А.И.


  •  Революционно-демократический лагерь
    •  Эсеры
    •  Социал-демократы:
      •  Большевики
      •  Меньшевики

Социальная основа: рабочие, крестьяне, солдаты, студенты-разночинцы, демократическая интеллигенция

Фотографии на слайде: Чернов В.М. (эсеры), Ленин В.И. (большевики), Мартов Ю.О. и Плеханов Г.В. (оба меньшевики)

Итоги революции:

  •  Отмена выкупных платежей
  •  Повышение заработной платы рабочим и появление рабочего законодательства
  •  Создание Государственной Думы
  •  Возможность для политических партий легальной работы в профсоюзах и кооперации, выпуск легальной литературы
  •  Реализация программы модернизации страны, разработанной П.А.Столыпиным

3. Третьеиюньская монархия.

Третьеиюньский государственный переворот 1907 г.:

  •  Роспуск II Государственной Думы
  •  Принятие нового избирательного закона → 2 большинства в Думе:
    •  Право-октябристское
    •  Октябристское-кадетское

Политический бонапартизм (в Думе):

Лавирование власти между помещиками и буржуазией.

Аграрный бонапартизм (аграрная реформа П.А.Столыпина):

Лавирование власти между помещиками и крупными крестьянами.

Аграрная реформа П.А. Столыпина:

  •  Крестьяне получили право выхода из общины и получения земли в собственное владение (отруб, хутор)
  •  Активизировалась переселенческая политика – переселение крестьян на окраины
  •  Были отменены многие правовые ограничения крестьян

Итоги: выделение из общины к 1916 г. 26% домохозяев


4. Россия в Первой мировой войне.

Обратить внимание на вопросы:

  •  Факторы, определившие происхождение Первой мировой войны
  •  Система блокового противостояния стран
  •  Характер и итоги Первой мировой войны
  •  Война как проявление кризиса западной цивилизации
  •  Общие черты стран, потерпевших поражение в войне

Роль России в происхождении мировой войны:

  •  Россия не являлась одним из промышленных или финансовых гигантов, противоречия между которыми привели к войне
  •  Россия была в целом заинтересована в сохранении территориально-политического раздела мира
  •  Россия обладала огромным военным потенциалом, значительными сырьевыми ресурсами и пользовалась большим авторитетом на международной арене, поэтому ее стремились заполучить в союзники и Атланта, и Тройственный союз
  •  Россия стремилась упрочить свои позиции на Балканах и в черноморских проливах

Общественно-политический кризис в России во время Первой мировой войны

  •  Хозяйственная разруха:

Нехватка топлива, металла, продовольствия, неудовлетворительная работа транспорта, невыполнение промышленностью военных заказов

  •  Нестабильная внутриполитическая ситуация:

«Министерская чехарда», распутинщина, активизация революционного движения, создание «Прогрессивного блока» в IV Государственной Думе

Следовательно → Революционная ситуация

Февральская революция 1917 года

Характер революции – буржуазно-демократический

Главные движущие силы – рабочие и крестьяне, одетые в солдатские шинели

Особенность революции – установление двоевластия

Двоевластие

Временное правительство (власть буржуазии)

Совет рабочих депутатов (власть революционной демократии)


Причины прихода большевиков к власти:

  •  Глубинный социально-экономический и политический кризис
  •  Слабость и ошибки Временного правительства
  •  Авантюризм правых сил
  •  Радикализм низов
  •  Замешательство меньшевиков и эсеров
  •  Энергия большевиков
  •  Политическая воля и политическое искусство большевистских лидеров

Имперская модель модернизации

Это ускоренное обновление во имя сохранения империи и укрепления положения правящей верхушки.

3 российские революции: 1905-1907 гг., Февральская и Октябрьская 1917 года

Октябрьская революция положила начало важным тенденциями XX века:

  1.  Выступление общества против «вестернизации», не соответствующей социокультурному развитию и историческим традициям:
  •  Октябрьская революция 1917 года
  •  Революция в Китае (1949 год)
  •  Революция на Кубе (1959 год)
  •  Революция в Камбодже (1975 год)
  •  Революция в Иране (1979 год)

  1.  Осуществление ускоренного развития на основе соединения модернизации и традиционной культуры, то есть на основе фундаментализма
  •  Нерелигиозного
    •  Большевизм в России
    •  Модернизация в Японии
    •  Модернизация в новых индустриальных странах Азии
  •  Религиозного
    •  Модернизация в Пакистане, Саудовской Аравии, Арабских эмиратах, в Иране

На этом пара заканчивается…

Заметки автора

Спасибо Виктору Кочеткову и Артему Гемеге за то, что не дали мне заскучать на той лекции. Спасибо Вам за скачивание и за поддержку. Надеюсь это реально кому-то понадобиться. Thank you. ありがとう。


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48355. Исследование операций в бухгалтерском учете 272.5 KB
  Проблема выбора решения в условиях неопределенности. Решения могут быть удачными и неудачными разумными и неразумными. Оптимальными называются решения по тем или другим признакам предпочтительные перед другими. Заметим что само принятие решения выходит за рамки исследования операций и относится к компетенции ответственного лица чаще группы лиц которым предоставлено право окончательного выбора и на которых возложена ответственность за этот выбор.
48356. Лекции по акушерству 753 KB
  Гипоксия плода и новорожденного 6 Лекция №6. Гипоксия плода продолжение лекции №5 13 Лекция №9. Родовые травмы плода и новорожденного 61 VII семестр. Морфогенез плаценты зависит от развития маточноплацентарного кровообращения а не от кровообращения у плода.
48357. Дошкольная педагогика 1.61 MB
  В своих научных труда Всеобщий совет Великая дидактика Материнская школа он отразил цели и задачи формы и методы воспитания и обучения детей. Предмет дошкольной педагогики процесс воспитания его цель задачи содержание формы методы средства воспитания детей дошкольного возраста. способствовать воспитанию и обучению детей от рождения до школы теоретический и методический аспект в соответствии с требованиями современного общества; 2. разработать новые концепции и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
48358. Концепции современного естествознания 764 KB
  Специфические черты науки: Наука универсальна она сообщает знания истинные для всего универсума при тех условиях при которых они добыты человеком. сложилась следующая система наук: математические и естественные науки естествознание система наук о природе; социальные науки человекознание система наук о человеке и обществе; технические науки техникознание система наук наиболее тесно связанных с реализацией теоретического знания. Выделяются науки фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки...
48359. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.26 MB
  Структура психики человека. psyche психика logos учение наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В системе человек право в первую очередь реализуются личностные качества человека как общественного существа включенного в социальные отношения как носителя сознания и в частности правосознания. Правовое регулирование деятельности человека в обществе и государстве осуществляется в сложнейших условиях характеризуется разнообразием моральных и правовых отношений возникающих в сфере...
48360. Педагогика в условиях компетентностно-ориентированного подхода к обучению 1.41 MB
  Автор раскрывает основные вопросы возникновения и развития педагогики теорию и методику обучения воспитания взаимодействия ребенка с различными образовательными институтами организация и проведения уроков в школе.8 Раздел 2 Теория обучения. во втором разделе рассматриваются: теория образования и обучения движущие силы обучения государственный образовательный стандарт методы приемы средства принципы обучения формы организации учебной деятельности урок в школе структура урока анализ урока воспитательная...
48361. Экономическая оценка инвестиций, Курс лекций 2.32 MB
  Использование рычагов при выполнении инвестиционного проекта Понятие рычаг имеет отношение к условиям вызываемым наличием стабильного элемента затрат в сочетании с колебаниями в широких пределах уровня прибыли. Исходное условие инвестирования капитала получение в будущем экономической отдачи в виде денежных поступлений достаточных для возмещения первоначально инвестированных затрат капитала в течение срока осуществления инвестиционного проекта...
48362. Философия и ее предмет, Общество как органическая целостность 777.5 KB
  Слово философия происходит от греческих филиа (любовь-дружба, возвышенная привязанность) и софия (мудрость) и означает соответственно в буквальном переводе любовь к мудрости. Как и для многих других терминов, происхождение слова раскрывает его современное содержание не полностью, но указывает направленность философского исследования (философия стремится к мудрости).
48363. Лексика художественного произведения 23.5 KB
  Архаизмы слова ныне не употребляемые хотя бы явления и понятия ими обозначаемые существовали до нашего времени. Историзмы слова обозначающие уже не существующие явления прошлого. Неологизмы новые ранее не существовавшие в языке слова. Не следует смешивать двух разных явлений: употребления писателями неологизмов которые уже вошли в словарный состав языка и создания неологизмов самими писателями.