39419

Составление программы тренировки силовой подготовки для юношей начинающих заниматься силовым троеборьем

Курсовая

Физкультура и спорт

В тяжелоатлетическом спорте, как и в любом виде спорта, для достижения результатов мирового класса требуется многолетняя, в высшей степени целенаправленная, с максимальной отдачей сил подготовка, начиная с детского возраста

Русский

2014-12-26

365 KB

18 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

[1]
ВВЕДЕНИЕ

[2]
ГЛАВА 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ

[2.1] 1.1. Особенности спортивной тренировки

[2.2] 1.2. Многолетняя подготовка юных тяжелоатлетов

[2.3] 1.3. Возрастная периодизация в процессе многолетней подготовки юных тяжелоатлетов

[2.4] 1.4. Современная система многолетней подготовки тяжелоатлетов

[3]
ВЫВОДЫ

[4] ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НАЧИНАЮЩИХ ТРОЕБОРЦЕВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ОБЛУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ В ОТДЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЯХ

[4.1] 2.1. Организация исследования

[4.2] 2.2. Методы исследования

[4.3] 2.3. Программа подготовки начинающих заниматься силовым троеборьем (экспериментальная группа)

[4.4] 2.4. Результаты исследования

[5] ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день пауэрлифтинг, как среди молодежи, так и взрослого населения обладает большой популярность. Кто не мечтал с самого детства быть сильным? А сама популярность пауэрлифтинга объясняется доступностью, не требующей больших вложений на спортивный инвентарь, а также возможностью быстрого роста результата. О том, что сильный человек – это здоровый человек мы узнаем еще в детстве, из сказок, легенд, мифов. Причем, популярность этого вида спорта стремительно растет и среди женщин, после того как в 1984 году Международная федерация тяжелой атлетики (ИВФ) разрешила женщинам участвовать в официальных соревнованиях по тяжелой атлетике [5].

Как отмечает ряд авторов, занятия силовыми упражнениями укрепляют связочный аппарат, суставы, способствуют увеличению мышечной массы и силы. Занятия силовыми упражнениями развивают выносливость, повышают работоспособность всего организма, и способны воспитывать волю занимающегося [2, 6, 10 и др].

Слово powerlifting если переводить дословно с английского означает "подъём с помощью силы". В России говорят - "силовое троеборье". Если говорить точнее, то пауэрлифтинг появился из атлетической гимнастики, как троеборье их трёх упражнений - приседа, жима и тяги [9].

Только грамотное техническое выполнение соревновательных упражнений позволяет показать высокий спортивный результат, избежать травм и сохранять высокий уровень спортивной формы [24].

В тяжелоатлетическом спорте, как и в любом виде спорта, для достижения результатов мирового класса требуется многолетняя, в высшей степени целенаправленная, с максимальной отдачей сил подготовка, начиная с детского возраста. Исследования, проведенные советскими и зарубежными учеными за последние 30-40 лет, говорят о том, что тренировка с дозированными отягощениями в детском и подростковом возрасте не приводит к ухудшению здоровья и задержке роста, а благоприятно влияет на всестороннее физическое развитие (А.И. Кураченков, СП. Летунов, Р.Е. Мотылянская, Л.И. Стогова, Ф.А. Иорданская, А.Н. Воробьев, Б.Е. Подскоцкий, М.Т. Лукьянов, А.И. Фаламеев, А.С. Медведев, Л.С. Дворкин и др.) [4].

Актуальность исследования. Как отмечают многие исследователи, значительных успехов в спорте добиваются лишь те атлеты, которые сочетают в себе высокие физические, функциональные и морально-волевые качества и в процессе многолетней тренировки в совершенстве овладеют техникой выполнения соревновательных упражнений. Основы этих качеств должны закладываться в детском и подростковом возрасте. Если подростка научить правильно в техническом отношении выполнять упражнение, то в старшем возрасте, когда будут развиты необходимые выносливость и сила, он сможет достичь высокого спортивного мастерства при выполнении разнообразных движений.

В нашем исследовании мы приняли попытку внести в планирование тренировочного процесса начинающих заниматься юношей силовым троеборьем средства, которые бы позволили поставить оптимальную для данного возраста технику выполнения элементов силового троеборья.

Объект исследования – тренировочный процесс юношей на начальном этапе занятий силовым троеборьем.

Предмет исследования – средства, способствующие оптимальной постановки технического исполнения в силовой подготовке начинающих заниматься силовым троеборьем.

Цель исследования – составление программы тренировки силовой подготовки для юношей начинающих заниматься силовым троеборьем.

Задачи исследования:

  1.  рассмотреть аспекты подготовки начинающих заниматься тяжелой атлетикой;
  2.  разработать и применить программу тренировок начинающих заниматься троеборьем с учетом постановки техники выполнения элементов.

Гипотеза исследования. Если у начинающих заниматься силовым троеборьем в тренировке использовать средства позволяющие освоить техническое исполнение отдельных элементов, то это позволит значительно улучшить силовую подготовку, так как техническое исполнение элементов на начальном этапе является основой результата.

Работа состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, списка литературы и приложений.


ГЛАВА 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ

1.1. Особенности спортивной тренировки

Под тренировкой принято понимать специализированный процесс, направленный на достижение высоких спортивных результатов в избранном виде спорта. Цель тренировки – обеспечить физическую, техническую, морально-волевую и другие виды подготовленности [1].

Физическая подготовка направлена на повышение функциональных возможностей человека, развитие его физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости и др.; техническая подготовка - на формирование определенных двигательных навыков и их совершенствование, представляющих единый тренировочный процесс [10].

Специалисты указывают на необходимость более дифференцированной ОФП при тренировке не только взрослых спортсменов, но и юных (В.М. Зациорский, А.Н. Воробьев и др.). На ранних этапах тренировки почти все виды физических упражнений способствуют совершенствованию двигательных функций спортсменов. По мере нарастания тренированности круг упражнений, обеспечивающих СФП, суживается. Тренировка в любом виде спорта повышает общие функциональные возможности организма, и на этом фоне происходит развитие специфических качеств, необходимых для достижения высоких результатов в том виде упражнений, который является предметом тренировки [19].

ОФП необходима как основа развития специальной тренированности. Эта подготовка обеспечивает уже в юном возрасте рост результатов не только в данном виде упражнения, но и в других видах спорта [18].

Тренировочная работа с юными спортсменами не должна быть направлена на достижение высокого спортивного результата в первые годы обучения. Такая форсированная подготовка приводит, как правило, к остановке роста результатов. Спортивную тренировку в начальный период обучения следует проводить с перспективой на многолетний спортивный рост, продолжающийся и после перехода в группу взрослых [4].

СФП в юном возрасте должна опираться на хорошую ОФП, которая в каждом виде спорта имеет свои специфические особенности. Соотношение ОФП и СФП имеет свои характерные черты в различных видах спорта. В начальный период тренировки юных спортсменов на ОФП отводится в среднем от 50 до 80% тренировочного времени [4].

Разносторонняя физическая подготовка должна учитывать особенности избранного вида спорта. Например, как отмечает А.В. Коробков, не всякая разносторонняя тренировка рациональна. Действительный рост технических результатов приносит только такая разносторонняя тренировка, которая построена с учетом положительного взаимодействия применяемых средств с основными двигательными навыками [5].

Чем выше уровень тренированности спортсмена, тем больший удельный вес приобретает СФП. При наличии высокого спортивного мастерства даже ОФП должна иметь специальную направленность. Развитие физических качеств на этом этапе тренировки обеспечивается преимущественно занятиями избранным видом спорта или упражнениями, близкими к нему по структуре и по физиологическому эффекту. Так, А.Н. Воробьев указывает, что ОФП не может заменить специальную работу в конкретном виде спорта. Специфика вида мышечной деятельности отражается и на функциональных, и на морфологических особенностях организма спортсмена. Каждый конкретный вид спорта формирует специальную морфо-функциональную гармонию. Для тяжелоатлета эта гармония выражается в развитии силы мышц [1].

Исследования юных тяжелоатлетов, проведенные Б.Е. Подскоцким, М.Г. Лукьяновым, А.И. Фаламеевым и другими специалистами [20, 21, 22, 23], показали эффективность всестороннего физического развития в период начальной подготовки и при дальнейшей специализации. Поэтому при планировании учебного времени в тренировочном процессе юных штангистов наряду с СФП большое внимание уделяется ОФП. Если проследить, как изменялось отношение авторов программ по тяжелой атлетике на распределение учебных часов на ОФП и СФП, то, например, Б.Е. Подскоцкий в 1968 году на занятия ОФП в группе начальной подготовки отводил 104 ч, а на СФП – 182 ч в год, в 1974 году Н.С. Ипполитов и А.И. Фаламеев – соответственно 130 и 306 ч, АД. Ермаков в 1977 году —170 и 414 ч в год, В.Ф. Скотников, В.Е. Смирнов, Я.Э. Якубенко в 2005 году – 180 и 175 часов [5].

1.2. Многолетняя подготовка юных тяжелоатлетов

Современный уровень тяжелоатлетического спорта требует организации в нашей стране системной многолетней подготовки молодых атлетов в наиболее оптимальные возрастные периоды – подростковый и юношеский. Причем такая многолетняя подготовка тяжелоатлетов должна опираться на выявленные общие закономерности, объективно исходящие из процесса становления спортивного мастерства и возрастных особенностей развития организма.

Многочисленные исследования 70—80-х годов [1, 3, 10, 11, 12], проведенные в области юношеского спорта, убедительно доказали преимущество системного подхода в процессе многолетней работы с юными спортсменами, начиная с их первых шагов в спорте. В эти же годы происходит интенсивный научный поиск разработки эффективных средств и методов тренировки юных спортсменов в различных видах спорта, а также методики отбора одаренных школьников с целью пополнения резерва спортсменов высокого класса.

В тяжелоатлетическом спорте вопросами системной подготовки юных спортсменов начали заниматься отдельные ученые в 50—60-х годах. Так, Б.Е. Подскоцкий в конце 50-х – начале 60-х годов опубликовал ряд работ и научно обосновал с педагогических позиций поэтапный процесс многолетней подготовки юных тяжелоатлетов, начиная с 14—15 лет. В дальнейшем, примерно с середины 60-х годов, с использованием комплексных методов исследований и на базе практической работы с юными тяжелоатлетами были продолжены исследования по научному обоснованию системы многолетней подготовки в возрастном периоде с 12 до 18 лет. Результаты этих работ изложены в ряде научных и научно-методических трудов Л.С. Дворкина, А.С. Медведева и в наших совместных публикациях [4, 5, 18].

О необходимости организации многолетней целенаправленной подготовки юных тяжелоатлетов указывалось в научных трудах А. И. Кураченкова, А. И. Фаламеева, М. Т. Лукьянова, Н. С. Ипполитова, А. С. Прилепина [7, 8, 15, 20] и др. Одной из характерных черт этих и других работ является то, что в них говорится о постепенном повышении уровня специальной физической подготовки молодых спортсменов. Тренировки юных атлетов не должны быть направлены в первые годы обучения на достижение высокого спортивного результата. Спортивную тренировку, отмечает целый ряд авторов, в начальный период следует проводить с перспективой на многолетний рост, продолжающийся и после перехода в группу взрослых.

В начальный период обучения наибольший акцент делается на общую физическую подготовку. Так, на ОФП, по Н.В. Зимкину, отводится в этот период в среднем 50-80% времени. О необходимости преимущественного всестороннего физического развития юных тяжелоатлетов указывалось в работах АН. Кураченкова, Б.Е. Подскоцкого, М.Т. Лукьянова, АН. Фаламеева, Л.С. Дворкина, А.С. Медведева, Н.С. Ипполитова, А.С. Прилепина и многих других [1, 4, 11, 12, 18].

Еще в 1982 году автором была сделана попытка формализовать процесс многолетней подготовки юных тяжелоатлетов на основе имеющихся в теории и практике тяжелоатлетического спорта знаний. Была предложена «формула поэтапной подготовки тяжелоатлетов» в возрастном периоде с 12 до 22 лет. В эту формализованную систему вошли следующие этапы: предварительная и начальная подготовка, учебно-тренировочный этап, этап спортивного совершенствования и этап высшего спортивного мастерства. Следовательно, юный тяжелоатлет, начиная с 12 лет занятия спортом, имеет возможность достичь к 20 - 22 годам этапа высшего спортивного мастерства. Данная концепция многолетней подготовки юных спортсменов особенно четко обоснована в работах НА. Фомина, В.П. Филина, М.Я. Набатниковой и в монографии «Основы управления подготовки юных спортсменов» под редакцией М.Я. Набатниковой. Многочисленные факты и практический анализ подготовки лучших атлетов мира позволяют сделать вывод о том, что в большинстве своем высококлассные атлеты прошли все вышеперечисленные этапы, хотя по возрастной периодизации они были неодинаковы [5].

В тяжелоатлетическом спорте всевозрастающее внимание стали уделять вопросам отбора юных спортсменов. Однако разработок в этом направлении было опубликовано очень мало. Об этом свидетельствует даже тот факт, что в учебном пособии «Тяжелая атлетика для юношей» М.Т.Лукьянова и А.И. Фаламеева отсутствует раздел по отбору юношей. Нет таких разделов и в учебниках по тяжелой атлетике для студентов институтов физкультуры, изданных в разные годы [20].

В работе Б.Е. Подскоцкого «Особенности отбора к занятиям тяжелой атлетикой с подростками 13—14 лет», опубликованной в 1970 году в ежегоднике «Тяжелая атлетика», отмечалось, что поскольку тяжелоатлетов с 13—14-летнего возраста стали готовить недавно, мы пока не располагаем апробированными рекомендациями, которые помогли бы нам увидеть в подростке будущего тяжелоатлета определенной весовой категории и высокого класса. Эта же мысль проводится и в учебнике «Тяжелая атлетика», изданном в 1981 году, т.е. почти через 10 лет: «Весьма сложной проблемой является отбор подростков и юношей, обладающих потенциальными возможностями достижения в дальнейшем высоких спортивных результатов. Такой отбор – один из актуальных вопросов развития тяжелой атлетики…»

Значительную работу по отбору провел Н.С. Ипполитов со школьниками 14—15 лет. Автор обосновал методику отбора в течение двухлетнего периода, разделенного на три этапа. Основными тестовыми показателями при определении наиболее способных автор выбрал упражнения с тяжестями, прыжковые упражнения с места и бег на короткие дистанции [5].

Известно, что современные подростки и юноши достигают спортивной зрелости значительно раньше, чем это имело место, например, 10—15 лет назад. Это связано с тем, что во многих видах спорта внедрена ранняя спортивная специализация с детского и подросткового возраста. Анализ роста квалификации молодых тяжелоатлетов на протяжении многолетних тренировок (от юношеского разряда до мастера спорта) показал, что достижение более высоких спортивных результатов в юном возрасте в целом тесно связано с продолжительностью занятий спортом.

В период начальной подготовки (до двух лет) выраженного роста спортивной квалификации у большинства исследуемых нами юных тяжелоатлетов не наблюдалось. Это объясняется тем, что применяемая нами методика тренировки не ставила задачу форсированного выполнения спортивных разрядов. Так, после первого года таких занятий 11,8% спортсменов не достигли разрядного уровня по тяжелой атлетике; 51,3% выполнили лишь юношеский разряд и только 35,2% – III разряд. Причем это были спортсмены, которые до прихода в секцию тяжелой атлетики, как правило, занимались в течение 1—2 лет всесторонней физической подготовкой в других секциях. Из наблюдаемых юных тяжелоатлетов лишь один сумел выполнить за один год II разряд (из 68 человек). В дальнейшем число наиболее одаренных спортсменов увеличилось: на втором году они составили 2,9% и на третьем – 8,8%. Тем не менее за первые 6 лет тренировок норму мастера спорта выполнили лишь 2,9% от общего числа занимающихся [5].

При массовой спортивной подготовке в тяжелой атлетике в подростковом и юношеском возрасте вовсе не обязательно ставить задачу выполнения разрядного норматива любой ценой. Этот процесс должен идти естественным путем, без форсирования, так как главная задача этого периода – повышение уровня физической подготовки, в частности силовых возможностей. Для отдельных одаренных атлетов оптимальным темпом прироста спортивной квалификации до уровня I разряда и КМС следует считать одну ступень в год. Этому условие отвечали 35,2% занимающихся, выполнивших I разряд в первый год подготовки. Но затем их количество из года в год уменьшалось и через 2 года тренировок составило 30,9%; через три – 26,5% и через четыре – 17,6%. Через семь лет тренировок один спортсмен из этой группы выполнил норматив мастера спорта международного класса.

Основная масса спортсменов повышала свою квалификацию более медленными темпами и выполнила норму мастера спорта в среднем за 6—10 лет тренировок. При массовой тяжелоатлетической подготовке такие темпы прироста спортивной квалификации вполне приемлемы, так как в числе этих спортсменов будут лица (рабочие, служащие, учащиеся), уделяющие занятиям спортом значительно меньше времени по сравнению с членами сборной команды страны [5].

В качестве причин медленного повышения квалификации большей части исследуемых тяжелоатлетов следует считать слабую разностороннюю подготовку на начальном этапе специализации, слабое здоровье в подростковом возрасте, являющееся причиной пропуска занятий; регулярную сгонку веса перед соревнованиями, нарушение спортивного режима, нерегулярные тренировки и т.д. Кроме того, немаловажную роль играет и отсутствие хорошей материальной базы для массовых занятий тяжелой атлетикой и атлетизмом [5].

1.3. Возрастная периодизация в процессе многолетней подготовки юных тяжелоатлетов

Многолетняя тренировка тяжелоатлетов связана с решением целого ряда проблем. Среди них одной из важных является обоснование оптимальных возрастных границ в системе поэтапной подготовки с учетом особенностей развивающегося организма, педагогических задач и спортивных требований. Если в ряде видов спорта эта проблема – возрастной поэтапной подготовки – уже практически решена для тех, кто начинает заниматься спортом с детского или подросткового возраста (фигурное катание, плавание, гимнастика, легкая атлетика и др.), то в тяжелой атлетике даже в вопросе поэтапной подготовки с раннего подросткового возраста окончательного мнения еще нет. Это связано с тем, что в нашей стране еще совсем недавно подготовке подростков и даже юношей в тяжелой атлетике особого значения не придавали. Считали, что занятия данным видом спорта есть удел лишь взрослых и поэтому основные научные исследования были связаны со взрослыми тяжелоатлетами [5].

Как уже отмечалось выше, отношение к занятиям тяжелой атлетикой с подросткового возраста резко изменилось. Это видно из того, что все чаще и чаще в этом виде спорта рекордных результатов достигают в возрасте 16-18 лет, а многолетнюю подготовку тяжелоатлетов стремятся строить как систему тренировки от новичка до спортсмена высокого класса. Анализ ряда литературных источников по вопросу возрастной периодизации многолетней тренировки спортсменов показал, что в том или ином виде спорта эти возрастные этапы неодинаковы.

Так, Д. Харе считает, что деление многолетнего процесса тренировки на этапы в определенной степени не зависит от возраста. Автор предлагает брать за основу возраст высших достижений. Следовательно, если руководствоваться этими правилами в тяжелой атлетике, то отправной точкой для поэтапного планирования подготовки юных спортсменов будут достижения, показываемые в настоящее время советскими атлетами в среднем в возрасте от 18 до 33 лет. По В.П. Филину, Н.А. Фомину, зона оптимальных возможностей спортивных успехов в тяжелой атлетике находится в пределах от 21 до 24 лет. Б.В. Валик полагает, что процесс многолетней тренировки юных тяжелоатлетов необходимо строить с учетом, как возраста высших достижений, так и возрастных особенностей организма. От этого, отмечает автор, зависит возраст начальной подготовки [5].

Главной чертой современной многолетней тренировки спортсменов является ее этапность. Поэтому планировать многолетнюю подготовку юных тяжелоатлетов необходимо с использованием поэтапной системы. С чем это связано? Известно, что еще 10—15 лет назад в секцию тяжелой атлетики приходили заниматься в основном лица с хорошим физическим развитием, а в некоторых случаях – прошедшие спортивную подготовку в других секциях. Туда редко принимали желающих моложе 15 лет. Теперь же совсем наоборот. Чаще в секцию тяжелой атлетики приходят школьники 12-13 лет и даже моложе. И, следовательно, тренеру приходится в период начальной подготовки чаще иметь дело не только с очень молодым контингентом, но и физически не подготовленным для специализации в данном виде спорта.

Из воспоминаний заслуженного мастера спорта А.Н. Воробьева (1960) видно, что он пришел к регулярным занятиям тяжелой атлетикой уже будучи физически хорошо развитым, зрелым, закалившим свой характер и волю во время войны и в труде. Фактически ему понадобилось не более одного года, чтобы проявить себя способным спортсменом. Через 4 года занятий он уже завоевал звание чемпиона Европы. Как отмечает сам А. Н. Воробьев, большой физической силой обладали олимпийский чемпион Трофим Ломакин и многие другие советские атлеты. Очевидно, в течение многих десятилетий развития тяжелой атлетики тренеры не видели особой необходимости в планомерной подготовке тяжелоатлетов высокого класса из числа подростков и юношей, не говоря о детском возрасте, хотя отдельные научные изыскания в этой области велись с начала 50-х годов прошлого столетия [5].

После 1971 года, когда Международной федерацией тяжелой атлетики из троеборья был исключен классический жим и остались только рывок и толчок, резко активизировались исследования в области юношеского тяжелоатлетического спорта. Прежде всего, необходимо было решить проблему возрастных границ такой подготовки. В различной литературе деление групп по возрастам трактовалось по-разному. Так, в программе для ДЮСШ по тяжелой атлетике (составитель – Б. Е. Подскоцкий), приводится следующее деление на возрастные группы: подростковая – до 14 лет, младшая юношеская – 15—16 лет, старшая юношеская – 17—18 лет, спортивного совершенствования – 19—20 лет. В правилах соревнований по тяжелой атлетике за 1972 год была установлена следующая возрастная градация: юноши младшей возрастной группы – 14—15 лет, юноши старшей возрастной группы – 16—17 лет, юниоры – 18—20 лет, молодежь – 21—22 года; в правилах соревнований по тяжелой атлетике за 1977 год: юноши младшей возрастной группы – 14—15 лет, юноши старшей возрастной группы – 16—17 лет, юниоры – 18—20 лет, молодежь – 21—22 года, взрослые – старше 23 лет [15].

В многолетнем планировании физического воспитания использовалось и такое распределение на возрастные группы: преддошкольная – 1—4 года, дошкольная – 4—7 лет, младшая школьная – 7—12 лет, средняя школьная – 13—16 лет.

Институтом по возрастной физиологии Академии педагогических наук СССР в 1968 году была рекомендована следующая схема распределения на возрастные периоды: период новорожденности – 1—10 дней, грудной возраст – 10 дней – 1 год, раннее детство – 1—3 года, первое детство – 4—7 лет, второе детство – 8—12 лет, подростковый период (мальчики – 13—16 лет, девочки 12—15 лет), юношеский возраст – 17—21 год, зрелый возраст: I период – 22—35 лет, II период – 36—60 лет и т.д.

Итак, какой же возрастной градации придерживаться при подготовке юных спортсменов? В этом вопросе до сих пор нет единого мнения. И, как говорится, некому навести в этом вопросе порядок. Автор на протяжении почти 30 лет придерживается анатомо-физиологической концепции распределения учебно-тренировочных групп (УТГ) для ДЮСШ. Это связано с тем, что при планировании поэтапной многолетней тренировки юных спортсменов тренер должен совершенно четко ориентироваться в определении возрастных групп. Главным критерием в этом вопросе является учет индивидуальных возрастных особенностей развития человека. Какие индивидуальные физиологические и морфологические характеристики необходимо учитывать при занятиях с юными тяжелоатлетами? Это, во-первых, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы с учетом того или иного возраста. Например, объем сердца у 13– 14-летних подростков может почти в два раза превзойти объем сердца детей 8—9 лет. В то же время артериальное кровяное давление у подростков нередко выше, чем у детей. И здесь следует искать причину не в функциональных расстройствах организма подростков, а в возрастных и индивидуальных особенностях физического развития в период полового созревания. Так, известно, что длина тела у юных атлетов с13 до 14 лет может за год увеличиться от 6 до 10 см за счет более выраженного удлинения трубчатых костей. Быстрый рост трубчатых костей в подростковом возрасте приводит, в свою очередь, к растягиванию кровеносных сосудов и к сужению их просветов. До тех пор, пока анатомическая зрелость сосудов у подростков не придет в соответствие с длиной тела, у них может отмечаться увеличение артериального кровяного давления. Как правило, к 15—16 годам артериальное кровяное давление стабилизируется. При занятиях тяжелой атлетикой следует обратить внимание на так называемых акселерантов, то есть тех, у кого отмечается некоторое ускорение темпов полового созревания в пубертатный период [5].

Важно не только педагогам, но и врачам участвовать вместе с тренером в процессе планирования тренировочной нагрузки, особенно в период полового созревания юных атлетов. Именно факты несогласованных действий тренера и врача нередко приводят к нежелательным последствиям при занятиях с юными атлетами.

Необходимо большое внимание обратить на правильное питание юных атлетов детского и подросткового возраста. Всевозрастающие объемы тренировочных нагрузок в тяжелоатлетическом спорте требуют обеспечения юных атлетов полноценным питанием. В детском и подростковом возрасте нельзя допускать дефицит витаминов, минеральных веществ, растительных и животных белков [5].

1.4. Современная система многолетней подготовки тяжелоатлетов

На современном этапе развития тяжелоатлетического спорта в нашей стране и за рубежом накоплен огромный опыт и собран значительный научно-методический материал, связанный с подготовкой штангистов различной спортивной квалификации и возраста. Мировые достижения штангистов и их постоянный рост уже давно привели к пониманию специалистами того, что целенаправленная подготовка спортсменов высокого класса в этом виде спорта может достаточно эффективно осуществляться лишь при условии привлечения к таким занятиям детей и подростков с 11—12 лет, а в некоторых случаях – даже с более раннего возраста [5].

За последние десятилетия получены весьма положительные результаты исследований процесса многолетней подготовки юных штангистов, которые в целом показали, что при правильном, методически грамотном подходе и эффективном контроле такие занятия с тяжестями в данном возрастном периоде не приводят к каким-либо неблагоприятным последствиям в здоровье юных атлетов, а самое главное – не задерживают рост [12].

Остановимся на методических особенностях такой подготовки.

Многолетняя тренировка юных тяжелоатлетов связана с решением целого ряда проблем. Одна из них – обоснование оптимальных возрастных границ в системе поэтапной подготовки спортсменов в этом виде спорта с учетом особенностей развивающегося организма, спортивно-педагогических задач и социально-экономических условий жизни общества.

Известно, что деление процесса многолетней подготовки спортсменов во многих видах спорта от возрастных границ существенно не зависит. Нет такой строгой зависимости и в тяжелоатлетическом спорте. Поэтому отправной точкой для начала поэтапного планирования подготовки молодых тяжелоатлетов могут быть рекордные достижения, которые показывают современные отечественные атлеты в возрасте в среднем от 18 до 25 лет. В то же время зона оптимальных достижений тяжелоатлетов как у мужчин, так и женщин лежит в более широких возрастных границах – от 15 до 28—30 лет.

С учетом этого положения многолетняя подготовка юных спортсменов должна строиться таким образом, чтобы подготовка к этой зоне спортивных достижений по своей продолжительности была достаточно основательной. Как правило, она не может быть меньше 4—5 лет (А.С. Медведев). Наши исследования, а также исследования зарубежных ученых позволили доказать то, что тренировочные занятия с тяжестями с 11—12 лет и даже с более молодого возраста, если они учитывают возрастные особенности растущего организма, приводят к выработке более совершенных приспособительных механизмов нервно-мышечной и функциональной систем организма юных штангистов. Многолетняя подготовка молодых тяжелоатлетов должна быть строго ориентирована на их возрастные возможности (в первую очередь), а также строиться в соответствии с уровнем физической, технической и функциональной готовности организма [8].

Известно, что во многих случаях паспортный возраст детей и подростков не всегда соответствует биологическому. Так, наши исследования Л.С. Дворкин показали, что из 60 юных тяжелоатлетов 12 лет (а в данном случае исследовались школьники г. Екатеринбурга и г. Первоуральска) первой степени полового созревания достигли 35% и второй – 5%, в 13 лет – соответственно 38 и 31%. Следовательно, из 60 детей 12 лет 40% вступили в пубертатный период, т.е. период полового созревания, который характеризует подростковый возраст (для мальчиков – 13—16 и девочек – 12—15 лет). Следовательно, эта часть исследуемых нами юных атлетов по своей биологической зрелости должна быть отнесена к подростковому возрасту, а не к детскому. Можно с высокой долей истины предположить, что еще большая разница паспортного и биологического возраста наблюдается у детей южных республик (хотя таких исследований за последние годы не проводилось) [4].

На основании многолетних исследований мы остановились на следующем варианте возрастной периодизации при планировании поэтапной подготовки молодых тяжелоатлетов:

УТГ – 1 (8—9 лет) – первый младший школьный возраст;

УТГ – 2 (10—12 лет) – второй младший школьный возраст;

УТГ – 3 (13—14 лет) – первый подростковый возраст;

УТГ – 4(15—16 лет) – второй подростковый возраст;

УТГ – 5 (17—18 лет) – юноши;

УТГ – 6 (19—20 лет) – юниоры.

На основании данного возрастного деления учебно-тренировочных групп многолетнюю подготовку молодых тяжелоатлетов предложено разделить на следующие 6 этапов:

Первый этап– предварительная физическая и функциональная подготовка (8—9 лет);

Второй этап– базовая физическая и функциональная подготовка (10—12 лет);

Третий этап– базовая спортивная и психолого-функциональная подготовка (13—14 лет);

Четвертый этап– углубленная базовая спортивная и психолого-функциональная подготовка (15—16 лет);

Пятый этап– завершающая базовая спортивная психолого-функциональная подготовка (17—18 лет);

Шестой этап– базовая мастерская подготовка (19—20 лет) [4].

Подготовка спортсменов высокого класса, начиная с детского возраста, строится строго по определенным этапам, где главное внимание уделяется выполнению тех задач, которые характерны для той или иной возрастной группы. По структуре такая подготовка юных тяжелоатлетов состоит из шести этапов, отличающихся один от другого как соотношением ОФП и СФП, выполнением разрядных нормативов, так и применением определенных средств в тренировочном процессе.

Исходя из этого, следует уделять особое внимание вопросу комплектования учебных групп в спортивной школе из числа желающих заниматься тяжелой атлетикой детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья.

Итак, деление многолетней тренировки юных тяжелоатлетов на шесть этапов является весьма условным. Однако оно позволяет правильнее и рациональнее планировать подготовку спортсменов высокого класса с учетом возрастных особенностей организма [4].

На первом этапе многолетней подготовки не предусмотрено обязательное выполнение спортивных разрядов, мы предлагаем ориентироваться только на показатели врачебно-педагогического контроля и контрольных испытаний. Да и в дальнейшем этот контроль будет основным, так как на первом этапе необходимо ориентировать детей и подростков не столько на выполнение спортивных разрядов, сколько на создание прочной базовой физической и функциональной подготовки с учетом возрастных особенностей. Следует пояснить этот тезис на следующем примере. Как правило, способный ребенок уже в течение первых двух лет тренировок быстро увеличивает свои результаты и к концу первого этапа подготовки может выполнить II разряд или даже норматив I разряда для взрослых, что позволяет ему сразу же перейти в группу спортсменов, тренирующихся по программе третьего этапа. Однако выполнение требований этой программы для большинства детей было бы преждевременным, так как организм юных спортсменов еще не достиг необходимого базового уровня функциональной и физической подготовки. Пренебрежительное отношение к этим требованиям, неоправданно ранний переход юного спортсмена к узкой спортивной специализации, как правило, приводит к форсированию тренировочного процесса, быстрому истощению природных возможностей организма и в конечном итоге – к прекращению прироста спортивных результатов в более старшем возрасте [4].


ВЫВОДЫ

  1.  Тренировочная работа с юными спортсменами не должна быть направлена на достижение высокого спортивного результата в первые годы обучения. Такая форсированная подготовка приводит, как правило, к остановке роста результатов. Спортивную тренировку в начальный период обучения следует проводить с перспективой на многолетний спортивный рост;
  2.  Разносторонняя физическая подготовка должна учитывать особенности избранного вида спорта. Действительный рост технических результатов приносит только такая разносторонняя тренировка, которая построена с учетом положительного взаимодействия применяемых средств с основными двигательными навыками;
  3.  Современный уровень тяжелоатлетического спорта требует организации в нашей стране системной многолетней подготовки молодых атлетов в наиболее оптимальные возрастные периоды – подростковый и юношеский. Причем такая многолетняя подготовка тяжелоатлетов должна опираться на выявленные общие закономерности, объективно исходящие из процесса становления спортивного мастерства и возрастных особенностей развития организма;
  4.  при планировании поэтапной многолетней тренировки юных спортсменов тренер должен совершенно четко ориентироваться в определении возрастных групп. Главным критерием в этом вопросе является учет индивидуальных возрастных особенностей развития человека.
  5.  Современные средства и методы тяжелоатлетического спорта открывают большие перспективы перед системой физического воспитания подрастающего поколения, предоставляя возможность не только достичь уже в молодом возрасте желаемых высот спортивного совершенства, но и применять отягощения для массовой силовой подготовки. Это особенно важно учитывать в настоящее время, когда у молодежи повысился интерес к атлетизму.

ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НАЧИНАЮЩИХ ТРОЕБОРЦЕВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ОБЛУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ В ОТДЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЯХ

2.1. Организация исследования

Практическое исследование проводилось на базе Нижегородского центра «единоборств и фитнеса», в тренажерном зале для подготовки в силовых видах спорта. На базе проходят тренировки тяжелоатлеты и троеборцы.

В сентябре 2014 года производился набор юношей 1996 – 1998 годов рождения (16 – 18 лет) в секцию силового троеборья. Всего в группе занимающихся было исследовано 16 человек, которые были условно разделены на две группы: экспериментальная – в тренировочный процесс данной группы включались средства подготовки с учетом специфики в отдельных упражнениях, которые предложены в программе; контрольная группа проходила подготовку по стандартной программе начинающих заниматься силовым троеборьем.

2.2. Методы исследования

В качестве методов тестирования в силовом троеборье были выбраны соревновательные упражнения:

  1.  присед;
  2.  жим лежа;
  3.  становая тяга.

Полученные данные тестирования обрабатывались методами математической статистики, определялась достоверность различий с помощью t – критерия Стьюдента электронной программой STATISTIKA версия 6.1.

2.3. Программа подготовки начинающих заниматься силовым троеборьем (экспериментальная группа)

Для совершенствования техники выполнения упражнений в приседании со штангой применялись следующие средства:

  1.  Проблемы со съемом штанги со стоек и отходом: подъемы на стопе; наклоны со штангой на плечах; наклоны со штангой из положения сидя; тяга блока к груди различными хватами (обратный – прямой, узкий - широкий); тяга штанги в наклоне средним или широким хватом.
  2.  Проблемы с опусканием и прохождением мертовй точки: приседания в «уступающем» режиме; лежа, сгибание ног на тренажере; становая тяга на прямых ногах; приседания со штангой на груди; наклоны со штангой на плечах; гиперэкстензии; наклоны со штангой из положения сидя.
  3.  Проблемы с «жесткостью» спины, не получается держать спину: гиперэкстензии; становая тяга на прямых ногах; наклоны со штангой на плечах; наклоны со штангой из положения сидя; тяга блока к груди различными хватами (обратный – прямой, узкий - широкий); стоя в наклоне, тяга штанги средним или широким хватом.
  4.  Проблемы в самой нижней точке приседа: жим ногами на тренажере; педалирование на велотренажере (интенсивность максимальная); приседания в «уступающем» режиме; приседания в силовой раме (в станке Смита) с мертвой точки; приседания со штангой на груди; сидя, разгибание ног на тренажере.

Для совершенствования техники выполнения упражнений в жиме лежа применялись следующие средства:

  1.  Проблемы со срывом с груди и плохой «разгон» штанги: сидя, жим штанги средним или широким хватом; отжимания на брусьях; лежа на горизонтальной скамье, жим-разводка гантелей в высоком темпе; стоя, попеременный подъем гантелей вперед-вверх.
  2.  Штанга «застревает» в середине траектории: лежа на горизонтальной скамье, жим-разводка гантелей; лежа, выполнение жима штанги по небольшой амплитуде с большим отягощением (более 100%) в быстром темпе; дожимание штанги с мертвой точки; лежа, жим штанги узким хватом; лежа, жим штанги средним хватом; отжимания на брусьях.
  3.  Проблемы с дожиманием штанги: жим штанги узким хватом; дожимание штанги с мертвой точки с весом более 100%; отжимания на брусьях; лежа, французский жим штанги; стоя, разгибание рук а вертикальном блоке.
  4.  Плохая стабилизация штанги при опускании на грудь: стоя, тяга штанги в наклоне; стоя, подъем штанги на бицепсы обратным хватом; стоя, сгибания рук со штангой; сидя, опираясь локтем в бедро, сгибание руки с гантелью.

Для совершенствования техники выполнения упражнений в становой тяге применялись следующие средства:

  1.  Плохой отрыв штанги от помоста: гиперэкстензии; становая тяга на прямы ногах; стоя на возвышении, тяга штанги; стоя, наклоны со штангой на плечах; сидя, наклоны со штангой на плечах; лежа, жим ногами на тренажере; стоя, приседания на низкую скамью (с паузой); работа на велотренажере (интенсивность максимальная).
  2.  Задержка штанги на уровне ниже коленей (на 5 – 10 см): тяга силовой раме (в станке Смита) с мертвой точки; гиперэкстензии; становая тяга на прямы ногах; стоя, наклоны со штангой на плечах; сидя, наклоны со штангой на плечах.
  3.  Проблемы с «дотягиванием» штанги: тяга силовой раме (в станке Смита) с мертвой точки; шраги со штангой или гантелями; стоя в наклоне, тяга штанги средним или широким хватом; тяга блока к груди различными хватами (обратный – прямой, узкий - широкий)

2.4. Результаты исследования

До начала включения программы подготовки начинающих троеборцев, в группе 1995-1996 года после одного месяца занятий были протестированы силовые показатели занимающихся.

Данные тестирования находятся в табл. 1 и на рис. 1.

Таблица 1. Результаты тестирования начинающих троеборцев до экспериментального исследования

экспериментальная группа

контрольная группа

ФИО

жим

присед

становая

ФИО

жим

присед

становая

Москаев А.

95

110

125

Карасёв А.

100

110

110

Абрамов Д.

110

120

130

Цуркан Р.

95

120

120

Агейкин А.

90

110

120

Стреганов И.

110

115

120

Кузнецов В.

105

110

130

Копейкин С.

90

105

130

Костерин В.

100

110

130

Телегин Г.

105

110

135

Тарасов В.

95

115

140

Туманов В.

100

120

140

Евграфов А.

115

120

140

Селезнев В.

100

110

120

Соколов М.

95

115

120

Шутов И.

95

110

120

средний показатель в группе

100,625

113,75

129,375

средний показатель в группе

99,375

112,5

124,375

Рисунок 1.

Полученные результаты до начала практического исследования показали, что силовые показатели, при условном разделении группы занимающихся на контрольную и экспериментальную, находятся примерно на одинаковом уровне во всех трех видах.

Начиная с октября 2011 года, в течение 6 недель (до середины ноября – 18 тренировочных занятий) в экспериментальной группе занятия проводились по предложенной программе.

В конце экспериментальной части повторно были протестированы силовые показатели занимающихся. Полученные данные отражены в табл. 2 и на рис. 2.

Таблица 2. Результаты тестирования начинающих троеборцев после экспериментального исследования

экспериментальная группа

контрольная группа

ФИО

жим

присед

становая

ФИО

жим

присед

становая

Москаев А.

115

130

145

Карасёв А.

110

120

120

Абрамов Д.

120

125

150

Цуркан Р.

100

130

120

Агейкин А.

100

130

145

Стреганов И.

110

120

140

Кузнецов В.

115

135

145

Копейкин С.

100

110

140

Костерин В.

120

135

150

Телегин Г.

110

115

145

Тарасов В.

115

125

160

Туманов В.

105

120

150

Евграфов А.

120

140

150

Селезнев В.

110

120

145

Соколов М.

110

130

140

Шутов И.

100

120

140

средний показатель в группе

114,375

131,25

148,125

средний показатель в группе

105,625

119,375

137,5


Рисунок 2.

Полученные данные после применения разработанной программы тренировок начинающих троеборцев, показали, что в обеих группах силовые показатели выросли, однако в экспериментальной группе этот рост показателей значительно выше. Это можно увидеть при сравнении показателей в каждой группе до и после практического исследования на рис. 3 – 4.


Рисунок 3.

Рисунок 4.

Следовательно, предложенная программа тренировок начинающих заниматься силовым троеборьем, уже на первых двух месяцах дает значительные результаты. Разработка упражнений направленных на правильную постановку технического исполнения отдельных упражнений, позволяет занимающимся троеборьем повысить свои показатели в силовых тестах.

Это подтверждают и показатели расчета достоверности различий в каждом виде силового тестирования (расчеты находятся в прил.1):

Жим - t=2,94 при р ≤ 0,05.

Присед - t=4,39 при р ≤ 0,01.

Становая тяга - t=2,39 при р ≤ 0,05.

Как видно из показателей, достоверность различий подтверждена в каждом виде тестирования, причем в двух видах процент ошибки минимальный для педагогических исследований.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование, описанное в практической части нашей работы показало, что разработанная программа для начинающих юношей заниматься силовым троеборьем эффективна.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Воробьев А.Н. Современная тренировка тяжелоатлетов. М.: Физкультура и спорт, 1964 – 205 с.
  2.  Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы. Изд 2-е. М.: Физкультура и спорт, 2007.- 180с
  3.  Грощенков С.Е., Возняк С.В. Динамическое наблюдение за развитием физических качеств у детей и подростков под влиянием занятий спортом. В кн.: Начальная подготовка юного спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1982. – С. 42 - 59.
  4.  Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика и возраст. – Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989 .- 200 с.
  5.  Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика. Учебник. М.: Советский спорт, 2005. – 600 с.
  6.  Жеков И.П. Биомеханика тяжелоатлетических упражнений. М.: Физкультура и спорт, 2006. - 192 с
  7.  Лапутин Н.П., Олешко В.Г. Управление тренировочным процессом тяжелоатлетов. – Киев: Здоровя, 1982. – 120 с.
  8.  Медведев А.С. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике: Учебное пособие для тренеров. - М.: Физкультура и спорт, 1986. – 232 с.
  9.  Опухтин P.M. Все о пауэрлифтинге. Р/Д: Феникс, 2010. - 456 с.
  10.  Примак Р.Ю. Биомеханика тяжелоатлетических упражнений. М.: Физкультура и спорт, 2009. – 332 с.
  11.  Сальников В.А. Индивидуальные особенности взрослых и юных тяжелоатлетов // Теория и практика физической культуры. 1983. № 10. С. 12-14.
  12.  Сальников В.А., Кимейша Б.В. Особенности взаимосвязи психофизиологических свойств высококвалифицированных тяжелоатлетов // Теория и практика физической культуры. 1980. № 8. С. 8-13.
  13.  Сальников В.А., Кимейша Б.В., Фаламеев А.И. Фактор индивидуальности и результативность деятельности тяжелоатлетов // Теория и практика физической культуры. 1985. № 3. С. 16 - 18.
  14.  Селуянов В.Н. Эмпирический и теоретический пути развития теории спортивной тренировки // Теор. и практ. физ. культ. 1998. № 3. С. 46-50.
  15.  Скотников В. Ф., Смирнов В.Е., Якубенко Я.Э. Тяжелая атлетика (мужчины и женщины): Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства и училищ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2005.
  16.  Соколов Л.Н, Родионов В.И. Методика обучения // Тяжелая атлетика. М.: Физкультура и спорт, 1981. С. 96 - 117.
  17.  Соколов Л.Н. Некоторые вопросы совершенствования в спортивной технике тяжелоатлетов // Тяжелая атлетика. М.: Физкультура и спорт, 1982. С. 24-27.
  18.  Тяжелая атлетика и методика преподавания. Учеб. Для пед. фак-в инт-тов физ. Культ. / Под ред. А. С. Медведева. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 112 с.
  19.  Тяжелая атлетика: Учеб. Для ин-тов физ. Культ. - Изд. 4-е, перераб., доп. / Под ред. А.Н. Воробьева. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 238 с.
  20.  Фаламеев А.И., Лукьянов М.Т. Тяжелая атлетика для юношей. Учебное пособие. М.: Физкультура и спорт, 1961. – 199 с.
  21.  Фаламеев АН. Развитие юношеской тяжелой атлетики в нашей стране // Тяжелая атлетика. М.: Физкультура и спорт, 1985. С. 8 - 11.
  22.  Фаламеев АН. Техника классических упражнений // Методические разработки. Л.: ГДОИФК, 1983. - 58 с.
  23.  Фаламеев АН., Сальников В.А, Кимейша Б.В. Некоторые замечания о технике тяжелоатлетических упражнений // Методические рекомендации. Л.: ГДОИФК, 1980. – 27 с.
  24.  Яценко И.И. Тяжелая атлетика: дальнейшие перспективы. М.: Физкультура и спорт, 2009. - 278с.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1.

Расчет достоверности различий полученных данных с помощью электронной программы STATISTIKA версия 6.1.

экспериментальная группа

контрольная группа

ФИО

жим

присед

становая

ФИО

жим

присед

становая

Москаев А.

115

130

145

Карасёв А.

110

120

120

Абрамов Д.

120

125

150

Цуркан Р.

100

130

120

Агейкин А.

100

130

145

Стреганов И.

110

120

140

Кузнецов В.

115

135

145

Копейкин С.

100

110

140

Костерин В.

120

135

150

Телегин Г.

110

115

145

Тарасов В.

115

125

160

Туманов В.

105

120

150

Евграфов А.

120

140

150

Селезнев В.

110

120

145

Соколов М.

110

130

140

Шутов И.

100

120

140

средний показатель в группе

114,375

131,25

148,125

средний показатель в группе

105,625

119,375

137,5

T-критерий независимых выборок (Таблица данных1) Замечание: Переменные рассм. как независимые выборки

Среднее

Среднее

t-знач.

ст.св.

p

N набл.

N набл.

Ст.откл.

Ст.откл.

F-отн.

p

жим ЭГ vs. жим КГ

114,37

105,62

2,9467

14

0,0106

8

8

6,781

4,95

1,87

0,42

T-критерий независимых выборок (Таблица данных1) Замечание: Переменные рассм. как независимые выборки

Среднее

Среднее

t-знач.

ст.св.

p

N набл.

N набл.

Ст.откл.

Ст.откл.

F-отн.

p

присед ЭГ vs. присед КГ

131,25

119,37

4,39

14

0,00061

8

8

5,175

5,629

1,18

0,82

T-критерий независимых выборок (Таблица данных1) Замечание: Переменные рассм. как независимые выборки

Среднее

Среднее

t-знач.

ст.св.

p

N набл.

N набл.

Ст.откл.

Ст.откл.

F-отн.

p

станованя ЭГ vs. становая КГ

148,12

137,5

2,347

14

0,034

8

8

5,938

11,33

3,64

0,109468

PAGE  31


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7996. Формы коллективного воспитания школьников 22.5 KB
  Формы коллективного воспитания школьников КТД (коллективные творческие дела). Технологию его проведения разработал Ленинградский учёный, доктор педагогических наук Игорь Петрович Иванов. Характеристика КТД: Включает в себя 4 основных этапа...
7997. Методы воспитания школьников 29 KB
  Методы воспитания школьников Метод - способ достижения какой-либо цели. Методы воспитания - конкретные пути влияния на сознания, чувства, поведение для решения педагогически задач в совместной деятельности с воспитателями и педагогами. При...
7998. Нравственное воспитание школьников 43.5 KB
  Нравственное воспитание школьников Нравственность - личностная характеристика, объединяющая такие свойства и качества, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующ...
7999. Трудовое воспитание школьников 31.5 KB
  Трудовое воспитание школьников Трудовое воспитание - есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявление инициативы, творчества, ...
8000. Физическое воспитание в школе 26.5 KB
  Физическое воспитание в школе Физическое воспитание - многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленный на развитие: Потребности в занятиях физической культурой и спортом Физ...
8001. Экологическое воспитание в школе 27.5 KB
  Экологическое воспитание в школе Экологическое воспитание - это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать...
8002. Эстетическое воспитание в школе 25 KB
  Эстетическое воспитание в школе Формирование эстетической культуры - процесс целенаправленного развития способностей личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Задачи: Выработка...
8003. Нестандартні уроки 14.38 KB
  Нестандартні уроки На небезпечну тенденцію зниження інтересу учнів до занять, яка появилась у нашій школі ще в середині 70-х років, масова практика відреагувала нестандартними уроками, головною метою яких є пробудження й утримання інтересу школярів...
8004. Урок - основна форма організації навчання 21.6 KB
  Урок - основна форма організації навчання У сучасній школі класно-урочна форма є головною (основною), її ключовим компонентом є урок. Урок - це відрізок навчального процесу, який є викінченим у смисловому, часовому й організаційному відношенні. Не...