39467

Анализ процесса обновления лакокрасочного покрытия автомобиля средствами и методами управления качеством (QFD, FMEA и др.)

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

На первый взгляд многим может показаться что окраска автомобиля дело пяти минут не требующее особых усилий и специальных навыков. Другое дело доверить своего железного коня действительно тем кто занимается покраской кузова и деталей автомобиля профессионально. Кроме всего прочего при окрашивании автомобиля стоит уделять важное и особое внимание самой технологии окраски.

Русский

2013-10-04

71.82 KB

15 чел.

34

Введение

Профессиональная покраска автомобиля - это искусство, требующее умелой руки мастера. Покраска кузова подразумевает под собой целый комплекс операций, который необходимо произвести для адекватного восстановления всего заводского лакокрасочного покрытия, включая слои грунта, наполнителя, краски и лака. На первый взгляд многим может показаться, что окраска автомобиля - дело пяти минут, не требующее особых усилий и специальных навыков. Но это мнение ошибочно, потому, что покрасить автомобиль гладко, безупречно и качественно практически не под силу в домашних условиях не имея навыков. Пробовать свои умения в окраске авто мы вам не советуем, поскольку в противном случае Вы рискуете допустить серьёзные ошибки, которые будет трудно исправить даже бригаде толковых мастеров. Другое дело - доверить своего "железного коня" действительно тем, кто занимается покраской кузова и деталей автомобиля профессионально.

Кроме всего прочего, при окрашивании автомобиля стоит уделять важное и особое внимание самой технологии окраски. Так, например, при окрашивании дверей автомобиля стоит провести детальный осмотр на наличие в этой части машины различных дефектов: очагов коррозии, царапин, вмятин и прочего. Все подобные повреждения перед покраской должны быть устранены. Если же весь кузов автомашины подвергался рихтованию, то перед покраской стоит убедиться в том, что все дверные и оконные проёмы автомобиля совпадают. По мере необходимости и если того требует ситуация, иногда приходится делать и кузовной ремонт, иначе окраска не сможет улучшить внешний вид автомобиля. Естественно, что никакие малярные работы не должны проводиться если поверхность любой детали, например, бампера, имеет трещины и заломы. При окраске дисков лучше использовать порошковые краски, поскольку обычные автомобильные эмали не выдерживают и года эксплуатации. Все эти и многие другие маленькие профессиональные секреты в своей работе использует квалифицированный персонал СТО.

Алгоритм действий по подготовке и покраске автомобиля:

  1.  Процесс приёмки автомобиля мастером

1.1 Оценка внешнего вида автомобиля

1.2 Регистрация автомобиля

  1.  Выбор способа нанесения лакокрасочного покрытия

2.1 Пневматическим распылением

2.2 Аэрозольное распыление

2.3 Ультразвуковое распыление

2.4 Окраска окунанием

  1.  Выбор вида лакокрасочного покрытия

3.1 Эмаль

3.2 Базовое покрытие

3.3 Акрил

  1.  Разборка автомобиля
  2.  Подготовка деталей кузова под окраску

5.1 Удаление следов коррозии, вмятин и неровностей кузова

5.2 Выравнивание поверхностей кузова

  1.  Шпатлевание и перетирка поверхности кузова
  2.  Обезжиривание, удаление жирных пятен и грунтование
  3.  Финишная перетирка грунта под покраску
  4.  Заклейка не окрашиваемых поверхностей и герметизация салона автомобиля
  5.  Подготовка помещения для окраски

10.1 Замена всех имеющихся фильтров в помещении

10.2 Уборка помещения от пыли и лишних предметов

10.3 Нагревание воздуха помещения до температуры 20-25°С

  1.  Покраска
  2.  Сушка кузова, сборка и приёмка автомобиля владельцем

1 Процесс приёмки автомобиля мастером

1.1 Оценка внешнего вида автомобиля.

Владелец объясняет каким визуальным изменениям он хотел бы подвергнуть кузов своего автомобиля например, убрать сколы, вмятины, царапины, коррозию или полностью обновить лакокрасочное покрытие своего авто. Мастер оценивает объем работы которую ему будет необходимо выполнить и говорит приблизительную стоимость, в которую входит: стоимость материала для подготовки кузова к покраске, сама краска и стоимость подготовки и покраски автомобиля или деталей кузова: крыльев, дверей, капота, крышки багажника, крыши или бамперов.

Если автомобиль после ДТП то отдельно оценивается работа по рихтовке детали или по её полной замене на новую. Стоимость покупки новой детали так же ложиться на владельца автомобиля.

Далее мастер озвучивает приблизительные временные рамки когда он приступит к работе и когда полностью её закончит.

1.2 Регистрация автомобиля.

После согласия владельца транспортное средство регистрируется т.е становится в очередь на ремонт, в компьютере фиксируется его место, регистрационный знак и объем работы с автомобилем. Так же записывается ФИО и номер телефона владельца. Желательно предоставить определенную часть денежных средств необходимых для закупки материала: наждачной бумаги нескольких номеров, шпатлевки, грунта, растворителя для грунта и обезжиривателя.


  1.  Выбор способа нанесения лакокрасочного покрытия

  1.  Пневматическое распыление.

Наиболее распространенный метод окраски - это распыление лакокрасочных материалов сжатым воздухом. Этим методом можно наносить почти все виды лакокрасочных материалов на изделия любой конфигурации и любых размеров. Окраска распылением в 4 раза производительнее окраски кистью. Недостатком пневматического распыления являются большие потери материалов на туманообразование (20-50%), значительный расход растворителей, опасность в пожарном отношении и токсичность. Поэтому для окраски распылением необходимы специально изолированные помещения - камеры, оборудованные вентиляцией для очистки и вытяжки загрязненного воздуха.

Установки для окраски пневматическим распылением состоят из компрессора, маслоотделителя для очистки подаваемого сжатого воздуха, красконагнетательного бака (в некоторых распылителях краска может также подаваться из стаканчиков) и краскораспылителя - пульверизатора. Принцип действия краскораспылителей заключается в следующем.

Краска и сжатый воздух поступают по двум каналам - трубкам, имеющим общую ось; по внутренней трубке - материальному соплу поступает краска, по наружной трубке - воздушному соплу сжатый воздух. У выхода из сопла краска попадает в струю сжатого воздуха, который, расширяясь, разбивает ее на мелкие капли и увлекает за собой. При попадании на окрашиваемую поверхность капли сливаются, образуя ровный слой покрытия.

  1.  Аэрозольное распыление.

При аэрозольном распылении краска находится в металлическом герметическом баллоне под давлением до 2 кГ/см2 инертного газа фреона-пропеллента. При нажатии на клапан краска под давлением распыляется из сопла диаметром 0,5 мм и образует равномерной толщины покрытие. Распыление происходит в основном за счет испарения пропеллента.

В качестве распыляющего агента служат также сжиженные газы - углекислота, азот и др.

При помощи баллона емкостью 0,5 л можно окрасить около 2  поверхности при толщине пленки 12-14 мкм. Расстояние от баллона до окрашиваемой поверхности должно быть 200-250 мм, ширина окрасочного факела (при диаметре сопла 0,5 мм) 50-65 мм. Перед употреблением краску в баллоне следует хорошо взбалтывать. Для аэрозольного нанесения наиболее пригодны лакокрасочные материалы на основе алкидных и акриловых смол, а также нитролаки (эмали) на низковязком коллоксилине.

В баллоне должно находиться одинаковое количество лакокрасочного материала и фреона. Автомат для упаковки аэрозольных баллонов производит следующие операции: продувание баллонов сжатым воздухом, удаление воздуха продуванием фреона, наполнение баллона краской, запрессовка отверстия и нагнетание фреона. Аэрозольное нанесение красок особенно эффективно для подкраски дефектных мест, а также для нанесения лака на деревянные изделия.

  1.  Ультразвуковое распыление.

С целью дальнейшего усовершенствования окраски ведутся работы по применению ультразвукового распыления.

Данный способ обеспечивает образование при распылении мельчайших частиц краски и дает возможность применять более широкий ассортимент лакокрасочных материалов, в том числе и таких, которые по своим свойствам плохо распыляются в электрическом поле.

Ультразвуковой распылитель, представляющий собой стальной цилиндрический стержень с внутренней полостью, прикрепленный к ультразвуковому генератору. Изделия движутся на ленточном конвейере, изолированном от земли. На одной оси с распылителем под конвейером установлен высоковольтный электрод. Между электродом и распылителем возникает электрическое поле, где распыленные частицы краски получают заряд и наносятся на изделие.

В установках другого типа распыление тонких слоев краски на изделие производится с поверхности излучателя (лотка), который колеблется с ультразвуковой частотой.

  1.  Окраска окунанием.

При окраске окунанием изделия погружают в ванну с краской на определенное время; после подъема из ванны и стекания излишков краски на поверхности изделия образуется пленка.

Для получения покрытия нужного качества при окраске погружением следует правильно выбирать вязкость лакокрасочного материала. Рабочую вязкость устанавливают опытным путем, добавляя растворители и разбавители к исходному материалу. Так как находящиеся в ванне окрасочные составы постепенно густеют из-за испарения растворителя, то необходимо периодически (лучше всего 1-2 раза в смену) проверять вязкость окрасочного состава и корректировать его. Быстросохнущие краски нитро - и перхлорвиниловые из-за усиленного испарения растворителей для окраски погружением не применяются. Окраска окунанием пригодна для изделий простой формы, допускающих полное стекание излишков краски. Если детали имеют внутренние полости или карманы, то для стекания краски в них предусматривают специальные технологические отверстия (дренажи).

При погружении изделие должно полностью покрываться краской без воздушных пузырей, при извлечении из ванны избыток краски должен стекать без образования подтеков. Оптимальное положение изделия при погружении в ванну должно в каждом случае подбираться опытным путем.

Для навески окрашиваемых изделий на конвейер следует применять простейшие приспособления - крючки, "елочки" разной конструкции.


  1.  Выбор вида лакокрасочного покрытия

Лакокрасочным покрытием называется один или несколько высохших, слоев лакокрасочных материалов, нанесенных на окрашиваемую поверхность, которые в результате высыхания (отвердения) или протекающих одновременно с этим процессов в связующем (полимеризации, поликонденсации, карбонизации и др.) превращаются в декоративно-защитную пленку, прочно соединяющуюся с основанием.

По оптическим свойствам лакокрасочные покрытия бывают прозрачные и непрозрачные; по степени блеска — блестящие или матовые; по характеру поверхности — гладкие и шероховатые (например, под фактуру «шагрень»).

  1.  Эмаль.

Эмалью называют лакокрасочный материал сходный по некоторым качествам с краской. Эмаль это определенные наполнители и пигменты, входящие в раствор синтетических или искусственных полимеров. Эмалевое покрытие значительно тверже, чем покрытие краски. 

Все эмали являются универсальными и обладают отличными характеристиками. Эмаль нц применяется в основном для покрытия изделий из металла, а также деревянных покрытий предназначенных для эксплуатации и внутри помещений и снаружи. Эмаль нц образует гладкую блестящую пленку, быстро сохнет. Наносить эмаль нц следует способом пневматического распыления, также можно наносить кистью. Эмаль пф наносится на предварительно покрытую грунтовкой поверхность из металла или дерева. Эмаль пф пригодна для покрытий, используемых на открытом воздухе и внутри помещений. 

Покрытия, получаемые при нанесении эмалей устойчивы к атмосферным явлениям, к большим колебаниям температур, к воздействию моющих средств и масел. 

  1.  Базовое покрытие (металлик).

Базовое покрытие это специальная краска которой покрывается деталь в несколько слоев, а затем после небольшого промежутка времени, что бы она немного подсохла, сверху в несколько слоев наносится лаковое покрытие которое придает блеск и глубину базовому покрытию. В добавок лаковое покрытие хорошо защищает поверхность от света, воды, грязи, резкой смене температур и служит декоративной отделкой поверхности.

По эксплуатационным свойствам различают лакокрасочные покрытия атмосфере-, водо-, масло- и бензостойкие, химически стойкие, термостойкие, электроизоляционные, консервационные, а также специального назначения. К последним относятся, например, противообрастающие (препятствуют обрастанию подводных частей судов и гидротехнических сооружений морскими микроорганизмами), светоотражающие, светящиеся (способны к люминесценции в видимой области спектра при облучении светом или радиоактивным излучением), термоиндикаторные (изменяют цвет или яркость свечения при определенной температуре), огнезащитные, противошумные (звукоизолирующие).

Используют лакокрасочные покрытия во всех отраслях народного хозяйства и в быту. Более 50% всех ЛКМ (Лакокрасочных материалов) расходуется в машиностроении (из них 20% - в автомобилестроении), 25% - в строительной индустрии. В строительстве для получения лакокрасочные покрытия (отделочные) применяют упрощенные технологии изготовления и нанесения ЛКМ.

  1.  Акрил.

Акриловая автоэмаль, это цветное однокомпонентное покрытие. Наносится непосредственно на грунт, после высыхания образует блестящую прочную поверхность. Нанесение лака не требует, так как акрил сам по себе является пленкообразующим материалом. Наносится в три слоя, если необходимо получить более глубокий цвет, или же автомобиль впоследствии будет часто подвергаться полированию, то можно и больше. Из плюсов можно отметить простоту этого покрытия, и при должном ухаживании является долговечным. Легко полируется, но легко протирается если переусердствовать. Недостаток покрытия, это сильная подверженость сколам. Так как покрытие однокомпонентное, то при сколе открывается грунт, который не так стоек к влиянию окружающей среды. И вместе скола в скором времени образуется "жук".


  1.  Разборка автомобиля

Разборка автомобиля необходима для полного освобождения поверхности деталей кузова с целью последующей работы с ними. К тому же процесс разборки не такой уж прост как кажется, это трудоемкая требующая хорошего внимания работа, занимающая достаточно много времени.

Для того что бы к ней приступить необходимо иметь хотя бы теоретические знания по креплению обшивки, зеркал, сидений и прочих элементов салона автомобиля и кузова, а лучше хотя бы небольшой опыт такого вида работ. Иногда, дополнительно необходимо изучить определенную литературу что бы приступить к ней. На сегодняшний день в деталях салона и во многих элементах конструкции кузова автомобиля присутствует большое количество пластмассы или деталей изготовленных полностью из неё. Этот момент должен учитываться и требовать предельного внимания и концентрации во время разборки т.к разборщик несет полную ответственность за каждую снятую с автомобиля деталь салона или внешнего вида (боковые зеркала, повторители поворотов, фары и т.д). Разборка поможет увидеть все недочеты после предыдущих покрасок, если такие были и исключить их,  так же под элементами кузова внешнего вида могут скрываться неприятности которые ранее были не заметны для глаз, сколы, вмятины, коррозия которые тоже необходимо учитывать и устранить.


  1.  Подготовка поверхности под покраску

Подготовка поверхности кузова к нанесению лакокрасочных материалов является ответственной операцией в технологическом процессе окраски.

  1.  Удаление следов коррозии.

Для удаления продуктов коррозии (ржавчины) с поверхности металлов используют механический и химический методы.

Механический метод:

Очистить металл вручную стальными щетками, шаберами, шлифовальной шкуркой (№25,16,12) и другим абразивным материалом. Проводить обработку осторожно, так как прокорродировавший металл хрупок и легко повреждается. Для уменьшения пылеобразования проводить "мокрую" очистку. Поверхность очищаемого металла смочить уайт-спиритом или керосином, а затем шлифовать. Свежеочищенная поверхность металла легко ржавеет, поэтому не оставлять очищенные поверхности на длительное время без защитного покрытия.

Химический метод:

Химический метод называют травлением. Процесс травления состоит из следующих операций: обезжиривание, обработка кислотосодержащим составом, промывка водой, промывка нейтрализующим составом, промывка водой, сушка.

Составы для удаления ржавчины с металлических поверхностей: Автоочиститель ржавчины "Омега-1", Паста "Морж".

Состав для травления № 1120;

а) Перед употреблением очиститель необходимо хорошо перемешать;

б) Нанести шпателем или кистью слоем 1-3 мм на ржавую поверхность;

в) Выдержать на ней 5-30 мин (в зависимости от толщины слоя ржавчины);

г) Очиститель удалить сухой тканью или щеткой;

д) Протереть поверхность насухо;

После обработки препаратами, содержащими кислоту, плохо удаленные остатки способствуют развитию коррозии.

Наиболее эффективна смешанная очистка ржавчины. Она заключается в том, что сначала поверхность очищают механическими средствами, а затем остатки ржавчины в порах металла обрабатывают травильными составами. При нанесении преобразователей ржавчины необходимо следить, чтобы они не попадали на поверхности с неудаленным лакокрасочным покрытием.

  1.  Устранение неровностей кузова.

Устранение неровностей кузова предполагает доведение поврежденных мест на детали до заводского состояния т.е четкие ровные линии, загибы или гладкие плоскости которые предусматривались заводом изготовителей на стадии проектирования кузова автомобиля. Достигается это с помощью специальных устройств и приспособлений для устранения вмятин или аккуратно подручными средствами после наносится шпатлевка или стекловолокно и затирается до идеально ровной и гладкой поверхности.


  1.  Перетирка и шпатлевание поверхности кузова

Шпатлевание производится для выравнивания поверхности кузовного элемента, устранения впадин, неровностей, царапин и т.д. 

Автомобильная шпатлевка бывает нескольких основных видов. Для ремонта глубоких вмятин (до 20 мм) понадобится шпатлевка со стекловолокном, которая при высыхании дает малую усадку. В качестве первичного слоя можно использовать шпатлевку с алюминиевым наполнителем, которая хорошо обрабатывается после высыхания. Чтобы выровнять небольшие неровности, применяется универсальная двухкомпонентная шпатлевка. Точное выравнивание поверхности производится финишной двухкомпонентной шпатлевкой или однокомпонентной шпатлевкой в тюбике. Этими материалами устраняются микронеровности и микроцарапины, а также производится окончательное шпатлевание.

Технология нанесения шпатлевки следующая. На первом этапе ремонтная поверхность зачищается абразивом Р120 и обезжиривается. Далее замешивается небольшое количество грубой шпатлевки с отвердителем, легким нажимом шпателя материал наносится на ремонтный участок. Не следует за один этап пытаться выполнить шпатлевание. Через 10-15 минут операцию можно повторить. В зависимости от особенностей обрабатываемого участка кузова требуется 3-4 нанесения грубой шпатлевки.

Второй этап работы заключается в перетирки высохшей шпатлевки. Чтобы случайно не повредить поверхность за пределами ремонтного участка, лучше наклеить малярный скотч в 2-3 слоя. Помощь в контроле качества шпатлевания окажет проявочный порошок черного цвета, который наносится перед шлифованием. Так как шпатлевка после высыхания мягче лакокрасочных материалов и металла, то и снимается она шкуркой проще и быстрее. Как только начнет проявляться металл, шлифование нужно прекратить и добавить еще слой шпатлевки.

После того как грубая шпатлевка будет отшлифована, настанет время следующего этапа – нанесение финишного шпаклевочного материала. Наносится она аналогично грубой шпатлевке, а зачищается еще менее зернистой наждачной бумагой. Когда все будет выровнено и отшлифовано, можно заполнить все микротрещинки и микропоры самой финишной шпатлевкой, которая наносится по всей ремонтной зоне резиновым шпателем. После этой операции поверхность обезжиривается составом типа «Антисиликон» и производится дальнейшее грунтование.

Перед грунтованием необходимо перетереть всю деталь мелкой наждачной бумагой для более эффективной адгезии грунта с оставшимся слоем краски на детали и долговечности наносимого в дальнейшем лакокрасочного покрытия.


  1.  Обезжиривание, удаление жирных пятен и грунтование

Важнейший этап подготовительных работ при окрашивании машины – это обезжиривание поверхностей и их обдувка. От качества выполнения процедур зависит конечный итог. Если вы обезжирите авто недостаточно, это приведет к плохой адгезии красителя с кузовом, а незаметные, на первый взгляд, мелкие пылевые частицы проявятся после работ.

Сначала тщательно продуйте весь кузов автомашины, не забывая про труднодоступные места, в них может скопиться пыль и мусор. Вслед за этим приступайте к обезжириванию при помощи специальной жидкости. Смочите ею чистую салфетку и самым тщательным образом протрите весь корпус авто. Затем вытрите его сухой салфеткой.

Далее повторите операцию обдува и завершите подготовительную работу, протерев кузов особой пылесборной салфеткой, с целью удаления мельчайших частиц пыли.

Грунтование автомобиля один из немаловажных процессов кузовного ремонта. Если при шпатлевании мы добиваемся непосредственно определённой формы детали, то грунтование служит для антикоррозийной обработки и как связующие звено между шпатлёвкой и краской. Так как не в коем случае нельзя производить покраску непосредственно на шпатлёвку или металл. Грунтование это обязательный пункт в процессе кузовного ремонта.

Рассмотрим основные виды грунтов:

Акриловый грунт 1K - Это однокомпонентный акриловый грунт. Это в основном мокрые грунты, которые кладутся тонким слоем, играя главную роль: адгезия, защита от коррозии, также применяют на новых деталях.

Акриловый грунт 2К - Двухкомпонентный акриловый грунт. Является универсальным продуктом для различных видов ремонта. Применяется для окончательного выравнивания поверхности, для заполнения небольших пор и шлифовальных рисок. Хорошая наполнительная способность: легкость в обработке, короткое время сушки, высокая межслойная адгезия.

Антикоррозийный грунт - Применяется для нанесения на голый металл. Защищает от коррозии. Сверху необходимо покрывать 2К грунтом, так как нельзя ложить краску поверх антикоррозийного грунта. Наносится тонким слоем в отличии от порозаполняющих грунтов.

Грунт по пластику - Отдельная группа грунтов, которые предназначены именно для нанесения на пластик. Обеспечивают прекрасную адгезию при дальнейшем нанесении акриловых грунтов наполнителей и лакокрасочных материалов. Обладают высокой эластичностью.

Кислотное грунтование. При кислотном защитном грунтовании,  называемое также «вош праймером»,  речь идет о двухкомпонентном продукте. Его жизнеспособность после смешивания  составляет 24 часа при 20°С. Основную грунтовку "наполнитель" наносят, когда кислотный грунт подсох, но еще обладает  поверхностной активностью. Кислотный защитный грунт можно шлифовать. Осуществляют сухое шлифование шкуркой  зернистостью Р280-Р400. Перерыв между нанесением отдельных  слоев должен составлять около 5 минут. Можно нанести от двух до трех слоев.  Время высыхания до нанесения  наполнителя составляет от 30 до 90 минут  при 20°С.

На кислотный грунт нельзя  наносить полиэфирную шпатлевку,  поскольку она в не отвердевшем  состоянии растворяет грунт. Можно использовать только 2К грунт - наполнитель. Наоборот, нанесение кислотного  защитного грунта на отвердевшую  шпатлевку возможно без проблем,  поскольку шпатлевка в этом случае  химически неактивна.

Слой краски или грунта обладает вплоть до  полного высыхания поверхностной  активностью.  Можно наносить следующий слой без  промежуточного шлифования (метод  «мокрый по мокрому»).  Если материал не обладает этими качествами,  необходимо тонкое шлифование. 

После грунтования нужно обязательно хорошо просушить деталь не менее 15 часов при температуре 15- 20°С.

  1.  Финишная перетирка грунта под покраску

Данный процесс проводится для придания идеально ровной и гладкой поверхности детали, это очень важно т.к от него будет зависеть как эстетически будет смотреться деталь после нанесения лакокрасочного покрытия и насколько крепка будет адгезия между грунтом и краской или основой(базой). Так же этот этап является заключительным в процессе подготовки кузова, а значит самым важным и ответственным.

Здесь осуществляется контроль проделанной работы ранее, органолептическими методами, основным из которых является опытный взгляд  мастера. Нет ли пропусков неровностей детали, до конца ли высох грунт на детали правильно ли подобрана наждачная бумага  для финишного ошкуривания т.е не слишком ли глубокие царапины оставляет наждак, в каких условиях нужно проводить ошкуривание т.е с водой или на сухую, на сколько тщательно необходимо перетирать деталь. После перетирки наждачной бумагой дополнительно для полной уверенности можно перетереть специальным матирующим гелем для удаления более мелких царапин от наждачки.

Для контроля всего выше перечисленного  необходимо обеспечить очень хорошее освещение и вентиляция помещения в котором проводиться подготовка.


  1.  Заклейка не окрашиваемых поверхностей и герметизация салона автомобиля

Перед покраской автомобиля все не окрашиваемые детали, для предотвращения попадания на них краски, необходимо удалить или если это невозможно нужно аккуратно заклеить специальным автомобильным скотчем (стекла, резинки, лишние не окрашиваемые детали кузова, колеса и т.д).

Так же если у вас не предусмотрена полная разборка салона нужно позаботиться о его герметизации, так как во время малярных работ напыл от краски может проникнуть внутрь салона и тем самым испортить его,  чего нам нельзя допускать. Для этого все отверстия ведущие в салон необходимо заклеить скотчем или если красится дверной проем то заклейка осуществляется изнутри скотчем и специальной пленкой. Она, для предотвращения завихрения потока краски, должна быть в натянутом состоянии.


  1.  Подготовка помещения для покраски

Подготовка помещения включает несколько обязательных этапов:

10.1 Замена всех имеющихся фильтров в помещении где будет проходить покраска автомобиля.

Специальная камера или помещение обязательно должно быть оснащено фильтрами очистки поступающего в него и  выводимого воздуха. Должно быть специальное оборудование которое будет это контролировать, вытежка для удаления загрязненного воздуха (напыла) и вентиляторы для обеспечения очищенного воздуха. Также замена фильтров распиратора для предотвращения попадания паров внутрь организма.

10.2 Уборка помещения от пыли и лишних предметов.

Все предметы которые будут мешать при движении во время покраски автомобиля обязательно нужно убрать из помещения, ничего не должно препятствовать свободному перемещению мастера вокруг автомобиля. Ни каких посторонних предметов на стенах и потолке быть не должно.

Необходимо осуществить продувку продувочным пистолетом всего помещения или если это возможно влажную уборку в летнее время года всего помещения. Так же продуть специальный костюм в котором будет осуществляться покраска.

В летнее время есть риск попадания насекомых(комары, мошки, мухи и т.д) в помещение если они там присутсвуют то необходимо воспользоваться дихлофосом. После этого нужно свести к минимуму любые возможные выходы на улицу и обратно т.к открытие и закрытие уличной двери может стать источником появления новой пыли и насекомых.

 

10.3 Нагревание  воздуха в помещении.

Одно из основных условий для качественного нанесения лакокрасочного покрытия и высыхания это температура помещения. Перед покраской нужно нагнать температуру в помещении не ниже 15 и не выше 25°С.  

Если температура будет низкая то накладываемые слои не будут успевать до конца высыхать и есть риск возникновения подтеков на детали. Если температура будет слишком высокая то краска вылетая из краскопульта будет мгновенно высыхать еще не успевая долетать до детали но все равно прилипать к ней и получатся комки на её поверхности.

После проведенных выше операций проводится тщательная продувка, обезжиривание и протирка специальной липкой салфеткой и снова продувка деталей кузова.


  1.  Покраска кузова
  2.  Покраска эмалью

Эмаль может наноситься пневматическим распылением с подогревом методом безвоздушного распыления. Для получения атмосферостойких покрытий эмаль наносится в два слоя по предварительно загрунтованной поверхности. Применяется для этой цели грунтовка ГФ-0119 или ФЛ-ОЗк. Между нанесением двух слоев эмали производится выдержка в течение 2—3 мин. Последний слой эмали сушат при 18—22°С в течение 8 ч или при 80°С в течение 1 ч. Толщина двух слоев 36—46 мкм.

11.2 Покраска металликом

Грамотная технология покраски автомобиля металликом предполагает нанесение покрытия в три слоя. Суммарная его толщина не должна быть свыше 70-120 мкм. Разбавьте краситель и размешайте его до нужной вязкости. При первичной окраске она должна быть равна 26 с. Для последующих слоев краска нужна более жидкая.

Расстояние между пистолетом и кузовом должно быть около пятнадцати-двадцати сантиметров. Будьте внимательны, так как слишком маленькое расстояние может привести к нежелательным потекам краски, а большое к ее высыханию на лету. Также рекомендуется отрегулировать силу потока и струю.

Как правило, краски наносят в 2,3 слоя, но точно следует читать на банке. Количество слоев зависит от цвета краски и грунта. Если грунт приближен по цвету к краске, то не следует наносить много слоев, но будьте внимательны, иногда из-за этого не обращают внимания на некоторые участки и они не прокрашиваются. Видно же, к сожалению это становиться только после высыхания.

После нанесения базы настает черед лакирования. Сначала разведите лак и отвердитель в соответствии с указаниями на банке. Затем доводите смесь до нужной кондиции, постепенно смешивая ее с разбавителем. Количество слоев также смотрим на банке. Обычно два-три слоя достаточно.

Между слоями необходимо проводить сушку. Сохнет лак от 12 часов, до суток. Желательно использовать для сушки специальную печь, таким образом, вы сможете избежать лишнего попадания пыли на поверхность автомобиля.

Финальный этап – полировка. Как бы вы не старались, на поверхность все равно попадет пыль, а где-то образуются подтеки, поэтому в завершении покраски необходимо отполировать машину. Для этого используйте специальные полировочные пасты. Силу пасты выбирайте осторожно, исходя из дефекта и цвета покраски. Учтите, что на черном цвете слишком грубая паста может оставить нежелательные следы.

  1.  Покраска Акрилом

Как и было выше описано эта краска тоже наносится в 2,3 слоя. Изначально делается как бы подложка – напыляется очень тонкий слой краски. Затем, на обработанную таким образом поверхность, ложится второй, основной слой в нормальную толщину. Покраска (этап нанесения слоев) завершается нанесением третьего слоя, который следует сделать более жидким, чем предыдущие.

Следует заметить, что даже такие не сложные моменты, как подготовка краски и толщина слоя требуем профессионализма от мастера. Ведь даже не значительный «перебор» растворителя в краске вызовет подтеки, а это уже брак и работу следует переделывать. Не маловажный момент еще и в том, что при покраске следует учитывать «укрывистость» красок (нанесение нового слоя краски таким образом и такой толщины, чтобы через него не проступал старый цвет), ведь разный цвет автокраски имеет каждый свою укрывистость, ( к примеру, красный цвет укрывает гораздо хуже, чем белый или бежевый).

  1.  Сушка кузова, сборка и приёмка автомобиля владельцем

Для того, чтобы после окончания покраски любимого авто, вы не столкнулись с дефектами, такими как вздутие краски, шагрень и прочие, необходимо тщательно соблюдать все условия правильной сушки.

В естественных условиях, в зависимости от типа лакокрасочного материала, оптимальная сушка возможна при температуре 18 – 23 °С. Для ускорения процесса при помощи воздушного потока или повышения температуры, следует создать особые условия. То есть использовать специально предназначенные для этой цели устройства.

 В гараже при покраске деталей, можно проводить сушку отдельными участками, при помощи рефлекторов, электрических ламп и прочего оборудования. При этом необходимо регулировать расстояние от источника тепла до поверхности окрашиваемой детали.

Делают это при помощи измерения температуры обратной поверхности окрашиваемой детали. Температура для нитроцеллюлозных эмалей —  60-70 °С, меламиноалкидных эмалей не выше 130 °С. Необходимо предохранять резиновые уплотнители при сушке меламиноалкидных эмалей от перегрева.

Иногда нет времени ждать, пока сушка при покраске автомобиля будет полностью завершена естественным путем. В этом случае рекомендуется применение инфракрасных ламп. Иначе, в народе, их называют инфракрасными сушками.

Это достаточно универсальное оборудование, использовать которое можно и самостоятельно, и как часть сушильной камеры. Ручная инфракрасная сушка позволяет выполнить сушку детали и ускорить процесс в тех местах, которые недостижимы даже для сушильных камер с высокотехнологичным оборудованием. Например, элементы салона и внутренние панели.

Среднее время высыхания любой краски, при температуре 18°С, 20 часов. При наличии специальных печей локального прогревания воздуха.

После полной просушки автомобиля приступают к его сборке. Следует осторожно стараясь не касаться покрашенных поверхностей проводить этот процесс, в порядке обратном разборке.  Касание любым предметом окрашенной поверхности может привести либо к сколу либо к царапине что является недопустимо и бракует проделанную работу, покраска которой в таком случае будет проводиться за счет сборщика.

После завершения работы владелец должен осмотреть автомобиль и сказать своё мнение, т.е принимает работу или сказать что ему не нравится для дальнейшего устранения недочетов если такие имеются. После работа оплачивается и владелец забирает свой автомобиль.


13 QFD - анализ

Сделаем QFD (Quality Function Deployment - технология развертывания функций качества) анализ для процесса обновления лакокрасочного покрытия автомобиля. Он представляет из себя технологию проектирования изделий и процессов, позволяющую преобразовывать пожелания потребителя в технические требования к изделиям и параметрам процессов их производства;

 Таблица 1.  QFD – анализ процесса обновления ЛКП

Значимость (бал)

Персонал

Оборудование

Обслуживание оборудования

Мотивация

Контроль  качества  ЛКП

Рабочее помещение

Поставщики материала

Маркетинговые исследования

СИЗ

Внутренний потребитель

Приёмка авто

5

$

(30)

@

(5)

@

(5)

&

(15)

$

(30)

@

(5)

@

(5)

&

(15)

@

(5)

Способ нанесения ЛКП

4

$

(24)

$

(24)

$

(24)

@

(4)

&

(12)

$

(24)

&

(12)

@

(4)

$

(24)

Вид  ЛКП

3

$

(18)

&

(9)

&

(9)

&

(9)

$

(18)

$

(18)

$

(18)

&

(9)

&

(9)

Разборка авто

3

$

(18)

&

(9)

@

(3)

&

(9)

&

(9)

&

(9)

@

(3)

@

(3)

@

(3)

Подготовка кузова авто

5

$

(30)

$

(30)

$

(30)

$

(30)

$

(30)

$

(30)

$

(30)

@

(5)

&

(15)

Подготовка помещения для покраски

5

$

(30)

&

(15)

&

(15)

$

(30)

$

(30)

$

(30)

@

(5)

@

(5)

&

(15)

Покраска

5

$

(30)

$

(30)

$

(30)

&

(15)

$

(30)

$

(30)

$

(30)

@

(5)

$

(30)

Сушка

5

&

(15)

$

(30)

$

(30)

@

(5)

$

(30)

$

(30)

&

(15)

@

(5)

@

(5)


Продолжение таблицы 1. QFD – анализ процесса обновления ЛКП

Внешний потребитель

Глубина цвета

4

&

(12)

$

(24)

$

(24)

@

(4)

$

(24)

$

(24)

$

(24)

@

(4)

@

(4)

Блеск

5

&

(15)

$

(30)

$

(30)

@

(5)

$

(30)

$

(30)

$

(30)

@

(5)

@

(5)

Качество подготовки кузова

5

$

(30)

$

(30)

$

(30)

$

(30)

$

(30)

&

(15)

$

(30)

@

(5)

&

(15)

Качество сборки

3

$

(18)

&

(9)

@

(3)

&

(9)

&

(9)

&

(9)

@

(3)

@

(3)

@

(3)

Цена

5

$

(30)

&

(15)

&

(15)

$

(30)

&

(15)

&

(15)

$

(30)

$

(30)

@

(5)

Долговечность ЛКП

5

$

(30)

&

(15)

@

(5)

@

(5)

$

(30)

$

(30)

&

(15)

@

(5)

@

(5)

330

275

253

200

327

299

250

103

143

$ - 6

& - 3

@ - 1

 Вывод: огромную значимость в процессе обновления ЛКП на автомобиле имеют Персонал, Контроль качества ЛКП, Рабочее помещение и Оборудование.


14 FMEA - анализ

FMEA - анализ (Failure Mode and Effects Analysis) - технологию анализа возможности возникновения и влияния дефектов на потребителя. FMEA проводится для разрабатываемых продуктов и процессов с целью снижения риска потребителя от потенциальных дефектов.

Таблица 2.  FMEA – анализ процесса обновления ЛКП

Этапы процесса

Проявление отказа

Причина отказа

Последствия отказа

S

O

D

ПЧР

Корректирующие действия

1)Процесс приемки авто

Неправильная оценка и объем работы

Недостаточная квалификация рабочего

Неудовлетворительное качество работы, длительный срок выполнения работы

5

5

5

125

Повышение квалификации внимательность

2)Разборка

Сломаные  или поврежденные детали

Недостаточная квалификация рабочего, малый опыт работы

Покупка поврежденных деталей за свой счет

6

5

9

270

Повышенное внимание, изучение дополнительной литературы

3)Подготовка кузова

Глубокие риски, сколы, крупная шигрень, вмятины, следы коррозии

Не правильное использование материала, невнимательность,  недостаток опыта

Визуально неприемлемый вид после покраски, шелушение краски

9

6

5

270

Замена поставщика материалов, повышенное внимание,  аккуратность

4)Обезжиривание и грунтование

Появление кратеров на детали при грунтовании, не правильная просушка грунта

Не достаточно хорошо обезжириная поверхность, недостаточное время просушки

Быстрое забивание зерен наждачной бумаги, использование большего количества слоев грунта следствие нерационального использования материала

9

7

7

441

Тщательное обезжиривание деталей, сушка при температуре от 12 до 15°С не менее 10 часов, установка датчиков контроля температуры

5)Финишная перетирка и обезжиривание

Глубокие риски на поверхности детали, появление кратеров при нанесении ЛКП

Не правильное использование материала, плохо обезжириная поверхность

Визуально заметные кратеры и риски на ЛКП - брак

9

5

7

315

Изучение дополнительной литературы, повышенное внимание

6)Заклека

Появление краски на не окрашиваемых поверхностях

Невнимательность, неаккуратность, плохое качество заклеивающей ленты

Появление краски на не окрашиваемых поверхностях,  увеличение срока работы (устранение)

9

6

5

270

Повышенное внимание, использование качественных материалов

7)Подготовка помещения

Загрязненность помещения, лишние предметы, плохое освещение

Недостаточно тщательная уборка, усталость, невнимательность

Пыль на ЛКП, матовость ЛКП, непрокрасы

9

5

5

225

Более тщательная уборка помещения от пыли и грязи

Продолжение таблицы 2. FMEA – анализ процесса обновления ЛКП

8)Покраска

Подтеки краски или лака, непрокрасы

Усталость, недостаточное освещение, недостаточная просушка слоев

Непрокарсы, подтеки, матовость ЛКП - брак

9

6

8

432

Дополнительная полировка кузова, правильная просушка слоев, дополнительное освещение

9)Сушка

Следы на ЛКП от касания

Недостаточное время просушки

Неприемлемость ЛКП - брак

9

5

8

360

Сушка не менее 15 часов при температуре от15до18°С

S – критичность отказа.

O – вероятность появления отказа.

D – вероятность обнаружения отказа.

ПЧР – произведение S*O*D

Max 10 баллов, min 0 баллов.

Вывод: самое высокое внимание для предотвращения появления рисков необходимо уделить следующим подпроцессам: покраска, сушка и обезжиривание и грунтование.

15 Блок схема процесса обновления ЛКП

Приёмка автомобиля

Согласование с владельцем

Отказ

Регистрация авто

Выбор способа нанесения ЛКП

Согласование с владельцем

Выбор вида ЛКП

Согласование с владельцем

Разборка авто

Подготовка деталей кузова к покраске

Контроль процесса подготовки

А


Обезжиривание и грунтование

Контроль

А

Финишная перетирка грунта под окраску

Контроль

Заклейка и герметизация салона

Контроль

Подготовка помещения для покраски

Контроль

Покраска

Сушка кузова

Заключение

В данной работе рассмотрена тема покраски автомобиля. Если ремонт узлов, агрегатов замена ГСМ зависит от времени, пробега, то покрасочные услуги нужны тем кто хочет держать свой автомобиль ухоженным и всегда приятным для своих и глаз окружающих или в результате аварий и других неприятностей. Увеличение парка автомобилей влечет за собой и увеличение аварий и как следствие увеличение потребности в таких услугах. Плюс к этому в России погодные условия благоприятствуют развитию коррозии. СТО которые занимаются покраской, как правило, проводят и антикоррозийную обработку.

Разработана схема последовательности операций покраски автомобилей на СТО. Показано что согласно статистике малые предприятия (50%) эффективно работают и удовлетворяют требованиям автовладельцев в любой отрасли ремонта, в том числе и восстановлении лакокрасочных покрытий. Также в данной работе установлен должный уровень отношений между клиентом и исполнителем. Для проверки эффективности работы СТО, руководитель предприятия занимается контролем качества обслуживания от лица придирчивого клиента.


Список используемой лютературы

1. Боднев, А.Г. Лабораторный практикум по ремонту автомобилей. / Боднев А.Г., Шаверин Н.Н. - М.: Транспорт, 2010.

2. Блудян, Н.О. Перспективные принципы совершенствования системы технического обслуживания и ремонта подвижного состава. / Блудян Н.О. - М., 2009.

3. Волгин, В.В. "Автосервис. Создание и сертификация" Практическое пособие. / Волгин В.В. - М, Издательско - торговая корпорация "Дашков и К°", 2005 г.

4. Вишневедский "Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей". / Вишневедский Издательско - торговая корпорация "Дашков и К" - М. 2008 г.

5. Горячев, А.Д. Механизация и автоматизация производственных процессов на авторемонтных предприятиях. / Горячев А.Д., Беленький Р.Р. - М.: Машиностроение, 2010.

6. Дехтеринский, Л.В. Ремонт автомобилей. / Дехтеринский Л.В. и др. - М.: Транспорт, 2009.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60357. Businessmen. Ділові люди 210.5 KB
  In a takeover one company buys a controlling interest in another company by acquiring at least 51% of its shares. The company does this by making a direct approach to the companys shareholders for their shares.
60359. Code of conduct 44.5 KB
  When you are introduced listen carefully to each name and use it later in your conversation. This will help you to remember the name. If you forget a persons name or did not hear the name do not hesitate to say...
60361. Виховання здорового способу життя 41 KB
  Поняття здорового способу життя і його структурні компоненти. Педагогічні умови і шляхи формування здорового способу життя: а у дітей молодшого шкільного віку; б у підлітків і старшокласників. Проблеми і труднощі виховання здорового способу життя в сучасній школі.
60362. Що треба і що не треба робити у пошуках роботи 126 KB
  On the next page, in the left column, write the names and phone numbers of individuals and associations you will contact. In the right column, write the names of people, companies, and organizations where you are referred.
60363. Resumes and interviews. Резюме та співбесіда 145.5 KB
  When a person is eager to get a job he is often to fill in a resume (USA) or a curriculum vitae (UK) or a standard printed application form. The forms can be laid out in different ways but the information required will, in most cases, be the same.
60364. Тканинне дихання. Окисне фосфорилювання 50 KB
  Механізм синтезу АТФ шляхом окисного фосфорилювання його регуляцію і порушення. показати схематично розміщення на внутрішній мембрані мітохондрій комплексів І ІІ ІІІ ІV дихального ланцюга і АТФ-синтази комплексу V.