39468

Особенности формирования русской художественной культуры «Золотого века»

Курсовая

Культурология и искусствоведение

ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. Особенности живописи второй половины XIX века. XIX век занимает особое место в истории русской художественной культуры. По количеству шедевров в литературе изобразительном искусстве музыке он несравним ни с каким другим периодом не только в истории русской но и мировой культуры. Объектом исследования данной работы являются особенности формирования русской художественной культуры Золотого века.

Русский

2013-10-04

178.5 KB

22 чел.

Содержание

[1]
1.   «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

[1.1] Историко-культурные предпосылки «Золотого века»

[1.2] 1.2  Развитие образования и  науки во второй половине XIX века

[1.3] 1.3 Художественное наследие «Золотого века»

[2] 2.   ВЕРШИНЫ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ 2 ПОЛОВИНЫ XIX В.

[2.1] 2.1 Товарищество передвижных выставок

[2.2] Особенности живописи второй половины XIX века

[3]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

XIX век занимает особое место в истории русской художественной культуры. По количеству шедевров в литературе, изобразительном искусстве, музыке он несравним ни с каким другим периодом не только в истории русской, но и мировой культуры.

В современном мире, в связи с развитием новых технологий и бешенным ритмом жизни, человек постепенно утрачивает связь с духовным миром и культурой. Ныне материальные ценности доминируют, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, справедливости, великодушии, и патриотизме. Именно поэтому тема курсовой работы актуальна, с точки зрения современного мира. Каждый  гражданин должен знать и ценить культуру своей страны.

Для туризма тема также является очень актуальной, так как музеи, памятники архитектуры, театры, позволяющие ознакомиться с художественной культурой,  являются объектом интереса туристов. А специалист, предлагающий подобные услуги должен быть компетентен во всех аспектах предлагаемого им турпродукта.

Объектом исследования данной работы являются особенности формирования русской художественной культуры «Золотого века».

Предмет исследования – вершины реалистической живописи.

Цель - углубление знаний по одной из тем по дисциплине «Мировая художественная культура», необходимых для работы в сфере туризма.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Выяснить, почему XIX век называют «Золотым веком»;

2. Исследовать историко-культурные предпосылки «Золотого века»;

3. Выявить достижения культуры второй половины XIX века;

4. Проанализировать художественные достижения в реалистической живописи на примере товарищества передвижных выставок.

Для написания работы были использованы учебники по мировой художественной культуре, истории, культурологии, энциклопедический словарь Бачинина, интернет-сайт о Товариществе Передвижных Художественных Выставок, периодические  журналы из серии «50 русских художников», атлас мировой живописи и другая литература.

В первой главе рассмотрены историко-культурные предпосылки «Золотого века», описано развитие образования и науки, акцент сделан на достижениях художественной культуры второй половины XIX столетия.

Во второй главе речь идёт о товариществе передвижных выставок, выявляются особенности русской живописи исследуемого периода, а в последней главе подробно рассмотрено 3 шедевра живописи. К сожалению, в рамках курсовой работы проанализировать большее количество картин не представляется возможным.

 


1.   «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

  1.  Историко-культурные предпосылки «Золотого века»

XIX век переработал  и развил многие тенденции, сложившиеся в культуре России в Петровскую и послепетровскую эпохи. Но все еще остались неразрешенными главные проблемы прошлого столетия - государственное переустройство общества, положение крестьянства, выбор между западным и славянским путями развития.

Способы решения этих проблем были выражены в социально-политической, религиозной и духовной сферах жизни общества. В творчестве писателей, художников, композиторов, архитекторов их решение и соответствующее выражение обрели черты новой картины мира, произошла переоценка общественной роли и значимости культуры.

Культура во второй половины XIX века развивалось в обстановке нараставшего народно-освободительного движения. С каждым десятилетием все более углублялись классовые противоречия, характерные для царской России. Народ изнемогал от чудовищной эксплуатации. Крестьянские волнения послужили одной из главных причин отмены в 1861 году крепостного права. Царь вынужден был признать, что лучше освободить крестьян «сверху», нежели ждать, когда они сами освободят себя «снизу».

Отмена Александром II крепостного права 19 февраля 1861 г. сопровождалась реформированием всех сторон жизни российского общества.

Изменения в экономической и политической жизни создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях. Оживление общественно-политической борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой – российская интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа. [5, с. 317]

После отмены крепостного права капиталистическое развитие страны пошло ускоренными темпами. «Освобождение» явилось в действительности бессовестным грабежом крестьян. Развитие капитализма несло трудящимся лишь новые оковы. Движение народных масс становилось все более опасным для господствующих классов. В 70-80-х годах первые шаги делало русское рабочее движение.

Страдающий от реформ, угнетенный эксплуатацией, классовыми противоречиями народ стал центральной темой искусства. Но и, одновременно - народ-творец истории, народ-борец и созидатель всего лучшего, что есть в жизни.

Культура стала непосредственным  участником крупных общественных движений и приобрела черты гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности.

Стиль реализма принимал критический характер и в этом качестве стал основным художественным направлением. Критический реализм заметно изменил общественные функции искусства. Оно должно было не только воспроизводить и показывать жизнь, но и выносить «приговор о явлениях ее».

В XIX столетии держава заняла в мировой культуре одно из самых почетных мест. Россия подарила миру гениев в литературе, живописи, музыке, архитектуре, философии. Российская культура, создала совершенные образы и произведения, на которые ориентировались многие поколения людей и художников в своей жизни и творчестве.

Благодаря всему этому XIX век называют золотым веком русской культуры.

Далее более подробно рассмотрим достижения русской культуры.

1.2  Развитие образования и  науки во второй половине XIX века

В связи с ростом потребности городского населения в образовании возникла необходимость в общедоступной школе для широких слоев горожан.

В сфере посвящения и образования произошел огромный скачок вперед. В 60-х гг.  сеть начальных школ, народных городских, уездных и сельских училищ, церковно-приходских школ расширились для низших сословий. Также возникли  воскресные школы для взрослых. Уже в начале 60-х гг. их число достигло 316. Велика заслуга этих школ в распространении грамотности и знаний среди населения. Также значительна роль и вольной крестьянской школы, в которой в начале 90-х гг. обучалось до 100 тыс. человек. В 1864-1874 гг. открылось около 10 тыс. земских школ, которые отличались лучшей, чем в государственных школах, методикой обучения. Они, по существу создали оптимальный для того времени тип сельской школы и активно способствовали ее распространению. [5, с. 320-321]

Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания.

В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запрещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации.

Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в. — в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В. И. Герье) и других городах. Накануне Первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов. [5, с. 320-321]

Демократизации высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в которые принимались все желающие независимо от социального статуса, материального положения и вероисповедания. Наибольшую известность приобрел Московский народный университет имени А. Л. Шанявского, основанный в 1908 г. 

Несмотря на все сложности, которые испытывало университетское образование во второй половине XIX века, развитие его происходило поступательно. Увеличилось количество университетов и студентов: в 1864 году их было 4 328 человек во всех университетах России, а к 1894 году их количество составило 13 944. [17, с. 343]

В популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы большую роль играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских писателей,  детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И. Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф. Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».

Во второй половине XIX — начале XX в. значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом).

К концу XIX века Россия занимала одно из первых мест в мире по теоретическим разработкам многих отраслей науки, преимущественно химии, физики, естествознания и математики.

В естественных науках крупнейшее значение имело открытие в марте 1869  Д.И. Менделеевым (1834-1907) Периодического закона химических элементов. Периодическая система явилась фундаментом в изучении неорганической химии и продвинула далеко вперед эту науку. Работа Д.И. Менделеева «Основы химии» была переведена на многие европейские языки, а в России только прижизненно была издана восемь раз.

Классическую теорию химического строения органических тел создал А.М. Бутлеров. Н.Д. Зелинский (1828-1886) заложил основы учения об органическом катализе. А.И. Каблуков выполнил основополагающие работы в области электрохимии и физической химии.

В середине XIX в. Н.Н. Зинин (1812-1888) открыл реакцию ароматических производных в ароматические амины. Этим методом он синтезировал анилин - основу для создания промышленности синтетических красителей, взрывчатых веществ и фармацевтических препаратов. Бутлеров разработал теорию химического строения и был создателем крупнейшей казанской школы русских химиков-органиков.

Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П.Л. Чебышева, А.М. Ляпунова, С.В. Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики.

Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А.Г. Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П.Н. Яблочкова (1847-1894) (дуговая лампа, наиболее известная, как «свеча Яблочкова»), А.Н. Лодыгина  (1847-1923) (лампа накаливания  с применением вольфрама для накала). Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже был удостоен Попов за изобретение в 1895 г. электрической связи без проводов (радио).

Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888) - ученый, путешественник, общественный деятель и гуманист. Провел ценные географические исследования во время путешествий в Юго-Восточную Азию, Австралию, на острова Океании. Он доказывал, что отсталость в развитии народов этих регионов объясняется историческими причинами. Выступал против расизма и колониализма.

Прогресс отечественной науки, распространение просвещения оказали сильное влияние на положение русской печати и издательского дела. В 1865 году был издан цензурный устав, который несколько облегчил издательскую деятельность.

В 60-е годы ведущую роль играли журналы общественно-политического и литературно-критического направления – «Современник», «Вестник Европы», «Русское слово», «Дело» и другие. Уделяя большое внимание освещению таких общественно значимых проблем, как проведение в жизнь буржуазных реформ, крестьянского и, позднее, рабочего вопросов, осмыслению дальнейших путей развития России, журналы того времени, главным образом литературные, основательно знакомили читателей с произведениями русских и европейских писателей, литературной и художественной критикой, театральной жизнью. С 70-х годов в журналах все чаще стали появляться научные статьи.

Одним из наиболее популярных и долговечных «толстых» журналов того времени был «Вестник Европы», издававшийся в течении 52 лет. Журнал ратовал за «европиезацию» России, начала конституционной законности, гарантию прав человека, независимость суда, облегчение цензурных требований. Основное содержание журнала составляли публикации литературных произведений и литературная хроника – обзоры книг и статей по литературоведению. На страницах журнала увидели свет произведения А.Н. Островского, А.К. Толстого, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, а также статьи П.В. Анненкова, А.Н. Веселовского, В.В. Стасова и других критиков литературоведов. Большое внимание редакция уделяла знакомству русского читателя с творчеством европейских писателей, в частности Эмиля Золя. С 70-х годов в издании стали принимать участие такие видные ученные, как И.И. Мечников, И.М. Сеченов, А.Н. Бекетов, Н.И. Костомаров и др., работы которых составили «научный раздел» журнала. В 1897 году Чехов писал, что «Вестник Европы» - «это лучший журнал из всех толстых». [17, с. 403-404]

Более радикальную позицию, чем «Вестник Европы» занимал журнал «Русская мысль». Политическая программа журнала содержала попытки изыскания путей и форм буржуазно-демократического преобразования России. В журнале принимали участие кроме народнических публицистов Южанова, Воронцова, писатели В.Г. Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.П. Чехов, М. Горький.

Одно из центральных мест среди прогрессивной прессы второй половины XIX века занимал журнал «Современник». Созданный еще в 1836 году Пушкиным, он с 1847 году перешел к Н.А. Некрасову и И.И. Панаеву. Журнал последовательно, особенно, с приходом в редакцию Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, защищал интересы крестьян в предреформенные годы, утверждал реалистические принципы в искусстве.

Новым явлением в русской журнальной жизни было появление сатирических изданий. «Искра», «Свисток», «Будильник» высмеивали пороки современного им общества – казнокрадство, взяточничество, злоупотребление властью.

1.3 Художественное наследие «Золотого века»

Характерной особенностью русской литературы являлась демократизация художественного сознания. Этому способствовали как характер общественного движения, так и появление в общественно-политической и культурной сферах представителей разночинной интеллигенции.

Литература критического реализма заключала в себе глубокое и своеобразное содержание, поскольку отражала действительность и осмысливала изобразительные явления с точки зрения их соответствия общественному прогрессу. Огромный охват жизни, наступательный, обличительный дух, обращенность к злободневным проблемам – вот что определяло литературу пореформенного периода. Идейная полнота, глубокое проникновение в жизненные явления, неприятие несправедливости, богатство художественного воплощения литературных произведений обусловили ведущую роль литературы в развитии других видов искусства.

Русская литература пореформенного времени представляла собой яркое созвездие великих имен. [17, с. 403-404]

В 60-е годы XIX века в художественной литературе произошли принципиальные сдвиги. Литература стала более демократичной и обратилась непосредственно к изображению народной жизни.

На вторую половину XIX в. приходится творчество Л.Н. Толстого (1828-1910) с его шедеврами, такими как повести «Детство. Отрочество. Юность», «Хаджи-Мурат», «Крейцерова соната», «Смерть Ивана Ильича», драмы «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп»,  романы «Война и мир», «Воскресенье», «Анна Каренина» и др.

В основном произведения Толстого посвящены изображению пореформенной России. В своих произведениях он поднимает множество великих вопросов, передает настроение широких масс, их возмущение и протест против существующих порядков. Отражение действительности и истории народа через частную жизнь отдельного лица, бесконечный поиск духовного идеала - все это делает Л.Н. Толстого уникальным явлением русской и мировой литературы.

Гениальный писатель Ф.М. Достоевский (1821-1881) обогатил мировую культуру произведениями, равными по своей силе и страсти произведениям Шекспира. Обладая уникальным даром пророчества и способностью к анализу человеческой души, писатель исповедовал идеи, выходящие за пределы представлений конкретного исторического времени в сферу «вечных» интересов людей.

Уже в своих первых романах («Бедные люди»), писатель обращается к проблеме «маленького человека». Однако в отличие от своих предшественников он не идеализирует бедность.

60-70-е годы стали самым важным этапом в творчестве Достоевского, так как в это время им были созданы самые выдающиеся его произведения – «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», в которых он обосновал и развил целый ряд глубоких философских идей. Выражая свое несогласие существующим миропорядком, писатель в то же время отрицает насильственные меры переустройства мира. [12, с. 423-424]

И.С. Тургенев (1818-1883) в «Записках охотника», а позднее в повестях и романах Тургенев с глубокой симпатией изображает русских крестьян. Он показывает, что и в условиях нелегкой жизни они умеют сохранить человеческое достоинство, веру в лучшую жизнь, что многие из них обладают талантом и способны на глубокие чувства. В очерках и рассказах «Певцы», «Свидание», «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи», «живые мощи» и других писатель поэтически изобразил внутренний мир крестьянина, его чувства и переживания. В своих романах «Накануне», «Отцы и дети» писатель освещает жизнь различных слоев русского общества. [6, с. 404]

Великий поэт Н.А. Некрасов (1821-1878) в начале 60-х годов приступает к работе над произведением, которое сам считал делом своей жизни «Кому на Руси жить хорошо». Уже само название говорит о всероссийском обзоре жизни. Некрасов великолепно отражает в поэме народную жизнь, народный быт.

Творчество А.П. Чехова (1860-1904) начинается в 80-х годах. Особенностями его рассказов, пьес и повестей стала мысль о трагедии человека, задавленного мещанством, о пустословии интеллигенции, отражение жизни «маленьких» людей и вера в позитивные перемены. Среди них «Сказки Мельпомены», «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Пестрые рассказы», «Степь»,  «Палата № 6», «Чайка», «Три сестры», «Скучная история».

В повестях и рассказах «Сон Макара», «Река играет», «Слепой музыкант», «Дети подземелья», «Без языка» В.Г. Короленко (1853- 1921) пишет о стремлении народа к свободе и справедливости. Его произведения проникнуты демократическими и гуманистическими идеями.

Творчество писателей-реалистов отличало правдивое изображение действительности призванное помочь людям понять эту действительность, отзывчивость, желание видеть народ счастливым и свободным.

С развитием литературы неразрывно связаны музыка, живопись, театр. В истории русской музыки XIX век занимает особое место. Именно в это время была создана русская опера, русская симфоническая и камерная музыка. Отчетливо выразилась тенденция к усвоению лучших достижений других видов художественной культуры, в особенности литературы. Взаимодействуя с достижениями других видов искусств, музыка одновременно формировала свою картину мира и свои способы осмысления жизни. Поэтому музыкальное искусство этих лет отличается широким жанровым разнообразием. Совершенства достигло оперное искусство, охватившее сюжеты русской истории, культуры, быта, психологию национального характера. Тогда же родились многочастная симфония и инструментальный концерт – жанры, которые ранее отсутствовали в отечественной музыке.

В этот период в музыке появилась целая плеяда композиторов, в произведениях которых центральное место занимали человек с его сложным душевным миром и народ, угнетенный, страдающий, но обладающий огромной нравственной силой. К их числу можно отнести А.П. Бородина («Князь Игорь»), М.П. Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), Н.А. Римского-Корсакова («Псковитянка», «Царская невеста»).

В музыкальной культуре пореформенного периода особое место занимает «Могучая кучка» или «Новая русская музыкальная школа». Этот коллектив, сложившийся в конце 50-х-начале 60-х гг., состоял из пяти русских композиторов,  - М.А. Балакирева (1837-1910), А. П. Бородина (1833-1887), Ц.А. Кюи (1835-1918), М.П. Мусорского (1839- 1881) и Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908). Кружок петербургских композиторов был организован М.А. Балакиревым.

Несмотря на яркую индивидуальность каждого композитора, они были схожи в своем стремлении создавать музыку, тесно связанную с образом народа и русским фольклором. Поэтому главной темой их творчества стали национальная история, жизнь русского народа, поверья, сказания, а основой музыкального языка - народная песня.

Кроме того, композиторы «Могучей кучки» в своем творчестве развили традиции классической музыки М.Н. Глинки и А.С. Даргомыжского, существенно раздвинули границы жанров симфонической, оперной, инструментальной музыки, обогатили новыми формами. В период деятельности «Могучей кучки» были созданы одни из лучших произведений кружковцев: восточная фантазия «Исламей», симфоническая  поэма «Русь» Балакирева, Первая симфония А. Бородина, симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» Мусоргского, Первая и Вторая симфонии Римского-Корсакова.
     Значение кружка «могучая кучка» ограничивается не только созданными кружковцами произведениями. Творчество этих композиторов положило начало новой эры в русской музыке и определило все дальнейшее развитие русской классической музыки.

П.И. Чайковский (1840-1898) также был одним из величайших композиторов той эпохи, оставившим обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства. Ему принадлежат 10 опер, 6 симфоний, 3 балета, более 4100 романсов, сочинения для оркестра, концерты, фортепианная и хоровая музыка. [12, с. 428]

Главной темой музыки Чайковского является человек, его любовь, надежды, страдания, разочарования.

Его произведения отражают сложные процессы, происходящие в душе человека, борющегося за право на свободное духовное развитие и личное счастье. Таковы, например, его опера «Евгений Онегин» и балет «Лебединое озеро».

Благодаря музыке П.И. Чайковского русский классический балет к концу XIX в. достиг совершенства и и стал популярным как в России, так и за рубежом.

Во второй половине XIX — начале XX в. активно развивалось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературы — А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького.

В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов, таких как М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, А. И. Сумбатов-Южин.

В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Москвы. Открыт он был пьесой А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович».  В театре играли В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др.

Центрами оперного искусства в России XIX в. были Мариинский театр в Петербурге  Большой театр в Москве. Особую известность в конце XIX в. получила московская частная опера  С.И. Мамонтова. Оперные театры отличались богатым репертуаром, в котором была широко представлена русская классика, а также западные композиторы.

Всемирную славу в XIX в. получил русский балет. Большую роль в развитии балетного искусства сыграл М.И. Петипа (1818-1910). Русская балетная школа относится к лучшим школам мира. [6, с. 426]

На рубеже XIX—XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г. В Петербурге — в увеселительном саду «Аквариум», в Москве — в саду «Эрмитаж».

В 90-х годах в России начали снимать документальные фильмы.

Экономическое развитие пореформенной России также коснулось и архитектуры. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения — банки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строительных материалов — бетон, цемент, металлические конструкции, стекло.

Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эклектика - разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту архитектора А. И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и «русского» стиля. Постепенно «русский» стиль стал преобладать. В его традициях были построены здания Исторического музея (арх. В. О. Шервуд), Городской думы (арх. Д. Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (арх. А. Н. Померанцев) в Москве.

В целом достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

2.   ВЕРШИНЫ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ 2 ПОЛОВИНЫ XIX В.

2.1 Товарищество передвижных выставок

К концу 50-х годов официальным художественным центром страны оставалась Академия художеств. Здесь получали профессиональное образование сотни живописцев, скульпторов и архитекторов. Она являлась устроителем выставок и создала и развивала свое художественное направление, известное под названием академизма.

В 1863 году назрел конфликт между Академией и наиболее активной группой учащихся. 14 претендентов, группа молодых живописцев-реалистов во главе с И.Крамским, допущенных до соревнования за золотую медаль обратились в Совет Академии. Они попросили отменить написание картины на заданную Советом мифологическую тему «Пир в Валгалле» и дать возможность самим выбирать направленность работы.

И. Н. Крамской так описывал произошедшее: «...мы являемся в контору и решились взойти все вместе в Совет и узнать, что решил Совет... Входим. Ф. Ф. Львов прочел нам сюжет «Пир в Валгалле» из скандинавской мифологии, где герои-рыцари вечно сражаются, где председательствует Бог Один, у него на плечах сидят два ворона, а у ног два волка, и, наконец, там, где-то в небесах, между колоннами месяц, гонимый чудовищем в виде волка, и много другой галиматьи». Отказавшись от участия в конкурсе на золотую медаль, конкуренты подали в Совет прошение о досрочном выходе из Академии с аттестатами классных художников.

Вот как рассказывал о возникновении артели Репин, свидетель ее возникновения и деятельности: «Своим живым, деятельным характером, общительностью и энергией Крамской имел большое влияние на всех товарищей, очутившихся теперь вдруг в очень трудных обстоятельствах... После долгих размышлений они пришли к заключению устроить, с разрешения начальства, артель художников нечто вроде художественной фирмы, мастерской и конторы, принимающей заказы с улицы, с вывеской и утвержденным уставом. Они наняли большую квартиру в 17 линии Васильевского острова и переехали (большая часть) туда жить вместе. И тут они сразу ожили, повеселели. Общий светлый большой зал, удобные кабинеты каждому, свое хозяйство, которое вела жена Крамского, все это их ободрило». [17, с. 487]

Репин вспоминал: «...многие члены летом уезжали на свои далекие родины и привозили к осени прекрасные свежие этюды, а иногда и целые картинки из народного быта. Что это был за всеобщий праздник! В артель, как на выставку, шли бесчисленные посетители, все больше молодые художники и любители, смотреть новинки.

Точно что-то живое, милое, дорогое привезли и поставили перед глазами! После душного копчения в Петербурге не хотелось оторваться от этого освежающего чистого воздуха живой природы. Как свежа и зелена трава! Какие симпатичные тонкие березки!... А эта светлоглазая северная девочка в синем крашенинном сарафане с белыми крапинками!». [17, с. 487]

В этом несколько эмоциональном впечатлении явственно ощущается новизна творчества молодых художников: «все живо, весело, как в натуре». Это стремление передать сюжет «как в натуре» говорит об окрепшем реалистическом направлении в русской живописи.

В конце 60-х годов XIX века из Артели выросло Товарищество передвижных художественных выставок, ставшее символом новой художественной эпохи.

В ноябре 1870 года был принят и утвержден устав нового объединения, которое получило название «Товарищества передвижных художественных выставок». Членами-учредителями его были Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, Н. Н. Ге, И. Н. Крамской. Вошли в Товарищество и экспонировали на его выставках свои картины такие талантливые живописцы (кроме самого Крамского), как И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, К. А. Савицкий, В. М. Максимов, И. М. Прянишников, В. Е. Маковский, несколько позднее И. Е. Репин и В. И. Суриков.

Таким образом, в Товарищество вошли и московские художники питомцы Московского училища живописи и ваяния второго после Академии художественного учебного заведения в России.

Товарищество в отличие от Артели не было коммуной, оно являлось выставочным объединением художников. Каждый художник член Товарищества имел право выставлять свои произведения, получать доходы с выставок (они были платными, и общая сумма делилась между участниками), продавать экспонируемые полотна. В то же время подобно Артели Товарищество сохранило в своей деятельности антиакадемический характер. Одной из главных задач Товарищества стала пропаганда нового реалистического искусства, своего рода «хождение в народ», созвучное просветительским тенденциям современного им русского общества.

Вообще сопричастность русской общественной жизни воспринималась членами объединения как один из главных творческих стимулов.

Шишкин идеалам передвижничества не изменял никогда, до самого смертного 1898 года участвуя в каждой передвижной выставке. Особенно близкие отношения сложились у художника с И. Крамским, одним из активнейших "рекламистов" творчества Шишкина. Шишкин всегда говорил, что Крамской оказал на него самое благотворное влияние. Именно Крамской сказал о Шишкине точнейшие слова: "Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему; это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом". Крамской даже предоставил Шишкину собственную мастерскую, когда тот готовил для академической выставки свою работу "Полдень. В окрестностях Москвы" (1869), с которой, собственно, и началась слава художника. Это была первая шишкинская картина, приобретенная П. Третьяковым. Автор получил за нее 300 рублей.

Шишкин часто бывал на родине, где собирал материалы для новых своих произведений. Так, например, поездка в Елабугу в 1871 году подвигла его к написанию знаменитой картины "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии". [14, с. 4]

Крамской поддерживал даровитого молодого пейзажиста Ф. Васильева, выпестовал гений Репина, привлек к «Товариществу» ряд даровитых молодых художников К. А. Савицкого, Н. А. Ярошенко, И. Е. Репина.

Эта «зависимость» от нужд своего народа, а также «преданность тому, что есть жизнь и правда» определили как творчество Крамского, так и деятельность «Товарищества». Одна из первых значительных работ художника «Христос в пустыне» отразила его глубокие философские искания. Позднее в письмах он разъяснял ее содержание и свою смелую, глубоко личную трактовку евангельского сюжета. Образ Христа представлялся художнику как образ человека, который утром «усталый, измученный, исстрадавшийся, сидит между камнями; руки судорожно и крепко сжаты, пальцы впились, ноги поранены, и голова опущена. Крепко задумался, давно молчит, так давно, что губы как будто запеклись, глаза не замечают предметов...». «Я вижу ясно, писал Крамской, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье: пойти ли направо или налево? Мы все знаем, чем обыкновенно кончается подобное колебание. Итак, это не Христос. То есть я не знаю, кто это. Это есть выражение моих личных мыслей». Представление о Христе у Крамского органически сочеталось с представлением о совести и долге человека-творца, о сложнейшем выборе между высоким самопожертвованием и соблазном «жить для себя». Образ картины общечеловечен и в то же время индивидуален, так как выражал заветные мысли художника.

Примечательны картины Перова В.Г. (1834—1882). Достаточно вспомнить «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах». Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка», «Старики-родители на могиле сына»). Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского).
Впоследствии видный историк русской культуры П. Н. Милюков так охарактеризовал передвижников:

«Вслед за Перовым... выступила... целая фаланга талантливых художников, перенесших на полотна все содержание русской действительности: город и деревня, столица и провинциальная глушь, все классы общества, крестьяне и разночинцы, помещики, духовенство белое и черное; люди всех профессий, чиновники и лавочники, доктора и адвокаты, студенты и курсистки, всевозможные положения жизни, служба и ссылка, преступление, подвиг, мирная семейная жизнь... словом, все бесконечно разнообразное содержание действительной жизни...».

Конечно, значение передвижников этим не ограничивалось. Видный современный историк искусства XIX века Д. В. Сарабьянов так охарактеризовав значение «Товарищества»: «Именно в России сложились такие условия, в которых искусство взяло на себя важнейшую общественную функцию, сосредоточив особое внимание на социальных и этических проблемах, на решении просветительских задач... В Товариществе воплотились две важнейшие для того времени тенденции выставочно-организационная и идейно-демократическая. В соединении их и заключается значение Товарищества в мировой художественной культуре XIX века». [17, с. 494]

В состав передвижников в разное время входили И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Дубовской, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, A. M. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, П. И. Келин, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, Р. С. Левицкий, И. И. Левитан, В. А. Серов, А. Е. Архипов, В. А. Суренянц и другие.

Немалую роль в развитии искусства передвижников играл П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников. Оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова.

Товарищество Передвижных Художественных Выставок является ключевой вехой в развитии русского искусства. Художники-передвижники стали, своего рода, символом русской живописи 19 века. Возникшее как реакция на мертвое безжизненное искусство Академии Художеств, Товарищество Передвижников стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России. Никогда - ни до, ни после этого - искусство русских художников не было так близко и понятно народным массам. В рядах передвижников зажглись и навечно засияли ярчайшие звезды русской живописи - Саврасов, Суриков, Репин, Левитан, Куинджи, Поленов, Нестеров, Серов и многие другие. Эти мастера подняли планку русской живописи на невиданную доселе высоту. Товарищество Передвижных Художественных Выставок распалось в 1923 году, однако за время его существования значение живописи в жизни в русского общества достигло своей кульминации. После кровавых событий 1917 года и распада ТПХВ общий уровень русской живописи пошел стремительно вниз, уже никогда более не достигнув того уровня, что являли нам Суриков и Левитан. Годы деятельности ТПХВ стали самыми благодатными и волнующими для всей нашей многострадальной русской живописи. [13]

  1.  Особенности живописи второй половины XIX века

Определяя особенности развития культуры этого периода в целом, следует назвать, во-первых, огромное воздействие демократических и социалистических идей на формирование культуры; во-вторых, неустанный философско-нравственный поиск русской интеллигенцией справедливости, правды-истины, ее веру в особую миссию русского народа; в-третьих, русская культура, с успехом вбиравшая достижения культур других народов, провозгласившая свободу, разум, счастье для всех людей, независимо от их социального происхождения и положения, языка и вероисповедания, вызывала к себе огромный интерес во всем мире.

Как уже было сказано выше, русское изобразительное искусство второй половины XIX века было тесно связано с бурными процессами общественной жизни. В нем отразились споры о путях преобразования России, жесткая критическая оценка социальной действительности, народнические взгляды на крестьянство, извечный русский поиск нравственного идеала. Общественная функция живописи этого периода коренным образом изменилась. Если искусство классицизма подчинялось идее украшения жизни, то в искусстве 60-70-х годов эстетический момент уже не считался главным. Художникам казалось гораздо более важным правдиво отразить социальные проблемы, мысли, чувства представителей разных сословий. Стремление отразить черты своего времени, просветительские убеждения и иллюзии породили критический реализм.

Главную роль в развитии русской живописи того времени, сыграли художники передвижники, о которых идет речь в предыдущем параграфе. Товарищество ежегодно устраивало выставки и перемещало их из города в город. Такая форма популяризации искусства была отражением идеологии просветительского «хождения в народ», характерного для разночинной интеллигенции.

К началу 80-х годов радикализм, господствовавший в предыдущие 20 лет, утратил свой боевой характер, на смену ему пришло более спокойное восприятие действительности. В этой обстановке для живописи появилась возможность освободиться от диктата публицистики. Первым симптомом этого процесса стало возрастание значения пейзажа, который в русском искусстве приобрел совершенно особое значение. Русские художественные выставки 80-х годов были преимущественно выставками пейзажей. Замечательными мастерами реалистического пейзажа, сумевшими раскрыть удивительную красоту, задушевность русской природы стали А.И. Куинджи («Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща»), И.И. Шишкин («Рожь» [Приложение 5]), «Утро в сосновом лесу»), И.И. Левитан («Над вечным покоем»), Н.К. Савросов («Грачи прилетели» [Приложение 2]), В.Д. Поленов («Заросший пруд») и др. 

Это период расцвета русского изобразительного искусства, подлинно великого искусства.


2.3  Шедевры русской живописи второй половины 19 в.

Золотой век в русской культуре необыкновенно богат на шедевры в живописи. Ведущим направлением этого периода был бытовой жанр, но также вторая половина XIX века богата шедеврами в жанре реалистического пейзажа. Краткий обзор этих картин произведен в предыдущей главе. Необходимо назвать работы великих художников и в других жанрах:

- «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Репина И.Е.;

- «Охотники на привале», «Тройка». Ученики мастеровые везут воду» Перова В.Г.;

- «Богатыри» Васнецова В.М.;

- «Бабушкин сад» Поленова В.Д.;

- «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» Сурикова В.И.;

- «Неравный брак» Пукирева В.В. [Приложение 9];

- «Девочка с персиками» [Приложение 10], «Девушка, освещенная солнцем» Серова В.А.;

- «Княжна Тараканова» Флавицкого К.Д.

Это далеко не полный перечень картин, написанных в исследуемом периоде, которые являются не только шедеврами русской живописи, но и мировой.

Остановимся подробнее лишь на некоторых из них.

Творчество Репина поражает своим психологизмом, глубоким проникновением во внутренний мир героев.

Каждую фигуру на картине «Не ждали» [Приложения 3 и 4] художник прописывал очень тщательно, предварительно создавая многочисленные наброски и этюды. Прежде чем добиться окончательного результата, он многократно менял положение фигур на полотне.

Худое лицо возвратившегося домой революционера освещено сбоку, вся фигура этого героя картины в тени. Это придало ей загадочности, и, возможно, демонизма. Блики подчеркивают впалые глаза мужчины, напряженно глядящего на повернувшуюся мать.

Позади революционера - молодая прислуга. Фигура этой девушки в белом фартуке резко контрастирует с угловатой, мрачной фигурой вернувшегося из ссылки. Она, открыла ему дверь и застыла в этой позе. Она смотрит на нежданного гостя полным тревоги и даже страха, взглядом. Сам же гость при этом вопросительно смотрит на приподнявшуюся из кресла мать. За спиной девушки видна старуха, которая изумленно выглядывает из-за ее плеча. По позе женщины можно понять, что она прекрасно осознает свое место в этом доме. За роялем сидит жена ссыльного. В ее взгляде читается растерянность, но вот-вот она сменится бурной радостью. Очень красноречиво Репин передает и реакции детей. Мальчик и девочка по-разному реагируют на появление отца. Девочка, не помнит отца и смотрит на него с тревожным недоверием. Носки, свисающих со стула ног девочки совершенно по-детски сведены вместе, что еще раз подчеркивает ее нерешительность и испуг. Это свидетельствует о его долгом отсутствии главной фигуры картины. Но вот сын гимназист уже догадался, кто стоит перед ним,  открыл от волнения рот и не скрывает своей радости. 

Взгляды, жесты, позы персонажей этой картины очень выразительны, но при этом неоднозначны. Жена народника изо всех сил сжимает подлокотник кресла, а его мать бессильно протянула руку вперед, словно не веря своим глазам.

Голый пол, не прикрытый даже половиком, красноречиво свидетельствует о нелегком материальном положении семьи бывшего ссыльного. 

Необыкновенно точно  художник передает настроение каждого из героев  картины, продумана каждая деталь. Репин, неоспоримо, великий мастер психологического портрета.  [15, с. 15]

Шедевр Шишкина «Рожь» [Приложения 5 и 6] экспонировался на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощерения художеств. Крамской писал Репину: «Я буду говорить в том порядке,, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Первое место занимает Шишкина “Рожь”.

На одном из эскизов художник сделал краткую запись о содержании и основной идее картины: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья Благодать. Русское богатство». [14, с. 4]

Эти строки передают нам тогдашнее ощущение Шишкина.

К концу 1870-х годов живописьЖивопись – это вид изобразительного искусства, который посредством нанесения красок на гибкую или твёрдую основу передаёт зрительные образы. Также это создание изображения при помощи цифровых технологий. Или произведения искусства, созданные подобным способом.
Подробнее >>
Словарь >> затосковала по положительному идеалу и ближе всего к этому идеалу оказался как раз пейзаж «Рожь». Дорога, которая прежде олицетворяла скорбный путь русского народа, здесь превращается в дорогу к счастью.

«Рожь» Шишкина готовилась всем его предшествующим опытом. Наполняющие картину отголоски настроения, проглядываются в работе, написанной за девять лет до «Ржи», - это «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869). Уже там была громко заявлена и талантливо решена тема «национального блага», тема «благодарения жизни». В полотне «Рожь» она нашла дальнейшее истолкование. Тщательно выписанные, полные «говорящих» деталей, эпически невозмутимые, создают цельный и поэтический образ русской природы.

На заднем плане - могучая сосна - символ всего творчества художника. Влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.

Грозят близким благодатным ливнем тяжело нависающие над рожью кучевые облака. Почти физически ощущаются безветрие и тишина, будто разлитые по пространству картины  — тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему ее человеку свои дары.

Погибшее дерево - единственная деталь, которая навевает тревогу. Может быть, она внесена в композицию для усиления её реалистичного звучания или засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.

Полузаросший травой и цветами проселок словно приглашает пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.

Ласточки летят прямо над самой землей. Настолько стремительно, что кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» — звучащая картина. Её автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.

Некрасов, чьё творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы:

Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни за́мков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!

[14, с. 19]

Картина передает пронзительный образ русской земли.

Шедевр Сурикова «Боярыня Морозова» [Приложения 7 и 8] является ярким примером исторической живописи.

Тема картины взята из XVII в. После реформы патриарха Никона возник церковный раскол. Один из сюжетов истории этого раскола лег в основу написанного Суриковым шедевра. Шедевра, который поразил современников. Одна из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума, богатая боярыня Федосия Морозова, была арестована и заточена после пыток в 1571 году в Боровский монастырь. Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному пыланию душу он писал ей: «Персты рук твоих тонкокостны и действенны. Очи же твои молниеносны». [16, с. 14]

Претерпев за старую веру, боярыня не сдалась, мужественно и твердо донеся свой крест до конца, - в 1675 году она погибла от голода в земляной тюрьме далеко на севере, в Боровске. Перед ссылкой ее в назидание толпе в цепях провезли по улицам Москвы – этот момент и запечатлен художником. Не изменяя своим правилам, Суриков населил историческое полотно живыми людьми, которых он встречал в Сибири и в Москве, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы.

Вся картина Сурикова проникнута острым диалогизмом – между боярыней, закованной в кандалы, и каждым из изображённых на полотне персонажей как бы разворачивается в скрытый диалог. Но при этом внешне Морозова не связана ни с одним из присутствующих; ее взгляд устремлен поверх их голов, поверх иконы Богородицы, куда-то вверх – будто она ведет диалог не с реальными людьми, окружающими её, а с самим Богом.

Толпа, окружающая сани очень разная. Сочувствующие боярыне – юродивый, благословляющий ее на муки.  Нищенка с котомкой, испуганно глядящая монахиня – даны в правой части картины. А в центре и левой части композиции показаны насмехающиеся и издевающиеся над боярыней, хохочущие купчины.

Рука боярыни вскинута вверх в призывном жесте. Смысл жеста раскрывается в двуперстии – одном из формальных «пунктов» расхождений церковных реформаторов во главе с патриархом Никоном, постановивших отныне осенять себя трехперстным знамением, и хранителей «древлего благочестия» во главе с протопопом Аввакума. Смеющийся над боярыней священник в шубе принадлежит к клану реформаторов. Но этот намеренно сниженный художником образ - символ полного равнодушия к делам веры при видимом неравнодушии к благам жизни. Поп написан Суриковым по памяти – с веселого дьячка, любителя выпить и повеселиться, с которым его столкнула судьба еще в сибирском детстве.

Странник, изображенный справа, являет собой традиционно древнерусский тип, сохранявшийся в России на протяжении веков. В его лице нет ни фанатизма, ни равнодушия; он на общем встревоженном фоне отличается силой напряженной мысли, взыскующей истины.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

На развитие культуры и общественной мысли XIX в. огромное воздействие оказала Отечественная война 1812 г., вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания. В дальнейшем огромное влияние на сознание народа оказала отмена крепостного права, грабёж крестьян и их  эксплуатация, классовые противоречия и т.д. Народ стал центральной темой искусства.

Не смотря на отставание в экономическом и социально-политическом развитии от передовых европейских стран, Россия в культурных достижениях не только шла вровень с ними, но во многом опережала их.

Во второй половине XIX века произошёл небывалый взлёт русской культуры. Россия подарила миру гениев во всех областях духовной культуры - в живописи, литературе, музыке, науке, философии и т.д. Россия XIX в. внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. В XIX в. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирования национальной культуры. Классического совершенства достигли литература, живопись и музыка.  Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике.  

Появилось огромное количество шедевров живописи, которые необыкновенно интересны и для современного народа. Именно желание увидеть их своими глазами заставляет туристов ходить в Третьяковскую галерею и в другие музеи России. А литературные произведения, написанные в этот период, входят в школьную программу, на них воспитываются целые поколения.

Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет называть эту эпоху золотым веком русской культуры.


Список литературы

  1.  Атлас мировой живописи. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
  2.  Бачинин В.А. Культурология: Энциклопедич. словарь. – СПб.: Изд-во В.А.Михайлова, 2005.
  3.  Грачева О.О. Мировая художественная культура. − Минск: Харвест, 2002.
  4.  Ильина Т.В. Отечественное искусство: Учеб. для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2005.
  5.  История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А.Сивохина. – М.: Проспект, 2006.
  6.  Кирьянова Н.В. История мировой литературы и искусства: Учебное пособие. – М.: Флинта. Наука,2006.
  7.  Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов // под ред. А.Н. Марковой – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007.
  8.  Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура: Учебное пособие. – Минск: ТетраСистемс, 1997.
  9.  Мартынов В.Ф. Культурология: Учебное пособие. – Минск: Асар, 2008.
  10.  Мир русской культуры: Энциклопедич. справочник. – М.: Вече, 2004.
  11.  Мировая художественная культура: Том 1: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Эренгросс. – М.: Высшая школа, 2005.
  12.  Садохин А. П. Мировая художественная культура. М., 2006.
  13.  Сайт «Товарищество Передвижных Художественных Выставок» //http://www.tphv.ru/.
  14.  Шедевры русской живописи. Шишкин // DEAGOSTINI. – 2010. - №1.
  15.  Шедевры русской живописи. Репин // DEAGOSTINI. – 2010. - №4.
  16.  Шедевры русской живописи. Суриков // DEAGOSTINI. – 2010. - №8.
  17.  Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век. 2-е изд. – СПб.: Лань, 2002.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

117. Проектирование детского Ясли-сада на 240 мест 92.5 KB
  Пространственная жесткость достигается за счет совместной работы наружных продольных и поперечных стен в вертикальном направлении и в горизонтальном направлении перекрытиями, их анкеровкой и замоноличиванием швов.
118. Визначення найменування і тактової частоти процесора 632 KB
  Дана лабораторна робота написана на мові Delphi 7 на тему Визначення найменування і тактової частоти процесора. Зміст роботи: Постановка задачі. Теоретичні відомості. Опис алгоритму. Керівництво програмісту. Керівництво користувачеві. Приклад роботи програми. Програмний код програми. Висновок про виконану роботу. Використана література, або інші джерела.
119. Теорія інформації 184.5 KB
  Мета процесу кодування інформації: за одиницю часу передати більше інформації. Конвенціональність кодування (одну й ту ж інформацію можна кодувати різними способами).
120. Системний аналіз - Календарне планування. Розрахунок мережевої моделі 56.5 KB
  Розрахунок мережевої моделі дозволяє визначити критичні та некритичні операції. Операція критична, якщо затримка початку її виконання або збільшення тривалості приводить до збільшення тривалості програми в цілому. В противному випадку – некритична операція, характеризується тим, що різниця в часі між пізнім закінченням і раннім початком більша ніж тривалість операції. Виникає резерв часу, який може бути використаний з точки зору оптимізації ресурсів.
121. Системний аналіз - Матричні ігри 94.5 KB
  Системний аналіз - матричні ігри. Точка мінімаксу визначаєтьсяі як найнижча точка огинаючої зверху.
122. Завдання для контрольної роботи по курсу Основи системного аналізу об’єктів та процесів комп’ютеризації 235.5 KB
  Контрольна робота складається з двох частин: теоретичної та практичної. I. В теоретичній частині потрібно дати розгорнуту відповідь на одне з наступних питань відповідно варіанту. II. В практичній частині необхідно розв’язати наступні задачі.
123. ПРИЙНЯТТЯ РІШЕНЬ В УМОВАХ НЕВИЗНАЧЕНОСТІ 195.5 KB
  Якщо існування функцій розподілу ймовірностей, які характеризують степінь неповноти або неточності інформації про вихідні дані задачі прийняття рішень не гарантується, то таку ситуацію класифікують як прийняття рішень в умовах невизначеності.
124. АНАЛІЗ КОНФЛІКТНИХ СИТУАЦІЙ. ЕЛЕМЕНТИ ТЕОРІЇ ІГОР 295.5 KB
  В теорії ігор супротивники – гравці. Кожен з гравців має деяку множину (скінченну або нескінченну) можливих дій (стратегій). Результати в грі задаються функціями, що залежать від стратегій кожного з гравців. Гра з двома гравцями, у якій виграш одного з гравців дорівнює програшу другого, називається грою з нульовою сумою. У такій грі достатньо задати результати у вигляді платежів одного з гравців.
125. Основы гражданской обороны. Структура и место в обществе 186 KB
  Концепция современной войны значительно уменьшает вероятность ковровых бомбежек с массовым поражением населения и огромными разрушениями жилого фонда, что требовало эвакуации граждан в пригородную зону.