39507

ЭЛЕКТРОННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. ПОЛИТОЛОГИЯ»

Дипломная

Информатика, кибернетика и программирование

Это задается следующими строками: int ocenka = 0; { AnsiString otvety= ; for int k = 0; k kolv; k { ocenka = ocenka kRight[k]; if kRight[k]==1 otvety = otvety IntToStrk1; } Загрузка вопросов в RadioGroup производится следующим образом: RadioGroup1 Items Clear; while j q ChildNodes Count { RadioGroup1 Items Addq ChildNodes Nodes[j] Text; j; } } if i = qw ChildNodes Count BitBtn3 Click; } ОБОСНОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ОС Windows XP Windows XP кодовое название при разработке Whistler;...

Русский

2013-10-05

219.28 KB

10 чел.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

В настоящей пояснительной записке применяются следующие сокращения:

БД   – база данных;

Гб   – гигабайт;

Ггц  – гигагерц;

ГОСТ  – государственный стандарт;

КЗ  – капитальные затраты;

Мб   – мегабайт;

ОС  – операционная система.

ПК   –  персональный компьютер;

ПО  – программное обеспечение.

ПП   – программный продукт;

СУБД  – система управления базами данных;

ЭВМ  – электронно-вычислительные машины.

ЭСО – электронное средство обучения;


ВВЕДЕНИЕ

Дипломное проектирование является завершающим этапом предмета выбранной специальности по всему курсу обучения в учебном заведении. Оно закрепляет полученные знания, умения и навыки в данной работе. Дипломное проектирование должно систематизировать знания, полученные при изучении многих предметов. Оно должно помочь совершенствованию практических навыков в использовании и разработке современных информационных систем. Дипломное проектирование позволяет закрепить приобретенный опыт в разработке и реализации практических задач.

Компьютер - одно из главных изобретений века. В последнее десятилетие он стал неотъемлемой частью жизни человека. Компьютер применяют в самых различных областях жизнедеятельности, начиная с решения простейших математических задач, моделирования  различных процессов, применение в банковском деле, медицине, образовании, издательском деле, использование компьютера для  управления  различной  техникой, в том числе автомобилем, самолетом, космическим кораблем до использования в быту, играх.

Идея обучения с помощью компьютера родилась давно. Связана она была с видимостью человекоподобного поведения  компьютера, его способности вести осмысленный диалог с человеком.

В настоящее время резко возрос интерес к программированию. Это связано с развитием и внедрением в повседневную жизнь информационно-коммуникативных технологий. Если человек имеет дело с компьютером, то рано или поздно у него возникает желание, а иногда и необходимость программировать.

Объектом дипломного проекта является процесс обучения и контроля знаний учащихся в современных условиях получения образования.

Целью дипломного проекта является создание электронного средства обучения для дисциплины «Основы социально-гуманитарных наук, политология и других социально-политических наук». Структура ЭСО включает: теоретический блок для учащихся с итоговой схемой-выводом по данной теме, проверочный блок, оценочный блок. Данное ЭСО может быть использовано как для организации самостоятельной работы учащихся, так и для использования на занятии преподавателем. Программа позволяет  работу учащегося и преподавателя эффективной. ЭСО данного типа востребованные, так как могут быть использованы на любой технике. Это актуально для белорусской модели образования.

Среда разработки данного проекта берет на себя большую часть рутинной работы, оставляя преподавателю возможность более конструктивно строить взаимодействия с учащимися на занятии.

Теоритический блок позволяет сэкономить время на объяснение нового материала, за счет самостоятельной работы учащихся.

Он представлен в виде презентации. В презентации есть схема, каждый блок которой представлен в виде ссылки на подробную информацию. Также в презентации есть словарь терминов, которым можно воспользоваться в любой момент при нажатии на ссылку словарь. Также презентация, содержит информацию о книгах, в которых можно более углубленно изучить интересующие моменты.

Проверочный блок составлен в виде тестовой программы.

Слово «тест» означает «испытание», «проверка». Тест уровня знаний — это совокупность заданий, ориентированных на определение степени усвоения определенных аспектов содержания обучения.

Оценочный блок позволяет преподавателю оценить работу учащихся одной учебной группы в течение занятия, что дает возможность коррекции знаний прямо на занятии, либо выдачи более конкретного домашнего задания.

Задачи дипломного проекта:

  1.  Изучить знания, как предмет тестового контроля;
  2.  Сформировать представление о политике, как общественном явлении, причинах ее возникновения, структуре, функциях;
  3.  Создание тестов с помощью языков программирования.

Таким образом при создании проекта  автор продемонстрировал умения  составления программы, взаимодействовать с заказчиком,  переводить информацию в знаковые символы, психологическое восприятие программного продукта.

  1.  АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

В книге [1] рассмотрено свыше 100 компонентов библиотеки C++ Builder 6: управляющих и предназначенных для отображения, ввода, редактирования текстовой, цифровой, графической и мультимедиа информации, а также информации из баз данных. Проведен сравнительный анализ функций и возможностей компонентов, даны рекомендации по их применению. Приводятся многочисленные примеры. Излагается методика проектирования прикладных программ для Windows. Даются справочные данные по компонентам. Книга рассчитана на пользователей любой квалификации: от начинающих до опытных разработчиков.

Книга [2] предназначена для изучения возможностей объектно-ориентированного стиля программирования на языке С++.
Приведены сведения о синтаксисе и семантике объектно-ориентированных конструкций С++, стандартной библиотеке шаблонов STL. Книга содержит необходимые теоретические сведения, упражнения и задачи для самостоятельной работы, справочную информацию по наиболее популярным средам программирования: С++ Builder 6 и Visual C++.NET 2003. Для преподавателей и студентов, начинающих программистов.

В книге [3] подробно рассмотрены синтаксис, семантика, техника процедурного и объектно-ориентированного программирования на C++ Builder. Язык C++ и базовые алгоритмы обработки данных всех типов изучаются параллельно с визуальным программированием.
Книга будет также полезна тем, кто имеет определенный опыт в программировании, однако желает расширить и углубить свои знания. Она может служить надежной платформой для изучения и других языков программирования, поскольку она основывается на парадигме разработки современных приложений, к которой специалисты продвигались более пяти десятилетий.

Издание предназначено для студентов, преподавателей, инженеров, научных сотрудников, лицеистов и старшеклассников, желающих самостоятельно изучить C++ Builder "с нуля".

Первая часть пособия [4] посвящена принципам составления объектно-ориентированных приложений Windows, использующих классы библиотек интерфейсных объектов. Рассматриваются правила составления таких программ, возможности включения в них типичных для приложений Windows интерфейсных средств (меню, диалогов, элементов управления, графических изображений и пр.) в двух средах программирования: Borland C++ (библиотека OWL) и Borland C++ Builder (библиотека VCL).

Вторая часть пособия представляет собой описание лабораторного практикума и комплекта индивидуальных заданий для освоения объектно-ориентированного программирования в системе Windows с помощью библиотек Borland C++ и Borland C++ Builder.
Пособие может быть также полезно студентам, аспирантам и преподавателям, знакомым с языком C++ и основами объектно-ориентированного программирования и желающим самостоятельно освоить использование объектно-ориентированных библиотек.

Данные из [4, 7-9] использовались для правильного оформления работы в соответствии со всеми требованиями и ГОСТами.

В книге [5] данные предназначались для правильного и грамотного оформления экономического раздела.

[6] книга позволила оформить раздел охраны труда.


  1.  РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА

  1.  Проектирование первоначального интерфейса

Для данного дипломного проекта создано и связано между собой девять форм. Так как при создании проекта предоставляется лишь одна форма, первым делом необходимо было добавить недостающие. Добавление форм производится по следующему алгоритму:

«File» –> «New» –> «Form».

Первая форма предназначена для выбора действий: пройти курс обучения, перейти к тесту, выйти из программы и просмотреть список студентов, которые прошли тест и их оценки.

Вторая форма служит для регистрации студентов, которые собираются пройти тест. Для этого необходимо заполнить 3 поля: фамилия, имя и номер учебной группы.

На третьей форме находится непосредственно тест, которые учащиеся и будут проходить. Тест состоит из 6 вариантов. Вариант выбирается случайным образом. На этой форме возможно ответив на один вопрос, перейти к следующему, вернутся к предыдущему вопросу и закончить тест.

Четвертая форма выглядит в виде сообщения для студента о количестве набранных баллов.

Пятая форма служит исключительно для преподавателя. Здесь отображается информация о пройденных тестах учащимися: их оценки по выполненным тестам, дата и время начала выполнения теста, фамилия имя учащегося, номер группы, оценку, время, за которое учащийся выполнил данный тест, номер варианта и вопросы, на которые были даны правильные ответы.

  1.  Классы и методы, используемые в программе

В программе предусмотрен выбор случайного теста из 3 возможных вариантов. Это производится следующим образом:

randomize();

int b = random(3) + 1;

switch(b)

{

case 1  : xml->FileName = ws + "Вариант 1.xml"; break;

case 2  : xml->FileName = ws + "Вариант 2.xml"; break;

case 3  : xml->FileName = ws + "Вариант 3.xml"; break;

}

Открытие XML файла производится следующим образом:

String ws = ExtractFilePath(ParamStr(0)) + "\\Тесты\\";

Время выполнения теста считается по так:

Lmin->Caption = (Time() - DateTime).TimeString();

Запись в БД название теста, ответов, времени прохождения теста, даты и оценки производится следующим образом:

Datamodule1->ADOTable1->Edit();

Datamodule1->ADOTable1->FieldByName("Название теста")->AsString = ExtractFileName(xml-> FileName);

Datamodule1->ADOTable1->FieldByName("Ответы")->AsString = otvety + " ";

Datamodule1->ADOTable1->FieldByName("Время")-> AsString = Lmin->Caption;

Datamodule1->ADOTable1->FieldByName("Дата") ->AsDateTime = Now();

Datamodule1->ADOTable1->FieldByName("Оценка")->AsString = ocenka;

Datamodule1->ADOTable1->Post();

Форма вывода оценки задается следующим кодом:

bali = new Tbali(this);

if (ocenka<4) bali->Color = clRed;

if (ocenka>7) bali->Color = clGreen;

bali->Label4->Caption = IntToStr(ocenka);

Выставление оценки напрямую зависит от количества отвеченных правильно вопросов. Это задается следующими строками:

int ocenka = 0;

{

AnsiString otvety="";

for ( int k = 0; k < kolv; k++ )

{

ocenka = ocenka + kRight[k];

if (kRight[k]==1)  otvety = otvety + " " +IntToStr(k+1);

}

Загрузка вопросов в RadioGroup производится следующим образом:

RadioGroup1->Items->Clear();

while (j < q->ChildNodes->Count)

{

RadioGroup1->Items->Add(q->ChildNodes->Nodes[j]->Text);

j++;

}

}

if ( i >= qw->ChildNodes->Count ) BitBtn3->Click();

}


  1.  ОБОСНОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

  1.  ОС Windows XP

Windows XP (кодовое название при разработке — Whistler; внутренняя версия — Windows NT 5.1) — операционная система семейства Windows NT от корпорации Microsoft. Она была выпущена 25 октября 2001 года и является развитием Windows 2000 Professional. Название XP происходит от англ. experience (опыт). Название вошло в практику использования, как профессиональная версия.        Windows XP содержит улучшенные средства безопасности, в том числе новый «Центр обеспечения безопасности», позволяющий проверять состояние таких важных элементов безопасности компьютера как брандмауэр Windows, автоматическое обновление и антивирусные программы, что облегчает защиту компьютера от вирусов и других угроз безопасности. При этом производительность все время остается высокой. Можно использовать большее количество программ одновременно, причем все программы будут работать быстро. Windows XP является надежной и стабильной, что обеспечивает постоянную высокую производительность и эффективность работы компьютера.

Усовершенствование многих возможностей увеличивает быстродействие и производительность компьютера. При работе с Windows XP Professional доступны многие новые более эффективные средства и технологии. При помощи дистанционного управления рабочим столом можно получить доступ к сеансу Windows с другого компьютера, также как и при работе за своим компьютером. При помощи средства «Помощник по поиску» можно быстро найти необходимые сведения. Средства «Защита файлов Windows» и «Восстановление системы» предотвращают случайное удаление важных файлов и возвращают систему в исходное состояние в случае возникновения проблем. В случае ошибки системы или программы можно отправить в корпорацию Майкрософт отчет, а также можно использовать компонент NetMeeting для проведения собрания по сети с другими пользователями в любое время. При работе на компьютере с плоскоэкранным монитором (как у переносных компьютеров) можно использовать технологию ClearType для отображения экранных шрифтов. (Эта передовая технология корпорации Майкрософт, обеспечивающая четкость отображения шрифтов.) Помимо этого, технология Dualview позволяет использовать отдельный монитор с переносным компьютером.

Windows XP предлагает множество средств, которые необходимы в современных высокоскоростных коммуникационных сетях для работы и развлечения. В этот пакет инструментов входят средства, помогающие устанавливать и настраивать конфигурацию системных ресурсов, пользователей и групп пользователей, а также плановых системных задач. Набор стандартных программ позволяет полностью выполнить любое задание, в чем бы оно ни заключалось.

  1.  C++ Builder

  1.  Описание возможностей C++ Builder

Borland C++Builder,сегодня является наиболее совершенной визуальной средой быстрой разработки на Си++ для Windows. В ее состав входит около 200 самых разных компонентов, а создание законченной программы требует минимума усилий. Ближайший конкурент Borland C++Builder — это не система Microsoft Visual C++, которая построена по другой схеме, a Microsoft Visual Basic. Однако эффективность программ, создаваемых с помощью C++Builder, в десятки раз превосходит быстродействие программ, написанных на MS Visual Basic. Да и по числу свободных доступных компонентов равных среде C++Builder сегодня не найти.

У этой системы есть родной брат — среда Borland Delphi, технология работы с которой полностью совпадает с технологией, принятой в С++Builder. Только в Delphi программный код пишется не на языке C++, а на языке программирования Паскаль, точнее на его объектно-ориентированной версии ObjectPascal. Но самое интересное, что Borland C++Builder позволяет писать программу при желании одновременно и на Си++, и на Паскале/

Вместо отдельного инструментария, оперирующего визуальными элементами управления, в C++ Builder интегрирована так называемая Палитра компонент, разделенная картотечными вкладками на несколько функциональных групп. Функциональные возможности поставляемых компонент можно достаточно просто модифицировать, а также разрабатывать компоненты, обладающие совершенно новым оригинальным поведением.

Система содержит Библиотеку из более 100 повторно используемых визуальных компонент, которые перетаскиваются мышью на форму и сразу становятся элементами управления прототипа вашей программы. Помимо известных элементов управления Windows (кнопки, линейки прокрутки, поля редактирования, простые и комбинированные списки и т.д.) Библиотека содержит новые компоненты поддержки диалогов, обслуживания баз данных и многие другие.

После размещения компонент на форме, Инспектор объектов поможет вам устанавливать их свойства и предписывать событиям коды обработки. Ваш проект будет строиться постепенно, на фоне производимых вами изменений в свойствах, событиях и функциях используемых элементов. Хорошо продумано разделение и редактирование программного модуля по двум его частям: интерфейсной и собственно кодовой.

C++Builder поддерживает основные принципы объектно-ориентированного программирования – инкапсуляцию, полиморфизм и множественное наследование, а также нововведенные спецификации и ключевые слова в стандарте языка C++.

C++Builder обеспечивает высокое быстродействие при компиляции и сборке 32-разрядных приложений для современных операционных систем Windows 95 и Windows NT, включая OLE взаимодействие клиент-сервер. Система даже отображает время, затраченное на основные этапы построения программ. Результирующие программы хорошо оптимизированы по скорости исполнения и затратам памяти. Хотя отладочный режим низкого уровня полностью интегрирован в среду C++Builder, к отладке также пришлось привыкать. Дизайнер форм. Инспектор объектов и другие средства остаются доступными во время работы программы, поэтому вносить изменения можно в процессе отладки.

C++ Builder поддерживает связь с различными базами данных 3-х видов: dBASE и Paradox: Sybase, Oracle, InterBase и Informix; Excel, Access, FoxPro и Btrieve. Механизм BDE (Borland Database Engine) придает обслуживанию связей с базами данных удивительную простоту и прозрачность. Проводник Database Explorer позволяет изображать связи и объекты баз данных графически.

Благодаря средствам управления проектами, двусторонней интеграции приложения и синхронизации между средствами визуального и текстового редактирования, а также встроенному отладчику (с ассемблерным окном прокрутки, пошаговым исполнением, точками останова, трассировкой и т.п.) – C++ Builder корпорации Borland предоставляет собой впечатляющую среду разработки.

  1.  Преимущества C++ Builder
  2.  Поддерживаются различные стили и технологии программирования, включая традиционное директивное программирование, ООП, обобщённое программирование, использование шаблонов, макросов.
  3.  Предсказуемое выполнение программ является важным достоинством для построения систем реального времени. Весь код, неявно генерируемый компилятором для реализации языковых возможностей (например, при преобразовании переменной к другому типу), определён в стандарте. Также строго определены места программы, в которых этот код выполняется. Это даёт возможность замерять или рассчитывать время реакции программы на внешнее событие.
  4.  Пользовательские функции-операторы позволяют кратко и ёмко записывать выражения над пользовательскими типами в естественной алгебраической форме.
  5.  Язык поддерживает понятия физической (const) и логической (mutable) константности. Это делает программу надёжнее, так как позволяет компилятору, например, диагностировать ошибочные попытки изменения значения переменной. Объявление константности даёт программисту, читающему текст программы дополнительное представление о правильном использовании классов и функций, а также может являться подсказкой для оптимизации. Перегрузка функций-членов по признаку константности позволяет определять изнутри объекта цели вызова метода (константный для чтения, неконстантный для изменения). Объявление mutable позволяет сохранять логическую константность при использовании кэшей и ленивых вычислений.
  6.  Используя шаблоны, возможно создавать обобщённые контейнеры и алгоритмы для разных типов данных, а также специализировать и вычислять на этапе компиляции.
  7.  Кроссплатформенность: стандарт языка накладывает минимальные требования на ЭВМ для запуска скомпилированных программ. Для определения реальных свойств системы выполнения в стандартной библиотеке присутствуют соответствующие возможности (например, std::numeric_limits <T>). Доступны компиляторы для большого количества платформ, на языке C++ разрабатывают программы для самых различных платформ и систем.
  8.  Эффективность. Язык спроектирован так, чтобы дать программисту максимальный контроль над всеми аспектами структуры и порядка исполнения программы. Ни одна из языковых возможностей, приводящая к дополнительным накладным расходам, не является обязательной для использования — при необходимости язык позволяет обеспечить максимальную эффективность программы.
  9.  ТЕСТИРОВАНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ ПОЛЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Тестирование является одним из наиболее устоявшихся способов обеспечения качества разработки программного обеспечения. Оно обеспечивает выявление (констатацию наличия) фактов расхождений с требованиями (ошибок). Как правило, на фазе тестирования осуществляется и исправление идентифицированных ошибок, включающее локализацию ошибок, нахождение причин ошибок и соответствующую корректировку программы тестируемого приложения.

ЭСО было протестировано на занятиях по политологии в учебных группах БГКЛП.

В ходе тестирования ЭСО по курсу политологии были выявлены некоторые ошибки. Была полностью настроена работоспособность программы. В частности этот процесс позволил устранить такие ошибки как:

– корректный выход из программы;

– проверка пароля на вход в дополнительное приложение.

Для того, чтобы протестировать корректность выхода программы из рабочего состояния прописано в BitBtn2:

Application->Terminate();

После выхода из программы нужно открыть диспетчер задач и проверить, не «висит» ли проект в процессах.

В ходе тестирования выявлено, что программа вполне отвечает всем требованиям по надежности, испортить её можно лишь удалив компонент установленной программы (ехе-файл либо одну из таблиц). Процесс тестирования помог избавиться от ошибок в работе программы, настроить её на максимальную работоспособность и надёжность.


  1.  РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СИСТЕМЫ

Первое что увидит пользователь запустивший программу –  меню программы (рис. 5.1).

Рисунок  5.1 – Форма «Главная форма»

При нажатии кнопки «Обучение» загрузится презентация, выступающая в роли обучения учащихся. При нажатии кнопки «Выход» приложение завершит свою работу. При нажатии кнопки «Тест» откроется форма для регистрации учащихся  (Рис. 5.2). При нажатии кнопки «Преподаватель» загрузится форма с результатами выполненных тестов (Рис. 5.3).

Рисунок  5.2 – Форма «Регистрация»

На данной форме расположены три поля необходимые для заполнения: фамилия, имя, отчество. Они связаны с соответствующими полями в БД. При нажатии кнопки «ОК» данные из этих полей автоматически заносятся в БД.

Рисунок  5.3 – Форма «Информация о выполненных тестах»

На данной форме отображается информация о: дате и времени начало выполнения теста, фамилия, имя и номер группы учащегося выполнявшего тест, оценка за выполненный тест, время выполнения теста, название теста, номера вопросов, на которые учащийся ответил верно. На данной форме присутствует кнопка «Удалить все записи таблицы». Она предназначена для очистки таблицы.

Рисунок  5.4 – Форма «Students»

Данная форма предназначена непосредственно для прохождения теста учащимися. Прочитав вопрос, необходимо выбрать один из предложенных вариантов и нажать кнопку «Следующий вопрос». Если вы подумал  решение что ответили на предыдущий вопрос не верно, есть возможность вернуться к предыдущему вопросу с помощью кнопки «Предыдущий вопрос» и выбрать верный ответ.

Рисунок  5.5 – Форма «Оценка»

На форме «Оценка» учащемуся проходившему тест показывается оценка. Цвет формы меняется в зависимости от количества  балов. До 4 балов цвет фона красный, после 7 баллов цвет формы зеленый. В промежутке от 4 до 6 баллов цвет формы является стандартным – серого цвета.


6 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

6.1 Расчет прогнозируемой цены и прибыли на программное средство

 

6.1.1 Расчёт полной себестоимости программного продукта

Себестоимость программного продукта – затраты разработчика в денежной форме на производство и реализацию программного продукта.

Себестоимость включает многие статьи:

  1. затраты на материалы и комплектующие;
  2. основная заработная плата исполнителей;
  3. дополнительная заработная плата исполнителей;
  4. отчисления в фонд социальной защиты населения;
  5. отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  6. накладные расходы;
  7. затраты на сопровождение и адаптацию.

На основании затрат рассчитывается полная себестоимость и свободная отпускная цена.

1. Затраты на материалы и комплектующие (Змат), рассчитываются по формуле:

Змат = Нрасх Х Цед, руб. (6.1),

где  Нрасх – норма расхода материала, шт.;

Цед цена за единицу материала, руб.

К данной статье затрат относятся затраты на бумагу (Збумага) и оптические диски (Здиск). Расход бумаги составил 200 листов. Стоимость упаковки бумаги (сто листов) составляет 12 250 рублей. Использовано 2 оптических диска, стоимостью 4 000 рублей. Следовательно:

Збумага = 2 х 12 250 = 24 500 руб.

Здиск = 2 х 4 000 = 8 000 руб.

Следовательно, суммарные затраты составляют:

Змат = Збумага + Здиск, руб.      (6.2)

Змат = 24 250 + 8 000 = 32 250 руб.

2. Месячная тарифная ставка исполнителя определяется:

ЗПмес = ТС1мес х Ктар, руб.      (6.3),

где  ТС1мес  – тарифная ставка первого разряда за месяц, руб.;

Ктар – тарифный коэффициент.

Тарифная ставка первого разряда составляет 1 400 000 рублей. Тарифный коэффициент программиста составляет 2,48. Тогда месячная тарифная ставка составит:

ЗПмес = 1 400 000 х 2,48= 3 472 000 руб.

3. Основная заработная плата исполнителей (ЗПосн), рассчитывается по формуле:

ЗПосн = ТСдн х То х Кпр, руб.     (6.4),

где  ТСдн – тарифная ставка за день, руб;

То – трудоемкость программного средства, человеко-дней;

Кпр – коэффициент премирования.

Для расчета дневной тарифной ставки применяется следующая формула:

ТСдн = ЗПмесс / 20,9 (6.5)

Тарифная ставка равна:

ТСдн =3 472 000 / 20,91 = 166 044 руб.

Исходя из того, что трудоемкость разработки программного средства составила 25 человеко-дней, а коэффициент премирования равен 1.3, основная заработная плата составила:

ЗПосн =166 044 х 25 х 1,3 = 5 396 430 руб.

4. Дополнительная заработная плата исполнителей (ЗПдоп) определяется по формуле:

ЗПдоп = ЗПдоп = ЗПосн х %ЗПдоп / 100,  руб.     (6.6),

где %ЗПдоп – процент дополнительной заработной платы от основной.

Исходя из того, что процент дополнительной заработной платы составляет двадцать процентов:

ЗПдоп = 5 396 430 х 10 %=539 643 руб.

5. Отчисления в фонд социальной защиты (Отчфсзн) рассчитываются по формуле:

Отчфсзн = Отчфсзн = (ЗПосн + ЗПдоп) х %отч / 100 , руб.     (6.7),

где %отч – процент отчислений, установленный государством в планируемом году. В 2013 году составляет тридцать четыре процента.

Отчфсзн = (5 396 430 + 539 643) х 34 / 100 = 2 018 265 руб.

6. Отчисления по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Отчстрах) рассчитывают по формуле:

Отчстрах = (ЗПосн + ЗПдоп) х %отч / 100, руб.     (6.8),

где %отч – процент отчислений, установленный государством в планируемом году.

Процент отчислений на страхование составляет один процент.

Отчстрах = (5 396 430 + 539 643) х 1 / 100  = 59 361 руб.

8. Общая сумма расходов на разработку программного средства рассчитывается по формуле:

С\Спр = Змат + ЗПосн + ЗПдоп + Отчфсзн + Отчстрах + Рнакл, руб.      (6.9),

Тогда:

   С\Спр= 32 250+3 472 000+5 396 430+539 643+ 2 018 265+59 361=11 517 949 руб.

9. Затраты на сопровождение и адаптацию программного средства (Рад), определяются по формуле:

Радап = С/Спр х %Радап /100, руб. (6.10),

где  % Радап – процент расходов на сопровождение и адаптацию. Составляет три процента;

  С\Спр  – общая сумма расходов на разработку программного средства.

Радап = 11 517 949  х 3 / 100 = 345 539 руб.

Таким образом, рассчитав все показатели, можно определить полную себестоимость разработанного программного средства:

С\Сполн = С\Спр + Радап, руб.    (6.11)

 

С\Сполн = 11 517 949 +345 539=11 863 488 руб.

Таким образом, полная себестоимость разработки программного средства составит 11 863 488 рублей.

6.1.2 Определение прибыли и свободной отпускной цены

Свободная отпускная цена определяется на основании цены разработчика, которая формируется на основе показателя рентабельности продукции. Рентабельность и прибыль по создаваемому программному продукту определяются исходя из результатов анализа рыночных условий, переговоров с заказчиком (потребителем) и согласования с ним отпускной цены, включающей дополнительно налог на добавленную стоимость.

Прибыль (ПР) рассчитывается по следующей формуле:

ПР = С/Сполн х %Р/100   (6.12),

где %Р – уровень рентабельности программного средства.

Заложенная рентабельность составляет двадцать процентов.

ПР = 11 863 488 х 20/100=2 372 698 руб.

Прогнозируемая отпускная цена определяется по формуле:

Цотп = С\Сполн + ПР + НДС, руб.    (6.13),

где НДС – сумма налога на добавленную стоимость, руб.

Расчет НДС проходит по формуле:

НДС = (С/Сполн + ПР) х %НДС/100, руб.   (6.14),

где %НДС – ставка налога на добавленную стоимость. Составляет двадцать процентов.

НДС = (11 863 488+ 2 372 698) х 20/100 = 2 847 237 руб.

Тогда  Цотп составит:

Цотп =11 863 488+ 2 372 698+ 2 847 237 = 17 083 420 руб.

6.2 Обоснование экономической целесообразности проведения мероприятия

Программный продукт «Политология» создан, главным образом для быстрого и эффективного обучения, а также проверку полученных знаний. В разделе обучения информация предоставлена кратко и доступным для студента языком. Помимо обучения в данной программе содержится тест, который должен пройти каждый ученик после обучения. Преподавателю предоставляется возможность просмотра списка студентов и выполнивших тест, их оценки.

6.3 Расчет капитальных затрат

Данные затраты связанные с приобретением,  внедрением и использованием программного средства в организации, рассчитываются по формуле:

КЗ = Кпр + Кпк + Кос + Кис,  тыс. руб.    (6.15),

где    Кпр – затраты на приобретение программного средства, тыс. руб.;

Кпк – затраты на покупку компьютера, тыс. руб.;

Кос – затраты пользователя на освоение компьютера, тыс. руб.;

Кис – затраты на внедрение программного продукта, тыс. руб.

Покупка программного средства обойдется в среднем в 3 000 000 рублей, затраты на освоение компьютера составят 900 000 рублей, затраты на внедрение программы составят 100 000 рублей.

КЗ = 17 083 420+ 4 200 000+ 900 000+ 100 000 =22 283 420 руб.

Затраты на приобретение и полное внедрение программного средства составят 22 283 420 рублей.

6.4 Технико-экономические показатели. Выводы по расчетам

Результаты расчетов экономического раздела приведены в таблице 7.1.

Таблица 7.1 – Технико-экономические показатели программного средства

Наименование показателей

Обозначения

Ед. изм.

Результат

Полная себестоимость

С/Сполн.

руб.

11 471 659

Свободная отпускная цена

Цотп

руб.

17 083 420

Сумма капитальных затрат

КЗ

руб.

22 283 420

Исходя из проделанных расчётов, можно сделать следующие выводы по экономическому разделу: начальные расходы на внедрение программного продукта достаточно велики. Программный продукт имеет обучающий и тестирующий разделы. Конечно, для успешного создания не требуется мощная аппаратная часть, которая в нынешнее время стоит достаточно дорого. Внедрение программного продукта «Политология» экономически обосновано.


  1.  ОХРАНА ТРУДА

7.1 Необходимость охраны труда

Охрана труда – это система законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда (ГОСТ 12.0.002 – 2003 ССБТ «Термины и определения»).

Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда. Основная цель улучшения условий труда – достижение социального эффекта, т.е. обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве, возникающих в результате работы, в ходе ее или связанных с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде.

Улучшение условий труда дает и экономические результаты: рост показателей (в связи с повышением производительности труда); сокращение затрат, связанных с компенсациями за работу с вредными и тяжелыми условиями труда; уменьшение потерь, связанных с травматизмом, профессиональной заболеваемостью; уменьшением текучести кадров и т.д.

7.2 Анализ состояния охраны труда

7.2.1 Организация работы по охране труда и технике безопасности

Основными законодательными  актами, регулирующим правоотношения в сфере охраны труда в Республике Беларусь является Конституция,  Трудовой кодекс (принятый Палатой представителей 08.06.1999 и вступившего в силу с 01.01.2000 году), «Межотраслевые общие правила по охране труда», закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направленном на предупреждения воздействия неблагоприятных факторов среды на человека.

Основными нормативно – технической документацией по охране труда являются: стандарты безопасности труда, строительные норм и правила, санитарные нормы, правила техники безопасности и производственной санитарии, инструкции, положения, указания и руководящие технические материалы, директивные и методические письма. Особая роль отводится системе стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности.

В КСУП  «СГЦ «Западный» работа по охране труда проводятся в соответствии со стандартами предприятия по системе управления охраной труда СТП 22.186 40-95 (СУОТ), устанавливает взаимосвязи, обязанности и права служб, подразделений, должностных лиц; оценку и стимулирование работы по обеспечению безопасности труда, укрепление дисциплины, соблюдение правил, норм и инструкций по охране труда, организацию работы по расследованию несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве. Стандарт разработан в соответствии с типовыми обязанностями по охране труда руководителей, ИТР и служащих предприятий Минпрома Республики Беларусь (РД 13.01-93), утвержденный 10.02.94 г. № 02-23/485.

В КСУП  «СГЦ «Западный» руководствуются также “Типовым положением об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда” утвержденным постановлении Минтруда Республики Беларусь № 62 от 29.08.1996 г.

Разработаны и утверждены согласно штатным расписаниям инструкции по охране труда для работников организации. Строго выполняются программы и инструкции по проведению вводного инструктажа для вновь принятых на работу. Ведутся журналы регистрации инструктажей на рабочем месте.

В соответствии с законодательством о труде Республики Беларусь наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в том числе подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда, информирование их об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске причинения вреда здоровью и полагающихся средств индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда, пропаганду и внедрение передового опыта безопасных методов и приемов труда. Кабинеты охраны труда предназначены для осуществления названных функций. Работа кабинета охраны труда осуществляется в соответствии с Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 8 ноября 1999г. №144 «Об утверждении типового положения о кабинете охраны труда» (в ред. Постановлений Минтруда и соцзащиты от 19.04.2005 №44, от 19.11.2007 №150).  

Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию организации. Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний работников.

Техника безопасности – это система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на человека опасных производственных факторов, т.е. таких факторов, которые вызывают при нарушении правил безопасности несчастные случаи и травмы.

К основным средствам защиты можно отнести следующие устройства: оградительные, автоматического контроля и сигнализации, предохранительные, дистанционного управления, знаки безопасности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги выполнения дипломного проекта, можно сделать вывод о том, что поставленные в начале цели и задачи были успешно выполнены. Результатом выполнения дипломного проекта стало создание ЭСО для дисциплины «Основы социально-гуманитарных наук. Политология».

Для успешного достижения цели необходимо было решить следующие задачи:  1. создание теоритического блока, 2. проверочного блока, 3. оценочного блока.

Данные задачи потребовали применения определенных конструкторских навыков.

Для решения 1 задачи автор проекта должен был помочь заказчику представить теоритический материал на языках программного средства. Таким образом, появилась схема-вывод.

Для решения 2 задачи использовалась тестирующая программа, которая позволяет дать ответ на стандартные вопросы путем выбора ответа из предложенных вариантов.

Для решения 3 задачи был создан дополнительный файл, который позволяет преподавателю следить за успеваемостью учащихся. Поэтому данные файлы можно обновлять.

В процессе выполнения дипломного проекта автор создал универсальную программу, которую можно использовать во всех учебных заведениях профессионального образования. ЭСО может быть использовано на всех дисциплинах гуманитарного блока.

В дальнейшем программа может совершенствоваться в соответствии с требованиями заказчика.

В ходе разработки дипломного проекта были достигнуты следующие задачи:

  1.  Получены знания, как предмет тестового контроля;
  2.  Сформировано представление о политике, как общественном явлении, причинах ее возникновения, структуре, функциях;
  3.  Созданы тесты с помощью языка программирования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Архангельский А. Я. Компоненты общего назначения библиотеки C++ Builder 6: учеб. пособие. – М., 2010
  2.  Лаптев В. В., Морозов А. В., Бокова А. В. С++. Объектно-ориентированное программирование. Задачи и упражнения: учеб. курс. – СПб.: Питер, 2007
  3.  Федоренко Ю.П. Алгоритмы и программы на C++ Builder: учеб. пособие. – М., 2010
  4.  Финогенов К.Г. Программирование в системе Windows с помощью объектно-ориентированных библиотек. Лабораторный практикум: учеб. пособие. – СПБ., 2008 
  5.  Головачев  А. С. Экономика предприятия: учеб. пособие. – Мн.: Выш. школа, 2008.
  6.  Охрана труда специалистов, работающих с видеотерминалами. – Метод, рекомендации. – Л.: ЛПИ им. Калинина,1980.
  7.  ГОСТ 19.202-78 Единая система программной документации. Пояснительная записка. Требования к содержанию и оформлению.
  8.  ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам.
  9.  ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
  10.  Калмыкова О.В., Грибанов В.П., Сорока Р.И. Основы алгоритмизации и программирование. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.: 2002. 151с. 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Листинг программы:

Форма № 1

#include <vcl.h>

#pragma hdrstop

#include "mainform.h"

#include "stud.h"

#include "regunit.h"

#include "prepunit.h"

#include "Unit1.h"

#pragma package(smart_init)

#pragma resource "*.dfm"

Tmain *main;

AnsiString dd1 = GetCurrentDir();

__fastcall Tmain::Tmain(TComponent* Owner)

       : TForm(Owner)

{

}

void __fastcall Tmain::Button4Click(TObject *Sender)

{

Close();

}

void __fastcall Tmain::Button3Click(TObject *Sender)

{

regform = new Tregform(this);

if (regform->ShowModal()== mrOk)

{

students = new Tstud(this);

students->Show();

students->Button1Click(this);

}

}

void __fastcall Tmain::Button1Click(TObject *Sender)

{

ShellExecute(Handle, "open", "Главная.pps", NULL, NULL, SW_RESTORE);

}

void __fastcall Tmain::N1Click(TObject *Sender)

{

prepform = new Tprepform(this);

prepform->ShowModal();

}

Форма № 2

#include <vcl.h>

#pragma hdrstop

#include "balifrom.h"

#include "mainform.h"

#include "stud.h"

#pragma package(smart_init)

#pragma resource "*.dfm"

AnsiString ddd = GetCurrentDir();

AnsiString bdd = ddd + "//baza.mdb";

Tbali *bali;

__fastcall Tbali::Tbali(TComponent* Owner)

       : TForm(Owner)

{

}

void __fastcall Tbali::Button1Click(TObject *Sender)

{

       main->Close();

}

Форма № 3

#include <vcl.h>

#pragma hdrstop

#include "prepunit.h"

#include "dataunit.h"

#pragma package(smart_init)

#pragma resource "*.dfm"

Tprepform *prepform;

__fastcall Tprepform::Tprepform(TComponent* Owner)

       : TForm(Owner)

{

}

void __fastcall Tprepform::Button1Click(TObject *Sender)

{

Datamodule1->ADOTable1->Active = false;

Datamodule1->ADOQuery1->SQL->Clear();

Datamodule1->ADOQuery1->SQL->Add("Delete * from student");

Datamodule1->ADOQuery1->ExecSQL();

Datamodule1->ADOTable1->Active = true;

}

void __fastcall Tprepform::Button2Click(TObject *Sender)

{

Application->Terminate();

}

Форма № 4

#include <vcl.h>

#pragma hdrstop

#include "regunit.h"

#include "dataunit.h"

#pragma package(smart_init)

#pragma resource "*.dfm"

Tregform *regform;

__fastcall Tregform::Tregform(TComponent* Owner)

       : TForm(Owner)

{

Datamodule1->ADOTable1->Append();

}

void __fastcall Tregform::Button2Click(TObject *Sender)

{

Datamodule1->ADOTable1->CancelUpdates();

}

Форма № 5

#include <vcl.h>

#pragma hdrstop

#include "Stud.h"

#include "balifrom.h"

#include "Unit1.h"

#include "dataunit.h"

#pragma package(smart_init)

#pragma link "SHDocVw_OCX"

#pragma resource "*.dfm"

Tstud *students;

TDateTime DateTime;

int est = 0, i = 0,

nRight = 0,

Right = 0,

kolv = 0;

double ocenka = 0;

AnsiString studentname;

TStringList *sl;

int kRight[120] = {0};

__fastcall Tstud::Tstud(TComponent* Owner)

: TForm(Owner)

{

}

void __fastcall Tstud::BitBtn31Click(TObject *Sender)

{

if ( xml -> FileName )

{

_di_IXMLNode qw = xml->DocumentElement->ChildNodes->Nodes[WideString("qw")];

_di_IXMLNode q = qw->ChildNodes->Nodes[i];

Right = StrToInt ( q->GetAttribute(WideString("right")));

nRight  = RadioGroup1->ItemIndex + 1;

if ( xml->Active == true )

{

if ( i > 0 )

{

if ( Right == nRight )

{kRight[i] = 1;}

else

{kRight[i] = 0;}

i--;

xml->Active = true;

_di_IXMLNode qw = xml->DocumentElement->ChildNodes->Nodes[WideString("qw")];

kolv = qw->ChildNodes->Count;

if ( i < kolv )

{

_di_IXMLNode q = qw->ChildNodes->Nodes[i];

Right = StrToInt ( q->GetAttribute(WideString("right")));

_di_IXMLNode a ;

int j = 0;

Label->Text = q->GetAttribute(WideString("text"));

RadioGroup1->Items->Clear();

while (j < q->ChildNodes->Count)

{

RadioGroup1->Items->Add(q->ChildNodes->Nodes[j]->Text);

j++;

}

}

}

}

Label4->Caption = i+1;

crb->Checked = true;

nRight = 0;

}

}

void __fastcall Tstud::BitBtn2Click(TObject *Sender)

{

 if ( xml->FileName  )

{

_di_IXMLNode qw = xml->DocumentElement->ChildNodes->Nodes[WideString("qw")];

_di_IXMLNode q = qw->ChildNodes->Nodes[i];

Right = StrToInt ( q->GetAttribute(WideString("right")));

nRight = RadioGroup1->ItemIndex + 1;

if ( xml->Active == true )

{

stud = new Tstudents(this);

if ( Right == nRight )

{

kRight[i] = 1;

}

else

{

kRight[i] = 0;

}

i++;

xml->Active = true;

_di_IXMLNode qw = xml->DocumentElement->ChildNodes->Nodes[WideString("qw")];

kolv = qw->ChildNodes->Count;

if ( i < kolv )

{

_di_IXMLNode q = qw->ChildNodes->Nodes[i];

Right = StrToInt ( q->GetAttribute(WideString("right")));

_di_IXMLNode a ;

int j = 0;

Label->Text = q->GetAttribute(WideString("text"));

RadioGroup1->Items->Clear();

while (j < q->ChildNodes->Count)

{

RadioGroup1->Items->Add(q->ChildNodes->Nodes[j]->Text);

j++;

}

}

if ( i >= qw->ChildNodes->Count ) BitBtn3->Click();

}

Label3->Caption = i+1;

crb->Checked = true;

nRight = 0;

}

}

void __fastcall Tstud::BitBtn3Click(TObject *Sender)

{

sl->Free();

int ocenka = 0;

{

AnsiString otvety="";

for ( int k = 0; k < kolv; k++ )

{

ocenka = ocenka + kRight[k];

if (kRight[k]==1)  otvety = otvety + " " +IntToStr(k+1);

}

bali = new Tbali(this);

if (ocenka<4) bali->Color = clRed;

if (ocenka>7) bali->Color = clGreen;

bali->Label4->Caption = IntToStr(ocenka);

Datamodule1->ADOTable1->Edit();

Datamodule1->ADOTable1->FieldByName("Название теста")->AsString = ExtractFileName(xml-> FileName);

Datamodule1->ADOTable1->FieldByName("Ответы")->AsString = otvety + " ";

Datamodule1->ADOTable1->FieldByName("Время")-> AsString = Lmin->Caption;

Datamodule1->ADOTable1->FieldByName("Дата") ->AsDateTime = Now();

Datamodule1->ADOTable1->FieldByName("Оценка")->AsString = ocenka;

Datamodule1->ADOTable1->Post();

Timer2->Enabled = false;

Lmin->Caption = "00";

bali->ShowModal();

for (int k = 0; k < kolv; k++)

kRight[k] = 0;

est = 0;

i = 0;

}

}

void __fastcall Tstud::Timer2Timer(TObject *Sender)

{

Lmin->Caption = (Time() - DateTime).TimeString();

}

void __fastcall Tstud::Button1Click(TObject *Sender)

{

String ws = ExtractFilePath(ParamStr(0)) + "\\Тесты\\";

{

randomize();

int b = random(3) + 1;

switch(b)

{

case 1  : xml->FileName = ws + "Вариант 1.xml"; break;

case 2  : xml->FileName = ws + "Вариант 2.xml"; break;

case 3  : xml->FileName = ws + "Вариант 3.xml"; break;

}

}

DateTime = Time();

xml->Active = true;

_di_IXMLNode qw = xml->DocumentElement->ChildNodes->Nodes[WideString("qw")];

_di_IXMLNode q = qw->ChildNodes->Nodes[i];

Right = StrToInt ( q->GetAttribute(WideString("right")));

kolv = qw->ChildNodes->Count;

if ( i < kolv )

{

_di_IXMLNode q = qw->ChildNodes->Nodes[i];

Right = StrToInt ( q->GetAttribute(WideString("right")));

_di_IXMLNode a ;

int j = 0;

Label->Text = q->GetAttribute(WideString("text"));

RadioGroup1->Items->Clear();

while (j < q->ChildNodes->Count)

{

RadioGroup1->Items->Add(q->ChildNodes->Nodes[j]->Text);

j++;

}

Label2->Caption = "Вопросов:";

Label1->Caption = + StrToInt(qw->ChildNodes->Count);

}

Label3->Caption = i+1;

crb->Checked = true;

nRight = 0;

Timer2->Enabled = true;

Timer2->Interval = 1;      

}

XML файл № 1:

<?xml version="1.0" encoding="Windows-1251"?>

<test>

 <head>Политология: Что такое политика?</head>

<qw>

<q text="Какие явления стали причиной возникновения политики?" src = "" right = "3">

<a>"А. распространение мировых религий"</a>

<a>"Б. разделение общества на классы и сословия"</a>

<a>"В. появление первых государственных образований."</a>

</q>

<q text="Какие определения «политики» безусловно правильны?" src = "" right = "1">

<a>"А. правовое регулирование совместной жизни людей"</a>

<a>"Б. «зеркало» социально – экономических процессов жизни общества"</a>

<a>"В. искусство возможного"</a>

</q>

<q text="Когда возникла специальная наука о политике?" src = "" right = "4">

<a>"А. в античное время"</a>

<a>"Б. в средние века"</a>

<a>"В. в эпоху Возрождения"</a>

<a>"Г. в 19 веке"</a>

<a>"Г. в 20 веке"</a>

</q>

<q text="Термин «политика» в научный оборот ввел:" src = "" right = "1">

<a>"А. Платон"</a>

<a>"Б. Цицерон"</a>

<a>"В. Макиавелли"</a>

</q>

<q text="Какие из предложенных терминов входят в категориальный аппарат политологии?" src = "" right = "3">

<a>"А. субъективный фактор развития"</a>

<a>"Б. общественная собственность на средства производства"</a>

<a>"В. политическая система общества"</a>

<a>"Г. правовое государство"</a>

</q>

<q text="Познание сущности политических процессов достигается с помощью:" src = "" right = "3">

<a>"А. житейской мудрости и здравого смысла"</a>

<a>"Б. опросов общественного мнения"</a>

<a>"В. методов политологии"</a>

</q>

<q text="Политика может быть определена как:" src = "" right = "3">

<a>"А. действия властных структур"</a>

<a>"Б. механизм разрешения кризисов и конфликтов"</a>

<a>"В. все  перечисленное"</a>

</q>

<q text="Что из следующего не является источником информации о политических процессах?" src = "" right = "1">

<a>"А. Молва, слухи, сплетни"</a>

<a>"Б. Индивидуальные мнения и суждения"</a>

<a>"В. сообщения средств массовой информации"</a>

</q>

<q text="Как взаимодействуют политика и экономика?" src = "" right = "2">

<a>"А. они не имеют ничего общего между собой"</a>

<a>"Б. политика определяет правила взаимодействия экономики и общества"</a>

<a>"В. экономика определяет политику."</a>

<a>"Г. чаще всего политика и экономика – это одно и то же"</a>

</q>

<q text="Как взаимосвязаны политика и мораль?" src = "" right = "3">

<a>"А. политика влияет на нормы морали, а моральные нормы воздействуют на политику"</a>

<a>"Б. политика сама по себе явление аморальное"</a>

<a>"В. моральные нормы являются оцениванием справедливости действий политики"</a>

</q>

</qw>

<levels>

<level score="1" text = "111"/>

</levels>

</test>

XML файл № 2:

<?xml version="1.0" encoding="Windows-1251"?>

<test>

 <head>Политология: Что такое политика?</head>

<qw>

<q text="Какие явления стали причиной возникновения политики?" src = "" right = "2">

<a>"А. осознание отдельными индивидами частных интересов"</a>

<a>"Б. территориальные конфликты, войны"</a>

<a>"В. распространений научных знаний и философии"</a>

</q>

<q text="Какие определения «политики» безусловно правильны?" src = "" right = "1">

<a>"А. деятельность по согласованию интересов"</a>

<a>"Б. отражение духовного потенциала и запросов общества"</a>

<a>"В. создание модели подчинения интересов одних людей интересам других людей"</a>

</q>

<q text="Когда возникла специальная наука о политике?" src = "" right = "4">

<a>"А. в античное время"</a>

<a>"Б. в средние века"</a>

<a>"В. в эпоху Возрождения"</a>

<a>"Г. в 19 веке"</a>

<a>"Г. в 20 веке"</a>

</q>

<q text="Термин «политика» в научный оборот ввел:" src = "" right = "1">

<a>"А. Платон"</a>

<a>"Б. Цицерон"</a>

<a>"В. Макиавелли"</a>

<a>"Г. Аристотель"</a>

</q>

<q text="Какие из предложенных терминов входят в категориальный аппарат политологии?" src = "" right = "2">

<a>"А. Великая октябрьская социалистическая революция"</a>

<a>"Б. субъекты политической жизни"</a>

<a>"В. социально – классовая структура общества"</a>

<a>"Г. классовая борьба"</a>

</q>

<q text="Познание сущности политических процессов достигается с помощью:" src = "" right = "2">

<a>"А. житейской мудрости и здравого смысла"</a>

<a>"Б. политического анализа"</a>

<a>"В. опросов общественного мнения"</a>

</q>

<q text="Политика может быть определена как:" src = "" right = "2">

<a>"А. действие программных лозунгов"</a>

<a>"Б. сфера деятельности властных структур"</a>

<a>"В. все  перечисленное"</a>

</q>

<q text="Что из следующего не является источником информации о политических процессах?" src = "" right = "1">

<a>"А. Молва, слухи, сплетни"</a>

<a>"Б. Научные исследования"</a>

<a>"В. сообщения средств массовой информации"</a>

</q>

<q text="Как взаимодействуют политика и экономика?" src = "" right = "2">

<a>"А. они не имеют ничего общего между собой"</a>

<a>"Б. политика заботится об экономических интересах всего общества"</a>

<a>"В. экономика действует по своим законам, поэтому определяет цели политики"</a>

<a>"Г. политика определяет как развиваться экономике"</a>

</q>

<q text="Как взаимосвязаны политика и мораль?" src = "" right = "3">

<a>"А. политика может отменить моральные нормы"</a>

<a>"Б. политика сама по себе явление аморальное"</a>

<a>"В. моральные нормы помогают понять суть действий в политике"</a>

</q>

</qw>

<levels>

<level score="1" text = "111"/>

</levels>

</test>

XML файл № 3:

<?xml version="1.0" encoding="Windows-1251"?>

<test>

<head>Политология: Что такое политика?</head>

<qw>

<q text="Какие явления стали причиной возникновения политики?" src = "" right = "1">

<a>"А. Вовлечение в политику больших масс людей"</a>

<a>"Б. Повышение уровня образованности общества"</a>

<a>"В. Распространение книгопечатания"</a>

</q>

<q text="Какие определения «политики» безусловно правильны?" src = "" right = "1">

<a>"А. Сфера проявления классовых интересов и классовой борьбы"</a>

<a>"Б. поиск оптимальной меры соответствия общегосударственных целей интересам отдельных граждан"</a>

<a>"В. способ ограничений прав личности для сохранения стабильности в обществе"</a>

</q>

<q text="Когда возникла специальная наука о политике?" src = "" right = "4">

<a>"А. в античное время"</a>

<a>"Б. в средние века"</a>

<a>"В. в эпоху Возрождения"</a>

<a>"Г. в 19 веке"</a>

<a>"Г. в 20 веке"</a>

</q>

<q text="Термин «политика» в научный оборот ввел:" src = "" right = "1">

<a>"А. Платон"</a>

<a>"Б. Цицерон"</a>

<a>"В. Макиавелли"</a>

</q>

<q text="Какие из предложенных терминов входят в категориальный аппарат политологии?" src = "" right = "2">

<a>"А. классовая борьба"</a>

<a>"Б. политическое лидерство"</a>

<a>"В. система социальной справедливости"</a>

</q>

<q text="Политика должна воздействовать на культуру в сфере:" src = "" right = "1">

<a>"А. разработке стратегии развития образования"</a>

<a>"Б. выбора  ценностей общества"</a>

<a>"В. контроле за средствами массовой информации"</a>

</q>

<q text="Политика может быть определена как:" src = "" right = "3">

<a>"А. сфера взаимодействия общества и власти"</a>

<a>"Б. деятельность, направленная на согласование интересов"</a>

<a>"В. все  перечисленное"</a>

</q>

<q text="Интерес к политическим наукам взрастает, когда:" src = "" right = "1">

<a>"А. распространяется  молва, слухи, сплетни о политических деятелях"</a>

<a>"Б. повышается уровень образованности общества"</a>

<a>"В. происходят глобальные перемены в обществе"</a>

</q>

<q text="Как взаимодействуют политика и экономика?" src = "" right = "2">

<a>"А. они не имеют ничего общего между собой"</a>

<a>"Б. политика согласовывает интересы всех слоев населения в сфере экономики"</a>

<a>"В. экономика определяет политику"</a>

<a>"Г. все перечисленное"</a>

</q>

<q text="Как взаимосвязаны политика и мораль?" src = "" right = "3">

<a>"А. политика – это специфическое явление, где нельзя использовать мораль"</a>

<a>"Б. мораль как средство регулирования отношений в обществе не может быть использована в 21 веке"</a>

<a>"В. ) моральные нормы позволяют понять, чьи права защищают в данный момент"</a>

</q>

</qw>

<levels>

<level score="1" text = "111"/>

</levels>

</test>


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1113. Импульсные диоды 38.5 KB
  Процессы в импульсном диоде. Работа импульсного диода. Материалы с высокой подвижностью носителей. Пример применения импульсного диода. Форма напряжения на нагрузочном сопротивлении.
1114. Использование варикапа 49.5 KB
  Основная характеристика варикапа и эквивалентная схема. Структура варикапа. Допустимое обратное напряжение.
1115. Туннельный диод 54 KB
  Энергетическая диаграмма вырожденного p-n перехода. Вольт-амперная характеристика туннельного диода. Генератор на туннельном диоде. Отрицательное динамическое сопротивление на падающем участке. Координаты точки пика и впадины.
1116. Применение варистора 36.5 KB
  Вольт-амперная характеристика варистора. Допустимая рассеиваемая мощность. Нелинейное полупроводниковое сопротивление. Множество хаотически расположенных p-n переходов.
1117. Полевые транзисторы 128.5 KB
  В полевых транзисторах применяется полевой принцип управления, малый уровень шумов, улучшение температурная стабильность параметров, повышение радиационной стойкости. Канал полевого транзистора. Стоковые (выходные) характеристики транзистора. Включение источников к полевому транзистору. Полевой транзистор Шоттки.
1118. Биполярные транзисторы 125.5 KB
  Принцип работы биполярного транзистора. Токи в транзисторе. Вольт–Амперные характеристики транзистора. Входные характеристики транзистора ОЭ. Эффект модуляции ширины базы. Выходные характеристики транзистора. Эквивалентная схема транзистора в h параметрах. Схема замещения транзистора в физических параметрах.
1119. Проблема температурной стабилизации транзисторов 348 KB
  Энергетическая диаграмма n полупроводника. Температурный дрейф выходной характеристики. Эмиттерная стабилизация режима. Коллекторная стабилизация режима. Характеристика терморезистора и его графическое обозначение. Термостабилизация режима терморезистором. Динамический режим работы транзисторов.
1120. Принципы использование тиристоров 108 KB
  Принцип действия тиристора. Полупроводниковые источники света. Светоизлучающие диоды. Механические колебания диодов кристаллической решетки. Характеристики СИД. Полупроводниковый лазер. Система зеркал – оптический резистор.
1121. Понятие микросхем. Основные сведение микроэлектроники 244.5 KB
  Микросхема в корпусе ДИП. Полупроводниковые интегральные микросхемы. Структура интегрального биполярного транзистора. Интегральные полевые транзисторы. Интегральные конденсаторы.