39574

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»

Отчет о прохождении практики

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ВВЕДЕНИЕ Данная учебноознакомительная практика была разбита на восемь этапов: Первых шесть этапов посвящены ознакомлению особенностям высшего образования а так же уровню профессиональной подготовки выпускников по направлению Менеджмент специальности Менеджмент организации седьмой этап знакомство с современным предприятием как объектом управления а восьмой посвящен сущности менеджмента. В работе отражена экономическая...

Русский

2013-10-07

185 KB

3 чел.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономики и управления на предприятии

Отчет по летней учебно-ознакомительной практике

Выполнил:                                                                               Ст. гр. ЭМОВ-063

                                                                                                ЦуцкиридзеД.С.  

Проверил:                                               

                                                 

                                            

Новокузнецк 2007г

СОДЕРЖАНИЕ

[1]                                                  

[2]                                             

[3] Новокузнецк 2007г

[4] ВВЕДЕНИЕ

[4.1] 1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

[4.2] 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНЯ В ВУЗЕ

[4.3] 3. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ВУЗЕ

[4.4] 4. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ

[4.5] 5. ОСНОВЫ БИБЛИОГРАФИИ

[4.6] 2.6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»

ВВЕДЕНИЕ

Данная учебно-ознакомительная практика была разбита на восемь этапов:

Первых шесть этапов  посвящены ознакомлению особенностям высшего образования, а так же уровню профессиональной подготовки выпускников по направлению «Менеджмент» специальности «Менеджмент организации», седьмой этап знакомство с современным предприятием как объектом управления, а восьмой посвящен сущности менеджмента.   

    Целью первых шести этапов является изучение задач и функционирования системы высшего образования в Российской Федерации.

      Поэтому выделим такие задачи как:

  •  Изучение особенностей системы высшего образования и его состояния в данный момент;
  •  Определение технологии обучения в вузе и ее этапов;
  •  Построение учебного плана, учебных занятий;
  •  Изучение компьютерных технологий;
  •   Воспитательной работы в вузе;
  •  Рассмотрение вопросов библиографии;
  •  Изучение Государственных требований к уровню профессиональной подготовки выпускников по специальности 061100 «Менеджмент организации».

Для седьмого этапа прохождения  практики был предоставлено открытое акционерное общество шахта «Большевик».

Целью данного этапа является ознакомление с основными вопросами деятельности ОАО «Шахта «Большевик». В работе  отражена экономическая и производственная деятельность организации, определен тип  организации и основные виды ее деятельности, рассмотрена организационная структура управления общества и  её особенности. Уделено внимание технико-экономическим показателям и организационной структуре предприятия.

1. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Законом РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"от 22.08.96 «Система высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность: государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм; научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования; органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций; общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений)»  и Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, принятым 05.04.2001 г. регулируется деятельность высшего учебного заведения

При наличии соответствующей лицензии вуз и его филиалы могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего, начального и среднего профессионального образования, а также, дополнительного профессионального образования. Все высшие учебные заведения реализуют также образовательные программы послевузовского профессионального образования и осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников, ведут фундаментальные и прикладные научные исследования. Обучение проводится по очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме.

Общее руководство вузом осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. Срок полномочий ученого совета составляет 5 лет. В состав входят ректор (председатель), проректоры, а также, деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) вуза. Непосредственное управление деятельностью вуза осуществляет ректор. Срок полномочий ректора - 5 лет.

Вуз предоставляет выпускникам получит квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки. Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и его квалификации.

Ежегодно устанавливаются, объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза, соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз.

Количество высших учебных заведений за последние годы резко возросло, особенно за счет негосударственных и филиалов. Так, к 2004 году количество государственных и негосударственных вузов и их филиалов превысило 3000. Если говорить про 2003 год, то наибольший конкурс наблюдался в экономических и юридических учебных заведениях. В 2004 г. сохраняется наметившаяся тенденция последних лет к возобновлению интереса абитуриентов к техническим специальностям.

На 01.01.2001 года на территории Российской Федерации действовало 1249 гражданских вузов, в том числе: 564 государственных вузов федерального ведения, 34 государственных вузов субъектов Российской Федерации, 18 муниципальных вузов, 635 негосударственных вузов. Уровень образовательной системы РФ претерпел за последние годы особенно значительные изменения - качественные и количественные .
Продолжает расти число лиц, желающих поступить в вузы. В 2000 году средний конкурс среди подавших заявление в вузы составил 3 человека на место.

2. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНЯ В ВУЗЕ

2.1Принципы построения технологии обучения

Технология обучения характеризуется как совокупность способов и средств связи между людьми, возникших в результате информационной революции и используемых в дидактике. Существуют  признаки, которыми характеризуется технология:

  1.  Однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.
  2.  Процесс разделяется на взаимосвязанные этапы;
  3.  Координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (цели);

Большинство ученых исследующих эту тему сходятся  на мнении, что технология обучения связана с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом целей обучения. Технология обучения в вузе, можно разделить на четыре основных этапы:

1. постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов;

2. подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями;

     3. оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;

  1.  заключительная оценка результатов.

Технология обучения –последовательность (не обязательно строго упорядоченная) процедур и операций, составляющих в совокупности целостную систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и воспитания. Приход в вузы новые аппаратных и программных средств, наращивающих возможности компьютера, переход в разряд анахронизма понимания его как вычислителя, постепенно привели к вытеснению термина "компьютерные технологии" понятием "информационные технологии". Под последними понимаются процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств

3. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В ВУЗЕ

Основных направлений деятельности высших учебных заведений является организация и проведение прикладных научных исследований,  научно-технических, опытно-конструкторских работ, в   том числе по проблемам образования. В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании университет - высшее учебное заведение, которое: во первых реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям); во вторых осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; в третьих выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; в четвертых является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Основными задачами высшего учебного заведения являются:

  1.  Развитие наук;
    1.  Развитие искусств посредством научных исследований;
    2.  Развитие творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся;
    3.   Подготовка научно-педагогических работников высшей квалификации.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование и реализацию государственной научно-технической политики устанавливаются требования к научной и научно-технической деятельности высшего учебного заведения и порядок ее оценки. Результаты оценки научной и научно-технической деятельности в высшем учебном заведении составляют часть общей оценки деятельности высшего учебного заведения при его государственной аккредитации и являются для федерального органа управления образованием одним из оснований для установления (подтверждения) вида высшего учебного заведения.

Научные исследования, проводимые государственным высшим учебным заведением, финансируются федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого оно находится, независимо от финансирования образовательной деятельности.

При случае ликвидации высшего учебного заведения, в котором имеются банки и базы данных научной и научно-технической информации, а также документированной информации с ограниченным доступом, учредитель должен сохранить эту информацию.

4. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ

Одним из основных в жизни высшего учебного заведения  является воспитательный процесс. Он осуществляется в каждом из основных подразделений вуза (институты, кафедры, группы) и заключается в преобразовании сознания сотрудников (студентов, преподавателей, администрации).

Составными частями воспитательного процесса в вузе являются:

  •  повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по воспитательной работе;
  •  информационное обеспечение;
  •  формирование патриотического сознания студентов;
  •  развитие научно-профессиональных способностей студентов;
  •  духовно-нравственное воспитание студентов;
  •  формирование здорового образа жизни;
  •  межвузовская и интернациональная работа.

Главным направлением  воспитательной работы в вузе является профессиональное, но так же не забывается гражданственность, трудолюбие, нравственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, окружающей природе.  

В настоящее время студент будет выполнять в обществе множество социальных ролей,  интегрировать в различные сферы общественной жизни. Следовательно, необходимо формирование мировоззренческих, гражданских основ  личности. Все эти требования могут успешно реализовываться не только через профессиональное обучение и воспитание, но и через широкий воспитательный процесс, проводимый во внеучебное время.  Практически каждая учебная тема несет информационно-значимую воспитательную нагрузку, что особенно видно на примере гуманитарных дисциплин.

5. ОСНОВЫ БИБЛИОГРАФИИ

Библиография – это область научно-практической деятельности по подготовке различных источников  библиографической информации и библиографическому обслуживанию потребителей информации.

Разнообразны и формы существования библиографической информации. В этом разнообразии есть общее, состоящее прежде всего в том, что элементарной ячейкой, из которой складывается любая библиографическая    информация, является библиографическое сообщение. Библиографическое сообщение формируется из библиографических  сведений, т.е. данных о библиографируемом документе, которые извлекаются из самого документа или из других источников. Библиографические сведения могут передаваться в устной и документально зафиксированной форме.

Понятие “библиографическое пособие” охватывает широкий диапазон документально фиксированных способов существования библиографической информации. В теории библиографии применительно к библиографическим пособиям используются следующие основные классификационные категории: форма, тип, жанр, вид. Выделяют  четыре  основные  формы   библиографических пособий:

  1.  библиографические издания - непериодические, периодические и продолжающиеся;
  2.  несамостоятельные издательские формы (внутрикнижные, внутрижурнальные, внутригазетные, прикнижные, пристатейные библиографические материалы);
  3.  карточные формы (картотеки);
  4.  механизированные и автоматизированные библиографические (документографические) ИПС, в том числе реализованные на базе ЭВМ.

Компьютеризированы следующие библиотечные процессы: обработка новой литературы; печать выходных форм; подписка на периодические издания; аналитическая роспись статей; выпуск тематических бюллетеней, персональных библиографических указателей; ретроспективный ввод данных; информационный поиск по запросу читателя. На этапе предоставления информационных продуктов и услуг разработан проект внедрения сетевой технологии в библиотеке на базе локальной вычислительной сети (ЛВС) с подключением ее в общевузовскую сеть для обеспечения дистанционного доступа пользователей к имеющимся базам данных, к удаленным информационным ресурсам. Открытие в библиотеке электронного читального зала позволит расширить информационные услуги для потребителей.

Библиотека готова исполнять роль центра интеграции информационных ресурсов и обеспечения оперативного доступа к ним, что будет способствовать дальнейшему развитию образования, повышению уровня и качества деятельности университета.

2.6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»

В соответствии с требованиями ГОСТа по специальности 061100 к специалисту, окончившему курс обучения по данной специальности предъявляются следующие требования:

Специалист должен:

  •  иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;
  •  понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе.

Знать:

  •  теоретические основы и закономерности функционирования экономки, включая переходные процессы;
  •  принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений.

Уметь:

  •  выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
  •  систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать. рецензировать тексты;
  •  использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;
  •  разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;
  •  критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;
  •  уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач.

Владеть:

  •  специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке (английском);
  •  навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;
  •  навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;
  •  основными методическими приемами чтения лекций, проведения семинарских занятий.

7. Современное предприятие как объект управления

7.1 Назначение предприятия

ОАО «Шахта «Большевик» входит в состав ООО «Холдинг «Сибуглемет» и является одним из старейших предприятий угольной промышленности Кузбасса, имеющих славные горняцкие традиции.

Основными видами деятельности ОАО «Шахта «Большевик» являются:

  •  переработка угля, выпуск и реализация концентрата;
  •  строительство, реконструкция, поддержание производственных мощностей акционерного общества;
  •  оказание услуг производственного характера;
  •  инвестиционная деятельность;
  •  осуществление внешнеэкономической, коммерческой и посреднической деятельности;
  •  организация сбыта продукции (маркетинг), торговая деятельность;
  •  перевозка грузов;
  •  содействие проведению научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных, технологических и внедренческих работ;
  •  выполнение работ связанных с рекультивацией используемых земель и использованием отходов основного производства;
  •  оказание методической, консультативной и других видов помощи;
  •  эксплуатация грузоподъемных сооружений (краны, лифты);
  •  организация питания трудящихся.

Виды деятельности акционерного общества не ограничиваются выше указанными. Общество в праве заниматься любой деятельностью, не запрещенной законодательством.

Годовой объём добычи угля составляет 1-1,2 млн.тонн. Объём реализации в денежном выражении около 1 млрд. рублей. Шахта добывает коксующийся уголь марки ГЖ, который используется для нужд коксохимических и металлургических предприятий России, ближнего и дальнего зарубежья.

По данным журнала «Эксперт» ОАО «Шахта «Большевик» входит в число 50 крупнейших предприятий Кузбасса.

В августе 2004 года шахта отпраздновала своё 50-летие.

Шахта на протяжении многих лет является стабильным и рентабельным предприятием, не имела и не имеет задолженности в бюджет и внебюджетные фонды. В соответствии с планом выполняется программа социального развития коллектива. Для этого разработаны и утверждены социальные нормативы по направлениям. В 2006 году на социальное развитие коллектива израсходовано 13 370 тыс. рублей:

В т.ч. на

- санаторно-курортное лечение трудящихся;

- летний отдых детей трудящихся;

- материальную помощь неработающим пенсионерам;

- бесплатный уголь трудящимся, пенсионерам, проживающим в частном секторе;

- выплаты к праздникам, приобретение новогодних подарков и др.

В июле 2005 года шахта закончила отработку запасов основного поля и приступила к освоению нового блока участка «Есаульский 3-4».

По сути данный участок – это новая шахта, работать которой предстоит долгие годы. Участок шахты оснащен высокопроизводительным горно-шахтным оборудованием лучших российских и зарубежных фирм.

Выполнение данной программы освоения участка «Есаульский 3-4» с запуском лавы 30-47 потребовало значительных капитальных вложений около 607 млн. рублей. Использование данного высокопроизводительного оборудования позволило увеличить объём добычи угля в 2 раза. При этом производительность труда повысилась в 1,9 раза и составила 240 тонн/мес. на 1 рабочего.

Увеличение объёмов и производительности труда позволили увеличить заработную плату на 40%.

В значительной степени увеличивается  объём полученной прибыли, необходимой для дальнейшего социально-экономического развития предприятия и обеспечения безопасности труда.

Достижение данных технико-экономических показателей переводят в шахту в разряд высокопроизводительных, финансово устойчивых предприятий, которые соответствуют всем современным требованиям.

Для осуществления данного проекта потребовались значительные усилия трудового коллектива и собственников шахты, которые в короткие сроки смогли осуществить программу пускового комплекса по запуску нового блока шахты.

7.2 Производственная структура предприятия

Производственная структура ОАО «Шахта «Большевик» включает в себя следующие участки:

- Участок №1 – по добыче угля;

- Участок №3 – по проведению горных выработок;

- МДО - по монтажу-демонтажу горношахтного оборудования;

- ВШТ – участок внутришахтного транспорта (подземный);

- РЗО – по ремонту забойного оборудования;

- ЭМС – электромеханическая служба;

- ВТБ – участок вентиляции и техники безопасности;

- ТВС - (тепло- водоснабжение) обеспечение шахты теплом, водой, водоотведение.

Участки №1,3 являются приоритетными на данном предприятии, тогда как остальные являются вспомогательными.  Дадим подробное описание наиболее важным участкам предприятия.

Участок №1 – является основным участком по добыче угля. При плановой добыче 90000 тн/мес., средняя заработная плата на участке составляет 31388 руб.(среднемесячная производительность труда рабочего по добыче  248,1 т.). Численность участка составляет 82 работника:

  •  горнорабочие очистного забоя (ГРОЗ);
  •   руководители и специалисты;
  •   электрослесари;
  •   машинисты подземных установок;
  •   горнорабочие по осланцовке;

 Затраты по участку составляют 8157 т.руб./мес, и включают:

  •  материалы;
  •  амортизацию;
  •  страховые начисления;
  •  и т.д.

Участок №3- является основным проходческим участком. План по проведению горных выработок в месяц составляет 490 п.м. (производительность на 1 проходчика 6 м/мес), при этом средняя з/п 27478 руб. Численность участка составляет 135 человека (проходчики, руководители и специалисты, и т.д.). Затраты на участок составляют 9060 т.руб., значительная часть этих денег идет на материалы и заработную плату.

Объем добычи  на 2007г. составляет 1 200тыс.тонн. темп прироста производства 40%.

Производственная структура предприятия показана в Приложении1.

7.3 Организационная структура предприятия

Структура управления шахты "Большевик" относительно проста. Оперативное руководство предприятием осуществляет исполнительный директор. Он определяет стратегию развития, согласует производственные планы и осуществляет общее руководство предприятием. Вместе с тем, он решает задачи оперативной (текущей) деятельности: взаимозачеты для получения запчастей, оборудования и материалов, вопросы производственных отношений и повышения благосостояния трудящихся и т.д. В результате, директором уделяется недостаточно внимания решению вопросов по обеспечению развития предприятия.

Главный инженер фактически является производственным руководителем. Он отвечает за работу шахты и выполнение производственных планов. У него имеется команда заместителей, которые отвечают за различные направления, основные из   которых: подготовка производства, монтаж и демонтаж оборудования, безопасность, вентиляция. Главный недостаток существующей структуры в том, что главному инженеру подотчетно большое количество людей. Распределение ответственности ниже его уровня неясное, обязанности персонала сильно меняются и плохо определены. Существующая система управления отдаляет главного инженера и его службы от экономических вопросов, связанных с производством и зачастую их интересы направлены только на то, чтобы добывать уголь, а какими затратами - это уже вопрос другой службы.

Отсутствует финансовое руководство на производственном уровне, в результате чего учитываются в основном затраты, а аналитические счета, которые могут оказать существенную помощь руководителю в достижении лучших результатов работы шахты не предоставляются. Делегирование ответственности между руководителями не принято, их обязанности определены традициями. Руководители участков отвечают только за достижение производственных показателей и выполнение плана, в результате чего работа выполняется с большими затратами и низким качеством.

Достижение организационных целей предполагает совместную работу людей, являющихся сотрудниками организации. Каждая организация нуждается в координации взаимодействия, установлении определённого внутреннего порядка. Этот порядок появляется в форме организационной структуры. Организационная структура определяет соотношение между функциями, выполняемыми сотрудниками организации. Она проявляется в таких формах, как разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархия должностей, внутриорганизационные процедуры и является необходимым элементом эффективной организации, поскольку придаёт ей внутреннюю стабильность и позволяет добиться определённого порядка в использовании ресурсов. Традиционно под организационной структурой понимается, прежде всего, принцип, положенный в основу разделения труда. Некоторые организации построены по принципу разделения обязанностей между функциональными подразделениями, отвечающими за одно из направлений деятельности – производство, финансы, закупки, персонал.

:

  •  относительная простота подбора руководителей каждого из уровней управления;
  •  оперативность принятия и реализации управленческих решений;
  •  относительная простота реализации функций управления;
  •  полная ответственность руководителей вверенному ему подразделения;

Основные Рациональная структура управления должна удовлетворять следующим критериям:

соответствие звеньев управления функциям  управления;

минимальное число ступеней управления;

четкое распределение функций управления;

Исторически сложились четыре основные типы организационных структур управления:

  1.  линейная;
  2.  линейно-функциональная;
  3.  линейно-штабная;
  4.  матричная;

Линейная структура представляет собой схему непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим (Рис.1).

Основные достоинства линейной структуры управлениянедостатки линейной структуры управления:

  •  возможность её использования только на несложном производстве;
  •  возможность излишней жестокости в управлении;
  •  имеет небольшие возможности в решении функциональных проблем, так как специальное знание и опыт любого руководителя в известной степени ограничены;
  •  отсутствие звеньев по планированию и подготовки решений;

Рис. 1. Линейная организационная структура управления

Функциональная структура предполагает разбивание управления на ряд отдельных функций, каждая из которых выполняется отдельным лицом аппарата управления, наиболее квалифицированным и опытным в данной работе (Рис.2).

Каждое из структурных подразделений получает указание и распоряжение не только от руководителя производства, но и от руководителей функциональных служб, отвечающих за экономию ресурсов, технику безопасности и т.д.

Основные достоинства функциональной структуры управления:

  •  высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление функций;
  •  исключение дублирования в управлении определенных функций;
  •  уменьшение потребности в специалистах широкого профиля;

Основные недостатки функциональной структуры управления:

  •  чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений;
  •  появление тенденций чрезмерной централизации;
  •  длительность процедур принятия решений;
  •  застывшая форма организационной структуры, с трудом реагирующая на изменения;

 Линейно-функциональная структура. Она включает элементы линейной и функциональной структур (Рис.3).

Общим принципом, на котором строиться эта система, является применение управленческих решений линейными звеньями. Функциональные звенья не обладают распорядительными правами и выполняют работу по планированию, координации, информации и консультации. Функциональные службы объединяют деятельность по функциям по всем уровням структуры управления (предприятия, цехи и другие производственные подразделения) и возглавляются соответствующим заместителем директора предприятия. Такая структура обеспечивает эффективное функционирование всего аппарата управления и согласованность действий по уровням и звеньям управления.

В линейно-функциональных системах управления решения принимаются линейные руководители. К ним относятся директор производственного объединения, директор предприятия, начальники производственных звеньев (цехов) смен, участков, мастера.

Рис.3. Линейно-функциональная структура

Линейный руководитель выполняет следующие функции:

формирует цели работы и организует её выполнение в заданные сроки в соответствии с поставленными вышей инстанцией задачами;

дает распоряжения и приказы, обязательные для выполнения всеми работниками подразделения;

осуществляет социально-кадровую работу, налаживает нормальные отношения между работниками в производственном коллективе;

имеет право передачи части своих полномочий подчиненным при большом объёме работ, сохраняя за собой право окончательного принятия решений;

несет ответственность за результаты как своей деятельности так и вверенного ему трудового коллектива.

Функциональные отделы предприятия осуществляют свою деятельность по определенным функциям в пределах предприятия. Обязанностью функционального руководителя является подготовка решений для линейных руководителей в связи с чем он должен обладать высоким  профессионализмом, иметь способности к анализу и правильной оценке состояния управляемого объекта. 

Деятельность функциональных руководителей имеет следующее направление:

методическое руководство и рекомендации линейным службам при выработке управленческих решений;

линейное руководство в своем функциональном блоке;     

воздействие на другие функциональные блоки и их работников через линейного руководителя соответствующего подразделения.

Рассмотренные структуры систем управления в настоящее время в том чистом виде не используются. В зависимости от масштабов производства и его особенностей чаще всего на практике функционируют смешанные системы, представляющие определенную комбинацию элементов рассмотренных структур.

Линейно-функциональная структура систем управления достаточно эффективна при стабильном процессе производства. В этом случае при налаженном аппарате управления устанавливаются необходимые и длительное время действующие функциональные связи как между звеньями, так и  по уровням управления.

Рассмотрим Структуру управления на Шахте «Большевик» изображенную в приложении 2.

Основными задачами шахты является обеспечение выполнения планов по добыче угля, производительности труда и себестоимости продукции, наиболее полное освоение производственной мощности, соблюдение безопасных условий труда, рациональное использование трудовых, материальных и денежных ресурсов. За шахтой закрепляются трудовые и материальные ресурсы, что позволяет вести производственно-хозяйственную деятельность на основании хозрасчета. В соответствии с  Положением о  производственном объединении по добыче угля шахта наделяется правами, определяющими её самостоятельность в управлении производством.

Руководство деятельностью шахты осуществляется исполнительным директором шахты. Он несет полную ответственность за результаты её производственно-хозяйственной деятельности.

 Производственная служба - оперативное руководство участками по добыче железной руды и проведению горных  выработок, работой по ремонту горных выработок, монтажно-демонтажными работами, технологическим комплексом на поверхности и обогатительной фабрикой, если она входит в подчинение шахты. Эту службу возглавляют начальники смены, горные диспетчера.

Техническая служба разрабатывает текущие и перспективные производственно – технические планы, руководит внедрением новой техники и технологии, деятельностью маркшейдерской и геологической служб, контролем качества продукции, работами по улучшению безопасных условий труда. Эту службу возглавляет главный инженер шахты, в состав технической службы входят главный технолог, который в своем подчинении имеет старшего инженера и техников; главный маркшейдер и участковые маркшейдера; главный геолог; заместитель главного инженера, старший инженер и инженер по технике безопасности, а также участки – вентиляции и техники безопасности, взрывных работ, профилактических работ по технике безопасности.

Энерго- механическая служба – эксплуатация энергомеханического оборудования, ремонт и эксплуатация машин и механизмов. Эта служба находится в подчинении главного механика шахты. В его подчинении также находиться главный энергетик, старший механик по стационарному оборудованию, забойному оборудованию и автоматизации, старший инженер по паспортизации оборудования. В состав энергомеханической службы входят электромеханическая мастерская и служба связи.

Экономическая служба- планирование производства, нормирование и оплата труда, отчетность и анализ производственно – хозяйственной деятельности, внедрение внутришахтного  хозяйственного расчета, развитие экономики предприятия и его подразделений. Руководителем этой службы является заместитель директора по экономическим вопросам, а в состав службы входят участковый горный нормировщик- экономист, инженер по проектно сметной работе, инженер программист. Служба кадров и быта – комплектование и подготовка кадров повышение и улучшение быта работающих. Возглавляет эту службу начальник отдела кадров.

Как видно из выше приведенной  схемы  ОАО "ШАХТА БОЛЬШЕВИК" имеет линейно функциональную организационно-управленческую структуру.

 Так основные  производственные подразделения линейно подчинены исполнительному директору, а представлен рядом административно-управленческих подразделений, таких как финансовый отдел, юридический отдел, служба безопасности и другие структурные подразделения.


7.4 Основные показатели деятельности предприятия

Объем добычи угля в 2006 году составил 854 584 тонн.

По сравнению с 2005 годом объем добычи снизился на 145 446тонн или на 15%.

За 2006 год пройдено горных выработок 5607 п.м., при плане 5600п.м., план выполнен на 100,1 %. Фактическая производительность труда по добыче составила175,8 т/мес.

ДАЛЬШЕ ИЗМЕНИТЬ

В таблице 1 представлены основные показатели работы  шахты за 2006г.

Таблица 1 – Основные технико-экономические показатели работы ОАО "ШАХТА БОЛЬШЕВИК" за четвертый квартал 2004 года

Экономические показатели работы предприятия

Значения

Стоимость чистых активов, тыс. руб.

887077

Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам- %

169,98

Отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам-%

164,96

Покрытие платежей по обслуживанию долгов-руб

0,58

Уровень просроченной задолженности %

-

Оборачиваемость чистых активов, раз

4,054

Оборачиваемость кредиторской задолженности, раз

4,379

Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз

3,051

Доля налога на прибыль в прибыли до налогообложения %

0,32

Выручка, тыс.руб.

3596359

Валовая прибыль, руб.

433442

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), руб.

102352

Рентабельность активов, %

4,32

Рентабельность собственного капитала, %

11,54

Рентабельность продукции (продаж), %

8,15

Собственные оборотные средства, тыс.руб.

115492

Коэффициент финансовой зависимости

1,67

Коэффициент автономии собственных средств

0,37

Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами

5,42

Индекс Постоянного актива

0,87

Текущий коэффициент ликвидности

1,09

Быстрый коэффициент ликвидности

0,85

На основании данных представленных в таблице  можно сделать вывод о достаточно эффективном функционировании ОАО "ШАХТА БОЛЬШЕВИК".



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58610. Семейное право 50.5 KB
  Цель урока: дать характеристику основ семейного права РФ и продолжить формирование способностей учащихся к выбору действий и поступков в морально-правовой ситуации в соответствии с нормами семейного законодательства и морали. Задачи урока: формирование системы знаний семейного права...
58612. Менеджмент 33.5 KB
  Ход урока. Мы с вами вместе вспомнили о менеджменте его функциях факторах внутренней и внешней среды менеджмента роли коммуникаций Самоанализ урока Анализ структуры. На данном занятии присутствовали все основные этапы прохождения урока.
58613. Темперамент и выбор профессии 60.5 KB
  Задачи урока: Образовательная – ознакомить учащихся с понятиями тип темперамента характер; Развивающая – развить у учащихся интерес к выбору будущей профессии; Воспитательная – содействовать воспитанию трудолюбия стремления к выбору будущей профессии...
58615. Урок по рендерингу анимации 3d Max. Экспорт анимации 3d Max в видео 230.5 KB
  В разделе Render Output нажимаем кнопку Files и переходим в папку или создаём новую куда будем сохранять получившиеся кадры анимации. Нажимаем кнопку Sve для возврата в окно Render Setup Запускаем визуализацию нажатием на кнопку Render.
58616. Неопределённая форма глагола 50.5 KB
  Цели: формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи; развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.