39575

Сфера исследования экономики

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Объект исследования экономики – это жизнедеятельность экономического человека, группы людей и государства, их «экономическое поведение» и связи с той экономической средой, в которой они находятся.

Русский

2014-03-13

21.07 KB

17 чел.

Тема: 1.

Сфера исследования экономики – это экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность.

Объект исследования экономики – это жизнедеятельность экономического человека, группы людей и государства, их «экономическое поведение» и связи с той экономической средой, в которой они находятся.

Основная задача экономики – дать простое описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов.

Меркантилизм Томас Мен ХVIVIII вв. Главное богатство общества – то деньги (золото и серебро).Источник богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот). Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо только сферу обращения

Школа физиократов Франсуа Кенэ XVIIIв. Истинным богатством нации выступает продукт, произведенный в сельском хозяйстве. Первыми попытались вывести прирост богатства из процесса производства, а не обращения.

Английская классическая политэкономия Уильям Пети, Адам Смит, Давид Рикардо. ХVIIIХ вв. Богатство нации создается в материальном производстве, а не в сфере обращения.Главный источник богатства – труд.Политэкономика раскрыла назначение труда как основы и меры ценности всех товаров.Заложила основы трудовой теории стоимости.

Марксизм Карл Маркс, Фридрих Энгельс С середины XIX в.Разработаны теория стоимости и теория прибавочной стоимости.Открыт закон стоимости как закон развития товарного производства.Разработана теория воспроизводства и экономических кризисов.Открыты экономические законы капиталистического способа производства

Неоклассическое направление Альфред Маршалл к.XIX в. Частнопредпринимательская рыночная система, способная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия.Государство создает благоприятные условия для функционирования рыночной экономики

Кейнсианство Джон Кейнс 1930-х гг Разработана теория спроса и предложения, а также равновесной цены. Государство должно активно регулировать экономику, т.к. рынок не способен обеспечивать социально-экономическую стабильность общества. Государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства. Разработаны теория эффективного спроса и теория эффективного инвестирования

Неоклассический синтезДжон Хикс. Пол Самуэлсон 1950-х гг В зависимости от развития экономики предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику. Лучший регулятор - денежно-кредитные методы. Рыночный механизм способен сам устанавливать равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением

Монетаризм Милтон Фридман 1970-х гг Выдвинул монетарную теорию национального дохода и новый вариант количественной теории денег. Главный способ воздействия на экономику - государственное регулирование через эмиссию, кредитный процент, налоговые ставки, таможенные тарифы

Рыночные системы: рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм);современная рыночная экономика (современный капитализм))

Нерыночные системы: традиционная система; административно-командная система.

Американская модель - на высоком уровне производительности труда; массовой ориентации на достижение личного успеха.

Западноевропейская модель – гос-во занимает значит. позиции в эк-ке, преимущественно в сфере инфраструктуры и отраслей добывающей промышленности.

Шведская модель - сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

Японская модель возможна при исключительно высоком развитии национального самосознания; когда приоритет интересов нации выше интересов конкретного человека; когда население готово идти на определенные жертвы ради процветания страны.

Модель переходной экономики - союз крупного бизнеса и государства, номенклатурное предпринимательство; нерыночный монополизм; неравные условия конкуренции; сохранение феномена власти-собственности; высокая социальная дифференциация; очень высокие масштабы теневой экономики.

Факторы ограничения эк-ких благ: ограниченностью запасов многих природных ресурсов; частой нехваткой рабочей силы (особенно квалифицированной); недостаточностью производственных мощностей и финансов; плохой организацией производства; отсутствием технологий и других знаний для производства того или иного блага.

Экономические ресурсы: природные ресурсы; трудовые ресурсы; капитал; предпринимательские способности; знания.

Оптимумом Парето - требуется такое распределение благ между потребителями, при котором каждый максимально удовлетворяет свои потребительские потребности; необходимо такое размещение ресурсов между производством различных благ, при котором достигается наиболее оптимальное использование этих ресурсов; необходим такой выпуск продукции, при котором все производственные ресурсы используются наиболее полно.

Два недостатка: не принимает во внимание распределение ресурсов между людьми; эффективность достигается стихийно, без вмешательства государства, что не всегда соответствует практике.

Показателей эффективности (рентабельности):

производительность труда – отношение стоимости всей произведенной продукции к общей численности рабочих;

материалоемкость – отношение стоимости израсходованных природных ресурсов, к стоимости произведенной продукции;

капиталоемкость – отношение стоимости использованного капитала к стоимости произведенной продукции;

капиталоотдача – отношение стоимости произведенной продукции к стоимости использованного капитала.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56284. Позакласний захід «На Зелені Свята» 45 KB
  Бабуся з онуками прикрашають хату: скрізь ставлять квіти в горнятках і глечиках притрушують підлогу зеленою травичкою серед якої запашний полин мята любисток чебрець.
56285. Здоров’я дитини – багатство родини (родинне свято для учнів 3-4 класів та їх батьків) 81.5 KB
  Мета: активно запроваджувати й пропагувати здоровий спосіб життя шляхом дотримання правил особистої гігієни поповнюючи свої знання про лікувальні властивості деяких рослин вміст вітамінів в продуктах харчування необхідність щоденної ранкової гімнастики...
56286. Мово моя українська, батьківська, материнська. Родинне свято 142 KB
  Мета. Показати барвистість, красу рідної мови,її мелодійність. Розвивати навички виразного та інтонаційного мовлення, увагу, мислення, пізнавальний інтерес до мови своїх батьків. Виховувати любов до рідної мови, краю, де ти народився, шанобливе ставлення до усної народної творчості свого народу, його традицій.
56287. Прощавай, початкова школа! 64.5 KB
  За час навчання вивчено 33 літери українського алфавіту. Вивчили багато правил українського правопису, навчилися читати, писати, розв’язувати задачі, приклади, складати твори.
56288. Сценарій свята: «А вже весна, а вже красна…» 50 KB
  Мета: ознайомити дітей з давніми народними традиціями формувати в дітей уявлення про усну народну творчість розвивати бажання вивчати усну народну творчість виховувати любов до природи до матері.
56289. National Symbols of Ukraine 102.5 KB
  As every independent country in the world Ukraine has its own national symbols: a national anthem “Ukraine Hasn’t Died Yet”, a state flag and a national emblem – trident.
56290. Розвивальні функції уроків узагальнення та систематизації знань школярі 343 KB
  Суттєві зміни у змісті стосуються діяльності спрямованої на застосування знань зокрема діяльності творчого характеру створення умов за яких учень стає субєктом навчального процесу який зорієнтований на розвиток особистості на оволодіння ним мисленнєвих операцій самостійного відкриття невідомого.
56291. Сценарій позакласного заходу. Вечір відпочинку «Честь имеем представиться… или… Разрешите с вами познакомиться» 42 KB
  Коллектив нашого взвода желает всем присутствующим здесь очаровательным гостьям, чтобы они всегда оставались такими же красивими и улыбающимися.
56292. Сценарий праздника «Прощание с начальной школой» 75.5 KB
  Мы первым предоставляем вам слово поздравить наших выпускников. Наши звезды выпускники 4 класса. Исполнение песни Танцуй сидя Ведущие: А сейчас предлагаем вашему вниманию передачу Умники и умницы выходят...