396

М.В. Исаковский на Смоленщине

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Связь биографии поэта с историей народа и страны. Народность песенного творчества М.В. Исаковского. Отражение в лирике М. В. Исаковского черт русского национального характера.

Русский

2013-01-06

297.56 KB

59 чел.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа37.

Экзаменационный реферат

по литературе Смоленщины на тему

"М.В. Исаковский на Смоленщине"

Работу выполнила

ученица 9 класса "

Терехова Екатерина

Работу проверила

учитель русского языка и литературы

Алёшина Любовь Николаевна

Смоленск - 2012.


План

Введение

Глава 1 Связь биографии поэта с историей народа и страны

1.1 Биография М. В. Исаковского

1.2 Песенное творчество М. В. Исаковского

Глава 2 Народность песенного творчества М. В. Исаковского

2.1 Образ Родины в поэзии М. В. Исаковского

2.2 Отражение в лирике М. В. Исаковского черт русского национального характера

Заключение

Список литературы 

Приложения


Введение

Актуальность выбранной мною темы обусловлена следующим:

Имя  М. В. Исаковского неотрывно от Смоленского края. Понять его поэзию можно, только вникнув в историческую судьбу родного края. Творческое развитие лучших традиций русской классической и устной народной поэзии в соединении с ярким, самобытным талантом, несравненным поэтическим мастерством позволили М. В. Исаковскому занять одно из выдающихся мест в русской поэзии. Лирика поэта, обращённая к родным местам очень задушевная, насквозь пронизана чувством глубокой любви к Смоленщине. 

Почему у меня возник интерес к творчеству нашего земляка? Это объясняется достаточно просто. Стихотворение, положенное на музыку, становясь песней, объясняющей поэтический и музыкальный образ, уходит в житейскую среду, становясь всеобщим. Меня вообще интересует процесс создания художественного произведения, а у Исаковского почти все стихи стали песнями. Их знает вся наша страна. И это неудивительно, так как то, о чём он говорит в своих стихах так понятно и так близко простому человеку, т. е. нам. Народ становится соавтором, он шлифует слова, подобно тому, как море сглаживает и обдирает гальку. Уходит всё необязательное, случайное, временное.

Литература об Исаковском небогата. Для написания реферата были использованы следующие источники: Баевский В. С., Павлова Л. В. «Поэты земли Смоленской», «Воспоминания о М. Исаковском»: Сборник, Кошелев Я. Р. «М. В. Исаковский. Страницы жизни и творчества», Поликанов А. А. «Михаил Исаковский», Поликанов А. А. «Песенное сердце», «Проблемы истоков творчества. А. Твардовский, М. Исаковский, Н. Рыленков» Межвузовский сборник, Осетров Е. «Человек – песня. Книга о М. Исаковском» и материалы периодической печати – публикации газеты «Рабочий путь».

Цель работы раскрыть народность песен М. В. Исаковского. Данная цель определила и поставила перед собой решение следующих задач, а именно:

  1.  Изучить биографию М. В. Исаковского
  2.  Проанализировать песенное творчество
  3.  На примере произведений поэта показать, как раскрывается образ Родины в поэзии М. В. Исаковского
  4.  Выявить черты русского национального характера в лирике М. В. Исаковского.

Гипотеза исследования – на основании исследования доказать народность песен М. В. Исаковского.


Глава 1 Связь биографии поэта с историей народа и страны

1.1  Биография М. В. Исаковского

У каждого человека есть заветный уголок в сердце – его малая родина, милый сердцу край, где он родился и вырос. Для художника слова здесь часто таится светлый родник, который питает реку его творчества.

Родные края Михаила Васильевича Исаковского – Смоленщина, бывший Ельнинский уезд, позднее Всходский, а ныне Угранский район, деревня Глотовка. Там 7 (20) января 1900 года родился поэт. Там прошли его детство и юность, там ещё за школьной партой он начал писать стихи.

Навсегда поэт приник к родным краям и не раз воспел их в стихах и песнях:

Есть во Всходском районе деревня такая.

Где оставил я детство своё,

И, куда б я ни шёл, мне звучал, не смолкая,

Тёплый, ласковый голос её.

И ещё:

Край мой смоленский,

Край мой родимый!

Здесь моя юность

Когда – то бродила

По перелескам

Костры разводила,

В жите высоком

Венки заплетала

Встречи нежданной

Здесь ожидала.

В дальние дали

Отсюда стремилась.

Не в этой ли любви к родным местам истоки задушевной поэтичности, которою пронизана вся патриотическая лирика Михаила Исаковского. Поэт и сам говорил об этом:

«Да, я родился и вырос на Смоленщине…я меньше люблю ту большую, великую землю, которую мы называем своей матерью – Родиной – Родиной с большой буквы Дело тут, по – видимому, в другом».

О любви к родной стороне, о далёких годах молодости Исаковский впоследствии поведал в своей единственной прозаической, но овеянной тонкой поэзией книжке «На Ельнинской Земле. Автобиографические страницы»

Нелегко родилась неизбывная эта любовь. Сквозь горести и мрак пронёс её поэт в своём сердце.

Дореволюционная Смоленщина была глухим и  скудным краем. Даже в названии родной деревни Исаковского было что-то мрачное и неприятное. Существовала легенда, что в давние времена первым поселился в этом месте богатый жадный мужик Глот, угнетавший бедных крестьян. Это была беспросветная провинциальная глушь, о которой сам Исаковский впоследствии вспоминал:

Я вырос там, среди скупых полей,

Где все пути терялися в тумане,

Где матери, баюкая детей,

О горькой доле пели им заранее.

И ещё: 

         Я вырос в захолустной стороне.

         Где мужики невесело шутили,

         Что ехало к ним счастье на коне,

         Да богачи его перехватили.

Родители Исаковского были бедняками из бедняков. Из тринадцати их детей выжило только пятеро. Михаил был предпоследним ребёнком. Семья не сводила концы с концами. Хлеба, выращенного на клочке земли. Не хватало до нового урожая, нечем было прокормить семью в зимнюю пору.

На всю жизнь врезалась в чуткую душу Исаковского воспоминания о безрадостном, голодном детстве. «Минувшее проходит предо мною» - носил он в сознании эту глубокомысленную фразу Пушкина, связывая её с бедами и невзгодами детства, и, едва достигнув творческой самостоятельности, создал специальный цикл стихов «Минувшее», эпиграфом к которому стала эта фраза. Тягостные это были стихи, уже названия – «Нужда, нужда…», «Ночь молчит…», «Продажа коровы» - говорят сами за себя, а в поэтике их чувствуется нечто суриковское, некрасовское, народное. Вот некоторые строки из этого цикла, проникнутые правдой о жестокой жизни:

Голод глух и голод слеп,

Он не верит слову.

И приходится на хлеб

Разменять корову.

Под осенним холодком, 

В сумрачном рассвете,

Попрощаться с молоком

Молча вышли дети.

Вот оно сейчас уйдёт, - 

Надо наглядеться.

И застыло у ворот

Стриженное детство.

А хозяин, словно вор,

Пойманный в дороге,

Всё рассматривал в упор

Собственные ноги.

Чтобы прокормить семью, он осенью, по окончании всех сельскохозяйственных работ, отправлялся «в отход», то есть поиска заработков.

Уже в школе у Михаила Исаковского стала обнаруживаться литературная одарённость. Летом 1912 года он начал писать стихи, и два из них – «Святой» и «М. В. Ломоносов» - были им прочтены, по просьбе учителей, на выпускном экзамене. Второе стихотворение сделано явно «под Некрасова», которого мальчик очень любил, хотя знал лишь в объёме начальной школы.

Осенью 1915 года, подготовленный добрыми и отзывчивыми учителями за три года гимназических класса, Исаковский поступает в четвёртый класс частной гимназии Воронина  в Смоленске.

Особенно много сделала для него Е. С. Горанская. Юный Исаковский благоговел перед нею, учившей ценить и понимать литературу, истинную доброту и красоту.

В гимназии Исаковский продолжил свои поэтические опыты. Во время Февральской буржуазно – демократической революции Исаковский учился в шестом классе Смоленской гимназии. В Смоленской гимназии Воронина Исаковский проучился два года, к осени 1917 г. он перевёлся в Ельнинскую гимназию – поближе к дому.

В 1919 году Исаковский – редактор уездной газеты. В 1921 году в Смоленске вышли первые сборники стихов Исаковского «По ступеням времени», «Взлёты, поэма «Четыреста миллионов» и книга лозунгов «Борьба с голодом». Окружающая революционная действительность рождает в его душе высокие чувства.

Начало самостоятельного пути поэта обозначено выходом изданного в Москве в 1927 году сборника «Провода в соломе», замеченного и тепло оценённого М. Горьким, жившим тогда в Италии.

В сборнике «Провода в соломе» отчётливо начинают выявляться черты художественной индивидуальности Исаковского.

 Важнейшие из них – поэтическая скромность, сдержанность и простота при большой лиричности и глубине содержания. «Провода в соломе» вышла тиражом в три тысячи экземпляров. В книгу вошли стихи, написанные начиная с 1924 года. Книга была встречена более чем холодно. Появились в печати и отрицательные отзывы (статья влиятельного критика А. Лежнёва), ибо стихи Исаковского не соответствовали  господствовавшим тогда представлениям о том, какой должна быть поэзия. Иную критику часто восхищали виртуозные по форме стихи, в которых авторы наибольшее внимание уделяли мастерству, понимаемому как самоцель. В самом названии сборника – «Провода в соломе» - выявляется его основная идейно – художественная мысль. Это не просто красивая метафора, но обобщённый реалистический образ, передающий характерные закономерности жизни. В книге рассказывается о проводах новой жизни, идущих в соломенную деревенскую глушь. Исаковский изображает конкретные, зримые приметы электрификации и радиофикации захолустного села, когда засветились здесь «частоколы из огней», несущие людям такую красоту, что «завидуют деревне небеса» («Вдоль деревни»), «плывут огни по медным проводам».

Но невелика была бы заслуга поэта, если б он только зафиксировал эти, сами по себе изумительные факты. Исаковский поэтически взволновано раскрывает нравственный и психологический перелом, который они рождают в душе сельского труженика, жадно тянущегося к новой правде и вступающего на путь активной борьбы за неё.

После «Проводов в соломе» выходят новые книги Исаковского: «Провинция» (1930), «Мастера земли» и «Избранные стихи» (1931), вбирающие в себя произведения конца 20-х годов. Поэт продолжает и совершенствует уже определившуюся линию своего творчества – лирическое раскрытие  чувств людей новой деревни. Своеобразно показывает он процесс кооперирования в деревне, те важные социальные сдвиги, которые происходили в сознании крестьянства во второй половине 20-х годов.

Коллективизация на Смоленщине началась с объединения хуторов. Многие хуторяне сами стремились к объединению, убедившись, как трудно вести крестьянское хозяйство на скудной земле без техники, в одиночку. Исаковский раскрывает специфику этого процесса. Таков лирический герой «Поэмы ухода» («Хуторская Россия»), молодой крестьянин – середняк, поначалу отторгнутый от мира хуторянин, который после мучительных раздумий в хате, где «приютились нужда и усталость», подобно «созревшему яблоку, отлетающему от дерева прочь», решительно порывает с единоличным бытом и приходит в колхоз.

Сатирический и юмористический характер носит его книга «Провинция» (1930), в которой в основном собраны иронически – колючие и лукаво – добродушные стихотворения, высмеивающие пережитки прошлого в быту, в психологии людей, обличающие порочные явления в культуре и литературе. Книга эта в творчестве Исаковского промежуточная, она, как сказано в авторском предисловии, сложилась в результате всяких побочных работ, поиска новых жанров, новых примеров и т. д.

К середине 30-х годов Исаковский приобретает широкую известность, его стихи и песни звучат по всей стране. Творческая зрелость поэта совпала с общим ростом и подъёмом всего общества. В русле полного слияния лирики и публицистики развивается творчество поэта в 30-е годы; при этом он достигает большой тонкости и полноты лиризма. Круг тем и образов в его поэзии становится широким и разносторонним. По – прежнему большое место занимает тема деревни. Многообразие тематики пронизывает одна, ведущая мысль – судьба народа, поэтическая дума о великой и любимой Родине. В песнях «Любушка», «Катюша», «Шёл со службы пограничник…» тема защиты Родины срастается с темой любви, и это придаёт патриотическим стихам особенную теплоту и лиричность. В любовной лирике этой поры с необыкновенной  силой раскрылся юмор Исаковского. С помощью юмора поэт передаёт тонкие душевные движения: застенчивость и робость влюблённых, их молодой задор, благородную сдержанность и непосредственность чувств, чистоту и цельность их внутреннего облика. Именно это скрывается за внешней неловкостью и комизмом жестов, положений, любовных объяснений. В этот же период в творчестве Исаковского возрастает лирически – песенное начало. Песенность, мелодичность была органически присуща стихам Исаковского уже в 20-е годы, а одно из них – «Вдоль деревни» - стало своеобразным родником, истоком песенной реки в 30-е годы.

Со второй половины 30-х годов Исаковский становится одним из самых популярных и любимых в народе поэтов – песенников. Его песни о милой девушке из Угры, берегущей любовь к бойцу на дальнем пограничье, а с ней и безмерную любовь к родной стране, о комсомольцах, уходивших на гражданскую войну, о вишне, что «на горе белым – бела» расцвела, символизируя глубокую любовь героини и множество других сохранились в памяти народной и на сегодняшний день.

1.2  Песенное творчество М. В. Исаковского

Поэт В. Лебедев-Кумач написал такие полные оптимизма строчки:

Нам песня строить и жить помогает

Она, как друг, и зовет, и ведет.

И тот, кто с песней по жизни шагает, 

Тот никогда и нигде не пропадет

Как бы мы не относились к такой «маршевой» поэзии, песня действительно  – самый массовый, демократический  и любимый жанр музыкального искусства.

Она сопровождает человека всю жизнь  – от колыбели до старости.

 У каждой песни своя судьба. Одни, как бабочки-однодневки, не успев родиться, умирают, другие живут долгие-долгие годы. Их слушают деды, отцы и внуки, они остаются добрыми, верными друзьями.

Эти песни становятся частью истории народа, его культуры, воплощают в себе дух и особенности времени, черты национального характера.

Именно такие песни, созданные в соавторстве с замечательными композиторами, оставил нам поэт, наш земляк, Михаил Васильевич Исаковский.

Михаил Васильевич Исаковский родился на Ельнинской земле, в деревне Глотовке  (теперь Угранский района) 19 января 1900 года. 

В семье Исаковских было 13 детей, из которых выжили лишь пятеро. Жизнь была нелегкой, трудились дети с раннего возраста. 

Самым тяжелым испытанием, выпавшем на долю Михаила, была, пожалуй, болезнь глаз, преследовавшая его всю жизнь.

Но сильнее болезни была  тяга к знаниям. Несмотря на то, что на всю деревню было две книги, он самостоятельно выучился читать и писать, а осенью 1910 года поступил в школу.

После 1917 года, работая сначала в уездной, затем в губернской газетах, поэт начинает писать свои первые стихи. Переехав в Москву, в 1927 году он выпускает свой первый, как я уже сказал ранее ,поэтический сборник «Провода в соломе», на который тепло откликнулся М. Горький. Стихи молодого поэта тронули его своей искренностью. И действительно, в стихах Исаковского, говоря словами самого поэта, было «все свое и все родное», все проникнуто глубоким чувством любви к природе, поэзией сельского труда.

Естественно, что композиторы не прошли мимо таких стихов, и в последующие годы песни на слова Исаковского стали постоянными спутниками  соотечественников в труде и в походах.

Очень длительным и плодотворным было творческое сотрудничество мировоззрение М. Исаковского и Владимира Григорьевича Захарова.

 Началось же это сотрудничество в середине 30-х годов. 

Захаров в те годы был одним из художественных руководителей хора им. Пятницкого. Репертуар хора состоял из русских народных песен созданных, главным образом, еще до революции. А Захарову хотелось создать песню на современную тему, которая была бы в традициях народного хора и могла бы органично войти в его концертную программу.

Однажды Захаров, просматривая отрывной календарь, обратил внимание на стихотворение М. Исаковского «Вдоль деревни», которое было написано еще в 1925 году. Стихи понравились молодому композитору, он почувствовал, что это текст может стать основой для песни. Он принялся за работу, и скоро песня была готова. Как-то рано утром он собрал своих друзей и сыграл только что написанную мелодию.

Автор стихов ничего не знал об этом. Но однажды Исаковский увидел звуковой журнал (в то время звуковое кино только-только появилось). И вот в этом журнале Михаил Васильевич увидел и услышал выступление хора им. Пятницкого. Хор исполнял песню «Вдоль деревни». Это было для поэта приятной неожиданностью: его стихи вдруг стали песней, зазвучали потоком звонких деревенских голосов.

Песня «Вдоль деревни» была первенцем не только Исаковского, но и Захарова. И хотя до этого им уже была написана музыка к песне «По дорожке неровной, по тракту ли», но настоящая известность пришла именно с песней «Вдоль деревни», в которой просто и задушевно говорилось о том новом, что пришло в быт колхозного села.

За годы своего сотрудничества М. Исаковский и В. Захаров создали около трех десятков песен, многие из которых вошли в золотой фонд  песенного творчества.

Первая песня, которая встречает человека в жизни – колыбельная. Колыбельная, написанная на стихи М.Исаковского, полна тепла и нежности. Кажется, что слова ее идут из самой глубины материнского сердца.

        Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,

        Спи, мой звоночек родной.

В 30-е годы очень популярными были такие песни, написанные на слова поэта, как «Прощание» («Дан приказ ему на запад»), «Провожание» («Дайте в руки мне гармонь»), «И кто его знает».

Но не только о дне сегодняшнем писал М. Исаковский. В своих стихах он часто обращался  к событиям уже ставшим историей.

В 1935 году на экраны вышел фильм «Подруги». В картине был эпизод прощания на вокзале бойцов Красной Армии, едущих на фронт. Под впечатлением увиденного Исаковский живо представил себе картину: вот парень и девушка, которые любят друг друга, должны расстаться, может быть, навсегда. Он просит написать ему письмо, хотя не знает куда, да это и неважно, главное, чтобы написала, что любит.

Так родились знаменитые строки:

Дан приказ: ему на Запад, 

Ей в другую сторону

Уходили комсомольцы 

На гражданскую войну.  (1936 г.)  

Стихотворение очень понравилось композитору Дм. Покрассу. Ему, участнику Гражданской войны, тема была особенно близка.

«Прощальная комсомольская»  – так стала называться песня. И хотя говорилось в ней о дне вчерашнем, она оказалась очень современной. На горизонте уже собирались тучи событий на Халхин-Голе, войны с белофиннами, Великой Отечественной войны.

Песня нашла свое отображение в изобразительном искусстве. Художник А. А. Ацманчук написал картину «Дан приказ», А. Зырянов – «Уходили комсомольцы», Вл. Дмитриев – «Дан приказ: ему на запад». Народный художник СССР Вл. Бородай создал скульптуру, где в образах прощающихся молодых людей отражена тема песни. Скульптура называется «Уходили комсомольцы». ( Пример – репрод. карт.                    Е. Расторгуева «Юность», которая находится в ГТГ).

В годы Великой Отечественной войны песня «Прощание» встала в боевой строй, помогая бойцам в тяжелую минуту. Ее строчки приобрели новое звучание.

Особый успех выпал на долю «Катюши» (муз. М. Блантера – постоянного соавтора Исаковского). Песня покорили весь мир.

Ее знают и поют во всем мире, она стала символом нашей страны.

Много разных эпизодов было связано с этой знаменитой песней. 

Жительница Тамбова Тамара Ивановна считала, что эта песня, спасла ей жизнь. Было это глубокой осенью 1941 года. Детей эвакуировали из Москвы. Маленькая Тамара ехала с мамой в деревню. В вагоне вместе со взрослыми ехало 13 детей. На каком-то полустанке умер первый ребенок. А потом дети стали умирать один за другим от дизентерии. Девочка сидела на полке и от страха пела свою любимую «Катюшу».

Когда добрались до места, в живых из детей осталась одна Тамара. Для нее «Катюша» стала талисманом, спасшим ее от смерти.

«Катюша» – этим ласковым именем было названо наше грозное оружие, которое в годы Великой Отечественной войны наводило ужас на врага. И сразу же родился фронтовой вариант знаменитой песни:

Вот к передней «Катя» подходила,

Подвозя снаряды за собой, 

И такую песню заводила, 

Что фашисты поднимали вой

Работу над стихами «Катюши» Исаковский начал еще в 1938 году. Были написаны две первые строфы, но вскоре работа застопорилась – поэт не знал, что же дальше делать с «Катюшей», которую он вывел «на берег крутой». И он отложил стихи.

Весною в редакции газеты «Правда» он встретился с Матвеем Блантером, который спросил у него о новых стихах. Михаил Васильевич вспомнил про «Катюшу» и передал Блантеру листок с двумя строфами, а потом позабыл про это. Однако Блантер написал к стихам музыку и долго упрашивал Исаковского дописать текст.

Поэт все откладывал, пока М. Блантер не приехал к нему в Ялту (там Исаковский отдыхал) и не сказал, что песня «Катюша» включена в программу концерта, который состоится в ближайшее время. Нужно дописать ее немедленно. Через два дня песня была готова.

Осенью 1938 года она прозвучала на первом концерте только что созданного Государственного джаз-оркестра под руководством  Кнушевицкого. Песня сразу всем понравилась. Она часто передавалась по радио, а 1939 году издательство «Музгиз»  выпустило ее с нотами отдельной книжечкой.

Вряд ли в истории русской песенной  литературы найдется произведение с такой легендарной судьбой. Летом 1983 года песне «Катюше» на родной земле поэта был поставлен памятник. Есть музей одной песни «Катюша» на родине поэта.

В первые дни войны Исаковский написал стихотворения «До свиданья, города и хаты». «Ой, туманы мои», «Огонек». Песню «Огонек» знали и любили в годы войны. Ее пели все от мала до велика. Звучала она и на фронте, и далеко в тылу. И в наши дни напев ее волнует душу.

Слова этой песни Исаковский написал в то время, когда жил на Каме в эвакуации в Чистополе. Болезнь помешала ему встать с оружием в руках на защиту Родины. Из-за этого Михаил Васильевич очень переживал:

И горько мне, что я больной и хворый,

Что без меня идут они на бой, 

На бой за Родину, судьба которой

Навеки стала нашею судьбой

Впервые стихотворение «Огонек» с подзаголовком «песня» было опубликовано в газете «Правда» 19 апреля 1943 года, но без нот и указания автора музыки. Дело в том, что мелодия к этим стихам была написана многими композиторами, как самодеятельными, так и профессиональными (например, М. Блантер), но все варианты песни распространения в народе не получили.

«Огонек» повсеместно распевали именно с той мелодией, которая сразу вошла в песенную классику.

Но кто ее автор? Благодаря кому она так скоро и широко распространилась в военные годы, прочно укрепилась в народной памяти? На эти вопросы исчерпывающего ответа пока нет.

Впервые с той мелодией, которая стала хрестоматийной, «Огонек» был записан на грампластинку и прозвучал по радио уже после войны, в 1947 г., в исполнении замечательного певца Вл. Нечаева. Спел он его с эстрадным оркестром под управлением В. Кнушевицкого. По всей вероятности, именно Кнушевицкий и осуществил первую редакцию, аранжировку и запись того прекрасного напева, который из уст в уста передавался от одного человека к другому.

Участник Великой Отечественной войны А.Фомин рассказывал такой случай:

Шла война. После многодневных наступательных боев на фронте наступило затишье. Солдаты отдыхали, каждый занимался своим делом: брились, пришивали пуговицы, писали письма  Из соседней землянки слышался треск, свист – это связисты настраивали трофейную радиостанцию. И вдруг зазвучала мелодия.

Солдаты выходили из землянок и молча слушали. Никто не знал тогда ни автора, ни названия этой песни, но были уверены, что он также шагает  по фронтовым дорогам, иначе не смог бы так проникновенно рассказать о думах солдат.

Поэт не носил солдатской шинели, но был истинным патриотом, всем существом воспринимал все, что происходило с народом, в стране.

Летом 1944 года Михаил Васильевич Исаковский побывал в родной деревне Глотовке и не узнал ее. Немцы сожгли деревню дотла. Не нашел он и своей хаты: на ее месте разросся бурьян. 

Одним из своих лучших произведений М.Исаковский считал стихотворение «Враги сожгли родную хату». Поэту удалось раскрыть в нем душу русского человека, всю силу его любви к родному дому, к Родине. Композитор М. Блантер написал музыку к этому стихотворению. Так родилась песня в исполнении замечательного певца и актера Марка Бернеса.

Прекрасные запоминающиеся стихи поэт писал и после войны. Многие из них стали популярными песнями. Достаточно назвать «Услышь меня, хорошая», «Мы с тобою не дружили», «Снова замерло все до рассвета» («Одинокая гармонь»), «Каким ты был…».

Многие считают Исаковского поэтом-песенником. Это не совсем так. Он не писал тексты для песен. Но он замечательный поэт-лирик, его стихи настолько мелодичны, так ложатся на душу, что композиторы не могли пройти мимо его творчества. Его стихи знакомы нам не только по песням. Они живут в поэтических сборниках, впечатляют не меньше , чем музыкальные произведения.

Вспомним хрестоматийное стихотворение «Вишня», написанное им в 1940 г.: 

В ясный полдень, на исходе лета

Шел старик дорогой полевой.

Вырыл вишню молодую где-то

И довольный нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами

На поля, на дальнюю межу.

И подумал: «Дай-ка я на память

У дороги вишню посажу».

Пусть растет большая-пребольшая,

Пусть идет и вширь, и в высоту.

И, дорогу нашу украшая,

Каждый год купается в цвету.

Путники в тени ее прилягут

Отдохнуть в прохладе, в тишине,

И, отведав сочных спелых ягод,

Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят – экая досада, 

Я об этом вовсе не тужу:

Не хотят – не вспоминай, не надо, 

Все равно я вишню посажу!

Это стихотворение  не только о чудесном человеческом характере, о мудрости старого человека, но, как и каждое поэтическое произведение, оно открывает отношение к миру самого поэта, его мировоззрение, его кредо, такое не свойственное сегодняшнему дню, такое характерно характерное для русского характера.

Для М.В. Исаковского главным были не слава, не популярность, а те стихи и песни, которые намного пережили своего создателя.

Проходят годы; меняется жизнь, но каждое поколение заново открывает для себя «старые песни о главном».


Глава 2 Народность песенного творчества М. В. Исаковского

2.1 Образ Родины в поэзии М. В. Исаковского

Вся поэзия Исаковского в период творческой зрелости предстаёт как одна вдохновенная «песня большая – большая» - о  Родине, о её людях. Патриотизм – внутреннее свойство души поэта. Ярко свидетельствуют об этом и произведения Исаковского послевоенных лет. Ко многим его прекрасным стихам во славу строящей и созидающей Родины, во славу мира и труда прибавляются в это время шедевры патриотической лирики: песня «Летят перелётные птицы…» и поэма «Песня о Родине», которые в числе других произведений послевоенного сборника «Стихи и песни» были удостоены Государственной премии за 1943 год.

В военные годы у Исаковского возобладали мотивы жизнеутверждения, мирного творчества и созидания. Уже к концу войны он создаёт чудесную песню «Лучше нету того цвету…», в которой мысль о неистребимой красоте жизни звучит с особенной силой.

Идея созидания, жизнетворчества получает дальнейшее развитие в послевоенной лирике Исаковского. Стихи и песни послевоенной поры пронизаны мотивами величия и славы возрождающейся Родины, торжествующей силы жизни, плодоносного цветения родной земли, на которой трудятся мирные люди. Уже в названии произведений зачастую подчёркивается их основная мысль: «Славься, Россия, «Слава народу», «Пробилась зелень полевая…», «Хорошо весною бродится…», «Урожайная», «Ой, цветёт калина…» и т. п. Но дело, конечно, не в названиях. Всем образным строем произведений поэт утверждает радость бытия, мысль о возрождении жизни, о творчестве. Так, идеей роста, подъёма пронизана простая весенняя зарисовка:

Пробилась зелень полевая

Навстречу свету и теплу,

И, настежь окна раскрывая, весна проходит по селу

Ручей в овражке еле слышно

Поёт о чём – то о своём,

И машет белой веткой вишня:

«Растём, товарищи, растём

Всё одухотворено в этом восьмистишии: зелень, ручей, вишня, - всё очеловечено.

Тема Родины как оплота мира во всём мире встаёт в одном из самых крупных послевоенных произведений Исаковского – в лирической поэме «Песня о Родине». Композиция поэмы основывается на переосмыслении и развитии известной народной песни «Трансвааль», строки из которой берутся эпиграфом и очень естественно вводятся в текст произведения в качестве лейтмотива. Песню «Трансвааль» поэт услышал  на Смоленщине ещё в детстве. Песня учила его тому, «как надо край родной любить, когда придёт беда». С тех пор поэт рос и воспитывался с этой песней, и тот огромный смысл, который он со временем вложил в неё, стал поэтическим выражением его собственной биографии и биографии родной страны. Автор поэмы предстаёт и как интернационалист, поборник мира, социальной справедливости и демократии для всех народов. В поэме отчётливо выражена мысль о том, что победный исход борьбы народов за свою свободу и независимость исторически предопределён. Образ Отчизны расширяется в поэме до понимания её как родины всех трудящихся Земли:

Стоит страна большевиков,

Великая страна,

Со всех пяти материков

Звезда её видна.

Дороги к счастью с ней одной

Открыты до конца,

И к ней – к стане моей родной 

Устремлены сердца.

Так патриотические и интернациональные чувства поэта выступают в нерасторжимом единстве.

2.2 Отражение в лирике М. В. Исаковского черт русского национального характера

М. В. Исаковский был не просто поэтом народным – его устами говорил стихами народ. Поэт любил воссоздавать рифмованной речью рассказы простых людей. Стихотворение «Юбка», написанное ещё в тридцать четвёртом году, носит подзаголовок «Рассказ колхозницы Маруси, записанный почти стенографически». В «Юбке» почерк поэта близок к скрупулёзной записи фольклориста. Автор предельно бережно старается передать всё, что говорила крестьянка, обрадованная подарком, - и её лексику, и её интонации. Стихи не столько поэтизировали прозу жизни, сколько «делали» поэзию, пожалуй, даже чересчур прозаичной. Маруся, восторгавшаяся тем, что фотограф снимал её «совершенно бесплатно», в конце замечает:

Сказал он, что вышлет из Вязьмы портрет:

Мол, ты не напрасно старалась.

Но время проходит, а карточки нет, -

Наверно письмо затерялось.

Героиня добродушно посмеивается над вралем фотографом, даже оправдывает его, несколько выгораживает, что ли. И, в этом внутреннее сознание собственного достоинства.

В тридцать пятом году появилось стихотворение «Любушка», покоряющее лиризмом, озарённым мягкой улыбкой. Стихотворение полюбилось и стало довольно известной песней. Образ героини обнаруживается не только в сюжете, но и в мелодии. Лексика, передающая обстановку и действие, совершенно народная: не трава, а «травушка», где сад, согласно фольклорной традиции, там и виноград, не голова – головушка, милый – весёлый соловей. Улетающий далеко – далече

Исаковский берёт из устной лирики не пословно или построчно – он владеет ею, как владели те, кто создал такой феномен культуры, как народная песня.

В тридцать пятом же году Исаковский предпринял попытку нарисовать образ лирической героини в стихотворении «Настасья». Стихотворение густо насыщено фольклорными мотивами – вплоть до прямой закавыченной цитаты из народной песни.

 Вершиной стихотворной лирики в довоенную пору, посвящённой женским образам, надо считать «Спой мне, спой, Прокошина…», впервые напечатанную Исаковским ранней весной сорок первого года. «Спой мне…» -стихотворение – воспоминание. Поёт Александра Прокошина – и перед глазами возникают деревенские места – манящие, зовущие  к себе.

Поёт Александра Прокошина, и поэт видит себя подростком, сидящим у тёплой печки и слушающим, как мать быстро и тщательно прядёт кудель или ткёт холстину.

Уже когда шла Великая Отечественная война, в 1942 году Исаковский пишет стихотворение «В лесу прифронтовом». В сонме стихов, отмеченных энергией, решимостью и яростью, «В прифронтовом лесу» выделяется редкостной жизнерадостностью. Мелодичная основа стихотворения – старинный, основательно забытый к военной поре вальс «Осенний сон», - его любили в молодости люди старшего поколения. Напоминание и мирных днях усугубляло драматизм существовавшего положения, - поэт не скрывал, - десятки тысяч людей ежедневно шли – сознательно и осмысленно – на смерть. В богатейшей поэзии военных лет никто, пожалуй, с такой предельной откровенностью не заявлял о том, что ждёт тех, кто слушает в эту минуту вальс в прифронтовом лесу:

Пусть свет и радость прежних встреч

Нам светит в трудный час,

А коль придётся в землю лечь,

Так это ж только раз.

Смоленщина стонала под ногами оккупантов, огнём были охвачены брянские, смоленские и белорусские леса. Устами Исаковского на весь мир говорили русские люди, не желавшие терпеть неволи. В стихотворении «Партизанка» старуха рассказывает, как она своими руками подожгла собственный дом, в котором поселились враги. «Пусть я стара и пусть мой волос сед, - уж раз война, так всем идти войною». Здесь, в этом бесхитростном стихотворении, Исаковский впервые обозначил конфликт, показал сложнейшее положение, которым спустя много лет будет заниматься литература.

Исаковский не писал специально песен, а писал просто стихи, рассчитанные на то, чтобы их можно читать. «Катюша» имеет некоторую особенность: её начало было написано как стихотворение, заканчивал его поэт уже как песню. К созданию произведения поэт приступил, как я говорила выше, в начале 1938 года. Сперва были написаны первые восемь строк. Но затем работа застопорилась.

 Побудила к продолжению произведения, но теперь уже как песни, встреча с композитором М. И. Блантером. В «Катюше» воспевался человек с осознанным чувством любви к своей Родине, без которой не только блекнет, но и теряет всякое значение чувство интимное. Истоки характера Катюши народные, и это подчёркивается уже тем, что она слита с родной природой, и это призваны подчеркнуть и начальные строки песни. От такой девушки закономерно ожидать того именно наказа, который она адресует милому.

В годы Великой Отечественной войны «Катюша» стала песней – воительницей, песней – героиней. Недаром, когда в Красной Армии появилось новое грозное оружие – гвардейские реактивные миномёты, бойцы дали ему ласковое прозвище «Катюша». Большим личным счастьем для Исаковского было то, что грозные «Катюши» впервые дали уничтожающий залп по врагу под Ельней – родным городом юности поэта; там эти миномёты получили звание гвардейских.

Воевала и сама песня. На фронте и в тылу стали возникать многочисленные фольклорные варианты «Катюши», в которых скромная невеста пограничника кем только не перебывала – и санитаром, и снайпером, и автоматчиком, и лётчиком, и танкистом. Впоследствии фольклористами было собрано более сотни таких вариантов. Естественны и просты сюжеты в его песнях. Поэт никогда не прибегает к искусственным усложнённым, надуманным коллизиям. 

Заключение

Всё лучшее, что написано Исаковским, близко и понятно каждому человеку. Сердцем может говорить поэт со своим народом, к каждому человеку. Ко всей родной стране подходит как задушевный друг:

Земля, земля – родная мать!

Поговори с любимым сыном

Да, это был верный сын народа, истинно народный поэт.

Органической народностью таланта обусловлен значительный вклад Исаковского в отечественную литературу. Крупный художник – лирик, по словам М. Шолохова – «большой русский поэт», он явился основоположником массовой лирической песни.

Его милые, очень русские стихи и песни прочно вошли в нашу духовную жизнь, стали частью современной действительности и шагнули далеко за пределы Родины.

Словами одной из одной популярной песни Исаковского «Снова замерло всё до рассвета» открывается регулярная передача Всесоюзного радио.

Прошло более полувека с тех пор, когда впервые в Государственном народном хоре имени Пятницкого прозвучала и пошла по стране первая песня Исаковского «Вдоль деревни». Многое изменилось за это время, далеко ушла наша жизнь, и люди, и дела их стали ещё богаче и краше. И хороших песен, и хороших поэтов стало неизмеримо больше, чем тогда.

Но не облетает цвет с тихого и проникновенного слова Михаила Исаковского, глубоко, по – своему выразившего душу народную, простую и мудрую, как жизнь, красивую, как песня.

Песенное сердце поэта, счастливо вобравшее в себя всё лучшее и прекрасное из родника поэзии народной. В свою очередь, остаётся широко и щедро распахнутым народу, отзывается новыми песнями в его душе. М. В. Исаковский прожил 73 с половиной года. В последние пять лет из-за тяжёлой болезни он писал совсем немного. И до последних дней самые задушевные строки посвящал Родине.

Истинный поэт – всегда часть прекрасной, вечной природы. Но сам он не вечен земной жизни – вечна лишь природа, обновляющая жизнь.

22 июня 1973 года Михаила Васильевича Исаковского не стало.

Память о замечательном русском поэте хранится по –  разному. Во многих городах и сёлах нашей страны, например, названы именем Исаковского улицы. Такие улицы есть в столице нашей Родины - Москве, в Смоленске, в Духовщине, Ершичах, Рудне, Сафонове, Угре и т. д. В память о поэте во многих местах установлены мемориальные доски. Одна из первых таких досок была установлена во Всходах на Доме культуры поэта. На ней в профиль изображён Михаил Васильевич. Тут же надпись: «Дом культуры имени М. В. Исаковского построен на средства Государственной премии, полученной поэтом за сборник «Стихи и песни». 23 февраля 1984 года открыта мемориальная доска в честь М. В. Исаковского на здании редакции ельнинской газеты «Знамя». 

Память о М. В. Исаковском неразрывно связана с его замечательными песнями. Эти песни в своё время пела вся страна, а некоторые из них – и весь мир.

Об удивительной, неиссякаемой любви нынешней молодёжи к лирическому образу бессмертной песни М. В. Исаковского свидетельствует тот факт, что официальной эмблемой XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве в 1985 году было утверждено изображение румяной девочки «Катюши» в пятицветном фестивальном кокошнике по рисунку  художника М. Веременко.

 На крутом берегу во Всходах поднялся и памятник песне, созданный земляками поэта. А в Доме культуры, построенном на средства поэта, разместился единственный в мире народный музей песни – песни «Катюша», который недавно стал государственным. 

В ходе проведённого исследования удалось доказать, что песни на стихи М. В. Исаковского являются народными.

Список литературы

1. Баевский В. С., Павлова Л. В. Поэты земли Смоленской: Маленькая антология. – Смоленск, 2001. – 208с.

2. Кошелев Я. Р. М. В. Исаковский. Страницы жизни и творчества. – Смоленск: ТРАСТ – ИМАКОМ, 1995. – 109с.

3. Кошелев Я. Р.  Свет души родной. //Раб. путь. – 19 января. -10. – С. 2.

4. Позывные Угры.: На родине Исаковского.//Раб. путь. – 29 декабря. -  №12. – С. 4.

5. Поликанов А. А. Михаил Исаковский: Кн. для уч – ся ст. классов. – М.: Просвещение, 1989. – 160с.

6. Поликанов А. А. Песенное сердце. Очерк жизни и творчества Михаила Васильевича Исаковского. – М.: Моск. рабочий, 1976. -141с.

7. Проблемы истоков творчества. А Твардовский. М. Исаковский, Н. Рыленков: Межвузовский сборник науч. трудов. -  Смоленск: СГПИ, 1985. – 120с.

8. Осетров Е. Человек – песня. Кн. О М. В. Исаковском. – М.: Сов. писатель, 1979. – 254с. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17956. ОЦІНЮВАННЯ ФІНАНСОВОГО СТАНУ ПІДПРИЄМСТВ 225 KB
  Тема 9 ОЦІНЮВАННЯ ФІНАНСОВОГО СТАНУ ПІДПРИЄМСТВ Оцінювання фінансового стану підприємств його необхідність і значення. Показники фінансового стану підприємств. Ліквідність підприємства. Платоспроможність підприємства. Фінансова стійкість підприєм
17957. ФІНАНСОВЕ ПЛАНУВАННЯ НА ПІДПРИЄМСТВАХ 251.5 KB
  Тема 10 ФІНАНСОВЕ ПЛАНУВАННЯ НА ПІДПРИЄМСТВАХ Зміст завдання та методи фінансового планування. Зміст і структура фінансового плану підприємства. Зміст оперативного фінансового плану надходження коштів і здійснення платежів. Касовий план. 10.1. Зміс
17958. ФІНАНСОВА САНАЦІЯ ПІДПРИЄМСТВ 133 KB
  Тема 11 ФІНАНСОВА САНАЦІЯ ПІДПРИЄМСТВ Фінансова санація підприємств. Фінансова криза на підприємстві. Санаційний аудит. Розробка програми санації. Санація шляхом реорганізації реструктуризації. 11.1. Фінансова санація підприємств Заходи щодо о...
17959. ГРОШОВІ НАДХОДЖЕННЯ ПІДПРИЄМСТВ 145.5 KB
  Тема З ГРОШОВІ НАДХОДЖЕННЯ ПІДПРИЄМСТВ Економічна характеристика склад і класифікація грошових надходжень підприємств. Доходи виручка від реалізації продукції. Доходи від фінансовоінвестиційної та іншої діяльності. 3.1. Характеристика склад і кла
17960. ОСНОВИ ФІНАНСІВ ПІДПРИЄМСТВ 143.5 KB
  Тема1 ОСНОВИ ФІНАНСІВ ПІДПРИЄМСТВ Поняття і сутність фінансів підприємств. Функції фінансів підприємств. Грошові доходи грошові фонди фінансові ресурси підприємств. Основи організації фінансів підприємств. Фінансова діяльність підприємства. Зміст...
17961. Финансовая деятельность государства 131.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 1 Финансовая деятельность государства 1. Понятие финансов и сущность финансовой деятельности государства. 2. Принципы и методы финансовой деятельности государства. 3. Финансовая система Украины ее состав. 4. Система и правовое положение органов вл...
17962. Предмет, метод и система финансового права 115.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 2 Предмет метод и система финансового права 1. Понятие финансового права. 2. Место финансового права в системе права. 3. Понятие и виды финансовоправовых норм. 4. Финансовоправовые отношения их особенности. 5. Система финансового права. 6. Исто...
17963. Правовые основы финансового контроля в Украине 132 KB
  ЛЕКЦИЯ 3 Правовые основы финансового контроля в Украине 1. Сущность и назначение финансового контроля. 2. Организация и органы финансового контроля. 3. Формы и методы финансового контроля. 1. Сущность и назначение финансового контроля Контроль за ра
17964. Государственный бюджет Украины и бюджетное право 175.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 4 Государственный бюджет Украины и бюджетное право . 1. Понятие бюджета и его роль в обществе. 2. Понятие бюджетного права и его источники. 3. Бюджетноправовые отношения в обществе. 4. Бюджетная система. 5. Бюджетная классификация. 6. Государствен...