39625

Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Могут ли сети упростить работу тренингменеджера Какие возможности они открывают для получения сотрудниками необходимых им знаний Trainings. Социальные сети в интернете зародились в 90х годах причем как профессиональное музыкальное сообщество а термин появился только в 2004. Стандартные социальные сети позволяют пользователю присоединять людей к своей сети выходить на других пользователей через своих знакомых посылать сообщения размещать фотографии тексты и любой другой контент.

Русский

2013-10-07

45 KB

0 чел.

Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности

Социальные сети в интернете продолжают находиться на пике популярности и уже стали объектом настойчивого внимания исследователей. Больше того, открываются новые возможности для их использования: они плотно входят во многие сферы бизнеса и становятся его неотъемлемой частью.

Не обошла подобная тенденция и нашу страну — глобализация сделала возможным использование одного явления в совершенно разных сферах. В этой статье мы рассмотрим явление соц. сетей с точки зрения обучения и развития, а также приведем примеры сетей, использующихся в таких целях, компаний, которые создали корпоративную социальную сеть, и приведем мнения специалистов.

Эффективное использование социальных сетей для поиска и подбора персонала доказано на практике и не вызывает сомнений. Может ли социальная сеть быть инструментом обучения и выполнять функцию профессионального развития — вопрос еще не до конца понятный и не изученный. Могут ли сети упростить работу тренинг-менеджера? Какие возможности они открывают для получения сотрудниками необходимых им знаний? Trainings.ru попытался разобраться, что уже сделано в этом направлении, и как это работает.

Для начала необходимо определиться с терминами. На первый взгляд кажется, что все прозрачно и просто, но, как показал опыт сбора информации у специалистов разных стран и разной специфики, теоретический консенсус еще не достигнут — слишком молодо само явление.

Социальные сети в интернете зародились в 90-х годах, (причем как профессиональное музыкальное сообщество), а термин появился только в 2004. Тем не менее, хотя бы в технической характеристике специалисты сходятся — социальной сетью в интернете считается программное обеспечение в интернете, позволяющее пользователям создавать свои профили и связываться с другими участниками в виртуальном пространстве. Стандартные социальные сети позволяют пользователю присоединять людей к своей сети, выходить на других пользователей через своих знакомых, посылать сообщения, размещать фотографии, тексты и любой другой контент.

На западе первая волна восторгов по поводу социальных сетей уже сошла, сейчас там наблюдается некий спад интереса, переосмысление подходов к использованию. Что в отношении России?

По данным опроса Глас Рунета \ Социальные сети, в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в том числе 86% проживающих в России и 14% за рубежом, большинство (66%) опрошенных знают о существовании в интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10% не пользуются ими.

Классификация социальных сетей с точки зрения обучения и развития

Итак, в ходе анализа собранных данных я выделила два вида социальных сетей, выполняющих обучающую функцию:

1. Социальные сети в свободном доступе,

среди которых:

А. Не специализированные сети (для них профессиональные сообщества не являются первостепенными)

Б. Сугубо профессиональные сообщества практиков Community Practice

2. Социальные сети в корпоративном формате.

Сети в свободном доступе

А. Не специализированные (сеть «общего профиля»)

Под не специализированными социальными сетями — назовем их «сетями общего профиля» — я понимаю сообщества в интернете, не имеющие ограничений ни по каким параметрам и не имеющие никакой тематической специализации.

Наиболее популярными ресурсами по результатам опроса Гласа Рунета в являются Одноклассники (74%), Мой мир (40%), В контакте, (37%), Мой круг (27%), Планета Рамблер (24%), LovePlanet (22%).

Являются ли привычные социальные сети хоть в какой-то мере обучающим ресурсом? Вопрос сомнительный. Определенно можно сказать лишь одно — желающий почерпнуть в социальных сетях «общего профиля» что-то полезное для себя как для профессионала найдет такую возможность через установление контакта и взаимодействие с профессионалами. Такие социальные сети дают возможность достаточно быстро установить неформальный контакт. В соц. сетях люди оказываются более открытыми, чем в реальной жизни, в большей степени готовыми делиться информацией. Именно поэтому мы не обошли их своим вниманием.

Ценность для обучения и развития в большей степени видна в американской социальной сети Facebook, которой пользуются более 50 млн. людей. Во-первых, Facebook позволяет преподавателям университетов создавать курсы как для студентов, во-вторых, организации могут создать закрытую корпоративную сеть сотрудников на платформе Facebook. Она предназначена для работников одной компании, которые могут находиться на постоянной связи с коллегами из разных филиалов, публиковать новости своей организации и т. д.

По результатам опроса английского эксперта в области e-learning Джейн Харт (Jane Hart), проведенного в 2007 году, социальная сеть Facebook вошла в первую двадцатку рейтинга наиболее популярных инструментов (программного обеспечения. Прим. автора) обучения и развития. Примерно по тому же принципу работает MySpace.

Популярными ресурсами, позволяющими консультироваться со специалистами по профессиональным вопросам, являются Linkedin.com и www.Xing.com.

В интернете существует несметное количество сообществ, предоставляющих возможность самообучения. (список здесь>>>). По словам Джейн Харт, самостоятельное или самоуправляемое обучение (self-management learning) становится очень важной тенденцией как в области корпоративного обучения, так и в обучении целом.

Изучение иностранных языков через социальные сети

Замечено, что людям нравится изучать иностранные языки, используя средства интернета. На данный момент в интернете существуют несколько социальный сетей, заточенных под изучение иностранных языков. Самые крупные из них: www.livemocha.com и www.soziety.com.

Регистрирующийся на этих сайтах пользователь изучает иностранный язык, взаимодействуя с другим пользователем-носителем этого языка, в ответ обучая его своему родному языку.

В. Специализированные социальные сети

Специализированные социальные сети обычно являются платформой для сообществ специалистов.

Они называются сообществами практиков (Community of Practice, CoP) и преследуют сугубо практические цели. Функциональность сообщества практиков ясна из названия: оно объединяет людей, которые заинтересованы в приобретении и развитии знаний в определенной области, их использовании на практике. Сообщества практиков могут состоять из ученых, инженеров, специалистов по маркетингу и продажам и других специалистов. Причем эти сообщества не обязательно должны быть ограничены рамками одной компании, а могут объединять людей со схожими интересами в разных организациях по всему миру.

CoP отличаются от сообществ по интересам — его участников объединяет не только стремление к некой области знаний, но и желание сотрудничать в процессе применения этих знаний на практике. Члены сообщества хорошо понимают друг друга, поскольку работают над схожими проблемами. Они способны оценить уровень квалификации, проблемы коллег, получить друг от друга недостающие им знания.

Пример сообщества такого рода привел Денис Зельцер, директор по развитию компании Supreme Communications, первый российский разработчик решений Web 2.0: «Проект Emedicine.com создан компанией, владеющей самым известным в мире интернет-ресурсом по здравоохранению www.WebMD.com. Он позволяет пользователям-врачам публиковать свои монографии и истории болезней, оформляя их по всем правилам, принятым в медицине; обсуждать медицинские кейсы, получать доступ к информации и сгенерированным членами сообщества новост по всем разделам медицины — иными словами, иметь доступ к переднему краю науки. Этот проект также имеет интересный инструмент для обучения: любой пользователь может создать тест или мини-программу обучения, которая может быть основана на реальном медицинском кейсе, включать в себя справочную информацию и интерактивный тест на усвоение материала, а также — презентацию, сопровождаемую записанной ее автором лекцией в аудиоформате».

По данным исследования группы ученых из нескольких американских университетов и Института управления знаниями IBM, в сферах, где высок процент интеллектуального труда, например, в научных коллективах, специалисты во много раз чаще обращаются к коллегам при поиске нужной информации, чем к «обезличенным» источникам наподобие корпоративных хранилищ или Web. А к технологическим источникам информации специалисты обращаются, как правило, не получив удовлетворительного ответа у коллег или, напротив, воспользовавшись их непосредственным указанием на данные в компьютерном архиве.

Осведомленный тренинг-менеджер, указавший специалисту на подобные ресурсы, может стимулировать интерес работника, способствуя тем самым повышению его квалификации. К тому же CoP может стать источником инноваций, если создать условия для применения полученных знаний при разработке новых продуктов или даже бизнес-направлений. Например, сообщество Всемирного банка, объединившее специалистов из разных стран, разработало новый подход к реализации программ борьбы с бедностью.

2. Социальная сеть в корпоративном формате

Социальные сети в корпоративном формате в первую очередь являются инструментом внутренних коммуникаций. По мнению немецких коллег из DJM Consulting (Professor Dr. Wolfgang Jager и Cristian Meser), инструменты web 2.0, используемые в рамках одной компании, работают, скорее, на создание имиджа привлекательного работодателя, нежели на поддержку процессов обучения в компании. (www.hrm.de). Специалисты отмечают, что использование компаниями современных web-технологий работает на повышение со стороны потенциальных кандидатов.

Компания Oracle использует социальную сеть в корпоративном формате. Она представляет собой сообщество практиков с возможностью создания виртуальных рабочих групп по проектам.

Для компаний, имеющих большое количество филиалов, корпоративная соц. сеть может стать инструментом взаимодействия сотрудников между собой часто в целях быстрого получения нужной информации, оказания взаимопомощи. Так происходит, когда новичок обращается к более опытному коллеге, работающему на аналогичной должности в другом филиале компании.

Социальные сети — находка для организаторов конференций и выставок

Специалисты по организации конференций компаний Adobe и Cisco нашли инструмент социальных сетей очень удобным для участников конференции.

За полтора месяца до своей внутренней конференции Adobe Max 2007 компания создала сайт с элементами социальной сети, где каждый зарегистрировавшийся на мероприятие сотрудник автоматически «заводил» себе профиль в сети и мог до начала мероприятия устанавливать контакты с наиболее интересными ему людьми, общаться с ними онлайн, назначить встречу во время конференции или вне ее. Система сама выстраивала связь между участниками, учитывая близость профессиональных интересов, указанных в профиле.

На вопрос, что, по его мнению, ждет социальные сети в будущем, Денис Зельцер ответил:

«Сейчас модно говорить о стагнации социальных сетей: пользователи „наелись“ блогами, „Одноклассники“ пошли на спад. Ничего подобного не происходит — просто весь феномен социальных сетей начали, наконец, переосмыслять. Поток однотипных сайтов-клонов иссякнет, а вместо него мы скоро увидим новые проекты — нишевые, созданные под отдельные группы пользователей и их специфические потребности».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36102. Інформаційні системи та технології. Опорний конспект лекцій 420 KB
  В сучасних умовах стрімко зростає попит на інформацію та інформаційні послуги. В зв’язку з цим технологія опрацювання інформації намагається використовувати найширший спектр технічних засобів і, передусім, комп’ютерну техніку та цифрові електронні засоби комунікації. На їх основі створюються обчислювальні системи і мережі не лише для накопичення, збереження та перетворення інформації, а й для максимального наближення термінальних пристроїв до робочого місця фахівця або керівника, який приймає рішення.
36103. КОМЕРЦІЙНЕ ПРАВО 1.44 MB
  Навчальний посібник розрахований для студентів неюридичних навчальних закладів I IV рівня акредитації які вивчають трудове право України а також для всіх хто цікавиться проблемами господарського законодавства. МІНІСТЕРСТВО АГРАРНОЇ ПОЛІТИКИ УКРАЇНИ ДЕПАРТАМЕНТ КАДРОВОЇ ПОЛІТИКИ АГРАРНОЇ ОСВІТИ ТА НАУКИ НАВЧАЛЬНОМЕТОДИЧНИЙ ЦЕНТР ПО ПІДГОТОВЦІ МОЛОДШИХ СПЕЦІАЛІСТІВ КОМЕРЦІЙНЕ ПРАВО ПРОГРАМА ІЗ СПЕЦІАЛЬНОСТІ 5. Вивчення господарського законодавства передбачає вміння майбутніх фахівців на практиці застосовувати набуті знання вміння та...
36104. Кримінальне право України 468 KB
  Конституція України. Кримінальний Кодекс України від 5квітня 2001р. Кримінальний процесуальний Кодекс України від 28 грудня 1960р.
36105. КОМУНІКАТИВНІ ПРОЦЕСИ У НАВЧАННІ 162 KB
  Тому спілкування з людьми це наука й мистецтво. Тут важливі не тільки природні здібності людини та її бажання спілкуватись але й знання законів спілкування. Майбутні фахівці повинні зрозуміти що для успішної діяльності вони можуть і повинні навчитись орієнтуватись у психологічних підходах до партнерів адекватно розуміти реальність обирати такі способи ділового спілкування які будуть сприяти успіху як у професійній діяльності так і у житті. Студенти повинні звернути особливу увагу на те що проблема спілкування є одною з найважливіших...
36106. Міжнародний інноваційний менеджмент 350.5 KB
  Переваги міжнародного інноваційногоСпівробітництва І. Міжнародне співробітництво як запорука інноваційного процесу в національній економіці С. Міжнародне співробітництво як запорука інноваційного процесу в національній економіці С. Переваги міжнародного інноваційногоСпівробітництва І.
36107. МАТЕМАТИЧНЕ ПРОГРАМУВАННЯ 1.78 MB
  Загальна постановка задачі лінійного програмування ЗЛП полягає в наступному.2 називається припустимим рішенням або припустимим планом ЗЛП. Говорять що ЗЛП розвязна якщо вона має оптимальний план. ЗЛП може бути нерозвязною тільки з наступних двох причин: а ОПР порожня; б ОПР непорожня але цільова функція не обмежена на ОПР зверху якщо в ЗЛП шукається її максимум або не обмежена знизу якщо в ЗЛП шукається мінімум цільової функції.
36108. Основи Охорони праці 1.03 MB
  Основи охорони праці. Конспект лекцій з дисципліни Основи охорони праці для студентів усіх спеціальностей денної та заочної форми навчання. Методичні вказівки спрямовані на надання методичної допомоги студентам усіх форм навчання під час вивчення дисципліни Основи охорони праці.
36109. ОСНОВИ МЕРЕЖНИХ ІНФОРМАЦІЙНИХ ТЕХНОЛОГІЙ 1.03 MB
  Загальні відомості про компютерні мережі. Виникнення компютерних мереж. Практично відразу після появи ЕОМ виникло питання про налагодження взаємодії комп'ютерів один з одним щоб більш ефективно обробляти інформацію використати програмні й апаратні ресурси. З'явилися й перші мережі у той час обєднавши тільки найбільші ЕОМ у великих комп'ютерних центрах.
36110. Організація діяльності (галузева). КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ 254.69 KB
  Концепція сучасної організаційної функції 5 ЗМ 1 Зміст організаційної функції в менеджменті 5 ЗМ 2 Цілі та стратегії господарської діяльності основа побудови організації 24 ЗМ 3 Проектування організаційної структури 55 М 2 Організація виробничих процесів на підприємствах 79 ЗМ 4 Організація основного виробництва 79 Перелік використаних джерел 97 ВСТУП В курсі Організація діяльності вивчаються конкретні економічні механізми принципи організації підприємницької діяльності функціонування виробничих...