39625

Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности

Научная статья

Социология, социальная работа и статистика

Могут ли сети упростить работу тренингменеджера Какие возможности они открывают для получения сотрудниками необходимых им знаний Trainings. Социальные сети в интернете зародились в 90х годах причем как профессиональное музыкальное сообщество а термин появился только в 2004. Стандартные социальные сети позволяют пользователю присоединять людей к своей сети выходить на других пользователей через своих знакомых посылать сообщения размещать фотографии тексты и любой другой контент.

Русский

2013-10-07

45 KB

0 чел.

Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности

Социальные сети в интернете продолжают находиться на пике популярности и уже стали объектом настойчивого внимания исследователей. Больше того, открываются новые возможности для их использования: они плотно входят во многие сферы бизнеса и становятся его неотъемлемой частью.

Не обошла подобная тенденция и нашу страну — глобализация сделала возможным использование одного явления в совершенно разных сферах. В этой статье мы рассмотрим явление соц. сетей с точки зрения обучения и развития, а также приведем примеры сетей, использующихся в таких целях, компаний, которые создали корпоративную социальную сеть, и приведем мнения специалистов.

Эффективное использование социальных сетей для поиска и подбора персонала доказано на практике и не вызывает сомнений. Может ли социальная сеть быть инструментом обучения и выполнять функцию профессионального развития — вопрос еще не до конца понятный и не изученный. Могут ли сети упростить работу тренинг-менеджера? Какие возможности они открывают для получения сотрудниками необходимых им знаний? Trainings.ru попытался разобраться, что уже сделано в этом направлении, и как это работает.

Для начала необходимо определиться с терминами. На первый взгляд кажется, что все прозрачно и просто, но, как показал опыт сбора информации у специалистов разных стран и разной специфики, теоретический консенсус еще не достигнут — слишком молодо само явление.

Социальные сети в интернете зародились в 90-х годах, (причем как профессиональное музыкальное сообщество), а термин появился только в 2004. Тем не менее, хотя бы в технической характеристике специалисты сходятся — социальной сетью в интернете считается программное обеспечение в интернете, позволяющее пользователям создавать свои профили и связываться с другими участниками в виртуальном пространстве. Стандартные социальные сети позволяют пользователю присоединять людей к своей сети, выходить на других пользователей через своих знакомых, посылать сообщения, размещать фотографии, тексты и любой другой контент.

На западе первая волна восторгов по поводу социальных сетей уже сошла, сейчас там наблюдается некий спад интереса, переосмысление подходов к использованию. Что в отношении России?

По данным опроса Глас Рунета \ Социальные сети, в котором приняли участие более 2000 активных пользователей Рунета, в том числе 86% проживающих в России и 14% за рубежом, большинство (66%) опрошенных знают о существовании в интернете социальных сетей и пользуются их возможностями. Среди тех, кто знает о существовании социальных сетей, лишь 10% не пользуются ими.

Классификация социальных сетей с точки зрения обучения и развития

Итак, в ходе анализа собранных данных я выделила два вида социальных сетей, выполняющих обучающую функцию:

1. Социальные сети в свободном доступе,

среди которых:

А. Не специализированные сети (для них профессиональные сообщества не являются первостепенными)

Б. Сугубо профессиональные сообщества практиков Community Practice

2. Социальные сети в корпоративном формате.

Сети в свободном доступе

А. Не специализированные (сеть «общего профиля»)

Под не специализированными социальными сетями — назовем их «сетями общего профиля» — я понимаю сообщества в интернете, не имеющие ограничений ни по каким параметрам и не имеющие никакой тематической специализации.

Наиболее популярными ресурсами по результатам опроса Гласа Рунета в являются Одноклассники (74%), Мой мир (40%), В контакте, (37%), Мой круг (27%), Планета Рамблер (24%), LovePlanet (22%).

Являются ли привычные социальные сети хоть в какой-то мере обучающим ресурсом? Вопрос сомнительный. Определенно можно сказать лишь одно — желающий почерпнуть в социальных сетях «общего профиля» что-то полезное для себя как для профессионала найдет такую возможность через установление контакта и взаимодействие с профессионалами. Такие социальные сети дают возможность достаточно быстро установить неформальный контакт. В соц. сетях люди оказываются более открытыми, чем в реальной жизни, в большей степени готовыми делиться информацией. Именно поэтому мы не обошли их своим вниманием.

Ценность для обучения и развития в большей степени видна в американской социальной сети Facebook, которой пользуются более 50 млн. людей. Во-первых, Facebook позволяет преподавателям университетов создавать курсы как для студентов, во-вторых, организации могут создать закрытую корпоративную сеть сотрудников на платформе Facebook. Она предназначена для работников одной компании, которые могут находиться на постоянной связи с коллегами из разных филиалов, публиковать новости своей организации и т. д.

По результатам опроса английского эксперта в области e-learning Джейн Харт (Jane Hart), проведенного в 2007 году, социальная сеть Facebook вошла в первую двадцатку рейтинга наиболее популярных инструментов (программного обеспечения. Прим. автора) обучения и развития. Примерно по тому же принципу работает MySpace.

Популярными ресурсами, позволяющими консультироваться со специалистами по профессиональным вопросам, являются Linkedin.com и www.Xing.com.

В интернете существует несметное количество сообществ, предоставляющих возможность самообучения. (список здесь>>>). По словам Джейн Харт, самостоятельное или самоуправляемое обучение (self-management learning) становится очень важной тенденцией как в области корпоративного обучения, так и в обучении целом.

Изучение иностранных языков через социальные сети

Замечено, что людям нравится изучать иностранные языки, используя средства интернета. На данный момент в интернете существуют несколько социальный сетей, заточенных под изучение иностранных языков. Самые крупные из них: www.livemocha.com и www.soziety.com.

Регистрирующийся на этих сайтах пользователь изучает иностранный язык, взаимодействуя с другим пользователем-носителем этого языка, в ответ обучая его своему родному языку.

В. Специализированные социальные сети

Специализированные социальные сети обычно являются платформой для сообществ специалистов.

Они называются сообществами практиков (Community of Practice, CoP) и преследуют сугубо практические цели. Функциональность сообщества практиков ясна из названия: оно объединяет людей, которые заинтересованы в приобретении и развитии знаний в определенной области, их использовании на практике. Сообщества практиков могут состоять из ученых, инженеров, специалистов по маркетингу и продажам и других специалистов. Причем эти сообщества не обязательно должны быть ограничены рамками одной компании, а могут объединять людей со схожими интересами в разных организациях по всему миру.

CoP отличаются от сообществ по интересам — его участников объединяет не только стремление к некой области знаний, но и желание сотрудничать в процессе применения этих знаний на практике. Члены сообщества хорошо понимают друг друга, поскольку работают над схожими проблемами. Они способны оценить уровень квалификации, проблемы коллег, получить друг от друга недостающие им знания.

Пример сообщества такого рода привел Денис Зельцер, директор по развитию компании Supreme Communications, первый российский разработчик решений Web 2.0: «Проект Emedicine.com создан компанией, владеющей самым известным в мире интернет-ресурсом по здравоохранению www.WebMD.com. Он позволяет пользователям-врачам публиковать свои монографии и истории болезней, оформляя их по всем правилам, принятым в медицине; обсуждать медицинские кейсы, получать доступ к информации и сгенерированным членами сообщества новост по всем разделам медицины — иными словами, иметь доступ к переднему краю науки. Этот проект также имеет интересный инструмент для обучения: любой пользователь может создать тест или мини-программу обучения, которая может быть основана на реальном медицинском кейсе, включать в себя справочную информацию и интерактивный тест на усвоение материала, а также — презентацию, сопровождаемую записанной ее автором лекцией в аудиоформате».

По данным исследования группы ученых из нескольких американских университетов и Института управления знаниями IBM, в сферах, где высок процент интеллектуального труда, например, в научных коллективах, специалисты во много раз чаще обращаются к коллегам при поиске нужной информации, чем к «обезличенным» источникам наподобие корпоративных хранилищ или Web. А к технологическим источникам информации специалисты обращаются, как правило, не получив удовлетворительного ответа у коллег или, напротив, воспользовавшись их непосредственным указанием на данные в компьютерном архиве.

Осведомленный тренинг-менеджер, указавший специалисту на подобные ресурсы, может стимулировать интерес работника, способствуя тем самым повышению его квалификации. К тому же CoP может стать источником инноваций, если создать условия для применения полученных знаний при разработке новых продуктов или даже бизнес-направлений. Например, сообщество Всемирного банка, объединившее специалистов из разных стран, разработало новый подход к реализации программ борьбы с бедностью.

2. Социальная сеть в корпоративном формате

Социальные сети в корпоративном формате в первую очередь являются инструментом внутренних коммуникаций. По мнению немецких коллег из DJM Consulting (Professor Dr. Wolfgang Jager и Cristian Meser), инструменты web 2.0, используемые в рамках одной компании, работают, скорее, на создание имиджа привлекательного работодателя, нежели на поддержку процессов обучения в компании. (www.hrm.de). Специалисты отмечают, что использование компаниями современных web-технологий работает на повышение со стороны потенциальных кандидатов.

Компания Oracle использует социальную сеть в корпоративном формате. Она представляет собой сообщество практиков с возможностью создания виртуальных рабочих групп по проектам.

Для компаний, имеющих большое количество филиалов, корпоративная соц. сеть может стать инструментом взаимодействия сотрудников между собой часто в целях быстрого получения нужной информации, оказания взаимопомощи. Так происходит, когда новичок обращается к более опытному коллеге, работающему на аналогичной должности в другом филиале компании.

Социальные сети — находка для организаторов конференций и выставок

Специалисты по организации конференций компаний Adobe и Cisco нашли инструмент социальных сетей очень удобным для участников конференции.

За полтора месяца до своей внутренней конференции Adobe Max 2007 компания создала сайт с элементами социальной сети, где каждый зарегистрировавшийся на мероприятие сотрудник автоматически «заводил» себе профиль в сети и мог до начала мероприятия устанавливать контакты с наиболее интересными ему людьми, общаться с ними онлайн, назначить встречу во время конференции или вне ее. Система сама выстраивала связь между участниками, учитывая близость профессиональных интересов, указанных в профиле.

На вопрос, что, по его мнению, ждет социальные сети в будущем, Денис Зельцер ответил:

«Сейчас модно говорить о стагнации социальных сетей: пользователи „наелись“ блогами, „Одноклассники“ пошли на спад. Ничего подобного не происходит — просто весь феномен социальных сетей начали, наконец, переосмыслять. Поток однотипных сайтов-клонов иссякнет, а вместо него мы скоро увидим новые проекты — нишевые, созданные под отдельные группы пользователей и их специфические потребности».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33890. Наука в послевоенный период 41.5 KB
  были открыты Институт точной механики и вычислительной техники Институт радиотехники и электроники Институт прикладной геофизики Институт физической химии Институт атомной энергии Институт ядерных проблем и др. Был создан Институт языкознания АН СССР во главе которого встал академик В. были открыты Институт точной механики и вычислительной техники Институт радиотехники и электроники Институт прикладной геофизики Институт физической химии Институт атомной энергии Институт ядерных проблем и др. Был создан Институт языкознания АН СССР...
33891. Развитие искусства во второй половине 40-х – начале 50-х гг 52 KB
  Тема войны – Непринцев Отдых после боя Неменский сестры наши Костецкий Возвращение Лактионов Письмо с фронта. Тема восстановления Яблонская Хлеб Весна. Выдающиеся произведения: тема войны – Некрасов В окопах Сталинграда Фадеев Молодая гвардия Казакевич звезда Полевой Повесть о настоящем человеке Твардовский Дом у дороги. Овечкин – Районные будни тема деревни.
33892. Внешняя политика СССР в послевоенный период: отношения с Западными странами. Холодная война 54 KB
  Внешняя политика СССР в послевоенный период: отношения с Западными странами. Внешнеполитическая доктрина СССР – против поддержки социалистических стран – принцип мирного сосуществования. тезис о враждебности капиталистического окружения СССР. Сначала у СССР была мирная внешнеполитическая доктрина затем ужесточилось так же и у США.
33893. СССР и страны Центральной и Восточной Европы в послевоенный период. Роль СССР в формировании мировой системы социализма 35 KB
  СССР и страны Центральной и Восточной Европы в послевоенный период. Роль СССР в формировании мировой системы социализма. В 19451946 существовали коалиционные правительства в Западной Европе потом постепенно произошел переход к коммунистическим режимам: Румыния – отречение Михая Болгария – конституция 1947 и усиление позиций коммунистов Польша – отставка коалиционного правительства Венгрия – победа коммунистов на выборах Чехословакия – сопротивление события 1948 надежда сохранить отношения и с СССР и с Западом. В сентябре...
33894. Поиск путей обновления общественно-политической жизни в СССР в 1953-1955 гг 37 KB
  Маленков председатель Совмина глава министерства Берия – МВД МГБ зам председателя совмина Каганович – первый заместитель председателя Совета Министров СССР с 1952 года член Президиума ЦК КПСС Молотов – МИД Булганин – министр обороны Ворошилов – председатель президиума верховного совета. После этого большую власть получил Маленков заявление о группе В нужно поднимать деревню. На ней учредили пост 1 секретаря на который избрали Хрущева доклад Хрущева о с х Январь 1955 – пленум ЦК КПСС слушалось дело Маленкова которого обвинили в...
33895. ХХ съезд КПСС и его историческое значение. Борьба с оппозицией в послевоенный период 27.5 KB
  Первоначально преодоление культа личности сводилось к перестройке пропаганды 1953 но Маленков заявил что дело не только в этом ведь этот вопрос связан с вопросом коллективного руководства.1956 – доклад Хрущева О культе личности и его последствиях. Идея попытки преодолеть культ личности принадлежит Маленкову а не Хрущеву. Все идеи доклада были повторены в постановлении ЦК: в стране сложился культ личности Сталина вопрос о причинах свелся к личным качествам Сталина опубликованы последние работы Ленина культ личности не...
33896. Индустриальное развитие страны в 50-х гг 53.5 KB
  Индустриальное развитие страны в 50х гг. широкое развитие получает НТП. Индустриальное развитие шло по пятилеткам – 19511955 пятая 19561960 шестая. Достижения в транспорте – воздушный реактивные самолеты в пассажирских перевозках водный суда на подводных крыльях морской атомный ледокол сухопутный переход на электровозы и электрички автомобильный примитивное развитие трубопроводный трубопровод Дружба.
33897. Сельское хозяйство СССР в 50-х гг 27.5 KB
  Еще на XIX съезде заявили что продовольственная проблема решена но это было ложью. Вопрос о насыщении с х техникой и снабжении кадрами для этой техники проблема кадров инженернотехнического профиля. В январе 1955 на пленуме Хрущев поставил задачу подъема животноводства проблема кормов. Проблема раскрестьянивания – одна из главных в нашей историографии.
33898. Попытки перестройки системы управления народным хозяйством в 50-х – первой половине 60-х гг 38 KB
  Попытки перестройки системы управления народным хозяйством в 50х – первой половине 60х гг. Попытка усовершенствования структуры управления – рычага АКС: признано что главный порок экономики – чрезмерная централизация управления многоступенчатость управления до 6 звеньев огромное количество чиновников отрыв аппарата от управления производством. Вопросы реформирования управления промышленность ставились на XX съезде. С 1957 началась реформа управления промышленностью.