39650

Защита фирменного наименования и коммерческого обозначения

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Теоретические основы охраны фирменного наименования и коммерческого обозначения.5 Понятие сущность и принципы фирменного наименования. Защита фирменного наименования и коммерческого обозначения. Понятие и виды способов защиты фирменного наименования и коммерческого обозначения.

Русский

2013-10-08

205.5 KB

47 чел.

PAGE  39

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы охраны фирменного наименования и   

               коммерческого обозначения…………………………………………...5

  1.  Понятие, сущность и принципы фирменного наименования……..5
    1.  Понятие, сущность и принципы коммерческого обозначения…..11

Глава 2. Защита фирменного наименования и коммерческого обозначения..16  

        2.1. Понятие и виды способов защиты фирменного наименования и                   

      коммерческого обозначения………………………………………….16

2.2. Порядок осуществления защиты фирменного наименования и           

      коммерческого обозначения………………………………………….21

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованных источников…………………………………………...36

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика явилась предпосылкой возникновения жесткой конкуренции среди участников предпринимательской деятельности за потребителя. С целью привлечения клиентеллы предприниматели делают большие финансовые вложения в проведение рекламных компаний, улучшение качественных характеристик товаров, работ и услуг. В силу этого каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его предприятие, его бизнес не смешивался с предприятием конкурента. Поэтому участники рынка используют в своей деятельности разного рода различительные знаки, среди которых основную роль играет фирменное наименование.

Фирменное наименование используется коммерческими организациями, чтобы индивидуализировать свою деятельность, привлечь и закрепить потребителей и не допустить смешения своего бизнеса в глазах потребителей с деятельностью конкурентов. Таким образом, в использовании института фирменного наименования заинтересованы все субъекты, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, а именно - коммерческие организации, предприниматели без образования юридического лица, а также некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в пределах, установленных законом.

Кроме того, интересы предпринимателей без образования юридического лица и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, в охране своей клиентеллы и индивидуализации бизнеса остаются незащищенными. Данный пробел законодательства приводит на практике к многочисленным злоупотреблениям, а именно, к использованию различительных знаков индивидуальных предпринимателей и некоммерческих организаций в фирменных наименованиях коммерческих организаций с целью «кражи» потребителей. Решение проблем представляется необходимым и своевременным.

Актуальность исследования фирменного наименования обусловлена также тем, что в науке нет единого мнения по поводу содержания понятия «фирменное наименование». Кроме того, действующее законодательство, регулирующее отношения по поводу фирменных наименований, характеризуется несовершенством положений.

Гражданский кодекс РФ содержит также понятие коммерческого обозначения. В нем говорится о передаче прав на данный объект по договору коммерческой концессии. Однако гражданско-правовые нормы не раскрывают ни содержание понятия «коммерческое обозначение», ни порядок приобретения прав на него.

Поэтому непонятно, как можно передать право, момент возникновения которого не определен законодателем. В то же время, договор коммерческой концессии широко применяется в деловой практике. Поэтому проблема комплексного исследования понятия «коммерческое обозначение» также представляется злободневной.

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ФИРМЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ И КОММЕРЧЕСКОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ

1.1. Понятие, сущность и принципы фирменного наименования

Согласно ст. 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица1.. Определение фирменного наименования в законодательстве не содержится. В юридической литературе его обычно формулируют как обозначение юридического лица, под которым оно выступает в гражданском обороте и которое позволяет отличить его от других участников оборота2 .

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. В фирменном наименовании могут содержаться иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.

      Согласно действующему законодательству юридические лица - коммерческие организации обязаны иметь фирменное наименование. Исключительное право на фирменное наименование, согласно ст. 54 ГК РФ, возникает у коммерческой организации с момента его регистрации.

      Необходимо обратить внимание на то, что некоммерческим организациям в РФ прямо не запрещено иметь фирменные наименования. В  п.1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования3.

В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации. Включение в фирменное наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; в случае отзыва разрешения юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.

Если фирменное наименование юридического лица включает в себя запрещенные наименования и обозначения или незаконно содержит в своем составе слова «Российская Федерация» или «Россия», то орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц. Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования, не допускается.

Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. В противном случае, юридическое лицо-нарушитель обязуется по требованию правообладателя прекратить использование  этого фирменного наименования и возместить правообладателю причиненные убытки.

Согласно устоявшемуся в отечественной цивилистической доктрине мнению, правовой режим фирменных наименований основывается на принципах истинности, постоянства и исключительности4. Разберем правомерность утверждений о существовании каждого из них.

Первый из указанных принципов – принцип истинности – состоит в том, что содержание фирменного наименования должно соответствовать фактам объективной действительности. То есть, к примеру, фирма полного товарищества должна содержать настоящие имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество», как это предписывает п.3 ст.69 ГК РФ.

Также необходимо помнить об установленных в п.4 ст.1473 ГК РФ ограничениях в свободе выбора фирменного наименования для предотвращения смешения названия организации с обозначениями публично-правовых образований и защиты интересов неопределенного круга лиц.

В то же время требования принципа истинности к указанию на характер деятельности коммерческого юридического лица не столь строги. Законодатель ограничивается лишь запретами на составление фирмы исключительно из слов обозначающих род деятельности организации, на включение в фирму иноязычных заимствований терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица, а также таких обозначений как «банк», «биржа», «инвестиционный фонд» и т. д.

В целом можно резюмировать, что закон не закрепляет, за некоторыми исключениями, какой-либо зависимости содержания фирменного наименования от сферы деятельности организации и состава ее учредителей. При желании, учредители (участники) хозяйственного общества, специализирующегося на производстве валенок, могут назвать эту организацию ООО «Космос». Также никто не может запретить Ивану Ивановичу Иванову назвать учрежденное им общество с ограниченной ответственностью «Петрович».

Следует отметить, что обоснование принципа истинности фирмы было выдвинуто еще дореволюционными цивилистами, то есть в тот временной промежуток, когда основными участниками гражданского оборота были товарищества, названия которых были производны от фамилий их участников. Однако, со временем в российской и мировой практике на первые роли вышли хозяйственные общества, наименования которых никак не зависят от имен их учредителей. Более того, действующий ГК РФ не содержит нормы обязывающей товарищество изменять свое фирменное наименование в случае изменения состава его участников, что явно не вписывается в концепцию провозглашаемого большинством авторов принципа истинности фирмы.

Таким образом, на сегодняшний день действие данного принципа в российском гражданском праве ограничено требованиями к правдивому указанию на юридический статус организации – обладателя фирменного наименования. Соответствия содержания фирменного наименования характеру деятельности юридического лица закон не требует, в связи с чем утверждать о существовании принципа истинности фирменного наименования можно лишь с существенными оговорками.

Суть принципа постоянства фирмы состоит в неизменности фирменного наименования в течение его использования в гражданском обороте. Однако применимость данного принципа на практике вызывает сомнения. С одной стороны, реализации принципа постоянства фирмы способствует установленный в п.2 ст.1474 ГК РФ прямой запрет на распоряжение ей. Но в то же время, юридические лица никак не ограничены законом относительно частоты изменения своих фирменных наименований. В случае необходимости организация может изменять свою фирму каждую неделю, внося соответствующие изменения в учредительные документы и регистрируя их надлежащим образом в налоговой инспекции.

Кроме того, как уже было отмечено, закон неоднозначен в вопросе об обязательности редактирования фирменного наименования при изменениях в составе участников юридического лица. Четкого предписания, как действовать, например, в случае выхода из полного товарищества одного из товарищей, чье имя было включено в фирму, ГК РФ не содержит. Равно как нет в законе и правила на случай смены одним из участников своей фамилии. Необходимость внесения изменений и срок, в который это должно быть сделано, остаются за гранью категоричных выводов.

В связи с изложенными обстоятельствами можно утверждать, что на сегодняшний день границы действия принципа постоянства и его соотношение с принципом исключительности фирмы в отечественном законодательстве четко не установлены.

Последний из рассматриваемых принципов – принцип исключительности – также не в полной мере реализован российским законом. Его смысл состоит в уникальности фирменного наименования каждой регистрируемой организации. Несомненно, ситуация при которой каждое юридическое лицо имеет неповторяющееся в реестре фирменное наименование весьма желательна. Вместе с тем, налоговым органам законом не предоставлены полномочия для отказа организации в регистрации по причине наличия в реестре тождественного или сходного до степени смешения фирменного наименования5.

Стоит отметить, что существование принципов истинности, постоянства и исключительности фирменных наименований в отечественном праве весьма условно. Основными началами регулирования отношений по поводу данного средства индивидуализации они могут считаться с большой натяжкой и скорее должны восприниматься как дань традиции.

1.2. Понятие, сущность и принципы коммерческого обозначения

В  качестве полноценного объекта интеллектуальных прав коммерческое обозначение стали рассматривать только с момента вступления в силу части IV Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Хотя данный термин в российском гражданском законодательстве употреблялся и ранее, его использование ограничивалось гл. 54 ГК РФ, однако при этом не давалось ни его определение, ни какая-либо иная расшифровка его содержания.

Этому вопросу были посвящены теоретические исследования многих известных ученых-правоведов. По мнению А.А. Иванова коммерческое обозначение - это такое название бизнеса, которое не совпадает с фирменным наименованием юридического лица или именем индивидуального предпринимателя, этот бизнес ведущего6.

Интересна позиция В.Ю. Бузанова, касающаяся правового режима коммерческого обозначения: «Если попытаться определить место коммерческого обозначения среди родственных ему объектов исключительных прав, то его наиболее близкими соседями окажутся фирменные наименования и товарные знаки». В.Ю. Бузанов приводит следующую классификацию коммерческих обозначений: 1) названия предприятий розничной торговли, бытового обслуживания и сферы услуг (в том числе магазинов, ресторанов, гостиниц и т.д.); 2) эмблемы и другие символы фирменного стиля коммерческой организации, не подпадающие под правовой режим фирменных наименований и товарных знаков (фирменный лозунг, особое сочетание цветов и т.д.); 3) наименования транспортных средств (в частности, морских и воздушных судов)7.

В соответствии с ГК РФ, юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.

Стоит отметить, что в настоящее время в правовой литературе обсуждается вопрос о необходимости введения процедуры регистрации коммерческих обозначений на уровне компетентного федерального или территориального органа, например в Торгово-промышленных палатах8.

Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее. Лицо, нарушившее вышеуказанные правила, обязано по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки.

Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу (в том числе по договору, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом) только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется. Если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного из предприятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий. Правообладатель может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия или договором коммерческой концессии.

Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года. Исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование. Коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака.

Основными принципами, долженствующими составлять основу законодательства о коммерческих обозначениях, надлежит признать следующие: принцип истинности, принцип постоянства и принцип исключительности. Принцип истинности коммерческого обозначения заключается в соответствии содержания коммерческого обозначения виду и характеру деятельности, осуществляемой путем использования данного предприятия. Принцип исключительности коммерческого обозначения требует, чтобы коммерческое обозначение вновь организуемого предприятия отличалось от уже существующих коммерческих обозначений, причем как по написанию, так и по произношению. Тем самым зарегистрированное коммерческое обозначение одного предприятия сделает невозможным существование наряду с ним другого, тождественного или схожего до степени смешения. Пределы действия принципа исключительности определяют территория и сфера деятельности предпринимателя. Принцип постоянства коммерческого обозначения заключается в сохранении названия предприятия независимо от смены его владельцев9.

Предлагается изменить подход законодателя к правовой охране коммерческих обозначений с учетом следующих предложений: 1) действие исключительного права на коммерческое обозначение должно распространяться не на всю территорию Российской Федерации, а лишь на ограниченную территорию, где коммерческое обозначение стало известно потребителям, конкурентам и другим лицам; 2) более раннее возникновение прав на коммерческое обозначение не должно являться законодательным препятствием для других лиц в более поздней регистрации такого же обозначения в качестве товарного знака, а также не должно давать право обладателю коммерческого обозначения аннулировать регистрацию схожего с ним до степени смешения товарного знака, права на который возникли позже10.

ГЛАВА 2

ЗАЩИТА ФИРМЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ И КОММЕРЧЕСКОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ

2.1. Понятие и виды способов защиты фирменного наименования и коммерческого обозначения

В настоящее время возникает необходимость в грамотной, быстрой и справедливой защите прав на объекты интеллектуальной собственности( в нашем случае – прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение). Вообще, под защитой гражданских прав понимается один из институтов гражданского законодательства, нормы которого определяют порядок и способы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав11(в нашем случае – прав на средства индивидуализации).  В Конституции Российской Федерации написано, что интеллектуальная собственность охраняется законом ( п.1 ст. 44)12.

Действующее законодательство устанавливает достаточно широкий в содержательном плане перечень способов защиты прав  владельцев фирменных наименований и коммерческих обозначений. Эти способы защиты можно условно разделить на две разновидности: общие (универсальные) и особенные (специальные).

     Перечень общих способов, которые применимы, как правило, для защиты любого субъективного гражданского права, закреплен в ст. 12 ГК РФ.

Особенные способы защиты, под которыми необходимо понимать правоохранительные меры, применимые только для целей защиты субъективных прав владельцев наименований и обозначений, определены законодательством о средствах индивидуализации предприятий. К общим способам защиты законодатель отнес следующие правовые меры:

- признание права;

- восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

- признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки;

- признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

- самозащита права;

- присуждение к исполнению обязанности в натуре;

- возмещение убытков;

- взыскание неустойки;

- компенсация морального вреда;

- прекращение или изменение правоотношения;

- неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону13.

Приведенный перечень общих способов защиты гражданских прав не является закрытым, а каждый из них может применяться обособлено либо в сочетании с другими способами. Выбор наиболее подходящего из указанных способов и процессуальный механизм его применения зависят от характера совершенного правонарушения и существа нарушенного (оспариваемого) права, обладателем которого является владелец наименования.

В статье 1252 ГК РФ конкретизируются способы защиты объектов интеллектуальной собственности. Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования:

1) о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним;

3) о возмещении убытков - к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб;

4) об изъятии материального носителя - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя - к нарушителю исключительного права.

Если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном настоящим Кодексом, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.

Под частичным запретом на использование понимается:

в отношении фирменного наименования - запрет на его использование в определенных видах деятельности;

в отношении коммерческого обозначения - запрет на его использование в пределах определенной территории и (или) в определенных видах деятельности (п. 6 ст. 1252 ГК РФ).

         Отметим, что законодательство не предусматривает каких-либо специальных способов защиты прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение(разве лишь что таковым можно считать публикацию решения суда о допущенном нарушении права), в связи с чем применяются те способы, которые указаны в ст. 12 ГК РФ.  Если говорить о наиболее распространенных мерах защиты права на фирменное наименование, то, например, Иванов А.Б. выделяет следующие: требование об обязании ответчика прекратить использование спорного фирменного наименования, иски о взыскании убытков, о публикации решения суда о допущенном нарушении права на фирменное наименование и о признании права истца на фирменное наименование14.

      Но перечень общих способов защиты фирменного наименования (или коммерческого обозначения) все-таки шире - могут использоваться такие способы, как:

- признание права на фирменное наименование (например, между вновь созданными в результате разделения юридическими лицами по поводу фирменного наименования ранее существовавшего юридического лица);

- восстановление положения, существовавшего до нарушения права на фирменное наименование, и пресечение действий, нарушающих данное право или создающих угрозу его нарушения (например, запрет нарушителю выпускать товары с указанием фирменного наименования правообладателя); - требование о прекращении использования фирменного наименования в отношении аналогичных видов деятельности, осуществляемых правообладателем. Для удовлетворения данного требования судом необходимо наличие двух условий. Первое условие – это тождество или сходство до степени смешения фирменных наименований, используемых в аналогичных сферах деятельности. Второе условие – включение фирменного наименования в ЕГРЮЛ ранее момента включения в реестр наименования нарушителя. В случае неисполнения решения суда, удовлетворившего требование о прекращении использования фирменного наименования, можно ставить вопрос о принудительной ликвидации юридического лица;

- признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки (например, в отношении договора коммерческой концессии);

- признание недействительным акта государственного органа (например, решение Патентного ведомства о регистрации товарного знака, нарушающего исключительные права на фирменное наименование);

- возмещение причиненных убытков (например, при оказании нарушителем услуг под известным фирменным наименованием без согласия правообладателя) и др15. В результате неправомерного использования фирменного наименования правообладателю могут быть причинены убытки, которые подлежат возмещению. Убытки могут выражаться как в реальном ущербе (затраты на публикации, в которых до потребителей доводится информация о неправомерном использовании), так и в упущенной выгоде (недополученные из-за неправомерных действий доходы). Упущенная выгода может рассчитываться исходя из суммы доходов, полученных нарушителем в результате использования наименования.

- обжалование регистрации товарного знака, нарушающего исключительное право на фирменное наименование. Такое требование рассматривается Палатой по патентным спорам на основании возражения, которое может быть подано в любой срок с момента регистрации товарного знака16.

2.2. Порядок осуществления защиты фирменного наименования и коммерческого обозначения

В настоящее время получила признание и распространение в юридической литературе терминологическое разделение форм защиты на две ее разновидности: юрисдикционную и неюрисдикционную. Их основное отличие заключается в том, что юрисдикционная форма защиты предполагает обращение лица, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены неправомерными действиями третьих лиц, в компетентные органы, которые уполномочены действующим законодательством на рассмотрение юридических споров той или иной отраслевой принадлежности и на принятие по ним юридически обязательных решений17.

Неюрисдикционная форма защиты предполагает защиту нарушенного права или охраняемого законом интереса посредством осуществления самостоятельных действий управомоченным лицом, совершаемых им с применением дозволенных законом средств без обращения в компетентные органы. В рамках юрисдикционной формы защиты выделяют общий и специальный порядок защиты.

Для общего порядка характерна реализация субъективных прав на защиту путем обращения управомоченного лица в судебные органы по подведомственности. По соглашению сторон договора спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя( п.2 ст. 27 АПК РФ)18. Стоит отметить, что недавно в системе арбитражного судопроизводства появился Суд по интеллектуальным правам.

Суды общей юрисдикции разрешают дела, где хотя бы одна из сторон – гражданин или предприниматель, деятельность которого не связана со спором. Исходя из статей 23 и 24 ГПК РФ, дела, возникающие из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, подсудны районному суду19.

Специальный порядок защиты, именуемый также административным, применяется в случаях, предусмотренных законом. При этом согласно п. 2 ст. 11 ГК РФ решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Защита прав владельцев фирменных наименований и коммерческих обозначений в административном порядке осуществляется, во-первых, в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам (например, обжалование регистрации товарного знака, нарушающего исключительное право на фирменное наименование); во-вторых, в соответствии с нормами антимонопольного законодательства – в первую очередь, ФЗ «О защите конкуренции»20. Ко второму виду административного порядка защиты правообладатели прибегают гораздо чаще.

Защита нарушенного исключительного права может осуществляться в соответствии с антимонопольным законодательством, если нарушение исключительного права на средство индивидуализации является недобросовестной конкуренцией (пункт 7 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации21.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей, а также продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ, услуг, также признаются недобросовестной конкуренцией (пункты 2, 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Юридическую ответственность обычно рассматривают как одну из форм государственно-принудительного воздействия на нарушителей норм действующего законодательства, как следствие имевшего место правонарушения. Будучи одним из средств, нейтрализующих последствия ненадлежащего поведения субъекта, нарушившего права и охраняемые законом интересы других лиц, юридическая ответственность выступает как реакция государства на совершенное правонарушение.

Если неблагоприятные для правонарушителя последствия носят имущественный характер и выражаются, например, в форме возмещения убытков, уплаты неустойки, потери задатка, имеет место гражданско-правовая ответственность. Если неблагоприятные последствия выражаются в санкциях, предусмотренных нормами административного или уголовного законодательства, имеет место административно-правовая или уголовная ответственность.

Для наступления гражданско-правовой ответственности, которая всегда выражается в виде имущественных лишений, претерпеваемых правонарушителем, должны существовать специфические основания, образующие так называемый состав гражданского правонарушения. В доктрине гражданского права сформировался взгляд, согласно которому состав гражданского правонарушения образуют следующие факты:

- противоправность поведения (действия или бездействия) лица, на которое предполагается возложить ответственность;

- наличие у потерпевшего убытков или вреда;

- наличие причинно-следственной связи между противоправным характером поведения нарушителя и наступившими последствиями в виде убытков или вреда у потерпевшего;

- наличие вины правонарушителя22.

Согласно части 2.5 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок решения, предписания Федеральной антимонопольной службы или ее территориальных органов о прекращении недобросовестной конкуренции влечет наложение на юридическое лицо административного штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей.

К нарушителю исключительных прав могут быть также применены меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение антимонопольного законодательства в размере от 100 000 рублей (статья 14.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях)23.

В настоящее время происходит формирование единой судебной практики по применению части четвертой ГК РФ. Так, на VII Всероссийском съезде судей Российской Федерации, проходившем в г. Москве 3 – 4 декабря 2008 г., достаточно много делегатов-судей подчеркивали необходимость выработки единой позиции Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам, связанным с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации по вопросам, возникающим в судебной практике.

Действительно, в судебной практике в связи с применением с 1 января 2008 г. части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации возникли проблемы, связанные с правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. В частности, это вопросы, касающиеся подведомственности данной категории дел; неясности применения Федерального закона о введении в действие части четвертой ГК РФ; как трактовать определение понятия «интеллектуальная собственность» и многие иные.

В этой связи Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ на совместном Пленуме приняли Постановление от 26 марта 2009 г. N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (Российская газета. – 2009. – N 70 (4894)).

Постановление по своему объему значительное, поэтому отметим наиболее существенные разъяснения по накопившимся вопросам судебной практики, которые следует учитывать судам по спорам, связанным с применением положений части четвертой Гражданского кодекса. В частности, в указанном постановлении даны разъяснения по следующим вопросам:

- подведомственность дел данной категории;

- определение понятия «интеллектуальная собственность»;

- право на вознаграждение за использование результата интеллектуальной деятельности;

- залог исключительного права;

- отчуждение права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации;

- о принудительной лицензии;

- о применении норм части четвертой ГК, относящихся к авторскому праву;

- о взыскании компенсации;

- порядок принятия обеспечительных мер;

- обжалование решений Роспатента;

- содержание фирменного наименования и др.

В Постановлении разъяснено, что споры о том, кто является автором результата интеллектуальной деятельности, подведомственны судам общей юрисдикции, как не связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности24.

Подведомственность споров о нарушениях интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, об установлении патентообладателя, о праве преждепользования и послепользования, а также споров, вытекающих из договоров об отчуждении исключительного права и лицензионных договоров, определяется исходя из субъектного состава участников спора, если такой спор связан с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1).

Суды должны исходить из того, что «п. 1 ст. 1225 ГК РФ содержит исчерпывающий перечень результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана на основании и в порядке, предусмотренных частью четвертой ГК РФ» (п. 9.1).

Личные неимущественные и иные права, указанные в ст. 1226 ГК РФ, охраняются только в том случае, если соответствующими положениями части четвертой Гражданского кодекса о конкретном результате интеллектуальной деятельности или приравненным к результатам интеллектуальной деятельности средствам индивидуализации установлена охрана специально поименованных личных неимущественных и иных прав (п. 9.2).

Согласно ст. 1248 ГК РФ споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются по общему правилу судом.

При обращении в суд с требованием, подлежащим рассмотрению в административном (внесудебном) порядке в соответствии с п. 2 ст. 1248 ГК, соответствующее заявление подлежит возвращению (п. 22).

Вышеуказанный Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации позволят судам разрешить целый ряд вопросов по делам, вытекающим из применения части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Стоит сказать и о тенденциях, касающихся судебного порядка защиты фирменных наименований. Вообще, при просмотре видеозаписей заседаний ВАС РФ неоднократно отмечается такая особенность – стороны в доводах часто ссылались на отсутствие единообразия практики судов(конституционный принцип единообразия). Но Россия же исторически не «славилась» прецедентным правом, а это взаимосвязанные категории. Однако надо заметить, что сейчас в нашей стране формируется прецедентное право. Пока только так, поэтому часто в правоприменительной практике возникают проблемы. На необходимость творческого подхода при  изучении практики указывал профессор А.Т. Боннер: «Комплексное изучение судебной правоприменительной деятельности по гражданским делам является достаточно актуальным и имеет большое значение как с точки зрения советского права вообще, теории гражданского и гражданского процессуального права в частности, так и с точки зрения судебной практики»25. Выступление Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Антона Иванова, на Третьих Сенатских Чтениях в Конституционном Суде Российской Федерации 19 марта 2010 года дало окончательный ответ – прецедентному праву в России быть26. А на тему отсутствия единообразия практики в качестве примера рассмотрим такое дело, достаточно любопытное.

ООО «Лизинговая компания «Ренессанс» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к ООО «Ренессанс-Лизинг» об обязании прекратить использование фирменного наименования «Ренессанс-Лизинг» путем внесения изменений в учредительные документы об исключении из полного и сокращенного фирменного наименования слов «Ренессанс-Лизинг» и осуществить государственную регистрацию вышеуказанных наименований. Суд первой инстанции не удовлетворил требования. В апелляционной жалобе истец отметил, что при вынесении решения суд не полностью выяснил обстоятельства дела, ошибочно посчитав, что слово «лизинг» в сокращенном названии ответчика (ООО «Ренессанс-лизинг»)  написано с прописной буквы; неправильно применил нормы материального права в виде неправильного истолкования закона, а именно подпункта 3 пункта 4 статьи 1474 ГК РФ ( суд сослался на то, что стороны находятся в разных субъектах РФ). Более того, было установлено, что измененное сокращенное фирменное наименование истца было зарегистрировано раньше наименования ответчика аж на 6 лет.

Апелляционный суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и доводы жалобы, не нашел оснований согласиться с выводами суда первой инстанции, т.к. они  не соответствуют обстоятельствам дела; наблюдается неправильное применение норм материального права. Было доказано, что деятельность истца и ответчика являются аналогичными, а также «напомнено» «младшему» суду, что исключительное право на фирменное наименование действует на всей территории РФ, а не одного субъекта РФ. В выводах суда было также отмечено, что «оспариваемый  судебный акт как нарушающий единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права в силу пункта 1 статьи 304 АПК РФ подлежит отмене, исковые требования удовлетворению»27. Вот так у нас «по-разному» рассматривают и разрешают дела суды.Податель жалобы указывает на то, что судом установлено, что 09.09.2003 года сокращенное наименование истца – ООО «Лизинговая компания «Ренессанс» изменено на ООО «Ренессанс-лизинг», о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за основным государственным  регистрационным номером 2037719047045. Ответчик - ООО «Ренессанс-Лизинг» зарегистрирован 16.12.2009 года МИ РФ НС №15 по Санкт-Петербургу, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за основным государственный регистрационным номером 1099847030557. В пункте 13 Устава истца указано сокращенное наименование –  ООО «Ренессанс-Лизинг», при этом слово «Лизинг» написано с заглавной бук

По мнению Симановича Л.Н., «сложно сказать, что повергает в большее уныние: дела, в которых философию авторского права не понимают как нарушитель, так и судья, или дела, в которых стороны прекрасно знают все тонкости интеллектуальной собственности, но одна из них успешно играет на невежестве судьи». Западная судебная ветвь власти, например в Германии, разрешила данную проблему путем отнесения всех споров об интеллектуальной собственности к юрисдикции патентного суда, состоящего из юриста, специализирующегося на вопросах права интеллектуальной собственности, и двух технических судей, являющихся специалистами в области разрешаемого спора, т.е. специалистами в области химии, физики, биологии и т.д.28.Как уже было сказано выше, в России все-таки создали подобный суд, но назвали иначе – суд по интеллектуальным правам.

Согласно п. 4 ст. 34 АПК РФ, суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает:

1) дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;

2) дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем), в том числе:

об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством Российской Федерации рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения;

об оспаривании решений федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий;

об установлении патентообладателя;

о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными;

о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.

В качестве какой инстанция новый суд будет вести свою деятельность зависит от вида рассматриваемого дела. Как первая инстанция суд по интеллектуальным правам разрешит споры об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, а также дела о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов такой деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (за исключением объектов авторских и смежных прав). К подведомственности арбитражных судов отнесены дела по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами.

Как кассационная судебная инстанция суд будет разрешать дела, рассмотренные им по первой инстанции, а также споры о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов РФ по первой инстанции и арбитражными апелляционными судами. Судом кассационной инстанции для уже рассмотренных судом по интеллектуальным правам споров является президиум данного суда29.

Таким образом, несмотря на то, что четвертая часть Гражданского кодекса РФ была введена сравнительно недавно, уже успела сложиться достаточно обширная судебная практика в сфере применения положений о фирменных наименованиях юридических лиц. Данное обстоятельство подтверждает активное использование организациями своего права на защиту исключительных прав и, безусловно, приведет к развитию института использования фирменного наименования в частности и сферы интеллектуальной собственности в общем. Коммерческое обозначение защищается компаниями гораздо реже ввиду его незначительного правового статуса, как считают правообладатели.  Тем не менее, как было отмечено ранее, владельцам фирменных наименований  и коммерческих обозначений предоставляется широкий спектр правовых возможностей по защите указанных средств индивидуализации в административном и судебном порядке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема защиты прав на средства индивидуализации и, в частности, прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение, остается одной из самых актуальных и в то же время одной из самых малоисследованных в гражданском праве Российской Федерации.

По мнению большинства исследователей данного вопроса, существование неоднозначной судебной и арбитражной практики сильно тормозит развитие института защиты прав на средства индивидуализации.

Отсутствие четко отлаженной системы защиты указанных прав наносит существенный урон как различным юридическим лицам, так и в целом экономико-торговой деятельности государства в целом.

Принятие части четвертой Гражданского кодекса РФ существенно разрешило данную проблему, но, к сожалению, не до конца, то есть целесообразно принять ряд законов, в том числе и регулирующих процессуальные средства защиты указанных прав, дабы облегчить деятельность судов и юристов.

Фирменное наименование выполняет две основные функции: индивидуализацию коммерческих организаций, а также обеспечение возможности использования и передачи клиентеллы субъектами предпринимательской деятельности. Однако реализация указанных функций невозможна путем установления единого правового режима фирменного наименования. Должная индивидуализация коммерческих организаций достигается при условии постоянства и непередаваемости фирменных наименований; в то время как передача клиентеллы возможна лишь при условии свободного распоряжения правом на фирменное наименование. Таким образом, фирменное наименование оказалось нацеленным на реализацию функций, для осуществления которых требуются взаимоисключающие правовые механизмы; в результате, реализация одной из таких функций препятствует осуществлению другой. В целях наиболее оптимальной реализации отмеченных функций, необходимо разделить их осуществление: задачу индивидуализации коммерческой организации возложить на наименование юридического лица, а обеспечение возможности передачи клиентеллы - на коммерческое обозначение.

Необходимо включение в ГК РФ специальной нормы, предусматривающей возможность взыскания в пользу правообладателя денежной компенсации (штрафа) за незаконное использование фирменного наименования. Выплата денежной компенсации является альтернативным (вместо взыскания убытков) способом защиты права на фирму. Размер компенсации определяется по усмотрению суда.

Таким образом, своим исследованием я старался раскрыть наиболее актуальные вопросы понятия прав на фирменное наименование, коммерческое обозначение, их защиту и затронуть проблему процессуального несовершенства данных институтов гражданского права Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Российская газета. - 2009.- 21 января.

2.  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)  от  30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011 N 405-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. - 5 декабря. - № 32. – ст.3301; www.pravo.gov.ru. – 2011.- 7 декабря.

3.  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)  от 18 декабря 2006 г.  N 230-ФЗ (в ред. от 08.12.2011 N 422-ФЗ)// Российская газета. – 2006. -21 декабря; Российская газета . – 2011. – 10 декабря.

4. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ(в ред. от 25.06.2012 г. N 86-ФЗ)//Российская газета. – 2002. – 27 июля; www.pravo.gov.ru – 2011.- 25 июля .

5. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (в ред. от 14.06.2012 N 76-ФЗ)//Российская газета. – 2002. – 20 ноября; www.pravo.gov.ru – 2012. – 15 июля.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 12.11.2012 N 194-ФЗ)//Российская газета. – 2001. – 31 декабря; www.pravo.gov.ru– 2012. – 14 ноября.

7.  Федеральный закон от 12  января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 28.07.2012 г. N 134-ФЗ)//Собрание законодательства РФ. –  1996. – 15 января. - № 3. – ст. 145; www.pravo.gov.ru.-. 2012. – 30 июля.

8. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"(в ред. от 28.07. 2012 г. N 145-ФЗ) // Российская газета . – 2006. – 27 июля; www.pravo.gov.ru. – 2012. – 30 июля.

Книги:

9.  Городов, О.А. Право на средства индивидуализации, товарные знаки / О.А. Городов. -  М.: Проспект, 2006. – 203 с.

10. Гражданское право: Учебник. Ч. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: Проспект, 2005. - 784 с.

11. Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Изд. 2-е. / А.П.Сергеев. - М.: Проспект, 2001. – 678 с.

Статьи из периодических изданий и сборников:

12.Забегайло, Л.А. Неправомерное использование чужого коммерческого обозначения как акт недобросовестной конкуренции / Л.А. Забегайло   // Российская юстиция. – 2008. - № 10.- С.6- 9.

13. Иванов, А. Б.. Некоторые особенности защиты исключительного права на фирменное наименование/ А.Б. Иванов// Черные дыры в Российском законодательстве. -  2010. -  № 3. - С. 59-63.

14. Лиджеева, К.В., Хечиев, А.Е.Правовой режим коммерческого обозначения и его отличие от фирменного наименования /   К.В.Лиджеева, А.Е.Хечиев  // Экономика и право. – 2012. № 1. – С.  35-38.

Авторефераты диссертаций:

15. Белова, Д.А. Правовая охрана фирменных наименований и коммерческих обозначений в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук  / Д.А. Белова. - Москва, 2004. - 25 с.

Ресурсы информационно – телекоммуникационной сети Интернет:

16. Большой юридический словарь. – Режим доступа: http://law-enc.net/word/%D0%97%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%B0+%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2. - Заглавие с экрана.

17. Брачев, С. Способы защиты исключительного права на фирменное наименование / C. Брачев. - Режим доступа: http://blog.pravo.ru/blog/6170.html - Заглавие с экрана.

18. Выступление Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на Третьих Сенатских Чтениях в Конституционном Суде Российской Федерации 19 марта 2010 года. – Режим доступа: http://www.arbitr.ru/press-centr/news/speeches/27369.html. -  Заглавие с экрана.

19. Державина, А. Фирменное наименование юридического лица: законодательная база, риски, споры / А. Державина. – Режим доступа: http://www.llaw.ru/text13 . - Заглавие с экрана.

20. Защита права на фирменное наименование. Режим доступа: http://www.gr-pravo-rf.ru/10/5.html - Заглавие с экрана.

21. Пасленов, А.Д. О новых механизмах обеспечения арбитражной практики / А.Д. Пасленов. – Режим доступа: http://juristmoscow.ru/adv_rek/2265. - Заглавие с экрана.

22.Степашкина, Н.  Возникновение суда по интеллектуальным правам: компетенция, определение инстанции, обжалование решений / Н.Степашкина. – Режим доступа: http://territoriaprava.ru/topics/33679. - Заглавие с экрана.

23. Цветков, В.А. О роли судебной практики в разрешении пробелов и противоречий части 4 ГК РФ./ А.В. Цветков. – Режим доступа:http://www.sibadvokat.ru/magazine/arhiv_nomerov/2010_god/nomer_4_39/intellektualnaya_sobstvennost. – Заглавие с экрана.

24.  Шишкин, Д.А. К вопросу о принципах правового режима фирменных наименований / Д.А. Шишкин. - Режим доступа: http://msu-research.ru/index.php/judgement/202-predprinpravo/2888-firmnaimenovania - Заглавие с экрана.

Материалы судебной практики:

25. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 5, Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда № 29 от 26 марта 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» / Российская газета. – 2009. – 22 апреля.

26. Дело № Дело №А56-9897/2010 А56 - 9897 / Архив Тринадцатого арбитражного апелляционного суда за 2010 год // Режим доступа: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/241b027a-ba63-4592-bc44-b6ee8a241232/A56-9897-2010_20101213_Postanovlenie%20apelljacii.pdf. – Заглавие с экрана.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)  от 18 декабря 2006 г.  N 230-ФЗ (в ред. от 08.12.2011 N 422-ФЗ)// Российская газета. – 2006. -21 декабря; Российская газета – 2011. – 10 декабря.

2 Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Изд. 2-е. М.:Проспект, 2001. С. 571

3 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 28.07.2012 N 134-ФЗ)//Собрание законодательства РФ. –  1996. – 15 января. - № 3. – ст. 145; www.pravo.gov.ru.-. 2012. – 30 июля.

4 Шишкин, Д.А. К вопросу о принципах правового режима фирменных наименований / Д.А. Шишкин. -Режим доступа: http://msu-research.ru/index.php/judgement/202-predprinpravo/2888-firmnaimenovania

5 Шишкин, Д.А. К вопросу о принципах правового режима фирменных наименований / Д.А. Шишкин. -Режим доступа: http://msu-research.ru/index.php/judgement/202-predprinpravo/2888-firmnaimenovania

6  Гражданское право: Учебник. Ч. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2005. С. 630

7 Лиджеева, К.В., Хечиев, А.Е.Правовой режим коммерческого обозначения и его отличие от фирменного наименования  // Экономика и право. 2012. № 1.  С.  35

8 Забегайло, Л.А. Неправомерное использование чужого коммерческого обозначения как акт недобросовестной конкуренции // Российская юстиция. 2008.  № 10. С. 8

9 Белова, Д.А. Правовая охрана фирменных наименований и коммерческих обозначений в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук.   Москва, 2004.  С. 7.

10 Забегайло, Л.А. Неправомерное использование чужого коммерческого обозначения как акт недобросовестной конкуренции // Российская юстиция. 2008.  № 10. С. 9.

11 Большой юридический словарь. – Режим доступа: http://law-enc.net/word/%D0%97%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%B0+%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2

12 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Российская газета. – 2009. – 21 января.

13 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)  от  30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011 N 405-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. - 5 декабря. - № 32. – ст.3301; www.pravo.gov.ru – 2011. – 7 декабря

14 Иванов, А. Б. Некоторые особенности защиты исключительного права на фирменное наименование // Черные дыры в Российском законодательстве. 2010.  № 3. С. 60.

15 Защита права на фирменное наименование. Режим доступа: http://www.gr-pravo-rf.ru/10/5.html

16 Брачев, С. Способы защиты исключительного права на фирменное наименование / C. Брачев.- Режим доступа: http://blog.pravo.ru/blog/6170.html 

17  Городов, О.А. Право на средства индивидуализации, товарные знаки. М.: Проспект, 2006. С.  145

18 Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ(в ред. от 25.06.2012 N 86-ФЗ)//Российская газета. – 2002. – 27 июля; www.pravo.gov.ru. - 2012.- 25 июня.

19 Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (в ред. от 14.06.2012 N 76-ФЗ)//Российская газета. – 2002. – 20 ноября; www.pravo.gov.ru. – 2012. – 15 июня.

20 Городов, О.А. Указ. соч. С. 147

21 Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"(в ред. от 28.07. 2012 г. N 145-ФЗ) // Российская газета . – 2006. – 27 июля; www.pravo.gov.ru. – 2012. – 30 июля.

22 Городов, О.А. Указ. соч. С. 148

23 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 12.11.2012 N 194-ФЗ)//Российская газета. – 2001. – 31 декабря; www.pravo.gov.ru. - 2012. – 14 ноября.

24 Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 5, Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда № 29 от 26 марта 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» / Российская газета. – 2009. -  №70 – 22 апреля.

25  Пасленов, А.Д. О новых механизмах обеспечения арбитражной практики/ А.Д. Пасленов. – Режим доступа: http://juristmoscow.ru/adv_rek/2265/

26 Выступление Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на Третьих Сенатских Чтениях в Конституционном Суде Российской Федерации 19 марта 2010 года. – Режим доступа: http://www.arbitr.ru/press-centr/news/speeches/27369.html

27 Дело № Дело №А56-9897/2010 А56 - 9897 / Архив Тринадцатого арбитражного апелляционного суда за 2010 г.

28 Цветков, В.А. О роли судебной практики в разрешении пробелов и противоречий части 4 ГК РФ / В.А. Цветков. – Режим доступа:


http://www.sibadvokat.ru/magazine/arhiv_nomerov/2010_god/nomer_4_39/intellektualnaya_sobstvennost/

29 Степашкина, Н.  Возникновение суда по интеллектуальным правам: компетенция, определение инстанции, обжалование решений / Н.Степашкина. – Режим доступа: http://territoriaprava.ru/topics/33679


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48591. Устройство, назначение преобразователей частоты ф. OMRON 5.92 MB
  Устройство назначение преобразователей частоты ф. Преобразователи частоты предназначены для регулировки частоты вращения и момента на валу асинхронного или синхронного электродвигателя. Преобразователь частоты это прибор предназначенный для преобразования переменного тока напряжения одной частоты обычно частоты питающей сети в переменный ток напряжение другой частоты. Выходная частота в современных инверторах может быть как ниже так и выше частоты питающей сети.
48593. САР. Система автоматического регулирования частоты вращения двигателя постоянного тока 1.04 MB
  Оглавление Область применения проектируемой системы. Принцип работы системы. Передаточные функции системы. ПФ замкнутой системы по задающему воздействию ПФ замкнутой системы по возмущающему воздействию.
48594. Система автоматического регулирования частоты вращения двигателя постоянного тока 2.69 MB
  Содержание Задание на курсовое проектирование Исходные данные Анализ области применения системы Анализ исходных данных Оценка действующего на систему возмущающего воздействия Классификация САР функции и дифференциальные уравнения звеньев САР 12 11 Структурная схема САР 15 12 Передаточные функции системы 15 13 Уравнения динамики замкнутой системы автоматического регулирования 16 14 Анализ структурной устойчивости САР...
48595. Проектирование технологического процесса цеха жести 587.5 KB
  Выбор электродвигателей по роду тока Начальным этапом при выборе двигателя является выбор рода тока. Различают двигатели переменного и постоянного тока. Двигатели постоянного тока Двигатели постоянного тока ДПТ делятся на двигатели с параллельным последовательным смешанным и независимым возбуждением. Двигатели постоянного тока с последовательным возбуждением В двигателях этого типа ток якоря является током возбуждения и как следствие магнитный поток возбуждения растет с увеличением нагрузки поэтому снижается угловая скорость...
48596. Сокращение трудоемкости статистического моделирования 308 KB
  При использовании рациональной схемы статистического моделирования обеспечить снижение требуемого количества опытов по сравнению со стандартной схемой не менее чем в 10 раз.2 с учетом статистической независимости k и определим искомую характеристику: Математическое ожидание выходного процесса определяется с учетом решения Дисперсия выходного процесса определяется с помощью уже найденного выше математического ожидания по формуле Используя полученное аналитически значение дисперсии...
48597. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ ПАРА ПЕРЕД ТУРБИНОЙ 5.97 MB
  Определение оптимальных параметров настройки регулятора. Выбор унифицированного промышленного регулятора. Данный Курсовой проект по курсу посвящен синтезу локальной системы регулирования технологического параметра объекта включающему в себя выбор необходимого закона регулирования регулятора и разработку системы в целом на базе приборов ГСП. В данном варианте схемы на вход регулятора давления пара РД поступают сигналы от задатчика 3 по линии главной обратной связи сигнал о давлении пара перед турбиной Pпп а по линии b сигнал о давлении...
48598. Система регулирования давления пара перед турбиной на ТЭС 794.5 KB
  Определение оптимальной передаточной функции регулятора. Определение оптимальных параметров настройки регулятора Выбор промышленного регулятора. Курсовой проект по курсу Проектирование современных систем управления посвящен синтезу локальной системы регулирования технологического параметра объекта включающему в себя выбор необходимого закона регулирования регулятора и разработку системы в целом на базе приборов ГСП.
48599. Правовой статус личности 187.5 KB
  Рассмотреть соотношение государства, правовой системы и личности; изучить понятия «правовой статус» и «правовое положение» личности, охарактеризовать виды правового статуса; изучить структуру понятия «правовой статус»; привести классификацию конституционных прав и свобод человека в РФ