39658

Общество как социокультурная система

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Социологическое содержание культуры. Особенности социологического анализа культуры. Социальные функции культуры: адаптационная ценностнонормативная социализирующая организационнорегулятивная коммуникативноинформационная. Влияние культуры на социальные и экономические отношения; обратное воздействие экономики и политики на культуру.

Русский

2013-10-08

253 KB

59 чел.

25

PAGE  25

Филиал Санкт-Петербургского государственного

инженерно-экономического университета в г. Череповце

   

С.В. Бойко

Социология

Тема 2.1. Общество как социокультурная система

Лекция

Череповец, 2007


Тема 2.1. Общество как социокультурная система

Содержание лекции

Понятие общества и его структуры. Общество как система связей и их актуализации. Дефиниции общества: атомистическая теория, сетевая теория, концепции социальных групп, институциальные концепции, функциональные определения и др.     

Общество как социетальная система. Социетальное и социальное.

Динамика системы и состояние равновесия. Проблема стабильности и нестабильности социальной системы. Признаки социальной нестабильности в основных сферах жизни общества. Механизмы сохранения стабильности.

Социологическое содержание культуры. Вещи, образцы человеческих отношений и знаково-символические элементы в культуре. Деятельность и культура. Культура как содержание социальной жизни людей. Культурная статика и культурная динамика. Культура, субкультура и контркультура.

Особенности социологического анализа культуры. Социальные функции культуры: адаптационная, ценностно-нормативная, социализирующая, организационно-регулятивная, коммуникативно-информационная. Влияние культуры на социальные и экономические отношения; обратное воздействие экономики и политики на культуру. Особенности социокультурного процесса в современной России.

Вопросы лекции

1. Общество и его структура                             

2. Социальное значение культуры

* * *

Чтобы размышлять над проблемами общества, высказывать суждения о путях их решения, необходимо иметь по возможности четкие представления о его природе - строении и функционировании, источниках и движущих силах происходящих перемен, о том, какие из них носят конструктивный, а какие деструктивный характер, и, следовательно, что является нормой (благом), а что патологией (злом) в общественном развитии.

Выяснение общественной природы начинается гораздо раньше, чем социология обрела свой собственный статус. Изначально этим вопросом занимается социальная философия. Результатом социально-философских изысканий к концу XVII века стала конфронтация двух подходов: первый представлен теоретиками, для которых общество – это искусственное образование, плохо совместимое с естественными склонностями людей. Второй содержится в концепциях, где общество выступает как развитие прирожденных влечений и чувств человека, являющихся общественными, а поэтому и моральными по своей сути.

Природа общества, как и природа человека – загадка, над которой люди будут размышлять до тех пор, пока будут жить. Если социальной философии интересно, как и почему возможно существование общества, то в социологии XX века вопрос о природе общества конкретизируется и звучит так: как создаются, сохраняются и изменяются модели социальной организации?

Задачи лекции

- Определить понятие общества и его содержание.

- Выяснить сущность системного подхода к анализу общества.

- Дать анализ культуры как социального феномена.

- Рассмотреть роль культуры в социализации общества

1. Общество и его структура

Современный американский социолог Н. Смелзер определяет общество как «объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социально-культурную) идентичность».

По существу – это основные признаки общества. Но достаточно ли приведенных дескрипторов для анализа современного общества и социальных общностей? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть модели для исследования современного общества, выяснить содержание системного подхода к изучению общества, дать анализ его структуры и тенденций его развития.  

1.1. Модели анализа общества в современной социологии1.

В современной социологии, как уже говорилось в лекции по теме 1.2, довольно четко различаются два подхода к проблеме природы социальной реальности.

Первый подход, получивший название макросоциологического, анализирует общество как систему крупных взаимодействующих структур.

Второй подход – микросоциологический, усматривает сущность общественной жизни в непосредственно наблюдаемых взаимодействиях индивидов.

Макросоциология – область социологического знания, ориентированная соответственно на изучение крупномасштабных социальных явлений (наций, государств, социальных институтов и организаций, классов, социальных групп и др.). В современной западной социологии к макросоциологии принято относить преимущественно теоретические концепции, такие, как структурный функционализм, неоэволюционизм в социологии, неомарксизм, структурализм, конфликтология.

Микросоциология исследует сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения и процессы социальной коммуникации в группах, сферы повседневной реальности, отдельные узкие проблем и т.д.).

Микросоциология представлена концепциями, в большей мере связанными с проведением эмпирических исследований, имеющих различные идейные и методологические основания. К ним относятся как позитивистски ориентированные концепции (концепция социального обмена, анализ социальных сетей и др.), так и антипозитивистские по своему духу исследовательские ориентации (символический интеракционизм, этнометодология, феноменологическая социология   и   др.).

Современная социология чаще всего оперирует деятельностным подходом к анализу общества, в котором оно представляется подвижной системой отобранных бессознательным, эволюционным закреплением традиций, норм и отношений, в которые отнюдь не добровольно вынуждены встраиваться новые поколения людей. Эта модель разработана на основе положений синергетики и результатов анализа нелинейных систем. 

Нелинейная система имеет устойчивые и неустойчивые стационарные состояния. Причем одно и то же стационарное состояние такой системы при одних условиях может быть устойчивым, а при других – неустойчивым. Устойчивые стационарные состояния более присущи самой системе, а неустойчивые – характеризуют моменты изменений в ней. Изменяющиеся нелинейные системы отличают множественность стационарных состояний, единство их устойчивости и неустойчивости. Это создает феномен сложного и поливариантного поведения, не укладывающегося в единственную теоретическую схему, и может быть непредсказуемым в определенные периоды времени.

Сторонники процессуально-деятельностной трактовки общества акцентируют внимание на том, что складывающийся в результате спонтанного отбора наиболее жизнеспособных форм общественный порядок может намного превосходить сознательно вырабатываемые людьми планы.

Процессуально-деятельностная модель общества может быть выражена в следующей системе постулатов:

•  Социальная реальность это не статическое состояние, а процесс. Стремясь найти наиболее точный аналог общества, мы должны его представлять не как материальный субстрат, а как сеть отношений, пронизанную напряжением и гармонией, конфликтами и сплоченностью.

• Последовательность событий в пределах социального процесса имеет кумулятивный характер. В каждый исторический момент открывается определенное поле возможностей выбора будущего курса, которые в значительной степени ограничены предыдущим развитием процесса.

• Люди конструируют общество не «как вздумается», а лишь в данных структурных условиях, унаследованных от прошлого, созданных для них предшественниками, которые, в свою очередь, тоже были структурно ограничены.

•  Хотя действия социальных субъектов в преобладающей степени носят рациональный характер, их результат, ввиду множественности и разнонаправленности, не является предопределенным (общество в значительной степени можно рассматривать как результат действия «невидимой руки»).

•  Сами принципы деятельности общества, способы его изменения тоже подвержены трансформации. Поэтому можно допустить, что где-нибудь в отдаленном будущем мера целенаправленности общественного развития значительно повысится.

•  Хотя факт прогресса четко просматривается в истории – он не является предопределенным. Это попросту означает, что количество конструктивных социальных действий до настоящего времени значительно превышало количество деструктивных.

• Бесполезно искать какой-то особый таинственный смысл истории. Но людям дано право придать ей смысл, повышая меру разумности и конструктивности своих действий.

Разработка общей теории общества сопровождалась формированием различных концептуальных подходов к определению общества.

Согласно «атомистической» теории общество понимается как совокупность действующих личностей (атомов общества) или отношений между ними.

Крайним выражением этой концепции была теория Г. Зиммеля, который полагал, что общество вообще представляет собой взаимодействие индивидов. Эти взаимные воздействия означают, что из индивидуальных носителей побудительных импульсов и целей образуется единство, «общество». В современной социологии эта концепция известна как «сетевая» теория, главный элемент которой – действующие индивиды, принимающие социально значимые решения изолированно друг от друга.

В теориях «социальных групп» общество интерпретировалось как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые существуют в пределах одного народа. Если в «атомистической», или «сетевой», концепции существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в «групповых» теориях – человеческие группы. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции, по существу, отождествляют понятие «общество» с понятием «человечество».

В «институциональных» концепциях общество представляет собой систему социальных институтов и организаций, которые гарантируют устойчивость, постоянство отношений между людьми, устанавливают устойчивую структуру всевозможных форм коллективной жизни, и без них невозможно было бы обеспечение потребностей, гарантирование организованного процесса коллективной деятельности, регулирование конфликтов, развитие культуры и т.д.

«Функциональная» концепция трактует общество как группу человеческих существ, представляющую собой функциональную систему действия по самообеспечению своего существования.

«Сетевая» теория, понимающая главным элементом общества действующих индивидов, которые принимают социально значимые решения изолированно друг от друга.

В общем и целом признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи как в прошлом, так и сегодня нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что конкретно служит первоосновой объединения людей в общество. Так, Э. Дюркгейм видел ее в надындивидуальной общности коллективных представлений, чувств, верований, в солидарности как «коллективном сознании», противостоящем природному эгоизму; М. Вебер – в ориентированных на других (т.е. социальных) действиях; Т. Парсонс и Р. Мертон – в общности тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности; Э. Шилз – в общности центральной власти, территориальной целостности и согласии центра и периферии.

Общество в современной социологии понимается в широком и узком смысле: и как совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей в рамках социального целого, и как структурно или генетически определенный тип общения, представляющий относительно самостоятельный элемент этой целостности.

1.2. Общество как система.

В социологической теории общество понимается не как любая механическая совокупность людей, а как такое их объединение, в котором происходит более-менее постоянное и устойчивое их взаимовлияние и взаимодействие. «Что такое общество, какова бы ни была его форма?», - ставил вопрос К. Маркс. И отвечал: «Продукт взаимодействия людей».

В первом приближении общество как продукт взаимодействия людей характеризуется следующими признаками:

• общностью территории их проживания, обычно совпадающей с государственными границами;

• целостностью и устойчивостью складывающихся форм взаимодействия людей;

• самовоспроизводством, саморегулируемостью и определенной самодостаточностью;

•  таким уровнем развития культуры, который находит свое выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.

На основе сказанного можно дать следующее определение общества: это совокупность людей, объединенная исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся саморегулируемостью и саморазвитием, а также наличием системы норм и ценностей, разделяемых большинством индивидов.

Согласно позиции Э. Шилза, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает следующим признакам:

1)  объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества);

2) браки заключаются между представителями данного объединения;

3)  оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

4) объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

5) у него есть собственное название и своя история;

6) оно обладает собственной системой управления;

7)  объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8)  его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Общество представляет собой сложную развивающуюся систему, обладающую определенными признаками.

Признаки общества – это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество как целостное социальное образование от всех других (от социальной реальности, социальных отношений, институтов, общностей, культуры).

1. Социальность (от лат. socialis – совместный, общественный), которая выражает общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий. Именно в социальности состоит основная специфическая черта, отличающая человеческое общество от любых других форм взаимодействия, встречающихся в животном мире, будь это стадо обезьян, волчья, птичья стая или муравейник.

2. Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга.

3. Территория, на которой разворачиваются те или иные социальные взаимодействия. Территория – это не просто плацдарм, безучастный к тому, какие сценарии разыгрываются на нем, а очень существенный фактор, от которого зависят многие особенности общества.

4.  Социальное пространство и социальное время. Достаточно вспомнить своеобразие развития общества в античную эпоху, в средние века или в эпоху Возрождения, чтобы стало ясно, насколько различным оно может быть в зависимости от изменения времени, называемого эпохой. Иная эпоха – это иное общество. То же самое можно сказать и относительно социального пространства: индийское или китайское общество существенно отличается от английского или белорусского.

Определить социальное положение человека (предприниматель, учитель, инженер, студент и т. п.) – это определить его место в социальном пространстве. В отличие от физического пространства, измеряемого тремя координатами (высота, длина, глубина) социальное пространство более многомерно.

Социальное время тоже существенно отличается от физического времени. Общество в своем развитии проявляет отличительную особенность – ускорение социального развития с переходом от одной стадии исторического процесса к другой, более развитой.

5. Высокий уровень самоутверждения и саморегуляции. Отличительная особенность общества в том и состоит, что оно обладает такой самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне создавать высокий, необходимый для каждого исторического этапа его развития уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство, удовлетворение основных жизненных потребностей людей. Характерно, что уровень самодостаточности и саморазвития общества, его саморегуляции, достаточный для одного уровня развития общества, оказывается недостаточным, а потому и превзойденным другим, более высоким уровнем его исторического развития.

6. Наличие специальных органов для осуществления его саморегуляции – социальных институтов. Социальный институт представляет собой устойчивую, организованную форму деятельности социальных групп, общностей, людей, направленную на осуществление социальных взаимодействий, обеспечивающих в своей совокупности устойчивость и динамичность в развитии общества и удовлетворение потребностей людей.

7. Любые изменения и события, происходящие в обществе, в отличие от природных процессов, не осуществляются без сознания, воли и деятельности людей. Все, что в нем происходит, осуществляется только людьми, их организованными группами и социальными институтами. А это означает, что всегда существуют субъекты общественного развития. В качестве таковых могут выступать отдельные индивиды, их различные группы (например, партии) и общности (например, религиозная или территориальная общность), социальные институты. Особенность социального развития в том и состоит, что субъект социальной деятельности сам же и организует и осуществляет ее с учетом особенностей социального пространства и социального времени той территории, в пределах которой она протекает.

8. Наличие социальной структуры. Общество обладает сложной структурой, которая, являясь относительно стабильной и устойчивой, тем не менее подвержена различным изменениям и находится в процессе динамичного развития.

Все названные, признаки общества, взаимодействуя друг с другом и, оказывая поэтому влияние друг на друга, обеспечивают целостность и устойчивость его развития как единой и сложноструктурированной системы, представляющей единство материально-экономической, социальной, политической и духовной подсистем.

Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степени выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Общество представляет собой стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей.

Социальная система – это упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов, группы, организации, институты, общности и сообщества, объединенные социальными связями и отношениями. Основными элементами социальной системы являются люди и социальные общности, а также их нормы, связи, отношения, взаимодействия.

Общество как суперсистема предстает совокупностью систем (материальной, собственно социальной, политической, духовной). Эти системы выступают в качестве структурных элементов общества как социетального2.  На своем уровне каждая социальная система в формате социетального так или иначе детерминирует действия входящих в нее индивидов и групп и в определенных ситуациях выступает как единое целое.

Существуют четыре элемента всякой человеческой деятельности – люди, физические веши, символы и связи между ними. Необходимость их постоянного воспроизводства порождает основные типы общественной деятельности, образующие основную, базовую социетальную структуру в многоплановой общественной системе. Соответственно четырем основным элементам простейшего социального действия выделяются и четыре типа или сферы области общественной деятельности:

• материальная;

• духовная;

• регулятивная, или управленческая, чаще именуемая политической;

• деятельность по актуализации социальных статусов, именуемая социальной в узком смысле слова.

Все они, обеспечивая необходимые условия любой человеческой деятельности, одновременно создают предпосылки жизнеспособности общества в целом.

 Какова же специфика и функции каждой из указанных четырех сфер социальной деятельности?

1. Необходимо начать характеристику основных сфер общественной деятельности с выявления особенностей материального производства. Его своеобразие состоит в том, что оно призвано создавать определенные вещи, необходимые для удовлетворения потребностей людей, поддержания их активности в любой сфере. Здесь заняты люди физического и умственного труда – земледельцы, шахтеры, машиностроители, рабочие, инженеры, агрономы, руководители предприятий и т.д. Складывавшиеся в производственной сфере социальные отношения традиционно отличались особой степенью напряженности, конфликтностью. Проблема преодоления конфликтов в этой сфере, укрепления отношений социального партнерства остается и сегодня актуальной теоретической и практической задачей.

2. Важнейшую роль в общественной жизни играет духовное производство, в процессе которого производятся идеи, образы, научные и художественные ценности. Правда, эти ценности, так или иначе, материализуются в физических вещах, носителях этих духовных ценностей, в книгах, картинах, скульптурах, и т.п. Главное и этих предметах не их материальная сторона, а их духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства.

В процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его многообразие и сущность; разрабатывает систему ценностного сознания, определяя значение тех или иных явлений для человека: благодаря полученным знаниям совершенствуются все формы деятельности, человек глубже познает самого себя, свой духовный мир, формирует мировоззрение.

3. В качестве еще одной сферы выделяется регулятивная (политическая), или управленческая деятельность, т.е. деятельность различного рода администраторов, управляющих, политиков. Специфическая задача этой сферы – поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности и общественных отношений.

Регулятивная, управленческая деятельность имеет свою структуру, подразделяясь так же, как и другие типы деятельности, на множество различных видов труда. Это, прежде всего управление людьми с применением различных способов, средств, включая принуждение. Но это также и управление вещами. Управление осуществляется на различных уровнях: от государства до предприятия и семьи. Управленческая деятельность играет огромную роль в развитии общества, его судьбах, но ее часто поражают многочисленные болезни, злоупотребление методами принуждения, насилия, репрессий, чрезмерное разрастание чиновничьего аппарата, бюрократизации управленческой деятельности, взяточничества и т.п.

4. При всей важности политической и других видов общественной деятельности все они возможны только при наличии первого условия общественной жизни – живых и активных людей. Создание предпосылок для жизни, воспроизводства, активности людей составляет содержание четвертого вида общественной деятельности — социальной деятельности, как сферы непосредственного взаимодействия людей и социальных общностей для воспроизводства совместной жизни и своего положения (статуса) в обществе.

Итак, основа общественной структуры образуется на базе четырех важнейших видов человеческой деятельности. Каждой из них соответствует своя специфическая сфера общественной жизни со своей внутренней структурой, множеством отдельных форм.

Четкие представления о необходимых для общества видах деятельности являются важной предпосылкой уяснения всей его сложной структуры и его свойств как целостного социального организма.

Следует отметить, что все выделяемые в ходе анализа типы деятельности, социальные группы и институты, их взаимоотношения, образуемые ими сферы общественной жизни в реальности всегда взаимосвязаны, перекрещиваются, взаимопроникают друг в друга. Поэтому указание свойств составных частей общества еще не объясняет его общего состояния и его общего действия. Находясь в единстве и взаимосвязи, отдельные социальные сферы создают общество как единую систему, как особый организм, обладающий не только свойствами, присущими отдельным его частям, но и такими свойствами, которых нет ни у одной из его составных частей.

1.3. Социальная система общества.

Собственно социальная система может рассматриваться в следующих аспектах: 1) как совокупность людей и их объединений; 2) как иерархия социальных статусов и институциональных ролей; 3) как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих диспозиции статусов и поведение индивидов; 4) как взаимодействие индивидов и социальных общностей.

На этом основании социальную систему общества можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень – это личности и социальные общности, а также социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Второй уровень – упорядочение социальных ролей в различные институты и организации, которые составляют «скелет» общества. Каждый институт может быть представлен в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Третий уровень – единый нормативный порядок, реализующийся в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

В сложном системном образовании, складывающимся в результате взаимодействия и взаимопроникновения указанных уровней, существуют и функционируют структурные компоненты, которые своими взаимодействиями, пересекающими границы этих уровней, образуют своеобразные «узлы», «сгустки», концентрирующие вокруг себя всю совокупность процессов, протекающих в социальной системе общества. В качестве таких «узлов», связывающих в единую многозвенную сеть социальные взаимодействия  отдельных  людей  и  их  общности,  выступают  следующие элементы:

1.   Множество   индивидов,   каждые  из  которых  живет,  развивается, функционирует и взаимодействует в обществе себе подобных как уникальных, неповторимых индивидуальностей;

2.    Определенные   социальные   статусы    (социальные   положения), занимаемые   людьми   в   обществе,   представляющем   собой   совокупность социальных статусов;

3.   Социальные роли,  которые люди могут выполнять в обществе в соответствии со свойственными им статусами.

4.  Социальные общности, образованные соответственно сложившейся системе социальных статусов и социальных ролей, которые в своей совокупности и создают социальную структуру общества.

5.  Социальные организации и институты, которые люди создают для регулирования социальных ролей, статусов и взаимоотношений в обществе, поддержания порядка в нем, придания ему целостности и устойчивости в развитии: семью, поселение (город, деревню), государство, школу, университет, церковь, суд, полицию и т.д. Они составляют очень важный компонент общества для его саморегуляции, самовопроизводства, саморазвития.

6. Социальные взаимодействия в которые люди вступают при выполнении своих статусов и ролей в соответствии с приверженности к определенным профессиям, политическим партиям, религиозным установкам, видам культуры и т.п.

Все эти перечисленные шесть компонентов непрестанно взаимодействуют и функционируют в единой целостной системе социальных отношений и процессов, составляющих общество.

Элементы общества как системы образуют устойчивую социальную структуру. Социальная структура в широком смысле слова – не что иное, как совокупность различных элементов социума и взаимосвязей между ними.

Но главными являются:

-   социальные  общности  –  реально   существующая   и   эмпирически фиксируемая      совокупность      индивидов,      обладающая      определенной целостностью и выступающая субъектом совместных действий;

-   социальные  институты – исторически  сложившиеся  устойчивые формы совместной деятельности людей, закрепленные в социальных нормах и обычаях.

На основании соответствующих критериев выделяют следующие общности:

-  социально-классовые (их основу составляют место и роль людей в процессе производства и распределения материальных благ,  отношение к средствам производства);

- социально-профессиональные (распределение людей по их профессиональной принадлежности);

-  социально-территориальные (формируются в зависимости от места жительства людей: горожане, сельчане и т. п.);

- социально-демографические (складываются на основе социально-демографических признаков: пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья);

- национально-этнические  (объединяют  людей  одной  национальной принадлежности);

- религиозно-конфессиональные    (формируются    на    базе    общего вероисповедания) и др.

- культурные и субкультурные группы, сформированные в соответствии с предпочтениями к культуре и культурным образцам жизнедеятельности.

Одной из наиболее распространенных типологий социальных институтов является выделение их в соответствии со сферами общественной жизни:

-   экономические  институты  (деньги,  рынок,  частная  собственность, биржа и др.);

-  политические институты (государство, политические партии, армия, полиция и др.);

-  семья;

-  образование (разного рода образовательные учреждения);

-  религия (церкви, секты и пр.).

Социальные институты выполняют ряд функций, как явных (формальных), так и скрытых (латентных). К числу функций социальных институтов относятся: закрепление, развитие и регулирование социальных отношений, трансляция социального опыта, социализация индивидов, производство и распределение произведенных благ, учет и контроль, управление и др.

1.4. Общество как развивающийся организм.

Современной социальной философией выделяются следующие основные свойства общества как целого:

самодеятельность,

• самоорганизация,

• саморазвитие,

• самодостаточность.

Нужно отметить, что если первые три из указанных свойств присущи не только обществу в целом, но в той или иной степени и составляющим общество сферам, группам, то свойство самодостаточности присуще только обществу в целом. Самодостаточность – это способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия современного существования, производить все потребное для коллективной жизни. Самодостаточность – главное отличие общества от его составных частей.

При исследовании проблем развития общества в современной философии широко используются такие термины, как «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «факторы развития», «эволюция», «революция» и др. 

Процесс – это единая серия изменений в социальных системах, т.е. в группах, институтах, других элементах социальной системы. Возможны различные типы процессов: внутри личности, например процесс самообразования человека; процессы, происходящие в отношениях двух индивидов; изменения, происходящие внутри общности и между ними; процессы изменений, охватывающие структуру и организацию общества в целом. Возможен и иной подход к классификации типов социальных процессов. Так, возможно выделение процессов, объединяющих, сближающих, уравнивающих людей, а возможны, напротив, процессы, разъединяющие, порождающие соперничество, конфликты.

Развитие – есть частный случай изменений, возникающий, когда постепенные количественные изменения приводят к глубоким, необратимым качественным сдвигам, что проявляется в обогащении и дифференциации элементов общественных структур и отношений между ними.

Прогресс – одна из разновидностей процесса развития. Он проявляется в увеличении приспособления и жизнеспособности системы в меняющихся условиях ее существования и связан с процессом усложнения системной организации. Противоположным прогрессу является понятие «регресс» – процесс сужения возможностей системы к саморазвитию и усвоению условий окружающей среды, упрощение и разрушение системы.

Рассмотрение общества с точки зрения его изменения и развития включает в себя следующие основные проблемы:

• направленность совершающихся в обществе изменений,

• источники или факторы развития;

• формы, в которых совершается любое развитие.

1. При рассмотрении первой из проблем следует учитывать, что независимо от признания направленности, закономерности или прогрессивности проходящих в обществе изменений, сам факт этих изменений, вызывающих постоянное обогащение социальной структуры и отношений между людьми, признается большинством философов. Основанием для этого признания является постоянное обогащение духовной жизни людей, развитие науки, техники, расширение возможностей удовлетворения разнообразных человеческих потребностей.

2. Важным является и вопрос об источниках, факторах или причинах происходящих в обществе изменений. Какие же причины вызывают изменение в обществе?

Одна из них связана с непрерывным процессом функционирования общества, постоянной деятельностью людей по удовлетворению своих насущных потребностей.

Но кроме процесса повседневного функционирования общественной жизни обнаруживаются и более серьезные, коренные изменения, затрагивающие основы жизни общества. Они происходят под влиянием мощных реформаторских и революционных движений.

В социальной философии высказывались различные мнения по поводу причин качественных изменений в обществе. Одни связывали их с изменениями природных основ социальной жизни (Ш. Монтескье, В. Вернадский, Л. Гумилев), другие искали причины в изменениях экономики, орудий труда, методов организации производства (К. Маркс, У. Ростоу), третьи связывали процесс социального развития с изменениями в культурной жизни, системе духовных ценностей (Г. Гегель, О. Конт, М. Вебер, П. Сорокин).

Задачей социальной философии является исследование всех природных и социальных факторов, так или иначе инициирующих процессы развития общественной жизни. Накапливаясь, эти факторы порождают могучие реформистские и революционные движения, стимулирующие и ускоряющие процесс глубоких социальных перемен.

3. Социальные движения выражаются в коллективных, совместных действиях людей, совершающихся более или менее организованно, в определенных формах для достижения определенных целей, изменяющих социальное положение участников движений: реформаторские, революционные и другие движения, которые будут рассмотрены в отдельной лекции.

2. Социальное значение культуры

2.1. Области бытия культуры 

Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Культуру как систему можно структуировать по разным основаниям. Видимо, с точки зрения онтологии культуры можно рассматривать ее в нескольких аспектах:

Во-первых, с точки зрения ее предметности, причем предметность здесь понимается и как область жизнедеятельности, и как продукт деятельности человека. С этой позиции закономерно разделять культуру на материальную и духовную с последующим делением этих понятий на виды и подвиды.

Во-вторых, с позиции аксиологического (ценностно-нормативного) отражения жизнедеятельности субъектов культуротворчества. В этом отношении культура проявляется как система ценностей и норм, выражающих отношение человека к действительности.

В-третьих, в плане выражения смысла и значения, как характера жизнедеятельности людей, так и продукта их творчества. Здесь правомерно говорить о знаково-символической области бытия культуры. Культура выступает здесь как способ обозначения бытия социума и отдельного человека в сознании и деятельности в системе знаков.

В-четвертых, в аспекте форм жизнедеятельности человека как актуализации духовного бытия (общественного сознания). В этом отношении можно говорить о системе функционального выражения культуры, когда она предстает как экономическая, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, научная, техническая, военная и проч. культура.

Культура, аккумулируя общественно-исторический опыт, программирует человеческую деятельность, исходя из общественных потребностей, и задает движение вперед.

Культура выступает как механизм, созданный обществом для наследования и передачи социальных сил от одного поколения к другому, она – единство унаследованной и порождающей деятельности.

Бытие культуры в этом смысле выступает как единый процесс, развертывающийся в сфере материального и духовного производства.

Важным основание для структурирования культуры является ее деление по основным сферам общественной жизни. В соответствии с этим основанием в структуре целостной системы культуры, прежде всего, выделяют две большие области: материальную культуру, связанную с изменением человека в процессе преобразования им природы и создания материальных ценностей;  и духовную культуру, основанную на преобразовании духовного мира человека,  его социального бытия, в процессе производства духовных ценностей.

И материальная, и духовная культура представляют собой сложные образования.

В материальную культуру входят: культура труда, культура производства, технологическая культура, культура быта, культура топоса, то есть места жительства (жилища, дома, деревни, города), физическая культура и т.д.

Духовная культура включает в себя: познавательную культуру, мировоззренческую, методологическую, интеллектуальную, научную и др.

Каждая из основных областей системы культуры органически связана с соответствующей деятельностью людей, с характером создаваемых в процессе этой деятельности ценностей. О культуре личности, группы или общества в целом судят, прежде всего, по тому, насколько и в каком направлении их реальная деятельность влияет на развитие человека, какой тип личности она формирует, какие ценности, материальные или духовные, она создает. Нравственную культуру человека, к примеру, мы определяем по тому, какие моральные принципы и нормы реализуются в его поведении, насколько нравственны это поведение и те императивы, которые личностью формируются в процессе его жизненного опыта и требованиям которых он следует. В связи с этим в структуре и материальной, и духовной культуры выделяют субстанциональные и функциональные элементы.

Субстанциональные элементы включают в себя ценности культуры, как результаты различных видов материальной и духовной деятельности, становящиеся  фактами культуры в процессе опредмечивания в них сущностных сил человека.

К материальным ценностям относятся результаты и памятники материальной деятельности, орудия труда, предметы быта, являющиеся субстанциональными элементами культуры с точки зрения воплощенного в них представлений и вкусов людей, степени их власти над природой, мастерства и творческих возможностей производителей – то есть с точки зрения материального воплощения в ценностях сущностных сил человека.

Духовные ценности включают в себя произведения искусства и литературы, акты деятельности, непосредственно связанные с духовным производством (лекция, игра актера на сцене, выступление политика и т.д.), знания,  как продукты познавательной деятельности людей, нормы культуры в виде требований, предписаний к членам общества – нормы права, морали, религии, нормы повседневного поведения и общения людей, обычаи и обряды, культурные традиции и др.

Духовные ценности обладают особой долговечностью существования. Они не имеют пределов потребления, в то время как материальные потребности человека, к примеру, в пище, в одежде или предметов быта имеют границы  насыщения. При этом ценности духовного порядка не всегда сразу признаются ценностями культуры, но в неизмеримо большей степени, чем ценности материальные, запечатлевают особенности личности их создателей, творцов, неповторимые черты их индивидуальности.

По мнению многих социологов и культурологов, есть ряд видов культуры, которых трудно отнести только к материальной или только к духовной. Они представляют собой «вертикальное» сечение культуры, включающее и материальный, и духовный слои. К таким видам можно отнести экономическую культуру, политическую, экологическую, эстетическую, нравственную, правовую, педагогическую, художественную, религиозную, военную и т.п.

Такие виды можно назвать функциональными, т.к. они проявляются через деятельность и поведение человека.

Функциональные элементы структуры культуры характеризуют сам процесс культурной деятельности, его стороны, аспекты. Это материальное и духовное производство ценностей и норм, их сохранение, распределение, обмен, потребление.

Основой всей творческой деятельности в сфере как материальной, так и духовной деятельности является целенаправленный труд по созданию  ценностей, представляющий собой целенаправленную деятельность человека и предполагающий 1) предмет труда, 2) сам трудовой процесс, 3) результат (продукт) труда.  

В то же время духовное производство существенно отличается от материального. Так, в качестве предмета труда в духовном производстве могут выступать и общественные отношения людей, и процесс человеческого мышления. Отличительными особенностями обладает и сам процесс труда в духовном производстве: по преимуществу это труд умственный, хотя он может содержать и значительные элементы физического труда, как, например, в работе скульптора. Наконец, продукт труда в духовном производстве может  сливаться воедино с самим  актом деятельности (продукт труда актера, певца, музыканта и т.д.).

Для того чтобы созданные  в процессе человеческого труда культурные, в особенности духовные ценности стали достоянием многих людей, необходимо их сохранение и репродуцирование. Сохранению выдающихся ценностей  служат такие учреждения культуры, как архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи, выполняющих функцию не только предотвращения физической гибели или забвения созданного человеком, но и обеспечения  преемственности в развитии как духовной, как материальной культуры.

Распределение и обмен  материальных ценностей осуществляется средствами рынка или  государственно-распределительного регулирования, потребление – либо в процессе производства, либо  потреблением в сфере семейно-бытовых отношений, в результате которого продукты материального производства физически либо уничтожаются, либо изнашиваются.

Распределение и распространение ценностей духовной культуры реализуется, прежде всего, через систему начального, среднего и высшего образования, посредством духовного общения людей, обмена производственным опытом, достижениями науки, продуктами художественного творчества, а также средствами массовой информации, прежде всего печати, радио и телевидения. В систему средств распространения ценностей культуры входят, в том числе, стационарные и передвижные учреждения культуры – театры, музеи, филармонии, клубы, библиотеки, лектории, выставки и т.д.

В отличие от потребления ценностей материальной культуры,  духовными  ценностями могут пользоваться многократно многие люди, они по своей природе не являются объектом исключительно индивидуального пользования. Следует отметить, что, по мнению академика Н.Н. Моисеева, потребление культуры – это такой процесс, при котором объем культурных ценностей не уменьшается, а, наоборот, увеличивается. Для производства, распределения, обмена и потребления материальных  и духовных ценностей общество создает социальные институты, осуществляющие планирование, управление и реализацию в  обществе данных функциональных процессов культуры – соответствующие министерства и ведомства,  издательства, киностудии, творческие союзы, научно-исследовательские учреждения, народные творческие коллективы; кинотеатры, концертные и гастрольные объединения, театры, клубы, филармонии, кафедры вузов и т.д.

2.2. Роль культуры в социализации общества

Культура, аккумулируя общественно-исторический опыт, программирует человеческую деятельность, исходя из общественных потребностей, и задает движение вперед.

I. Культура выступает как механизм, созданный обществом для наследования и передачи социальных сил от одного поколения к другому, она – единство унаследованной и порождающей деятельности.

Бытие культуры в этом смысле выступает как единый процесс, развертывающийся в сфере материального и духовного производства. Культура создается,  культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности и регулирование ее поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

II. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей (феральных людей), которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию.

Если культура регулирует поведение людей, можно ли назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются.

1. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам.

1. Прежде всего, не беспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел знаний, который может усвоить человеческий мозг.

2. Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры.

3. Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и др.  

2. Другая важная сторона культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей. Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека – и юность, и смерть, и память о нем после смерти.

3. В результате такого отбора ценностей прошлые и нынешние культуры совершенно различны. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания. Другие общества расценивают «мистические видения» как высшую форму сознания. Короче говоря, существует великое множество различий между культурами: Мы и Они ездим по разным сторонам, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам,  культурные универсалии.

Социологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся: спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду и др.

Однако для разных культур могут быть характерно разные виды спорта, украшений и т.д. Окружающая среда является одним из факторов, вызывающие эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей определенного общества и формируется в результате уникального развития событий. На основе разных видов культур возникли разные виды спорта, запреты на кровные браки и языки, но главное - в той или иной форме они имеются в каждой культуре.

В обществе возникает тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной. Эта тенденция названа этноцентризмомом. Принципы этноцентризма находили отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремились обратить, «варваров» в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией – страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.

Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой. По мнению американского социолога Уильяма Грема Самнера культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели книги Самнера были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи.

Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами. Например, в Германии двери в учреждении всегда плотно закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты. Американцы, которые работают в Германии, часто жаловались, что закрытые двери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и чувство отчуждения. Закрытая дверь для американца имеет совсем не тот смысл, что для немца.

4. Культура – цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Однако, культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе.

5. По мнению антропологов, социальный смысл культуры проявляется в следующих  ее четырех элементах.

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря ним становится возможным упорядочить опыт людей.  Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по-разному.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой – в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу – испортить ребенка»). Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.

3. Ценности. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

4. Правила. Эти элементы (в том числе нормы и санкции) регулируют поведение людей  в соответствии с ценностями определенной культуры.

Ценности обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми. Нормы могут представлять собой стандарты поведения, превращаясь в ценностные ориентации.

Функции культуры

Под функцией (лат. functio - исполнение, совершение) в социогуманитарных науках понимают влияние социального феномена на социальный объект, когда изменение феномена приводит к изменению объекта. Применительно к функциям любой социогуманитарной науки - это ее роль в обществе, ее влияние на социальную динамику.

При помощи культуры появляются, развиваются и сохраняются собственно социальные качества человека, его отношения и продукты культурно-исторической деятельности. Поэтому культура изначально полифункциональна. К основным функциям культуры можно отнести:

- адаптационную;

- ценностно-нормативную;

- социализирующую;

- организационно-регулятивную;

- коммуникативно-информационную.

Адаптационная функция связана с выработкой механизмов, средств, способов, правил, при помощи которых оптимизируется, упрощается, становится более эффектным приспособление человека к природной и социальной среде. Степень развития культуры может быть косвенно определена по степени развития средств и способов адаптации.

Ценностно-нормативная функция культуры сопряжена с выработкой, сохранением и ретрансляцией норм, ценностей, обычаев, обрядов, культурных образцов, при помощи которых осуществляемся самоопределение человека, группы, слоя, общества. Ценностно-нормативная функция связана с сохранением преемственности в культурном развитии и наследовании. Данная функция способствует накоплению социокультурного опыта, его адекватной передаче, определяя консервативность и устойчивость культуры. Ценностно-нормативная функция формирует «взгляд на себя», самооценку, в соответствии с которой культура (и человек) определяется в мире, обосновывая свои приоритеты, цели и формы их достижения.

Функция социализации – это приобщение человека к миру культуры, к миру других людей. Социализация связана с процессами усвоения человеком определенной суммы знаний, норм, ценностей, образцов, которые позволяют ему эффективно ориентироваться в мире природы и мире социума, сохраняя свой статус и выполняя определенные роли. Социализация осуществляется посредством образования и воспитания и предполагает активное участие человека в этом процессе. Социализирующая функция связана с воспроизводством определенного типа человека, необходимого для создания, сохранения и ретрансляции данной культуры. Это синтезирующая функция культуры, в ней в сжатом виде содержатся все другие функции; без нее культура не могла бы существовать как динамическое, развивающееся, целостное явление.

Организационно-регулятивная функция культуры нацелена на поддержание равновесия в обществе, группе, слое в целях обеспечения выживания общества или его части. Для этого вырабатываются специальные институты культуры, особые организации, способствующие стабильному существованию общества при все более возрастающей его дифференциации.

К организационным элементам культуры можно отнести следующие типы объединений: биосоциальные (семья, род, племя, половозрастные союзы), социальные (союзы племен, родов), социально-политические (государство, политические и профессиональные союзы). Организационно-регулятивная функция связана с выработкой унифицированных требований ко всем субъектам данной культуры; она осуществляется на разных уровнях, выступает во внешних и внутренних формах и сопряжена с регуляцией межкультурных, межнациональных, межгрупповых, межличностных отношений.

Коммуникативно-информационная  функция сложна и многоаспектна. Упорядочивание представлений, знаний о мире, их унификация, универсализация способствуют передаче больших объемов информации от поколения к поколению, от культуры к культуре. Постоянное обогащение знаний ведет к повышению адаптационного потенциала культуры, возрастанию ее гибкости, мобильности, активности. Информация предстает как совокупность знаний, умений, навыков, составляющих гносеологический потенциал, информационное богатство культуры. В культуре обмен информацией осуществляется посредством знака, образа, символа. Расширение опыта, информационного поля культуры сопряжено с процессами символизации, что ведет к росту опосредованности взаимодействия природы и культуры: человек все чаще имеет дело не с реальными объектами, а с их символами, с представлениями о них, аккумулированными в совокупности знаний. Оперирование знаниями, выраженными в абстрактно-символических формах, приводит к унификации культурных норм, к нарушению механизмов культурной ретрансляции, хотя в то же время способствует сближению культур, созданию единого мирового информационного пространства посредством создания коммуникативных инвариантов.

Функции культуры многообразны, они тесно переплетаются между собой, выделить их в чистом виде невозможно, они активно взаимодействуют, взаимно влияют друг на друга, что обеспечивает динамическое движение культуры в разнообразии ее конкретных форм.

6. В теориях культуры всегда важное место отводилось языку.

Язык можно определить как систему коммуникации, выражения и мышления, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру.

Язык – явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. На родном языке практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет, хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты.

Язык включает правила. Существует правильная и неправильная речь. В языке имеется множество подразумеваемых и формальных правил, определяющих способы сочетания слов для выражения нужного смысла – грамматика. Вместе с тем, часто наблюдаются отклонения от грамматических правил, связанные с особенностями различных диалектов и жизненных ситуаций.   

Язык участвует также в процессе приобретения и организации опыта  людей. По мнению антрополога Бенджамина Ли Уорфа язык делит природу на части, формирует понятия о них и придает им значения главным образом потому, что мы пришли к соглашению организовать их именно таким образом. Это соглашение закодировано в моделях нашего языка.

Язык может, как поддерживать сплоченность людей, так и разъединять их. Он способствует формированию чувства группового единства, групповой идентичности, помогает людям координировать свои действия благодаря убеждению или осуждению друг друга.  Кроме того, между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникают взаимопонимание и сочувствие. Однако, группа, использующая данный язык, считает всех, говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или диалектах, – чужими.

7. Социокультурные конфликты

Можно выделить, по крайней мере, три вида конфликтов, связанных с развитием культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние.

1) Термин «аномия», обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных  социальных норм, был впервые введен Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы прошлого столетия. С тех пор обществоведы неоднократно отмечали, что рост преступности, увеличение числа разводов происходили в результате нарушения единства и культуры, особенно в связи с неустойчивостью религиозных и семейных ценностей.

2) В начале века Уильям Филдинг Огборн (1922) ввел понятие культурного запаздывания (культурного лага). Оно наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления). Это приводит к постоянному несоответствию между развитием материальной и нематериальной культуры, и в результате возникает множество нерешенных социальных проблем. Например, изобретение современных машин привело к значительному росту несчастных случаев на производстве. Прошло много времени, прежде чем было введено законодательство, предусматривающее компенсацию за производственную травму.

3) Третий вид культурного конфликта – чуждое влияние, вызванное господством чужой культуры, наблюдалось в доиндустриальных обществах, которые подверглись колонизации со стороны народов Европы.  Социальная жизнь туземцев в Африке до колонизации составляла единое целое. Когда европейские ценности были навязаны туземцам, произошло не объединение двух культур, а их неестественное, чреватое напряженностью смешение. Эта смесь оказалась неустойчивой. Продолжается длительная борьба между этими двумя культурами, которая будет поддерживаться стремлением африканцев преодолеть напряженность в своей культуре.

Таким образом, модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы между противоположными тенденциями – к объединению и разъединению.

В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры.

Высокая (элитарная) культура – изящное искусство, классическая музыка и литература – создавалась и воспринималась элитой.

Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась.

С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой.

Культура становиться «массовой», когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой. Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как принадлежность к определенным социальным слоям и классам, этносам, религиям и топосам. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы.

Термин «субкультура» не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако во многих случаях большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей или военных.

Но иногда группа активно стремится выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известная контркультура в западном обществе – богема, а наиболее яркий пример в ней – хиппи 60-х годов.

Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение не только в западном, но и российском обществе, когда главным образом через средства массовой информации, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры господствующей.

* * *

Анализ общества как социальной системы включает в себя исследование статики общества и его динамики, рассмотрение составляющих его групп, институтов, а также учет происходящих в обществе процессов изменения и развития.

Статически общество представляет единство четырех сфер (подсистем): материально-производственной (экономической), социальной, политической и духовной (сферы общественного сознания и духовной практики), находящихся в сложном диалектическом взаимодействии. Единство и взаимодействие этих составляющих и представляет общественный процесс, объединяющий в себе прогресс и регресс, реформы и революции, обеспечивает единство общества.

Культура – это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.


Приложения

1. Основные сферы жизни общества

2. Материально - производственная

сфера (подсистема) общества

                собственности

 Человек

        распределения

    обмена

(обращения)

          потребления

 управления

общество

          

                                                      природа


3. Социальная сфера (подсистема) общества


4. Политическая сфера (подсистема) общества


                       

5. Духовная сфера (подсистема) общества


Вопросы для самоконтроля

  1.  Дайте понятие общества.
  2.  Раскройте структуру общества
  3.  Как определяет общество макросоциология?
  4.  Как определяет общество микросоциология?
  5.  Как определяет общество деятельностный подход в социологии?
  6.  Как понимают общество в «институциональных» концепциях?
  7.  Как понимают общество в «атомистических» теориях?
  8.  Как понимают общество в «функциональных» концепциях?
  9.  Как понимают общество в «сетевых» концепциях?
  10.  Как понимают общество в теориях «социальных групп»?
  11.  Раскройте основные сущностные характеристики общества: общность территории проживания, обычно совпадающей с государственными границами; целостность и устойчивость складывающихся форм взаимодействия людей; саморегуляция и определенная самодостаточность; уровень развития культуры, находящий свое выражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей.
  12.  Покажите связь социетального и социального.
  13.  Что такое саморегуляция в обществе?
  14.  Какие процессы в обществе относятся к сферам материальо-производственной, социальной, политической, духовной?
  15.  Определите уровни социальной системы.
  16.  Что такое социальные процессы, развитие и прогресс в обществе?
  17.  Дайте определение культуры и ее составляющих?
  18.  Покажите функциональные виды культуры.
  19.  Что такое культурная статика и культурная динамика?
  20.  Как связаны культура, субкультура и контркультура.
  21.  Что такое элитарная, народная и массовая культура?
  22.  Как проявляется социальный смысл культуры в понятиях (концептах), отношениях, ценностях и правилах (нормах)?
  23.  Что такое аномия, культурное запаздывание (культурный лаг) и чуждое влияние в культуре?
  24.  Раскройте социальные функции культуры: адаптационную, ценностно-нормативную, социализирующую, организационно-регулятивную, коммуникативно-информационную.
  25.  В чем особенности социокультурного процесса в современной России?

1 Подробно см.: Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н.,  Попов А.В., Самыгим С. И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. — Роетов-н/Д: Феникс, 2000. – С.132-147; Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – С.110-127.

2 В современном социогуманитарном знании за рубежом и у нас все чаще для обозначения общественного применяют две категории: «социетальный» и «социальный». Категорией «социетальный» обозначают процессы «первого уровня», т.е. процессы, относящиеся к обществу в целом: экономические, собственно социальные, политические, регулятивные, духовные. Категория «социальный» относится к непосредственным отношениям «второго уровня» - между социальными общностями и внутри их, т.е. эта категория чаще всего относится к социологической науке.


Духовная сфера

Функция

социально-властного управления, воспроизводства политических

отношений

Функция

реализации социального статуса субъектов общества, их образа жизни

Функция

воспроизводства материальных отношений, производства материальных благ и самого человека

Функция

воспроизводства общественного и индивидуального сознания, духовных

ценностей

Политическая

сфера

Социальная

сфера

Материальная

сфера

Производительные

силы

Производственные

отношения

Наука

Орудия труда

Инфраструктура

(здания,

сооружения,

коммуникации)

Предмет

труда

Средства труда

Средства производства

СОЦИАЛЬНО-

ПОЛИТИЧЕСКОЕ

СОЗНАНИЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ

ЛИЧНОСТЬ

ЛИЧНОСТЬ

СТАТУС СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ

И НОРМЫ ИХ ОТНОШЕНИЙ

НЕПОСРЕДСТВЕННО И ОПОСРЕДОВАННО

СОЦИАЛЬНЫЕ

ПОТРЕБНОСТИ, ИНТЕРЕСЫ, ЦЕЛИ

ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ

Законодательные

органы

Правовые

органы

ТВ

Политические

партии

Исполнительные

органы

Общественно-

политические

организации и

движения

Лоббистские

группы

Радио

Печать

и др.

Государство

Политическая

инфраструктура

СМИ

МЕХАНИЗМ ВЛАСТИ И ВЛАСТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ

УБЕЖДЕНИЯ

ИДЕАЛЫ

РЕГУЛЯТИВЫ

ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ

МИРОВОСПРИЯТИЕ

(обыденный уровень)

МИРОПОНИМАНИЕ

(теоретический уровень)

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ

ЗНАНИЯ

 

ВЕРА

ЦЕННОСТЫЕ

ОРИЕНТАЦИИ 

ЗНАНИЯ

Праксеологическое

Аксиологическое

Гносеологическое

Онтологическое

ОТНОШЕНИЕ К МИРУ И К СЕБЕ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8014. Аттестация педагогических кадров 45.5 KB
  Аттестация педагогических кадров Профессионализм педагога - решающий фактор обеспечения качества образования. АПК стимулирует рост педагога как профессионала, повышает продуктивность педагогического труда. Готов ли сегодняшний учитель раб...
8015. Управление современной школой 37.5 KB
  Управление современной школой Управление школой - научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углубленного и...
8016. Психология компьютерных игр 16.94 KB
  Психология компьютерных игр. Понятие игры в современной психологии. Классификация компьютерных игр. Психологические особенности компьютерных игр. Психологические последствия игровой компьютерной деятельности. Шиллер. Игра связана с духовной сущность...
8017. Завантаження операційної системи (ОС) 1.58 MB
  Тема роботи: Завантаження операційної системи (ОС) Мета роботи: Вивчити механізм завантаження операційної системи Windows, можливі варіанти завантаження ОС. Тип комп’ютера Настільній ПК Ім’я комп’ютера 51f1ddfeb154437. Ім’я робоч...
8018. Файл boot.ini. Системне програмування 828 KB
  Тема роботи: Файл boot.ini Мета роботи: Вивчити структуру файлу boot.ini, призначення його параметрів, навчитись редагувати даний файл Характеристика робочого місця (заповнюється обовязково): Тип компютера Настільній ПК Ім’я комп
8019. Вибір типу СРС для перевезення насипних вантажів 44.5 KB
  Вибір типу СРС для перевезення насипних вантажів Мета роботи: Розрахувати, який об’єм вантажу (згідно таблиці 1) може бути перевезено у автомобілі-самоскиді (згідно таблиці 2) Вхідні данні: Характеристики основних насипних вантажів...
8020. Дослідження конструкцій оптичних кабелів і волокон 695.5 KB
  Дослідження конструкцій оптичних кабелів і волокон. Мета роботи Вивчення конструкцій оптичних кабелів зв`язку і оптичних волокон, ознайомлення з властивостями кабельних матеріаліів. Конструкції і принципи роботи оптичних волокон..
8021. Відновлення неперервного сигналу за його відліками рядом Котельникова 305 KB
  Відновлення неперервного сигналу за його відліками рядом Котельникова Хід роботи 1. З папки D:BORLANDC запустити файл start.bat. 2. На екрані з’явиться робочий простір середовища bcv.3.1. Відкрит...
8022. Створення плану проекту 48 KB
  Створення плану проекту Цілі: Описати етапне планування життєвого циклу мережі. Створити контрольну таблицю з результатами етапу планування життєвого циклу мережі. Основна інформація /відомості для підготовки: FilmCompany - це невелика зростаюч...