39673

Организация социологического исследования

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Организация социологического исследования Лекция Череповец 2007 Тема 1. Организация социологического исследования Содержание лекции Назначение роль и виды социологических исследований. Классификация методов: по масштабу применения по уровню знания по методической стратегии по этапам исследования. Содержание организационного раздела: рабочий план инструкция по организации полевого исследования инструкция анкетеру правила работы и этические нормы.

Русский

2013-10-08

275 KB

48 чел.

PAGE  3

Филиал Санкт-Петербургского государственного

инженерно-экономического университета в г. Череповце

   

С.В. Бойко

Социология

Тема 1.3/1,2. Организация социологического исследования

Лекция

Череповец, 2007


Тема 1.3/1,2. Организация социологического исследования

Содержание лекции

Назначение, роль и виды социологических исследований. Понятие и назначение социологических исследований (СИ). Стратегический план, характер и типология выборки в СИ. Поисковый, описательный и экспериментальный планы СИ и их особенности. Поисковый план и пилотажное исследование. Специфические виды исследований: монографическое, панельное, трендовое, когортное и др.

Сплошное и выборочное исследование. Особенности выборки. Генеральная совокупность и выборочная совокупность. Репрезентативность выборки. Основные методы выборки: 1) метод механической выборки; 2) метод серийной выборки; 3) метод гнездовой выборки; 4) метод основного массива; 5) метод квотной выборки.

Программа и процедура социологических исследований. Роль научно-организационной деятельности в СИ. Типичная схема проведения СИ: разработка программы, рабочего плана и вспомогательных документов – сбор эмпирических данных (полевой этап) – обработка и анализ полученной эмпирической информации. Важность программы СИ и ее содержание (теоретический раздел, методический раздел, организационный раздел).

Теоретический раздел программы СИ и его содержание: проблемная ситуация, область целеполагания, область разработки общей концепции, переход к разработке процедурно-методического раздела.

Основное содержание методического раздела. Понятие метода, инструментария, методики, техники, процедуры. Классификация методов: по масштабу применения, по уровню знания, по методической стратегии, по этапам исследования. Анкета и ее содержание.

Содержание организационного раздела: рабочий план, инструкция по организации полевого исследования, инструкция анкетеру, правила работы и этические нормы.

Вопросы лекции:

1. Виды и процедура социологических исследований

2. Теоретическая часть программы

3. Анкета и требования к ее содержанию

* * *

Социологические исследования (СИ) – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.

Отсюда можно сказать, что основными задачами СИ являются:

- выяснить содержание противоречий в объекте исследования и определить предмет исследования;

- измерить инструментарием социологии исследуемое явление;

- провести качественный анализ полученных данных;

- дать рекомендации по применению полученных данных в социальной практике.

Крупный российский социолог В. Ядов обращает внимание на следующие конкретные «вклады» социологической теории в этот процесс.

Во-первых, мы должны ясно осознавать, что регистрируем и наблюдаем не все события, а лишь значимые в плане нашего исследования, из чего вытекает, что мы должны иметь обоснованные предположения, какие из них являются значимыми, а какие незначимыми.

Во-вторых, следует учесть социальный контекст, т.е. совокупность общих и особенных жизненных обстоятельств, в которых фиксируются и наблюдаются события.

В-третьих, следует принять во внимание, что одни и те же явления и социальные процессы могут быть рассмотрены в разных теоретических моделях, и обосновать выбор избранного подхода.

Задачами лекции являются:

- Классификация социологических исследований.

- Определение содержания социологического исследования.

- Выяснение структуры программы социологического исследования.

- Изучение объема анкеты и требований к ней.

 

  1.  Виды и процедура социологических исследований.

1.1. Классификация социологических исследований может быть проведена по ряду показателей.

1. Выделяются три основных вида исследования в зависимости от масштабности и сложности поставленных задач: разведывательное (оно также называется зондажным), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование – наиболее простой вид конкретного социологического исследования. Оно решает ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности. Его отличают упрощенная программа и методика и сжатый по объему инструментарий. В прикладной социологии инструментарий включает методические документы, необходимые для сбора первичной информации: анкеты, бланки-интервью, карточки для фиксации наблюдений и т. д.

Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос. Он проводится, как правило, в целях получения оперативной информации о каком-либо конкретном факте, событии, явлении (например, выявление отношения к какому - ни будь  актуальному событию).

Описательное исследование – более глубокий социологический анализ. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целое представление об изучаемом явлении. Объектом исследования здесь выступает достаточно большая общность людей, неоднородная по своим характеристикам, что позволяет делать сравнение и сопоставление. Например, коллектив большого цеха, где можно выделить группы рабочих, занятых ручным, механизированным и автоматизированным трудом, имеющих разный уровень образования, различные возрастные характеристики и т.д. Ввиду сложности программы и масштабности исследования здесь используется машинная обработка результатов

Аналитическое исследование – самый сложный и глубокий вид социологического исследования. В отличие от описательного оно предполагает также выявление причин, обусловливающих тот или иной характер наблюдаемого явления, его динамику и т.д.

Данное исследование носит комплексный характер, как по методам сбора информации, так и по другим показателям. Оно может охватывать большие массивы исследуемых, проводиться в рамках города, региона, республики, может быть международным.

Отметим, что изучение социологии в вузе предполагает овладение студентами методикой проведения лишь разведывательного исследования. Углубленное изучение теории и практики социологических исследований возможно через спецкурс и спецсеминар.

В социологии используется и метод эксперимента. Эксперимент служит не только методом сбора данных, но и в той или иной степени видоизменяет действительность. Гипотезы в ходе эксперимента проверяются непосредственно на практике. К примеру, мы выдвинули, гипотезу, что определенные изменения в организации учебного процесса студентов могут привести к более глубокому усвоению знаний. В одной из групп данные изменения реализуются, в контрольной - остаются прежними. Эксперимент проводится в течение семестра (года), затем анализируются результаты. Разумеется, это лишь упрощенная схема с целью дать некоторое представление о данном виде исследования. На практике – это один из наиболее сложных видов исследования, требующих тщательной подготовки и «чистоты»  ведения.

2. Другими показателями классификации исследований могут быть разные методы сбора данных (опросы, анализ документов, наблюдение).

Опрос – наиболее распространенный метод исследования, с помощью которого добывается до 90% социологических данных.

Социологическое наблюдение позволяет проанализировать, явление в развитии.

Изучение документов и его разновидность – контент-анализ  применяется в процедуре формализованного анализа документов при социологическом изучении и обобщении большого объема информации.

3. Наконец, явления могут изучаться в статике или динамике. 

В статике мы имеем дело с разовым (точечным) или с монографическим исследованием, а в динамике – с повторным.

Стратегии статических исследований направлены на изучение явлений и процессов в данное конкретное время.

Монографическое исследование нацелено на изучение какого-либо социального явления или процесса на одном объекте в данное время, взятом в качестве представителя целого класса подобных объектов.

Стратегии динамических исследований ориентированы на изучение развития явлений и процессов во времени. Здесь следует различать три главные стратегии.

При панельных исследованиях изучаются изменения во времени одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой совокупности (индивидов, семей и т.д.) постоянной выборочной совокупности. Например, если в первый раз базовое исследование включало выборочный опрос школьников десятых классов, то при повторении его через 10 лет надо вновь опросить этих, теперь уже бывших, школьников. В результате мы имеем возможность зафиксировать как индивидуальные изменения, так и изменения социальных групп в целом.

Трендовые (или повторные) исследования ориентированы на изучение изменений данной социальной группы как определенной целостности. В отличие от панельного исследования, при повторном опросе нет нужды сохранять в выборке тех же самых индивидов по изучаемой совокупности. Необходимо лишь обеспечить их принадлежность к одной социальной группе.

Когортные исследование изучают более специфические совокупности (когорты) в течение определенного времени. Типичной когортой является группа людей, родившихся в один и тот же год. В таком исследовании в выборку каждый раз могут попадать разные индивиды, однако все они должны принадлежать одной и той же когорте.

1.2. Общие вопросы организационно-методической работы по подготовке  и проведению социологического исследования.

Задача: Унифицировать многообразный и развивающийся аппарат современной социологии и широкой научной общественности, ознакомиться с методикой прикладной социологии.

Усиление практической стороны обучения в обработке профессиональных приемов, навыков ориентирует на необходимость сопровождения изучения прикладной социологии демонстрацией образцов процедурно-методического инструментария, наглядными представлениями технологии в рамках логической структуры реализации социологическо-исследовательского проекта.

Социологическое иссследование это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить конечные и начальные сборы, измерения, обобщения, анализ социологической информации.  

Социологическо-исследовательский проект это система научно-исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных явлений на основе фактологических данных.

Целесообразно составить рабочий план исследования.

Подготовка социологического исследования начинается с разработки программы.

Прежде всего, она предполагает определение и обоснование проблемы исследования.

Социологической проблемой является, как правило, реально возникшее жизненное противоречие, как частного, так и общего характера.

Некоторые примеры.

- Стремление общества к укреплению семьи и его заинтересованность в этом, с одной стороны, и рост числа разводов – с другой.

- Потребность сельских школ в квалифицированных учителей и их нехватка в связи с постоянной текучестью кадров.

- Намерение расширить домашнее воспитание дошкольников; сокращение в связи с этим детских дошкольных учреждений и ограниченные возможности семей осуществлять такое воспитание и т.д.

Без выявления реальной картины, объективного звания о том или ином процессе и явлении невозможно спрогнозировать широкие социальные последствия принимаемых решений. В результате благое, казалось бы, намерение может дать негативный результат.

Социологическое исследование преследует практические цели призвано дать объективную информацию для выработки управленческих решений. Исходя из названных выше проблем, целью исследования может быть, например, выявление установки семьи на воспитание ребенка в детском дошкольном учреждении, либо иные варианты (в основном домашнего воспитания, но в сочетании с детской дошкольной гимназией, консультационным пунктом и т.д.).

Подготовка исследования включает определение его объекта и предмета.

Объект – это определенная система процессов, отражающая ту или иную социальную проблему. В нашем примере это – социальные условия, в которых проходит дошкольное развитие ребенка.

Предмет это часть социальных явлений, которая подвергается социальному измерению, анализу и выявлению закономерностей, которым данные явления подчиняются.

Важную роль призван сыграть логический анализ основных понятий.

Он предполагает точное объяснение используемых категорий, обоснование их содержания.

Приступая к исследованию, социолог формулирует гипотезы.

Если говорить об исследованиях разведывательного характера, с которыми в процессе работы приходится сталкиваться учителю и воспитателю, то правомерно говорить не о научной, а о рабочей гипотезе. Рабочая гипотеза - это предложение, одно из первых объяснений явления, которое в ходе исследования предстоит подтвердить или опровергнуть. Это - предварительная конструкция, выявляющая основную, ведущую идею для дальнейшего изучения. Гипотеза предопределяет внутреннюю логику исследования его задачи.

Поясним на примере, обратившись к одной из названных выше проблем. Социолог выдвигает гипотезу, что в настоящее время большинство семей ориентируется на общественное воспитание, причем такая установка обусловлена социально - экономическими причинами. Следовательно, необходимо поставить задачи выявления связи уровня дохода  - и ее установки на воспитание; наличие или отсутствие свободных членов семьи, имеющих возможность воспитывать ребенка дома (бабушки, дедушки) и т.д. Наряду с основной могут быть и  дополнительные гипотезы. К примеру, влияние уровня образования родителей и характера их работы на установку семьи; типа детского дошкольного учреждения (районный, ведомственный, частный детский сад) и т.д.

Программа включает определение обследуемой совокупности. Поскольку абсолютное большинство  исследований носит не сплошной, а выборочный характер, очень важно грамотно, по определенным правилам отобрать необходимое количество людей для опроса, т.е. провести выборку (ниже мы рассмотрим методы отбора единиц анализа).

Исходя из того, что часть может служить моделью целого (разумеется, отобранная по определенным правилам), в социологии принято правило: если объект исследования насчитывает более 500 человек, применяется выборочный метод.

Предварительно проанализируем ряд ключевых понятий:

Генеральная совокупность – весь объект, на который распространяется выводы исследования, круг людей, характеризуемых заданным социальным, признаком. Он обычно локализован территориально, во времени в т.п. К примеру: выпускники ПТУ определенного города, одинокие пенсионеры района, студенты - первокурсники вечерних отделений и т. д.

Выборочная совокупность – отобранное по строго заданному правилу число элементов генеральной совокупности, подлежащее непосредственному исследованию.

Единицы анализа – элементы выборной, или обследуемой совокупности. Ими могут быть как индивиды, так и, например, учебные группы, бригады и т.д.

Выборочная совокупность должна быть репрезентативна. Репрезентативность выборки – это соответствие ее основных характеристик характеристикам генеральной совокупности.

Каковы же основные методы выборки?

1. Метод механической выборки, когда из общего списка генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое число респондентов (например, каждый 10-ый)

2. Метод серийной выборки. При этом генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой пропорционально отбираются единицы анализа (например, по 20% родителей из каждой группы детского сада,  если все родители представляют генеральную совокупность).

3. Метод гнездовой выборки. В качестве единиц отбора выступают не отдельные респонденты, а группы (подразделения с последующим сплошным опросом в них). Данная выборка будет представительна, если состав групп схож.

4. Метод основного массива – опрос 60-70% генеральной совокупности.

5. Метод квотной выборки. Наиболее сложный метод, требующий определения не менее четырех признаков, по которым проводится отбор респондентов. Применяется обычно при большой генеральной совокупности.

Следует отметить, что в практике работы социологов сложились достаточно надежные подходы к выборке, которые можно использовать учителю и воспитателю. Если опрос проводится в рамках класса, представительным (репрезентативным) будет сплошное анкетирование. В масштабах школы, дошкольного учреждения следует опросить 25%. При массовых опросах (генеральная совокупность в пределах 5000 чел.) достаточной является 10%-я выборка.

В ходе подготовки исследования важное место занимает разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек или дневников наблюдений, наличие фото- кино- радиоаппаратуры и т.д.).

После завершения подготовительного этапа исследования проводится сбор первичной социологической информации.

Давая классификацию исследований, мы выделили несколько видов, исходя из характеристики различных методов.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является массовый опрос.  Существует несколько видов опроса.

Анкетирование. Оно может быть групповым и индивидуальным.

При групповом анкетировании работа проводится непосредственно в классе, группе, бригаде (анкетер работает с группой в количестве 20-25 человек). Этот метод удобен тем, что респонденты имеют возможность получить дополнительные разъяснения, уточнения; анкетер может проверить правильность заполнения анкет. Как правило, при этом бывает 100%-й возврат анкет.

При индивидуальном анкетировании респонденты получают анкеты на руки, возвращают через установленное время. Практика показывает, что качество заполнения и процент возврата анкет ниже, чем при групповом методе.

Опрос может быть почтовым, когда анкета рассылается по адресам.

В последнее время широкое распространение получает прессовый опрос. Следует отметить, что неправомерно широко экстраполировать его результаты и делать далеко идущие выводы: Примером некорректного использования результатов прессового опроса может служить проведенный в 1991г. еженедельником «АиФ» исследование по выявлению отношения населения страны к вопросу о частной собственности на землю. По данным еженедельника (затем они многократно тиражировались средствами массовой информации), свыше 90% населения страны выступало за введение частной собственности на землю, что никак не соответствует реальному положению вещей

Интервьюирование. Для его проведения необходима специальная подготовка, Данный вид опроса имеет свои плюсы и минусы. Живое общение, бесспорно, имеет ряд преимуществ, но, с другой стороны, здесь утрачивается анонимность, характерная для анкетирования, что может привести к получению менее искренних ответов.

Оперативным видом массового опроса является телефонное интервью. Оно тоже должно быть проведено грамотно. Ясно, что зависимости от того, в какое время дня, в каких районах города и т. д. оно будет проводиться, мы получим различные результаты.

Метод экспертной оценки. В качестве респондентов в данном случае выступают специалисты (эксперты).

Другим методом сбора социологической информации является социологическое наблюдение. Оно позволяет получить «срез» знаний каком-либо явлении или процессе в его динамике. Формы и приемы фиксации результатов - бланк или дневник наблюдения, фото - кино или радиоаппаратура. Ценность наблюдения в том, что оно позволяет «схватить» живую жизнь. Интересными могут быть такие темы. «собрание глазами социолога», «очередь  глазами социолога» и т. д.

Анализ документов. Эффективный метод сбора информации. Часто применяется в сочетании с другими методами, например, анкетированием. При этом может носить и контрольный характер. В учебном заведении интересный эмпирический материал может дать вузовская и школьная статистика, личные дела школьников и студентов, отчеты, справки, другая документация.

Социологическим материалом может быть фото- и кино-документация.

Следует сказать и о методе социометрии, с помощью которого исследуются межличностные отношения в малых группах. Студенты знакомятся более подробно с этим методом в курсе психологии.

После завершения сбора социологической информации ее необходимо обработать.

Прежде всего проводится проверка анкет и бланков интервью на точность и полноту заполнения. Если отсутствуют ответы (либо неправильно выполнены) на 30% вопросов и более анкета выбраковывается и не подлежит обработке.

Небольшие анкетные массивы до ЗОО экземпляров) можно обрабатывать вручную. Большие - на персональных компьютерах или ЭВМ. В этом случае необходимы дополнительные процедуры: кодировка информации, подбор программы обсчета н т. д.

После получения результатов математического обсчета исследователь может  приступать к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его обществоведческой и специальной подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности.

На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.

Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т. д., анализ эмпирического материала, теоретические выводы и практические рекомендации).

Приложение к отчету включают методические и вспомогательные документы (анкеты, инструкции и т. д.)

2. Теоретическая часть программы

1.1. Содержание программы

Программа это изложение общей концепции исследовательского проекта, заключающей в себе поэтапное программирование и правила процедур научно-практической исследовательской деятельности.

Программа выражает понимание и знание:

1. Что надо делать.

2. Чем выполнить задуманное.

3. Как выполнить надуманное.

Функции (и составляющие) программы:

1. Теоретико-методологическая, которая позволяет определить научную проблему и подготовить основы для ее решения.

2. Методическая, которая позволяет наметить способы сбора данных и описания ожидаемых результатов.

3. Организационная, которая позволяет спланировать деятельность исследователя (коллектива) на всех этапах работы.

Основные требования к программе:

1. Необходимость,

2. Эксплицитность (ясность, четкость).

3. Гибкость.

4. Логическая последовательность структуры.

1.2. Информационно-поисковая работа

Информационное обеспечение работы над программой исследования заключает в себе совокупность действий по поиску, сбору и анализу научной литературы и типовых методик по проблеме,

1. Определить информационную базу и потенциальные источники искомой информации.

♦ Статистика.

♦ Справочные и реферативные источники.

♦ Библиографии (каталоги, книги).

♦ Банки данных (ИНИОН, фонды НИИ).  

♦ Конференции.  

♦ Хозрасчетные и коммерческие услуги.

 2. Выбрать методы получения искомой информации из отобранного круга источников: традиционный или формализованный анализ статистики, документов, литературы, опрос в конкретных методических и организационных разновидностях и т. д.

3. Ознакомиться с уже имеющимися решениями аналогичных и смежных проблем.

4. Изучить имеющийся опыт коллег на предмет адаптации к конкретным условиям.

1.3. Логическая последовательность действий при разработке программы

1.4. Постановка исследовательской проблемы

Проблема это форма вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому решению. Ее постановка является начальным звеном всякого социологического исследования, так как сама проблема это социальная задача, которая нуждается в непосредственном решении. В свою очередь, поставленная проблема подчиняет своему решению все познавательные действия исследователя и определяет состав познавательных действий.

Классификация проблем:

- гносеологические (недостатки познавательной информации)

- предметные (реальные социальные противоречия)

- по носителю (стратификационные, демографические, семейные и т. д.)

- по масштабам (глобальные, региональные)

- по времени (кратко-, средне-, дальнесрочные)

- по глубине (одноплановые, комплексные, системные).

Проблемы порождаются социальной действительностью или развивающимся знанием и сознательно формулируются социологом в форме ясных вопросов, на решение которых направлена вся познавательная деятельность в социологическом исследовании. В процессе постановки проблемы можно выделять две основные процедуры: осмысление проблемной ситуации и формулировку (разработку) проблемы.

А. Осмысление проблемной ситуации.

Проблемная ситуация это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).

Социолог фиксирует противоречие между знанием и незнанием: несоответствие наличных теоретических положений новым фактам. Отсюда формируется объективная потребность в получении нового знания, поиске еще не известного результата для разрешения проблемной ситуации.

1) Перевести интуитивно улавливаемые противоречия на язык точного описания, отделить известное от неизвестного, мнимые (псевдопроблемы), уже решенные, не требующие специального анализа от тех, которые действительно требуют определенных теоретических и практических действий для их разрешения (выбора альтернатив). Предварительный анализ проблемной ситуации:

а) внешние наблюдения;

б) свободные интервью с участниками проблемной ситуации;

в) анализ документов (традиционный), в том числе ведомственной документации, результатов предшествующих социологических исследовании;

г) свободные интервью с экспертами.

2) Вычленить проблематику, решение которой является компетенцией социологического познания.

3) Очертить в проблемной ситуации основные для социологического исследования факторы и выделить среди них главные и второстепенные.

4) Определить тип проблемной ситуации (доминирующую направленность):

- теоретическая, разрешение которой требует дальнейшего развития теории б данной сфере;

- практическая, ответ на разрешение которой содержится в теории, но недостаточно измены (ясны) способы его практического осуществления.

Б. Формулировка проблемы.

Сформулированная проблема есть результат осмысления проблемной ситуации.

1) Проблема формулируется в виде ясных вопросов или установок.

Вопрос: Каковы причины таких-то и таких-то явлений?

Установка: Найти способы решения того-то и того-то. Построить модель, объясняющую данный круг факторов.

2) Исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки, то есть исходя из разработанных систем теоретических знаний в данной сфере, и адекватно отражающих содержание вопроса (установки).

3) Решаемая проблема обязательно предполагает изучение ближайших и отдаленных возможностей ее решения. Наличие альтернативы обусловливает необходимость выбора оптимального варианта решения. Это, в свою очередь, определяет необходимость строгих организаций, уточнений проблему путем:

а) выделения объекта и предмета исследования;

б) постановки целей и задач исследования;

в) предположения (гипотез), вариантов решения поставленной проблемы.

В своей совокупности данные процедуры программы исследования позволяют предвидеть объем и содержание исследовательской работы.

В. Определение объекта и предмета проблемы

Проблема становится обозримой, когда она уловлена в каком-то социальном явлении, т. е. путем выделения объекта и предмета исследования,

Объект явление или сфера социальной действительности, которые выступают как непосредственные носители проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность.

Предмет стороны, свойства, характеристики объекта, подлежащие непосредственному изучению в данном исследовании. Выбор предмета исследования:

1) Ориентирует на тот набор переменных и связей между ними, которые наиболее выпукло выражают центральный вопрос проблемы.

2) Очерчивают границы (рамки) предпринимаемого исследовательского поиска.

Определение объекта и предмета является необходимым условием целевой ориентации и концентрализации исследовательского процесса.

Выбор исследовательской стратегии

Характер решаемых проблем обусловливает и исследовательскую стратегию: содержание проблемы определяет направленность исследования:

Название

Основание

Цель

    исследования

Выборка

 

1. Формулятивный (разведывательный)

 

Отсутствие информации об объекте

Выявление проблем, формулировка гипотез

2. Описательный (дескриптивный)

Наличие данных для формулировки описательных гипотез

Качественно-количественное описание объекта

Представительная (репрезентативная) или сплошная целевая (по задачам и гипотезам)

3. Аналитико-экспериментальный

Наличие данных для формулирования объяснительных гипотез

Выявление функциональных и причинных взаимосвязей, прогноз

4. Повторно-сравнительный

Наличие данных за предшествующий период

Выявление общности и специфики в сравниваемых объектах во времени

Повторение модели выборки базового исследования

1.5. Область целеполагания

Социологическое исследование направлено на решение проблем, которые сознательно формулируются в виде целей, определяющих для чего оно проводится и что надо получить в результате.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретико-прикладная

1. На основе источников выявления основного социального противоречия, создающего проблему, и его локализация на конкретных социальных объектах

2. Выявление обстоятельств, сопутствующих возникновению проблемы и факторов, детерминирующих изучаемые процессы, разработка теоретической концепции исследования

3. Конструирование методик исследования, их апробирование (пилотаж) и последующий отбор информации на объекте изучения

4. Детальный анализ полученных данных соответственно концепции и гипотезам исследования


Практически-прикладная

1. Анализ литературы и консультации со специалистами для выявления типового способа решения практической проблемы на данном объекте

2. Сбор фактических данных о ситуации на объекте с использованием методик для определения способов применения типового варианта решения проблемы к данному объекту

3. Разработка вариантов решения проблемы и их проверка путем обсуждения с экспертами и в конечном итоге экспериментально

4. Анализ итогов социального эксперимента, коррекция предлагаемых нововведений, оценка достигнутого эффекта, план практических действий на перспективу

Четкой постановкой целей исследования достигается:

1) Одновременная (осознанное или неосознанное) формулировка и гипотез о возможных решениях поставленной проблемы, чем обеспечивается ориентация дальнейшего хода исследования,

2) Определение объема работы, временных и финансовых затрат, материально-технических ресурсов, методического обеспечения для получения ожидаемого результата.

3) Регулирование взаимоотношений заказчика и исполнителя, обеспечивающее нормативную сторону программы как официального документа и определяющее форму представления результатов исследования. Это снимает:

а) необоснованные обещания исполнителя;

б) завышенные ожидания и необоснованные претензии заказчика.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Задачи исследования  это содержательно-организационная детализация поставленных целей.

         Программные                                            Дополнительные

(основные и неосновные)                                      (неосновные)

1. Исследовательские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие необходимую поэтапность решений поставленной проблемы. Это позволяет:

а) контролировать и согласовывать друг с другом результаты, полученные на различных этапах исследования;

б) не отвлекаться от главного и не упускать из виду второстепенное.

2. Каждому виду исследовательских задач (эмпирические, теоретические, логические) соответствует определенный состав познавательных действий, средств и методов социологического познания.

3. Не допускать перемешивания целей и задач, основных и неосновных задач.

  1.  Область разработки общей концепции

Предварительный системно-комплексный анализ предмета исследования является концептуальным Моделированием исследуемой проблемной ситуации: издается подробная картина изучаемого предмета в данное время, развернутое описание конкретных условий и факторов, влияющих на формирование проблемы. Это позволяет прийти к определенным выводам относительно вопроса, почему и как возникла та или иная проблемная ситуация и предположения по ее разрешению.

Точная фиксация конкретных характеристик составляющих предмета исследования достигается использованием научных понятий, существующих в рамках определенной, теоретической системы, на которой строится исследование. Кроме того, данные понятия будут однозначно использованы и при построении инструментария для сбора данных, и при анализе социологической информации, и при выработке рекомендаций и социологических технологий. Все это обусловливает необходимость уточнения используемого понятийного аппарата.

1.6.1.  Определение и интерпретация понятий

Понятие эго форма обобщения (абстрагирования) свойств, сторон, признаков социальных явлений.

Определение основных (исходных) понятий исследования обозначает границы анализа проблемы. Однако понятия подвижны: изменяется объем, углубляется содержание, расширяются границы использования, что обусловливает их различные толкования. Кроме того, исследовательский поиск направлен и на новации, а следовательно, и разработку новых понятий.

Работа с понятиями включает три основных этапа:

- Теоретическое уточнение основных (исходных) понятий для уточнения проблемы.

- Эмпирическая интерпретация, подготавливающая содержание понятия для фиксация и изменения.

- Операционализация понятий

  1.   Теоретическое уточнение понятий.

 Для обеспечения надежности и адекватности социологической информации необходимо их уточнение, которое включает:

а) соотнесение специфических понятий с определенной теоретической системой;

б) достижение однозначности в понимании содержания категориального понятийного аппарата данного исследования;

в) достижение точности употребления терминов, однозначно фиксирующих определенные понятия.

В процессе теоретического осмысления основных (исходных) понятий данные требования реализуются путем:

- выделения определенной точки зрения с помощью полемики по проблемам языка данной теории;

-  придания однозначного смысла (уточнения) в рамках данного исследования (концепция, доработка, введение частного определения);

- выработки нового определения понятия. Данные уточнения понятий должны быть зафиксированы исследователем через систему комментариев, оговорок и т.п.    

  1.   Эмпирическая интерпретация понятий

Интерпретация понятий позволяет установить, по каким направлениям анализа должен осуществляться сбор социологических данных, необходимых для количественно-качественного анализа социальных явлений,

Эмпирическая интерпретация понятий является непосредственно социологической задачей: это научная процедура перехода от содержания основных понятий через иерархию опосредующих конкретизирующих к потенциально доступным фиксации и измерению единицам искомой информации (индикаторам).

Данная процедура обеспечивает сравнение (соотнесение), редукцию содержания основных понятий с эмпирическими фактами, отражением которых они являются. Этим достигается определение эмпирических значений (показателей, референтов) теоретических понятий, которые как раз и являются доступными регистрации и количественно-качественному анализу.

Цель эмпирической интерпретации последовательная конкретизация содержания понятий, дающая возможность выйти на такие проявления (косвенные, опосредованные) непосредственно недоступных восприятию изучаемых явлений, которые поддаются фиксации и измерению.

Главная задача обеспечить переход к индикаторам, позволяющим получать социологическую информацию, которую можно будет соотносить с исходными априорными представлениями, выработанными до начала исследования.

Индикатор это факт, используемый для социологического измерения.

Эмпирический индикатор позволяет:

- установить, как и в какой форме надо подойти к сбору данных;

- правильно сформулировать вопросы в различных видах инструментария;

- определить структуру ответов на вопросы (шкалы, тесты).

Критерии отбора индикаторов

а) Необходимость и достаточность индикатора для эмпирического описания предмета исследования.

б) Обеспеченность индикаторов доступными источниками информации.

в) Возможность надежного методического обеспечения сбора необходимой информации.

г) Набор индикаторов должен быть минимизирован для данного исследования.

  1.   Операционализация понятия

Операционализация действия, позволяющие установить, о чем следует собирать социологические данные.

Операциональное определение понятия это операции разложения его теоретического содержания на эмпирические эквиваленты, доступные для фиксации и измерения. Это обеспечивает:

1. Сопоставление теоретических понятий с фактами, отражением которых они являются.

2. Выбор наиболее существенных признаков для изучения.

3. Осуществление измерения изучаемых признаков.

В результате основные понятия становятся рабочими (работающими) в социологическом исследовании.

Смысл данных операций это переход от теоретической разработки программы к эмпирическому социологическому исследованию: открывается путь для применения в исследовании методов выборки, сбора и анализа социологической информации.

Процедура:

1. Перевод исходного понятия в показатели.

2. Перевод показателей в переменные.

3. Перевод переменных в индикаторы.

4. Определение методов сбора искомых данных. Таким образом, работа с понятиями есть процедура установления связи между понятийным аппаратом и методическим инструментарием исследования.

ПОНЯТИЕ   ПОКАЗАТЕЛЬ ИНДИКАТОР ИСТОЧНИК ИНСТРУМЕНТАРИЙ


ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ»

№№

пп

Показатели

Переменные

Индикаторы

1.

Отношение к труду

Развитие субъективных побудителей и практических усилий, направленных на самореализацию в труде.

Мотивы, установки, стереотипы, удовлетворенность, инициативность, качество работы, дисциплинированность, заработок.

2.

Отношение к собственности

Субъективное восприятие. Реальное совпадение

Мое, наше, чужое.

3.

Отношение к производству

Субъективное восприятие как источника благ, потребления. Фактическое трудовое поведение.

Понимание, оценки, установки, события

4.

Отношения между работниками

Состояние групповой солидарности, социально-психологического микроклимата, состязательности.

Общение сопереживание, симпатии, общие ценностные ориентации, интересы, типы поведения.

5.

Отношение к управлению

Субъективное восприятие служебно-деловых отношений, стиля управления

Одобрение, безразличие, осуждение.

Принятие, непринятие. Оценки.

Целостная процедура определения и уточнения понятия завершится теоретическим осмыслением его на основе эмпирического материала, полученного на этапе обобщения и анализа информации.

1.6.2. Предварительное описание предмета исследования

Предварительное системно-комплексное описание предмета исследования есть целостное его воспроизведение в реальном пространстве времени, охватывающее и факторы, влияющие на его функцию, направление и развитие. В результате происходит отбор эмпирического материала, который не может не быть изучен в данном исследовании.

Системный анализ позволяет рассмотреть составляющие (элементы) предмета исследования, внутренние и внешние связи.

Функциональный анализ позволяет выявить механизмы воздействия на изучаемые явления со стороны внешних связей и условий,

Комплексный анализ позволяет осуществить междисциплинарный подход и объемно представить «образ» исследуемого социального явления.

«Художник Тернер однажды рисовал вид Плимутской гавани, где стояли корабли, освещенные сзади. Он показал рисунок морскому офицеру и тот с удивлением и негодованием заметил, что у кораблей не было пушечных портов...

Да, ответил Тернер, конечно, их тут нет. Если Вы увидите на фоне заката, то не различите пушечных портов.

Но все-таки, кипятился офицер, вы ведь знаете, что они там есть.

Да, отвечал Тернер, я это прекрасно знаю, но я рисую то, что вижу, а не то, что знаю». Это закон всякой хорошей работы. В конечном итоге, описанием конкретного состояния предмета исследования создается образ исследуемого объекта и информационная база, т.е. такое концептуальное расчленение и детализация, которые необходимы для построения гипотетических предложений и решения поставленной проблемы.

1.6.3. Построение гипотез

Исходное теоретическое знание о проблеме исследования формируется как априорное, гипотетическое, когда желаемые результаты, выраженные в целях и задачах, устанавливаются предположительно, до проведения эмпирического исследования.

Гипотеза является формой предположения или допущения, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, но пригодный для рассуждения о непонятном, неясном, ставшим предметом исследования.

1. Это вероятностное знание.

2. Это достаточно обоснованное знание (но не истинное).

3. Это знание предполагает разрешение противоречия, лежавшего в основе проблемы.

4. Это знание содержит качественно новые моменты, по сравнению с имеющимися.

5. Это принципиально проверяемое знание, с указанием на способ проверки.

Гипотеза предварительный «проект» решения поставленной проблемы, истинность которого предстоит проверить.

Классификация гипотез:

1. По задачам исследования:

- основные  

- неосновные

2. По степени общности:

- основания       

- следствия

3. По последовательности выдвижения:

- первичные        

- вторичные

4. По содержанию:

 а) описательные (о существенных свойствах объекта):

- структурные      

- функциональные

б) объяснительные (предложения о значении факторов).

5. Прогнозные о тенденциях.

Варианты:

а) Гипотеза объяснительная. «Можно предположить, что потенциальным покупателем газеты является такой человек, которому газета в целом нравится меньше, чем потенциальному подписчику. Это значит, что распределение читателей на подписчиков и покупателей объясняется различной степенью интереса к газете».

б) Гипотеза описательная.

«В условиях радикальных перемен, расширения демократии и гласности резко возросло количество публикаций по исторической проблематике, которые во многом опровергают устоявшиеся взгляды на те или иные исторические события, явления, факты. В связи с этим массовое историческое сознание является пестрым, мозаичным и противоречивым, в котором, с одной стороны, господствуют сложившиеся ранее взгляды, мнения; с другой пробивают дорогу новые оценки на общепринятые явления»;

в) Гипотезы-следствия:

«Успешность деятельности индивида во многом зависит не только от внешних условий, но и от комбинации его личностных особенностей (агрессивность, некоммуникабельность, предрасположенность к алкоголю и т.п.). Исходя из этого, можно предположить в рамках семейных отношений следствия, акцентирующие внимание на зависимости успешности брака от личностных характеристик супругов:

1) чем агрессивнее супруг или супруга, тем выше вероятность развода; 2) чем ригиднее привычки супругов, тем менее устойчив брак и др

Основные процедуры построения гипотез:

- выдвижение гипотез;

- формулировка (разработка) гипотез;

- проверка гипотез.

1. Выдвижение гипотез

Выдвижение гипотез есть основной вид научного творчества, связанный с объективной потребностью в новом знании, которое выступает средством поиска нового способа объяснения еще не известных фактов, имеющихся в конкретных условиях и с определенной вероятностью влияющих на изучаемые явления.

В социологическом исследовательском проекте выдвижение гипотез является промежуточным звеном между теоретической частью программы и последующими эмпирическими познавательными действиями, направленными на достижение истинного результата, на практическое разрешение проблемы и обогащение научно-технического знания.

Решения очень сложной проблемы, впервые возникая в уме, обычно сначала берутся в качестве исходных. Спрашивается: не расходится ли намечающееся решение с остальными условиями? Когда перед мыслью встает этот вопрос, который возобновляет исходную проблему на новой основе, наметившееся решение осознается как гипотеза.

Осознание наметившегося решения как гипотезы, т. е. предположения, порождает потребность в формулировке и проверке. Когда эта проверка заканчивается, мыслительный процесс подходит к завершающей фазе к окончательному в пределах данного мыслительного процесса суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы.

Источником гипотез выступают новые факты, в которых предметная область включается в научно-практическое исследование:

- когда для объяснения новых фактов недостаточно имеющихся теоретических знаний;

- когда для объяснения новых фактов непригодны общие имеющиеся знания.

Отправным пунктом разработки гипотез выступают эвристический потенциал специальных и отраслевых социологических теорий, смежных с ним отраслей знаний, статистика, «самовыдвижение» исследовательской мысли и т. д.

В случае, когда нет достаточного материала, чтобы выдвинуть гипотезу, проводят разведывательные исследования.

Цель выдвижения гипотез:

а) сузить массу возможных предложений и догадок при решении поставленной проблемы;

б) обеспечить ориентацию движения исследовательского поиска к желаемому результату.

Требования к выдвижению гипотезы

1. Выдвигаемая гипотеза должна быть достаточно теоретически надежна:

- преемственной с предшествующим знанием;

- не противоречить фактам науки;

- оспариваться могут положения и выводы.

2. Выдвигаемая гипотеза должна быть однозначно логически согласована с проблемой и целью:

- с проблемой: гипотетическое высказывание с содержанием проблемы исследования;

- целью: гипотетическое предложение со сформулированной целью.

3. Выдвигаемая гипотеза должна заключать понятия, получившие предварительное уточнение и интерпретацию.

4. Выдвигаемая гипотеза должна быть приложима к данным, заключенным в предварительном описании предмета исследования.

5. Выдвигаемая гипотеза должна заключать возможность эмпирической проверки (верификации) с помощью предметно-методических средств социологического познания, которая обеспечивает переход от нее к теории и закону.

СТРОЯ ГИПОТЕЗУ, ДУМАЙ ОДНОВРЕМЕННО И О ТОМ, КАК ПО НЕЙ СОБРАТЬ МАТЕРИАЛ И КАК ЕГО ОБРАБОТАТЬ.

Отвечающие данным требованием гипотезы называются рабочими (работающими в данном исследовании); это предварительное (предположительное) объяснение явления, достаточное для дальнейшего эмпирического изучения проблемы исследования.

2. Формулировка гипотез

1. Объяснительная функция гипотезы обуславливает ее формулировку в виде утверждающих и обобщающих суждений. В силу того, что проблема заключает в себе поиск желаемого результата (цель), а гипотеза выступает как предварительный проект решения проблемы, то проблема - цель - гипотеза должны иметь общие понятия и высказывания о ситуации, подлежащей объяснению.

2. Поисковая функция гипотезы обуславливает априорные представления исследователя, которые требуют строгой теоретической системы, опирающейся на научно-информационную базу, имеющуюся в данной сфере. Допускается принимать их в свою очередь, как теоретические знания, достаточные для того, чтобы давать логически связанные объяснения, строить новые выводы, не обращаясь после каждого шага гипотетического мышления к эмпирическому материалу. Четкие, теоретически выверенные представления позволяют избегать ложных, спекулятивных и не допускающих решения гипотез, которых не избежать, если исследователь опирается на любые мыслительные предположения.

3. В процессе формулировки гипотетических утверждений и обобщений, необходимо соотносить их с отобранными индикаторами, чтобы собранные в последующем социологические данные обеспечивали эмпирическую проверку гипотез.

Выдвинутые, сформулированные, отобранные и сгруппированные гипотезы включают проблемные вопросы для дальнейшей исследовательской работы, связанной с превращением вероятности в разрешении проблемной ситуации в уверенность или опровержение.

От социолога построение гипотез требует:

- эрудиции и теоретической подготовки;

- умения думать;

- обладания практической сметкой и здравым смыслом;

- умения догадываться (воображения, интуиции).

В одном американском учебнике по социологии по этому поводу говорится: «Если исследователю-социологу за всю его жизнь удалось выдвинуть хоть одну хорошую гипотезу, то он должен быть доволен этим».

Доказательство достоверности гипотез становится главной задачей последующего эмпирического исследования, так как цель любого научно-исследовательского поиска составляет не их формулировка, а получение новых научно-практических знаний (открытий), которые обогащают науку знанием принципиально новых фактов и вырабатывают пути и средства целенаправленного воздействия на проблемную ситуацию и ее разрешение.

Подтвердившиеся гипотезы становятся теорией и законом и используются для внедрения в практику. Не подтвердившиеся либо отбрасываются, либо становятся основой для выдвижения новых гипотез и новых направлений в исследовании проблемной ситуации.

3. Анкета и требования к ее содержанию

 Анкета (в социологии) – размноженный на машинке или типографским способом документ (опросный лист), содержащий определенным образом упорядоченную совокупность вопросов, адресованных респондентам.

 Любой перечень вопросов, используемый, например, журналистом в ходе интервью, не может называться анкетой. Хотя и в этом случае налицо логически выстроенный порядок вопросов и адресат, к которому эти вопросы обращены, не говоря уже о наличии бумажного носителя информации (отпечатанной на машинке перечень вопросов).

 Для того чтобы документ назывался анкетой, необходимы и другие признаки.

Во-первых, анкета обращена к десяткам, сотням и тысячам людей. Поэтому она выступает инструментом для сбора первичной информации, которая затем подвергается статистической обработке.

Во-вторых, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить ее по определенным правилам, указанным в инструкции. Если же вопросы читает вслух исследователь и сам же заполняет документ, то это уже не анкета, а бланк интервью.

В-третьих, расположение вопросов определяется исследователем, они чередуются на первый взгляд бессистемно и содержат тривиальную информацию, которую респондент может только подтвердить или опровергнуть.

Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.

В. Ядов формулирует следующие основные принципы построения анкеты.

Первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты; опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого.

Второй принцип – учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемых.

Третий принцип – при расположении вопросов идти от частного к общему, а не наоборот.

Четвертый принцип – смысловые блоки опросного листа должны быть примерно одинакового объема.

Пятый принцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Анкета должна начинаться с относительно простых вопросов, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные) затем еще сложнее (мотивационные), потом – спад (снова событийные, фактологические) и в конце – наиболее сложные вопросы (один -два), посте чего – завершающая «паспортичка».

По своему содержанию анкета касается самых разных тем: ценностей, мотивов, мнений, интересов, условий, содержания, характера, оплаты труда и многих др. С ее помощью можно подтвердить достоверность данных, полученных другими методами, сделать статистическое описание структуры мнений о предмете опроса.

 Анкета имеет принципиальную особенность: она показывает только вербальную (словесную) информацию. Специалисты выяснили, что человек может думать одно, говорить другое, а поступать совсем иначе. Анкета описывает лишь уровень вербального поведения, всякая попытка отождествить его с реальным поведением означает стремление выдать желаемое за действительное. Прогнозировать поведение человека на основе того, что он говорит, крайне затруднительно, и совершенно неправильно судить об объективных закономерностях по распределению субъективных мнений. Анкета, как и любой другой инструмент, эффективна в границах своих возможностей, своей «компетенции».

                    Определение целей и средств анкетирования.

Это самый трудный и вместе с тем принципиально важный этап, который требует от исследователя ответа на три вопроса:

1) что должны показать результаты опроса?

2) каков требуемый уровень точности?

3) какую форму взаимосвязи с другими методами исследования надо предусмотреть?  

Если все продумать до мелочей - вплоть до определения формулировки вопросов, - то на первый этап может уйти 30-50% времени, необходимого для проведения анкетирования.

   

                           Принципы формулировки вопросов.

Как бы ни был опытен и компетентен социолог, но, не определив исходных принципов, неизбежно придет к неясным формулировкам вопросов и многозначным, противоречивым ответам, которые трудно интерпретировать. Даже самые безобидные и на вид простые вопросы ждут тщательной проработки. Недостаточно спросить «Удовлетворены ли Вы своей работой?». Нужно точно определить, что подразумевается под «работой» (условия или процесс труда, цех, предприятие или рабочее место). Надо быть уверенным, что понятие «удовлетворен» исследователь истолковывает точно так же, как респондент. Даже технические термины типа «фрезерный станок» или «несчастный случай» очевидны только на первый взгляд. Относить ли к «несчастным случаям» бытовые травмы или небольшие повреждения (например, ушиб ноги)? На подобные вопросы социолог обязан ответить до того, как задаст свои вопросы респонденту.

      Неясные формулировки вопроса объясняются:

1) некомпетентностью социолога

2) излишней поспешностью при составлении анкеты;

3) заимствованием чужих вопросов и некритическим к ним отношением;

4) отсутствием хорошо составленной программы, четких целей и задач исследования, неумением операционализировать понятия.

Рассмотрим наиболее типичные ошибки при формулировке вопросов.

                                                       

Примеры.

Вопрос: «Можете ли Вы сказать, что со времени образования объединения на Вашем предприятии (в цехе) произошли заметные, важные для Вас изменения?

      01. Да, произошли изменения в лучшую сторону.

      02. Изменений заметных не произошло.

      03. Произошли изменения в худшую сторону».

      Комментарий: 

Первая ошибка состоит в том, что содержание вопроса и перечень предлагаемых ответов не совпадают. Социолог спрашивает о том, происходили ли изменения, а ответы информируют о том, какие это были изменения - в лучшую или худшую сторону. Причина ошибки - попытка решить две разные задачи в одной логической конструкции.

Вторая ошибка заключается в том, что респонденту предлагаются два основания формирования ответа о месте, где происходили изменения (в цехе и на предприятии). Следовательно, если изменения происходили и в цехе, и на пред- приятии, то респондент не сможет зафиксировать их на одной шкале. Кроме того, как быть, если в цехе изменения к лучшему, а на предприятии положение ухудшилось, или наоборот?

Третья ошибка – еще одно удвоение основания для формирования ответа, связанное с оценкой изменений: заметные изменения могут быть (или не быть)  важными, а важные изменения могут быть (или не быть) заметными.

В целом же вопрос – типичный пример обыденной логики, которая переносится на ситуацию исследования. Вопрос в социологическом опросе – это исследовательский инструмент. Поэтому каждое слово в нем должно употребляться для точной и однозначной передачи смысла исследования.

Вопрос. «Зависит ли производительность Вашего труда от взаимоотношений в коллективе?

      01. Да, хорошие отношения помогают мне в работе.

      02. Хорошие отношения помогают работе, но не очень сильно.

      03. Отношения на работе не сказываются».

                                                     Комментарий: 

Начнем анализ вопроса с уточнения его познавательной задачи.

Судя по его формулировке, исследователь намерен выяснить мнение респондента о том, есть ли зависимость между их производительностью труда и  отношениями в коллективе. Вопрос теоретически предполагает ответы: зависит,  не зависит, не знаю (или затрудняюсь ответить). Но это не так.  Формулировка закрытий вопроса нечеткая: варианты предлагаемых ответов позволяют предположить еще две задачи. Первая задача - как влияют на производительность труда хорошие отношения. Но такая формулировка некорректна, поскольку смещает ответ к положительной оценке: речь идет только о хороших отношениях, а плохие и нейтральные отношения забыты. Вторая задача - выяснить интенсивность влияния отношений в коллективе на производительность труда. В вопросе присутствуют два «осколка» шкалы оценки интенсивности, а именно позиции «не очень сильно» и «не сказываются».

Вопрос: «Выполняете ли Вы нормы выработки?

      01. Да, всегда работаю с полной отдачей.

      02. Не всегда работаю с полной отдачей.

      03. Работаю, как правило, не с полной отдачей, мог бы работать лучше».

                                                    Комментарий:

Такие вопросы на первый взгляд очень конкретные, деловые. Их относят к фактологическим. Однако можно спросить о конкретном, но получить абстрактную информацию. Что делать с данными о постоянном выполнении нормы или работе с полной отдачей, не ясно. Как интерпретировать подобные факты? Сами по себе они не дают нужной информации, если не дополнены другими вопросами по теме.

Вопрос: «Как Вы относитесь к специальности, по которой сейчас работаете?

      01. Это моя специальность по призванию, менять не собираюсь.

      02. Пока намерен работать по этой специальности. Обстоятельства подскажут в дальнейшем, как поступить.

      03. Вероятно, изменю специальность, но решение еще не вполне созрело.

      04. Твердо решил изменить специальность.

      05. Затрудняюсь сказать».

                                                    Комментарий: 

Попытка построить пятичленную шкалу интенсивности неудачна. Фактически пункты 02, 03 и 05 означают одно и то же, только выражены различными словами. Действительно, все они могут быть заменены одной позицией – «затрудняюсь ответить», которая обозначает неопределенное решение, несформированное мнение. В преобразованном виде остаются три позиции: «менять не собираюсь», «затрудняюсь ответить», «решил изменить». Альтернатива «затрудняюсь ответить» в большинстве случаев означает промежуточную позицию. Но ее включение требует изменения формулировки вопроса. Он может звучать так: «Собираетесь ли Вы менять свою специальность или таких планов у Вас нет»?

Существует целая группа вопросов, которые необязательно включать в анкету, так как необходимую информацию можно взять в отделе кадров или в заводской документации. Например: «Повысился ли в 1996 г. Ваш заработок»? «Как Вы считаете, выше или ниже стала текучесть кадров на Вашем предприятии»? - и т. д.

Лишние вопросы, информацию на которые могут дать эксперты или работники заводоуправления, раздражают респондентов. При этом впустую расходуется драгоценное время и место. Наконец, они свидетельствуют о неподготовленности социолога как организатора исследования. Когда составлен план будущего опроса, разложены «по палочкам» темы и сформулированы вопросы, на отдельном бланке нужно составить схему источников информации: кто, о чем и когда может дать необходимые сведения. Существует определенное правило: меньше заставляйте работать  респондентов, не перекладывайте на их плечи те задачи, которые должны решать Вы сами.

В литературе высказывается немало советов, правил и требований к разработке вопросов. Принципы их логического анализа, предложенные О.М. Масловой, позволяют отбраковывать грубые ошибки. Известно: если социолог допускает ошибки на этапе составления анкеты, то они добавляются к тем неизбежным ошибкам, которые обычно сопутствуют  социологу на этапах формирования выборки, операционализации понятий, отбора и анализа данных.

Источником для составления анкеты обычно служат:

1) чужие анкеты,

2) литература,

3) интуиция и опыт.

Лучше всего заимствовать (частично или полностью) апробированный инструментарий, прошедший серьезную проверку. В американских исследованиях  это широко распространенный прием: в новой анкете приблизительно 60% чужого инструментария (при этом обязательно указывается автор) и 40% – собственного (но уже отпилотированного). У нас распространен анонимный способ заимствования, чаще всего из не совсем удачных анкет. Самый ненадежный источник – здравый смысл и интуиция, а затем и отбор интересных суждений. Превращение газетно-журнальною текста в анкетный вопрос кажется простой операцией. Допустим, выясняется мнение респондентов о забастовках. Формулировка базисной части вопроса особых трудностей не представляет. Она может звучать так: «В прессе, по телевидению и в повседневной жизни высказывают самые разные отношения (оценки, мнения) к забастовкам в нашей стране. А какой позиции придерживаетесь лично Вы»? Дальше дается перечень суждений, формулировки которых заимствуются из прессы почти готовыми. Желательно проанализировать как можно больше публикаций для того, чтобы представить весь спектр мнений, в том числе и полярных. Со временем обнаруживается, что суждения в прессе начинают повторяться – действует закон статистического распределения. Ясно, что дальше нет надобности продолжать поиск, и основные точки зрения на забастовку подобраны. Их обобщение, логический анализ, сжатие информации и литературная обработка позволяют составить список закрытий типа «забастовка – единственный способ ускорить процесс демократизации производства», «забастовка, ее угроза – способ, каким экстремисты спекулируют преследуя корыстные цели».

Формулировка закрытий перед выходом в «поле» подвергается контролю на понятность респонденту, соответствие целям и концепции исследования.

                      Порядок следования вопросов

Содержание анкеты

Титульный лист

титул

название анкеты

идентификаторы

Вводная часть

обращение

пояснения

гарантии анонимности опроса

что делать с анкетой

благодарность

Основная часть

расположение вопросов (контактные, сложные, простые, разгрузочные)

принцип «воронки»

«дымовая» техника (общий открытый, блок закрытых, открытый на уточнение)

Социльно-демографическая часть

пол

возраст

образование

социально-профессиональное положение

культурная идентификация (семья)

национальность

место жительства

Правила группового анкетирования

  1.  Представиться

Дать общие пояснения по цели анкетирования и работе с анкетой

Пояснить гарантии анонимности

Ответить на вопросы

Ненавязчиво контролировать поведение аудитории  (обсуждения, подсказки друг-другу)

Пресекать демонстративность в поведении отдельных людей

Оказывать помощь в заполнении анкеты

Организовать сбор и косвенный контроль качества заполнения анкет

Как правило, анкета состоит из четырех частей.

1. Введение знакомит опрашиваемого с содержанием анкеты, дает всю необходимую информацию о цели исследования и правилах ее заполнения. Цели опроса объясняют популярно, но не пространно. После обращения кратко описывается то, что хочет получить исследователь от респондента: «Просим Вас принять участие в исследовании социальных проблем труда и производства. Нам важно знать, что Вы думаете о... Нас интересует также... Ваши суждения позволят лучше изучить...». Необходимо указать название организации, проводящей опрос.

Во введении обязательно указывают на анонимность опроса и правила заполнения. В зарубежной практике принято приводить примеры вопросов со сложной техникой заполнения и объяснять правила работы с ними.

2. Информационная часть состоит из содержательных вопросов (закрытых и открытых, вопросов-фильтров, вопросов-»меню» и т.д.), которые дают социологу необходимую информацию об объекте исследования. Вопросы следует располагать с нарастанием степени трудности,

3. Классификационная часть содержит социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения о респондентах. Иначе ее называют «паспортичкой».

4. Заключительная часть - здесь выражается благодарность отвечающему за участие в исследовании.

Части 1 и 4 представляют собой вспомогательный аппарат анкеты, а части 2 и 3 - основной, базисный.

Базисная часть анкеты, если она правильно разработана, напоминает матрешку. Она состоит из содержательных блоков, посвященных какой-то одной теме (условиям труда, участию в голосовании и т. д.), каждый строится по той же схеме, что и анкета в целом. Блоки сосуществуют на одном анкетном пространстве, которое организовано так же (или приблизительно так же), как и каждый блок в отдельности.

Действительно, в любом тематическом блоке вопросы строятся по определенной логике.

Вначале идет фильтрующий вопрос, предназначенный для отсеивания некомпетентных. В уважительной форме социолог выясняет, имеет ли данный респондент прямое отношение к обсуждаемой проблеме (нововведению). Перед каждым блоком должен стоять вопрос-фильтр. На практике их используют редко. Причина одна: подразумевается, что социальные проблемы касаются всех. В действительности так бывает далеко не всегда. Чем конкретнее сформулирован вопрос, тем выше его измерительная способность, тем выше точность ответа и тем уже та категория респондентов, которой он адресован. А это достигается с помощью вопроса-фильтра. В принципе любой тематический блок должен открываться вопросом-фильтром. Но, оказывается, и анкета в целом содержит фильтр, обеспечивающий точность адресата на уровне выборочной совокупности. Функцию такого фильтра выполняет «паспортичка». После того как мы собрали и обработали на ЭВМ все анкеты, необходимо выяснить, насколько соответствует массив реально опрошенных респондентов теоретической модели выборочной совокупности. Опросили ли мы 139 специалистов в возрасте от 23 до 30 лет? Именно это число вошло у нас в предварительную модель выборки. А что оказалось на самом деле? Где взять данные? Конечно же, из «паспортички». Если в ней оказалось много «лишних», то данные опроса будут сильно смещены.

«Паспортичка» – фильтр для анкеты в целом. Она показывает социально-демографический и профессионально-квалификационный состав, который предусмотрен в модели выборки, и позволяет выявить смещения относительно генеральной совокупности. К сожалению, о контролирующей роли «паспортички» часто забывают. Ее используют только для аналитических целей: при построении двумерных связей. «Паспортичка» особенно нужна и полезна в гетерогенных выборках. Вопросы-фильтры, как и «паспортичка», классифицируют респондентов на знающих об этом и не знающих, участвующих и не участвующих, имеющих отношение к этому и не имеющих и т. д. Как только респонденты разделились на «знающих», «участвующих» и «имеющих»,  задается прямой вопрос. Это могут быть вопросы типа «Что Вы думаете по поводу...»? или «Каково Ваше мнение о достоинствах и недостатках такого-то ново введения (мероприятия и т.д.)»?

                                                        Итак:

1) Сначала респондента спрашивают о том, знает ли он о таком-то мероприятии,

2) Затем – о его мнении по поводу данного мероприятия.

3) Третий вопрос (дихотомический по своей форме) призван уточнить общую направленность мнения: «Если брать в целом, Вы одобряете или осуждаете; согласны или не согласны и т. д.»?  

4) Выяснив оценку (положительную или отрицательную), социолог в четвертом вопросе  уточняет основание такой оценки, причины подобного мнения: «Если Вы не согласны с тем, что..., не могли бы Вы пояснить свою мысль»? или «Если Вы одобряете..., то почему»?

5) Наконец, последний вопрос определяет интенсивность мнения: «В какой степени Вы  уверены в своем суждении»? А далее следует шкала интенсивности мнения: «Совершенно уверен – не уверен – трудно сказать».

Подобный «пятивопросник» в качестве модели построения любого содержательного блока вопросов в анкете очень распространен в зарубежных опросах, но редко применяется у нас. Такой прием отвечает требованиям и логики, и практики исследования. Почему же для выяснения одной проблемы потребовалось задавать пять вопросов? Специалисты считают, что одновременный охват несколькими показателями одного явления снижает вероятность ошибки. В более общем виде данное утверждение гласит: для повышения вероятности одного вывода необходимо провести более одного исследования.

Итак, для изучения одного явления необходимо несколько вопросов, для получения одного вывода – более одного исследования.

Блок вопросов может быть построен  по принципу «воронки», когда последовательность вопросов ведет к получению все более глубокой и конкретной информации о явлении. В этом случае беседа развивается от общих вопросов к частным. Блок из пяти вопросов построен по этому принципу.

Другой вариант построения блока вопросов – «батарея», когда вопросы касаются разных и равнозначных друг другу аспектов изучаемого явления, например, охватывают 5-6 характеристик образа жизни.

Композиция анкеты определяется задачами исследования, темой опроса и особенностями вопросов. Расположение вопросов (или блоков вопросов) может следовать логике раскрытия темы. Иногда такая последовательность сознательно нарушается социологом в методических целях. Например, дополнительный вопрос, контролирующий достоверность ответа на основной вопрос, обычно помешается в другой части анкеты. Удаляются друг от друга вопросы, вызывающие «эффект эха», при котором ответ на один вопрос предваряет ответ на следующий:  («Считаете ли Вы, что к людям вообще следует относиться с доверием»? «Рассказываете ли Вы о своих семейных заботах товарищам по работе»?) Для решения подобных методических задач вопросы в анкете могут располагаться без очевидной тематической последовательности.

Существует практика объединения в одной анкете различных тематических блоков: так называемые анкеты-омнибусы. Это как бы сборник вполне самостоятельных коротких анкет. В западной социологии и в опыте работы Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) такие анкеты применяются для коммерческих опросов, проводимых по заказам различных организаций. В таких анкетах предусматриваются специальные переходы от одной темы к другой. Формулировки переходов имеют целью переключить внимание респондента на восприятие нового предмета опроса.

    Графическое оформление анкеты включает следующие элементы:

  •  четкость шрифта,
  •  его разновидности (курсив, полужирный, петит и т. д.),
  •  достаточное место для записи свободных ответов,
  •  шрифтовые выделения пояснений,
  •  стрелки - указатели переходов от вопроса-фильтра к другим вопросам.
  •  Особой разновидностью графического оформления выступает иллюстрация в виде рисунков. Вопросы-иллюстрации и графическое оформление выполняют психологическую функцию (снимают утомление, переключают внимание) и методическую (поясняют содержание вопросов).

Шкалы измерений

Измеряй все доступное намерению и не делай недоступное измерению доступным.

Измерение (квантификация) это процедура приписывания количественной определенности изучаемым качественным признакам,

Измерительные процедуры: тестирование, рейтинг, экспертные оценки, ранжирование популярности, опросы.

Шкала измерительная часть инструмента, оценивающая эмпирические индикаторы (внешние признаки измеряемых социальных свойств), расположенные в определенной последовательности по позициям.

Характеристики индикаторов в инструментарии выступают в качестве ответов на вопросы. Шкала является способом упорядочения изучаемых социальных характеристик, описывающих изучаемые явления в качественно-количественной определенности.

Формы шкал:

вербальная  словесное выражение

числовая позиция в баллах

графическая

Примечание: Индикатором такого социального свойства как «образования», является «уровень образования», а его характеристики: неполное среднее

Это вербальная позиция шкалы измерений

- среднее общее     

- среднее специальное  

- незаконченное высшее    

- высшее             

- ученая степень

С целью разработки шкалы устанавливается континуум протяженность изучаемого социального свойства, т.е. определяют крайнее состояние:

Числа выражают позиции в баллах

полностью удовлетворен начало (максимум) отсчета   

частично удовлетворен  

затрудняюсь ответить

частично не удовлетворен

полностью не удовлетворен конец (минимум) отсчета.

Числа, полученные в результате применения шкал (установок и оценок), в одних случаях могут служить непосредственной оценкой измеряемого качества, а в других основой для дальнейшей математической обработки (факторный, корреляционный и др. анализ).

Требования к шкале:

1. Валидность обоснованность,  т.е. измерение того свойства, которое надо измерять.

2. Полнота учет всех значений индикатора.

3. Чувствительность степень дифференцированности, то есть число позиций (чем больше, тем чувствительнее).

Типы шкал

1. Номинальная (неупорядоченная) это шкала наименований, состоящая из перечня качественных объективных характеристик (пол, национальность, род занятий, образование и т.п.) или мотивов, установок, мнений и т.п.

Возраст

180 – до 20 лет

181 – 20-24 года

182 – 25-29 лет

183 – 30-34 года

184 – 35-39 лет

185 – 40-44 года

186 – 45-49 лет

187– 50-54 года

188 – 55-59 лет

189 – 60 лет и старше

Каков уровень дохода на одного члена Вашей семьи?

190 – менее 350 руб.

191 – 351-450 руб.

192 – 451-550 руб.

193 – 551-650 руб.

Трудовой стаж на предприятии, где Вы в настоящее время работаете:

468 – менее 1 года

469 –1-2 года (полных)

470 – 3-5 лет

471 – 6-10 лет

472 –11-15 лет

473 – 16 и более лет

Пол:

487 – мужской

488 – женский

489 – Национальность __________________________ (напишите)

Какие проблемы вызывают у вас наибольшее беспокойство и заслуживают особого внимания в печати?

82 – экономический кризис

83 – социальная незащищенность людей

84 – политическая нестабильность

85 – межнациональные конфликты

86 – угроза распада страны

87 – возрождение села

88 – преступность

89 – экологическая ситуация

90 – нравственность

91 – культура населения

92 – воспитание молодежи

93 – международные дела

94 – оборона страны

95 – другие (напишите) ______________________.

На основе применения номинальной шкалы (выбор вариантов ответов) проводят следующие расчеты: 

1) находят частоты распределений в абсолютных числах или процентах; 

2) определяют модальную величину (моду), выявляющую по каким-либо социальным признакам группу с наибольшей численностью; 

3) находят связи между двумя рядами свойств.

 Примечание: Для анализа сопоставления распределения по двум признакам рассчитываются коэффициенты сопряженности Пирсона (p) и конкордации (согласия).

2. Порядковая (ранговая) это шкала упорядочивания проявлений изучаемых свойств в строгом порядке (от наиболее значимого к наименее или наоборот).

 Проранжированные относительно друг друга признаки выражают отношение респондента к чему-либо.

1 позиция предпочтительнее, чем вторая; 2 – чем 3 и т. д. без присвоения баллов

Общий вид порядковой шкалы:

- максимально положительный ответ

- положительный ответ

- нейтральный ответ

- отрицательный ответ

- максимально отрицательный ответ

Дискретный континуум порядковой шкалы позволяет рассчитывать ранговые корреляции (по Спирмену или по Кендаллу).

3. Интервальная (метрическая) это шкала разностей (интервалов) между упорядоченными проявлениями изучаемого социального свойства присвоения этим делениям баллов или числовых значений.

Общий вид интервальной шкалы: балл:

1 максимально положительный ответ – 5

2 – положительный ответ – 4

3 – нейтральный ответ – 3

4 – отрицательный ответ – 2

5 – максимально отрицательный ответ – 1

С среднеарифметическая величина

Р общее количество ответивших

Р1-5 количество оценивших баллом

Интервалы в этой шкале могут быть:

равными;

неравными.

Непрерывный континуум интервальной шкалы позволяет рассчитывать средневзвешенные величины, коэффициент дисперсии, характеризующий степень разбросанности признака. При этом средневзвешенные величины используются в качестве разного рода индексов, выполняющих функцию классификации, измерения и сравнения.

Вопросы для повторения

1. Дайте понятие социологического исследования (СИ).

2. Раскройте цель и задачи СИ.

3. Что такое «стратегия СИ»?

4. Покажите особенности разведывательного (поискового) СИ.

5. Раскройте особенности описательного СИ.

6. Определите особенности аналитического СИ.

7. Дайте анализ особенностей монографического, панельного, трендового и когортного СИ.

8. Раскройте содержание основных методов СИ: наблюдения, анализа документов и опроса.

9. Какие виды опросов Вы знаете?

10. Что такое сплошное и выборочное исследования?

11. Дайте определения генеральной совокупности и выборочной совокупности.

12. Что такое «репрезентативность выборки»?

13. Отметьте особенности основных методов выборки: 1) метод механической выборки; 2) метод серийной выборки; 3) метод гнездовой выборки; 4) метод основного массива; 5) метод квотной выборки.

14. Раскройте последовательность процедуры СИ.

15. Определите основное содержание рабочего плана СИ.

16. Какие разделы содержит программа СИ?

17. Что включает теоретико-методологический раздел программы СИ?

18. Что содержит организационный раздел СИ?

19. Дайте определения целей, задач, объекта и предмета СИ.

20. Что такое теоретическая интерпретация понятий?

21. Что такое эмпирическая интерпретация понятий?

22. Что такое операционализация понятий?

23. Дайте определение и классификацию гипотез.

24. Что такое анкета СИ?

25. Каковы требования к составлению анкет?

26. Определите основное содержание анкеты.

27. Что включает инструкция по организации полевого исследования?

28. Что включает инструкция анкетеру?

29. Каковы правила работы и этические нормы анкетера?

30. Как происходит обработка и анализ полученной эмпирической информации?

31. Что включает отчет по СИ?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58680. Обрывная аппликация. Цыплёнок 41 KB
  Цель урока: Выполнить работу в технике обрывной аппликации Задачи: Образовательная: отработать навыки работы с бумагой клеем. Оборудование урока: для учителя: образцы различных видов аппликаций этапы изготовления цыплёнка шаблоны.
58682. Уроки трудового обучения. Структура урока технологии (труда) 69.5 KB
  Структура урока технологии труда Уроки трудового обучения по своим дидактическим целям содержанию методам обучения могут быть очень разнообразны. Для того чтобы учителю в должной мере овладеть методикой организации и проведения уроков необходимо прежде всего знать общие этапы...
58683. Мозаика «Собака» 42.5 KB
  Цель: выполнить проектную работу в технике мозаика Собака. Обучать выполнению аппликации мозаика. Но давайте сначала разберемся: знаете ли вы в какой технологии сделана эта работа Мозаика правильно А теперь посмотрите на экран.
58686. Работа с ватой на бархатной бумаге. Объект труда: аппликация – белка 64 KB
  Что является основой основой является бархатная бумага Какого цвета выбран фон Почему Можно ли его поменять Из какого материала мы будем выполнять работу мы будем работать с ватой бархатной и цветной...
58687. Цветочная лужайка. Пришивание пуговиц 52.5 KB
  Цель урока: Учить пришивать плоские пуговицы. пуговицы Молодцы Что же такое пуговица Пуговица это застежка на одежде предназначенная для соединения ее частей. Для чего пуговицы нужны Для того чтобы быть всегда опрятным человек должен следить за своим внешним видом за одеждой.
58688. Улитка 51 KB
  Цель урока: Создание полуобъемной аппликации «Улитка» Задачи: Образовательные: Учить выполнять полуобъемную аппликацию. Ознакомить с видами бумаги. Развивающие: Развивать мелкую моторику рук. Развивать мышление. Развивать глазомер...