39674

Цели, задачи и механизм социологического исследования

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Цели задачи и механизм социологического исследования Вопросы лекции: Назначение и виды социологических исследований. Содержание программы социологического исследования Назначение роль и виды социологических исследований. Классификация методов: по масштабу применения по уровню знания по методической стратегии по этапам исследования. Содержание организационного раздела: рабочий план инструкция по организации полевого исследования инструкция анкетеру правила работы и этические нормы.

Русский

2013-10-08

83.5 KB

5 чел.

Тема 1.3/1. Цели, задачи и механизм социологического исследования

Вопросы лекции:

  1.  Назначение и виды социологических исследований.
  2.  Содержание программы социологического исследования

Назначение, роль и виды социологических исследований. Понятие и назначение социологических исследований (СИ). Стратегический план, характер и типология выборки в СИ. Поисковый, описательный и экспериментальный планы СИ и их особенности. Поисковый план и пилотажное исследование. Специфические виды исследований: монографическое, панельное, трендовое, когортное и др.

Сплошное и выборочное исследование. Особенности выборки. Генеральная совокупность и выборочная совокупность. Репрезентативность выборки. Основные методы выборки: 1) метод механической выборки; 2) метод серийной выборки; 3) метод гнездовой выборки; 4) метод основного массива; 5) метод квотной выборки.

Программа и процедура социологических исследований. Роль научно-организационной деятельности в СИ. Типичная схема проведения СИ: разработка программы, рабочего плана и вспомогательных документов – сбор эмпирических данных (полевой этап) – обработка и анализ полученной эмпирической информации. Важность программы СИ и ее содержание (теоретический раздел, методический раздел, организационный раздел).

Теоретический раздел программы СИ и его содержание: проблемная ситуация, область целеполагания, область разработки общей концепции, переход к разработке процедурно-методического раздела.

Основное содержание методического раздела. Понятие метода, инструментария, методики, техники, процедуры. Классификация методов: по масштабу применения, по уровню знания, по методической стратегии, по этапам исследования.

Содержание организационного раздела: рабочий план, инструкция по организации полевого исследования, инструкция анкетеру, правила работы и этические нормы.

  1.  Назначение и виды социологических исследований.

Социологические исследования - это система логически последовательных методологических, методических и организационных технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.

Социологическое исследование включает в себя следующие взаимосвязанные этапы:

1. Подготовка исследования.

2. Сбор первичной информации.

З. Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка (вручную или на ЭВМ).

4. Анализ обработанной информации, формулировка выводов и практических рекомендаций.

Классификация социологических исследований может быть проведена по ряду показателей.

1. Выделяются три основных вида исследования в зависимости от масштабности и сложности поставленных задач: разведывательное (оно также называется зондажным), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование - наиболее простой вид конкретного социологического исследования. Оно решает ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности. Его отличают упрощенная программа и методика и сжатый по объему инструментарий. В прикладной социологии инструментарий включает методические документы, необходимые для сбора первичной информации: анкеты, бланки - интервью, карточки для фиксации наблюдений и т. д.

Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос. Он проводится, как правило, в целях получения оперативной информации о каком-либо конкретном факте, событии, явлении (например, выявление отношения к какому - ни будь  актуальному событию).

Описательное исследование - более глубокий социологический анализ. Объектом исследования здесь выступает достаточно большая общность людей, неоднородная по своим характеристикам, что позволяет делать сравнение и сопоставление. Например, коллектив большого цеха, где можно выделить группы рабочих, занятых ручным, механизированным и автоматизированным трудом, имеющих разный уровень образования, различные возрастные характеристики и т.д. Ввиду сложности программы и масштабности исследования здесь используется машинная обработка результатов

Аналитическое исследование - самый сложный и глубокий вид социологического исследования. В отличие от описательного оно предполагает также выявление причин, обусловливающих тот или иной характер наблюдаемого явления, его динамику и т.д.

Данное исследование носит комплексный характер, как по методам сбора информации, так и по другим показателям. Оно может охватывать большие массивы исследуемых, проводиться в рамках города, региона, республики, может быть международным.

Отметим, что изучение социологии в вузе предполагает овладение студентами методикой проведения лишь описательного исследования. Углубленное изучение теории и практики социологических исследований возможно через спецкурс и спецсеминар.

В социологии используется и метод эксперимента. Эксперимент служит не только методом сбора данных, но и в той или иной степени видоизменяет действительность. Гипотезы в ходе эксперимента проверяются непосредственно на практике. К примеру, мы выдвинули, гипотезу, что определенные изменения в организации учебного процесса студентов могут привести к более глубокому усвоению знаний. В одной из групп данные изменения реализуются, в контрольной - остаются прежними. Эксперимент проводится в течение семестра (года), затем анализируются результаты. Разумеется, это лишь упрощенная схема с целью дать некоторое представление о данном виде исследования. На практике - это один из наиболее сложных видов исследования, требующих тщательной подготовки и «чистоты»  ведения.

2. Другими показателями классификации исследований могут быть разные методы, формы их проведения.

Опрос - наиболее распространенный метод исследования, с помощью которого добывается до 90% социологических данных.

Социологическое наблюдение, позволяющее проанализировать, явление в развитии.

Изучение документов и как его разновидность контент - анализ,  когда применяется процедура формализованного анализа документов при социологическом изучении и обобщении большого объема информации.

3. Наконец, явления могут изучаться в статике или динамике. 

В первом случае мы имеем дело с разовым (точечным) исследованием, во втором - с повторным. Особым видом повторного исследования выступает панельное исследование, которое проводится через определенные промежутки времени с одной и той же категории обследуемых. Например, мы хотим проанализировать динамику  анкетирования студентов первого курса педагогического института, затем те же самые студенты отвечают на те же вопросы на выпускном курсе, и, наконец, исследование повторяется еще раз с теми же респондентами, но уже имеющими, допустим, двухлетний трудовой стаж после окончания вуза.

Организационно-методическая работа по подготовке  и проведению социологического исследования.

Задача: Унифицировать многообразный и развивающийся аппарат современной социологии и широкой научной общественности, ознакомиться с методикой прикладной социологии.

Усиление практической стороны обучения в обработке профессиональных приемов, навыков ориентирует на необходимость сопровождения изучения прикладной социологии демонстрацией образцов процедурно-методического инструментария, наглядными представлениями технологии в рамках логической структуры реализации социологическо-исследовательского проекта.

Социологическое иссследование - это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить конечные и начальные сборы, измерения, обобщения, анализ социологической информации.  

Социологическо-исследовательский проект - это система научно-исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных явлений на основе фактологических данных.

  1.  Содержание программы социологического исследования

ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СИ

Программа - это изложение общей концепции исследовательского проекта , заключающей в себе поэтапное программирование и правила процедур научно - практической исследовательской деятельности.

Программа выражает понимание и знание:

1) Что надо делать.

2) Чем выполнить задуманное.

3) Как выполнить задуманное.

Функции программы:

1) теоретическо-методологическая, которая позволяет определить научную проблему и подготовить основы для ее решения,

2) методическая, которая позволяет наметить способы сбора данных и описания ожидаемых  результатов,

3) организационная, которая позволяет спланировать деятельность исследователя (коллектива) на всех этапах работы.

Основные требования к программе:

- необходимость,

- четкость,

- ясность,

- гибкость,

- логическая последовательность структуры.

Социальное исследование проводится на основе социального заказа, который формулируется по инициативе заказчика.

Заказчик - представитель управленческих структур, стремящийся в условиях неясности, недостатков, трудностей, разногласий, конфликтов получить инновационную информацию и рекомендации к нововведениям по их устранению, которые не могут дать функциональные службы, имеющие дело с узкими участками производственных процессов.

Исполнитель - профессиональная группа исследователей, способная переводить поиск оптимальных решений поставленной проблемы на качественно новый социологический уровень; осуществлять системно - комплексный социологический подход методами перевода социальных явлений из исходного состояния в желаемое (новое) для заказчика. При этом дается не только социологическая инновационная информация, но и разрабатываются социологические технологии ее использования в практике решения поставленной проблемы.

1) ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ  ПРОГРАММЫ:

Логическая последовательность действий при разработке программы:

- Проблемная ситуация.

- Область целеполагания в исследовании.

- Уточнение и детализация программы.

- Область разработки общей концепции исследования.

- Переход к разработке процедурно-методического раздела.

ПРОБЛЕМА - это форма вопросительных высказываний, выражающих неопределенность которая подлежит научно-практическому решению. Ее постановка является начальным зерном всякого социологического исследования, так как сама проблема - это социальная задача, которая нуждается в непосредственном решении.

Классификация проблем:

-гносеологические;

-предметные;

-по носителю;

-по масштабам;

-по времени;

-по глубине;

ПРОБЛЕМНАЯ  СИТУАЦИЯ - это реально существующее в социальной действительности  противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).


2) ПРОЦЕДУРНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

- Процедурный  план исследования;

- Определение типа выборки: целевой, репрезентативной;

- Переход к определению методов сбора и анализа исходных данных;

МЕТОД - система правил теоретической и практической  деятельности, разработанных субъектом на основе закономерностей изучаемого объекта.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ - набор специально разработанных  документов методического характера, приспособленных к социологическим методам, с помощью которых обеспечивается сбор социологических данных (анкета , бланк , интервью).

МЕТОДИКА - система операций, предписаний с указанием процедур их применения в методах обеспечивающих условия получения социологической информации.

Разновидность методик: оригинальные, стандартные.

ТЕХНИКА - сценарий, организованные приёмы для эффективного использования метода.

ПРОЦЕДУРА - последовательность, поэтапность в реализации системы действий социолога; совокупность методических и технических средств, используемых в данном исследовании.

3)  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ.

РАБОЧИЙ ПЛАН - это перечень, схема действий социологов в данном исследовании с распределением  времени, материально-технических затрат. Планирование основано нормативов:

1) Правила регламентирующие как осуществить исследовательскую деятельность:

А) общие правила планирования и проведения исследования;

Б) расчеты продолжительности, трудоемкости и финансирования;

В) приемы  структурирования исследовательского процесса.

2) Конкретные операции, совершаемые при сборе данных и отчёте, обеспечивающие качество и надежность полученных результатов (объем выборки, набор методик, технические средства и т.д.).

Подготовка социологического исследования начинается с разработки программы. Прежде всего она предполагает определение и обоснование проблемы исследования.

Социологической проблемой является, как правило, реально возникшее жизненное противоречие, как частного, так и общего характера.

Приведем некоторые примеры.

- Стремление общества к укреплению семьи и его заинтересованность в этом, с одной стороны, и рост числа разводов - с другой.

- Потребность сельских школ в квалифицированных учителей и их нехватка в связи с постоянной текучестью кадров.

- Намерение расширить домашнее воспитание дошкольников; сокращение в связи с этим детских дошкольных учреждений и ограниченные возможности семей осуществлять такое воспитание и т.д.

Без выявления реальной картины, объективного звания о том или ином процессе и явлении невозможно спрогнозировать широкие социальные последствия принимаемых решений. В результате благое, казалось бы, намерение может дать негативный результат.

Социологическое исследование преследует практические цели призвано дать объективную информацию для выработки управленческих решений. Исходя из названных выше проблем, целью исследования может быть, например, выявление установки семьи на воспитание ребенка в детском дошкольном учреждении, либо иные варианты (в основном домашнего воспитания, но в сочетании с детской дошкольной гимназией, консультационным пунктом и т.д.).

Подготовка исследования включает определение его объекта и предмета.

Объект - это определенная система процессов, отражающая ту или иную социальную проблему. В нашем примере это – социальные условия, в которых проходит дошкольное развитие ребенка.

Предмет – это часть социальных явлений, которая подвергается социальному измерению, анализу и выявлению закономерностей, которым данные явления подчиняются.

Важную роль призван сыграть логический анализ основных понятий.

Он предполагает точное объяснение используемых категорий, обоснование их содержания.

Приступая к исследованию, социолог формулирует гипотезы.

Если говорить об исследованиях разведывательного характера, с которыми в процессе работы приходится сталкиваться учителю и воспитателю, то правомерно говорить не о научной, а о рабочей гипотезе. Рабочая гипотеза - это предположение, одно из первых объяснений явления, которое в ходе исследования предстоит подтвердить или опровергнуть. Это – предварительная конструкция, выявляющая основную, ведущую идею для дальнейшего изучения. Гипотеза предопределяет внутреннюю логику исследования его задачи.

Поясним на примере, обратившись к одной из названных выше проблем. Социолог выдвигает гипотезу, что в настоящее время большинство семей ориентируется на общественное воспитание, причем такая установка обусловлена социально – экономическими причинами. Следовательно, необходимо поставить задачи выявления связи уровня дохода  и ее установки на воспитание; наличие или отсутствие свободных членов семьи, имеющих возможность воспитывать ребенка дома (бабушки, дедушки) и т.д. Наряду с основной могут быть и  дополнительные гипотезы. К примеру, влияние уровня образования родителей и характера их работы на установку семьи; типа детского дошкольного учреждения (районный, ведомственный, частный детский сад) и т.д.

Программа включает определение обследуемой совокупности. Поскольку абсолютное большинство  исследований носит не сплошной, а выборочный характер, очень важно грамотно, по определенным правилам отобрать необходимое количество людей для опроса, т.е. провести выборку (ниже мы рассмотрим методы отбора единиц анализа).

Исходя из того, что часть может служить моделью целого (разумеется, отобранная по определенным правилам), в социологии принято правило: если объект исследования насчитывает более 500 человек, применяется выборочный метод.

Необходимо определить ряд ключевых понятий:

Генеральная совокупность - весь объект, на который распространяется выводы исследования, круг людей, характеризуемых заданным социальным, признаком. Он обычно локализован территориально, во времени в т.п. К примеру: выпускники ПТУ определенного города, одинокие пенсионеры района, студенты - первокурсники вечерних отделений и т. д.

Единицы анализа - элементы выбранной, или обследуемой совокупности. Ими могут быть как индивиды, так и, например, учебные группы, бригады и т.д.

Выборочная совокупность - отобранное по строго заданному правилу число элементов генеральной совокупности, подлежащее непосредственному исследованию.

Каковы же основные методы выборки?

1. Метод механической выборки, когда из общего списка генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое число респондентов (например, каждый 10-ый)

2. Метод серийной выборки. При этом генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой пропорционально отбираются единицы анализа (например, по 20% родителей из каждой группы детского сада,  если все родители представляют генеральную совокупность).

3. Метод гнездовой выборки. В качестве единиц отбора выступают не отдельные респонденты, а группы (подразделения с последующим сплошным опросом в них). Данная выборка будет представительна, если состав групп схож.

4. Метод основного массива - опрос 60-70% генеральной совокупности.

5. Метод квотной выборки. Наиболее сложный метод, требующий определения не менее четырех признаков, по которым проводится отбор респондентов. Применяется обычно при большой генеральной совокупности.

Следует отметить, что в практике работы социологов сложились достаточно надежные подходы к выборке, которые можно использовать учителю и воспитателю. Если опрос проводится в рамках класса, представительным (репрезентативным) будет сплошное анкетирование. В масштабах школы, дошкольного учреждения следует опросить 25%. При массовых опросах (генеральная совокупность в пределах 5000 чел.) достаточной является 10%-я выборка.

Целесообразно составить рабочий план исследования.

В ходе подготовки исследования важное место занимает разработка инструментария: анкет, бланков- интервью, учетных карточек или дневников наблюдений, наличие фото- кино- радиоаппаратуры и т.д.).

Что представляет собой анкета и каковы требования к ней?

Анкета - наиболее широко распространенный  инструмент социологического анализа. Грамотная анкета - не просто любой набор вопросов, существуют определенные правила ее составления, требования к вей. Лишь при соблюдения этих условий мы можем получить объективные количественно-качественные характеристики предмета анализа.

-Все вопросы должны быть четко сформулированы и понятны респонденту (включая используемые термины).

-Они не должны превышать возможности памяти и компетентности опрашиваемого (респондента).

-Не должно быть перегруженности вариантами ответов, предложенных в анкете.

-Вопросы не должны вызывать отрицательных эмоций и задавать самолюбие респондента.

Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются по тематическим блокам.

По форме вопросы могут быть открытые и закрытые. Закрытым, называется такой вопрос анкеты, на который предложен полный набор вариантов ответа. Респондент, прочитан его, должен лишь подчеркнуть (или обвести кружком) тот вариант (или несколько их), который соответствует его мнению.

Открытый вопрос не содержит вариантов ответа, и опрашиваемому предлагается самому сформулировать и вписать ответ.

Используются прямые и косвенные вопросы.

Нередко в анкету включаются контрольные вопросы, которые позволяют уточнить правдивость ответа. Например, в анкету для родителей детей, посещающих детский сад, был включен вопрос: "По какой причине Вы водите ребенка  в детский сад. а) не с кем оставить дома, б) в детском саду ребенок получит лучшее развитие, в) детский сад дает хорошую возможность  ребенку адаптироваться в коллективе.

Многие родители подчеркнули пункты б) и в). В конце анкеты содержался контрольный вопрос "Если бы у Вас была возможность воспитывать ребенка дома, водили бы Вы его в детский сад?" Вопрос был закрытый и содержал 2 варианта ответа: а) да и б) нет.

Интересно то, что часть респондентов, подчеркнувших в первом вопросе пункты б) и в), отвечая на контрольный вопрос, подчеркнули пункт б). Следовательно, правомерно сомневаться в искренности их ответов на первый вопрос.

Анкета включает также обращение к респонденту и краткую инструкцию по ее заполнению.

Кроме названных элементов социологического инструментария, необходимы другие методические и  вспомогательные  материалы: инструкции анкетерам и интервьюерам, рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы (если обработка осуществляется на ЭВМ) и т.д.

В социологическом исследовании используются понятия "индикатор" и "шкала измерения".  Индикаторами называются все факты (показатели), которые используются для социологического измерения. Эти факты могут быть объективными, например, уровень образования, и субъективными (степень удовлетворенности организацией учебного процесса). Последовательность расположения их образует шкалу измерения. Шкалы  могут быть номинальные (измеряющие объективные признаки и характеристики: пол, возраст, образование и т.д.) и ранговые (к примеру, перечислить в порядке значимости качества, которые респондент считает наиболее важными  для педагога).

После завершения подготовительного этапа исследования проводится сбор первичной социологической информации.

Давая классификацию исследований, мы выделили несколько видов, исходя из характеристики различных методов.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является массовый опрос.  Существует несколько видов опроса.

Анкетирование. Оно может быть групповым и индивидуальным.

При групповом анкетировании работа проводится непосредственно в классе, группе, бригаде (анкетер работает с группой в количестве 20-25 человек). Этот метод удобен тем, что респонденты имеют возможность получить дополнительные разъяснения, уточнения; анкетер может проверить правильность заполнения анкет. Как правило, при этом бывает 100%-й возврат анкет.

При индивидуальном анкетировании респонденты получают анкеты на руки, возвращают через установленное время. Практика показывает, что качество заполнения и процент возврата анкет ниже, чем при групповом методе.

Опрос может быть почтовым, когда анкета рассылается по адресам.

В последнее время широкое распространение получает прессовый опрос. Следует отметить, что неправомерно широко экстраполировать его результаты и делать далеко идущие выводы: Примером некорректного использования результатов прессового опроса может служить проведенный в 1991г. еженедельником "АиФ" исследование по выявлению отношения населения страны к вопросу о частной собственности на землю. По данным еженедельника (затем они многократно тиражировались средствами массовой информации), свыше 90% населения страны выступало за введение частной собственности на землю, что никак не соответствует реальному положению вещей

Интервьюирование. Для его проведения необходима специальная подготовка, Данный вид опроса имеет свои плюсы и минусы. Живое общение, бесспорно, имеет ряд преимуществ, но, с другой стороны, здесь утрачивается анонимность, характерная для анкетирования, что может привести к получению менее искренних ответов.

Оперативным видом массового опроса является телефонное интервью. Оно тоже должно быть проведено грамотно. Ясно, что зависимости от того, в какое время дня, в каких районах города и т. д. оно будет проводиться, мы получим различные результаты.

Метод экспертной оценки. В качестве респондентов в данном случае выступают специалисты (эксперты).

Другим методом сбора социологической информации является социологическое наблюдение. Оно позволяет получить "срез" знаний каком-либо явлении или процессе в его динамике. Формы и приемы фиксации результатов - бланк или дневник наблюдения, фото - кино или радиоаппаратура. Ценность наблюдения в том, что оно позволяет "схватить" живую жизнь. Интересными могут быть такие темы. "собрание глазами социолога", "очередь  глазами социолога" и т. д.

Анализ документов. Эффективный метод сбора информации. Часто применяется в сочетании с другими методами, например, анкетированием. При этом может носить и контрольный характер. В учебном заведении интересный эмпирический материал может дать вузовская и школьная статистика, личные дела школьников и студентов, отчеты, справки, другая документация.

Социологическим материалом может быть фото - и кино - документация.

Следует сказать и о методе социометрии, с помощью которого исследуются межличностные отношения в малых группах. Студенты знакомятся более подробно с этим методом в курсе психологии.

После завершения сбора социологической информации ее необходимо обработать.

Прежде всего проводится проверка анкет и бланков интервью на точность и полноту заполнения. Если отсутствуют ответы (либо неправильно выполнены) на 30% вопросов и более анкета выбраковывается и не подлежит обработке.

Небольшие анкетные массивы до 300 экземпляров) можно обрабатывать вручную. Большие - на персональных компьютерах или ЭВМ. В этом случае необходимы дополнительные процедуры: кодировка информации, подбор программы обсчета н т. д.

После получения результатов математического обсчета исследователь может  приступать к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его обществоведческой и специальной подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности.

На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.

Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т. д., анализ эмпирического материала, теоретические выводы и практические рекомендации).

Приложение к отчету включают методические и вспомогательные документы (анкеты, инструкции и т. д.)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5398. Законодательные основы предпринимательской деятельности в фармации. Способы мошенничества 118.5 KB
  Законодательные основы предпринимательской деятельности в фармации Закон РФ О коммерческой тайне Слагаемые понятия безопасности. Способы мошенничества. ФЗ О несостоятельности (банкротстве). Признаки банкротства...
5399. Основные положения системного анализа 74.5 KB
  Основные понятия и определения системного анализа В настоящее время наиболее конструктивным из направлений системных исследований считается СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ, который впервые появился в работах корпорации RAND в связи с задачами военного управл...
5400. Метод проецирования 216.5 KB
  Метод проецирования 1.1. Центральное проецирование Центральное проецирование является наиболее общим случаем получения проекций геометрических фигур. В основу построения любого изображения положена операция проецирования, которая заключается в следу...
5401. Философия: функции, этапы развития и современные подходы 96.5 KB
  Философия: функции, этапы развития и современные подходы. Вопрос 1 Типы мировоззрения, вопросы и периоды развития философии. Ценность любой философии, в конечном счёте, измеряется её способностью превратиться в живую популярную философию (А. Швейцер...
5402. Введение в управление качеством 99.5 KB
  Введение в управление качеством Качество как экономическая категория и объект управления Современные предприятия определяют качество как неотъемлемый, важный компонент, обеспечивающий конкурентоспособность и долгосрочное существование предприяти...
5403. Этический и коммуникативный аспект культуры речи 253.5 KB
  Этический и коммуникативный аспект культуры речи План 1. Общая характеристика коммуникативных и этических норм. Их взаимодействие 2. Этические и коммуникативные нормы в рамках коммуникативной ситуации 3. Речевой этикет 4. Коммуникативные качества ре...
5404. Генетика бактерий и вирусов 46.5 KB
  Генетика бактерий и вирусов. Молекулярная биология, изучающая фундаментальные основы жизни, является в значительной степени детищем микробиологии. В качестве основных объектов изучения в ней используют вирусы и бактерии, а основное направление- моле...
5405. Классификация теплового оборудования предприятий общепита 63.5 KB
  Классификация теплового оборудования предприятий общепита Тепловое оборудование предприятий общественного питания можно классифицировать следующим образом: 1) по организационно-техническому признаку 2) по функциональному или технологическому назнач...
5406. Введение в патологическую анатомию (патологию) 35 KB
  Введение в патологическую анатомию (патологию) В истории развития пат. Анатомии выделют 4 периода: Анатомический (с древности до начала 19 века) Микроскопический (с первой трети 19 века до 50х годов 20 века) Ультрамикроскопиеский (...