39676

Культура полемики и дискуссии

Контрольная

Логика и философия

Виды публичных споров. Требования к ведению спора. Доказательство в споре.

Русский

2013-10-08

24.19 KB

16 чел.

Культура полемики и дискуссии

Понятие  о споре.

Виды публичных споров.

Требования к ведению спора.

Доказательство в споре.

Аргументация в споре.

Спор обычно рассматривается как своего рода словесное состязание, столкновение мнений, при котором каждая сторона отстаивает свою точку зрения.

Дискуссия – это публичный спор, цель которого – выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск и выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Отличительная черта дискуссии – отсутствие тезиса, вместо этого дается тема обсуждения. Дискуссия – метод, активизирующий процесс изучения чего-либо.

Полемика – спор, при котором имеется конфронтация сторон, мыслей, идей. Главная цель не поиск истины, а стремление победить противника, одержать над ним победу.

Это борьба принципиальна противоположных мнений, публичный спор с целью отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Диспут –публичный, заранее подготовленный спор на научную или общественно важную тему.

Дебаты – публичное обсуждение какой-либо общественно важной проблемы с формулированием различных точек зрения на нее.

Прения – споры, при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях.

Виды публичного спора

Они выделяются в зависимости от главных факторов, которые влияют на характер спора.

1.Цель спора:

–         во имя истины

–         ради убеждения оппонента

–         для победы над противником

–         спор ради спора.

2.Социальная значимость предмета спора (чьи интересы отстаиваются):

–         общечеловеческие

–         государственные

–         национальные

–         соц. группы

–         семейные

–         личные.

3.Количество участников:

–         спор-монолог (внутренний спор)

–         спор-диалог

–         спор-полилог.

4. Наличие публики:

–         спор при слушателях (оказывают влияние)

–         спор без слушателей

–         спор для слушателей

5. Форма проведения:

–         устный спор

–         письменный (в СМИ).

6. Степень организованности спора:

– сосредоточенный (тезис не меняется, обсуждение строится только вокруг него)

– бесформенный (тезисы меняются, основной тезис упускается из внимания)

7. Подготовленность спора:

–         организованный (по предварительным вопросам, по плану)

–        неорганизованный (стихийный, менее продуктивен)

Существуют определенные требования к ведению спора:

  1.  Не следует спорить без особой необходимости.
  2.  Необходимо сразу выделить предмет спора и не выходить за его рамки.
  3.  Спор может состояться только, существуют несовместимые представления об одном и том же предмете, явлении и т.д.
  4.  Позиции участников должны быть определенными и ясными.
  5.  Нужно сразу уточнить значения понятий термина, чтобы не вкладывать в них разный смысл.
  6.  Спор требует определенного знания логики.
  7.  В споре нужно стремиться к выяснению истины, а не пытаться утвердить собственное мнение.
  8.  Нужно соблюдать культуру поведения в споре, т.к. манера дискутировать влияет на успех убеждения:

  1.  Необходимо сохранять выдержку и самообладание, т.к. горячность, навязывание своего мнения отрицательно воспринимать и мешает согласиться с нами;

  1.  Недопустимы раздражения в голосе, злобные выпады, брань, недовольное или презрительное выражение лица: они полностью развенчивают полемиста в глазах оппонента и публики, уничтожают завоеванный ранее авторитет.
  2.  Важно правильно оценить своего оппонента:

–   сильный противник (компетентный, авторитетный, уверенный в себе)

– слабый противник (недостаточно осведомленный, нерешительный, неопытный полемист)

–  равный нам по уровню знаний и полемическому мастерству.

  1.  Не стоит бояться признавать в ходе спора свои ошибки.

Доказательство в споре

Существуют два способа утверждения собственной правоты: доказывание и убеждение. Доказывание и убеждение – это разные процессы, хотя и тесно связанные друг с другом. Доказывать означает устанавливать истинность какого-либо положения, а убеждать— это создавать впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана. Доказательство базируется на логике, а убеждение связано с  воздействием на эмоции человека.

В логике доказательство – это логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей. Всякое логическое доказательство включает три взаимосвязанных элемента: тезис (мысль или положение, истинность которого требуется доказать), аргументы, или основания, доводы (положения, с помощью которых обосновывается тезис), демонстрация, или форма, способ доказательства (логическое рассуждение, совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов).

Различают доказательство прямое и косвенное. При прямом доказательстве тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений. Косвенное доказательство предполагает обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения – антитезиса. Из ложности антитезиса на основании закона исключенного третьего делается заключение об истинности тезиса.

К прямому и косвенному доказательствам нередко прибегают одновременно. В этом случае говорящий обосновывает свой тезис и показывает несостоятельность антитезиса.

При построении логического доказательства необходимо знать и соблюдать правила выдвижения тезиса и аргументов.

Правила относительно тезиса:

1) тезис должен быть четко сформулирован;

2) тезис должен оставаться неизменным в ходе данного доказательства;

3) тезис не должен содержать в себе логического противоречия.

Правила относительно аргументов:

1) в качестве аргументов должны быть использованы истинные положения;

2) истинность аргументов должна быть доказана независимо от тезиса;

3) аргументы должны быть достаточными для данного тезиса.

При нарушении этих правил в доказательстве возникают различные логические ошибки:

1.Подмена тезиса. Суть ее заключатся в том, что доказывается или опровергается не тот тезис, который был выдвинут первоначально. Эта ошибка может быть как непроизвольной, неумышленной, так и преднамеренной.

2.Ложное основание, или основное заблуждение. Возникает при  ссылке на несуществующие документы, якобы опубликованные материалы, на исследования, которые не проводились. Однако эта ошибка может быть и непреднамеренной, она возникает из-за недостаточной компетентности человека.

3.  Предвосхищение основания – в качестве аргумента берется недоказанное положение, совершается ошибка. Это положение не является заведомо ложным, но оно само нуждается в доказательстве, которое должно показать его истинность.

4.  Порочный круг или круг в доказательстве – тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из этого же тезиса. Обнаружить эту ошибку в рассуждениях не всегда бывает легко, поэтому порой она остается незамеченной и создается впечатление что выдвинутый тезис доказан.

Аргументация

Аргументация – это приведение доводов с целью изменения позиции другой стороны.

Аргумент – составная часть доказательства, это мысль, истинность которой проверена и доказана.

В процессе общения используются различные виды аргументов.

Со времен Аристотеля аргументацию, раскрывающую и определяющую выбор одной из альтернатив, представленных в темах выступлений, делили на:

1) естественные доказательства (свидетельские показания, документы, данные экспертизы и научного анализа и др.);

2) искусственные доказательства, которые подразделялись на:

а) логические;

б) этические, апеллирующие к общности нравственных, морально-этических представлений убеждающего и убеждаемых;

в) чувственные, обращенные к страстям, настроениям, опасениям и пр. убеждаемых. Позднее естественные доказательства были объединены с логическими доводами и получили название «ad rem» («по существу»), а остальные искусственные доказательства были названы «ad hominem» («к человеку»).

В настоящее время выделяются 2 большие группы аргументов: логические и психологические.

К логическим аргументам относятся следующие суждения:

– теоретические или эмпирические обобщения и выводы;

– ранее доказанные законы науки;

– аксиомы и постулаты;

– определения основных понятий конкретной области знаний;

– утверждения о фактах

– статистические данные

Значительную роль в убеждающей речи играют психологические доводы. Если оратор в своем выступлении затрагивает какие-либо чувства, то его речь больше воздействует на слушателей, она лучше запоминается. Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету речи. Психологические доводы практически могут затрагивать любые чувства, помогая добиться желаемого результата. Наиболее распространенными считаются следующие доводы:

– аргумент к человеку (указание на достоинства или недостатки человека с целью вызвать доверие или недоверии к позиции оппонента);

– аргумент к чувству собственного достоинства;

– аргумент к сочувствию;

– аргумент к обещанию;

– аргумент к осуждению;

–аргумент к публике (взывание к чувствам, настроениям, предубеждениям слушателей с целью отвлечь их от серьезного и объективного рассмотрения вопроса и склонить к своей точке зрения);

– аргумент к тщеславию (неумеренные похвалы оппоненту с целью смягчить его);

– аргумент к авторитету (обращение за поддержкой к лицу или идее, против которых оппонент не посмеет возразить);

– аргумент к модели – указание на положительное, авторитетное поведение, действие или решение, которое нужно взять за образец.

– аргумент к антимодели (указания на действия, решения, которому не надо следовать);

–аргумент к прецеденту (аргумент, устанавливающий предшествующий факт, как норму для последующего);

– аргумент к пользе (стимулирует осознание слушателями в своих интересах в обсуждаемом вопросе, что может усилить логические аргументы или наоборот нейтрализовать объективный подход к делу).

Используя психологические доводы, не следует забывать, что риторическая этика запрещает говорящему обращаться к низменным чувствам, а также к эмоциям, способным породить те или иные конфликты. К ним относятся злоба, зависть, алчность, агрессивность, тщеславие и др.

Необходимо учитывать, что психологические аргументы могут быть использованы недобросовестными людьми в качестве уловок и спекулятивных приемов. Вот некоторые из них:

– аргумент к силе (вместо логического обоснования прибегают к различным видам принуждения);

– аргумент к невежеству (используется неосведомленность оппонента);

– аргумент к выгоде (агитируют принять тезис, потому что это выгодно в каком-либо отношении);

– аргумент к состраданию (вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию);

– аргумент к верности (склоняют принять тезис в силу верности, привязанности, почтения и т.п.) и др.

Не следует забывать, что дело не в количестве приводимых доводов, а в их качестве. В соответствии с этим выделяют аргументы:

1. Сильные аргументы – не вызывают критики, их невозможно опровергнуть (точно установленные факты, документы и т.д.).

2. Слабые аргументы – вызывают сомнения оппонентов (выводы из неполных статистических данных, умозаключения, основанные на фактах, связь между которыми недостаточно очевидна и др.).

3. Несостоятельные аргументы – позволяют дискредитировать оппонента, применившего их (ложные факты, искаженные данные статистики и т.д.).

Контрольные вопросы:

  1.  Раскройте содержание понятия «спор».
  2.  Перечислите виды публичных споров, охарактеризуйте их особенности.
  3.  Охарактеризуйте требования к ведению спора.
  4.  Расскажите о доказательстве в споре.
  5.  Расскажите об аргументации в споре.

Литература

Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова. – М., 2005. С. 119 – 157.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2003. С. 187 – 201.

Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. – М., 2002. С. 248 – 271.

Культура русской речи / Под ред. проф. Л.К.Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М., 2003. С. 149 – 163.

Основы теории коммуникации / Под ред. Проф. М.А. Василика. – М., 2003. С. 202 – 206.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М., 1991.

Поварнин С. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. 1990. № 3.

Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2005. С. 215 – 230.

Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций; Словарь риторических приемов. – Ростов-на-Дону, 1999.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72227. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности 164 KB
  Катастрофы и стихийные бедствия являются постоянно действующими факторами при развитии экономики и политической ситуации. Крупнейшие аварии и катастрофы причиняют больший и часто невосполнимый ущерб окружающий среде.
72228. Особенности правления Бориса Годунова 25.5 KB
  Абсолютизм в России характеристика российского абсолютизма становление абсолютизма в России просвещенный абсолютизм признаки кризиса империи Абсолютная монархия это разновидность монархической формы правления при которой вся полнота власти юридически и фактически находится в руках монарха.
72230. Цепи поставок как интегрированные образования 173.5 KB
  Цепи поставок как интегрированные образования Ускорение темпов экономического развития в значительной степени объясняемое развитием информационных маркетинговых и логистических технологий обусловило смену субъекта конкуренции в рамках большинства видов экономической деятельности.
72231. Методи і прийоми навчання співу 38 KB
  Аналіз жанру змісту форми характеру темпу динаміки пісні. Повторне прослуховування пісні з попереднім запитанням На етапі розучування застосовується: Коротка вступна бесіда з використанням наочності. Виразне виконання першого куплету пісні.
72232. ИСТОРИЯ ЗООПСИХОЛОГИИ И СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 254.5 KB
  История развития знаний о психике животных и происхождении психики человека неразрывно связана с историей всей психологической науки поскольку зоопсихология и сравнительная психология решают фундаментальные психологические проблемы: определение психики ее возникновение и развитие в эволюции...
72233. Избирательная система Республики Казахстан 96 KB
  Цель лекции: ознакомить студентов с отношениями, возникающими при подготовке и проведении выборов Президента, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, маслихатов и членов органов местного самоуправления Республики Казахстан, а также с гарантиями, обеспечивающими свободу волеизъявления граждан Республики.
72234. Административное право Республики Казахстан 159 KB
  Административное право являясь профилирующей фундаментальной отраслью составным эвеном системы права Республики Казахстан выступает гораздо большим явлением чем обычная форма реализации воли исполнительной власти. Административное право безусловно должно ограничить свои действия сферой...
72235. Государственное управление Республики Казахстан 44 KB
  Государственное управление, как один из видов государственной деятельности, заключается в исполнительно-распорядительной деятельности специальных государственных органов в целях руководства различными областями общественной жизни.