39739

Воплощение черт неомифологизма в произведении Дюрренматта «Минотавр»

Лекция

Литература и библиотековедение

Вступление Сегодня мы с вами познакомимся с необыкновенным произведением Дюрренматта драматической балладой Минотавр об одиночестве главного героя а именно Минотавра и попробуем найти черты неомифологизма в этом произведении. Наша тема Воплощение черт неомифологизма в произведении Дюрренматта Минотавр . Дюрренматта.

Русский

2013-10-08

30.39 KB

4 чел.

Лекция

тема: Воплощение черт неомифологизма в произведении Дюрренматта «Минотавр».

Цель: обогатить знания учащихся о принципах современной прозы, познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.Дюрренматта и с его произведением «Минотавр».

Ход лекции

І. Вступление

Сегодня мы с вами познакомимся с необыкновенным произведением Дюрренматта, драматической балладой «Минотавр» об одиночестве главного героя, а именно Минотавра и попробуем найти черты неомифологизма в этом произведении. Давайте с вами запишем тему и план лекции. Наша тема «Воплощение черт неомифологизма в произведении Дюрренматта «Минотавр»» . План лекции:

1. Неомифологизм как основной принцип современной прозы.

2. Жизненный и творческий путь Ф. Дюрренматта.

3. Произведение Дюрренматта в контексте постмодернизма.

ІІ. Основная часть лекции

На прошлой лекции мы с вами говорили о принципах современной прозы. Кто мне может назвать их все? И так, это 1) неоифологизм, 2) игра на грани аллюзий и реальности 3) уничтожение фабулы, 4)текст в тексте, 5)приоритет стиля над люжетом, 6)синтаксис, а не лексика, 7)прагматика, а не семантика, 8)наблюдатель, 9)нарушение принципов связности текста, 10) аутистизм. Сегодня мы с вами поговорим об основном принципе современной прозы, а именно неомифологизме.

Неомифологизм – основной принцип, а остальные это производные от этого принципа. Неомифологическое сознание лежит в основе этого принципа. Это одно из главных направлений культурной ментальности 20 века, которое берет свое начало в модернизме и расцветает в постмодернизме. Неомифологическое сознание выступило реакцией на позитивистское сознание у Достоевского и в музыке Вагнера.

Чрезвычайно характерным является то, что в роли мифа, «подсвечивающего» сюжет, начинает выступать не только мифология в узком смысле, но и исторические предания, бытовая мифология, историко-культурная реальность  предшествующих лет, известные и неизвестные художественные тексты прошлого. Текст  пропитывается аллюзиями и реминисценциями. И здесь происходит самое главное: художественный текст ХХ в. сам начинает уподобляться мифу по своей структуре (см. подробно миф). Основными чертами этой структуры являются циклическое время , игра на стыке между иллюзией и реальностью , уподобление языка художественного текста мифологическому предязыку с его «многозначительным косноязычием». Мифологические двойники, трикстеры-посредники, боги и герои заселяют мировую литературу — иногда под видом обыкновенных сельских жителей. Порой писатель придумывает свою оригинальную мифологию, обладающую чертами мифологии традиционной.

Писатели ображаються к принципу неомифологизма, чтобы расширить представление о бытии, создать некую притчу о современнике, как человеке вообще. С этой целью могут использовать мифологический бриколаж (цитаты, мотивы, образы из разных религий неожиданным образом соединенные в новом художественном произведении.)

2) Дюрренматт - лауреат международных литературных премий. Свыше 30 томов собраний его произведений содержат криминальные романы, новеллы, философские притчи, пьесы, теоретические работы и эссе из разных областей знаний. Творчество Дюрренматта не попадает под традиционные определения, жанровую и «эволюционную» систематизацию, и вдобавок сам писатель активно возражал против попыток отнести его к какому-нибудь течению или мировоззрению. Во всем занимая нейтральную позицию, он не только избегал однозначных решений, а и заявлял, что не считает себя «вынужденным отгадывать мировые загадки». И все же - а, лучше, именно поэтому - в поисках Истины и Смысла мы обращаемся к Дюрренматту.

Дюрренматт родился неподалеку от Берна в семье протестантского священника. Со временем он шутил по этому поводу, что именно работа отца (все время были чьи-то похороны, кого-то хоронили) обусловили частое присутствие в его произведениях смерти. Получил образование в Цюрихском и Бернском университетах, где изучал философию и теологию, филологические и естественные науки, занимался живописью. Почти всю своя жизнь Дюрренматт прожил в живописной и труднодоступной части швейцарских Альп, в городке Невшатель, избегая цивилизации и общества, сторонясь любых разговоров о собственном творчестве, как и о художественной литературе вообще.

И лишь в конце жизни Дюрренматт доверчиво и серьезно рассказал о себе как о человеке в двухтомных «Материалах». Все это вместе и вызвало то, что его прозвали «альпийским схимником». Дебют Дюрренматта в литературе состоялся в годы Второй мировой войны, и уже тогда он заявил о себе как о писателе интеллектуального склада. Первые пьесы «Ведь сказано…» и «Слепой», написанные в 1947 году, сориентированы на философское осмысление парадоксальности противостояния абстрактной идеи и жизненной правды. В пьесе «Ведь сказано…», созданной на историческом материале религиозных распрей XVI-XVII ст., репрезентированы три философских концепции и жизненных позиции. Две крайности - циничную демагогию наделенного властью Бокельзона и фанатичную веру в идеалы добра и справедливости анабаптиста Книппердоллинка - старается примирить жизненная философия католического епископа, которая, однако, тоже не выглядит в пьесе объективно значащей.

Драматург не расставляет авторских акцентов: каждая из трех позиций и правда, поскольку они неизменные в истории человечества, и вранье, поскольку, согласно Дюрренматта, человек - лишь «жертва ходячих мировоззрений», а мировые события очень грандиозные, чтобы он мог принимать участие в их решении. 

Герои Дюрренматта теряются в туннелях и лабиринтах поиска правдивого смысла. Многозначные понятия, которые распадаются на антитезы (лабиринт - укрытие и выход, тюрьма и глухой угол; охранник - наемник и узник), переносятся из произведения в произведение как свидетельство осознанного писателем расщепления значений и смыслов.

3) Çà ïÿòü ëåò äî ñìåðòè, â 1985 ã., Äþððåíìàòò íàïèñàë äðàìàòè÷åñêóþ áàëëàäó Ìèíîòàâð. Åãî îáðàç Ìèíîòàâðà îòëè÷àåòñÿ îò èçâåñòíîé ìèôîëîãè÷åñêîé òðàêòîâêè. Òðàäèöèîííî îí îëèöåòâîðÿåò ïîñëåäíþþ ñòóïåíü â óðîâíå îòíîøåíèé ìåæäó äóõîâíîé è æèâîòíîé ñòîðîíàìè â ÷åëîâåêå. Ïðåâîñõîäñòâî äóõîâíîãî ñèìâîëèçèðóåò ãåðîé. À ñóùåñòâî ñ ãîëîâîé çâåðÿ è òåëîì ÷åëîâåêà (â îòëè÷èå, íàïðèìåð, îò êåíòàâðà), ïîäðàçóìåâàåò ïðåîáëàäàíèå íèçøèõ ñèë, äîâåäåííîå äî êðàéíîñòè. Ó Äþððåíìàòòà êðîâîæàäíîå ÷óäîâèùå, ðîæäåííîå äî÷åðüþ ñîëíå÷íîãî áîãà Ïàñèôàåé, îêàçûâàåòñÿ îäèíîêèì ñîçäàíèåì, ñóùåñòâîì íàèâíûì è ÷èñòûì, íå ñîçíàþùèì ñâîåé ñèëû è â íåäîóìåíèè ðàçãëÿäûâàþùèì ñòåíû ñòåêëÿííîãî ëàáèðèíòà. Îí - íå÷òî óíèêàëüíîå, ñïîñîáíîå ðàçìûøëÿòü, îòîæäåñòâëÿòü, ÷óâñòâîâàòü è â òî æå âðåìÿ òðàãè÷åñêè áåñïîìîùíîå.

Æàíð áàëëàäû òðàäèöèîííî ñîåäèíÿåò ýïè÷åñêîå, äðàìàòè÷åñêîå è ëèðè÷åñêîå íà÷àëà. Òàê è ó Äþððåíìàòòà: åãî áàëëàäà - ýòî ðàññêàç î ÷óäîâèùå, ãäå ïðèñóòñòâóþò è äðàìàòè÷åñêèå ñòîëêíîâåíèÿ, è ëèðèêà. Ìèíîòàâð ïûòàåòñÿ çàâÿçàòü îòíîøåíèÿ ñ áåñ÷èñëåííûìè äâîéíèêàìè, îòðàæàþùèìèñÿ â çåðêàëüíûõ ñòåíàõ ëàáèðèíòà, îí ðàäîñòíî ïðèâåòñòâóåò, à ïîòîì ñëó÷àéíî óáèâàåò ïîÿâèâøóþñÿ â ëàáèðèíòå äåâóøêó.

Äðàìàòè÷åñêîå äåéñòâèå ðàçâèâàåòñÿ áåç ñëîâ: ìèíîòàâð ëèøü «âûïëÿñûâàåò» ñâîþ ðàäîñòü, ñâîå íåäîóìåíèå, ñâîþ áîëü (áàëëàäû ïðåäïîëàãàëè ó÷àñòèå òàíöà). Íî íåñîìíåííî ïðèñóòñòâèå â äþððåíìàòòîâñêîé áàëëàäå è òðåòüåé, ëèðè÷åñêîé ñòèõèè. Íåæíîñòü ìèíîòàâðà ê äåâóøêå, ñìåíÿþùàÿñÿ ñòðàñòüþ, äîáðîæåëàòåëüíîñòü è îòêðûòîñòü ïî îòíîøåíèþ ê Òåñåþ, ñìåíÿþùàÿñÿ ñòðàõîì è ãîðäîñòüþ - âñå ýòî ìû âèäèì ÷åðåç îùóùåíèÿ ñàìîãî Ìèíîòàâðà, è îí ñòàíîâèòñÿ íå ïðîñòî ìèôîëîãè÷åñêèì ìîíñòðîì, «ìàøèíîé äëÿ óáèéñòâà», íî ñóùåñòâîì ñî ñâîèì âíóòðåííèì ìèðîì, òîëüêî íà÷àâøèì ïðèîòêðûâàòü äëÿ ñåáÿ åãî îãðàíè÷åííûé âíåøíèé ìèð.

Ìèíîòàâð â ìèôå ÿâëÿåòñÿ ñòðàæåì ëàáèðèíòà - ñèìâîëà âñåëåíñêîãî ïðåïÿòñòâèÿ,  âîïëîùàÿ â ñâîåì îáðàçå ñòðàõè, óæàñ, îïàñíîñòè è ïðåãðàäû (â îñíîâíîì ïðîèñõîäÿùèå èç ïðèâåðæåííîñòè ÷åëîâåêà ÷óâñòâåííîìó, ìàòåðèàëüíîìó), ñòîÿùèå íà ïóòè ãåðîÿ ê öåíòðó (öåëè), òî åñòü âûñøèì äóõîâíûì öåííîñòÿì. Öàðü Ìèíîñ ñïðÿòàë ñûíà â ïîäçåìíîì ëàáèðèíòå, ñîîðóæåííîì Äåäàëîì. Ëàáèðèíò áûë íàñòîëüêî ñëîæíûì, ÷òî íè îäèí âîøåäøèé òóäà ÷åëîâåê íå ñìîã áû íàéòè âûõîä. ìîòèâ «ëàáèðèíòà» Äþððåíìàòò íà÷àë ðàçðàáàòûâàòü åùå â íåîêîí÷åííîì ðîìàíå «Ãîðîä», çàòåì â ïîâåñòè «Çèìíÿÿ âîéíà â Òèáåòå», â íîâåëëàõ «Òóííåëü», «Ïîðó÷åíèå». ×åëîâåê çàáëóäèëñÿ íå òîëüêî

â åãî çàïóòàííûõ õîäàõ - îí óçíèê âðåìåíè è óçíèê ñîáñòâåííîãî ñîçíàíèÿ. Àâòîð ïîêàçûâàåò çûáêîñòü ãðàíèö ìåæäó ðåàëüíîñòüþ è âíóòðåííèì ñîñòîÿíèåì ãåðîÿ: ìèð ïðåäñòàåò êàê êàðòèíà çàïóòàííîãî è ìó÷èòåëüíîãî ñîçíàíèÿ ÷åëîâåêà.

Åñëè ñóùåñòâóåò ëàáèðèíò, ïèñàë Äþððåíìàòò, òî äîëæåí áûòü è òîò, êòî â íåãî çàêëþ÷åí, - Ìèíîòàâð. Îí ëþáèë èçîáðàæàòü ìèíîòàâðîâ íà ñâîèõ ðèñóíêàõ, è ñîçäàë, ñëîâíî Ïàáëî Ïèêàññî, öåëûé öèêë. Ïèñàòåëü ìèôîëîãè÷íûé, Äþððåíìàòò ÷àñòî îáðàùàåòñÿ ê àðõàè÷åñêèì îáðàçàì è ñèìâîëàì.

Òàê Äþððåíìàòò ïîêàçûâàë òåñíóþ ñâÿçü ìèôà è ðåàëüíîñòè, ïðîøëîãî è íàñòîÿùåãî.

Ознакомившись с чертами неомифологического сознания, какие из них мы можем проследить в произведении Дюрренматта «Минотавр»:

1)присутствие мифологических образов

2)принцип цикличности

3)синкретизм (соединение человека и животного)

4)приоритет стиля над сюжетом, главное КАК изображать, а не ЧТО.

ІІІ. Заключение

Неомифологизм – основной принцип современной прозы, а остальные это производные от этого принципа. Неомифологическое сознание лежит в основе этого принципа. В произведении Дюрренматта «Минотавр» мы можем проследить черты неомифологического сознания. Äþððåíìàòò ïîêàçûâàë òåñíóþ ñâÿçü ìèôà è ðåàëüíîñòè, ïðîøëîãî è íàñòîÿùåãî. Образ Минотавра существенно отличается от известного нам образа мифологической трактовки. Мы видим его страдающим, одиноким, даже сочувствуем ему. Когда Минотавр увидел себя в зеркале, что он чувствует? И об этом мы с вами узнаем на семинарском занятии.

Литература:

  1.  Вейман Р., История литературы и мифология, пер. с нем., М., 1975
  2.  Веселовский А. Н„ Историческая поэтика. Л.. 1940
  3.  Ïàâëîâà, Í.Ñ. Ôðèäðèõ Äþððåíìàòò Òåêñò. / Í.Ñ. Ïàâëîâà. Ì.: Âûñø. øêîëà,1967.
  4.  Руднев   В.   Морфология   реальности:   Исследование   по философии текста". - М., 1996

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14247. Песни алтайских казаков 28 KB
  Лекция четырнадцатая. Тема: песни алтайских казаков. Алтайские казаки – это особая этническая группа длительное время имевшая специальные военные задачи по охране южных рубежей сибирских российских владений. Это отразилось на поэтическом содержании песен отра
14248. Композитор и фольклор 33.5 KB
  Лекция шестнадцатая. Тема: Композитор и фольклор. В конце 19 века Эдисон изобрел фонограф. Фонографы работали по следующему принципу: по вращающемуся звуконосителю перемещалась игларезец полученные при помощи мебранымикрофона механические колебания механичес...
14249. Среднерусская и средневолжская народные музыкальные традиции 34 KB
  Лекции шестая и седьмая. Тема: среднерусская и средневолжская народные музыкальные традиции. Среднерусская музыкальная традиция. Географически она сконцентрирована вокруг Москвы и прилегающих областей то есть распространена в Московской Владимирской Нижегоро...
14250. Образы Пушкинской лирики и прозы в музыкальных произведениях 17.34 KB
  Образы Пушкинской лирики и прозы в музыкальных произведениях 1 Талисман Стихотворение Пушкина храни меня мой талисман связано с кольцомталисманом подаренным Пушкину Елизаветой Воронцовой. Это был красивый роман который имел трагическое последствие – губернат...
14251. Музыкально-игровое творчество как вид деятельности дошкольников 159.5 KB
  Музыкальноигровое творчество как вид деятельности дошкольников Курсовая работа Оглавление: Введение Глава 1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Деятельность как ведущий фактор развития личности ребенка Игровая дея...
14252. Немецкая опера первой половины 19-го века 294.5 KB
  Немецкая опера первой половины 19го века В одной из глав романа Жизнь музыканта Вебер характеризует положение оперного искусства в Германии начала 19го века. Гансвурст излюбленный персонаж немецкого народного театра нечто вроде нашего русского Петрушки поочерёд
14253. Музыкальная драматургия, её структурные элементы 12.93 KB
  Музыкальная драматургия её структурные элементы. Система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведении музыкальносценического жанра опере балете оперетте. В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного и...
14254. Выразительные возможности музыки 13.81 KB
  Выразительные возможности музыки. Звукоизобразительность в музыке больше всего другого приближает ее к природному миру. Это способность имитировать явления природы. Музыка может подражать и иным проявлениям жизни имитировать передавать с помощью музыкальных ин...
14255. Основные закономерности музыкальной драматургии. Сонатная форма 13.94 KB
  Основные закономерности музыкальной драматургии. Сонатная форма. СОНА́ТНАЯ ФО́РМА сонатное allegro музыкальная форма основанная на сопоставлении и развитии 2х тем обычно контрастных. Представляет обширные возможности для воплощения драматизма в музыке. Применяется