39739

Воплощение черт неомифологизма в произведении Дюрренматта «Минотавр»

Лекция

Литература и библиотековедение

Вступление Сегодня мы с вами познакомимся с необыкновенным произведением Дюрренматта драматической балладой Минотавр об одиночестве главного героя а именно Минотавра и попробуем найти черты неомифологизма в этом произведении. Наша тема Воплощение черт неомифологизма в произведении Дюрренматта Минотавр . Дюрренматта.

Русский

2013-10-08

30.39 KB

4 чел.

Лекция

тема: Воплощение черт неомифологизма в произведении Дюрренматта «Минотавр».

Цель: обогатить знания учащихся о принципах современной прозы, познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.Дюрренматта и с его произведением «Минотавр».

Ход лекции

І. Вступление

Сегодня мы с вами познакомимся с необыкновенным произведением Дюрренматта, драматической балладой «Минотавр» об одиночестве главного героя, а именно Минотавра и попробуем найти черты неомифологизма в этом произведении. Давайте с вами запишем тему и план лекции. Наша тема «Воплощение черт неомифологизма в произведении Дюрренматта «Минотавр»» . План лекции:

1. Неомифологизм как основной принцип современной прозы.

2. Жизненный и творческий путь Ф. Дюрренматта.

3. Произведение Дюрренматта в контексте постмодернизма.

ІІ. Основная часть лекции

На прошлой лекции мы с вами говорили о принципах современной прозы. Кто мне может назвать их все? И так, это 1) неоифологизм, 2) игра на грани аллюзий и реальности 3) уничтожение фабулы, 4)текст в тексте, 5)приоритет стиля над люжетом, 6)синтаксис, а не лексика, 7)прагматика, а не семантика, 8)наблюдатель, 9)нарушение принципов связности текста, 10) аутистизм. Сегодня мы с вами поговорим об основном принципе современной прозы, а именно неомифологизме.

Неомифологизм – основной принцип, а остальные это производные от этого принципа. Неомифологическое сознание лежит в основе этого принципа. Это одно из главных направлений культурной ментальности 20 века, которое берет свое начало в модернизме и расцветает в постмодернизме. Неомифологическое сознание выступило реакцией на позитивистское сознание у Достоевского и в музыке Вагнера.

Чрезвычайно характерным является то, что в роли мифа, «подсвечивающего» сюжет, начинает выступать не только мифология в узком смысле, но и исторические предания, бытовая мифология, историко-культурная реальность  предшествующих лет, известные и неизвестные художественные тексты прошлого. Текст  пропитывается аллюзиями и реминисценциями. И здесь происходит самое главное: художественный текст ХХ в. сам начинает уподобляться мифу по своей структуре (см. подробно миф). Основными чертами этой структуры являются циклическое время , игра на стыке между иллюзией и реальностью , уподобление языка художественного текста мифологическому предязыку с его «многозначительным косноязычием». Мифологические двойники, трикстеры-посредники, боги и герои заселяют мировую литературу — иногда под видом обыкновенных сельских жителей. Порой писатель придумывает свою оригинальную мифологию, обладающую чертами мифологии традиционной.

Писатели ображаються к принципу неомифологизма, чтобы расширить представление о бытии, создать некую притчу о современнике, как человеке вообще. С этой целью могут использовать мифологический бриколаж (цитаты, мотивы, образы из разных религий неожиданным образом соединенные в новом художественном произведении.)

2) Дюрренматт - лауреат международных литературных премий. Свыше 30 томов собраний его произведений содержат криминальные романы, новеллы, философские притчи, пьесы, теоретические работы и эссе из разных областей знаний. Творчество Дюрренматта не попадает под традиционные определения, жанровую и «эволюционную» систематизацию, и вдобавок сам писатель активно возражал против попыток отнести его к какому-нибудь течению или мировоззрению. Во всем занимая нейтральную позицию, он не только избегал однозначных решений, а и заявлял, что не считает себя «вынужденным отгадывать мировые загадки». И все же - а, лучше, именно поэтому - в поисках Истины и Смысла мы обращаемся к Дюрренматту.

Дюрренматт родился неподалеку от Берна в семье протестантского священника. Со временем он шутил по этому поводу, что именно работа отца (все время были чьи-то похороны, кого-то хоронили) обусловили частое присутствие в его произведениях смерти. Получил образование в Цюрихском и Бернском университетах, где изучал философию и теологию, филологические и естественные науки, занимался живописью. Почти всю своя жизнь Дюрренматт прожил в живописной и труднодоступной части швейцарских Альп, в городке Невшатель, избегая цивилизации и общества, сторонясь любых разговоров о собственном творчестве, как и о художественной литературе вообще.

И лишь в конце жизни Дюрренматт доверчиво и серьезно рассказал о себе как о человеке в двухтомных «Материалах». Все это вместе и вызвало то, что его прозвали «альпийским схимником». Дебют Дюрренматта в литературе состоялся в годы Второй мировой войны, и уже тогда он заявил о себе как о писателе интеллектуального склада. Первые пьесы «Ведь сказано…» и «Слепой», написанные в 1947 году, сориентированы на философское осмысление парадоксальности противостояния абстрактной идеи и жизненной правды. В пьесе «Ведь сказано…», созданной на историческом материале религиозных распрей XVI-XVII ст., репрезентированы три философских концепции и жизненных позиции. Две крайности - циничную демагогию наделенного властью Бокельзона и фанатичную веру в идеалы добра и справедливости анабаптиста Книппердоллинка - старается примирить жизненная философия католического епископа, которая, однако, тоже не выглядит в пьесе объективно значащей.

Драматург не расставляет авторских акцентов: каждая из трех позиций и правда, поскольку они неизменные в истории человечества, и вранье, поскольку, согласно Дюрренматта, человек - лишь «жертва ходячих мировоззрений», а мировые события очень грандиозные, чтобы он мог принимать участие в их решении. 

Герои Дюрренматта теряются в туннелях и лабиринтах поиска правдивого смысла. Многозначные понятия, которые распадаются на антитезы (лабиринт - укрытие и выход, тюрьма и глухой угол; охранник - наемник и узник), переносятся из произведения в произведение как свидетельство осознанного писателем расщепления значений и смыслов.

3) Çà ïÿòü ëåò äî ñìåðòè, â 1985 ã., Äþððåíìàòò íàïèñàë äðàìàòè÷åñêóþ áàëëàäó Ìèíîòàâð. Åãî îáðàç Ìèíîòàâðà îòëè÷àåòñÿ îò èçâåñòíîé ìèôîëîãè÷åñêîé òðàêòîâêè. Òðàäèöèîííî îí îëèöåòâîðÿåò ïîñëåäíþþ ñòóïåíü â óðîâíå îòíîøåíèé ìåæäó äóõîâíîé è æèâîòíîé ñòîðîíàìè â ÷åëîâåêå. Ïðåâîñõîäñòâî äóõîâíîãî ñèìâîëèçèðóåò ãåðîé. À ñóùåñòâî ñ ãîëîâîé çâåðÿ è òåëîì ÷åëîâåêà (â îòëè÷èå, íàïðèìåð, îò êåíòàâðà), ïîäðàçóìåâàåò ïðåîáëàäàíèå íèçøèõ ñèë, äîâåäåííîå äî êðàéíîñòè. Ó Äþððåíìàòòà êðîâîæàäíîå ÷óäîâèùå, ðîæäåííîå äî÷åðüþ ñîëíå÷íîãî áîãà Ïàñèôàåé, îêàçûâàåòñÿ îäèíîêèì ñîçäàíèåì, ñóùåñòâîì íàèâíûì è ÷èñòûì, íå ñîçíàþùèì ñâîåé ñèëû è â íåäîóìåíèè ðàçãëÿäûâàþùèì ñòåíû ñòåêëÿííîãî ëàáèðèíòà. Îí - íå÷òî óíèêàëüíîå, ñïîñîáíîå ðàçìûøëÿòü, îòîæäåñòâëÿòü, ÷óâñòâîâàòü è â òî æå âðåìÿ òðàãè÷åñêè áåñïîìîùíîå.

Æàíð áàëëàäû òðàäèöèîííî ñîåäèíÿåò ýïè÷åñêîå, äðàìàòè÷åñêîå è ëèðè÷åñêîå íà÷àëà. Òàê è ó Äþððåíìàòòà: åãî áàëëàäà - ýòî ðàññêàç î ÷óäîâèùå, ãäå ïðèñóòñòâóþò è äðàìàòè÷åñêèå ñòîëêíîâåíèÿ, è ëèðèêà. Ìèíîòàâð ïûòàåòñÿ çàâÿçàòü îòíîøåíèÿ ñ áåñ÷èñëåííûìè äâîéíèêàìè, îòðàæàþùèìèñÿ â çåðêàëüíûõ ñòåíàõ ëàáèðèíòà, îí ðàäîñòíî ïðèâåòñòâóåò, à ïîòîì ñëó÷àéíî óáèâàåò ïîÿâèâøóþñÿ â ëàáèðèíòå äåâóøêó.

Äðàìàòè÷åñêîå äåéñòâèå ðàçâèâàåòñÿ áåç ñëîâ: ìèíîòàâð ëèøü «âûïëÿñûâàåò» ñâîþ ðàäîñòü, ñâîå íåäîóìåíèå, ñâîþ áîëü (áàëëàäû ïðåäïîëàãàëè ó÷àñòèå òàíöà). Íî íåñîìíåííî ïðèñóòñòâèå â äþððåíìàòòîâñêîé áàëëàäå è òðåòüåé, ëèðè÷åñêîé ñòèõèè. Íåæíîñòü ìèíîòàâðà ê äåâóøêå, ñìåíÿþùàÿñÿ ñòðàñòüþ, äîáðîæåëàòåëüíîñòü è îòêðûòîñòü ïî îòíîøåíèþ ê Òåñåþ, ñìåíÿþùàÿñÿ ñòðàõîì è ãîðäîñòüþ - âñå ýòî ìû âèäèì ÷åðåç îùóùåíèÿ ñàìîãî Ìèíîòàâðà, è îí ñòàíîâèòñÿ íå ïðîñòî ìèôîëîãè÷åñêèì ìîíñòðîì, «ìàøèíîé äëÿ óáèéñòâà», íî ñóùåñòâîì ñî ñâîèì âíóòðåííèì ìèðîì, òîëüêî íà÷àâøèì ïðèîòêðûâàòü äëÿ ñåáÿ åãî îãðàíè÷åííûé âíåøíèé ìèð.

Ìèíîòàâð â ìèôå ÿâëÿåòñÿ ñòðàæåì ëàáèðèíòà - ñèìâîëà âñåëåíñêîãî ïðåïÿòñòâèÿ,  âîïëîùàÿ â ñâîåì îáðàçå ñòðàõè, óæàñ, îïàñíîñòè è ïðåãðàäû (â îñíîâíîì ïðîèñõîäÿùèå èç ïðèâåðæåííîñòè ÷åëîâåêà ÷óâñòâåííîìó, ìàòåðèàëüíîìó), ñòîÿùèå íà ïóòè ãåðîÿ ê öåíòðó (öåëè), òî åñòü âûñøèì äóõîâíûì öåííîñòÿì. Öàðü Ìèíîñ ñïðÿòàë ñûíà â ïîäçåìíîì ëàáèðèíòå, ñîîðóæåííîì Äåäàëîì. Ëàáèðèíò áûë íàñòîëüêî ñëîæíûì, ÷òî íè îäèí âîøåäøèé òóäà ÷åëîâåê íå ñìîã áû íàéòè âûõîä. ìîòèâ «ëàáèðèíòà» Äþððåíìàòò íà÷àë ðàçðàáàòûâàòü åùå â íåîêîí÷åííîì ðîìàíå «Ãîðîä», çàòåì â ïîâåñòè «Çèìíÿÿ âîéíà â Òèáåòå», â íîâåëëàõ «Òóííåëü», «Ïîðó÷åíèå». ×åëîâåê çàáëóäèëñÿ íå òîëüêî

â åãî çàïóòàííûõ õîäàõ - îí óçíèê âðåìåíè è óçíèê ñîáñòâåííîãî ñîçíàíèÿ. Àâòîð ïîêàçûâàåò çûáêîñòü ãðàíèö ìåæäó ðåàëüíîñòüþ è âíóòðåííèì ñîñòîÿíèåì ãåðîÿ: ìèð ïðåäñòàåò êàê êàðòèíà çàïóòàííîãî è ìó÷èòåëüíîãî ñîçíàíèÿ ÷åëîâåêà.

Åñëè ñóùåñòâóåò ëàáèðèíò, ïèñàë Äþððåíìàòò, òî äîëæåí áûòü è òîò, êòî â íåãî çàêëþ÷åí, - Ìèíîòàâð. Îí ëþáèë èçîáðàæàòü ìèíîòàâðîâ íà ñâîèõ ðèñóíêàõ, è ñîçäàë, ñëîâíî Ïàáëî Ïèêàññî, öåëûé öèêë. Ïèñàòåëü ìèôîëîãè÷íûé, Äþððåíìàòò ÷àñòî îáðàùàåòñÿ ê àðõàè÷åñêèì îáðàçàì è ñèìâîëàì.

Òàê Äþððåíìàòò ïîêàçûâàë òåñíóþ ñâÿçü ìèôà è ðåàëüíîñòè, ïðîøëîãî è íàñòîÿùåãî.

Ознакомившись с чертами неомифологического сознания, какие из них мы можем проследить в произведении Дюрренматта «Минотавр»:

1)присутствие мифологических образов

2)принцип цикличности

3)синкретизм (соединение человека и животного)

4)приоритет стиля над сюжетом, главное КАК изображать, а не ЧТО.

ІІІ. Заключение

Неомифологизм – основной принцип современной прозы, а остальные это производные от этого принципа. Неомифологическое сознание лежит в основе этого принципа. В произведении Дюрренматта «Минотавр» мы можем проследить черты неомифологического сознания. Äþððåíìàòò ïîêàçûâàë òåñíóþ ñâÿçü ìèôà è ðåàëüíîñòè, ïðîøëîãî è íàñòîÿùåãî. Образ Минотавра существенно отличается от известного нам образа мифологической трактовки. Мы видим его страдающим, одиноким, даже сочувствуем ему. Когда Минотавр увидел себя в зеркале, что он чувствует? И об этом мы с вами узнаем на семинарском занятии.

Литература:

  1.  Вейман Р., История литературы и мифология, пер. с нем., М., 1975
  2.  Веселовский А. Н„ Историческая поэтика. Л.. 1940
  3.  Ïàâëîâà, Í.Ñ. Ôðèäðèõ Äþððåíìàòò Òåêñò. / Í.Ñ. Ïàâëîâà. Ì.: Âûñø. øêîëà,1967.
  4.  Руднев   В.   Морфология   реальности:   Исследование   по философии текста". - М., 1996