39740

Воплощение черт неомифологизма в произведении Дюрренматта

Практическая работа

Литература и библиотековедение

Дюрренматт классик швейцарской литературы.Идейнохудожественный анализ произведения Дюрренматта Минотавр: жанровые особенности; образ дюрренматтовского Минотавра в сопоставлении с древнегреческим Минотавром; черты неомифологического сознания в произведении. Работа по теме урока Сегодня мы с вами проанализируем замечательное произведение швейцарского классика Дюрренматта Минотавр и попробуем проследить неомифологические черты в данном произведении.

Русский

2013-10-08

25.53 KB

4 чел.

Семинар

тема: Воплощение черт неомифологизма в произведении Дюрренматта «Минотавр».

Цель: формировать навыки монологического ответа на литературоведческую тему, совершенствовать умение применять теоретические знания в практике анализа произведения.

План семинарского занятия:

1.Особенности современного неомифологического сознания в литатуре. Миф и современная литература.

2. Ф. Дюрренматт - классик швейцарской литературы.

3.Идейно-художественный анализ произведения Дюрренматта «Минотавр»:

- жанровые особенности;

- образ дюрренматтовского Минотавра в сопоставлении с древнегреческим Минотавром;

- черты неомифологического сознания в произведении.

Ход урока

I.Организационный этап

II. Постановка целей и задач урока

III. Работа по теме урока

- Сегодня мы с вами проанализируем замечательное произведение швейцарского классика Дюрренматта «Минотавр» и попробуем проследить неомифологические черты в данном произведении. Для начала давайте вспомним, что такое неомифологизм, в чем его особенности. Как идентифицируется понятие неомифологизма в современной науке? В чем состоят особенности неомифологизма как исследовательской стратегии и типа художественного творчества?

Ответ ученика: Термин «неомифологизм» мало адаптирован современной наукой о литературе. В. Руднев в «Словаре культуры ХХ века» определяет неомифологическое сознание «как одно из главных направлений культурной ментальности ХХ в., начиная с символизма и кончая постмодернизмом», при этом в качестве категориальной черты неомифологического сознания предстает интертекстуальность, причем, в качестве мифа, «подсвечивающего» сюжет может выступать не собственно мифологический текст, но и «исторические предания, бытовая мифология, историко-культурная реальность предшествующих лет, известные и неизвестные художественные тексты прошлого», не исключается и возможность создания собственной оригинальной мифологии, не проецируемой на некоторый текст, но реставрирующей общие законы мифологического мышления. Неомифологическое сознание - одно из главных направлений культурной  ментальности  ХХ в., начиная с символизма и кончая постмодернизмом. Неомифологическое сознание было реакцией на позитивистское сознание ХIХ в., но зародилось оно уже в ХIХ в., в романах Достоевского и операх позднего Вагнера. Суть неомифологического сознания в том, что, во-первых, во всей культуре актуализируется интерес к изучению классического и архаического мифа. Чрезвычайно характерным является то, что в роли мифа, "подсвечивающего" сюжет, начинает выступать не только мифология в узком смысле, но и исторические предания, бытовая мифология, историко-культурная реальность предшествующих лет, известные и неизвестные художественные тексты прошлого. Текст пропитывается аллюзиями и реминисценциями. И здесь происходит самое главное: художественный текст ХХ в. сам начинает уподобляться мифу по своей структуре. Основными чертами этой структуры являются циклическое время, игра на стыке между иллюзией и реальностью, уподобление языка художественного текста мифологическому предязыку с его "многозначительным косноязычием". Мифологические двойники, трикстеры-посредники, боги и герои заселяют мировую литературу - иногда под видом обыкновенных сельских жителей. Порой писатель придумывает свою оригинальную мифологию, обладающую чертами мифологии традиционной.

Таким образом, неомифологизм идентифицируется в современной науке как новая редакция мифологизма ХIХ столетия, направленная на транспонирование мифологических смыслов и порождаемых ими образов в новые художественные миры, мифологически идентичные инварианту реальности. С другой стороны, в ойкумене постмодернизма неомифологизм предстает не только качеством, определяющим особенности содержания, но и совокупностью приемов, порождающих это художественное содержание неомифа, но, кроме того, и исследовательским инструментом, направленным на раскодирование этого художественного приема и его смысловой функции в сотворенном таким образом неомифе. В узком смысле неомифологизм понимается как совокупность стилистических приемов в исторической и фантастической прозе. Причем, мифопорождающие приемы, равно композиционные, сюжетные, образные и стилистические, вписаны в текст, вступают компонентом художественного космоса неомифа. Таким образом. неомифологическое содержание несет в себе указания и на приемы его прочтения, т. е. на те приемы, которые у автора выполняли функцию мифопорождающих.

- Сейчас давайте рассмотрим творчество швейцарского классика Ф.Дюрренматта.

Ответ ученика: ФРИДРИХ ДЮРРЕНМАТТ классик швейцарской литературы, прозаик, драматург, театральный  критик, лауреат международных литературных премий - Мольериевской, Шиллеривской, Бюхнериевской. Творчество Дюрренматта, несомненно, вобрала у себя опыт  «интеллектуальной драмы», представленной, с одной стороны, «эпическим театром» Бертольда, Брехта, а с другой стороны, драматургией Сартам и Ануйя. Фридрих Дюрренматт родился 1921 года в семье пастора  сельских приходов кантона Берн (Швейцария). В 1964 году, выстоял как-то перед большой аудиторией, Дюрренматт, хитровато говорил, каким обычным и частым явлением были в его детской памяти чьи-то похороны. Так он объяснял,  такие пасмурные стороны своего творчества. Прослушав университетский курс теологии и философии в Цюрихенскому и Бернскому университетах, Дюрренматт начал работать как художник-график; тогда же он впервые обратился к литературе. Герои Дюрренматта теряются в туннелях и лабиринтах поиска правдивого смысла. Многозначные понятия, которые распадаются на антитезы (лабиринт - укрытие и выход, тюрьма и глухой угол; охранник - наемник и узник), переносятся из произведения в произведение как свидетельство осознанного писателем расщепления значений и смыслов. «Мы наталкиваемся на действительность, которая лежит по ту сторону языка», - писал Дюрренматт «Двойственный лик жизни» (Н. Павлова) как свидетельство фатального разрыва видимости и сущности проступает и у лишенных экспрессионистского напряжения и сумеречных красок произведениях зрелого писателя. В 50-х годах Дюрренматт написал ряд криминальных романов, которые принесли  ему славу мастера детективного жанра, возможности которого он использовал максимально полно и воистину виртуозно. Криминальный заряд содержится в почти всех произведениях писателя: его герои, по обыкновению, или жертвы, или преступники, судьи или подсудимые (или же те и другие вместе).

Однако захватывающие интриги, расследования, которые выстроены аналитически точно и психологически истинно, и все другие обязательные аксессуары жанра Дюрренматт подчиняет не развлекательности, а своей первоначальной и неизменяемой установке: докопаться до глубоко скрытой тайны к глубинным причинам и следствиям. Вместе со своими детективами писатель ищет не столько преступника, сколько значение и скрытый механизм ситуации, которую провоцирует, преимущественно, неожиданный и невероятный случай. Всесильная игра случая правит Вселенной и представляется Дюрренматтом закономерностью жизни.

Случай, развлечение, игра представляют главную коллизию новеллы «Авария». С удовлетворением принимая правила игры, на «скамью подсудимых» за щедро накрытым столом садится Альфредо Трапс - обычный успешный обыватель, целиком удовлетворенный собой и миром. Однако когда в процессе «судебного разбирательства» выясняется, что совесть Трапса целиком могла бы быть отягощенная виной и даже убийством, «подсудимый» постепенно начинает принимать игру всерьез. В разжигании «процесса», под весом будто бы совершенного убийства, он не без удовлетворения увидел в себе самоуверенного циничного супермена, который смело переступает нормы морали и способен решать чужие судьбы.

- А сейчас давайте проанализируем произведение «Минотавр». Расскажите о жанре произведения.

Ответ ученика: Çà ïÿòü ëåò äî ñìåðòè, â 1985 ã., Äþððåíìàòò íàïèñàë äðàìàòè÷åñêóþ áàëëàäó «Ìèíîòàâð». Æàíð áàëëàäû òðàäèöèîííî ñîåäèíÿåò ýïè÷åñêîå, äðàìàòè÷åñêîå è ëèðè÷åñêîå íà÷àëà. Òàê è ó Äþððåíìàòòà: åãî áàëëàäà - ýòî ðàññêàç î ÷óäîâèùå, ãäå ïðèñóòñòâóþò è äðàìàòè÷åñêèå ñòîëêíîâåíèÿ, è ëèðèêà. Ìèíîòàâð ïûòàåòñÿ çàâÿçàòü îòíîøåíèÿ ñ áåñ÷èñëåííûìè äâîéíèêàìè, îòðàæàþùèìèñÿ â çåðêàëüíûõ ñòåíàõ ëàáèðèíòà, îí ðàäîñòíî ïðèâåòñòâóåò, à ïîòîì ñëó÷àéíî óáèâàåò ïîÿâèâøóþñÿ â ëàáèðèíòå äåâóøêó.

Äðàìàòè÷åñêîå äåéñòâèå ðàçâèâàåòñÿ áåç ñëîâ: ìèíîòàâð ëèøü «âûïëÿñûâàåò» ñâîþ ðàäîñòü, ñâîå íåäîóìåíèå, ñâîþ áîëü (áàëëàäû ïðåäïîëàãàëè ó÷àñòèå òàíöà). Íî íåñîìíåííî ïðèñóòñòâèå â äþððåíìàòòîâñêîé áàëëàäå è òðåòüåé, ëèðè÷åñêîé ñòèõèè. Íåæíîñòü ìèíîòàâðà ê äåâóøêå, ñìåíÿþùàÿñÿ ñòðàñòüþ, äîáðîæåëàòåëüíîñòü è îòêðûòîñòü ïî îòíîøåíèþ ê Òåñåþ, ñìåíÿþùàÿñÿ ñòðàõîì è ãîðäîñòüþ - âñå ýòî ìû âèäèì ÷åðåç îùóùåíèÿ ñàìîãî Ìèíîòàâðà, è îí ñòàíîâèòñÿ íå ïðîñòî ìèôîëîãè÷åñêèì ìîíñòðîì, «ìàøèíîé äëÿ óáèéñòâà», íî ñóùåñòâîì ñî ñâîèì âíóòðåííèì ìèðîì, òîëüêî íà÷àâøèì ïðèîòêðûâàòü äëÿ ñåáÿ åãî îãðàíè÷åííûé âíåøíèé ìèð.

- А сейчас давайте вместе с вами попробуем найти различия и сходства образа Минотавре в древнегреческом мифе и дюрренматтовского Минотавра.

Древнегреческий минотавр

Дюрренматтовский Минотавр

Минотавр — по греческому преданию, чудовище с телом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному быку. По преданию она прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё Дедалом. Минос скрывал его в построенном Дедалом Кносском лабиринте, куда ему бросались на пожирание преступники. Тесей, явившись на Крит в числе 14 жертв, убил Минотавра ударами кулака и при помощи Ариадны, давшей ему клубок ниток, вышел из лабиринта.

Выступает злым и жестоким.

Ó Äþððåíìàòòà êðîâîæàäíîå ÷óäîâèùå, ðîæäåííîå äî÷åðüþ ñîëíå÷íîãî áîãà Ïàñèôàåé, îêàçûâàåòñÿ îäèíîêèì ñîçäàíèåì, ñóùåñòâîì íàèâíûì è ÷èñòûì, íå ñîçíàþùèì ñâîåé ñèëû è â íåäîóìåíèè ðàçãëÿäûâàþùèì ñòåíû ñòåêëÿííîãî ëàáèðèíòà. Îí - íå÷òî óíèêàëüíîå, ñïîñîáíîå ðàçìûøëÿòü, îòîæäåñòâëÿòü, ÷óâñòâîâàòü è â òî æå âðåìÿ òðàãè÷åñêè áåñïîìîùíîå.

Мы даже проявляем сочувствие к нему.

- А сейчас давайте попробуем проследить черты неомифологического сознания в произведении.

Ответ ученика: В произведении мы можем выделить такие неомифологические черты как:

1)присутствие мифологических образов

2)принцип цикличности

3)синкретизм (соединение человека и животного)

4)приоритет стиля над сюжетом, главное КАК изображать, а не ЧТО.

IV. Подведение итогов

Таким образом, проанализировав произведение «Минотавр» мы смогли выделить черты неомифологического сознания в данном произведении. Мы увидели образ Минотавра не в традиционном для нас виде. Это кровожадное чудовище – нечто уникальное, способное размышлять, отождествлять, чувствовать и в то же время трагически беспомощное. Через образ Минотавра показана вся человеческая сущность.

Литература:

  1.  Архипов Ю. 14 тезисов к Фридриху Дюрренматгу // Дюрренматт Ф. Комедии. - М, 1969.
  2.  Дюрренматт Ф. Минотавр / Избранное. - М.: Радуга, 1990. - С.484-493.
  3.  Павлова Н.С, Иеремия Готхельф //История швейцарской литературы. В 3-хт.М., 2002, Т.2.
  4.  Ïàâëîâà Í.Ñ. Ôðèäðèõ Äþððåíìàòò Òåêñò. / Í.Ñ. Ïàâëîâà. Ì.: Âûñø. øêîëà,1967.
  5.  Руднев   В.   Морфология   реальности:   Исследование   по философии текста". - М., 1996

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14597. Создание таблиц и пользовательских форм для ввода данных Microsoft Access 186 KB
  Практическая работа № 16 Тема: Создание таблиц и пользовательских форм для ввода данных Microsoft Access Цели работы: познакомиться с основными понятиями базы данных; научиться создавать таблицу базы данных в режиме Конструктор; освоить переход из режима Конструк...
14598. Модификация таблиц и работа с данными с использованием запросов 154 KB
  Практическая работа № 17 Тема: Модификация таблиц и работа с данными с использованием запросов Цели работы: закрепить навыки по созданию таблиц; продолжить знакомство с основными видами запросов; научиться создавать запросы: на обновление на добавле
14599. Работа с данными и создание отчетов 182.5 KB
  Практическая работа № 18 Тема: Работа с данными и создание отчетов Цель работы: научиться создавать отчеты. Ход работы Задание 1. Откройте учебную базу данных созданную на прошлом занятии. Порядок работы: Вызовите программу Access. Для этого дважды щелкн...
14600. Порядок высвобождения и реализации движимого имущества в системе МЧС 82 KB
  Предметом внутриведомственного финансового контроля является финансовая и хозяйственная деятельность территориальных органов, воинских частей войск гражданской обороны и организаций МЧС России (далее – организации МЧС России).
14601. Сложные запросы с использованием логических выражений 154.5 KB
  Практическая работа № 20 Тема: Сложные запросы с использованием логических выражений. Цели работы: закрепить навыки по редактированию таблиц; познакомиться с основными видами запросов; научиться создавать запросы на выборку различными способами. Х
14602. Разработка многотабличных баз данных 211.5 KB
  Практическая работа № 21 Тема: Разработка многотабличных баз данных Цели работы: научиться создавать таблицу базы данных с помощью Мастера таблиц; закрепить навыки по добавлению и удалению записей; закрепить навыки по заполнению и редактированию таблиц б...
14603. Разработка многотабличных баз данных 245.5 KB
  Практическая работа № 21 Тема: Разработка многотабличных баз данных Цели работы: научиться удалять таблицы; научиться создавать таблицы базы данных в режиме таблицы; научиться создавать самостоятельно ключевое поле; научиться создавать формы для ввод...
14604. Обработка графических объектов (растровая и векторная графика) 84.5 KB
  Практическая работа № 2223 Тема: Обработка графических объектов растровая и векторная графика. Цель: научиться создавать графические изображения и их редактировать. Программное обеспечение: Графический редактор Paint. Теоретическая часть: Компьютерн
14605. Разработка презентаций 413.5 KB
  Практическая работа № 24 Тема: Разработка презентаций. Цель: научится создавать новую презентацию средствами PowerPoint форматировать и редактировать слайды. Ход работы Создать электронную иллюстрацию выступления касающегося структуры построения курса лекций п