39740

Воплощение черт неомифологизма в произведении Дюрренматта

Практическая работа

Литература и библиотековедение

Дюрренматт классик швейцарской литературы.Идейнохудожественный анализ произведения Дюрренматта Минотавр: жанровые особенности; образ дюрренматтовского Минотавра в сопоставлении с древнегреческим Минотавром; черты неомифологического сознания в произведении. Работа по теме урока Сегодня мы с вами проанализируем замечательное произведение швейцарского классика Дюрренматта Минотавр и попробуем проследить неомифологические черты в данном произведении.

Русский

2013-10-08

25.53 KB

4 чел.

Семинар

тема: Воплощение черт неомифологизма в произведении Дюрренматта «Минотавр».

Цель: формировать навыки монологического ответа на литературоведческую тему, совершенствовать умение применять теоретические знания в практике анализа произведения.

План семинарского занятия:

1.Особенности современного неомифологического сознания в литатуре. Миф и современная литература.

2. Ф. Дюрренматт - классик швейцарской литературы.

3.Идейно-художественный анализ произведения Дюрренматта «Минотавр»:

- жанровые особенности;

- образ дюрренматтовского Минотавра в сопоставлении с древнегреческим Минотавром;

- черты неомифологического сознания в произведении.

Ход урока

I.Организационный этап

II. Постановка целей и задач урока

III. Работа по теме урока

- Сегодня мы с вами проанализируем замечательное произведение швейцарского классика Дюрренматта «Минотавр» и попробуем проследить неомифологические черты в данном произведении. Для начала давайте вспомним, что такое неомифологизм, в чем его особенности. Как идентифицируется понятие неомифологизма в современной науке? В чем состоят особенности неомифологизма как исследовательской стратегии и типа художественного творчества?

Ответ ученика: Термин «неомифологизм» мало адаптирован современной наукой о литературе. В. Руднев в «Словаре культуры ХХ века» определяет неомифологическое сознание «как одно из главных направлений культурной ментальности ХХ в., начиная с символизма и кончая постмодернизмом», при этом в качестве категориальной черты неомифологического сознания предстает интертекстуальность, причем, в качестве мифа, «подсвечивающего» сюжет может выступать не собственно мифологический текст, но и «исторические предания, бытовая мифология, историко-культурная реальность предшествующих лет, известные и неизвестные художественные тексты прошлого», не исключается и возможность создания собственной оригинальной мифологии, не проецируемой на некоторый текст, но реставрирующей общие законы мифологического мышления. Неомифологическое сознание - одно из главных направлений культурной  ментальности  ХХ в., начиная с символизма и кончая постмодернизмом. Неомифологическое сознание было реакцией на позитивистское сознание ХIХ в., но зародилось оно уже в ХIХ в., в романах Достоевского и операх позднего Вагнера. Суть неомифологического сознания в том, что, во-первых, во всей культуре актуализируется интерес к изучению классического и архаического мифа. Чрезвычайно характерным является то, что в роли мифа, "подсвечивающего" сюжет, начинает выступать не только мифология в узком смысле, но и исторические предания, бытовая мифология, историко-культурная реальность предшествующих лет, известные и неизвестные художественные тексты прошлого. Текст пропитывается аллюзиями и реминисценциями. И здесь происходит самое главное: художественный текст ХХ в. сам начинает уподобляться мифу по своей структуре. Основными чертами этой структуры являются циклическое время, игра на стыке между иллюзией и реальностью, уподобление языка художественного текста мифологическому предязыку с его "многозначительным косноязычием". Мифологические двойники, трикстеры-посредники, боги и герои заселяют мировую литературу - иногда под видом обыкновенных сельских жителей. Порой писатель придумывает свою оригинальную мифологию, обладающую чертами мифологии традиционной.

Таким образом, неомифологизм идентифицируется в современной науке как новая редакция мифологизма ХIХ столетия, направленная на транспонирование мифологических смыслов и порождаемых ими образов в новые художественные миры, мифологически идентичные инварианту реальности. С другой стороны, в ойкумене постмодернизма неомифологизм предстает не только качеством, определяющим особенности содержания, но и совокупностью приемов, порождающих это художественное содержание неомифа, но, кроме того, и исследовательским инструментом, направленным на раскодирование этого художественного приема и его смысловой функции в сотворенном таким образом неомифе. В узком смысле неомифологизм понимается как совокупность стилистических приемов в исторической и фантастической прозе. Причем, мифопорождающие приемы, равно композиционные, сюжетные, образные и стилистические, вписаны в текст, вступают компонентом художественного космоса неомифа. Таким образом. неомифологическое содержание несет в себе указания и на приемы его прочтения, т. е. на те приемы, которые у автора выполняли функцию мифопорождающих.

- Сейчас давайте рассмотрим творчество швейцарского классика Ф.Дюрренматта.

Ответ ученика: ФРИДРИХ ДЮРРЕНМАТТ классик швейцарской литературы, прозаик, драматург, театральный  критик, лауреат международных литературных премий - Мольериевской, Шиллеривской, Бюхнериевской. Творчество Дюрренматта, несомненно, вобрала у себя опыт  «интеллектуальной драмы», представленной, с одной стороны, «эпическим театром» Бертольда, Брехта, а с другой стороны, драматургией Сартам и Ануйя. Фридрих Дюрренматт родился 1921 года в семье пастора  сельских приходов кантона Берн (Швейцария). В 1964 году, выстоял как-то перед большой аудиторией, Дюрренматт, хитровато говорил, каким обычным и частым явлением были в его детской памяти чьи-то похороны. Так он объяснял,  такие пасмурные стороны своего творчества. Прослушав университетский курс теологии и философии в Цюрихенскому и Бернскому университетах, Дюрренматт начал работать как художник-график; тогда же он впервые обратился к литературе. Герои Дюрренматта теряются в туннелях и лабиринтах поиска правдивого смысла. Многозначные понятия, которые распадаются на антитезы (лабиринт - укрытие и выход, тюрьма и глухой угол; охранник - наемник и узник), переносятся из произведения в произведение как свидетельство осознанного писателем расщепления значений и смыслов. «Мы наталкиваемся на действительность, которая лежит по ту сторону языка», - писал Дюрренматт «Двойственный лик жизни» (Н. Павлова) как свидетельство фатального разрыва видимости и сущности проступает и у лишенных экспрессионистского напряжения и сумеречных красок произведениях зрелого писателя. В 50-х годах Дюрренматт написал ряд криминальных романов, которые принесли  ему славу мастера детективного жанра, возможности которого он использовал максимально полно и воистину виртуозно. Криминальный заряд содержится в почти всех произведениях писателя: его герои, по обыкновению, или жертвы, или преступники, судьи или подсудимые (или же те и другие вместе).

Однако захватывающие интриги, расследования, которые выстроены аналитически точно и психологически истинно, и все другие обязательные аксессуары жанра Дюрренматт подчиняет не развлекательности, а своей первоначальной и неизменяемой установке: докопаться до глубоко скрытой тайны к глубинным причинам и следствиям. Вместе со своими детективами писатель ищет не столько преступника, сколько значение и скрытый механизм ситуации, которую провоцирует, преимущественно, неожиданный и невероятный случай. Всесильная игра случая правит Вселенной и представляется Дюрренматтом закономерностью жизни.

Случай, развлечение, игра представляют главную коллизию новеллы «Авария». С удовлетворением принимая правила игры, на «скамью подсудимых» за щедро накрытым столом садится Альфредо Трапс - обычный успешный обыватель, целиком удовлетворенный собой и миром. Однако когда в процессе «судебного разбирательства» выясняется, что совесть Трапса целиком могла бы быть отягощенная виной и даже убийством, «подсудимый» постепенно начинает принимать игру всерьез. В разжигании «процесса», под весом будто бы совершенного убийства, он не без удовлетворения увидел в себе самоуверенного циничного супермена, который смело переступает нормы морали и способен решать чужие судьбы.

- А сейчас давайте проанализируем произведение «Минотавр». Расскажите о жанре произведения.

Ответ ученика: Çà ïÿòü ëåò äî ñìåðòè, â 1985 ã., Äþððåíìàòò íàïèñàë äðàìàòè÷åñêóþ áàëëàäó «Ìèíîòàâð». Æàíð áàëëàäû òðàäèöèîííî ñîåäèíÿåò ýïè÷åñêîå, äðàìàòè÷åñêîå è ëèðè÷åñêîå íà÷àëà. Òàê è ó Äþððåíìàòòà: åãî áàëëàäà - ýòî ðàññêàç î ÷óäîâèùå, ãäå ïðèñóòñòâóþò è äðàìàòè÷åñêèå ñòîëêíîâåíèÿ, è ëèðèêà. Ìèíîòàâð ïûòàåòñÿ çàâÿçàòü îòíîøåíèÿ ñ áåñ÷èñëåííûìè äâîéíèêàìè, îòðàæàþùèìèñÿ â çåðêàëüíûõ ñòåíàõ ëàáèðèíòà, îí ðàäîñòíî ïðèâåòñòâóåò, à ïîòîì ñëó÷àéíî óáèâàåò ïîÿâèâøóþñÿ â ëàáèðèíòå äåâóøêó.

Äðàìàòè÷åñêîå äåéñòâèå ðàçâèâàåòñÿ áåç ñëîâ: ìèíîòàâð ëèøü «âûïëÿñûâàåò» ñâîþ ðàäîñòü, ñâîå íåäîóìåíèå, ñâîþ áîëü (áàëëàäû ïðåäïîëàãàëè ó÷àñòèå òàíöà). Íî íåñîìíåííî ïðèñóòñòâèå â äþððåíìàòòîâñêîé áàëëàäå è òðåòüåé, ëèðè÷åñêîé ñòèõèè. Íåæíîñòü ìèíîòàâðà ê äåâóøêå, ñìåíÿþùàÿñÿ ñòðàñòüþ, äîáðîæåëàòåëüíîñòü è îòêðûòîñòü ïî îòíîøåíèþ ê Òåñåþ, ñìåíÿþùàÿñÿ ñòðàõîì è ãîðäîñòüþ - âñå ýòî ìû âèäèì ÷åðåç îùóùåíèÿ ñàìîãî Ìèíîòàâðà, è îí ñòàíîâèòñÿ íå ïðîñòî ìèôîëîãè÷åñêèì ìîíñòðîì, «ìàøèíîé äëÿ óáèéñòâà», íî ñóùåñòâîì ñî ñâîèì âíóòðåííèì ìèðîì, òîëüêî íà÷àâøèì ïðèîòêðûâàòü äëÿ ñåáÿ åãî îãðàíè÷åííûé âíåøíèé ìèð.

- А сейчас давайте вместе с вами попробуем найти различия и сходства образа Минотавре в древнегреческом мифе и дюрренматтовского Минотавра.

Древнегреческий минотавр

Дюрренматтовский Минотавр

Минотавр — по греческому преданию, чудовище с телом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному быку. По преданию она прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё Дедалом. Минос скрывал его в построенном Дедалом Кносском лабиринте, куда ему бросались на пожирание преступники. Тесей, явившись на Крит в числе 14 жертв, убил Минотавра ударами кулака и при помощи Ариадны, давшей ему клубок ниток, вышел из лабиринта.

Выступает злым и жестоким.

Ó Äþððåíìàòòà êðîâîæàäíîå ÷óäîâèùå, ðîæäåííîå äî÷åðüþ ñîëíå÷íîãî áîãà Ïàñèôàåé, îêàçûâàåòñÿ îäèíîêèì ñîçäàíèåì, ñóùåñòâîì íàèâíûì è ÷èñòûì, íå ñîçíàþùèì ñâîåé ñèëû è â íåäîóìåíèè ðàçãëÿäûâàþùèì ñòåíû ñòåêëÿííîãî ëàáèðèíòà. Îí - íå÷òî óíèêàëüíîå, ñïîñîáíîå ðàçìûøëÿòü, îòîæäåñòâëÿòü, ÷óâñòâîâàòü è â òî æå âðåìÿ òðàãè÷åñêè áåñïîìîùíîå.

Мы даже проявляем сочувствие к нему.

- А сейчас давайте попробуем проследить черты неомифологического сознания в произведении.

Ответ ученика: В произведении мы можем выделить такие неомифологические черты как:

1)присутствие мифологических образов

2)принцип цикличности

3)синкретизм (соединение человека и животного)

4)приоритет стиля над сюжетом, главное КАК изображать, а не ЧТО.

IV. Подведение итогов

Таким образом, проанализировав произведение «Минотавр» мы смогли выделить черты неомифологического сознания в данном произведении. Мы увидели образ Минотавра не в традиционном для нас виде. Это кровожадное чудовище – нечто уникальное, способное размышлять, отождествлять, чувствовать и в то же время трагически беспомощное. Через образ Минотавра показана вся человеческая сущность.

Литература:

  1.  Архипов Ю. 14 тезисов к Фридриху Дюрренматгу // Дюрренматт Ф. Комедии. - М, 1969.
  2.  Дюрренматт Ф. Минотавр / Избранное. - М.: Радуга, 1990. - С.484-493.
  3.  Павлова Н.С, Иеремия Готхельф //История швейцарской литературы. В 3-хт.М., 2002, Т.2.
  4.  Ïàâëîâà Í.Ñ. Ôðèäðèõ Äþððåíìàòò Òåêñò. / Í.Ñ. Ïàâëîâà. Ì.: Âûñø. øêîëà,1967.
  5.  Руднев   В.   Морфология   реальности:   Исследование   по философии текста". - М., 1996

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3658. СПОРТ ДЛЯ ВСІХ 1.16 MB
  СПОРТ ДЛЯ ВСІХ (Звучить мелодія грецького танцю «Сіртаки» ). Голос за кадром. Більше двох тисяч років тому в Греції, в долині річки Алфей, знаходилось містечко Олімпія. У густій зелені оливкових гаїв сяяли біломармурові храми в честь давньогрецьких...
3659. Склад числа шість. Поняття зліва, справа 396.31 KB
  Мета уроку. Сформувати вміння складати приклади на додавання та віднімання в межах 6. Вчити розрізняти многокутники за їх основними ознаками, розвивати вміння аналізувати, співставляти, виділяти істотне. Закріпити навики визначення понять «зліва», «справа». Збагатити знання про тваринний світ морських мешканців, виховувати любов до природи, дбайливе ставлення до живого.
3660. Нам треба твого голосу, Тарасе! 122 KB
  Нам треба твого голосу, Тарасе! Мета: Вчити учнів сприймати поезію Кобзаря серцем і душею, виховувати любов до України, її великих людей. Оформлення: У залі – портрет Тараса Шевченка, прикрашений рушниками. Виставка книг та ;вишивок. Хід з...
3661. Алгоритми роботи з одномірними масивами 119 KB
  Алгоритми роботи з одномірними масивами. Масив задає спосіб організації даних. Масивом називають упорядковану сукупність елементів одного типу. Кожен елемент масиву має індекси, що визначають порядок елементів. Число індексів характеризує розмі...
3662. Алгоритми роботи з багатомірними масивами 160.5 KB
  Алгоритми роботи з багатомірними масивами Поділ;масивів на одномірні і багатомірні носить історичний характер. Ніякої принципової різниці між ними немає. Одномірні масиви - це окремий випадок багатомірних. Можна говорити й по-іншому: багат...
3663. Робота з масивами 218 KB
  Робота з масивами Масиви в C# Масив задає спосіб організації даних. Масивом називають упорядковану сукупність елементів одного типу. Кожен елемент масиву має індекси, що визначають порядок елементів. Число індексів характеризує розмірніс...
3664. Клас Array і нові можливості масивів 90.5 KB
  Клас Array і нові можливості масивів Клас Array Не можна зрозуміти багато деталей роботи з масивами в C#, якщо не знати пристрій класу Array з бібліотеки FCL, нащадками якого є всі класи-масиви. Розглянемо наступні оголошення: Клас Array...
3665. Алгоритми обробки символьної інформації 947.27 KB
  Алгоритми обробки символьної інформації. Символьна інформація — це інформація, що відображається за допомогою символів (букв, цифр, знаків операцій і ін.). IBM-сумісні комп'ютери обробляють 256 різних символів, кожен з яких кодується одним байтом. Відповідність символів і байтів задається таблицею кодування, в якому для кожного символу вказується відповідний байт.
3666. Клас StringBuilder – будівничий рядків 125 KB
  Клас StringBuilder – будівничий рядків. Клас string не дозволяє змінювати існуючі об'єкти. Стрінговий клас StringBuilder дозволяє компенсувати цей недолік. Цей клас належить до змінюваних класів і його можна знайти в просторі імен System.Text. Розглянемо клас StringBuilder докладніше.