39741

Метод (метод исследования)

Реферат

Психология и эзотерика

В общей психологии это один из основных эмпирических методов психологического исследования состоящий в преднамеренном целенаправленном систематическом восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях. Метод занимает промежуточное положение между методом простого объективного наблюдения и методом лабораторного эксперимента. Создан Лазурским с целью избежать недостатков методов наблюдения и эксперимента и соединить их достоинства; формирующий эксперимент ход которого направлен на...

Русский

2013-10-08

35.5 KB

0 чел.

Метод (метод исследования) -  способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления научного исследования.

Наблюдение – целенаправленное, организованное определенным образом, фиксированное восприятие данного объекта. В общей психологии – это один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, целенаправленном, систематическом восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях.

Выделяют:

  1.  непосредственное наблюдение, опирающееся на органы чувств – зрение, слух и т.д.;
  2.  опосредованное, проводимое с помощью технических средств – фотоаппарат, видеокамера и т.д.;
  3.  несистематическое, при котором важно создание некоторой обобщенной картины поведения индивида или группы в определенных условиях (рассматриваются отдельные аспекты, а не все поведение);
  4.  систематическое, которое проводится по определенному плану;
  5.  выборочное, при котором выделяются отдельные аспекты поведения;
  6.  сплошное, где рассматривается все поведение;
  7.  внешнее – наблюдатель находится со стороны, вне наблюдаемой группы;
  8.  включенное – наблюдатель находится внутри той или иной группы.

Эксперимент – это активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего манипуляции одной или несколькими переменными (независимыми переменными) и регистрацию сопутствующих изменений (зависимых переменных) в поведении изучаемого объекта.

Он проводится в специально созданных, управляемых условиях. Экспериментальное воздействие – это любой внешний фактор, который в ходе проведения эксперимента изменяет экспериментатор.

Выделяют:

  1.  лабораторный эксперимент, в котором используются приборы для регистрации объективных данных. Явление, подлежащее изучению, вызывается исследователем преднамеренно, тогда, когда требуется. При этом изучаемое явление может быть изолировано от общего комплекса явлений, с которыми оно в естественных условиях происходит нераздельно;
  2.  естественный эксперимент, о котором впервые заговорил Лазурский в 1910г. Метод занимает промежуточное положение между методом простого объективного наблюдения и методом лабораторного эксперимента. Создан Лазурским с целью избежать недостатков методов наблюдения и эксперимента и соединить их достоинства;
  3.  формирующий эксперимент, ход которого направлен на формирование определенной психической функции.

Существует несколько классификаций методов.

С.Л. Рубинштейн выделяет:

  1.  наблюдение – внешнее или внутреннее;
  2.  эксперимент – лабораторный, естественный и психолого – педагогический;
  3.  вспомогательные методы:

а) физиологический эксперимент, основанный на методе условных рефлексов;

б) приемы изучения продуктов деятельности;

в) беседы и анкеты.

П.И. Иванов выделяет:

  1.  наблюдение – внешнее и самонаблюдение;
  2.  эксперимент – лабораторный и естественный;
  3.  другие методы:

а) метод беседы;

б) биографический метод;

в) изучение продуктов деятельности.

М.С. Роговин и Г.В. Залевский выделяют:

  1.  герменевтический (от слова «смысл») – понимание человеком мира, а также взаимоотношения между людьми;
  2.  биографический – изучение человека с рождения, учитывая его анатомию, физиологию;
  3.  наблюдение;
  4.  самонаблюдение;
  5.  эксперимент.

Наиболее полной, является классификация Б.Г. Ананьева:

  1.  организационные методы:

а) лонгитюдный – исследуется одна группа на протяжении некоторого времени;

б) сравнительный – исследуются несколько групп, различающиеся по некоторым характеристикам, их результаты затем сравниваются между собой;

в) комплексный – либо разные группы сравниваются по определенному показателю в течение долгого промежутка времени, либо исследуется группа характеристик;

  1.  эмпирические методы:

а) наблюдение: непосредственное и опосредованное, включенное и стороннее и пр.;

б) эксперимент: лабораторный, естественный и формирующий;

в) психодиагностические методы: тесты, анкеты и опрос в форме беседы, интервью или социометрии;

г) анализ продуктов деятельности;

д) биографический метод;

  1.  методы обработки данных:

а) количественный (сколько?);

б) качественный (как?, каким образом?);

  1.  интерпретационные методы:

а) генетический – рассматривает что-либо в развитии (генезис – развитие);

б) структурный – предполагает графическое отображение полученных данных.

Дополнительные методы психологии.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации, т.е. разговора. Она включается как дополнительный метод в структуру эксперимента в самом начале.

Условно выделяют:

а) клиническую беседу – это составная часть клинического метода (способ исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится извлечь максимально полную информацию о его личностно-индивидуальных особенностей, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания, его представлении о мире вообще). Она превращается в эксперимент, если используются различные задания, а также тесты.

б) интервью – способ получения социально-психологической информации с помощью целенаправленного опроса.

Отдельно выделяют анкеты – так называемую «заочную» беседу – методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. От интервью отличается большей структурированностью, наличием заранее продуманных вопросов, на которые предусматриваются стандартные ответы: например, да, нет и т.д. (в интервью возможны свободные ответы, а также более гибкая система вопросов, которые можно изменять по ходу опроса).

Анализ продуктов деятельности (в США – архивный метод) – анализ дневниковых записей и заметок, архивных материалов, продуктов трудовой, учебной и творческой деятельности, в результате чего можно судить о психике отдельных людей, людей той или иной эпохи, людей определенного возраста.

Биографический метод – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности, который состоит в анализе материалов о жизни и деятельности человека, особенно, которые даны им самим (автобиографии, дневники, мемуары, письма), а также написанные другими людьми (биографии, воспоминания, письма, характеристики). Метод помогает вскрыть такие проявления психической деятельности, которые не могут быть исследованы путем наблюдения и эксперимента: высшие процессы творческого воображения, высшие процессы мыслительной деятельности.

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68704. Мировоззренческие понятия пантеизма и деизма и их значение для становления научной картины мира (в философии Н.Кузанского, Д.Бруно, Б.Спинозы и французских просветителей 18-го века) 43.5 KB
  Виды пантеизма: теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая мир самостоятельного бытия (см. Акосмизм); физиомонистический пантеизм, согласно которому существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога...
68710. Философия эпохи Возрождения (пантеизм, натурфилософия) 97 KB
  Основная идея Возрождения человек создан по образу и подобию Бога. Подобно Богу он создаёт собственный мир продолжая акт творения. Креационизм уступает место пантеизму: Бог во всём. Если утверждать что мир создан Богом то для того чтобы познать Бога надо познать мир.
68711. Общие понятия о конституциях 50.5 KB
  В настоящее время продолжает развиваться прогрессивное учение о высшей нервной деятельности у детей. Таким образом считают наиболее правильным оценивать конституцию у детей с учетом возрастных особенностей нервной системы и типа высшей нервной деятельности.