39741

Метод (метод исследования)

Реферат

Психология и эзотерика

В общей психологии это один из основных эмпирических методов психологического исследования состоящий в преднамеренном целенаправленном систематическом восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях. Метод занимает промежуточное положение между методом простого объективного наблюдения и методом лабораторного эксперимента. Создан Лазурским с целью избежать недостатков методов наблюдения и эксперимента и соединить их достоинства; формирующий эксперимент ход которого направлен на...

Русский

2013-10-08

35.5 KB

0 чел.

Метод (метод исследования) -  способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления научного исследования.

Наблюдение – целенаправленное, организованное определенным образом, фиксированное восприятие данного объекта. В общей психологии – это один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, целенаправленном, систематическом восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях.

Выделяют:

  1.  непосредственное наблюдение, опирающееся на органы чувств – зрение, слух и т.д.;
  2.  опосредованное, проводимое с помощью технических средств – фотоаппарат, видеокамера и т.д.;
  3.  несистематическое, при котором важно создание некоторой обобщенной картины поведения индивида или группы в определенных условиях (рассматриваются отдельные аспекты, а не все поведение);
  4.  систематическое, которое проводится по определенному плану;
  5.  выборочное, при котором выделяются отдельные аспекты поведения;
  6.  сплошное, где рассматривается все поведение;
  7.  внешнее – наблюдатель находится со стороны, вне наблюдаемой группы;
  8.  включенное – наблюдатель находится внутри той или иной группы.

Эксперимент – это активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего манипуляции одной или несколькими переменными (независимыми переменными) и регистрацию сопутствующих изменений (зависимых переменных) в поведении изучаемого объекта.

Он проводится в специально созданных, управляемых условиях. Экспериментальное воздействие – это любой внешний фактор, который в ходе проведения эксперимента изменяет экспериментатор.

Выделяют:

  1.  лабораторный эксперимент, в котором используются приборы для регистрации объективных данных. Явление, подлежащее изучению, вызывается исследователем преднамеренно, тогда, когда требуется. При этом изучаемое явление может быть изолировано от общего комплекса явлений, с которыми оно в естественных условиях происходит нераздельно;
  2.  естественный эксперимент, о котором впервые заговорил Лазурский в 1910г. Метод занимает промежуточное положение между методом простого объективного наблюдения и методом лабораторного эксперимента. Создан Лазурским с целью избежать недостатков методов наблюдения и эксперимента и соединить их достоинства;
  3.  формирующий эксперимент, ход которого направлен на формирование определенной психической функции.

Существует несколько классификаций методов.

С.Л. Рубинштейн выделяет:

  1.  наблюдение – внешнее или внутреннее;
  2.  эксперимент – лабораторный, естественный и психолого – педагогический;
  3.  вспомогательные методы:

а) физиологический эксперимент, основанный на методе условных рефлексов;

б) приемы изучения продуктов деятельности;

в) беседы и анкеты.

П.И. Иванов выделяет:

  1.  наблюдение – внешнее и самонаблюдение;
  2.  эксперимент – лабораторный и естественный;
  3.  другие методы:

а) метод беседы;

б) биографический метод;

в) изучение продуктов деятельности.

М.С. Роговин и Г.В. Залевский выделяют:

  1.  герменевтический (от слова «смысл») – понимание человеком мира, а также взаимоотношения между людьми;
  2.  биографический – изучение человека с рождения, учитывая его анатомию, физиологию;
  3.  наблюдение;
  4.  самонаблюдение;
  5.  эксперимент.

Наиболее полной, является классификация Б.Г. Ананьева:

  1.  организационные методы:

а) лонгитюдный – исследуется одна группа на протяжении некоторого времени;

б) сравнительный – исследуются несколько групп, различающиеся по некоторым характеристикам, их результаты затем сравниваются между собой;

в) комплексный – либо разные группы сравниваются по определенному показателю в течение долгого промежутка времени, либо исследуется группа характеристик;

  1.  эмпирические методы:

а) наблюдение: непосредственное и опосредованное, включенное и стороннее и пр.;

б) эксперимент: лабораторный, естественный и формирующий;

в) психодиагностические методы: тесты, анкеты и опрос в форме беседы, интервью или социометрии;

г) анализ продуктов деятельности;

д) биографический метод;

  1.  методы обработки данных:

а) количественный (сколько?);

б) качественный (как?, каким образом?);

  1.  интерпретационные методы:

а) генетический – рассматривает что-либо в развитии (генезис – развитие);

б) структурный – предполагает графическое отображение полученных данных.

Дополнительные методы психологии.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации, т.е. разговора. Она включается как дополнительный метод в структуру эксперимента в самом начале.

Условно выделяют:

а) клиническую беседу – это составная часть клинического метода (способ исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится извлечь максимально полную информацию о его личностно-индивидуальных особенностей, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания, его представлении о мире вообще). Она превращается в эксперимент, если используются различные задания, а также тесты.

б) интервью – способ получения социально-психологической информации с помощью целенаправленного опроса.

Отдельно выделяют анкеты – так называемую «заочную» беседу – методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. От интервью отличается большей структурированностью, наличием заранее продуманных вопросов, на которые предусматриваются стандартные ответы: например, да, нет и т.д. (в интервью возможны свободные ответы, а также более гибкая система вопросов, которые можно изменять по ходу опроса).

Анализ продуктов деятельности (в США – архивный метод) – анализ дневниковых записей и заметок, архивных материалов, продуктов трудовой, учебной и творческой деятельности, в результате чего можно судить о психике отдельных людей, людей той или иной эпохи, людей определенного возраста.

Биографический метод – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности, который состоит в анализе материалов о жизни и деятельности человека, особенно, которые даны им самим (автобиографии, дневники, мемуары, письма), а также написанные другими людьми (биографии, воспоминания, письма, характеристики). Метод помогает вскрыть такие проявления психической деятельности, которые не могут быть исследованы путем наблюдения и эксперимента: высшие процессы творческого воображения, высшие процессы мыслительной деятельности.

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81662. Становление русской романтической критики в тв-ве В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова. Типологический анализ 1й из статей Жуковского 32.99 KB
  Типологический анализ 1й из статей Жуковского. Создание новой школы в русской поэзии и соответствующей запросам этой школы новой критики связано с именем Василия Андреевича Жуковского 1783 I8S2. Статьи Жуковского его размышления об искусстве в письмах и дневниках многочисленные эстетические конспекты являющиеся важным свидетельством активного самообразования и самоопределения богатейший материал для осмысления вклада поэта в русскую критику. Обращает на себя внимание тесная сращенность критической и поэтической мысли Жуковского...
81663. Литературная критика русского гражданственного романтизма: представители, принципы, проблематика, жанровое своеобразие статей. Роль декабристских альманахов в развитии русской романтической критики 28.98 KB
  Роль декабристских альманахов в развитии русской романтической критики. Обращавшиеся к характеристике данного периода и данного круга имен исследователи истории отечественной критики предлагали разные дефиниции: литературная критика декабристов критика революционноромантического направления критика гражданского романтизма критика гражданственного романтизма и т. Сами критики ни революционными романтиками ни тем более декабристами себя не называли. и во многом определивших темы и проблематику критики гражданственного романтизма...
81664. Типологический анализ статей А.А.Бестужева или В.К. Кюхельбекера. Жанровое и стилевое своеобразие статей 35.18 KB
  Если в статье Взгляд на нынешнее состояние русской словесности 1817 своем первом критическом выступлении в печати Кюхельбекер приветствовал обновление русской поэзии произошедшее благодаря деятельности Жуковского и воспринимал привнесенный им в литературу германический дух свободный и независимый как близкий нашему национальному духу то в статье О направлении нашей поэзия особенно лирической в последнее десятилетие 1824 он подвергал резкой критике школу Жуковского и в особенности ее подражателей за мелкость тем...
81665. Особенности развития русской литературной критики 1830-х гг. Романтическая критика на страницах ж-ла Н.А.Полевого «Московский телеграф» 35.24 KB
  Полевого создавал атмосферу новизны непрестанного поиска. Полевого; с романтических повестей Вечера на хуторе близ Диканьки начинает писательское поприще И. Полевого ярко раскрылись и в его рецензии на книгу АГалича Опыт науки изящного 1826. Полевого О романах Виктора Гюго и вообще о новейших романах 1832 обнаруживала ориентацию автора на романтизм в его французской разновидности.
81666. Философская критика (Д.В.Веневитинов, И.В.Киреевский и др.). Литературно-критическая и журналистская деятельность Надеждина 37.23 KB
  Манна философская предоснова восприятия искусства строго говоря присущая любой художественной теории в том числе классицизму романтизму и т. здесь уже ощущается недостаточной и уступает место целенаправленному включению искусства в философское наукоучение. Высокую оценку Галича получали идеи натурфилософии Шеллинга понимание природы как целесообразного целого где происходит взаимодействие противоположно направленных сил и основные положения шеллинговой философии искусства: представление о самоценности искусства об идеале как...
81667. А.С. Пушкин как литературный критик. Проблематика его литературно-критических статей и заметок; жанровое, стилевое своеобразие. Типологический анализ одной из работ 35.6 KB
  Его статьи и художественные произведения становились итогом долгих и основательных раздумий о самых разнообразных теоретических проблемах художественного творчества о предмете и назначении искусства о взаимосвязи писателя и общества об историзме и народности литературы роли критики в развитии эстетического вкуса читателей путях становления русского литературного языка и т. В многообразном по своему составу литературнокритическом наследии Пушкина есть и опыты больших историколитературных обобщений незавершенная статья О ничтожестве...
81668. Творчество А. С. Пушкина в критике разных эпох. Сравнительный типологический анализ статей В. Г. Белинского (8-я, 9-я, из цикла «Сочинения Александра Пушкина»), Д. И. Писарева («Пушкин и Белинский»), Д. С. Мережковского («Пушкин») 39.06 KB
  Пушкина в критике разных эпох. Белинского 8я 9я из цикла Сочинения Александра Пушкина Д. Вообще творчеству Пушкина Белинский посвящает огромное количество критических статей и сочинений. Обратимся к 89 статьям сочинения Александра Пушкина.
81669. Литературно-критическое тв-во Н.В.Гоголя. Типологический анализ одной из статей 40.33 KB
  Статья Плетнева Чичиков или Мертвые души Гоголя опубликованная в июльском номере Современника за 1842 г. Плетнев как и Белинский ставил Гоголя в первый ряд среди современных писателей отмечая удивительную верность автора действительности. В произведениях Гоголя П. Вяземский решительно противился тому что именем Гоголя теоретики натуральной школы пытались придать ей идейную и эстетическую целостность.
81670. Особенности развития литературной критики в 1840-е гг. Литер.критика «Отечественных записок». Славянофильская критика. Литературно-критическая позиция журнала «Современник» 34.72 KB
  Анненков определялись противостоянием двух сформировавшихся на рубеже 1830 1840х годов течений русской общественной мысли западничества и славянофильства. отстаивали необходимость исторического движения России по европейскому пути выдвигали на первый план идею свободы и самоценности человеческой личности подчеркивали исчерпанность тех начал которые составляли основу древнерусской жизни. публиковали свои статьи на страницах Москвитянина Московских литературных и ученых сборниковРусской беседы выступили против перенесения...