39741

Метод (метод исследования)

Реферат

Психология и эзотерика

В общей психологии это один из основных эмпирических методов психологического исследования состоящий в преднамеренном целенаправленном систематическом восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях. Метод занимает промежуточное положение между методом простого объективного наблюдения и методом лабораторного эксперимента. Создан Лазурским с целью избежать недостатков методов наблюдения и эксперимента и соединить их достоинства; формирующий эксперимент ход которого направлен на...

Русский

2013-10-08

35.5 KB

0 чел.

Метод (метод исследования) -  способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления научного исследования.

Наблюдение – целенаправленное, организованное определенным образом, фиксированное восприятие данного объекта. В общей психологии – это один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, целенаправленном, систематическом восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях.

Выделяют:

  1.  непосредственное наблюдение, опирающееся на органы чувств – зрение, слух и т.д.;
  2.  опосредованное, проводимое с помощью технических средств – фотоаппарат, видеокамера и т.д.;
  3.  несистематическое, при котором важно создание некоторой обобщенной картины поведения индивида или группы в определенных условиях (рассматриваются отдельные аспекты, а не все поведение);
  4.  систематическое, которое проводится по определенному плану;
  5.  выборочное, при котором выделяются отдельные аспекты поведения;
  6.  сплошное, где рассматривается все поведение;
  7.  внешнее – наблюдатель находится со стороны, вне наблюдаемой группы;
  8.  включенное – наблюдатель находится внутри той или иной группы.

Эксперимент – это активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего манипуляции одной или несколькими переменными (независимыми переменными) и регистрацию сопутствующих изменений (зависимых переменных) в поведении изучаемого объекта.

Он проводится в специально созданных, управляемых условиях. Экспериментальное воздействие – это любой внешний фактор, который в ходе проведения эксперимента изменяет экспериментатор.

Выделяют:

  1.  лабораторный эксперимент, в котором используются приборы для регистрации объективных данных. Явление, подлежащее изучению, вызывается исследователем преднамеренно, тогда, когда требуется. При этом изучаемое явление может быть изолировано от общего комплекса явлений, с которыми оно в естественных условиях происходит нераздельно;
  2.  естественный эксперимент, о котором впервые заговорил Лазурский в 1910г. Метод занимает промежуточное положение между методом простого объективного наблюдения и методом лабораторного эксперимента. Создан Лазурским с целью избежать недостатков методов наблюдения и эксперимента и соединить их достоинства;
  3.  формирующий эксперимент, ход которого направлен на формирование определенной психической функции.

Существует несколько классификаций методов.

С.Л. Рубинштейн выделяет:

  1.  наблюдение – внешнее или внутреннее;
  2.  эксперимент – лабораторный, естественный и психолого – педагогический;
  3.  вспомогательные методы:

а) физиологический эксперимент, основанный на методе условных рефлексов;

б) приемы изучения продуктов деятельности;

в) беседы и анкеты.

П.И. Иванов выделяет:

  1.  наблюдение – внешнее и самонаблюдение;
  2.  эксперимент – лабораторный и естественный;
  3.  другие методы:

а) метод беседы;

б) биографический метод;

в) изучение продуктов деятельности.

М.С. Роговин и Г.В. Залевский выделяют:

  1.  герменевтический (от слова «смысл») – понимание человеком мира, а также взаимоотношения между людьми;
  2.  биографический – изучение человека с рождения, учитывая его анатомию, физиологию;
  3.  наблюдение;
  4.  самонаблюдение;
  5.  эксперимент.

Наиболее полной, является классификация Б.Г. Ананьева:

  1.  организационные методы:

а) лонгитюдный – исследуется одна группа на протяжении некоторого времени;

б) сравнительный – исследуются несколько групп, различающиеся по некоторым характеристикам, их результаты затем сравниваются между собой;

в) комплексный – либо разные группы сравниваются по определенному показателю в течение долгого промежутка времени, либо исследуется группа характеристик;

  1.  эмпирические методы:

а) наблюдение: непосредственное и опосредованное, включенное и стороннее и пр.;

б) эксперимент: лабораторный, естественный и формирующий;

в) психодиагностические методы: тесты, анкеты и опрос в форме беседы, интервью или социометрии;

г) анализ продуктов деятельности;

д) биографический метод;

  1.  методы обработки данных:

а) количественный (сколько?);

б) качественный (как?, каким образом?);

  1.  интерпретационные методы:

а) генетический – рассматривает что-либо в развитии (генезис – развитие);

б) структурный – предполагает графическое отображение полученных данных.

Дополнительные методы психологии.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации, т.е. разговора. Она включается как дополнительный метод в структуру эксперимента в самом начале.

Условно выделяют:

а) клиническую беседу – это составная часть клинического метода (способ исследования целостной личности, при котором в ходе диалога с испытуемым исследователь стремится извлечь максимально полную информацию о его личностно-индивидуальных особенностей, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания, его представлении о мире вообще). Она превращается в эксперимент, если используются различные задания, а также тесты.

б) интервью – способ получения социально-психологической информации с помощью целенаправленного опроса.

Отдельно выделяют анкеты – так называемую «заочную» беседу – методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. От интервью отличается большей структурированностью, наличием заранее продуманных вопросов, на которые предусматриваются стандартные ответы: например, да, нет и т.д. (в интервью возможны свободные ответы, а также более гибкая система вопросов, которые можно изменять по ходу опроса).

Анализ продуктов деятельности (в США – архивный метод) – анализ дневниковых записей и заметок, архивных материалов, продуктов трудовой, учебной и творческой деятельности, в результате чего можно судить о психике отдельных людей, людей той или иной эпохи, людей определенного возраста.

Биографический метод – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности, который состоит в анализе материалов о жизни и деятельности человека, особенно, которые даны им самим (автобиографии, дневники, мемуары, письма), а также написанные другими людьми (биографии, воспоминания, письма, характеристики). Метод помогает вскрыть такие проявления психической деятельности, которые не могут быть исследованы путем наблюдения и эксперимента: высшие процессы творческого воображения, высшие процессы мыслительной деятельности.

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8052. Модернизация телефонной сети в сёлах Унгенского района с внедрением услуг triple play на базе оборудования SI3000 Msan 2.37 MB
  Модернизация телефонной сети в селах Унгенского района с внедрением услуг tripleplay на базе оборудования SI3000 Msan В связи с развитием экономической активности Республики Молдова, значительной степени миграции населения, существен...
8053. История зарождения и развития представлений о дидактике как науке 32.83 KB
  История зарождения и развития представлений о дидактике как науке Дидактика есть часть педагогики, приобретающая в настоящее время черты самостоятельной научной дисциплины. Предметом дидактики являются процессы образования и обучения, которые тесно ...
8054. Основы дидактики 29.08 KB
  Основы дидактики Проблемы обучения и образования исследует часть педагогики, которая называется дидактикой. Термин дидактика греческого происхождения и в переводе означает поучающий. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение...
8055. Тенденции развития современного образования 24.92 KB
  Тенденции развития современного образования Системы образования призваны способствовать реализации основных задач социально - экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сфе...
8056. Национальная система образования РБ 23.12 KB
  Национальная система образования РБ В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство - Верховный Совет республики, исполнение законов...
8057. Процесс обучения, его сущность, структурные компоненты, их характеристика 23.21 KB
  Процесс обучения, его сущность, структурные компоненты, их характеристика. Обучение - это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности посредством передачи научных знаний и усвоение культурного опыта общества. Уже в древности...
8058. Закономерности и функции процесса обучения 23.44 KB
  Закономерности и функции процесса обучения Процесс обучения может быть представлен следующими основными функциями: образовательная, воспитательная и развивающая. К функции образования относится овладение учащимися научными знаниями и умениями, а так...
8059. Принципы обучения. Характеристика принципа обучения 25.22 KB
  Принципы обучения. Характеристика принципа обучения Для организации учебного процесса необходимы конкретные указания, которые не содержаться в закономерностях обучения. Практические указания содержатся в принципах и правилах обучения. Дидактические ...
8060. Понятие метод обучения. Различные подходы к классификации 24.46 KB
  Понятие метод обучения. Различные подходы к классификации Сущность обучения состоит во взаимодействии учителя и учащихся с целью усвоения, учениками содержания социального опыта, их воспитания, формирования научного мировоззрения. Успех воспитания и...