39746

МЫШЛЕНИЕ

Реферат

Психология и эзотерика

ПОНЯТИЕ О МЫШЛЕНИИ Практическая значимость Сегодня мы приступаем к изучению сложного познавательного процесса и тема нашей сегодняшней лекции –Мышление. Для чего же нам нужно изучать мышление Через год мы получим диплом психолога и ктото будет работать по специальности. Мышление также входит в структуру межличностного познания.

Русский

2013-10-08

129.93 KB

4 чел.

«МЫШЛЕНИЕ»

План:

  1.  Понятие о мышлении
  2.  Практическая значимость темы;
  3.  Чувственное и опосредованное познание;
  4.  Мышление и речь;
  5.  Определения мышления;
  6.  Особенности мышления.
  7.  теории мышления
  8.  западные: ассоцианизм, вюрцбургская школа, гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ, концепция Ж.Пиаже;
  9.  отечественные: А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский,  Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков.
  10.  Физиологические основы мышления
  11.  структура решения мыслительных задач
  12.  Мыслительные операции: синтез, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, конкретизация и сравнение. Уровни и виды мыслительных операций.
  13.  Формы мышления
  14.  Суждение (общее, частное, единичное и истинное, ложное);
  15.  Умозаключение (дедуктивное, индуктивное, по аналогии);
  16.  Понятие (отличие от представлений)
  17.  формирование понятий (Менчинская, Гальперин, Выготский, Сахаров, Давыдов)
  18.  Виды мышления
  19.  По генетическому принципу (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое);
  20.  По типу решаемых задач (теоретическое, практическое);
  21.  По характеру протекания мыслительных процессов (интуитивное, аналитическое);
  22.  По функциям (продуктивное, репродуктивное);
  23.  По направленности (реалистическое, аутистическое)
  24.  Качества ума
  25.  Развитие мышления в онтогенезе (Выготский –Пиаже).



ПОНЯТИЕ О МЫШЛЕНИИ

Практическая значимость

Сегодня мы приступаем к изучению сложного познавательного процесса и тема нашей сегодняшней лекции –Мышление.

Для чего же нам нужно изучать мышление?

Через год мы получим диплом психолога и кто-то будет работать по специальности. Психолог-практик часто оказывается в ситуации, когда от него требуется определить уровень развития мышления или особенности мыслительной деятельности, будь то ситуация школьной неуспеваемости или профессионального отбора. Существует множество различных тестов, определяющих коэффициент интеллекта. Но, не зная , что стоит за этими показателями, сможем ли мы грамотно составить заключение, дать необходимые рекомендации.

Но даже если вы не собираетесь связывать свою жизнь с профессией психолога, знание о закономерностях мыслительной деятельности нам необходимо. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы, которые требуют от нас эффективного разрешения.

Мышление также входит в структуру межличностного познания. Оно участвует не только в целостном познании другого человека, но и в подготовке и реализации определенных воздействий на него и получении выгоды от взаимодействия.

Надеемся, что эти знания помогут вам эффективно разрешать профессиональные задачи, а также с успехом выходить из трудных жизненных ситуаций.

Чувственное (ощущения и восприятие) и обобщенное и опосредованное (мышление) познание

Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими, оно переходит к мышлению. Отправляясь от того, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Это расширение познания достигается мышлением в силу такой его особенности, как опосредованности, т.е. раскрытие того, что непосредственно в восприятии не дано через мыслительные операции. С расширением познания благодаря мышлению связано и углубление познания.

Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность.

В восприятии вещи и явления, их свойства даны часто в случайных, единичных, несущественных определениях, во внешнем соединении свойств. Существенные и несущественные свойства, случайные и необходимые связи в данной частной ситуации, т.е. простые совпадения и реальные зависимости, выступают в восприятии в нерасчлененном единстве. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений в той или иной частной ситуации. Выявляя необходимые, существенные связи, переходя от случайного к необходимому, мышление вместе с тем переходит от единичного к общему, т.е. мышление обобщает. Переходя от случайных к существенным общим связям, мышление раскрывает закономерности или законы действительности. Раскрывая все более глубокие закономерности явлений, мышление познает все более и более существенные свойства, все более глубокую сущность объективного мира. (Рубинштейн С.Л.)

Мышление и речь

Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с речью.

Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее  и понятнее становится сама эта мысль. Таким образом, в слове, в формулировании мысли заключены важнейшие необходимые предпосылки рассуждающего, логически расчлененного и осознанного мышления.

Слово выражает обобщение, поскольку является формой существования понятия, формой существования мысли и средством ее формирования и выражения. Но мысль не только выражается в слове, но и совершается в нем. Все это делает речь не только способом общения людей, но и способом формирования и реализации мышления, познавательной деятельности, способом хранения общечеловеческого социального опыта.

Слово всегда относится не к одному отдельному предмету, а к целой группе или к целому классу предметов. В силу этого каждое слово представляет собой скрытое обобщение, всякое слово уже обобщает, и с психологической точки зрения значение слова представляет собой обобщение. Но обобщение есть словесный акт мысли, отражающий действительность совершенно иначе, чем она отражается в непосредственных ощущениях и восприятиях. Качественное отличие единицы в основном и главном есть обобщенное отражение действительности. В силу этого можно заключить, что значение слова, его обобщение представляет собой акт иышления в собственном смысле слова.

Речь и мышление едины, но не тождественны. Единицы, в которых осуществляется мышление и речь, разные. Их сложное единство проявляется в значении слова. Значение слова оказывается одновременно речевым и интеллектуальным феноменом (Петровский А.В., Выготский Л.С.)

Определение мышления

А.Н. Леонтьев определяет мышление как «процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты».

Тихомиров О.К.: «Мышление –это процесс, познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности, оно дифференцируется на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, в зависимости от новизны этих обобщений и средств для субъекта, от степени активности самого субъекта мышления».

«Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных  ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Это обобщенное  и опосредованное познание действительности, в процессе которого мысль человека бесконечно углубляется в суть окружающей действительности, открывая ее закономерности» - определение З.И. Калмыковой.

Таким образом, психология использует определение мышления как в широком, так и в узком смысле. Мышление в широком смысле: активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. При решении более специальных исследовательских задач, при изучении конкретных психологических механизмов высших познавательных процессов мыщление определяют в узком смысле –как процесс решения задач (Петухов В.В.)

Особенности мышления

  1.  процесс мышления позволяет человеку выделить новые, существенные признаки предметов, явлений, вскрыть закономерные связи и отношения, существующие между ними, проникнуть в сущность вещей и явлений, познать законы, действующие в окружающем мире.
  2.  обобщенность познания заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности человек выделяет общие существенные свойства воспринимаемых им предметов и явлений и объединяет их в группы на основе этих свойств.
  3.  обобщенность познания возможна только благодаря единству мышления и речи. Каждое слово, которым человек называет предметы и явления, в своем значении содержит то общее, что отражено мышлением как существенное для данной группы предметов или явлений.
  4.  опосредованность познания заключается в раскрытии связей, отношений, опосредований через мыслительные операции.


СТРУКТУРА РЕШЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Мышление человека всегда направлено на решение задачи, возникшей перед ним в процессе деятельности. Необходимость в мышлении возникает в том случае, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляются новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. Например, так бывает, когда врач сталкивается с новым, до сих пор неизвестным заболеванием и пытается найти  и использовать новые методы его лечения. По своему существу мышление необходимо лишь в тех ситуациях, в которых возникают эти новые цели, а старые, прежние средства и способы деятельности недостаточны для их достижения. Мышление –это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками мышление просто не требуется.

Деятельность мышления всегда вызвана какими-то потребностями личности, мотивами. Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают 2-х видов: 1) специфически познавательные и 2) неспецифические. В первом случае побудителями  и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (любознательность и т.д.). Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто познавательных интересов. Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, по мере его осуществления начинают действовать и собственно познавательные мотивы.

Начальной фазой мыслительного процесса является формулировка проблемной задачи. Задача появляется из проблемной ситуации. Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся –часто совсем неожиданно –на что-то непонятное, неизвестное, тревожащее. Проблемная ситуация –это довольно смутное, еще не очень ясное и мало осознанное впечатление, как бы сигнализирующее: «что-то не так», «что-то не то». В результате анализа проблемной ситуации возникает, формулируется задача, проблема в собственном смысле слова. Проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу. Возникновение задачи означает, что теперь удалось хотя бы предварительно и приблизительно расчленить известное и неизвестное, найти путь, т.е. метод для его нахождения.

Следующий этап –построение гипотезы. В результате анализа системы связей и отношений, в которых находится анализируемый объект, человек начинает замечать, открывать новые, еще неизвестные признаки этого объекта. Для построения правильной гипотезы иногда необходима подсказка. Но пока человек сам не начнет раскрывать систему таких связей, он не обратит никакого внимания на новое и нужное для решения свойство, даже если это свойство подсказать путем прямого указания.

Случайная подсказка нередко способствует открытиям и изобретениям. Однако в использовании такой подсказки проявляется указанная выше закономерность мыслительного процесса. «Счастливый» случай будет замечен и использован только тем человеком, который напряженно думает над решаемой задачей. Все дело в том, насколько подготовлена почва, вообще система внутренних условий, на которую попадает та или иная внешняя подсказка.

Специальные эксперименты К.А. Славской вскрыли ряд психологических внутренних условий использования подсказок. Опыты ставились следующим образом: экспериментатор предлагал испытуемым (учащимся 7-9 классов) одну и ту же подсказку на разных этапах решения задачи (раннем и позднем). При этом в качестве подсказки для решения основной экспериментальной задачи давали вторую, дополнительную, вспомогательную, менее трудную задачу, содержащую принцип решения первой. Этот принцип решения испытуемый мог обобщить и перенести из одной задачи в другую.

Основная задача: доказать равновеликость треугольников АВО и ОСD, заключенных между диагоналями трапеции.

Вспомогательная задача: доказать равенство диагоналей прямоугольника АВСD.

Диагонали АС и ВD равны, т.к. равны треугольники АВD и АСD (общее основание –АD, равные стороны АВ и СD и прямые углы, заключенные между равными сторонами).

Основная задача решается с помощью вспомогательной, т.е. посредством переноса на нее решения вспомогательной задачи. Общим звеном (и принципом) решения обеих задач было использование общего основания АD треугольников АВD и АСD, которое используется в первом случае как общее основание равновеликих, а во втором –равных треугольников АВD и АСD. Нужно выделить это звено решения задачи в качестве существенно общего для обеих задач, т.е. необходимо совершить обобщение.

Обобщение и его результат –перенос зависят от включения обеих задач в единый процесс аналитико-синтетической деятельности. Сам ход обобщения (и переноса) обусловлен тем, на каких этапах анализа –ранних или поздних –совершается соотнесение задачи и подсказки.

Результат процесса (перенос, использование подсказки) зависит от работы, проведенной самим испытуемым по анализу задачи. Лишь тогда, когда человек сам вплотную подходит к подсказываемому звену решения, он в состоянии принять помощь со стороны (учителя, руководителя). Иначе решающий просто не поймет подсказку и потому не примет ее, или же она будет использована чисто формально, механически, без уяснения существа дела. Действительную помощь ученику может оказать только та подсказка, которая естественно включается, вписывается в соответствующую систему связей и отношений, к данному моменту уже достаточно проанализированную самим учеником, только тогда подсказка включается в его мышление как частичный ответ на вопрос, который он сам себе уже поставил и над которым напряженно думает. Таким образом, принимаемая или игнорируемая подсказка становится объективным показателем внутреннего процесса мышления.

Осознание наметившегося решения как гипотезы, т.е. как предположения, порождает потребность в его осуществлении –фаза реализации гипотезы.

Завершающей фазой мыслительного процесса является проверка гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то наступает реализация решения на практике. Если гипотеза не подтверждается, то возникает новая гипотеза.

Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом. Но их нельзя отождествлять, сводить мышление к решению задач. Решение задач осуществляется только с помощью мышления. Но мышление проявляется не только в решении задач. Мыслительная деятельность необходима не только для решения уже поставленных, сформулированных задач, но и для постановки задач, для выявления и осознания новых проблем, для усвоения знаний, для понимания текста, в процессе чтения. (Петровский А.В., Рубинштейн С.Л.)


ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ

Наличие проблемной ситуации, с которой начинается мыслительный процесс, всегда направлен на разрешение какой-нибудь задачи, т.е. мышление целенаправленный процесс. Для того, чтобы решить задачу мышление использует многообразные операции, составляющие различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса.

К общим мыслительным операциям относят анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, классификация и конкретизация.

Под операциями понимаются отдельные приемы, умственные действия, которые человек использует в решении задач.

Анализ –расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон. Синтез –установление связи между  этими элементами.

Всякий процесс решения задачи состоит из разложения (анализа) воспринимаемого явления на части, элементы, стороны и установления (синтеза) новых, до тех пор неизвестных человеку связей и отношений как внутри одного предмета или явления, так и между разными предметами и явлениями. Анализ и синтез никогда не существуют обособленно друг от друга, но составляют две стороны единого процесса мышления. Именно взаимосвязь и взаимозависимость анализа и синтеза составляют ядро мыслительного процесса, выступает в разных умственных операциях, имеющих более частный характер.

Сравнение есть всегда установление сходства и различия сопоставляемых предметов, явлений, фактов. Сравнивать можно только однородные, чем-то похожие, сходные предметы, явления или события. Для того, чтобы установить сходство или различие двух или нескольких предметов, человек мысленно дробит каждый из них на части, выделяя признаки, т.е. производит анализ и, сопоставляя, устанавливает их совпадение или различие, т.е. производит синтез.

Сравнение может использоваться как средство тонкого и многообразного сопоставления разных предметов одной категории между собой, например, для различения формы листьев, оттенков цвета и др. Эта операция может применяться для того, чтобы определить изменения в одном и том же явлении, т.е. сравнить его «с самим собой».

Сравнение есть основа всякой мыслительной группировки предметов, явлений, событий.

Классификация –объединение в группы: классы, роды, виды на основе установления сходства главных и второстепенных признаков предметов. Для того, чтобы сгруппировать предметы, необходимо выделить существенные признаки в каждом из предметов и найти тот класс или род, в основе которого лежат эти признаки.


Минералы

Металлы                          Камни

Редкие          Обычные      Драгоценные   Укладочные

Платина  Золото   Медь   Свинец

Классификацию можно строить по разным признакам. Металлический заводной самолет можно отнести в одном случае к металлическим изделиям, в другом –к классу игрушек, в третьем –к группе моделей.

Абстракция –это отвлечение существенных свойств, признаков предмета от несущественных или выделение, вычленение и извлечение одного существенного свойства, момента явления или предмета и отвлечение от других, второстепенных сторон, признаков.

Например, рассмотрим работу часовщика. Он выделяет главный для него признак –внутреннее устройство, механизм работы часов и не обращает внимания на форму стрелок,  цвет циферблата, изображение цифр, их наличие или отсутствие.

Обобщение –соотнесение и выделение существенного в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях. Обобщением является любое правило, любой закон, выведенные на основе наблюдения однородных фактов, явлений или зависимостей в разных условиях и на разном содержании. Любое понятие, которым пользуются люди: понятие числа, морали, эстетики также есть обобщение. Это всегда какой-то итог, общий вывод, делаемый человеком на основе анализа –синтеза однородных фактов, явлений, поступков.

Конкретизация есть применение обобщенного знания к конкретному, отдельному случаю, выделение в нем таких признаков, которые соответствуют определенному правилу, понятию, закону. Пример, 3 стадии аффекта –общий закон. На занятии по судебной психологии студенты применяют данное правило к конкретному документу. Таким образом, мыслительная операция конкретизации лежит в основе применения знаний на практике.

Операции мышления обычно не выступают «в чистом виде». В решении поставленной задачи человек использует тот или иной «набор» операций или более сложных умственных действий, в тех или иных сочетаниях. Они различны в мыслительном процессе различной сложности и структуры (Шадриков, Рубинштейн С.Л., Богословский)

Уровни операций

  1.  синкретический –самый простой, примитивный уровень заключается в оперировании объектами на основе отдельного, чаще всего несущественного, случайного, внешнего признака. Например, «толпа зевак».
  2.  комплексный –более сложный уровень. Операции с группой предметов, объединенных в единое целое по разным основаниям, но включенных в одну ситуацию. Пример, вещи в чемодан кладут в соответствии с их практической значимостью (одежда, туалетные принадлежности, подарки и т.д.)
  3.  системный –наиболее сложный. Четкая дифференциация видовых и родовых признаков, т.е. существенных. Оперирование некоторой системой понятий.                                     (Тихомиров О.К.)

Виды мыслительных операций

Виды мыслительных операций непосредственно связаны с видами мышления.

  1.  Наглядно-действенное. Объект дан как таковой в своей материальности и конкретности, оперирование которым осуществляется через практическое действие с ним, непосредственное соединение или расчленение его частей («ручной интеллект»). Например, открытие нового замка.
  2.  Наглядно-образное. Объект представлен изображенным на рисунке, схеме, чертеже. Человек оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления.
  3.  Словесно-логическое. Объект описан в той или иной знаковой системе. Человек, оперируя логическими понятиями и другими знаковыми образованиями, познает существенные взаимосвязи и закономерности реальности.     (Петровский А.В., Петухов В.В.).

Литература:

  1.  Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. М., 1976.
  2.  Будилова Е.А. Учение И.М. Сеченова об ощущении и мышлении. М., 1954.
  3.  Выготский Л.С. Мышление и речь. // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М., 1981.
  4.  Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т3 Проблемы развития психики. М., 1983.
  5.  Выготский Л.С., Сахаров Л.С. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции. // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М., 1981.
  6.  Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М., 1981.
  7.  Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  8.  Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  9.  Занков Л.В. Избранные психологические труды. М., 1990.
  10.  Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
  11.  Лук А.Н. Мышление и творчество. М., 1976.
  12.  Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989.
  13.  Общая психология. Под ред. Богословского.
  14.  Общая психология. Под ред. А.В. Петровского. М., 1976.
  15.  Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. М., 1971.
  16.  Петухов В.В. Психология мышления. М., 1987.
  17.  Познавательные процессы и способности в обучении. Под ред. Шадрикова. М., 1990.
  18.  Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
  19.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1999.
  20.  Славская К.А. Мысль в действии. М., 1967.
  21.  Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.
  22.  Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.
  23.  Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49214. Виртуальная модель вертолета в среде MatLab 265.65 KB
  Математическое моделирование движителя вертолета. Создание виртуальной модели вертолета в среде VRBuilder. Особенностью моделируемого вертолета является то что используется движитель роль которого выполняет двигатель постоянного тока ДПТ.
49215. Разработка системы управления механизма передвижения тележки (мехатронного объекта) по схеме ТП-ДПТ 11.99 MB
  Целью данного курсового проекта является задача проектирования электромеханической системы (ЭМС) мехатронного модуля подъема мостового крана. Смысловая её реализации заключается в создании универсальных, надёжных и долговечных устройств, которые тем или иным образом помогали бы человеку решать поставленные перед ним задачи
49216. Разработка микропроцессорной системы управления подачей фурмы в конвертере 36.85 KB
  Разработать микропроцессорную систему управления подачей фурмы в конвертере. Разработать цифровое устройство управления подачей фурмы в конвертере. Например система управления положением кислородной фурмы осуществляет измерение и регулирование положения кислородной фурмы в соответствие с уставкой по положению фурмы над уровнем спокойной ванны с автоматической коррекцией на разгар футеровки и выдачей команды на отсечной клапан. Положение фурмы в разные этапы плавки: Первый период – наведение шлака.
49217. Принципы функционирования плазменных телевизоров 904.34 KB
  В развитых странах телевизоры есть практически в каждом доме. Если в доме есть необходимые антенны и уж по крайней мере трудно не согласиться что антенна самый большой и заметный элемент приемной системы телезрители могут принимать несколько десятков каналов предающих массу программ от мыльных опер до фильмов о природе и дискуссий о политических событиях. Некоторые думают что выбирать телевизионный приемник лучше всего по цене то есть если цена большая то и все характеристики в норме. Есть еще телевизоры с разрешением экрана...
49218. Проектирование транзисторных широкодиапазонных передатчиков 348.55 KB
  Задачей курсового расчета является проектирование транзисторного широкодиапазонного радиопередающего устройства обеспечивающего формирование радиосигналов заданном рабочем диапазоне частот и заданную мощность выделяемую на нагрузке в состав которого входят следующие каскады: ОКГ опорный кварцевый генератор являющийся источником высокостабильных колебаний необходимо произвести расчет принципиальной схемы автогенератора с кварцевым резонатором в цепи обратной связи; ССЧ синтезатор сетки частот формирующий из опорной частоты...
49219. Комплексное исследование системы мотивации производственного персонала в Восточно-Сибирской Региональной Дирекции железнодорожных вокзалов, вокзал станции Черемхово 147.36 KB
  Разработка и практическое применение новых мотивационных систем непосредственно на самих предприятиях позволяют привлекать новых высококвалифицированных специалистов, способных на деле управлять как малыми, так и большими коллективами, ориентируясь преимущественно при этом на индивидуальное мотивирование в соответствии с количеством и качеством труда, затраченного индивидом.
49220. Разработать микропроцессорную систему и цифровое устройство управления подачей добавок в ДСП 637.56 KB
  Задание на курсовую работу: Разработать микропроцессорную систему управления подачей добавок в ДСП. Разработать цифровое устройство управления подачей добавок в ДСП. В настоящее время имеется достаточно большое количество вариантов оснащения ДСП различными устройства подачей добавок. При этом стоит задача управления отдельными локальными потоками подачи в печь добавок.
49221. Исследование фильтрационного потока от нагнетательной скважины к эксплуатационной и исследование нерадиального установившегося движения жидкости и газов к одной скважине 279.55 KB
  ВЫЯСНЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ФОРМЫ КОНТУРА ОБЛАСТИ ПИТАНИЯ НА ДЕБИТ СКВАЖИНЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ В ПЛАСТЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЛЬТРАЦИОННОГО ПОТОКА ОТ НАГНЕТАТЕЛЬНОЙ СКВАЖИНЫ К ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НЕРАДИАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЖИДКОСТИ К СКВАЖИНЕ ПРИ КРУГОВОМ КОНТУРЕ ОБЛАСТИ...
49222. Разработка устройства для сигнализации давления в 6-ти точках 159.63 KB
  Идентифицировать номер датчика и сигнал01. Начало =6;B=1 Опрос датчика Вывод в порт № датчика K=0 да нет Вывод в порт Вывод в порт B=B1 B=B1 B B нет нет да да Конец Разработать устройство для сигнализации давления в 6ти точках. Идентифицировать номер датчика и сигнал01. Реализация программы управления на языке SSEMBLER MVI D 6 Колво датчиков = 6 MVI B 1 № первого датчика For IN1 Проводим опрос OUT 2 Подаем значение в порт0 или1 MOV B Выводим номер датчика OUT 3 Выводим этот номер в порт INR B 1 CMP D Сравнение с пред...